К видам медицинской помощи относится медицинская помощь. Экстренная и неотложная медицинская помощь. Экстренная и неотложная медицинская помощь

Характеристика видам, формам и условиям оказания медицинской помощи .

Действующий Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об охране здоровья), впервые на уровне закона, дает определение медицинской помощи. Под которой понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Виды медицинской помощи

Виды медицинской помощи населению поименованы в ст. 32 Закона об охране здоровья. К ним относят:

    первичная медико-санитарная помощь (комплекс экстренных медицинских мероприятий, проводимых внезапно заболевшему или пострадавшему на месте происшествия и в период доставки его в медицинское учреждение. На данный момент термин не используется официально, считается устаревшим, хотя зачастую встречается.);

    специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинскую помощь;(При заболеваниях, требующих специальных методов лечения, диагностики и использования сложных медицинских технологий, оказывается специализированная медицинская помощь. Этот вид помощи осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, личных средств граждан и других источников, не запрещенных законодательством РФ.)

    скорая , в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь(Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства; осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территории ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.

Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно);

    паллиативная медицинскую помощь . (Паллиати́вная по́мощь (от фр.palliatif от лат. pallium - покрывало, плащ)- это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкнувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, а также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким) (Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми или опасными заболеваниями, оказывается бесплатно или на льготных условиях соответствующими лечебно-профилактическими учреждениями. Перечень и виды льгот при оказании этого вида медицинской помощи устанавливаются Государственной Думой и Правительством РФ, а также правительствами республик, входящих в состав РФ, органами власти и управления на местах.Медицинская помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается бесплатно в предназначенных для этой цели учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Виды и объем этой помощи устанавливаются Министерством здравоохранения РФ и Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора РФ совместно с заинтересованными министерствами и ведомствам)

Следует подчеркнуть, что Закон об охране здоровья граждан не только называет виды медицинской помощи в здравоохранении, дает их дефиниции (краткое определение какого-либо понятия.), но также закрепляет формы и условия оказания медицинской помощи, что, безусловно, можно отнести к его достоинствам. Формы и условия оказания медицинской помощи определяются также Положениями об организации оказания соответствующих видов медицинской помощи.

Формы оказания медицинской помощи

    Экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;( Скорая медицинская помощь по новому закону оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Экстренную помощь обязаны оказывать любые медицинские организации и медицинские работники. )

    Неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;( является разновидностью первичной медико-санитарной помощи и оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. Для этого в структуре медицинских организаций создается служба неотложной медицинской помощи.)

    Плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Экстренная и неотложная медицинская помощь

Экстренная медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Необходимо отметить, что чёткое разграничение форм и условий оказания медицинской помощи устранило существующую ранее терминологическую неопределенность в данном вопросе. Однако в виду отсутствия нормативных критериев разделения экстренной и неотложной медицинской помощи, у медицинских работников на практике возникает ряд проблем с определением наличия угрозы для жизни пациента и, как следствие, невозможность точного отнесения оказываемой помощи к той или иной форме.

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Условия оказания медицинской помощи

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

    Вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

    Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

    В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

    Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Статья 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ № 323) говорит о том, что в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается. Схожая формулировка была в старых Основах законодательства об охране здоровья граждан в РФ (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1, утратили силу с 01.01.2012), правда в ней фигурировало понятие « ». Что же представляет собой экстренная медицинская помощь и каково её отличие от неотложной формы?

Попытку обособить неотложную медицинскую помощь от экстренной либо привычной каждому из нас скорой медицинской помощи предпринимали ранее чиновники Минздравсоцразвития России (с мая 2012 года - ). Поэтому приблизительно с 2007 г. можно говорить о начале некоторого обособления либо разграничения понятий «экстренная» и «неотложная» помощь на законодательном уровне.

Однако в толковых словарях русского языка четких различий между данными категориями нет. Неотложный - тот, который не может быть отложен; срочный. Экстренный - срочный, чрезвычайный, неотложный. ФЗ № 323 поставил окончательную точку в этом вопросе, утвердив три разные формы оказания медицинской помощи: экстренную, неотложную и плановую.

Экстренная

Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента.

Неотложная

Медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента.

Плановая

Медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Как можно убедиться, неотложная и экстренная медицинская помощь противопоставляются друг другу. На сегодняшний момент абсолютно любая медицинская организация обязана бесплатно и безотлагательно оказывать только экстренную медицинскую помощь. Так существуют ли какие-то существенные отличия двух обсуждаемых понятий?

Главным отличием является то, что ЭМП оказывается при случаях, составляющих угрозу для жизни человека, а неотложная — без явных признаков угрозы жизни . Однако проблема заключается в том, что законодательством четко не определено, какие случаи и состояния считать угрозой, а какие нет. Более того, не ясно, что считать явной угрозой? Не описаны заболевания, патологические состояния, признаки, свидетельствующие именно об угрозе жизни. Не обозначен механизм определения угрозы. Кроме всего прочего, состояние может не быть угрозой для жизни в конкретную минуту, но неоказание помощи приведет в последующем к угрожающему жизни состоянию.

Ввиду чего возникает вполне справедливый вопрос: как отличить ситуацию, когда необходима именно экстренная помощь, каким образом проводить грань между экстренной и неотложной помощью. Прекрасный пример отличия экстренной и неотложной помощи обозначен в статье профессора А.А. Мохова «Особенности законодательного регулирования оказания экстренной и неотложной помощи в России»:

Признак Форма медицинской помощь
Экстренная Неотложная
Медицинский критерий Угроза жизни Явная угроза жизни отсутствует
Основание оказания помощи Обращение пациента за помощью (волеизъявление; договорный режим); обращение других лиц (отсутствие волеизъявления; законный режим) Обращение пациента (его законных представителей) за помощью (договорный режим)
Условия оказания Вне медицинской организации (догоспитальный этап); в медицинской организации (госпитальный этап) Амбулаторно (в т. ч. на дому), в рамках дневного стационара
Лицо, обязанное оказывать медицинскую помощь Врач или фельдшер скорой помощи, любой медицинских работник Врач-специалист (терапевт, хирург, офтальмолог и пр.)
Временной интервал Помощь должна быть оказана как можно быстрее Помощь должна быть оказана в разумный срок

Но к сожалению, этого также недостаточно. В данном вопросе однозначно без участия наших «законодателей» не обойтись. Разрешение проблемы необходимо не только для теории, но и для «практики». Одна из причин, как уже было сказано ранее - обязанность каждой медицинской организации оказывать бесплатно медицинскую помощь в экстренной форме, в то время как неотложная помощь может оказываться на платных началах.

Важно отметить, что «образ» экстренной медицинской помощи все еще остается «собирательным». Одна из причин - это территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - ТПГГ), которые содержат (либо не содержат) различные положения касательно порядка и условий оказания ЭМП, критериев экстренности, порядка возмещения расходов на оказание ЭМП и так далее.

Например, ТПГГ 2018 года Свердловской области обозначает, что случай оказания медицинской помощи в экстренной форме должен отвечать критериям экстренного случая: внезапность, острое состояние, угроза жизни . Некоторые ТПГГ упоминают о критериях экстренности, ссылаясь на Приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» (далее - Приказ № 194н). Например, ТПГГ 2018 года Пермского края обозначает, что критерием экстренности медицинской помощи является наличие угрожающих жизни состояний, определенных в:

  • п. 6.1 Приказа № 194н (вред здоровью, опасный для жизни человека, который по своему характеру непосредственно создает угрозу для жизни, а также вред здоровью, вызвавший развитие угрожающего жизни состояния, а именно: рана головы; ушиб шейного отдела спинного мозга с нарушением его функции и т.д.* );
  • п. 6.2 Приказа № 194н (вред здоровью, опасный для жизни человека, вызвавший расстройство жизненно важных функций организма человека, которое не может быть компенсировано организмом самостоятельно и обычно заканчивается смертью, а именно: шок тяжелой III - IV степени; острая, обильная или массивная кровопотери и т.д.* ).

* Полный перечень определен в Приказе № 194н.

По мнению чиновников министерства, неотложная медицинская помощь оказывается в том случае, если имеющиеся патологические изменения у пациента не являются опасными для жизни. Но из различных нормативно-правовых актов Минздравсоцразвития России следует, что существенных различий между экстренной и неотложной медицинской помощью нет.

Некоторые ТПГГ указывают, что оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи , утвержденными приказами Минздрава России, по состояниям, синдромам, заболеваниям. А, например, ТПГГ 2018 года Свердловской области обозначает, что оказание экстренной помощи осуществляется в амбулаторных, стационарных условиях и условиях дневных стационаров в следующих случаях:

  • при возникновении экстренного состояния у пациента на территории медицинской организации (при обращении пациента за медицинской помощью в плановой форме, для проведения диагностических исследований, консультаций);
  • при самостоятельном обращении пациента или доставке его в медицинскую организацию (как ближайшую) родственниками или другими лицами при возникновении экстренного состояния;
  • при возникновении экстренного состояния у пациента в момент проведения лечения в медицинской организации, проведении ему плановых манипуляций, операций, исследований.

Кроме всего прочего важно отметить, что при состоянии здоровья гражданина, требующем оказания медицинской помощи в экстренной форме, осмотр гражданина и лечебные мероприятия осуществляются по месту его обращения незамедлительно медицинским работником, к которому он обратился.

К сожалению, ФЗ № 323 содержит лишь сами анализируемые понятия без «разделяющих» эти понятие критериев. Ввиду чего возникает ряд проблем, основной из которых является сложность определения на практике наличия угрозы для жизни. Как следствие возникает острая необходимость четкого описания заболеваний и патологических состояний, признаков, свидетельствующих об угрозе для жизни больного, за исключением самых явных (например, проникающие ранения грудной клетки, брюшной полости). Неясно, каким должен быть механизм определения угрозы.

Приказ Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» позволяет вывести некоторые состояния, свидетельствующие об угрозе жизни. Приказ гласит, что поводом для вызова скорой медицинской помощи в экстренной форме являются внезапные острые заболевания, состояния, обострения хронических заболеваний, представляющие угрозу жизни пациента, в том числе:

  • нарушения сознания;
  • нарушения дыхания;
  • нарушения системы кровообращения;
  • психические расстройства, сопровождающиеся действиями пациента, представляющими непосредственную опасность для него или других лиц;
  • болевой синдром;
  • травмы любой этиологии, отравления, ранения (сопровождающиеся кровотечением, представляющим угрозу жизни, или повреждением внутренних органов);
  • термические и химические ожоги;
  • кровотечения любой этиологии;
  • роды, угроза прерывания беременности.

Как можно заметить, это лишь примерный перечень, однако мы полагаем, что он может быть использован по аналогии при оказании иной медицинской помощи (не скорой).

Однако из анализируемых актов следует, что нередко вывод о наличии угрозы для жизни делает либо сам потерпевший, либо диспетчер скорой помощи, основываясь на субъективном мнении и оценке происходящего лицом, обратившимся за помощью. В такой ситуации возможны как переоценка опасности для жизни, так и явная недооценка тяжести состояния пациента.

Хочется надеяться, что наиболее важные детали будут вскоре в более «полном» объеме прописаны в актах. На сегодняшний момент медицинским организациям, вероятно, все же не стоит игнорировать врачебное понимание экстренности ситуации, наличия угрозы жизни пациента и срочности действий. В медицинской организации в обязательном порядке (а точнее в сильно рекомендательном) должна быть разработана локальная инструкция по экстренному оказанию медицинской помощи на территории организации, с которой должны быть ознакомлены все медицинские работники.

Статья 20 Закона № 323-ФЗ гласит, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия (далее - ИДС) гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.

Однако ситуация оказания медицинской помощи в экстренной форме (что также считается медицинским вмешательством) подпадает под исключение. А именно допускается медицинское вмешательство без согласия лица по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека, если состояние не позволяет выразить свою волю, или отсутствуют законные представители (пункт 1 части 9 статьи 20 ФЗ № 323). Аналогично основание и для разглашения врачебной тайны без согласия пациента (пункт 1 части 4 статьи 13 ФЗ № 323).

В соответствии с п. 10 статьи 83 ФЗ № 323 расходы, связанные с оказанием гражданам бесплатной медицинской помощи в экстренной форме медицинской организацией, в том числе медицинской организацией частной системы здравоохранения, подлежат возмещению. О возмещении расходов на оказании ЭМП читайте в нашей статье: Возмещение расходов на оказание бесплатной медицинской помощи в экстренной форме.

После вступления в силу Приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной)...» (далее - Приказ Минздрава № 121н) у многих граждан возникло вполне обоснованное заблуждение, что неотложную медицинскую помощь необходимо включать в лицензию на медицинскую деятельность. Вид медицинской услуги «неотложная медицинская помощь», подлежащий , указан также в Постановлении Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности».

Однако Минздрав РФ в своем Письме №12-3/10/2-5338 от 23.07.2013 дал следующее разъяснение на данную тему: «Что касается работы (услуги) по неотложной медицинской помощи, то данная работа (услуга) введена для лицензирования деятельности медицинских организаций, которые в соответствии с частью 7 статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ создали в своей структуре подразделения для оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме. В иных случаях оказания медицинской помощи в неотложной форме получение лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по неотложной медицинской помощи, не требуется».

Таким образом, вид медицинской услуги «неотложная медицинская помощь» лицензированию подлежит только теми медицинскими организациями, в структуре которых в соответствии со статьей 33 ФЗ № 323 создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

В статье использованы материалы из статьи Мохова А.А. Особенности оказания экстренной и неотложной помощи в России // Правовые вопросы в здравоохранении. 2011. № 9.

Подпишитесь на нас

Возможность получения медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

Порядок, объемы и условия оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

Медицинская помощь в МКМЦ «Бонум» оказывается в плановом порядке. Плановая медицинская помощь – это медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
В рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная врачебная и первичная специализированная;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

    Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях в плановой форме при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и (или) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего;
    Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-педиатрами.

    Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

    Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Первичная специализированная медико-санитарная помощь (консультативно-диагностическая) в амбулаторно-поликлинических учреждениях предоставляется по направлению лечащего врача или другого врача-специалиста медицинской организации, к которой пациент прикреплен для оказания первичной медико-санитарной помощи по территориально-участковому принципу, с обязательным указанием цели консультации и при наличии результатов предварительного обследования. Период ожидания консультативного приема не должен превышать двух недель.

    Высокотехнологичная медицинская помощь является частью специализированной медицинской помощи и включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, роботизированной техники, информационных технологий.
    Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения Российской Федерации. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и условиях дневного стационара. Госпитализация в круглосуточный стационар осуществляется по направлению лечащего врача или врача-специалиста амбулаторно-поликлинического учреждения в соответствии с медицинскими показаниями, требующими госпитального режима, проведения интенсивных методов лечения и круглосуточного наблюдения врача. Оказание плановой специализированной медицинской помощи в условиях стационара гражданам из других муниципальных образований в Свердловской области осуществляется бесплатно по направлению медицинской организации с места жительства пациента в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и маршрутизации пациентов по профилям медицинской помощи, установленными нормативными документами Российской Федерации и Свердловской области с учетом установленного Программой периода ожидания. В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требования законодательства Российской Федерации о персональных данных. Время ожидания плановой госпитализации в медицинских организациях для оказания специализированной медицинской помощи, за исключением высокотехнологичной медицинской помощи, допускается в пределах, не превышающих 30 дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки), а также в зависимости от состояния пациента и характера течения заболевания. Время ожидания плановой госпитализации для получения высокотехнологичной медицинской помощи по разным профилям определяется исходя из потребности граждан в тех или иных видах медицинской помощи, ресурсных возможностей медицинского учреждения и наличия очередности. Условия госпитализации в медицинские организации: 1) обязательным условием является наличие направления на плановую госпитализацию и данных догоспитального обследования; 2) больные размещаются в палатах на 2 и более мест с соблюдением действующих санитарно-гигиенических требований и норм; 3) проведение лечебно-диагностических манипуляций начинается в день госпитализации после осмотра больного лечащим или дежурным врачом.

    Условия оказания медицинской помощи в дневных стационарах всех типов: 1) показанием для направления больного в дневной стационар является необходимость проведения активных лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, в том числе после выписки из стационара круглосуточного пребывания. Длительность ежедневного проведения вышеназванных мероприятий в дневном стационаре составляет от 3 до 6 часов; 2) допускается очередность на госпитализацию в дневные стационары в пределах до 30 дней в зависимости от состояния больного и характера течения заболевания, организация работы дневного стационара может быть в одно - или двухсменном режиме; 3) в дневном стационаре в условиях медицинской организации больному предоставляются: - в дневном стационаре в амбулаторно-поликлиническом учреждении - место (койка); - в дневном стационаре в структуре круглосуточного стационара - койка на период проведения лечебно-диагностических или реабилитационных мероприятий; - ежедневное наблюдение лечащего врача; - диагностика и лечение заболевания; - медикаментозная терапия, в том числе с использованием парентеральных путей введения (внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции и иное); - лечебные манипуляции и процедуры по показаниям.

  • Виды, формы и условия оказания медицинской помощи

    В рамках Территориальной программы бесплатно предоставляются:

    1. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная;

    2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

    3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

    4. Паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

    Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по медицинской профилактике заболеваний, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, формированию здорового образа жизни, диагностику и лечение заболеваний и состояний, диспансерное наблюдение женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждение искусственного прерывания беременности (абортов), санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам.

    ​ В рамках первичной медико-санитарной помощи осуществляется формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

    ​ Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в неотложной и плановой формах в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях, в том числе в центрах планирования семьи и репродукции, а также вне медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы.

    Первичная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), а также соответствующим средним медицинским персоналом.

    ​ Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.

    ​ Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

    Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается жителям города Москвы медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемым Департаментом здравоохранения города Москвы на основании перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, и перечнем медицинских организаций, утверждаемым Департаментом здравоохранения города Москвы.

    ​ Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной системы здравоохранения вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), в амбулаторных и стационарных условиях выездными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, в том числе по вызову медицинской организации, в штате которой не состоят медицинские работники выездной экстренной консультативной бригады скорой медицинской помощи, в случае невозможности оказания в указанной медицинской организации необходимой медицинской помощи.

    ​ При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

    ​ Паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных. Паллиативная медицинская помощь оказывается в специализированных медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы - хосписах и в отделениях паллиативного лечения медицинских организаций.

    Медицинская помощь в рамках Территориальной программы предоставляется:

    1. Станцией скорой и неотложной медицинской помощи (скорая медицинская помощь) и ее структурными подразделениями;

    2. Амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями, а также дневными стационарами всех типов (амбулаторная и неотложная медицинская помощь);

    3. Больничными учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями (стационарная медицинская помощь).

    В рамках Территориальной программы обеспечивается также оказание медицинской помощи в неотложной форме.

    При оказании амбулаторной помощи по неотложным показаниям прием врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами-акушерами-гинекологами осуществляется в день обращения пациента.

    ​ Оказание неотложной помощи выездными бригадами амбулаторно-поликлинических учреждений (отделений и кабинетов неотложной помощи) осуществляется в течение двух часов с момента обращения.Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановом порядке осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме.

    Стационарная медицинская помощь предоставляется в случаях заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, искусственном прерывании беременности (абортов), а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемиологическим показаниям.

    ​ Стационарная медицинская помощь в плановой форме (плановая госпитализация) осуществляется не позднее десяти дней со дня обращения пациента. Плановая госпитализация обеспечивается при наличии направления амбулаторно-поликлинического учреждения. Стационарная медицинская помощь в экстренной форме осуществляется безотлагательно. В целях выполнения стандартов медицинской помощи гражданам предоставляются бесплатные транспортные услуги в порядке, устанавливаемом Департаментом здравоохранения города Москвы.

    ​ Одному из родителей, законному представителю или иному члену семьи предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. Оплата пребывания одного из родителей, законного представителя или иного члена семьи осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и средств бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования.

    ​ По медицинским и (или) эпидемиологическим показаниям обеспечивается размещение пациентов в маломестных палатах (боксах).

    1. Мероприятия по реабилитации больных осуществляются в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.

    2. При оказании медицинской помощи гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, организация обеспечения которых лекарственными препаратами предусматривается законодательством Российской Федерации, и отдельным категориям граждан, имеющим право на оказание социальной поддержки в соответствии с правовыми актами города Москвы, осуществляется обеспечение указанных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

    3. При оказании в рамках Территориальной программы первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», и медицинскими изделиями, а также лечебным питанием, в том числе специализированными продуктами лечебного питания, которые предусмотрены стандартами медицинской помощи.

    Обеспечение донорской кровью и ее компонентами осуществляется при оказании специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в рамках Территориальной программы, в соответствии с федеральным законодательством.

    В рамках Территориальной программы осуществляется диспансерное наблюдение, которое представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц.

    Порядок проведения диспансерного наблюдения и перечень включаемых в него исследований утверждаются Департаментом здравоохранения города

    Москвы в соответствии с порядком и перечнем, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения.

    1. Граждане информируются о возможности получения медицинской помощи в рамках Территориальной программы.

    2. Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. Внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы осуществляется отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы.

    4. В рамках Территориальной программы гражданам предоставляется медицинская помощь при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования и призыве на военные сборы, а также при направлении на альтернативную гражданскую службу, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной службе.

    5. В рамках Территориальной программы предоставляются медицинская помощь, медицинские и иные услуги в центре по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрах медицинской профилактики, санаториях, в том числе детских и для детей с родителями, бюро судебно-медицинской экспертизы, медицинских информационно-аналитических центрах, бюро медицинской статистики, в центрах планирования семьи и репродукции, домах ребенка, включая специализированные, хосписах, молочно-раздаточных пунктах (при амбулаторно-поликлинических учреждениях) и иных медицинских организациях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения, которые не осуществляют в 2013 году деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в городе Москве.

    6. В рамках Территориальной программы обеспечивается:

      Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников бюджетной сферы города Москвы, включенных в перечень для проведения таких медицинских осмотров;

      Оказание медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятий в случае, если организатором таких мероприятий является Правительство Москвы;

      Медицинские осмотры детей в целях получения разрешения для занятий физкультурой и спортом;

      Медицинское обследование спортсменов, в том числе проведение восстановительного лечения и реабилитации.

  • 3. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи: определение, виды участков (количество прикрепленного населения по видам участков).
  • 4. Права и обязанности участкового врача-терапевта.
  • 5. Структура поликлиники. Критерии эффективности работы поликлиники.
  • 6. Основные разделы работы участкового врача-терапевта.
  • 7. Показатели эффективности работы участкового врача-терапевта.
  • 8. Организация работы кабинета (отделения) неотложной помощи поликлиники.
  • 9. Отделение профилактики: организация работы, структура, функции.
  • 10. Вакцинопрофилактика: нормативные документы. Организация работы кабинета вакцинопрофилактики. Противопоказания к вакцинации.
  • 11. Центр здоровья: организация работы, структура, функции.
  • 12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.
  • 13. Рецептурный бланк 148-1/у-88: назначение, правила оформления, регистрация, учет и хранение.
  • 18. Диспансеризация: цели, порядок проведения, формируемые группы здоровья по итогам проведения.
  • 19. Этапы проведения диспансеризации. Перечень обязательных обследований.
  • 20. Группы состояния здоровья, формируемые по итогам диспансеризации. Необходимые мероприятия в отношении каждой группы.
  • 21. Порядок проведения предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров.
  • 22. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными (опасными) условиями труда.
  • 23. Порядок проведения диспансерного наблюдения. Группы диспансерного наблюдения.
  • 24. Правила ведения документации при диспансерном наблюдении.
  • 25. Критерии качества и эффективности диспансерного наблюдения. Основания для прекращения диспансерного наблюдения.
  • 26. Порядок направления на санаторно-курортное лечение: показания, общие противопоказания, оформление документов.
  • 27. Оформление документации при направлении больного на санаторно-курортное лечение.
  • 28. Порядок направления на госпитализацию: виды, показания, оформление документации.
  • 29. Стационарзамещающие технологии в работе участкового врача терапевта.
  • 32. Определение понятий «трудоспособность» и «нетрудоспособность». Медицинский и социальный критерии нетрудоспособности.
  • 33. Лица, имеющие и не имеющие права на получение листа нетрудоспособности.
  • 34. Врачи, имеющие и не имеющие права на выдачу листа нетрудоспособности.
  • 35. Врачебная комиссия: организация работы, основные функции.
  • 36. Функциональные обязанности участкового врача-терапевта при проведении экспертизы временной нетрудоспособности.
  • 37. Функциональные обязанности заведующего отделением при проведении экспертизы временной нетрудоспособности.
  • 38. Основные категории жизнедеятельности, нарушений структуры и функции организма, степени их ограничения.
  • 39. Группы инвалидности, критерии их установления, сроки переосвидетельствования.
  • 40. Структура учреждений мсэ, функции.
  • Вопросы к зачету:

    1. Виды медицинской помощи, условия и формы ее оказания.

    Медицинская помощь оказывается в виде:

      первичной медико-санитарной помощи;

      скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

      специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;

      паллиативной медицинской помощи.

    Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

      вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

      амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

      в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

      стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

    Медицинская помощь оказывается в форме:

      экстренной медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

      неотложной медицинской помощи, оказываемой при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, без явных признаков угрозы жизни пациента, не требующих экстренной медицинской помощи;

      плановой медицинской помощи, оказываемой при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

    2. Первичная медико-санитарная помощь: определение, виды.

    Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Первичная медико-санитарная помощь в медицинских организациях может оказываться населению:

    а) в качестве бесплатной - в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующих бюджетов, а также в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

    б) в качестве платной медицинской помощи - за счет средств граждан и организаций.

    Первичная медико-санитарная помощь включает следующие виды:

      первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами, другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, отделений (кабинетов) медицинской профилактики, центров здоровья;

      первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами) врачебных амбулаторий, здравпунктов, поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, офисов врачей общей практики (семейных врачей), центров здоровья и отделений (кабинетов) медицинской профилактики;

      первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами разного профиля поликлиник, поликлинических подразделений медицинских организаций, в том числе оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.