Армия белоруссии одна из самых мощных в европе. Вооруженные силы Беларуси: реальные боевые возможности и перспективы

По словам белорусского президента, народ не простит власть, если она не обеспечит его безопасность. «Поэтому, если останется последний рубль в бюджете или кармане государственном, то потратить его следует на безопасность нашего народа, на безопасную жизнь народа. Это главное».
В данном контексте возникает резонный вопрос: а каковы реальные боевые возможности белорусской армии? И что действительно необходимо сделать для приведения ее боеспособности в соответствие с требованиями момента?

ИЗ СОВЕТСКОЙ ШИНЕЛИ

У Вооруженных сил независимой Беларуси была весьма солидная база – Краснознаменный Белорусский военный округ (КБВО), самый мощный в Советском Союзе. Он «подпирал» Группу советских войск в Германии, дислоцировавшуюся на территории тогдашней ГДР, то есть находился на важнейшем в то время стратегическом направлении.

Кроме огромной вооруженной группировки, на территории БССР находилась инфраструктура, обеспечивавшая жизнедеятельность и боевое применение этих войск в случае необходимости. А именно: склады, самая густая в СССР сеть подъездных путей, запасы военного имущества, предназначенные для развертывания здесь армии в 500 тысяч, а по некоторым данным – и в миллион человек.

Датой создания белорусской армии можно считать 20 марта 1992 года, когда было принято постановление правительства «О создании Вооруженных сил Республики Беларусь». В соответствии с ним бывшие войска КБВО начали преобразовываться в армию независимой страны.

Реформирование шло в два этапа. На первом (1992 год) войска были сокращены почти на 30 тысяч человек, определено их оперативное предназначение, разработаны основные руководящие документы. На втором этапе (1993-1994 годы) сокращение армии в основном завершили, осуществили ее структурные преобразования, реформировали систему управления.

В советское время общая численность группировки войск на территории Беларуси составляла более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих. Концентрация воинских частей и соединений здесь была самой высокой в Европе. Один военный приходился на 43 человека гражданского населения. (Для сравнения: в Украине – на 98, в Казахстане – на 118, в России – на 634 человека.)

Относительно небольшой европейской стране с десятимиллионным населением такие непомерно большие Вооруженные силы были ни к чему: слишком дорого содержать и оснащать. К тому же их общая численность в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10 июля 1992 года не должна была превышать 100 тысяч военнослужащих.

В связи с этим в 1992-1996 годах прекратили свое существование или были преобразованы свыше 250 воинских формирований, отошедших под юрисдикцию Беларуси. К 2005 году общая численность Вооруженных сил составила 62 тысячи человек: 48 тысяч военнослужащих и 13 тысяч лиц гражданского персонала. В этих пределах численность белорусской армии находится и поныне.

Одновременно серьезно сократили количество военной техники и вооружений. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и принятыми в его развитие документами Беларусь согласилась ограничить свои вооружения 1800 танками, 2600 боевыми бронированными машинами, 1615 артиллерийскими системами, 260 боевыми самолетами, 80 ударными вертолетами.

Это сокращение было осуществлено к началу 1996 года. Примерно к тому же времени был завершен и процесс ракетно-ядерного разоружения Беларуси в соответствии с соглашениями, достигнутыми еще СССР и США.

НАСЛЕДСТВО – В ДОСТОЯНИЕ

К этому моменту в основном завершилось и структурное реформирование армии. Так, общевойсковые и танковые армии были преобразованы в армейские корпуса, а затем на их основе создали оперативно-тактические командования; мотострелковые и танковые дивизии – в отдельные механизированные бригады (или же в базы хранения вооружения и техники); воздушно-десантная дивизия, отдельная воздушно-десантная бригада, а также 5-я бригада спецназа ГРУ – в Мобильные силы (позднее – Силы специальных операций) в составе трех мобильных бригад; авиационные дивизии и полки – в авиационные базы.
На заключительном этапе реформирования произошло разграничение полномочий Министерства обороны и Генерального штаба, как это принято в большинстве стран мира. С декабря 2001 года был осуществлен переход Вооруженных сил на двувидовую структуру: сухопутные войска и военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны.

Сейчас в составе ВС Беларуси – два оперативно-тактических командования (Западное и Северо-Западное), которые включают 3 механизированные, 2 мобильные (десантно-штурмовые), 1 – спецназа, 2 ракетные, 5 артиллерийских, 2 зенитно-ракетные бригады сухопутных войск, 3 авиабазы, 5 зенитно-ракетных и 2 радиотехнические бригады ВВС и ПВО. (Особо подчеркнем: исходя из опыта первой и второй войн в Персидском заливе и балканской войны, в Беларуси была развернута мощная система ПВО.)

Что касается комплектования Вооруженных сил, то остановились на смешанном принципе: как за счет солдат срочной службы, так и за счет контрактников. Он сохраняется и поныне. Это позволяет Беларуси в случае необходимости поставить под ружье солидный контингент – около полумиллиона человек.

Призывной возраст в стране – с 18 до 27 лет. Призывник, окончивший высшее учебное заведение, служит 1 год, а для всех остальных срок нахождения в рядах армии составляет 18 месяцев. Кроме того, в Беларуси предусмотрена служба по контракту. А со второй половины 2016 года вводится альтернативная служба. Весенний призыв происходит в мае, осенний – в ноябре.

(более подробно с правовыми актами, связанными с военной службой, можно ознакомиться на официальном сайте Министерства обороны РБ).

Создана и единая система военного образования, подготовки и переподготовки армейских кадров, включая подготовку профильных специалистов на военных факультетах гражданских вузов.
И вооружить всех этих военных есть чем: в арсеналах ВС РБ порядка 1600 танков, 2500 бронированных машин, 1490 артиллерийских систем. Даже после всех сокращений по количеству танков, бронемашин и пушек на тысячу военнослужащих Беларусь занимает первое место в Европе.

А своих ближайших соседей – Польшу и Украину (до событий в Донбассе и связанных с этим потерь) – Беларусь превосходит и по абсолютному количеству тяжелого вооружения наземных войск: по танкам – в 1,8 и в 2,1 раза соответственно; по бронемашинам – в 1,6 и в 1,2 раза; по тяжелым артсистемам – в 2 и 1,3 раза. Что касается еще одной соседки – Литвы, то тут и сравнивать нечего, так как у этого форпоста НАТО вообще нет собственных танков, а бронемашин и орудий «кот наплакал».

Впрочем, все эти сопоставления достаточно условны, так как на стороне Польши и Литвы – весь военный потенциал Североатлантического альянса. С другой стороны, Беларусь является союзницей огромной ядерной державы – России. Тем не менее эти выкладки вполне подкрепляют тезис о том, что белорусская армия представляет собой довольно значительную военную силу в масштабах Восточноевропейского региона.

И это касается не только количества оружия. Структура и принцип комплектования Вооруженных сил Беларуси в общем и целом соответствуют принятым в Европе. По выучке и подготовке солдат белорусская армия, по оценкам экспертов, тоже в числе самых боеспособных на континенте. Основной упор в подготовке личного состава делается на действиях в условиях мобильной обороны.

В числе приоритетных направлений технического совершенствования Вооруженных сил Беларуси – развитие ПВО, авиации, ракетных войск, сил и средств радиоэлектронной борьбы, разведки, связи.

ПО СИЛАМ ЛИ МЕЧ?

Однако говорить о белорусской армии только в превосходных тонах было бы необъективно. Одна из главных ее проблем – старение вооружений и военной техники (ВиВТ), а также инфраструктуры, обеспечивающей деятельность Вооруженных сил. Они еще советские, с течением времени состояние ВиВТ постоянно ухудшается, все дороже становится содержание их парка, все больше требуется средств на ремонт и модернизацию.

В определенный момент эти затраты становятся неподъемными. По этой причине в 2012 году из состава белорусских ВВС и войск ПВО были выведены все фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27. Но огромное количество денег необходимо для того, чтобы закупать новую технику взамен выбывающей. Сегодня боевой самолет стоит 30-50 млн. долларов, один танк – 2,5-3 млн. долларов. А нужно таких боевых единиц немало.

Пусковой комплекс ЗРК С-300

Небогатому белорусскому государству такие траты не по карману. Как следствие, удельный вес современных образцов вооружения и боевой техники в белорусской армии имеет тенденцию к уменьшению. Даже высокопоставленные военные вынуждены признать, что темпы ее перевооружения отстают от запланированных. Ситуация особенно обострилась с наступлением экономического кризиса.

Ускорить ход модернизации белорусской армии могло бы содействие России, располагающей неизмеримо большим потенциалом военной науки и оборонной промышленности. Известно, что Минск давно направил Москве заказы на зенитные ракетные комплексы (ЗРК) ближнего действия «Тор-М2» и дальнобойные системы (ЗРС) С-400, оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер» и т. д.

В этом же списке – боевые самолеты Су-30, Су-34, учебно-боевые Як-130, модернизированные транспортники Ил-76, ударные вертолеты Ми-28Н. Все эти образцы были заложены в Государственную программу перевооружения РБ на 2006-2015 годы.

Но утрата ряда технологий и дефицит производственных мощностей на предприятиях российского ВПК, наряду с дороговизной военной техники и вооружений, стали серьезным препятствием на пути реализации программ перевооружения белорусской армии за счет российского ВПК. Сюда же следует добавить экономические трудности, которые в последнее время испытывает сама Россия.

Как сообщил 21 декабря 2015 года министр обороны республики Андрей Равков в интервью программе «Арсенал» белорусского телевидения, за последние пять лет для ВВС и войск ПВО страны были закуплены и поставлены на вооружение ЗРК «Тор-М2» в составе дивизиона, звено (4 ед.) УБС Як-130, а также 4 зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС из наличия Вооруженных сил РФ.

В дальнейшем руководство военного ведомства Беларуси надеется, несмотря на трудности (свои и партнера), приобрести у России многофункциональные истребители Су-30, продолжить закупку самолетов Як-130 и ЗРК «Тор-М2», а также техники и оборудования для нужд радиотехнических войск.

По недавнему заявлению заместителя министра обороны РБ генерал-майора Игоря Лотенкова, Беларусь и Россия достигли предварительной договоренности о поставке для нужд белорусских ВВС и войск ПВО истребителей Су-30 на замену стоящих на вооружении МиГ-29, которым уже около 30 лет. «Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования».

Между тем, учитывая незначительный объем средств, которые Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своих Вооруженных сил, о сколько-нибудь значительных поставках военных новинок из РФ в РБ говорить не приходится. И, судя по всему, такое положение может существовать неопределенно долго.

И САМ НЕ ПЛОШАЙ

Хотя бы частично исправить ситуацию может белорусский ВПК, который наряду с реализацией программ модернизации имеющихся образцов ВиВТ производит навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программное обеспечение, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем.

Весомы результаты отечественной оборонки в разработке аэрокосмической оптико-электронной аппаратуры для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия. Уникальны прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными и лазерно-оптическими системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения. В настоящее время Беларусь производит ряд образцов техники специального и двойного назначения, которая вообще не имеет зарубежных аналогов.

Согласно заявлению председателя Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Сергея Гурулева, сделанному им 29 января 2016 года на коллегии ведомства с участием вице-премьера Владимира Семашко и главы Минобороны Андрея Равкова, за последнее пятилетие организациями военно-промышленного комплекса был создан и освоен в производстве целый ряд новых перспективных видов вооружения и военной техники.

Специалистами ОАО «МЗКТ» в короткие сроки разработана и подготовлена к выпуску боевая легкобронированная машина «Лис»

Это – современные системы связи и передачи информации (аппаратная кабина связи П-261 «Мускат», радиорелейная станция «Цитрус», радиорелейная станция «Поток» (Р-429) и «Линия» (Р-424), переносные цифровые радиостанции Р-180 и Р-181, средства радиоэлектронной борьбы и радиолокации («Восток», «Роса-РБ», комплекс постановки помех «Гроза», комплекс помех системам радионавигации и GPS «Навес»). Выполнена модернизация, совмещенная с капитальным ремонтом, практически всех радиолокационных станций, состоящих на вооружении Вооруженных сил Беларуси.

Появились новые образцы беспилотных летательных аппаратов «Беркут-1», «Беркут-2» (приняты на вооружение), «Гриф-100» (поставка запланирована на 2016 год). Доведены до производственной готовности и системы роботизированного вооружения «Адунок». Прошедшие в июне 2015 года в Китае испытания новой реактивной системы залпового огня (РСЗО) большой дальности «Полонез» подтвердили широчайшие возможности этого высокоточного оружия.
На Минском заводе колесных тягачей были созданы и поставлены на производство универсальные средства подвижности вооружения МЗКТ-600200, МЗКТ-500200 «Застава». Специалистами ОАО «МЗКТ» в короткие сроки разработана и подготовлена к выпуску боевая легкобронированная машина «Лис», начато проектирование отечественного легкобронированного автомобиля V-1.

Продолжается выполнение программ по продлению сроков эксплуатации уже имеющихся вооружений. Освоены и осуществляются ремонт и модернизация самолетов Су-25 и МиГ-29, модернизация РСЗО БМ-21 «Град» до уровня БМ-21-М «Белград». Как итог, деятельность оборонных предприятий способствовала принятию на вооружение в Вооруженные силы Беларуси около 900 единиц новейших, модернизированных и отремонтированных образцов вооружений и военной и специальной техники.

Но, как и в случае с закупкой российских вооружений, главным сдерживающим фактором процесса перевооружения белорусской армии за счет потенциала собственного ВПК являются более чем скромные экономические возможности страны. Изыскать необходимые финансовые ресурсы, по мнению президента РБ Александра Лукашенко, можно было бы за счет активного наращивания экспорта технологий военного и двойного назначения. С ним не согласны некоторые независимые аналитики, которые считают, что проблема военной модернизации не решаема без модернизации страны в целом.

И тем не менее, как считает большое число экспертов, несмотря на вышеописанные проблемы, Вооруженные силы РБ все еще являются одними из самых боеспособных на постсоветском пространстве. По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, в обозримом будущем ВС Беларуси можно будет считать «вполне успешными и адекватными геополитической ситуации».

По словам белорусского президента, народ не простит власть, если она не обеспечит его безопасность. «Поэтому, если останется последний рубль в бюджете или кармане государственном, то потратить его следует на безопасность нашего народа, на безопасную жизнь народа. Это главное ».

В данном контексте возникает резонный вопрос: а каковы реальные боевые возможности белорусской армии? И что действительно необходимо сделать для приведения ее боеспособности в соответствие с требованиями момента?

У Вооруженных сил независимой Беларуси была весьма солидная база – Краснознаменный Белорусский военный округ (КБВО), самый мощный в Советском Союзе. Он «подпирал» Группу советских войск в Германии, дислоцировавшуюся на территории тогдашней ГДР, то есть находился на важнейшем в то время стратегическом направлении.

Кроме огромной вооруженной группировки, на территории БССР находилась инфраструктура, обеспечивавшая жизнедеятельность и боевое применение этих войск в случае необходимости. А именно: склады, самая густая в СССР сеть подъездных путей, запасы военного имущества, предназначенные для развертывания здесь армии в 500 тысяч, а по некоторым данным – и в миллион человек.

Датой создания белорусской армии можно считать 20 марта 1992 года, когда было принято постановление правительства «О создании Вооруженных сил Республики Беларусь». В соответствии с ним бывшие войска КБВО начали преобразовываться в армию независимой страны.

Реформирование шло в два этапа. На первом (1992 год) войска были сокращены почти на 30 тысяч человек, определено их оперативное предназначение, разработаны основные руководящие документы. На втором этапе (1993-1994 годы) сокращение армии в основном завершили, осуществили ее структурные преобразования, реформировали систему управления.

В советское время общая численность группировки войск на территории Беларуси составляла более 280 тысяч военнослужащих, рабочих и служащих . Концентрация воинских частей и соединений здесь была самой высокой в Европе. Один военный приходился на 43 человека гражданского населения. (Для сравнения: в Украине – на 98, в Казахстане – на 118, в России – на 634 человека.)

Относительно небольшой европейской стране с десятимиллионным населением такие непомерно большие Вооруженные силы были ни к чему: слишком дорого содержать и оснащать. К тому же их общая численность в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10 июля 1992 года не должна была превышать 100 тысяч военнослужащих.

В связи с этим в 1992-1996 годах прекратили свое существование или были преобразованы свыше 250 воинских формирований, отошедших под юрисдикцию Беларуси. К 2005 году общая численность Вооруженных сил составила 62 тысячи человек: 48 тысяч военнослужащих и 13 тысяч лиц гражданского персонала. В этих пределах численность белорусской армии находится и поныне .

Одновременно серьезно сократили количество военной техники и вооружений. В соответствии с Договором об обычных вооруженных силах в Европе и принятыми в его развитие документами Беларусь согласилась ограничить свои вооружения 1800 танками, 2600 боевыми бронированными машинами, 1615 артиллерийскими системами, 260 боевыми самолетами, 80 ударными вертолетами.

Это сокращение было осуществлено к началу 1996 года. Примерно к тому же времени был завершен и процесс ракетно-ядерного разоружения Беларуси в соответствии с соглашениями, достигнутыми еще СССР и США.

Наследство – в достояние

К этому моменту в основном завершилось и структурное реформирование армии. Так, общевойсковые и танковые армии были преобразованы в армейские корпуса, а затем на их основе создали оперативно-тактические командования; мотострелковые и танковые дивизии – в отдельные механизированные бригады (или же в базы хранения вооружения и техники); воздушно-десантная дивизия, отдельная воздушно-десантная бригада, а также 5-я бригада спецназа ГРУ – в Мобильные силы (позднее – Силы специальных операций) в составе трех мобильных бригад; авиационные дивизии и полки – в авиационные базы.

На заключительном этапе реформирования произошло разграничение полномочий Министерства обороны и Генерального штаба, как это принято в большинстве стран мира. С декабря 2001 года был осуществлен переход Вооруженных сил на двувидовую структуру: сухопутные войска и военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны .

Сейчас в составе ВС Беларуси – два оперативно-тактических командования (Западное и Северо-Западное), которые включают 3 механизированные, 2 мобильные (десантно-штурмовые), 1 – спецназа, 2 ракетные, 5 артиллерийских, 2 зенитно-ракетные бригады сухопутных войск, 3 авиабазы, 5 зенитно-ракетных и 2 радиотехнические бригады ВВС и ПВО. (Особо подчеркнем: исходя из опыта первой и второй войн в Персидском заливе и балканской войны, в Беларуси была развернута мощная система ПВО.)

Что касается комплектования Вооруженных сил, то остановились на смешанном принципе: как за счет солдат срочной службы, так и за счет контрактников . Он сохраняется и поныне. Это позволяет Беларуси в случае необходимости поставить под ружье солидный контингент – около полумиллиона человек.

Призывной возраст в стране – с 18 до 27 лет. Призывник, окончивший высшее учебное заведение, служит 1 год, а для всех остальных срок нахождения в рядах армии составляет 18 месяцев. Кроме того, в Беларуси предусмотрена служба по контракту. А со второй половины 2016 года вводится альтернативная служба. Весенний призыв происходит в мае, осенний – в ноябре.

Создана и единая система военного образования, подготовки и переподготовки армейских кадров, включая подготовку профильных специалистов на военных факультетах гражданских вузов.

И вооружить всех этих военных есть чем: в арсеналах ВС РБ порядка 1600 танков, 2500 бронированных машин, 1490 артиллерийских систем. Даже после всех сокращений по количеству танков, бронемашин и пушек на тысячу военнослужащих Беларусь занимает первое место в Европе .

А своих ближайших соседей – Польшу и Украину (до событий в Донбассе и связанных с этим потерь) – Беларусь превосходит и по абсолютному количеству тяжелого вооружения наземных войск: по танкам – в 1,8 и в 2,1 раза соответственно; по бронемашинам – в 1,6 и в 1,2 раза; по тяжелым артсистемам – в 2 и 1,3 раза. Что касается еще одной соседки – Литвы, то тут и сравнивать нечего, так как у этого форпоста НАТО вообще нет собственных танков, а бронемашин и орудий «кот наплакал».

Впрочем, все эти сопоставления достаточно условны, так как на стороне Польши и Литвы – весь военный потенциал Североатлантического альянса. С другой стороны, Беларусь является союзницей огромной ядерной державы – России. Тем не менее, эти выкладки вполне подкрепляют тезис о том, что белорусская армия представляет собой довольно значительную военную силу в масштабах Восточноевропейского региона.

И это касается не только количества оружия. Структура и принцип комплектования Вооруженных сил Беларуси в общем и целом соответствуют принятым в Европе. По выучке и подготовке солдат белорусская армия, по оценкам экспертов, тоже в числе самых боеспособных на континенте. Основной упор в подготовке личного состава делается на действиях в условиях мобильной обороны.

В числе приоритетных направлений технического совершенствования Вооруженных сил Беларуси – развитие ПВО, авиации, ракетных войск, сил и средств радиоэлектронной борьбы, разведки, связи.

По силам ли меч?

Однако говорить о белорусской армии только в превосходных тонах было бы необъективно. Одна из главных ее проблем – старение вооружений и военной техники (ВиВТ), а также инфраструктуры, обеспечивающей деятельность Вооруженных сил. Они еще советские, с течением времени состояние ВиВТ постоянно ухудшается, все дороже становится содержание их парка, все больше требуется средств на ремонт и модернизацию.

В определенный момент эти затраты становятся неподъемными. По этой причине в 2012 году из состава белорусских ВВС и войск ПВО были выведены все и . Но огромное количество денег необходимо для того, чтобы закупать новую технику взамен выбывающей. Сегодня боевой самолет стоит 30-50 млн. долларов, один танк – 2,5-3 млн. долларов. А нужно таких боевых единиц немало.

Пусковой комплекс ЗРК С-300

Небогатому белорусскому государству такие траты не по карману. Как следствие, удельный вес современных образцов вооружения и боевой техники в белорусской армии имеет тенденцию к уменьшению. Даже высокопоставленные военные вынуждены признать, что темпы ее перевооружения отстают от запланированных. Ситуация особенно обострилась с наступлением экономического кризиса.

Ускорить ход модернизации белорусской армии могло бы содействие России, располагающей неизмеримо большим потенциалом военной науки и оборонной промышленности. Известно, что Минск давно направил Москве заказы на зенитные ракетные комплексы (ЗРК) ближнего действия и дальнобойные системы (ЗРС) , оперативно-тактические комплексы (ОТРК) «Искандер» и т. д.

В этом же списке – боевые самолеты Су-30, , учебно-боевые , модернизированные транспортники Ил-76, ударные вертолеты . Все эти образцы были заложены в Государственную программу перевооружения РБ на 2006-2015 годы.

Но утрата ряда технологий и дефицит производственных мощностей на предприятиях российского ВПК, наряду с дороговизной военной техники и вооружений, стали серьезным препятствием на пути реализации программ перевооружения белорусской армии за счет российского ВПК. Сюда же следует добавить экономические трудности, которые в последнее время испытывает сама Россия.

Как сообщил 21 декабря 2015 года министр обороны республики Андрей Равков в интервью программе «Арсенал» белорусского телевидения, за последние пять лет для ВВС и войск ПВО страны были закуплены и поставлены на вооружение ЗРК «Тор-М2» в составе дивизиона, звено (4 ед.) УБС Як-130, а также 4 зенитных ракетных дивизиона ЗРК С-300ПС из наличия Вооруженных сил РФ.

В дальнейшем руководство военного ведомства Беларуси надеется, несмотря на трудности (свои и партнера), приобрести у России многофункциональные истребители Су-30, продолжить закупку самолетов Як-130 и ЗРК «Тор-М2», а также техники и оборудования для нужд радиотехнических войск.

По недавнему заявлению заместителя министра обороны РБ генерал-майора Игоря Лотенкова, Беларусь и Россия достигли предварительной договоренности о поставке для нужд белорусских ВВС и войск ПВО истребителей Су-30 на замену стоящих на вооружении МиГ-29, которым уже около 30 лет. «Подсчитав, во что выливается нам их содержание, мы пришли к выводу, что обновление парка летательных аппаратов, пусть и в несколько меньшем количестве, потребует не столь значительных объемов финансирования».

Между тем, учитывая незначительный объем средств, которые Беларусь в состоянии выделить на переоснащение своих Вооруженных сил, о сколько-нибудь значительных поставках военных новинок из РФ в РБ говорить не приходится. И, судя по всему, такое положение может существовать неопределенно долго.

И сам не плошай

Хотя бы частично исправить ситуацию может белорусский ВПК, который наряду с реализацией программ модернизации имеющихся образцов ВиВТ производит навигационные приборы, пилотажные системы, средства космической и спутниковой связи, антенные устройства, радиостанции, бортовые и стационарные вычислительные комплексы, системы автоматизации и программное обеспечение, а также оптико-механическое, контрольное и сборочное оборудование для изготовления сверхбольших интегральных схем.

Весомы результаты отечественной оборонки в разработке аэрокосмической оптико-электронной аппаратуры для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия. Уникальны прикладные программные комплексы, обеспечивающие управление радиолокационными и лазерно-оптическими системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения. В настоящее время Беларусь производит ряд образцов техники специального и двойного назначения, которая вообще не имеет зарубежных аналогов.

Согласно заявлению председателя Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Сергея Гурулева, сделанному им 29 января 2016 года на коллегии ведомства с участием вице-премьера Владимира Семашко и главы Минобороны Андрея Равкова, за последнее пятилетие организациями военно-промышленного комплекса был создан и освоен в производстве целый ряд новых перспективных видов вооружения и военной техники.

Специалистами ОАО «МЗКТ» в короткие сроки разработана и подготовлена к выпуску боевая легкобронированная машина «Лис»

Это – современные системы связи и передачи информации (аппаратная кабина связи П-261 «Мускат», радиорелейная станция «Цитрус», радиорелейная станция «Поток» (Р-429) и «Линия» (Р-424), переносные цифровые радиостанции Р-180 и Р-181, средства радиоэлектронной борьбы и радиолокации («Восток», «Роса-РБ», комплекс постановки помех «Гроза», комплекс помех системам радионавигации и GPS «Навес»). Выполнена модернизация, совмещенная с капитальным ремонтом, практически всех радиолокационных станций, состоящих на вооружении Вооруженных сил Беларуси.

Появились новые образцы беспилотных летательных аппаратов «Беркут-1», «Беркут-2» (приняты на вооружение), «Гриф-100» (поставка запланирована на 2016 год). Доведены до производственной готовности и системы роботизированного вооружения «Адунок». Прошедшие в июне 2015 года в Китае испытания новой реактивной системы залпового огня (РСЗО) большой дальности «Полонез» подтвердили широчайшие возможности этого высокоточного оружия.

На Минском заводе колесных тягачей были созданы и поставлены на производство универсальные средства подвижности вооружения МЗКТ-600200, МЗКТ-500200 «Застава». Специалистами ОАО «МЗКТ» в короткие сроки разработана и подготовлена к выпуску боевая легкобронированная машина «Лис», начато проектирование отечественного легкобронированного автомобиля V-1.

Продолжается выполнение программ по продлению сроков эксплуатации уже имеющихся вооружений. Освоены и осуществляются ремонт и модернизация самолетов Су-25 и МиГ-29, модернизация РСЗО БМ-21 «Град» до уровня БМ-21-М «Белград». Как итог, деятельность оборонных предприятий способствовала принятию на вооружение в Вооруженные силы Беларуси около 900 единиц новейших, модернизированных и отремонтированных образцов вооружений и военной и специальной техники.

Но, как и в случае с закупкой российских вооружений, главным сдерживающим фактором процесса перевооружения белорусской армии за счет потенциала собственного ВПК являются более чем скромные экономические возможности страны. Изыскать необходимые финансовые ресурсы, по мнению президента РБ А.Лукашенко, можно было бы за счет активного наращивания экспорта технологий военного и двойного назначения. С ним не согласны некоторые независимые аналитики, которые считают, что проблема военной модернизации не решаема без модернизации страны в целом.

И, тем не менее, как считает большое число экспертов, несмотря на вышеописанные проблемы, Вооруженные силы РБ все еще являются одними из самых боеспособных на постсоветском пространстве . По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, в обозримом будущем ВС Беларуси можно будет считать «вполне успешными и адекватными геополитической ситуации».

В последнее время руководство Белоруссии с большим пафосом стало говорить о том, что имеет у себя одну из самых боеспособных армий на континенте, способную отразить любую агрессию, откуда бы она ни пришла. Подобные высказывания слышны и со стороны ее южной соседки - Украины, от которой белорусы сегодня все больше стараются оградить себя: укрепляют свои южные рубежи, создают новые пограничные отряды, проводят многочисленные учения и тренировки, усиливают контроль за пересечением границы и т.п. При этом в обоих случаях слова о высоком уровне боеспособности вооруженных сил двух республик, мягко говоря, преувеличены - белорусам, конечно, есть чем похвастаться перед украинцами и иными постсоветскими республиками, но им далеко до России или развитых стран Запада.


Нынешнее состояние белорусской армии, по мнению многочисленных экспертов, далеко от того, что можно было бы назвать серьезной боеспособностью. Хотя Белоруссия и начала реформировать свои вооруженные силы гораздо раньше других республик бывшего Советского Союза. Правда, в 1990-х годах это было продиктовано не столько желанием руководства страны продемонстрировать всему миру свое миролюбие, сколько простыми финансовыми проблемами, которые продолжают преследовать белорусскую армию и по сей день. За годы независимости в результате реформ численность вооруженных сил республики сократилась более чем в четыре раза и сегодня составляет около 62 000 человек, что даже по европейским меркам совсем немного. Помимо этого, была распродана значительна часть доставшихся от СССР вооружений, что на рубеже веков даже сделало республику одним из мировых лидеров в торговле . Вместе с тем была проведена и реорганизация армейской структуры - вместо армий, дивизий и корпусов были введены бригады, которые, как считается, более приспособлены для ведения маневренных боевых действий, а также организована подготовка собственных военных кадров на базе Военной академии Белоруссии и различных гражданских вузов. Все это в свое время позволило сократить бюджетные расходы на оборону и в какой-то степени сохранить ее кадровый состав - как бы плохо в стране ни было, но военные, как правило, исправно получали зарплату и пользовались различными льготами. Да и национальный состав белорусской армии был сохранен однородным, а внутри ее не возникло ни национальных, ни религиозных противоречий. Видимо, именно поэтому многие эксперты и считают, что у белорусских военных на сегодняшний день один из самых высоких на постсоветском пространстве морально-волевой уровень.

Однако приходится констатировать, что на этом положительные моменты в белорусской армии, к сожалению, заканчиваются. Сегодня главная проблема, с которой уже столкнулись военные Белоруссии, - это фактическая невозможность провести более или менее полную модернизацию войск. Проще говоря, руководство страны из-за нехватки средств не может себе позволить отказаться от уже устаревшей и морально, и физически техники еще советского образца. При этом устаревает абсолютно все - авиация, танки, артиллерийские установки, системы противовоздушной обороны и т.д., а на одних только морально-волевых качествах победить вряд ли удастся. Все это не только ослабляет белорусскую армию, но и не позволяет, как прежде, зарабатывать на продаже вооружения. Сегодня покупатели стали крайне придирчивы и не желают покупать технику 20−30-летней давности. Вероятно поэтому, по статистике ООН, Белоруссия в последнее время стала продавать всего лишь считаные единицы старых советских вооружений, дополнительно приторговывая боеприпасами, срок действия которых на исходе.

Исходя из имеющейся на сегодня информации, можно говорить о том, что нынешние военные расходы белорусского бюджета не способны удовлетворить современные потребности армии. Сегодня республика тратит на свои вооруженные силы около $ 700 млн., занимая по этому показателю 79 место в мире. Для примера, Польша, чья армия по численности вдвое больше белорусской, тратит на нее $ 9,6 млрд. в год. Если вспомнить, что белорусский бюджет формируется в местной «валюте» и сопоставить темпы роста военных расходов с темпами инфляции, то получается, что вложения в армию в Белоруссии в лучшем случае остались на прежнем уровне. При этом искать дополнительные средства на модернизацию армии по-прежнему, надо, так как современные вооружения стоят крайне дорого. Например, стоимость зенитно-ракетного комплекса типа С-300 может достигать нескольких сотен миллионов долларов в зависимости от модификации, а современный боевой самолет - $30−50 млн. Взять подобные средства Минску неоткуда, и поэтому белорусы уже не первый год пытаются найти выход из сложившейся ситуации - когда очень хочется перевооружить армию, но возможностей на это нет.

С одной стороны, в Белоруссии делаются попытки собственными силами отремонтировать и привести в более современный вид старое вооружение. На предприятиях местного военно-промышленного комплекса не только ремонтируются и модернизируются танки, вертолеты и самолеты, но и создаются собственные образцы вооружения: разведывательно-диверсионный танк 2 Т «Сталкер», комплекс ПВО «Стилет» (совместно с Украиной), противотанковые комплексы «Скиф» и «Шершень», вертолет Ми-8 МСБ. Пожалуй, наиболее громким в этом плане событием стало появление на Параде 9 мая нынешнего года реактивной системы залпового огня «Полонез», испытания которой провели летом в Китае. К слову, белорусский президент тогда обиделся на Россию, заявив, что «не так активен наш союзник, Россия, в поддержке наших устремлений»: «Об этом мы отдельно будем говорить с президентом России. Но спасибо Китайской Народной Республике, ее руководству за эту поддержку». Достоверно не известно, насколько данная РСЗО эффективнее российских и западных аналогов, но считается, что она позволяет нанести точечный удар одновременно по восьми целям на дальности более 200 км, что делает ее не хуже иных систем залпового огня.

Все эти разработки, конечно, делают честь белорусам, однако все же они не в состоянии в полной мере привести белорусскую армию в порядок. Как не может этого сделать и еще одна «надежда» Министерства обороны республики - так называемые «войска территориальной обороны», создаваемые с начала ХХI века: впервые практические действия территориальных войск были отработаны еще в 2002 году в ходе оперативно-тактического учения «Березина-2002». Это, по сути, подготовленные и обученные партизанским действиям гражданские жители, на которых, что самое интересное, в республике возлагают серьезные надежды. Например, 1 сентября было официально объявлено о том, что «ряд областей Белоруссии изъявили готовность в инициативном порядке проводить сборы с военнообязанными территориальных войск в районах их формирования, осуществлять их подготовку непосредственно в районах выполнения задач». Более того, только в 2015 году на фоне украинских событий органы управления территориальной обороны уже приняли участие более чем в 40 мероприятиях, особенно отличившись при проведении проверки системы усиления охраны государственной границы на южном направлении и территориальной обороны Гомельской области. Проще говоря, белорусские власти решили заткнуть дыры в боеспособности своей страны за счет простых граждан, находящихся в резерве. И это в очередной раз свидетельствует о серьезных проблемах в оборонной политике государства.

С другой стороны, Минск по-прежнему считает возможным провести модернизацию и усиление своей армии за счет России и бюджета Союзного государства. При этом во втором случае ситуация с каждым годом не становится лучше - из-за ухудшения экономической ситуации в российской экономике все программы СГ постепенно ужимаются, в том числе и в военной сфере. Например, финансирование союзных военно-технических программ уже сократилось практически на треть: если в январе 2014 года на эти цели выделялось 3,5 млрд российских рублей, то на 2015 год - всего 2,5 млрд. Хотя нельзя отрицать того, что в рамках Союзного государства уже давно действует соглашение о совместной охране внешней границы в воздушном пространстве и создании единой региональной системы ПВО, за счет которой противовоздушная оборона Белоруссии считается одной из наиболее боеспособных на всем постсоветском пространстве.

Конечно, военно-техническое сотрудничество двух стран интересно прежде всего Белоруссии, которая, как указывалось выше, за счет России планирует переоснастить свою армию. Поэтому неслучайно в Минске уже анонсировали поставку до конца 2015 года четырех дивизионов С-300. Более того, к 2020 году белорусы за счет совместного с Россией финансирования планируют закупить и несколько дополнительных ракетных комплексов «Тор-М2», которые уже находятся на вооружении 120-й зенитной ракетной бригады. Помимо этого, в радиотехнические войска страны должна поступить и новая техника: радиолокационная станция «Роса» и радиолокационный комплекс «Восток». То есть белорусская сторона в любом случае не остается внакладе. Однако при этом необходимо отметить, что двухсторонние связи в области военно-технического сотрудничества интересны и Москве. Например, в Кремле по-прежнему считают целесообразным размещение на белорусской территории своих военных объектов, которые в связи с существующей интеграцией двух стран не будут иметь статуса иностранных военных баз. Так, уже давно анонсировано создание военной авиабазы в Бобруйске. И хотя реализация этого проекта идет довольно медленно, организация собственной российской группировки ПВО на западных границах обошлась бы Москве гораздо дороже - около $5 млрд, а это больше того, что пока сегодня требуют от России в Минске. Да и использование белорусских аэродромов как объектов передового базирования самолетами российской дальней авиации сегодня выглядит наиболее оптимальным. Поэтому в Москве уже активизировали свои действия по этому поводу: 2 сентября правительство России решило рассмотреть на заседании Евразийского межправительственного совета в Гродно (состоится 8 сентября) предложение о подписании соглашения о российской авиационной базе на территории Белоруссии, которое должно быть направлено на имя В. Путина.

Помимо всего прочего, немаловажным является и аспект технического сотрудничества двух стран, в котором и Белоруссия, и Россия получают взаимную выгоду: белорусские предприятия ВПК в большинстве своем напрямую зависят от российских заказов, а России, в условиях санкций и потери украинских производителей, необходимо закрыть образовавшиеся бреши в поставках оборонной продукции. И речь в данном случае идет не только о шасси для ракетных комплексов, которые выпускает Минский завод колесных тягачей. Белорусы обеспечивают российскую оборонку запчастями для танков Т-90С, Т-72С и Т-80У, боевых машин десанта и пехоты, артиллерийских систем, противотанковых и зенитных комплексов, а также средств ближнего боя и стрелкового оружия. Дополнительно к этому из уст вице-премьера РФ Д. Рогозина весной нынешнего года прозвучала информация о том, что белорусский «Пеленг» должен заместить украинские прицелы для российских самоходных противотанковых комплексов «Хризантема».

Список военно-технического сотрудничества двух стран можно продолжать довольно долго. Однако и без этого понятно, что Белоруссия и Россия заинтересованы в сохранении союзнических отношений в данном направлении. Москве необходимо обеспечить свое военное присутствие на восточных границах ЕС и попутно «не ослепнуть» в процессе слежения за военными объектами на континенте: только в Белоруссии из всех постсоветских республик, кроме России, осталась и работает радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении, которая находится под Барановичами и отслеживает небо практически над всей Западной Европой. Минску же сотрудничество с российскими партнерами несет двойную выгоду. Во-первых, это возможность «на халяву» провести модернизацию своей армии. Во-вторых, сохранение у себя в руках хоть какого-то рычага давления на Москву. Белорусские власти уже неоднократно говорили о том, что только благодаря им сохраняется мирное небо над головой россиян, а потому Кремлю надо не жалеть денег и продолжать спонсировать своих союзников. Правда, с каждым годом подобные аргументы становятся все менее действенными, но в Минске продолжают верить в свою незаменимость для России. Вот только ценность такого союзника для Москвы с каждым годом кажется все менее очевидной. Тем более ничем, кроме как словами, поддержать Россию в случае серьезной опасности белорусы не смогут: по имеющейся сегодня информации, в случае военной агрессии белорусские войска по плану должны будут отойти ближе к российским границам и ждать помощи от своего союзника. Такова реальность в сфере обороны Республики Беларусь, которая далека от того, что пытается показать всем местная пропаганда.

Президент России Владимир Путин 25 февраля вновь посетит с рабочим визитом Белоруссию. Военно-политический союз с Россией прописан в новой редакции военной доктрины Белоруссии. При этом Минск на сегодняшний день считает, что в отношении нее в настоящий момент угрозы военных действий нет. Глава минобороны Белоруссии Андрей Равков накануне заявил, что республика не планирует переходить на полностью контрактную армию и отказываться от призыва. По его словам, срочная служба позволяет быстро подготовить мобилизационный резерв, который можно использовать в военное время.

«В мире существует немного контрактных армий. Контрактная армия на современном этапе для Белоруссии преждевременна и некорректна. Чтобы понять, нужно на это переходить или нет, надо посмотреть на те государства, где началась война. Взять Украину: они сначала в течение нескольких лет позиционировали переход от армии по призыву к армии по контракту. Но как только что-то началось, они перешли на призыв, на срочную службу», — сказал в интервью телеканалу «Беларусь 1» Равков.

Как отмечал президент республики Александр Лукашенко, в стране в настоящее время совершенствуется система территориальной обороны, активно изучается опыт вооруженных сил Украины. Особое внимание силы спецопераций Белоруссии уделяют противодействию гибридным войнам, предупреждая военные конфликты на территории своей страны. При этом белорусские военные констатируют, что не только конфликт на Украине является опасностью, озабоченность вызывает размещение НАТО близ границ Белоруссии.

«Военная опасность существует всегда. В том числе размещение сил и средств НАТО вблизи границ с Белоруссией, наращивание череды мероприятий боевой оперативной подготовки вблизи наших границ, а также военный конфликт на Украине — все это является военной опасностью… Но чтобы перерасти в [военную] угрозу, должны быть какие-то конкретные действия предполагаемого или потенциального противника. Таких действий пока нет, говорить о том, что у нас сейчас есть угроза развязывания войны, мы не можем. Опасность есть всегда, но угрозы нет», — сообщил министр обороны.

Армия мирной страны

Армия Белоруссии после распада СССР формировалась в несколько этапов, датой ее создания считается день принятия постановления «О создании Вооруженных сил Республики Беларусь» 20 марта 1992 года. В советское время общая численность группировки войск на территории Белоруссии составляла более 280 тыс. военнослужащих и гражданского персонала.

Концентрация воинских частей и соединений в Белоруссии во времена СССР была самой высокой в Европе.

Один военный приходился на 43 человека гражданского населения, тогда как на Украине соотношение было один к 98, в Казахстане — один к 118, а в самой России — один военный на 634 гражданских.

В 1992-1996 годах были частично реформированы или вовсе прекратили свое существование более 250 воинских формирований в Белоруссии, в связи с тем что, в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10 июля 1992 года, общая численность армии не должна была превышать 100 тыс. военнослужащих.

Белорусские ВС имеют два вида войск — сухопутные войска и военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны (ВВС и ПВО, куда входят ВВС, зенитные ракетные, радиотехнические и специальные войска и службы). Силы специальных операций (ССО) республики также подчиняются непосредственно генеральному штабу. Существуют специальные войска (службы), органы тыла. Любопытно, что для Белоруссии характерно ежегодное привлечение военнослужащих к гражданским занятиям: например, для уборки урожая.

Вооруженные силы к 2005 году состояли из 62 тыс. человек: 48 тыс. военнослужащих и 13 тыс. лиц гражданского персонала. В этих пределах численность белорусской армии находится и сейчас, по данным открытых источников, в резерве еще 350 тыс. человек. Официально белорусские военные точных цифр не называют.

«Какая численность вооруженных сил в мирное время, я не имею права сказать, — пояснил начальник управления информации главного управления идеологической работы минобороны Белоруссии Владимир Макаров. — Но есть классический показатель, он характерен и для XX века, и для века нынешнего — 10% от населения страны. Например, гитлеровская Германия нарушила эту закономерность и мобилизовала 13%, а под конец войны — и около 16% от населения страны. Численность Красной армии составляла в годы войны максимум 6,5-7,5% от численности населения Советского Союза. Иными словами, мы теоретически можем под ружье поставить и 900 тыс. человек, но, разумеется, столько не нужно», — добавил он.

По итогам реформ, по данным открытых источников, сейчас в составе ВС Белоруссии два оперативно-тактических командования (Западное и Северо-Западное), включающих три механизированные, две десантно-штурмовые, одну спецназа, две ракетные, пять артиллерийских, две зенитно-ракетные бригады сухопутных войск, три авиабазы, пять зенитно-ракетных и две радиотехнические бригады ВВС и ПВО.

Самым многочисленным и разносторонним по боевому составу видом вооруженных сил в Белоруссии являются сухопутные войска, обладающие большой огневой и ударной мощью, высокой маневренностью и самостоятельностью.

Проблема устаревания и отсутствие денег

Проблемой ВС Белоруссии является старение вооружений и военной техники и инфраструктуры, а также небольшой бюджет.

На вооружении армии республики стоит в основном советская техника, требующая все больше финансовых вложений в ремонт и модернизацию. Белорусские аналитики отмечают, что именно по причине роста затрат на ремонт в 2012 году из боевого состава выведены все фронтовые бомбардировщики Су-24 и истребители Су-27.

Как пояснил в беседе с «Газетой.Ru» эксперт по вооружениям Виктор Мураховский, при помощи России Белоруссия сегодня модернизирует истребители МиГ-29 и небольшое количество вертолетов. Своими силами республика ремонтирует зенитные ракетные системы С-125 «Печора», которые в «своей версии» также и продает за рубеж. Самостоятельно белорусы проводят и ремонт бронетанковой техники и АСУ. Белорусские ремонтные заводы производят необходимые комплектующие, но, когда дело доходит до более высокотехнологичных систем, самостоятельно справиться не получается. «Например, они модернизируют комплексы «Оса». А более технологичные комплексы типа «Бук» работают с Россией, аналогично и по системе С-300», — говорит Мураховский.

По словам заместителя директора Института СНГ Владимира Жарихина, белорусский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — важный элемент для российского военпрома. Работа в Белоруссии ведется по тем же стандартам, что и в России.

«Что касается белорусской военной промышленности, она небольшая, но достаточно современная и прогрессивная.

Те же самые тягачи, которые они делают, вполне удовлетворяют российские ракетные силы. На них базируются и российские системы ПВО С-300, С-400. Белорусский ОПК является важной частью российско-белорусского оборонного комплекса», — отметил Жарихин.

Напомним, что некоторое время назад Россия даже пыталась приобрести Минский завод колесных тягачей, поставляющий российскому ОПК шасси для оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», реактивных систем залпового огня «Ураган», «Смерч», «Град», «Торнадо», а также зенитных ракетных систем С-300 и С-400 и комплексов ПВО «Бук» и «Тор». Белоруссия отказалась продавать предприятие, более того, республика рассчитывает к 2017 году создать свой собственный ракетный комплекс залпового огня дальностью более 200 км. Кроме того, в стране уже создана ракетная система залпового огня «Полонез», которая принята на вооружение и должна быть поставлена в войска до 1 июля 2016 года, ее даже хотят начать экспортировать.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко регулярно подчеркивает необходимость развития отечественной военной продукции и улучшения ее качества. «Непонятно, например, почему мы закупаем те же бронежилеты в России, если научились их делать у себя?

Я задаю простой вопрос: зачем это нужно? У нас что, своей [техники] не хватает? Модернизируйте ее.

Возможно, качество нашего оборонного сектора экономики еще не дотягивает до мировых брендов, ну и стоимость чуть дороже зарубежной. Так, надо совместными усилиями довести отечественную продукцию до нужного качества. В том числе в ходе ее эксплуатации в войсках. Любое произведенное изделие в ВПК надо немедленно отдавать в армию и там его хорошенько протестировать», — заявлял в октябре 2015 года Лукашенко. При этом

речи о тотальном импортозамещении в белорусской оборонке не идет.

В том числе и сотрудничество с Россией Минск также намерен поддерживать и совершенствовать. Государственный военно-промышленный комитет Белоруссии в качестве основных партнеров называет Россию, Китай и «многие другие страны».

«У нас есть договор и соглашение [с Россией] по военно-техническому сотрудничеству, оно жестко и строго выполняется, есть программа до 2020 года. Несмотря на принимаемые жесткие меры со стороны российского правительства в части ужесточения доступа к гособоронзаказу, мы имеем возможность работать с Россией», — отмечал глава ведомства Сергей Гурулев.

Дата «2020 год» в Белоруссии связана с большими планами по перевооружению армии. Так, после этого рубежа страна должна определиться с закупками российских ракетных комплексов С-400 «Триумф» и оперативно-тактических «Искандеров», а может быть, и уже более совершенной техники, если таковая появится. Согласно заявлению замминистра обороны по вооружению Игоря Латенкова, тогда же решится и вопрос с закупкой истребителей Су-30СМ на смену действующим и устаревающим МиГ-29.

«Возможности по уничтожению воздушных целей после приобретения Су-30 увеличатся, а боевые задачи за счет большего тактического радиуса можно будет выполнить с любого аэродрома страны», — сказал он в интервью газете «СБ. Беларусь сегодня».

В гораздо более обозримом будущем армия Белоруссии должна получить из Казани 12 вертолетов Ми-8МТВ-5, батарею систем ПВО «Тор-М2». Кроме того, уже в этом году в строй должны войти модернизированные танки Т-72Б с новой системой управления огнем, обновленные БТР и бронеавтомобили.

Весной 2015 года ВВС Белоруссии получили от России четверку новейших учебно-боевых самолетов Як-130, второй контракт (еще на четыре единицы) был заключен во время авиакосмического салона МАКС-2015 в августе. И Минск хочет еще. «В ближайшей перспективе планируется закупка еще восьми таких же самолетов. В результате будет создана полноценная эскадрилья Як-130 и организовано обучение летного состава», — заявлял «Белорусской военной газете» в конце августа командующий ВВС и войсками ПВО республики Олег Двигалев. По его словам, обсуждается также замена устаревших советских штурмовиков Су-25.

Больной вопрос

Самолеты — тема для Белоруссии очень актуальная. Недаром в последнее время регулярно всплывает вопрос размещения на территории республики российской авиабазы. Так, Минобороны РФ и главкомат ВВС два года назад объявляли о планах разместить в 2015 году в Белоруссии полк истребителей Су-27СМ3. Четкого понимания, где именно они должны были базироваться, так и не сложилось: в своих заявлениях российские военные упоминали то аэродром города Лида, то Бобруйск, то Барановичи. Отметим, что в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), членами которой являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, обсуждается вопрос о создании коллективных авиационных сил организации. В августе 2015 года замгенсека ОДКБ Валерий Семериков сообщал, что предложение уже подготовлено и авиационные силы ОДКБ непосредственно будут обеспечивать переброску общих сил и средств в тот или иной регион коллективной безопасности.

Когда в 2015 году в СМИ активно стала муссироваться тема размещения российских летчиков в Белоруссии, глава республики поспешил опровергнуть эти планы, сославшись на то, что таких разговоров нет: «Господи, я ничего об этом не знаю! Человек, который должен принимать это решение, я, об этом ничего не знаю!» — возмутился Лукашенко.

Доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ Алексей Фененко пояснил «Газете.Ru», что предложение о размещении российской авиабазы в Белоруссии было сделано еще 20 лет назад самим президентом республики. «Это Лукашенко России предложил еще в 1996 году, когда шла первая волна расширения НАТО на восток, он предложил разместить тактическое ядерное оружие в Белоруссии и создать военно-воздушные базы. Но Россия тогда отказалась, объявила о возвращении ядерного оружия на Балтийский флот, и на этом все закончилось», — отметил он.

За 20 лет реалии изменились, сегодня у Александра Лукашенко настроения размещать на своей территории базу российских ВВС нет. Оно и понятно, страна пытается вести многополярные отношения, налаживает взаимодействие с Европой, а российские военные в Белоруссии могли бы вызвать озабоченность западной стороны.

Вместо авиабазы Лукашенко предлагает России вполне логичный вариант — предоставить Минску самолеты. «Два года назад я попросил президента России: «Дайте нам самолетов! 20 штук дайте самолетов». Чтобы мы обеспечили оборону и их [России] — у нас же сейчас совместная противовоздушная оборона России и Белоруссии», — говорил Лукашенко.

«Нет, не можем, не произвести и прочее», — был ответ. «Я пригласил руководителей нашего завода — у нас как раз и завод в Барановичах по ремонту, модернизации самолетов. Поставил задачу: в этом году десять самолетов ввести в строй, — пояснял президент на встрече с представителями оборонпрома осенью 2015 года. — В ноябре месяце дадут десятый самолет. Прекрасные самолеты, модернизированные, истребители, которые работали «воздух-воздух», сегодня работают и по земле».

Отдельно президент подчеркивал качества своих летчиков. «У нас прекрасные летчики, у нас хорошая школа летчиков военных, гражданских. И зачем мне создавать базу? Зачем мне сегодня завозить сюда самолеты и летчиков других государств? А свои что будут делать?» — отмечал белорусский президент. Белорусские летчики, участвующие в частых совместных с Россией учениях, регулярно повышают уровень своей подготовки. Мастерство свое они также демонстрируют, участвуя в конкурсе «Авиадартс», уже несколько лет проводящемся на полигонах в РФ, — экипажи из Белоруссии занимают на соревнованиях призовые места. К слову, конкурс военных летчиков — действительно показатель мастерства: источник «Газеты.Ru» в российском Минобороны сообщил, что все российские экипажи, участвовавшие в «Авиадартсе», сегодня прошли через операцию Воздушно-космических сил России в Сирии, куда отправляют только лучших.

«На мой взгляд, с военно-технической точки зрения это нормальный вариант, — отмечает военный эксперт Мураховский. —

Мы можем пойти на такое и выдать им в аренду самолеты, как мы идем на такой вариант с Индией и атомными подводными лодками, я думаю, что ничто не мешает так же сработаться с Белоруссией по авиации».

Приемлемым такой вариант ВТС считает и эксперт Фененко. «Почему бы и нет? В зависимости от того, какие они хотят самолеты, почему бы и нет: стратегов, конечно, им передать не можем, а если это фронтовая авиация, то вполне. Тем более в рамках ОДКБ», — сказал он в беседе с «Газетой.Ru».

Речи о стратегических бомбардировщиках, безусловно, Белоруссия не ведет. Вполне логичной была бы передача Минску модернизированных истребителей Су-27. По словам Мураховского, это могли бы быть и более современные самолеты Су-30СМ.

С точки зрения замдиректора Института СНГ Владимира Жарихина, у России нет «большого избытка» Су-27: «Производство их шло в предыдущие годы преимущественно на экспорт, нельзя сказать, что у нас избыток этих самолетов, которые мы могли бы отдать, — самим нужно», — сказал он. При этом эксперт подчеркнул, что Россия предоставляет Белоруссии «всю мощь своих ракетных ядерных сил», гарантирующих, что никто «не сунется» в эту страну. «Беларусь, как военно-политический союзник России, находится под российским ядерным зонтиком, поэтому боеготовность ВС Белоруссии противостоять нападению можно рассматривать в чисто теоретическом плане», — добавил собеседник.

Как сообщила пресс-служба Кремля, президент России Владимир Путин 25 февраля посетит Белоруссию с рабочим визитом, повесткой которого предусмотрено принятие бюджета Союзного государства на 2016 год, утверждение Программы согласованных действий в области внешней политики на 2016-2017 годы и ряд других двусторонних вопросов.