Творческие проекты по истории смоленщины. Смоленская область.История Смоленской области

Древнейшая история смоленской земли известна нам главным образом по данным не письменных источников, а археологических раскопок. Около двух с половиной тысяч лет назад территория верхнего течения Днепра - окрестности не возникшего тогда еще Смоленска - была населена в основном племенами восточных балтов и мало напоминала нынешний пейзаж. Вокруг простирались бесконечные леса, в которые лишь местами вкраплялись островки возделанных земель.
На полях местные жители выращивали пшеницу, ячмень, просо, на пойменных лугах пасли скот. Речушки, на которых балты строили свои поселения, круглый год снабжали их рыбой. Весной, во время нереста, рыбу били гарпунами в мелких водоемах, летом пользовались сетями, хитроумными деревянными ловушками, ближе к осени практиковали "лучение" - кололи рыбу ночью, привлекая ее к поверхности светом факелов. Зимой рубили проруби и вытаскивали рыбу баграми. В лесах собирали мед, орехи, грибы, ягоды, охотились. В пищу использовали щавель, крапиву, в голодные годы - желуди.
Верхнее Поднепровье издавна стало перекрестком речных путей, связывавших восточнославянский юг с северными и северовосточными землями. Позже летописец напишет: "Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса те чет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское". Торговали балты с народами Прикарпатья, Кавказа (через скифов), Урала. Покупали медь, бронзу и бронзовые изделия. Железо плавили и обрабатывали сами, добывая его из местных болотных месторождений.
Опасаясь нападений воинственных соседей, балты избегали селиться на открытых местах, предпочитая высокие берега небольших рек и ручьев, укрытые от посторонних взоров лесами. При этом, не довольствуясь естественными преградами, они окружали свои поселки целой системой укреплений: валами, рвами, изгородями, а часто и более мощными деревянными стенами. В первые века нашей эры такие укрепленные поселки появились и на территории нынешнего Смоленска.

Развитие племен балтов шло очень медленно: век за веком жили они на городищах, основанных их пращурами, вели хозяйство по заветам предков. Однако в начале нашей эры такое неторопливое существование было нарушено пришельцами с юга - стоявшими на несколько более высокой ступени развития славянскими племенами. В археологии они известны как зарубинские племена, по названию украинской деревни, где впервые было найдено их поселение.
Зарубинцы предпочитали селиться по берегам крупных рек, на удобных для жизни местах. Они принесли с собой и совершенно иной тип жилища: длинные наземные жилища балтов, в которых жили состоявшие из нескольких поколений большие семьи, сменяются квадратными полуземлянками, явно рассчитанными на одну небольшую семью. Рядом с домами зарубинцы устраивали ямы для хранения продуктов - зерна, корнеплодов, сушеной рыбы. Ямы эти имели несколько необычную, расширяющуюся внизу форму, благодаря которой они получили у археологов название колоколовидных. Поселения зарубинцев были гораздо многолюднее, чем у балтов, и напоминали более поздние деревни, рядом с которыми неизменно располагались обширные курганные кладбища.
С приходом зарубинцев часть балтов ушла на север, но многие остались жить на прежних местах. Около пяти веков длился период сравнительно мирного сосуществования двух культур на Смоленщине. Балты перенимали у южан технику лепки керамики и способы обработки металлов, а среди зарубинцев распространилась баптская мода на бронзовые украшения, инкрустированные эмалью.

А во второй половине VII века на территорию Верхнего Поднепровья приходит еще одна волна славян-колонизаторов - племена кривичей. В отличие от зарубинцев, кривичи, по-видимому, были настроены воинственно. Именно с их появлением ученые связывают следы многочисленных пожаров в балтских городах-убежищах и окончательную ассимиляцию балтов славянами. Спустя несколько веков автор "Повести временных лет" монах Нестор, неплохо разбиравшийся в этнографической ситуации в Киевской Руси, упомянул о первых насельниках многих славянских земель, но о восточных балтах не обмолвился ни словом - так прочно забыты были к тому времени эти племена.
Как и балтов, кривичей привлекло место на левом, возвышенном берегу Днепра, занимаемое нынешним Смоленском. Рядом с городищем кривичи устроили обычное для языческих славянских племен курганное кладбище. Теперь это знаменитый Гнездовский могильник, который ученые датируют X веком. Но уже к концу этого столетия под влиянием распространявшегося христианства все больше смолян стали отказываться от кремации - важной части языческого похоронного ритуала. С крещением же Смоленска в 1013 году Гнездовский могильник перестает пополняться.
История возникновения названия города до сих пор не вполне ясна. По одной из существующих легенд, основателем Смоленска был некий предводитель Смолич, который населил город и назвал его своим именем. Другие ведут название от речки Смолки, в более позднее время известной как Егорьевский ручей, и даже от Смолигова колодезя, расположенного в черте города. Существует и более прозаическая версия: богатые сосновые леса в окрестностях древнего города были богатым источником смолы, которой торговали местные жители.
Известно, что Смоленск долгое время не имел своего князя и управлялся старейшинами и вече. По этой же причине не было в нем и детинца - княжеской крепости, а городские укрепления охватывали весь город, в том числе и торгово-ремесленную его часть - посад. Для древнерусского города это было не совсем обычно, и потому, по преданию, воеводы новгородского князя Рюрика Аскольд и Дир, в 863 году отпросившиеся у него в поход на Царьград (Константинополь), проходя мимо Смоленска, не осмелились напасть на него "зане град велик и мног людьми".
Следующее упоминание Смоленска связано с именем князя Олега, который, направляясь из Новгорода в Киев после смерти Рюрика, подчинил себе Смоленск. Одна из летописных версий этого события гласит, что осаждать Смоленск он не стал, а раскинул под городом лагерь с разноцветными шатрами. И когда изумленные таким великолепием смоляне вышли из города, спрашивая, что за великий царь пришел к ним, Олег вынес к ним малолетнего князя Игоря, которого смоляне и признали своим государем. Но, по всей видимости, надолго закрепиться в Смоленске Олегу не удалось: упоминание о городе отсутствует в договоре Олега с греками, заключенном после блистательного похода русского князя на Константинополь в 907 году, хотя в нем перечислены все признающие власть Олега города. После 882 года Смоленск почти на полтора века исчезает и из летописей.
Окончательное подчинение Смоленска Киеву произошло в конце X века. В 990 году князь Владимир Святой разделил всю территорию государства между 12 сыновьями, одному из которых - Станиславу - достался Смоленск. С сыновьями он послал священников, "заповедая сыном своим, да каждо по области своей повелевает учити и крестить людей и церкви ставить". В 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого, город вошел в сложную систему распределения княжеских "столов" между многочисленными потомками этого знаменитого государя.
А в XII веке единое древнерусское государство, подобно многим другим европейским странам, распалось на отдельные княжества, вступив в период раздробленности. Каждая из "земель", обособившись от Киева, обзаводилась собственной династией. Не был исключением и Смоленск. Крупный и богатый город, он стал центром значительного по размерам княжества.

Располагаясь довольно далеко на запад от степных районов, Смоленск поздно почувствовал тяжелую руку золотоордынских ханов. Во время опустошительного похода монголо-татар на Русь в 1238 году он оказался единственным городом, взять который кочевникам так и не удалось, и лишь в 1274 году смоляне вынуждены были согласиться платить дань захватчикам. К этому времени как территория, так и политическое значение Смоленска значительно сократились. И немалую роль в этом сыграл его западный сосед - Великое княжество Литовское.
Литовские племена населяли восточное побережье Балтийского моря с рубежа HI тысячелетий нашей эры. Некогда, во времена Ярослава Мудрого, они были данниками Руси, а в XII веке в Прибалтику пришли рыцарские ордена. В борьбе с рыцарями и выковалось литовское государство, оформившееся к середине XIII века. Естественным объектом экспансии молодого государства стали западнорусские земли. Не раз нападали они и на Смоленск. Впервые литовские отряды появились здесь еще в 1171 году: сожгли несколько деревень, захватили что могли и исчезли. Прошло около полувека, прежде чем они появились на Смоленщине снова. Семитысячная рать, пришедшая на Русь в 1225 году, мало напоминала воинство полувековой давности. На этот раз, чтобы заставить их уйти, потребовалось уже вмешательство одного из самых авторитетных князей Руси - Ярослава Всеволодовича Переяславского, отца Александра Невского.
С течением времени Литовское княжество все больше расширялось за счет русских, и в том числе смоленских, земель. Уже в первой половине XIV века такое положение было зафиксировано и в титуле "великого князя литовского, жмудского и русского". С восшествием на литовский престол православного князя Ольгерда расширение на восток становится важнейшей составляющей государственной политики Литвы. К концу столетия верховенство литовского великого князя уже признали Киевское, Черниговское, Северское, Подольское княжества. Смоленск оставался спорным городом, сохраняя свою независимость и балансируя на столкновении интересов двух стремительно растущих молодых государств - Литвы и Москвы. В конечном счете у Москвы, сосредоточившейся на удержании в сфере своего влияния Новгорода и Пскова, не хватило сил противодействовать Литве еще и на западе, тем более что литовские князья становились все более популярны в западнорусских землях.
Дело в том, что присоединение к сильному западному государству, не подчиняющемуся Золотой Орде, избавляло не только от монгольского ига, но и от бесконечных усобиц и войн между русскими князьями. Между литовскими и русскими землями не существовало и национально-культурной розни. К началу XV века, когда Литва находилась на пике своего могущества, сами литовцы составляли всего 1/12 ее населения! Подавляющая же часть подданных литовского князя исповедовала православие, говорила на русском языке. Русская Правда стала государственным законом Литвы. В перспективе окончательное слияние Литвы и Руси многим представлялось неизбежным. И недаром Великое княжество Литовское вплоть до объединения с Польшей в 1569 году называли литовско-русским государством.
Росту пролитовской партии в Смоленске способствовала и более взвешенная политика литовских князей. Между тем, с восточным соседом у Смоленска складывались гораздо более напряженные отношения. Борьба за верховенство в русских землях вкупе с зависимостью от Золотой Орды заставляла московских государей проводить по отношению к соседям-конкурентам жесткую силовую политику, которая не могла не вызывать противодействия. В итоге усилиями великого князя Витовта на рубеже XIV-XV веков, спустя полтора века после возникновения литовской государственности и после многолетней борьбы "литовской" и "московской" партий внутри самого Смоленска, город вошел в состав Литвы. Тогдашний московский великий князь Василий Иванович, женатый на дочери Витовта, не посчитал Москву достаточно сильной, чтобы противостоять Великому княжеству Литовскому. В жизни Смоленщины открывалась принципиально новая страница.


Наталья Черникова
Журнал "Любимая Россия", № 2(3), 2006 г.

Город Смоленск является областным центром Смоленской области. Население составляет 356 000 человек. Город располагается в западной части России. Расстояние от Москвы до Смоленска 400 километров.

Смоленск - древний , расположен на реке Днепр. Издревне здесь жили представители славянских племен - смоляне. Этому славянскому племени повезло, город который находился на реках, был обречен на богатство. Торговля здесь шла бойко. Торговые суда, приходившие из одной реки, перетаскивали по суше в другую, соединяя тем самым самые различные культуры.

Так в Византии, например, Смоленск был очень знаменит. Византийцы считали его богатым и большим городом. Помните Аскольда и Дира? Варягов, пришедших на Русь, вместе с Рюриком. Так вот, когда они плыли по Днепру с дружиной, то брать Смоленск не рискнули, и захватили менее защищенный Киев.

В 882 году князь Олег вышел из Новгорода, и поплыл по Днепру в сторону Киева. По дороге он подчинял своей власти попадавшиеся ему по пути города. Смоленск не стал исключением и в 990 году крестил жителей города.


Когда Владимир Красное Солнышко умер, на Руси начались усобицы. Так Святополк убил брата Бориса. Князь Глеб, правивший в узнав о смерти брата, устремился в Киев. По дороге, его настигли убийцы Святополка. Глеб мог оказать отрядам брата сопротивление, но не захотел. Князь не желал проливать братскую кровь. Дружина Глеба поддалась его настроению, в итоге совсем оробела. Князя Глеба зарубил собственный повар, по указу людей Святополка.

Прошло четыре года, и , брат Глеба, смог отыскать его тело. Тело оказалось нетленным, над ним происходили многие чудеса и исцеления. На месте убийства Глеба, воздвигнут Борисоглебский монастырь.

В 1238 году татаро-монгольские орды Батыя организовали очередной поход на Русь. Войска Батыя приближались к Смоленску. Горожане не подозревали о грозящей им опасности. Говорят, что один из жителей Смоленска, по имени Меркурий, горячо молился в Успенском Соборе перед иконой Божией Матери Одигитрии. Вдруг, Меркурий, услышал голос, который сообщал что недалеко от Смоленска полчища врагов. Божия Матерь, обещав свою помощь, велела Меркурию выйти ночью, и напасть на войска Батыя. Меркурий не ослушался и, выйдя ночью, перебил множество татаро-монголов. Утром рано, войско Батыя отступило. Меркурий, принявший смерть был причислен к лику святых. Смоленск же избежал разорения, и подчинился хану только в 1274 году.


В 1404 году на город Смоленск напали литовцы. Три месяца город держал осаду. Князь Смоленский Юрий, решил выехать за помощью в Москву. Смоленск был сдан предателями. 110 лет, старинный русский город находился под властью Литвы. Смоленское духовенство, однако, продолжало находиться в ведении московского митрополита. Население чувствовала духовную связь с остальным русским народом. Вскоре, католики Литвы, начали всячески притеснять православных жителей. Притеснения православных, стали поводом для Москвы идти воевать за Смоленск. Так город опять стал частью русского государства. Произошло это в 1514 году.

В 1593 году началось строительство Смоленской крепости. До этого момента город был обнесен только дубовой стеной. Город находился на западных границах Руси, и его близость к Польше и Литве просто обязывала превратить город в непреступную крепость. Что и было сделано, строительство окончилось в 1602 году. В годы смутного времени, Смоленску пришлось держать почти двух годовую осаду польских войск. К сожалению, предатели, участвовавшие в строительстве крепости, сдали полякам слабые места в стене. Польские интервенты ворвались в город. Улицы Смоленска превратились в поле брани. Бои шли на каждой улице. Горожане, которые не могли держать в руках оружие, заперлись в Успенском соборе, построенном еще в 1103 году. Когда поляки начали штурм собора, жители обнаружили в подвалах порох. Собор был взорван. Поляки были в ужасе от увиденного. 43 года город был во власти поляков. В 1654 году в состав русского государства Смоленск вернул .

В 1812 году жителям пришлось нелегко. Войска Наполеона, вступая на русскую землю, сразу же очутились под Смоленском. В результате длительных боев, русской армии удалось выиграть время. В этом немалая заслуга генерала , Дохтурова, Неверского. Героическая оборона жителей не позволила Наполеону молниеносно ворваться в пределы Российской Империи. Путь отступления войск Наполеона опять же лежал через Смоленск. Городу в годы пришлось не сладко. После вторжения Наполеона, население города составляло лишь 6.000 человек. Город был приведен в упадок. Русские императоры многое делали для восстановления Смоленска после войны.

Город помнит своих героев. На Дзержинской улице, есть сквер памяти героев. В этом сквере стоят бюсты героев отечественной войны 1812 года, и монумент с надписью «Благодарная Россия - героям 1812 года».

Смоленск сегодня - это развитой промышленный центр. На территории города работают такие заводы, как: «Измеритель», «Айсберг», «Искра», «Кристалл», «Шарм», и другие. Город активно торгует произведенной продукцией с соседним, дружественным государством Белоруссией.


Что же можно посмотреть в Смоленске? Город сам по себе является историческим и культурным памятником русской истории. Сколько же всего видели эти стены. К сожалению, из-за частых набегов неприятелей много достопримечательностей не сохранилось. Будучи в туристической поездке в Смоленске, обязательно посетите храмы города: Церковь Петра и Павла, церковь Михаила Архангела, Иоанно-Богословскую церковь.

Как и в любом старом русском городе, здесь много монастырей, обязательно посетите Спасо-Преображенский Авраамиев Мужской Монастырь. Не стоит обходить вниманием Успенский Кафедральный Собор, тот самый, что взорвали горожане, во время польской интервенции. Сегодня он восстановлен. Стоит так же посмотреть Музей «Талашкино», в нем находятся различные картины и предметы старины. Есть в Смоленске и Художественная галерея, здесь представлена коллекция картин русских и зарубежных художников. По городу можно просто погулять и получить от этого удовольствие. Походите по центральным улицам, на них сохранились старинные постройки, есть магазины и точки питания. В Смоленской области находится парк «Смоленское Поозерье». Здесь чистейшие озера и красивейшая природа. В парке, так же находится усадьба .


памятник героям войны 1812г фото

Город Смоленск очень гостеприимен. Люди здесь добрые и интеллигентные. Чувствуется, что недалеко граница, в Смоленске много граждан Белоруссии.

Гостиницы Смоленска: «Патриот» (на улице Кирова), «Усадьба» (ул. Бакунина), «Смоленск» (ул. Глинки), «Отель новый» (ул. Губенко), «Центральная»(ул. Ленина), «Медлен»(ул. Румянцева), «Россия»(ул. Дзержинского).

В XVII веке в Смоленске существовала школа для детей духовества. В 1716 году здесь, как и во многих других городах России, создается цифирная школа для детей дворян и купцов; одновременно была открыта школа для солдатских детей. В 1728 году в Смоленске была учреждена духовная семинария. Она находилась рядом с Авраамиевским монастырем, в одной из церкве которого размещалась «изрядная» бибдиотека, обслуживавшая учащихся семинарии.

Строительство Петербурга и быстрый рост его населения требовали доставки сюда большого количества продовольствия и различных материалов, который шли с разных концов России. Плохое состояние грунтовых дорог в то время поставило русское правительство перед необходимостью использования речных путей. В период между 1717 и 1719 годами в Смоленскую губернию из Петербурга были направлены два геодезиста, которым было поручено обследовать русло реки Гжати и провести работы по «перекапыванию крутых лук» с целью улучшения судоходства. О характере этих работ можно судить по рукописной карте, хранящейся в библиотеке академии наук СССР в Москве. На карте изображены проектировавшиеся шлюзы, с помощью котрых преусматривалось поднять уровень воды в реках Гжати, Воре и их притоках, а так же канал между Гжатью и Ворей, посредством которого предполагалось соединить реки бассейнов реки Волги и Дона. Этот проект в тех условиях не мог быть осуществлен. На Гжати все же была создана гжатская пристань, которая отправляла в Петербург хлеб и другие продукты и сельскохозяйственное сырье.

Архитектура .

XVII и первая половина XVIII века ознаменовалась строительством в Смоленске, Вязьме и других городах каменных зданий, в больших поместьях-дворцов и церквей. Некоторые из них сохранились до наших дней.

В 1677 году в Смоленске было начато строительство Успенсого собора, как памятника героичческой обороны города в 1609-1611 годах. Московский «каменных дел подмастерье » Алексей Корольков задумал его в плане москвских соборных храмов. Окончательно отстроили собор лишь в 1732-140 годах по проекту архитектора А.И.Шеделя.

Большую ценность представляют резной иконостас собораи резные орамления опорных столбов, выполненные народными умельцами.

В конце XVII века архитектор Гур Вахромеев построил по чертежу Петра 1 смоленскую Вознесенскую церковь (в ней сейчас размещается выставочный зал областного музея изобразительных и прикладных искусств).

Еще в 70-х годах XVII века по проекту И.Калинкина было начато строительство собора Троицкого монастыря- бесстолпного храма с трапезной и откидными крыльцами. Завершено было строительство в 40-х годах XVIII века. Тогда же в Смоленске была построена и Ниже-Никольская церковь.

Из выдающихся памятников архитектуры Вязьмы,относящихся к XVII – первой половине XVIII века, следует назвать Вознесенскую церковь Ивано-Предтченского монастыря, Ротвинскую башню крепости, Аркадьевскую, Введенскую. Спасскую и другие церкви.

Архитектурный талант и строительное мастерство русского народа проявлялись не только в культовых зданиях, но и в наименьшей степени в гражданском строительстве. Однако до нашего времени сохранились, как правило, только здания церквей. Они являются памятниками архитектуры прошлого.

«Золотой век» классической литературы, в творческой лаборатории которой оказались и довольно успешно работали писатели-смоляне, начался с осознания основных художественных открытий своих предшественников по литературному цеху, в первую очередь с творческого освоения литературного процесса XVII - XVIII веков. Неслучайно в это время заметно выделяется публицистика и литературная критика, достигая за сравнительно небольшой период времени вершин в творчестве Н.М. Карамзина и В.Г. Белинского.

Находясь на основных позициях литературной жизни, писатели-смоляне, чтобы развернуть свои творческие возможности, вынуждены были искать зоны наибольшего благоприятствования, уезжая на постоянное местожитель-ство в Москву или Петербург, или в другие города - поближе к всесильным книгоиздателям, обладателям печатных станков. Конечно, существовали и обратные процессы, когда в Смоленск приезжали писатели и поэты из других мест России, чтобы прочно утвердить себя на литературном поприще, подчас они добивались настолько значительных успехов, что их деятельность приобретала общерусский характер, давая литературную перспективу на ряд десятилетий вперед.

XIX век начался с горячих споров о задачах русской драматургии, прочные традиции которой закрепили за собой русский классицизм и сентиментализм. За свое утверждение боролись два главных направления.

Первое было представлено русской сатирической коме-дией, идущей от Сумарокова, Фонвизина и Крылова, она отличалась злободневностью, «колкими» намеками на отдельных лиц и портретными персонажами, главой ее по праву считали А.А.Шаховского (1777-1846), написавшего и поставившего на сцене более ста своих комедий, - выходца из Смоленского края.

Второе направление находило свою опору в светской, «благородной» комедии - легкой, изящной, без скучных нравоучений; ее представлял вместе со своими последователями Н.И. Хмельницкий - Смоленский губернатор с 1829 по 1837 годы, петербуржец по рождению, которого А.С.Пушкин называл «любимым поэтом».

Соединение этих двух литературных стихий - сатири-ческой комедии, бичевавшей преклонение перед иностран-щиной, и светской, в которой человек изображался свободным, независимым в своих чувствах, - дало такую «критическую массу», что она оказалась вполне достаточной для возникновения новой национальной реалистической комедии, у изголовья которого стояло «Горе от ума» А. С. Грибоедова - драматурга, деятельность которого связана с Хмелитой , смоленским имением его дяди А.Ф.Грибоедова . Сюда часто наведывалась мать будущего драматурга Настасья Федоровна с детьми Александром и Марией, позднее в Хмелите собиралась молодежь - И. Якушкин, В. Лыкошин и другие друзья юности А. С. Грибоедова .

Проложенный А.С. Грибоедовым курс в русской драма-тургии подхватил смолянин по рождению П.М. Невежин - автор пьес «Блажь», «Вторая молодость» и т. п.

От литературного XVIII века в новый XIX век перешли основные стиховые жанры русского классицизма, а также утвердившийся еще при сентиментализме жанр повести в письмах, давший в начале XIX века «Письма русского офицера» Ф.Н.Глинки, а также повесть/и роман, получив-шие свое дальнейшее развитие в творчестве писателей-смолян В.А.Вонлярлярского , П.М. Невежина («Страховая премия», «Озлобленные», «Знаменитость») и В.П. Клюшникова.

Следует подчеркнуть, что важнейшим звеном в развитии литературной Смоленщины явился 1812-й год. В истори-ческой памяти России он оставил свой неизгладимый след. В художественной литературе, мемуаристике , в письмах отразились исторические, философские, нравственные и художественные воззрения того времени и образ мыслей отдельных людей. При всем интонационном, стилевом, жанровом разнообразии общими связующими узами в них выступает единая тема величия России, ее мужества и чести, и ее художественного отражения. Особенно четко эту двуединую задачу выразил известный в начале прошлого века вольнодумец А.И. Тургенев, подчеркнувший, что зарево Москвы и Смоленска «рано или поздно осветит наш путь к Парижу».

Письма русских людей 1812 года чрезвычайно важны как первые непосредственные отклики на исторические события , как первая проба их осмысления. В этом плане они представляют собой оперативный и самый подвижный жанр из всех существующих видов письменной речи.

В письмах подчеркивается народный характер Отече-ственной войны. В этом отношении большой интерес вызывает переписка дежурного генерала Второй русской армии Н.С. Марина. Он сообщает, как мужики села Каменки расправились с огромным французским отрядом в 500 человек. Накормив и напоив допьяна непрошеных гостей, они с криком «ура!» бросились в атаку: сто французов было убито в этой схватке, остальные сдались в плен. Таких примеров можно найти множество. Народный характер войны на первых порах встревожил не на шутку многих авторов писем, увидевших в патриотических порывах русских крестьян серьезную угрозу новой пугачевщины. Однако вскоре эти опасения рассеялись. В письме к родным известный генерал Н.Н. Раевский отмечал, что Наполеон, много сделавший вреда России, просчитался в главном - народ не принимает его внушений, он его проклинает.

Отечественная война 1812 года на Смоленщине станет темой выдающихся произведений русской литературы в течение почти двух веков, начиная с Ф. Глинки, продолжая Л. Толстым и кончая Н. Рыленковым , автором романа «На Старой Смоленской дороге».

Как и в прошлые века, литературная Смоленщина предстает в двух своих главных ипостасях - в художествен-ных произведениях, независимо от того, кто их авторы, и отраженная собственно смоленскими писателями.

Смоленщина в литературе XIX века представлена творчеством А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, Г.А. Глинки, Ф.Н. Глинки, Ф.А. Эттингера , Б.Н. Алмазова , В.А. Вонлярлярского , В.П.Клюшникова, А.Н. Энгельгардта, Н.В. Шелгунова, М.К. ебриковой и др.

Смоленский край в литературе и фольклоре: учебное пособие/ под общей редакцией В.В. Ильина. - Смоленск: Траст-Имаком , 1995. - С.135-139.


Смоленский институт экономики
НОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет управления и экономики»

Контрольная работа
Предмет: История и культура Смоленска и Смоленской области.
Вариант № 4

Выполнил: Елена Валерьевна Третьякова
1 курс, группа №16-29730/1-1
Проверил: к.и.н., доц. Демочкин Андрей Васильевич

Смоленск
2012 год

    Перечислите характерные черты социально-эк ономического развития Смоленской земли в составе ВКЛ.
Смоленск отказывался признавать чужеземных властителей. Чтобы усмирить непокорный город, хан Узбек в 1339 году направил сюда большой монголо-татарский отряд. Вражеская рать подошла к Смоленску, сожгла его посады, но штурмовать крепость не посмела, ушла обратно в Золотую Орду.
С середины 13 века русским землям начали угрожать литовские князья. Будучи раздробленной, ослабленной татаро-монгольским игом и борьбой против немецко-шведской агрессии, Русь не могла оказать им серьезного сопротивления. Великое княжество Литовское одну за другой захватывало западные и южные русские области. Литовские феодалы совершали частые набеги и на Смоленское княжество, предпринимали многократные попытки захватить его столицу.
А Смоленск переживал одну беду за другой. В 1308 году он был охвачен голодом. Умирали тысячи людей. Мертвых не успевали хоронить. Улицы были завалены трупами. Страшный голод свирепствовал в городе и в 1313-1314 годах. он тоже унес в могилу множество смолян. Голодным выдался и 1322 год. В 1340 году Смоленск постигло новое бедствие – пожар уничтожил в городе все постройки. масса смолян погибла в 1352 году от чумы. "Черная смерть" опустошала город в 1364, 1377 и 1389 годах. А в 1387 году в Смоленске осталось несколько десятков человек, которые чудом спаслись от чумы. Но жизнь снова возрождалась. Однако беды не кончались. Много жителей погибло от голода в 1390 году. затем через десять лет снова последовали подряд два голодных года.
Нетрудно представить, каково было моральное состояние уцелевшего население и могли ли смоляне при таких невзгодах противостоять завоевателям.
Литовские князья, используя бедственное положение города, стали врываться в него. Но смоляне каждый раз находили в себе силы и выгоняли вон непрошенных гостей.
Чтобы укрепить свое владычество в русских землях, литовские феодалы в конце 14 века стали искать политического сотрудничества с польскими магнатами. Оно было закреплено в Кревской унии. После этого набеги литовцев на Смоленск участились.
В 1401 году литовское войско осаждало город на протяжении почти двух месяцев, но взять его не смогло. Захватчики пытались овладеть Смоленском в 1402 и 1403 годах, однако тоже безуспешно. Тогда литовские князья вооружили свое войско тяжелыми пушками и подвергли город варварскому артиллерийскому обстрелу. Смоляне выстояли и на этот раз. Горожане храбро отбивались от неприятеля в течение всей весны 1404 года. И только измена помогла литовцам 26 июня 1404 года ворваться в город.
С того времени Смоленск 110 лет находился под владычеством Литвы, но и пережив столь длительную оккупацию, не утратил черты русского города.
Вхождение в состав Великого княжества Литовского Смоленска и других русских городов, а также украинских и белорусских земель с более развитыми общественными отношениями и культурой способствовало дальнейшему развитию общественно-экономических отношений в самой Литве. Ее великие заимствовали у русских многие правовые нормы, формы государственного управления и т.п. Литовцы, не имевшие тогда еще своей письменности, сделали государственным русский язык. Таким образом, ход исторических событий углублял и укреплял экономические и культурные связи между литовским, русским, белорусским и украинским народами.
Совместными усилиями эти народы сдержали натиск армии немецких феодалов, не дали ей распространить завоевания на восток. Сокрушительный удар по рыцарям Тевтонского ордена был нанесен объединенными силами литовских, русских, украинских, белорусских и польских войск при участии чешских отрядов в знаменитой битве под Грюнвальдом на севере современной Польши в 1410 году. В этом сражении принимали участие и смоленские полки.
Феодалы, крестьяне и горожане составляли основное население страны. Феодалы не были одинаковыми. Выделялись: 1) богатые и знатные (князья и паны), которые владели землями, передававшимися по наследству и 2) средние и мелкие (бояре), обязанные нести военную службу. В 16 веке бояре стали называться на польский манер – шляхта. Феодалы постепенно приобретали все большие права. Великие князья за поддержку себе вынуждены были одаривать их не только новыми привилегиями, но и землями. Раздача земель сокращала государственные доходы и ослабляла власть великого князя. На протяжении 14 – 15 веков земля перешла в руки великого князя, феодалов и церкви. Крестьяне теперь только пользовались ею. От того чьей землей они пользовались, их разделяли на государственных, частновладельческих и монастырских. Крестьяне могли быть «похожими» (вольными), сохранившими личную свободу и право ухода от феодала и «непохожими», лишенными этого и передававшимися по наследству. Особой группой сельского населения была «невольная челядь». Они не вели свое хозяйство, жили при дворе феодала, прислуживали ему и были его полной собственностью.
Сельские поселения состояли из хозяйств отдельных семей – дымов. Крестьяне этого села составляли общину. Каждая семья обрабатывала свой надел и передавала его по наследству. Но лугами, лесами, выгонами для скота распоряжалась община. На Смоленщине села не были большими, они насчитывали 8-12 дымов (дворов), так как большие удобные незаболоченные участки земли встречались редко. Все селяне за пользование землей должны были выполнять различные повинности. Подати раскладывались на каждый дым, а ответственность за их выполнение несла вся община. Главными повинностями были дякло (бралась зерном) и мезлева (мясом, птицей, яйцами). Часть крестьян платила оборок деньгами (грошами).
Городские ремесленники и торговцы, или как их позднее стали называть, - мещане, выполняли особые обязанности и повинности. Главная – поддержание в порядке городского замка (укрепления) и защита города от неприятелей. Купцы уплачивали в казну мыто за ввоз и вывоз товара. Кроме того, горожане должны были исправлять городские дороги, давать подводы для послов и гонцов, платить судную, свадебную и вдовью пошлины, сторожить по очереди дома наместников и воевод, городскую казну. Кроме торговцев и ремесленников, в городах проживали также слуги крупных феодалов, присматривавшие за их городскими домами, и подданные епископов и других представителей духовенства. В отличии от остальных горожан на них не распространялись городские повинности. Смоленской землей управлял наместник, назначенный великим князем. При наместнике был совет (рада), состоявший из знатных людей. В него обязательно входили смоленский епископ, окольничие, казначей, городничий, маршалок. Смоленские мещане избирали своего старосту. Он ведал городскими делами, сбором пошлин, представлял горожан в органах верховной власти. Смоленская земля делилась на волости, которыми управляли тивуны. Такая система управления государством обеспечивала участие феодалов в управлении и охраняла их политические и экономические права и интересы.
15 век для Смоленщины был сравнительно мирным, если не считать первого и последнего десятилетия. Он был благоприятным и для развития хозяйства. Основу его составляло сельское производство. Как и раньше, были годы, когда эпидемии и сюрпризы природы сильно уменьшали численность людей. Особенно трудными были 1436 – 1438 годы. Доходило даже до людоедства.
Бедствия и войны опустошали села и деревни. Часть жителей уходили в соседние земли. Чтобы заселить особенно опустевшие восточные районы, великий князь разрешил селить в них москвичей и тверичей. Несмотря ни на что, растут новые поселения. Расчищаются от леса земли под пашню, увеличиваются площади посевов. Основой земледелия было двуполье. Больше всего сеяли рожь и овес. Пахали на волах и лошадях. Широко развивалось скотоводство. Смоленщина в то время была крупным поставщиком меда и воска. Охота давал пушнину. Города были центрами ремесла и торговли. Большую часть городских жителей составляли ремесленники.
Смоляне вели беспрерывную борьбу против угнетателей. Особенно мощным было восстание горожан весной 1440 года, вошедшее в историю под названием Великая замятня. Тогда все, кто мог держать оружие в руках, поднялись против литовских поработителей. Восставшие кузнецы, мясники, портные, ямщики, котельщики и другие черные люди уничтожили в Смоленске вражеский гарнизон, изгнали литовского наместника. Город был полностью освобожден от захватчиков.
Литовские феодалы послали на усмирение смолян крупный воинский отряд. Но жители Смоленска стойко оборонялись. Они отбили все вражеские приступы. Осаждавшие были вынуждены запросить подкрепление. Они обложили город со всех сторон, подвергли его жестокой блокаде и непрерывному артиллерийскому обстрелу. В городе начался голод, возникли пожары. Но восставшие продолжали бороться из последних сил. А силы были неравными. Литовские войска во много раз превосходили численно защитников Смоленска. И тем не менее войскам удалось осенью 1441 года ворваться в город..
Литовское правительство, пытаясь во что бы то ни стало удержать в своих руках ключ к Русскому государству, значительно укрепило Смоленск, обнесло его дубовой стеной с башнями, наводнило многочисленным войском. По тем временам такая крепость считалась неприступной, но русским войскам нужно было ею овладеть. Это требовали интересы Русского централизованного государства. И великий московский князь Василий III, энергично боровшийся за воссоединение русских земель, в ноябре 1512 года предпринимает свой первый поход на Смоленск. Однако осада, продолжавшаяся шесть недель, не принесла успеха. Второй поход на Смоленск был предпринят осенью 1513 года. Осада города продолжалась свыше четырех недель, но как и первая закончилась безрезультатно. Русские войска были вынуждены возвратиться в Москву.
Решающий третий поход на Смоленск начался летом 1514 года.. В нем участвовало 80 тысяч человек, в обстреле принимало участие 300 пушек. После нескольких залпов смоленский наместник Юрий Сологуб запросил перемирия на один день, но Василий III отказал ему в этом. И канонада продолжилась. Тогда под давлением смоленского «черного люда» наместник и воевода приняли решение о капитуляции. Смоленск открыл свои ворота 1 августа 1514 года. Так Смоленск был возвращен России.
    Дворянские усадьбы на Смоленщине и их владельцы.
Со второй половины 18 века дворяне Смоленской губернии начинают строить усадьбы. Естественно, что в наибольшей степени все многообразие и богатство дворянского усадебного мира выражали крупные усадебные комплексы. В них традиционно входили главный дом с флигелями, хозяйственные и служебные постройки, парк с беседками, пруды, сады, цветники, оранжереи, усадебный храм. В качестве примера крупнейших усадеб Смоленщины можно назвать Хмелиту (Грибоедовы, Волковы), Дугино (графы Панины, кн. Мещерские), Холм (Уваровы), Высокое (графы Шереметьевы), Липецы (Хомяковы), Николо-Погорелое и Алексино (Барышниковы), Александрино (кн. Лобановы-Ростовские), Самуйлово и Пречистое (кн. Голицыны), Аполье (кн. Друцкие-Соколинские), Беззаботы (Пассеки, Гедеоновы), Васильевское (Повалишины), Герчики (Корбутовские), Григорьевское (Лыкошины), Засижье (Ваксели), Крюково (Лыкошины, Гейдены), Мачулы (Реады, Энгельгардты), Вонлярово (Вонлярлярские), Рай (Вонлярлярские, Ромейко-Гурко), Скугорево (Воейковы, Муравьевы), Аделоидино (кн. Васильчиковы), Уварово (Лесли), Щелканово (Колечицкие), Козулино (Лыкошины), Кощино (Храповицкие, кн. Оболенские), Овиновщина (кн. Урусовы), Крашнево и Яковлевичи (Пассеки), Климово (Энгельгардты), Городок (Нахимовы), Покровское (Энгельгардты), Преображенское (кн. Щербатовы), Васильевское (графы Орловы-Денисовы, графы Граббе). В настоящее время сохранились усадьбы в селе Хмелита, Новоспасское и Фленово. В полуразрушенном состоянии находится усадьба Шереметьевых в селе Высокое Новодугинского района. В селе Дугино находятся остатки усадьбы Панина. Усадебные комплексы наиболее полно сохранились в Смоленском районе. Усадьбу в деревне Герчики выкупили владельцы московской фирмы, где после проведения реконструкции и реставрации открыли отель.
Мария Клавдиевна Тенишева и ее усадьба в Талашкино.
Летом 1896 года Тенишева упросила свою подругу Святополк-Четвертинскую продать ей Талашкино. Мария испытывала такую нежность к этому месту, будто оно было одушевленным. Благодаря Тенишевой Талашкино стало известно всему культурному миру.
В стремлении создать в отдалении от больших городов своего рода эстетический комплекс Тенишева не была одинока. Но нигде не было подобного размаха, отлично организованной на протяжении двадцати лет творческой работы, таких успехов и резонанса не только в России, но и за рубежом.
В Талашкине появились новая школа с последним по тем временам оборудованием, общедоступная библиотека, целый ряд учебно- хозяйственных мастерских, где местные жители, в основном молодежь, занимались обработкой дерева, чеканкой по металлу, керамикой, окраской тканей, вышивкой. Началась практическая работа по возрождению народных ремесел. К этому процессу было привлечено немало местных жителей. Например, только русским национальным костюмом, ткачеством, вязанием и крашением ткани были заняты женщины из пятидесяти окрестных деревень. Их заработок достигал 10-12 рублей в месяц, что было тогда совсем неплохо. Места, где люди способные быстро набирались опыта, постепенно становились производством.
В Талашкине делали, по существу, все и из всякого материала. Посуда, мебель, изделия из металла, украшения, вышитые шторы и скатерти - все это поступало в открытый Тенишевой в Москве магазин «Родник».
От покупателей не было отбоя. Заказы приходили и из-за границы. Даже чопорный Лондон заинтересовался изделиями талашкинских умельцев.
Этот успех не был случайным. Ведь Тенишева пригласила в Талашкино жить, творить, работать и тех, кто составлял в то время художественную элиту России.
В мастерских деревенский мальчонка мог пользоваться советами М.А. Врубеля. Узоры для вышивальщиц придумывал В.А. Серов. М.В. Нестеров, А.Н. Бенуа, К.А. Коровин, Н.К. Рерих, В.Д. Поленов, скульптор П.П. Трубецкой, певец Ф.И. Шаляпин, музыканты, артисты - эта земля становилась для многих мастеров студией, мастерской, сценой.
Днем Талашкино словно вымирало, а под крышами мастерских шла непрерывная работа. Зато когда наступал вечер…
Тенишева организовала здесь оркестр народных инструментов, хор крестьянских детей, студию художественного слова. Получило Талашкино и театр со зрительным залом на двести мест. Декорации расшивали В. Васнецов, М. Врубель, местные смоленские художники, проходившие у них «практику». Репертуар был разнообразный: небольшие пьесы, классика. Ставили Гоголя, Островского, Чехова. С неизменным успехом шла «Сказка о семи богатырях», написанная самой Тенишевой. Она часто выступала на сцене своего театра как актриса.
Сама Мария Клавдиевна представляла собой уникальное создание природы, когда прекрасная внешность и внутренняя глубина находятся в гармонии и дополняют друг друга.
В Тенишеву влюблялись очертя голову. Художники, видя ее, тянулись к кисти. Только один Репин, говорят, написал с нее восемь портретов. Конечно, красота княгини просилась на полотно. Крупная, высокая, с густой копной темных волос и гордо посаженной головой, она была завидной моделью. Но среди изображений Марии удачных очень немного. Рисовали красавицу женщину, «Юнону-воительницу». Человек же с очень непростым характером, с бушевавшими в нем страстями, с талантами и редкостной энергией не помещался на холсте, ограниченном тяжелой рамой.
Быть может, только Валентину Серову удалось победить чисто внешнее впечатление от яркой, эффектной женщины и оставить вечности главное, что было в Тенишевой, - жившую в ней мечту об идеале, к которому она продиралась засучив рукава, не обращая внимания на насмешки и неудачи.
Деятельность княгини, которая забирала все время и огромные суммы, вкладываемые в Талашкино, не способствовали миру и спокойствию в семье. Сам Тенишев, которому выстроенное в Петербурге училище, получившее впоследствии его имя, стоило колоссальных трат, многие начинания жены считал излишними. Финансовая помощь, оказываемая княгиней художникам, ее поддержка культурных начинаний обходились дорого. Вместо заботливой хозяйки роскошных столичных особняков, занятой от нечего делать заботами благотворительности, он имел подле себя какой-то бурлящий поток, пробивавший себе дорогу по своему собственному руслу.
Княгиня увлекалась эмалью - той отраслью ювелирного дела, которое заглохло еще в XVIII веке. Она решила ее возродить. Целые дни проводила Мария Клавдиевна у себя в талашкинской мастерской, возле печей и гальванических ванн. Остались фотографии: она в темной одежде с закатанными рукавами, в фартуке, суровая, сосредоточенная.
Не удовлетворенная полученными образцами эмали, Мария поехала на выучку к ювелиру с мировой славой - мсье РенэЛалику. За короткий срок она в работе с эмалью достигла высоких результатов. Вернувшись в Талашкино, Тенишева получила более двухсот новых оттенков непрозрачных эмалей. Ее работы выставлялись в Лондоне, Праге, Брюсселе, Париже.
В 1903 году, после кончины мужа, княгиня Тенишева получила право распоряжаться семейным состоянием.
В 1905-м она подарила свою колоссальную коллекцию предметов искусства городу Смоленску. Власти не захотели предоставить ей помещение для ее показа. Более того, они вовсе не спешили принять дар княгини. Тогда Тенишева купила кусок земли в центре города, выстроила на свои средства музейное помещение и разместила там коллекцию.
Но, не успев открыться, музей оказался в опасности. В городе и деревнях начались поджоги, прокламации летали там и тут, кто-то уже видел выброшенные иконы и людей с красным флагом в руках.
Тайно ночью, упаковав коллекцию, Тенишева увезла ее в Париж. А вскоре в Лувре открылась выставка, о которой трубили все европейские газеты.
Редчайшая коллекция икон, собрание русского фарфора, резьба по слоновой и моржовой кости, коллекция царских одежд, расшитых серебром и золотом, кокошники, украшенные жемчужной россыпью, исторические реликвии от петровского до александровского времени, творения безвестных народных умельцев и лучшие образцы талашкинских мастерских.
За коллекцию балалаек, расписанных в Талашкине Головиным и Врубелем, Марии Клавдиевне предлагали астрономическую сумму. В газетах тех лет писали, что коллекция никогда не вернется домой: ее показ в разных странах мира может стать для владельцев настоящим золотым дном. Но в Смоленск вернулось все до единой вещи. Тенишева вновь обратилась к властям города, отказываясь от прав собственности и оговаривая только три условия: «Мне хотелось бы, чтобы музей навсегда остался в городе Смоленске и чтобы ни одна вещь не была взята в другой музей». И еще: она просила сохранить за ней право пополнять музей новыми экспонатами и «содержать его за свой счет».
30 мая 1911 года состоялась торжественная передача музея городу Смоленску.
Октябрьский переворот 1917 года застал Тенишеву уже во Франции. Из России приходили ужасающие вести. Княгиня купила под Парижем кусок земли и назвала Малое Талашкино.
После революции музей «Русская старина» постигла участь многих художественных собраний. Коллекции перегруппировывались, их «выживали» из собственного помещения, и, наконец, они оказались в чужих, совершенно не приспособленных для хранения. И, само собой, сделались недоступными для людей. Все, что было построено в Талашкине, постепенно ветшало, растаскивалось местными жителями и в конце концов сошло на нет. В церкви Святого Духа, построенной Тенишевой и расписанной Н.К. Рерихом, хранили картофель. Гробница В.Н. Тенишева была разорена, а его прах выброшен. Имя же княгини, не желая прослыть «неблагонадежными», старались не упоминать.
Надо было пройти многим десятилетиям, чтобы на Смоленщине поняли: она теряет свой шанс быть интересной соотечественникам и миру не только историей, но и сокровищами культуры. Не местное чиновничество, а рядовые музейные сотрудники берегли то, что осталось, спасали, как могли, казалось, уже никому не нужные картины и рукописные псалтыри, страдавшие от сырости. У кого-то оставались старые планы, чертежи, фотографии. Берегли, как принято в России, «на всякий случай». И он настал, этот случай, когда в Талашкине застучали топоры. Снова поднялось бывшее школьное здание, теперь отведенное под музей, в котором со старых фотографий спокойно и чуть печально смотрит на «племя младое, незнакомое» смоленская княгиня.
Мария КлавдиевнаТенишева умерла весной 1928 года в Малом Талашкино под Парижем. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев де Буа.
После ее смерти прошло больше трех десятилетий. В отдел культуры Смоленского горисполкома пришли две старушки и сказали, что, будучи еще совсем молодыми женщинами, состояли в добром знакомстве с Марией Клавдиевной. А теперь им пора исполнить свой долг.
Из потрепанной старомодной сумочки одна за другой стали появляться редкостной красоты драгоценности: броши, кулоны, браслеты, кольца, изумрудные россыпи, блеск бриллиантов, густая синева сапфиров, вправленных в золотую оправу.
Посетительницы объяснили, что, уезжая, смоленская княгиня просила сберечь драгоценности до лучших времен, которые, как ей думалось, обязательно настанут. В случае чего просила передать их музею. К вещам прилагалась опись. Старушки просили проверить и принять.
Эта усадьба - редкий образец крупного имения эпохи барокко.

Александр Сергеевич Грибоедов и его усадьба в Хмелите.
В 16 в. село принадлежало князьям Буйносовым-Ростовским. В конце 17 в. Хмелитой владел С.Ф. Грибоедов, чей конфликт с подчиненными ему стрельцами стал детонатором для "хованщины" - крупного стрелецкого бунта 1682 г. против правления царевны Софьи. С 1747 г. имением владел лейб-гвардии капитан-поручик Преображенского полка Федор Алексеевич Грибоедов, дед знаменитого драматурга. При Ф.А. Грибоедове в 1753 г. началось строительство главного дома, в 1759 г. возведена Казанская церковь. Четыре флигеля и хозяйственные постройки показаны уже на планах генерального межевания 1778 г. Два парка - регулярный и пейзажный - упомянуты в примечаниях к планам, составленных чуть позже. В 1789 г. за озером была возведена Алексеевская церковь (не сохранилась), более оригинальная и гармоничная, нежели Казанская. Ядром Алексеевской церкви была двусветная ротонда с граненой шлемовидной главой, венчавшей пологую коническую кровлю над низким аттиковым ярусом. Высокий антаблемент поддерживали полуколонны, разделявшие проемы на 12 осях. Нижние окна в барочных наличниках с фронтонами были высокими арочными, верхние - круглыми. Низкий квадратный переход соединял храм с коренастой трехъярусной колокольней под широким и высоким шпилем на четырехлотковой кровле. Барочный пластичный декор подчеркивал приземистые арки звона и большие круглые окна в среднем ярусе. Была при усадьбе и третья церковь - деревянная Успенская, построенная на небольшом кладбище, недалеко от Казанской, к юго-западу от нее и просуществовавшая до 1836 г. В 1790-1810-е гг. (до 1812 г.), в свои детские и юношеские годы, здесь каждое лето гостил А.С. Грибоедов (его мать, Анастасия Федоровна, была дочерью Федора Алексеевича).Хмелитские впечатления отразились в творчестве А.С. Грибоедова - более всего в комедии "Горе от ума". По преданию, дядя поэта А.Ф. Грибоедов послужил прообразом Фамусова, а его зять И.Ф. Паскевич-Эриванский - прототипом Скалозуба. Здесь же А.С. Грибоедов познакомился с будущим декабристом И.Д. Якушкиным.
В дни Отечественной войны 1812 г. в Хмелите вместе с оккупационными войсками останавливался ближайший сподвижник Наполеона, вице-король Неаполя и обеих Сицилии маршал Франции Мюрат. Во время отступления французских войск в Хмелите стоял конный партизанский отряд генерал-майора И.М. Бегичева.
Основная часть усадьбы 18 нач. 19 в. имела симметричную осевую планировку. С запада, от долины р. Вязьма, открывался вид на главное здание, на ступенчатые террасы перед ним и на церкви. Верхняя терраса, с четырьмя двухэтажными флигелями в ее углах, служила парадным двором. На середине ее длинной восточной стороны возвышался большой господский дом. По другую сторону дома находился квадратный регулярный парк с главной аллеей по оси дома и всего ансамбля. Аллея кончалась прямоугольным копаным прудом. К северу парк переходил в пейзажный, эта часть была намного больше по площади и имела свой пруд с островом посредине.
Около 1836 г. главный дом капитально переделывают, а у Казанской церкви расширяют трапезную. Барочную декорацию фасадов господского дома стесывают и заменяют на ампирную. Перед парадным фасадом появляется сильно вынесенный четырехколонный портик с треугольным фронтоном, над домом сооружается деревянный бельведер. Юго-восточный флигель, остававшийся до 20 в. одноэтажным, соединяет с главным домом галерея 1780-х гг.
Начиная со 2-й трети 19 в. Хмелита быстро меняет владельцев - сначала она переходит в руки представителей женской линии фамилии Грибоедовых, а в 1869 г. продается сычёвскому купцу Сипягину. К концу 19 в. "дом был в ужасном состоянии, никто не жил в нем уже много лет. Все было запущено. Северный флигель снесен, верхний этаж южного флигеля разрушен. В зале на полу сушилось зерно, из скважин паркета росла рожь". Но при этом в усадьбе тогда сохранялись "старинный парк, великолепные скотный и хлебный дворы и масса других построек. Кроме этого было 5 000 десятин полей и леса, два озера, пруд". Граф П. А. Гейден купил это имение в 1894 г., когда в огромном доме (с 8 детскими, 53 прочими комнатами и картинной галереей) была распродана вся мебель, и новым хозяевам пришлось закупать ее заново. Перед октябрьским переворотом усадьбой владела В.П. Гейден-Волкова, при которой в 1912 г. надстроили второй этаж над галереей и юго-восточным флигелем. Тогда при строительстве силосохранилища наткнулись на фундаменты дома, в котором раньше жили актеры и цыгане, составлявшие театральный хор. Среди усадебных сооружений, исчезнувших к 1910-м гг., была столярная мастерская, изготовлявшая мебель. Видимо, уже с 1880-х гг. в усадьбе появилась "сырная фабрика", принадлежавшая швейцарцу Шильдту, который поначалу обосновался с производством сыра в близлежащей усадьбе Лобановых-Ростовских "Торбеево" (на территории нынешнего Новодугинского р-на). Около 1910 г., после пожара в имении Гейденов "Глубокое" (Псковская губерния), оттуда в Хмелиту перевезли 130 картин, собранных князем Н.Н. Дондуковым-Корсаковым, когда он возглавлял Академию Художеств. Среди картин были работы Джорджоне, Гвидо Рени, Рафаэля Менгса, КамиляКоро и других известных мастеров.
В 1918 г. в главном здании разместили Народный дом - с театром, читальней, чайной. Его закрыли в 1919 г., а вещи, картины и библиотеку передали в музеи и собрания Смоленска, Вязьмы и Москвы. Во время немецко-фашистской оккупации главный дом был занят штабом гитлеровских войск и получил три пробоины от снарядов нашей артиллерии. В советское время разобрали два флигеля и до неузнаваемости изуродовали Казанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню. Два других храма снесли до основания. С 1970-х гг. идет восстановление архитектурных построек усадьбы. Большой вклад в него сделал работник московских реставрационных мастерских, а впоследствии директор музея в этой усадьбе В.Е. Кулаков. Исследование и подготовку проектных чертежей провел московский архитектор-реставратор М.М. Ермолаев. Восстановление исчезнувших усадебных построек продолжается. Среди них - конюшня с барочным обрамлением круглых окон по сторонам крупной входной арки. Наличники имеют ступенчатый верх и легкий прямоугольный выступ фартука под нижним горизонтальным обрезом. Часть стен конюшни была бревенчатой, с кирпичными каркасными столбами в мерном ритме. В настоящее время в усадьбе сохранились главный дом, галерея и юго-восточный флигель, воссозданный реставраторами юго-западный флигель, восточное и западное здания служб к юго-востоку от главного дома, Казанская церковь, остатки регулярного парка.

Михаил Иванович Глинка в Новоспасском
Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском – единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Новоспасское – поистине сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал сюда будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском.
Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.
Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.
Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.
Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.
Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. Душой семьи была мать Евгения Андреевна. 49 лет она прожила в Новоспасском, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Юный Глинка воспитывался по методе того времени. Была у него гувернантка-француженка, обучавшая его читать и писать. Архитектор, нанятый в имение, учил рисовать. Глинка рано заинтересовался географией, начав путешествовать по книгам и картам, и они определили его дальнейший интерес к странствиям.
Большое влияние на будущего композитора оказала его няня Авдотья Ивановна. Она с особой охотой пела мальчику русские песни и рассказывала увлекательные сказки, сумев привить ему любовь к родному фольклору. Глинка всегда тепло вспоминал ее, и, несомненно, многое из услышанного в детстве от няни глубоко запало ему в душу.
Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н.
и т.д.................