Иерей Александр Волков: у России есть всё для духовного развития. Иерей александр волков: «так устроил господь, за что я его всегда благодарю

27 декабря 2015 года Святейший Патриарх Кирилл , руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, клирика храма св. мц. Татианы при МГУ имени М.В. Ломоносова. Вспомним о том, как все начиналось. Предлагаем нашим читателям отрывок из статьи «Алтарники Татьянинского храма: кто они сейчас» , опубликованной в интернет-издании «Татьянин день» в 2012 году.

ИЕРЕЙ АЛЕКСАНДР ВОЛКОВ

Промыслом Божиим так вышло, что практически всю свою сознательную церковную жизнь я был в алтаре. У меня не было периода, когда бы я был в Церкви, но не был в алтаре — так устроил Господь, за что я Его всегда благодарю.

Формально мое алтарное служение начиналось в Заиконоспасском монастыре, но там я пробыл буквально несколько месяцев, а вот «полноценным» алтарником стал уже в храме мученицы Татианы, в 1995 году.

Промыслительным моментом было то, что мы с моими друзьями-соучениками из Классической гимназии при Греко-Латинском Кабинете Юрия Шичалина оказались тут 23 января 1995 года, когда в храме еще была мерзость запустения.

Отец Максим тогда попросил нашего директора прислать ребят, которые могли бы помочь, среди них оказался и я. Ну что мы, дети, могли сделать? — помыть пол, отодрать что-то от стенок, чем мы и занимались. А отец Максим (он был тогда совсем один, ни второго священника, ни диакона) подготавливал алтарные вещи. И вот он у священноначалия получил антиминс, развернул его перед нами, объяснил, что это такое и говорит:

«Посмотрите, вы в первый и в последний раз в жизни так близко видите одну из главных святынь любого храма, больше вам такой возможности не представится!»

Не помню, что я подумал в тот момент, но сейчас вспоминаю эти слова с улыбкой, так как уже семь лет имею счастье чистить этот антиминс после каждой Литургии. Так что это было пророчество вопреки!

Алтарник Александр Волков, 1997 год

Уже в феврале или начале марта 1995 года отец Максим позвал меня в алтарь. С этого же момента началась моя сознательная алтарная жизнь, полноценное воцерковление. Первые годы я находился под мудрым и любящим, что самое главное, руководством тогда старшего алтарника, а теперь . Потом я рос, а отец Павел как раз заканчивал диплом, создавал семью, и поэтому он постепенно передавал всю полноту ответственности алтарного служения мне. У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой.

Я понял, что церковное служение — это то, в чем я вижу себя. Так же естественно сложилось и то, что я рукоположился, стал диаконом.

На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать — ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто — мы этому сами долго учились и других учили.

Помню, мы с нынешним отцом Игорем чистили ночью паникадило, мыли окна в верхнем алтаре — у нас в храме вообще очень серьезные объемы и размеры, совсем не как в большинстве храмов. Это сейчас окна нам могут помыть и друзья-таджики из специально заказанных контор, а тогда мы все это делаи сами, и в этом заключался очень глубокий смысл — ведь это вещи, связанные с нашим отношением к святыне. Чистота, порядок, стремление к абсолюту — это некое малое приношение. Мы стремились, чтобы в алтаре все было идеально, во всех смыслах. Не хвалюсь, но у нас на самом деле был один из самых ухоженных алтарей в Москве. Кроме того, у нас была своя система знаков, ведь во время богослужения бывают какие-то вещи, о которых не крикнешь и запросто не объяснишь, поэтому надо было использовать этот «сурдоперевод», в итоге мы стали друг друга понимать буквально с полуслова, у нас был абсолютный контакт!

Дьякон Александр Волков. Кипр, 2009 год

Помню один особенно смешной момент: отец Павел — юноша, я — мальчик, для меня это первая Пасха, ночная служба, алтарь, «Христос Воскресе!», крестный ход, пасхальный канон… короче, меня вырубило! Алтарь был временный — неуклюжая выгородка из фанеры, сесть было особо негде, стояла только одна табуретка, на которую сел отец Павел. Я говорю: «Можно посидеть немножко?», он отвечает: «Ну садись ко мне на колени». По-моему, это даже был какой-то центральный момент службы, и вот я сел к нему на колени и… уснул! Пасха, отец Максим с кадилом и Паша Конотопов со спящим на его коленях Сашей Волковым… Это то, что мы с теплотой вспоминаем сейчас, когда все стали большими дядьками, многодетными отцами…


Церковная дипломатия устала. Так может сказать сторонний наблюдатель, оценивающий положение, которое в последние дни сложилось в мировом православии. И такой наблюдатель будет во многом прав, объем публикаций в мировых СМИ по теме Москва–Фанар–Киев подтверждает, что происходящее сейчас на церковной арене - удел не только церквей, эта тема выходит далеко за рамки межцерковных отношений.

Ситуация, которая складывается сейчас, во многом уникальна и весьма опасна для будущего восточного христианства. По сути, сейчас происходит оформление водораздела внутри православия, когда единоличные, не подкрепленные ни церковным правом, ни историческим бэкграундом решения, принимаемые Константинопольским патриархатом и лично патриархом Варфоломеем, создают новый формат отношений между православными разных стран и континентов.

Думаю, что большинству людей, следящих за событиями в мире, до последней недели казалось, что Церковь - это единственный институт, который остался вне политики, вне игр политтехнологов, вне всего того нечистоплотного мирового человеческого процесса, который сейчас бурлит и готов взорваться вот-вот.

Церковь всегда оставалась над схваткой политиков, над человеческими страстями, всегда пыталась найти слова для того, чтобы сбавить пыл, уговорить прислушаться, стать между противоборствующими сторонами. Миротворческая миссия Церкви всегда была ее важнейшим атрибутом в этом мире. Но, видимо, именно эта надмирность, отстраненность Церкви от вещей этого мира, тех самых политиков очень раздражала.

Я не сторонник теорий заговоров, почти все такие теории возникают от недостаточной осведомленности, а мировые процессы идут обыкновенно достаточно простыми путями. Когда эксперты или политики говорят, что «всё сложно», это означает лишь то, что они сами до конца не понимают сути вещей. И в той ситуации, которая сложилась сейчас в православии, тоже не нужно искать слишком сложные завязки.

История нам говорит о том, что Константинопольский патриархат в последнее столетие был и продолжает быть сильно зависимым от своей американской диаспоры, от своих американских епархий. Эта же история говорит нам о том, что этот патриархат, считающийся первым среди равных поместных православных церквей всего мира и потому призванный способствовать миру и согласию между церквами, на протяжении всего ХХ века, наверное, ни разу не способствовал уврачеванию практически ни одной проблемной ситуации в мировом православии. Особенно нам здесь стоит вспомнить, как Константинополь приветствовал приход советской власти, как письменно поддерживал обновленческий раскол в то время, когда законно избранный российский патриарх Тихон (Белавин) находился в тяжелейшей политической и нравственной ситуации.

Вместо того чтобы помочь страдающей младшей сестре, а именно в таких категориях семейных отношений любят рассуждать представители Фанара на переговорах и за пышными столами, старшая сестра становилась злой мачехой. Страдающая Русская церковь ждала помощи, но получала удары в спину. Но нашей Церкви за тот период нечего стыдиться, поскольку наши храмы украшают фрески и иконы сотен новых святых XX века, именно того периода, в который Константинополь оказался с другой стороны этой самой истории.

Но если историю оставить историкам, то можно увидеть, что наша церковная дипломатия за последние десятилетия никогда не позволяла себе говорить о таких неприглядных страницах жизни своей старшей сестры. Происходящее сейчас заставляет нас с сожалением вспоминать многое из наших двусторонних отношений, что может однозначно свидетельствовать о недекларируемых за столами переговоров целях Константинопольской патриархии.

А надо сказать, что на протяжении многих лет за этими самыми столами, в открытом и закрытом для прессы режимах, на многих уровнях и в любых форматах представители и лично сам предстоятель первой среди равных церквей уверенно говорили о поддержке канонического православия на Украине, убеждали в том, что эта позиция неизменна, что единственным путем преодоления раскола является путь раскаяния тех, кто в этот раскол ушел.

Но вот всё поменялось, при этом опять же настолько быстро и хитроумно, что диву даешься. Стоило патриарху Московскому обняться после братских переговоров в Стамбуле со своим Константинопольским коллегой, сказать журналистам, что всё хорошо в отношениях церквей, которым стоит совместно работать над всеми вопросами, стоящими на общей повестке дня, сесть в самолет и на пару часов быть вне зоны доступа, как тотчас высокие представители Константинопольской церкви сообщили о возможности предоставления автокефалии Украине вне контекста канонической Украинской церкви.

Через пару недель таким же странным образом на Украину направляются епископы для начала работы над созданием некой единой поместной Церкви. И опять же без малейшего уведомления не только патриарха Московского, но даже и митрополита Киевского, в любви которому так льстиво изъяснялись эти наши греческие коллеги.

Что же, скажет сторонний наблюдатель, на войне как на войне, обычные приемы, принятые в современном западном политикуме, а чего вы хотели, это всё геополитика, не знающая слов любви. Всё это так, и, возвращаясь к первоначальному рассуждению, стоит отметить, что, к нашему глубочайшему сожалению, Константинопольский патриархат стал не отстраненным зрителем и миротворцем в политическом процессе, а его деятельным участником.

Может быть, агрессивные и решительные действия и оправданы для политиков, но точно не для Церкви, которую все люди ждут не там и не в таком качестве. Это политикам приятно, когда их лица печатает на своей обложке журнал Time, а для предстоятеля христианской Церкви, пусть и имевшей почти тысячу лет назад отличное от нынешнего имперское значение, попасть туда будет всё же, на мой взгляд, довольно неловко.

Но главное отличие политика от деятеля Церкви даже не в вероломных поступках и неадекватных заявлениях, а в том, что если не всегда понятно, кто и что стоит за спинами политиков, то всегда совершенно очевидно, что за спиной предстоятеля Церкви стоит его паства, его верующий народ. И за спиной патриарха Кирилла стоит вся Русская церковь, а за спиной митрополита Онуфрия - ее неотъемлемая и совершенно при этом самостоятельная украинская часть. И именно по этой многомиллионной пастве сейчас наносится политический удар с той стороны, в которой все ожидали видеть руку православного братства.

Константинопольский патриархат представляет недостоверные сведения об истории церкви на Украине, для утверждения истины нужна серьезная научная дискуссия с использованием архивных документов, заявил РИА Новости замглавы отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

"Против правил". Эксперт о ситуации вокруг украинской автокефалии Глава УПЦ отказался встречаться с экзархами Константинопольской церкви. В эфире радио Sputnik профессор ВШЭ, доктор юридических наук Александр Домрин прокомментировал ситуацию.

Церковно-научный центр "Православная энциклопедия" ранее также начал публикацию документов, связанных с воссоединением Киевской митрополии с Русской православной церковью в XVII веке и историческими предпосылками этого. По оценке Московского патриархата, собран "огромный массив документов, около 900 страниц".

"Публикация в последнее время ряда материалов, касающихся данного вопроса, представителями Константинополя делает возможной хотя бы заочную дискуссию по вопросу о данном комплексе документальных источников, и Русская церковь к этой дискуссии готова", - сказал Балашов.

Протоиерей отметил, что РПЦ считает научную дискуссию крайне важной, "поскольку на недостоверных исторических основаниях Константинопольская церковь предполагает принять решение огромного значения для всей православной церкви".

В ходе встречи в Стамбуле 31 августа патриарх Кирилл предложил константинопольскому патриарху Варфоломею "провести встречу ученых и иерархов, на которой можно было бы обсудить исторические документы, касающиеся вопроса о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата в 1686 году", отметил Балашов.

Священник: решение РПЦ по Константинополю – последнее предупреждение РПЦ прекращает участие в структурах под председательством Константинопольского патриархата и приостанавливает сослужение с его иерархами. Пресс-секретарь патриарха Московского Кирилла Александр Волков в эфире радио Sputnik объяснил смысл принятых мер.

"В некоторых комментариях представителей Константинопольского патриархата, включая и константинопольского патриарха Варфоломея, звучала трактовка документов 1686 года как якобы представляющих только временное право патриархов Московских рукополагать митрополита Киевского. На самом деле документы свидетельствуют об обратном - никакой речи о временном характере этого решения в них не содержится, так же, как и представлений о неполном характере юрисдикции Московского патриархата над Киевской митрополией", - сказал протоиерей.

В минувшее воскресенье Константинопольский патриарх Варфоломей I заявил, что Украина вскоре получит автокефалию, потому что "у нее есть право на получение статуса". Против подобного решения выступили РПЦ, а также другие патриархи и митрополиты.

В эфире радио Sputnik священник, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Александр Волков отметил, что Константинопольский патриархат интерпретирует историю церкви на Украине.

"Это их интерпретация истории, интерпретация событий… Все это они подверстывают под то представление, которое им сейчас выгодно. Им выгодно представлять все в таком свете, вот они и поручили своим подчиненным людям создать некую историческую картинку, ее они и опубликовали. Эта картинка никакого отношения к реальной истории не имеет, а вызывает только сочувственные улыбки у людей, которые занимаются историей профессионально. По этой публикации можно судить о качестве их полемики, их аргументов и тех претензий, которые сейчас Константинопольский патриархат предъявляет к Украинской православной церкви и в целом к православию на Украине", - сказал Александр Волков.

АРМАВИР, 27 сентября. /Корр. ТАСС Антонина Мага/. Религиозная ситуация на Украине становится все более угрожающей и в сообществе православных церквей мира обращают на это пристальное внимание. Об этом сообщил ТАСС в пятницу пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков.

"Известно, что ситуация, связанная с существованием церковного раскола на Украине, развивается не первое десятилетие. Но именно сейчас от уважаемых глав поместных православных церквей звучат предостерегающие заявления. Это очевидным образом свидетельствует о том, что шаги, предпринятые Константинопольским патриархатом в отношении Украины, не облегчили, а усложнили существующую там ситуацию", - отметил он.

"От предстоятелей церквей сейчас мы слышим реплики, пока еще одиночные, но истолковывающие ситуацию в одном направлении - в признании каноничности предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Онуфрия и неадекватности действий Константинопольского патриархата (по отношению к канонической православной церкви на Украине - прим. ТАСС)", - рассказал отец Александр.

"Было выступление Сербского патриарха и епископа Сербской церкви Иринея Бачского, также мы слышим реплики от Иерусалимского патриархата, Александрийский и Польский предстоятели сделали свои заявления", - напомнил священник. Кроме того, в пятницу было распространено обращение предстоятеля Православной церкви в Америке митрополита Тихона, где он обращается ко всем поместным церквам с призывом "урегулировать нынешний кризис на Украине путем созыва Всеправославного синаксиса или аналогичного соборного процесса".

"Конечно, это еще одиночные заявления, но я думаю, что в скором времени это приведет к общему обсуждению создавшейся проблемы. Православные церкви не будут молчать", - подчеркнул отец Александр.

Пресс-секретарь патриарха пояснил, что пока не определено в какой именно форме будет проходить обсуждение. "Синод Русской православной церкви принял решение инициировать всеправославное обсуждение. Решение синода - это призыв к церквям выразить свое общее мнение, обсудить ситуацию общими силами", - заключил он.

Шаги Константинополя

7 сентября Константинопольский патриархат "в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной церкви на Украине" назначил своих экзархов в Киеве. Священный Синод Русской православной церкви назвал эти действия "грубейшим попранием церковных канонов", а затем приостановил поминовение патриарха Константинопольского за богослужением и сослужение с иерархами Константинопольского патриархата.

23 сентября патриарх Константинопольский Варфоломей во время литургии в Стамбуле сказал, что Украина имеет "право на получение статуса автокефалии", и Константинопольский патриархат обладает эксклюзивным правом предоставить автокефалию. Говоря о критике со стороны Русской православной церкви и других церквей, а также о будущей реакции на предоставление автокефалии, Варфоломей заявил: "Нас не пугают угрозы".

Начинал алтарничать в 1994 году Заиконоспасском монастыре. Пробыл там несколько месяцев, перешёл в январе 1995 года в общину возрождавшегося храма святой мученицы Татианы при МГУ. С февраля того же года становится алтарником Татьянинского храма.

В 1999 году поступил на дневное отделение Филологического факультета МГУ имени Ломоносова, на кафедру византийской и новогреческой филологии.

В том же году становится старшим алтарником и ризничим того же храма. Как он сам вспоминал: «У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой. Я понял, что церковное служение - это то, в чем я вижу себя.
<…> На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать - ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто - мы этому сами долго учились и других учили».

В 2001 году управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым) был благословлён на ношение подрясника.

За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма, общецерковных мероприятий в стенах храма - Съездов православной молодёжи, Конференций по линии Учебного комитета.

За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000), Кипра (2001), также неоднократно посещал Грецию и Кипр с паломническими и познавательными целями.

В 2001-2002 годах принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Емилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма святой мученицы Татианы при МГУ - «Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002».

В 2002 году вступил в брак с Варварой Андреевной Бутневой. Венчание состоялось в Татьянинской церкви 20 ноября.

В 2003 года становится внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения РПЦ в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета РПЦ.

В 2004 году окончил Филологический факультет и защитил диплом по теме «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“ перевод и филологический комментарий».

В июле 2004 года принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодёжи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым.

В том же году был призван в армию, проходил службу в подразделениях Космических войск, в/ч 26179.

18 октября 2005 года в храме святого пророка Илии в Черкизове епископом Дмитровским Александром (Агриковым) был рукоположен в сан диакона, после чего проходил приготовительную чреду в храме Большого Вознесения в течение месяца. Указом Патриарха Алексия II зачислен в штат храма святой мученицы Татианы при МГУ города Москвы.

С 2005 года работал в пресс-службе Московской Патриархии, в 2009 году преобразованной в пресс-службу патриарха Московского и всея Руси. Был редактором раздела «Православная Москва» на официальном сайте Московского Патриархата «Патриархия.ру».

С 2009 года - заместитель руководителя Пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.

10 мая 2010 года вечером на Мичуринском проспекте Москвы машина, в которой находился диакон Александр с женой и детьми, столкнулась с автомобилем, неожиданно выехавшим со встречной полосы. Александр был доставлен в одну из больниц Москвы с переломами и сотрясением мозга. Но всё обошлось.

20 апреля 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя награждён правом ношения двойного ораря.

27 декабря 2015 года в московском храме Покрова Богородицы в Ясеневе Патриархом Кириллом рукоположён в сан священника.

8 июня 2016 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево.

Воспитывает пятерых детей.