Организация специализированного вида медицинской помощи. Специализированная медицинская помощь - это что такое? Виды специализированной медицинской помощи. Принципы организации системы контроля качества оказания медицинской помощи населению на территории

Виды медицинской помощи: первая помощь, первая доврачебная, первая врачебная, квалифицированная, специализированная.

По своему характеру медицинская помощь может быть:

Внебольничной (включая помощь на дому, скорая и неотложная медпомощь).

Стационарной;

Санаторно-курортной.

Виды мед.помощи:

Доврачебная (первая) помощь - комплекс лечебно-профилактических мероприятий, проводимых до вмешательства врача, главным образом, силами средних медработников (фельдшер, медицинская сестра провизор, фармацевт). Это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Имеет своей целью устранение и предупреждение расстройств (кровотечения, асфиксии, судорог и др.), угрожающих жизни пораженных (больных) и подготовку их к дальнейшей эвакуации. Доврачебная помощь оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Первая врачебная помощь - вид медицинской помощи, включающий комплекс лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами (как правило, на этапе медицинской эвакуации) и направленных на устранение последствий поражений (заболевания), непосредственно угрожающих жизни пораженных (больных), а также профилактику осложнений и подготовку пораженных (больных) при необходимости к дальнейшей эвакуации.

Квалифицированная медицинская помощь - вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля, в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения, основными видами специализированной медицинской помощи, оказываемой при различных чрезвычайных ситуациях, является нейрохирургическая, офтальмологическая, травмотологическая, токсикологическая, педиатрическая и др. Бывает терапевтическая и хирургическая.

Специализированная медицинская помощь - может быть оказана на самом высоком уровне в условиях специализированных клиник, институтов и академий. Вид медицинской помощи, включающий комплекс исчерпывающих лечебно-профилактических мероприятий, выполняемых врачами-специалистами различного профиля в специализированных лечебных учреждениях с использованием специального оснащения больным с определенной патологией.

Правовые основы оказания первичной медицинской помощи в Российской Федерации.

1. Конституция РФ ст.38-41

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3. Национальный проект «Здоровье»

4. МЗРФ №237 от 1992 г «О поэтапном переходе к оказанию первичной медикосанитарной помощи по принципу ВОП»

5. Приказ № 350 от 20 ноября 2002г« О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации

6. ПРИКАЗ №84 от 17.01.2005 г.

«О порядке осуществления деятельности врача общей практики (семейного врача)»

Первичная медицинская помощь: «первичная медицинская помощь», «первичная медико-санитарная помощь», «амбулаторно-поликлиническая помощь».

Первая медицинская помощь - комплекс простейших медицинских мероприятий, выполняемых непосредственно на месте происшествия или вблизи него в порядке само - и взаимопомощи. Осуществляется людьми, не обязательно имеющими специальное медицинское образование. Уровень первой медицинской помощи не предполагает использования каких-либо специальных медицинских инструментов, лекарств или оборудования. Первая помощь направлена на поддержание жизни пострадавшего (больного) и предупреждение развития осложнений

Первичная медико-санитарная помощь(ПМСП) - это ступень первого профессионального контакта, в который индивид или семья вступают при возникновении у них необходимости в помощи или совете. Является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения; она максимально приближена к месту жительства и работы людей и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны их здоровья. Совокупность медико-социальных и санитарно-гигиенических мероприятий, осуществляемых на первичном уровне контакта отдельных лиц, семьи и групп населения со службами здравоохранения.

Функции ПСМП:

1. Наблюдение за здоровьем человека и общества

2. Наблюдение человека в течении всей жизни, а не только во время болезни

3. Координация усилий всех служб здравоохранения.

Амбулато́рно-поликлини́ческая по́мощь - внебольничная медицинская помощь, оказываемая лицам, приходящим на прием к врачу, и на дому. Является наиболее массовой и общедоступной, имеет первостепенное значение для медпомощи населению. Амбулаторно-поликлинические учреждения - ведущее звено в системе организации медико-санитарной помощи; они включают амбулатории и поликлиники,входящие в состав больниц и медико-санитарных частей, самостоятельные городские поликлиники, в т.ч. диспансеры), женские консультации, сельские врачебные амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты.

Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь.

Организация оказания ПМСП осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность. В основе организации ее оказания лежит территориально-участковый принцип, предусматривающий формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом права пациента на выбор врача и медицинской организации.

Первичная медико-санитарная помощь предполагает ее оказание в следующих условиях:

1. Амбулаторно, в том числе:

В медицинской организации, оказывающей данный вид медицинской помощи, или ее подразделении;

По месту жительства (пребывания) пациента - при острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний в случае вызова медицинского работника или при посещении им пациента с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения (активное посещение), при патронаже отдельных групп населения при выявлении или угрозе возникновения эпидемии инфекционного заболевания, больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осмотров работников и учащихся;

По месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий;

2.В условиях дневного стационара, в том числе стационара на дому.

Организация первичной медицинской помощи по участковому принципу.

В медицинских организациях могут быть организованы участки:

Фельдшерский;

Терапевтический (в том числе цеховой);

Врача общей практики (семейного врача);

Комплексный (участок формируется из населения участка медицинской организации с недостаточной численностью прикрепленного населения (малокомплектный участок) или населения, обслуживаемого врачом-терапевтом врачебной амбулатории, и населения, обслуживаемого фельдшерско-акушерскими пунктами (фельдшерскими здравпунктами);

Акушерский;

Приписной.

Обслуживание населения на участках осуществляется:

Фельдшером фельдшерского здравпункта, фельдшерско-акушерского пункта;

Врачом-терапевтом участковым, врачом-терапевтом участковым цехового врачебного участка, медицинской сестрой участковой на терапевтическом (в том числе цеховом) участке;

Врачом общей практики (семейным врачом), помощником врача общей практики, медицинской сестрой врача общей практики на участке врача общей практики (семейного врача).

Типы учреждений, оказывающие ПМСП (в перспективе):

I. внебольничную помощь:

1.ФАП, сельские врачебные амбулатории; городские врачебные амбулатории;

2.территориальные поликлиники (в городах);

3.станции и подстанции скорой медицинской помощи;

4.другие типы учреждений: медико-социальные центры для обслуживания лиц пожилого и старческого возраста, поликлинические реабилитационные центры (одно- и многопрофильные), медико-генетические консультации, консультации "Брак и семья", центры психического здоровья и др.

II. больничную помощь.

Система больничной ПМСП, в т.ч. социальной, должна включать:

Участковые, районные, городские общепрофильные больницы;

Стационарные реабилитационные центры;

Больницы для хронических больных;

Дома сестринского ухода;

Пансионаты.

Издательская деятельность

материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно Центром медицинской профилактики;

пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;

газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

Массовая работа

участие в передачах по телевидению/радиопередачах

публикации в прессе

организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин

работа «телефонов доверия»

Структура центра здоровья

кабинеты врачей, прошедших тематическое усовершенствование по формированию здорового образа жизни и медицинской профилактике;

кабинет медицинской профилактики;

кабинет тестирования на аппаратно-программном комплексе;

кабинеты инструментального и лабораторного обследования;

кабинет (зал) лечебной физкультуры;

школы здоровья.

Функции центра здоровья

информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах;

оценка функциональных и адаптивных резервов организма, прогноз состояния здоровья;

формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких;

формирование у населения принципов «ответственного родительства»;

обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака;

обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний;

консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха;

организация в зоне своей ответственности, в том числе в сельской местности, мероприятий по формированию здорового образа жизни;

мониторинг показателей в области профилактики неинфекционных заболеваний и формирования здорового образа жизни.

впервые самостоятельно обратившиеся граждане для проведения комплексного обследования;

направленные врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;

направленные врачами после дополнительной диспансеризации (I - II группы здоровья);

направленные врачами из стационаров после острого заболевания;

направленные работодателем по заключению врача, ответственного за проведение периодических медицинских осмотров и углубленных медицинских осмотров с I и II группами здоровья;

дети 15-17 лет, обратившиеся самостоятельно;

дети (с рождения до 17 лет), у которых решение о посещении Центра здоровья принято родителями (или другим законным представителем).

Признаки (индикаторы) предболезни: общее недомогание, снижение аппетита, переедание, изжога, запор/понос, отрыжка, тошнота, нарушение менструального цикла, спазмы, головные боли, неприятные ощущения в области сердца, мышечные судороги, обмороки, повышенная потливость, нервный тик, подергивания, слезливость без видимой причины, боль в спине, ощущение общей слабости, головокружения, тревожность, беспокойство, постоянное чувство усталости, бессонница, сонливость, хроническая раздражительность и др.

В этот период третьего состояния у человека есть все ресурсы, чтобы выйти из предболезненной фазы с помощью пересмотра своего образа жизни. Если и дальше из-за невежества человека давление на нормативные границы адаптации продолжает усиливаться, то резервные возможности защитных систем оказываются исчерпанными. При истощении адаптационных резервов здоровья наступает переход от количественных накоплений к качественному изменению, которое называется болезнью.

Болезнь - это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функций организма под влиянием внешних и внутренних факторов. Болезнь характеризуется снижением приспособляемости к среде и ограничением свободы жизнедеятельности больного.

Согласно другому определению болезнь - это жизнедеятельность организма, которая выражается в изменении функции, а также в нарушении строения органов и тканей и возникающая под влиянием чрезвычайных для данного организма раздражителей внешней и внутренней среды организма.

Если здоровье и болезнь организмов животного мира имеют исключительно биологическую природу, то здоровье и болезнь человека включает в себя и социальный аспект. Социальный аспект здоровья и болезни человека проявляется в нарушении саморегуляции поведения.

Болезнь - манифестационный процесс в виде клинических (патологических) проявлений в состоянии организма, отражающийся на социально-экономическом статусе человека. Таким образом, болеть не только вредно для здоровья, но и дорого с точки зрения экономики. «Болезнь - стесненная в своей свободе жизнь» (К.Маркс).

По продолжительности течения болезни разделяются на острые и хронические. Первые продолжаются недолго, а хронические занимают более продолжительный промежуток времени и затягиваются на многие месяцы, годы, десятилетия. Иногда острое заболевание переходит в хроническое. Этому способствует недостаточно активное лечение. Выявление и изучение причин болезней служат основой профилактики. Все болезни также подразделяются на инфекционные (заразные) и неинфекционные (незаразные).

Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность ухудшения состояния здоровья населения, возникновения и развития заболеваний: Курение.Избыточная масса тела, Структура и характер питания расценивается как несбалансированное по белкам, жирам, углеводам – соотношение их в питании населения края: 1:1:1,3., Высокий уровень холестерина крови, Повышенное артериальное давление, Потребление алкоголя, Распространенность наркотиков, Низкая физическая активность, Психосоциальные расстройства, Экологическое состояние.

Школы здоровья

Деятельность Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях

Школы здоровья, являются организационной формой обучения целевых групп населения по приоритетным проблемам укрепления и сохранения здоровья. – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель создания Школ - научить пациента сохранить здоровье, уменьшить проявления уже имеющегося заболевания и снизить риск развития осложнений Основной целью подобных школ является формирование определенной культуры отношения к укреплению здоровья, профилактике заболеваний с учетом потенциальных и имеющихся проблем. К приоритетным задачам школ здоровья относятся: · повышение информированности отдельных групп населения в вопросах общественного и собственного здоровья и степени влияния на него факторов окружающей среды и иных рисков; · формирование ответственности за здоровье и определение степени участия системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья; · повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства; · создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе; · формирование адекватных состоянию здоровья поведенческих реакций и здоровьесберегающих технологий; · привлечение к вопросам сохранения и укрепления здоровья и иных заинтересованных организаций и специалистов; · снижение непрофильной нагрузки на учреждения и специалистов первичной медико-санитарной помощи.

Требования к составлению памяток и инструкций для пациентов.

Памятка содержит краткую информацию конкретной тематики, предназначенную для определенной группы населения. Основная направленность памятки – п р о ф и л а к т и ч е с к а я.

Тематика памятки определяется с учетом основных целевых групп, эпидситуации, сезонности и т. д.

Целевые группы, которым предназначается информация, определяются с учетом следующих особенностей:

возраст, пол, социальный статус;

состояние здоровья;

профессиональные особенности.

Название памятки должно быть простым, привлекать внимание, отражать

Текст должен быть ясным по смыслу, составлен простым и понятным языком. Специальные медицинские термины и понятия употреблять не желательно. Если они необходимы, то должны быть расшифрованы.

В памятке необходимо отразить:

причины заболеваний, факторы риска;

основные симптомы;

последствия заболевания и возможные осложнения;

профилактика (конкретные советы) – советы должны быть расположены по мере значимости.

С о в е т ы п о л е ч е н и ю н е д о п у с т и м ы!

В конце памятки желательно указать адрес, телефон ЛПУ, где можно

получить медицинскую помощь или консультацию.

Текст памятки должен быть рецензирован Главным (ведущим) специалистом, курирующим данный раздел медицины.

47.Социальное партнерство. Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний:

государственных и негосударственных организаций

общественных организаций

физических лиц

Социальное партнерство– это отношения между образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, основанные на взаимной заинтересованности и конечном результате. Главная задача социальных партнёров – создать условия и убедить население сделать здоровый образ жизни неотъемлемой частью их существования, побудить их более внимательно относ организацийиться к своему здоровью.

Привлечение к сотрудничеству в части укрепления здоровья и усиления профилактики заболеваний государственных и негосударственных - В основе этой деятельности лежит разумное сочетание санитарно-просветительной, профилактической работы, оздоровительных мероприятий, формирование у каждого человека индивидуального сознательного отношения к своему здоровью, здоровью всех членов семьи.

Медицинская помощь, определение понятия.

Общее понятие "медицинская помощь" лицу, находящемуся в опасном для жизни и здоровья состоянии" обозначает лечебные и профилактические мероприятия, проводимые в целях сохранения жизни раненому или больному, а также для быстрейшего восстановления их здоровья.

Медицинская помощь- совокупность лечебных и профилактических мероприятий, проводимых при заболеваниях, травмах, беременности и родах, а также в целях предупреждения заболеваний и травм.

Специализированная медицинская помощь

С вступлением в силу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (в ред. Федерального закона от 04.07.2003 года N 95-ФЗ) установившего, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится организация оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, туберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях, особую актуальность в профессиональном сообществе приобрели несколько вопросов:

что такое специализированная помощь;

какие медицинские организации относятся к специализированным;

только ли специализированные медицинские организации оказывают специализированную медицинскую помощь или, иными словами, оказывают ли специалисты амбулаторно-поликлинических учреждений и многопрофильных больниц различного уровня, специализированную медицинскую помощь;

в чьей собственности должны находится специализированные медицинские организации и, следовательно, кто несет расходные обязательства по финансированию медицинской помощи, оказанной в них?;

Статьей 40 Основ законодательства об охране здоровья граждан (в ред. N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года) установлено, что, что "специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий.

Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

Виды и стандарты специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации) в соответствии с настоящими Основами, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной медицинской помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими организациями, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством Российской Федерации".

Закон определил, что в отличие от первичной медико-санитарной помощи специализированная медицинская помощь оказывается в соответствии со стандартами, которые наряду с видами медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.

Федеральный закон N 122-ФЗ устранил в Основах противоречия в части делегирования полномочий по установлению стандартов специализированной медицинской помощи субъектами Российской Федерации, уравняв в правах республики в составе Российской Федерации, области, края, города Москву и Санкт-Петербург, исключив саму возможность такого делегирования.

Однако оказание специализированной медицинской помощи в соответствии со стандартами ограничено государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения. Законодатель не обязал частные медицинские организации и лиц, занимающихся частной медицинской деятельностью, предоставлять медицинскую помощь в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Это противоречит положениям Конституции Российской Федерации (статья 71) об отнесении стандартизации к сфере компетенции Российской Федерации, установлении равных прав организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, равных прав граждан на получение медицинской помощи.

Сохранились и противоречивые положения статей Закона в отношении лицензирования. Законодатель сохранил норму, устанавливающую, что учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь, лицензируются. При этом указания о лицензировании учреждений, чья медицинская деятельность относится к первичной медико-санитарной помощи, отсутствуют. Законодательство о лицензировании закрепляет норму о лицензировании медицинской деятельности, не разделяя ее на виды. В связи с этим необходимо внести соответствующие поправки в отраслевое законодательство.

Таким образом, данная статья закона также не дает ответа на вопросы, а только подтверждает их обоснованность.

Ответы на эти вопросы медицинское сообщество ожидало найти в Приказах Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 года N 627, которым утверждена новая номенклатура учреждений здравоохранения и от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи".

Вместе с тем, эти Приказы еще более осложнили понимание и реализацию законодательства о разграничении полномочий.

Так, новый Приказ о единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения мало чем отличается от старого. В Приказе от 03.06.2003 года N 229 (далее - Номенклатура 2003) все типы детских медицинских учреждений поименованы отдельной строкой, а в Приказе от 02.10.2005 года N 627 (далее - Номенклатура 2005) они указаны "в том числе", что не меняет дело. Исключена из перечня учреждений, как самостоятельный тип учреждения, Российская детская клиническая больница Минздрава России и внесена в больницы республиканские, в том числе детские. Из Номенклатуры 2005 исключены центральные окружные больницы (бывшие больницы "водников"), а также все типы больниц на железнодорожном транспорте, поскольку они не относятся ни к государственной, ни к муниципальной системе здравоохранения.

Вместе с тем Минздравсоцразвития России является федеральным органом государственной власти, реализующим государственную политику и осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. Исходя из наделенных полномочий, он должен определять номенклатуру организаций здравоохранения для всех ведомств, уровней власти, а также систем здравоохранения, в том числе частной.

Кроме того, в Номенклатуре 2005 уточнено название медицинского учреждения, осуществляющего сестринский уход - дом (больница) сестринского ухода, исключен тип больниц "1.2. Клиники", что совершенно правомерно.

Раздел "1.1.2. Специализированные больницы" не претерпел изменений.

Из данной конструкции Приказа следует, что областные, республиканские, краевые больницы, входящие в раздел 1.1.1., не являются специализированными и не могут финансироваться из бюджета субъекта Российской Федерации. Также Приказ не относит к специализированным учреждениям лепрозории, что не правильно по сути, а также госпитали. Вместе с тем в Приказе N 633 указано, что госпитали оказывают специализированную медицинскую помощь.

Из редакции N 95-ФЗ и Приказа Минздравсоцразвития России следует, что субъекты Российской Федерации могут финансировать только диспансеры и специализированные больницы, поименованные в разделе 1.1.2. Номенклатуры 2005 и центры специализированных видов медицинской помощи, поименованные в разделе "Центры, в том числе научно-практические" (раздел 1.4).

В логике Приказа центры диабетологический, наркологический реабилитационный, поименованные также в разделе 1.4 Номенклатуры 2005 не являются специализированными организациями здравоохранения, в то время как диспансеры наркологический и эндокринологический закон, следовательно, и Приказ относят к организациям здравоохранения, оказывающим специализированную медицинскую помощь.

Из раздела "центры" исключен ряд учреждений здравоохранения особого типа: Национальный медико-хирургический центр Минздрава России, центр окружной по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями, центр клинический, центр амбулаторного диализа, как самостоятельное учреждение.

Из названия центров специализированных видов медицинской помощи исключено слово "организации", центры реабилитации стали одним из типов учреждений здравоохранения, а не эксклюзивным учреждением здравоохранения Управления делами Президента Российской Федерации, центры окружной медицинский и медицинский Минздрава России стали окружными медицинскими центрами.

Из раздела "Учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови" исключены станции скорой помощи и неотложной помощи, из раздела "Учреждения охраны материнства и детства" исключен Российский реабилитационный центр "Детство" Минздрава России, введен новый тип учреждений здравоохранения "Центр охраны репродуктивного здоровья подростков". Дома ребенка объединены, специализированные указаны в том числе. При этом в пункте 8 Примечания указан перечень специализированных домов ребенка, из чего может следовать, что они являются специализированными учреждениями здравоохранения и должны быть отнесены к расходным полномочиям субъектов Российской Федерации. Во исполнение этого пункта и произошла передача этих домов ребенка в ведение субъектов Российской Федерации.

Попытаемся найти в Приказе Минздравсоцразвития России от 13 октября 2005 года N 633 "Об организации медицинской помощи" ответ на вопрос, что относится к специализированной медицинской помощи и что к первичной медико-санитарной?

Приказ разделяет медицинскую помощь на первичную медико-санитарную помощь, медицинскую помощь женщинам в период беременности, во время и после родов, скорую медицинскую помощь, специализированную медицинскую помощь, скорую специализированную помощь (санитарно-авиационную) и высокотехнологическую (дорогостоящую) медицинскую помощь.

Особое внимание обращает на себя тот факт, что Приказ относит к первичной медико-санитарной помощи 31 вид медицинской помощи, начиная от терапии и, заканчивая сердечно-сосудистой хирургией, которые в разделе "Специализированная медицинская помощь" поименованы как специализированные виды медицинской помощи.

Также в Приказе указывается перечень учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь. К ним относятся - амбулатории (при этом, они исключены как самостоятельный тип учреждений из Номенклатуры 2005), центры общей врачебной (семейной практики), участковые больницы, районные больницы, центральные районные больницы, дома сестринского ухода, хосписы, поликлиники, в том числе детские, городские поликлиники, в том числе детские, центры, медсанчасти, городские больницы, дома ребенка, женские консультации, родильные дома, больницы скорой медицинской помощи, перинатальные центры.

Для того, чтобы разобраться в понятии первичной медико-санитарной помощи следует обратиться к нормам закона Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Так в статье 38 Основ определено: "Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Объем и порядок оказания первичной медико-санитарной помощи устанавливается законодательством в области охраны здоровья граждан.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов в соответствии с настоящими Основами, является расходным обязательством муниципального образования.

Оказание первичной медико-санитарной помощи может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации".

В статье 13 Основ "Муниципальная система здравоохранения" законодатель еще раз закрепляет источники финансирования первичной медико-санитарной помощи.

Финансовое обеспечение деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения является расходным обязательством муниципального образования.

Оказание медицинской помощи в организациях муниципальной системы здравоохранения может также финансироваться за счет средств обязательного медицинского страхования и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Из данных норм следует, что основным источником финансирования деятельности организаций муниципальной системы здравоохранения, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, а также медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и после родов, должен быть бюджет муниципального образования, а обязательное медицинское страхование является не обязательным источником финансирования и может, "также" как и другие источники, использоваться по решению органов местного самоуправления. Такое закрепление источников финансирования абсолютно противоречит основным принципам обязательного медицинского страхования и законодательству его регулирующему. Именно первичная медико-санитарная помощь должна финансироваться из средств обязательного медицинского страхования, поскольку является основным, доступным, бесплатным видом медицинской помощи. Основным источником ее финансирования является обязательное медицинское страхование, основанное на солидарной финансовой ответственности здоровых в пользу больных, молодых в пользу старых, богатых в пользу бедных.

Кроме того, законодатель, в угоду разграничению финансовых полномочий между уровнями власти, исключил из понятия медико-санитарная помощь, такие ее важнейшие составляющие как проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. С такими изменениями трудно согласиться. Исключение из первичной медико-санитарной помощи санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий может привести к тому, что медицинские учреждения не будут проводить в рамках этой формы организации медицинской помощи такие важные мероприятия как вакцинация, меры по изоляции инфекционных больных и установлению карантина, санитарно-гигиеническую обработку в очагах инфекций и т.д. Не будет должной координации действий при проведении этих мер между муниципальными медицинскими учреждениями и учреждениями и органами санитарно-эпидемиологической службы, которые относятся к компетенции федерального центра. Это приведет к ухудшению проведения профилактических мер.

В редакции Основ от 1993 года в первичную медико-санитарную помощь входили меры по охране семьи, материнства, отцовства и детства, которые исключены Федеральным законом N 122-ФЗ. Полное исключение этих мер неоправданно. В первичную медико-санитарную помощь должны входить меры по охране здоровья семьи, материнства, отцовства и детства. И это должно быть закреплено законом.

Нельзя не отметить, что при внесении изменений в данный закон летом 2004 года, необходимо было понятие "медицинское обслуживание", правовой и организационный смысл которого малопонятен, заменить конституционным понятием - медицинская помощь.

Кроме того, следует отметить, что в определении специализированной медицинской помощи указываются технологии диагностики и лечения, а в первичной медико-санитарной помощи только технологии профилактики и лечения.

Ранее Основами закреплялось установление объемов первичной медико-санитарной помощи местными администрациями в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

Порядок оказания поручалось устанавливать органам управления муниципальной системы здравоохранения на основании нормативных актов федерального и региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения. Федеральным законом N 122-ФЗ эти нормы были исключены, установление объема и порядка оказания первичной медико-санитарной помощи в законе определено в достаточно общей форме - "в соответствии с законодательством".

Порядок организации оказания первичной медико-санитарной помощи определен Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июля 2005 года N 487. Указанный порядок регулирует вопросы, связанные с организацией оказания данного вида медицинской помощи. Учреждения, оказывающие первичную медицинскую помощь, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с установленным порядком. Согласно Приказу, в первичную медико-санитарную медицинскую помощь входит, в том числе, и медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов. Первичная медико-санитарная помощь оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства, а именно амбулаторно-поликлиническими учреждениями, которые в Приказе специально перечислены: амбулатория, центр общей врачебной (семейной) практики, районная (в том числе центральная), городская поликлиника, детская городская поликлиника, женская консультация.

Приказ дублирует норму закона об участии в оказании первичной медико-санитарной помощи учреждений государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

Следует отметить, что Приказ (пункты 8 и 9) подробно определяет структуру амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, причем в отношении стационарной помощи уточняется, что она предоставляется населению муниципальных образований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях без уточнения их типов, определенных Номенклатурой-2005.

Таким образом, только в Приказе Минздравсоцразвития России от 13 октября 2005 года N 633 определен перечень учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в больничных учреждениях - участковых, районных и центральных районных больницах, домах сестринского ухода и хосписах, центрах, медсанчастях, городских больницах, домах ребенка, родильных домах, больницах скорой медицинской помощи, перинатальных центрах. При этом ссылка на предыдущий Приказ отсутствует.

Приказ (пункт 7) уточняет, что обязанность учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными) акушерами-гинекологами, другими врачами специалистами, а также специалистами со средним медицинским и высшим образованием, в соответствии с установленным порядком.

Из данного определения следует, что врачи-специалисты оказывают первичную медико-санитарную помощь в соответствии с их специальностью и занимаемой должностью. Специалисты тех же специальностей оказывают и специализированную медицинскую помощь по 31 специальности. То есть по 31 специальности медицинская помощь может быть специализированной и первичной медико-санитарной, и только по 16 специальностям медицинская помощь является специализированной. Так, например, сердечно-сосудистая хирургия, оказываемая больницей скорой помощи городского округа, относится к первичной медико-санитарной медицинской помощи, а сердечно-сосудистая хирургия, организованная в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации - госпитале, центре, областной краевой, республиканской, окружной больнице, является специализированной сердечно-сосудистой хирургией.

Гематологическая, дерматовенерологическая, диабетологическая, колопроктологическая, неонатологическая, онкологическая для взрослых и детей, специализированная медицинская помощь при инфекционных заболеваниях, психиатрическая, психиатрическая-наркологическая, стоматологическая, урологическая-андрологическая, фтизиатрическая, медико-генетическая медицинская помощи (всего 16) являются специализированными.

Возникает вопрос об отличии этих двух видов медицинской помощи, оказываемых в рамках одной специальности. Возможно ли разграничение по заболеваниям, стандартам медицинской помощи, применяемым технологиям, уровню подготовки специалистов, другим критериям. Теоретически можно обосновать что угодно. Практически это невозможно. Разграничение, установленное данным Приказом искусственное и совершенно не решает вопросы разграничения полномочий в сфере здравоохранения и закрепления источников финансирования по уровням власти.

При этом нельзя не отметить, что данный Приказ совершенно лишает население муниципальных образований доступной фтизиатрической медицинской помощи, так ее оказывать можно только в специализированном диспансере и специализированной больнице. Население сельских районов должно будет ехать в эти специализированные учреждения. Логика Приказа не позволяет иметь в штате центральной районной больницы фтизиатра и фтизиатрическое отделение. Это управленческое решение незамедлительно реализовались в стагнации показателей заболеваемости туберкулезом и росте показателей смертности.

Аналогичная ситуация складывается и с доступностью других видов медицинской помощи.

Отдельно следует остановиться на доступности стоматологической помощи, которая Приказом отнесена только к специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях здравоохранения субъекта Российской Федерации: областной, краевой, республиканской больнице диспансере, специализированной больнице, госпитале (из чего следует, что он является специализированным медицинским учреждением, вместе с тем, в Номенклатуре 2005 он к таковым не относится), в центре без указания специализированном или других видов, и самое главное в поликлинике (без указания ее профиля), которая не относится к специализированным учреждениям здравоохранения.

Результатом такого искусственного разделения медицинской помощи, может стать разрушение соответствующих служб медицинской помощи, снижение доступности и ухудшение ее качества, снижение показателей заболеваемости и повышение уровня смертности. Самое главное, это не соответствует законодательству о разграничении полномочий.

Приказ также уточняет, что граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Из данных норм следует, что первичная медико-санитарная помощь входит в программу государственных гарантий.

При этом законодатель допустил, что государственные и частные организации здравоохранения могут оказывать первичную медико-санитарную помощь по договорам со страховыми медицинскими организациями, не уточнив какой вид страхования они будут осуществлять - обязательное или добровольное медицинское страхование. Таким образом, в данном определении отсутствует четкость в разграничении полномочий по осуществлению финансирования.

Такая двойственность в определении видов медицинской помощи приводит к различному пониманию при определении мер по реструктуризации медицинской помощи. Возникает еще один вопрос. Что относится к первичной медико-санитарной помощи?

Согласно N 131-ФЗ и Основам в ред. N 122-ФЗ это весь объем медицинской помощи, предоставляемый медицинскими организациями муниципальных образований - муниципального района и городского округа, которые оказывают как амбулаторную, так и стационарную медицинскую помощь. Вместе с тем, среди многих специалистов в области организации отечественного здравоохранения прочно закрепилось мнение, что первичная медико-санитарная помощь - это исключительно амбулаторная медицинская помощь, оказываемая по месту жительства участковыми врачами. Последнее толкование связано с проведением параллелей с зарубежными аналогами при определении этого вида медицинской помощи. Действительно, в системах здравоохранения зарубежных стран, с развитой системой общей врачебной (семейной) практики, общепрактикующий врач оказывает достаточно широкий спектр медицинских услуг и направляет пациента для амбулаторной консультации к специалисту больницы или на госпитализацию. Достаточно редко специалисты больниц консультируют больных у врача общей (семейной) практики или в групповой практике.

Полагаю в федеральном законе целесообразно закрепить понятие первичной медико-санитарной медицинской помощи с учетом рекомендаций Алма-атинской конференции, законодательства о разграничении полномочий и исторически сложившихся особенностей отечественной системы здравоохранения в следующей редакции:

"Первичная медико-санитарная помощь является гарантированным для каждого гражданина, доступным и бесплатным видом медицинской помощи, оказываемой гражданину медицинскими организациями муниципального района или городского округа, а также отдельным категориям граждан в медицинских организациях субъектов Российской Федерации или Российской Федерации, имеющим лицензию на оказание медицинской помощи. Первичная медико-санитарная помощь включает:

первичную медицинскую помощь, оказываемую с применением простых медицинских технологий на амбулаторном этапе врачами, имеющими врачебную специальность участковый врач, врач общей практики (семейный врач) в медицинских организациях муниципальных образований;

специализированную медицинскую помощь первого и второго уровня, оказываемую врачами специалистами амбулаторных и больничных организаций здравоохранения муниципальных образований;

первичную медицинскую помощь и специализированную медицинскую помощь первого уровня, оказываемую отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством в амбулаторных организациях субъекта Российской Федерации и Российской Федерации.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии со стандартами медицинской помощи и включает профилактику, диагностику, лечение и реабилитацию наиболее распространенных заболеваний (состояний), а также травм, отравлений, санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране здоровья семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам, включая санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия".

Специализированная медицинская помощь является неотъемлемой частью организации лечебно-профилактической помощи населению. От уровня специализации, форм и методов организации специализированных видов медицинской помощи зависит качество профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний.

Специализированную лечебно-профилактическую помощь оказывают:

  • в территориальных учреждениях (поликлиниках, амбулаториях, женских консультациях и т. д.);
  • в поликлинических отделениях диспансеров или консультационных специализированных поликлиниках;
  • в стационарных отделениях диспансеров или специализированных стационарных отделениях;
  • в специализированных центрах, как правило, на базе НИИ и клиник, где предоставляется уникальная высококвалифицированная консультативная и лечебная помощь.

В системе организации специализированной медицинской помощи населению главная роль принадлежит диспансерам.

Диспансер - самостоятельное специализированное лечебно-профилактическое учреждение, предназначенное для оказания лечебно-профилактической помощи определенным группам больных.

В системе отечественного здравоохранения действуют следующие типы диспансеров : кардиологический, противотуберкулезный, онкологический, кожно-венерологический, врачебно-физ- культурный, психоневрологический, наркологический, противозобный, трахоматозный.

Диспансер рассчитан на обслуживание населения области, края или района города. Диспансер состоит из поликлиники и стационара. Организация, содержание и характер работы диспансера зависят от его профиля. Основные принципы работы любого диспансера: активное раннее выявление больных, патронаж (систематическое наблюдение за выявленными больными), проведение общественной и индивидуальной профилактики.

Больных выявляют по результатам медицинских осмотров, при обращении больных в поликлинику и амбулаторию, при обследовании семей больных и людей, контактировавших с ними.

Общественная профилактика в работе диспансеров предполагает проведение предупредительных мероприятий, направленных на здоровый образ жизни, улучшение условий труда и быта, массовые оздоровительные мероприятия.

Работа диспансеров строится по участково-территориальному принципу. Сотрудники диспансера активно выявляют среди населения больных, регистрируют их, проводят систематическое активное наблюдение за выявленными больными, оказывают специализированную лечебную помощь, изучают заболеваемость, причины и условия возникновения и распространения заболеваний, ведут санитарно-просветигельскую работу. Наряду с диагностикой, лечением и профилактикой важнейшей составляющей работы диспансеров является реабилитация. Особое значение реабилитация приобретает в системе специализированной медицинской помощи кардиологической, онкологической, неврологической, травматологической и ортопедической служб.

Специализированная медицинская помощь - это такие услуги, на которые может рассчитывать нуждающийся в медицинской помощи гражданин нашей страны, если у него выявлено заболевание из определенного перечня. Помощь предполагается в том числе высокотехнологичная, с применением самых современных средств и подходов, техники и препаратов. На нее можно рассчитывать в диагностировании, лечении патологий с применением медицинских технологий, требующих внушительных вложений, ресурсов. У граждан нашей страны есть доступ в том числе к уникальным технологиям.

Явки и пароли

Специализированная медицинская помощь - это услуги, ответственность по предоставлению которых возложена на специалистов в конкретных медицинских областях. Это распространяется только на докторов, работающих в строго определенном числе учреждений, оказывающих тематические услуги населению. Это организации не только лечебные, но и занимающиеся профилактикой разнообразных патологий.

Специализированная медицинская помощь - это услуги медучреждений, рассчитывать на которые могут все граждане нашей страны. В систему включены и некоторые иные организации, ответственные за охрану здоровья, включая муниципальный уровень. Есть несколько частных учреждений - все они предварительно получили лицензию по установленной форме и могут легально оказывать медуслуги населению из класса специализированных. Такая деятельность требует оформления специального разрешения.

Кому положено

Специализированная медицинская помощь - это комплекс, рассчитывать на который может человек, если нужно окончательно сформулировать диагноз, при этом видно, что течение заболевания нетипичное, а практикуемая в настоящее время терапевтическая программа не дает результата. Также такие услуги могут оказываться, если повторные курсы лечения тоже не показывают хорошего итога, но врачи обоснованно утверждают: применение более современных подходов позволит получить положительный эффект. Это распространяется на хирургические вмешательства и оказание медуслуг с применением наиболее современной и сложной техники.

Обратиться в центр специализированной медицинской помощи можно, если необходимо хирургическое вмешательство, но его проведение сопряжено повышенным риском осложнений, спровоцированных не только основной патологией, но и дополнительными, выявленными у конкретного пациента. На помощь по такой программе могут рассчитывать пациенты, нуждающиеся в повторной госпитализации, если это рекомендовано госучреждением федерального уровня.

Когда еще?

Действующими законами установлено, что оказание специализированной медицинской помощи должно обеспечиваться, если случай признан сложным для диагностирования и требуется проведение дополнительных мероприятий для завершения работ по формулировке особенностей ситуации. Аналогичные условия распространяются на комплексную подготовку к хирургическому вмешательству, если состояние больного осложнено дополнительными факторами, сопутствующими патологиями.

Если предполагается, что единственная эффективная терапия в конкретном случае - хирургическое вмешательство с применением особенно современной и точной техники, тогда в качестве предварительного подготовительного этапа выступает организация специализированной медицинской помощи для выявления всех аспектов, особенностей состояния конкретного пациента.

Как узнать подробности?

В нашей стране был издан распространяющийся на все субъекты и области приказ о специализированной медицинской помощи. Из него следует, что в государственных учреждениях, включенных в список ответственных за такой тип медуслуг, персонал обязуется своевременно предоставлять информацию о сервисе всем обратившимся гражданам. Данные необходимо передавать сразу же во время обращения заявителя или представляющего его лица.

Не менее важен финансовый аспект. Как определено законом, вся информация о здравоохранении специализированной медицинской помощи должна передаваться заинтересованным лицам совершенно безвозмездно, брать за это деньги по закону запрещено. Рассчитывать на это могут не только граждане нашей страны, но и лица, имеющие гражданство другой державы или вовсе не имеющие никакого.

Как получить?

В настоящее время специализированная медицинская помощь детям, взрослым оказывается только при соблюдении заинтересованным лицом буквы закона. В частности, необходимо предоставить полный список оговоренной в нормативах актах документации, в противном случае медучреждение просто не имеет права причислить заявителя к списку тех, кому услуга будет оказана.

В обязательном порядке необходимо предъявить копию направления, выписанного врачом на спецпомощь. В этой бумаге доктора указывают информацию о состоянии здоровья человека, упоминают, какие диагностические мероприятия проводились, какие терапевтические методы применялись и какие итоги это принесло. Также упоминается профиль патологии. В некоторых случаях нет информации о профиле. Есть вероятность, что у заявителя нет даже направления. Если таковое отсутствует, но услуга требуется, необходимо обратиться в ответственное учреждение за уточнением подробностей участия в программе.

Что можно добавить?

В норме все виды специализированной медицинской помощи, установленные действующим законодательством, предоставляются заявителям при наличии направления или отсутствии такового, но очевидности необходимости оказания своевременной помощи. В то же время склонность многих учреждений в державе к бюрократизму подвигает заявителей на сбор дополнительной документации для привлечения внимания к своему случаю: чем больше бумажек, тем серьезнее ситуация.

В качестве дополнительного документационного сопровождения в соответствии с действующими стандартами специализированной медицинской помощи могут выступать:

  • полис ОМС;
  • СНИЛС;
  • документация, из которой следуют полномочия представителя человека, нуждающегося в услуге;
  • документация, подтверждающая личность представителя.

Нормативные акты

Порядок и правила предоставления специфических медуслуг оговорены в изданном семь лет тому назад приказе Минздрава. Документ выпущен в апреле под номером 243н. В нем также раскрыты аспекты финансирования учреждений, оказывающих такого рода медсервис.

Официально указано, что в некоторых случаях на территории конкретного субъекта может наблюдаться отсутствие возможностей финансирования медучреждений, способных оказать специальные услуги населению. В такой ситуации граждане, нуждающиеся в терапевтической, диагностической, хирургической помощи, могут обратиться в учреждения, расположенные на территории иных областей, а также в прочие федеральные здравоохранительные, разнообразные медицинские организации, располагающие соответствующими возможностями, техническими мощностями и квалифицированным персоналом.

Когда платить, когда нет?

Приказ Минздрава гласит, что спецпомощь может быть не только бесплатной, но и предоставляемой на деньги частных лиц, каких-либо заинтересованных организаций. Вариант, не требующий оплаты, должен удовлетворять требования федеральной программы, рассматривающей аспекты госгарантий перед отдельными гражданам державы применительно к медпомощи. В этом случае финансирование организуется из специфических тематических бюджетов, собранных по программе обязательного страхования фондов.

Высокие технологии на помощь людям

Высокотехнологичная - это такая услуга спецпомощи, которая предполагает применение наиболее сложных методик, нередко - уникальных подходов. Способы, которые используются в рамках такого исследования, ресурсоемкие. Важное условие включения технологии в список высокотехнологичных - доказанная эффективность ее применения, что должно подтверждаться не только клиническими испытаниями, но и научными выкладками.

Одно из важных направлений высокотехнологичной спецпомощи - клеточные разработки. Не менее значимо и другое продвигаемое в последнее время - роботизированная техника. Активно используются новейшие информтехнологии, доступные научному сообществу подходы генной модификации, инженерии. Словом, применяются все более-менее проработанные методики, созданные в рамках медицинской науки и смежных отраслей.

Некоторые специфические документы

В ряде случаев предоставление спецпомощи возможно, если заявитель располагает направлением, в рамках которого должен лечь на плановую госпитализацию. Такую бумагу может подписать лечащий доктор, за которым закреплен участок проживания больного человека. В ряде случаев бумагу выписывают другие врачи, имеющие на это права в соответствии со своими должностными обязанностями, если пациент обращается напрямую к ним.

Если консультация проводится в заочном режиме, тогда получить спецуслуги в медицинском учреждении можно при наличии специального протокола, подтверждающего, что комиссией из всего предложенного списка больных был отобран именно этот кандидат. Если за медицинской помощью обращается имеющий инвалидность гражданин, необходимо приложить к общему пакету документов справку МСЭ.

Дополнительные официальные бумаги

В большинстве современных медучреждений заявителя попросят предоставить копию страниц паспорта, подтверждающих информацию о прописке, а также личные данные (включая фотографию). Если за помощью обращается представитель несовершеннолетнего больного, не достигшего 14 лет и по этой причине еще не имеющего паспорта, стоит предоставить свидетельство о рождении для снятия с него копии, а родителю нужно будет предъявить удостоверяющий личность документ, где ребенок вписан. При обращении опекуна при себе следует иметь справку, подтверждающую опекунство, а также документацию, идентифицирующую личность (паспорт).

Не будет лишним озаботиться оформлением выписки из медкарты, чтобы не возникло дополнительных вопросов. Стоит помнить, что показания для госпитализации в соответствии с планом - это в первую очередь сфера ответственности того врача, за которым закреплен участок, где больной прописан.

На что рассчитывать?

На территории каждого федерального субъекта ежегодно принимаются документы, в которых прописываются рамки финансирования по спецпрограммам. Соответственно, можно рассчитывать, что ОМС покроет те расходы на лечение, которые соответствуют указанным в такой документации стандартам. При превышении этой границы придется, вероятно, доплатить из собственных средств или попросить о помощи какую-либо организацию. Кроме действующих нормативов на текущий год также регулярно принимаются плановые документы. Это позволяет больным сориентироваться в своих возможностях получения бесплатного лечения в ближайшем будущем.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ - вид медицинской помощи, оказываемой врачами-специалистами в специально предназначенных для этой цели лечебных учреждениях или отделениях с использованием специальной лечебно-диагностической аппаратуры, инструментария и оборудования.

Дифференциация медицинской науки в ходе ее развития и углубляющаяся на этой основе специализация лечебного дела влекут за собой изменения в организации медпомощи, в функциях леч.-проф. учреждений, их типизации и структуре. От степени специализации, форм и методов организации специализированных видов медпомощи зависит качество профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний.

История

В России развитие С. м. п. протекало очень медленно, особенно в отношении организации специализированных отделений в леч.-проф. учреждениях, несмотря на стремление передовых врачей к обеспечению населения врачебной помощью по различным специальностям.

Появление стационарной С. м. п. в России относится ко второй половине 18 в., когда началось строительство крупных гражданских б-ц, где наряду с общепрофильными был представлен и ряд специализированных отделений. Затем стали создаваться специализированные б-цы, первыми из к-рых были организованы: психиатрическая в 1808 г. (Москва), глазная в 1826 г. (Москва), детская в 1834 г. (Москва) и др. В начале 19 в. в амбулаториях, помимо «частных» врачей общей практики, медпомощь начали оказывать специалисты по глазным болезням, акушерству, зубным болезням. В то же время в 1913 г. специализированные виды амбулаторной помощи оказывались только в 16% амбулаторий, а в остальных работали врачи общей практики. Ряд специализированных учреждений амбулаторного типа в России создавался на благотворительные средства, напр., в 1904 г. в Москве была открыта первая амбулатория для больных туберкулезом, а к началу первой мировой войны в стране было 67 противотуберкулезных амбулаторий-гюпечительств, существовавших в основном на благотворительные средства. Большую роль в развитии С. м. п. в России сыграли Пироговские съезды (см.), уже на первом из к-рых в 1885 г. проходили заседания по 8 различным секциям.

Коренные изменения в организации С. м. п. произошли после установления Советской власти. Становление ряда специализированных видов медпомощи было обусловлено не только развитием науки и практики, но и серьезными социальными проблемами - высокими показателями заболеваемости и смертности населения как следствия тяжелых экономических, сан.-гиг. и других последствий царского режима, первой мировой и гражданской войн. Напр., с самого начала существования Советской власти для борьбы с инфекционными, венерическими заболеваниями, туберкулезом и др. в общегосударственном масштабе были созданы соответствующие службы, типы учреждений (специализированные б-цы, диспансеры) и подготовлены соответствующие врачи-специалисты.

До Великой Отечественной войны решались многие вопросы организации С. м. п. В частности, в 1938 г. была поставлена задача обеспечения населения специализированной помощью на дому. Широко развернулась организация специализированных стационарных отделений в городских б-цах и к 1941 г. только 2,7% от их числа остались неспециализированными.

В годы Великой Отечественной войны С. м. п. получила свое дальнейшее развитие в организации мед. службы Красной Армии. Госпитальная сеть была организована не только по общепрофильному типу (терапевтическая, хирургическая, инфекционная и др.), но и по принципу дифференцированного специализированного лечения: для раненных в голову (в т. ч. челюстно-лицевого профиля), в грудь, живот, тазовые органы и т. д. В 1942 г. был издан приказ Наркома здравоохранения СССР, к-рым определялись пути восстановления специализированной больничной сети.

IV Пленум Больничного Совета Наркомздрава СССР и Наркомздра-ва РСФСР в 1943 г. указал на безотлагательную необходимость исправить недостатки в деле подготовки врачебных кадров по отдельным специальностям, а затем был издан приказ Наркома здравоохранения СССР об организации специальных отделений и палат для лечения больных язвенной болезнью, сахарным диабетом и др. С целью улучшения руководства и повышения качества С. м. п. был создан Институт главных специалистов министерств, областных, краевых и нек-рых городских отделов здравоохранения (см. Главный специалист).

Особенно интенсивно процесс специализации медпомощи развивался начиная с 50-х гг., когда стали широко дифференцироваться хирургические, а затем и терапевтические виды помощи. Развитие С. м. п. выражалось не только в появлении новых ее видов, но и в разработке новых организационных форм ее оказания. Стали создаваться специализированные центры по различным профилям. Обеспечению сельского населения внебольничной и стационарной С. м. п. способствовало создание сети областных (краевых, республиканских) б-ц с консультативными поликлиниками, а также центральных районных б-ц, где были организованы специализированные отделения как минимум по 5 профилям: терапии, хирургии, акушерству и гинекологии, педиатрии, инфекционным болезням. Выросла сеть районных и областных специализированных диспансеров. Расширению объема внебольничной специализированной помощи сельскому населению способствовала организация выездной планово-консультативной помощи бригадами врачей-специалистов.

Курс на дальнейшую специализацию медпомощи был определен Программой КПСС и получил свое развитие в соответствующих решениях ЦК КПСС и Советского правительства, приказах М3 СССР. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению медицинского обслуживания и охраны здоровья населения СССР» (1960) и в изданном в свете этого постановления приказе министра здравоохранения СССР нашли свое отражение вопросы развития специализированной амбулаторно-поликлинической помощи. В приказе министра здравоохранения СССР «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению стационарного обслуживания населения СССР» (1963) были изложены основные направления развития стационарной медпомощи, главными из к-рых являлись укрупнение существующих б-ц и строительство новых, более мощных больничных комплексов, необходимых для расширения и совершенствования С. м. п. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) было намечено «продолжить строительство крупных специализированных и многопрофильных больниц, поликлиник, диспансеров с тем, чтобы повысить качество специализированной медицинской помощи и полнее обеспечить население всеми ее видами». Изданный в свете этого постановления приказ министра здравоохранения СССР обязывал органы здравоохранения организовать в 1971 - 1975 гг. межреспубликанские, республиканские, межобластные, краевые, областные отделения (центры) по кардиохирургии, кардиологии, сосудистой хирургии, нейрохирургии, нефрологии, пульмонологии, для лечения больных инфарктом миокарда, с ожогами в основном в составе многопрофильных б-ц. Было указано на необходимость развития в городах и районах, не имеющих самостоятельных специализированных диспансеров, сети соответствующих диспансерных отделений (кабинетов) в поликлиниках. Стали создаваться лечебно-диагностические центры больнично-поликлинического типа по отдельным видам С. м. п., учебно-научно-практические центры. Значительное влияние на развитие специализированных видов медпомощи оказали приказы министра здравоохранения СССР «О штатных нормативах медицинского и педагогического персонала городских поликлиник, врачебных и фельдшерских здравпунктов» (1968) и «О номенклатуре врачебных специальностей и номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения» (1970). В целях улучшения С. м. п. сельскому населению М3 СССР утвердило «Положение о межрайонном специализированном отделении» (1975). Упорядочению развития сети учреждений, оказывающих специализированную помощь, способствовали приказы министра здравоохранения СССР «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» (1978) и «О мерах по совершенствованию организации работы амбулаторно-поликлинических учреждений» (1981). Отражением процессов специализации и интеграции в практическом здравоохранении является совершенствование организационных форм специализированных видов медпомощи, создание специализированных кабинетов, отделений, консультативно-диагностических центров, реабилитационных отделений и учреждений, дальнейшее развитие этапности в ока за Him медпомощи и т. д.

В ходе выполнения этих задач учитывалось, что степень специализации медпомощи определяется не только дифференциацией науки и практики, но и реальными потребностями в ней населения в связи с численностью контингентов больных разного профиля, характером и структурой патологии, объемом и формами необходимой больным лечебной помощи, а равно экономическими и градостроительными возможностями, перспективами расселения жителей и т. п.

Одновременно с дифференциацией медицинской науки и практики развивался и процесс интеграции, чему в значительной мере способствовало строительство крупных многопрофильных б-ц, совершенствование деятельности врачей различных специальностей, а также комплексность и координация научных исследований, разработка подходов к комплексному обследованию нек-рых контингентов больных и др. Строительство крупных многопрофильных и специализированных б-ц, б-ц скорой помощи, диспансеров и др. позволяет создать в их составе специализированные отделения и сформировать центры больнично-поликлинического типа, оснащенные наиболее совершенным оборудованием и обеспеченные высококвалифицированными кадрами специалистов. Организация специализированных центров обеспечивает наиболее рациональное использование коечного фонда, кадров специалистов, мед. техники, способствует повышению квалификации мед. персонала и качества оказываемой им медпомощи больным. В современных городских б-цах население получает медпомощь по всем основным специальностям. Большая работа проведена по дальнейшему развитию и укрупнению областных (краевых, республиканских) больниц, обеспечивающих население специализированной медпомощью. Рост обеспеченности населения СССР специализированными больничными койками - см. табл. 6 к ст. Больница, т. 3.

Динамизм процесса дифференциации С. м. п. находит свое отражение в совершенствовании нормативных показателей. Так, в 1954 г. нормативы потребности населения в стационарной медпомощи планировались по 12 профилям коек, а в 1982 г. Коллегией М3 СССР утверждены нормативы по 35 специальностям, включая дифференциацию терапевтического профиля коек по 9 специальностям и хирургического - по 12. Аналогичным образом дифференциация нормативов потребности в стационарной помощи утверждена и для детского населения. Нормативы для амбулаторно-поликлинической помощи рекомендованы по 28 специализированным видам для взрослого населения и по 25 видам - для детского.

Тенденция к специализации нашла свое отражение и в развитии службы скорой медицинской помощи (см.), где стали создаваться кардиологические, реанимационные, травматологические, педиатрические, противошоковые, токсикологические и другие специализированные бригады, что способствовало расширению объема помощи, оказываемой врачами на месте и при перевозке больного в леч.-проф. учреждение, а также повышению ее качества. Достаточно быстрыми темпами развивается сеть больниц скорой медпомощи (см. Скорой медицинской помощи больница), основными задачами к-рых является оказание специализированной экстренной медпомощи населению.

Важное значение придается развитию диагностической и лабораторной службы, где также заметен процесс специализации. Постоянно разрабатываются новые лечебно-д-иагностические методы и направления, создаются новые кабинеты и лаборатории.

Развитие С. м. п. является одним из наиболее сложных разделов, требующих соответствующих условий и организационных форм. Опыт советского и зарубежного здравоохранения показывает, что для обеспечения высококвалифицированной С. м. п. необходимо рациональное размещение специализированных кабинетов, отделений, учреждений с учетом принципа мед. районирования. При этом следует предусматривать определенную этапность в оказании медпомощи врачами основных и узких специальностей. Развитие С. м. п. на конкретных территориях базируется на дифференцированном нормативно-целевом подходе к формированию единой функционально-организационной структуры сети леч.-проф. учреждений при сохранении основного принципа организации советского здравоохранения - территориального, обеспечивающего доступность медпомощи всему населению.

Особая роль в развитии С. м. п. принадлежит главным специалистам (терапевтам, хирургам, педиатрам, акушерам-гинекологам и др.) министерств здравоохранения, областных (краевых, окружных) и городских отделов здравоохранения (см. Главный специалист). Особенно велико их значение на селе, где существующий институт главных специалистов центральных районных б-ц является важным звеном системы управления здравоохранением. Главные специалисты, к-рыми являются, как правило, заведующие отделениями центральной районной б-цы, кроме лечебной, выполняют большой объем работы как организаторы, консультанты и методисты соответствующих специализированных служб района.

Большое значение для улучшения С. м. п. имеет также привлечение к работе в поликлиниках и б-цах в качестве консультантов высококвалифицированных научных сотрудников научно-исследовательских институтов и профессорско-преподавательского состава мед. ин-тов и ин-тов усовершенствования врачей.

Специализация медпомощи среди прочих выдвинула и проблему подготовки соответствующих кадров специалистов. Изменения, вносившиеся в систему медицинского образования (см.), были обусловлены необходимостью сочетания специализированной подготовки с общемедицинским образованием на широкой естественнонаучной и социально-гигиенической основе. В СССР создана стройная система специализации и усовершенствования врачей, к-рая осуществляется (см.), факультетами усовершенствования при мед. ин-тах, а также путем первичной специализации при крупных республиканских, краевых, областных и городских б-цах, системой клинической ординатуры.

На разных этапах развития советского здравоохранения в соответствии с его задачами по охране здоровья населения совершенствовались и улучшались формы и методы оказания леч.-проф. помощи, однако принципиальные основы и социалистический характер ее организация оставались неизменными, благодаря чему создана и успешно функционирует современная единая система организации С. м. п. Специализация медпомощи, являясь процессом динамичным, в свою очередь, оказывает огромное влияние на развитие всей системы советского здравоохранения, существенно дополняя прежде всего его профилактическое направление (см. Профилактика , Профилактика первичная). Эволюция организационных форм С. м. и. ведет к появлению новых эффективных методов и средств профилактики, диагностики и лечения, к-рые могут коренным образом изменить сложившуюся практику здравоохранения, способствовать дальнейшему развитию науки и медпомощи населению.

Специализированная медицинская помощь в военно-полевых условиях

Специализированная медицинская помощь в военно-полевых условиях - высший вид медпомощи, наиболее полно использующий (применительно к военно-полевым условиям) достижения мед. науки в практике этапного лечения пораженных и больных силами соответствующих специалистов в предназначенных для этой цели специализированных леч. учреждениях (отделениях) со специальным лечебно-диагностическим оснащением.

Как свидетельствуют данные истории военной медицины (см. Медицина военная), специализация медпомощи в системе лечебно-эвакуационного обеспечения Вооруженных Сил (см. Система лечебно-эвакуационного обеспечения) была обусловлена дифференциацией медицинской науки, в результате к-рой выделился ряд самостоятельных отраслей клинической медицины. Эту закономерность в отношении организации хирургической помощи во время войны Е. И. Смирнов выразил следующим образом: «с тех пор как выделились в самостоятельные дисциплины челюстно-лицевая хирургия, нейрохирургия, лечение поражения костей конечностей и грудной полости, перестало существовать то положение для госпиталей, когда каждый врач-хирург был врачом для всех раненых, а всякий раненый был пациентом всякого врача-хирурга».

Впервые попытка специализации медпомощи раненым и больным была предпринята в период русско-японской войны 1904-1905 гг., когда в нек-рых запасных госпиталях, развернутых в ближнем тылу действующей армии (в Харбине), были выделены специализированные койки для инфекционных, венерических, психически больных, больных с заболеваниями уха, горла и носа. В период первой мировой войны 1914-1918 гг. был сделан следующий шаг в организации С. м. п. раненым и больным. Об этом, в частности, свидетельствует опыт развертывания в 1916 г. группы госпиталей и лазаретов, предназначенных для раздельного приема различных категорий раненых и больных. Так была организована медпомощь в Лодзи и Жирардове по инициативе H. Н. Бурденко и в 5-й армии в районе Двинска по инициативе В. А. Оппеля. На прогрессивный характер специализации хирургической помощи раненым указал В. А. Оппель: «Мой опыт работы на различных фронтах,- писал он,- приводит к одному н тому же выводу: дробные хирургические специальности должны существовать, жизнь их сама развивает, значит надо идти им навстречу, помогать их развитию».

После Великой Октябрьской социалистической революции на основе достижений в развитии народного хозяйства, мед. науки и советского здравоохранения были созданы необходимые предпосылки для дальнейшего развития и совершенствования системы лечебно-эвакуационного обеспечения войск, непременным компонентом к-рой явилась специализация медпомощи и лечения раненых и больных. Сложившиеся к началу Великой Отечественной войны принципы этапного лечения с эвакуацией по назначению обусловливали необходимость создания специализированных полевых и эвакуационных госпиталей начиная с армейских леч. учреждений, что отчетливо показала реальная проверка этих принципов во время боевых действий Красной Армии на р. Халхин-Гол (1939) и советско-финского конфликта (1939- 1940). В канун Великой Отечественной войны были определены основные направления организации специализированной медпомощи, что нашло свое отражение в «Сборнике положений об учреждениях сан. службы военного времени» (1941). Специализация полевых госпиталей в армейском звене мед. службы, к-рые по своей организационноштатной структуре являлись «госпиталями общего назначения», обеспечивалась путем направления в указанные госпитали «специальных групп медицинского усиления», имевшихся в отдельной роте мед. усиления (ОРМУ) армии - в т. ч. нейрохирургические группы, челюстно-лицевые, глазные, токсико-терапевтические и др. Предусматривалась также специализация эвакуационных госпиталей, включаемых в состав ГБ армии и эвакуационных пунктов фронта.

Крайне неблагоприятная обстановка, сложившаяся в результате внезапного вероломного нападения фашистской Германии на СССР, не позволила организовать С. м. п. в начале Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг. в указанном выше объеме. Однако в ходе войны специализация медпомощи и лечения раненых и больных явилась одним из важнейших направлений совершенствования системы этапного лечения с эвакуацией по назначению и получила дальнейшее развитие.

Руководство мед. службы Красной Армии осуществило ряд мер по упорядочению организации С. м. п. В 1941 г. были введены в состав мед. службы госпитали для легкораненых (см.). Вместо унифицированных полевых подвижных госпиталей (ППГ) в 1942 г. были созданы хирургические полевые подвижные госпитали (см.) и терапевтические полевые подвижные госпитали (см.); определились три основных типа специализированных ХППГ - для раненных в голову; в бедро и крупные суставы; в грудь и живот, что достигалось усилением указанных госпиталей соответствующими специализированными группами из состава ОРМУ. Для обеспечения правильной организации С. м. п. п систематического высококвалифицированного руководства ею был создан институт главных, фронтовых и армейских специалистов, а в штаты управлений всех эвакуационных пунктов введены должности инспекторов-специалистов. Таким образом, в период Великой Отечественной войны была создана стройная, научно обоснованная система С. м. п. и специализированного лечения раненых и больных.

В послевоенные годы на основе изучения, критического анализа и обобщения полученного опыта происходит дальнейшее развитие и совершенствование С. м. п. Этому процессу во многом способствует развитие сети специализированных леч. учреждений и центров в системе советского здравоохранения, а также существенное улучшение технического оснащения специализированных леч. учреждений соответствующей диагностической и лечебной аппаратурой.

В связи с принятием на вооружение агрессивными империалистическими странами оружия массового поражения следует ожидать новых видов боевой травмы. Контингенты пораженных, нуждающихся в С. м. п. и специализированном лечении, могут иметь термические и радиационные поражения, поражения нервно-паралитическими и психомиметическими ОВ, токсинами и др. Появление в арсенале современных поражающих средств ядерного оружия (см.), отравляющих веществ (см.) и токсинов обусловило выделение в структуре боевых санитарных потерь (см.) пораженных терапевтического профиля [напр., лучевая болезнь (см.)] и необходимость предусмотреть для этих контингентов пораженных соответствующие виды С. м. п.

Как и в период Великой Отечественной войны, для оказания С. м. п. и специализированного лечения в составе госпитальных баз предназначены специализированные госпитали двух типов: имеющие постоянную (штатную) специализацию, напр. инфекционные, неврологические, госпитали для ле~ чения легкораненых, и специализированные госпитали, создаваемые путем усиления госпиталей общего назначения специализированными мед. группами из состава, отряда специализированной медицинской помощи (ОСМП).

Специализированная медицинская помощь в системе гражданской обороны

Специализированную медпомощь пораженным и их стационарное лечение предполагается осуществлять в леч. учреждениях больничных баз (см.), развертываемых в загородных зонах (см. Медицинская служба гражданской обороны). В составе больничной базы предусматривается развертывание б-ц и отделений в них следующих профилей: нейрохирургических, торакоабдо-минальных; для лечения переломов бедра и ранений крупных суставов; травматологических; ожоговых; терапевтических (для лечения пораженных проникающей радиацией, отравляющими веществами, токсинами, а также больных соматическими заболеваниями); инфекционных; психоневрологических; больниц для лечения легкораненых, специализированных детских отделений. Б-цы объединяются в больничные коллекторы. Каждый больничный коллектор рассчитывается на прием пораженных по всем основным специальностям. Для обеспечения проведения помощи врачами-специалистами создаются стандартные наборы инструментов и оборудования.

Библиография: Барабаш В. И., Баронов В. А. и Лобастов О. С. Психоневрологическая помощь в условиях современной войны, JI., 1968; Бурденко Н. Н. Место нейрохирургии в общей организации военно-полевой советской хирургии в Отечественную войну, Вопр. нейрохир., т. 6, № 6, с. 3, 1942; он же, Современная фаза военной хирургии (Организация специальной помощи раненым), Госпит. дело, № 1-2, с. 7, 1942; он же, Советская военная хирургия в годы Великой Отечественной войны, М., 1946; Буренков С. П., Г о л о в-теев В. В. и Корчагин В. П. Здравоохранение в период развитого социализма, планирование и управление, М., 1982; Военно-полевая терапия, под ред. Н. С. Молчанова и Е. В. Гембицкого, JL, 1971; Войтенко М. Ф. Исторический очерк развития организационных форм специализированной медицинской помощи пораженным и больным на войне, Л., 1966; он же, Организационные вопросы деятельности врачей-специалистов лечебного профиля в действующей армии, Л., 1970; Гирголав С. С. Военно-полевая хирургия в Великую Отечественную войну, М., 1944; Гомельская Г. Л. и д р. Очерки развития поликлинической помощи в городах СССР, М., 1971; Е л а н-с к и й Н. Н. Специализированная хирургическая помощь в Великую Отечественную войну, Сов. врач, сб., в. 2, с. 1, 1946; Заболеваемость городского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи, под ред. И. Д. Богатырева, М., 1967; Заболеваемость сельского населения и нормативы лечебно-профилактической помощи, под ред. И. Д. Богатырева, М., 1973; Комаров Ф. И. Специализация и военная медицина, Воен.-мед. журн., № 8, с. 3, 1978; Лечение легко раненых, под ред. В. В. Гориневской, М., 1946; Лечение пострадавших с травмами груди и живота на этапах медицинской эвакуации, под ред. Б. Д. Комарова и А. П. Кузьмичева, М., 1979; Миняев В. А. и Поляков И. В. Здравоохранение крупного социалистического города, М., 1979; Основы организации стационарной помощи в СССР, под ред. А. Г. Сафонова и Е. А. Логиновой, М., 1976; Петровский Б. В. Новый этап в развитии народного здравоохранения СССР, М., 1981; П о л я к о в В. А. и Хромов Б. М. Хирургическая помощь на этапах эвакуации медицинской службы гражданской обороны, М., 1969; Руководство по лечению обожженных на этапах медицинской эвакуации, под ред. В. К. Сологуба, М., 1979; Руководство по травматологии для медицинской службы гражданской обороны, под ред. А. И. Казьмина, М., 1978; Ры басов В. А. Организация медицинской службы гражданской обороны, М., 1970;СеренкоА.Ф.,Ермаков В. В. и Петраков Б. Д. Основы организации поликлинической помощи населению, М., 1982; Смирнов Е. И. Проблемы военной медицины, ч. 1, с. 222, М., 1944; он же, Война и военная медицина 1939-1945 годы, М., 1979; Третьяков А. Ф. Сроки лечения раненых в эвакогоспиталях, М., 1944; Указания по военно-полевой хирургии, М., 1944; Учебное пособие по медицинской службе гражданской обороны, под ред. П. Н. Сафронова, М., 1981; Ш а м о в В. Н. Организация нейрохирургической помощи во время Отечественной войны, Воен.-мед. журн., июль-август, с. 3, 1944; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, М., 1977; Эльштейн Н. В. Терапевты и специализация медицины, Таллин, 1973; Энциклопедический словарь военной медицины, т. 5, ст. 254, М., 1948.

Е. А. Логинова, А. Л. Линденбратен; А. С. Георгиевский (воен.), В. И. Михайлов, Ю. И. Цитовский (МСГО).