Можно ли ходить старообрядческую церковь. Неофициальное информационное агентство рпсц

Моему мужу 34 года. В младенческом возрасте бабушка втайне от родителей крестила его, так как ребенок часто болел. Крестила в том селе, откуда сама родом. Говорят, там издавна жили староверы. И она сама, и ее муж, и мой муж носят старообрядческие кресты. Бабушка соблюдает посты, празднует те же христианские праздники, что и мы, крещенные в православной церкви. Мы с мужем ходим в православную церковь на исповедь и причастие, он - крестный у моего племянника. Я, подавая записки о здравии, всегда писала его имя. И вот недавно узнала, что люди, крещенные в старой вере, не могут всего этого делать. У них - своя церковь, свои обряды. А в православной церкви за староверов не принимают заздравные сорокоусты и т. д. Как быть в такой ситуации, как ее разрешить? Считается ли грехом то, что мы ходим в православную церковь, что муж крестил ребенка в православном храме, а я указывала его имя в записке о здравии? Может ли муж посещать православную церковь? Если это грех, то, что нужно сделать, чтобы его искупить? Нужно ли заново креститься? Как это нужно правильно сделать?

Понятия «старообрядческий крест» - нет. Есть кресты, которые наиболее характерны для старообрядческой традиции: восьмиконечный крест и восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Они повторяют форму крестов, появившихся в Русской Православной Церкви во второй половине XVII века, и канонических нарушений в их форме нет. Их можно носить как обыкновенные нательные кресты. Важно, к какой старообрядческой общине принадлежит та церковь, где крестили Вашего мужа, так как не все общины состоят в контакте с современной православной церковью. Старообрядцы, которые отрицают благодатность православной церкви, пребывают в расколе. Но есть общины, которые придерживаются старых обрядов и при этом признают православное догматическое учение и православную иерархию. Они именуются единоверцами. В православии не признается крещение старообрядческих начетчиков, если нет свидетельств правильного совершения обряда. Существует ряд беспоповских согласий, радикально искажающих форму таинства, поэтому их адепты присоединяются к православию первым чином, через крещение. Вторым чином, через миропомазание, присоединяют старообрядцев-беспоповцев. Третий чин присоединения к православию - через покаяние - совершается над белокриницкими старообрядцами. (С. В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей.).
В соответствии с правилами православной церкви воссоединение человека с церковью производится по благословению епархиального архиерея. Для получения благословения на присоединение человека к православной церкви ему необходимо подать в епархиальное управление прошение на имя правящего архиерея, поддержанное настоятелем того храма, где желающий имел собеседование по данному вопросу и после получения благословения совершить чин воссоединения. Вашему мужу нужно рассказать священнику о сложившейся ситуации и принести покаяние.

Много лет назад одна из моих знакомых занималась черной магией. Это было тогда «модно», она начиталась всяких книг по этим вопросам, тем более что была тогда некрещеной, неверующей, и, конечно, представления не имела о том, что такие «занятия» могут быть опасными, прежде всего, для нее самой. Со временем с ней стали происходить очень неприятные вещи: она постоянно болела, начались серьезные проблемы с ребенком, у мужа не заладился бизнес. Тогда она решила креститься. Но и после крещения ее неприятности никуда не ушли, а пришли новые. Что необходимо сделать этой женщине, чтобы «смыть» с себя такой ужасный грех, как черная магия? Какие для это существуют наказания во искупление греха и как это правильно сделать?

К сожалению, незнание не освобождает от ответственности. Видимо, Ваша знакомая приняла крещение неосознанно, как очередной магический обряд, призванный «защитить» и «улучшить», поэтому проблемы ее только усугубились. Ей нужно пересмотреть свою духовную жизнь, понять, зачем именно она приняла крещение. Если она осознаёт, что совершала грех, занимаясь магией, нужно покаяться на исповеди и пройти чин отречения от занятий оккультизмом (его проводит священник после исповеди и беседы). После этого нужно попросить у батюшки благословения и наставления в духовной жизни. Ей предстоит духовная борьба, так как даже при искреннем покаянии и желании исправить жизнь человек не сразу освобождается от власти нечистой силы.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Я крещена в младенчестве в старообрядческой церкви на Украине с соблюдением всех канонов. Могу ли я исповедоваться и причащаться в православной церкви, посещать службы? Могу ли я при этом осенять себя тем крестом, которым крестятся в старообрядческой церкви? Возможности посещать ту, в которой крещена, у меня нет.

Великий Новгород

Уважаемая Людмила, правильно было бы Вам сначала определиться со своим мировоззрением - считаете ли Вы себя чадом Старообрядческой или Православной Церкви. Если Вы себя считаете старообрядчески верующим человеком, то о том, можно ли Вам ходить в православную церковь, сначала спросите и у священника той юрисдикции, которой принадлежите. Но в целом скажу, что приступать к Таинствам могут члены Православной Церкви, то есть странно было бы Вам, осознавая себя чадом одного из старообрядческих согласий, исповедоваться и причащаться у тех, кого презрительно Ваши единоверцы называют "никонианами". Если же Вы считаете себя православной, то Вам следует обратиться к священнику того православного храма, который Вы намереваетесь посещать, раскрыв перед ним все обстоятельства Вашего Крещения. Как правило, старообрядцев присоединяют к Православной Церкви вторым чином, дополняя Крещение Миропомазанием. Осенять себя крестным знамением Вы, конечно, можете и двоеперстно, вот только постарайтесь трезво отдать себе отчет в том, какие принципиальные мотивы стоят за таким Вашим желанием. Если эти мотивы достаточно серьезны, то стоит их также обсудить со священником. Об отношении Русской православной Церкви к старообрядчеству читайте

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 11.04.2016 15:09:32

Анастасия, г. Тюмень

Меня крестили в церкви староверов, а мужа в православной церкви. Где сейчас нам покрестить ребёнка?

отвечает Сергей Железняк, помощник благочинного по миссионерскому служению

Добрый день! Меня крестили в церкви староверов, а мужа — в православной церкви. Где сейчас нам покрестить ребёнка? Должна ли я отказаться от староверов, если хотим провести крещение сына в православной церкви? И в какую церковь мне потом можно будет водить сына, если я старовер, а он православный? По сути вера одна? Или мы будем считаться людьми разной веры? И либо мне, либо мужу надо будет перекреститься?

Здравствуйте, Анастасия. По всей видимости, Вам необходимо самой разобраться со своим мировоззрением, насколько Вы являетесь старовером. Если Вы строго придерживаетесь того уклада жизни, что свойственен настоящим староверам, тогда не понятно, почему Вы вышли замуж за такого человека, которого у вас называют «никонианином»? Насколько я знаю, настоящие староверы нас, что называется, обходят стороной. Если Вам, Вашему сердцу просто ближе старорусский уклад, то и придерживайтесь его. Православная Церковь сняла все свои претензии в адрес старообрядцев еще в 70-е годы. А значит, что Вы сами спокойно можете приходить в любой православный храм, молиться, исповедоваться, причащаться. И при этом Вам не нужно отказываться, отрекаться от своих старообрядческих привычек. Так что, окрестив сына в православном храме, Вам самой не нужно перекрещиваться.

Единственная сложность, и достаточно важная — наша Православная Церковь (Московский Патриархат) не признает старообрядческую иерархию и все таинства их, кроме самого первого — крещения. То есть с нашей стороны считается, что всякое старообрядческое богослужение не имеет силы, поскольку само их духовенство не имеет должной благодати от Бога.

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII - первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами...Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

Исус

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» - поклон до персей или до пупа; «средний» - в пояс; малый земной поклон - «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).