Проекты были гравированы, напечатаны и в таком виде выдавались застройщикам. На каждом оттиске были нанесены габариты участка, план дома, фасад с воротами и краткое пояснение, в котором указывались размеры участка и дома


Собор Петропавловской крепости, названный в честь небесных покровителей города – первый храм Петербурга. Именно он стал императорской усыпальницей династии Романовых, начиная с Петра Великого. Здесь похоронены все русские императоры, за исключением умершего в Москве Петра II и убитого в Шлиссельбургской крепости Иоанна VI Антоновича. При Петре считалось очень важным построить собор выше московской колокольни Ивана Великого, чтобы утвердить возвышение новой столицы над старой. Так и случилось: он превзошел свою соперницу на 32 метра (122, 5 метров!) и оставался самым высоким зданием Петербурга аж до 2012 года.

    Петропавловская крепость, Соборная пл., 1


Этот комплекс государственных учреждений Трезини начал строить в 1722 году: по легенде, здание стоит торцом к Неве исключительно потому, что всю землю вдоль набережной отхватил себе под дворец пронырливый Меньшиков. В течение ста лет тут работали коллежские чиновники: при Павле I тех, кто не выполнил дневной план и не получил об этом удостоверяющий документ, лодочники, по приказу императора, отказывались перевозить через Неву – и ночевать горе-чинушам приходилось на работе. Однако в 1802 году коллегии упразднили, заменив их министерствами, здание передали Педагогическому институту, а с 1835 года и по сей день в нем находится Санкт-Петербургский университет.

    Университетская набережная, 7/9


Этот особняк на Университетской набережной архитектор спроектировал сам для себя. Здесь он не только жил, но и давал первые в российской истории уроки архитектуры. Среди его учеников был будущий известный зодчий Михаил Григорьевич Земцов, создатель Аничкова дворца.

    Университетская набережная, 21


После смерти Петра I Трезини расширил его Зимний дворец, достроив специальные палаты для императрицы Екатерины I. Долгое время этот дворцовый комплекс считался утраченным, так как на его месте впоследствии Джакомо Кваренги возвел Эрмитажный театр. Однако в конце XX века археологи нашли под театральной сценой и в других частях здания несколько сохранившихся помещений, в том числе 12 комнат покоев Екатерины работы Трезини.

    Дворцовая набережная, 32 (в здании Эрмитажного театра)


Очень скромный двухэтажный дворец в Летнем саду, где Петр Первый жил с мая по октябрь в течение двенадцати лет, с 1712 по 1725 годы. Во времена Петра от Фонтанки до входа во дворец прорыли небольшой канал, так что царская резиденция находилась на полуострове. Император любил, когда гости прибывали к нему на лодках. Кстати, об этом дворце и его строителе написал хорошую петербургскую песню бард Александр Городницкий.

    Летний сад, Набережная Кутузова 2


Проект первого и самого крупного монастыря Петербурга тоже разработал Трезини. При этом он учел приграничное положение святого места и заложил в план фортификационную составляющую. По сути монастырь был второй (наряду с Петропавловской) крепостью внутри города.

    Набережная реки Монастырки, 1


Еще одна крепость работы Трезини. Заложенная близ острова Котлин, к югу от Кронштадта, она должна была защитить новую столицу от прежних хозяев этих земель – шведов. С задачей Кроншлот успешно справился, да и позже не подкачал: кстати, во время Крымской войны, когда в Финский залив вошла английская эскадра, от Кроншлота до форта «Петр I» протянулось первое в мире водное минное заграждение.

    Кронштадт, к югу от Купеческой Гавани

Последний получил титул барона и дом на Васильевском острове. Это было каменное здание, предназначавшееся для Трезини. Оно стояло на берегу Большой Невы, на углу 12-й линии. Еще в 1718 году Петр «указал» Трезини построить дом, «образцовый» для застройки набережной и самому в нем поселиться. Предписывая указом 1721 года отдать уже готовый дом Остерману, Петр повелел выстроить для Трезини новый «в полтора кирпича... на десяти саженях» здесь же, на набережной.

Это здание сохранилось до нашего времени. У моста Лейтенанта Шмидта вглубь острова уходят 4-я и 5-я линии. Второй дом на набережной от угла 5-й линии в сторону 6-й (Университетская набережная, 21) - дом Трезини. Он надстроен на два этажа (кроме мезонина), но и сейчас видны его основные членения. Был он двухэтажным и тоже представлял собой один из вариантов жилых домов, разработанных Трезини для застройки набережных.

Венчал здание небольшой мезонин в три окна. Крыша была высокая, шатровая. Между окнами первого и второго этажей - филенки простого рисунка. Углы дома и центральная его часть были подчеркнуты лопатками. К входной двери вело крыльцо с двумя лестничными маршами. Крыльца, столь типичные для древнерусских палат, стали неотъемлемыми в строительстве петербургских домов и даже общественных зданий. Они украшали их, подчеркивали центральную часть дома и вход в него со стороны набережной или улицы. Спуски к Неве как бы продолжали движение их линий, словно указывая на роль Невы в жизни горожан.

Строительство дома Трезини продолжалось почти пять лет, до 1725-1726 годов. За работами следили сам архитектор и его ученик Михаил Земцов. К этому времени он выполнял многие работы самостоятельно, М. Г. Земцову было в это время более 30 лет. Он выполнял работы в Летнем саду, по его проекту строилось там «зало славных торжествований» на том месте, где позже была установлена замечательная решетка, на берегу Невы, у Лебяжьей канавки. В выполнял он работы Канцелярии от строений, проектировал здания для Петергофа и Ревеля.

В доме на набережной Большой Невы Трезини прожил до конца своих дней.

Строиться Трезини было нелегко: не хватало времени для себя, да и личных средств его было недостаточно. Сохранилось письмо, в котором архитектор обращается за помощью к кабинет-секретарю Петра I А. В. Макарову и к У. А. Сенявину, а через них к императору, находившемуся тогда в Москве: «И прошу покорно вашего превосходительства, ежели благополучный час улучится, замолвить о мне доброе слово Его Величеству с превосходительным господином директором Ульяном Акимовичем, понеже определенным жалованьем истинно пробавляюся с своею фамилиею с немалою нуждою, как о моей работе и нужде известно моему государю, отцу У. А., о чем я к его милости послал челобитную».

Доменико Трезини по праву можно считать одним из отцов русской архитектуры: его проекты стали воплощением красоты Петербурга, а также неимоверного таланта самого архитектора. Трезини, будучи выходцем из Швейцарии, не только всей душой полюбил град Петров, но и обессмертил свое имя, оставив городу такие шедевры, как Здание 12-ти коллегий, Петропавловский собор и Летний Дворец Петра I. Петербург, в котором Трезини нашел свое последнее пристанище, отвечал ему взаимностью: даже через несколько веков после смерти архитектора, память о его заслугах по-прежнему живет среди горожан.

Заслуги перед Россией: дом главного архитектора Петра

Можно сказать, что Трезини повезло в жизни: чтобы стать ведущим придворным архитектором в Российской Империи, одного таланта недоставало – нужно было в первую очередь понравиться государю. Петр Первый восхищался дарованием Доменико с самого начала. Дабы выразить свою благосклонность, император в 1721 году выделил архитектору участок, на котором впоследствии и возвели Дом Трезини.

Интересно, что авторство Трезини по отношению к данной постройке, до сих пор ставится некоторыми исследователями под сомнение. Тем не менее, большинство из них все-таки считает, что проект принадлежит Доменико, а вот претворением идеи в жизнь занимались Михаил Земцов (один из любимых учеников Трезини) и Стефен ван Цвитен. Строительство дома затянулось: работы начались в 1721 году, а в 1726 году строение все еще не подвели под крышу.

В Российской Империи Трезини не только построил блестящую карьеру, но и завел новую семью. Первая его жена так и осталась в далеком Астано, в Петербурге же знаменитый швейцарец еще дважды вступал в брак. Третья супруга, Мария Карлотта, от которой у Доменико было пятеро детей, жила с ним в этом доме в последние годы жизни мастера.

Визуально дом являлся настоящим воплощением петровского барокко. Этот стиль, как известно, был навеян заграничными тенденциями гражданской архитектуры из Швеции, Германии и Голландии. Большое двухэтажное здание с большим балконом и мезонином (наличие мезонинов служило квинтэссенцией стиля) идеально вписывалось в общую атмосферу архитектуры Петербурга.

Известно, что сам Трезини очень любил этот дом. В последние годы жизни здоровье мастера оставляло желать лучшего, поэтому он отошел от строительства. Тем не менее, мысль о том, дабы окончательно оставить дело всей своей жизни, была для него невыносимой, поэтому Доменико перевел свою деятельность в несколько иное русло – он стал заниматься с юными петербургскими дарованиями, грезившими о том, чтобы оставить след в истории архитектуры города. В их числе был и Земцов, принимавший участие в строительстве дома.

В доме по адресу Университетская набережная, 21, Трезини прожил около семи лет. Он скончался в 1734-м, а дом, как и все наследство, отошел к его жене и детям.

Дальнейшая судьба дома

Первая перестройка дома осуществилась в конце восемнадцатого столетия, когда к нему пристроили флигель хозяйственного назначения. Затем, в 1830-х годах, строение взялся переделывать архитектор Лаутер, благодаря которому был перестроен главный фасад, а также появился еще один дополнительный этаж. Так в облике дома Трезини появились архитектурные тенденции, характерные для эпохи классицизма. Однако на этом его история не закончилась.

В середине того же столетия владелицей дома стала Мария Терешина, пожелавшая, дабы фасад украсили деревянными пилястрами. В 1840-х годах среди жильцов дома значился архитектор Гаральд Боссе, прославившийся своими многочисленными городскими особняками (среди них, к примеру, дом Пашкова на Литейном проспекте). В 1860-х здесь жил брат великого русского флотоводца Нахимова Сергей.

Почти каждый новый владелец дома стремился переделать его по своему усмотрению. Так, когда в 1870-х годах здание перешло к некому Клочкову, он, как и многие его предшественники, решил изменить дом. В некоторых комнатах появились камины, окна стали прямоугольными, а главный фасад был переоформлен в стиле эклектики.

В последний раз дом Доменико Трезини был перестроен в 1949 году, после чего его облик снова приблизился к классическому. В настоящее время напротив дома установлен памятник самому архитектору – так петербуржцы увековечили свою признательность великому швейцарцу за его заслуги.

Доменико Трезини - наиболее выдающийся зодчий времен Петра I, построивший множество зданий, любимых и петербуржцами, и иностранцами, да и вообще - ценителями красивой архитектуры. Портал «ЗаграNица» приглашает вас на прогулку вдоль великолепных сооружений мастера

Швейцарец Доменико получил образование в Италии, а в Россию работать прибыл из Дании. Причем без каких-либо рекомендательных писем, как было принято в то время. За достаточно короткий срок, благодаря своему упорству и профессиональным качествам, Трезини завоевал авторитет, став у истоков петровского барокко. Сегодня здания, построенные швейцарцем, являются архитектурными жемчужинами Северной столицы.

Петропавловская крепость

В 1704 году, когда Трезини прибыл в город, Петербург был совершенно не таким, каким его знали после. Болота, вода и минимум построек - зрелище достаточно грустное. На фоне этого Петропавловская крепость выглядела вполне внушительным зданием, только из дерева и глины. Однако император не хотел, чтоб крепость таковой оставалась. Именно Доменико было поручено перестроить ее из земляной в каменную, что зодчий и осуществил в течение четырех лет. Собор стал одним из наиболее значимых творений Трезини, там были похоронены все императоры, кроме Ивана VI, место упокоения которого неизвестно до сих пор.

Наиболее примечательной частью собора является колокольня, устремленная вверх и увенчанная высоким шпилем. На то время именно она являлась доминантой в ансамбле строящегося города и длительное время была самой высокой точкой на берегах Невы - до самого 2012 года.

Адрес: Петропавловская крепость, Соборная пл., 1.

Здание Двенадцати коллегий

В 1733 году Трезини построил еще одно легендарное здание, назначение которого - государственная служба. В здании Двенадцати коллегий, все части которого оформлены как отдельный дом, в течение ста лет работали коллежские чиновники.

По одной из легенд, при императоре Павле I чиновников, которые не успевали выполнить дневной план работ, отказывались перевозить на другой берег Невы, поэтому им приходилось ночевать прямо на работе (вот бы и сейчас так!). После замены коллегий на министерства здание передали Педагогическому институту. С 1835 года и по сегодня в нем работает Санкт-Петербургский государственный университет.

Адрес: Университетская набережная, 7/9.

Летний дворец Петра I

Еще одно здание легендарного архитектора, над которым он трудился 4 года (с 1710-го по 1714-й), сохранившееся до сегодняшних дней. Летняя резиденция Петра достаточно скромная как для тех времен и состоит из 14 комнат и двух кухонь.


Фото: rutravel.net

Барельефы, которыми украшен фасад, выполнены не Трезини, а его коллегой - немецким архитектором Шлютером, который в глине воплотил события Северной войны. Сегодня дворец принадлежит Русскому музею.

Адрес: Набережная Кутузова, 2, Летний сад.

Зимний дворец Екатерины II

Дворцы руководителей были слабостью талантливого и трудолюбивого швейцарца. Еще одно его творение - зимний дворец Екатерины - считалось утраченным, поскольку именно на этом месте другой архитектор, Джакомо Кваренги, построил Эрмитажный театр. Но в конце прошлого века археологи во время раскопок нашли несколько сохранившихся помещений Трезини. В их числе 12 комнат, в которых предположительно располагались покои Екатерины.


Фото: shutterstock.com

Адрес: Дворцовая набережная, 32, здание Эрмитажного театра.

Дом Трезини

Дом самого архитектора был задуман как показательный проект. Наряду с его эстетической составляющей в стиле петровского барокко, здание должно было стать и воплощением комфорта жизни, поскольку здесь он не только обитал, но и давал первые уроки архитектуры будущим зодчим.

Сооружение возводили в размеренном темпе: в 1723 году был заложен фундамент, а закончили дом только в конце 20-х годов.

С течением времени дом архитектора несколько раз перестраивался, а в 2005-м провели его масштабную реконструкцию. С 2013 года в здании располагается пятизвездочный , предлагающий гостям размещение в 21 номере класса люкс. Каждый номер отеля - это эксклюзивный дизайн, антикварная мебель, мрамор и роскошь эпохи Петра I.

Шикарная обстановка всех апартаментов была произведена по уникальным дизайн-проектам итальянских художников, а многие из деталей интерьера кропотливо создавались вручную. Помимо этого, каждый номер пятизвездочного отеля эксклюзивен, поэтому гости могут выбрать апартаменты по своему вкусу и предпочтениям.

В отеле работает ресторан, названный именем жены известного архитектора - «Мария Карлотта», который предлагает гостям изысканные блюда европейской и русской кухни, а в баре посетители могут выбрать эксклюзивные напитки из обширной коктейльной карты и вина. Обслуживание номеров круглосуточное. В котором бы часу вы ни вернулись с прогулки по прекрасному Петербургу - ужин в номер заказать не будет проблемой.

Отель «Дворец Трезини» - отличный выбор для проживания гостей, которые ценят пятизвездочную роскошь в сочетании с близостью культурных памятников Северной столицы. Теперь у вас есть возможность жить в исторически ценном здании в самом сердце Петербурга!

Адрес: Университетская набережная, 21.

Александро-Невская лавра

Первый и самый крупный монастырь на территории Северной столицы - тоже дело рук Трезини. Учитывая пограничное положение будущей святыни, Доменико спроектировал и ее возможную фортификацию: монастырь мог легко превратиться в крепость. Между Невой и Черной речкой были разбиты сад и огород, а также появились кузница, конюшня, скотный двор и столярная мастерская.

Работа - это подготовка нескольких поколений архиереев. Многие епископы Русской церкви в то или иное время служили в монастыре в XVII-XIX веках.

Адрес: Набережная реки Монастырки, 1.

Главная придворная аптека

Первая аптека изначально располагалась в Петропавловской крепости, однако в 20-х годах XVIII века ей было выделено новое место. Архитектором здания стал Трезини, а его детище было возведено на углу Миллионной улицы и Аптекарского переулка. В 1789 году сооружение было перестроено Кваренги.

Адрес: ул. Миллионная, 4.


Фото: citywalls.ru
Фото: tourbina.ru

Трезини разрабатывает несколько проектов жилых домов в один иди в два этажа, причём габариты дома и размер участка определялись имущественным и социальным положением человека.

Трезини, Меншиков и Пётр I

В числе типовых проектов были варианты дома:

– для «подлых»

– для «зажиточных»

– для «именитых»

– загородных усадеб для застройки участков, прилегавших к рекам.

Дома для подлых предназначались для второстепенных улиц города и могли быть мазанковыми. Сторона участка равнялась длине фасада (10 метров) и ворот (3-4 метра).

Дом для «подлых»

Дома для «подлых» вдоль Фонтанки

Дома для зажиточных предназначались к застройке на крупных улицах столицы. Они имели до 20 метров по фасаду и были разделены на две половины – мужскую и женскую.

Дом для «зажиточных»

Подобными домами в 1720-е годы застраивалась набережная Васильевского острова.

Проект дома для «именитых» имел рекомендательный характер. Если позволяли средства, можно было проявить фантазию и построить шикарный дом, предварительно согласовав рисунок фасада дома в Канцелярии городовых дел.

Дом для «именитых»

На проектах загородных усадеб, в основном, представлены одноэтажные дома с мезонинами. Детально и с вариантами предложены архитектурные украшения садов.



Проекты загородных усадеб Д. Трезини

Проекты были гравированы, напечатаны и в таком виде выдавались застройщикам. На каждом оттиске были нанесены габариты участка, план дома, фасад с воротами и краткое пояснение, в котором указывались размеры участка и дома.

Материал разрешалось выбрать любой, и, хотя старались возводить в основном каменные здания, строили дома и мазанкового типа, и деревянные. Обязательным было лишь соблюдение этажности и общих размеров постройки, а также правильное расположение на участке.