Китай ввёл армию в Таджикистан. Грозит ли Таджикистану долговая яма: зачем Китай кредитует Центральную Азию

В середине января парламент Таджикистана ратифицировал протокол о демаркации своей границы, согласно которому Китаю отходит 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий, что составляет 0,77 процента от общей территории Таджикистана. В церемонии по случаю передачи земли приняли участие военные чиновники двух стран, которые обменялись памятными подарками.

На переданной земле находится часть Памирской горной цепи, которая пересекает несколько центральноазиатских стран, пишет сайт ASIA-Plus.

Таджикистан – одно из нескольких центральноазиатских государств, имеющих границу с Китаем. Граничит с Китаем и Казахстан. В прошлом году Казахстан отклонил предложение Пекина об аренде миллиона гектаров казахской земли вдоль границы для выращивания сои.

82 ТЫСЯЧИ КИТАЙЦЕВ

В июне этого года сообщалось, что в Таджикистан приедут 1,5 тысячикитайских фермеров для освоения двух тысяч гектаров земель в южных, преимущественно горных районах - Кумсангирском и Бохтарском

Хатлонской области - для выращивания хлопка и риса.

В миграционной службе Таджикистана говорят, что еще в 2007 году 30 тысяч китайских рабочих-мигрантов были заняты на строительстве дорог, электроподстанций и на горных участках. Есть претензии, что некоторые китайские рабочие не возвращаются домой после завершения проектов.

По официальным данным, число граждан Китая в Таджикистане на начало 2010 года составляло около 82 тысяч человек.

ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕТ

Рахим Масов, директор Института истории таджикской Академии наук, известный ученый, академик, с 2004 года является членом Таджикско-Китайской межправительственной комиссии. Масов заявил в интервью Би-би-си, что лично он не подписывал документ, согласно которому часть территории Таджикистана забирает Китай, пишет сайт Tajmicrant.com.

– Это было неправильное решение правительства Таджикистана. Территориальная целостность и неделимость нашего государства является для каждого таджика делом чести и достоинства, – говорит академик Рахим Масов.

Он сообщил, что в результате многолетней работы ученых еще в
советское время было выявлено, что именно на этой территории Таджикистана (Восточный Памир) имеются большие запасы 17 видов полезных ископаемых, пишет сайт Tajmicrant.com.

Ученый убежден, что нет и исторических предпосылок для передачи таджикских земель Китаю.

«Для решения этого вопроса правительством Таджикистана образована специальная комиссия. КНР тогда требовала передать ей земли таджикского Восточного Памира. Таджикистан, естественно, был не согласен с такой постановкой вопроса. В результате переговоров решили передать только более 3 процентов территории. Необходимо напомнить, что в прежние времена Бухарский эмират не имел общей границы с Китаем, так как Бадахшан временно присоединился к Бухаре лишь в 1895 году. Тогда на Памире стояли российские отряды. КНР не имела никаких дел в этом регионе. И Бухарский эмират, и Памир подчинялись РФ», – цитирует агентство «Регнум» историка.

Хамрохон Зарифи, глава министерства иностранных дел Таджикистана, выступая перед парламентариями, заявил, что Китай и Россия в 1884 году подписали соглашение под названием «Новый Маргелан», согласно которому власти нынешнего Китая претендовали на более чем 28 тысяч квадратных километров таджикской территории.

АКАЕВА НАКАЗАЛИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗЕМЕЛЬ

Проблема разрешения территориальных споров с Китаем стояла не только перед Таджикистаном, но и перед Кыргызстаном и Казахстаном.

12 августа 2010 года Аскара Акаева, бывшего президента Кыргызстана, лишили статуса неприкосновенности за ряд преступлений, в том числе за «передачу Казахстану и Китаю части исконно кыргызских земель». Казахстан тоже делал уступки, но об этом в обществе не вспоминают.

Изменение линии государственной границы с Китаем и Казахстаном в пользу последних члены Временного правительства Кыргызстана назвали «тягчайшим преступлением», совершенным Аскаром Акаевым во время его президентства.

«Из-за его преступной соглашательской позиции по вопросам линии прохождения кыргызско-китайской и кыргызско-казахстанской границ исконно кыргызские земли, названия которых свидетельствуют об их неотъемлемой исторической принадлежности кыргызскому народу, отошли Китаю и Казахстану», - говорится в декрете.

Наше радио Азаттык писало, что в 2001 году в результате делимитации государственной границы с Кыргызстаном Казахстану отошло около 600 гектаров земель. Но до этого Казахстан сам лишился ряда приграничных территорий. Например, в апреле 1994 года в результате соглашения о казахстанско-китайской государственной границе Казахстан передал Китаю территорию площадью 946 квадратных километров.

В 1997 году была решена судьба двух спорных районов в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. Тогда Китаю перешла территория площадью около 530 квадратных километров.

В сентябре 2002 года Казахстан уступил Узбекистану часть земель Сарыагашского района Южно-Казахстанской области, включая село Туркестанец. Часть территории Кызылординской области также отошла Узбекистану. В общей сложности узбекской стороне досталось около 1700 гектаров земель.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА В КАЗАХСТАНЕ

Наше радио Азаттык уже рассказывало, что два года назад, в 2009 году, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил визит в Китай. Тогда была достигнута договоренность о китайском кредите в 10 миллиардов долларов.

После того визита Нурсултан Назарбаев на заседании Совета иностранных инвесторов сообщил о возможном предоставлении Китаю в аренду 1 миллиона гектаров орошаемой земли. Однако позже в том же году, после бурного протеста казахстанской общественности, он не только отказался от претворения в жизнь этой идеи, но и пригрозил привлечь к ответственности тех, кто будет «распространять слухи на эту тему».

Своих оппонентов он отослал к 23-й статье Земельного кодекса. «Черным по белому написано, что земля не может быть продана иностранцам. Что еще можно добавить к этому?» – заявил президент Казахстана по этой резонансной теме в декабре 2009 года и больше к ней не возвращался.

«Китай вторгся в Таджикистан», «Центральная Азия стала объектом китайской военной экспансии». Эти и другие, не менее сенсационные, заголовки появились в последние недели на лентах ряда информационных агентств и на страницах некоторых газет. В действительности громкая новость оказалась обыкновенной «уткой»: никакого вторжения не было и в ближайшее время не предвидится. Однако размах информационной кампании заставляет задуматься: кому это выгодно?

Живя уже больше двадцати лет в «демократическом» обществе, казалось бы, пора привыкнуть к тому, что сообщения СМИ далеко не всегда правдивы и объективны. Однако история с «китайским вторжением» показала: человеческая фантазия, равно как и человеческая доверчивость, безгранична. «Новости» поверили тысячи людей, причём не только далёкие от политики обыватели, но и серьёзные эксперты. Вкратце суть «утки» заключалась в следующем: власти Таджикистана втайне от народа якобы передали Китаю 1,5 тысячи квадратных километров территории, богатой залежами полезных ископаемых. Тем самым Душанбе вроде бы расплатился с большим внешним долгом Пекину. Более того, как указывали авторы сообщений, 6 мая Китай ввёл на перешедшие ему земли военные силы. А этот факт, предупреждали особенно щедрые на выдумку журналисты, может привести к восстанию жителей восточных районов Таджикистана и даже к полномасштабной войне.

Что же произошло? Передал ли Таджикистан кусок своей земли Китаю на самом деле? Да, передал. Только было это вовсе не «тайной сделкой» Пекина и Душанбе, а открытым и длительным процессом. Начался он сразу после развала СССР. Тогда КНР проявила стремление решить накопившиеся с давних времён погранично-территориальные споры. Позиция официального Пекина была вполне трезвой и прагматичной. Дело в том, что в XIX веке границы между Китаем и среднеазиатскими владениями России устанавливались достаточно произвольно. Зачастую вопросы разграничения земель решались не на высшем межгосударственном уровне, а путём переговоров с местными властителями (ослабевшая к этому времени империя Цин слабо контролировала свои владения в Восточном Туркестане).

После образования в 1991 году в регионе новых независимых государств, три из которых (Казахстан, Киргизия и Таджикистан) граничили с Китаем, Пекин поднял этот вопрос. В итоге к началу нового тысячелетия большинство спорных участков границ были делимитированы. Так, в ходе переговоров с Казахстаном, завершившихся в 1997 году, Китай получил 407 квадратных километров прежде спорной территории, а Казахстан — 537. Ещё более внушительная территория стала объектом переговоров между КНР и Киргизией. По соглашению «О киргизско-китайской государственной границе», заключённому в 1999 году, Китай получил более тысячи квадратных километров, в том числе пограничную заставу Узенгю-Кууш в Нарынской области.

Таким образом, Таджикистан вовсе не был «белой вороной» среди республик Центральной Азии. Правда, объём территориальных претензий Пекина к Душанбе был наибольшим: Китай претендовал на 28 тысяч квадратных километров территории страны. Процесс урегулирования пограничных споров затянулся до 2011 года, когда парламент Таджикистана проголосовал за передачу КНР тысячи с лишним квадратных километров на востоке страны — в Горно-Бадахшанской автономной области. Большая часть территории — это Сарыкольский хребет и его отроги, находящиеся на высоте 4000-5000 метров и практически непригодные для жизнедеятельности человека.

Казалось бы, инцидент исчерпан и дальнейшие споры не имеют смысла. Однако, судя по недавнему информационному вбросу, так думают не все. Найти источник шумихи вокруг «китайского вторжения» оказалось делом несложным. О том, что военнослужащие КНР пересекли новую линию границы, ещё в сентябре прошлого года в интервью иранскому радио заявил руководитель оппозиционной Объединённой социал-демократической партии Таджикистана Рахматилло Зойиров. При этом политик ссылался на разговоры с местными жителями, с которыми встречался ещё в 2011 году. Представители МИД Таджикистана тогда опровергли заявления оппозиционера. Однако спустя полгода «утку» подхватили теперь уже российские информагентства. Как предположил эксперт Аркадий Дубнов, информацию «слили» круги, близкие к таджикской оппозиции.

Но почему сомнительная новость, к тому же не первой свежести, наделала столько шума? Напомним, что в этом году в Таджикистане должны состояться президентские выборы. Нынешний глава государства Эмомали Рахмон неоднократно намекал, что не прочь сохранить за собой кресло. Возможно, что новостная «утка» является попыткой его противников разыграть «пограничную карту». Кстати, в соседней Киргизии аналогичный повод был использован для свержения власти: одним из лозунгов оппозиции перед «мартовской революцией» 2005 года был именно пересмотр соглашений с Китаем. И ещё один штрих: 18 мая начался официальный визит Эмомали Рахмона в Пекин. Не исключено, что реанимация вопросов, связанных с границей, направлена на то, чтобы испортить китайско-таджикские отношения. А в этом заинтересована не только и не столько оппозиция, сколько силы, имеющие на регион свои виды. В первую очередь Соединённые Штаты Америки, которые с большой ревностью следят за усилением влияния КНР.

Следите за нашими новостями на

Рунет взбудоражили слухи об “оккупации” Горного Бадахшана

Приверженцы концепции “китайской угрозы” недавно получили новый повод порассуждать о тихой экспансии КНР на постсоветском пространстве. Слухи об оккупации таджикской территории войсками Поднебесной взбудоражили новостное пространство.

Сразу несколько российских СМИ перепечатали сообщение, появившееся в начале мая в сетевом издании Forum.msk. Со ссылкой на неназванные источники в таджикской оппозиции издание сообщило, что китайские войска захватили восточный Памир в Мургабском районе Таджикистана и взяли под свой контроль единственную автомагистраль в регионе.

Издание сообщило также, что Таджикистан за годы независимости уже передал Китаю 1,5 тысячи квадратных километров спорных территорий, общая площадь которых составляет 28,5 тыс. кв. км. Также утверждается, что в начале года Душанбе в счет погашения внешнего долга перед Пекином готовился передать часть памирского высокогорья, которое считается непригодным для жизни, но богато месторождениями драгоценных камней, редких минералов и даже урана. В Мургабе уже начались поисковые работы, делаются карты и в ближайшее время начнется оценка месторождений, заявило. издание

“Никто точно не знает, каков объем урановых месторождений на Бадахшане, но известно, что уран там есть, — отметил главный редактор ФОРУМа.мск Анатолий Баранов. — Кроме того, там немало залежей стратегического сырья, в том числе вольфрама и редкоземельных металлов. Это правда, что для жизни Мургаб, где даже летом лежит снег, малопригоден. Но это важная стратегическая точка — Мургаб лежит на Памирском тракте, таким образом КНР будет контролировать единственную транспортную артерию на Памире. В целом Таджикистан — это пряжка солдатского ремня, которым Россия держит Среднюю Азию, и сдача позиций в Таджикистане — это сдача всего региона, до Оренбурга и Астрахани. Хотя, когда русские погранвойска выходили с таджикско-афганской границы по решению Путина, было уже ясно — Россия уходит с Востока, а на ее место обязательно кто-то придет. Китай сделал заявку, к моменту вывода войск из Афганистана, надо полагать, свой ход сделают США и Великобритания. Интересуются Иран и Пакистан. Напоминает дележку барахла покойника, кому сапоги, кому бушлат…”

Вместе с тем, информация не нашла никакого официального подтверждения ни с таджикской, ни с китайской стороны. Внятных опровержений, впрочем, также не прозвучало.

Чуть позднее ситуацию немного прояснили киргизские журналисты из портала "Вести.kg". Как сособщил им начальник Погранслужбы Киргизии Токон Мамытов, сообщения о вводе китайских войск в Таджикистан — не более чем "утка". "Я только сегодня утром разговаривал по телефону с первым зампредом ГКНБ Республики Таджикистан, главой главного управления Погранвойск Таджикистана Мирзо Шерали, и он сказал, что обстановка у них стабильная. Более того, говорить, что Китай занял Мургабский район, значит, в лучшем случае, не понимать происходящих в ЦА процессов. И Душанбе, и Пекин — члены ШОС, подписавшие в рамках этой организации серию документов о соблюдении территориальной целостности. Естественно, сведения о том, что дружественное государство вдруг ни с того ни с сего чуть ли не оккупировало земли своего соседа - ошибочны", - заявил Мамытов.

Эксперты уже высказали предположения, что сообщение могло быть попыткой оказать давление на Душанбе со стороны Москвы, которая также претендует на влияние в регионе. Однако стоит отметить, что прецеденты “тихой” передачи территорий КНР со стороны стран бывшего СССР уже имели место ранее, так что нельзя полностью исключить подобный вариант развития событий в Таджикистане.

На этой неделе СМИ широко обсуждали заявление лидера социал-демократов Рахматилло Зойирова о том, что Китай может получить еще часть таджикской территории. МИД Таджикистана опроверг это заявления, сам Р. Зойиров уточнил, что оно было сделано в прошлом году. Но, тем не менее, главный вопрос остался: а не пожелает ли наш могучий восточный сосед вновь разжиться землей за счет страны, которая задолжала ему деньги?

На этой неделе Радио «Садои Хуросон» распространило сообщение от имени главы ОСДПТ Рахматилло Зойирова о том, что якобы Китай получил больше территорий, чем было оговорено между странами ранее. По его утверждению, передает радио, в целом китайские пограничники перенесли свою территорию на 20км. дальше, чем должны были. Кроме этого, «Садои Хуросон» пишет, что Зойиров не исключает, что военные учения, которые планируются в Хороге, могут быть связаны с дополнительной возможностью передачи мургабских земель Китаю в обмен на существующие долги. И якобы военное присутствие в ГБАО осуществляется для пресечения недовольства со стороны населения, если оно возникнет при передаче земель.
МИД страны уже успел назвать заявление Зойирова провокацией.

Сам глава ОСДПТ днем позже разъяснил ситуацию, частично опровергнув информацию «Садои Хуросон».

По его словам, в конце 2011 года он действительно был свидетелем того, как китайские пограничники «хозяйничали на таджикской территории», вступив вглубь таджикской территории на 20км дальше, чем полагалось на основании заключенного между странами соглашения.

В частности, он говорит:
- Пограничники Китая хозяйничали в глубине за 15-20 километров от спорных границ, причем, устанавливали столбики и тянули проволочное ограждение. Я уже тогда возмутился, что понятие \"выравнивание границ\" таким быть не может, и не исключено, что здесь имеется \"уступка\" территории Таджикистана по каким-то сделкам с Китаем, и возможно, что это уступка по \"долгам\" перед Китаем. У меня тогда еще возникло предположение, что переговоры между Китаем и Таджикистаном, которые велись в 1999-2001 годах, которые потом вылились в договор, заключенный в 2002, явились одной из причин, послужившей выводу российских пограничных войск из Таджикистана. Ибо были бы российские погранвойска, китайские пограничники так бы своевольно там не хозяйничали бы, - сообщил Зойиров «АП».

На вопрос, как он смог определить, что китайские пограничники «хозяйничают» на территории Таджикистана, Р. Зойиров ответил, что о расстоянии до границы он расспрашивал местных людей и таджикских пограничников, которые говорили что до границы не менее 20 километров. Он говорит, что когда он спросил у таджикских пограничников, на основании чего китайские пограничники там хозяйничают, ответа не последовало. «Они считали, что все это делается с разрешения властей Таджикистана», - говорит Р. Зойиров.

Однако при этом глава ОСДПТ опровергает, что связывал военные учения в Хороге с передачей земли Китаю. По его словам, кому-то выгодно преподносить это в таком свете, он не исключает, что это делают лица из власти ради дискредитации руководства республики.

Почему именно сейчас появилась эта публикация, кто ее заказал, это вопрос не ко мне. Но, ясно, что в ближайшее время я заявлений или интервью не давал. Раз появилась информация, причем со ссылкой на меня, без согласования со мной, значит это кому-то, причем из высокопоставленных лиц и, да, в геополитических интересах нужно, - считает политик. - Самое худшее то, что эту информацию трезвонят именно тогда, когда власти Таджикистана по непонятной логике хотят провести масштабные военные учения в ГБАО, что неминуемо приведет к дестабилизации общественно-политической ситуации в регионе, ибо в недрах нашей власти вырастает мощная сила, причем антирахмонская, которая занимается дискредитацией власти, чему пример события в Хороге 24-25 июля 2012 года, - заключил Зойиров.

Аренда на неопределенный срок?

Разговоры о возможной передачи еще одной части мургабских земель Китаю велись и раньше.
В частности, пару недель назад об этом на странице социальной сети фэйсбук со ссылкой на источники из силовых структур писал бывший руководитель ОСДПТ по ГБАО Алим Шерзамонов. Однако, по утверждению Шерзамонова, на этот раз земли будут переданы под «благовидным предлогом» сдачи в аренду на «ограниченный» срок. Об этом он также заявил российскому изданию «Независимая газета».

Здесь можно было бы отметить, что опыт дачи в аренду земель Китаю у нас уже имеется. В том же 2011 году, Таджикистан сдал в аренду китайцам две тысячи гектаров земли Хатлонской области для выращивания риса и хлопка.

Тем не менее, высокопоставленный чиновник в ГБАО сообщил «Озодагон», что никаких разговоров по поводу передачи или аренды земель Китаю нет.

Нам ничего об этом не известно. Никаких разговоров о передачи земель Китаю или об аренде нет. Если только это не обсуждается наверху, - говорит источник.

Памир – ключ к богатствам?

РУКОВОДИТЕЛЬ службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александр Собянин в «Независимой газете» отмечает, что горы Памира и Тянь-Шаня фантастически богаты ураном: по разным оценкам, здесь залегает от 14 до 40% мировых запасов. По его словам сейчас условия добычи на Памире очень сложные, но однажды они станут рентабельными.

«Рост мировой экономики рано или поздно сделает добычу рентабельной. Памир – ключ ко всему Тянь-Шаню. Тот, кто будет контролировать Памир, получит и контрольный пакет в целом ряде «проектов века» Центральной Азии», – приводит слова Собянина издание.

В интервью этому же изданию А. Шерзамонов отмечает, что на непригодном для жизни, но богатого месторождениями Мургабе уже начались поисковые работы, составляются карты и в ближайшее время начнется оценка месторождений.

«Для того чтобы устранить препятствия, таджикский парламент 17 января 2013 года ратифицировал подписанное в июне 2012 года между правительствами Таджикистана и Китая соглашение о режиме таджикско-китайской государственной границы. По новым договоренностям для граждан, которые работают на сопредельной территории, упрощается въезд и выезд. Госграницу они пересекают по спискам. Ранее депутаты приняли поправки к Закону «О недрах», дающие право юридическим лицам вести разработку недр республики, в том числе и урановых месторождений», - отмечает А. Шерзамонов.

В распоряжении «Озодагон» имеются данные ФСБ РФ, которые в какой-то степени могут подтвердить слова таджикского политика. Судя по ним, у Китая уже давно есть интерес к восточным территориям Таджикистана.

Эти данные датированы 2007 годом, но некоторые из этих заключений на сегодняшний день нашли свое подтверждение. В частности, в докладной записке этого ведомства говорится:

«…Кроме того, выявлен устойчивый интерес Китая к территории Горно-Бадахшанской области РТ (ГБАО РТ). В настоящее время со стороны Китая, проводится политика поэтапного «отвоевывания» у Таджикистана, так называемых «спорных территорий» (Восточный Памир), где располагаются большие залежи полезных ископаемых, в которых остро нуждается активно растущая китайская экономика.

Так, в настоящее время Китай считает «спорными землями» несколько территорий РТ, а именно вдоль границы в зоне ответственности погз «Маркан-Су» (около 40км), и погз «Памирская» (22км).

Установлено, что на сопредельной территории КНР, вблизи от линии госграницы, с китайской стороны построена автомобильная дорога с твердым покрытием. Аналогичная автодорога была построена на перевалах «Кызыл-Чиик», «Уз-Бель», «Музкукурук» и «Пангазбело». На основании этого можно было предположить, что КНР активно готовится к демаркации границы с РТ и тем самым стремится завладеть оспариваемыми участками.
Участок таджикско-китайской границы, рассмотренный на переговорах в Пекине 28.10.1994 года представляет собой линию в 476км (по таджикским данным - 520км). Официальное вербальное определение протяженности, принятое таджикской стороной на переговорах «около» 500 км»…
Всего китайской стороной представлялись претензии на 23,3 тыс. кв. км территории Восточного Памира.

Стремление КНР создать геополитическое позиции в Мургабском районе ГБАО РТ исходят именно из-за расположения на данных участках нескольких разведанных месторождений полезных ископаемых, с высокой степенью доступности благодаря рельефу местности.

Доминирующим фактором КНР является планирование и создание на Восточном Памире «свободной экономической зоны», что позволит Китаю интенсивно разрабатывать полезные ископаемые такие, как:
1) Ранг-Куль - (5 погз «Ранг-Куль») - рассыпное золото, (добывалось в годы ВОВ), там же каменная соль;

2) Шат-Пут – (4 погз «Шат-Пут») - драгоценные камни, месторождения рубинов.

3) Агаджан и Дункельдек – (2 погз «Озерная») - флюорит;

4) Шаймак - (1 погз «Кызыл-Рабат») - гипс;

5)Кызыл - Рабат - горячие минеральные источники большой бальнеологической ценности;

6) Анжылга - (3 погз «Ак-СУ») - бокситы;

7) Караджилга – (2 погк «Кара-Куль») - рассыпное золото.

…Представителями КНР под видом «социологических исследований» проводился опрос местного населения по вопросам отношения к политике и экономическим достижениям Китая.

Учитывая, что КНР исторически претендует на часть территорий РТ западнее Мургаба, не исключено что китайцами осуществляется проработка общественного мнения для возможного использования полученных данных при проведении акций информационного воздействия на население таджикского Бадахшана в интересах формирования у местных жителей мнения о присоединении указанного региона РТ к КНР.

Инвестиции преимущественно будут предоставлены председателю ГБАО, который в свою очередь планирует создать в горных условиях широкую сеть туризма, путем привлечения финансовых средств международных компаний. Кроме того, возможно, что решение о передаче оспариваемых участков китайской стороне было навязано руководством КНР за предоставленные РТ инвестиции».

Основной кредитор Таджикистана

ПО официальным данным внешний долг Таджикистана в основном составляют китайские средства. Какова конкретно эта сумма на сегодняшний день, нам неизвестно - Минфин требует официального запроса для того, чтобы ответить на этот вопрос.
Но если привести хотя бы прошлогодние данные, то цифра получается немаленькая. Так на 1 апреля прошлого года внешний долг страны составил более $2 млрд. 138 млн., из них свыше $878 млн. являются долгами перед Китаем.

Может ли это стать причиной для того, чтобы Китай попросил взамен в аренду или насовсем какие-то земли Таджикистана? Пока неизвестно.

Известно, лишь то, что однажды правительство Таджикистана уже пошло на эти уступки.

В середине января парламент Таджикистана ратифицировал протокол о демаркации своей границы, согласно которому Китаю отходит 1,1 тысячи квадратных километров спорных территорий, что составляет 0,77 процента от общей территории Таджикистана. В церемонии по случаю передачи земли приняли участие военные чиновники двух стран, которые обменялись памятными подарками.

На переданной земле находится часть Памирской горной цепи, которая пересекает несколько центральноазиатских стран, пишет сайт ASIA-Plus.

Таджикистан – одно из нескольких центральноазиатских государств, имеющих границу с Китаем. Граничит с Китаем и Казахстан. В прошлом году Казахстан отклонил предложение Пекина об аренде миллиона гектаров казахской земли вдоль границы для выращивания сои.

82 ТЫСЯЧИ КИТАЙЦЕВ

В июне этого года сообщалось, что в Таджикистан приедут 1,5 тысячикитайских фермеров для освоения двух тысяч гектаров земель в южных, преимущественно горных районах - Кумсангирском и Бохтарском

Хатлонской области - для выращивания хлопка и риса.

В миграционной службе Таджикистана говорят, что еще в 2007 году 30 тысяч китайских рабочих-мигрантов были заняты на строительстве дорог, электроподстанций и на горных участках. Есть претензии, что некоторые китайские рабочие не возвращаются домой после завершения проектов.

По официальным данным, число граждан Китая в Таджикистане на начало 2010 года составляло около 82 тысяч человек.

ИСТОРИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК НЕТ

Рахим Масов, директор Института истории таджикской Академии наук, известный ученый, академик, с 2004 года является членом Таджикско-Китайской межправительственной комиссии. Масов заявил в интервью Би-би-си, что лично он не подписывал документ, согласно которому часть территории Таджикистана забирает Китай, пишет сайт Tajmicrant.com.

– Это было неправильное решение правительства Таджикистана. Территориальная целостность и неделимость нашего государства является для каждого таджика делом чести и достоинства, – говорит академик Рахим Масов.

Он сообщил, что в результате многолетней работы ученых еще в
советское время было выявлено, что именно на этой территории Таджикистана (Восточный Памир) имеются большие запасы 17 видов полезных ископаемых, пишет сайт Tajmicrant.com.

Ученый убежден, что нет и исторических предпосылок для передачи таджикских земель Китаю.

«Для решения этого вопроса правительством Таджикистана образована специальная комиссия. КНР тогда требовала передать ей земли таджикского Восточного Памира. Таджикистан, естественно, был не согласен с такой постановкой вопроса. В результате переговоров решили передать только более 3 процентов территории. Необходимо напомнить, что в прежние времена Бухарский эмират не имел общей границы с Китаем, так как Бадахшан временно присоединился к Бухаре лишь в 1895 году. Тогда на Памире стояли российские отряды. КНР не имела никаких дел в этом регионе. И Бухарский эмират, и Памир подчинялись РФ», – цитирует агентство «Регнум» историка.

Хамрохон Зарифи, глава министерства иностранных дел Таджикистана, выступая перед парламентариями, заявил, что Китай и Россия в 1884 году подписали соглашение под названием «Новый Маргелан», согласно которому власти нынешнего Китая претендовали на более чем 28 тысяч квадратных километров таджикской территории.

АКАЕВА НАКАЗАЛИ ЗА ПЕРЕДАЧУ ЗЕМЕЛЬ

Проблема разрешения территориальных споров с Китаем стояла не только перед Таджикистаном, но и перед Кыргызстаном и Казахстаном.

12 августа 2010 года Аскара Акаева, бывшего президента Кыргызстана, лишили статуса неприкосновенности за ряд преступлений, в том числе за «передачу Казахстану и Китаю части исконно кыргызских земель». Казахстан тоже делал уступки, но об этом в обществе не вспоминают.

Изменение линии государственной границы с Китаем и Казахстаном в пользу последних члены Временного правительства Кыргызстана назвали «тягчайшим преступлением», совершенным Аскаром Акаевым во время его президентства.

«Из-за его преступной соглашательской позиции по вопросам линии прохождения кыргызско-китайской и кыргызско-казахстанской границ исконно кыргызские земли, названия которых свидетельствуют об их неотъемлемой исторической принадлежности кыргызскому народу, отошли Китаю и Казахстану», - говорится в декрете.

Наше радио Азаттык писало, что в 2001 году в результате делимитации государственной границы с Кыргызстаном Казахстану отошло около 600 гектаров земель. Но до этого Казахстан сам лишился ряда приграничных территорий. Например, в апреле 1994 года в результате соглашения о казахстанско-китайской государственной границе Казахстан передал Китаю территорию площадью 946 квадратных километров.

В 1997 году была решена судьба двух спорных районов в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях. Тогда Китаю перешла территория площадью около 530 квадратных километров.

В сентябре 2002 года Казахстан уступил Узбекистану часть земель Сарыагашского района Южно-Казахстанской области, включая село Туркестанец. Часть территории Кызылординской области также отошла Узбекистану. В общей сложности узбекской стороне досталось около 1700 гектаров земель.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА В КАЗАХСТАНЕ

Наше радио Азаттык уже рассказывало, что два года назад, в 2009 году, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил визит в Китай. Тогда была достигнута договоренность о китайском кредите в 10 миллиардов долларов.

После того визита Нурсултан Назарбаев на заседании Совета иностранных инвесторов сообщил о возможном предоставлении Китаю в аренду 1 миллиона гектаров орошаемой земли. Однако позже в том же году, после бурного протеста казахстанской общественности, он не только отказался от претворения в жизнь этой идеи, но и пригрозил привлечь к ответственности тех, кто будет «распространять слухи на эту тему».

Своих оппонентов он отослал к 23-й статье Земельного кодекса. «Черным по белому написано, что земля не может быть продана иностранцам. Что еще можно добавить к этому?» – заявил президент Казахстана по этой резонансной теме в декабре 2009 года и больше к ней не возвращался.