Как стать преподавателем истории. Участнику нужно быть шоуменом

Письмом Минобрнауки России от 10 августа 2015 года № 08-1240 <О квалификационных требованиях к педагогическим работникам организаций, реализующих программы дошкольного и общего образования> разъяснено, в частности, следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

В настоящее время подлежит применению Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н (далее - справочник). С 1 января 2017 года в аналогичных целях будет применяться профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Минтруда России от 18 октября 2013 года № 544н (далее - стандарт).

И справочник, и стандарт устанавливают, что лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету , без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.

Таким образом, согласно указанным выше нормативным правовым актам и разъяснениям к ним следует считать, что лица, имеющие, например, высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" (квалификации - "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы", "Историк. Преподаватель истории" и т.д.) и (или) в области, соответствующей преподаваемому предмету (специальности - "Русский язык и литература", "История" и т.д.), отвечают квалификационным требованиям, предъявляемым соответственно к учителям русского языка и литературы, учителям истории и обществознания и т.д.

Кроме того, необходимо учитывать, что отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации , если представление работодателя, на основании которого аттестационная комиссия выносит решение, содержит положительную мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

Таким образом, вы вполне можете стать учителем в школе, а вот чего - зависит от полученной специальности. Кроме того, в процессе работы вы, скорее всего, сможете пройти профессиональную переподготовку, то есть, грубо говоря, переучиться на учителя по другому предмету. К примеру, у меня в школе половина учителей имели дипломы классического университета, и мне они почему-то импонировали больше, но это сугубо имхо.

То есть, получается, что можно выучиться, например, на воспитателя в колледже, а потом просто за полгодика пройти профпереподготовку и стать учителем математики или географии? Ничего себе... А вот если человек повар или инженер, он может, пройдя профпереподготовку стать учителем, допустим, трудовиком?

Учеба в вузе по сравнению со школой — как небо и земля. Здесь уже чувствуешь себя на другом, более взрослом уровне. Лекции, семинары, самостоятельная работа в библиотеке — все это способствует тому, что ты должен более ответственно относиться к своему образованию. Тут нет такого жесткого контроля, как в школе. Учиться мне всегда нравилось, поэтому я быстро вошла в новый ритм учебного процесса.

После окончания первого курса я решила поработать в летнем городском лагере, полагая, что личное общение с ребятами только укрепит меня в решении посвятить свою жизнь учительскому труду. Действительно, мне очень понравилось работать с разновозрастными детьми, которые по всяким причинам проводили свои каникулы в городе. Мы совершали интересные экскурсии по окрестностям, посещали музеи, городки аттракционов. В дождливую погоду проводили всякие конкурсы: на лучший рисунок, стихотворение, короткий рассказ.

Могу сказать, что многие ребята обладают разнообразными талантами. Главное, взрослым надо разглядеть талант каждого и дать ему развитие. Раз в две недели состав нашей группы обновлялся: кто-то уезжал с родителями на отдых, и для новичков освобождались места. Лето пролетело очень быстро. Я была довольна и счастлива, потому что внеклассная работа мне была по душе.

Новый учебный год начался на подъеме. Я встретилась со своими однокурсниками. Мы живо обменивались впечатлениями о прошедшем лете. Многие из них путешествовали по России, нескольким счастливчикам удалось отдохнуть за границей. Во время учебного года я занялась репетиторством, недостатка в учениках у меня не было. Это были мои подопечные из летнего лагеря. Индивидуальные занятия с учениками проходили замечательно и приносили мне моральное удовлетворение. Кроме того, заработанные деньги были не лишними к моей стипендии.

К третьему курсу мы овладели азами учительского мастерства, уже были опытными в методических аспектах преподавания предмета, владели основами психологии. Наши преподаватели заложили в нас основы методологии, как надо учить детей. Иными словами, теоретически я была подкована на 100%, чтобы преподавать мой предмет. В конце третьего курса студентов ждало первое испытание: короткая педагогическая практика в школе. Хочу заметить, что основная практика преподавания в школе будет на 4 и 5 курсах, а пока… все с нетерпением и боязнью ожидали первого испытания.

Перед началом школьной практики каждый студент получил инструкцию, как себя вести. Основные положения этого руководящего документа сводились к следующему:

Нужно прийти в класс раньше звонка, чтобы проверить готовность к занятию. Со звонком дети заходят первыми, учитель — последним.

Учащиеся должны приветствовать учителя организованно.

Не стоит тратить время на поиски в журнале своего предмета, это нужно сделать заранее на перемене.

Начинать урок энергично и вести его так, чтобы каждый ученик был постоянно занят делом. Затянутые паузы, медлительность — это бич дисциплины на уроке.

Изложение материала урока должно быть интересным, с созданием проблемных ситуаций, чтобы включить мозги учащихся. Следует постоянно наблюдать за всем классом, особого внимания требуют те, кто постоянно отвлекается и мешает другим.

Нужно чаще обращаться с вопросами к тем ученикам, которые заняты на уроке посторонними делами.

Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников, но воздерживаться от излишних замечаний.

Порицая недисциплинированного ученика, стараться не прибегать к помощи других преподавателей, это не прибавит авторитета молодому учителю.

Инструкция была длинная и подробная. Но гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Итак, мы должны были провести неделю в школе. Мне достались малыши — пятиклассники. Переступив порог класса, я оказалась перед несколькими десятками любопытных глаз. Для детишек появление молодой практикантки — это целое событие. По сигналу своей учительницы класс встал и поприветствовал меня. Затем было мое краткое представление и напутствие, чтобы дети вели себя смирно и прилежно учились с новой учительницей-практиканткой.

Я очень волновалась, все теоретические знания одним мигом испарились из моей головы, не говоря уже о пресловутой инструкции, как себя вести. Чтобы прийти в себя, я полистала журнал в поисках своего предмета. Класс, предоставленный сам себе, тихо загалдел. Я взяла себя в руки и, повесив на уста фальшивую улыбку, изрекла: «Итак, ребята, сегодня мы будем обсуждать с вами рассказ И. С. Тургенева «Муму». Дальше я произнесла несколько вступительных фраз, заготовленных заранее, глядя прямо перед собой. А ведь я должна была наблюдать за всем классом постоянно. Детки сразу сориентировались, и некоторые из них занялись своими собственными делами.

Как я заметила, один мальчик читал что-то на своем планшете, пара девочек живо обменивалась между собой СМС-ками. Несколько соседей по столу оживленно беседовали, один ученик смотрел непрерывно в окно, то ли мечтая, то ли считая ворон. Меня слушала примерно одна треть класса. Охваченная безумным волнением, я не знала, что делать. С самой первой минуты я упустила «вожжи внимания», а теперь уже поздно. Тогда я решила продолжать урок для тех, кто меня слушает, и работать с ними. Это была вторая грубая ошибка. Короче, я не помню, как я дожила до конца урока, но когда прозвенел звонок, я вздохнула с облегчением…

В течение недели я несколько раз снова встречалась с этим классом и имела возможность поближе познакомиться с учениками. Я сразу заметила, что класс поделен на группы, которые враждуют между собой. Есть дети-изгои, которых никуда не приняли. Они становятся объектами постоянных насмешек. В моем классе это были дети мигрантов из Таджикистана. Еще одна особенность — ребята из разных групп постоянно «стучали» на своих одноклассников из враждебной группы.

Прошел год с моей первой практики, и кое-что изменилось в моих представлениях о моей будущей профессии. Мы прослушали несколько полезных теоретических курсов. В частности, курс «Психология школьного коллектива» оказался тем ключиком, которым можно «открывать» потайные уголки детской души. У нас было еще несколько практических недель в школе. Я чувствовала себя более уверенно и научилась владеть вниманием всего класса.

Я думаю, что мой путь в учительскую профессию только начинается. Мне еще предстоит много узнать и многому научиться…

gualtiero_boffi_shutterstock

Преподавание - отличная профессия. Однако далеко не всем дано заниматься ей. Многие учителя меняют профессию спустя всего несколько лет работы. Причиной тому несколько факторов: низкая заработная плата, большая рабочая нагрузка и необходимость следовать учебному плану. Для тех, кто остается верным выбранной профессии, карьера учителя со временем себя оправдывает. FeelGood предлагает 8 причин стать учителем:

chaspik.spb.ru

1.Заражать окружающих страстью к учебе.

Рассказывая о чем-то, преподаватель должен досконально изучить свой предмет. Самый верный способ мотивировать других учиться - собственный пример. Если вам нравится узнавать новое, преподавание - лучший выбор профессии.

Monkey_Business_Images_shutterstock

2.Влиять на жизнь будущих поколений.

В свое время у каждого взрослого были учителя, которые направили его в нужное русло и оказали необходимую поддержку. Именно таким человеком можете стать вы для будущих поколений.

wavebreakmedia_ltd_shutterstock

3.Отсутствие одинаковых дней.

Каждый день разный, начиная от расписания и заканчивая ответами учеников. У учителя редко случается ненасыщенный день (особенно при работе с детьми).

straightforwardcoaching_com

4.Независимость в аудитории.

Как только закрывается дверь и начинается урок, вы - единственный человек, кто решает, что и когда будет происходить. Не так много профессий предоставляют такую свободу действий, позволяя проявлять творческий подход и следовать своим планам.

Frannyanne_shutterstock

У учителей всегда свободное лето, ведь в школах и ВУЗах каникулы. Это главное преимущество профессии. Если вам нужны средства, вы всегда можете преподавать в летней школе, давать частные уроки или заняться другой работой.

Goodluz_shutterstock

6.Быть постоянной поддержкой для учеников.

К сожалению, многие ученики будут видеть вас чаще, чем своих родителей. Для них критично важно иметь кого-то, с кем всегда можно посоветоваться, поговорить, брать пример и получать поддержку. Вы можете изменить чью-то жизнь!

Для того, чтобы стать учителем года, надо вначале, чтобы вас выдвинули на это звание дирекция школы. Кого и за что выдвигают, мы здесь касаться не будем. Но тесли тут помозговать, наверно, можно догадатья.

Для того, чтобы плучить это звание, надо помнить, что в течении 25 лет действовала установка к работникам системы образования, считать себя не педагогом и наставником, а поставщиком образовательных услуг населению.
Сейчас, правда, новый министр сказала, что всё как раз наоборот. Но пока это ещё не дошло до школьной администрации на местах. И, я думаю, не сразу дойдёт. Дай бог, чтобы в течении следующих 25ти лет эта концепция утвердилась в головах и школах.

Поэтому не заморачивайтесь всякой ерундой вроде здоровья детей, их морального облика и отношений в детском коллективе. Пустая трата времени и сил.
Среди ваших воспитаников и воспитаниц могут быти и наркоманы, и юные проститутки, и воришки, и пьяницы и просто курильщики, на получении звания это никак не отразится. К предоставлению образовательных услуг это не относится.
И уж боже вас упаси, поставить себя так, чтобы дети вас любили! Другие тётки вас возревнуют. Врагом всего педагогического коллектива станете. Лучше пусть дети считают вас сволочью. Лишь бы боялись. Так вы по крайней мере не будете выделяться из коллектива.

Далее надо подготовить 2-3 лекции на нужные РОНО темы. Вот вам тут потребуется методические способности, чтобы чётко и ясно зачитать подготовленный материал перед детской аудиторией и комиссией. Старшие товарищи могут помочь вам материал предварительно поправить, но рассчитывать надо прежде всего на себя. Никто за вас не будет его излагать.

Потом, когда будет назначена комиссия для определения победителей в конкурсе и дата визита её в класс, надо будет с помощью администрации школы подготовить для сего действа нужную детскую аудиторию
Тоесть, убрать на время из класса всех хулиганов и двоечников и заменить их отличниками из других классов с карьеристскими наклонностями. За одно убрать из аудитории и слишком умных и вольнодумцев (что часто сочетается). Чтобы не задавали слишком сложных вопросов и не смущали соискателя и комиссию своим высокоумием. А то мало ли что ляпнут. Ответов не наберёшься.

Аудитория на показательном уроке должна сидеть тихо, тянуть руки и при вызове к доске восторженно повторять тезисы доклада своими словами. Можно из особо проверенных детей подготовить правильные вопросы соискателю, на которые у соискателя будут хорошие ответы, представляющие его в лучшем свете. Но если соискатель быстро соображает и достаточно эрудирован, то без этого можно обойтись.

И вуаля! Вы хорошо подготовились к этому конкурсу.

Если вы подготовитесь в вышеуказанном духе лучше других и при этом не будете вызывать у отдельных членов комиссии неприятных ассоциаций с кем то другим, то ваша победа в городском конкурсе гарантирована.
А там и повыше можно замахнуться.

Дерзайте!

Советы американских коллег или как стать хорошим учителем.

Я работаю учителем английского языка в сельской школе уже 23 года. Мне нравится моя профессия, нравится заниматься иностранным языком. Особенно приятно, что количество желающих стать учителем иностранного языка среди учащихся нашей школы из года в год увеличивается. Наверное, в этом есть и моя заслуга.

Давно известно, что английский язык в современном мире занимает ведущее место, и жизнь заставляет нас учить иностранный язык. Очень хотелось побывать в англо говорящей стране, реально понять, можешь ли ты общаться в чужой стране, на каком уровне твой иностранный язык.

Мне посчастливилось в 2000 году как участнику программы “Бизнес для России”- общественные связи посетить Соединенные штаты Америки.

Цель моего визита – обучение иностранным языкам за рубежом. Мне было интересно узнать, как учат там, какие применяют формы работы, какие требования предъявляются к учащимся и вообще, какой он американский учитель.

От всего увиденного мною за 5 недель осталось чувство удивления и уважения. Я побывала в Нью-Йорке, Цинциннате, Джексоне, Виксбурге, Новом Орлеане…

Я присутствовала на занятиях в государственном Университете Джексона, в частной школе, в компьютерном колледже. Я имела возможность рассказать студентам университета о традициях России. Я присутствовала на уроках, где преподавали учителя из разных стран – Мэй Чи из Японии, Карлос Дэй из США, Тинья из Бразилии, Оксана из Ташкента. Преподавателей зовут только по именам. Посетив многие уроки, я сделала вывод, что мы преподаватели иностранного языка, имеем много общего в преподавании нашего предмета. Урок идет строго на языке! Прослушивание записи, вопросы по прослушанному тексту, отработка фонетики, лексики, составление диалогов, чтение текста по ролям. На протяжении всего урока учитель находится в движении; подбадривает ученика, хвалит его, восхищается, даже хлопает его по плечу, хотя ответы учащихся не всегда были без ошибок. Одним словом, создавалась дружелюбная рабочая обстановка. Я не видела ни одного хмурого лица среди преподавателей. Всегда доброжелательная улыбка, интеллигентность, привлекательность.

Мне показался интересным тот факт, что студенты разных стран имели некоторые затруднения в произношении на английском языке. Например, city произносят , без [i]. Студенты Испании, бразильцы совсем не говорят окончание ing в конце слова, вместо говорят и т.д.

Посещая Hind Community College, мне была предоставлена возможность побеседовать с преподавателями этого учебного заведения Nell Ann Piekett и Ann H. Laster (на фото вверху). Эти женщины также являются авторами некоторых учебных пособий по техническим дисциплинам. Мы обсудили многие проблемы образования, они с интересом слушали, как мы обучаем детей английскому языку, какие требования предъявляем к учащимся начальных классов, к старшеклассникам. Два часа отведенные нам для беседы, пролетели очень быстро. А когда вопросы касались темы “ отцы и дети”, здесь у нас оказалось тоже много общего. Они также переживают за будущее своих детей, за распространение наркотиков, им совсем не хочется отправлять сыновей на войну, они также как и мы хотят спокойной старости.

И так, как же проходит урок в американской школе?

Урок начинается с гимна страны, рука учащегося лежит на сердце. Флаг США можно увидеть повсюду: на государственных учреждениях и на частных домах. Мне довелось видеть флаг даже в спальной комнате в одном частном доме. Надо отдать должное, американцы любят свою страну.

Вот их основные ценности:

  1. индивидуализм,
  2. патриотизм,
  3. честность, позитивизм,
  4. чувство времени (педсовет, совещание оплачивается дополнительно)
  5. игнорирование внешнего мира (Америка – прежде всего!)

В школах работает до 70% женщин, 80% белых, 7% афро-американцев. Учитель приходит на занятия в 7:15, дети в 7:45, перерыв на ланч 40 – 45минут. Обязательным на уроке должно быть чтение про себя минут 15, расписание уроков меняется через день, для учителя в расписании не более одного “окна”. Для укрепления дисциплины среди учащихся ведется тетрадь для опоздавших, если есть 5-6 замечаний, учащегося могут исключить из школы на 1 день. У учителя обычно 5-6 уроков, но не 7 и не 4. Если учитель хорошо исполняет свои обязанности, ему дополнительно оплачивается 20 долларов. Учитель решает сам, оставит он их школе или пополнит свой бюджет, Надо сказать, профессия учителя в США не высокооплачиваемая. Зарплата учителей точных наук выше, чем у гуманитариев. Социальная защита учителя зависит от того, в каком штате он живет. В Миссисипи, например, летом нет отпускных, оплата только за проработанное время. Я была на практике в июле, в университете шли обычные занятия.

Мне хотелось бы познакомить своих коллег с “советами для хорошего учителя”. С ними Вас знакомит администрация школы при поступлении на работу. Я считаю, что здесь есть много хороших советов, которые я взяла для своей педагогической деятельности.

  1. По доброму относитесь к учащемуся, не обсуждайте с ним один на один вопросы на темы морали, политики и религии.
  2. Разговаривайте на правильном английском языке, как в классе, так и на улице.
  3. Помогайте учащимся достичь знания путем практических примеров из жизни, Не читайте им нотации. Никогда не давайте уроки одной грамматики, формальных правил.
  4. Ведите уроки в форме беседы (т.е. вопросы и ответы).
  5. Во время беседы с учеником дайте ему возможность вести беседу в процентном отношении 50% - он; 50% - вы.
  6. Делайте одно дело, не беритесь за несколько сразу.
  7. Никогда не задавайте вопросов, предполагая, что на него будет трудно ученику ответить.
  8. Никогда не заставляйте ученика читать или делать упражнение, если он усвоил плохо устно.
  9. Никогда не спрашивайте ученика: “Ты понял?”. Лучше протестируйте его знания через вопросы.
  10. Избегайте монотонности в вопросах и ответах.
  11. Разговаривайте с учащимися на равных как с достойными собеседниками.
  12. Никогда не прерывайте ответ учащегося.
  13. Никогда не говорите: “Я не знаю” Лучше скажите” Давайте закончим на этом” или “Поговорим об этом на следующем уроке”. Дайте себе возможность найти ответы на все вопросы студентов.
  14. Гордитесь своей профессией, будьте профессионалом.

Я также обратила внимание, что пишут учителя на доске маркерами. Написанное легко стирается, в углу классной комнаты находится приспособление для заточки карандашей.

Во время обучения у меня была возможность приобрести книги, словари, различные учебные постеры для оформления кабинета в школе.

Расходы на покупку в сумме 100 долларов возместила организация, которая нас принимала. Все что я увидела и узнала, я стараюсь применять на уроках по теме “Welcome to America!”.

Русская пословица гласит: “Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”. Я увидела и очень рада, что мои впечатления, мои знания по страноведению США разнообразили уроки, сделали их более интересными, яркими. Много фотографий, видеофильм, масса впечатлений, адреса друзей – все это надолго останется в моей памяти.