И н никитин краткая биография. Краткая биография никитина ивана саввича и интересные факты из его жизни для детей

Сложный жизненный путь воронежского поэта Ивана Никитина.
Никитин Иван Саввич - русский поэт, который родился в обычном семействе. Его отца звали Савва Евтихиевич Никитин, в то время он торговал парафиновыми изделиями в Воронеже.
Мальчик проходил обучение в духовной семинарии своего города. Из нее он частично перенес в «Дневник семинариста» от 1861 года негативный опыт и несогласие с системой образования. Учиться ему было неинтересно и уныло.
После покупки отцом Никитина гостиницы на Кирочной улице в 1844 году, жизнь всей семьи изменилась не в лучшую сторону. Савва Евтихиевич был человеком со скверным характером и слабостью к спиртному, что позже принесло семейству немало неприятностей и лишений, вынудив Ваню оставить учёбу ради поддержания работы гостиницы. Несмотря на ответственность за дело отца, молодой человек находил время для самообразования. Так, он очень интересовался литературой разных стран и времён, иностранными языками. Под конец 50-х на деньги, взятые ссудой у известного в то время благотворителя Кокорина, открыл книжную лавку. Со временем лавка книг стала очень известным местом в городе.
Первым опубликованным стихотворением Ивана Саввича стало «Русь», созданное в начале пятидесятых, но вышедшее лишь пару лет спустя в «Воронежских губернских ведомостях». После этого произошло близкое знакомство с местными кругами литературной элиты, дружба с предводителем этого общества – Второвым Николаем Ивановичем. Также в кружке состоял Де-Пуле Михаил Фёдорович – близкий друг, будущий душеприказчик, биограф, а позже редактор многих изданий произведений Никитина.
Многие ранние сочинения, недошедшие до потомков, имели в себе черты подражания другим авторам. Большая же часть его творчества публиковалась в известных в то время журналах "Москвитянин" и "Отечественные записки". В 1856 году Иван Саввич выпустил свой первый сборник. Эта книга объединяла в себе сразу несколько различных тематик, и оставлял у народа двоякое впечатление после прочтения. Через три года был напечатан второй сборник, а спустя ещё два года в формате прозы был выпущен «Дневник семинариста» в «Воронежской беседе за 1861 год».
Никитин наиболее известен описаниями родных краёв и признан мастером поэтического пейзажа, однако, в своем творчестве он много внимания уделял невзгодам и тяготам нищих, тяжелой работе, беспросветному существованию низших сословий и несправедливости бытия.
16 октября 1861 года Никитин И.С. умер от чахотки в Воронеже. Кладбище, на котором был похоронен он, Кольцов А.В. и прочие, было ликвидировано, а на его месте построили цирк. Могилы были ограждены и провозглашены «Литературным некрополем».

, Поэт , Прозаик

Никитин Иван Саввич (1824–1861), русский поэт, прозаик.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834–1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839–1843; отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А.В.Кольцов. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т.п.).

У радости быстрые крылья.

Никитин Иван Саввич

После первой публикации (стих. Русь – «Под большим шатром / Голубых небес...», 1853) сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва, среди участников которого были будущие душеприказчик, биограф и редактор поэта М.Ф.Де-Пуле и издатель его сочинений А.Р.Михайлов.

Влияние А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева (Клеветникам, 1849; Когда закат прощальными лучами, 1850; Когда один, в минуты размышлений, 1851) и особенно Кольцова (Грусть старика, Дума, оба 1849; Песня, 1853) с его характерной фольклорной лексикой и ритмикой сменяется в лирике Никитина собственными интонациями, узнаваемой «этнографической» тематикой, вниманием к обыденности, религиозными мотивами (Старик другоженец, Зимняя ночь в деревне, оба 1853; Купец на мельнице, 1854).

В 1854 Н.В.Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина; несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин». Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т.ч. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр.Шиллера и Г.Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». В то же время резкое ухудшение состояния здоровья, последствие тяжелого физического труда, способствовало усилению скорбной тональности поэзии Никитина.

Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?

Где краса твоя,
Зелень яркая,
На цветах роса
Изумрудная?

Никитин Иван Саввич

В 1856 вышел его первый сборник Стихотворения, вызвавший как одобрительные, так и резкие (за «несамостоятельность» – Н.Г.Чернышевский в журнале «Современник») отзывы критики.

Стремясь поэтизировать «непоэтичный» материал реальной жизни простолюдинов, Никитин начинает ориентироваться на лирику Н.А.Некрасова с ярко выраженным повествовательным началом, разговорно-бытовой лексикой, пестротой персонажей деревенского «дна» – бобылей, бедняков, обездоленных (Рассказ крестьянки, 1854; Бурлак, оба 1854; Уличная встреча, 1855; Рассказ моего знакомого, 1856), заостряя внимание на драмах повседневности – изменах, убийствах, корыстных обманах и т.п. (нередко в жанре песни – Ссора, Измена, обе 1854; Отвяжися, тоска..., 1855).

По словам критика А.М.Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.

Не отравляй минут успокоенья
Болезненным предчувствием утрат:
Таинственно небес определенье,
Но их закон ненарушимо свят.
И если бы от самой колыбели
Страдание досталося тебе -
Как человек, своей высокой цели
Не забывай в мучительной борьбе.

Никитин Иван Саввич

В начале 1860-х годов Никитин открывает в Воронеже книжный магазин и при нем дешевую библиотеку, ставшие одним из культурных центров города. В конце 1850-х – начале 1860-х годов в лирике поэта отчетливо звучат гражданственно-публицистические и гневные социально-критические ноты (Соха, Бесталанная доля, Медленно движется время..., Опять знакомые виденья, Хозяин, Тяжкий крест несем мы, братья..., Падет презренное тиранство... и т.п., распространявшиеся нелегально и впервые опубл. в 1906).

В 1858–1860 Никитин работал над повестью Дневник семинариста, предвосхитившей Очерки бурсы Н.Г.Помяловского. В 1861 – один из учредителей в Воронеже воскресной школы, Общества распространения грамотности. Последние месяцы жизни поэта окрашены трагически-светлой, взаимной и неосуществленной любовью, поисками утешения и опоры в писаниях православного подвижника Тихона Задонского.

В поэзии Никитина, зачастую отмеченной словесным и психологическим однообразием, излишней детализацией и многословием, выделяются стихотворения Мщение (1853) – о расправе крестьянина с развратным барином-крепостником, Жена ямщика, Три встречи (оба 1854), Пахарь (1856), особенно высоко ценимый революционно-демократической критикой за «коммунистский» пафос («Где же клад твой заколдованный, / Где талан твой, пахарь, спрятался?»), Ночлег в деревне (1857–1858), Нищий (1857), Пряха (1858), На пепелище, Поминки, Портной, Мать и дочь (все 1860), шедевры отечественной пейзажной и пейзажно-бытовой лирики Зимняя ночь в деревне («Весело сияет / Месяц над селом...», 1853), Встреча зимы (1854), Утро («Звезды меркнут и гаснут. В огне облака...», 1855), Ярко звезд мерцанье (1860). И.А.Бунин писал о Никитине: «Красота ранней зари передавалась им так, что все стихотворение было как бы напоено ее росами, крепкой утренней свежестью, всеми запахами мокрых камышей, холодком дымящейся алой реки, горячим блеском солнца...».

На слова Никитина, одного из ярчайших русских крестьянских поэтов, преемника Кольцова, литературного учителя И.З.Сурикова, С.Д.Дрожжина и других художников-самородков, развивавшихся в русле некрасовской школы, написано более 60 романсов и песен, в т.ч. композиторами В.С.Калинниковым (На старом кургане), Э.Ф.Направником (Русь), Н.А.Римским-Корсаковым (Встреча зимы). Ряд стихов Никитина, положенных на музыку, стали популярными народными песнями (Песня бобыля на музыку С.Монюшко – «Богачу-дураку / И с казной не спится; / Бобыль гол как сокол, / Поет – веселится...»; Ухарь-купец – «Ехал из ярмарки ухарь-купец...», обе 1858). Тип сильного русского характера, намеченный здесь, поддержан героем поэмы Никитина Тарас (1861), предвосхищающей основные мотивы поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо.

Иван Саввич Никитин - фото

Иван Саввич Никитин - цитаты

Жизнь раскинулась вольною степью... Поезжай, да гляди - не плошай! За холмов зеленеющей цепью Ты покоя найти не желай. Хорошо под грозою-метелью, Хорошо под дождем проливным По степям, в бесконечном веселье, Тройкой бешеной мчаться по ним! Ну ж, ямщик! Пристегни кореннуЮл Что насупился? Вдаль погляди! Что за ширь! Ну-ка песню родную, Чтобы сердце заныло в груди, Чтобы вышли проклятые слезы, Те, что гнетом легли над душой, Чтобы вдаль, под небесные грозы, Нам лететь бесконечно с тобой.

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы критиков.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец...…»), подвергшийся в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».
Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И.С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А.В.Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

В тяжком дореформенном периоде началась биография Никитина Ивана Саввича как поэта, поэтому творчество его было наполнено страданиями подневольного, закрепощённого народа. Мотивы нужды, изнурительного труда, безысходного горя, вечной тоски характеризовали каждое его произведение.

Христианин

Поэт умел сопереживать, сочувствовать и помогать страждущим, именно поэтому биография Никитина содержит многие проявления чисто христианского отношения к ближнему. Большая часть его стихотворений и поэм имеет религиозное или философское содержание. Это поэмы "Кулак" и "Тарас", стихотворения "Моление о чаше", "Молитва дитяти", "Молитва". Современному читателю близка его пейзажная лирика, многие стихотворения знают наизусть, и это не зависит от возраста. Всё говорит о том, что биография Никитина судьбой написана навсегда, поскольку мотивы родной природы, здоровья, красивых людей и чистых чувств непреходящи и будут востребованы во все века.

Иван Саввич Никитин родился в сентябре 1824 года в семье небогатого воронежского купца, владельца маленького, практически кустарного заводика. Восьми лет его отдали в духовное училище, после чего он вознамерился стать священником и поступил в духовную семинарию Воронежа. Уже в юном возрасте Иван Саввич Никитин почувствовал жгучий интерес к литературе, читал много поэтических книг и сам пробовал сочинять. Кольцов, Жуковский и Пушкин стали его любимыми стихотворцами.

Мечты и реальность

В мечтах Иван Никитин, поэт, видел себя студентом столичного университета, где у него появилась возможность лицезреть легендарных писателей. Однако отец его разорился, заводик пришлось продать, чтобы купить разваливающийся постоялый двор и ещё долго-долго отдавать накопившиеся долги. Управлять этой гостиницей пришлось будущему поэту, чтобы помочь семье. Потому не только университет остался в далёких мечтах, но и семинарию пришлось оставить.

Об этих годах, наполненных трудом и заботами, он оставил потомкам много писем. Там проникновенно описывается любовь, которую питал к поэзии Иван Никитин. Стихи его наполнены сердечной болью за народ, принуждённый жить в нужде беспросветной, но в то же самое время поёт в каждой букве соловьиная русская речь, любуется окружающим миром, вольными просторами. Душа поэта осталась чистой, приобщённой к прекрасному, утешающейся словом раздольным.

Первые стихи

Иван Никитин стихи начал писать очень рано, как только научился складывать буквы, о чём он сам упоминает в письмах. Но сохранились они, к сожалению, не все. Самые ранние относятся к 1849 году. Первая же публикация сразу показала окружающим, что в мир пришёл настоящий поэт. Это стихотворение Ивана Никитина - "Русь" - стало хрестоматийным. Оно из той плеяды немногочисленных шедевров, которые и по сей день школьники с удовольствием учат наизусть. Никитин Иван Саввич стихи для детей писал всегда, довольно мало у него произведений, которые не были бы им понятны.

А первое опубликованное стихотворение мгновенно было перепечатано практически всеми газетами, издававшимися в России, и поэт стал знаменит. Однако первый сборник стихов появился только в 1856 году. Через три года в Воронеже открылся книжный магазин - оплот просвещения молодёжи, а владельцем его стал Иван Саввич Никитин. Интересные факты из жизни поэта были собираемы теми людьми, которые составляли цвет общественной жизни Воронежа, и которых собирал воедино этот культурный центр провинциального города - книжный магазин. К сожалению, продолжалось это счастье недолго. "В тёмной чаще замолк соловей..." - биография Никитина оказалась очень коротка.

Чахотка

Жизнь поэт прожил короткую, крайне тяжёлую, полную никогда не заканчивающимися хлопотами со множеством огорчений, поскольку отец его после разорения впал в непрекращающийся запой. Но каждую свободную минутку он посвящал занятиям поэзией - читал или писал. Однако силы были на исходе. Жизнь и творчество Ивана Саввича Никитина оборвала чахотка, которой он заболел от переутомления и невозможности обращать внимание на собственное здоровье. Он умер в год, когда рухнуло крепостное право (в 1861-м).

Освобождения крестьян он ждал всю жизнь, и каждой своей строкой торопил это событие. Будучи хозяином постоялого двора, он видел множество самых грязных сцен, общался с самыми разными людьми, принадлежащими к самым разным сословиям. Стихи его передавались из уст в уста даже теми, кто не умел читать, а воронежская интеллигенция называла его "вторым Кольцовым". На самом деле вторым он никогда не был, и от поэтики Кольцова поэтика Никитина довольно сильно отличается даже в самых ранних его стихотворениях, хотя Чернышевский однажды и попенял ему за подражательство.

Стихотворения и поэмы

Николай Добролюбов очень высоко оценил поэму Никитина "Кулак" за оригинальность, отметив и тот творческий рост, который получил поэт с момента предыдущих публикаций. В 1855 году были опубликованы стихи "Уличная встреча", "Жена ямщика", после которых поэт задумался о привнесении нового в свою манеру изложения.

И потому уже через два года пришли стихи, значительно отличающиеся от прежних: "Пахарь", "Ночлег в деревне", "Пряха", "Нищий", затем "Мать и дочь" и знаменитые "Поминки". В строках появились социальные мотивы. Особенно этим отличаются стихотворения "Мёртвое тело", "Старый слуга" и другие, созданные в последние его годы. В 1860-м уже смертельно больной Никитин написал единственное своё прозаическое произведение - "Дневник семинариста", где нашли место воспоминания его юности.

Музыка

Все его стихотворения настолько певучи, что сами просятся в песню. О светлых мгновениях жизни поэт писал: "Мир ясный душу осенит..." Более шестидесяти песен и романсов написали в разное время русские композиторы на стихи Никитина. И до сих пор поэзия Ивана Саввича композиторов интересует. Например, в 2009 году Александром Шарафутдиновым был записан целый альбом под названием "Радость и кручина".

Стихи Никитина всегда насыщены музыкой, они впитали в себя тот народный быт, подобный стону, который заставлял поэта, всю ночь проплакавшего над поэтической строкой, уничтожить её на рассвете, потому что недостаточно правдиво передала она то состояние, которое сделало ночь бессонной. Поэт кропотливо искал правду - пусть не в жизни, а в поэзии. Главное - он её нашёл.

Семья

Иван Саввич был более похож на мать - кроткую женщину, сердобольную, глубоко верующую, даже богомольную. Она, так же как и сам поэт, всю жизнь терпеливо ждала лучшей участи, безмерно страдая от крутого характера своего мужа. Отца знал весь Воронеж. Торговец предприимчивый, но сильно пьющий, первый кулачный боец в городе, о чём семья его знала лучше других. Иван Никитин отца очень любил за крепкость, за серьёзность, за практическую хватку, за деловитость.

Но как поэту мать дала ему значительно больше. Это исключительная, безмерная чуткость души, тонкий поэтический слух, мечтательность и глубокая вера. От самого рождения он общался со странниками, паломниками, богомольцами, которые посещали Митрофаниевскую обитель в Воронеже. Все они приходили в лавочку при заводе - покупать свечи.

Люди

Со всех концов страны сюда стекались люди, народный говор разных областей слышал и отмечал Никитин, ещё будучи маленьким мальчиком. Он очень любил рассказы паломников, охотно читал жития святых и другие духовные книги. Вот именно поэтому и отношение у поэта к русской природе получилось такое трепетное, почти религиозное.

Впоследствии, встречая и провожая ямщиков и извозчиков, купцов и странников, крестьян и бродячих артистов, будучи управляющим постоялым двором, Никитин так же охотно общался с проезжими людьми всей пестроты сословий русского общества. С ним люди были всегда предельно откровенны, поскольку поэт чуток и добр. Хотя истории их по большей части были очень горькими и тяжело ложились на сердце. Отдохновением была только поэзия. Публиковать стихи под своим именем в те времена было дурным тоном, а анонимно в воронежскую газету рукописи не принимались. Именно поэтому так поздно состоялась первая публикация стихов поэта.

Друзья

Члены воронежского кружка любителей чтения, среди которых оказался и редактор местной газеты Второв, сразу полюбили и стихи Никитина, и его самого. Некоторым нравились социальный протест и демократические нотки в его стихотворениях, а остальные упивались религиозными мотивами и гармонией в поэтических пейзажах.

В 1854 году Никитина узнали и в столице - его стихи были опубликованы в "Отечественных записках", а Кукольник написал о Никитине статью в "Библиотеку для чтения". Затем поэтом заинтересовался любитель литературы и высокопоставленный чиновник граф Толстой, после чего вышла отдельная книга Никитина с собственноручно выбранными Толстым стихами и предисловием, им же написанным.

О заимствованиях и подражаниях

Раннее творчество Никитина действительно прошло некую литературную школу, поскольку в его стихах первого периода можно услышать и Пушкина ("Лес"), и Кольцова ("Русь", "Весна в степи"), и Лермонтова ("На западе солнце", "Ключ"), и Майкова ("Вечер"), и Некрасова ("Уличная встреча", "Рассказ ямщика").

Однако это более похоже на единую эстетическую опору, поскольку все вышеперечисленные поэты опирались на фольклорные источники. Всегда есть общий прототип. У Никитина не ученичество это, а фольклорность поэтического мышления, простодушие народных укладов, привычек и отношения к творчеству, которое и в ту пору было в огромной части устным. Никитин даже не поэт, он - сказитель, который и должен жить посредством коллективного творчества.

Никитин Иван Саввич (1824-1861), русский поэт, прозаик.

Родился 21 сентября (3 октября) 1824 в Воронеже. Сын разорившегося к 1830-м годам владельца свечного завода, получил образование в Воронежском приходском (1833) и уездном (1834-1839) духовных училищах и духовной семинарии (1839-1843; отчислен за неуспеваемость), в литературной жизни которой несколько ранее участвовал А.В.Кольцов. Занимался хозяйством (вплоть до выполнения обязанностей дворника на купленном семьей постоялом дворе), сменив, соответственно, свой недавний внешний вид свободолюбивого «западника» на облик простого русского мужика (волосы «в кружок», сапоги с высокими голенищами, тулуп на голое тело и т.п.).

У радости быстрые крылья.

Никитин Иван Саввич

После первой публикации (стих. Русь - «Под большим шатром / Голубых небес...», 1853) сблизился с изучавшим историю, этнографию и фольклор Воронежского края кружком краеведа Н.И.Второва, среди участников которого были будущие душеприказчик, биограф и редактор поэта М.Ф.Де-Пуле и издатель его сочинений А.Р.Михайлов.

Влияние А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева (Клеветникам, 1849; Когда закат прощальными лучами, 1850; Когда один, в минуты размышлений, 1851) и особенно Кольцова (Грусть старика, Дума, оба 1849; Песня, 1853) с его характерной фольклорной лексикой и ритмикой сменяется в лирике Никитина собственными интонациями, узнаваемой «этнографической» тематикой, вниманием к обыденности, религиозными мотивами (Старик другоженец, Зимняя ночь в деревне, оба 1853; Купец на мельнице, 1854).

В 1854 Н.В.Кукольник опубликовал в своей «Библиотеке для чтения» две подборки стихотворений Никитина; несколько стихотворений вышли в журнале «Москвитянин». Быстрая известность окрылила Никитина, он упорно занимается самообразованием (в т.ч. изучением французского и немецкого языков, переводами из Фр.Шиллера и Г.Гейне), опять одевается «по моде» и становится, по словам его неустанного попечителя Второва, «светским человеком». В то же время резкое ухудшение состояния здоровья, последствие тяжелого физического труда, способствовало усилению скорбной тональности поэзии Никитина.

В 1856 вышел его первый сборник Стихотворения, вызвавший как одобрительные, так и резкие (за «несамостоятельность» - Н.Г.Чернышевский в журнале «Современник») отзывы критики.

Стремясь поэтизировать «непоэтичный» материал реальной жизни простолюдинов, Никитин начинает ориентироваться на лирику Н.А.Некрасова с ярко выраженным повествовательным началом, разговорно-бытовой лексикой, пестротой персонажей деревенского «дна» - бобылей, бедняков, обездоленных (Рассказ крестьянки, 1854; Бурлак, оба 1854; Уличная встреча, 1855; Рассказ моего знакомого, 1856), заостряя внимание на драмах повседневности - изменах, убийствах, корыстных обманах и т.п. (нередко в жанре песни - Ссора, Измена, обе 1854; Отвяжися, тоска..., 1855).

По словам критика А.М.Скабичевского, автобиографической основой многих стихов Никитина, находившегося в сложных взаимоотношениях со своим отцом, человеком крутого нрава, был «вечный российский сюжет семейного самодурства», вырастающий под пером Никитина в проблему несоответствия высоких душевных порывов творческой личности и ее грубого эгоистического окружения, в характерную для романтизма и специфически преломленную в «народной» лирике Никитина проблему неизбывного одиночества талантливого неудачника.