Клинические проявления и диагностика зрительных агнозий. Нарушения слухового узнавания (слуховые агнозии). Диагностика собственно слуховой агнозии

Гнозис (греч. gnosis – познавание, знание) – способность познавать, узнавать предметы, явления, их смысл и символическое значение по чувственным восприятиям. Нарушение узнавания при относительной сохранности элементарных ощущений и интеллекта называют агнозией. Первичные агнозии развиваются при поражении вторичных корковых зон соответствующего сенсорного анализатора (второго блока) и, следовательно, характеризуются модальной специфичностью, т. е. отмечаются в одной сенсорной модальности. Вторичные агнозии развиваются при поражении третьего блока – блока программирования, регуляции и контроля произвольной деятельности, связанной с патологией лобных долей или в результате снижения уровня внимания. При вторичной агнозии страдают все сенсорные модальности. Характерной особенностью агнозий является затруднение или невозможность узнавать целостный сенсорный образ при сохранной способности различать и описывать его отдельные признаки.

Агнозии по своим проявлениям многовариантен. Выделяют агнозию внешнего пространства: зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную и вкусовую, и агнозию внутреннего вространства или соматоагнозию: аутотопагнозию, анозогнозию, фингерагнозию.

Рассмотрим характеристику отдельных видов агнозий и методы их исследования.

Зрительная агнозия .

Зрительные агнозии возникают при поражении 18-го и 19-го цитоархитектонических полей, являющихся вторичными полями зрительного анализатора, а также прилегающих к ним третичных полей и ближайших подкорковых зон.

Ко всем формам зрительных агнозий применимо одно общее правило:

элементарные сенсорные зрительные функции остаются относительно сохранены, больные достаточно хорошо видят, у них нормальное цветоощущение, нормальные поля зрения.

Выделяют 6 основных форм нарушений зрительного гнозиса:

Предметная агнозия

Лицевая агнозия (прозопагнозия)

Цветовая агнозия

оптико-пространственная агнозия

Буквенная агнозия

Цифровая агнозия

Симультанная агнозия.

Форма нарушения зрительного гнозиса связана как со стороной поражения, так и расположением очага поражения в затылочной и теменной областях мозга.

Предметная агнозия. У больных с предметной агнозией нарушено узнавание отдельных объектов и их изображений вследствие нарушения возможности объединять отдельные зрительные впечатления в единые целые образы. В типичных случаях больные затрудняются в узнавании хорошо знакомых предметов, описывая отдельные признаки предмета, не могут сказать, что это такое. Рассматривая ручку или расческу, они говорят, что это узкий длинный предмет, но не узнают его. Ощупывание предмета нередко помогает правильному его узнаванию. В отличие от больных с амнестической афазией больные со зрительной агнозией не только не могут правильно назвать предмет, но и не могут объяснить его предназначения.

Особенно грубые нарушения возможности узнать предмет возникают при двустороннем поражении затылочных долей или теменно-затылочных областей, что нередко наблюдается при сосудистой патологии.

В повседневной жизни больные ведут себя почти как слепые, и хотя не натыкаются на предметы, но постоянно ощупывают их или ориентируются по звукам.

В более легких случаях предметной агнозии нарушения узнавания выявляются главным образом при предъявлении реальных предметов, их изображений (рис. 1-11). Особенно трудны для узнавания схематичные контурные изображения, с наложенными друг на друга контурами предмета, недостающими частями предмета, предметные изображения на фоне "зрительных полей" так называемые "зашумленные рисунки" – рисунки Поппельрейтера (рис. 12, 13).

При зрительной агнозии больной не в состоянии нарисовать заданный предмет, так как у него нарушено целостное восприятие его образа.

Агнозия на лица или прозопагнозия характеризуется нарушением узнавания знакомых лиц при относительной сохранности предметного гнозиса. Больные опознают отдельные части лица (нос, брови, глаза, уши) и лицо как объект в целом, но не могут узнать его индивидуальную принадлежность, не узнают лица близких и знакомых.

В наиболее тяжелых случаях больные не узнают собственное лицо в зеркале, не распознают особенности мимики, не различают лица мужчин и женщин. Узнавание людей в таких случаях осуществляется по голосу, одежде, походке. Агнозия на лица часто сочетается с другими формами агнозий. Лицевая агнозия связана с поражением задних отделов правого полушария у правшей, нижней "зрительной сферы" - затылочной области, распространяющейся в ряде случаев на теменную и височную области.

Данный симптом весьма часто встречается при болезни Альцгеймера.

Для диагностики прозопагнозии больному предъявляют портреты широко известных людей, некоторых деятелей (рис.14) или фотографии родственников и близких знакомых пациента, выделение их из незнакомых.

Агнозией на цвета называют нарушение способности подбирать одинаковые цвета или оттенки одного цвета. Больные не могут определять принадлежность того или иного цвета к определенному объекту.

Цветовая агнозия наблюдается на фоне сохранного цветоощущения.

Такие больные правильно называют цвета и правильно их различают, однако затрудняются в определении отношения цвета к предмету, не могут сказать, какой цвет моркови, апельсина. В связи с отсутствием обобщенных представлений о цвете, больные не могут осуществить классификацию цветов.

Агнозия цвета обычно наблюдается вместе с предметной агнозией, и возникает при поражении левой затылочной области. Часто очаговое поражение мозга распространяется на височную область.

Буквенная агнозия. Больные, правильно копируя буквы, не могут их назвать. Распадается навык чтения. Подобное нарушение чтения встречается изолированно от других нарушений зрительных функции при поражении левого полушария - нижней части зрительной сферы на границе затылочной и височной областей у правшей.

Для диагностики буквенной агнозии пациенту предлагают назвать буквы в различных шрифтах, в зачеркнутом или перевернутом виде, в зеркальном изображении (рис. 15).

Цифровая агнозия – вариант зрительной агнозии, при которой больные не могут назвать цифры. Для диагностики цифровой агнозии пациенту предлагается назвать арабские и римские цифры и числа в прямом, зачеркнутом, перевернутом, зеркально изображенном виде (рис. 15).

Оптико-пространственная агнозия . Характеризуется нарушением возможности ориентации в пространственных признаках окружающей среды и изображений предметов. Нарушается способность правильно локализовать объекты в трех координатах пространства, особенно в глубину. Невозможно становится оценить расстояние до объекта, затрудняется право-левая ориентировка.

Больные забывают дорогу до своего дома, плохо ориентируются в географической карте, ориентируются на улице по названию улицы и номеру дома, не могут самостоятельно выполнить рисунок (рис.16).

К этому разряду агнозий относят и одностороннюю пространственную агнозию. Больные упускают из виду половину пространства, чаще левую, затрудняется пространственная ориентировка за счет ошибок, относящихся к одной стороне пространства чаще левой (рис. 16). Происходит игнорирование половины пространства. Больной не замечает наличие раздражителей с одной стороны, при перерисовывании изображения воспроизводит только половину рисунка.

Оптико-пространственные нарушения связывают с очагами, локализующимися в теменной области (при двусторонних поражениях), иногда в большей степени левого полушария. Нарушение топографической ориентировки в схемах, картах связывают с локализацией очага в левом полушарии, нарушение ориентировки в реальном пространстве - в правом. Синдром односторонней пространственной агнозии выявляется при поражении теменной области правого полушария, чаще при ишемическом инсульте в бассейне правой среднеймозговой артерии.

Оптико-пространственная агнозия обычно сочетается с нарушением конструктивного праксиса. Этот симптом называется оптико-агностическим. Сочетание этих нарушений с аграфией, алексией, амнестической афазией, акалькулией, фингерагнозией получили название синдрома Герстманна. Он возникает при поражении стыка теменной, височной и затылочной областей доминантного полушария. Для диагностики оптико-пространственной агнозии пациенту предлагается назвать время по стрелкам часов, сделать расстановку стрелок на немом циферблате, назвать основные изображения на контурной географической карте (рис.17,18), нарисовать план палаты, провести деление линии на части.

Симультанная агнозия характеризуется нарушением сложного синтеза зрительных образов. Для этой формы агнозии характерна невозможность восприятия двух изображений. Правильно опознавая отдельные объекты, больные не могут оценить содержание картины. Эта форма нарушения зрительного гнозиса носит название синдрома Баллинта. Возникновение синдрома связывают с сужением объема зрительного восприятия, сложными нарушениями движений глаз, взор становится неуправляемым, что затрудняет зрительный поиск. Локализацию очагового процесса при синдроме Баллинта связывают с двухсторонним поражением затылочно-теменной области.

Слуховая агнозия.

Слуховая агнозия – вариант сенсорной агнозии, при котором проявляется расстройство узнавания слышимых звуков. Больной не узнает по звуку гудок автомобиля, лай собаки и другие бытовые шумы.

Гностические слуховые расстройства связаны с поражением правого полушария в области верхних височных извилин, точнее вторичных корковых проекционных зон, полей 41,42,22 архитектонической карты Бродмана. При поражении левого полушария в области аналогичных корковых полей возникает другой вариант слуховой агнозии – глухота на слова. При этом нарушается фонематический слух, в связи с чем и понимание обращенной речи. Больной слышит слова, но не понимает их значения. Обычно данный симптом отмечается в рамках синдрома сенсорной афазии.

Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти. Последние проявляются в специальных экспериментах, показывающих, что больной, способный различать звуковысотные отношения, не может выражать слуховые дифференцировки, т.е. запомнить два (или больше) звуковых образа.

При поражении височной области мозга может возникнуть такой симптом, как аритмия. Проявление аритмии состоит в том, что больные не могут правильно оценить ритмические структуры, которые предъявляются им на слух, и не могут воспроизвести их. Один из хорошо известных дефектов неречевого слуха называется амузией. Это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию, или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Больные с амузией не только не могут узнать мелодию, но и оценивают ее как болезненное и неприятное переживание. Музыка становится для них неприятной, вызывая зачастую приступы головной боли. Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, то явление аритмии может выявиться не только при правосторонних, но и при левосторонних височных очагах (у правшей). Наконец, симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи.

Больные с таким дефектом не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в своей собственной речи. Их речь лишена модуляций, интонационного разнообразия. Известны описания больных с поражением правой височной области, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли понять ту же самую фразу. Таким образом, к слуховым агнозиям следует относить: собственно слуховую агнозию, дефекты слуховой памяти, аритмию, амузию, нарушение интонационной стороны речи.

Больные со слуховой агнозией жалуются на снижение слуха, слуховые обманы. Однако при объективном исследовании у ЛОР – специалистов патология не выявляется.

Для диагностики слуховой агнозии пациенту предлагают узнать предметы по звуку, например, по звону – связки ключей, монет, по тиканию – часы; назвать название известных музыкальных мелодий; важным в исследовании слухового гнозиса и нарушений слухо-моторной координации является оценка и воспроизведение ритмов (рис 19); пациенту предлагают определить характер ритмов (одиночный, двоенный, строенный удар, их чередование), выполнить ритмы по образу при непосредственном, отсроченном (пустом) воспроизведении и после интерференции (II II II III III III); выполнить ритмы по речевой инструкции: удар по 2, по 3, по 2, по 4 удара при непосредственном, отсроченном (после пустой паузы) воспроизведении, после интерференции. При этом оценивается распад ритмичных структур, наличие персевераций.

Тактильная агнозия.

Тактильная агнозия характеризуется невозможностью дифференцировать предметы по их фактуре при прикосновении к ним. Возникают трудности опознавания таких качеств объекта, как шероховатость, мягкость, твердость при сохранности поверхностной и глубокой чувствительности – сенсорной основы тактильного восприятия.

Тактильная агнозия возникает при поражении вторичных зон коры теменной области (1, 2, частично 5 поле – верхняя теменная область) и третичных зон (39, 40 полей – нижняя теменная область).

При поражении постцентральных областей коры, которые граничат с зонами

представительства руки и лица в 3-м поле возникает нарушение сложных форм тактильного гнозиса, известных под названием астереогноза. Это нарушение способности воспринимать знакомые предметы на ощупь с закрытыми глазами. Астереогноз проявляется на фоне сохранной сенсорной основы тактильного восприятия, возникает вследствие нарушения синтеза элементарных ощущений, расстройства трехмерно-пространственного восприятия. Различают две формы этого нарушения: в одних случаях больной правильно воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое, в других - нарушено опознание и этих признаков.

Обонятельная и вкусовая агнозии.

Эти виды сенсорной агнозии характеризуются утратой возможности идентифицировать обонятельные и вкусовые ощущения в связи с поражением медиобазольных отделов коры височной доли.

Соматоагнозия.

Соматоагнозия – агнозия внутреннего пространства. Она возникает вследствие нарушения восприятия собственного тела, который складывается с раннего детского возраста на основе тактильных, кинестетических, зрительных и других ощущений. Выделяют 3 варианта соматоагнозии: аутотопагнозию, анозогнозию и фингерагнозию (пальцевую агнозию).

При аутотопагнозии нарушается восприятие схемы тела. Больной утрачивает представление о локализации частей тела, не может по просьбе врача показать части своего тела. Возникает отчужденность частей своего тела. Отдельные части тела на противоположной очагу стороне могут казаться измененными по размеру и форме. Возможно ощущение третьей руки или ноги (псевдополимелия), удвоение головы или отсутствие какой-либо части тела вплоть до ощущения отсутствия конечностей и всей половины тела, обычно левой. В таком случае эти проявления можно рассматривать как вариант односторонней пространственной агнозии.

Аутотопагнозия наблюдается при поражении коры теменной доли (поля 30,40) и связей теменной коры со зрительным бугром чаще правого полушария, что обычно возникает при опухолях, инсультах, травмах. Соматоагнозия может быть и одним из проявлений дереализации и деперсонализации при эпилепсии или шизофрении.

При анозогнозии (синдроме Антона) больной не осознает, имеющихся у него расстройств, вызванных патологическим процессом, отрицает их наличие. Анозогнозия может относиться к параличу, слепоте. Больной утверждает, что движения конечностей у него не нарушены, что он может встать, но ему не хочется встать. Этот синдром возникает в случаях обширного поражения теменной доли субдоминантного полушария.

Фингерагнозия проявляется неразличением пальцев на своей руке при сохранности мышечно-суставного чувства. Больной не может также назвать пальцы, которые показывает у себя врач. Несмотря на отсутствие нарушений поверхностной и глубокой чувствительности, больные ошибаются в узнавании при закрытых глазах пассивно двигаемых пальцев рук. Определяют локализацию процесса при пальцевой агнозии в области угловой извилины левого полушария.

Исследование соматосенсорного гнозиса для диагностики соматоагнозии проводятся по следующим методам: 1) проба на определение локализации прикосновения на одной, на двух руках, на лице; 2) проба на дискриминацию – определение числа прикосновений: одно или два; 3) определения кожно-кинестетического чувства – определение фигур, цифр, букв, написанных на коже на левой и правой руке; (чувство Ферстера); 4) перенос позы руки и кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами; 5) определение правой и левой стороны у себя и у сидящего напротив человека (левая и правая ориентация); 6) название пальцев руки; 7) узнавание предметов на ощупь левой и правой рукой.

АГНОЗИЯ - Состояние, при коем мозг не может расшифровать информацию, поступающую от нормально функционирующих рецепторов; нарушение различных видов восприятия, возникающие при поражениях мозга головного.
Различаются: 1) агнозии зрительные - проявляются в неспособности узнать предметы по их изображениям при сохранении достаточной остроты зрения; 2) агнозии тактильные - проявляются в виде: а) астереогнозии - неспособности опознания предметов наощупь; б) соматоагнозии - нарушении узнавания частей собственного тела, в нарушении представления о схеме тела. 3) агнозии слуховые - проявляются: а) в нарушении слуха фонематического - способности различать звуки как составляющие речи, что приводит к расстройствам речи (> афазия); б) в нарушениях способности узнавать знакомые мелодии, звуки, шумы при сохранении элементарных форм слуха.
АГНОЗИЯ ЗРИТЕЛЬНАЯ - Нейропсихологическое нарушение, описанное в 1889 г. Характерно потерей способности к восприятию зрительному предметов (или их изображений) и явлений действительности, хотя сохраняется достаточная острота зрения. Возникает при поражении вторичных полей затылочной коры мозга головного и прилегающих к ним теменных и височных полей. Ее характер определяется стороной поражения и локализацией его очага. Различаются: 1) агнозия зрительная апперцептивная - при коей нарушается синтез отдельных воспринимаемых признаков в единое целое; 2) агнозия зрительная ассоциативная - когда теряется способность называния воспринимаемого предмета.
Также выделяются такие виды агнозии зрительной:
1) при агнозии зрительной предметной - не узнаются сами предметы и их изображения;
2) при агнозии зрительной пространственной, описанной в 1945 г. и возникающей при поражении теменно затылочных отделов мозга головного, - теряется способность ориентироваться в пространстве, не различаются пространственные признаки объектов, нет адекватного восприятия пространственных координат;
3) при агнозии на лица, которая описана Бодамером в 1947 г., - нарушается опознание (непосредственно или на фотографиях) лиц знакомых людей - при сохранении восприятия предметов и их изображений;
4) при агнозии цветовой - нарушается способность адекватно видеть и определять цвета;
5) при агнозии буквенной - теряется способность различать буквы;
6) при агнозии зрительной симультанной, описанной в 1923 г. и возникающей при поражении передней части затылочной доли доминантного полушария, сокращается количество одновременно воспринимаемых предметов, хотя отдельные предметы воспринимаются адекватно.
АГНОЗИЯ СЛУХОВАЯ - Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности опознания звуков, фонем и шумов. При агнозии слуховой, или слухоречевой, возникающей при поражении височной коры полушария левого мозга головного, нарушается слух фонематический и утрачивается способность к различению звуков речи. При собственно слуховой афазии, возникающей при поражении правой височной коры (у правшей), становится невозможным узнавание знакомых немузыкальных звуков и шумов. При амузии нарушается возможность узнавания знакомых мелодий, нарушается слух музыкальный.
АГНОЗИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - Понятие, введенное В. Райхом для обозначения такого отношения человека к собственной жизни, при коем он не воспринимает позитивные стороны жизни и не способен организовать свою деятельность так, чтобы она приносила удовлетворение. Такое отношение характерно для психопатической личности (> психопатия).
АГНОЗИЯ ТАКТИЛЬНАЯ - Нейропсихологическое нарушение, характерное потерей способности к адекватному восприятию предметов на ощупь при достаточной адекватности отдельных ощущений тактильных - ощущений формы, массы, температуры. Возникает при поражении вторичных корковых полей теменной доли полушария левого или правого мозга головного. Выделяются различные виды агнозии тактильной:
1) астереогнозия - нарушение узнавания формы предмета на ощупь;
2) анхилогнозия - нарушение интеграции текстурных признаков предмета в целостный образ;
3) аморфогнозия - нарушение узнавания формы предмета;
4) соматоагнозия - нарушение восприятия целостного образа собственного тела.

(Головин С.Ю. Словарь практического психолога - Минск, 1998 г.)

АГНОЗИЯ (от греч. а– отрицат. частица и gnosis – знание) -»- нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур. А. связана с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, входящих в состав коркового уровня анализаторных систем. Поражение первичных (проекционных) отделов коры вызывает лишь элементарные расстройства чувствительности (нарушение сенсорных зрительных функций, болевой и тактильной чувствительности, снижение слуха) При поражении вторичных отделов коры больших полушарий элементарная чувствительность у человека сохраняется, однако он утрачивает способность к анализу и синтезу поступающей информации, что приводит к нарушению различных видов восприятия.

Различают несколько основных видов А.: зрительные, тактильные, слуховые.

Зрительные А. возникают при поражении вторичных отделов затылочной коры. Они проявляются в том, что человек –-при достаточной сохранности остроты зрения – не может узнать предметы и их изображения (предметная А.), различить пространственные признаки объектов, основные пространственные координаты (пространственная А.); у него нарушается процесс опознания лиц при сохранности восприятия предметов и их изображений. нарушается способность классифицировать цвета при сохранности цветового зрения (цветовая А.), утрачивается способность различать буквы (буквенная А.) (этот вид А. лежит в основе одной из форм нарушения чтения, см. Алексия), резко сокращается объем одновременно воспринимаемых объектов (симультанная А.). Характер зрительных А. определяется стороной поражения и локализацией очага в пределах вторичных корковых полей затылочных отделов больших полушарий и прилегающих к ним теменных и височных областей.

Тактильные А. возникают при поражении вторичных корковых полей теменной доли левого или правого полушария и проявляются в виде расстройства опознания предметов на ощупь или в нарушении узнавания частей собственного тела, нарушении схемы тела.

(Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь - 3-е изд., 2002 г.)

^

Виды слуховых агнозий


В зависимости от уровня поражения слуховой системы выделяют:

  • собственно слуховую агнозию;

  • аритмию;

  • амузию;

  • нарушение интонационной стороны речи (просодики);

  • речевую акустическую агнозию.
^

Собственно слуховая агнозия


В выраженных случаях слуховой агнозии больные не понимают смысла самых простых звуков, например скрипа дверей, шума шагов, т.е. всех тех бытовых звуков, которые в норме человек различает без специального обучения.

Подобные звуки перестают для больных быть носителями определенного смысла, хотя слух как таковой у них сохранен, и они могут различать звуки по высоте, интенсивности, длительности и тембру. Таким образом, наблюдается принципиально то же самое нарушение, которое возникает и при зрительной агнозии, когда при полной сохранности зрения (остроты, полей зрения) нарушается способность понимать увиденное.

Подобные расстройства сравнительно редки. Для появления слуховой агнозии требуется обширное поражение правой височной области. Описан случай двустороннего поражения левой и правой височной области с симптомами выраженной слуховой агнозии. Чаще встречается более стертая форма слуховых нарушений в виде дефектов слуховой памяти, которые обычно проявляются в специальных экспериментах. Так больной, способный различать звуковысотные отношения, не мог выработать слуховые дифференцировки, т.е. запомнить два (или больше) звуковых эталона.

Аритмия

При поражении височной области мозга возникает аритмия. Ее симптомы хорошо изучены А.Р. Лурией и его сотрудниками и состоят в том, что ребенок не может оценить правильно ритмические структуры, которые предъявляются ему на слух, и воспроизвести их. К негативным последствиям данного расстройства относят нарушение тембра речи, неспособность заучивать стихи, сокращение слов (выпускание слогов, например «снеговик - сневик»).

В качестве эталонов детям предъявляются ритмические рисунки звуков, сгруппированных в определенные структуры. Ребенок должен различить и запомнить структуру ритма, а затем воспроизвести его. Такое различение и воспроизведение для любого здорового человека не представляет никаких сложностей. Больные, как правило, не способны определить количество звуков: они либо переоценивают или недооценивают количество ударов, не различая, сколько было звуков и как они чередовались друг с другом.

Амузия

Амузия - это нарушение способности узнавать и воспроизводить знакомую мелодию или ту, которую человек только что услышал, а также отличать одну мелодию от другой. Амузия не всегда сопутствует афазическим расстройствам, что, в частности, описано А.Р. Лурией и Л.С. Цветковой, показавшими, что у больных, страдающих амузией, может быть значительное расхождение музыкальных и речевых способностей в виде афазии при сохранности музыкального слуха. Ребенок с амузией не только не может узнать мелодию, но и оценивает ее как болезненное и непонятное переживание. Больные рассказывают, что музыка для них потеряла смысл, что она вызывает приступы головной боли, т.е. стала активно неприятной. Амузия, по-видимому, связана с нарушением не столько звуковысотного слуха, сколько с более сложной способностью к музыкальной комбинаторике, музыкальной грамоте. Важно отметить, что если симптом амузии проявляется главным образом при поражении правой височной области, то аритмия может возникнуть не только при право-, но и при левосторонних височных очагах (у правшей).
^

Нарушение интонационной стороны речи


Симптомом поражения правой височной области является нарушение интонационной стороны речи. Больные часто не только не различают речевых интонаций, но и сами не очень выразительны в речи, которая лишена модуляций, интонационного разнообразия, свойственного здоровому человеку.

У них часто страдает пение. Известны описания больных, которые, хорошо повторяя отдельную фразу, не могли пропеть ее, так как в пении интонационный компонент речи усиливается.

Нарушения восприятия интонационных компонентов речи отмечается и тогда, когда угнетаются функции всего правого полушария мозга. В этих случаях человек не может на слух даже определить принадлежность голоса мужчине или женщине.

Если при затормаживании левого полушария человек становится как будто нечувствительным, невнимательным к речевым звукам, как бы не слышит того, что ему говорят, хотя полная словесная глухота отсутствует, то при затормаживании правого полушария человек слышит речь, но не знает, кто это говорит, и не понимает интонации высказывания. У таких детей нарушается способность к различению звуковых компонентов разной сложности, особенно состоящих из серии разных звуков. При грубых нарушениях они не могут четко различить и повторить даже одиночные звуки речи (например, [у] вместо [о]). В менее выраженных случаях ребенок ошибается в воспроизведении отличающихся только одним признаком звуков и легко воспроизводит пары сильно различающихся звуков (например, [р] и [м]).
^

Речевая акустическая агнозия


При локальных поражениях вторичных отделов височной доли, ребенок теряет возможность отчетливо различать звуки речи, у него отмечаются явления, обозначаемые термином речевая акустическая агнозия. Он сохраняет достаточно острый слух; восприятие предметных звуков также остается сохранным.

Существенные нарушения отмечаются только при различении звуков речи. При массивных поражениях левой височной доли все звуки речи воспринимаются как нечленораздельные шумы. В случаях ограниченных поражений дефект менее выражен - ребенок не может различать лишь близкие, отличающиеся только одним признаком (например, звонкостью), «оппозиционные» или «коррелирующие» фонемы, хотя хорошо улавливает как тембровые особенности речи, так и ее интонацию.

Речевая акустическая агнозия является основным источником нарушения речи - сенсорной афазии.
^

Диагностика слуховых агнозий


Диагностические методики, направленные на исследование слуховой агнозии, включают в себя ряд тестов для исследования слухового гнозиса, а также показателей, характеризующих неспецифические особенности нервных процессов, - возможность концентрации внимания, работоспособность, истощаемость, подвижность нервных процессов. Перед началом диагностики необходимо получить данные о степени сохранности собственно слухового анализатора (преимущественно изучаются данные аудиометрии), после чего проводится нейропсихологическое обследование ребенка с целью выявления локальных поражений слуховых зон коры головного мозга. При обследовании диагносту необходимо учитывать как возрастные и индивидуальные особенности ребенка, так и степень развития высших психических функций.
^

Диагностика собственно слуховой агнозии


Для изучения этого нарушения используются аудиозаписи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум льющейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай зву-ки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и на-звать мне».

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и анализируются результаты обследования. Нарушение слуховой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слуховой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с помощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3-4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом - лес - стол», «ночь - кот - мост - дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последовательности.

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние элементы, говоря, что остальные не запомнил. Это нарушение носит модально-специфический характер. Если такому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

В клинике психиатрических заболеваний под агнозией понимают патологический дефект процессов восприятия. Главной особенностью болезни является неспособность синтезировать информацию, полученную от органов чувств. У больных полностью сохранна восприимчивость к ощущению окружающей действительности, анализаторы и их рецепторы не повреждены, однако, способность к узнаванию предметов отсутствует.

Патологические заболевания процессов восприятия встречаются достаточно редко. Как утверждает статистика, менее 1% людей во всём мире страдают этим видом патологии. Однако заболевание носит стремительный и полиморфный характер, что значительно затрудняет адекватную жизнь и функционирование в социуме.

Особенности течения болезни и её виды

Заболевание возникает при поражении коры головного мозга и её структур, в частности, при нарушении работы ассоциативных зон. Агнозии связаны с повреждением участков мозга, отвечающих за анализ и синтез поступающей информации. Среди основных причин возникновения данной патологии выделяют:

  • травмы головного мозга (в том числе родовые травмы);
  • инфекционные заболевания (энцефалит, менингит);
  • опухоли головного мозга;
  • психические расстройства;
  • инсульты.

Самой частой причиной болезни являются травмы, в частности, повреждения височной, затылочной, теменной долей головного мозга.

Изучением специфики заболевания занимался А. Р. Лурия, отечественный нейропсихолог и доктор медицинских наук. Учёный выделил основные виды агнозий:

  • зрительная агнозия;
  • нарушение временного и двигательного восприятия;
  • соматическая агнозия;
  • тактильные нарушения;
  • слуховая агнозия;
  • нарушения понимания пространства (оптико-пространственный тип).

Нарушение зрительного восприятия является наиболее распространённым отклонением среди всех видов агнозий. С помощью зрительного канала человек получает близко 95% информации. К сожалению, наиболее травматичными считаются затылочная и теменная зоны головного мозга, отвечающие за зрение. Нарушение работы анализатора проявляется в неспособности узнавания предметов, местности, лиц, цвета, форм и прочее. Известен интересный случай, когда больной с патологией узнавания лиц, будучи фермером, не помнил, как внешне выглядят его жена и дети, но зато «знал в лицо» всех своих овец из стада.

Дефект временного и двигательного восприятия встречается в психиатрической практике реже всего, известны только несколько случаев данной патологии. Человек с данным расстройством не может адекватно воспринимать течение времени и движение объектов. Пациенты с нарушением двигательного восприятия вместо движений видят кадры, при смене которых появляется размытая иллюзия.

Одной из самых деструктивных и прогрессирующих патологий восприятия является соматическая агнозия. При данном нарушении наблюдается ложное восприятие собственного тела, например, ощущение отсутствия ног, при их сохранности. Известны случаи, когда людям с соматической агнозией казалось, что у них несколько пар рук и пальцев.

Тактильная агнозия проявляется в неспособности распознавать предметы путём тактильных ощущений. Кожные рецепторы всегда сохранны, однако, больной не может охарактеризовать предмет, его форму и текстуру. Предметная агнозия является одним из подвидов тактильной патологии восприятия. Главной особенностью предметной агнозии является то, что больной не может на ощупь распознать предмет. В данном типе тактильных патологий повреждена нижняя доля теменной области головного мозга.

Нарушение идентификации местности называется пространственной агнозией. Для синтеза информации этого блока затронута работа многих подкорковых структур и отделов. Наиболее частым проявлением пространственной агнозии является комплексное нарушение отделов мозга (височная, затылочная область и ретикулярная формация). Оптико-пространственная агнозия − наиболее тяжёлый вид данной патологии восприятия. Основным симптомом является неспособность идентифицировать параметры пространства (площадь, глубину, высоту). Среди оптико-пространственных агнозий наиболее часто встречается топографические нарушения, неспособность ориентироваться в знакомой местности.

Слуховая агнозия занимает второе место по встречаемости (после зрительной) среди особых нарушений восприятия. Данная патология наступает в результате поражения височных долей коры головного мозга. У больных данной патологией всегда сохранен слуховой анализатор и работа проводящих путей. Однако в связи с поражением височных долей головного мозга наблюдается неспособность к пониманию.

Слуховое нарушение восприятия подразделяется на два типа:

  • доминантный;
  • субдоминантный.

Доминантный тип представляет обширную группу нарушений и имеет свою классификацию:

  • дефект восприятия фонем;
  • нарушение смыслового понятия;
  • акустико-мнестический тип;
  • сенсорная агнозия.

Доминантный тип слуховой агнозии относится к нарушениям речевого восприятия. Данный тип нарушений наблюдается при локальном поражении левой височной доли. Под фонетическим отклонением понимают невозможность понимания смысла слова и его фонематической структуры. Больные часто могут повторить слово, но не понимают его значения. Под нарушением смыслового понятия слова понимают патологию распознавания семантики выражений и словосочетаний.

Акустико-мнестический тип характеризуется сложностью к запоминанию и пониманию речевого компонента. Главной особенностью выступает невозможность понятия длинных предложений, тогда, когда короткие фразы и словосочетания осмысляются. Часто данный тип отклонения протекает в комплексе с афазиями и контаминациями. Под первыми понимают нарушение сформировавшегося речевого компонента, больной не может говорить и понимать смысл слов и выражений. Контаминацией называют патологию информационного воспроизведения и изложения материала.

Сенсорная агнозия является дефектом идентификации речи, больной не может воспринимать и понимать обращённую к нему речь, теряется в синтезе даже самой лёгкой информации.

Субдоминантный тип заключается в неспособности больным распознавать неречевые звуки, например, объекты природы, звуки предметов. Дети, страдающие этим типом агнозий ещё в раннем возрасте не способны имитировать и подражать звукам животных, так как не слышат их. Одним из видов субдоминантного расстройства слухового восприятия является амузия, невозможность воспринимать музыкальные мелодии и звуки. У детей данная патология встречается гораздо чаще и характеризуется особой сложностью к узнаванию мелодий. Следующим отклонением неречевого компонента восприятия считается артимия, нарушение понимания ритма. Таким людям сложно правильно спеть песню, так как они не могут вовремя вступить и постоянно путают мотив мелодии. Акустические отклонения встречаются реже всего, так как для их функционирования используется относительно небольшой участок мозговых структур.

Слуховыми агнозиями часто страдают пациенты с психическими заболеваниями, например, при аутизме, истерическом расстройстве чувствительности. Один известный музыкант после травмы мозга не смог вспомнить ни одну из своих мелодий, зато, когда ему предложили нотный ряд, он воспроизвёл все свои произведения. Для распознавания данной патологии используют специальные пробы, например, человеку предлагают

В качестве терапии лечат основной недуг, который привёл к поражению ассоциативных зон коры. Бывают случаи, когда агнозии проходят сами по себе, утраченные функции самостоятельно восстанавливаются. В тяжёлых формах болезни пациентов учат приспосабливаться к тяжёлым условиям и жить со своим диагнозом. С больными сложными формами агнозий работают психотерапевты, нейропсихологии и дефектологи.

Логопед после инсульта

Вконтакте

Одноклассники

Редкое состояние агнозии - заболевание головного мозга, при котором больной не может правильно интерпретировать свои ощущения, несмотря на то что органы чувств и нервы, по которым от них к головному мозгу поступают сигналы, функционируют нормально, нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного) при сохранении чувствительности и сознания, при котором человек видит и ощущает предметы, но не способен сопоставить свои ощущения с функцией этих предметов.

Человек может не узнать знакомые лица или знакомые предметы, например ложку или телевизор, несмотря на то, что может видеть и описать эти вещи.

Агнозия является патологическим состоянием, возникающим при повреждении коры и ближайших подкорковых структур головного мозга, при асимметричном поражении возможны односторонние (пространственные) агнозии.

Агнозии связаны с поражением вторичных (проекционно-ассоциационных) отделов коры головного мозга, ответственных за анализ и синтез информации, что ведёт к нарушению процесса распознавания комплексов стимулов и, соответственно, узнавания предметов и неадекватной реакции на предъявленные комплексы стимулов.

Виды и формы агнозии

Зрительная агнозия - невозможность узнавать и определять информацию, поступающую через зрительный анализатор.

  • Предметную агнозию - нарушение узнавания различных предметов при сохранности функции зрения. При этом больные могут описывать отдельные их признаки, но не могут сказать, что за предмет перед ними. Возникает при поражении конвекситальной поверхности левой затылочной области;
  • Прозопагнозию (агнозию на лица) - это расстройство восприятия лица, при котором способность узнавать лица (и чужого и своего) потеряна, но при этом способность узнавать предметы в целом сохранена. Больные хорошо различают части лица и лицо, как объект в целом, но не могут сообщить о его индивидуальной принадлежности. В наиболее тяжелых случаях не могут узнать себя в зеркале. Расстройство возникает при поражении нижне-затылочной области правого полушария;
  • Агнозию на цвета - неспособность подбирать одинаковые цвета или оттенки, а также определять принадлежность того или иного цвета к определенному объекту. Развивается при поражении затылочной области левого доминантного полушария;
  • Слабость оптических представлений - расстройство, связанное с невозможностью представить какой-либо объект и описать его характеристики - форму, цвет, фактуру, размер и т. п. Возникает в результате двухстороннего поражения затылочно-теменной области;
  • Симультанную агнозию - расстройство, связанное с функциональным сужением зрительного поля и ограничения его только одним объектом. Больные могут одновременно воспринимать только одну смысловую единицу, то есть видит больной только один предмет независимо от его размера. Развивается при поражении передней части доминантной затылочной доли;
  • Агнозию вследствие оптико-моторных нарушений (синдром Балинта) - расстройство, связанное с невозможностью направить взгляд в нужную сторону при общей сохранной функции движения глазных яблок. Это приводит к затруднению фиксации взора на заданном объекте; в особенности трудным является одновременное восприятие в поле зрения более, чем одного объекта. Больному трудно читать, так как он с трудом переключается от слова к слову. Развивается вследствие двухстороннего поражения затылочно-теменной области.

Оптико-пространственные агнозии - расстройство определения различных параметров пространства.

  • Агнозию глубины - нарушение способности правильно локализовать объекты в трех координатах пространства, особенно в глубину, то есть в сагиттальном (вперед) по отношению к больному направлению, определять параметры дальше-ближе. Развивается вследствие поражения теменно-затылочной области, преимущественно её средних отделов;
  • Нарушение стереоскопического зрения - поражение левого полушария;
  • Одностороннюю пространственную агнозию - расстройство, при котором выпадает одна из половин пространства, чаще левая. Развивается при поражении теменной доли;
  • Нарушение топографической ориентировки - нарушение, при котором больной не может ориентироваться в знакомых местах, не может найти дом, плутает в собственной квартире. При этом память остается сохранной. Развивается при поражении теменно-затылочной области;

Нарушение восприятия времени и движения - расстройства, связанные с нарушением восприятия скорости течения времени и движения объектов. Встречается редко и описано всего несколько случаев таких расстройств, связанных с поражением затылочных долей. Нарушение восприятия движущихся объектов называется акинетопсия.

Слуховые агнозии - расстройства распознавания звуков и речи, при сохранной функции слухового анализатора. Развиваются при поражении височной области.

Выделяют следующие виды:

  • простая слуховая агнозия - невозможность идентифицировать определенные звуки - стуки, бульканье, звон монет, шелест бумаги и т. п.
  • слухоречевая агнозия - невозможность узнать речь, которую больной распознает как набор незнакомых звуков.
  • тональная агнозия - выразительных аспектов голоса для этих пациентов не существует. Они не улавливают ни тона, ни тембра, ни эмоциональной окраски. Слова же и грамматические конструкции они понимают безупречно.

Соматоагнозия - расстройство узнавания частей собственного тела, оценки локализации их относительно друг друга. Нарушение возникает при поражении различных отделов правого полушария.

Выделяют два основных вида:

  • Анозогнозия - отсутствие осознания болезни. К которой относятся: анозогнозия гемиплегии - неосознавание и отрицание наличия одностороннего паралича;
  • Анозогнозия слепоты - неосознавание и отрицание наличия слепоты. При этом конфабуляторные зрительные образы воспринимаются как настоящие;
  • Анозогнозия афазии - расстройство, при котором больные афазией не замечают своих ошибок, даже если их речь совершенно неразборчива.
  • Аутотопагнозия - расстройство, при котором возникает игнорирование половины тела, но, главным образом, неузнавание отдельных его частей (например, больные не могут различить и правильно показать части собственного тела - части лица, пальцы рук), нарушение оценки положения отдельных частей тела в пространстве. К данной группе относятся:
  • Аутотопагнозия гемикорпа (гемисоматоагнозия) - игнорирование половины тела при частичной сохранности её функций. Так, при полной или неполной сохранности движений в руке и ноге, больной не пользуется ими для осуществления разнообразных действий. Он «забывает» о них, игнорирует их существование, не включает в работу. Это игнорирование относится только к левой половине тела. Например, больной моет только одну правую руку, надевает обувь только на правую ногу. В тяжелых случаях у больного возникает чувство отсутствия левой половины тела;
  • Соматопарагнозия - восприятие поражённой части тела как чужеродной. Больной испытывает ощущение, что рядом с ним лежит другой человек, которому принадлежит одна из его ног, находящихся в кровати (левая нога больного), либо это не его нога, а палка или другой предмет. В некоторых случаях возникает ощущение, что тело распилено на две половины, что голова, рука или нога отделены от туловища. Часто могут возникать ощущения увеличения или уменьшения левой части тела. Чувство изменения размеров отдельных частей тела обычно сочетается с ощущением утяжеления или необычной легкости. Эти ощущения тягостны для больного и тяжело им переживаются;
  • Соматическая аллостезия - расстройство, связанное с ощущением увеличения количества конечностей (неподвижных или двигающихся). Наиболее часто это касается левых конечностей, особенно левой руки (псевдополиэмимия). Первые описания псевдополимелии принадлежат В. М. Бехтереву (1894) и П. А. Останкову (1904). В обоих наблюдениях присутствовала бульбоспинальная локализация патологического процесса. В 1904 г. В. М. Бехтерев впервые описал пациента с правополушарным очагом и ощущением лишней левой руки. В зарубежной литературе псевдополимелия чаще называется «множественным фантомом» конечности (supernumerary phantom limbs), «лишней конечностью» (spare limb) или «удвоением частей тела» (reduplication of body parts). Наиболее часто она встречается при сосудистом поражении головного мозга, реже - после черепно-мозговой травмы, при опухолях головного мозга, при рассеянном склерозе. Ощущение дополнительной конечности могло являться аурой при эпилептических припадках. В подавляющем большинстве случаев речь шла об удвоении руки, значительно реже отмечалось удвоение одновременно руки и ноги или одной ноги. Очень редко больные ощущали у себя больше трех рук или ног, описывались случаи пациента с «шестью руками», «с четырьмя ногами». Наиболее часто псевдополимелия отмечалась при поражении правого полушария мозга. У всех пациентов локализация очагов повреждения была глубинной. Наиболее часто страдали глубинные отделы теменной доли, таламус, его связи с теменной долей и внутренняя капсула. Симптоматика, на фоне которой развивалось ощущение лишних конечностей, была сходной: всегда имелись грубые двигательные нарушения в сочетании с чувствительными, причем обязательно страдало мышечно-суставное чувство. К этому добавлялись в разном сочетании симптомы, характерные для поражения правого полушария: анозогнозия, игнорирование левой стороны пространства, аутотопагнозия гемикорпа и т. д. Проявлением ощущения мнимых конечностей является фантом ампутированных конечностей, когда больные после ампутации кисти руки, предплечья, стопы с голенью продолжают ощущать их присутствие. Иногда в фантомных конечностях возникают боли. Наиболее устойчивые фантомные ощущения возникают в дистальных отделах конечностей - кистях и пальцах рук, стопах и пальцах ног. Часто фантомные конечности ощущаются уменьшенными или увеличенными в размерах. Патогенез фантомных болей заключается в формировании невром при ампутации, врастание в пересеченный нерв соединительнотканных волокон культи ампутированной конечности. Это требует повторной операции с повторным пересечением нерва, и очисткой канала нерва;
  • Аутотопагнозия позы - расстройство, при котором больной не может определить, в каком положении находятся части его тела (поднята или опущена его рука, лежит он или стоит и т. п.). Больные затрудняются в копировании положения руки по отношению к лицу, не могут точно скопировать положение указательного пальца врача но отношению к лицу. Сходные затруднения наблюдаются у тех же больных при узнавании и копировании разных по ориентации положений кистей рук по отношению друг другу, демонстрируемых врачом. Во всех этих заданиях элементы праксиса позы очень тесно связаны со схемой тела и её узнаванием. Аутотопагнозия позы встречается чаще, чем пальцевая агнозия. Возникает при поражении верхнетеменной области левого полушария и её связей со зрительным бугром (нарушения двусторонние);
  • Нарушение ориентировки в правом-левом - больной не узнает, какая из двух его рук или ног правая, а какая левая, не может показать правый глаз или левое ухо. Затруднения возрастают, если больной должен определить правую и левую стороны, показать правую или левую руку (глаз) на теле врача, сидящего напротив. Особенно трудным становится выполнение этого задания, если врач скрестит руки на груди. Нарушения ориентировки в правом-левом возникают при поражении левой теменной доли у правшей (угловая извилина). Однако описаны относительно редкие случаи, когда такие дефекты возникают и при правотеменном поражении (по наблюдениям после проведённых нейрохирургических операций);
  • Пальцевая агнозия (синдром Герстмана) - больной не может указать на своей руке палец, который показывает у себя на руке врач, особенно если при этом врач меняет положение руки. Признаков соматоагнозии для других частей тела обычно не наблюдается. Возникает при поражении левой теменной доли (угловая извилина).

Симптомы агнозии

Поражение коры, ответственной за анализ и синтез информации приводит к агнозии. Соответственно, симптомы будут связаны с локализацией поражения. Например, при поражении левой затылочной области возникает предметная агнозия: при этом пациент видит, может описать предмет, но не знает, как он называется и для чего предназначен.

При поражении височной доли возникает слухоречевая агнозия: пациент воспринимает речь как простой набор звуков и не способен различать отдельные слова, воспринимать их смысл.

Причины агнозии

Агнозия вызвана нарушением функции теменных и височных долей головного мозга, где хранится информация об использовании знакомых предметов. Это состояние часто развивается внезапно после травмы головы или инсульта , при котором повреждается кора и ближайшие подкорковые структуры головного мозга. Также поражение коры может быть следствием опухолевого процесса.

Также причиной агнозии может стать дегенерация областей мозга, осуществляющих интеграцию памяти, восприятия и идентификации.

В зависимости от локализации поражения развиваются различные виды агнозии. Например, за нарушение топографической ориентировки ответственно поражение теменно-затылочной области. Если у пациента повреждена правая теменная субдоминантная доля, то часто возникает анозогнозия. В данном случае, больной не признает своего заболевания, и продолжает настаивать, что с его здоровьем все в порядке, даже в том случае, если у него парализована одна сторона тела.

Диагностика агнозии

Диагноз устанавливается на основании анамнеза (перенесенный инсульт или травма, наличие опухоли) и характерной клинической картины заболевания. Возможно проведение специальных тестов на установление формы агнозии.

Пациента просят идентифицировать обычные объекты, используя разные органы чувств (зрение, осязание или другие). Если есть подозрение на отрицание половины пространства, пациента просят идентифицировать парализованные части тела или объекты в соответствующих половинах пространства.

Нейропсихологическое исследование может помочь выявить более сложные варианты агнозии. Необходимо провести тесты для дифференцирования нарушений ощущения и понимания, чтобы отличить такие дефекты от агнозии.

Визуализация мозга (КТ или МРТ с использованием ангиографии и без) необходима для характеристики центральных поражений (например, инфаркта , геморрагии, объемного внутричерепного процесса), а также выявления атрофии коры, характерной для дегенеративных заболеваний.

Физикальное обследование обычно позволяет выявить первичные нарушения отдельных видов чувствительности, которые могут затруднить дальнейшую оценку состояния пациента.

Лечение агнозии

В основном лечение заключается в терапии основного заболевания, приведшего к повреждению коры, а также проведение консультаций с нейропсихологом, помогающим пациенту приспособиться к своему недугу и хотя бы частично компенсировать его.

При агнозии улучшение или восстановление нарушенных функций у одних людей происходит самопроизвольно, а другие вынуждены учиться жить со своим необычным расстройством. Коррекцию расстройств проводят дефектологи.

Специфического лечения нет. Реабилитация при содействии логопеда или специалиста по трудотерапии может помочь пациенту достичь компенсации заболевания. Степень восстановления зависит от размера и локализации очагов поражения, степени повреждения и возраста пациента. Восстановление большей частью происходит в пределах первых трех месяцев, но в целом длится до одного года.

Существует известная книга Оливера Сакса о больном прозопагнозией - «Человек, который принял свою жену за шляпу». По ней, кстати, Майкл Найман написал оперу, которая с успехом шла несколько лет назад в театрах. И предметы, и людей герой различал с трудом, по отдельным признакам: по лысине, зубам и т.д. Перчатку описывал как протяженную поверхность с пятью мешочками. Однажды он не мог найти шляпу и, наткнувшись на жену, попытался надеть на себя ее голову. Но это, конечно, крайняя форма прозопагнозии. Обычно больные могут отличить одного человека от другого, если их поставить рядом, но не могут запомнить.

Важно! Лечение проводится только под контролем врача. Самодиагностика и самолечение недопустимы!