Наблюдения за кошкой. Наблюдение на прогулке за кошкой в средне-старшей группе Дневник наблюдений по биологии кошка

Разделы: Работа с дошкольниками

1.Учить детей распознавать живой объект "кошка с котятами", отвечать на
вопросы воспитателя.
2. Закрепить знания детей о внешнем виде - повадках; пище домашнего животного (кошки). Упражнять в понятии "большой, маленький", в имитировании голоса,
закрепить знания о геометрических фигурах - круг, овал, треугольник.
3. Формировать у детей бережное отношение к миру, создавать условия, позволяющие ребёнку активно проявлять своё отношение к миру.
4. Развивать диалогическую речь.
5. Воспитывать любовь к животным (кошке), заботу о ней, доброе отношение, создать у ребят радостное настроение.

АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: котятки, детки, лакает, пушистая, шелковистая, смешные, несмышленые, интересные, точит коготки, трётся.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: корзинка, кошка с котятами, молоко, блюдце, геометрические фигуры, магнитофон, аудиозапись, иллюстрации разнообразных кошек.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 часть

Воспитатель организует детей с помощью сюрпризного момента.
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать что за сюрприз ждёт нас, нужно пройти по этой дорожке. А дорожка эта не простая, на пути нам будут встречаться различные задания.
- А вы хотите узнать, что за сюрприз нас ждёт?
Дети: Да, хотим узнать.
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь.

2 часть

На дорожке разложены загадки о домашних животных. Дети отгадывают загадки и продвигаются по дорожке.

Воспитатель : Вот мы добрались до сюрприза. Я посмотрю, что там интересного (заглядывает в коробку). Ой, ребята! Вот это сюрприз! А кто, вы узнаете послушав вот эту запись. (звучит запись "кошка с котятами")
Дети: Кошка с котятами.
Воспитатель : Верно, это кошка с котятами. Давайте тихо сядем и прежде чем познакомиться с нашей гостьей, а зовут её Дашенька, мы вспомним, как нужно наблюдать за домашними животными?
Дети : Не шуметь, не кричать, не бегать, сразу трогать всем вместе руками животного.
Воспитатель : А почему так нужно себя вести?
Дети : Потому что животное можно убежать, испугаться, укусить, оцарапать, уколоть.
Воспитатель : А, чтобы всем было видно, я возьму нашу кошечку к себе на руки. Ой, да она не одна - у неё маленькие ….
Дети : котятки, детки, ребятки.
Воспитатель : Ребята, я взяла в руки Дашу, как она себя ведёт?
Дети : Она стала волноваться, тревожиться за своих деток?
Воспитатель : А почему она стала волноваться за своих деток?
Дети : Потому что она не знает как мы к ней будем относиться?
Воспитатель : А как мы будем к ней относиться? Хорошо или плохо?
Дети : Хорошо
Воспитатель : Хорошо это как?
Дети Будем её гладить, не будем обижать, брать за хвост, бросать, играть с ними.
Воспитатель : Что Даша делает с котятками?
Дети : Защищает их, прячет их, мяучет, облизывает их.

Воспитатель : Давайте расскажем о кошке, какая она?
Дети : Кошечка большая, цвет серый, у неё есть голова, на голове уши, глазки рот, усы, туловище, хвост, 4 лапы, на лапках царапки. Это домашнее животное.
Воспитатель : А почему это домашнее животное?
Дети : Потому что живёт рядом с человеком, мы за неё ухаживаем, кормим.
Воспитатель : С кошками надо обращаться осторожно, могут оцарапать. А когда кошечка выпускает свои царапки?
Дети : Когда её обидят, когда она злится, если к ней приблизиться чужой человек, которого кошка не знает.
Воспитатель : А если мы её будем обижать, она нас не поцарапает. Дети, а что любит кушать Даша?
Дети : Молоко, мясо, косточки, рыбу, колбасу, сметану и т.д.
Воспитатель : А как разговаривает кошка? Какой у ней голос?
Дети : Мяу - мяу - мяу, грубоватый голос.
Воспитатель : А как кричат котятки?
Дети : Мяу - мяу - мяу, тоненько, тихо.
Воспитатель предлагает погладить котят.
Воспитатель : А какая у котят шёрстка?
Дети : Мягкая, пушистая, гладкая, шелковистая

Воспитатель : А какие котятки?
Дети : маленькие, забавные, шустрые, смешные, несмышленые, есть туловище, голова и т.д. очень любят играть, ходят мягко, тихо, легко, цвет пепельный.
Воспитатель : А что любят есть котята?
Дети : Молоко.
Воспитатель : Давайте маме с детками дадим молока и посмотрим, как они пьют (смотрят). Когда кошка пьёт молоко, мы говорим - лакает язычком. Почему мы говорим лакает?
Дети : Потому, что они не умеют пить, как мы.
Воспитатель : А какие животные ещё лакают?
Дети : Медведь, лиса, волк, собака и т.д
Воспитатель : Что делает кошка? (если лакает, объяснить детям, что видя доброе отношение уже не боится, если не лакает, сказать, что ещё не привыкла находиться в другом месте). Давайте не будем мешать кошечке, а споём Даше песенку.

3 часть

Воспитатель : Давайте споём для наших гостей песню "Серенькая кошечка" (дети поют песню и выполняют движения согласно песне)

"Серенькая кошечка"

Серенькая кошечка
Села на окошечко, (дети приседают на корточки)
Хвостиком махала (показывают рукой хвостик)
Деток поджидала.

Где ж мои ребятки, (дети встают)
Серые котятки? (Пожимают плечами)
Спать пора ребяткам. (Кладут руки под голову, как будто засыпают.)

4 часть

Воспитатель : А сейчас давайте расскажем потешки о кошечке (дети рассказывают)

Как у нашего кота коток
Шубка очень хороша
Как у нашего котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.

Котя, котенька,
Мягкие лапки,
На лапках царапки,
Где ты?

Киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!

5 часть

Рассказ воспитателя о кошках.

Воспитатель : Кошка спит, свернувшись клубком. Просыпается - зевает, выгибая спинку, потягивается, садится и начинает умываться. Становится на задние лапы точит коготки о палку. Подходит к блюдцу и принимается лакать молоко. Снова умывается, почёсывается, подходит к хозяину и мурлычет, трётся головой и выпрашивает лакомый кусочек, играет с клубком, или бумажками от конфет. Кошки бывают разные: белые, чёрные, трехцветные (показ картинок). Человек нуждается в кошке, кошка помогает человеку ловить грызунов.

6 часть

Конструирование из геометрических фигур.

Воспитатель : У меня на столе загадка. Нужно будет выложить всем один портрет животного, а какого мы узнаем. Давайте подойдём к столу и рассмотрим, какие геометрические фигуры тут есть.
Дети : Овал, круг большой, два круга маленьких, большой треугольник, два маленьких треугольника.
Дети по очереди выкладывают детальки (большой круг, сверху два маленьких треугольника, большой треугольник, овал (сбоку), два маленьких круга). КОШКА.

Воспитатель : Что получилось, чей портрет?
Дети: Портрет кошки.
Если дети затрудняются показать, что начать с самой большой части - туловища. Сравнить уши: зайца? (нет, у зайца уши длинные), медведя? (круглые), а это острые - кошкины.

Из всех одомашненных животных кошка осталась самой свободной, самостоятельной и независимой. При проведении исследования разобраться в характере нашей кошки Налы, её темпераменте и интеллекте нам помогут специальные тесты, разработанные заводчиками кошек, психологами и просто опытными кошатниками.

Определение уровня интеллекта кошки Налы с помощью тестов

Тест 1. «Исследование любопытства кошки»

Цель: выяснить, на сколько, кошка Нала любопытное существо.

Оборудование : большой бумажный пакет, кошачий корм «сухой », кошка Нала.

Проведение:

1. Положили большой, раскрытый пакет на пол.
2. Проследили, чтобы кошка увидела пакет.
3. Вели наблюдение за кошкой и записывали с мамой в дневник.
4. Начислили баллы по шкале и записали в таблицу №1.

Шкала начисления баллов:

А. Кошка с любопытством подходит к пакету - 1 балл.

Б. Какой-нибудь частью тела касается пакета (носом, усами, лапкой и т. д.) - 1 балл.

В. Кошка заглядывает в пакет - 2 балла.

Г. Она заходит в пакет, потом сразу выходит - 3 балла.

Д. Кошка заходит в пакет и остается там не менее 10 секунд - 3 балла.

Тест №2.«Встреча» Налы с зеркальным «близнецом»

Цель : жизни людей очень часто встречаются близнецы. Вот и мы подумали, что будет делать кошка, увидев своего «близнеца »

Оборудование : зеркало размером 60 - 120 см, кошка.

Проведение:

1. Прислонили зеркало к стене.
2. Поставили кошку перед зеркалом.
3. Вели наблюдение за поведением кошки. 4. Начислили баллы по шкале и записали в таблицу №1.

Шкала начисления баллов:

А. Кошка подходит к зеркалу - 2 балла.

Б. Замечает свое отражение в зеркале - 2 балла.

В. Бьет по зеркалу лапой, играет со своим отражением - 3 балла.

Тест №3.«Поймай-ка »

Цель: исследовать поведение домашней кошки.

Оборудование: веревка длиной около 1 метра, подушка, любимая игрушка кошки, кошка Нала.

Проведение:

1. Взяли подушку и веревку. К веревке прикрепили любимую игрушку кошки.
2. Положили подушку перед кошкой.
3. Медленно протянули под подушкой веревку так, чтобы она постепенно исчезала с одной стороны подушки и появлялась с другой.
4. Вели наблюдение за поведением кошки.
5. Начислили баллы по шкале и записали в таблицу №1.

Шкала начисления баллов:

А. Кошка следит глазами за движением веревки - 1 балл.

Б. Лапой касается веревки - 1 балл.

В. Смотрит на то место подушки, куда исчезла веревка, - 2 балла.

Г. Пытается лапой поймать конец веревки под подушкой - 2 балла.

Д. Приподнимает подушку лапой, чтобы посмотреть, там ли веревка, - 2 балла.

Е. Смотрит на подушку с той стороны, где появится или уже появилась веревка, - 3 балла.

Таблица 1. «Определение уровня интеллекта кошки Налы с помощью тестов »

Часть 2. «Определение уровня интеллекта на основании повадок кошки»

При ответе «редко или никогда» ваша кошка получает 1 балл «как правило, да»- 3 балла, «очень часто» - 5 баллов.

  1. Кошка чувствует изменения вашего настроения в течение дня?
  2. Кошка выполняет минимум два словесных приказания, например, «Брысь! », «Нельзя! »?
  3. Кошка распознает выражение лица хозяина, например, улыбку, выражение боли или испуга?
  4. Кошка выработала собственный язык для выражения своих чувств и желаний, например, мурлыканье, писк, урчание, крик?
  5. У кошки есть определенный порядок умывания, например, сначала моет лапкой мордочку, затем лижет спину и задние лапы?
  6. Кошка ассоциирует определенные события с чувствами радости или боли, например, поездка в машине, визит к ветеринару?
  7. У кошки есть «долгая » память: помнит места, в которых была раньше, любимые кушанья?
  8. Кошка выносит присутствие других животных, даже если они подходят к ней ближе, чем на 1 метр?
  9. У кошки есть ощущение времени, например, она знает время кормления, расчесывания и т. п.?
  10. Кошка использует для умывания определенных участков мордочки одну и ту же лапку

Таблица 2. «Определение уровня интеллекта кошки с помощью вопросов »

Часть 3. «Определение уровня интеллекта кошки на основании наблюдений за животным»

  1. Кошка хорошо ориентируется в квартире: бежит к окнам и дверям, если за ними происходит что-то интересное, - 5 баллов.
  2. Кошка выпускает предметы из лапки в соответствии со своим желанием, но не роняет предмет случайно - 5 баллов.

Таблица 3.«Определение уровня интеллекта кошки на основании наблюдений за животным »

Часть 4. «Оценка результатов»

Подсчитали общее количество баллов по шкале и записали в таблицу №4.

Шкала начисления баллов:

  • 141 и более баллов - ваша кошка гениальна.
  • 131 - 140 баллов - ваша кошка талантлива и очень умна.
  • 121 - 130 баллов - ваша кошка очень умна.
  • 111 - 120 баллов - умственные способности вашей кошки выше средних.
  • 90 - 110 баллов - умственные способности вашей кошки средние.
  • 81 - 89 баллов - умственные способности вашей кошки немного ниже средних.
  • 71 – 80 баллов - ваша кошка глуповата.
  • 70 и менее баллов - у вашей кошки масса достоинств, но ум не главный из них.

Таблица 4. Оценка результатов исследования интеллекта Налы »

Заключение

1. Подсчитав общее количество баллов (82) набранных Налой, мы выяснили, что её умственные способности немного ниже средних.

2. В результате наблюдений установили, что если кошку окружить заботой, правильно ухаживать за ней, любить её, то она может стать и другом, и объектом восхищения.Это самые любимые и ласковые животные в доме. Они очень умные и добрые, поэтому люди так любят этих животных.

3. Исследовав повадки и поведение нашей Налы, убедились, что все кошки обладают определенным уровнем интеллекта, а это значит, что наша гипотеза подтвердилась.

4. Изучив информацию из разных источников и проведя эксперименты, я стал специалистом в области знаний о кошках.

5. Развил в себе навыки исследователя, учился работать с разными источниками информации и выбирать главное, учился наблюдать, анализировать и делать вывод.

6. Представил результаты своей исследовательской работы ребятам, и они узнали много нового и интересного о кошках.

В природе всё мудро устроено. Каждому животному даны те свойства, способности и качества, которые помогут ему выжить и сохранить своё потомство.

Библиография

1. Дебора Гилл Мини - Энциклопедия «Кошки »-«Все обо всем » 2001 - 260с.

2. Николай Непомнящий – «200 кошачьих «Почему? » - 1995 – 361с.

3. Антуан де Сент- Экзюпери – «Маленький принц » - 1943 –102 с.

4. Афонькин С.Ю. – «Кошки. Школьный путеводитель » - 2017 – 96 с.


Цель: закрепить представление у детей характерных особеннос­тей кошки.

Ход наблюдения.

Мягонькие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки - она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует - холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться. Показать детям, как кошка лазает по забо­ру, дереву выпуская когти.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел кот.

Трудовая деятельность :

Цель:

Подвижная игра: «Дед Мороз».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Наблюдение за метелью.

Цель – дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугро­бы. Метель это плохо Оголя­ются корни деревьев - могут замерзнуть, сдувается снег сполей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

Подвижная игра: «Веселей детвора».

Декабрь.

Наблюдение за легковым транспортом

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шепот - шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

Я спешу, спешу, спешу".

Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части. Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в лю­бую часть города.)Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)

Какие машины больше шумят и больше загрязняют ат­мосферу? (Грузовые.) Каких автомашин больше?

Трудовая деятельность : Сгребание снега для строительства снежного домика для куклы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Наблюдение за солнцем.

Цель: продолжать знакомство с природными явлениями;дать понятие о признаках зимы.

Ход наблюдения

Декабрь холодный месяц года со снегопадами и сильны­ми морозами. На реках в это время толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. День продолжает убывать. Предложить детям понаблюдать за солнцем. Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Трудовая деятельность : Сгребание снега лопатками.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Следы птиц на снегу.

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка)

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц? Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.) Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на снегу. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направле­нии; делала ли остановки.)

Трудовая деятельность: Накормить птичек.

Подвижная игра: «Дед мороз».

Выносной материал по сезону.

ЯНВАРЬ

Наблюдение за снежинками.

Цель : Формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного.

Беседа

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предло­жить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку - большую и малень­кую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

Ефремова Диана

Мои наблюдения за моими домашними кошками показали, что они являются полнопраными членами семьи. Радуются, скучают, охраняют, заботятся точно так же как люди. Кошки очень удивительные создания, сколько бы я с ними не общалась, мне хочется все больше узнать о них.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Мои наблюдения о домашних кошках Выполнила: Ефремова Диана ученицы 4 «б» класса МОБУ СОШ №17 Руководитель: Степанова Клара Ивановна учитель начальных классов

Цель работы: Узнать больше о домашних кошках, которые живут в каждом доме Задача работы: Наблюдение за кошками, которые живут у нас Новизна работы: Осмысление значения, что мы в ответе за тех, кого приручаем

В нашей семье все очень любят кошек. Когда я летом на каникулы поехала в деревню к дедушке, у них были две кошки. Один большой полосатый кот по имени Кокнар и рыжая пушистая кошка Муся. Я наблюдала за этими кошками и пришла к выводу, что у каждой кошки свой характер как и у людей. Кот Кокнар любимец дедушки и хозяином признает только его. Когда дедушка сидит на кресле или диване, он прыгает ему на колени и спит. А к другим членам семьи никогда не просится на руки. А кошка Муся по возрасту старше меня. Ей десять лет. Для кошек это почтенный возраст. Тем не менее она этим летом родила троих котят, но выжил только один котенок.

Наши кошки часто приносили мертвых птиц и мышей. За это не стоит их ругать, так как привычка охотиться заложена в них самой природой. В такие моменты стоит вспомнить, что даже самый избалованный кот в душе чувствует себя добытчиком и хищником. Известно, что все кошки, особенно в раннем возрасте, очень любят играть и не упускают ни одной возможности чем-то себя увлечь. И это тоже инстинкт. Страсть к игре проявляется у них даже в самых, на взгляд человека, неуместных обстоятельствах. Это единственное животное, которое прежде чем убить жертву, сначала с ней играет. Кошки любят гулять на улице. На природе эти существа обнаруживают для себя новые возможности. Они одинаково увлекутся насекомыми, веточкой, травинкой или цветком. Часто кошки играют с вымышленным противником или, наоборот союзником: осторожно крадутся, подпрыгивают, нападают, преследуют кого-то, бьют лапами и т.д.

Кошки являются очень любознательными животными. Их привлекает все новое, и везде они находят себе занятие. У этих существ любопытство часто берет верх над чувством страха и инстинктом самосохранения. Они любят посещать чужие дома, квартиры, осваивать незнакомые территории, ходить по крыше домов и наблюдать за неизвестным им «зверем» - пылесосом.

Кошки очень эмоциональные существа. Они способны проявлять ласку заботу не только своему потомству, но и к другим животным и детям. Например, когда мой братик Вова начинал плакать, тут же прибегала кошка по кличке Муся, ложилась рядом с ним и начинала мурлыкать. С укором смотрела на маму, мол не умеете ухаживать за своими детьми. К тому времени у нее уже был свой котенок и она прибегала, бросив его одного. Но он совсем не плакал, когда мама его оставляла, потому что он был сытый и ни в чем не нуждался

Кошки очень бурно проявляют благодарность и привязанность к своему хозяину. Они любят ласку и поглаживания, заботу и нежные слова. Если по какой-либо причине кошка в течение длительного времени лишена общения с хозяином, она может заболеть от недостатка положительных эмоций. Когда дедушка поступил в больницу, кот Кокнар очень тосковал по нему и каким то образом сам узнал, где хозяин находится и целыми днями сидел у двери больницы пока дедушка не выходил. А когда выходил, то как бы звал его с собой и шел в сторону дома. Когда этот удивительный кот гуляет на улице, то отзываясь только на зов дедушки –грациозной походкой тигра, с приветственным мяуканьем идет к нему. А к нам, сколько бы мы ни звали, чем только не заманивали, совсем не идет. А вот кошка Муся совсем не такая. Она ходит за всеми домашними по пятам, как бы охраняя. И над этой ее чертой часто подшучивали мои двоюродные сестры: заигрывали с собакой и кричали, тут же прибегала на защиту Муся вся взъерошенная с яростным шипением. А собака своя, она приучена не трогать кошек

Зрение у кошек очень острое. Глаз устроен таким образом, чтобы лучше различать движущиеся предметы. Именно поэтому кошка замирает, увидев противника или потенциальную жертву. Распространено мнение, что кошки отлично видят в темноте. Однако это не так: они лучше человека ориентируются в сумерках, а ночью, при отсутствии освещения, передвигаются с некоторыми затруднениями, руководствуясь другими органами чувств. Я наблюдала, что при дневном или ярком искусственном свете зрачки кошек становятся узкими, похожими на полоски. Расширяются зрачки в темноте, а также в тех случаях, когда кошка защищается от врага. Во время нападения зрачки снова суживаются.

В первые дни обоняние является единственным связующим звеном с окружающим миром. Например, когда мы переносили котенка на другое место, то он начинал кричать и громко мяукать, - он напуган отсутствием матери, которую узнает только по запаху. Когда у котят открываются глаза, они меньше беспокоятся в таких ситуациях. Взрослые кошки также руководствуются обонянием. В доме хозяев, где их окружают предметы, обладающие знакомыми и привычными запахами, они чувствуют себя в безопасности. Когда кошка оказывается в незнакомой обстановке или на транспорте, она начинает паниковать и пугаться. Любой предмет, впервые появившийся в поле зрения кошки, она сначала обнюхивает, а после этого потрется об него головой, чтобы оставить на нем свой привычный запах.

Осязание формируется благодаря первым контактам с матерью. Например, кошка Муся трогала своего котенка лапой, придвигая его к соскам, и вылизывала. Когда котенок подрос, он выли- зывал себя самостоятельно, ведь кошки – очень чистоплотные животные. Посредством вылизывания они не только ухаживают за своей шерсткой, но и снимают таким образом напряжение – это действие помогает замедлить частоту сердцебиений. Если понаблюдать за кошкой, то можно заметить, что в критических ситуациях – после испуга или неожиданности – она начинает чистить шерстку.

Кошки, как и большинство животных, предками которых были хищники, обладают очень острым слухом. С его помощью они улавливают тихие звуки и слабые вибрации, которые не способно различить человеческое ухо. Громкие и слишком высокие звуки не нравятся кошкам. Нелюбовь кошек к громким звукам можно использовать в воспитании. Например, когда маме не нравится то чем занимается наш кот Тигра то она громко окликает его по имени и он тут же переключается на другое.

В кошках, которые любят лазить по деревьям, ходить по крышам и прыгать с предмета на предмет, природой заложено очень хорошее чувство равновесия. С его помощью они избегают многих опасностей. Часто сама наблюдала как кошка убегает от преследования: буквально за считанные секунды она взбирается на дерево и спокойно пережидает опасность. Также данное чувство помогает кошке мягко приземляться на четыре лапы, что спасает от повреждений при падении

Вывод: Кошки очень любознательные, эмоциональные и свободолюбивые животные. Им не нравятся когда их принуждают к чему либо, острые и резкие запахи, громкий звук-это можно использовать при воспитании своего питомца. Я узнала, что кошки живущие рядом с нами имеют ряд сильных сторон которые выделяют их от других домашних животных. У них острое зрение, чуткий слух и прекрасное чувство равновесия. Чтобы лучше понимать своих питомцев и обеспечить всем необходимым, нужно располагать знаниями об их инстинктах и повадках, а самое главное искренне любить их. Кошки очень удивительные создания, сколько бы я с ними не общалась, мне хочется все больше узнать о них.

Спасибо за внимание

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….. ..2

Основная часть

    Кошка кто – это? ……………………………………………………………………..3

    Появление кошек в жизни человека………………………………………………..4

    Жизнь и повадки кошки……………………………………………………………..5

    Наблюдения за поведением кошки…………………………………………………5

Практическая часть

а) Наблюдение за поведением кошки в домашних условиях…………………………6

б) Эксперименты …………………………………………………………………………6

Заключение. ………………………………………………………………………………6

Список литературы

Приложение

Обыкновенных кошек не существует.

Каждая кошка - это тайна за семью печатями. (Колет)

Введение

Нашу жизнь в мире природы нельзя представить без животных. Каждому человеку нравиться какой-либо зверь. Мне очень нравятся кошки. Я люблю с ними играть, наблюдать за ними. Я давно знала, что кошки – это удивительные животные. У них особое поведение, мне захотелось разобраться в этом. Мне стало интересно: что хочет сказать кошка, когда описывает «восьмерку» вокруг ног хозяина или, когда громко начинает мурчать? Актуальность моего исследования заключается в том, что любой ребёнок хочет иметь домашнего питомца, но не знает, как с ним общаться. В своей работе я представлю опыт, который я приобрела, изучая повадки и поведение кошки.

Практическая значимость работы : данная работа поможет сформировать умение детей в понимании поведения кошек и в воспитании доброго отношения к домашним животным.

Я решила провести исследование. Мое исследование заключалось: в наблюдении за поведением моего домашнего кота, изучение литературы о кошках. Я выдвинула гипотезу на основе изучения характерных особенностей, языка общения кошек можно научиться понимать их желания и потребности.

Задачи исследования:

    Собрать и изучить материал о кошках.

    Понаблюдать за поведением кошек в различных условиях.

    Составить словарик «Как понять кошек»

    Систематизировать и обобщить материал.

Объект исследования : домашняя кошка.

Предмет исследования: поведение кошек

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, эксперимент, обобщение, систематизация.

    Кошка кто – это?

Само слово кошка означает либо биологический вид вообще, либо самку кошки. Кошки, относятся к семейству кошачьих (лат. Carnivore ) – животные, питающиеся преимущественно мясом.

Кошка (домашняя кошка, лат. Felis silvestris catus ) – некрупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих.

Древним исходным и, видимо, главным предком всех пород и разновидностей домашней кошки принято считать дикую североафриканскую буланую, или ливийскую, кошку Felis silvestris lybica и пятнистую степную Felis silvestrLs ocreata.

В мире 35 видов диких кошек и свыше 300 пород домашних.

    Появление кошек в жизни человека.

Кошки пришли к людям много тысяч лет назад в древнем Египте. Там хорошо относились к кошкам. Кошки охраняли закрома древних египтян от мышей. Со временем кошек начали обожествлять, в случаи пожара, в первую очередь спасали кошек. Из Египта кошки проделали долгий путь по разным странам и наконец, в 12 веке попали в Европу.

Кошки на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. В Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. Они - то и поставили её под защиту церковного закона. А знаете, сколько стоила кошка? В древнерусском судебнике 16 в. есть упоминание о том, что за украденное животное устанавливался штраф, кошка приравнивалась по цене к волу.

В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. При въезде в дом кошка должна первой переступить порог дома, иначе не будет в нём счастья. А трёхцветная кошка приносит счастье и достаток в дом.

Многие из моих родных и знакомых дома содержат кошек. Мне стало интересно, почему выбор пал на это животное. Я решила провести опрос: зачем вы держите кошку в доме и какой породы?

Этот вопрос я задала маме, бабушке и подругам. И вот какие ответы я получила:

    Бабушка . Мы живем в частном доме и кошки большие наши помощники. Они ловят крыс и мышей. А еще, к ошка неплохой доктор. Если вдруг заболел, а киска тут как тут. Устроится рядом, а то и на больном месте, чувствуешь, как утихает боль, появляется уверенность в выздоровлении. У нас простые беспородные: кот и кошка.

    Мама . Кошка – верный, внимательный друг. Придёшь домой усталый, нередко раздражённый, а тебе в ноги пушистый комочек. Трётся, песенку поёт, в глаза заглядывает, на руки просится. Ну, как не взять. И, о чудо, усталость как рукой сняло, раздражения как не бывало. Кошка у нас простая беспородная

    Анюта и Вика. Кошка ловит мышей. С ней интересно играть и она очень красивая. Наши кошки беспородные по имени Рыжик и Нюша.

Среди своих одноклассников я провела анкетирование. (Приложение 1)

После обработки данных получила такие результаты:

В классе 16 учеников.

Имеют дома домашних животных – 15 человек и у 12 из них живут кошки или коты, что подтверждает факт того, что большинство семей предпочитают иметь именно кошку, а не собаку.

Все дети очень любят своё животное, проводят с ним свободное время, играют и ухаживают за питомцем. Большинство детей считают, что когда они разговаривают с кошкой, то она их понимает, а вот ребята не всегда могут понять и объяснить поведение животного.

    Жизнь и повадки кошки.

Много в жизни кошек тайного и удивительного. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотная и часто умывается. Она постоянно вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Все кошки - охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность - останешься голодной. У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин. И действительно - у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Кошки умеют различать цвета, но по сравнению с человеком восприятие цвета у них слабее - менее контрастное и яркое. Замечено, что неподвижные и близко стоящие предметы кошка воспринимает хуже, чем движущиеся. Кошки верно определяют расстояние до предмета, они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом вибрисы - длинные жёсткие волосики, которые мы называем усами. Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко. Говорят, кошка лечит. Ученые подтверждают этот факт. Действительно, если долго гладить кошку, пройдет головная боль, снизится давление, успокоятся нервы, улучшится настроение. Кошками даже лечат разные заболевания. Это называется фелинотерапия . Кошки очень разборчивы в пище, различают кислое, горькое и солёное. Разборчивость эта обусловлена, прежде всего, хорошим нюхом и развитыми вкусовыми рецепторами на языке. Кошки могут безбоязненно передвигаться по конькам крыш, заборам и сучьям деревьев. При падении они могут рефлекторно принять в воздухе положение, нужное для приземления на лапы. Кошка наделена поразительной памятью и наблюдательностью. Она все замечает, обо всем помнит.

    Наблюдения за поведением кошки

У кошек разработан целый язык – ученые насчитывают 25 различных визуальных сигналов, которые могут быть применены в 16 сочетаниях.

Положение головы, ушей, глаз, и вибрисс (усов) может многое сказать о настроении и состоянии кошки.

Когда голова вытянута вперед, кошка настроена на контакт или пытается понять настроение другой кошки либо хозяина. Конфликтную ситуацию уверенное в себе животное встретит с поднятой головой, если же у него всерьез агрессивные намерения, то голову отпустит. Подчиненная кошка тоже может пригнуть голову, однако в случае, если она сильно испугана и готовится защищаться, её голова будет поднята.

Кошачьи глаза - прекрасный индикатор настроения. Сужение или расширение глаз может говорить об интересе, гневе или страхе точно так же, как у людей. Спокойная кошка чаще удовлетворенно щурится. У испуганной кошки зрачки расширены, у рассерженной кошки, уверенной в себе, зрачки могут сузиться до предела, превратившись в узкую щель .

Позы кошки тоже о многом могут рассказать : п ереминание лапами, трется о ваши ноги, переворачивается на спину и обнажает живот - показывает свою покорность, она делает вам комплимент, говоря, что она любит и доверяет вам. Если лапы кошки прямые и находятся в вертикальном положении, голова поднята и уши навострены, кошка счастлива, любопытна и уверенна. Наоборот, передние и задние согнутые лапы указывают, что кошка предпочитает избежать боя, но будет защищать себя, если придется. Выгнутая спина, обычно означает, что кот готовится к реальной схватке. Такую стойку сопровождают прижатые уши, широко раскрытые глаза и волосы дыбом на спине и хвосте.

Хвост медленно загибается вниз и потом вновь поднимается - значит, кошка находится в расслабленном состоянии, довольна окружающим миром, если слегка поднимается и мягко закручивается, что – то заинтересовало. Хвост, наполовину зажатый между ног - что кошка боится, она несчастна или чувствует угрозу. Волосы на хвосте встали дыбом, придав ему пушистый вид и держится прямо. Значит, кошка находится в агрессивном состоянии , лучше оставьте её в покое, а то вы можете стать жертвой нападения!

Вот кошка навострила уши - это означает, что ваша любимица заинтересована в том, что слышит вокруг себя. Если уши прижаты к голове и повернуты назад, значит, кошка чувствует угрозу и стремится защитить их.

Более подробно о языке кошек в словарике «Как понять Кошку». (Приложение 2)

В Интернете я прочитала, что в Японии вышел в свет первый в мире универсальный компьютер-переводчик кошачьего языка "Мяулингвал". О его работе можно прочитать в приложении. (Приложение 3)

    Практическая часть

Наблюдение за поведением кота Тимы в домашних условиях.

Когда я начала готовить эту исследовательскую работу, стала чаще обращать внимание на поведение Тимы. Я заметила, что у него есть своеобразный ритуал, который он проводит ежедневно. Когда мама утром идет на кухню, он непременно бежит возле её ног с поднятым трубой хвостом. Перед холодильником Тима останавливается (там лежит его корм), слегка помахивает высоко поднятым хвостом и резко нагибает шею вниз, подобно воркующему голубю. Своим требовательным «мяу», он призывает маму скорее открыть холодильник и получить желаемую еду. А после Тима благодарит за корм, тыкаясь в ноги своим мягким носом и «воркуя». А это значит, что он благодарен маме за то, что она его кормит.

Тима, как и все кошки, много спит. У него есть любимая поза. Он может растянуться и на паласе, и на кресле, и на диване. На подоконнике Тима любит и поспать, и посмотреть в окно. Очень интересно наблюдать, когда он видит, которые своим чириканьем и неугомонным поведением пробуждают в нём охотничий инстинкт. Тима весь напрягается, вытягивается, подаётся вперёд, а хвост так и ходит из стороны в сторону.

Изучая поведение кошек, я провела несколько экспериментов.

Эксперимент 1. У Тимы такой же острый слух, как об этом пишут в справочной литературе и Интернете?

а) Мы с мамой сидели в комнате, кот находился в другой. Мы с ней разговаривали, и вот я назвала его имя. Тима тут же прибежал.

б) Я на кухне случайно задеваю миску, из которой ест Тима. Он- тут как тут!

Эксперимент 2. Тима так же хорошо видит в темноте, как и все кошки? Выключаем свет. Я ничего не вижу, а он бесшумно ходит по комнате. Мама в тёмном коридоре ставит картонную коробку. Я иду и натыкаюсь, а Тима спокойно её обходит.

Эксперимент 3. Все кошки любят спать. Я посчитала, что однажды Тима за сутки проспал 14 часов!

Заключение.

Ученые считают, что способности кошек остаются одной из наибольших загадок нашего столетия. Эти необычные существа покорили наши сердца, став в большинстве своём хозяевами наших домов.

Исследуя поведение и язык общения кошек в литературе и Интернете, я сравнивала с тем, как ведёт себя мой кот Тима. Теперь, узнав о том, что конкретно означает то или иное движение, действие, поступок кота или произносимые им звуки, я могу рассчитывать на полное взаимопонимание со своим питомцем.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что на основе изучения характерных особенностей, языка общения кошек можно научиться понимать их желания и потребности. А одноклассников, которые имеют маленького пушистого друга, я познакомлю с кратким словарём «кошачьих» символов. Надеюсь, что он поможет и им понять своего любимца, узнать о его намерениях и чувствах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детская энциклопедия "1000 вопросов и ответов" Издательство Астрель Харвест, АСТ, 2005г.

2. Документальный проект Живая Тема. "Кошачья раса. Всё о кошках"

3. Домашние кошки /сост. Ю. И. Филиппов. – М.: Росагропромиздат, 1991

4. Клинка А. Наша кошка сошла с ума: пер с нем М.: АСТ: Астрель, 2005

7. Фильм ВВС "Загадочные кошки" https://my-hit.org/film/13856/

8. Фильм ВВС « Кошки - All about Cats»

9. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? – Минск: Харвест, 2010

10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Поведение животных. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; - М.: ООО « Издательство Астрель», 2000

11. Ресурсы Интернета.

Приложение 1

Опрос среди одноклассников и друзей.

1. Какое домашнее животное есть у вас? ________________________

2. Как ты относишься к своему домашнему животному?
а) нравится, оно очень милое
б) жить не могу без него
в) равнодушно

3 . Любишь ли ты проводить время с ним?
а) да

б) нет
4. Сколько времени ты проводишь с ним?
а) около часа
б) всё свободное время
5. Как ты общаешься со своим животным?
а) играю /разговариваю
б) ухаживаю за ним (гуляю, кормлю)

6. Достаточно ли внимания ты уделяешь ему?
а) нет
б) да
в) не знаю.

7. Кто в вашей семье больше всего любит его?
а) мама

б) я

в) папа

г) сестра и т. д.

8. Кого, по твоему мнению, животное любит больше из семьи?
а) меня (опрашиваемого)

б) маму
в) папу
г) никого
9. Когда ты с ним разговариваешь, как ты думаешь, понимает оно тебя?

а) точно понимает
б) иногда понимает, иногда – нет
в) не понимает

10. А ты понимаешь, что хочет «сказать» тебе кошка?

а) понимаю всегда

б) понимаю, но не всегда

в) не понимаю
11. Есть ли у него душа?
а) есть
б) не знаю

12. Что интересного ты наблюдал в поведении своей кошки?

___________________________________________________________________________

Приложение 2

Словарь «Как понять Кошек»

Быстро облизывает нос и губы - в замешательстве (мы почесали бы затылок).

Протягивает лапку к вашему лицу - просит внимания и ласки ("ну ты меня еще хотя бы немножечко любишь?").

Уши поставлены вертикально - любопытство.

Уши плоско в стороны - прячется, заигрывает.

Уши назад, глаза жмурятся - нетерпение, просьба.

Уши наклонены назад, глаза большие - предостережение.

Уши прижаты к голове - подготовка к нападению.

Уши прижаты к голове, хвост делает круги - раздражение.

Бьет хвостом - злится или охотится.

Хвост трубой - приветствие, удовольствие.

Застывший внизу хвост - отвращение, разочарование.

Шевелит кончиком хвоста - интерес.

У поднятого вертикально хвоста расслаблен кончик - радостное возбуждение.

Прищуривает глаза - спокойствие или сонливость.

Жмурится - миролюбие и спокойствие.

Уши назад, глаза жмурятся - нетерпение, просьба. ("ну скорее же, очень хочется").

Уши назад, глаза большие - предостережение ("не потерплю").

Уши плоско в стороны - прячется, заигрывает ("чур, меня не видно").

Широко раскрытые зрачки - страх.

Уставился на вас, а когда обращаете на него внимание, удирает с криком "Муррррр" - вызов на игру в догонялки.

Большие глаза и зрачки - всматривается в темноту, боится, злится или играет.

Появилось третье веко - кошка больна или хочет спать.

Усы опущены вниз - озабоченность, печаль или болезнь.

Прячет голову в какой-нибудь уголок - в игре - "чур, я спрятался".

Сосредоточенно осматривается вокруг и затем тщательно вылизывает свою шерсть - полное или притворное спокойствие.

Быстро облизывает переднюю лапу - волнуется, в нерешительности.

Быстро облизывает нос и губы - в замешательстве.

Поглаживает человека лапкой - тесная привязанность, нежность.

Громко поскребывает когтями - стремление обратить на себя внимание.

Выгибает спину - устрашение противника, очень сильное раздражение и готовность к обороне.

Улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах - знает, что нашкодил.

Кот катается по полу - демонстрирует свою привлекательность.

Лежит на спине с задумчивым видом - проветривается, отдыхает.

- наблюдает, расслаблен, ждет.

Пританцовывает, отрывая передние лапы от земли и ставит обратно - приветствие кого-то любимого и долгожданного.

Поворачивается задом к хозяину и поднимает хвост - знак доверия и почтения.

Топчет лапами - очень любит, хочет доставить вам удовольствие.

Потирание головой о человека - любовь, преданность, чистосердечие, жажда ласки. Осмотрелся вокруг и тщательно вылизывается - полное или притворное (во время игры или охоты) спокойствие ("я тут просто умываюсь")

Сидит, поджав лапы, обернувшись хвостом - наблюдает, расслаблен, ждет

Словарь звуков

Мурлыканье - спокойствие.
Недовольное мурлыканье - болезненное ощущение.
Урчание - недовольство.
Мяуканье - приветствие, а иногда и просьба.
Прерывистое мяуканье, похожее на повизгивание - ответ на человеческое обращение.
Завывание - злость.
Непродолжительный крик - испуг.
Приглушенное мурлыканье, завершающееся недовольным урчанием - терпение иссякло.
Шипение - готовность к обороне, предупреждение об этом.
Сдержанное урчание кормящей кошки - предостережение котятам о возможной опасности.
То же самое, завершающееся повышенным тоном - предостережение человеку или иным существам, чтобы не приближались к котятам.

Приложение 3

«Мяулингвал»

Это устройство анализирует и различает мяуканье и урчание 14 пород домашних кошек. Затем этот аппарат преобразовывает кошачьи звуки в одну из 200 имеющихся в базе японских фраз, которые сразу появляются на дисплее. При составлении словаря для этого устройства использовали образцы мяуканья сибирских и американских короткошерстных кошек. «Мяулингвал» может распознавать настроение кошки и такие состояния, как удовольствие, раздражение или безразличие. Кроме всего этого существует "словарь кошачьего языка", включающий в себя порядка 3 000 слов.

Несколько примеров «кошачьих высказываний» и их перевод.

Кошка говорит

Значение

миау

покорми меня

мееу

приласкай меня

мрууу

я люблю тебя

миоо оо оо

я влюблен/а, и у меня должно быть свидание, отпусти меня

мррау

я настроилась немного пошуметь

рроу маууу

пожалуйста, уберите у меня в туалете

миаоу миаоу

поиграйте со мной

миоау миоау

так как никто со мной не играет, пойду привлеку ваше внимание

раоуууууу

займусь личной гигиеной

роуу мауу роуу

я так рада, что вы вернулись домой с кучей интересных пакетов

ммеууу

самое время понежиться, например на твоей подушке

ийеее ийеее

смотри! на потолке муха!

моу

хорошо бы свернуться калачиком

моуууу

зачем вы отобрали у меня коврик. на котором я так уютно устроилась

миаоу! миаоу!

помогите мне!

мррак...

о, маленькая птичка, иди-ка сюда!

сссроуу!

я нашла кого-то очень интересного

мммммм

как приятно понежиться на солнышке