Почему Александр Невский причислен к лику святых? Почему Александр Невский склонился под иго Золотой Орды

Александр Невский - имя этого человека известно каждому. Даже самые маленькие вспомнят, что он одержал две судьбоносные победы в Невской битве и на Чудском озере. Но часто за кадром остаются многие спорные факты биографии князя-полководца. Сегодня, в день 775-летия со дня Невской битвы, мы расскажем о том, что знают не все.

В Детском музейном центре (Кремль, Судейский городок, 3) работает выставка в «Александр Невский. Князь и полководец». Ее специально подготовили к 795-летию героя, чтобы взрослые и дети смогли познакомиться с эпохой, в которой жил Александр Ярославович. Ведь для нашего города имя князя особенно значимо, он правил на Новгородской земле долгие годы, в городе его именем названа улица, установлен бюст и памятник великому воину и дипломату. Некоторые называют предателем, другие - великим спасителем. Для однозначного ответа не хватает доказательств. И на выставке, в окружении и археологических находок, старинных книг, посвященных князю, Анфиса Родионова встретилась со старшим научным сотрудником Новгородского музея-заповедника Владимиром Варнаевым.

Александр Ярославович очень интересный человек, яркий, необычный. Его называют главным предателем русской истории и главным героем. По поводу его фигуры постоянно ведутся споры. Но если собрать все сведения об Александре Ярославовиче, то выйдет меньше страницы.

- Почему же Александра Невского некоторые считают предателем?

Александр не вступился перед ратью за брата Андрея Ярославовича (кстати, именно он предок князей Шуйских, а Василий - последний Рюрикович на русском престоле), который подняв бунт, навлёк второе разорение Владимиро-суздальских земель. Александр не хотел второго пришествия монголов, поэтому он тут же приехал, привёз дань. Его могли казнить из-за брата. Но он рискнул собой, поехал, остановил очередное нашествие. В 1990-е годы, когда любили сенсации, говорили, что монголы его руками установили иго над Русью. Это похоже на подтасовку фактов, складывание их в нужной последовательности. Монголы уничтожали всех, кто сопротивлялся, но надо сказать, что они не были патологическими садистами, им нужна была дань, налоги, деньги, у них не было цели уничтожить. Александр рассчитывал вперёд.

Был такой народ - Тангуты, государство Си Ся, современная территория северного Китая. Население около 10-15 миллионов человек. Они сопротивлялись орде, восстали, вырезали часть монголов, монголы же уничтожили их полностью. То же самое могло случиться и с русскими. То, что мы живём сейчас - это заслуга Александра. Он не хотел, чтобы русских касались вообще, он сам отвозил дань, чтобы предотвратить драки. Одиннадцать лет он был великим князем, ни разу монгол не ступил на русскую землю.

Александр Невский - фигура таинственная, фактов из его жизни сохранилось не много, а существуют какие-либо истории, легенды, байки о нём?

Как ни странно в русской культуре любимцы народа попадают в анекдоты, байки и так далее. Вот показали фильм про Штирлица, появилось множество анекдотов про него, Чапаев так же. А про Александра ничего подобного нет. Слишком сильно уважал его народ. Даже Владимир, креститель Руси в былинах немножко смешной бывает, неправильно поступает, обманывает. Над Александром не смеялись - авторитет. Люди помнили, что кровь проливалась, помнили, каким он был тружеником. Александр - это святое.

От чего же он умер, ведь он был ещё довольно молод? По имеющимся источником удалось установить, что ему было около сорока лет тогда.

По поводу смерти Александра Невского до сих пор ведутся споры. В житии упоминается, что он разболелся, когда был в Орде в пятый раз. Там он пробыл год, его отпустили и на границе русских земель, в местечке Городец, нынешняя Нижегородская область, где он и умирает. Существует версия, что его отравили, так же, как отца Ярослава. Есть причины так думать. Здесь важно разобраться в отношениях Александра с Батыем.

А они были очень хорошие, Батый уважал русского князя. Недалеко от Валдая есть такое местечко - Игнач-Крест, сейчас там установлен современный бетонный крест. Такие кресты устанавливали на дорогах, условно говоря: здесь есть путь. Монголы, пройдя Владимирскую землю, уничтожив Рязанскую, практически не оставили населения. И пошли на Новгород, захватили Торжок (тогда это была Новгородская земля), дошли до Игнач-Креста и остановились. Неделю стояли, а затем развернулись и ушли. Судя по всему, были переговоры, которые мог вести только Александр. Отсюда косвенно подтверждается, что у Александра есть особые отношения с Батыем. Хан даже предлагал Невскому стать его зятем, настолько было велико уважение к Александру. Монголы - очень интересная культура, она жёсткая, азиатская и немного дикарская, но, тем не менее, героев они уважали, даже чужих. Судя по всему, Батый был покорён дипломатией Александра. Незадолго до смерти самого Александра Батый умирает и к власти приходит Берке-хан, двоюродный брат Батыя, вот он ненавидел Александра. Возможно, здесь есть связь. Мы не можем её доказать или опровергнуть, но что-то там произошло. Это загадка: отравлен был великий князь или всё-таки перетрудился, надорвался.

Похоронен князь был во Владимире, всё-таки Владимирское княжество было главным тогда. Но по заслугам должен лежать он в Новгороде, конечно. Всё-таки три четверти жизни здесь провёл. А в 1724 году, когда Пётр I окончил Северную войну, то объявил, что князь Александр - небесный покровитель Петербурга. Его мощи перевезли в Петербург, и был основан Александро-Невский монастырь, позже ранг был повышен до лавры.

Теперь князь гораздо ближе к Новгороду и совсем рядом с местом, где он совершил первый великий подвиг. Кстати, пройти путем Александра в Невской битве (а также в Ледовом побоище) можно каждую субботу в Детском музейном центре. Владимир Варнаев разработал уникальную игру-реконструкцию на большом макете. Каждый участник получает имена подлинных исторических участников тех событий и сражение начинается…

Владимир Рогоза

Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, наибольшую славу у потомков завоевал князь Александр Ярославич, прозванный «Невским». Точная дата его рождения неизвестна, но считается, что он родился 30 мая 1220 года. Александр стал вторым сыном в семье удельного переславль-залесского князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы, дочери князя Мстислава Мстиславовича Удалого.

По обычаю того времени младенец был назван в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких ко дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.

Родство по линии матери высоко чтилось в Древней Руси. Дед Александра Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Знаменитым воином был и прадед Александра Мстислав Храбрый. Несомненно, образы этих смелых предков служили юному Александру примером для подражания.

О детских годах Александра мы не знаем почти ничего. Очевидно, что в детстве Александр редко видел отца: Ярослав постоянно находился в военных походах. Но уже в 8 лет Александр сопровождал отца, когда тот в 1228 году пытался организовать поход новгородцев и псковичей на Ригу. Не получив поддержки, князь покинул Новгород, оставив там в знак своего «присутствия» старших сыновей - 10-летнего Федора и Александра. Естественно, что с княжичами остались надежные бояре и сотни две-три дружинников. Некоторые историки считают, что вместе с детьми какое-то время жила и княгиня Ростислава, которая благодаря предкам пользовалась особым почетом у новгородцев.

Оставляя малолетних сыновей в Новгороде, Ярослав Всеволодович хотел, чтобы они постепенно привыкали к сложной роли приглашенных князей и учились достойно отстаивать интересы отца, так как он надеялся получить великое княжение Владимирское.

Великим князем Владимирским Ярослав стал в 1236 г., когда на Русь напали полчища Золотой орды. Ему пришлось править разоренной и опустошенной землей. Александр в это время княжил в Новгороде, до которого завоеватели не дошли.

Вскоре Русь вошла на правах улуса в Золотую орду, а русские князья стали ездить в ставку к хану, чтобы получить ярлык на княжение. Отныне князья должны были отвечать перед ханом за все, что происходит в их владениях. По отношению к своим подданным и к соседним землям князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

В этот период Русь постоянно подвергалась набегам и с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 г. в ходе очередного похода шведские корабли вошли в Неву. Возможно, шведы неожиданным ударом надеялись овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам. Вероятно, что одновременно водным путем (по Волхову и далее через Ладогу в Неву) отправился отряд новгородского ополчения.

Шведы, не подозревая о стремительном приближении Александра, стали лагерем близ устья речки Ижоры - неподалеку от восточной окраины современного города Санкт-Петербурга. Здесь и напал на них молодой князь со своей дружиной.

Описание боя, которое приводится в «Житии Александра Невского», явно во многом вымышленное. Оно писалось через много лет после схватки со шведами и ставило целью прославление князя Александра, а не отражение реального хода событий. «И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным», - так описывает «житие» начало похода шведов. Вероятно, по масштабу и последствиям все было значительно скромнее. Обычная пограничная стычка, какие проходили почти ежегодно. Кстати, в летописях той поры ей и уделено всего несколько общих строк, а русские потери названы в 20 человек. В скандинавских хрониках она не упоминается вовсе, хотя по «житию» в ней погибло большое количество знатных шведов, а их предводитель был ранен в лицо копьем Александра. Кстати, позднее у Александра с ярлом Биргером, которого он якобы ранил в лицо, были хорошие отношения.

Считается, что именно после этого события Александра и нарекли «Невским». Это крайне сомнительно, так как о бое, произошедшем на окраине русских земель, простой народ практически ничего не знал, ведь участвовала в нем только небольшая княжеская дружина. А результаты того боя с военной точки зрения были незначительными (даже о пленных нет упоминаний) и никак не влияли на жизнь северо-западного региона Руси. В летописях того периода князя Александра «Невским» не называют. Впервые эта почетная приставка к имени князя появляется в «житии», написанном после канонизации Александра.

Казалось бы, логичнее было назвать князя Александра «Чудским» в честь победы, сыгравшей неизмеримо большую роль в истории, чем малоизвестный бой на берегу Невы. О Чудской битве на Руси хорошо знали, в ней участвовала не только дружина князя Александра, но и полки, пришедшие из Суздаля, а также ополчения, набранные в Великом Новгороде и Пскове. Да и её результаты можно было зримо увидеть - были взяты в плен знатные рыцари и захвачены многочисленные трофеи. А после битвы было подписано соглашение с Орденом, на многие годы определившее взаимоотношения с ним Руси. Возможно, причина, по которой приставку «Чудский» церковь не стала использовать, именно в том, что об этой битве и её участниках как раз на Руси хорошо знали.

В «житии» есть фраза, содержащая возможный ключ к разгадке: «Отец Александра, Ярослав, прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною». Любопытно, что в тексте «Старшей ливонской рифмованной хроники» подробно изложены действия князя Александра (его называют просто «новгородским князем» без указания имени) до легендарной битвы, которые практически совпадают со сведениями из русских источников. Но главной силой, обеспечившей победу противника в неудачном для Ордена Чудском сражении, «хроника» называет рать, которую привел княживший в Суздале Александр (хроникер явно перепутал имена, рать привел Андрей). «Они имели бесчисленное количество луков, очень много красивейших доспехов. Их знамена были богаты, их шлемы излучали свет». И далее: «Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели». И одолели-то за счет суздальской рати в доспехах, а не новгородской, большинство в которой составляло ополчение. «Хроника» свидетельствует, что пешую рать рыцари смогли преодолеть, но с конной дружиной в кованых доспехах уже не совладали. Это отнюдь не умаляет заслуг Александра, руководившего объединенным русским войском, но решающую роль в сражении сыграли все-таки дружинники Андрея.

Немаловажно, что впоследствии Александр принял сторону Золотой орды и даже побратался с сыном Батыя. В то время, когда Александр был в Орде, откуда потом вернулся «с честью великою, давше ему стареишиньство во всей братьи его», Андрей, отказавшийся ехать к Батыю, воевал с опустошавшим Русь Неврюем, а затем вынужден был бежать к шведам. «Житие» же создавалось монахами, близкими к митрополиту Кириллу, основателю православной епархии в Сарае, столице Орды. Естественно, что давать святому князю почетную приставку по битве, в которой явно не его воины внесли главную лепту в победу, они не стали. Малоизвестная же Невская битва для этого вполне подошла, вот и стал Александр «Невским». Судя по всему, готовя канонизацию князю, церковь хотела дать Руси небесного заступника именно на северо-западном направлении (общерусским святым он стал только в 1547 г.), а для этого приставка «Невский» хорошо подходила. Но, возможно, приставка «Невский» появилась даже чуть позднее, так как в вариантах первых редакций «жития» («Повести о житии и о храбрости благовернаго и великаго князя Александра», «Слово о велицем князе Александре Ярославиче») она не упоминается.

Кстати, в народной традиции князья получали приставки к имени только по личным качествам (удалой, храбрый, смелый, окаянный) или по месту княжения, даже временному для приглашенного князя (Довмонт Псковский). Единственный широко известный прецедент - Дмитрий Донской, но и этот князь свою почетную приставку получил не от народа и уже после смерти. То, что князья получали почетные приставки к имени уже после смерти, отнюдь не редкость. Так, князь Ярослав стал «Мудрым» только на рубеже XVIII-XIX веков благодаря Карамзину, хотя мы его теперь без этой приставки и не упоминаем.

Князь Александр Ярославович был крупнейшим политиком и военачальником своего времени. В историческую память нашего народа он вошел как Александр Невский, а имя его уже давно стало символом боевой доблести. Широкое почитание Александра Невского возродил Петр I, более 20 лет воевавший со Швецией. Он посвятил Александру Невскому главный монастырь в новой столице России, а в 1724 году перенес туда его святые мощи. В XIX веке три русских императора носили имя Александр и считали Невского своим небесным покровителем.

В 1725 году был учрежден задуманный еще Петром I орден святого Александра Невского. Он стал одним из высших орденов России, которым награждались многие известные военачальники и государственные деятели. Этот орден просуществовал до 1917 года. Во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского для награждения офицеров и генералов Красной Армии за личную отвагу и мужество. Этот орден сохранен в наградной системе современной России, но награждение им предусмотрено только во время войны с внешним врагом.

Почему считается святым, Вы узнаете из этой статьи.

Почему Александр Невский причислен к лику святых?

Великий князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен во Владимире в Pождественском монастыре. Практически сразу началось почитание его во Владимиро-Суздальской Руси. А позже князя канонизировали.

Согласно «канонической» версии князь Александр Невский сыграл важную роль в русской истории. В XIII веке великая Русь подвергалась ударам с трех сторон - монголо-татар, католического Запада и Литвы. КнязьНевский, который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы, проявил великий талант дипломата и полководца, заключил мир с более сильным врагом - Золотой Ордой. Заручившись поддержкой Орды, он отразил нападение немцев, одновременно с этим защитив от католической экспансии православие.

Во Владимире уже в 1280-х годах начинается почитание князя Александра Невского как святого, позднее его официально канонизировала Русская православная церковь. Александр Невский был единственным светским православным правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел ради сохранения власти на компромисс с католической церковью.

При активном участии Дмитрия Александровича, его сына, и митрополита Кирилла была написана житийная повесть. За подвиг выдержки и терпения Александр Невский в 1549 году был причислен к лику святых, а также в его честь была основана Александро-Невская лавра в 1710 году.

Почитание как святого Александра Невского началось задолго до того, как князь был канонизирован православной Русской церковью в 1547 году. Там, где люди искренне и от всего сердца просили у него чуда, оно обязательно случалось. Легенды гласят, что святой князь вставал из гробницы и ободрял на совершение подвигов соотечественников, например, в 1380 году накануне Куликовской битвы.

В память о святом князе построили в Петербурге монастырь, Александро-Невскую лавру, куда по указу Петра Великого в 1724 году были перевезены мощи Невского. Петр Великий также постановил отмечать 30 августа день памяти Александра Невского, в честь заключения со Швецией победоносного мира.

Большинство современных людей слышало такое имя, как Александр Невский, но немногие задумывались о том, почему Князя Александра назвали Невским. И сегодня мы постараемся ответить на данный вопрос, а также рассмотреть еще несколько интересных моментов из биографии князя.

Александр Невский был не только князем, но и полководцем. Его биография включает в себя множество интересных и примечательных фактов, и мы уделим внимание тому, как его называли.

Почему Александра Невского звали Невским

Князь Александр, являясь отличным тактиком и полководцем, принимал участие во многих боях, но назвали его Невским в честь реки Нева, а точнее – в честь боя на реке, в котором он принимал участие.

История рассказывает нам о том, что именно на Неве князь совершил настоящий подвиг, имея всего лишь 200 бойцов, он разгромил целую армию шведов, включающую в себя более 2 тысяч голов. Примечательным фактом является то, что в ходе этого сражения сам князь сумел не понести потерь среди собственной дружины.

Почему Александра Невского назвали святым

Помимо того, что князю Александру присвоили прозвище Невский, также его называли и святым. И о том, почему его стали так называть, также следует рассказать.

При жизни Александр Невский был очень уважаемым человеком, поскольку он отмечался не только умением вести бой и распоряжаться политическими делами, но и имел весьма хорошие человеческие характеристики, будучи милосердным и мудрым правителем.

Все это привело к тому, что после смерти князя, издании литературного произведения о его жизни, А. Невского канонизировали. После произведения данной процедуры его вполне оправданно и заслужено стали называть святым, и называют его так и по сей день.

Почему повесть названа «Житие Александра Невского»

Благодаря описанному выше подвигу, и другим примечательным фактам из жизни князя, его достижениям и выдающейся жизни, он заслужил того, что о нем была написана повесть. Это произведение вышло в 13 веке, и многие люди интересуются, почему оно получило именно такое наименование.

Однако ответ на этот вопрос более прост, чем в случае с возникновением прозвища «Невский», и является вполне очевидным. Повесть рассказывает всего об одном герое произведение, а также о подробностях его жизни, его походов, сражений и т.д. И этот герой, разумеется – Александр Невский. Поэтому литературное произведение и получило такое название.

Зимой 1237/38 многоплеменные орды хана Батыя, обычно называемые сборным именем «монголо-татары», опустошили Рязанскую и Владимиро-Суздальскую земли. В 1239-1240 гг. они разорили южнорусские земли (что в нынешней Украине). Стратегия «монголо-татар», если верить летописным известиям об их нашествии, состояла в том, чтобы сначала навести ужас на неприятельскую землю, пройдя по ней огнём и мечом, а потом требовать от её правителей покорности и регулярной уплаты дани. Сами ордынцы не основывали колоний в подвластных русских землях, но какое-то время после нашествия там жили их чиновники (баскаки) для переписи населения и сбора с него дани.

В установлении вассальной зависимости русских земель от «монголо-татар» большую роль сыграл великий князь владимирский Александр Ярославич по прозванию Невский. Летописная традиция, а вслед за ней русские историографы привычно оправдывают Александра тем, что могущество Золотой Орды не оставило ему выбора. Он был вынужден подчиниться силе ханов, чтобы избавить Русь от новых опустошительных разорений. Однако внимательное изучение источников показывает, что эти оправдания надуманные. Александр Невский был активным деятелем по установлению золотоордынского ига на Руси, рассчитывая с помощью ханов утвердить свою власть над прочими русскими князьями. Его правление отмечено не ослаблением золотоордынского гнёта, а его усилением и распространением на те области Руси, которые не были затронуты Батыевым нашествием. Карательные походы ханов на Русь стали нормой со времени Александра Невского.

В 1243 году Батый позвал отца Невского – Ярослава Всеволодича – к себе в ставку, чтобы утвердить его на великом княжении. С того момента только тот русский князь считался законным, кому ордынский хан давал ярлык на княжение. В 1246 году Ярослав скончался, и, как обычно, за престол разгорелась борьба между братьями. Но теперь у претендентов был арбитр – хан, и к нему отправились два старших Ярославича – Александр и Андрей. Батый назначил Александра, старшего из двух братьев, великим князем Киевским и всей Южной Руси, а Андрея – великим князем Владимирским и Новгородским. С этими ярлыками князья возвратились на Русь в 1249 году. Александр был недоволен, так как киевский престол давно потерял своё фактическое значение, и ждал случая отобрать у брата Владимирское княжение.
Случай не замедлил представиться. Андрей усиленно сносился с галицким князем Даниилом Романовичем на предмет общего восстания против Орды. Александр без сомнения знал об этом заговоре, но не только не примкнул к нему, но, напротив, решил отправиться в Золотую Орду с доносом на брата, чтобы получить у хана его волость. Огромная «монголо-татарская» империя не могла управляться из одного центра, и Золотая Орда со столицей в Сарае (в низовьях Волги) стала уже почти независимым государством. Правил в ней тогда хан Сартак.

Неизвестная летопись, которой пользовался историк В.Н. Татищев, сообщает по этому поводу следующее: «Иде князь великий Александр Ярославич во Орду к хану Сартаку, Батыеву сыну, и прият его хан с честию. И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана [Батыя – Я.Б.], взя великое княжение под ним [Александром – Я.Б.], яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и тамги хану не платит сполна. Хан же разгневася на Андрея и повеле Неврюи салтану идти на Андрея и привести его перед себя». Ордынское войско под начальством Неврюя внезапным нашествием расстроило все планы Андрея. Тот был вынужден выступить против Орды со своими немногочисленными силами, потерпел поражение и был вынужден бежать в земли Ливонского ордена в Прибалтике. Ордынцы опустошили всю Владимиро-Суздальскую землю, жгли, пленили, убивали. После чего Александр, имея при себе ханский ярлык, сел на престоле во Владимире. Было это в 1252 году.

Большинство российских историков, начиная с Карамзина, без всяких оснований объявили много мест в «Истории российской» Татищева» вымыслом автора. По их мнению, Александр направился в Орду уже после того, как Андрей первым выступил против хана, а Александр не пожелал к нему примкнуть, якобы страшась неизбежных последствий сего выступления. Однако никаких рациональных доводов против достоверности данного известия, кроме желания обелить Александра, они не привели. Известие выглядит вполне вероятным, особенно с учётом предшествовавших и последующих событий. Крупный дореволюционный историк Д.И. Иловайский считал версию Татищева наиболее достоверной.

В 1256 году Батый умер, и верховным ханом стал Берке. Сартак был убит в борьбе за власть, и наместником Золотой Орды стал Улагчи. В 1257 году Невский ездил в Сарай к Улагчи, и последний потребовал, чтобы все земли, подвластные Александру, включая Новгород, были переписаны и платили дань. Выполняя указание хана, Александр лично приехал в Новгород (в 1259 году) с ордынскими баскаками. Сын Невского, Василий, наместник в Новгороде, не захотел подчиниться отцу и бежал.

Невский устрашил новгородцев жестокими репрессиями. Даже благоволивший к нему Н.М. Карамзин писал, что Александр «бояр, наставников Василиевых, казнил без милосердия. Некоторые были ослеплены, другим обрезали нос». Несмотря на это, в городе не утихали волнения. Александр и ордынские чиновники были вынуждены бежать из Новгорода. Но они обещали вернуться с ордынской ратью и покарать население. Эта угроза привела постепенно граждан к покорности. «Моголы ездили из улицы в улицу, переписывая домы; безмолвие и скорбь царствовали в городе», – описывает Карамзин.

Ни в одном источнике нет указания, будто Александр Невский склонился под ордынское иго и привёл под него ещё не покорённые до той поры русские земли потому будто, что рассчитывал, что в будущем Русь сумеет собраться с силами и свергнуть иноземное владычество. Ни в одном высказывании Невского, переданном нам его современниками, не сохранилось и тени намёка на такую мотивацию. Все оправдания его действий надеждой на свержение ига в будущем придуманы задним числом, не ранее XIX века. Не придумывая избыточных сущностей, мы вынуждены предположить, как наиболее вероятное, что Александр Невский видел в усилении ордынского ига над Русью средство для усиления собственной власти, и не брезговал ради этой цели жертвовать достоянием и независимостью Русской земли.