Раздача лекарств для внутреннего употребления. Особенности раздачи лекарственных средств в разных отделениях. III. Ингаляционный способ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Раздача лекарственных средств пациентам

Эффективность энтеральной лекарственной терапии в ЛПУ во многом зависит от принятой методики раздачи лекарственных средств.

Оптимальной методикой раздачи лекарственных средств в стационаре является прием лекарства в присутствии медсестры.

Запомните!

Прежде чем дать лекарственное средство:

· Внимательно прочитайте лист назначения;

· Убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;

· Проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

· Проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

· Будьте особенно внимательны в случае пациентов с одинаковыми фамилиями и/или получившими одинаковые лекарственные средства.

· Информируйте пациента, чем нужно запивать лекарственное средство.

· Пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Аптеками лекарственные вещества отпускаются в отделения только в

оригинальной заводской или аптечной упаковке!

Запас лекарственных средств в отделениях не должен превышать

трехдневного объема !

Цель: Обеспечить своевременный прием лекарственных препаратов пациентами.

Показания: Является самым удобным способом введения лекарственных средств, при

различных заболеваниях человека.

Противопоказания: 1.Категорический отказ пациента от приема лекарств.

2.Аллергические реакции.

3.Неукратимая рвота.

4.Бессознательное состояние пациента.

Оснащение:

Для рук мед.сестры: 1. Жидкое мыло.

3. Салфетки.

4. Перчатки.

Для раздачи лекарств: 1. Сестринские листы назначений.

2. Мензурки, ложки.

3. Пипетки.

4. Ноницы.

5. Передвижной столик

6. Графин с водой.

7. Чистый лист бумаги.

Техника выполнения:

1. Медсестра моет руки с мылом и одевает перчатки.

2. Перед раздачей лекарственных средств пациенту, медсестре необходимо сосредоточиться,

быть внимательной, собранной!

3. При раздаче лекарства необходимо внимательно сверить с листом назначений:

а) название на этикетке (без этикетки нельзя давать!).

в) обратить внимание на срок годности, внешний вид лекарственного препарата.

г) жидкие лекарства взболтать, посмотреть на свет.

4. Медсестра следит, за тем, чтобы пациенты принимали лекарственные средства в ее

присутствии, объясняя правила приема(за исключением средств, применяемых во время еды).

- до еды принимаются лекарства при заболевании желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), их

принимают за 15 минут до приема пищи; Пример: альмогель, и т.д.



-во время еды -лекарства, улучшающие пищеварение; Пример: фестал, панзинорм, сок

желудочный натуральный и т.д. Пример: препараты железа, ацетилсалициловая кислота,

раствор кальция хлорида и т.д.

-после еды - раздражающие слизистую оболочку желудочно- кишечного тракта,

лекарственные средства принимают за 15 минут после приема пищи;

-натощак - принимаются лекарственные средства за 20-60 минут до еды(противоглистные,

слабительные)утром до завтрака.

5. Внутрь принимают таблетки, порошки, капсулы, драже. Для того их нужно поместить на

корень языка и проглотить, запивая ½ стаканом воды.

Микстуры, отвары налить в мензурки; спиртовые настойки, экстракты и другие препараты,

дозирующиеся в каплях, отмеряют пипеткой или капельницей вмонтированной в пробку капают

в мензурку и добавляют немного воды.

6. Под язык принимаются лекарства для быстрого всасывания - валидол, нитроглицерин- в виде

таблеток, капсул или растворов: таблетку положить под язык до полного растворения, при этом

разговаривать пациенту нельзя, растворы наносят на небольшие кусочки сахара до полного

растворения или кусочек хлеба кладут под язык на 10-15 мин; капсулу предлагают больному

раздавить зубами. Сердечные средства должны находиться на тумбочке у пациента постоянно.

7. Снотворные должны быть приняты пациентами за 30 минут до сна (если одновременно

назначено обезболивающее, его дают за 15-20 мин до снотворного).

8. Порошок высыпают на корень языка больного и дают запить водой или разводят

предварительно его в воде.

9. Медсестра не имеет права назначать, отменять или заменять лекарства.

10. При приеме внутрь вновь назначенного лекарства медсестре необходимо

наблюдать за пациентом для своевременного выявления возможных

побочных реакций или осложнений.

Примечание:

Обо всех побочных реакциях на прием лекарств, а также об отказе пациента от приема лекарств немедленно сообщить врачу.

1. Лекарства раздражающие ЖКТ запивать молоком, киселем.

2. Сульфаниламидные препараты запивать щелочным питьем (боржоми, 0,5ч. л натрия

гидрокарбоната на 200 мл воды).

3. Аспирин -растолочь, растворить в 100 мл воды и принять после еды.

4. Тетрациклин - нельзя запивать молоком, т.к. от этого образуются нерастворимые соединения.

5. Препараты железа - не измельчать, а при секреторной недостаточности

запивать желудочным соком. Из пищевых продуктов исключаются дубильные вещества, чай,

кофе, молочные продукты.

Возможные проблемы пациента при приёме лекарственных препаратов:

Отказ от приема препарата в данной форме.

Чувство дискомфорта после приёма препарата.

Негативное отношение пациента к приёму лекарственных средств.

Чувство страха.

Стеснительность.

Необоснованный отказ от приема лекарственных средств.


Раздача лекарственных средств.

Оптимальная методика:


  1. Расположить на передвижном столике упаковки с твердыми и флаконы с жидкими лекарственными формами, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями), мензурки, емкость с водой, ножницы, положить «Листки врачебных назначений».

  2. Переходя от пациента к пациенту, давать лекарственные средства непосредственно у его постели, согласно «Листку врачебных назначений".

Прежде чем дать пациенту лекарственное средство:


  • внимательно прочитайте «Листок врачебных назначений»;

  • убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в «Листке врачебных назначений»;

  • проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;

  • проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;

  • будьте внимательны к пациентам с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средства;

  • никогда не давайте лекарственные средства без упаковки;

  • упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхивайте в ложку;

  • жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать;

  • сообщите пациенту чем запивать лекарственное средство;

  • пациент должен быть поставлен в известность об особенностях взаимодействия применяемого им лекарственного средства с пищей.

Правила раздачи лекарственных средств:


  1. Внимательно прочитайте этикетку на упаковке и запись в «Листке врачебных назначений».

  2. Раздавайте лекарственные средства только у постели пациента.

  3. Пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии (за исключением средств, применяемых во время еды).

  4. Средства с пометкой «до еды» пациент принимает за 15 минут до приема пищи, с пометкой «после еды» – через 15 минут после приема пищи; средства, назначенные «натощак» пациент принимает утром за 20–60 минут до завтрака.

  5. Снотворные препараты пациент принимает за 30 минут до сна.

  6. Предупредите пациента об особенностях того или иного средства: горьком вкусе, резком запахе, продолжительности действия, изменении цвета мочи или кала.

  7. Предупредите пациента о возможных побочных действиях лекарственного средства, если они существуют.

Необходимо обучить пациента правилам приема лекарственных средств:


  • таблетки, драже, капсулы пациент помещает на корень языка и запивает небольшим количеством (не менее 50 мл) воды (в некоторых случаях – киселем или молоком). Если пациент не может проглотить таблетку целиком, можно предложить ему предварительно разжевать ее (если это разрешено в аннотации к лекарственному средству). Драже, капсулы принимают в неизмененном виде. Разжевывание таблеток и других твердых лекарственных средств часто изменяет действие лекарственного препарата;

  • порошок высыпают пациенту на корень языка, дают запить водой или предварительно разводят в воде;

  • спиртовые настойки, экстракты и некоторые растворы назначают в каплях. Во флаконах со спиртовыми настойками капельница вмонтирована в пробку. Если ее нет, необходимо пипеткой отмерить нужное количество капель, добавить немного воды и выпить;

  • настои, отвары, микстуры чаще назначают в мл. Можно пользоваться градуированной мензуркой или ложками: чайная ложка – 5 мл; десертная ложка – 10 мл; столовая ложка – 15 мл.

Необходимо уточнить, знает ли пациент:


    • цель приема назначенного лекарственного средства;

    • ожидаемый эффект и возможные побочные действия;

    • как поступить при возникновении побочных явлений;

    • способ и время приема;

    • чем запивать лекарственное средство;

    • о необходимости исключить из рациона какие-нибудь продукты на время лечения;

    • о необходимости исключить алкоголь;

    • предполагаемую продолжительность лечения;

    • последствия несоблюдения схемы лечения;

    • о влиянии дополнительных лекарственных средств к существующей схеме (особенно важно при самостоятельном добавлении пациентом лекарственных средств, которые ему не были назначены).

Пути введения лекарственных средств.

В зависимости от механизма действия лекарственных средств различают пути их введения. Лекарственные средства могут оказывать резорбтивное (через кровь) и местное действие.

Резорбтивное действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт), парентеральным (минуя пищеварительный тракт) и сублингвальным путем.

Местное действие оказывают лекарственные средства, применяемые наружно. Жирорастворимые лекарственные средства всасываются через кожу (это должен учитывать сестринский персонал для обеспечения собственной безопасности!).

Энтеральный путь

Энтеральные способы введения лекарственных средств:


  • через рот;

  • через прямую кишку;

  • под язык.

Применение лекарственных средств через рот наиболее удобно и широко распространено, так как этим способом можно вводить различные лекарственные формы (порошки, таблетки, пилюли, драже, микстуры и др.) и этот способ не требует соблюдения стерильности.

Однако такой способ введения имеет ряд недостатков:


  • медленное и неполное всасывание в пищеварительном тракте;

  • частичная инактивация лекарственного препарата в печени;

  • эффективность действия, зависящая от индивидуальной чувствительности, возраста и патологических процессов в организме;

  • невозможность применения при рвоте и в бессознательном состоянии пациента.
К преимуществам сублингвального способа введения (под язык) относится то, что лекарственное средство быстро всасывается, не разрушаясь, поступает в кровь, минуя печень и пищеварительный тракт. Этим способом применяют препараты только быстрого действия, изготовленные в таблетках, капсулах, растворах (нитроглицерин, валидол).

Лекарственные средства, введенные в прямую кишку (ректально) оказывают как резорбтивное действие на организм, всасываясь через геморроидальные вены, так и местное – на слизистую прямой кишки. Ректально вводят жидкие (отвары, растворы), а также твердые лекарственные средства, которые становятся жидкими при температуре тела (суппозитории). Перед введением в прямую кишку лекарственных средств следует очистить кишечник.

Ингаляционный путь

Введение в организм лекарственных средств путем их вдыхания называется ингаляцией. Лекарственный препарат находится во флаконе в виде аэрозоли. С помощью ингаляции лекарственные средства вводят через рот или нос. Медицинская сестра должна обучить пациента этой процедуре, поскольку он выполняет ее, как правило, самостоятельно.

Парентеральный путь

Парентерально (минуя пищеварительный тракт) лекарственные средства вводят инъекционным способом. Существуют виды инъекций: внутрикожная, подкожная, внутримышечная, внутривенная. Также к парентеральному пути относится внутривенное капельное вливание.

Наружный путь

К способам наружного применения лекарственных средств относится введение лекарственных средств на кожу и слизистые.


  • применение присыпки;

  • нанесение мази на кожу;

  • применение компрессов;

  • растирания;

  • введение мази за нижнее веко, в нос, в ухо;

  • закапывание капель в глаза, в нос, в ухо.

Осложнения инъекций и взятия венозной крови и меры, направленные на предупреждение осложнений.
Аллергические реакции на введение того или иного лекарственного средства могут протекать в виде крапивницы, острого насморка, острого конъюнктивита, отека Квинке. Самая грозная форма аллергической реакциианафилактический шок.

Анафилактический шок развивается в течение нескольких секунд или минут с момента введения лекарственного препарата. Чем быстрее развивается шок, тем хуже прогноз. Молниеносное течение шока заканчивается летально.

Чаще всего анафилактический шок характеризуется следующей последовательностью признаков :


  • общее покраснение кожи;

  • сыпь;

  • одышка;

  • приступы кашля;

  • выраженное беспокойство;

  • нарушение ритма дыхания;

  • снижение артериального давления;

  • аритмия.
Симптомы могут появляться в различных сочетаниях. Смерть обычно наступает от острой дыхательной недостаточности вследствие бронхоспазма и острой сердечно-сосудистой недостаточности.

Причины:


  • индивидуальная высокая чувствительность организма к препарату.
Первая доврачебная помощь: проводится на месте возникновения АШ; препараты вводятся в/м, чтобы не тратить время на поиск вен; если АШ возник при в/в введении лекарственных средств, то иглу оставляют в вене для введения лекарственных средств.

  • прекратить введение лекарственного средства, вызвавшего АШ;

  • уложить пациента, ноги приподнять выше уровня головы, голову повернуть набок; удалить съемные протезы;

  • ввести 0,1% р-р адреналина 0,3–0,5 мл п/к, в/м; при необходимости через 15–20 минут повторить инъекцию до нормализации АД;

  • обколоть место инъекции 0,1% р-ром адреналина 1:10 с 0,9% р-ром натрия хлорида в 5-6 точках;

  • наложить жгут выше места инъекции;

  • ввести преднизолон из расчета 1-2 мг/кг массы тела пациента или гидрокортизон (100-300 мг) или дексаметазон (4-20 мг);

  • ввести в/м супрастин 2% 2-4 мл или димедрол 1% 1-2 мл или тавегил 0,1% мл;

  • при бронхоспазме – 2,4% р-р эуфиллина 5,0–10,0 мл или 2-адреномиметики ингаляционно (сальбутамол); при наличии цианоза, диспноэ, хрипов – обеспечить подачу кислорода;

  • при пероральном введении лекарственных средств – промыть желудок; если лекарственное средство закапано в глаза, нос – промыть проточной водой, закапать 0,1% р-р адреналина и 1% р-р гидрокортизона;

  • вызвать врача и реанимационную бригаду.
Профилактика:

  • спрашивать пациента о переносимости лекарственных препаратов;

  • на титульном листе должна быть информация о непереносимости лекарственных средств;

  • перед первой инъекцией антибиотика провести пробу на чувствительность.

Инфильтрат – наиболее распространенное осложнение после подкожной и внутримышечной инъекций, рассматривается как внутрибольничная инфекция.

Признаки:


  • уплотнение в месте инъекции;

  • боль при пальпации.
Причины:


  • использование тупых игл;


  • многократные инъекции в одно и то же место.
Первая помощь, лечение:

  • согревающий компресс;

  • грелка на место инфильтрата.
Профилактика:



  • менять места инъекций.

Абсцесс – воспаление мягких тканей с образованием полости, заполненной гноем и ограниченной от окружающих тканей пиогенной мембраной.

Признаки:


  • боль;

  • уплотнение в месте инъекции;

  • гиперемия.
Причины:

  • использование для в/м инъекций коротких игл;

  • введение не подогретых масляных растворов;

  • многократные инъекции в одно и то же место;

  • инфицирование мягких тканей в результате нарушения правил асептики.
Лечение: хирургическое.

Профилактика:


  • использовать для в/м инъекций иглы соответствующей длины;

  • подогревать масляные растворы перед введением;

  • менять места инъекций;

  • соблюдение правил асептики.

Поломка иглы

Причины:


  • введение иглы во время инъекций до канюли;

  • резкое сокращение мышц во время инъекции.
Первая помощь, лечение: если возможно – вынуть обломок иглы пинцетом; если это не удалось – лечение хирургическое.

Профилактика:


  • вводить иглу не до канюли, оставлять над кожей 1/3 иглы;

  • перед инъекцией проводить беседу с пациентом;

  • выполнять в/м инъекции в положении пациента лежа.

Медикаментозная эмболия может произойти при инъекции масляных растворов подкожно или внутримышечно (внутривенно масляные растворы не вводят!). Масло, оказавшись в артерии, закупорит ее и это приведет к нарушению питания окружающих тканей, их некрозу. Признаки некроза: усиливающиеся боли в области инъекции, отек, покраснение или красно-синюшное окрашивание кожи, повышение местной и общей температуры. Если масло окажется в вене, то с током крови оно попадет в легочные сосуды.

Признаки эмболии легочных сосудов:


  • внезапный приступ удушья;

  • кашель;

  • посинение верхней половины туловища (цианоз);

  • чувство стеснения в груди.
Причины:

  • попадание иглы в сосуд при п/к и в/м инъекциях;

  • введение масляного раствора в вену.
Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • после введения иглы п/к и в/м потянуть поршень, чтобы убедиться, что игла не попала в сосуд;

  • не вводить масляные растворы в/в.

Воздушная эмболия при внутривенных инъекциях и вливаниях является таким же грозным осложнением, как и масляная.

Признаки те же, что и медикаментозной эмболии, но появляются очень быстро (в течение минуты).

Причины:

Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • тщательно вытеснять воздух из шприца и системы для в/в капельного вливания;

  • при в/в инъекции вводить раствор не до конца, оставляя в шприце до 1 мл раствора.

Ошибочное введение лекарственного средства

Признаки: от болевой реакции до анафилактического шока.

Причины:


  • невнимательное выполнение манипуляций.
Лечение:

  • ввести в место инъекции 0,9% р-р натрия хлорида 50–80 мл;

  • положить пузырь со льдом на место инъекции;

  • если инъекция введена в конечность – наложить жгут выше места инъекции; дальнейшее лечение по назначению врача.
Профилактика:

  • внимательно читать назначение, название лекарственного средства на упаковке, ампуле, флаконе, дозу, концентрацию препарата.

Повреждение нервных стволов

Признаки : различны – от неврита (воспаления нерва) до паралича (выпадение функции) конечности.

Причины:

Лечение: по назначению врача.

Профилактика:


  • правильно выбирать место для выполнения различных инъекций.

Тромбофлебит воспаление вены с образованием в ней тромба.

Признаки:


  • боль;

  • гиперемия кожи;

  • отек по ходу вены;

  • может быть повышение температуры тела.
Причины:

  • частые венепункции одной и той же вены;

  • использование недостаточно острых игл.
Лечение:

  • согревающий полуспиртовый компресс;

  • мазевый компресс с линиментом Вишневского.
Профилактика:

  • чередовать различные вены для венепункций;

  • использовать острые иглы.

Некроз (омертвение) тканей

Признаки:


  • усиливающаяся боль в месте инъекции;

  • гиперемия или гиперемия с цианозом;

  • отек;

  • появление волдырей, язв;

  • омертвение тканей.
Причины:

  • неудачная венепункция и ошибочное введение под кожу сильно раздражающего средства (например, 10% р-ра кальция хлорида).
Лечение:

  • прекратить введение лекарственного средства;

  • максимально отсосать шприцем введенное лекарственное средство;

  • место инъекции обколоть 0,25% р-ром новокаина с 25% р-ром магния сульфата в соотношении 1:1.
Профилактика:

  • вводить лекарственные средства строго в места для инъекций.

Гематома – кровоизлияние под кожу.

Признаки:


  • кровоподтек в виде багрового пятна.
Причины:

  • неаккуратное выполнение венепункции;

  • использование тупых игл.
Лечение:

  • прекратить венепункцию (выполнить в другую руку);

  • наложить полуспиртовый компресс или повязку с гепарином.
Профилактика:

  • соблюдение техники венепункции;

  • использование острых игл.

Липодистрофия

Признаки:


  • ямки под кожей в местах введения инсулина из-за рассасывания инсулина.
Причины:

  • введение инсулина в одни и те же места.
Профилактика:

  • чередовать места инъекций инсулина.

Сепсис, СПИД, вирусный гепатит

Признаки: отдаленные осложнения, проявляющиеся как общие заболевания организма.

Причины:


  • нарушения асептики, антисептики, дезинфекции, предстерилизационной очистки и стерилизации.
Профилактика:

  • соблюдение правил асептики, антисептики и режимов обработки медицинских инструментов.

Техника дачи лекарств детям различного возраста имеет свои особенности.

В отличие от взрослых больных, дети не всегда отчетливо представляют необходимость приема «невкусных» таблеток и микстур и нередко уклоняются от их употребления, могут их выбросить или надежно спрятать и тем самым нарушить курс лечения.

В таких случаях отсутствие эффекта от проводимой терапии врач относит за счет нерационально подобранных лекарств, заменяет их другими, более сильнодействующими.

Период госпитализации затягивается, а запоздалое лечение нередко влечет за собой осложнения заболевания.

Кроме того, внезапная «отмена» таких препаратов, как глюкокортикоиды (преднизолон, дексаметазон), может вызвать так называемый синдром отмены, который характеризуется возобновлением всех симптомов болезни и более тяжелыми последствиями вплоть до развития коллаптоидкого состояния, опасного для жизни (падение артериального давления, недостаточность сердечной деятельности).

Во избежание этого обычно отмена лекарственного препарата осуществляется медленно, в течение нескольких дней.

Особенно важно контролировать прием глкокортикоидных препаратов при некоторых заболеваниях (болезни соединительной ткани, болезни почек и др.), когда их назначают в больших дозах (по б-10 таблеток в сутки).

В случае необходимости их отмены дозу препарата уменьшают постепенно, в течение нескольких месяцев.

Медицинской сестре следует лично проследить за приемом этих лекарств больным ребенком, строго соблюдая подобранные врачом дозы препарата.

В детском отделении должна быть четко отработана, и строго соблюдаться процедура и порядок раздачи лекарств.

Это поможет избежать досадных ошибок, которые возникают при плохо организованном процессе раздачи лекарств больным.

Порядок начинается со шкафа, где хранятся медикаменты. На верхней полочке обычно ставят лекарства для внутреннего употребления (с белыми этикетками):

  • бутылочки с микстурами - одну за другой в один ряд
  • затем капли
  • далее порошки в пакетиках и коробках.

На второй полке хранят:

  • наружные средства: спирт, йод, перекись водорода, скипидар;
  • затем капли глазные, для носа, ушные;
  • рядом с ними ставят мази;
  • далее отдельно - средства для подкожного введения;
  • около мазей - присыпки и порошки, тут же - пластырь и горчичники.

На третьей полке в больших бутылках хранят дезинфицирующие растворы, а также запасной материал, вощеную бумагу, бинты и вату. Ядовитые и сильнодействующие лекарства (списков «А» и «Б») должны храниться под замком.

Из всех способов введения лекарств в педиатрической практике самым распространенным является прием лекарств (порошки, таблетки, микстуры, капли, настои и отвары лекарственных растений) внутрь.

Этот путь введения самый естественный, безболезненный и удобный для больных.

Медсестры должны помнить, что:

  • детям раннего возраста (до 3 лет) микстура обычно дается чайными ложками (4-5 мл);
  • детям дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет) - десертными (8-10 мл);
  • детям среднего и старшего школьного возраста и подросткам (от 10 лет и старше) — столовыми ложками (15- 20 мл).

Твердые лекарственные вещества могут вводиться внутрь в виде мелкодисперсных порошков, которые, благодаря измельченности, контактируют с большой поверхностью слизистой оболочки желудка, что облегчает их растворение и всасывание.

Детям младшего возраста не следует назначать пилюли, таблетки, гранулы, капсулы: ребенок не может их проглотить или глотает с большим трудом, иногда они могут попасть в дыхательные пути.

Известен случай, когда медсестра при раздаче лекарств положила порошки и таблетки на прикроватную тумбочку, не объяснив матери, как их следует давать больной. У двухлетней девочки во время насильственного введения матерью медикаментов произошла аспирация таблетки, в результате чего наступила асфиксия со смертельным исходом.

При раздаче медикаментов медсестра пользуется листом назначения. В нем есть специальная графа с указанием лекарств, назначаемых внутрь. Медсестра должна уточнить порядок назначения лекарств конкретному больному с учетом приема пищи.

Этика раздачи лекарств является важным составным элементом лечения больных детей. Для успешного выполнения назначений врача при пероральном приеме лекарств наряду с профессиональной грамотностью, четкостью в работе большое значение имеет особый подход к каждому ребенку.

Благоприятное впечатление у больных создают внешний опрятный вид палатной сестры, порядок на столике для раздачи медикаментов с лекарствами, обязательная термическая обработка посуды, из которой больные принимают лекарства (мензурки, ложки, пипетки).

Руки у медсестры должны быть всегда чистыми. При раздаче лекарств необходимо исключать волевые приемы. Это достигается путем спокойного ласкового обращения с больным ребенком, применением в некоторых случаях элементов игры, в других - предварительных бесед об эффективности данных медикаментов.

Особое внимание требуется от медицинской сестры при выполнении назначений тяжело и длительно болеющим детям, которые очень часто проявляют негативизм к лечению и отказываются от приема лекарств.

Медицинская сестра не должна при этом проявлять поспешности. Нужно уметь уговорить ребенка принять лекарства, отвлечь его внимание беседой на другие темы (о школе, игрушках, фильмах, книгах и т. д.).

При всем многообразии проводимых в стационарах диагностических и лечебных процедур незыблемой остается главная функциональная обязанность и цель медицинских работников - лечить не пораженный орган, не болезнь или безликого больного, а ребенка, страдающего определенным заболеванием, с присущими только ему особенностями, что создает неповторимость и своеобразие клинической картины.

В этой связи необходимо помнить, что у больного ребенка легко возникают неврологические и неврозоподобные расстройства психической деятельности, усугубляющие течение соматической болезни и затрудняющие ее лечение.

Во время раздачи лекарств медицинская сестра может заметить ряд отклонений в психике ребенка:

  • категорический отказ от приема лекарств и выполнения других назначений,
  • явления аггравации (преувеличения) симптомов болезни или, наоборот,
  • диссимуляции (их утаивания).

В подобных случаях медицинская сестра может использовать метод психотерапевтического потенцирования, то есть усиления действия медикаментов с помощью прямого и скрытого внушения.

Например, для ребенка дошкольного возраста психотерапевтическое потенцирование и формирование позитивной психологической установки на лечение можно провести в следующей игровой манере: задать ему вопрос:

«Кем ты хочешь быть, когда вырастешь? Ты хочешь быть летчиком? (космонавтом, футболистом)» и добавить: «Для этого нужно быть сильным и крепким. Выздороветь тебе помогут вот эти таблетки, они твои друзья».

Во время раздачи лекарств медицинской сестре необходимо применять индивидуальный подход к каждому больному и с помощью продуманного психологического воздействия (например, игровой психотерапии) преодолевать затруднения, связанные с приемом лекарств.

При выполнении назначений не следует отвлекать сестру другими делами, не должно быть суетливости, очереди у столика, шума.

На прием медикаментов сестра должна приглашать ребенка по имени, ласковым, спокойным голосом, при этом следует подбодрить его, успокоить и обязательно убедиться, что лекарство принято.

Приведем пример из практики.

Из районной больницы в областную был доставлен больной Н., 14 лет, с диагнозом: ревматоидный артрит, суставно-висцеральная форма, активная стадия.

Состояние мальчика при поступлении было тяжелым: высокая температура тела, отсутствие аппетита, опухание суставов. Из-за боли в суставах он не мог ходить и сидеть.

Больному назначили комплексное медикаментозное противовоспалительное (в том числе гормональное) лечение, другие виды терапии. В первые дни заболевания лекарства вводили внутримышечно.

За короткое время был достигнут хороший эффект: нормализовалась температура, уменьшилась боль и восстановились движения в суставах, повысился эмоциональный тонус.

После достижения клинического эффекта был назначен преднизолон внутрь с постепенным уменьшением его дозы. Медицинская сестра не контролировала прием препарата, надеясь на сознательность мальчика.

Воспользовавшись отсутствием контроля, он перестал принимать лекарство по утрам, то есть самовольно отменил утреннюю (самую большую) дозу преднизолона; его состояние ухудшилось - появился отек суставов, повысилась температура тела до 38° С и пр.

Палатная медицинская сестра заметила на тумбочке больного сложенные таблетки, и он ей признался в самовольном изменении приема препарата. Узнав о нарушениях допущенных в лечении больного, врач назначил глюкокортикоидный препарат в инъекциях.

За короткое время состояние Н. вновь улучшилось, позднее стабилизировалось. После проведения курса лечения в стационаре Н. был выписан для продолжения лечения в амбулаторных условиях.

Этот пример подтверждает важность соблюдения назначений врача, контроля за приемом лекарств внутрь детьми любого возраста, в том числе и подростками.

У некоторых больных после приема микстуры или таблеток может возникнуть рвота. В этих случаях сестра должна успокоить, отвлечь ребенка, напоить его чаем или кипяченой водой, и через некоторое время снова дать лекарство. В случаях упорной рвоты сестра обязана доложить об этом лечащему врачу.

Раздача медикаментов обычно производится по индивидуальным листам назначений в палатах. Предварительно медицинская сестра в спокойной обстановке (во время тихого часа или ночного сна) раскладывает в индивидуальные пакеты или ячейки порошки, таблетки, капсулы, а непосредственно перед входом в палату наливает в мензурки микстуры и капли и раздает их каждому больному, при этом строго следит за приемом лекарств в ее присутствии.

Медикаменты группы «А» следует подготавливать отдельно от всех лекарств.

Начинающая медицинская сестра должна в течение определенного времени поработать с опытными сестрами и овладеть методикой и навыком перорального введения лекарств больным детям.

Обычно микстуру дают с ложечки. Капли разводят в воде и тоже дают с ложечки Порошки и таблетки предварительно разводят или размешивают в воде.

Чтобы ребенок не поперхнулся, лекарство нужно давать за несколько приемов. Не рекомендуется смешивать его с пищей.

В таких случаях после нескольких приемов (особенно насильственных) у ребенка может выработаться отрицательная условно-рефлекторная реакция на кормление и даже появиться анорексия - отвращение к тому виду пищи, к которому добавляли лекарство, обладающее неприятным вкусом или запахом.

Лекарство с неприятным вкусом (горькое, соленое, кислое) дети отталкивают, нередко выплевывают. В этих случаях следует смешивать его с сиропом или сладким чаем.

При сопротивлении ребенка необходимо второму лицу придержать его за руки, зажать ему нос, опрокинуть ложечку с лекарством в рот и держать ее до тех пор, пока ребенок не проглотит лекарство. Совсем маленьким детям следует выливать в рот не все лекарство сразу, а в несколько приемов.

Большинство лекарств нельзя смешивать перед употреблением, особенно заготавливать впрок. При неправильной комбинации препаратов могут возникнуть изменения фармакологического действия и даже образоваться ядовитые соединения.

Медицинская сестра должна всегда помнить, что лекарство лечит, но оно является для ребенка и ксенобиотиком, то есть чужеродным для его организма веществом, способным оказать токсическое влияние на функционально незрелые печень и почки, нервную систему.

Любые лекарства, если забыть об их побочных свойствах, могут вызвать у ребенка лекарственную аллергию, ухудшение течения болезни.

Уместно вспомнить, что более 25 столетий назад Гиппократ в своей знаменитой «Клятве» предостерег от причинения больному «всякого вреда и несправедливости».

Это деонтологическое требование приобрело еще большее нравственное и профессиональное значение в наше время, когда чрезмерно расширился арсенал лекарственных средств, биопрепаратов, увеличилось число людей с аллергической предрасположенностью, повысилась степень риска лекарственных осложнений.

«Не вреди» - древняя медицинская заповедь продолжает оставаться актуальной, несмотря на огромные достижения современной медицины.

Итак, выполнение врачебных назначений в детской больнице является непростой задачей и требует от медицинской сестры специальных знаний фармакотерапии, предельного внимания к назначению возрастных доз лекарств, определенной настороженности при их приеме, соблюдения этики раздачи медикаментов и деонтологии в общении с больными детьми.

Все эти задачи успешно решаются, если у медицинской сестры выработано чувство глубокой ответственности за свои действия, если она проявляет постоянный живой интерес к судьбе ребенка, стремление помочь и облегчить его страдание, если во все, что делает медицинская сестра, она вкладывает частицу своей души.

Совершенно справедливо писал В.В. Вересаев: «Можно обладать громадными распознавательными талантами, уметь улавливать тонкие детали своих назначений и все это остается бесплодным, если нет способности покорять и подчинять себе душу больного».

Медицинская сестра обязательно должна помнить:

НЕЛЬЗЯ СМЕШИВАТЬ:

Алкалоиды (растворы солей алкалоидов) – с основаниями, белковыми и дубильными веществами, концентрированными растворами бромидов, йодистыми солями, солями тяжелых металлов, марганцовокислым калием.

Ацетилсалициловую кислоту, диуретики – с кислотами, основаниями, солями железа.

Белковые вещества – с алкалоидами, дубильными веществами, спиртами, солями тяжелых металлов, кислотами.

Вазелиновое масло – со спиртом.

Глицерин – с эфиром, хлороформом.

Гликозиды – с основаниями, кислотами, йодом, солями тяжелых металлов.

Камфорный спирт, хлороформ, эфир – с водой.

Кислоты – с хлоралгидратом, тимолом, салолом, резорцином.

Соли металлов (соли тяжелых металлов) – с бромистыми, йодистыми солями, основаниями, кислотами, дубильными веществами, гликозидами.

Раздача лекарств производится медсестрой в соответствии с листком назначений, подписанным лечащим врачом с указанием даты назначения и отмены лекарства.
Приступая к раздаче, медсестра должна быть максимально собранной, внимательной, необходимо прочитать название препарата, процентное содержание, дозу, посмотреть герметичность и срок годности.

Во время раздачи медикаментов медсестра даёт полную информацию об особенностях того или иного средства: горький вкус, резкий запах, изменения цвета мочи и кала после его приёма, как принимать то, или иное лекарство, какие побочные эффекты могут возникнуть при приеме, с какой целью необходим данный препарат. Она раздаёт лекарства в строгом соответствии с указанным временем суток (натощак, до, во время, или после еды, перед сном и т.д.). Препараты, которые не раздражают слизистую желудка, принимаются натощак за 30 минут, когда кислотность желудочного сока низка - это сердечные гликозиды, уротропин.

Средства назначенные «до еды», принимают за 15 – 20 минут до приёма пищи, они всасываются быстрее и действуют эффективнее, более полно соприкасаются со слизистой желудка и кишечника. Средства, принятые во время еды, когда кислотность желудка повышается и влияет на стабильность лекарства, на скорость прохождения его по пищеварительному тракту и всасывания в кровь.

Препараты применяемые «после еды» через 30 минут после приёма пищи, а снотворные – за 30 минут до сна.

Кислотность желудка меняется и в зависимости от того, чем запивается лекарства. Принимая лекарства (если нет специальной оговорки), запивайте их прохладной кипячёной водой (когда их прописано несколько, необходим интервал в 20-30 минут между приемом каждого) и... лучше стоя, если позволяет состояние.

Пациент принимает препарат в присутствии медсестры.

Она не имеет права сама назначать, отменять или заменять одни средства другими. Исключение: оказание экстренной помощи, непереносимость препарата или если препарат дан пациенту ошибочно, то в любом случае нужно доложить врачу.

Возможные проблемы пациента:
1. Необоснованный отказ.
2. Рвота.
3. Аллергия.
4. Бессознательное состояние.

Оснащение:

1. Листы назначений.

2. Передвижной столик для раскладки лекарственных средств.

3. Индивидуальные таблетницы.

4. Лекарственные средства для внутреннего употребления.

5. Мензурки, пипетки (отдельно для каждого флакона с каплями и индивидуальны для каждого пациента).

6. Ёмкость с кипяченой водой.

7. Ножницы.

8. Ёмкость с дезинфицирующим раствором.

9. Полотенце или салфетки.
Многие медицинские сёстра, работающие на посту в отделениях стационара, пользуются для раздачи лекарственных средств пациента, специальными и очень удобными ёмкостями для хранения лекарственных средств – различнымитаблетницами.

Таблетница (или по-другому – контейнер для таблеток), обладающая способностью вместить в себя всё дневное количество лекарств, которые нужно принять. Она имеет информационное окно, для вкладывания и фиксирования таблички с указанием фамилии пациента. Таблетница изготовлена из пластика и выдерживает автоклавирование при t=135°С.

Виды таблетниц имеющиеся в отделении стационара:

1. Таблетница на один день предназначена для компактного хранения таблетированной продукции на один день.

2. Таблетница имеющая три отделения: хранения, деления и размельчения лекарств, а также мензурку для приёма жидкости.

3. Таблетница на неделю состоит из семи отделений, которые соответствуют дням недели с разбивкой ячеек на утро, день, вечер и ночь, это позволяет единовременно разложить недельный курс препаратов. Вращающаяся прозрачная крышечка позволяет выбрать нужное отделение. При этом можно увидеть содержимое каждого отделения, для людей с ослабленным зрением имеются символы Брайля.

4. Электронная таблетница с таймером и тремя отделениями, предназначена для хранения лекарственных средств. Встроенный таймер поможет упорядочить прием лекарств – необходимо установить время, и звуковой сигнал напомнит о том, что пора принимать лекарство.

Все эти таблетницы незаменимы в условиях стационара.

ГБОУ СПО СК СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЛЕКЦИЯ №10

ТЕМА: «ПУТИ И СПОСОБЫ ВВЕДЕНИЯ

ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В ОРГАНИЗМ ».

АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСА

ПЛАН ЛЕКЦИИ

1. Действия лекарственных средств.

I. Наружный способ

▪ Способы нанесения лекарственного препарата на кожу.

▪ Применение лекарств в ухо.

▪ Интраназальное применение лекарств.

▪ Применение лекарств на конъюнктиву глаз.

II. Энтеральный способ

▪ Через рот.

▪ Под язык.

▪ За щеку.

▪ Через прямую кишку.

▪ Преимущество и недостатки энтерального способа.

III. Ингаляционный способ

1. Ингаляции.

2. Спейсер.

3. Небулайзер.

4. Преимущество и недостатки ингаляционного способа.

IV. Парентеральный способ

1. Парентеральные пути введения лекарственных веществ.

2. Преимущество и недостатки парентерального способа.

3. Сочетание лекарств с продуктами питания.

4. Литература. Сайты.

Тема: «Пути и способы введения лекарственных средств в организм».

Медикаментозная терапия служит важнейшей составной частью лечебного процесса. Лекарственные средства могут оказывать резорбтивное (через кровь) и местное действие. Резорбтивное действие осуществляется энтеральным (через пищеварительный тракт) и парентеральным (минуя пищеварительный тракт) путём.

Способы введения лекарственных средств.

1. Наружный способ:

▪ на кожу;

▪ на конъюнктиву глаз, слизистую оболочку носовой полости, влагалища.

Наружное применение лекарственных препаратов рассчитано в основном на их местное действие. Через неповреждённую кожу всасываются только жирорастворимые вещества, в основном через выводные протоки сальных желёз и волосяных фолликулов. Применяются мази, эмульсии, растворы, настойки, присыпки, пасты.

Способы нанесения лекарственного препарата на кожу.

Смазывание. Ватный шарик смачивают в необходимом количестве препарата и наносят на кожу продольными движениями по направлению роста волос.

Втирание . Проводят на участках кожи, имеющих небольшую толщину и слабо выраженный волосяной покров (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бёдер, боковые поверхности грудной клетки). Необходимое количество лекарственного препарата наносят на кожу и втирают лёгкими круговыми движениями до тех пор, пока кожа не станет сухой.

Припудривание и присыпание применяют для подсушивания кожи при опрелости, потливости.

Наложение лекарственного пластыря (в котором мазевая основа густой консистенции, содержащая лекарственные вещества, покрыта водонепроницаемой марлей). Перед наложением пластыря на соответствующем участке тела сбривают волосы, а кожу обезжиривают 70% раствором спирта.

Виды пластырей:

1. Пластыри для фиксации.

2. Лекарственные пластыри, содержащие лекарственные вещества: противогрибковый, мозольный, противовоспалительный, обезболивающий.

3. Специальные пластыри: никотиновые, противозачаточные, для похудания.

4. Пластырные (тейпированные) повязки.

Применение лекарств в ухо.

Лекарство закапывают в ухо 6-8 капель в подогретом виде на водяной бане до температуры 37-38°С «тупой» пипеткой. Ушную раковину при этом отодвигают назад и вверх. Оставляют пациента в таком положении 1-2 минуты.

Интраназальное применение лекарств.

В нос (интраназально) применяют лекарства в виде порошков, паров (пары нашатырного спирта), растворов и мазей, которые оказывают местное, резорбтивное и рефлекторное воздействия. Всасывание через слизистую оболочку носа происходит очень быстро. Порошки втягиваются в нос, струёй вдыхаемого воздуха: закрыв одну ноздрю, порошок вдыхают через другую. Капли вводят пипеткой, а мазь вносят стеклянной лопаточкой. Иногда для интраназального введения применяют специальные распылители-дозаторы, в которых лекарственные вещества находятся в виде растворов или суспензий с добавлением веществ, повышающих вязкость, для замедления эвакуации лекарства из носовой полости.

В зависимости от отделения ЛПУ существует несколько определенных правил в раздаче лекарственных средств. Они отличаются от общих правил раздачи лекарств (индивидуальный и постовой) отдельными строгими правилами или действиями связанными с состояниями пациентов. Таким образом:

· Психиатрических отделениях лекарства выдаются средним медицинским персоналом строго по назначению врача. Разовая доза медикаментов должна быть принята в присутствии медицинской сестры. В противном случае возникает опасность накопления и приема лекарств в суицидальных целях. Раздача 3-4 раза в день

· Неврологических отделениях раздача осуществляется в палате при строгом контроле приема лекарства больным. Мед сестра обязана проследить за приемом лекарства одним больным, и уже после этого идти к другому. Такой контроль нужен, чтобы удостовериться что пациент не забыл или не потерял лекарство из-за своего заболевания. Раздача 3-4 раза в день

· В Детском отделении раздача осуществляется с таким же контролем, как и в невралгии. Раздача 3-4 раза в день.

· В Онкологических отделениях раздача осуществляется под контролем врача, так как большая часть лекарств является сильнодействующими. Раздача или в процедурном кабинете, или в палате. 3-4 раза в день.

· В кардиологических отделениях(и частично в невралгии) раздача осуществляется индивидуальным способом. Большая часть лекарств вводят ВВ или ВМ, так как состояние больных не позволяет принимать лекарства обычными распространенными способами.

· В Остальных отделениях (Терапевтическое, Гастро и эндокринно отделениях и т.д.) осуществляется раздача лекарств постовым или индивидуальным способом БЕЗ особых правил.

Таким образом, раздача лекарств в некоторых отделениях осуществляется под более четким контролем, чем в других, для избежание нарушения в приеме лекарств больным.

Заключение

Выводом из данной курсовой работы является то, что медицинская сестра играет главную роль в раздаче лекарственных средств в ЛПУ, так как в её обязанности входит:

1. Сортировка и подготовка лекарственных средств в соответствии с назначением врача.

2. Тщательное соблюдение дозировок лекарственных средств, учитывая их особенности и особенности пациента.

3. Раздача лекарственных средств по палатам (индивидуальный способ) или постовой (раздача лекарственных средств на посту мед персонала)

4. Контроль за приемом лекарств пациентом

5. Консультация с пациентом по поводу лекарственного средства (вкус, реакция организма, последствия)

6. Оказание первой помощи в результате отрицательной реакции на лекарственное средство.

Памятка

Правила раскладки лекарственных средств:

1. Производится медсестрой на посту строго в соответствии с листами врачебных назначений - три раза в день.

2. Предварительно следует вымыть руки;

3. Медикаменты, из холодильника предварительно в течение 1 часа выдерживают до комнатной температуры;

4. Необходимые условия: листы назначений, передвижной столик с отдельной ячейкой для каждого пациента, мензурки, пипетки, пинцеты, емкость с водой, ножницы.

5. Следует внимательно прочитывать лист назначений, проверять название, дозу и способ введение препарата, сверить с данными на упаковке и срок годности.

6. Обязательно следует проверять пригодность лекарства по внешнему виду и запаху.

7. Таблетки, капсулы при помощи пинцета извлекают из пузырька, помещаются в мензурку, спиртовые настойки вносятся в каплях в мензурку с охлаждённой кипячёной водой.

8. Мензурки помещаются в отдельную для каждого пациента ячейку, промаркированную: Ф.И.О. пациента и № палаты.

9. Во время проведения раскладки медсестре запрещено изменять дозу, самовольно отменять, заменять лекарство на другое, даже с подобным лечебным эффектом.

Правила раздачи лекарственных средств:

1. Раздачу проводить у постели пациента или на посту;

2. Пациент должен получить от медицинской сестры информацию, включающую:

2.1 Точное название и дозу препарата.

2.2 Цель приёма.

2.3 Ожидаемый эффект и время его наступления.

2.4 Условия приема: чем запивать, согласование с приемом пищи и другими медикаментами.

3. Имеющиеся побочные эффекты и как их распознать, предупредить об особенностях данного препарата: о горечи, о возможном изменении цвета мочи или кала.

4. Сделать отметку в листе врачебных назначений о выполнении.