Школьная энциклопедия. Краткий экскурс в доисламский период сирийской истории. Другие достопримечательности Сирии

арабы – 90%. Самыми значимыми национальным меньшинствами являются курды (порядка трёхсот тысяч, живут в горных районах, провинциях Латакш и Эль-Хасака), армяне (135 тысяч, населили города Дамаск и Халеб), ассирийцы (область Эль-Джазира, долина реки Хабура), черкесы (провинции Деръа и Халеб), турки и туркмены (провинция Латакия) и другие.

Религия

Вероисповедание жителей страны разнообразно. Подавляющее большинство (около 85%) сирийцев исповедуют мусульманство . В основном это сунниты, но среди религиозных меньшинств встречаются шииты и их разновидности. Порядка 15% местных жителей являются христианами. Из них больше всего относят себя к православной греко-византийской ветви. Помимо этого, в стране проживают армяне-григориане, униаты, якобиты, несториане, протестанты и католики.

Язык

Государственным языком в Сирии является арабский. Он же наиболее распространён в стране. Из других языков часто употребляются курдский, армянский, туркменский, адыгский (черкесский). Можно встретить сирийцев, способных изъясняться на некоторых европейских языках, например, на английском, французском или русском.

Правила поведения для туристов

  • Туристам следует с осторожностью относиться к скоплениям народа и избегать массовых акций протеста сирийцев.
  • В Сирии запрещено курение в общественных местах . Курение кальяна также входит в этот запрет. За нарушение взимается штраф.
  • Мусульманская часть общества не употребляет алкоголь, однако для туристов предлагаются спиртные напитки в барах, ресторанах и магазинах. Употреблять спиртное нужно в специально отведенных для этого местах или же в своём номере.
  • По традициям, связанным с религиозным мировоззрением, в некоторые общественные места могут не пустить женщин.
  • В магазинах, парикмахерских и банях принято предлагать гостям сигареты, чай или кофе. Хороший тон согласиться на предложение.
  • Принимая гостей, сирийцы сначала общаются и только потом предлагают им угощения. Это обычное явление.
  • Многие сирийцы не считают непунктуальность существенным недостатком. Упрекать за нерасторопность местных жителей бессмысленно.
  • Так как в стране проживает большое количество мусульман, в священный месяц Рамадан следует вести себя корректно – воздержаться от приёма пищи и напитков в публичных местах.
  • Посещая мечеть или жилой дом , необходимо снять обувь.
  • Есть принято правой рукой. Можно брать еду с тарелки руками.
  • Неприлично есть на ходу или стоя.
  • Дурной тон смотреть в лицо человеку, принимающему пищу.
  • В мусульманских храмах не следует обходить людей, совершающих молитву, спереди.
  • Во избежание неприятностей не нужно делать фотографии государственных учреждений, военных объектов, внутреннего убранства мечетей и местных женщин.
  • Путешествие по юго-западу страны, где она граничит с Израилем , можно только, если у туриста есть специальное разрешение. Если гость страны планирует потом совершить путешествие в Израиль , то ему ни в коем случае не нужно рассказывать об этом в Сирии (Сирия и Израиль не находятся в дружественных отношениях). Из Сирии в Израиль можно попасть только через Иорданию .

Общение

  • Опытные туристы советуют при общении с местным населением произносить «мархаба, ана руссия», что обозначает для собеседника вашу национальную принадлежность. Обычно сирийцы доброжелательно реагируют на славянских туристов, так как многие из них помнят дружбу своей страны с СССР.
  • В случае если кто-то из сирийцев повёл себя неадекватно, например, обсчитал, нагрубил или попытался пристать, то можно произнести слово «мухабарат». Оно означает что-то вроде «организация государственной безопасности, разведка, полиция». При этом упоминании местные жители обычно пугаются и затихают.
  • В Сирии на данный момент сложная политическая обстановка, поэтому воздержитесь от резких высказываний в области политики этой страны, либо вовсе не затрагивайте эту тему.
  • Если сириец приглашает туриста нанести ему визит , то это значит, что он оказывает честь и отказ в этом случае может очень сильно оскорбить его.

Жесты и мимика

  • Если турист общается с сирийцем, ему следует быть умеренным в жестикуляции.
  • Приветствуя друг друга, сирийцы жмут руки, причём каждому из присутствующих.
  • Хорошо знакомые друг другу люди совершают троекратный символический поцелуй.
  • Когда сириец хочет поблагодарить , он прикасается ладонью к сердцу или ко лбу.
  • Брать что-либо из рук другого человека следует правой рукой .
  • Нельзя садиться так, чтобы подошвы ног были направлены в чью-либо сторону, это оскорбительный жест.
  • Совершая рукопожатие , турист не должен смотреть в глаза сирийцу. Также при этом не следует держать вторую руку в кармане или активно ей жестикулировать.

Одежда

По правилам ислама принято носить одежду, закрывающую плечи о колени. Особенно это касается женщин. Если туристам очень хочется походить в открытой одежде, они могут отправиться в христианские районы, где нормы одежды не так строги. Кроме того, не уместна на публике пляжная и спортивная одежда, на пляжах не рекомендуется загорать топлесс. В целом во внешнем виде рекомендуется умеренность.

Национальные праздники Сирии

Январь-февраль - День жертвоприношения (мусульманский праздник)

Апрель – мусульманский Новый Год

Июнь – День рождения Пророка Мухаммеда

Ноябрь-декабрь – окончание священного месяца Рамадана

Из традиционных праздников рекомендуется посетить Международное Цветочное Шоу, которое проводится в Дамаске в мае, Фестиваль Пальмиры в мае, Фестиваль Виноградной лозы в Свейда и Фестиваль Хлопка в городе Алеппо проводятся в июле, Фестиваль Дружбы в Латакии в августе, Международную Ярмарку и Фестиваль Шёлкового пути в сентябре, Фестиваль Музыки и Фольклора в Босре в октябре и Фестиваль фильма и театра в ноябре.

Сирия занимает значительную территорию, площадь которой определяется в 181,3 тыс. км 2 ; в стране, по данным 1952 г., насчитывается 3361 тыс. жителей.

Подавляющее большинство населения Сирии - арабы. Национальные меньшинства (курды, армяне, айсоры, черкесы, турки, туркмены^ персы, евреи) численно сравнительно не велики и повсюду, кроме северных окраин, растворены в основном арабском массиве населения.

Около 300 тыс. сирийских арабов насчитывается в Александреттском округе, захваченном Турцией накануне второй мировой войны. Кроме того, большое число сирийских арабов находится в эмиграции - в Северной и Южной Америке, Египте и других странах.

В физико-географическом отношении территория Сирии весьма неоднородна. На западе Сирии расположен горный округ Латакия, образуемый Нусайритскими горами (Джебель-Нусайрия), не превышающими 1400- 1600 м над уровнем моря. Эти горы отделены от Средиземного моря узкой прибрежной равниной. Между Нусайритскими горами и Ливанским хребтом расположена долина Аккар, часть которой находится уже на территории Ливана. К востоку от Нусайритских гор находится долина реки Оронт и возвышающиеся параллельно ей невысокие горы Джебель-Завия (800-900 м над уровнем моря).

Большую часть страны занимает обширное Сирийское плато, расположенное к востоку от Джебель-Завия и Антиливана. Покатое в направлении с юго-запада к северо-востоку, к долине Евфрата, это плато не превышает 300-600 м над уровнем моря.

В своей центральной части оно пересечено рядом небольших и невысоких горных цепей; в южной части оно поднимается до 700-800 м над уровнем моря и образует Хауранское плато, окаймленное с востока горным массивом Джебель-Друз.

Таким образом, горные цепи, идущие в основном в меридиональном направлении, делят Сирию на четыре продольные зоны: прибрежную равнину; западное поднятие; впадину; восточное поднятие. Пятую зону образует основная часть Сирии - внутреннее нагорье,простирающееся вплоть до ее восточных границ.

Если для Западной Сирии характерен средиземноморский климат с дождливой осенью, мягкой зимой, жарким и засушливым летом, то внутренние районы страны образуют зону континентального степно-пустынного климата. На побережье выпадает до 700-800 мм осадков; чем дальше к востоку, тем меньше осадков; в Джебель-Друзе количество осадков не превы

шает 400-500 мм; в Дамаске оно еще меньше (200-250 мм в год); без искусственного орошения здесь никакое земледелие уже невозможно. К востоку от Дамаска количество осадков падает ниже 100 мм; это - пустыня. Во внутренних частях Сирии летом жара достигает 40-45°, зимой нередки морозы 5-10°. Резки и суточные колебания температуры.

Растительность внутренней Сирии значительно беднее, чем на побережье. Лесов нет; преобладает степной кустарниковый ландшафт, а в центральных районах Сирийского плато значительные пространства занимает хамад - пустыня, почти лишенная растительного покрова.

История Сирии уходит в глубокое прошлое. Археологические раскопки обнаружили здесь орудия ранненеолитического периода. Оседлое -земледельческое население, сосредоточенное на побережье Средиземного моря, в долинах рек и в оазисах, в IV-III тысячелетиях до н. э. выращивало зерновые культуры, лен, виноград, оливки. Из массы земледельческих племен рано выделились скотоводческие племена, кочевавшие в необъятных степях и пустынях. Выделение пастушеских племен, развитие ремесла и обмена ускорили формирование классовых рабовладельческих отношений. В III-II тысячелетиях до н. э. на территории Сирии сложился ряд раннерабовладельческих государств, народы которых создали высокую для своего времени культуру. В долине Оронта, в районе Дамаска и в других местах была сооружена сложная ирригационная сеть, орошавшая обширные пространства земли, построены плотины и водоподъемные колеса. На морском побережье и внутри страны выросли большие города, жители которых занимались различными ремеслами, торговлей, морскими промыслами. В незапамятные времена была основана столица Сирии Дамаск - один из древнейших городов мира. Раскопки в Рас-Шамра (Угарите) обнаружили остатки мощной крепости, дворца, храма, библиотеки, многочисленные предметы египетского, хеттского и Эгейского происхождения.

К концу I тысячелетия до н. э. основным языком населения страны был сирийско-арамейский язык и его диалекты, на которых говорило большинство населения, а также арабские племенные языки и диалекты, на которых говорили бедуинские племена, кочевавшие в Сирийской пустыне. Эти родственные между собой языки либо уже сложились как языки народностей, либо находились на стадии перехода от племенных языков к языкам народностей.

В отличие от Египта и Месопотамии, где объединение раннерабовладельческих государств было ускорено необходимостью поддержания крупнейшей оросительной системы, совместного регулирования вод Нила, Тигра и Евфрата,- мелкие рабовладельческие государства Сирии оставались разъединенными, что облегчало их завоевание рабовладельческими державами древности - Египтом, Хеттским царством, Ассирией, Ново- Вавилонским царством, Персией, а позднее Македонией и Римом. Завоеватели облагали население тяжелой данью; вывозили из страны рабов, зерно, скот, строительный лес. Вместе с тем эти завоевания наложили известный отпечаток на этногенез племен и народов, составлявших древнейшее население Сирии. Наибольший след оставило греко-македонское завоевание (IV в. до н. э.), сопровождавшееся интенсивной колонизацией. Колонизация носила, однако, преимущественно городской характер. Завоеватели основали на территории Сирии множество городов, иногда очень крупных (население Антиохии насчитывало до 800 тыс. человек, Апамеи - 400-500 тыс.), со значительным слоем греческого населения. В этот так называемый эллинистический период в сирийских городах преобладал греческий язык. Но деревенское население страны продолжало говорить на своих коренных языках; да и в городах, рядом с греческой, сохранялась древняя сирийско-арамейская культура 1 .

В результате греко-македонского завоевания Сирия стала центральной провинцией обширной Селевкидской державы, включавшей также Ливан, Палестину, часть Малой Азии, Месопотамию, Иран, Армению, Бактрию и Согдиану. Столицами этого государства были Антиохия (современная Антакья) и Селевкия на Тигре. Господствующим классом Селевкидской державы была греко-македонская рабовладельческая знать, осевшая в многочисленных как старых, так и основанных в этот период городах Сирии. Завоеватели, наряду с местной знатью, владели в Сирии обширными латифундиями, которые обрабатывались трудом рабов и арендаторов.

Общинные земли были объявлены «царскими»; свободные крестьяне- общинники облагались тяжелыми податями. К I в. до н. э. Селевкидс- кая держава, представлявшая собой конгломерат племен и народов, не объединенных прочными экономическими связями, распалась, и в городах-государствах Сирии (Дамаске, Эмессе, Пальмире) восстановилась власть местных царей.

Превращение Сирии в провинцию Римской империи (63 г. до н. э.) не изменило общественного строя страны. Наряду с императорскими землями сохранились латифундии римской, греческой и местной рабовладельческой знати. Римские завоеватели сохранили ряд местных государств, цари которых подчинялись римским наместникам - проконсулам и прокураторам. Влияние римской культуры ограничивалось лишь городами, но и здесь преобладали греческий язык и эллинистическая культура. Как и во время Селевкидов, коренное население сохраняло свои языки, обычаи, культуру 2 .

В III в. н. э. римское господство в Сирии испытало серьезные потрясения. Пальмира, восстав против римского ига, распространила свою власть почти на всю Сирию. Римлянам, однако, удалось уничтожить Пальмирское царство и восстановить свое господство над страной.

После раздела Римской империи на две части Сирия входила в состав Восточно-Римской империи. К этому времени в стране уже наметился кризис рабовладельческой системы,достигший наибольшей остроты в V-VI вв. Труд рабов все больше заменялся трудом колонов и крепостных крестьян. Обострение классовых противоречий и классовой борьбы проявилось в борьбе религиозных течений (ариан, несториан, монофизитов), объявленных официальной церковью «ересями».

Арабское завоевание внесло ряд перемен в жизнь страны и, в конечном счете, способствовало укреплению нового, феодального общественного строя. Арабы появились в Сирии задолго до ее завоевания. Их племена кочевали по Сирийской пустыне с древнейших времен. Арабами было основано Пальмирское царство; в VI в., накануне арабского завоевания, в южной Сирии было создано арабское государство Гассанидов со столицей в Дамаске. Но власть пальмирских царей над Сирией была кратковременным эпизодом, а Гассанидское царство охватывало лишь небольшой южный район страны. В VII в. арабы завоевали не только всю Сирию, но также ряд стран Передней Азии и Северной Африки; в результате арабских завоеваний возник халифат - крупнейшая мировая держава средневековья. С 661 г. Дамаск стал столицей этой державы, а Сирия - ее коронной провинцией.

В стране закрепились общественные отношения, сложившиеся в основном к моменту завоевания. Земли, пригодные для обработки, были объявлены собственностью государства и оставлены в пользовании прежних владельцев. Государство взимало с этих земель ренту-налог; с земель, находившихся во владении немусульман, - харадж, составлявший от трети до половины урожая, и с земель мусульман - угар, составлявший одну десятую часть урожая. Немусульманское население, кроме того, выплачивало тяжелую подушную подать - джизъя. Налоговая дискриминация способствовала массовому переходу населения в ислам; это снижало государственные доходы, и в конце VII в. была проведена налоговая реформа: новообращенные мусульмане не освобождались от подушной подати, а земли, объявленные при завоевании хараджными г подлежали обложению независимо от религии их владельцев. Эти меры возбудили недовольство народных масс и вызвали ряд антифеодальных восстаний, проходивших под знаменами шиизма и хариджизма - религиозных идеологий, враждебных официальному суннитскому исламу.

Сирия как коронная провинция халифата пользовалась налоговыми льготами. Но и здесь в середине VIII в. классовые противоречия и классовая борьба обострились в такой мере, что халиф МерванН, вынужденный перевести столицу из Дамаска в Харран (Месопотамия), приказал срыть стены сирийских городов и засыпать рвы, чтобы ими не воспользовались сирийские повстанцы. Эти меры не помешали победе народного восстания г охватившего в середине VIII в. все области халифата и приведшего к низложению халифской династии Омейядов. Власть перешла в другой династии - к Аббасидам.

Арабское завоевание оставило глубокий след в этногенезе народов Сирии. Оно привело к постепенной замене арабским языком древних языков страны: исчез финикийский, греческий был вытеснен из страны, чему способствовали упадок и гибель эллинистических городов. Сирийско-арамейский язык, наиболее распространенный, оказался и более устойчивым. В VII в. он, наряду с греческим, еще продолжал оставаться языком официальной переписки. В течение нескольких веков после арабского завоевания сохранялись школы (в том числе и высшие) с преподаванием на сирийско-арамейском языке; на этом же языке издавалась научная литература. Однако и он постепенно вытеснялся из жизни.

Таким образом, в течение средних веков коренное население Сирии было арабизировано. На базе древних народов и племен, населявших некогда Сирию (в том числе и древнеарабских племен), сложился араб" ский народ Сирии. Он унаследовал от своих предшественников культурные традиции, которые вошли как одна из составных частей в высокоразвитую культуру арабских народов.

В IX в. начался распад Арабского халифата, от которого в результате народных восстаний одна за другой отделялись покоренные страны. Пользуясь ослаблением центральной власти, наместники, халифов в отдельных провинциях провозглашали себя независимыми правителями. С конца IX в. Сирия находилась под властью различных мусульманских династий как арабского, так и тюркского происхождения. В конце XI - начале XII в. она вместе с Палестиной подверглась нашествию европейских рыцарей-крестоносцев, основавших в захваченных областях Иерусалимское королевство и ряд феодальных княжеств (в Эдессе, Антиохии); лишь во внутренней части страны сохранялись независимые местные княжества. В ходе народной борьбы с крестоносцами в Сирии сложилось новое феодальное государство, возглавленное сначала династией Зенджи- дов, а затем - Айюбидов. Это государство включило в свои пределы также Египет, ставший его центральной провинцией. В середине XIII в. власть в этом государстве была захвачена военачальниками гвардии, сформированной из иноземных невольников - мамлюков. Войска мамлюк- ских султанов отразили нашествие на Сирию монголов и к концу XIII в. окончательно изгнали из страны крестоносцев.

В начале XVI в. на Сирию обрушилось новое бедствие: страна была завоевана османскими феодалами и включена в состав Османской империи. В Дамаске и Халебе были посажены турецкие паши, нещадно грабившие сирийский народ. Часть местных феодалов служила завоевателям, помогая им взимать подати с крестьян и ремесленников. Турецкое завоевание и четыре века турецкого феодального грабежа нанесли стране еще больший ущерб, чем феодальные войны. Французский писатель XVIII в. Вольней сообщает, что при завоевании Сирии турками в начале XVI в. в Ха- лебском пашалыке по регистрам числилось 3200 деревень; к концу XVIII в. их осталось только 400 1 ; остальные были разрушены, их жители либо вымерли, либо бежали в другие районы.

Народные массы Сирии боролись против турецкого феодального гнета. Особенно широкий размах освободительная борьба приняла во второй половине XVIII и в XIX в. В многочисленных восстаниях этого времени ярко проявился кризис феодальной системы. Развитие товарно-денежного хозяйства вело к усилению феодальной эксплуатации, росту ренты, налогов, дани. Обострению кризиса способствовало также усиленное проникновение иностранного, преимущественно английского и французского, капитала на рынки Сирии. Европейские товары, ввоз которых резко увеличился в 40-х годах XIX в., вытесняли с рынка товары местного производства, что вело к разрушению сирийского ремесла, к упадку старинных ремесленных центров и катастрофическому разорению и обнищанию десятков тысяч ремесленников 2 . В то же время усилился вывоз из страны сельскохозяйственного сырья: хлопка, шерсти, табака. Сирийские феллахи и кочевники были поставлены в зависимость от мирового капиталистического рынка. Сирия превращалась в аграрно-сырьевой придаток развитых капиталистических стран.

В этих условиях в Сирии происходили почти непрерывные восстания крестьян, ремесленников и кочевников, направленные против привилегий феодального класса, против феодального грабежа, против проникновения иностранного капитала. Объективно эти восстания должны были расчистить путь для самостоятельного капиталистического развития Сирии. Однако они были подавлены турецкими и местными феодалами с помощью английских и французских интервентов.

В результате поражения народных восстаний развитие капитализма в Сирии пошло по наиболее медленному и мучительному для трудящихся масс колониальному пути. Во второй половине XIX в. экономика страны все в большей мере подчинялась иностранному капиталу. Иностранные капиталисты захватили внешнюю торговлю Сирии, порты, железные дороги (строительство которых началось в конце XIX в.), коммунальные предприятия, некоторые промышленные предприятия, занятые преимущественно первичной обработкой сырья. С 1880-х годов в Сирии, как и в других частях Османской империи, была установлена иностранная табачная монополия, получившая право на исключительную скупку у феллахов и переработку табачного сырья и продажу табачных изделий. Одновременно на Сирию, как и на другие части Османской империи, была взвалена огромная тяжесть внешнего долга Турции. Всевластная организация иностранных кредиторов - «Управление оттоманского долга» протянула свои щупальцы к Сирии, собирая здесь ряд налогов и тем самым взимая с населения этих стран колониальную дань. В Сирии были открыты отделения англо-французского Оттоманского банка.

Экономическое господство иностранного капитала препятствовало развитию национальной промышленности. К началу первой мировой войны в Сирии (включая Ливан и Палестину) не было ни одного промышленного предприятия с числом рабочих свыше трехсот; не больше двенадцати промышленных предприятий насчитывало свыше ста рабочих 1 .

Рабочий класс складывался очень медленно; в начале XX в. он был еще слаб, немногочислен, неорганизован, рассеян по мелким предприятиям, бесправен. Наиболее распространенной формой промышленного предприятия была рассеянная мануфактура. Владелец мануфактуры - купец раздавал сырье зависимым от него ремесленникам, работавшим на дому вместе с женами и детьми при помощи самых примитивных орудий труда, принимая от них продукцию и оплачивая их труд жалкими грошами.

Крайне замедленное развитие промышленности наложило свой отпечаток и на складывавшуюся в Сирии местную буржуазию. Она состояла преимущественно из купцов и ростовщиков, часть которых выступала в качестве компрадорской агентуры иностранного капитала. Отсутствие необходимых условий для капиталовложений в промышленность побуждало купцов Сирии приобретать земли и эксплуатировать феллахов-из- долыциков. Своеобразный характер в полуколониальных условиях принимало и расслоение крестьянства: как правило, богатые крестьяне не «становились капиталистическими фермерами, а превращались в мелких «феодальных эксплуататоров.

Гнет иностранного капитала и феодальных турецких властей вызывал отпор народных масс Сирии. В конце XIX и особенно в начале XX в. в ряде городов и сельскохозяйственных районов происходили стихийные волнения ремесленников и крестьян.

В 1905-1914 гг., в период пробуждения народов Азии, в Сирии возникло национальное движение, добивавшееся широкой автономии арабских стран или даже их отделения от Османской империи и образования независимого арабского государства. Это прогрессивное движение, охватившее широкие круги интеллигенции и национальной буржуазии, было направлено главным образом против турецкого гнета. Однако уже в то время арабские патриоты сознавали опасность захвата Сирии и других арабских стран Азии империалистическими державами и призывали к борьбе с этой опасностью.

Захватнические замыслы Англии и Франции были осуществлены в результате первой мировой империалистической войны. Использовав развернувшуюся во время войны борьбу арабских народных масс против турецкого гнета, англо-французские войска захватили ряд арабских стран.

При дележе военной добычи Сирия вместе с Ливаном отошла под французский мандат. Из полуколонии она была превращена в колонию французского империализма, оккупирована французскими войсками, поставлена под власть французского верховного комиссара. Французские завоеватели стремились сохранить существовавший в Сирии общественный строй. Они по-прежнему препятствовали развитию национальной промышленности. Опираясь внутри страны на отдельные слои феодалов и компрадоров, они сохранили феодальную собственность на землю и в еще большей мере укрепили ее, передав во владение феодалов значительную часть земель, принадлежавших раньше турецкому султану. Все же развитие капитализма, даже в колониальных условиях, неизбежно вело к росту промышленного и появлению сельского пролетариата, к росту национальной буржуазии и буржуазной интеллигенции, к развитию национально- освободительного движения.

После второй мировой войны народные массы Сирии добились вывода иностранных оккупационных войск. Сирия стала независимой республикой 1 . Перед ней открылся путь к самостоятельному экономическому, политическому и культурному развитию. На этом пути молодая Сирийская^ республика достигла значительных успехов. Преодолевая тяжелое наследие коллониализма - экономическую и культурную отсталость, вековук> нищету трудящихся масс, засилье иностранного капитала в ряде отраслей экономики, давая энергичный отпор всем заговорам и проискам западных держав, и прежде всего Соединенных Штатов Америки, решительно отвергая новые формы колониализма - участие в империалистических военных пактах, неравноправную «помощь», «доктрину Эйзенхауэра»,. Сирия отстояла свою независимость и заняла почетное место среди азиатских и африканских стран, ведущих национально-освободительную" борьбу.

Свободолюбивый народ Сирии продолжает освободительную борьбу* направленную на полную ликвидацию всех остатков колониализма и средневековья, на отстаивание и укрепление независимости, против вовлечения страны в империалистические блоки, против внутренних сил реакции. В этой борьбе патриотические.силы Сирии опираются на прочный союз с другими арабскими странами, прежде всего с Египтом, на поддержку и сочувствие Советского Союза, стран народной демократии, независимых и миролюбивых государств Азии и Африки.

Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языках и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности. Многие курды ведут полукочевой образ жизни. В городах (в основном в Дамаске и Халебе) курды заняты прежде всего физическим трудом. Зажиточные курды получают доходы в первую очередь за счет владения недвижимостью. Некоторые курды достигли высоких служебных постов, но торговлей они практически не занимаются.

Доля армян, второго по численности национального меньшинства, в составе населения 2–3%. Многие армяне являются потомками беженцев из Турции, прибывших в конце 19 в., но бóльшая их часть эмигрировала в 1925–1945. Армяне исповедуют христианство и сохранили свои обычаи, школы и газеты. Почти все армяне проживают в городах: в основном в Халебе (75%), где им принадлежит видное место в экономической жизни, в Дамаске (15%) и Хасеке. Как правило, армяне являются торговцами, мелкими предпринимателями и ремесленниками, среди них также много специалистов с инженерно-техническим образованием и квалифицированных рабочих, а также лиц свободных профессий. В Сирии проживают также туркмены и черкесы. Туркмены исповедуют ислам, носят арабские одежды и говорят на арабском языке. Первоначально они вели кочевой образ жизни, но в настоящее время занимаются преимущественно полукочевым скотоводством на плато Эль-Джазира и в долине Евфрата, близ иракской границы, или земледелием в районе Халеба. Черкесы относятся к потомкам кочевников-мусульман, которые перебрались в Сирию с Кавказа после его завоевания русскими в конце 19 в.; они сохранили большинство своих обычаев и родной язык, хотя говорят и на арабском. Примерно половина черкесов проживала в мухафазе Эль-Кунейтра, но после разрушения израильтянами в октябре 1973 одноименного административного центра многие перебрались в Дамаск. Самые малочисленные среди национальных меньшинств – кочевые цыгане, турки, иранцы, ассирийцы, евреи (последние сосредоточены в основном в Дамаске и Халебе).

Демография

В Сирии были проведены три всеобщие переписи населения. Его численность, согласно первой переписи 1960, составляла 4565 тыс. человек, включая 126,7 тыс. палестинских беженцев. Соответствующие показатели переписи 1970 – 6294 тыс. и 163,8 тыс., переписи 1981 – ок. 9,6 млн. и ок. 263 тыс. человек беженцев. На июль 2003 численность населения составляла 17,56 млн. человек.Как следствие быстрого демографического роста бóльшую часть населения страны составляет молодежь: 38,6% не достигли 15 лет, 58,2% – от 15 до 65 лет и только 3,2% – старше этого возраста. Девушки рано выходят замуж, женщины рожают в среднем по 7 детей.

Численность населения продолжала увеличиваться быстрыми темпами: в 1960-х годах – в среднем 3,2%, в 1970-х – на 3,5%, в 1980-х – 3,6% в год,однако в 2003 снизилась до 2,45%. С 1950-х до конца 1980-х годов уровень рождаемости составлял 45 новорожденных на 1 тыс. жителей. В то же время показатель смертности постепенно снижался, с 2,1% в начале 1950-х годов до 0,7% в конце 1980-х годов, в основном благодаря успехам медицины и резкому сокращению младенческой и детской смертности. В 1945–1946 несколько тысяч армян выехали из Сирии в СССР, а после создания государства Израиль в 1948 туда эмигрировала большая часть из проживавших ранее в стране 30 тыс. евреев. Около 100 тыс. палестинцев обосновались в Сирии после захвата Израилем Галилеи.

Население на июль 2004 – 18 млн. 017тыс. Прирост населения – 2,4 (на 2004). Коэфициент рождаемости – 28,93 на 1000 человек (2004). Коэфициент смертности – 4,96 на 1000 человек. Продолжительность жизни мужчины – 68,47, женщины – 71,02 лет.

Города. Доля урбанизированного населения повысилась в стране с 40% в 1965 до 55% в 1998. В столице Дамаске в 1999 проживали 3 млн. человек, в Халебе, по данным на 1994, – 1,3 млн. человек, в Хомсе – 750 тыс, в Хаме – 450, Латакии – 380, Дейр-эз-Зоре – 260, Хасеке –250, Ракке – 230, Идлибе – 200, Деръа –160, Тартусе – 150, Эс-Сувейде –75 тыс. челове к.

Cтраница 1


Сирийский народ может быть уверен в том, что Советский Союз будет и впредь оказывать Сирийской Арабской Республике, как и другим дружественным арабским государствам, поддержку в борьбе за справедливый и прочный мир на Ближнем Востоке.  

Сирийский народ, как и все арабские народы, хочет единства арабских стран на основе демократии и полного освобождения от империализма. Однако американо-английские империалисты, пытаясь продлить порабощение арабов и разграбление их богатств, особенно их огромных нефтяных богатств, стремятся сохранить разобщенность между арабскими странами и восстановить их друг против друга. Сегодня они стараются изолировать Сирию от Египта, потому что обе эти арабские страны проводят в жизнь независимую национальную политику и играют важную роль в срыве империалистических военных союзов и блоков на Среднем Востоке.  

Сирийский народ знает нас, сирийских коммунистов, более 30 лет. Не так легко заставить его поверить, что мы являемся врагами арабского национального движения, противниками арабского единства. Его трудно убедить, что коммунизм и сионизм - это одно и то же. Сирийский народ на собственном опыте убедился, что все коммунисты, а не только арабские коммунисты, являются самыми стойкими борцами против империализма и сионизма. Все арабы знают, что если бы не поддержка социалистического лагеря, возглавляемого коммунистическими партиями, то борьба арабов не увенчалась бы победой; они не смогли бы отразить агрессию империалистов и сорвать их заговоры, а арабские страны не смогли бы развивать свою национальную экономику.  

Сирийский народ хочет подлинного арабского единства. Протягивая руку братской солидарности всем арабским народам, он отлично понимает, что египетский народ не несет ответственности за те грубейшие ошибки, которые были допущены в период объединения. Наш народ желает, чтобы уроки этого испытания не пропали даром и чтобы отношения между Сирией и Египтом вновь стали такими, какими они были до объединения - отношениями дружбы и братской солидарности в борьбе против империализма, без вмешательства в дела друг друга.  

Сирийский народ требует проведения подлинно свободных выборов с тем, чтобы парламент правильно представлял волю народа.  

Сирийский народ настоятельно требует осуществления проектов, предусмотренных сирийско-советским соглашением 1957 г. Если бы в свое время была начата его реализация, задержанная отнюдь не по вине Советского Союза, то это изменило бы весь облик Сирии. Наш народ прекрасно понимает, что одной из главных гарантий успеха в его борьбе за сохранение независимости Сирии и строительство ее национальной экономики является укрепление дружбы с Советским Союзом и другими странами социалистического лагеря.  

Победа сирийского народа в деле избавления от режима господства тирании и диктатуры, одержанная благодаря сотрудничеству народа и армии, является событием большой важности также и для ливанского народа. Ливанский народ, включая самые различные его слои, боролся против опасности аннексии и расчленения, которая угрожала целостности его родины со стороны диктатуры Насера. Борьба Сирийской и Ливанской коммунистических партий слилась в великой битве, в ходе которой геройски погиб под пытками наш дорогой товарищ, секретарь нашей партии Фараджалла Хелу вместе со многими други-ми товарищами - борцами, физически уничтоженными диктатурой в Сирии.  

Эта программа встретила всеобщую поддержку сирийского народа, всех его патриотических слоев. Она стала как бы национальной хартией, ибо она действительно содержит единственно возможное и правильное решение накопившихся экономических, политических и социальных проблем, дает возможность выхода из тех огромных трудностей, которые переживает сейчас Сирия. Программа указывает путь к укреплению Объединенной Арабской Республики и поддерживает идею арабского единства во всем арабском мире.  

Желаем дружественной ПАСВ, всему сирийскому народу дальнейших успехов в укреплении национальной независимости своей родины, единства всех ее демократических и антиимпериалистических сил во имя дела мира, свободы и прогресса.  

Советским людям близки и понятны чаяния трудового сирийского народа.  

Советские люди с глубокой симпатией относятся к усилиям сирийского народа, направленным на справедливое переустройство общества и преодоление барьеров, которые пытаются воздвигнуть враги прогресса на избранном им пути свободы, социализма и благосостояния.  

В Советском Союзе с глубоким уважением относятся к сирийскому народу, к его руководителям. С нашим другом товарищем Хафезом Асадом мы встречаемся не в первый раз, и эти встречи неизменно проходят в обстановке доверия и взаимопонимания. Мы придаем большое значение сложившимся между нами отношениям дружбы и товарищества. В регулярных контактах советских и сирийских руководителей мы видим важное проявление нашего крепнущего содружества.  

Советская сторона высоко оценила стойкость сирийских вооруженных сил, мужество сирийского народа и его сплоченность вокруг своего руководства, что во многом способствовало усилению позиций Сирийской Арабской Республики в арабском мире и на международной арене и ее борьбы за возвращение оккупированных арабских земель.  

Стороны с удовлетворением отмечают, что для успешного выполнения планов Сирийской Арабской Республики в деле развития и укрепления экономической независимости и роста благосостояния сирийского народа большое значение имеет широкое советско-сирийское сотрудничество в строительстве крупных промышленных предприятий и объектов, особенно в области энергетики, нефтедобычи железнодорожного транспорта и ирригации. Важнейшим объектом советско-сирийского сотрудничества является Евфратский гидроэнергетический комплекс.  

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР, советского народа и от себя лично сердечно поздравляю Вас, товарищ Хафез Асад, и весь сирийский народ по случаю национального праздника Сирийской Арабской Республики - 34 - й годовщины со дня эвакуации ИНОСТ-рйННЫХ ВОЙСК.  

Подробности Категория: Страны Западной Азии Опубликовано 21.11.2013 10:59 Просмотров: 10418

Цивилизация зародилась здесь ещё в IV в. до н.э. По утверждению Карла Бедекера, немецкого основателя издательства путеводителей по разным городам и странам, столица Сирии Дамаск является древнейшей из существующих сейчас столиц мира.

Современное государство Сирийская Арабская Республика граничит с Ливаном, Израилем, Иорданией, Ираком и Турцией. Омывается на западе Средиземным морем.

Государственная символика

Флаг – современный флаг Сирии был повторно введён в 1980 г. Ранее этот флаг использовался Объединённой Арабской Республикой.
Цвета флага традиционны для флагов арабских стран. Две звезды означают Египет и Сирию – два народа, вошедших в Объединённую Арабскую Республику. Зелёный цвет – цвет Фатимидов (династия мусульманских халифов с 969 по 1171 г.), белый – Омейядов (династия халифов, основанная Муавией в 661 г.), чёрный – Аббасидов (вторая (после Омейядов) династия арабских халифов (750-1258) и красный цвет – кровь мучеников; также красный – цвет династии Хашемитов и был добавлен, когда Шариф Хуссейн присоединился к Арабскому восстанию в 1916 г.

Герб – представляет собой золотого «ястреба курайшитов», имеющего на груди щиток, дважды рассечённый на червлень, серебро и чернь с двумя одна над другой зелеными пятиконечными звездами посередине (цвета флага Сирии). В лапах ястреб держит зеленый свиток, на котором написано название государства на арабском языке: الجمهورية العربية السورية‎‎ (аль-Джумхури́йя аль-Араби́йя ас-Сури́йя). На хвосте – два расходящихся зеленых пшеничных колоса.

Государственное устройство современной Сирии

Форма правления – парламентская республика.
Глава государства – президент. Избирается на 7 лет, количество сроков пребывания у власти подряд не ограничено.
Глава правительства – премьер-министр.
Официальный язык – арабский. В число самых распространенных языков входят также курдский, армянский, адыгский (черкесский) и туркменский. Среди иностранных языков самые популярные русский, французский и английский.
Столица – Дамаск.
Крупнейшие города – Алеппо, Дамаск, Хомс.
Территория – 185 180 км².
Население – 22 457 336 чел. Около 90% населения страны составляют сирийские арабы (в том числе около 400 тысяч палестинских беженцев). Крупнейшее национальное меньшинство – курды (9 % населения Сирии). Третьей по численности этнической группой страны являются сирийские туркмены, затем черкесы; в стране имеется также крупная община ассирийцев.
Валюта – сирийский фунт.
Экономика – наиболее развитые отрасли: нефтяная, нефтеперерабатывающая, электроэнергетическая, газодобывающая, добыча фосфатов, пищевая, текстильная, химическая (производство удобрений, пластмасс), электротехническая.
Лишь треть территории Сирии пригодна для сельского хозяйства. Производятся хлопок, продукты животноводства, овощи и фрукты.
Политическая нестабильность, боевые действия и торгово-экономические санкции, введённые в отношении Сирии, привели к ухудшению состояния экономики Сирии.
Экспорт : нефть, минеральное сырьё, фрукты и овощи, текстиль. Импорт : промышленная продукция, продовольствие.

Дамасский университет

Образование – в 1950 г. было введено бесплатное и обязательное начальное образование. В настоящее время в Сирии действуют около 10 тысяч начальных и более 2,5 тысяч средних школ; 267 профессионально-технических училищ (в том числе 107 женских), 4 университета.
Учебники в средней школе (при правлении Б. Асада) выдаются бесплатно до 9 класса включительно.
Дамасский университет был основан в 1903 г. Он является ведущим высшим учебным заведением в стране. Вторым по значимости является университет в Алеппо, основанный в 1946 г. как инженерный факультет Дамасского университета, но в 1960 г. ставший самостоятельным учебным заведением. В 1971 г. в Латакии был создан университет «Тишрин». Самый молодой университет основан в Хомсе – Университет «аль-Баас». Большое количество сирийцев получают высшее образование за рубежом, главным образом в России и во Франции.

Сирийский пейзаж

Климат – засушливый, субтропический средиземноморский, во внутренних районах – континентальный.
Административное деление – Сирия делится на 14 мухафаз, глава которых назначается министром внутренних дел после утверждения кабинета министров. В каждой мухафазе выбирается местный парламент.
Голанские высоты. Территория Голанских высот составляет сирийскую мухафазу Эль-Кунейтра с центром в одноименном городе. Израильские войска захватили Голанские высоты в 1967 г., и до 1981 г. регион находился под управлением Армии обороны Израиля. В 1974 г. сюда были введены Чрезвычайные вооруженные силы ООН.
В 1981 г. Кнессет Израиля принял «Закон о Голанских высотах», где в одностороннем порядке был провозглашён суверенитет Израиля над этой территорией. Аннексия была признана недействительной Резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 г. и осуждена Генеральной Ассамблеей ООН в 2008 г.

В 2005 г. население Голанских высот составляло примерно 40 тысяч человек, в том числе 20 тысяч друзов (арабоязычная этноконфессиональная группа в Ливане, Сирии, Иордании и в Израиле), 19 тысяч евреев и около 2 тысяч алавитов (ряд исламских религиозных направлений, ответвлений или сект). Крупнейший населённый пункт в районе - друзская деревня Мадждаль-Шамс (8800 чел.).
Сирия и Израиль де-юре находятся в состоянии войны, так как мирный договор между этими странами не подписан до сих пор.
Религия – примерно 86 % населения Сирии мусульмане, 10 % – христиане. Из мусульман 82 % – сунниты, остальные – алавиты и исмаилиты, а также шииты, постоянно возрастает из-за потока беженцев из Ирака.
Среди христиан половину составляют сирийские православные, 18 % – католики.

Присутствуют значительные общины Армянской апостольской и Русской православной церквей.
В настоящее время в Сирии, Ираке и других странах есть люди, желающие внести раскол между суннитами и шиитами.

Сунниты – наиболее многочисленного направления в исламе. Cуннитские богословы (улемы), в отличие от шиитских, не пользуются правом выносить собственные решения по наиболее важным вопросам религиозной и общественной жизни. Должность богослова в суннизме сводится прежде всего к толкованию священных текстов. Сунниты делают особый акцент на следовании cунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы – халифа.
Шииты – направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам – назначенным Богом, избранным лицам из числа потомков пророка, к которым они относят Али ибн Абу Талиба и его потомков от дочери Мухаммада Фатимы, а не выборным лицам – халифам.
Россию беспокоят атаки на христианские меньшинства в Сирии.
Часовня святого Анания в Дамаске
Вооружённые силы – включают в себя Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот и Войска противовоздушной обороны. Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент.
Спорт – наиболее популярны футбол, баскетбол, плавание и настольный теннис.

Культура Сирии

Сирия, как древнейшее государство мира, является колыбелью многих цивилизаций и культур. Здесь зародилась угаритская клинопись и одна из первых форм письменности – финикийская (XIV век до н. э.). Вклад в развитие эллинистической, римской и византийской культур внесли сирийские деятели ученый Антиох Аскалонский, писатель Лукиан из Самосаты, историки Геродиан, Аммиан Марцеллин, Иоанн Малала, Иоанн Эфесский, Иешу Стилит, Яхья Антиохийский, Михаил Сириец.

Лукиан из Самосаты в своих сатирических сочинениях высмеивает общественные, религиозные и философские предрассудки, а также другие пороки современного ему общества. Его сочинение «Правдивая история», описывающее путешествие на Луну и Венеру, оказало влияние на становление научной фантастики.

Иоанн Златоуст. Византийская мозаика

Иоа́нн Златоу́ст (ок. 347-407) – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом.
Св. Иоанн Златоуст. Византийская мозаика
Известны также христианские ученые-богословы Павел Самосатский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин.
В XII в. в Сирии жил и творил знаменитый воин и писатель Усама ибн Мункыз, автор автобиографической хроники «Книга назидания» – ценнейшего источника по истории крестовых походов.

Старые дома в Дамаске

Город Дамаск являлся одним из мировых центров производства клинкового оружия, знаменитой «дамасской стали».
В современном сирийском обществе особое внимание уделяется институту семьи и религии и образованию.
Современная жизнь Сирии переплетена с древними традициями. В старых кварталах Дамаска, Алеппо и др. сирийских городов сохраняются жилые помещения, расположенные вокруг одного или нескольких дворов, как правило, с фонтаном в центре, с цитрусовыми садами, виноградными лозами, и цветами.
Наиболее известные сирийские писатели XX в.: Адонис, Гада ас-Самман, Низар Каббани, Ханна Мина и Закария Тамер .

Адонис (Али Ахмад Саид Асбар) (р. 1930)

Сирийский поэт и эссеист. Жил в основном в Ливане и во Франции. Автор более 20 книг на родном арабском языке, считается наиболее значительным представителем движения «Новой поэзии».

Низар Каббани (1923-1998)

Сирийский поэт, издатель, дипломат. Один из наиболее значимых арабских поэтов XX в. Является одним из основоположников современной арабской поэзии. Стихи Каббани в основном написаны простым языком, часто отражающим реалии сирийского разговорного языка, современного поэту. Каббани опубликовал 35 поэтических сборников.
Кинематограф в Сирии не очень развит, он полностью находится в руках государства. В среднем в Сирии выпускает 1-2 фильма в год. Фильмы часто подвергаются цензуре. Среди известных режиссёров – Амирали Омар, Усама Мохаммед и Абдель Хамид, Абдул Раззак Ганем (Абу Ганем) и др. Многие сирийские деятели кино работают за границей. Но в 1970-е годы сериалы сирийского производства пользовались популярностью в арабском мире.
Совместно с сирийской киностудией «Ганем-фильм» в СССР и России снимались художественные фильмы: «Последняя ночь Шахерезады» (1987), «Ричард Львиное Сердце» (1992), «Тридцатого уничтожить!» (1992), «Ангелы смерти» (1993), посвящен 50-летию Сталинградской битвы, «Трагедия века» (1993), «Великий полководец Георгий Жуков» (1995) и др.

Природа

На территории Сирии выделяют пять природных районов: Приморская низменность, Западная горная цепь, Рифтовая зона, Восточная горная цепь, Плато Восточной Сирии. Страну пересекают две крупные реки: Эль-Аси (Оронт) и Евфрат. Обрабатываемые земли в основном в западных районах – приморская низменность, горы Ансария и долины р.Эль-Аси, Евфрата и его притоков.

Река Евфрат

Естественная растительность Сирии значительно изменилась. В далеком прошлом хребет Ансария на западе и горы на севере страны были покрыты лесами.
В Западной Сирии в наименее нарушенных местообитаниях на горных склонах преобладают вечнозеленые дубы, лавр, мирт, олеандр, магнолия, фикусы. Встречаются рощи кипариса, алеппской сосны, ливанского кедра, а также можжевельник.

Цветы магнолии

Вдоль средиземноморского побережья расположены плантации табака, хлопчатника, сахарного тростника. В долинах рек выращивают инжир, тутовое дерево, цитрусовые, а на пологих склонах – оливки и виноград.

Оливковое дерево

На полях высевают кукурузу, ячмень, пшеницу. Выращивают также картофель и овощи. На севере и частично на восточных склонах хребта Ансария и других и в низкогорьях внутренних частей страны распространены типичные бобово-злаковые степи, которые служат кормовой базой пастбищного скотоводства (в основном овцеводства). На полях выращивают пшеницу и ячмень, хлопчатник, а в условиях искусственного орошения – рис.
В пустынях ландшафт оживляется только после дождя, появляются молодые побеги трав и низкорослых кустарничков и кустарников: саксаул, биюргун, боялыч, полынь. Но даже такого бедного растительного покрова достаточно для прокорма верблюдов, которых разводят кочевники.

Животный мир Сирии не отличается большим разнообразием. Из хищных иногда встречаются дикая кошка, рысь, шакал, лисица, полосатая гиена, каракал, в степях и полупустынях много хорьков, из копытных – антилопа, газель, дикий осёл онагр.

Дикий осёл онагр

Многочисленны грызуны тушканчики. Иногда встречаются дикобразы, ежи, белки, водятся зайцы. Из пресмыкающихся: змеи, ящерицы, хамелеоны. Фауна птиц разнообразна, особенно в долине Евфрата и вблизи водоёмов (фламинго, аисты, чайки, цапли, гуси, пеликаны).

В стране водятся жаворонки, рябки, дрофы, в городах и деревнях – воробьи и голуби, в рощах – кукушки. Из хищных птиц встречаются орлы, соколы, ястребы, совы.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Сирии

Старый город в Дамаске

В Дамаске семь сохранившихся городских ворот в стене Старого города, старейшие из которых относятся к римскому периоду:
Баб-эль-Сагир («Малые ворота») - за воротами находятся исторические захоронения, в частности здесь похоронены 2 жены пророка Мухаммада
Баб-эль-Фарадис («Райские ворота»)
Баб-эль-Салам («Ворота мира»)
Баб Тума («Ворота Фомы») - название восходит к имени апостола Фомы, ведут в христианский квартал Старого города

«Ворота Фомы»

Баб Шарки («Восточные ворота»)
Баб Кисан - построенные в эпоху римлян, были посвящены богу Сатурну. Через них по преданию из Дамаска бежал апостол Павел
Баб-эль-Джабия

Старый город в Босре

Босра – исторический город на юге Сирии, важная археологическая достопримечательность. Впервые поселение упоминается в документах времен Тутмоса III и Аменхотепа IV (XIV век до н. э.). Босра была первым набатейским городом во втором веке до н. э. Набатейское царство было завоевано Корнелиусом Пальмой, генералом Траяна, в 106 г. н. э.

Под властью Римской империи Босра была переименована в Новую Траяну Бострем и стала столицей римской провинции Аравия Петра. В Босре были построены две раннехристианские церкви в 246 и 247 гг.
Впоследствии, после разделения Римской империи на западную и восточную, город перешёл под власть Византийской империи. Окончательно город завоевало войско Арабского халифата в 634 г.
Cегодня Босра – важный археологический памятник, где находятся руины римских, византийских и мусульманских времен, а также один из наиболее хорошо сохранившихся в мире римских театров, в котором каждый год проходит национальный музыкальный фестиваль.

Археологические памятники Пальмиры

Пальми́ра (греч. «город пальм») – один из богатейших городов поздней античности, расположен в одном из оазисов Сирийской пустыни, между Дамаском и Евфратом.
Это был перевалочный пункт для караванов, пересекавших Сирийскую пустыню, поэтому Пальмира была прозвана «невестой пустыни».
В настоящее время на месте Пальмиры – сирийская деревня и развалины величественных сооружений, принадлежащих к числу лучших образцов древнеримской архитектуры.
В честь Пальмиры названы несколько городов в США. Санкт-Петербург поэтически называли северной Пальмирой, а Одессу – южной.

Старый город в Халебе

Ха́леб (Але́ппо) – крупнейший город Сирии и центр одноимённой самой населенной мухафазы страны.
На протяжении многих веков Алеппо был самым крупным городом в Великой Сирии и третьим по величине в Оттоманской империи, после Константинополя и Каира.
Алеппо – один из самых древних постоянно населенных городов мира, он был заселен уже к VI в. до н. э.

Замки Крак-де-Шевалье и Калъат-Салах-ад-Дин

Крак де Шевалье, или Крак де л"Оспиталь – крепость госпитальеров (христианская организация, целью которой была забота о неимущих). Одна из наиболее сохранившихся крепостей госпитальеров в мире.

Цитадель Салах ад-Дина – замок в Сирии, расположен в высокогорной местности, на хребте между двумя глубокими оврагами, и окружён лесами. Укрепление существует здесь с середины X в.
В 975 г. византийский император Иоанн I Цимисхий захватил замок, он оставался под византийским контролем примерно до 1108 г. В начале XII в. франки взяли его под свой контроль, и замок стал частью вновь образованного государства крестоносцев – княжества Антиохия.
В настоящее время замок находится в собственности правительства Сирии.

Древние деревни Северной Сирии

Остались только руины 40 поселений, которые объединены в 8 групп.

Другие достопримечательности Сирии

Мечеть Омейядов

Также известна как Большая мечеть Дамаска. Расположена в Старом городе Дамаска, является одной из крупнейших и старейших мечетей мира. Это, по мнению некоторых мусульман, четвертое священное место в исламе.

Крепость Нимрод

Средневековая крепость, расположенная в северной части Голанских высот, на высоте около 800 м над уровнем моря.

Горы Qasioun (Касьюн)

Горы с видом на город Дамаск. Самая высокая точка 1151 м. На склонах Qasiun находится пещера, о которой ходит множество легенд. Считается, что именно здесь поселился первый человек Адам, изгнанный из рая. В средневековых арабских книгах по истории пишется, что в этом месте Каин убил Авеля.

Национальный музей в Дамаске

Музей был основан в 1919 г. В нём представлены экспонаты истории Сирии с доисторических времён до современности. В музее находятся современные работы художников Сирии, арабского мира и других стран.

Часовня святого Павла (Дамаск)

Построена в честь апостола Павла, который проповедовал в Дамаске.

Горные холмы Сирии

В стране очень красивые пейзажи: скалистые горы, зеленые долины, пустыни и горные вершины, вечно покрытые снегом.

История Сирии

Древняя история

История сирийской цивилизации восходит к IV в. до н. э.
Эблаитский язык (вымерший семитский язык) – древнейший из известных семитских языков. Найдены более 17 тысяч глиняных табличек на этом языке, посвящённых ремёслам, сельскому хозяйству и искусству. Среди ведущих ремёсел Эблы – обработка дерева, слоновой кости, жемчуга.

Глиняная табличка Эблы

За период между вторжением ханаанских племён и завоеванием Сирии в 64 г. до н. э. Римской империей её территория находилась под властью гиксосов, хеттов, египтян, арамеев, ассирийцев, вавилонян, персов, древних македонцев, элинистической державы Селевкидов, Армянской империи Тиграна II Великого.
С XVI в. до н. э. на юге Сирии существует город Дамаск, изначально подчинённый египетским фараонам.
Согласно Библии, Павел принял христианскую веру по дороге в Дамаск, а потом жил в Антиохии, где ученики Христа впервые стали называться христианами.

Ислам в Сирии

Ислам закрепился в Сирии в 661 г., когда Дамаск стал столицей Арабского халифата при Омейядах. Дамаск стал культурным и экономическим центром всего арабского мира, уже в VIII в. являясь одним из крупнейших городов мира. В 750 г. Омейяды были свергнуты династией Аббасидов, после этого столица Халифата переместилась в Багдад.
С 1517 г. Сирия на 4 века вошла в состав Османской империи.

Сирийское арабское королевство

Оно было образовано вскоре после поражения в Первой мировой войне Османской империи, она распалась. В 1920 г. было основано Сирийское арабское королевство с центром в Дамаске. Но независимость Сирии длилась недолго. Уже через несколько месяцев французская армия оккупировала Сирию, разгромив сирийские войска в битве у перевала Мейсалун. В 1922 г. Лига Наций разделила бывшие сирийские владения Османской империи между Великобританией и Францией. Великобритания получила Иорданию и Палестину, а Франция – современную территорию Сирии и Ливана («мандат Лиги Наций»).

Французский мандат

В 1940 г. Франция была оккупирована немецкими войсками, и Сирия перешла под контроль Режима Виши (губернатор генерал Денц). Режим Виши - коллаборационистский режим в Южной Франции во время оккупации Северной Франции нацистской Германией после поражения в начале Второй мировой войны и падения Парижа в 1940 г. Существовал с 10 июля 1940 г. по 22 апреля 1945 г. Официально придерживался политики нейтралитета. Нацистская Германия, спровоцировав мятеж премьер-министра Гейлани в британском Ираке, направила в Сирию подразделения своих ВВС.

Ш. де Голль – восемнадцатый президент Франции

В 1941 г. при поддержке британских войск подразделения Свободной Франции во главе с генералами Шарлем де Голлем и Катру в ходе кровопролитного конфликта с войсками Денца вошли в Сирию. Генерал де Голль в своих воспоминаниях указывал, что события в Ираке, Сирии и Ливане были напрямую связаны с германскими планами по вторжению в Грецию, Югославию и СССР, так как имели задачу отвлечь вооружённые силы союзников на второстепенные театры военных действий.
27 сентября 1941 года Франция предоставила независимость Сирии, оставив свои войска на её территории до окончания Второй мировой войны. 26 января 1945 г. Сирия объявила войну Германии и Японии. В апреле 1946 г. французские войска были эвакуированы из Сирии.

Независимая Сирия

Президентом независимой Сирии стал Шукри аль-Куатли, боровшийся за независимость страны ещё при Османской империи.

Шукри аль-Куатли

В 1947 г. в Сирии начал действовать парламент. После обретения Сирией независимости усилились атаки на сирийских евреев, их бизнес бойкотировался. Новое правительство запретило эмиграцию в Палестину, преподавание иврита в еврейских школах было ограничено. 27 ноября 1947 г. ООН принял решение о разделe Палестины, в связи с этим в Сирии прошли еврейские погромы. Погромы продолжались и в 1948 г., и в последующие годы, в результате евреи были вынуждены практически полностью бежать из Сирии в Израиль, США и страны Южной Америки, в настоящее время в Дамаске и Латтакии проживает менее 100 сирийских евреев.
В 1948 г. сирийская армия приняла ограниченное участие в арабо-израильской войне, начатой Лигой арабских государств, после которой в стране было объявлено чрезвычайное положение. К власти пришёл полковник Хусни аз-Займ, отменивший конституцию 1930 г., запретивший политические партии и впоследствии провозгласивший себя президентом. Он не пользовался поддержкой народа и был смещён через 4 месяца своими бывшими товарищами. Казнен 14 августа вблизи Дамаска.
Гражданский режим восстановил полковник Сами Хинауи, но вскорости был смещён военным лидером Адибом аш-Шишакли. 5 сентября 1950 г. была провозглашена новая конституция, по которой Сирия становилась парламентской республикой, но уже в ноябре 1951 г. действие конституции было приостановлено, а парламент страны распущен. В 1953 г. Шишакли обнародовал новую конституцию и после референдума стал президентом.

Президент Адиб аш-Шишакли

В феврале 1954 г. к власти в стране пришла военно-гражданская коалиция во главе с Хашимом Бей Халидом Аль-Атасси, вернувшая конституцию 1950 г. В 1954 году по итогам выборов большинство мест в парламенте получила Партия арабского социалистического возрождения, требующая кардинальных преобразований в промышленности и сельском хозяйстве. На выборах в 1955 г. президентом страны при поддержке Саудовской Аравии был избран Шукри аль-Куатли.
15 марта 1956 г. между Сирией, Египтом и Саудовской Аравией был заключён договор о коллективной безопасности против возможной израильской агрессии.

Объединённая Арабская Республика

22 февраля 1958 г. Сирия и Египет объединились в одно государство –Объединённую Арабскую Республику с центром в Каире. Президентом стал египетский лидер Гамаль Абдель Насер, но сирийцы занимали многие важные посты, пока Насер не распустил все сирийские политические партии. 28 сентября 1961 г. в Дамаске под руководством группы офицеров произошёл государственный переворот, Сирия вновь объявила независимость. Насер не сопротивлялся. ОАР просуществовала всего 3,5 года.

Противостояние Сирии и Израиля

В период с 1962 по 1966 гг. в Сирии произошло 5 переворотов, когда проводилась и отменялась национализация основных отраслей хозяйства.
В 1967 г. произошла Шестидневная война. Голанские высоты были оккупированы Израилем. Удары израильской авиации нанесли огромный ущерб экономике. Правительство оказалось неспособным обеспечить восстановление промышленности, начались антиправительственные акции. В ноябре 1970 г. группировка Салеха Джедида была отстранена от власти. Сирия стала основным союзником Советского Союза на Ближнем Востоке. СССР оказал Сирии помощь в модернизации экономики и вооружённых сил.
В 1973 г. Сирия вместе с другими арабскими государствами начала Войну Судного дня, военные действия на сирийском фронте отличались ожесточённостью, особенно сражение за Эль-Кунейтру, названное «сирийским Сталинградом». Эль-Кунейтру удалось удержать, но Голанские высоты остался у Израиля. По решению Совета Безопасности ООН по окончании войны в 1973 г. создана буферная зона, разделяющая Израиль и Сирию. В настоящий момент Голанские высоты контролируются Израилем, но Сирия требует их возвращения.
В 1976 г. по просьбе ливанского правительства сирийские войска вошли в эту страну с целью остановить гражданскую войну. Война закончилась в 1990 г., когда в Ливане установилось правительство, поддерживающее дружеские отношения с Сирией. Сирийские войска покинули Ливан лишь в 2005 г. Сирия поддержала Иран в ирано-иракской войне 1980-1988 гг.
После кончины 10 июня 2000 г. Хафеза аль-Асада, бессменно руководившего страной почти 30 лет, президентом был избран его сын Башар аль-Асад.

Башар аль-Асад

Гражданская война

Бунты и революции на Ближнем Востоке перекинулись и на Сирию. Начались выступления с требованиями изменить существующий режим. Руководство страны пошло на серьёзные изменения: отменило закон о чрезвычайном положении, законы о СМИ и политических партиях, пошло на демократические реформы.
В 2013 г. шли уличные бои с применением тяжёлых вооружений в нескольких крупных городах страны, включая столицу. Более 500 тысяч сирийцев покинули свою страну в результате боевых действий. Беженцы находят приют в Иордании, Ливане и Ираке.
В настоящее время гражданская война в Сирии разжигается некоторыми западными странами.
Россия проголосовала против проекта резолюции «Положение в области прав человека в Сирийской Арабской Республике». Ее соавторами стал ряд стран, в том числе Великобритания, Франция, Саудовская Аравия и Турция. За принятие проекта высказались 123 страны, 46 стран проголосовали против.
«Предложенный проект резолюции действует наперекор логике политико-дипломатического урегулирования, возлагая главную ответственность за происходящее в стране на правительство, тогда как не оно, а зарубежная оппозиция нуждается в том, чтобы ее подтолкнули к началу переговоров с властями», – подчеркнул представитель МИД РФ.