Время календарь юлианский и григорианский. Переход на григорианский календарь в России – это хорошо или плохо

Для всех нас календарь является вещью привычной и даже обыденной. Это древнейшее изобретение человека фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века.

Лунный календарь

За одни сутки Земля совершает один полный оборот вокруг собственной оси. За год она проходит один раз вокруг Солнца. Солнечный или длится триста шестьдесят пять суток пять часов сорок восемь минут сорок шесть секунд. Следовательно, целого числа суток не существует. Отсюда сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени.

Древние римляне, греки пользовались удобным и простым календарем. Возрождение Луны происходит с интервалом в 30 суток, а если быть точными, в двадцать девять суток двенадцать часов и 44 минуты. Именно поэтому счет дням, а затем и месяцам можно было вести по изменениям Луны.

Вначале в этом календаре было десять месяцев, которые были названы в честь римских богов. С третьего века до в древнем мире использовался аналог, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, который давал погрешность в величине солнечного года в один день.

В Египте пользовались солнечным календарем, составленном на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней. По его истечении добавлялось еще пять дней. Это формулировалось как «в честь рождения богов».

История юлианского календаря

Дальнейшие изменения произошли в сорок шестом году до н. э. Император Древнего Рима Юлий Цезарь по египетскому образцу ввел юлианский календарь. В нем за величину года принимался солнечный год, который был немного больше астрономического и составлял триста шестьдесят пять суток и шесть часов. Первое января стало началом года. Рождество по юлианскому календарю стали отмечать седьмого января. Так произошел переход на новое летоисчесление.

В благодарность за реформу сенат Рима переименовал месяц Квинтилис, когда был рожден Цезарь, в Юлиус (теперь это июль). Через год император был убит, а римские жрецы то ли от незнания, то ли намеренно вновь начали путать календарь и стали объявлять каждый наступающий третий год високосным. В результате с сорок четвертого по девятый год до н. э. вместо девяти было объявлено двенадцать високосных лет.

Спас положение император Октивиан Август. По его распоряжению в последующие шестнадцать лет високосных годов не было, и ритм календаря был восстановлен. В его честь месяц Секстилис был переименован в Августус (август).

Для Православной Церкви была очень важна единовременность церковных праздников. Дата празднования Пасхи обсуждалась на Первом и этот вопрос стал одним из главных. Установленные на этом Соборе правила точного расчета данного торжества не могут быть изменены под страхом анафемы.

Григорианский календарь

Глава Католической церкви папа Григорий Тринадцатый в 1582 году утвердил и ввел новый календарь. Он был назван "григорианским". Казалось бы, всем хорош был юлианский календарь, по которому Европа прожила более шестнадцати веков. Однако Григорий Тринадцатый посчитал, что реформа необходима для определения более точной даты празднования Пасхи, а также для того, чтобы день вновь вернулся к двадцать первому марта.

В 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе осудил принятие григорианского календаря как нарушающего богослужебный цикл и подвергающего сомнению каноны Вселенских Соборов. Действительно, в некоторые годы он нарушает основное правило празднования Пасхи. Бывает, что Светлое Воскресенье католическое приходится по времени раньше Пасхи иудейской, а это канонами церкви не допускается.

Летоисчисление на Руси

На территории нашей страны, начиная с десятого века, Новый год праздновали первого марта. Через пять веков, в 1492 году, в России начало года перенесли, согласно церковным традициям, на первое сентября. Так продолжалось более двухсот лет.

Девятнадцатого декабря семь тысяч двести восьмого года царь Петр Первый издал указ о том, что юлианский календарь в России, принятый от Византии вместе с крещением, по-прежнему оставался действующим. Изменилась дата начала года. Она была официально утверждена на территории страны. Новый год по юлианскому календарю надлежало отмечать первого января «от Рождества Христова».

После революции четырнадцатого февраля тысяча девятьсот восемнадцатого года в нашей стране были введены новые правила. Григорианский календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три Именно его стали придерживаться.

Чем же отличаются юлианский и григорианский календари? Разница между в исчислении високосных лет. С течением времени она увеличивается. Если в шестнадцатом веке она составляла десять дней, то в семнадцатом она увеличилась до одиннадцати, в восемнадцатом столетии она уже была равна двенадцати дням, тринадцати в двадцатом и двадцать первом веках, а к двадцать второму веку эта цифра достигнет четырнадцати дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - григорианским.

Часто можно слышать вопрос о том, почему весь мир отмечает Рождество двадцать пятого декабря, а мы - седьмого января. Ответ совершенно очевиден. Православная русская церковь отмечает Рождество по юлианскому календарю. Это касается и других крупных церковных праздников.

Сегодня юлианский календарь в России называют «старым стилем». В настоящее время область его применения весьма ограничена. Им пользуются некоторые Православные Церкви - Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Русская. Кроме того, юлианский календарь применяется в некоторых православных монастырях Европы и США.

в России

В нашей стране вопрос о реформе календаря поднимался неоднократно. В 1830 году его ставила Российская Академия наук. Князь К.А. Ливен, занимавший в то время пост министра просвещения, счел это предложение несвоевременным. Только после революции вопрос был вынесен на заседание Совнаркома Российской Федерации. Уже 24 января Россия приняла календарь григорианский.

Особенности перехода на григорианский календарь

Православным христианам введение властью нового стиля доставило определенные трудности. Новый год оказался смещенным в когда любое веселье не приветствуется. Более того, 1 января - день памяти святого Вонифатия, покровительствующего всем, желающим отказаться от пьянства, а наша страна отмечает этот день с бокалом в руках.

Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства

Оба они состоят из трехсот шестидесяти пяти дней в обычный год и трехсот шестидесяти шести в год високосный, имеют 12 месяцев, 4 из которых по 30 дней и 7 по 31 дню, февраль - либо 28, либо 29. Разница заключается только в периодичности наступления високосных лет.

По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые три года. В этом случае получается, что календарный год длиннее астрономического на 11 минут. Другими словами, через 128 лет появляется лишний день. Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Исключение составляют те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Исходя из этого, лишние сутки появляются лишь через 3200 лет.

Что нас ожидает в будущем

В отличие от григорианского, юлианский календарь более простой для летоисчесления, но он опережает год астрономический. Основой первого стал второй. По мнению Православной церкви, календарь григорианский нарушает очередность многих библейских событий.

В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют первый из них, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а восьмого января, а с девять тысяч девятьсот первого года празднование будет происходить уже восьмого марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать двадцать пятому декабря.

В странах, где к началу двадцатого века применялся юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий, которые произошли после пятнадцатого октября тысяча пятьсот восемьдесят второго года, номинально отмечают в те же числа, когда они случились.

Последствия календарных реформ

В настоящее время григорианский календарь достаточно точен. По мнению многих специалистов, он не нуждается в изменениях, однако вопрос о его реформе обсуждается уже несколько десятилетий. При этом речь идет не о введении нового календаря или каких-либо новых приемах учета високосных лет. Речь идет о перегруппировании дней в году таким образом, чтобы начало каждого года выпадало на один день, например на воскресенье.

Сегодня календарные месяцы насчитывают от 28 до 31 дня, длина квартала колеблется от девяноста до девяноста двух суток, причем первое полугодие короче второго на 3-4 дня. Это осложняет работу финансовых и планирующих органов.

Какие существуют новые проекты календарей

На протяжении последних ста шестидесяти лет предлагались различные проекты. В 1923 году был создан комитет по календарной реформе при Лиге Наций. После окончания второй мировой войны данный вопрос был передан в Экономический и Социальный комитет при ООН.

Несмотря на то, что их достаточно много, предпочтение отдается двум вариантам - 13-месячному календарю французского философа Огюста Конта и предложению астронома из Франции Г. Армелина.

В первом варианте месяц всегда начинается в воскресенье, а завершается в субботу. В году один день вообще не имеет названия и вставляется в конце последнего тринадцатого месяца. В високосном году такой день появляется в шестом месяце. По мнению специалистов, этот календарь имеет много существенных недостатков, поэтому больше внимания уделяется проекту Гюстава Армелина, согласно которому, год состоит из двенадцати месяцев и четырех кварталов по девяноста одному дню.

В первом месяце квартала тридцать один день, в двух последующих - по тридцать. Первое число каждого года и квартала начинается в воскресенье и завершается в субботу. В обычном году один дополнительный день прибавляется после тридцатого декабря, а в високосном - после 30 июня. Данный проект был одобрен Францией, Индией, Советским Союзом, Югославией и некоторыми другими странами. Долгое время Генеральная Ассамблея оттягивала утверждение проекта, а в последнее время эта работа в ООН прекратилась.

Вернется ли Россия к "старому стилю"

Иностранцам довольно трудно объяснить, что значит понятие "Старый Новый Год", почему мы празднуем Рождество позже европейцев. Сегодня появляются желающие осуществить в России переход на юлианский календарь. Причем инициатива исходит от вполне заслуженных и уважаемых людей. По их мнению, 70% российских православных россиян вправе жить по календарю, которым пользуется Русская Православная Церковь.

С 46 года до нашей эры, в большинстве стран мира, использовался юлианский календарь. Однако, в 1582 г. по решению папы Григория XIII он был заменен на григорианский. В том году следующим днем после четвертого октября стало не пятое, а пятнадцатое октября. Сейчас григорианский календарь официально принят во всех странах, кроме Таиланда и Эфиопии.

Причины принятия григорианского календаря

Основной причиной для введения новой системы летоисчисления стало перемещение дня весеннего равноденствия, в зависимости от которого определялась дата празднования христианской Пасхи. Из-за расхождений между юлианским и тропическим календарем (тропический год – это отрезок времени, за который солнце завершает один цикл смены времён года), день весеннего равноденствия постепенно смещался на все более ранние даты. В момент введения юлианского календаря, он приходился на 21 марта, как по принятой календарной системе, так и по факту. Но к XVI веку, разница между тропическим и юлианским календарем составила уже около десяти суток. В результате, день весеннего равноденствия приходился уже не на 21, а на 11 марта.

Ученые обратили внимание на вышеописанную проблему задолго до принятия григорианской системы летоисчисления. Еще в XIV веке Никифор Григора, ученый из Византии, сообщил об этом императору Андронику II. По мнению Григоры, необходимо было пересмотреть существовавшую на тот момент календарную систему, поскольку в противном случае дата празднования Пасхи продолжала бы сдвигаться на все более позднее время. Однако, император не стал предпринимать каких-либо действий для устранения этой проблемы, опасаясь протеста со стороны церкви.

В дальнейшем, о необходимости перехода на новую календарную систему говорили и другие деятели науки из Византии. Но календарь продолжал оставаться неизменным. И не только из-за страха правителей вызвать возмущение у священнослужителей, но и потому, что чем дальше отодвигалась христианская Пасха, тем меньше у нее было шансов совпасть с Пасхой иудейской. Это было недопустимо по церковным канонам.

К XVI веку проблема стала настолько актуальной, что необходимость ее решения уже не вызывала сомнений. В результате папа Григорий XIII собрал комиссию, которой было поручено произвести все необходимые исследования и создать новую календарную систему. Полученные результаты были отображены в булле «Среди важнейших». Именно она стала документом, с которой началось принятие новой календарной системы.

Главным недостатком юлианского календаря является его недостаточная точность по отношению к тропическому календарю. В юлианском календаре, високосными считаются все годы, которые делятся на 100 без остатка. В результате с каждым годом разница с тропическим календарем возрастает. Примерно через каждые полтора столетия она увеличивается на 1 день.

Григорианский календарь гораздо более точен. В нем меньше високосных лет. Високосными в этой системе летоисчисления считаются годы, которые:

  1. без остатка делятся на 400;
  2. без остатка делятся на 4, но при этом без остатка не делятся на 100.

Таким образом, 1100 или 1700 годы в юлианском календаре считаются високосными, поскольку они делятся на 4 без остатка. В григорианском же календаре, из уже прошедших, после его принятия, високосными считаются 1600 и 2000 годы.

Сразу после введения новой системы удалось устранить разницу между тропическим и календарным годом, которая составляла на тот момент уже 10 суток. В противном случае из-за погрешностей в расчетах лишний год набегал бы каждые 128 лет. В григорианском календаре лишний день набегает лишь каждые 10 000 лет.

Далеко не во всех современных государствах новая система летоисчисления была принята сразу. Первыми на нее перешли католические государства. В этих странах григорианский календарь был официально принят либо в 1582 году, либо в скором времени после указа папы Григория XIII.

В ряде государств переход на новую календарную систему был сопряжен с народными волнениями. Наиболее серьезные из них имели место в Риге. Они продолжались целых пять лет – с 1584 по 1589 гг.

Не обошлось и без курьезных ситуаций. Так, к примеру, в Голландии и Бельгии из-за официального принятия нового календаря после 21 декабря 1582 г. наступило 1 января 1583 года. В результате жители этих стран остались в 1582 году без Рождества.

Россия приняла григорианский календарь одной из последних. Новая система была официально введена на территории РСФСР 26.01.1918 г. декретом Совнаркома. В соответствии с этим документом, сразу после 31 января того года на территории государства наступило 14 февраля.

Позже, чем в России, григорианский календарь был введен лишь в немногих странах, среди которых – Греция, Турция и Китай.

После официального принятия новой системы летоисчисления, папа Григорий XIII отправил в Константинополь предложение о переходе на новый календарь. Однако, она была встречена отказом. Основной ее причиной было несоответствие календаря канонам празднования Пасхи. Однако в дальнейшем большинство православных церквей все же перешли на григорианский календарь.

На сегодняшний день только четыре православных церкви пользуются юлианским календарем: русская, сербская, грузинская и иерусалимская.

Правила указания дат

В соответствии с общепринятым правилом, даты, пришедшиеся на промежуток между 1582 годом и моментом принятия григорианского календаря в стране, указываются как по старому, так и по новому стилю. При этом новый стиль указывается в кавычках. Более ранние даты указываются в соответствии с пролептическим календарем (т. е. календарем, используемым для обозначения более ранних дат, нежели дата появления календаря). В странах, где был принят юлианский календарь, даты до 46 года до н. э. указываются по пролептическому юлианскому календарю, а там, где его не было – по пролептическому григорианскому.

— система счисления больших промежутков времени, основан на периодичности видимых движений небесных тел.

Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный (тропический) год — промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия.

Тропический год составляет приблизительно 365,2422 средних солнечных суток.

К солнечному календарю относятся юлианский календарь, григорианский календарь и некоторые другие.

Современный календарь называется григорианским (новый стиль), он был введен папой Григорием XIII в 1582 году и заменил юлианский календарь (старый стиль), который применялся с 45 века до нашей эры.

Григорианский календарь является дальнейшим уточнением юлианского календаря.

В юлианском календаре , предложенном Юлием Цезарем, средняя длительность года в интервале четырех лет равнялась 365,25 суток, что на 11 минут 14 секунд длиннее тропического года. С течением времени наступление сезонных явлений по юлианскому календарю приходилось на все более ранние даты. Особенно сильное недовольство вызывало постоянное смещение даты Пасхи, связанной с весенним равноденствием. В 325 году Никейский собор издал декрет о единой дате Пасхи для всей христианской церкви.

© Public Domain

© Public Domain

В последующие столетия было внесено много предложений по усовершенствованию календаря. Предложения неаполитанского астронома и врача Алоизия Лилия (Луиджи Лилио Джиральди) и баварского иезуита Кристофера Клавия были одобрены папой Григорием XIII. Он издал 24 февраля 1582 буллу (послание), вводящую два важных дополнения в юлианский календарь: из календаря 1582 года изымалось 10 суток — после 4 октября сразу следовало 15 октября. Эта мера позволила сохранить 21 марта как дату весеннего равноденствия. Кроме того, три из каждых четырех вековых лет следовало считать обычными и только те, которые делятся на 400, — високосными.

1582 год стал первым годом григорианского календаря, называемого новым стилем.

Григорианский календарь в разных странах был введен в различное время . Первыми в 1582 году на новый стиль перешли Италия, Испания, Португалия, Польша, Франция, Голландия и Люксембург. Затем в 1580-х годах он был введен в Австрии, Швейцарии, Венгрии. В XVIII веке григорианский календарь стал применяться в Германии, Норвегии, Дании, Великобритании, Швеции и Финляндия, в XIX веке — в Японии. В начале XX века григорианский календарь был введен в Китае, Болгарии, Сербии, Румынии, Греции, Турции и Египте.

На Руси вместе с принятием христианства (X век) утвердился юлианский календарь . Поскольку новая религия была заимствована из Византии, счет лет велся по константинопольской эре "от сотворения мира" (за 5508 лет до н. э.). Указом Петра I в 1700 году в России было введено европейское летоисчисление — "от Рождества Христова".

19 декабря 7208 года от сотворения мира, когда был издан реформационный указ, в Европе соответствовало 29 декабря 1699 года от Рождества Христова по григорианскому календарю.

Вместе с тем в России был сохранен юлианский календарь . Григорианский календарь был введен после Октябрьской революции 1917 года — с 14 февраля 1918 года. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.

Разница между старым и новым стилями составляет 11 суток для XVIII века, 12 суток для XIX века, 13 суток для XX и XXI веков, 14 суток для XXII века.

Хотя Григорианский календарь вполне согласуется с природными явлениями, он тоже не абсолютно точен. Длина года в григорианском календаре на 26 секунд длиннее тропического года и накапливает ошибку — 0,0003 дня в год, что составляет три дня за 10 тысяч лет. Григорианский календарь также не учитывает замедление вращения Земли, удлиняющее день на 0,6 секунды за 100 лет.

Современная структура григорианского календаря также не вполне соответствует потребностям общественной жизни. Главным среди его недостатков является переменность количества дней и недель в месяцах, кварталах и полугодиях.

Существуют четыре основные проблемы григорианского календаря:

— Теоретически гражданский (календарный) год должен иметь ту же продолжительность, что и астрономический (тропический) год. Однако это невозможно, поскольку тропический год не содержит целого числа суток. Из-за необходимости время от времени добавлять в год дополнительные сутки существует два типа годов — обычный и високосный. Поскольку год может начинаться с любого дня недели, это дает семь типов обычных и семь типов високосных лет — всего 14 типов лет. Для их полного воспроизведения нужно ждать 28 лет.

— Продолжительность месяцев различна: они могут содержать от 28 до 31 дня, и эта неравномерность приводит к определенным трудностям в экономических расчетах и статистике.|

— Ни обычный, ни високосный годы не содержат целого числа недель. Полугодия, кварталы и месяцы также не содержат целого и равного количества недель.

— От недели к неделе, от месяца к месяцу и от года к году изменяется соответствие дат и дней недели, поэтому трудно устанавливать моменты различных событий.

В 1954 и в 1956 годах проекты нового календаря обсуждались на сессиях Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), однако окончательное решение вопроса было отложено.

В России Государственную думу был , предлагающий вернуть в стране с 1 января 2008 года летоисчисление по юлианскому календарю. Депутаты Виктор Алкснис, Сергей Бабурин, Ирина Савельева и Александр Фоменко предложили установить переходный период с 31 декабря 2007 года, когда в течение 13 дней летоисчисление будет осуществляться одновременно по юлианскому и григорианскому календарям. В апреле 2008 года законопроект был отклонен большинством голосов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Юлианский календарь

Юлианский календарь - календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем в 45 году до н.э..

Юлианский календарь реформировал устаревший римский календарь и основывался на культуре летосчисления Древнего Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона».

Год по юлианскому календарю начинается 1 января, так как именно в этот день с 153 год до н. э. избранные комициями консулы вступали в должность. В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день - 29 февраля (ранее аналогичная система была принята в зодиакальном календаре по Дионисию). Таким образом, юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.

365,24 = 365 + 0,25 = 365 + 1 / 4

Юлианский календарь в России обычно называют старым стилем .

Ежемесячные праздники в римском календаре

Календарь основывался на статических ежемесячных праздниках. Первым праздником, с которого начинался месяц, были календы. Следующим праздником, попадавшим на 7 число (в марте, мае, июле и октябре) и на 5 число остальных месяцев, были ноны. Третьим праздником, попадавшим на 15 число (в марте, мае, июле и октябре) и 13 число остальных месяцев, были иды.

Месяцы

Существует мнемоническое правило запоминания количества дней в месяце: руки складывают в кулаки и, идя слева направо от косточки мизинца левой руки к указательному пальцу, поочерёдно касаясь косточек и ямок, перечисляют: «январь, февраль, март…». Февраль придётся запомнить отдельно. После июля (косточка указательного пальца левой руки) надо перейти на косточку указательного пальца правой руки и продолжить счёт к мизинцу, начиная с августа. На косточках - 31, между - 30 (в случае февраля - 28 или 29).

Вытеснение григорианским календарём

Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Наиболее заметна разница весной и осенью вблизи дней равноденствия, когда скорость изменения продолжительности суток и положения солнца максимальна. Во многих храмах, по замыслу создателей в день весеннего равноденствия солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха, уже не попадает на прежнее место. После долгого обсуждения этой проблемы в 1582 году юлианский календарь в католических странах постановлением папы Григория XIII был заменён на более точный календарь. При этом следующий день после 4 октября был объявлен 15 октября. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков; последними были Великобритания (1752 год) и Швеция.

В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, принятым 24 января 1918 года; в православной Греции - в 1923 году. Григорианский календарь часто называют новым стилем .

Юлианский календарь в православии

В настоящее время юлианский календарь используют лишь некоторые поместные православные церкви: Иерусалимская, Русская, Сербская, Грузинская, Украинская.

Кроме того, его придерживаются некоторые монастыри и приходы и в других странах Европы, а также в США, монастыри и иные учреждения Афона (Константинопольский патриархат), греческие старостильники (в расколе) и иные старостильники-раскольники, не принявшие перехода на новоюлианский календарь в Элладской церкви и других церквах в 1920-е годы; а также ряд монофизитских церквей, в том числе в Эфиопии.

Однако все принявшие новый календарь православные церкви, кроме Финляндской церкви, по-прежнему исчисляют день празднования Пасхи и праздники, даты которых зависят от даты Пасхи, по Александрийской пасхалии и юлианскому календарю.

Различие между юлианским и григорианским календарями

Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за разных правил определения високосных годов: в юлианском календаре високосными являются все годы, кратные 4, тогда как в григорианском календаре год является високосным, если он кратен 400, либо кратен 4 и при этом не кратен 100. Скачок происходит в завершающий год века (см. Високосный год).

Разница между григорианским и юлианским календарями (даты даны по григорианскому календарю; 15 октября 1582 года соответствует 5 октября по юлианскому календарю; прочие даты начала периодов соответствуют юлианскому 29 февраля, даты окончания - 28 февраля).

Разница дат юлианского и григорианского календарей:

Век Разница, дней Период (по юлианскому календарю) Период (по григорианскому календарю)
XVI и XVII 10 29.02.1500-28.02.1700 10.03.1500-10.03.1700
XVIII 11 29.02.1700-28.02.1800 11.03.1700-11.03.1800
XIX 12 29.02.1800-28.02.1900 12.03.1800-12.03.1900
XX и XXI 13 29.02.1900-28.02.2100 13.03.1900-13.03.2100
XXII 14 29.02.2100-28.02.2200 14.03.2100-14.03.2200
XXIII 15 29.02.2200-28.02.2300 15.03.2200-15.03.2300

Не следует смешивать перевод (пересчёт) реальных исторических дат (событий в истории) на другой календарный стиль с пересчётом (для удобства пользования) на другой стиль юлианского церковного месяцеслова, в котором все дни празднований (памяти святых и другое) фиксированы как юлианские - безотносительно к тому, какой григорианской дате соответствовал конкретный праздничный или памятный день. В связи с нарастающим изменением разницы между юлианским и григорианским календарями, использующие юлианский календарь православные церкви, начиная с 2101 года, будут праздновать Рождество не 7 января, как в XX-XXI веках, а 8 января (в переводе на новый стиль), а, например, с 9997 года Рождество будет праздноваться уже 8 марта (по новому стилю), хотя в их литургическом календаре данный день будет по-прежнему помечен как 25 декабря (по старому стилю). Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде стран, где до начала XX века был в ходу юлианский календарь (например в Греции) даты исторических событий, произошедших до перехода на новый стиль, продолжают отмечать в те же числа (номинально), в которые они произошли по юлианскому календарю (что, среди прочего, отражено в практике греческого раздела Википедии).

Из книги Мифологический мир Ведизма [Песни птицы Гамаюн] автора Асов Александр Игоревич

КАЛЕНДАРЬ 25 Декабря. Коляда. Зимнее солнцестояние. Согласно астрономическим данным, наступает 21(22) декабря. (Клубок четырнадцатый.) По римскому календарю, известному и в Древней Руси, от Коляды Календ брал начало Новый год. Далее – святки. Замещен Рождеством Христовым.

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Ацтеки [Быт, религия, культура] автора Брэй Уорвик

Из книги Древний Рим. Быт, религия, культура автора Коуэл Франк

КАЛЕНДАРЬ Хотя римляне считали года начиная с первого года мифического основания города Ромулом, первым римским царем, что произошло, как нам известно, в 753 году до н. э., они запоминали события не по пронумерованным годам, а по именам двух консулов, которые управляли

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Праздники и календарь Во все времена и во всех обществах люди устраивали в честь богов праздники; устанавливались специальные дни, когда в душе должно было царить только религиозное чувство и человек не отвлекался на мысли о земных делах и заботах. Часть дней из тех,

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

Из книги О календаре. Новый и старый стиль автора

Календарь В православии все посты делятся на 2 большие группы:- многодневные посты;- однодневные посты.К многодневным постам относятся 4 поста:- Великий пост;- Апостольский пост;- Успенский пост;- Рождественский пост.К однодневным постам относятся:- посты по

Из книги Иудаизм автора Курганова У.

1. Что такое юлианский календарь? Юлианский календарь был введен Юлием Цезарем в 45 г. до н.э. Он повсеместно использовался до 1500–х годов, когда многие страны начали переходить на григорианский календарь (см. раздел 2). Однако некоторые страны (например, Россия и Греция)

Из книги Кулинарная книга-календарь православных постов. Календарь, история, рецепты, меню автора Жалпанова Линиза Жувановна

15. Что такое Юлианский период? Юлианский период (и номер юлианского дня) не следует путать с юлианским календарем.Французский ученый Иозеф Юстус Скалигер (1540–1609) захотел присвоить положительный номер каждому году, чтобы не путаться с обозначениями BC/AD. Он изобрел то, что

Из книги Приход № 12 (ноябрь 2014). Казанская икона Божьей Матери автора Коллектив авторов

Еврейский календарь Как уже говорилось, иудаизм во многом является религией поведения, и соблюдение праздников во многом служит доказательством веры. Понятие «еврейские праздники» и понятие «праздники иудаизма» практически означают одно и то же. Для евреев история

Из книги Приход № 13 (декабрь 2014). Введение во Храм автора Коллектив авторов

Календарь В православии все посты делятся на 2 большие группы:– многодневные посты;– однодневные посты.К многодневным постам относятся 4 поста:– Великий пост;– Апостольский пост;– Успенский пост;– Рождественский пост.К однодневным постам относятся:– посты по

Из книги От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти автора Данилова Анна Александровна

Календарь Празднование Казанской иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году) Юрий Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент СПбГУЕсли октябрь ассоциируется у нас с праздником Покрова, то ноябрь, без сомнения, – с

Из книги автора

Календарь Юрий Рубан, кандидат исторических наук, кандидат богословия, доцент СПбГУЛистая декабрьские страницы Православного календаря (декабря по новому стилю, по которому мы реально живем), невольно задерживаешь взгляд на имени апостола Андрея (13 декабря). Как и в

Из книги автора

Календарь Одна из самых страшных вещей – это ежедневники, электронные напоминалки и электронная почта.День похорон, а у Толика в календаре выскакивает напоминание – оплатить поездку на море. Наутро после похорон приходит письмо с подтверждением брони на любимый

Григорианский календарь

Этот калькулятор позволяет перевести дату с Юлианского на Григорианский календарь, а также расчитать дату православной Пасхи по старому стилю

* для расчета пасхи по новому стилю необходимо полученную по старому стилю дату ввести в форму для расчета

Исходную дату по старому стилю
(по Юлианскому календарю):
января февраля марта апреля мая июня июля августа сентября октября ноября декабря года

на новый (Григорианский) календарь

(поправка +13 дн. к Юлианскому календарю)

2019 год невисокосный

В 2019 году православная Пасха выпадает на 15 апреля (по Юлианскому календарю)

Расчет даты православной пасхи выполняется по алгоритму Карла Фридриха Гаусса

Недостатки юлианского календаря

В 325 г. н. э. состоялся Никейский церковный собор. На нем был принят для всего христианского мира юлианский календарь, по которому в то время весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. Для церкви это был важный момент в определении времени празднования пасхи - одного из важнейших религиозных праздников. Принимая юлианский календарь, церковники полагали, что он является идеально точным. Однако в нем, как мы знаем, за каждые 128 лет накапливается ошибка в одни сутки.

Ошибка юлианского календаря привела к тому, что действительное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным. Момент равенства дня и ночи переходил на все более ранние числа: сначала на 20 марта, затем на 19, 18 и т. д. Ко второй половине XVI в. ошибка составила 10 дней: по юлианскому календарю момент равноденствия должен был наступать 21 марта, а в действительности он наступал уже 11 марта.

История григорианской реформы.

Неточность юлианского календаря была обнаружена в первой четверти XIV в. Так, в 1324 г. византийский ученый Никифор Григора обратил внимание императора Андроника II на то, что весеннее равноденствие уже не приходится на 21 марта и, значит, пасха будет постепенно отодвигаться на более позднее время. Поэтому он считал необходимым исправить календарь и вместе с ним расчет пасхалий. Однако император отклонил предложение Григора, считая реформу практически неосуществимой из-за невозможности достигнуть на этот счет соглашения между отдельными православными церквами.

На неточность юлианского календаря указывал и греческий ученый Матвей Властарь, живший в Византии в первой половине XIV в. Однако он не считал нужным вносить исправления, так как видел в этом некоторое «преимущество», состоящее в том, что запаздывание православной пасхи избавляет ее от совпадения с еврейской пасхой. Одновременное их празднование запрещалось постановлениями некоторых «Вселенских» соборов и различными церковными канонами.

Интересно отметить, что в 1373 г. византийский ученый Исаак Аргир, более глубоко понимавший необходимость исправления юлианского календаря и правил расчета пасхалий, считал такое мероприятие бесполезным. Причина такого отношения к календарю объяснялась тем, что Аргир был глубоко уверен в предстоящем через 119 лет «светопреставлении» и конце мира, так как исполнится 7000 лет «со дня сотворения мира». Стоит ли заниматься реформой календаря, если для жизни всего человечества осталось так мало времени!

Необходимость реформы юлианского календаря понимали и многие представители католической церкви. В XIV в. за исправление календаря высказывался папа Климент VI.

В марте 1414 г. календарный вопрос обсуждался по инициативе кардинала Пьера д′Альи. Недостатки юлианского календаря и неточность существующих пасхалий были предметом обсуждения на Базельском соборе в марте 1437 г. Здесь со своим проектом выступил выдающийся философ и ученый эпохи Возрождения Николай Кузанский (1401-1464), один из предшественников Коперника.

В 1475 г. папа Сикст IV начал подготовку к реформе календаря и исправлению пасхалий. Для этой цели он пригласил в Рим выдающегося немецкого астронома и математика Региомонтана (1436-1476). Однако неожиданная смерть ученого вынудила папу отложить осуществление своего намерения.

В XVI в. вопросами реформы календаря занимались еще два «вселенских» собора: Латеранский (1512- 1517) и Тридентский (1545-1563). Когда в 1514 г. Латеранский собор создал комиссию по реформе календаря, то римская курия пригласила тогда уже известного в Европе польского астронома Николая Коперника (1473-1543) приехать в Рим и принять участие в работе календарной комиссии. Однако Коперник уклонился от участия в комиссии и указал на преждевременность такой реформы, так как, по его мнению, к этому времени не была установлена достаточно точно продолжительность тропического года.

Григорианская реформа. К середине XVI в. вопрос о реформе календаря получил настолько широкое распространение и важность его решения оказалась столь необходимой, что откладывать этот вопрос дальше было признано нежелательным. Вот почему в 1582 г. римский папа Григорий XIII создал специальную комиссию, в состав которой ввел Игнатия Данти (1536-1586) - известного в то время профессора астрономии и математики Болонского университета. Этой комиссии было поручено разработать проект новой календарной системы.

После ознакомления со всеми предложенными вариантами нового календаря комиссия одобрила проект, автором которого являлся итальянский математик и врач Луиджи Лилио (или Алоизий Лилий, 1520-1576), преподаватель медицины университета города Перуджи. Этот проект в 1576 г. опубликовал брат ученого - Антонио Лилио, еще при жизни Луиджи принимавший активное участие в разработке нового календаря.

Проект Лилио был принят папой Григорием XIII. 24 февраля 1582 г. он издал специальную буллу (рис. 11), по которой счет дней был передвинут на 10 суток вперед и день после четверга 4 октября 1582 г. пятницу предписывалось считать не 5, а 15 октября. Этим сразу была исправлена ошибка, накопившаяся со времени Никейского собора, и весеннее равноденствие вновь пришлось на 21 марта.

Труднее было решить вопрос с введением в календарь такой поправки, которая обеспечивала бы на долгие времена совпадение календарной даты весеннего равноденствия с его фактической датой. Для этого надо было знать продолжительность тропического года.

К этому времени уже были опубликованы астрономические таблицы, известные под названием «Прусских таблиц». Они были составлены немецким астрономом и математиком Эразмом Рейнгольдом (1511- 1553) и изданы в 1551 г. Продолжительность года в них принималась равной 365 суткам 5 часам 49 минутам 16 секундам, т. е. более истинного значения тропического года всего на 30 секунд. Длина года юлианского календаря отличалась от нее на 10 мин. 44 сек. в год, что давало ошибку в сутки за 135 лет, а за 400 лет - несколько более трех суток.

Следовательно, юлианский календарь в каждые 400 лет уходит вперед на трое суток. Поэтому во избежание новых ошибок было решено в каждые 400 лет выбрасывать из счета 3 дня. По юлианскому календарю за 400 лет должно быть 100 високосных годов. Для осуществления реформы понадобилось сократить их число до 97. Лилио предложил считать простыми те вековые годы юлианского календаря, число сотен в которых не делится на 4. Таким образом, в новом календаре к високосным относятся только те вековые годы, число столетий которых делится на 4 без остатка. Такими годами, являются: 1600, 2000, 2400, 2800 и т. д. Годы же 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. будут простыми.

Реформированная календарная система получила название григорианской или «нового стиля».

Точен ли григорианский календарь? Мы уже знаем, что григорианский календарь тоже не совсем точен. Ведь при исправлении календаря начали выбрасывать трое суток в каждые 400 лет, тогда как такая ошибка набегает лишь за 384 года. Для определения ошибки григорианского календаря вычислим среднюю продолжительность года в нем.

В периоде из 400 лет будет 303 года по 365 дней и 97 лет по 366 дней. Всего дней в четырехвековом периоде будет 303 × 365 + 97 × 366 == 110 595 + 35 502 = 146 097. Разделим это число на 400. Тогда получим 146097/400 = 365,242500 c точностью до шестого десятичного знака. Такова средняя продолжительность года григорианского календаря. Это значение отличается от принятого сейчас значения длины тропического года всего-навсего на 0,000305 средних суток, что дает различие в целые сутки за 3280 лет.

Григорианский календарь можно было бы усовершенствовать и сделать еще более точным. Для этого достаточно один високосный год раз в 4000 лет считать простым. Такими годами могли бы быть 4000, 8000 и т. д. Так как ошибка григорианского календаря составляет 0,000305 суток в год, то за 4000 лет она составит 1,22 суток. Если исправить календарь еще на одни сутки в 4000 лет, то останется ошибка, в 0,22 суток. Такая ошибка увеличится до целых суток только за 18 200 лет! Но такая точность уже не представляет никакого практического интереса.

Когда и где впервые введен григорианский календарь? Григорианский календарь не сразу получил всеобщее распространение. В странах, где господствующей религией был католицизм (Франция, Италия, Испания, Португалия, Польша и др.), он был введен в 1582 г. или несколько позднее. Другие страны признали его только через десятки и сотни лет.

В государствах, в которых было сильно развито лютеранство, долгое время руководствовались поговоркой, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Еще дольше против нового стиля выступала православная церковь.

В ряде стран при введении григорианского календаря пришлось преодолеть большие трудности. В истории известны «календарные беспорядки», возникшие в 1584 г. в Риге и направленные против указа польского короля Стефана Батория о введении нового календаря не только в Польше, по и в Задвинском герцогстве, находившемся в то время под литовско-польским господством. Несколько лет продолжалась борьба латышского народа против польского засилия и католицизма. «Календарные беспорядки» прекратились только после того, как в 1589 г. руководители восстания Гизе и Бринкен были арестованы, подвергнуты жестоким пыткам и казнены.

В Англии введение нового календаря сопровождалось переносом начала нового года с 25 марта па 1 января. Таким образом, 1751 год в Англии состоял только из 282 дней. Лорда Честерфильда, по инициативе которого была произведена календарная реформа в Англии, горожане преследовали криками: «Отдай нам наши три месяца».

В XIX в. делались попытки ввести григорианский календарь в России, но всякий раз эти попытки терпели неудачу из-за противодействия церкви и правительства. Только в 1918 г., сразу после установления в России советской власти, была осуществлена календарная реформа.

Различие между двумя календарными системами. Ко времени реформы календаря разница между старым и новым стилями составляла 10 суток. Эта поправка осталась такой же и в XVII в., так как 1600 год был високосным как по новому стилю, так и по старому. Но в XVIII в. поправка увеличилась до 11 суток, в XIX в. - до 12 суток и, наконец, в XX в. - до 13 суток.

Как установить ту дату, после которой поправка меняет свою величину?

Причина изменения величины поправки зависит от того, что в юлианском календаре 1700, 1800 и 1900 годы являются високосными, т. е. эти годы в феврале содержат по 29 дней, а в григорианском не являются високосными и имеют в феврале только 28 дней.

Для перевода юлианской даты любого события, происшедшего после реформы 1582 г., на новый стиль можно пользоваться таблицей:

Из этой таблицы видно, что критическими днями, по прошествии которых поправка увеличивается на один день, являются 29 февраля по старому стилю тех вековых годов, в которых по правилам григорианской реформы из счета выброшен один день, т. е. годов 1700, 1800, 1900, 2100, 2200 и т. д. Следовательно, начиная с 1 марта этих годов, опять же по старому стилю, поправка увеличивается на один день.

Особое место занимает вопрос о пересчете дат событий, имевших место до введения григорианского календаря в XVI в. Такой пересчет важен и тогда, когда собираются отметить годовщину какого-либо исторического события. Так, в 1973 г. человечество отмечало 500-летие со дня рождения Коперника. Известно, что он родился 19 февраля 1473 г. по старому стилю. Но мы сейчас живем по григорианскому календарю и поэтому надо было произвести пересчет интересующей нас даты на новый стиль. Как же это было сделано?

Так как в XVI в. разница между двумя календарными системами составляла 10 суток, то, зная, с какой скоростью она изменяется, можно установить величину этой разницы для различных веков, предшествовавших реформе календаря. При этом следует иметь в виду, что в 325 г. Никейский собор принял юлианский календарь и весеннее равноденствие тогда приходилось па 21 марта. Учитывая все это, можно продолжить табл. 1 в обратную сторону и получить следующие переводные поправки:

Интервал дат Поправка
от 1.III.300 г. до 29.II.400 г. 0 суток
от 1.III.400 г. до 29.II.500 г. + 1 сутки
от 1.III.500 г. до 29.II.600 г. + 2 суток
от 1.III.600 г. до 29.II.700 г. + 3 суток
от 1.III.700 г. до 29.II.900 г. + 4 суток
от 1.III.900 г. до 29.II.1000 г. + 5 суток
от 1.III.1000 г. до 29.II.1100 г. + 6 суток
от 1.III.1100 г. до 29.II.1300 г. + 7 суток
от 1.III.1300 г. до 29.II.1400 г. + 8 суток
от 1.III.1400 г. до 29.II.1500 г. + 9 суток
от 1.III.1500 г. до 29.II.1700 г. + 10 суток

Из этой таблицы видно, что для даты 19 феврале 1473 г. поправка будет составлять +9 суток. Следовательно, 500-летие со дня рождения Коперника отмечалось 19 +9-28 февраля 1973 г.