Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Индивидуальный текст экскурсии

Вступление

Добрый день, дорогие экскурсанты. Сегодня я буду вашим проводником в мир истории средневекового Крыма Меня зовукт Ермолаев Владислав Андреевич. В дальнейшем, можете называть просто «Владислав.». Хочу представить также человека, без которого первая часть нашей экскурсии невозможно: водитель нашего автобуса Сергей Владимирович.

Мы начинаем экскурсию "Листая летопись веков". В ходе нашей экскурсии мы более плотно ознакомимся с основными этапами истории средневекового Крыма. Проедем по старым улицам города Симферополя, побываем на месте основания Бахчисарая посетим Успенский монастырь и пройдёмся по пещерному городу Чуфут-Кале. Наша экскурсия по времени длится около 8 часов. Обратно мы прибудем примерно в 16 - 20. От Симферополя до Бахчисарая мы будем ехать 30 км. по Севастопольской трассе и пешеходная часть протяженности 3 км. Во время экскурсии просьба соблюдать некоторые правила по технике безопасности: (правила)

Наше путешествие начинаеться. Справа вы можете увидеть красный забор с ажурной решоткой, а за ним здание Таврического национального университета им. В. И. Вернадского - старейшее и ведущее высшее учебно-научное учреждение Крыма, основанное в 1918 году. Во времена Гражданской войны, многие русские выдающиеся деятели бежали в Крым и университет, объединил в себе весь этот цвет российской науки. Сразу за университетом начинается территория парка "Салгирка" - один из крупнейших парков Симферополя. Название происходит от имени реки Салгир, на берегах которой первоначально парк был разбит. Парк основан в 1795 году уроженцем Германии, известным академиком естествоиспытателем П. С. Палласом. В прошлом на территории будущего парка размещались: школа садоводства, огородничества и виноградарства, помологическая станция, дендрологический питомник. На сегодняшний день, главными достопримечательностями парка являются:

1. Воронцовский дом - дом оригинальной архитектуры, с флигелем в подражание бахчисарайского Ханского дворца, построенные в 1823-1826 гг. губернатором Д. В. Нарышкиным, предположительно по проекту архитектора князя М. С. Воронцова. Сейчас в этом доме располагается Крымский филиал института археологии НАН Украины и дом науки АРК.

2. Памятник на месте дома Стевена - примерно до 1970-х годов на этом месте стоял одноэтажный дом, принадлежавший X. X. Стевену - ботанику, основателю Никитского ботанического сада. Здание было разрушено в 1977 году.

3. Могила Г. Ф. Морозова - могила одного из основоположников российского лесоводства Г. Ф. Морозова.

4. Усадьба Палласа - жилой дом в стиле русского классицизма, построенный в 1797 году.

А сейчас немного об истории основания города Симферополя. Местность, где в долине Салгира располагается Симферополь, во все времена привлекала людей своим удачным географическим расположением и благоприятными природными условиями. Долина Салгира находится между двумя грядами Крымских гор - Внутренней и Внешней. На территории города есть памятники истории и культуры различных веков. В 1927 году на левом берегу Салгира, в пещере Чокчура (восточная окраина города, на левом берегу реки Малый Салгир), была открыта стоянка древних людей, эпохи палеолита, учёные установили, что человек жил в этой пещере более 50 тысяч лет назад. Так же в Симферополе имеют место быть стоянки мезолитической эпохи(Симферопольское водохранилище), неолитические, энеолитические, эпохи бронзы(в Заводском) и т.д. Памятники эпохи тавров разбросаны по всему Крыму, в Симферополе сохранились остатки таврских поселений, появившихся в окрестностях города с IX века до нашей эры. Слева над улицей Воровского видны скалы обрывистой долины реки Салгир. Это плато интересно в мировой археологии тем, что во II в. до н.э. - IV в. н.э. в юго-восточной части нынешнего Симферополя находилась столица позднескифского государства - Неаполь, в переводе "Новый город". Рассвет города, как и всего скифского государства, приходился на I - II вв. до н.э., при царях Скилуре и его сыне Палаке. Раскопками установлено, что Неаполь скифский, занимал площадь 20 Га, и был хорошо укреплен. В своё время Неаполь скифский представлял собой довольно крупный по тем временам торговый и ремесленный центр. В II - IV вв. Неаполь скифский подвергся опустошительным набегам кочевников - готов, аланов, гунов - и был разрушен. Шли века... Волны новых завоевателей - хазар, печенегов, половцев, монголов - катились по равнинам северного Причерноморья и захлёстывали Крым. Со средневековым, довольно бурным периодом крымской истории связано возникновение Ак-Мечети, что переводиться как "белая мечеть". Посмотрите налево и вы увидите, что это действительно прекрасное белое здание. Первые сведения о ней относятся к концу XV - началу XVI вв., причём местоположение городка, вернее, самых ранних его строений, близ Неаполя Скифского красноречиво говорит о том, что места эти облюбованы человеком не случайно. Ак-Мечеть являлась важным административным центром, а, кроме того, резиденцией калги-султана, который был вторым после крымского хана лицом. Именно калге-султану принадлежала вся цветущая долина Салгира до самого истока. По данным описания Крыма, составленного в 1783 году, в Ак-Мечети значились в ту пору 331 дом и 7 мечетей. Таким был город - предшественник Симферополя в год присоединения Крыма к России. 2го февраля 1784 года Екатерина II подписала указ об образовании Таврической области. Важную роль в организации области сыграл генерал-губернатор Новороссии Г.А. Потёмкин. 7 февраля 1784 года он подал императрице проект административного устройства области, центром которой должен был стать новый город, названный Симферополем по предложению учёного и общественного деятеля Евгения Булгариса. "Сие наименование означает город пользы, а потому герб - улей с пчёлами, имеющий вверху надпись: «Полезное». Датой основания Симферополя считается 8 февраля 1784 года. Первые строения были заложены в июне 1784 года. Постепенно новый город рос и заселялся выходцами из России и Украины. Уволенные из русской армии солдаты и вывезенные помещиками крепостные крестьяне - таковы были первые переселенцы. Заселялись и окрестности города. 8 октября 1802 года Симферополь стал центром новообразованной Таврической губернии. Его развитию способствовало дорожное строительство. Столица Тавриды получила выход на всероссийский рынок и скоро стала крупным ремесленным и торговым центром края. К началу XX века в Симферополе было около двухсот улиц и переулков. Более полувека симферопольские улицы не имели официальных названий, и только в марте 1830 года было утверждено название 23-х главных улиц и 4-х переулков. Улицы назывались по месторасположению церквей: Александро-Невская, СпасскаяТроицкая, переулки Соборный, Минаретный. Некоторые назывались именами царей и их приближённых: Екатерининская, Потёмкинская, Воронцовская, Долгоруковская. Были улицы, отражавшие в своём названии местонахождение какого-либо приметного объекта: Губернаторская, Полицейская, Тюремная, Банная, Госпитальная, переулки Мельничный, Почтовый, Театральный. Некоторые улицы были поименованы по названию национальностей жителей города: Армянская, Греческая, Караимская, Эстонская, переулки Армянский, Еврейский, Крымчакский, Цыганский.

Город первоначально занимал левый берег реки Салгир. Обратите внимание, справа от трассы к реке спускался городской сад, где к 100-летию присоединения Крыма к России был установлен памятник Екатерине II-й. с той стороны также расположено примечательное на фоне современных построек двухэтажное желтое здание с черным чугунным балконом. Это дом таврического губернатора, одно из старейших зданий Симферополя. Далее, Петро - Павловский собор, с темным куполом, во всем своем величии и красоте. Собор был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, управляя Таврической кафедрой в 1867-1882 гг., неоднократно совершал в этом соборе богослужения. В советское время собор находился в запустении, утратил колокольню, кресты, ограду. Восстановлением Петропавловского собора, отходя от беспамятства, озлобления и забвения веры, власть занялась в конце 1980-х. Благодаря большой исследовательской работе, проведенной С. Л. Беловой в архивах Синода, удалось отыскать проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Автором восстановительного проекта стала архитектор О. И. Сергеева. Рядом с Петро-Павловским собором находится Троицкий женский монастырь. Справа вы видите его небесно – голубой купол. Улица Одесская, на которой возвышается Свято-Троицкий монастырь, носит свое нынешнее название с 1946 года. До этого же она носила название Греческая, так как на ней и вокруг нее издавна проживало большое количество греков. Первую деревянную греческую Свято-Троицкую церковь на месте нынешней обители построили в 1796 году. С 1826 года при храме находилась греческая гимназия. В 1868 году церковь разобрали, а на ее месте, по проекту архитектора И. Ф. Колодина, построили просторный Свято-Троицкий собор. Он представляет собой крестообразный в плане храм с восьмигранным световым барабаном, возвышающимся посредине, и невысокой колокольней над входом. В феврале 1933 года Троицкая церковь была закрыта и ее начали перестраивать под интернат для детей. Но община всеми возможными средствами решила бороться, отстаивая свои права. Невзирая на жуткое время полного правового беспредела, православным удалось выйти с ходатайством на греческую миссию в Москве. Еще раньше, по совету о. Николая Мезенцева обратившись к греческому консулу, они смогли отстоять колокольный звон, к тому времени уже запрещенный. Помогло и то, что многие члены общины были греческими подданными. В 1934 году храм вновь открылся. В Свято-Троицком соборе хранятся почитаемые по всему Крыму святыни, увидеть которые приезжают прихожане не только со всей Украины, но и из других стран мира. Это мощи святителя Луки, который совершал при жизни чудесные исцеления, и продолжающего их совершать после смерти. Если обратить внимание на лево, то можно увидеть двухэтажный серый дом с часовней, здесь жил святитель Лука. Улица Караимская – условная граница между Ак – Мечетью и Симферополем, две части города давно соединились. Слева старинная караимская кенасса. К 80-м годам XIX века караимское общество Симферополя значительно окрепло, стало богаче материально, появилась возможность приобрести новый участок земли и приступить к строительству здания кенасс. В здании возведенных караимских кенасс наблюдалась эклектика архитектурных стилей. В нем прослеживались черты готического, мавританского и византийского стиля. После прихода Советской власти, караимские кенассы в Симферополе были закрыты, а здание национализировано. В 30-х годах здание кенасс было значительно перестроено и лишено многих элементов декора и культовой отделки. Здание караимских кенасс было отдано Государственной телерадиокомпании «Крым», которая находится там по сегодняшний день. Сегодня Караимская религиозная община Крыма пытается добиться возвращения ей этого культового сооружения.

Сейчас мы проезжаем западную окраину города, в которой сконцентриравана основная производственная.

Симферополь начала ХХ века был невелик, но достаточно развит. Его развитию способствовало дорожное строительство шоссейной дороги до Алушты, а затем и до Ялты, и железной дороги. Столица Тавриды получила выход на всероссийский рынок и стала крупным ремесленным и особенно торговым центром губернии. К началу XX века в Симферополе было около двухсот улиц и переулковНа 1 января 1911 года в Симферополе проживало 66452 человека (37491 мужчина и 28961 женщина), из них 22616 мещан и 20346 крестьян. Дворян же, потомственных и личных, насчитывалось 3772. Многие мещане (в сословие мещан входили ремесленники, мастеровые, мелкие торговцы, служащие) строили свои домики на окраинах города в слободках. Так возникли Казанская, Салгирная, Шестериковская, Железнодорожная, позднее Цыганская, Жандармская. Само понятие "слобода" пошло в России от первых поселений, образуемых вблизи городов вольными, свободными от крепостной зависимости людьми. Так как в экономике преобладала торговля, в городе было 148 купцов, в том числе 8 - очень богатых, "первой гильдии", 140 - "второй гильдии". Торговые заведения росли, как грибы после дождя. Если в 1899 их было 776, то в 1910 - более 1300. Широко велась торговля мануфактурой, галантереей, бакалейными товарами, фруктами, вином, табаком. "Справочная книга по г. Симферополю на 1911 г." называет 25 предприятий промышленности: 5 консервных, 4 табачных, 2 столярных, 1 мехзавод, 4 мельницы. В городе бурно развивалась промышленность, и в 1867 году в Симферополе насчитывается уже 11 заводов и фабрик, продолжают появляться новые. В 1871 году началось строительство Лозово-Севастопольской железной дороги, а 14 октября 1874 года в Симферополь пришел первый пассажирский поезд. С этого времени в городе начинают появляться крупные промышленные предприятия: филиал московской конфетной фабрики «Эйнем», фабрика А. И. Абрикосова, их продукцией были фруктовые консервы, повидла, желе, благо сырья - ягод и фруктов хватало, Симферополь окружали фруктовые сады. Позже появились табачные фабрики и в 1916 году авиационный завод «Анатра».. В годы пятилеток город активно строился и за предвоенные годы Симферополь стал крупным промышленным центром. Здесь открылись заводы по выделке кожи и пошиву обуви, машиностроения, основательно перестроили и переоборудовали консервный завод им. 1 Мая. Улицы города украсили новые здания, зелень парков и скверов. Симферополь стал административным, культурным и научным центром Крыма. Накануне Второй мировой войны Симферополь производил более трети промышленной продукции Крыма. Основными промышленными отраслями являются машиностроительная отрасль, пищевая промышленность и лёгкая промышленность. В целом в Симферополе расположено семьдесят крупных предприятий. Это завод "Фотон", где производят ТВ, завод "Пневматика", "Крымпродмаш", завод "Сантехпром", завод "Фиолент", который выпускает бытовую технику, электромашиностроительный завод "СЭЛМА", швейная и кожгалентерейная фабрики, "Эфирмасло" и т.д. Кроме того, в городе функционирует 2 консервных завода, кондитерская фабрика, заводы бытовой химии и пластмасс, макаронная фабрика и т.д. Все дороги Крыма ведут в Симферополь. В Симферополе расположены железнодорожный вокзал, автовокзал, три автостанции, два аэропорта (один – международного класса, а другой местного значения). Аэропорт местных авиалиний «Заводское» находится на западной окраине города.В 1914 г. в Симферополе впервые появился городской электрический транспорт. 31 июля состоялось торжественное открытие трамвайного движения. Первая линия связала центр города с Железнодорожным вокзалом. К октябрю 1914 г. в городе работало уже 3 трамвайных маршрута. На сегодняшний день, самая длинная в мире троллейбусная линия соединяет Симферополь, Алушту и Ялту. И вот Севастопольская улица, переходит в Севастопольское шоссе, до Бахчисарая еще 30 километров. Это дорога, по которой в своё время проходил древние караванные пути, на этой дороге сохранились памятники археологии и истории. одним из таких памятников и являеться данный курган.

(ОСТАНОВКА №1 У КУРГАНА НА 2 - 3 МИНУТЫ, ЧТОБЫ БЫЛ ВИДЕН ОХРАННЫЙ ЗНАК.)

Мы находимся на небольшой возвышенности справа через дороги новостройки, а непосредственно рядом с нами - небольшой холм. это курган, то есть могильное захоронение эпохи энеолита.

Энеолит - это эпоха в развитии человечества, переходный период между неолитом и бронзовым веком. Во времена энеолита были распространены медные орудия труда, однако использовали также и медные. В 1957 году академик Щепинский близ Белогорска под насыпью кургана однаружил погребения, совершённые в деревянных и каменных ящиках с расписными стенами. Очень скоро подобные захоронения были обнаружены в различных местах. И как следствие стали относиться к Кеми-Обинской культуре, как представленный курган.

Часть исследователей считает, что представители данной культуры пришли в Крым с Северного Кавказа через Керченский пролив.

Кеми - Обинские племена умерших хоронили в прямоугольных, нередко довольно крупных (до 2,2 х 2,0 м) ямах, которые были перекрыты плахами, досками или жердями, иногда каменными плитами, а в одном случае даже антропоморфной стелой. Некоторые могилы были с уступами (заплечиками) по всему периметру и снабжались и двойным перекрытием.

Покойники, обильно посыпаные охрой, лежали на спине с согнутыми в коленях ногами, головой преимущественно к востоку или северо-востоку. В могилах встречаются кости мелкого рогатого скота, отмечен отпечаток ткани, Сосуды - яйцевидные или с небольшим плоским дном, с цилиндрической у шейкой, иногда с вертикальной ручкой или выступами в верхней части - орнамент - веревочный и врезной, на поверхности встречается полосчатое сглаживание.

В погребальную камеру ложили всё, что могло «понадобиться» покойнику на том свете. После этого погребальная камера перекрывалась каменными плитами или деревянными колодами и старательно замазывалась глиной. Над погребением делали земляную насыпь, которую нередко обкладывали камнями.

Если кемиобийцы хотели отметить некоторую личность, на кургане устанавливали вертикальный неотёсанный камень – менгир.

Множество таких камней можно увидеть в долине.

Плодородные земли Центрального Крыма издавна были привлекательным местом для поселения. Поэтому, когда в III в. до н.э. скифы начали переходить к оседлому образу жизни, они возвели здесь несколько крепостей. Одна из них находилась в 15 км к западу от Симферополя, в долине реки Западный Булганак. Для поселения был избран высокий холм, отвесные склоны которого служили естественным укреплением. С южной стороны, где такой защиты не было, насыпали земляной вал и на нем, возможно, возвели каменную стену. Кроме того, в северной части поселения был построен хорошо укрепленный акрополь, свидетельством чего и является данный курган. У скифов было весьма интересное представление о загробной жизни. Погребения совершались в обширных и глубоких ямах. Вместе с умершим клали его оружие, одежду, пищу, дорогие украшения. Могилу зазакрывали бревенчатным накатом и насыпали над нею курган, стремясь сделать его как можно выше. Вы конечно знаете, что в древности Крым назывался Таврикой, Тавридой. Откуда произошло это название? Существует несколько гипотез. Одни ученые говорят о том, что греки в древности именовали Крымские горы Тафрос. Поэтому жители гор стали называться таврами, а страна, в которой они жили, - Таврикой. Но существует и другое предположение. Местные жители горного Крыма занимались скотоводством, особое значение имели быки - по-гречески таврос. Отсюда и получили свое название местные жители - тавры, а их земля называлась Таврикой, Тавридой.

Тавры издавна обитали в горах и предгорьях Крыма. По словам греческого историка Геродота, «тавры приносят в жертву Деве (богине) потерпевших кораблекрушение и всех эллинов, кого захватят в открытом море...».

Древние авторы пишут не только о свирепых обычаях тавров, но и об их мужестве в бою. Так один из историков сообщает, что тавры, «предприняв войну, всегда перекапывают дороги в тылу; сделав их непроходимыми, вступают в бой; делают они это для того, чтобы, не имея возможности бежать, необходимо было или победить или умереть».

Наиболее конкретные сведения о районах проживания тавров сообщает Геродот: «Страну, прилегающую к морю, гористую и выступающую в Понт, заселяет племя тавров, до так называемого Скалистого (Керченского) полуострова».

Таким образом, в древности тавры занимали всю прибрежную и горную часть Крыма, примерно от Евпатории до Феодосии. Их соседями в степной части, в предгорьях и на Керченском полуострове были скифы. Древнейшее (около VIII в. до н. э.) из известных в Крыму укрепленных поселений тавров Уч-Баш находится в Инкермане. Примерно к этому же времени относится раннетаврское поселение у Балаклавы. Невдалеке (вероятно, около мыса Фиолент) было святилище таврской Девы, о котором повествуют древние авторы. Видимо, в этом районе в те времена проживало одно из наиболее развитых по уровню хозяйства и культуры таврских племен. Этому способствовали плодородие Инкерманской долины, близость к морю и богатые рыбой бухты.

Другие таврские поселения и укрепления - тоже ранних времен - тяготели к речным долинам в среднем течении и устьях Черной, Бельбека, Качи, Альмы, Салгира, Зуи и других рек, протекающих в предгорьях Крыма.

Позднее тавры заселили северные склоны и отроги Главной гряды и долины в гористых верховьях тех же рек. Это была относительно замкнутая горная территория, где жили наиболее отсталые таврские племена. Сохранились следы их временных стоянок. В скальных навесах и гротах - пещерные святилища, многочисленные остатки гюспоселений - и кое-где примитивные укрепления. Особенно интересны для историков таврские могильники с каменными ящиками, кромлехи - ограды могил или священных мест, менгиры - вертикально поставленные каменные глыбы. Тавры заселили и побережье (южное и юго-восточное) с долинами, спускающимися к морю: Алуштинской, Судакской, Коктебельской. Здесь находились наиболее крупнье таврские поселения античной эпохи, их потаенные убежища среди скал, иногда усиленные «стенами», более напоминавшими нагромождения больших камней. Для этих районов, так же, как и для гор, характерны могильники с каменными ящиками - полудольменами. На этом позвольте закончить с историей древних времён и перейти к более современным событиям.

Сейчас мы проезжаем посёлок, примечательное название которого, я думаю знакомо многим из присутствующих. Это Приятное свидание. По поводу названия села существует легенда, что в этом месте произошло свидание Екатерины II или с Потёмкиным, или с последним крымским ханом Шахином Гераем. Её живучести способствует наличие в нескольких километрах южнее по дороге Симферополь-Севастополь Екатерининской мили - каменного столба, устанавливавшегося по пути следования императрицы во время её путешествия в Крым, но в «Полном Географическом описании нашего Отечества» 1910 года ни этот эпизод, ни само село не упоминаются. Более правильной следует считать версию о существовании на этом месте во время Крымской войны 1853-1856 годов трактира. В нём, якобы, встречались русские офицеры, едущие на фронт и с фронта что и дало название трактиру, а затем и возникшей на этом месте деревне, тем более, что трактир (ещё безымянный) впервые обозначен на карте 1842 года, а в 1890 году - уже как «Приятное свидание». В «Статистическом справочннике Таврической губернии. Ч.1-я Статистический очерк, выпуск шестой Симферопольский уезд, 1915 г.» зафиксировано в 1915 году наличие в Тав-Бадракской волости Симферопольского уезда «хутора Приятное Свидание» при деревне Кобази, владельца Туманова А. А. и там же имение Туманова К. А.

Присоединение Крыма к России привело к коренным изменениям в экономике, культуре, социальных процессах.

В 1784 г. была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. В 1802 г. Таврическая область была преобразована в губернию. Вместо прежних наместничеств создавалось семь уездов, из которых пять (Симферопольский, Левкопольский, а с 1787 г. - Феодосийский, Евпаторийский и Перекопский) уездов располагались в пределах самого полуострова. В 1837 г. из Симферопольского уезда выделился новый - Ялтинский уезд, после чего административное деление края почти не изменялось вплоть до 20-х гг. XX в.

В конце XVIII в. в Крыму насчитывалось более 100 тыс. жителей.

Учитывая важное военно-стратегическое значение Крыма и большое влияние Турции на татарское население полуострова, царское правительство стремилось расположить к себе новых подданных. 22 февраля 1784 г. крымскотатарская знать была приравнена к российскому дворянству.

С 18 сентября 1796 г. крымские татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов. Мусульманское духовенство навсегда освобождалось от уплаты податей. В начале XIX в. была подтверждена личная свобода крымскотатарского крестьянства. Согласно постановлению 1827 г., крымскотатарское население имело по закону право собственности на движимое и недвижимое имущество.

Для знакомства с новыми землями, присоединенными к России императрицей

Екатериной II, в 1787 году было предпринято «шествие в полуденные края России».

Подготовка к посещению императрицей Крыма началась с 1784 года. По пути следования императрицы приводились в порядок дороги, ремонтировались мосты, строились временные деревянные «дворцы», предназначенные для отдыха и ночлега, и даже высаживались деревья.

Правитель Таврической области Коховский В.В. предложил кроме верстовых столбов на пути следования императрицы установить каменные столбы, обозначавшие пять или десять верст пути.

Управляющему канцелярией Потемкина Г.А. Попову В.С. идея понравилась и он доложил о ней известному цареугоднику Потемкину. Всего, от Акмечети до Севастополя, построено было 66.

Версты представляли собой треугольные обелиски, высеченные из дикого камня. К сожалению ни одна из них не сохранилась. Екатерининских миль в Крыму сохранилось всего пять. Часть этих памятников разрушило время, но большая их часть были уничтожены во времена Советской власти как «символы царизма». Самой интересной среди сохранившихся знаков «миль» является Екатерининская миля, расположенная в Бахчисарае. Находится она на каменном мосту возле северного въезда в Ханский дворец. Ханский дворец в Бахчисарае был одним из основных пунктов царского путешествия в Крым.

В раннее средневековье происходит бурное изменение этнического состава населения Таврики. Начало этому положило «великое переселение народов» - вторжение на полуостров готов и гуннов.

В VIII в. народы Таврики увидели новых завоевателей - тюркоязычные племена хазар.

В VII в. племена создают свое государство - Хазарский каганат на землях Нижней Волги и Северного Кавказа. С конца VII в. хазары начинают свое продвижение к Азовскому морю, захватывают Северное Причерноморье и вторгаются в пределы Таврики. Местное население полуострова вело с ними отчаянную борьбу, но силы были неравными. Хазарам удается захватить значительную часть края и даже Сугдею и Херсонес. Правда, вскоре Херсонес сумел освободиться.

Придя в Крым, хазары были язычниками, несмотря на то, что у них уже существовало государство. Главным божеством у них был Тенгри-хан, но единого божества не было. Они «приносили жертвы огню и воде, поклоняясь некоторым богам путей, также луне и всем творениям, которые им казались удивительными».

Одному из хазарских правителей - Али-Алитверу - удалось обратить часть подданных в христианство. Но новая религия внедрялась с большими трудностями. Да и сами хазарские правители особой настойчивости в этом не проявляли. Этот факт, очевидно, можно объяснить тем, что верхушка хазар не желала распространения влияния Византии.

В конце VIII - начале IX в. каган Обадия принимает иудейскую веру. За ним последовала и верхушка каганата. Простое население неохотно принимало и эту религию.

Портал mos.ru решил разобраться, откуда берутся маршруты и что заставляет людей ходить на экскурсии по городу. Как среди небоскрёбов и автомобилей увидеть древний город? Где находится дом-утопия? Кто придумывает экскурсии по городу и кто на них ходит? Как правильно проложить маршрут и заставить человека внимательно слушать? О плюсах и минусах работы экскурсовода, о загадках Москвы и самых лучших экскурсантах mos.ru рассказал ведущий экскурсовод Городского экскурсионного бюро Музея Москвы Лариса Скрыпник.

— Кажется, что о Москве рассказано уже всё, все городские лабиринты и закоулки пройдены, и вдруг неожиданно появляется новый маршрут, новая экскурсия — как это возможно?

— Музей Москвы, в котором я работаю, в этом году отмечает 120-летний юбилей. И все эти годы сотрудники музея занимаются изучением города, его истории, следят за всеми переменами, которые происходят в мегаполисе. В нашей коллекции есть тысячи документов, книг, фотографий, которые до сих пор продолжают исследоваться. Одно это уже даёт множество поводов для нового взгляда даже на самые тривиальные экскурсии.

Есть, конечно, обязательный блок экскурсий. Как правило, это обзорная экскурсия по Москве, по Красной площади, по историческому центру, которые предназначены именно для первого знакомства с городом — для тех, кто хочет узнать о городе, в котором живёт. Таких немало — как показывает опыт, москвичи часто знают город плоховато. Человеку кажется: я здесь, я успею всё — и он проходит мимо интересных мест, не обращая на них внимания. Но, когда интерес проявляется, человек, как правило, становится нашим постоянным клиентом. То есть тот, кто пришёл один раз, начинает ходить постоянно. Очень радостно видеть, как год от года популярность пешеходных и автобусных экскурсий возрастает: всё больше горожан хотят узнать о столице максимум.

Но есть и другой блок маршрутов — те, которые мы придумываем самостоятельно. Это всегда необычные прогулки, на которых мы показываем город с новой стороны. Они могут быть тематическими, приуроченными к определённым датам, событиям. Так, у нас постоянно появляются новые маршруты по неизведанной Москве. Нам очень хочется показать любимый город с разных сторон; хочется, чтобы участники прогулок влюбились в Москву так же, как и мы. И такие экскурсии, как правило, очень востребованы.

— Можете рассказать подробнее про такие маршруты?

— Была интересная история во время празднования годовщины Николая Васильевича Гоголя. К нам обратились с просьбой придумать пешеходную экскурсию по гоголевским местам. Причём просили показать не только памятники писателю, которые находятся на расстоянии 400 метров друг от друга, не только храм Симеона Столпника, прихожанином которого был Гоголь, а что-то ещё необычное. Это в каком-то смысле вызов, я такие вещи очень люблю. Надо было сделать пешеходную экскурсию и много-много рассказать про Гоголя. В итоге с огромным интересом для себя я обнаружила больше 20 мест, связанных с Николаем Васильевичем, на Арбате. Не в Москве в целом, а только на Арбате. Эксклюзивные экскурсии рождаются, например, от такого предложения — помочь кому-то с темой.

Или, например, экскурсия, посвящённая 1612 году в Москве. Она не была особенно востребованной, никогда никто не просил водить по этим местам. Но когда все-таки запрос появился, оказалось, что это действительно очень интересная экскурсия. Конечно, экскурсии рождаются ещё и потому, что тебе самому что-то очень нравится. Я люблю архитектуру, и, конечно, я придумала пешеходную экскурсию по модерну. Маршруты могут появиться после того, как ты прочитал интересную книгу. Сейчас выходит очень много мемуаров, всевозможных трудов дореволюционных москвоведов, которых раньше мы не знали. Ты читаешь — и вдруг видишь район совершенно другим, не таким, как ты его себе представлял, и у тебя возникает идея сделать экскурсию по этому месту и показать Москву с какой-то, может быть, неожиданной стороны.

— А как это происходит? Как готовится экскурсия?

— Сначала начинается поиск материала: чтение специальной литературы, дневников, поход в библиотеки и, конечно же, изучение самого района, о котором собираешься рассказывать. Порой, когда ходишь по улицам, заходишь в переулки, во дворы, обнаруживаешь совершенно невероятные сокровища, которых люди не видели. Например, Никитский бульвар — такая фасадная улица. Но один раз, когда я готовила там экскурсию, увидела металлические ворота с дверцей, за которыми было написано, что там находится ремонт обуви или каких-то скобяных изделий. В общем, совершенно непрезентабельного вида дверца. Но, когда я вошла в эту подворотню, я поняла, что это целый город с лабиринтами. Кто бы мог подумать, что такое может быть? Людям это всегда очень интересно. Как будто погружаешься в прошлое, и можно себе представить, как бы ты себя чувствовал, если бы жил в этом доме и у тебя окна выходили в этот дворик….

— Вы сказали, что разработали экскурсию по модерну, но ведь это не совсем московский стиль, что вы показываете?

— Поскольку это пешеходная экскурсия, то она проходит между Остоженкой, Пречистенкой и в переулках. Это и доходный дом Исакова кекушевский, и собственный дом архитектора Кекушева. Это и доходный дом крестьянина Лоськова. Такие у нас чудесные были крестьяне, которые могли приглашать самых лучших архитекторов и возводить дома в стиле северного модерна. В Москве их действительно маловато, в основном этот стиль распространён в Питере.

— Мне кажется, самое сложное в вашей работе — заставить людей слушать, не всем экскурсоводам и не всегда это удаётся.

— Просто нужно знать и понимать: люди не могут бесконечно слушать набор каких-то фактов, даже если они достаточно интересные, им всё равно нужны какие-то разрядки. Но важно не просто о чём-то похихикать, а чтобы это было привязано к теме. И кстати, на экскурсиях иногда участники сами помогают находить такие расслабляющие моменты. У меня однажды на экскурсии по Арбату и арбатским переулкам была чудесная девочка лет семи. На Арбате каждое здание с историей, и хочется обо всём рассказать. Я начала рассказывать о доме с рыцарями напротив Тетра Вахтангова и сказала, что, к сожалению, не все рыцари сохранились, а эта девочка говорит мне: «А я могу сказать, куда этот рыцарь подевался». Я спрашиваю: куда? Она говорит: «Дело в том, что он влюбился в эту принцессу, — а у Театра Вахтангова стоит фонтан «Принцесса Турандот», — он влюбился, спустился вниз, купил ей украшения, а она не приняла подарок. Поэтому рыцарь расстроился и ушёл». Это же прелесть! Я теперь это всегда рассказываю, такое живое восприятие ребёнком Москвы с её историей.

— А сколько времени нужно, чтобы подготовить экскурсию?

— Это зависит от темы. Есть такие, по которым огромное написано количество литературы, и здесь нужно просто отобрать то, что тебе интересно. Есть темы, которые требуют серьёзной подготовки, может быть, даже запросов, встреч с какими-то людьми, которые владеют информацией по тому или иному району. Интересные вещи рассказывают сами жители. Это всегда большой труд.

Подбор материала — один из самых волнующих моментов, и тут важно себя контролировать. Ты ищешь, читаешь, и это так увлекает, что ты можешь к трём часам ночи оказаться где-нибудь вообще на другом конце Москвы. Потому что, когда готовишь материал, один факт цепляется за другой: а вот фамилия проскочила, а не уточнить ли... Это очень сложно, но ещё сложнее что-то выбрать, когда ты собрал огромное количество материала и понимаешь, что всё рассказать невозможно, — всегда очень жалко убирать часть информации.

Затем наступает ещё один очень важный момент: ты должен связать все объекты… Понятно, если экскурсия тематическая, например наша «Москва посольская», тогда всё более или менее понятно. А если это экскурсия по улице и там абсолютно разнородные здания, абсолютно разные истории, но ты должен их каким-то образом соединить между собой, должна получиться история.

У меня была замечательная экскурсия, я вела её по Волхонке, и одна из экскурсанток как интеллигентный человек меня заранее предупредила, что ей нужно забирать ребёнка из детского сада, поэтому она через 50 минут тихо по-английски уйдёт. И я веду экскурсию и понимаю, что прошло уже 50 минут, час прошёл, а женщина всё ещё с нами. И я ей говорю: «Вы меня извините, пожалуйста, но вам, кажется, ребёнка нужно забирать из детского сада». Она говорит: «Вы понимаете, я никак не могу уйти. Вы заканчиваете рассказывать и так цепляете следующим, что мы сейчас дальше увидим, что я никак не могу уйти». Вот это была правильная экскурсия, раз так получилось.

Есть ещё чисто технические моменты, специальные, которые тоже нужно учитывать: как встать правильно, чтобы тебя все слышали, чтобы ты мог реагировать на выражение лица, глаз, чтобы ты видел экскурсантов и при этом не мешал им видеть объекты; как встать, чтобы максимально показать объект; как встать так, чтобы ты мог, не сходя с места, рассказать о нескольких объектах. Когда готовишь экскурсию, на это уходит дополнительное время. Я, например, иду по улице и начинаю, к удивлению прохожих, перебегать с одного места на другое, переходить через улицу, возвращаться обратно, для того чтобы понять, а где мне лучше поставить группу. И здесь надо проявлять фантазию.

Есть ещё много других нюансов. Например, нужно учитывать расположение пешеходных переходов: где они находятся, удобно ли вам переходить с этой стороны на противоположную, чтобы потом не возвращаться на этот переход через другой переход, по маршруту как-то дальше пройти, потому что людям неинтересно по одному и тому же месту туда-обратно ходить. В общем, это очень большая работа на самом деле.

— Давайте попробуем назвать минусы и плюсы вашей профессии.

— Мне задавали этот вопрос на экскурсиях… Но так получается, что минусы превращаются в плюсы. Конечно, это работа, которая требует больших физических нагрузок, потому что нужно много двигаться и в процессе подготовки, и во время экскурсии. А они длятся иногда два-три часа, а иногда шесть-семь.

Погода, которую мы не выбираем, а погоды наши московские не радуют, скажем так, большую часть года. Дальше — то, что ты работаешь всегда, потому что ты должен находиться в теме современной Москвы, знать всё новое, что появляется, новые книги о Москве, новую информацию, новые объекты. Материала такое количество, что ты никогда не сможешь освоить его полностью, но всегда к этому стремишься. В итоге ты постоянно тренируешь свою память, свой ум, ты всегда в движении и постоянно на свежем воздухе.

И ещё люди бывают разные, и ты прилагаешь много усилий, для того чтобы удержать внимание. Когда это получается, я чувствую колоссальный моральный подъём, потому что я отдаю свою энергию людям, а они в ответ — свою. Я после экскурсии всегда чувствую себя эмоционально заряженной. Здесь всё взаимосвязано, и если тебе это нравится, то ты от этого получаешь удовольствие в большей степени.

* В расчетах используются средние данные по России

1. РЕЗЮМЕ ПРОЕКТА

В настоящем бизнес-плане рассматривается проект по осуществлению пешеходных экскурсий в городе с населением более 1 млн. человек. Проект представляет собой расширенный формат проведения мероприятий в формате “экскурсия + уличный спектакль”. Финансовые средства, необходимые для старта проекта, составят 49 тыс. руб. и будут использованы для закупки экскурсионного инвентаря, создание презентационных материалов, приобретение костюмов актеров и сценических атрибутов.

Прогнозируемый объем выручки в месяц при проведении одной экскурсии в неделю и участии в ней 15 экскурсантов составит 121,5 тыс. руб., чистая прибыль 81,5 - тыс. руб. Финансовый план рассчитан на трехлетний период деятельности. После этого планируется расширение видов экскурсий и обновление программы мероприятий. Проект потребует подготовительного этапа сроком 3 месяца, необходимого для написания сценария, проведения тестовых экскурсий и репетиций, а также создания рекламной продукции и предварительного наполнения соцсетей.

Таблица 1. Ключевые показатели проекта


2. ОПИСАНИЕ ОТРАСЛИ И КОМПАНИИ

Городские пешеходные экскурсии - это набирающий популярность вид экскурсий, позволяющий участникам более глубоко погружаться в историю улиц, исследовать объекты и представлять себя участниками минувших событий. В отличие от автобусных экскурсий они позволяют прокладывать более маневренные маршруты и давать участникам логический и последовательный зрительный ряд. Длина таких маршрутов обычно не превышает 6 километров, продолжительность же составляет не более 3 часов. С точки зрения организации пешеходные экскурсии требуют гораздо меньше финансовых и временных затрат, так как отпадает необходимость заключать договор с транспортной компанией, согласовывать время движения с водителем и подгонять маршрут экскурсии под правила дорожного движения. В то же время создание пешеходного маршрута требует более продуманного сценария. Объекты показа должны находиться довольно близко друг к другу. От экскурсантов необходима физическая готовность, а от экскурсовода - умение держать темп и вовремя подгонять отставших от группы. Особенностью экскурсионного бизнеса в крупнейших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург является высокий уровень конкуренции. В других городах-миллионниках и региональных центрах с населением менее миллиона жителей, конкуренция не столь значительна, однако сразу выделиться на фоне действующих предложений довольно трудно.


Настоящим проектом предлагается организация мероприятий, формат которых будет сочетать экскурсию с тематическим спектаклем на тему истории города. Выбор данного формата был обусловлен высокой конкуренцией среди организаторов экскурсий. С одной стороны подобное мероприятие потребует больших временных и финансовых затрат на организацию, с другой стороны при хорошем позиционировании - привлечет внимание общественности и может стать одним из знаковых культурных событий в городе. Проект будет реализован собственными силами на базе имеющихся у организатора знаний по истории города и интереса к краеведению, наличия некоторых умений в данной области и сертификата о прохождении курсов для экскурсоводов, а также личных связей с творческими личностями города, которые будут привлечены к участию в спектакле в качестве партнеров.

3. ОПИСАНИЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ

На начальном этапе будет разработано два сценария экскурсий, каждый из которых будет включать небольшой 30-минутный уличный спектакль на тему экскурсии. Продолжительность одного из мероприятий составит 3 часа, другой - 2 часа 30 минут. Стоимость участия будет разделяться для детей и взрослых (см. Табл 1). Стоимость была определена с учетом анализа предложений конкурентов. Так, стоимость обычной пешеходной экскурсии варьируется от 400 до 650 рублей, стоимость автобусных экскурсий либо экскурсий с какими-либо дополнительными услугами, в том числе квестом, “вкусным перерывом” и т.д. составила от 1100 до 1500 рублей. Таким образом, 800-950 рублей - это, с одной более дорогой вариант по сравнению с обычными экскурсиями, но в то же время более выгодный на фоне аналогичных предложений.

Таблица 2. Описание товаров и услуг


Также отметим, что на старте проекта планируется провести две-три бесплатных экскурсии для привлечения внимания к проекту, когда экскурсанты сами определят уровень вознаграждения для гида. Помимо этого в бесплатном порядке экскурсантам будут доступны аудиоматериалы и фотоматериалы, предлагаемые экскурсоводом по ходу экскурсии, поощрительные призы за активность во время экскурсии (значки, сувениры, брелоки и прочее).

4.ПРОДАЖИ И МАРКЕТИНГ

Целевой аудиторией проекта станет, с одной стороны, - возрастная аудитория, активно интересующаяся историей города (преимущественно женщины возрастом от 35-40 лет), с другой стороны - творческая молодежь от 18 до 30 лет, а также туристы и гости города. Процесс организации продаж и рекламы потребует реализации нескольких этапов.

    Подготовительный этап. На данном этапе за два месяца до начала продаж создаются страницы в социальных сетях “Вконтакте”, “Одноклассники” и Instagram, которые планируется использовать как генераторы основного потока в основной период работы. Сообщества наполняются тематическим контентом по истории города, производится предварительный набор целевой аудитории, публикуются рекламные сообщения о наборе пробных бесплатных экскурсий. Создается сайт-одностраничник с основной информацией о стоимости, времени проведения экскурсий, маршруте и контактами для предварительной записи. Происходит создание шаблонов и распечатка рекламных объявлений.

    Начальный этап. Проводятся две-три бесплатных экскурсии, во время которых производится фотосъемка, собираются отзывы участников, устраняются возникшие по ходу пробелы в организации. По возможности привлекается внимание интернет-СМИ и телевидения. Далее публикуются рекламные посты в популярные группы города в социальных сетях. Происходит активная раздача рекламных объявлений в посещаемых туристами местах.

    Основной этап. Текущая рекламная деятельность с использованием всех имеющихся каналов для выхода на целевую аудиторию. Параллельно происходит налаживание контактов с руководителями музеев, культурных и развлекательных учреждений, антикафе, которые могут размещать рекламу на собственных площадках, происходит раздача объявлений. В качестве дополнительных каналов притока клиентов также могут использоваться:

    собственный блог экскурсовода по истории города;

    партнерство с туристическими фирмами с передачей клиентов за процент;

    партнерство с информационными туристическими центрами (передача клиентов за процент, размещение рекламы или визиток).


В таблице 3 представлены примерные расходы на рекламные цели в основной период работы. Наполнение контентом групп в социальных сетях и обновление информации на сайте планируется организовать собственными силами. Заявки на участие в экскурсии будут приниматься в телефонном режиме, сбор оплаты будет осуществляться организатором перед началом мероприятия.

5. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА

На начальном этапе проведение экскурсий-спектаклей планируется организовывать с частотой раз в неделю - по субботам или воскресеньям, в дневное время. Для создания спектаклей потребуется нанять актеров из числа добровольцев актерского кружка при одном из вузов города. Актерский состав включит пять постоянных актеров и трех человек, играющих либо эпизодические роли либо вызываемые на подмену. Для начала деятельности потребуется приобрести необходимый сценический и экскурсионный инвентарь. Расходы на эти цели составят около 39,2 тыс. рублей.

Таблица 4. Перечень необходимого оборудования и инвентаря

При проведении одной экскурсии в неделю с учетом участия в ней 10 взрослых экскурсантов при среднем чеке в размере 900 рублей, месячная выручка составит 81 тыс. руб. Такого плана планируется придерживаться в течение первого года работы. План на второй год работы составит 15 участников на экскурсию, т.е. 121,5 тыс. руб в мес. В дальнейшем при увеличении числа участников и организации двух экскурсий в неделю плановая выручка может быть увеличена в полтора-два раза.

6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН

Проект потребует подготовительного периода сроком 3 месяца, в течение которого создается маршрут экскурсии, сценарий спектаклей, организуются репетиции, подбор актеров и т.д. В отличие от многих стран мира в России лицензия на оказание экскурсионных услуг не требуется. Для того, чтобы деятельность осуществлялась в рамках правового поля необходима лишь регистрация ИП. Код деятельности по ОКВЭД - 79.90.22 “Деятельность самостоятельных экскурсоводов и гидов по предоставлению экскурсионных туристических услуг”. Срок оформления документов на регистрацию ИП составит около 3 дней. Госпошлина - 800 рублей. Наиболее целесообразная система налогообложения для данного вида бизнеса - упрощенная, где объектом налогообложения выступает доход 6%. Приведем и перечень документов, необходимых для ведения деятельности в рамках правого поля:

    договор на оказание услуг, где будут указаны все предложения экскурсий, свои обязательства и те моменты, за которые компания ответственности не несет;

    должностная инструкция для сотрудников. В ней подробно описываются служебные обязанности для каждой должности и план действий в случае возникновения внештатной ситуации;

    договора с сотрудниками. Не обязательно по ТК, но договорная основа должна быть зафиксирована;

    для сотрудников (желательно) - документ, который подтвердит статус преподавателя истории/культуры/филологии и т.д. либо право заниматься турбизнесом.


Дополнительно необходимо составить памятку для клиентов, правила безопасного поведения на маршруте и список возможных источников опасностей, с которыми можно столкнуться. Также в некоторых случаях экскурсоводам требуется аккредитация. Например, для проведения экскурсий иностранцам необходимо спецразрешение гособразца.

Команда проекта включит двух организаторов и одновременно исполнителей проекта в лице экскурсовода и руководителя театральной труппы, а также непосредственно актеров.

Экскурсовод. Это человек, обладающий историческим или филологическим образованием, знающий английский язык, увлекающийся краеведением и историей города, имеется сертификат о прохождении курсов экскурсовода от специализированного учебного центра, готовящего кадры для туристической отрасли. Личностные качества: коммуникабельность, грамотная речь, поставленный голос, креативность и находчивость, талант педагога и психолога, терпеливость.

Руководитель театральной труппы. Имеет опыт работы режиссером в студенческом театре, талант организатора, рекламщика, оформителя.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Актеры. Группа актеров из восьми человек (пять регулярных актеров, трое - на подмене), участники крупных театральных конкурсов, городских спектаклей, труппа при студенческом театре. Оплата труда актеров составит 500 рублей за спектакль. По опыту подобных проектов рекомендуется подбор запасной труппы на все роли (в случае болезни актеров, неявки на репетиции/спектакль по семейным или другим причинам и т.д.)

7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

Финансовый план учитывает все доходы и расходы проекта. Стартовые вложения в проект составят 49 тыс. рублей. В расходы основного периода работы войдет оплата труда актеров - 22500 руб., расходы на рекламу и продвижение проекта. Подробный финансовый план проекта с учетом налоговых отчислений приведен в Приложении 1.

Таблица 5. Инвестиционные затраты проекта


Таблица 6. Расходы основного периода






8. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Благодаря минимальным вложениям проект способен окупиться уже на второй месяц с момента начала продаж экскурсий. Годовой оборот проекта в первый год составит 972 тыс. руб., чистая прибыль - 521,8 тыс. руб. Рентабельность - 53%. Годовой оборот во второй год - 1458 тыс. руб, чистая прибыль - 978,2 тыс. руб., рентабельность - 67%.

9. РИСКИ И ГАРАНТИИ

Проект потребует минимальных вложений в открытие, полностью отсутствуют расходы на арендную плату и привязка к какой-либо недвижимости и материальным ценностям (продуктом выступает интеллектуальный и актерский труд) в связи с чем все финансовые риски минимальны. Большинство возможных трудностей могут быть связаны с внутренними проблемами - ошибками в организации, неверным продвижением, неправильным преподнесением информации экскурсантам и т.д. Предотвращаются эти риски, во-первых, путем тщательной подготовительной работы, которая должна включать написание качественного сценария экскурсии и спектакля, их тестовую “прогонку”. Во-вторых, Важен грамотный анализ рынка: мониторинг всех действующих предложений в сфере, ценовая и рекламная политика конкурентов, их методам сглаживания фактора сезонности и прочее. Ключевым же фактором для основного периода будет работа над повышением качества услуги, осуществление обратной связи с клиентами и реклама.

Существуют и внешние рисковые факторы - конкуренция, неблагоприятная ситуация в экономике страны, влияющая на платежеспособность населения и заставляющая отказываться от досуга и прочее. Для минимизации этих факторов необходимо качественное продвижение с первых дней существования проекта, а в перспективе - обретение статусности и признания мероприятия как значимого культурного события города, которое посещают представители средних и крупных компаний и которое активно советуют туристам и гостям города.


72 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32071 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение "Бизнес-расчеты" уже помогло сэкономить миллионы.

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсии. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

Приемы непосредственного ведения экскурсии: показ и рассказ

Приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

1. показ в экскурсии

Показ - процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионными объектом или несколькими объектами одновременно.

Показ на экскурсиях - многоплановый процесс извлечения зрительной информации из объектов, процессов, во время, которого действия экскурсантов производятся в определенной последовательности, с конкретной целью.

Особенностью показа является способность обнаружить, раскрыть то или иное качество, наблюдаемого объекта, возможность сделать явным, очевидным то, что незаметно при первом взгляде на предмет.

Эффективность наглядности зависит от организации показа объектов, правильного их наблюдения экскурсантами. Человек на экскурсии учится правильно смотреть и видеть, наблюдать и изучать. В этом и состоит задача показа.

Показ в экскурсии является суммой трех элементов:

ь Самостоятельного наблюдения экскурсантами достопримечательностей

ь Ознакомления экскурсантов с экспонатами «портфеля экскурсовода»

ь Показа под руководством экскурсовода других приемов

Задача показа на экскурсии состоят в следующем:

ь Показать экскурсионные объекты, которые находятся перед экскурсантами

ь Показать объекты, которых уже нет (сохранились только фотографии или рисунки)

ь Показать историческое событие, которое происходило на данном месте

ь Показать действия исторического деятеля

ь Показать объект таким, каким он был в период описываемого события

Условия необходимые для показа объекта:

ь Правильно выбранные точки показа

ь Время, более выгодное для показа

ь Возможность отвлечь внимание экскурсантов от объектов, далеких от темы

ь Умения и навыки экскурсовода

Примерная схема последовательности действий экскурсовода при показе объекта

1. экскурсовод определяет, что за предмет показывается экскурсантам

Определение

2. экскурсовод объясняет, что собой представляет объект

Характеристика

3. экскурсовод говорит о назначении объекта

Цель создания

4. экскурсовод рассматривает отдельные части объекта

Экскурсионный анализ, сравнение

6. Экскурсовод рассказывает о событии, связанном с объектом, его значение

Оценка исторического события

Задача экскурсовода - помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль.

Показ в экскурсии представляет собой двусторонний процесс, который объединяет: активные действия руководителя, направленные на выявление сущности чувственно воспринимаемых объектов; активную деятельность экскурсантов.

Методические приемы показа

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

ь составить представление об исторической местности, где происходили события

ь представить данный объект в естественной обстановке

ь дать определенную оценку объекту

ь получить представление о его природном окружении

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов. Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции. Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Этот прием широко используется при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относятся места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников. Задача указанного приема дать экскурсантам возможность зрительно восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции. Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета, которые служат основой для раскрытия темы. Прием абстрагирования построен на наблюдении.

Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используют различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов.

Прием интеграции построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое. Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза - соединение отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания - метода аналогии. Прием аналогии построен на сравнении:

Данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта

Наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод ставит перед экскурсантами два объекта, причем, только один из них находится перед глазами.

Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект. Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения. В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни, глубин рва и т.д. Кроме того, движение используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей.

Другой вариант движения как методического приема - обход вокруг здания, сооружения, памятника.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена. Если мемориальная доска экскурсантам видна хорошо и они уже прочли надписи на ней, то экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

2. РАССКАЗ В ЭКСКУРСИИ

Рассказ - это условно принятое в экскурсионном деле название устной части экскурсии, то есть сообщения и пояснения, которые экскурсовод дает группе. Это образная информация о памятниках, исторических событиях и деятельности конкретных исторических лиц.

Рассказ экскурсовода выполняет две задачи: комментирует, поясняет, дополняет увиденное; реконструирует, восстанавливает то, что не может в данный момент увидеть экскурсант. Рассказ это звучащий индивидуальный текст экскурсовода, исполненный им с соблюдением требований устной публичной речи и представляющий образец монологической речи.

Основные требования к рассказу: тематичность, конкретность, убедительность, доступность изложения, законченность суждений, связь с показом, научность.

В качестве основных особенностей рассказа можно выделить следующее:

1. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы. Рассказ подчинен ритму движения экскурсантов, маршруту экскурсии.

2. Подчиненность рассказа показу. Рассказ экскурсовода не может быть абстрагирован от объектов показа, которые расположены на маршруте. Содержание рассказа подчинено задаче наблюдения объектов. Рассказ сопровождает показ объектов, дополняет и поясняет то, что видят экскурсанты, направлен на зрительное воссоздание картины.

3. Использование в рассказе зрительных доказательств. Особенность рассказа состоит в том, что в нем отсутствуют устные доказательства. Их роль выполняет зрительный ряд. Это достигается путем образного рассказа, умелого показа памятников, демонстрации наглядных материалов.

4. Адресность рассказа, то есть привязка к наблюдаемым экскурсантами объектам. Адресный характер рассказа состоит в том, что, рассказывая экскурсовод, имеет в виду конкретный объект - здание, архитектурный ансамбль, инженерное сооружение, памятник природы.

5. Конкретность экскурсионного рассказа. Конкретность - это не только формулировка темы, но и сами по себе приводимые факты, истолкование. Конкретизация материала в экскурсии - это выражение мысли, изложения определенного положения в более точной, конкретной форме.

6. Утверждающий характер рассказа. Рассказывая об историческом событии, экскурсовод с максимальной убедительностью утверждает, что оно происходило именно так, именно на этом месте, что его участниками были называемые ими лица.

Методические приемы рассказа

Методические приемы рассказа являются как бы пружиной устной речи, их основная задача - преподнести факты, приемы, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Приемы рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая группа объединяет приемы, связанные с формой рассказа. Приемы этой группы выполняют задачу донести до экскурсантов содержание рассказа, способствуют формированию информации, ее упорядочению, запоминанию, хранению и воспроизведению в памяти экскурсантов.

Вторая группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции. Приемы этой группы рисуют внешнюю картину событий, действия конкретных персонажей.

Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования. Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки, авторов проекта, размеры, назначение. При осмотре дополнительных объектов этот прием используется самостоятельно, когда, изложив справочный материал, экскурсовод заканчивает знакомство группы с объектом. По своему содержанию и построению данный прием напоминает путевую экскурсионную информацию.

Прием описания ставит своей задачей оказать помощь в правильном отображении объекта в сознании экскурсантов. Для описания объекта характерны точность и конкретность. Этот прием предполагает изложение экскурсоводом характерных черт, примет, особенностей внешнего вида объекта в определенной последовательности.

Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов и действующих в экскурсии лиц. Прием характеристики представляет собой перечисление свойств и особенностей, совокупность которых дает наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность. При использовании приема характеристики дается оценка качественных сторон объекта, таких как познавательная ценность, художественные достоинства, оригинальность авторского решения, выразительность, сохранность.

Прием объяснения - форма изложения материала, когда в рассказе, помимо справки об историческом событии, раскрываются сущность и причины, его вызвавшие. Наиболее часто этот прием используется в производственно-экономических и природоведческих экскурсиях, где в рассказе объясняются внутренние связи процессов и явлений.

Прием объяснения характерен для экскурсий с показом произведений изобразительного искусства. Экскурсовод поясняет смысл изображенного художником в картине, содержание памятника монументальной скульптуры.

Прием комментирования. В экскурсии методический прием комментирования используется экскурсоводом при изложении материала, разъясняющего смысл события или замысел автора памятника истории и культуры, который в данный момент наблюдается экскурсантами.

Прием репортажа. В экскурсии репортаж - это краткое сообщение экскурсовода о событии, явлении, процессе, очевидцами, которых являются экскурсанты. Этот прием эффективен лишь тогда, когда объект показывается в развитии, он помогает увидеть, как изменяется объект в ходе наблюдения и рождается нечто новое. Сложность использования такого приема состоит в том, что рассказ в значительной своей части не готовится заранее, он не входит целиком в индивидуальный текст экскурсовода, а носит характер импровизации, то есть составляется экскурсоводом на ходу, во время наблюдения происходящего.

Прием цитирования. Цитата в экскурсии направлена на то, чтобы вызвать в сознании экскурсантов зрительный образ, то есть выступает в роли зрительно воспринимаемой информации. В тексте экскурсии в виде цитат используются отрывки из художественных произведений. Особенно эффективно цитирование в тех случаях, когда необходимо воссоздать картины жизни в далекие времена, быт и деятельность наших предков

Прием вопрос-ответ. Суть этого приема состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации. Большая часть таких вопросов не рассчитана на то, чтобы получить на них какие-либо ответы от участников экскурсии. Они выполняют функцию методического приема. Их можно разделить на несколько видов:

1. вопросы, на которые экскурсовод сразу же или по истечении некоторого времени сам дает ответ, продолжая свой рассказ по теме.

2. вопросы исторического характера, представляющие собой утверждение чего-либо в форме вопроса. Такие вопросы в лекционной пропаганде рассматриваются как прием ораторской речи.

3. вопросы экскурсовода, на которые отвечают экскурсанты, заостряют внимание экскурсантов к содержанию экскурсии, вносят некоторую разрядку и помогают лучше уяснить проблему.

Прием новизны материала состоит в том, что в ходе рассказа по теме сообщаются факты и примеры, неизвестные экскурсантам. Этот прием используется экскурсоводом в тот момент, когда необходимо привлечь внимание группы к объекту, сделать восприятие наблюдаемого более эффективным.

Прием словесного монтажа. Используя этот метод, экскурсовод свой рассказ строит на наборе отрывков из различных литературных произведений, документальных материалов, опубликованных в периодической печати. Содержание этих отрывков раскрывает подтему экскурсии или один из основных ее вопросов. Этот прием дает возможность воссоздать картину событий.

Прием соучастия. Задача этого приема - помочь экскурсантам стать участниками того события, которому посвящена экскурсия. Делается это с помощью, например, обращения к группе: «Представьте себе, что мы с вами находимся на этом поле во время наступления вражеских войск». Затем с помощью приема зрительной реконструкции восстанавливается картина боя.

Прием дискуссионной ситуации. Экскурсовод, используя этот прием, выдвигает в своем рассказе такое положение, которое вызывает дискуссионную ситуацию. Этот прием дает возможность в части экскурсии заменить монологическую форму материала открытым диалогом. Свою точку зрения по выдвинутому положению высказывают два-три экскурсанта. Затем экскурсовод, подводя итоги, делает выводы.

Прием сталкивания противоречивых версий используется в рассказе экскурсовода, например, при оценке определенного исторического события, утверждения даты возникновения конкретного города.

Прием персонификации используется для мысленного создания образа конкретного человека. Рекомендуется делать это с помощью яркого рассказа об отдельных эпизодах из жизни тех людей, с которыми связана тема экскурсии, или на основе описания какого-либо исторического события, в котором эти люди участвовали.

Прием проблемной ситуации состоит в том, что в рассказе экскурсовода ставится проблема, связанная с темой экскурсии. Постановка проблемы перед экскурсантами заставляет задуматься и понуждает найти правильный ответ на поставленный вопрос. Проблемный вопрос, умело поставленный перед экскурсантами, вызывает интерес к подтеме.

Прием отступления состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод уходит от темы: читает стихи, приводит примеры из своей жизни, рассказывает содержание кинофильма, художественного произведения.

Прием индукции применяется в рассказе, когда необходимо совершить переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам, и в показе, когда экскурсовод от характеристики одного памятника переходит к характеристике целого ансамбля или системы инженерных сооружений.

Климатический прием предполагает такое изложение экскурсионного материала, когда вначале сообщаются менее интересные и малозначительные факты и аргументации, затем более значительные и, наконец, самые интересные.

Антиклиматический прием состоит в том, что изложение материала в рассказе начинается с наиболее интересных фактов и примеров, в показе - с наиболее значительных по своему содержанию и архитектуре объектов. Интерес к теме, разбуженный у экскурсантов в начале мероприятия, позволяет в дальнейшем успешней ознакомить их с менее интересным материалом.

Прием демонстрации наглядных пособий

В экскурсии используется прием наглядных пособий. Наиболее широкое распространение получил иллюстрационный прием. Например, рассказ экскурсовода о флоре и фауне данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Применяется прием контраста, когда фотография показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место, которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

Важным резервом для повышения действенности экскурсии является использование технических средств пропаганды - эпидиаскопа, фильмоскопа, магнитофона, киноаппаратуры. С их помощью глубже раскрывается тема, усиливается зрительный ряд экскурсий.

Инструкция

Разработка маршрута является первым, с чего необходимо начинать составление плана экскурсии. Если проведение экскурсии планируется в одном месте (дворце, музее и т.д.), продумайте схему группы по этому месту в соответствии с планом здания (или местности). Распишите, с какого места начнется , группа будет проводить возле каждого экспоната, сколько всего экскурсия будет идти по времени и во сколько она закончится.

Если планируется экскурсия по с посещением нескольких достопримечательностей, спланируйте также и экскурсионного , выработав оптимальную схему движения с учетом ситуации .

Второй этап - написание текста экскурсии. В тексте не должно быть никаких разногласий с историческими фактами, поэтому при написании экскурсии делайте ссылки на те источники, откуда вы берете информацию. Ведь если какой-то слушатель не согласится с вами и попытается оспорить сказанное, вы всегда сможете сказать ему, откуда ваша информация и как ее проверить.

Залог идеальной экскурсии - экскурсовод, которому самому то, о чем он рассказывает. Помимо этого стоит обладать такими качествами как толерантность, внимание к просьбам экскурсантов и умение их удивить известными только вам подробностями. Можно также рассказывать общеизвестные факты, но подавать их с уникальными вопросами, активно обращаясь к группе, стараясь вовлечь их в изучение предложенной местности.

В последнее время стали популярны экскурсии, основной группой для проведения которых является молодежь - это ночная Москва, ночное посещение музеев. Можно позаимствовать идею и организовать такой маршрут в своем , тем более что он будет пользоваться повышенной популярностью, если на данный момент на рынке туристических услуг такого предложения нет.

Главное - начать, если вы заинтересованы темой продвижения родного края, если вам нравиться открывать неизвестные страницы истории и вы хотите, чтобы о них узнало как можно больше людей, вам стоит организацией экскурсионных маршрутов.

Инструкция

Прежде чем брать группу или одного посетителя, подготовьтесь к проведению экскурсии. Недостаточно просто пройтись по этажам здания и посмотреть, что представлено в экспозициях. Почитайте источники, узнайте историю каждого экспоната. Это необходимо для того, чтобы выявить, о чем важнее всего рассказать посетителям. Составьте примерный текст своего повествования, запишите его на листы бумаги или напечатайте на компьютере.