Стартовые состояния и предстартовая подготовка спортсменов. Предстартовое состояние При каком предстартовом состоянии наблюдается оптимальное возбуждение

До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем.

Предстартовое состояние - это комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях.

Различают:

- Ранее предстартовое состояние, которое возникает за несколько дней до соревнований.

- Предстартовое состояние, возникает с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний.

- Стартовое состояние, которое возникает за несколько минут или секунд до старта.

Предстартовые изменения функционального состояние спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которого происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, дыхательных и сосудодвигательных центров, которые приводят к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменения состава крови. Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержанием адреналина в крови. Также в предстартовом состоянии отмечается усиление парасимпатических влияний на внутренние органы, выражающейся в увеличении кишечной перистальтики и понижения тонуса сфинктера мочевого пузыря. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, в повышении концентрации молочной кислоты.

Физиологические механизмы предстартовых изменений носят условнорефлекторный характер. Различные факторы внешней среды, связанные с обстановкой спортивных соревнований, будучи подкрепленными мышечной работой, становятся условными сигналами предстоящей двигательной деятельности. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больных полушарий на центры вегетативных функций. Эмоции в предстартовом состоянии вызывают большой эмоциональный накал. Эмоциональные реакции и мотивации в данном случаи могут рассматриваться как важные регуляторы функционального состояния организма. Также эмоции

сглаживают специфичность реакций со стороны внутренних органов.

9. Физиологическое обоснование состояния утомления и его биологическое значение .

Под утомлением понимают физиологическое состояние, на­ступающее вследствие напряженной или длительной деятельно­сти организма, проявляющееся в дискоординацин функций и во временном снижении работоспособности. У низших животных утомление наступает относительно медленно, но достигает боль­шей глубины, чем у высших животных. Наиболее сложно утом­ление протекает у человека. Это связано с тем, что в развитии утомления и в течении восстановительных процессов у человека особое значение приобретают социальные факторы.

Биологическая роль утомления состоит в своевременной за­щите организма от истощения при длительной или напряженной мышечной работе. Физиологические сдвиги при резко выражен­ном утомлении носят черты стрессовой реакции, сопровождаю­щейся нарушением постоянства внутренней среды организма. В то же время повторное утомление, не доводимое до чрезмер­ной величины, является средством повышения функциональных возможностей организма. В развитии утомления различают скрытое, преодолеваемое утомление, при котором сохраняется высокая работоспособность, поддерживаемая волевым усилием. Экономичность двигательной деятельности в этом случае падает, работа выполня­ется с большими энергетическими затратами. Это компенсиро­ванная форма утомления. При дальнейшем выполнении работы развивается некомпенсированное, явное утомление.

Главным признаком этого состояния является снижение ра­ботоспособности. Развитие охранительного торможения в цент­ральной нервной системе приводит к отказу от работы. При не­компенсированном утомлении угнетаются функции надпочечни­ков, снижается активность дыхательных ферментов, происходит вторичное усиление процессов анаэробного гликолиза. Утомле­ние, развивающееся в процессе выполнения физических упраж­нений, приводит к снижению их эффективности и ухудшению спортивного результата.

Рациональное построение тренировочного процесса невоз­можно без глубокого понимания механизмов развития утомле­ния. Появление центрально-нервной теории утомления связано с именем И. М. Сеченова. Она явилась важным шагом в рас­крытии механизмов утомления. Особая роль центральной нерв­ной системы в развитии утомления несомненна. Торможение - универсальный механизм, предохраняющий нервную систему, а через нее и все органы и ткани от истощения, результатом ко­торого может быть потеря жизнеспособности организма.

Утомление в целостном организме наступает прежде всего в центральной нервной системе. При этом более ранимыми ока­зываются высокодифференцированные клетки коры больших полушарий. И. П. Павлов показал, что утомление и восстанов­ление-это две стороны одного процесса. Соотношение их - основа деятельного состояния или перехода к пониженной ак­тивности живой структуры. Развитие Г. В. Фольбортом идей И. П. Павлова показало принципиальную верность представле­ний об утомлении как о состоянии, зависящем от соотношения процессов истощения и восстановления.

Физиологические и биохимические сдвиги, происходящие во время работы, приводят к ухудшению функционального состоя­ния работающего органа. Но они в то же время стимулируют восстановительные процессы. Скорость восстановления при этом оказывается тем выше, чем быстрее наступает утомление. По со­временным представлениям, истощение энергетического мате­риала клеток, прежде всего АТФ, оставляет структурный след в генетическом аппарате клетки.

Дефицит АТФ стимулирует увеличение белковой массы ми­тохондрий и по принципу обратной связи ведет к увеличению выработки АТФ по ходу работы и в восстановительный период. В результате тренированность к этому виду нагрузки повышает­ся. Истощение, превышающее допустимые пределы, ведет к сры­ву адаптации с развитием картины переутомления.

Современная теория утомления исходит из предпосылки о многоструктурности и неоднозначности функциональных изменений в отдельных системах во время работы. Процессы, обу­словливающие развитие утомления, в первую очередь происхо­дят в коре больших полушарий. Однако при этом не снимается роль местных и гуморальных факторов в развитии утомления. В зависимости от вида работы, ее напряженности, продолжи­тельности ведущая роль в развитии утомления может принад­лежать различным физиологическим системам.

Изменения в гуморальной системе регуляции могут стать ведущими факторами в развитии утомления в связи с повышен­ным поступлением в кровь гормонов гипофиза и надпочечни­ков при эмоциональном стрессе. Угнетение функции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы - возможная альтер­натива в изменении гормонального равновесия при длительной истощающей работе-может также стать одним из ведущих факторов утомления.

Нарушение в центральном звене регуляции физиологических функции может играть ведущую роль при кратковременной мы­шечной работе скоростного характера, в результате действия мощного потока проприоцептивных и хеморецептивных импуль­сов и последующего развития запредельного торможения (пер­вичное утомление).

Снижение возбудимости нервных центров при истощающей работе является результатом действия слабого по силе, но дли­тельного и монотонного раздражителя. На состояние высших корковых и подкорковых центров регуляции оказывает влияние изменение химизма внутренней среды, изменение основных кон­стант, обеспечивающих гомеостаз организма. Нарушения химиз­ма внутренней среды происходят вследствие снижения активно­сти ферментов, угнетения липидного и углеводного обмена, сни­жения уровня аденозинтрифосфатазы, а также первичных акцепторов электронного каскада - НАД и НАДФ.

Ведущими факторами развития утомления могут стать н местные процессы, например нарушения в периферическом звене нервно-мышечного аппарата. Они связаны с понижением воз­будимости н проводимости в нервно-мышечных синапсах, фи­зиологическими и биохимическими изменениями в рецепторах и сократительных элементах мышц.

Подобный подход к изменяющемуся значению отдельных факторов в развитии утомления, а также строгая количествен­ная оценка их значимости может быть основой управления тре­нировочным процессом. Выделение ведущего фактора в разви­тии утомления при конкретных видах мышечной работы воз­можно при правильном подборе соответствующих тестирующих проб и методик исследования.

Утомление у детей школьного возраста развивается быстрее, чем у взрослых, вследствие ряда особенностей деятельности центральной нервной системы. У детей быстрее нарушаются процессы внутреннего торможения, в особенности дифференцировочного и запаздывающего. При этом падает внимание, появ­ляется двигательное беспокойство, сменяющееся резким пони­жением активности в результате развития охранительного тор­можения и понижения возбудимости корковых клеток.

Феноменологическая картина утомления у детей и роль от­дельных факторов в его развитии столь же разнообразны, как и у взрослых. Однако течение восстановительных процессов, быстрота развития утомления у детей имеют существенные от­личия от взрослых. В занятиях с детьми следует исключать однообразную, монотонную работу, чередовать различные виды работы, облегчающие восстановление по механизму активного отдыха. Учитывая, что работоспособность детей падает от пер­вого к последнему уроку, от понедельника к субботе, в режиме дня школьника необходимо предусмотреть и соответствующие изменения в содержании физических и умственных нагрузок, а также в средствах и методах их активизации.

Перетренировка

Перетренировка - этап прогрессирующего развития пере­утомления. Она сопровождается комплексом функциональных нарушений, затрагивающих преимущественно центральный ап­парат регуляции двигательных и вегетативных функций. Ранни­ми признаками перетренировки служат расстройство сна, отсут­ствие интереса и желания тренироваться, боязнь физических напряжений, страх перед выполнением сложных упражнений. Спортсмен становится раздражительным, легко вступает в конф­ликты с товарищами и тренером или, наоборот, отличается вя­лостью, безразличным отношением к окружающим.

В развитии перетренировки можно выделить три стадии. Для первой стадии характерно прекращение роста спортивных результатов или их снижение, жалобы на ухудшение самочувст­вия, отсутствие желания к продолжению тренировки, понижен­ная приспособляемость к нагрузкам. Вторая стадия перетрени­ровки проявляется в прогрессирующем снижении спортивных результатов, в ухудшении восстановительных процессов после нагрузки при плохой приспособляемости к ней.

Субъективные жалобы на плохое самочувствие усугубля­ется объективным ухудшением функционального состояния спортсмена. Стойкие функциональные нарушения со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной систем, сопровождающиеся резким снижением спортивной работоспособности, - такова картина третьей стадии перетренировки.

Во второй и третьей стадиях перетренировки наряду с рас­стройствами регуляции могут наблюдаться диффузные и оча­говые изменения в сердечной мышце. Субъективные проявле­ния перетренировки этих стадий - жалобы на неприятные ощущения и боли в области сердца, в особенности после физической нагрузки. Сократительная способность сердца ухудша­ется. При увеличивающихся размерах сердца наблюдается от­рицательная корреляция с объемом сердечного выброса. При физических нагрузках в подавляющем большинстве случаен наблюдаются атипические реакции, преимущественно со сту­пенчатым подъемом артериального давления.

Существенные изменения происходят в характере обменных реакций. Если на начальной стадии снижается интенсивность окислительного фосфорилирования, то на поздних этапах пере­тренировки ухудшаются гликолитические механизмы ресинтеза АТФ, уменьшается содержание гликогена и увеличивается об­разование аммиака в мышцах. Нарушение витаминного балан­са при перетренировке выражается в резком снижении содер­жания витамина С в крови, печени, скелетных мышцах. Вследствие ухудшения пластических процессов, а также повышенного расхода энергии при мышечной работе падает масса тела. Снижение показателей физических качеств при перетренировке относится более всего к общей и скоростной выносливости. Быстрота и мышечная сила изменяются в меньшей степени.

При перетренировке отмечается падение активности есте­ственных защитных факторов организма. При исследовании состояния естественных защитных реакций у юных спортсме­нов, находящихся в состоянии перетренировки, обнаружено падение активности фагоцитоза уже после незначительной малоинтенсивной нагрузки (5-минутная работа на велоэргометре с мощностью 60% от максимальной). Снижается исходный фон естественной иммунологической реактивности организма. Падение естественной иммунологической реактивности яв­ляется следствием понижения общей физиологической актив­ности организма, наблюдаемой при функциональных расстрой­ствах, связанных с перетренировкой.

Мерами предупреждения перетренировки служат правиль­ная организация тренировочного режима, учет индивидуальных особенностей адаптации к физической нагрузке, строгое сле­дование принципам спортивной тренировки, в которых обобщен многолетний опыт рационального построения тренировочного процесса.

Для восстановления спортивной работоспособности после первой стадии перетренировки необходим активный отдых в течение 1-2 недель. Объем тренировочной нагрузки в этом случае уменьшается, интервалы отдыха между интенсивными упражнениями удлиняются. Резко снижается объем интенсивных нагрузок, соревнования исключаются.

Последствия перетренировки второй стадии могут быть ликвидированы в течение 1-2 месяцев. При этом в первые не­доли (от 1 до 3) лечения полезен полный или активный отдых с неспецифической нагрузкой.

Третья стадия перетренировки требует полного 2-3 недельного отдыха, с последующим переходом к активному отдыху продолжительностью 3-4 недели. В этот период принимается комплекс восстанавливающих средств. К ним относится медикаментозные препараты, биологические и физиотерапевтические процедуры.

Перенапряжение.

Чрезмерная и форсированная физическая нагрузка без достаточного для восстановления периода отдыха приводит к изменению функций жизнеобеспечивающих систем организма развития патологических состояний. Перенапряжение возникает как результат несоответствия между запросами возникающими при мышечной работе, и функциональными возможностями спортсмена для их обеспечения. К числу причин результатом которых может быть перенапряжение относится интенсивная нагрузка, если она действует на не подготовительный организм, сочетается с напряженной учебой или работой и выполняется после заболевания если на фоне хронической инфекции.

В основе физического перенапряжения лежит нарушение нейрогуморальной регуляции физиологических функций и обмена веществ резкое изменение химизма во внутренней среде, т.е. нарушается гомеостаз внутренней среды. Дисфункции гормональной системы – увеличение содержания адреналина и его аналога в крови, кроме того наблюдается недостаточность, адренокортикотропной функций передней долей гипофиза, что является фактором способствующим развитию перенапряжения. В результате изменения веществ возникают нарушения баланса ионов калия и магния и могут наблюдаться диффузные и очаговые поражения сердечной мышцы.

Через мерная физическая нагрузка с опасной точки зрения недостаточно энергетического запаса сердечной мышцы, нарушения метаболизма и угроза инфаркта миокарда. Расстройство обмена веществ в миокарде занимает особое место среди других метаболических расстройств, т.к. при этом нарушается кровоснабжение всего организма. Поэтому миокард повреждается как первично, так и опосредовано через нарушения обменных процессов целостного организма.

Для нормальной функции миокарда необходимо равновесие между нейрогармонами, симпатической и парасимпатической нервной системы. Нарушение соотношений адреналина и норадреналина с одной стороны и оцетилхолина с другой стороны способствует развитию перенапряжения. Это приводит к гипоксии миокарда и некрозу сердечной мышцы. Очаговый изменения миокарда возникают в следствии спазма и механической закупорки артерии анемии, нарушений электролитного обмена. В результате перенесенного перенапряжения может сохраниться стойкое повышение АД, боли в области сердца и печени, значительное снижение физической работоспособности к приспособляемости мышечной нагрузки. В эти изменения могут привести к смертельному исходу. Многократное применение нагрузок превышающее функциональные возможности спортсмена сохраняется хроническим перенапряжением. В развитии хронического перенапряжения существуют 3 стадии:

Для I стадии характерно сохранение высокой спортивной работоспособности. При этом отмечаются характерные изменения ЭКГ и снижается экономичность физиологических функций.

Во II стадии появляется комплекс вегетативной и соматических расстройств приводящие к резкому падению физической работоспособности.

Для III стадии характерны дистрофические изменения в миокарде и расстройства гемодинамеки.

Следствием перенапряжения сердца может быть развитие патологических форм гипертрофии, при которых размеры сердца увеличиваются как за счет продольных так и за счет косых размеров. Патологические формы гипертрофии и с выраженными дистрофическими изменениями отличаются от физиологической гипертрофии являющиеся систематической мышечной работы. Границы переходы физиологической гипертрофии в патологическую носят условный характер. Выделяют 3 стадии развития гипертрофии:

Стадия компенсаторной гиперфункции сердца (увеличивающаяся функциональная нагрузка сопровождается одновременная активацией энергообразования и синтеза белка). Потребления кислорода на единицу массы сердца при этом растет. Снижаются запасы гликогена и креатина фосфата сердечной мышцы при одновременном увеличении ее массы.

Стадия характеризуется завершающей гипертрофией и относительно устойчивой гиперфункцией сердца. Уровень функционирования энергообразования и пластических процессов при этом нормализуется. Общее потребление кислорода на единицу массы сердца не отличается от нормы. Уменьшается содержание норадреналина в сердечной мышце, тем самым снижается активность к импульсам приходящим по симпатическим мышечным волокнам. При этом сократительная функция сердечной мышцы снижается.

Стадия происходит дальнейшее уменьшение содержание норадреналина в сердечной мышцы и ухудшение трофических влияний и симпатических нервов. На этой же стадии в гипертрофированном миокарде нарушается синтез нуклеиновых кислот и мышечного белка.

Средства предупреждения и лечения перенапряжения меня­ются в зависимости от степени его развития. При перенапряже­нии первой стадии следует уменьшить объем тренировочной нагрузки. Интенсивность выполняемых упражнений должна составлять не более 50%. Нормализация сердечной функции достигается медикаментозными средствами. В комплексе вос­становительных процедур особое внимание уделяется сбаланси­рованному питанию с интенсивной витаминизацией.

При перенапряжении второй и третьей стадий спортсмену следует переходить на режим активного отдыха. Интенсивность нагрузки при этом не должна превышать 20-30%, а общий ее объем сокращается в 2-3 раза.

Любой спортсмен знает, что соревнование - это не только испытание физических качеств. Уровень психической нагрузки соревновательной деятельности несравненно выше тренировочной, в чем, наверное, и состоит особая притягательность спорта.

Кому из спортсменов не приходилось испытывать перед состязанием странное состояние, когда ощущается дрожь во всем теле, онемение в ногах, беспокойно лезут в голову навязчивые мысли о неповиновении лошади, падениях, вкрадываются сомнения в исходе своего выступления. Это так называемое «предстартовое состояние»…
Влияние предстартового состояния на организм неоднозначно. Оно или значительно возбуждает нервную систему, и под действием его спортсмен теряет самоконтроль, или же, наоборот, происходит сильная заторможенность нервной системы, ведущая к скованности и мешающая свободе действий. Оптимальное состояние находится как раз где-то посередине, когда человек держит под контролем свое психологическое состояние.
Сегодня мы рассмотрим три разновидности предстартовых состояний и постараемся научиться справляться со стрессом.

Предстартовые состояния

При возбужденной нервной системе спортсмена буквально бьет ПРЕДСТАРТОВАЯ ЛИХОРАДКА (чрезмерно высокий уровень эмоционального возбуждения). Это состояние проявляется в сильном волнении, тревоге, повышенной нервозности (раздражительности), неустойчивости настроения (резком переходе от бурного веселья к слезам), беспричинной суетливости, рассеянности, ослаблении памяти, снижении остроты восприятия, повышенной отвлекаемости внимания, понижении гибкости и логичности мышления, неадекватных реакциях на обычные раздражители, капризности, переоценке своих сил (излишней самоуверенности), неспособности полностью контролировать свои мысли, чувства, настроение и поведение, неоправданной торопливости. Высокое нервно-психическое напряжение понижает работоспособность мышц и притупляет мышечно-двигательное чувство, ухудшает способность к расслаблению, нарушает координацию движения.
Прямая противоположность описанному выше состоянию - СТАРТОВАЯ АПАТИЯ (относительно низкий уровень эмоционального возбуждения из-за возникновения охранительного торможения и ослабления возбуждения). Ей соответствуют вялость, сонливость, отсутствие желания соревноваться, угнетенное настроение, неуверенность в своих силах, отсутствие интереса к соревнованиям, ослабление внимания, притупление остроты восприятия, снижение продуктивности памяти и мышления, ухудшение координации привычных действий, неспособность собраться к моменту старта, резкое снижение волевой активности.
Лучшее состояние спортсмена перед стартом называется БОЕВОЙ ГОТОВНОСТЬЮ и характеризуется оптимальным уровнем эмоционального возбуждения. Этому состоянию соответствуют выраженные, но умеренные вегетативные сдвиги. Психологический синдром: напряженное ожидание старта, возрастающее нетерпение, легкое, а иногда значительное эмоциональное возбуждение, трезвая уверенность в своих силах (реальная оценка своих сил), высокая мотивация деятельности, способность сознательно регулировать свои мысли, чувства, поведение и управлять ими, личная заинтересованность спортсмена в участии в данных соревнованиях, хорошая концентрация внимания на предстоящую деятельность, обострение восприятия и мышления, высокая помехоустойчивость по отношению к неблагоприятным факторам.

От тренировок - к стартам

Переход от тренировочной деятельности к соревновательной ставит перед спортсменом своеобразный психофизиологический блок - не допустить выхода на запредельный режим. Это обусловлено тем, что на тренировке спортсмен постоянно закрепляет стереотип действий на заведомо заниженном уровне психической нагрузки.
Если не проводить тренировки в соревновательном режиме - откуда же тогда взяться умению мобилизоваться? Существует элементарный физиологический закон: 5-7 повторений - и в тренировке выработан динамический стереотип - выполнять двигательную деятельность без существенной психической нагрузки.
Но тогда получается, что психологическая подготовка к соревнованиям должна осуществляться на самих соревнованиях. Действительно, в основе успеха наших выдающихся спортсменов, особенно середины ХХ века, - бесконечные старты, среди которых так называемые «междусобойчики» занимали не последнее место. Понятно, что в современном спорте иные физические нагрузки. Но, не изобретая нового, мы можем использовать хорошо забытое старое.
Расскажу один случай, который показывает, насколько важно правильное подведение спортсмена к соревновательной деятельности. Однажды отлично технически подготовленную молодую спортсменку выставили сразу на довольно крупный старт. Все было великолепно: и лошадь опытная, и схема езды откатана почти до совершенства. Однако, проведя бессонную ночь перед первым в жизни стартом, всадница выехала на приветствие, и... упала с лошади от чрезмерного волнения. После этого многие говорили, что в спорте ей делать нечего. Однако тренер поступила в высшей степени грамотно, организовав дома соревнования, где антураж полностью соответствовал настоящему. Впоследствии эта спортсменка стала мастером спорта, за что благодарит прежде всего своего мудрого тренера.
К слову, психологическая подготовка спортсмена во многом завит от тренера, поэтому тренерской работы стоит коснуться отдельно.

Одним из средств регуляции предстартовых состояний является беседа тренера со спортсменом. Пред соревнованиями тренер должен в спокойном тоне напомнить спортсмену о деталях тактического плана выступления, привести факты, доказывающие, что спортсмен в состоянии завершить соревнования с положительным результатом. Однако нельзя ограничиваться только беседой. Необходимо, чтобы спортсмен научился сам снижать или даже полностью снимать отрицательную предстартовую напряженность.
Видели однажды на старте, как взволнованный тренер трясущимся голосом призывал спортсмена: «Ты только не волнуйся!» , а спортсмен с олимпийским спокойствием отвечал: «Да я-то как раз не волнуюсь»…

Гиперкомпенсация

Гиперкомпенсация - особая форма стремления человека устранить из сознания комплекс неполноценности. Причем в этот момент происходит не просто избавление от чувства неполноценности, а достигается какой-то результат, позволяющий занять доминирующую позицию по отношению к другим. В случае гиперкомпенсации организм словно задействует некие скрытые резервы.
Иногда у тренеров можно увидеть этот прием, когда применяется прямое унижение спортсмена вплоть до грязной ругани, для внушения спортсмену его никчемности и бестолковости. Есть немало людей, у которых подобное вызывает мощнейшую реакцию гиперкомпенсации. В таком состоянии человек способен на все, чтобы доказать, что это не так. Однако во многих случаях применение этого метода вызывает сильнейший стресс, более того, человек выступает словно в состоянии аффекта.

Тренер по душе

Кроме крайне кардинального воздействия, существует два основных способа воздействия на психику спортсмена: «избегать неудач» и «стремиться к достижениям». Чтобы понять, каким способом лучше воздействовать, придется экспериментировать. В большинстве случаев метод положительного подкрепления более эффективен. Опыт показывает, что спортсмен, который ждет, что тренер будет отчитывать и критиковать за каждое неправильное действие, более скован и зажат.
Обычно тренер выбирает такую стратегию, которая ему ближе, не ориентируясь на определенного спортсмена, а уже спортсмены выбирают себе тренера по душе. Совершенно нормально, что человек, который любит держать себя в ежовых рукавицах, пойдет к тренеру с явными диктаторскими наклонностями. Чаще всего такие люди не любят заниматься самодисциплиной и чувствуют себя комфортно, когда кто-то делает это за них. Более самостоятельным людям подойдет тренер-партнер.

Советы тренеру

В любом случае, какую бы методику воздействия на психологическое состояние ни использовал тренер, существует несколько проверенных способов:
1. Обсуждая плохое выступление или ошибки на тренировке, следует говорить о действиях всадника, а не о личности. То есть не «ты - безрукий», а «здесь у тебя произошел сбой…», и далее обязательно должна следовать рекомендация правильных действий.
2. Всегда лучше сначала говорить о том, что было сделано хорошо (создается общий положительный фон), пусть даже самое элементарное: «Молодец, что вообще выехал на старт (прыгнул первый барьер, сел на лошадь)!..»
3. Говорить надо о том, что надо изменить и как надо изменить, не заостряя внимание на том, что плохо. То есть не «это плохо», а «это можно сделать лучше».
4. Помните о том, что частица «не» часто пропускается нашим сознанием, когда мы воспринимаем команды. Поэтому фразы «не дергай», «не бросай» лучше заменять на «бери плавней», «чуть медленнее» и т.п. Иначе человеку потребуется «переводить» и логически дополнять команды.

Практикум для спортсмена

Но нельзя забывать, что психологическое состояние спортсмена зависит не только от тренера. Прежде всего спортсмен должен знать, что нервное напряжение в спорте - это норма и надо быть к этому готовым. Но чтобы избежать дополнительных ненужных стрессов, необходимо обладать элементарной самодисциплиной.
Нельзя опаздывать на старт, поэтому собираться на соревнования надо заранее. Причем подойти к сбору амуниции нужно весьма серьезно, чтобы в итоге не приехать на соревнования без седла...
Перед стартом следует проанализировать опыт успешно решенных задач. Мысленное повторение деталей приводит к выводу: «Я решал сложные проблемы, решу и эту». Однако этот прием может подвести излишне самоуверенных, помешав как следует подготовиться к работе.
Затем стоит проанализировать не проигрышные ситуации, а собственные ошибки, их породившие, и, учтя происшедшие с тех пор перемены, попробовать оценить шансы на успех. Также не лишне мысленно пережить самые волнительные моменты и дойти до окончания соревнований.

Приметы

Отдельный вопрос психологической подготовки - вера в приметы. Большинство конников весьма суеверны. Это вполне объяснимо, ведь многое не зависит от самого спортсмена. Например, настроение лошади. Подсознательно любой конник боится, что в день старта его лошадь встанет не с той ноги. Поэтому готов соблюдать не только все меры предосторожности, но и бояться всевозможных плохих примет. Более всего распространена примета, что использование на старте новых вещей ведет к неудаче в выступлении. Она распространяется на все: и на амуницию лошади, и на экипировку всадника.
Поэтому стоит ли гнаться за модой? Если старый редингот Вам не только ближе к телу, но и добавляет уверенности, так и выступайте в нем.

ЧТО такое НЛП?

Практическое направление психологической подготовки спортсмена - использование нейролингвистического программирования (НЛП). Его преимущество над другими методами - однократность работы со спортсменом и спортсмена со своей психикой по какой-либо проблеме.
Человек - это биопрограмма. И нет ничего удивительного, что наш мозг можно «программировать» на определенном уровне. И то, что, в отличие от животных, мы мыслим словами, дает возможность с помощью лингвистики целенаправленно воздействовать на нейроны мозга.
НЛП в своих программах имеет много приемов, но мы рассмотрим более подробно лишь некоторые.
Один из приемов - ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ, когда спортсмена необходимо «накачивать» перед стартом осознанием важности и нужности предстоящих соревнований. В результате мозг определит информацию как значимую и даст команду мобилизовать силы организма, как на выживание.
Еще один из наиболее действенных - Метод «Якорей». Якорь в прямом смысле имеет некоторую функцию стабилизатора. Он способен удержать судно на месте там, где это просто необходимо. В психологии «якорь» - это стимул, вызывающий определенные ассоциации, положительные или отрицательные. Это может быть музыка, фотография, запах, одежда - все что угодно.
Марш Мендельсона у подавляющего большинства вызывает ассоциации со свадьбой, не так ли? А с точки зрения НЛП произошло простое связывание музыки и состояния. Произошла установка «якоря»: слышу ту музыку - погружаюсь в воспоминание о свадьбе. Запах мандаринов - Новый год. И так далее... Любой человек может сам себе создать позитивный «якорь», накладывая позитивные события на определенную музыку или даже запах.
Кстати, если попробовать в обычный будний день вытащить из шкафа соревновательный комплект экипировки, то почти наверняка возникнет непреодолимое желание соревноваться. А уж какие эмоции вызывает созерцание заслуженных медалей!

Проблема психических состояний имеет большое значение в спортивной деятельности ввиду их существенного влияния на ее результативность. Психическим состоянием называется целостное ситуативное проявление личности в определенный период времени. Психическое состояние - это самостоятельное проявление человеческой психики, всегда сопровождающееся внешними признаками, имеющими преходящий, динамический характер, не являющимися психическими процессами или свойствами личности, выражающееся чаще всего в эмоциях, окрашивающее всю психическую деятельность человека и связанное с познавательной деятельностью, с волевой сферой и личностью в целом. Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. В зависимости от преобладания основных сторон психики, психические состояния подразделяются на интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Если интеллектуальные и волевые стороны психики определяют наличие оптимального психического состояния, то эмоциональная сторона может вызывать и неблагоприятные психические состояния, которые субъективно переживаются, как нежелание выступать в соревнованиях, вялость и лень («стартовая апатия»), или как чрезмерная тревога («стартовая лихорадка»). Их объективной основой является недостаточный (при стартовой апатии) или чрезмерный (при стартовой лихорадке) по сравнению с оптимальным уровнем эмоционального возбуждения.

Психические состояния являются предметом исследования таких отечественных специалистов, как Н. Д. Левитов, В. А. Ганзен, Е. П. Ильин, А. Б. Леонова, В. И. Медведев, А. О. Прохоров и др.

Проблема психических состояний имеет в спортивной психологии огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности спортсмена. В отечественной психологии спорта психические состояния исследовали Г. М. Гагаева, Ф. Генов, Ю. Я. Киселев, Ю. Ю. Палайма, А. Ц. Пуни, П. А. Рудик, О. А. Черникова и др. При этом в спортивной психологии наибольшее внимание уделяется «отрицательным состояниям» (растерянности, неуверенности, «предстартовой лихорадке», «стартовой апатии» и т. д.), преодоление которых, по мнению многих исследователей, является условием эффективной и продуктивной деятельности, психической надежности, критерием «готовности» спортсмена к достижению максимального для себя результата (О. А. Черникова, 1937; А. Ц. Пуни, 1949; Ю. Ю. Палайма, 1965 и др.). психологический соревнование реакция личность

Центральное место в психологии соревновательной деятельности спортсмена занимает исследование предстартовых психических состояний, к которым относятся психическое напряжение, эмоциональное возбуждение, стресс, предстартовое волнение. Предстартовые психические состояния характеризуются как предрабочие в случаях значимой деятельности с неопределенным исходом. Обычно они возникают за несколько дней до ответственных стартов как нарастание психического напряжения. Спортсмены, неустойчивые эмоционально, испытывают его за неделю и больше, эмоционально устойчивые - чаще всего только в день старта.

В основе психического напряжения лежит взаимодействие двух видов регуляции в деятельности спортсмена: эмоциональный и волевой. Первый порождает переживание, второй - волевое усилие.

Часто переживания спортсмена, возникающие перед соревнованием, достаточно успешно стимулируют его, сводя к минимуму волевые усилия. В то же время любое волевое усилие имеет в своей основе эмоциональное начало. Как известно, эти понятия глубоко взаимосвязаны.

Предсоревновательное эмоциональное напряжение регулируется целенаправленным волевым усилием. Эмоции вызывают энергетический выброс, а воля определяет экономичность использования этой энергии. История спорта знает немало примеров, когда рекордные достижения становились результатом эмоций, управляемых волей.

Рассмотрим схему динамики предсоревновательных психических состояний спортсмена в период, предшествующий старту, и в момент старта. В обыденной жизни, при отсутствии экстремальных ситуаций, уровень психического напряжения находится в пределах нормы. Его колебания соответствуют состояниям человека, начиная от дремотных до активных, рабочих. За несколько дней до старта уровень напряжения сохраняется близким к норме. Обычно с приближением соревнования напряжение возрастает. Предстартовые состояния возникают по механизму условных рефлексов. Физиологические изменения возникают на раздражители (вид стадиона, наличие соперников, спортивная форма). Возникает медленная настройка на соревнование, повышенная мотивация, растет двигательная активность во время сна, повышается обмен веществ, увеличивается мышечная сила, в крови повышается содержание гормонов, эритроцитов и гемоглобина.

Наиболее благоприятным случаем считается тот, когда оптимальный уровень напряжения совпадает со временем старта. Возникающее в таких случаях состояние называют состоянием боевой готовности. Тогда на соревнованиях спортсмен максимально реализует свою подготовленность при большом воодушевлении и подъеме, используя все двигательные, волевые и интеллектуальные возможности. Но оптимальный уровень психического напряжения может не совпасть со временем старта, приводя либо к состоянию стартовой лихорадки, либо к состоянию стартовой апатии.

Предстартовые изменения психического состояния спортсменов бывают двух видов - неспецифические (при любой работе) и специфические (связанные со спецификой предстоящих упражнений).

Общими для разных спортсменов и в разных видах спорта, предстартовыми психическими состояниями являются «состояние психической готовности спортсмена к соревнованиям», «боевая готовность», «мобилизационная готовность», характеризующие оптимальный уровень подготовленности спортсмена к психофизическим нагрузкам спортивно-соревновательной деятельности и достижению результата в соревнованиях (А. Ц. Пуни, 1949; Ф. Генов, 1966; П. А. Рудик, 1976 и др.).

Рассмотрим основные типы предстартовых психических состояний. Волевой готовность связана с оптимальным соотношением динамики возбудительных и тормозных процессов в нервной системе, их уравновешенностью и оптимальной подвижностью. Признаками такого состояния служат: сосредоточенность внимания на предстоящем соревновании, повышенная восприимчивость и способность мыслить, действенность и стенический характер эмоций, оптимальный уровень тревожности. В восточных единоборствах боевая готовность характеризуется особой отчетливостью сознания, раскованностью, раскрепощенностью мышц и движений, безграничной верой в возможность победы.

Стартовая лихорадка характеризуется сильным волнением, частичной дезорганизацией поведения, беспричинным оживлением, быстрой сменой эмоциональных состояний, неустойчивостью внимания, несобранностью, ошибками, обусловленными ослаблением процессов памяти (запоминания, узнавания, сохранения, воспроизведения, забывания). Чаще всего такое состояние наблюдается у лиц с преобладанием в нервной системе возбудительных процессов над тормозными. Как правило, стартовая лихорадка сопровождается снижением контролирующих функций коры головного мозга над подкоркой. Наблюдается учащение сердцебиения и дыхания, поверхностность дыхания, излишняя потливость, снижение температуры конечностей, повышенный тремор, повышенная частота мочеиспускания. Все это приводит к тому, что спортсмен не в состоянии использовать наработанные возможности, допускает ошибки даже в хорошо освоенных действиях, ведет себя импульсивно, непоследовательно.

Стартовая апатия обусловлена течением нервных процессов, противоположным тому, которое вызывает стартовую лихорадку: тормозные процессы в нервной системе усиливаются, чаше всего под воздействием сильного утомления или перетренировки. Наблюдается некоторая сонливость, вялость движений, снижаются общая активность и желание соревноваться, притупляются восприятие, внимание. Однако у ряда спортсменов через некоторое время (час или два), постепенно, по мере приближения времени старта, состояние апатии переходит в оптимальное соревновательное состояние. Такое явление чаще всего обусловливается наличием некоторых нежелательных (или неизвестных) моментов в предстоящем соревновании.

У стартовой апатии есть особая разновидность - самоуспокоенность, которая возникает в тех случаях, когда спортсмен заранее уверен в своей победе, низко расценивает возможности своих соперников. Опасность этого состояния заключается в пониженном внимании, неспособности к мобилизации при неожиданных изменениях ситуации. Способом предотвращения нежелательных и непродуктивных предстартовых психических состояний у спортсменов является психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям вообще и к конкретному соревнованию, в частности. Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели и субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Психическая подготовка направлена на развитие личности путем формирования соответствующей системы отношений, что позволяет перевести неустойчивый характер психического состояния в устойчивый, т. е. в свойство личности. При этом психическая подготовка спортсмена к продолжительному тренировочному процессу осуществляется за счет непрерывного развития и совершенствования мотивов спортивной тренировки, и за счет создания благоприятных отношений к различным сторонам тренировочного процесса.

Психическая подготовка в виде последовательных воздействий представляет собой один из вариантов управления совершенствованием спортсмена, в случае же применения воздействий самим спортсменом она является процессом самовоспитания и саморегуляции. На первых этапах, до периода непосредственной предсоревновательной подготовки, проводится целенаправленное и систематическое формирование навыков решения оперативных задач, волевых и психических качеств, определяемых способностями к решению этих задач, и регуляция психических состояний, сопутствующих решению задач. Такая подготовка включается в тренировочную деятельность спортсмена или проводится в виде специально организованных мероприятий.

В процессе общей психической подготовки совершенствуются и корректируются свойства личности (мотивационная направленность, психическая устойчивость), оптимизируются психические состояния. В повседневном тренировочном процессе психическая подготовка включена в другие виды подготовки (физическую, техническую, тактическую), т. к. любое тренировочное средство в той или иной мере способствует достижению основной цели психической подготовки - реализации потенциальных возможностей данного спортсмена, обеспечивающих эффективную деятельность. Данная цель достигается путем формирования мотивационных установок, волевых качеств, совершенствования двигательных навыков, интеллекта, достижения психической устойчивости к тренировочным и соревновательным нагрузкам. Специальные методы психической подготовки используют в тех случаях, когда необходимо предупредить или снизить психическое перенапряжение вследствие чрезмерных тренировочных нагрузок. Психическая подготовка в период, непосредственно предшествующий соревнованию, направлена на формирование готовности к высокоэффективной деятельности в нужный момент (формирование у спортсмена психических «внутренних опор», преодоление «барьеров», психологическое моделирование условий предстоящей борьбы, форсированная оптимизация «сильных» сторон психической подготовленности, установка и программа действий и т. д.).

Любое соревнование - очень волнующее мероприятие, и ориентирование в этом плане не исключение.

Состояние, в котором находится спортсмен перед стартом, называется предстартовым. Каждый спортсмен по-своему реагирует на предстоящее состязание, поэтому предстартовые состояния могут быть нескольких типов: боевая готовность; предстартовая лихорадка; предстартовая апатия.

Боевая готовность - самое оптимальное состояние ориентировщика, оно характеризуется спокойным, уравновешенным состоянием, все системы органов подготовлены к работе и спокойно ожидают старта

Предстартовая лихорадка - состояние сильного волнения: спортсмен суетится, делает все очень быстро, нервничает. Спортсмена в состоянии предстартовой лихорадке часто все вокруг раздражает, иногда возникает дрожь, с которой спортсмен не в состоянии справиться. Стартовое возбуждение начинается с момента старта и может достигнуть апогея во время прохождения спортсменом дистанции. Стартующий в таком состоянии спортсмен вряд ли сможет оптимально выполнять поставленные задачи и рассчитывать на высокий результат.

Раннее предстартовое состояние начинается с момента извещения спортсмена о его участии в соревновании. Степень волнения зависит от важности старта. Нередко даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей. Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы. Большое значение имеют средства отвлечения (увлекательная литература, любимое дело).

Регулированию предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной «предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно, особое внимание следует уделить упражнениям на растяжение, выполнять их следует без покачивания и рывков. Хорошую помощь могут оказать дыхательные упражнения (очень медленное глубокое дыхание или специальная дыхательная гимнастика).

Предстартовая апатия - состояние полного безразличия, заторможенности всех функций организма. Спортсмена в таком состоянии охватывает нежелание шевелиться, а уж тем более разминаться. Состояние предстартовой апатии может исчезнуть на первых метрах дистанции, но оно не дает возможности спортсмену осуществить должным образом подготовку к старту. При апатии требуется проведение разминки в быстром темпе. Будут уместны короткие ускорения, махи.

Предстартовое состояние возникает в связи с непосредственной подготовкой к соревнованиям, в пути и по прибытии на место их проведения. Тренер, как правило, стремится оказать положительное влияние на формирование предстартовой реакции, прибегая к различным мерам в последние дни и непосредственно перед соревнованиями. Время, необходимое для приведения психики в оптимальное для достижения максимального результата состояние различно у всех спортсменов. Кому-то необходимо начинать подготовку за 12 часов, а кому-то достаточно и одного часа.

Спортсмен и сам должен знать, что делать, если им овладеют предсоревновательная лихорадка или апатия. Спортивные психологи рекомендуют изучать свои предстартовые состояния и дают рекомендации по способам их регуляции. Прежде всего, нужно знать, что на формы проявления предстартовых состояний оказывает влияние тип нервной системы. Различают четыре типа нервной системы: сангвиники, флегматики, меланхолики и холерики. У спортсменов с сильными уравновешенными нервными процессами - сангвиников и флегматиков - чаще наблюдается боевая готовность, у холериков - предстартовая лихорадка; меланхолики подвержены предстартовой апатии.

В настоящее время выпущено большое количество литературы по общей психологии, которая поможет любому спортсмену и тренеру разобраться в этом вопросе. Каждый спортсмен, постигающий искусство владения своими эмоциями, должен знать свой тип нервной системы. Это поможет ему выбрать наиболее оптимальный путь к самосовершенствованию.

Для регулирования эмоций важное значение приобретает психологически оправданный выбор тренировочных средств перед ответственным соревнованием. Так для снижения эмоционального возбуждения полезно за день до соревнований и в разминке перед стартом провести медленный бег, а при явлениях апатии - специальную разминку с ускорениями.

В разминку перед соревнованиями полезно включать так называемые идеомоторные упражнения - мысленное представление своих действий на дистанции. Нужно стремиться к возможно более подробному представлению. Чтобы предстартовое возбуждение не “смазало” мысленной картины, стоит отрабатывать выполнение идеомоторных упражнений на тренировках.

Еще один путь регуляции эмоциональных состояний - саморегуляция. Тренироваться в этом должен каждый спортсмен, да и в современной насыщенной нервными напряжениями жизни навыки саморегуляции полезны каждому. Однако надо заметить, что их использование должно быть индивидуальным, так как оптимальным для каждого спортсмена будет свой уровень эмоционального возбуждения.

Спортсмен может взять себя в руки и добиться улучшения результатов с помощью самовнушения: «Я хорошо тренирован, результаты последних соревнований хорошие, моя восприимчивость повысится благодаря небольшому возбуждению». Для более глубокого овладения основами самовнушения рекомендуем ознакомиться с основами психорегулирующей тренировки, разработанной специалистами.

Завершающим этапом всей психической подготовки к соревнованиям служит непосредственная подготовка к выполнению соревновательного упражнения. В это время основная задача заключается в максимальной сосредоточенности внимания, которое становится главным фактором. Из сознания должно исчезнуть все, что не относится к действиям в соревновании. Спортсмен должен научиться не реагировать на внешние раздражения и достигать состояния, названного К.С. Станиславским «публичной отрешенностью».

Вот несколько приемов, описанных О.А. Черепановой в книге “Соперничество, риск, самообладание в спорте”:

1. Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Сдерживая смех или улыбку, можно подавить порыв веселья, а улыбнувшись - поднять настроение. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.

2. Специальные двигательные упражнения. При повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе. Энергичные, быстрые упражнения возбуждают.

3. Дыхательные упражнения. Упражнения с медленным постепенным выдохом являются успокаивающими. Важное значение имеет сосредоточение на выполняемом движении.

4. Специальные виды самомассажа. От энергичности движений зависит характер воздействия самомассажа.

5. Развитие произвольного внимания. Необходимо сознательно переключать свои мысли, направляя их с переживаний в деловое русло, активизировать чувство уверенности.

6. Упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние.

7. Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать борьбе.

Особое место в психологической подготовке должно быть отведено настроечной формуле. Настроечная формула - те слова, которые спортсмен проговаривает перед стартом для вхождения в оптимальное состояние. У высококвалифицированных спортсменов настроечная формула может приобретать вид настроечного состояния, которое не всегда можно описать словами. Настроечная формула - дело очень индивидуальное и разрабатывается каждым спортсменом и тренером, учитывая особенности данного ориентировщика. Пример: «Полная концентрация внимания на карте и местности. Я сосредоточен на элементах ориентирования». Существует общепринятое психологическое правило: настроечная формула не должна содержать отрицаний («не», «без»). С ростом мастерства перерабатывается и совершенствуется и настроечная формула.

Особое воздействие на предстартовое состояние ориентировщика оказывает выполнение «предстартового ритуала», который каждый спортсмен разрабатывает для себя самостоятельно.

Особое внимание стоит уделить поведению спортсменов в районе старта и в стартовом коридоре. Активное общение с товарищами чаще всего влечет изменение в созданном оптимальном предстартовом состоянии и негативно сказывается на результате.

В процессе выполнения физических упражнений, как и другой мышечной работы, в организме человека происходят значительные изменения физиологических функций (усиление деятельности сердца, органов дыхания, потоотделения и др.), связанные с увеличением интенсивности обмена веществ, необходимостью его энергетического обеспечения, а, следовательно, и возросшим кислородным запросом.

Однако хорошо известно, что изменение функционального состояния организма возникает еще до начала непосредственно работы, причем усиление функций тем сильнее и наступают тем раньше, чем тяжелее и ответственнее предстоящая работа. Иногда изменения функций появляются за несколько часов и даже суток до начала мышечной деятельности. Этот период обычно условно подразделяют на два: предстартовый и собственно стартовый , последний непродолжителен, от нескольких секунд до нескольких минут, и непосредственно предшествует началу работы. Предстартовый же период может быть сильно растянут во времени, а степень изменений функций организма в этот период индивидуально различна в зависимости от многих факторов.

В предстартовом периоде возникают следующие изменения функций организма, характеризующие предстартовые и стартовые реакции: 1) учащение пульса и повышение артериального давления; 2) учащение и углубление дыхания, увеличение легочной вентиляции; 4) увеличение ЖЕЛ; 5) усиление дыхательного газообмена; 5) увеличение максимальной силы мышц; 6) повышение концентрации глюкозы в крови; 7) повышение температуры тела; 8) усиление потоотделения и др.

Характер стартовых реакций соответствует тем изменениям функций организма, которые наблюдаются непосредственно во время мышечной работы, только выраженным в значительно меньшей степени.

Таким образом, роль предстартовых и стартовых реакций заключается в подготовке организма к предстоящей мышечной работе, его предупредительной адаптации.

По своей физиологической природе предстартовые реакции являются условными рефлексами тонического характера. Возникновение их связано преимущественно с деятельностью коры больших полушарий.

Различают специфические и неспецифические предстартовые реакции. Первые обусловлены характером и интенсивностью предстоящей работы. Например, чем тяжелее штанга, которую предстоит поднять спортсмену, или, чем сложнее упражнение, которое предстоит выполнить гимнасту на снаряде, тем больше возрастает частота пульса, увеличивается артериальное давление, повышается концентрация глюкозы в крови у спортсменов еще до начала работы.

Неспецифические стартовые реакции связаны с различными причинами, не имеющими непосредственного отношения к тяжести выполняемой работы, но в значительной степени влияющими на характер предстартового состояния.

Основными факторами, влияющими на характер и интенсивность стартовых реакций, а также длительность предстартового периода, являются: 1) тип ВНД (генетический фактор); 2) подготовленность человека к предстоящей деятельности; 3) уровень и значимость вида деятельности; 4) вид и характер вознаграждения; 5) сила и уровень подготовленности соперника; 6) наличие данных о сопернике, его сильных и слабых качествах; 8) взаимоотношения с руководителем, товарищами по команде и т.д.

Типы высшей нервной деятельности (ВНД) (темперамент) - совокупность врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) свойств нервной системы, определяющих характер взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма.

Следует отметить, что характер предстартового состояния у одного и того же человека не является постоянным. Интенсивность предстартовых реакций в зависимости от влияния комплекса перечисленных выше факторов может сильно варьировать.

Выделяется три основных вида предстартовых реакций :

1) состояние боевой готовности;

2) предстартовая лихорадка;

3) предстартовая апатия.

Между этими наиболее характерными и ярко выраженными видами предстартового состояния могут быть различные промежуточные типы.

При состоянии боевой готовности наблюдается оптимальное повышение тонуса нервной системы, увеличение подвижности нервных процессов, некоторое возбуждение вегетативных центров, что обеспечивает умеренное усиление деятельности органов кровообращения, дыхания, повышает работоспособность мышц и т.д.

Состояние боевой готовности является наиболее эффективной формой предстартовых реакций, обеспечивающее в дальнейшем быстрое врабатывание организма, адаптацию его к необходимой деятельности.

Предстартовая лихорадка возникает при значительном преобладании процесса возбуждения в ЦНС над торможением. Это ведет к резкому учащению пульса, дыхания, повышению интенсивности обмена веществ, потоотделению, значительному усилению других стартовых реакций, перечисленных выше. Иногда появляется мышечная дрожь, человек становится эмоционально неуравновешенным, раздражительным. Нередко такие выраженные предстартовые реакции появляются за несколько часов, а то и суток до ответственного события, отмечаются нарушения сна и аппетита. В результате организм человека тратит много сил и энергии, недостаточно восстанавливается во время отдыха и к моменту начала деятельности работоспособность его оказывается сниженной, ухудшается точность движений (техника), уменьшается выносливость.

Состояние предстартовой апатии характеризуется преобладанием в ЦНС процессов торможения над возбуждением. При этом у человека наблюдается вялость, безразличие к итогам деятельности, нежелание бороться в полную силу, работоспособность двигательного аппарата и уровень функции вегетативных систем не превышают обычного или даже снижены.

Как уже отмечалось, характер предстартовых реакций может быть разным даже у одного и того же человека в зависимости от влияния многих факторов. Главное значение среди них играет тип ВНД человека, зависящий от врожденных, генетических свойств нервных процессов.

Поэтому состояние боевой готовности чаще бывает у людей с сильным, подвижным, уравновешенным ("сангвиническим") типом ВНД, особенно у опытных, волевых, хорошо тренированных, уверенных в своих силах людях.

Состояние предстартовой лихорадки более присуще людям с повышенно возбудимым типом ВНД («холерическим»), а состояние предстартовой апатии – у людей с недостаточной силой нервных процессов. Два последних состояния нередко являются следствием недостаточной подготовленности (тренированности) человека, а также наблюдаются при встрече с заведомо более сильным соперником, неблагоприятных условиях деятельности, нарушениях во взаимоотношениях с партнерами и т.д.

Поскольку предстартовые реакции зависят от различных факторов, существует много приемов и способов их регуляции, что крайне важно, учитывая положительное или отрицательное влияние предстартового состояния сотрудника органов внутренних дел на результат служебной деятельности.