Тендеры. Что такое тендеры и как в них участвовать

Заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион , так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений.

Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги, осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа , проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами - это запрос ценовых котировок , - которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей в квартал по одноименным товарам), а также закупки у единственного источника, применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется термин, присутствующий в законодательстве РФ - открытый конкурс . Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме , предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля года был принят федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др.

В дальнейшем были приняты Федеральные законы, вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу.

В соответствии с законодательством, государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации должны размещаться на едином официальном сайте госзакупок РФ zakupki.gov.ru и там же должны размещаться и итоги проведения этих торгов. Продублировать заказ на региональном сайте или другом источнике - допустимо, но публикация извещения о тендере на альтернативных источника при непубликации его на официальном сайте госзакупок - грубое нарушение.

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В законе речь идет о предприятиях с госучастием: о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50% и на их дочерние предприятия. Закон 223-ФЗ не устанавливает ограничений на проведение закупок - закупки могут проводиться как в традиционной форме, так и в электронной, то есть на любых электронных торговых площадках . Единственное, что требует данный закон - упорядочить проведение закупок, формально описав порядок проведения закупок и используемые формы закупочных процедур в Положении о закупках, и опубликовать это положение на сайте zakupki.gov.ru. Кроме того, если данный сайт по тем или иным причинам перестанет осуществлять свою деятельность, компаниям необходимо будет публиковать всю необходимую информацию на своих собственных сайтах.

Различные коммерческие закрытые тендеры могут не публиковаться на официальном сайте госзакупок. Часто они публикуются только на сайте компании заказчика, коих в интернете огромное множество. Однако существуют различные агрегаторы информации, на которые попадают и тендеры официального сайта, и тендеры не размещенные на нем.

Махинации с тендерными предложениями

Цель махинаций - обеспечить выигрыш заранее выбранного претендента. О том, что тендер проводится нечестно, можно узнать по ряду характерных признаков:

См. также

Примечания

Литература

  • Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления = The Many Faces of Coruption: Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. - М .: «Альпина Паблишер», 2010. - 552 с. - ISBN 978-5-9614-1062-4

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тендер (торги)" в других словарях:

    Тендер, торги - TENDER 1. Тендер. Конкурсная форма размещения заказов на производство товаров и подрядов на выполнение определенных работ. Производителей или подрядчиков приглашают выдвигать предложения, из которых выбирают наиболее выгодное. См. Competitive… … Словарь-справочник по экономике

    Торги - (Bidding) Торги это специфическая форма торговли, результат которой достигается посредством проведения конкурса или аукциона Информация об определении торгов, правила проведения аукционов и конкурсов, в том числе электронных торгов с… … Энциклопедия инвестора

    - (англ. tender от англ. tend обслуживать) многозначный термин. Экономика Тендер (торги) конкурсная форма проведения подрядных торгов. Тендер (извещение) извещение (уведомление) о намерении осуществить физическую поставку… … Википедия

    Предложение, поступающее при проведении торгов. нотис при поставке товара на фьючерской бирже. Словарь финансовых терминов. Тендер Тендер конкурсная форма проведения подрядных торгов; соревнование представленных претендентами оферт с точки зрения … Финансовый словарь

    1. ТЕНДЕР [тэ; дэ], а; м. [от англ. tend обслуживать] 1. Вагон специальной конструкции, сцепленный с паровозом и предназначенный для хранения запасов воды, топлива и размещения вспомогательных устройств. Паровозный т. Перебросить уголь из тендера … Энциклопедический словарь

    - (англ.). 1) особого устройства вагон, следующий непосредственно за локомотивом, с водою и дровами, необходимыми для потребления во время пути. 2) одномачтовое мореходное судно, провожающее линейный корабль и служащее для передачи приказаний.… … Словарь иностранных слов русского языка

    торги - Традиционная форма торговли, заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим наиболее выгодные условии. К публичным Т. и выставлению продукции на биржу прибегают, в основном, государственные и общественные учреждения. По существу Т.… … Справочник технического переводчика

    Англ. tender А. Письменное предложение, заявка, оферта о подписке на ценные бумаги, на торги. Б. Извещение о намерении поставить товар по срочному контракту. В. Предложение на поставку товара, оказание услуг в виде торгов. Г. Международные торги … Словарь бизнес-терминов

    Тендер - (англ. tender) 1) торги в форме аукциона или конкурса, проводимые, напр., в целях продажи товаров, распределения заказов на строительные работы, размещения ценных бумаг; 2) публичное письменное предложение, заявка … Энциклопедия права

    - (от англ. tend обслуживать) 1) конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые, для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа; 2) письменное предложение, заявление о подписке на ценные… … Экономический словарь электронная книга


Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.

Сегодня в тендерах участвуют многие отечественные и зарубежные компании. Подобная процедура выгодна как заказчикам, так и исполнителям. Первые находят наилучшее качество и цену товаров или услуг, вторые получают прибыль и завоевывают репутацию на рынке.

Тем не менее, некоторые фирмы все еще опасаются вступать в борьбу с конкурентами, поскольку не совсем осознают, что такое тендер и какую пользу он может принести.

Понятие «тендер» напрямую связано с английским словом tender «предложение» . В русской речи он имеет такие синонимы, как аукцион или конкурс. Впервые тендерная система появилась в США после Второй мировой войны и использовалась для выбора наилучшего исполнителя по восстановлению разрушенной инфраструктуры Европы.

В России нечто похожее на тендер было известно еще в XVII столетии, однако в современном понимании подобные мероприятия начали проводить только в 1980-х годах. Первое время они касались только строительной отрасли, а сейчас используются повсеместно во всех сферах хозяйственной деятельности.

Тендер – это конкурс исполнителей заказа, по результатам которого заказчик отбирает того, кто предложит наилучшие условия. Он может проводиться как на поставку товаров, так и на оказание услуг либо выполнение каких-то работ.

Заказчиком выступают государственные и частные организации, исполнителями – юридические и физические лица. Несмотря на широко распространенное мнение о «купленности» тендеров, в большинстве случаев они проводятся на принципах прозрачности и справедливости.


Классификация тендеров производится в зависимости от признаков, их отличающих. Так, закрытые торги характеризуются персональным приглашением каждого избранного участника. Иными словами, организатор тендера выбирает несколько компаний на основании их репутации и предлагает им принять участие в процедуре, при этом список участников не разглашается, дабы исключить возможный сговор между ними.

На открытых тендерах к участию приглашаются все желающие, а сообщение о мероприятии распространяется в СМИ и других информационных источниках.

По времени проведения существуют одноэтапные и двухэтапные тендеры. В первом случае исполнитель выбирается сразу же на основании предложенных условий. Во втором случае участники сначала предлагают свои услуги, не указывая при этом стоимости товаров.

После рассмотрения их заявок организатор может отсеять часть компаний, а также внести коррективы в конкурсную документацию. Исполнители, в свою очередь, дополняют этими изменениями свои документы и ко второму этапу подают заявку с указанием цены предложений.

Главная цель тендера для организатора – выбрать исполнителя, который подходит ему по всем параметрам. Другими словами, с помощью такой процедуры заказчик может получить лучший продукт по наиболее приемлемым ценам.


Для участников тендеры становятся прекрасной возможностью не только обеспечить себя работой и получить финансовую выгоду, но и заявить о себе на рынке, повысить имидж и обрести новых клиентов.

Для принятия участия в тендерах исполнителю для начала необходимо изучить требования заказчика и оценить свои силы и возможности. Внимание уделяется не только стоимости товара или работ, но и способам транспортировки продукции, условиям оплаты.

Далее нужно составить заявку на участие и подготовить пакет документов, куда входят анкета с информацией о компании, коммерческое предложение, пояснительная записка с финансовыми расчетами и список конкретных исполнителей или субподрядчиков.

Эта документация предоставляется организатору тендера, а тот взамен выдает бланк о получении документов и указывает точную дату проведения торгов.

Хотя нередко тендер и аукцион считают аналогичными понятиями, на самом деле между ними есть некоторые различия. Предметом продажи в аукционе является только товар, имеющий цену, тогда как в тендерах предметом могут выступать еще и работы или услуги.


На аукционах заказчик хочет продать продукцию по наилучшей цене, на тендерах же договор дополнительно предусматривает получение наилучших условий сделки. В тендерной системе заказчик может самостоятельно выбирать исполнителя, а на аукционных торгах у него связаны руки, так как он вынужден назначать победителем того, кто предлагает самую высокую цену.

Тендер – конкурентная борьба в условиях проведения конкурса за возможность предоставлять определенные услуги/выполнять работы/поставлять товар для конкурентного заказчика на определенных условиях, прописанных в конкурсе.

В действующих российских правовых актах понятие «тендер» и его различные производные (тендерная комиссия) не определены и используется такое понятие как «конкурс». Однако в деловом мире все используют термин «тендер», поэтому мы также будем использовать его.

Участники тендера предоставляют заказчику свои уникальные и максимально выгодные предложения, которые соответствуют всем правилам объявленного тендера. Вся информация по тендеру находится в свободном доступе, поэтому каждый участник может найти интересующую его информацию, касающуюся конкретного тендера.

Победу в тендере получает тот участник, который, по мнению заказчика, предоставил более выгодные условия выполнения работы/поставки товара и его документы в полном объеме соответствуют требованиям проводимого тендера.

Сегодня в рамках жесткой конкуренции в сфере предоставления услуг и не только довольно сложно найти потенциального заказчика, поэтому вопросы, связанные с проведением тендерных торгов на сегодняшний день очень актуальны, поскольку тендер является одним из самых простых и эффективных способов привлечения внимания заказчика.

После краткого обзора понятия «тендер» и процедуры его проведения, давайте более детально разберемся со всеми нюансами, касающимися тендеров.

Для чего нужны тендеры?

Благодаря таким торгам у маленьких/молодых компаний появляется возможность получить хорошую работу и заключить выгодный договор. Что касается заказчика, то у него есть отличная возможность среди массы заявок выбрать исполнителя, который по его мнению предоставляет самое выгодное предложение.

Существуют тендеры, которые отличаются источником финансирование, а именно: городские, областные, федеральные, муниципальные, государственные, международные.

Тендер, конкурс, аукцион. В чем разница?

Возможно, кто-то думал, что эти термины являются синонимами, однако это не так поскольку между всеми тремя понятиями существуют важные отличия, касающиеся предоставляемой информации участникам тендера/конкурса/аукциона. Участник аукциона имеет возможность видеть все предложения и цены по определенному аукциону его конкурентов. Что касается участников тендера, то у них такой возможности нет. Также участники аукциона могут изменить свое предложение, проанализировав предложения конкурентов. Участки тендеров предоставляют свое предложение, которое изменить нельзя.

Если говорить о конкурсе, то по сути это синоним слова «тендер», однако как уже говорилось ранее понятие «тендер» нельзя использовать в официальных документах, а понятие «конкурс» обозначено в Гражданском кодексе РФ.

Виды тендеров и способы их проведения

Существует такие виды тендеров:

  • закрытые;
  • открытые;
  • специализированные торги закрытого типа;
  • тендеры, состоящие из двух этапов;
  • запрос котировок;
  • закупка у одного поставщика.

Закрытые тендеры

Как можно догадаться из названия данный вид тендеров не рассчитан на широкую аудиторию, поэтому приглашения на участие и информация о результатах тендера не публикуются. Другими словами сам заказчик персонально приглашает каждого участника.

Первым этапом в проведении данного типа тендера является подбор и рассылка приглашений участникам закрытого тендера. Участник тендера подает запрос на тендерную документацию, предоставляемую заказчиком, после получения которой он оформляет все необходимые документы в соответствии с описанными требованиями. Если у участника появляются вопросы, то он может задать их заказчику в электронном виде. Заказчик обязан дать ответ на каждый поставленный вопрос.

За заказчиком закрепляется возможность внести коррективы в документацию тендера в любой момент, однако при внесении изменений он должен в обязательном порядке уведомить каждого участника.

Заказчик, получив все предложения, оценивает их и выбирает того исполнителя, который по его мнению предложил ему самые выгодные условия. По почте победитель тендера получает приглашение на подписание контракта. После того как договор с выбранным участником был подписан, оповещаются все остальные участники закрытого тендера.

Закрытые тендеры проводятся в основном тогда, когда заказчиком рассматривается закупка товаров с определенными/специфическими характеристиками/свойствами и данный товар может поставить лишь определенное количество компаний. В таком случае нет особого смысла проводить открытый тендер. Также закрытые тендеры могут проводиться, когда объем общей закупки довольно мал и нет смысла тратиться на проведение открытых торгов либо закупка того или иного товара носит сугубо конфиденциальный характер.

Важным моментом в проведении тендеров закрытого типа является то, что данного рода закупка в обязательном порядке согласовывается с органами государственной власти.

Преимущества:

  • требуется меньше денежных затрат, чем при проведении открытых тендеров;
  • экономия времени заказчика;
  • конфиденциальность.

Открытые тендеры

В открытом тендере могут принимать участие любые компании-участники. Зачастую такой вид тендеров используют для проведения государственных закупок, поскольку в торгах принимает огромное количество участников и есть возможность выбрать максимально выгодное предложение.

О проведении тендера обычно информируют через средства массовой информации, поскольку существует заинтересованность в привлечении большого количества участников.

Главным недостатком таких тендеров является срок проведения, поскольку тендерной комиссии придется обрабатывать массу заявок. Также проведение открытых торгов требует определенных финансовых затрат и человеческих ресурсов.

Специализированные торги закрытого типа

Данный вид тендера подразумевает под собой определенные ограничения, накладываемые на участников, например, наличие того или иного допуска, принадлежность к тому или иному государству и т.д.

Как правило, такие тендеры проводятся, когда точное количество участников не определенно или специфика работ по тендеру имеет сложный характер выполнения и требует определенной квалификации исполнителя. В таких торгах могут принимать участие лишь приглашенные компании.

Тендеры, состоящие из двух этапов

Данного рода тендеры проводят при довольно сложных закупках или при решении не тривиальных сложных технических вопросов.

На первом этапе заказчик составляет первоначальный вариант технического задания, на основании которого участники тендера готовят первоначальные тендерные заявки. В первоначальных заявках участники не указывают стоимость и другие коммерческие условия. Далее организатор тендера проводит некие переговоры, во время которых согласовываются различные варианты решения задачи, предлагаемые участниками. После проведения переговоров организатор составляет окончательный вариант технического задания.

На втором этапе участники, которые принимали участие в 1 этапе, подготавливают и подают заявки с техническими и коммерческими (ценами, сроки, графики платежей и т.д.) предложениями согласно окончательному техническому заданию. После получения всех заявок заказчик выбирает максимально выгодное предложение и заключает договор с выбранным участником.

Запрос котировок

Под запросом котировок подразумевается выбор поставщика продукции с примерно идентичными характеристиками, например, канцелярские товары. Как правило, победу отдают участнику, предложившему самую низкую стоимость.

Ограничения, накладываемые на данный вид тендера:

  • максимальная цена контракта — не более 500 000 рублей;
  • годовой объем закупок, производимый данным способом не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом, но не более 100 000 000 рублей/год.

Данный вид торгов можно провести за 12 дней. Для этого заказчик предоставляет универсальную форму котировочной заявки. Универсальная форма позволяет заказчику в короткие сроки произвести их сравнение и выбрать победителя.

Основными причинами отклонения котировочной заявки является: первое – предлагаемая Вами цена выше начальной, вторая – если Ваша заявка не соответствует извещению.

Если говорить о процедуре проведения такого рода торгов, то первоначально заказчик зачастую запрашивает конкретную модель, а не набор требуемых технических характеристик. Каждый поставщик в котировочной заявке указывает цену, по которой он готов поставить данную продукцию. Данную цену участник не может изменить как в аукционе, поэтому этот момент важно учитывать в процессе указания стоимости, поскольку, как говорилось ранее, победителя определяют по самой низкой цене.

Котировочную заявку Вы можете отправить по почте или в электронном виде. Если в электронном виде, тогда заявка должна быть подписана ЭЦП. О том, что Ваша заявка принята, Вам сообщат путем уведомлением на почту.

Закупка у одного поставщика

Данного вида торги производятся в следующих случаях:

  1. Поставщик товаров/услуг является монополистом в данной сфере;
  2. В случае, когда все участники отказались;
  3. Когда все заявки были исключены самим заказчиком.

Главной особенностью закупки у одного поставщика является прямое подписание контракта без проведения процедуры торгов с любым участником гражданских правоотношений, способным выполнить условия, прописанные в контракте.

При проведении таких торгов заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете о невозможности/нецелесообразности использования других способов определения исполнителя. Также в отчете заказчик должен обосновать цену контракта, основные особенности исполнителя. Все это делается для того, чтобы исключить коррупцию.

Тендерная документация

Тендерная документация представляет собой пакет документов, содержащий условия проведения торгов, информацию о тендере, положения будущего контракта. В основном пакет тендерных документов состоит из двух частей:

  • техническая (объект тендера, требования к товару/услуге, технические условия, нормы, общая информация, полный перечень пунктов контракта, инструкция для исполнителя, информационные карты, порядок подачи заявки, условия проведения торгов);
  • коммерческая (стоимость или условия ее формирования, график платежей, условия оплаты, источник финансирования, требования по страхованию, гарантии выплат).

Объем и состав тендерной документации напрямую зависит от объекта/услуги будущих торгов. За составление тендерной документации ответственность несет тендерная комиссия.

Правила участия в торгах

В тендерах могут участвовать как отечественные компании, так и иностранные. Существует единственное общее правило – предоставление документов на родном языке и на языке государства, представитель которого также участвует в тендере.

Основные правила:

  1. Подача заявки по образцу заказчика;
  2. Подав заявку, участник соглашается со всеми условиями тендера и обязуется их выполнять;
  3. Заявку необходимо подавать точно в срок, оговоренный условиями проведения тендера;
  4. Участник может отозвать свою заявку или внести в нее некие коррективы лишь тогда, когда установленный срок подачи заявок не истек.

Что входит в пакет документов для тендера?

Более точный и полный объем необходимых документов указывается заказчиком, однако существуют общие требования к предоставляемому пакету документов для участия в тендере, а именно:

  • заверенная печатью копия свидетельства государственной регистрации;
  • копия извещения о присвоении номера налогоплательщика;
  • копия Устава;
  • документы, подтверждающие финансовую самостоятельность участника (справка из банка, услугами которого пользуются при осуществлении деятельности);
  • справка из налоговых органов, подтверждающая отсутствие задолженностей;
  • бухгалтерский баланс за прошедший год и на дату подачи заявки;
  • обеспечение заявки (устанавливается заказчиком);
  • свидетельство дилера/официального представителя (в случае, если товар не собственного производства);
  • в случае если товар подлежит обязательной сертификации – сертификаты, декларации соответствия;
  • опись предоставляемых документов, заверенных руководителем компании.

Банковская гарантия

Поскольку проведение тендера довольно затратное процедура, наполненная массой финансовых рисков, особенно для заказчика, она требует тщательной подготовки и финансовой безопасности. Данного рода безопасность в состоянии обеспечить только банковская гарантия для тендеров. Банковская гарантия представляет собой документ, выдаваемый банком, подтверждающий тот факт, что в случае невыполнения исполнителем тендера условий торгов, заказчик получит гарантийную сумму от банка.

Исполнитель нарушает обязательства перед заказчиком тогда, когда:

  • после подписания контракта не выполняет/не качественно выполняет оговоренные условия;
  • после того как заказчик определил его победителем, отказывается подписывать договор;
  • отзывает/меняет условия своего предложения по тендеру после окончание срока подачи заявок.

Тендерная банковская гарантия дает возможность принимать участие в тендерах/конкурсах/аукционах. Также она выступает в качестве гарантии того, что победитель торгов выполнит свои обязательства по контракту. Срок ее действия ограничен моментом заключения контракта между заказчиком и победителем, а ее размер составляет не более 5% от суммы будущей сделки.

Существует банковская гарантия, обеспечивающая возврат авансовых платежей. Она предоставляется победителем торгов в том случае, когда предусматривается выдача авансов/предоплат суммой до 30% от стоимости контракта, поэтому прежде чем получить аванс, исполнитель должен предоставить заказчику документ, подтверждающий право требования заказчика на выплату банком гарантийной суммы.

Для оформления гарантии банку необходимо предоставить всего лишь уставные документы и документы, подтверждающие участие в тендере.

Тендерный кредит

Один из видов банковских кредитов, предоставляемый участникам в торгах для обеспечения заявки на участие в тендере/электронном аукционе/конкурсе.

Сегодня банки выдают два вида тендерных кредитов, отличающихся сроками договорных отношений с банком, а именно: с возобновляемой кредитной линией, единоразовые кредиты. Отличие между ними заключается лишь в том, что тендерный кредит с возобновляемой кредитной линией дает возможность участвовать в нескольких торгах в течение года.

Тендерный кредит дает возможность принимать участие одновременно в одних или нескольких торгах, не вынимая денежные средства из оборота компании. Также данный вид кредита позволяет участвовать в торгах с миллионами бюджетами.

Данный кредит выдается на следующих условиях:

  • срок – до 3 месяцев;
  • процент от 14 до 21 % (в зависимости от банка);
  • срок оформления – 9 дней;
  • стоимость – от 1 до 5 % (в зависимости от срока и суммы).

Кредит или гарантия?

Банковская гарантия является более удобным и финансово выгодным вариантом, чем кредит, поскольку требует меньших денежных затрат и оформляется в течение несколько дней. Участник, воспользовавшийся тендерной гарантией, может не заботиться о подготовке к проверке своей компании для получения кредита, о залоговых средствах для банка, о сборе средств для погашения кредита.

Банковскую гарантию, как правило, предоставляют самые надежные банки, имеющие большую и безупречную репутацию, поэтому финансовые риски клиента сводятся к нулю.

Что нужно знать о тендерах, чтобы успешно участвовать в них?

  1. Обеспечение заявки – главное условие того, что Ваша заявка на участие в торгах будет принята;
  2. Необходимо тщательно изучить требования заказчика для того, чтобы правильно составить документацию по тендеру;
  3. Предоставлять заказчику действительные данные/технические характеристики по той или иной услуге/товару;
  4. Взвешенно оценивать свой финансовый и экономический потенциал.

Залог выигрыша в тендере

Первая ступень к успешному участию в тендере – трезвый действительный расчет финансовых возможностей. Он приобретается с опытом участия в тендерах. Чем больше Вы принимаете участие в различных тендерах, тем быстрее Вы выиграете в будущем тендере, опираясь на полученный отрицательный/положительный опыт и ранее допущенные ошибки.

Вторая ступень – качественность и правильность составления документации для участия в тендере. Примерно 25-40 % претендентов отсеиваются именно из-за некорректного составления тендерной заявки. Заявка должна быть составлена простым языком, на 100% соответствовать требования торгов и содержать только те характеристики товара/услуги, которые интересуют заказчика.

Третья ступень — гарантии. Хорошим стимулом для заказчика заключить с Вами договор являются гарантийные обязательства, поэтому стоит позаботиться об этом пункте в Вашем тендерном предложении. Таким пунктом Вы привлечете внимание заказчика и заслужите репутацию надежной компании.

Если Вы первый раз столкнулись с участием в тендере и не уверены в своих силах, лучше всего обратиться за помощью к опытным специалистам, которые имеют опыт в данных торгах. Однако, даже если первые торги закончатся фиаско, важно понимать, что успех в тендерных торгах приходит с опытом.