Японский военно морской флот. Гибель императорского флота японии. Военно-морские районы и пункты базирования

Военно-морские силы

В результате поражения Японии во Второй мировой войне ее вооруженные силы были распущены. Однако в 1950 году японское правительство под предлогом необходимости поддержания порядка в стране и с согласия американских оккупационных властей создало "резервный полицейский корпус" численностью 75 тыс. человек. В августе 1952 года "резервный полицейский корпус" был преобразован в "корпус безопасности". В 1953 году его численность возросла до 110 тыс. человек.

В мае 1954 года, в соответствии со специально принятым законом, на базе "корпуса безопасности" были созданы так называемые силы самообороны, на которые законодательно возложены задачи по обороне страны от внешнего врага, а также по оказанию помощи полиции при подавлении антиправительственных выступлений внутри страны.

Так, вопреки положениям Потсдамской декларации, акта о капитуляции и статьи 9 Конституции 1947 года, в Японии были заложены организационные основы для создания и наращивания национальных вооруженных сил в составе сухопутных войск, военно-воздушных и военно-морских сил.

Военно-морские силы являются видом вооруженных сил Японии. Они предназначены для решения задач по защите морских коммуникаций, своих ВМБ, пунктов базирования и портов, борьбе с корабельными группировками противника, блокаде проливных зон в районе Японских островов, обеспечению противодесантной обороны и высадки морских десантов, организации морских перевозок в интересах всех вооруженных сил как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими видами национальных вооруженных сил и ВС США.

В мирное время ВМС осуществляют во взаимодействии с силами департамента морской охраны дозорную службу, проводят мероприятия по поддержанию благоприятного оперативного режима в прилегающих акваториях, обеспечивают охрану территориальных вод Японии.

Основу военно-морских сил составляют эскортные и подводные силы, а также авиация флота. Важным компонентом ВМС являются минно-тральные и амфибийно-десантные силы. В составе флота имеется более 110 боевых кораблей, в том числе 16 подводных лодок, 100 самолетов базовой патрульной авиации и свыше 100 боевых вертолетов.

Организационная структура ВМС

Руководство военно-морскими силами осуществляет командующий (он же - начальник штаба) ВМС (штатная категория - адмирал). Командующему подчинены его заместитель (штатная категория - вице-адмирал), инспектор и главный врач ВМС (штатная категория - контр-адмирал).

Организационно в структуру военно-морских сил входят: штаб, флот, пять военно-морских районов, учебное авиационное командование, а также соединения, части и учреждения центрального подчинения - эскадра учебных кораблей, полк связи, три управления: МТО ВМС, военной полиции ВМС, океанографии, центральный контрразведывательный отдел ВМС, Токийский батальон обеспечения, госпитали (пять), исследовательская лаборатория подводной медицины, учебные заведения (шесть), редакционно-издательский отдел, Токийский оркестр ВМС.

Флот

Флот Японии возглавляет командующий (штатная категория - вице-адмирал), которому подчинены штаб, три командования (эскортных и подводных сил, авиационное), флотилия тральщиков, учебно-опытовая группа, отдельный дивизион танкодесантных кораблей (ТДК), а также информационный центр и группа обслуживания АСУ ВМС.

Численность личного состава флота превышает 22000 человек, из них около 8700 человек - в авиационном командовании.

Штаб флота (расположен в Йокосука) возглавляет начальник штаба (штатная категория контр-адмирал). В организационном отношении штаб включает следующие отделы: оперативный, административный, разведывательный, связи, НИОКР, тыла, инспекторский. Штатная категория начальников отделов - капитан 1 ранга.

Командование эскортных сил возглавляет командующий (штатная категория - вице-адмирал). Организационно командование эскортных сил состоит из штаба расположен в Йокосука), флагманского корабля, четырех (1-4) флотилий эскадренных миноносцев, кораблей обеспечения непосредственного подчинения (два корабля обеспечения боевой подготовки и четыре универсальных транспорта снабжения).

Флотилию эсминцев возглавляет командующий (штатная категория - контр-адмирал), включает штаб флотилии, флагманский корабль и три дивизиона эскадренных миноносцев (два-три корабля в каждом). Организация флотилии приведена к структуре "8-8", определяющей наличие на ее вооружении восьми кораблей и восьми противолодочных вертолетов (эсминец-вертолетоносец с тремя ПЛВ, пять эсминцев с одним вертолетом на каждом и два эсминца УРО, способных обеспечить зональную ПВО). Штатная категория начальника штаба флотилии, командиров дивизионов - капитан 1 ранга.

Береговой штаб 1 флотилии эскадренных миноносцев расположен в Йокосука, 2 флотилии - в Сасебо, 3 флотилии - в Майдзуру, 4 флотилии - в Куре. Корабельный состав командования эскортных сил флота приписан к пяти военно-морским базам Японии.

Командование подводных сил возглавляет командующий (штатная категория - вице-адмирал). Организационно в структуру командования входят: штаб (расположен в Йокосука), флагманский корабль, две (1,2) флотилии подводных лодок, учебный центр подводников, учебный дивизион подводных лодок (оснащен двумя ПЛ, выведенными из боевого состава).

Флотилия подводных лодок организационно включает штаб, флагманский корабль (плавбаза ПЛ), три дивизиона подводных лодок (две-три ПЛ в каждом), базовый отряд. Штатная категория командующих флотилиями, командиров дивизионов подводных лодок и базовых отрядов - капитан 1 ранга. Штабы 1-й и 2-й флотилии находятся соответственно в ВМБ Куре и Йокосука.

Авиационное командование расположено на АвБ Ацуги. Организационно в структуру командования входят: штаб, семь авиакрыльев (1, 2, 4, 5, 21, 22, 31), три отдельные авиаэскадрильи (51,61,111-я), а также четыре отряда - два авиаремонтных (1,2), управления воздушным движением (АвБ Ацуги) и инженерно-строительный (АвБ Хатинохе). Штатная категория командующего - вице-адмирал, начальника штаба, командиров авиакрыльев - контр-адмирал, командиров отдельных авиаэскадрилий, отряда управления воздушным движением капитан 1 ранга, инженерно-строительного отряда - капитан 2 ранга.

Авиационное крыло в своем составе имеет штаб, две-три авиаэскадрильи (патрульные, противолодочных вертолетов), две группы (инженерно-авиационного обеспечения и снабжения, аэродромно-технического обеспечения). Кроме того, 4 акр дополнительно включает отдельные авиагруппу на о. Иводзима и отряд на о. Минамиторисима (о. Маркус). Численность личного состава авиакрыла составляет 1000-1500 человек. Штатная категория начальников штабов авиакрыльев, командиров авиаэскадрилий и групп обеспечения - капитан 1 ранга.

На вооружении патрульных авиаэскадрилий (по две в составе 1, 2, 4, 5 акр, одна в 31 акр) находятся по 10 базовых патрульных самолетов Р-ЗС. В эскадрильях противолодочных вертолетов 21 акр (121, 124) и 22 акр (122, 123) имеются вертолеты SH -60J (по 12 ед.), а в 101 эскадрильи 21 акр - вертолеты НSS -2В (заменяются на SH -60J ). В состав 31-го авиакрыла (АвБ Ивакуни) входят 71-я авиаэскадрилья спасательных гидросамолетов US -1А и 81-я авиаэскадрилья самолетов РЭБ (ЕР-3 и U -36А). Авиаремонтный отряд предназначен для проведения войскового ремонта авиационной техники.

Флотилия тральщиков организационно объединяет минно-тральные силы флота. Флотилию возглавляет командующий (штатная категория - контр-адмирал). Организационно в структуру флотилии входят: штаб, флагманский корабль, пять дивизионов тральщиков (один -морских и четыре -базовых), две плавбазы тральщиков, а также отряд обеспечения минно-тральных работ.

Учебно-опытовая группа состоит из штаба (Йокосука), центрального военно-морского полигона (Йокосука), четырех центров: исследовательского по боевому применению оружия и военной техники, управляемого оружия, тактических тренажеров (два учебных - в Йокосука и Сасебо), а также из пяти учебных отрядов по подготовке корабельных специалистов младшего офицерского, старшинского и рядового состава (1-й отряд находится в Йокосука, 2-й отряд -в Куре, 3-й отряд - в Сасебо, 4-й отряд - в Майдзуру, 11-й отряд - в Этадзима) и испытельной лаборатории корабельного вооружения (Кагосима). На полигон замыкается дивизион опытовых кораблей, который базируется в ВМБ Йокосука. Учебно-опытовую группу возглавляет командир (штатная категория - контр-адмирал). Штатная категория начальника штаба учебно-опытовой группы, начальников полигона, лаборатории, исследовательских и учебных центров (за исключением 11-го учебного центра, который возглавляет капитан 2 ранга), дивизиона опытовых кораблей - капитан 1 ранга.

Отдельный дивизион танкодесантных кораблей имеет в своем составе танкодесантные корабли типа "Миура", которые приписаны к военно-морской базе

Информационный центр (Йокосука, городок Фунакоси) организационно включает штаб и три отдела (оперативной информации, информационно-аналитический, радиоэлектронной борьбы). Центр занимается анализом разведывательной информации, подготовкой информационных материалов, планированием мероприятий по организации военно-морской радио- и радиотехнической разведки. Штатная категория начальников центра и отделов - капитан 1 ранга, начальника штаба - капитан 2 ранга.

Группа обслуживания АСУ ВМС (Йокосука, городок Фунакоси) ведет обработку и выдачу информации в интересах высшего руководства флота и военно-морских сил. В Ацуги имеется отдельный отряд обслуживания АСУ. Штатная категория командиров группы и отряда - капитан 1 ранга.

Военно-морские районы

В составе военно-морских сил Японии имеется пять оперативно-тактических соединений, именуемых военно-морскими районами (Йокосука, Куре, Сасебо, Майдзуру и Оминато), каждому из которых установлена зона ответственности. В зону оперативной ответственности ВМР Йокосука входят южное (от префектуры Миэ включительно) и восточное (по префектуру Ивате включительно) побережья о. Хонсю и прилегающие к ним акватории Тихого океана, а также малые острова в Тихом океане, относящиеся к Токийской префектуре, за исключением о. Окиноторисима; ВМР Куре - Внутренне Японское море, побережья островов Сикоку и Хонсю от префектуры Вакаяма до Убе префектуры Ямагути включительно, прибрежные акватории Тихого океана до южной оконечности о. Кюсю (префектуры Оита и Миядзаки), а также о. Окиноторисима; ВМР Сасебо - западное побережье о. Хонсю (префектура Ямагути); западная и южная части островов Рюкю и Кюсю с прилегающими акваториями (в том числе Корейский пролив); ВМР Майдзуру - северо-западное побережье о. Хонсю (от префектуры Симане до префектуры Акита включительно) и прилегающая к нему акватория Японского моря; ВМР Оминато - побережье северной части о. Хонсю (префектура Аомори) и всего о. Хоккайдо с прилегающими к ним акваториями Японского и Охотского морей, а также Тихого океана (в том числе проливы Лаперуза и Сангарский).

Военно-морской район возглавляет комендант (штатная категория - вице-адмирал), которому кроме основных соединений и частей административно подчинены начальники военно-морских баз (пунктов базирования), береговые части и службы, осуществляющие базовое обеспечение кораблей и судов ВМС.

Организационно военно-морской район включает: штаб, один - три отдельных дивизиона кораблей, военно-морскую базу, один - два пункта базирования (в ВМР Куре, Сасебо, Оминато), отдельные корабли и суда, а также береговые части и службы различного назначения - отряды связи, базовый, медицинский, учебный (кроме ВМР Оминато), контрразведывательный отдел, две базы снабжения (кораблей, боеприпасами), оркестр. Кроме того, в составе трех военно-морских районов (Куре, Сасебо и Оминато) имеются отдельные подразделения авиации - эскадрильи противолодочных вертолетов. Численность личного состава ВМР составляет от 2000 до 3000 человек.

Коменданту ВМР Сасебо непосредственно подчинен центр контроля надводной и подводной обстановки Цусима, предназначенный для контроля обстановки в Корейском проливе. Штатная категория начальника центра - капитан 1 ранга. Центру подчинены пункты контроля надводной и подводной обстановки (КНПО) Каминосима, Симоносима и Ики (штатная категория начальников пунктов - капитан 2 ранга).

В военно-морском районе Йокосука имеется отдельный базовый отряд на о. Титидзима.

Соединения и части, входящие в состав ВМР, предназначены для обеспечения обороны и поддержания необходимого оперативного режима в своих зонах ответственности, охраны водных районов, организации контроля надводной и подводной обстановки в зонах ответственности,

Штаб ВМР возглавляет начальник штаба (штатная категория - контр-адмирал). Ему подчинены заместитель, помощники по снабжению и технике, инспектор и старший врач. Штаб ВМР состоит из трех отделов: административного, оперативного, финансового. Штатная категория начальников отделов в штабах ВМР - капитан 1 ранга.

Отдельные дивизионы кораблей. В каждом ВМР имеется один - два дивизиона эскортных кораблей (эм, фр; два-три корабля в каждом). В военно-морские районы Йокосука и Майдзуру входит также по отдельному дивизиону базовых тральщиков (три корабля в каждом). Штатная категория командиров дивизионов эскортных кораблей капитан 1 ранга, командиров дивизионов базовых тральщиков - капитан 3 ранга.

Военно-морская база организационно включает штаб, отряд береговой охраны, рейдовую службу, группу водолазов, а также отдельные базовые отряды, дислоцирующиеся за пределами базы (Куре, Сасебо, Майдзуру). На рейдовую службу замыкаются пункты КНПО. Штатная категория начальника базы - капитан 1 ранга, начальника штаба ВМБ - капитан 2 ранга.

Пункт базирования (в ВМР Куре - Хансин, в ВМР Сасебо - Кацурен (Окинава) и Симоносеки, в ВМР Оминато - Йоити и Хакодате) включает штаб, дивизион тральщиков в составе трех кораблей (в пункте базирования Йоити - дивизион катеров), несколько пунктов КНПО отдельные суда и катера. Кроме того, ПБ Хансин имеется дивизион сторожевых катеров, в ПБ Кацурен группа водолазов. Штатная категория начальника ПБ - капитан 1 ранга (начальника ПБ Хансин - контр-адмирал), начальника штаба - капитан 2 ранга.

Отдельная авиаэскадрилья противолодочных вертолетов состоит из штаба, авиационного отряда, отрядов инженерно-авиационного и аэродромно-технического обеспечения. На вооружении авиаэскадрильи находится около 10 вертолетов НSS -2B . Кроме того, отдельный отряд вертолетов (2 S -61А, 1 ОН-60) имеется на ледоколе "Сирасе" (приписан к ВМБ Йокосука), базируется в Татеяма.

Учебное авиационное командование военно-морских сил

Учебное авиационное командование ВМС организационно включает штаб (АвБ Симофуса), три учебных авиационных крыла (Симофуса, самолеты YS -11T , P -ЗС; Токусима - ТС-90, 11С-90; Оцуки - КМ-2, Т-5), 211-ю учебную вертолетную эскадрилью (вертолеты НSS -2В, ОН-6D ). Штатная категория командующего - вице-адмирал, начальника штаба - капитан 1 ранга.

Учебное авиационное крыло по своей организационной структуре подобно боевому авиакрылу: включает штаб, одну - две учебные авиаэскадрильи, две группы (инженерно-авиационного обеспечения и снабжения, аэродромно-технического обеспечения).

В составе учебного акр Оцуки находится 221 эскадрилья, предназначенная для начальной подготовки курсантов (авиатехника отсутствует). Группе аэродромно-технического обеспечения подчинен спасательный авиаотряд, оснащенный двумя вертолетами UH -60J или S -61A . Штатная категория командира авиационного крыла и начальника штаба - капитан 1 ранга, командиров учебных авиаэскадрилий и групп - капитан 2 ранга, капитан 1 ранга.

Датой рождения императорского японского флота принято считать июнь 1869 года, когда после окончания гражданской войны под единое командование собрали все корабли, захваченные у сегунистов и полученные императором от вер­ных ему кланов. Флот состоял из купленного в США в 1867 году броненосного тарана "Котецу" (позднее "Адзума") французской постройки, канлодки "Чиодогата", корвета "Иошун", четырех колесных и четырех парусных кораблей. Спустя год к ним присоединился броненосный корвет "Рюдзо", построенный в Шотландии для флота американских южных штатов и купленный япон­ским принцем Хидзеном. Но только в 1875 году, когда под влиянием сложных отношений с Кореей было решено строить современные военно-мор­ские силы, Япония приняла первую кораблестрои­тельную программу. Из-за слабости своей про­мышленности заказы на постройку крупных кораблей (казематный броненосец "Фусо", броне­носные корветы "Конго" и""Хией") и 4 минонос­цев (в 1879 году) выдали английским фирмам. Небольшие корабли с деревянными корпусами начала строить военная верфь в Йокосуке, которой руководили французские специалисты.

В 1882 году Япония смогла принять более обширную 8-летнюю программу, предусматри­вавшую постройку 46 боевых кораблей, строительство верфей и заводов, обучение офицеров, матросов и техперсонала флота. Поскольку тогда в руководстве флотом пользовалась популярностью французская "Молодая школа", отрицавшая значимость броненосцев в морской войне, по данной программе строились только крейсера, канлодки и миноносцы: 14 кораблей, включая два крейсера, - в Японии, остальные - в Англии и Франции. Однако, обострение японо-китайских отношений в начале 1890-х годов заставило Японию заказать в Англии два мощных броненосца для противодействия имеющимся у Китая.

Когда в 1894 году началась японо-китайская война, не все новые корабли успели войти в строй. Тем не менее, японский флот, основу кото­рого составляли быстроходные крейсера со ско­рострельной артиллерией, сумел разбить сильнейшего, но плохо подготовленного противника. Боевой опыт позволил японцам сделать два очень важных вывода: о необходимости хорошего бронирования кораблей, предназначенных для эскадренного боя; и о полезности в таком бою быстроходного отряда с достаточно мощным вооружением и защитой. На основе этих выводов Япония и стала наращивать свои морские силы, когда на горизонте появился новый, более опасный соперник - Россия.

Хотя Япония и выиграла войну с Китаем, под нажимом России, которую поддержали Германия и Франция, ей пришлось занять на мирных переговорах скромную позицию, лишившись большинства своих притязаний. Но, получив кон­трибуцию и англо-американские кредиты, японцы без промедления стали готовиться к новой войне, на этот раз с "Великим северным соседом".

Несмотря на отсутствие боевых потерь, получение нескольких китайских кораблей и достройку всех заказанных до войны, флот "Страны восходящего солнца" на 1895 год уступал российскому, имевшему к тому же большие резер­вы на Балтике и Черном море. Поэтому рассчи­танная на 10 лет кораблестроительная программа 1896 года включала в себя 4 еще более мощных броненосца, 6 башенных броненосных и 6 броне­палубных крейсеров, 23 истребителя и 63 мино­носца. Все крупные корабли (кроме 3 броне­палубных крейсеров), 16 истребителей и большая часть миноносцев строились за границей с учетом последних достижений военно-морской техники и, в основном, программу выполнили досрочно. Ответные шаги России заставили Японию в 1903 году заказать дополнительно по 3 броненосца и броненосных крейсера, а также 2 бронепалубных. Но в начале 1904 года, учитывая, что русская про­грамма 1898 года еще далека от выполнения, японцы решили начать войну, не дожидаясь готовности этих последних кораблей. В качестве экстренной меры они, правда, успели купить в Италии два построенных для Аргентины броне­носных крейсера, еще более увеличив свое пре­имущество над русской Тихоокеанской эскадрой, базировавшейся на Порт-Артур и Владивосток.

Примечание: текст раздела публикуется на основании книги: С. Сулига Корабли Русско - Японской войны 1904-1905 гг. Часть 2. Японский флот


Фотоархивы

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото


Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации – весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор – «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов – японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами – исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года – далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу – если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в .

Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев – вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное – адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция – нападение на Перл-Харбор – продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? – важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже – непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля – тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году – японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии – при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций – все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр – колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли – промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен – любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту – авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы – град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой – через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море – всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки – очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой – малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы – пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника – в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен – постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе – манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР – вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату – авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

«Я умру на палубе «Нагато», и к этому времени Токио будет разбомблен 3 раза»
- адмирал Исороку Ямамото

Поражение Японии во Второй мировой войне представляется настолько закономерным, что здесь не может быть каких-либо вариантов и разночтений. Тотальное превосходство США в природных, людских и промышленных ресурсах, помноженное на могучую экономику и высокий уровень развития науки - в таких условиях, победа Америки в войне становилась лишь вопросом времени.

Если с общими причинами поражения Японской империи все предельно очевидно, то неподдельный интерес представляет чисто техническая сторона морских боёв на Тихом океане: Императорский флот Японии, некогда один мощнейших флотов в мире, погибал под ударами численно превосходящих сил противника. Погибал в страшной агонии, страданиях и муках. Корежилась броня, и вылетали заклёпки, лопалась обшивка, и потоки хлынувшей воды сталкивались в ревущем водовороте на палубах обреченного корабля. Японский флот уходил в бессмертие.

Тем не менее, перед своей трагической гибелью, японские моряки отметились рядом ярких побед. «Второй Перл-Харбор» у острова Саво, погром в Яванском море, дерзкий рейд авианосцев в Индийский океан…

Что касается знаменитого нападения на ВМБ Перл-Харбор, то роль данной операции в значительной мере преувеличена американской пропагандой: руководству США потребовалось сплотить нацию перед лицом врага. В отличие от Советского Союза, где каждый ребенок понимал, что страшная война идет на территории его собственной страны, Соединенным Штатам предстояло вести морскую войну на чужих берегах. Вот здесь и пригодилась сказка об «ужасном нападении» на американскую военную базу.


Мемориал на корпусом погибшей "Аризоны" (линкор был спущен на воду в 1915 году)


В реальности Перл-Харбор стал чистым провалом японской палубной авиации - весь «успех» заключался в потоплении четырех дряхлых линкоров времен Первой мировой (два из которых были подняты и восстановлены к 1944 году). Пятый поврежденный линкор - «Невада» был снят с мели и возвращен в строй уже к лету 1942 года. Всего в результате японского налета были потоплены или повреждены 18 кораблей ВМС США, при этом, значительная часть «пострадавших» отделалась лишь косметическими дефектами.

В то же время, ни одна бомба не упала на:

Электростанцию, судоремонтные предприятия, портовые краны и механические мастерские. Это позволило янки начать восстановительные работы уже через час после окончания налета.

Гигантский сухой док 10/10 для ремонта линкоров и авианосцев. Непростительная ошибка японской палубной авиации станет роковой во всех последующих сражениях на Тихом океане: с помощью своего супердока американцы будут в считанные дни восстанавливать поврежденные корабли.

4 500 000 баррелей нефти! Ёмкость резервуаров заправочного пункта ВМС США в Перл-Харборе на тот момент превышала все топливные запасы Императорского флота Японии.

Топливо, госпитали, причалы, хранилища боеприпасов - японские летчики «подарили» ВМС США всю инфраструктуру базы!

Существует легенда об отсутствие в Перл-Харборе в день нападения двух авианосцев ВМС США: дескать, если бы японцы потопили «Лексингтон» и «Энтерпрайз», исход войны мог быть иной. Это абсолютное заблуждение: за годы войны промышленность США сдала флоту 31 авианосец (многим из которых даже не пришлось участвовать в боях). Уничтожь японцы все авианосцы, линкоры и крейсера в Жемчужной гавани, вместе с Перл-Харбором и Гавайскими островами - исход войны был бы прежним.

Следует отдельно остановиться на фигуре «архитектора Перл-Харбора» - японском адмирале Исороку Ямамото. Спору нет, это был честный военный и грамотный стратег, не раз предупреждавший руководство Японии о бесперспективности и губительных последствиях грядущей войны с США. Адмирал утверждал, что даже при самом благоприятном развитии событий, Императорский флот Японии продержится не более года - далее последует неминуемый разгром и гибель Японской Империи. Адмирал Ямамото остался верен своему долгу - если Японии суждено погибнуть в неравном бою, он сделает все, чтобы память об этой войне и подвигах японских моряков навечно вошли в историю.


Японские авианосцы на пути к Гавайям. На переднем плане - "Дзйкаку". Впереди - "Кага"


Некоторые источники называют Ямамото одним из самых выдающихся флотоводцев - вокруг фигуры адмирала сформировался образ «восточного мудреца», чьи решения и поступки преисполнены гениальности и «непостижимой вечной истины». Увы, реальные события показали обратное - адмирал Ямамото оказался совершенно бездарен в тактических вопросах управления флотом.

Единственная спланированная адмиралом успешная операция - нападение на Перл-Харбор - продемонстрировала полное отсутствие логики при выборе целей и отвратительную координацию действий японской авиации. Ямамото планировал «оглушающий удар». Но почему оказались нетронутыми топливохранилище и инфраструктура базы? - важнейшие объекты, уничтожение которых могло действительно затруднить действия ВМС США.

«Они не держат удар»

Как и предрекал адмирал Ямамото, японская военная машина неудержимо двигалась вперед в течение полугода, яркие вспышки побед одна за другой освещали Тихоокенский ТВД. Проблемы начались позже - непрерывное усиление ВМС США замедлило темпы японского наступления. Летом 1942 года ситуация едва не вышла из-под контроля - тактика адмирала Ямамото с дроблением сил и выделением «ударных» и «противокорабельных» групп палубной авиации привела к катастрофе при Мидуэе.

Но настоящий кошмар начался в 1943 году - японский флот терпел поражения одно за другим, все острее сказывался дефицит кораблей, самолетов и топлива. Дала о себе знать научно-техническая отсталость Японии - при попытке прорваться к эскадрам ВМС США, японские самолеты осыпались с небес, словно лепестки вишни. В это же время, американцы уверенно летали над самыми мачтами японских кораблей. Не хватало радаров и гидроакустических станций - все чаще японские корабли становились жертвами американских подлодок.

Трещал по швам японский оборонительный периметр - колоссальные резервы позволяли американцам высаживать десанты одновременно в разных регионах Тихого океана. А тем временем … на просторах Тихоокеанского ТВД появлялись все новые и новые корабли - промышленность США ежедневно сдавала флоту по паре новых боевых единиц (эсминцев, крейсеров, подлодок или авианосцев).

Открылась безобразная правда об Императорском флоте Японии: ставка адмирала Ямамото на авианосный флот потерпела крах! В условиях тотального превосходства противника, японские авианосцы гибли, едва достигнув зоны боевых действий.

Японская палубная авиация добивалась заметных успехов в набеговых операциях - рейд на Цейлон или Перл-Харбор (если не принимать во внимание упущенные возможности). Фактор неожиданности и большой боевой радиус действия авиации позволяли избежать ответного огня и вернуться на базу после успешного выполнения задания.

Японцы имели равные шансы на победу в эскадренных с ВМС США (Сражение в Коралловом море, Мидуэй, Санта-Крус). Здесь все решало качество подготовки летчиков, экипажей кораблей и, самое главное, Его Величество Случай.

Но в условиях численного превосходства противника (т.е. когда вероятность попасть под ответный огонь была равна 100%) японский авианосный флот не имел даже призрачной надежды на сколь-нибудь благоприятный исход ситуации. Принцип «побеждать не числом, а умением» оказался бесполезен - любой огневой контакт заканчивался скорой и неминуемой смертью авианосного корабля.

Оказалось, что некогда грозные авианосцы совершенно «не держат удар» и топятся, как щенки, даже при слабом воздействии огня противника. Порой, для потопления авианосца было достаточно нескольких попаданий обычных авиабомб. Это был смертельный приговор Императорскому флоту - авианосцы и палубная авиация оказались крайне неэффективны в оборонительной войне.

Об отвратительной живучести авианосцев лучше всего поведало сражение при атолле Мидуэй: прорвавшаяся группа из 30 пикирующих бомбардировщиков «Донтлесс» под командованием капитана Мак-Класки буквально за минуту сожгла два японских ударных авианосца «Акаги» и «Кага» (выгоревшие насквозь коробки корпусов затонули к вечеру). Аналогичная участь постигла в тот же день авианосцы «Сорю» и «Хирю».


Американский ударный авианосец "Беллоу Вуд" после атаки камикадзе


Все познаётся в сравнении: в октябре 1944 года японская эскадра из 12 линкоров и крейсеров шла несколько часов под непрерывными атаками более чем 500 американских палубных самолетов. Без какого либо воздушного прикрытия и с примитивными системами ПВО. Результатом стала лишь гибель крейсера «Судзуя» и тяжелые повреждения пары других кораблей. Остальная часть эскадры адмирала Такэо Куриты благополучно покинула зону действия американской авиации и вернулась в Японию.

Даже страшно представить, что бы случилось, будь на месте линкоров «Ямато» и «Нагато» крупные авианосцы - град мелкокалиберных бомб вызвал бы неконтролируемые пожары на полетной и ангарной палубах, а затем скорую гибель кораблей от внутренних взрывов.


Причина плохого состояния надстроек "Нагато" - ядерный взрыв мощностью 23 кт.
Старый японский линкор оказался сильнее ядерного огня!


Эскадра адмирала Куриты счастливо избежала гибели. А в это время на просторах Тихого океана происходила настоящая бойня:

19 июня 1944 года был потоплен тяжелый авианосец «Тайхо». Единственное попадание торпеды с подлодки «Альбакор» не причинило значительных повреждений, но вызвало разгерметизацию топливной магистрали. Мелкая незаметная проблема обернулась катастрофой - через 6,5 часов после торпедной атаки «Тайхо» был разорван в клочья взрывом паров бензина (1650 погибших моряков).
Фокус заключался в том, что новенький авианосец «Тайхо» был уничтожен в своем первом боевом походе, всего через три месяца после спуска на воду.

Через сутки, 20 июня 1944 года, при аналогичных обстоятельствах погиб ударный авианосец «Хийо». С той лишь разницей, что роковую торпеду сбросил палубный самолет.

Фантастическое потопление суперавианосца «Синано» спустя 17 часов после своего первого выхода в море - всего лишь обычный курьез в истории морских сражений. Корабль был не достроен, переборки не герметизированы, а экипаж не обучен. Впрочем, в каждой шутке есть доля шутки - очевидцы докладывали, что одно из торпедных попаданий пришлось точно в район цистерн авиатоплива. Возможно, экипажу авианосца крепко повезло - в момент потопления «Синано» шел порожняком.


Кажется, у авианосца "Секаку" проблемы с полетной палубой


Впрочем, авианосцы выходили из строя и по менее значимым причинам. В ходе сражения в Коралловом море три авиабомбы надолго вывели из игры тяжелый авианосец «Сёкаку».

Песнь о быстрой гибели японских авианосцев была бы не полной без упоминания их противников. Американцы столкнулись с одинаковой проблемой - малейшее воздействие огня противника вызывало страшные пожары на борту авианосных кораблей.

В октябре 1944 года всего от попадания двух 250-кг авиабомб полностью сгорел легкий авианосец «Принстон».

В марте 1945 года был тяжело поврежден авианосец «Франклин» - в корабль попало всего две 250-кг авиабомбы, что стало причиной одной из самых крупных по количеству жертв трагедий ВМС США. Бомбы упали в центре полетной палубы - пожар мгновенно охватил 50 полностью заправленных и готовых к вылету самолетов. Результат: 807 погибших, полностью уничтоженное авиакрыло, неконтролируемые пожары на всех палубах корабля, потеря хода, 13-градусный крен на левый борт и готовность к затоплению авианосца.
«Франклин» спасли лишь благодаря отсутствию поблизости основных сил противника - в реальном бою корабль был бы непременно затоплен.


Авианосец "Франклин" еще не решил - остаться ему на плаву или затонуть
Выжившие пакуют чемоданы и готовятся к эвакуации


Камикадзе достали авианосец "Интерпид"


Пожар на авианосеце "Сент-Ло" в результате атаки камикадзе (корабль погибнет)

Но настоящее безумие началось с появлением японских камикадзе. Падающие с неба «живые бомбы» не могли повредить подводную часть корпуса, но последствия их падения на уставленную самолетами полетную палубу были просто ужасны.

Хрестоматийным стал случай на ударном авианосце «Банкер Хилл»: 11 мая 1945 года корабль был атакован двумя камикадзе близ берегов Окинавы. В страшном пожаре «Банкер Хилл» потерял все своё авиакрыло и более 400 человек экипажа.

Из всех этих историй следует вполне очевидный вывод:

Императорский флот Японии был обречен - постройка тяжелого крейсера или линкора вместо авианосца «Тайхо» не имела бы никакого значения. Противник имел 10-кратный численный перевес, вкупе с подавляющим техническим превосходством. Война была проиграна уже в тот час, когда японские самолеты нанесли удар по Перл-Харбору.

Тем не менее, можно предположить, что имея высокозащищенные артиллерийские корабли вместо авианосцев, Императорский флот, в той ситуации, в которой он оказался к концу войны, мог продлить свою агонию и причинить дополнительный ущерб противнику. Американский флот с легкостью громил японские авианосные группировки, но всякий раз, при встрече с тяжелым японским крейсером или линкором, ВМС США приходилось изрядно «повозиться».

Ставка адмирала Ямамото на авианосные корабли оказалась губительной. Но почему же японцы продолжали строить авианосцы до самого конца войны (даже перестроили последний линкор типа «Ямато» в авианосец «Синано»)? Ответ прост: умирающая промышленность Японии не могла построить ничего сложнее авианосца. Прозвучит невероятно, но 70 лет назад авианосец конструктивно был довольно прост и дешев, гораздо проще, чем крейсер или линкор. Никаких электромагнитных суперкатапульт или ядерных реакторов. Простейшая стальная коробка для обслуживания таких же маленьких и простых самолетов.

Правда, авианосное корыто потонет даже от бомб мелкого калибра, но экипаж авианосца надеется, что им придется воевать только против заведомо слабого и неподготовленного противника. Иначе - манёр «оверкиль».

Эпилог

Низкая живучесть заложена в самой идее авианосца. Авиации нужен ПРОСТОР - вместо этого её загоняют на тесные палубы качающегося корабля и заставляют проводить взлетно-посадочные операции при длине ВПП в три раза короче потребной. Плотная компоновка и скученность авиатехники неизбежно служит источником повышенной аварийности авианосца, а общий недостаток защищенности и постоянная работа с легковоспламенимыми веществами приводят к закономерному результату - авианосцу противопоказан серьезный морской бой.

8-часовой пожар на борту авианосца «Орискани» (1966 год). Взрыв магниевой сигнальной ракеты (!) привел к объёмному пожару в ангаре, с гибелью всей находящийся в нем авиатехники и 44 моряков из экипажа корабля.

Страшный пожар на авианосце «Форрестол» (1967 год), ставший самой крупной трагедий по числу жертв в послевоенной истории ВМС США (134 погибших моряка).

Повторение аналогичных событий на борту авианосца «Энтерпрайз» (1969 год).

Были экстренно приняты меры по повышению живучести авианосных кораблей, появилось автоматические системы орошения палуб и пр. спецоборудование. Казалось бы, все беды позади.

Но … 1981 год, неудачная посадка самолета РЭБ EA-6B «Праулер». На полетной палубе атомного авианосца «Нимиц» гремят взрывы, языки пламени поднимаются выше надстройки корабля. 14 жертв, 48 раненых. В огне, помимо самого «Праулера» и его экипажа, сгорели три перехватчика F-14 «Томкэт». Серьезно повреждены десять штурмовиков «Корсар II» и «Интрудер», два F-14, три противолодочных самолета «Викинг» и вертолет «Си Кинг». «Нимиц» в один момент лишился трети своего авиакрыла.


Аналогичный случай на авианосце "Мидуэй"


Неискоренимая проблема с безопасностью и живучестью будет преследовать авианосцы до тех пор, пока существует цирк под названием «палубная авиация».

Нестабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе представляет угрозу для всех сопредельных государств, в число которых входит и Россия. В качестве интересной темы предлагаю рассмотреть Военно-морские силы самообороны Японии – японский флот редко освещается в российских СМИ, притом что это, пожалуй, второй по значимости военно-морской флот в мире.

Несмотря на устрашающий потенциал ВМС Китая, Морские силы самообороны Японии смотрятся гораздо привлекательнее. КНР создает иллюзию наличия сильного флота: единственный авианосец «Ши Лан» (бывший «Варяг») не является полноценной боевой единицей и используется как тестовый и учебный корабль, а баллистические противокорабельные ракеты DF-21, несмотря на громкие заявления, до сих пор являются скорее мечтой, чем реалистичным оружием боевые возможности этой противокорабельной системы сомнительны.

Морские силы самообороны Японии не имеют каких-либо масштабных и скандальных боевых систем, таких как советско-китайский авианосец или «баллистических противокорабельных ракет». Но, в отличие от ВМС Китая, японский флот представляет собой продуманную до мелочей боевую систему : сбалансированный корабельный состав, новейшие технологии и древние самурайские традиции, многочисленные пункты базирования и вся необходимая инфраструктура — учебные заведения, госпитали, исследовательские центры, среди которых, например, лаборатория подводной медицины, расквартированная на военно-морской базе с неблагозвучным названием Йокосука.

Одна из замечательных японских традиций – красивые поэтические имена боевых кораблей. Никаких фамилий адмиралов и вообще чего-либо, связанного с войной или агрессией. В названиях японских кораблей присутствуют лишь природные явления, воспроизведенные с невероятной гаммой оттенков, столь присущих восточной философии. Эсминцы «Ямагири» («горный туман»), «Акидзуки» («осенняя луна»), «Тэрудзуки» («сияющая луна»), «Хацуюки» («первый снег»), «Асаюки» («утренний снег») и т.д. Согласитесь, звучит здорово.


Пуск противоракеты SM-3 c эсминца УРО типа «Конго» .

Боевым ядром Морских сил самообороны Японии являются 9 современных эскадренных миноносцев с системой Иджис , причем два необычных «эсминца» зачислены в этот класс лишь формально: «Хьюга» и «Исэ» по всем признакам соответствуют легким авианосцам.

Несмотря на запутанную и противоречивую классификацию кораблей, хорошо заметны основные векторы развития японского флота: экзотические «эсминцы-вертолетоносцы», эсминцы УРО (к ним относятся корабли с зенитно-ракетными комплексами большой дальности, способные обеспечить зональное ПВО эскадры) и обычные эскадренные миноносцы, ориентированные на решение противолодочных, противокорабельных, эскортных задач, а также для огневой поддержки и специальных операций.

Зачастую официальная классификация не соответствует действительности: к примеру, более современный «обычный» эсминец может значительно превосходить по возможностям противовоздушной обороны эсминец УРО предыдущего поколения. А большинство эсминцев постройки 80-х годов по своим размерам и возможностям соответствуют скромному фрегату. Впрочем, давайте перейдем непосредственно к списку кораблей и рассмотрим все нюансы ВМС Японии на конкретных примерах.

ЭСМИНЦЫ — ВЕРТОЛЕТОНОСЦЫ

Тип «Хьюга» — в строю два корабля: «Хьюга» (2009 г.) и «Исэ» (2011 г.)

Полное водоизмещение 18.000 тонн.
Вооружение: авиагруппа из 11-15 вертолетов различного назначения, 16 ячеек УВП Мk.41, 2 зенитных автомата самообороны , 2 трехтрубных 324 мм торпедных аппарата Мk.32 ASW.

Громилу полным водоизмещением 18 тыс. тонн стыдливо относят к классу «эсминец», но японцы явно перегнули — размеры и облик «Хьюги» cоответствуют легкому авианосцу. Многие эксперты сходятся во мнении, что авиация в качестве главной ударной силы придает японскому эсминцу-вертолетоносцу повышенную гибкость при выполнении тактических задач.

Во-первых , частично решается вечная проблема с радиогоризонтом – самая лучшая корабельная РЛС не сравнится по возможностям обнаружения надводных целей с радаром вертолета, летящего на высоте нескольких сотен метров. Более того, еще 30 лет назад на вооружение были приняты легкие (Sea Skua, Pinguin) для вооружения морских вертолетов, многократно доказавшие свою эффективность в локальных конфликтах.

Во-вторых , эсминец-вертолетоносец приобретает совершенно уникальные качества. Дюжина противолодочных вертолетов позволяет организовать круглосуточное патрулирование на удалении десятков километров от борта корабля, вертолеты, в зависимости от их типа, могут высаживать группы десанта в зоне военных конфликтов и прикрывать их огнем, использоваться в качестве транспортных средств для доставки военных и гуманитарных грузов.

Благодаря своему многочисленному авиакрылу, «Хьюга» обладает большими возможностями при проведении поисково-спасательных операций, а в случае наличия на борту вертолетов-тральщиков может использоваться в качестве минно-трального корабля.

В целях самообороны «Хьюга» оснащен УВП Mk.41 – в 16 ячейках могут быть размещены 64 зенитные ракеты ESSM или 16 ПЛУР ASROC-VL в любой пропорции. Вооружением эсминца управляет БИУС OYQ-10 и радар FCS-3 с АФАР, являющиеся японской версией системы «Иджис».

Тип «Сиранэ» — в строю два корабля.

Полное водоизмещение – 7.500 тонн.
Вооружение: 2 х 127-мм орудия, 8 противолодочных ракето-торпед ASROC, ЗРК Sea Sparrow, 2 зенитных автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, три вертолета.

Эсминцы-вертолетоносцы типа «Сиранэ» — самые старые корабли в боевом составе Морских сил самообороны Японии (выступили в строй в 1980 и 1981 гг.). Бывшие флагманы японского флота, предшественники «Хьюги». На первый взгляд посредственные эсминцы со слабым вооружением и устаревшей системой ПВО, но имеется один нюанс: кормовая часть каждого из них выполнена в виде просторной полетной палубы. Японцы уже давно экспериментируют с авиационным вооружением на кораблях, и, очевидно, довольны результатом.

ЭСМИНЦЫ УРО

Тип «Атаго» — в строю два эсминца – «Атаго» (2007 г.) и «Асигара» (2008 г.)

Полное водоизмещение – 10.000 тонн.
Вооружение: 96 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW, один вертолет.

«Атаго» является клоном американского эсминца «Арли Берк» подсерии IIa с минимальными отличиями в конструкции и вооружении. Японский эсминец использует весь стандартный ассортимент боеприпасов ПУ Mk.41 за исключением крылатых ракет «Тамагавк» — в комплекс вооружения эсминца входят зенитные ракеты Standard-2 и ESSM, ПЛУР ASROC-VL и даже ракеты-перехватчики Standard-3 системы ПРО.

На верхней палубе японских кораблей, в отличии от их современных американских аналогов, установлены 8 противокорабельных ракет SSM-1B производства фирмы Mitsubishi. В техническом плане они представляют собой обычные дозвуковые ПКР: стартовая масса 660 кг, боевая часть 250 кг, маршевая скорость 0,9М.
Благодаря наличию системы «Иджис», оба новейших эсминца интегрированы с систему противоракетной обороны Японии.

Тип «Конго» — в строю 4 эсминца (строились в период с 1990 по 1998 гг.)

Полное водоизмещение: 9.500 тонн
Вооружение: 90 ячеек УВП Mk.41, 8 ПКР «Гарпун», 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 торпедных аппарата Mk.32 ASW.

Никакого отношения к Африке эти корабли не имеют. Эсминцы «Конго» — копии американских эсминцев «Арли Берк» первого поколения. Конгресс США долго не давал согласие на экспорт новых технологий, что привело задержке в их строительстве.

Как и на американских эсминцах подсерии I, на японских эсминцах типа «Конго» отсутствует вертолетный ангар (имеется лишь посадочная площадка), а по три ячейки носовой и кормовой групп ПУ Mk.41 заняты погрузочным краном – как показало время, погрузка боекомплекта в открытом море слишком сложный и трудоемкий процесс, поэтому ненужный девайс не долго занимал полезной место. Уже на следующих версиях эсминцев от крана отказались, увеличив число ПУ до 96.

Тип «Хатаказе» — 2 эсминца этого типа вступили в строй в 1986 и 1988 гг.

С дружеским визитом в Перл-Харборе .

Полное водоизмещение – 5.500 тонн.
Вооружение: 1 пусковая установка Mk.13 c боекомплектом 40 зенитных ракет, 8 ПЛУР ASROC, 8 ПКР «Гарпун», 2 х 127 мм орудия, 2 «Фаланкса», 2 ASW.

Несмотря на свой статус «эсминцев УРО», старые калоши «Хатаказе» практически бесполезны в современных условиях – достаточно сказать, что используемые ими зенитные ракеты Standard-1MR были полностью сняты с вооружения ВМС США 10 лет назад.

Их противолодочные возможности тоже оставляют желать лучшего – на эсминцах отсутствует противолодочный вертолет, а система ASROC может поражать подводные цели на дистанции не более 9 км. Вместе с тем, эсминцы «Хатаказе» дешевы и просты в обслуживании.

ЭСМИНЦЫ

Тип «Акидзуки» — головной «Акидзуки» вошел в строй 14.03.2012 г., остальные 3 эсминца этого типа будут достроены только к 2014 году.

Водоизмещение: 6.800 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП Mk.41, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Очередной представитель семейства Иджис-эсминцев. Чисто японская разработка на основе западных технологий. Эсминец предназначен для защиты корабельных группировок от низколетящих противокорабельных ракет. Основное вооружение – до 128 зенитных ракет ESSM (Evolved Sea Sparrow Missle) с эффективной дальность стрельбы 50 км. Вполне достаточно чтобы отразить любую провокацию со стороны КНДР или Китая, при этом маленький эсминец может показать свои собственные «кулаки» – на борту 8 ПКР и целое море другого вооружения.

При создании перспективного эсминца японцы ставили упор на экономию средств, в результате стоимость «Акидзуки» составила «всего» 893 млн. долларов – почти в два раза меньше, чем у эсминцев семейства «Арли Берк».

Тип «Таканами» — в строю 5 эсминцев, строились в период с 2000 по 2006 гг.

Полное водоизмещение – 6.300 тонн.
Вооружение: 32 ячейки УВП, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 127 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

«Таканами» — один из японских эсминцев «переходного периода». Дорогая и сложная система «Иджис» отсутствует, но на эсминце уже установлена универсальная пусковая установка Mk.41, а в конструкциях настройки отчетливо проступают «стелс-технологии». Основными задачами крепких современных эсминцев является противолодочная оборона и борьба с надводными кораблями.

Тип «Мурасамэ» — в период с 1993 по 2002 гг. было построено 9 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 6.000 тонн.
Вооружение: 16 ячеек УВП Mk.48, 8 ПКР SSM-1B, 1 х 76 мм орудие, 2 автомата «Фаланкс», 2 ASW, один вертолет.

Еще один эсминец «переходного периода». В качестве основного оружия установлены два 8-ми зарядных модуля УВП Mk.48 (укороченная версия Mk.41), боекомплект 16 зенитных ракет Sea Sparrow или 48 ESSM. Артиллерия представлена единственным 76-мм орудием итальянской фирмы ОТО Melara.

Эсминцы этого типа могут применяться для блокады морских районов и для действий в составе эскортных сил – дальность хода составляет 4500 миль на скорости 20 узлов.

Тип «Асагири» — с 1985 по 1991 гг. построено 8 эсминцев этого типа.

Полное водоизмещение: 4.900 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 8 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Фрегат, прикинувшийся для солидности эсминцем. Ни по размерам, ни по вооружению, ни по радиоэлектронике «Асагири» совершенно не удовлетворяет современным требованиям. Отличительная особенность этого корабля — уродливый силуэт с непропорционально большим вертолетным ангаром в кормовой части.

В настоящее время устаревшие эсминцы выводятся из боевого состава флота, два из них уже переоборудованы в учебные корабли. Тем не менее, у механизмов старых эсминцев еще сохранился свой ресурс для выхода в море, а 8 ракет «Гарпун» и противолодочный вертолет могут сыграть существенную роль в морском сражении.

Тип «Хацюки» — в период 1980-1987 гг. построено 12 кораблей.

Полное водоизмещение: 4.000 тонн.
Вооружение: 8 противолодочных ракет ASROC, 4 ПКР «Гарпун», ЗРК Sea Sparrow, 1 х 76 мм орудие, 2 «Фаланкса», 2 ASW, один вертолет.

Представитель старой японской школы кораблестроения, классический набор вооружения и корабельных систем. Несмотря на ветхость, на эсминцах (правильнее говорить — фрегатах), используется современная газотурбинная силовая установка. Разумеется, в современных условиях эсминцы «Хацюки» потеряли свою боевую ценность, поэтому многие из них выведены в резерв или переоборудованы в учебные корабли.

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ

В составе Морских сил самообороны Японии находятся 17 многоцелевых дизельных подводных лодок, построенных в период с 1994 по 2012 гг. Самые современные из них – подлодки типа «Сорю», оснащены уникальной дизель-стирлинг-электрической ГЭУ и способны двигаться под водой со скоростью 20 узлов. Максимальная глубина погружения – 300 метров. Экипаж – 65 человек. Вооружение: шесть 533 мм торпедных аппаратов, 30 торпед и противокорабельных ракет Sub-Harpoon.



Десантный вертолетоносец-док «Осуми». Полное водоизмещение — 14 тыс. тонн

Также в составе Морских сил самообороны Японии находятся 3 десантных вертолетоносца типа «Осуми» (построены в начале 2000-х годов), несколько десятков ракетных катеров и тральщиков, быстроходные танкеры, ледоколы и даже корабли управления БПЛА!

Морская авиация состоит из 34 эскадрилий, в составе которых 100 самолетов базовой противолодочной авиации, а также две сотни вертолетов различного назначения.

По моему мнению, повторяется история начала ХХ века, когда западные демократии до зубов вооружили японских милитаристов, что привело в дальнейшем к кровавой развязке.