Сложная динамическая система имеющая свою специфическую структуру. Общество как сложная динамичная система — Гипермаркет знаний

Андрей Владимирович Клименко, Вероника Викторовна Румынина

Обществознание

«Обществознание: Учеб. пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы»: Дрофа; Москва; 2004

Аннотация

Пособие предназначено учащимся старших классов и абитуриентам вузов, готовящимся к сдаче экзаменов за курс «Обществознание». Структура и содержание книги полностью соответствуют программе вступительных экзаменов, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

А. В. Клименко, В. В. Румынина

Обществознание

Предисловие

Данное пособие предназначено в помощь учащимся старших классов школ и абитуриентам вузов, готовящимся к сдаче экзамена за курс «Обществознание». Оно избавит читателей от длительной и трудоемкой работы по изучению огромного количества литературы.

В пособии компактно изложены основные проблемы курса обществознания: общество, человек, познание, экономическая, социальная, политико‑правовая и духовная сферы жизни современного общества. Структура и содержание пособия полностью соответствуют программе вступительных экзаменов по обществознанию, разработанной авторским коллективом под руководством Л. Н. Боголюбова и рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Более подробно и обстоятельно написаны разделы «Экономика» и «Право», так как именно на юридических и экономических факультетах российских вузов введено вступительное испытание по обществознанию.



Работая над пособием, авторы исходили из того, что старшеклассникам хорошо знаком материал соответствующих учебных пособий: «Человек и общество» (под редакцией Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой), «Современный мир» (под редакцией В. И. Купцова), «Обществознание» (автор - Д. И. Кравченко). Поэтому мы стремились не дублировать текст учебников, хотя и следовали их логике изложения.

Надеемся, что эта книга не только поможет подготовиться к школьным выпускным и вузовским вступительным экзаменам, но и будет полезна для самостоятельного изучения основных проблем обществознания.

Желаем успехов!

Раздел I

ОБЩЕСТВО

Примерные вопросы

1. Общество как сложная динамическая система. общественные отношения.

2. Развитие взглядов на общество.

3. Формационный и цивилизационный подходы к изучению общества.

4. Общественный прогресс и его критерии.

5. Глобальные проблемы современности.

Общество как сложная динамическая система. Общественные отношения

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами.

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой‑либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого‑либо народа или страны.

В широком смысле общество - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;

2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;

3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;

4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

а) дописьменные и письменные;

б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;

г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960‑е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз‑вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления - особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества - это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно‑технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство - расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно‑технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы - промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких‑то глобальных целей, а для определенной пользы) - новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации - в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно‑денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970‑е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее - человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы - отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);

б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);

в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);

г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Современный юрист призван быть глубоким знатоком законов, иметь разносторонние навыки в их применении, уметь пропагандировать право, повышать уровень правовой культуры граждан. Наряду с этим он должен обладать знаниями об обществе в целом. Это естественно, поскольку способ существования людей, их материальное благосостояние, духовность, счастье в большой степени зависят от того, в каком обществе они появились на свет, сформировались как личности, обрели социальный статус. Вот почему обществознание входит в систему обучения и воспитания будущих юристов.

Понятие «общество» - одно из самых спорных и многозначительных в науке. Что же такое общество?

Понятие «общество » многозначно. Оно может быть отнесено к сравнительно небольшим группам людей, объединенных по какому- либо значимому для них основанию, например, обществам спортсменов, писателей, любителей животных и т.п.

В общественных науках предлагается много определений понятия «общество». Их непохожесть определяется разными подходами в изучении предмета исследования.

Общество (в широком смысле) - это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Общество (в узком смысле) может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого-либо народа или страны.

В Российской социологической энциклопедии дается следующее определение.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся на основе постоянного изменения форм и условий их деятельности в процессе взаимодействия с органической и неорганической природой.

Общество - это, прежде всего, совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения, так и стадо последних не может с научной точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства.

Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они живут. Биологические отношения животных являются их отношением к природе, в то время как специфику человеческого общества составляют отношения людей друг к другу.

Во-вторых, не может общество быть представленным одиноко живущим человеком (Робинзон Крузо) или незначительным числом людей, изолированных друг от друга и от других людей.

Общество - это не любая механическая совокупность индивидов, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние и взаимодействие друг с другом.

В философии, социологии и других науках общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема».

Подсистемы - «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

В любом случае общество представляет собой группу людей, составляющую некую целостность. С какими другими целостностями соседствует общество в этом мире?

Окружающий нас мир составляет единое целое. Но при этом состоит из множества различных вещей и явлений. Потребности познания заставляют нас объединять отдельные вещи в большие или маленькие группы, сходные в чертах существования. Такие группы получили название «формы бытия».

Бытие- все существующее, что мы способны ощутить или смогли бы ощутить, если бы эти объекты были для нас досягаемы, т.е. речь идет о бытии мира, Вселенной.

В современном обществознании выделяют следующие формы бытия:

  • Бытие вещей и явлений.
  • Бытие человека.
  • Бытие духовности.
  • Бытие социальности.

Бытие вещей и явлений. Эта форма разделяется на два вида.

Бытие вещей и явлений естественной природы. Природа в целом бесконечна в пространстве и времени, она всегда и везде была, есть и будет в отличие от отдельных вещей и состояний природы. Природа - объективная первичная реальность. К XXI веку наука подошла, имея в своем арсенале достаточно стройную концепцию устройства материального мира. В ее основе лежит принцип системности, требующий рассматривать мир как иерархическую композицию сложноподчиненных объектов, каждый их которых представляет определенную систему. Применение системного подхода к миру в целом позволяет составить достаточно стройную и упорядоченную картину его функционирования.

Весь известный нам мир (Вселенная) представляет собой целостную систему (границы которой, если они вообще есть, пока точно не определены), состоящую из множества взаимосвязанных элементов (подсистем), каждый из которых сам рассматривается как целостная система, имеющая свой набор элементов. Они представляют собой наиболее крупные звенья, «этажи» в организационной иерархии нашего мира. Выделяются три больших типа систем: 1) системы неживой природы, 2) биосистемы и 3) системы социальные. Внутри каждого из этих типов систем имеются структурные уровни, т.е. большие классы менее крупных систем. Таким образом, материальный мир представляет собой многоярусную конструкцию, образуемую структурными уровнями материи.

Бытие вещей и явлений, произведенных человеком. Человек наполнил мир вещами, которые естественным образом в природе не появляются. Этот мир новых вещей был назван «второй природой» или искусственной природой. Другое название - техника.

Бытие человека. Эту форму бытия необходимо рассматривать с двух точек зрения.

Бытие человека как вещи природы. Человек, как любая другая вещь природы, имеет конечное бытие. Он тесно связан с природой своим телом, вынужден подчиняться всем ее законам. Можно, конечно, свести до минимума свои биологические потребности, но совсем отказаться от них (например, от еды и сна) невозможно, это несовместимо с жизнью.

Специфически человеческое бытие. Человек является частью природы, он - один из физических объектов. Но он при этом еще и биологический объект - животное. Однако в отличие от всех других животных человек - животное мыслящее. Поэтому свою зависимость от природы он способен в некоторых пределах регулировать. Люди способны развивать свои тело и разум собственными усилиями. Таким образом, человек, обладающий естественными способностями, выступает как объект первой природы, а, приобретая искусственно выработанные, натренированные физические и духовные свойства, становится одновременно объектом и «второй природы».

Бытие духовности. Существование духовности имеет два пространственно-временных измерения:

  • 1) бытие индивидуальной духовности. Здесь речь идет о сознании человека. Конкретные процессы сознания возникают и умирают вместе с рождением и смертью отдельного человека. Внутренний духовный мир человека проявляется в высказанных идеях и реальных поступках.
  • 2) бытие вне индивидуальной духовности. Личные мысли человека могут стать общим достоянием, если он их передаст кому-то в личном общении или зафиксирует с помощью каких-то материальных средств (дискета, бумага, холст, металл, камень и т.п.). С помощью таких средств достижения человеческой культуры передаются от поколения к поколению. Таким образом, смертные люди порождают бессмертные идеи и образы, которые приобретают собственное бытие. Самые ценные идеи и образы накапливаются, образуя духовное богатство человеческой цивилизации.

Бытие социальности. Социальность как совокупность определенных свойств находит воплощение в двух формах.

  • 1) Бытие личности. Здесь речь идет о человеке как о социальном субъекте, как о носителе социальных качеств, как представителе того или иного общества.
  • 2) Бытие общества. Это как раз та форма бытия, которая и является предметом нашего рассмотрения. Эту целостность мы и будем рассматривать во взаимодействии с природой, отдельными личностями, материальными и духовными достижениями человечества.

Главная черта общества - его органичная целостность, системность. Общество существует и развивается благодаря наличию устойчивых связей между его субъектами. Что же означает эта связь?

Любой предмет (явление) природы, существующий в данный момент, не просто имеет бытие сам по себе, а существует совместно с другими предметами. Это совместное бытие (событие), например людей, можно рассматривать с нескольких точек зрения: времени (современники); пространства (соотечественники); структуры (сотрудники) и т.д.

Такое положение вещей обозначается понятием «отношение».

Отношение- это некоторый вид совместного существования каких-либо форм бытия.

Отношения «самого по себе» не существует, оно возникает только при наличии, по крайней мере, двух объектов. Виды совместимости, в зависимости от силы влияния предметов друг на друга, могут быть самыми разными. Крайние случаи: от полного отсутствия влияния (бабочка и Антарктида) до самой тесной зависимости (человек и кислород). Тесные отношения - это особый вид совместимости объектов. Поэтому он обозначается понятием «связь».

Связь (зависимость) - отношение, при котором появление и изменение одного объекта влияет (воздействует) на изменение другого объекта.

Обособленность (независимость) - отношение, при котором наличие и изменение одного объекта не влияет (не воздействует) на изменение другого объекта.

Изменение состояния объекта внешне воспринимается как активность. То есть, связь следует понимать как отношение активности, а обособленность - как пассивность. Или, можно сказать по-другому, активность есть проявление связи (зависимости), а пассивность - это проявление отсутствия зависимости (или подавления ее другой, большей зависимостью) в отношениях конкретных объектов. И необходимость активности диктуется наличием зависимости. Эти отношения имеют место и в живой, и в неживой природе.

Как понимать и применять понятия «отношение» и «связь»?

Если кто-то повлиял на ход события, на результат процесса, следовательно, он с этой ситуацией (вещью) связан. Если кто-то был только очевидцем события, следовательно, он к этому событию имеет отношение (существовал с этим событием совместно). Если же не видел, не слышал, существовал с этим событием несовместно, то данный человек к данному событию не имеет никакого отношения.

В соответствие с приведенными определениями можно определить понятие «общественные отношения».

Общественные отношения - это различные виды совместное существование людей и их объединений.

Теперь можно дать и определение понятия «общество». Главное, что необходимо понять - не любая группа людей образует общество. Группа людей, загорающих на пляже, или люди, ожидающие на остановке автобус, еще не составляют общество, хотя и имеют похожие интересы. Общество образуется тогда, когда люди начинают совместно действовать, т.е. обнаруживают взаимную зависимость.

Общество - это совокупность людей, объединенных определенными связями.

Наличие устойчивых связей между компонентами общества, их единство не вызывают сомнений. Поэтому наиболее распространенной сегодня является теория общества как системы.

Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность.

Под элементом понимают максимально простое образование, которое в рамках какого-то исследования на части далее не делится.

Системы бывают простыми или сложными. Под сложной системой понимают такую систему, в которой взаимосвязанные элементы образуют несколько уровней или ступеней. Совокупность связей в системе называется структурой. В сложной системе структура имеет иерархическое строение , это означает, что одни уровни элементов подчиняются элементам других уровней.

Элементами социальной системы могут выступать отдельные индивиды, группы и организации. Общим названием для элементов социальной системы является термин «социальный субъект». Главной характеристикой социального субъекта выступает способность быть инициатором социальных изменений. Так вот примером простой социальной системой может быть дружеская компания без постоянного лидера. А любые организации с начальниками и подчиненными - это уже сложные социальные системы.

Социальную систему в масштабе общества страны часто делят на крупные подсистемы - сферы жизни общества.

Сфера общества - определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Важно понять, что люди между собой одновременно находятся в различных отношениях, с кем-то связаны, от кого-то обособлены при решении своих жизненных вопросов. Поэтому сферы жизни общества- это не геометрические пространства, где обитают разные люди. Это могут быть различные отношения одних и тех же людей, но по различным сторонам их жизни.

Выделяют следующие сферы жизни общества: материальнопроизводственная (экономическая), социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера - сфера отношений людей при создании материальных условий поддержания их жизни.

Социальная сфера - сфера отношений, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа. Видами социальных отношений являются межличностные, в том числе брачно-семейные, личностно-групповые и межгрупповые (межвозрастные, межрелигиозные, межнациональные и другие).

Духовная сфера - сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения и т.п.).

Политическая сфера - сфера отношений людей, обеспечивающих им совместную безопасность.

Конкретное содержание сфер жизни общества можно представить с помощью отношений в соответствующих социальных институтах.

Социальный институт - это организованный процесс отношений индивидов и групп, представленный в системе формальных прав и обязанностей. Более конкретно под социальным институтом понимают исторически сложившуюся устойчивую форму организации и регулирования совместной жизни людей

Понятие «социальный институт» употребляется в большинстве социологических теорий для обозначения устойчивого комплекса формальных и неформальных норм, правил, принципов, регулирующих, различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему социальных статусов и ролей.

Структура социальных институтов представляет собой сложную систему, поскольку каждый институт охватывает целый ряд социокультурных элементов. Эти элементы можно объединить в четыре основные группы, каждая из которых выполняет свои определенные функции:

  • 1)Экономические институты (собственность, рынок, деньги, заработная плата и т.д.) призваны обеспечивать организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития;
  • 2) Политические институты (государство, суд, армия, политические партии и т.д.) связаны с установлением определенной власти и управлением обществом;
  • 3)Духовные институты (образование, воспитание, религия, СМИ, нормы морали и т.д.) - связаны с развитием науки, культуры, искусства, поддержанием в обществе моральных ценностей;
  • 4) Институты в сфере семьи (семья, брак, материнство, отцовство, дети и т.д.) являются первичными и ключевыми звеньями всей социальной системы. Семья задает повседневный тон всей общественной жизни. Общества процветают, когда в семьях его граждан царят благополучие и мир.

Приведенная группировка социальных институтов весьма условна и не означает, что они существуют изолированно друг от друга. Все институты общества тесно взаимосвязаны.

Управление социальными процессами требует установление дополнительных связей в социальных системах, что и отличает их от природных систем. В природных системах все изменения являются следствием соответствующих причин. Эти зависимости следствий от причин и называют причинными связями. По своему существу это - естественные отношения между объектами, при которых свойства одних объектов определяют характер изменения свойств (состояний) других объектов. Причинные связи имеют место и в отношениях между социальными субъектами. Так ребенок естественным образом зависит от родителей и других взрослых в силу недостаточного физического, прежде всего, и духовного развития. Но помимо этих связей в обществе формируются и функциональные связи.

Функция - необходимое, предписанное действие, которое требуется совершить человеку или техническому устройству по замыслу управляющего субъекта.

Поэтому о функциональных связях говорят только применительно к социальным и техническим системам. По своему существу - это искусственные отношения между объектами, при которых форма активности одних определяет форму активности других. Эта связь, например, имеет место в структуре должностного подчинения. Начальник потому так и называется, что он определяет начало и направление активности починенных.

Все сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны друг с другом. В истории наук об обществе были попытки выделить какую- либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозной сферы жизни. В Новое время и эпоху Просвещения выделялась роль нравственности и сферы научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений. Но в рамках общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе духовной культуры народа, его традициях в области религии и морали. Таким образом, на определенных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться, но при этом роль остальных сфер не умаляется.

В данной теме раскрыт сложный характер социальных систем. В следующей теме будет представлен их динамический , т.е. подвижный, изменчивый характер.

Вопросы для повторения:

  • 1. Какие формы бытия существуют?
  • 2. Что такое общество?
  • 3. Что такое общественные отношения?
  • 4. Что собой представляют сферы общества?
  • 5. Как определить понятие «социальный институт»?
  • 6. Какова разница между причинными и функциональными связями?

Понятие общества охватывает все сферы человеческой жизни, отношения и взаимосвязи. При этом общество не стоит на месте, оно подвержено постоянным изменениям, развитию. Узнаем кратко об обществе – сложной, динамично развивающейся системе.

Черты общества

Общество как сложная система имеет свои особенности, отличающие его от других систем. Рассмотрим выявленные разными науками черты :

  • сложный, многоуровневый характер

В общество входят разные подсистемы, элементы. Оно может включать в себя различные общественные группы, причем как малые - семья, так и большие - класс, нация.

Общественные подсистемы - это основные сферы: экономическая, социальная, политическая, духовная. Каждая из них также является своеобразной системой, имеющей множество элементов. Так, можно сказать, что существует иерархия систем, то есть общество делится на элементы, которые, в свою очередь, также включают в себя несколько компонентов.

  • наличие разнокачественных элементов: материальных (техника, сооружения) и духовных, идеальных (идеи, ценности)

Например, экономическая сфера - это и транспорт, сооружения, материалы для изготовления товаров, и знания, нормы, правила, действующие в сфере производства.

  • основной элемент - человек

Человек является универсальным элементом всех общественных систем, так как он входит в каждую из них, и без него их существование невозможно.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • постоянные изменения, преобразования

Конечно, в разное время скорость изменений менялась: сложившийся порядок мог сохраняться долгое время, но были и периоды, когда случались быстрые качественные перемены общественной жизни, например, во время революций. В этом состоит главное отличие общества от природы.

  • порядок

Все компоненты общества занимают свое положение и определенные связи с другими элементами. То есть, общество - это упорядоченная система, в которой существует множество взаимосвязанных частей. Элементы могут исчезать, вместо них появляются новые, но в целом система продолжает функционировать в определенном порядке.

  • самодостаточность

Общество в целом способно производить все необходимое для своего существования, поэтому каждый элемент играет свою роль и не может существовать без других.

  • самоуправляемость

Общество организует управление, создает институты для согласования действий разных элементов общества, то есть создает такую систему, в которой все части могут взаимодействовать. Организация деятельности каждого отдельного человека и групп людей, а также осуществление контроля - особенность общества.

Социальные институты

Представление об обществе не может быть полным без знания основных его институтов.

Под социальными институтами понимают такие формы организации совместной деятельности людей, которые сложились в результате исторического развития и регулируются установленными в обществе нормами. Они объединяют большие группы людей, занятых каким-либо видом деятельности.

Деятельность социальных институтов направлена на удовлетворение потребностей. Например, потребность людей в продолжении рода вызвала к жизни институт семьи и брака, потребность в получении знаний - институт образования и науки.

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 215.

Бытие людей в обществе характеризуется различными формами жизнедеятельности и общения. Все, что создано в обществе, представляет собой результат совокупной совместной деятельности многих поколений людей. Собственно, и само общество есть продукт взаимодействия людей, оно существует только там и тогда, где люди связаны друг с другом общими интересами. общество отношение цивилизационный современность

В философской науке предлагается много определений понятия «общество». В узком смысле под обществом может пониматься как определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой_либо деятельности, так и конкретный этап в историческом развитии какого_либо народа или страны.

В широком смысле общество -- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В философской науке общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. При этом система понимается как комплекс взаимодействующих элементов. В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.

Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Подсистемами именуются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

  • 1) экономическая, элементами которой являются материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения;
  • 2) социальная, состоящая из таких структурных образований, как классы, социальные слои, нации, взятые в их взаимоотношении и взаимодействии друг с другом;
  • 3) политическая, включающая в себя политику, государство, право, их соотношение и функционирование;
  • 4) духовная, охватывающая различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Каждая из этих сфер, являясь элементом системы называемой «общество», в свою очередь, оказывается системой по отношению к элементам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни не только взаимосвязывают, но и взаимно обусловливают друг друга. Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать отдельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь.

Социологи предлагают несколько классификаций общества. Общества бывают:

  • а) дописьменные и письменные;
  • б) простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных, а в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);
  • в) общество первобытных охотников и собирателей, традиционное (аграрное) общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество;
  • г) первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество и коммунистическое общество.

В западной научной литературе в 1960_е гг. получило распространение деление всех обществ на традиционные и индустриальные (при этом капитализм и социализм рассматривались как две разновидности индустриального общества).

В формирование этой концепции большой вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист У. Ростоу.

Традидионное (аграрное) общество представляло доиндустриальную стадию цивилизационного раз_вития. Традиционными были все общества древности и средневековья. Их экономика характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. Преобладали экстенсивная технология и ручные орудия труда, вначале обеспечивавшие экономический прогресс. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы. Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности. Частная собственность не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведенного продукта зависело от положения человека в социальной иерархии. Социальная же структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствовала: человек рождался и умирал, оставаясь в одной и той же социальной группе. Основными социальными ячейками были община и семья. Поведение человека в обществе регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписаными законами. В общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного промысла.

Духовный мир человека традиционного общества, его система ценностных ориентации, образ мышления -- особые и заметно отличные от современных. Индивидуальность, самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения. Можно даже говорить о «групповом человеке», не анализировавшем свое положение в мире, да и вообще редко подвергавшем анализу явления окружающей действительности. Он скорее морализирует, оценивает жизненные ситуации с позиций своей социальной группы. Число образованных людей было крайне ограниченным («грамота для немногих») устная информация преобладала над Письменной В политической сфере традиционного общества господствуют церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. В целом это общество чрезвычайно консервативно, стабильно, невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне, являя собой «самоподдерживающуюся саморегулирующуюся неизменность». Изменения в нем происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна перед экономической.

Традиционные общества сохранились и до наших дней в основном в странах так называемого «третьего мира» (Азия, Африка) (поэтому часто синонимом «традиционного общества» выступает понятие «незападные цивилизации», также претендующее на известные социологические обобщения). С европоцентристской точки зрения традиционные общества -- это отсталые, примитивные, закрытые, несвободные социальные организмы, которым западная социология противопоставляет индустриальные и постиндустриальные цивилизации.

В результате модернизации, понимаемой как сложный, противоречивый, комплексный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному, в странах Западной Европы были заложены основы новой цивилизации. Ее называют индустриальной, техногенной, научно_технической или экономической. Экономической базой индустриального общества является промышленность, основанная на машинной технике. Увеличивается объем основного капитала, снижаются долговременные средние издержки на единицу продукции. В сельском хозяйстве резко повышается производительность труда, разрушается натуральная замкнутость. Экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство -- расширенным. Все эти процессы происходят через реализацию принципов и структур рыночной экономики, на основе научно_технического прогресса. Человек освобождается от прямой зависимости от природы, частично подчиняет ее себе. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. Если предындустриальный период наполнен боязнью голода и болезней, то для индустриального общества характерно возрастание благосостояния населения. В социальной сфере индустриального общества также рушатся традиционные структуры, социальные перегородки. Социальная мобильность значительна. В результате развития сельского хозяйства и промышленности удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается, происходит урбанизация. Появляются новые классы -- промышленный пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои. Аристократия приходит в упадок.

В духовной сфере наблюдается значительная трансформация системы ценностей. Человек нового общества автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами. Индивидуализм, рационализм (человек анализирует окружающий мир и принимает решения на этой основе) и утилитаризм (человек действует не во имя каких_то глобальных целей, а для определенной пользы) -- новые системы координат личности. Происходит секуляризация сознания (освобождение от непосредственной зависимости от религии). Человек в индустриальном обществе стремится к саморазвитию, самосовершенствованию. Глобальные изменения происходят и в политической сфере. Резко возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствуют право и закон, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта.

Ряд социологов несколько уточняют приведенную выше схему. С их точки зрения, основное содержание процесса модернизации -- в смене модели (стереотипа) поведения, в переходе от нерационального (характерного для традиционного общества) к рациональному (свойственному индустриальному обществу) поведению. К экономическим аспектам рационального поведения относят развитие товарно_денежных отношений, определяющую роль денег как общего эквивалента ценностей, вытеснение бартерных сделок, широкий размах рыночных операций и т п. Важнейшим социальным последствием модернизации считается изменение принципа распределения ролей. Ранее общество накладывало санкции на социальный выбор, ограничивая возможность занятия определенных социальных позиций человеком в зависимости от принадлежности его к определенной группе (происхождение, родовитость, национальность). После модернизации утверждается рациональный принцип распределения ролей, при котором главным и единственным критерием для занятия той или иной позиции является подготовленность кандидата для выполнения данных функций.

Таким образом, индустриальная цивилизация противостоит традиционному обществу по всем направлениям. К числу индустриальных обществ относят большинство современных промышленно развитых стран (в том числе и Россию).

Но модернизация породила множество новых противоречий, которые со временем превратились в глобальные проблемы (экологический, энергетический и др. кризисы). Разрешая их, поступательно развиваясь, некоторые современные общества приближаются к стадии постиндустриального общества, теоретические параметры которого были разработаны в 1970_е гг. американскими социологами Д. Беллом, Э. Тоффлером и др. Для этого общества характерно выдвижение на первый план сферы услуг, индивидуализация производства и потребления, увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым, ведущая роль науки, знаний и информации в обществе. В социальной структуре постиндустриального общества наблюдается стирание классовых различий, а сближение размера доходов различных групп населения ведет к ликвидации социальной поляризации и росту удельного веса среднего класса. Новая цивилизация может быть охарактеризована как антропогенная, в центре ее -- человек, его индивидуальность. Иногда ее также называют информационной, что отражает все более возрастающую зависимость повседневной жизни общества от информации. Переход к постиндустриальному обществу для большинства стран современного мира является весьма далекой перспективой.

В процессе своей деятельности человек вступает с другими людьми в разнообразные отношения. Подобные многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них), принято называть общественными отношениями.

Все общественные отношения могут быть условно разделены на две большие группы -- отношения материальные и отношения духовные (или идеальные). Принципиальное отличие их друг от друга заключается в том, что материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека, вне сознания человека и независимо от него, а духовные отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, детерминируются их духовными ценностями. В свою очередь, материальные отношения подразделяют на производственные, экологические и отношения по делопроизводству; духовные на моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные общественные отношения.

Особым видом общественных отношений являются межличностные отношения. Под межличностными отношениями понимают отношения между отдельными индивидами. При этом индивиды, как правило, принадлежат к разным социальным слоям, имеют неодинаковый культурный и образовательный уровень, но их объединяют общие потребности и интересы, лежащие в сфере досуга или быта. Известный социолог Питирим Сорокин выделял следующие типы межличностного взаимодействия:

  • а) между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища);
  • б) между тремя индивидами (отец, мать, ребенок);
  • в) между четырьмя, пятью и более людьми (певец и его слушатели);
  • г) между многими и многими людьми (члены неорганизованной толпы).

Межличностные отношения возникают и реализуются в обществе и являются общественными отношениями даже в том случае, если они носят характер сугубо индивидуального общения. Они выступают персонифицированной формой общественных отношений.

Обществознание выделяет ряд отличий системы общества от природных систем. Благодаря этому можно понять, как действует многоуровневая система современного общества и взаимосвязаны все сферы жизни общества.

Общество как сложная динамическая система: структура общества

Общество характеризуют как сложную систему, так как оно включает в себя множество элементов, отдельных подсистем и уровней. Ведь мы не можем говорить лишь об одном обществе, это может быть и общественная группа в виде социального класса, общество в пределах одной страны, человеческое общество в глобальном масштабе.

Основными элементами общества является четыре его сферы: социальная, духовная, политическая и экономическая (материально-производственная). И по отдельности каждая из этих сфер имеет свое строение, свои элементы и выступает в роли отдельной системы.

Например, политическая сфера общества включается в себя партии и государство. А государство само по себе тоже является сложной и многоуровневой системой. Поэтому общество и принято идентифицировать, как сложную динамическую систему.

Еще одной характеристикой общества, как сложной систем, можно назвать разнокачественность ее элементов. Система общества в виде четырех главных подсистем включается в себя идеальные и материальные элементы. В роли первых выступают традиции, ценности и идеи, в роли материальных - учреждения, технические устройства, оборудование.

Например, сфера экономики - это одновременно и сырье, и транспортные средства, и экономические знания и правила. Еще один важный элемент системы общества - это сам человек.

Именно его способности, цели и пути развития, которые могут меняться, делают общество подвижной и динамичной системой. По этой причине общество обладает такими свойствами, как прогресс, изменения, эволюция и революция, прогресс и регресс.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер

Общество - это система упорядоченной целостности. Это является залогом ее постоянной функциональности, все компоненты системы занимают внутри нее определенное место и связаны с другими компонентами общества.

И важно отметить, что по отдельности ни один элемент таким качеством целостности не обладает. Общество - это своеобразный результат взаимодействия и интеграции абсолютно всех компонентов этой сложной системы.

Государство, экономика страны, социальные слои общества не могут обладать таким качеством, как общество само по себе. А многоуровневые связи между экономической, политической, духовной и социальной сфер жизни образуют такое сложное и динамичное явление, как общество.

Легко отследить взаимосвязь, например, социально-экономических отношений и правовых норм на примере законов Киевской Руси. В своде законов были указаны меры наказания за убийство, и каждая мера определялась местмо человека, которое он занимает в обществе - по принадлежности к той или иной социальной группе.

Социальные институты

Социальные институты считаются одними из самых важных компонентов общества, как системы.

Социальным институтом называют совокупность лиц, которые заняты конкретным видом деятельности, в процессе этой деятельности они удовлетворяют определенную потребность общества. Выделяют такие виды социальных институтов.