Огласительные беседы перед крещением ребенка. Катехизация перед Крещением. — А какое лично у Вас отношение к катехизации

- Что такое огласительная беседа?

Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению человека, уверовавшего во Христа и желающего вступить в Церковь. Основание оглашения содержится уже в Евангелии, где мы встречаем такие слова Иисуса Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет» (Мк. 16:16). «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28:19, 20).

Из этих евангельских слов ясно, что оглашение перед Крещением – достаточно древняя практика. Во II-III веках оглашение, например, длилось от 40 дней до трёх лет. Готовящийся вступить в Церковь изучал основы веры, регулярно посещал храм, учился молиться и сдавал определённые экзамены (в практике нашей Церкви до сих пор сохранилось требование, чтобы крещаемый перед самим Крещением вслух произнёс Символ Веры). О том, что нельзя крестить человека без предварительного оглашения, говорит масса канонических правил Православной Церкви.

Во времена, когда Российская империя практически полностью состояла из православных людей, и весь быт русского человека был пронизан христианством (он постоянно пребывал в храме, даже читать учился по Священному Писанию, а государственными праздниками были церковные праздники), необходимость в оглашении отпала сама собой. В период же воинствующего атеизма говорить об оглашении просто не приходилось. Однако сейчас, во избежание профанации Таинства Крещения и дабы воспрепятствовать появлению номинальных христиан, вполне необходимо введение в практику обязательного оглашения.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2011 г. был утвержден документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нём, в частности, сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве». При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников (т.е. крёстных). В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения, указывается в документе.

- О чём говорит священник с пришедшим на беседу?

Огласительная беседа – не экзамен, это скорее попытка донести до человека истинную суть Таинства Крещения, разобраться в том, действительно ли он верует.

Молодые мамы часто путают веру и суеверия, отсюда и непонимание, вопросы.

- Могут ли отказать в крещении и по какой причине?

Указания на этот счёт есть в упомянутом документе Священного Синода. Кто-то хочет креститься, и на этом - всё. В храм ходить, изучать основы православия далее не намерен. Другой говорит, что верит, но при беседе выясняется, что его верование противоречит православию. И если такие люди не захотят как-то исправить данное положение вещей, то им будут вынуждены отказать.

Впрочем, большинство людей слабо информировано о той вере, с которой хотят связать свою жизнь. Однако если есть желание узнать – уже хорошо! Тем более если человек затем посещает храм, богослужения. Таинство Крещения означает, что человек входит в Церковь. И если с его стороны нет дальнейших действий, он теряет эту связь, что ещё хуже. Многие ссылаются на то, что им непонятен язык богослужений, что не знают, как вести себя в храме. Так можно подойти к священнику, спросить! Есть масса литературы – можно почитать.

- Как подготовиться к таинству крещения?

Во-первых, следует договориться о беседе со священником и подготовиться к ней самому – разобраться в собственном отношении к вере, в серьёзности своих намерений. И подготовиться к особому периоду в своей жизни - периоду научения, постижения основ православной веры.

Во-вторых, желательно попоститься несколько дней, почитать молитвы. Это могут быть утренние и вечерние молитвы из молитвослова, близкие состоянию души. Приветствуется, если человек придёт на службу в храм (в нашей Литургии первая из её частей так и называется – «Литургия оглашенных»). Но надо учесть, что после слов: «Оглашенные, изыдите!» - некрещёные должны выйти, поскольку причащаться они не могут.

- Говорят ещё, что креститься, якобы, надо в том храме, рядом с которым живёшь. Так ли это?

По нашей епархии подобных указаний точно не было. Логично, конечно, принять Крещение в том храме, который затем будешь посещать. Но в целом - выбор за самим человеком.

Согласно Указу Патриарха и по благословению
священноначалия Северного викариатства, в нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино проводятся огласительные беседы с желающими принять Святое Крещение взрослыми, а также с родителями и будущими восприемниками (крестными) имеющих крестить младенцев и детей, не достигших 15-ти летнего возраста. Целью бесед, проводимых штатным катехизатором прихода, является проверка и возможное повышение уровня сознательной готовности как к принятию Таинства со стороны крещаемых, так и к участию в нем в качестве восприемников – крестных. При отсутствии обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью желающих креститься, прохождение собеседований считается обязательным. В нашем храме иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрино решение по назначению даты Крещения принимается настоятелем храма или заменяющим его служащим священником, исходя из результатов собеседования. Посещение не менее двух бесед обязательно.

Для крещающихся взрослых признаются обязательными следующие требования :

2. Осознание необходимости для каждого православного христианина регулярного и постоянного участия в таинственной жизни Церкви.

3. Приобретение начальных навыков посещения православных богослужений (присутствие на Божественной Литургии).

4. Знание основополагающих христианских молитв, таких как «Отче наш …» и «Символ веры».

5. Предварительное знакомство с текстом Священного писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

Крещению взрослых также должна предшествовать беседа со священником покаянного (исповедального) характера.

В случае крещения младенцев, а также детей, не достигших возраста 15-ти лет, признается обязательным наличие хотя бы одного восприемника (крестного) общего пола с крещаемым ребенком. Если указанный человек является постоянным прихожанином какого-либо иного прихода Русской Православной Церкви, то он может быть освобожден от прохождения собеседования по предъявлении соответствующего подтверждающего документа (справки за подписью настоятеля или духовника с печатью указанного храма). Также крестные имеют право воспользоваться возможностью прохождения огласительной беседы в любом храме подчинения Московского Патриархата при условии последующего предоставления соответствующим образом (см. выше) оформленного подтверждающего документа.

Для крестных родителей (восприемников) крещаемого ребенка обязательно :

1. Понимание и приятие Заповедей Божиих, согласие с основными положениями христианского вероучения и церковной этики.

2. Сознательное и регулярное участие в церковных Таинствах (прежде всего в Таинствах Покаяния и Святого Причащения), а также молитвенной жизни Церкви.

3. Кроме удовлетворительного чтения вслух таких молитв, как «Отче наш …» и Песнь Пресвятой Богородице («Богородице, Дево, радуйся …»), на собеседовании особое внимание уделяется научению крестных ясному прочтению и должному осмыслению догматически важной молитвы «Символ веры».

4. Достаточное знакомство с текстом Священного Писания Нового Завета (как минимум, прочтение от начала до конца Евангелия от Марка).

5. Незадолго до Крещения крестным родителям необходимо исповедаться и Причаститься святых Христовых Тайн .

6. Отсутствие неснятых церковных прещений (отлучение от Причастия, как правило, означает также и запрет на восприемничество).

При выборе крестных родителям следует учитывать некоторые уставные ограничения, а именно :

Восприемниками (крестными) не могут являться родители крещаемых, а также родные и сводные братья и сестры.

Супруги не должны быть крестными родителями одного и того же ребенка; молодые люди, ставшие кумом и кумой, не смогут быть между собой повенчаны.

Крестными не могут становиться монашествующие.

Лица, страдающие психическими заболеваниями, к участию в Таинстве в качестве восприемников (крестных) не допускаются.

Для крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников (крестных родителей) обязательное участие не менее, чем в двух огласительных беседах. На первой беседе в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания , которые все необходимо выполнить до начала второй беседы.

Собеседования в нашем Знаменском приходе проводятся :
каждый четверг в 18:20,
каждую субботу в 15:00
в помещении Никольского (нижнего) храма.

Желающим посетить данные огласительные беседы, просьба приходить заблаговременно, без опозданий .

Внимание! В назначенные дни собеседования могут быть отменены, если они накануне или в сам день двунадесятых и великих праздников.

Если Вы прошли собеседование в другом храме, то Вам необходимо принести к началу наших собеседований в субботу в 15:00 оригинал Свидетельства (справки) о прохождении огласительных бесед с подписью ответственного лица и обязательно с печатью того храма, где Вы эти беседы проходили.

Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня. Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Вопрос : У нас уже в ближайший день назначено Таинство Крещения в другом храме. Можно пройти в вашем храме одно собеседование и сразу получить справку?
Ответ : Нет, это невозможно; так как это является прямым нарушением патриаршего распоряжения. Обязательно нужно достойно подготовиться к Таинству и пройти, как минимум, две огласительные беседы. На первой беседе, после лекции, в обязательном порядке катехизатором должна быть заполнена анкета на крещаемых и восприемников, а также даны для выполнения индивидуальные рекомендации и указания. На второй беседе данные выполненные Вами указания проверяются и по итогам принимается решение о допуске. В Вашем случае, Таинство Крещения лучше перенести.

Вопрос : Сколько времени нужно, чтобы пройти все беседы и подготовиться стать крестным на Таинстве Крещения?
Ответ : Необходимо пройти не менее двух собеседований, на которых проходят лекции о основах христианской жизни; а также выполнить индивидуальные рекомендации и указания, которые Вам будут даны. Как правило, для полной подготовки стать крестным нужно 2-4 недели.

Вопрос : Я занятой человек. Можно ли пройти собеседования заочно или в другое время?
Ответ : Нет, это невозможно. Нужно лично присутствовать на всех собеседованиях, и только в указанное время.

Вопрос : Мы хотим крестить младенца в Вашем храме, крестный прошел собеседование в другом храме. Ему там выдали справку о прохождении огласительных бесед, на ней стоит подпись катехизатора, но на ней нет печати храма. Можете ли Вы принять такую справку?
Ответ : Нет, не можем. Справку, на которой отсутствует печать храма, где проходились беседы, принять не можем. Так как печать подтверждает подлинность подписи катехизатора выдавшего справку, и без печати справку нельзя считать надлежащим образом оформленным документом. По мимо этого в патриаршем Распоряжении ясно написано, что документ заверяется печатью храма. В Вашем случае, необходимо подойти в администрацию прихода того храма, где проходили собеседования, и попросить чтобы поставили печать на Вашу справку.

Вопрос : Наш крестный живет в другом городе, и он прошел собеседование в храме по месту жительства. В настоящее время у нас есть только копия этой справки. Можно ли для оформления Крещения в Вашем храме принести копию справки о прохожении собеседования, вместо оригинала?
Ответ : Нет, нельзя. Для оформления нам нужно принести за один день до Таинства Крещения, а именно в субботу в 15:00 только оригинал справки, который остается у нас. Причем принести данную справку может любой из доверенных Вами лиц.

Вопрос : Я прошел собеседование в другом храме, но справку о прохождении огласительных бесед мне там не выдали. Что мне делать?
Ответ : Если после успешного прохождения огласительных бесед в другом храме Вам не выдали справку, то это является основанием для подачи жалобы в местную епархию или патриархию. Так как это является прямым нарушением патриаршего Распоряжения № Р-01/12 от 03.04.2013 г.

Вопрос : Мы уже успешно прошли собеседование. Как нам назначить день крещения?
Ответ : Крещения в нашем храме проходят только по воскресным дням в первой половине дня (точное время назначается катехизатором). Оформление на крещение осуществляется только за один день по субботам в 15:00 в помещении нижнего храма. Для оформления обязательно иметь при себе документ личности крещаемого (свидетельство о рождении или паспорт).

Священник Дмитрий Черепанов

I. Вступительные замечания II. Миссионерское служение Церкви и катехизация III. Катехизация в Древней Церкви IV. Возможный подход к современной приходской катехизации V. Катехизация и богослужение VI. Углубленная катехизация в миссионерских приходах

I. Вступительные замечания

В начале 2007 года Священным Синодом Русской Православной Церкви была принята «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». Данный документ активно обсуждался Синодальным отделом религиозного образования и катехизации, отделами религиозного образования и катехизации епархий Русской Православной Церкви, этому обсуждению было придано общецерковное значение. Концепция характеризует сегодняшнее положение Церкви в принципиально новых общественно-исторических условиях, когда 1500-летняя традиция «симфонии» государства и Церкви ушла в прошлое и Церковь возвращается к самостоятельному существованию в нехристианском окружении. В результате сложных общественных процессов религиозные традиции в нашей стране были по большей части утрачены, а формы жизни и категории мышления общества более не являются христианскими.

Хотя подавляющее большинство россиян считают себя принадлежащими к Православной Церкви, Православная Церковь остается в сознании людей лишь одним из элементов национальной традиции. При низком уровне знания христианской веры у значительной части верующих имеет место языческое и магическое восприятие православия, обрядоверие, пренебрежение к нравственной и духовной сторонам жизни, потребительское отношение к Церкви и таинствам.

Острейшая проблема современной церковной жизни вскрывается, когда мы задаем вопрос: куда входит человек в таинстве крещения, если после крещения жизнь его ничуть не меняется и он не обретает никакой видимой связи с жизнью поместной Церкви, в которой произошло его крещение? А также что делать с подавляющим большинством номинальных православных христиан, принадлежащих Церкви в силу своего крещения, но не имеющих отношения к ее молитвенной и та инственной жизни, раскрывающейся в зримо явленной христианской приходской общине, собранной вокруг Евхаристии?

Принадлежность Церкви на деле реализуется жизнью в соответствии с евангельской верой и нравственностью, что подразумевает знание основ веры и учения Церкви, и прежде всего – участие в Таинствах Церкви. Поэтому для вступления в Церковь необходима серьезная предварительная подготовка, которая включает в себя как передачу знаний, так и содействие их практическому усвоению, формирование самостоятельной, ответственной, активной жизненной позиции верующего человека. История Церкви и ее каноны говорят о важнейшем значении и роли этой подготовки — катехизации.

Жизнь человека в Церкви согласно заповедям Христа всегда охватывает всё его существование и не может быть фрагментарной. Христианин не может отделить свою общественную, семейную жизнь, профессиональную деятельность от духовного и нравственного контекста евангельской веры. Однако, вера человека и его бытие в Церкви могут быть нарушены через столкновение с иными стандартами и нормами жизни, другими категориями мышления и стереотипами. Поэтому имеет смысл говорить о формировании при вхождении человека в Церковь особенного евангельского мышления, православного мировоззрения, способного поддержать и помочь человеку в следовании избранным непреходящим ценностям и целям.

II. Миссионерское служение Церкви и катехизация

Воспитание и обучение вере Христовой желающих принять Святое Крещение и приобщение их жизни Церкви были названы катехизацией или оглашением, что буквально означает «научение с голоса». Катехизация – это обязанность, следующая из повеления Господа: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф.28.19), и возложенная в первую очередь на принявших призвание к пастырскому служению, а в определенной мере и на всех христиан.

Необходимо подчеркнуть каноническую недопустимость Крещения без предварительной подготовки. Крещение без оглашения и испытания веры запрещается 78 правилом Шестого Вселенского Собора и 46 правилом Лаодикийского Собора. Катехизация перед Крещением должна давать человеку время на осознание важности предпринимаемого им шага и испытание твердости намерений (2 Правило 1 Вселенского собора). Крещение без научения допускается только в случае тяжелой болезни, однако после выздоровления каноны предписывают «в болезни приявшим крещение изучати веру» (47 правило Лаодикийского Собора). Конечно, нельзя накладывать на людей «бремена неудобоносимые» (Лк. 15. 28), однако, если человек не хочет потрудиться ради осознанного вступления в Церковь, то, возможно, следует повременить с его Крещением и призвать его к ответственному отношению к этому шагу: ведь язычник будет судим по закону совести, а давший обеты Крещения — по данным им обетам (Рим. 2. 14).

Катехизация является центральной частью более широкого миссионерского служения Церкви. Цель миссионерства – помочь человеку через слово проповеди обрести покаяние и веру, в результате чего он принимает свободное и ответственное решение о вступлении в Церковь. Человек, принявший такое решение, призван пройти катехизацию – обучение христианскому вероучению и евангельской нравственности, воспитание любви и благоговения перед Богом и Его Церковью. Евангельская проповедь, благодаря которой человек поверил во Христа, посредством катехизации призвана стать практикой христианской жизни в мире и Церкви, что реализуется через вхождение в церковную общину и обретение пастырской опеки.

Катехизация является, таким образом, важнейшей частью миссионерской работы, от ее качества зависит готовность христиан служить Богу, Церкви и ближнему, нести другим свидетельство своей веры, передавать ее своим детям и т.д.

Основные задачи катехизации сводятся к тому, чтобы помочь человеку в:

a ) обретении Евангелия как ориентира и Книги Жизни; принятии в свете Евангелия Предания Православной Церкви, идущего от апостольских времен;

б ) формировании христианского мировоззрения, основанного на Священном Писании и догматических основах Православия, явленных прежде всего в Символе веры;

в ) приобщении к Церкви как Телу Христову, частями которого является каждый из ее членов, а единственным Главой (Еф. 4. 15) и посредником между Богом и людьми (1 Тим. 2. 5) — Господь Иисус Христос.

г ) осознании Евхаристии центром и отправной точкой христианской жизни и любого церковного служения;

д ) вхождении новообращенного христианина в христианскую общину, собранную вокруг Евхристической чаши;

е ) личной духовной жизни;

ж ) знакомстве с каноническими и дисциплинарными нормами церковной жизни;

з ) принятии иерархического и административного устройства Церкви;

и ) обретении своего места и ответственного служения в Церкви.

Общеизвестно, что на сегодняшний день в Русской Православной Церкви отсутствует развитая, эффективная и востребованная программа катехизации, не приходится говорить также о систематической катехизической и просветительской деятельности. Катехизическая деятельность сейчас ведется по большей части по инициативе отдельных священников и приходов, что неизбежно сказывается на эффективности подобных усилий. Единая епархиальная катехизическая программа должна утвердить и согласовать огласительную практику отдельных приходов, объединить катехизические процессы, предлагаемые для различных аудиторий, прежде всего это катехизация детей, подростков, молодежи и невоцерковленных взрослых, изъявивших желание войти в Церковь в сознательном возрасте. Поскольку катехизация является центральным элементом всего процесса воцерковления человека, возникает проблема координации катехизической деятельности с предшествующей ей миссионерской и следующей за нею пастырской деятельностью.

III. Катехизация в Древней Церкви

Перед тем, как рассмотреть возможную систему катехизации в современных условиях, полезно ознакомиться с огласительной практикой Древней Церкви. Ее каноническая огласительная практика включала в себя следующие основные элементы:

Предоглашение . Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.

Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.

Посвящение в катехумены . Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось экзорцистское «дуновение» с чтением запретительных молитв.

Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных. Они читали Священное Писание, пели гимны, участвовали в общих молитвах и слушали проповеди.

Собеседование с епископом. Желающие креститься должны были пройти собеседование, которое чаще всего проводил епископ. Об образе жизни катехуменов, их добрых делах и об искренности их мотивов свидетельствовали не только они сами, но и их крестные родители, игравшие роль поручителей.

Второй этап. Прошедшие собеседование записывались в особую книгу и отделялись от общего числа катехуменов. Большинство взрослых крестилось в канун главных христианских праздников. Интенсивный подготовительный период длился около сорока дней. Предпасхальный период подготовки послужил возникновению и закреплению практики Великого поста.

Предкрещальная катехизация. Специальные занятия с катехуменами на этом этапе нередко проводились ежедневно. На них могли обсуждаться главные события истории спасения, центром которой было Боговоплощение. В этом свете изучалась история Израильского народа.

Моральная подготовка имела свободную форму и во многом зависела от инициативы катехизатора. В ее основе лежало объяснение «пути спасения» и «пути погибели» (Дидахе), десяти заповедей закона Моисея и заповедей Нагорной проповеди.

Изучение Символа веры. Определенный период катехумены изучали основы веры, сообразуясь с Символом веры. Все кандидаты к крещению должны были прочесть его на память перед епископом. В Западной Церкви этот обряд совершался в присутствии верных.

Практическая сторона катехизации. Занятия были нераздельно связаны с жизнью в церковной общине, молитвенной, покаянной и аскетической практикой поместной Церкви.

Толкование молитвы Господней. После изучения Символа веры следовало изучение молитвы Господней и ее прочтение на память накануне Крещения.

Отречение от сатаны и сочетание со Христом. Отречение было отрицательно-очистительным итогом катехизации и подчеркивало радикальность разрыва с языческим греховным прошлым. За ним обязательно следовало сочетание со Христом, поклонение Христу как Царю и Богу.

Крещение. Объяснение обряда Таинства Крещения в одних поместных Церквах совершалось перед, а в других – после самого Таинства. После Крещения и Миропомазания неофиты принимали полноценное участие в Евхаристии.

Тайноводство. Состояло в объяснении обряда отречения от сатаны, Таинства Крещения, Евхаристии и всей Литургии верных. В это время прочитывалось и изъяснялось Евангелие от Иоанна, а также книга Деяний Святых Апостолов, перед новокрещенными раскрывались таинственная, аскетическая и мистическая стороны жизни Церкви.

(по книге «История катехизации в Древней Церкви», П. Гаврилюк)

Данная практика являет собой серьезный и систематический опыт введения человека в жизнь Церкви. Ее внутренняя логика и духовное содержание является прочной основой для катехизации в настоящее время, поскольку культурная, нравственная и духовная атмосфера современного общества значительно ближе к обстановке, в которой находилась Древняя Церковь, нежели к исторической обстановке XIX века.

IV. Возможный подход к современной приходской катехизации

Современная практика Крещения без предварительной подготовки, укрепившаяся в период массовых крещений в 80-90-е гг. XX в., являет собой полную противоположность историческому опыту Церкви и ее каноническим нормам и закрепляет религиозную безграмотность и духовную незрелость наших современников, номинально принадлежащих Православной Церкви и относящихся к категории ее прихожан, но не изменивших языческого отношения к жизни. В настоящее время Отделом Религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви проводится обсуждение норм желательного и приемлемого уровня подготовки к крещению взрослых оглашаемых, а также родителей и восприемников детей. Выявляются объективные критерии готовности приходов, округов, епархий и всей Церкви к введению тех или иных обязательных требований и методов практической организации катехизации, систематически проводимой на уровне епархий и отдельных благочиний.

Главным условием организации полноценной катехизации взрослых является переход от практики еженедельного крещения без подготовки к практике относительно продолжительной подготовки ко крещению (за исключением особых случаев). В этом отношении очень важен опыт Ростовской-на-Дону епархии, в которой, согласно циркуляра Правящего Архиерея (архиепископа Пантелеимона) крещение взрослых допустимо ТОЛЬКО после оглашения в течении месяца. Крещение взрослых проходит отдельно от крещения детей. Четыре огласительные беседы проводятся в течении месяца по одному разу в неделю, занятия могут вести разные люди, поскольку беседы проходят по определенномуплану, в основу которого положен катехизис святителя Филарета (Дроздова), дополненный современной катехизической литературой (план огласительных бесед Ростовской епархии приведен в Приложении №1).

Упомянутую практику оглашения взрослых, используемую в Ростовской епархии, очень желательно дополнить организацией таинства Крещения как торжественного и значимого для жизни всей приходской общины события, совершаемого примерно 3 — 4 раза в год. Воспользовавшись миссионерским опытом Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, возможно проведение крещальных литургий по чинопоследованию, одобренному Святейшим Патриархом Алексием II.

При таком подходе станет возможным набирать в огласительные группы не только желающих креститься взрослых, но и привлекать невоцерковленных родителей, собирающихся крестить своих детей, а также всех, желающих подготовиться к первому причащению. Для работы с такой группой между крещениями есть два-три месяца. В исключительных случаях возможна минимальная катехизация. Огласительные беседы могут проводить священники, дьяконы и специально подготовленные катехизаторы. В случае проведения бесед мирянином или дьяконом необходимо личное знакомство священника с готовящимися к участию в Таинствах. Для крещения ребенка, в случае нецерковности его семьи, необходимо, чтобы оглашение прошел хотя бы один из родителей или ближайших родственников и хотя бы один восприемник. Оптимальным режимом бесед следует признать одну беседу в неделю, чтобы катехумен имел возможность и время усвоить услышанное, прочесть литературу и жизненно откликнуться на призыв Церкви.

V. Катехизация и богослужение

Важнейшей задачей катехизации является знакомство и осознанное восприятие современными людьми богослужения Православной Церкви. Из-за разрыва культурно-исторической традиции в нашей стране, участие в богослужении представляет для современного человека весьма серьезную проблему. Для ее решения, помимо живой проповеди и четкого произношения (пения) богослужебных молитв, важно проводить объяснение богослужения непосредственно в ходе его, для чего надо организовывать специальное миссионерское богослужение.

Еще на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1994 года слова Святейшего Патриарха Алексия II призывали задуматься о миссионерском воздействии православного богослужения: «Наши литургические тексты могут быть величайшим средством учительного, просветительного, миссионерского служения Церкви. Вот почему мы призваны подумать о том, как сделать богослужение более доступным людям «. В соответствии с предложениями Его Святейшества, в Определении Собора “О православной миссии в современном мире” было записано, что “Собор считает исключительно важным глубокое изучение вопроса о возрождении миссионерского воздействия православного богослужения” и усматривает “крайнюю необходимость развития практических церковных усилий” в том направлении, чтобы “сделать более доступным пониманию людей смысл священнодействий и богослужебных текстов”.

«Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» рекомендует «проведение специальных миссионерских богослужений, на которых богослужение сочетается с элементами катехизации, предполагающими употребление одобренных священноначалием богослужебных форм, более доступных для понимания новоначальных». В современной церковной практике по благословению правящих архиереев в целях миссии и катехизации в некоторых регионах проводятся специально организованные богослужения, которые обладают следующими особенностями:

  • Богослужение без нарушения его целостности и молитвенного настроя верующих в необходимых случаях сопровождается очень кратким пояснением произносимых молитв и совершаемых священнодействий;
  • На время богослужения в храме поддерживается благоговейная тишина, прекращается торговля и убираются другие отвлекающие факторы;
  • Евангелие, Апостол, паремии и другие чтения Священного Писания читаются или повторяются на русском языке лицом к народу;
  • Проповедь произносится после чтения Слова Божия по теме Писания, а так же по необходимости в конце богослужения с учетом нужд жизни церковной общины;
  • Молитвы евхаристического канона читаются отчетливо и слышимо для верующих;
  • Паузы между запричастным стихом и причащением сводятся к минимуму.

Чтобы не вызвать смущение у людей, давно привыкших к определенным формам богослужения, миссионерское богослужение можно проводить на специальных миссионерских приходах, создание которых рекомендует «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви». «Концепция» определяет следующие особенности миссионерского прихода :

  • Главная его цель – осуществление миссионерской деятельности на территории его пастырской ответственности.
  • Желательно, чтобы его клир знал богословие миссии и приобретал практический опыт миссионерства.
  • Целесообразно, чтобы миссионеры имели или приобретали светское высшее образование.
  • Приходское собрание данного прихода должно состоять преимущественно из прихожан, активно участвующих в миссионерской деятельности, знающих проблемы и нужды современной миссии.
  • Приход обязан заниматься социальной диаконией.
  • В миссионерском приходе необходимо сформировать институт миссионерских катехизаторов. Миссионерское служение мирян необходимо скоординировать по разным аспектам работы в соответствии с образованием и профессиональными навыками конкретного миссионера.
  • В приходе богослужения должны иметь преимущественно миссионерскую направленность.
  • Миссионерскому приходу по благословению епархиального Преосвященного желательно постоянно поддерживать контакты в методической сфере с Миссионерским отделом Московского Патриархата.

VI. Углубленная катехизация в миссионерских приходах

Целенаправленная и разносторонняя миссионерская работа как особое Церковное служение, осуществляемое в миссионерских приходах, подразумевает и проведение более глубокой и разносторонней катехизации взрослых верующих. Особую сложность современной церковной жизни представляет то обстоятельство, что оглашать необходимо не только готовящихся ко Крещению, но и невоцерковленных, хотя и крещенных в детстве, людей. Поскольку при катехизации в большинстве случаев приходится иметь дело с людьми уже крещеными, а иногда и регулярно причащающимися, или с отходившими по какой-либо причине от Церкви, или с малолетними, больными или престарелыми, то нижеизложенный вариант проведения катехизации является лишь примерной схемой желательного минимума катехизации.

Катехизация как подготовка к Таинству Крещения (или первому Причастию) может быть организована в три этапа: подготовительный (предоглашение), основной (оглашение) и заключительный (таинствоводство). Подобный трехэтапный подход к катехизации является исторической практикой Православной Церкви, на ней основан, в частности, фундаментальный катехизис святителя Филарета (Дроздова), в котором три этапа катехизации раскрываются как научение оглашаемых трем главным христианским добродетелям – Вере, Надежде и Любви.

1. Подготовительный этап (Предоглашение)

Оглашение в идеале начинается с того момента, когда человек обрел веру во Христа Спасителя и Его Церковь и осознанно и свободно принял ответственное решение стать православным христианином – то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Единого Личного Живого Бога - Творца мира и нашего Небесного Отца, и в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего и всех людей и мира. Цель начального этапа — дать возможность человеку проверить истинность своего выбора и, с другой стороны, — Церкви проверить этого человека, искренность и последовательность его христианских намерений. Именно на этом этапе возможно помочь человеку изменить свою мотивацию в случае ее ошибочности (например, при крещении ради сохранения здоровья). Важно помнить, что прежде, чем требовать от человека произнесения обетов Крещения, необходимо познакомить его с содержанием веры, по которой он обещается жить, и объяснить само чинопоследование Крещения. Подготовительный этап предполагает организацию и проведение периодических встреч (бесед) со стремящимися к воцерковлению людьми, которые могут продолжаться в течение длительного времени (до одного года). Важной особенностью первого этапа является активное участие оглашаемых в беседах, ведущихся в форме диалога, с тем чтобы оглашаемые имели возможность задать вопросы, обсудить волнующие их проблемы и т.д. Готовность перехода оглашаемого на следующий этап должен определять катехизатор совместно с ответственным за катехизацию священником.

На подготовительном этапе научение новообращенных христиан предполагает, во-первых, знакомство человека со Священным Писанием Нового Завета и раскрытие на его основании главных христианских ценностей, а также ознакомление человека с основными понятиями и языком библейской традиции. Во-вторых, утверждение веры в личного Бога-Творца и Сына Божьего Спасителя Иисуса Христа, научение молитве и послушанию Богу. В-третьих, знакомство с основными сторонами церковной жизни, прежде всего с богослужением, ключевыми дисциплинарными требованиями, традициями местной церковной общины. В-четвертых, начальное утверждение христианской нравственности, что предполагает знакомство с ветхозаветными и евангельскими заповедями как основах духовной жизни.

Принципиально важно, чтобы были раскрыты следующие темы:

а) О Боге и о вере.

Катехизатор призван раскрыть перед оглашаемыми евангельские основы веры, познакомить человека с тем, что Сам Бог открыл людям, помочь человеку обрести личную и живую веру в Бога, доверие и верность Ему, а не «правильную» идеологию.

б) Понятие греха.

Весьма искаженным у людей бывает представление о грехе, ограниченное смертными грехами и обрядовыми нарушениями. Без евангельского представления о грехе как поврежденности человеческого естества невозможно понимание нашего спасения во Христе. Поэтому необходимо заложить основы святоотеческого понимания греха и страстей как его первопричин, но без углубления в аскетическую практику.

в) О Христе и Его заповедях.

Христианство — это жизнь во Христе, поэтому важно засвидетельствовать о Христе-Богочеловеке. Необходимо, чтобы за время первого этапа оглашаемые познакомились с содержанием трех синоптических Евангелий, попытались его осмыслить и соотнести свою жизнь с евангельским мировоззрением. В качестве минимального требования можно предложить прочтение одного из синоптических Евангелий. Важно пробудить в оглашаемых живое отношение ко христианской нравственности, раскрываемую в евангельских притчах (о блудном сыне, о самарянине, о талантах и др.).

г) О Церкви и молитве.

Практическая религиозная жизнь раскрывается в Церкви как собрании верующих через сознательное участие в ее молитвах и Таинствах. Катехизатор призван содействовать проявлению у людей чувства Церкви и формированию правильных понятий о ее устройстве, свойствах и Таинствах применительно к современной жизни. Вхождение человека в Церковь должно начинаться не с подчинения авторитету Церкви, а с любви и доверия к ней. Дело не в «авторитете» Церкви, а в ее правде, в ее свете и благодати, и если сердце человека увидит это в Церкви, она становится и «авторитетом» для него, но не обратно.

Уже на начальном этапе оглашения очень важно помочь новобращенному включить в свою личную жизнь следующее:

а ) Регулярное чтение Евангелия с выяснением всех внешних и внутренних вопросов в сопоставлении со своими устремлениями, опытом и интуицией.

б ) Ежедневную молитву Богу о себе и своих близких.

в ) Еженедельное (по возможности) посещение богослужения. Конечно, вместе с тем необходимы и общение с клиром храма и христианами.

г ) Стремление к нравственной жизни по Евангелию. Здесь же очень важно познакомить и приобщить человека к посильным делам милосердия и сострадания ко всем нуждающимся.

Результатом этого этапа оглашения должно стать обоюдное согласие новообращенного и священника на совершение Таинства Крещения и переход к основному этапу оглашения.

2. Основной этап (Просвещение)

Цель основного этапа — подготовить человека непосредственно к Таинству Крещения (или первому Причастию).

Во время этого этапа новообращенному предлагается ряд встреч (не менее 10) для систематического изучения Священного Писания Нового Завета, основных вероучительных истин и для знакомства с общим литургическим и каноническим строем Церкви.

Регулярная храмовая молитва должна стать для новообращенных определенной нормой. Им желательно еженедельно посещать храм, если возможно, в субботу вечером (не обязательно с начала и не обязательно до конца богослужения) и в воскресенье утром (с начала и до конца Литургии оглашенных).

Обучение на этом этапе требует дисциплины, пропуски занятий не желательны. Встречи оглашенных и их занятия не должны вырождаться в школу, в простое обучение, в передачу знаний, перестав быть духовным процессом и действием на подготовительном этапе христианской жизни взрослого человека. Очень важно участие готовящихся ко Крещению во внебогослужебной жизни общины, важно личное неформальное доверительное общение с клиром и прихожанами.

Изучение Священного Писания Нового Завета на основании святоотеческого наследия желательно проводить в виде евангельских бесед с такими элементами, как совместное прочтение текста и групповое обсуждение.

Основные вероучительные темы катехизации на этом этапе определены Символом веры. Раскрытие этих тем может быть различным и не должно ограничиваться формальными схемами. Нельзя требовать обязательного принятия второстепенных вопросов и местных традиций как основ веры.

На этом этапе необходимо подробно раскрыть перед людьми сущностные и практические аспекты подготовки христиан к исповеди и Причастию. Результатом подготовки на этом этапе должен стать опыт по евангельскому осмыслению своей собственной жизни и по исполнению евангельских заповедей и церковной дисциплины. Очень важно, чтобы во время катехизации у оглашаемых возник дух общности, доверия, открытости и взаимопомощи, а также ясное чувство церковности их жизни, нового этапа их воцерковления.

После окончания второго этапа катехизации в нормальном случае должно следовать Крещение. Тогда же все оглашаемые могут принести свое личное покаяние в исповедально-доверительной беседе . При подготовке к первому Причастию (в случае, если человек был крещен до начала оглашения) оглашенным необходима первая исповедь.

Во время совершения самого Крещения новообращенные должны не просто понимать происходящее, но и всем сердцем участвовать в нем. Крещаемые сами должны отвечать на все вопросы, сами свидетельствовать о своей вере чтением Символа веры. Хорошо бы им сразу после Крещения произнести 31-й псалом. В тот же день или на следующий новокрещенным надо начать участвовать в Евхаристии. Возможно совершение крещальных литургий (по чинопоследованию, изданному Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом).

После совместного причастия всех, в том числе крестных (в случае крещения детей) и катехизаторов, можно отпраздновать вместе с прихожанами Крещение новых членов прихода.

Заключительный этап катехизации (Таинствоводство)

Со дня Крещения и причастия начинается заключительный этап катехизации — непосредственное вхождение в церковную жизнь. Его длительность и содержание следует определять исходя из конкретной ситуации. Как минимум необходимо совершить краткое таинствоводство, проходя которое новообращенные христиане могут полнее приобщиться к богослужебной и таинственной жизни Церкви. Таинствоводство может быть построено в виде нескольких встреч и в виде специальных миссионерских богослужений.

Этот этап предполагает более серьезное участие общины в жизни новокрещенного христианина. Кроме исповеди и личных встреч с пастырями хорошо бы вовлечь новообращенных в приходские встречи. Важно включить молодых людей в различные общинные инициативы: культурные, волонтерские, хозяйственные и т.д.

Реальная катехизация может иметь разные формы, в том числе заочную, однако все они требуют специального опыта и персональных разработок и рекомендаций.

Приложение № 1

План четырех огласительных бесед, проводимых в Ростовской-на-Дону епархии при крещении взрослых

Беседа I (Объяснение основных понятий)

  • Вера и знание (Понятия «вера» и «знание») .
  • Религия (Понятие «религия», существование множества религий, краткая характеристика православной религии)
  • Откровение (Рассказать о видах откровения, дать признаки сверхъестественного Откровения, рассказать о естественном богопознании)
  • Крещение (Объяснить в чём заключается смысл крещения, рассказать о дальнейшем преуспеянии новокрещённого в делах христианских)
  • Молитва (Дать краткую характеристику видам молитв и молитвенных правил)
  • О Крестном знамении (Объяснить, что для христианина значит Крест Христов, как правильно налагать крестное знамение)
  • О святых местах (Почитание святых икон, угодников Божиих, мощей)
  • О Храме (Рассказать об устройстве Храмов, о богослужении, о священных временах, об участии новокрещённого в литургической жизни Церкви)

Беседа II (Истолкование Символа веры I ч.)

  • Догмат (Раскрыть понятие «Догмат», рассказать о Вселенских соборах, акцентировать на необходимости знания новокрещённым слов Символа веры) .
  • О I члене Символа веры «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимых же всем и невидимым» (Обратить внимание на понимание Единства Существа Божия и раскрыть православное учение о Святой Троице в связи с этим, рассказать о сотворении мира) .
  • О II члене Символа веры «И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истина от Бога истина, рождена, не сотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша» (Раскрыть православное учение о Второй Ипостаси Пресвятой Троицы, акцентировать внимание на равенстве Бога Сына и Бога Отца по природе, раскрыть православное учение о предвечном рождении Сына)
  • О III члене Символа веры «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася» (Раскрыть православное учение о воплощении Господа нашего Иисуса Христа)
  • О IV члене Символа веры «Распятого же за ны при Понтийском Пилате, и страдавша и погребена» (Раскрыть православное учение об искупительной Жертве Христа Спасителя) .
  • О V члене Символа веры «И воскресшаго в третий день по писанием» (Раскрыть православное учение о Воскресении Христовом, акцентировать внимание на важности этого догмата) .
  • О VI члене Символа веры «И возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца» (Раскрыть православное учение о Вознесении Спасителя) [ 5,154-161;13,173-176].
  • О VII члене Символа веры «И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца» (Православное учение о втором пришествии Христа) .

Беседа III (Истолкование Символа веры II ч.)

  • О VIII члене Символа веры «И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (Раскрыть православное учение о III Ипостаси Пресвятой Троицы — Святом Духе, акцентировать внимание на равенстве Святого Духа с Богом Отцом и Богом Сыном по природе, раскрыть православное учение о личных свойствах Святой Троицы) .
  • О IX члене Символа веры «Во едину святую, соборную и апостольскую Церковь» (Раскрыть православное учение о Единстве Церкви, объяснить термин «соборность», акцентировать внимание на цели существования Церкви земной) .
  • О X члене Символа веры «Исповедую едино крещение во оставление грехов» (Рассказать о семи церковных таинствах) .
  • О XI члене Символа веры «Чаю воскресения мертвых» (Православное учение о всеобщем воскресении мертвых) .
  • О XII члене Символа веры «И жизни будущаго века. Аминь.» (Православное учение о будущем блаженстве рода человеческого) .

Беседа IV (Истолкование десяти заповедей, заповедей Блаженств, молитвы «Отче наш…»)

  1. Десять заповедей Закона Божия (Объяснить понятие «закон», акцентировать внимание на тематическое деление заповедей Закона Божия на две части, отобразить изменение в понимании заповедей Закона Божия в Новом Завете) .
  2. Девять заповедей блаженства (Объяснить понятие «блажени», акцентировать внимание на понимании заповедей блаженств, как лествицы духовного совершенствования, дать краткую характеристику каждой заповеди) .
  3. Молитва Господня «Отче наш…» (краткое толкование молитвы) .
  1. Св. Кирилл Иерусалимский «Огласительные и тайноводственные слова». М., 1991.
  2. Св. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры».- Р. -на- Д., 1992.
  3. Св. Василий Великий «Шестоднев». М., 1991.
  4. Св. Феофан Затворник «Путь ко спасению». М., 2000.
  5. Кассиан (Безобразов), еп. «Христос и первое христианское поколение». М., 2001.
  6. Алипий (Кастальский — Бороздин), архим. «Догматическое богословие».ТСЛ., 2000.
  7. Флоровский Георгий, прот. «Догмат и История». М., 1998.
  8. Воронов Ливерий, прот. «Догматическое богословие». Клин, 2000.
  9. Шмеман Александр, прот. «Водою и Духом». М., 1993.
  10. Шмеман Александр, прот. «Исторический путь православия». М., 1993.
  11. Нефёдов Геннадий, прот. «Таинства и обряды Православной Церкви». М., 2002.
  12. Слободской Серафим, прот. «Закон Божий». ТСЛ., 1993.
  13. Давыденков Олег, иерей. «Катихизис. Введение в догматическое богословие». М.,2000.
  14. Лосский В. Н. «Догматическое богословие». М., 1991.
  15. Осипов А. И. «Путь разума в поисках истины». М., 1999.
  16. «Православие в жизни». (Сборник статей). Клин, 2002.
  17. «О вере и нравственности по учению Православной Церкви». (Сборник статей). М., 1991.
Приложение № 2

Возможный список тем основного этапа катехизации на миссионерском приходе

  1. Бог и мир. Сотворение мира и человека.
  2. Грехопадение и начало истории человека.
  3. Божественное Откровение и Богопознание. Священное писание и Священное предание Церкви.
  4. Священная история – История Спасения человека. Заветы Бога с Авраамом Моисеем и Давидом.
  5. Земная жизнь Спасителя – Сына Человеческого и Сына Божьего. Новое человечество, предвозвещенное через пророков.
  6. Евангельское благовестие: учение, заповеди блаженства, молитва «Отче наш».
  7. Страдание, смерть, воскресение и вознесение Спасителя, Новая Пасха и Новый Завет.
  8. Пятидесятница и рождение Церкви – нового народа и нового мира Божьего. Святость, соборность и апостоличность Церкви.
  9. Никео-ЦареградскийСимвол Веры. Вселенские Соборы. Церковь в истории.
  10. Вселенское Православие, основные христианские конфессии и нехристианские религии.
  11. Откровение о конце истории, Второе Пришествие Христа, воскресение и суд. Жизнь будущего века.
  12. Богослужение Православной церкви.
  13. Введение в таинство крещения (просвещения). Крещальные обеты.
  14. О христианской жизни, духовные дары и служения.
  15. Исповедь за всю жизнь, подготовка к причастию и рассказ об участии в Евхаристии.

Религиозное образование и катехизация

01.01.2012 03:00

По субботам в нашем Храме с 15-30 до 17-00 проводятся
занятия для взрослых.

Занятия проводятся в доме причта рядом с храмом. Приглашаются все желающие!
В воскресенье, после утренней службы проводятся
занятия для детей.

Церковно-приходская Воскресная школа храма святого апостола Иакова Заведеева является начальной формой религиозного образования. Духовный наставник и педагоги ставят своей целью воспитывать учащихся в духе евангельских заповедей с тем, чтобы Закон Божий становился законом их жизни. Потому что без воцерковления даже знание наизусть Священной истории и литургики будет бесполезным для души, а иногда даже вредным.
Воспитанники школы разделены на две группы по возрастному принципу. В младшей группе учатся дети с семи до десяти лет. Дети знакомятся с основами Закона Божия, узнают жития святых, поют церковные песнопения, много рисуют. В старшей группе дети начинают систематическое изучение Закона Божия, знакомятся с догматическим учением Православной Церкви, разучивают церковные песнопения.
Взрослым, которые хотят получить систематические знания о православной вере, Воскресная школа предлагает посещать катехизические беседы. В рамках этих бесед проходят занятия по Священному Писанию и богослужению Православной Церкви.
В Воскресной школе существуют свои традиции. В преддверии Рождественских и Пасхальных праздников учащиеся готовят тематические поделки. В светлые дни празднования Рождества Христова и Пасхи проходят детские праздники, Масленицу Воскресная школа празднует одной большой семьей.
Совершаются паломнические поездки. Воспитанники школы уже побывали в Софрино, Радонеже и других городах, посетили множество монастырей и храмов.
Подобные мероприятия направлены на приобщение воспитанников к церковной традиции, формирование у учащихся правильного отношения к сокровищам православной веры. Воскресная школа призвана помочь православным родителям в воспитании у детей христианского мировоззрения и при всем желании не может заменить участие родителей в духовном образовании детей. В связи с этим, успех деятельности Церковно-приходской Воскресной школы (основной задачей которой является воцерковление детей) невозможен без воцерковления родителей.

Катехизация перед Крещением

01.01.2011 03:00

"Прошло то время, когда мы, радуясь самому желанию принять святое Крещение, откликались на него незамедлительно.
Сегодня важно пояснять приходящему к Таинству, какие обязательства он принимает на себя, становясь членом Церкви, надо пояснять и крестным родителям, какую ответственность они берут, воспринимая младенцев из купели Крещения."

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2010 г.

ОГЛАСИТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ

В нашем храме проводятся по пятницам
по окончании вечернего богослужения.
Беседы проводятся со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения.
В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники.

Готовящимся к Таинству Крещения

01.01.2011 03:00

Крещение есть принятие человека в Церковь по его вере (Мк. 16.16) или (если он ребенок) по вере его родителей. Оно является новым рождением в Боге (Ин. 3.3). И как плотское рождение неповторимо, так и крещение совершается над человеком один раз (Еф. 4.5). Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения. Это отношение выявляется в течение подготовки к Крещению, называемой оглашением. Цель такой подготовки – ознакомить оглашаемого с основными понятиями православного вероучения, христианской нравственности и церковной жизни. Оглашение направлено на укрепление веры человека и его готовности изменить свою жизнь ради Христа. Помимо огласительных бесед требуется и самостоятельная подготовка готовящегося к Крещению, которая включает в себя:

1) изучение Символа веры и Молитвы Господней (Отче наш), знание их текста наизусть;
2) чтение Четвероевангелия;
3) участие в церковных богослужениях в возможной для оглашаемых степени.

Огласительные беседы проводятся со всеми взрослыми и детьми старше 12 лет, желающими принять Таинство Крещения. В случае крещения младенцев подготовку должны пройти родители и восприемники. Продолжительность оглашения зависит от степени подготовленности оглашенного.

Перед совершением Таинства необходима исповедальная беседа, во время которой священник раскрывает смысл обетов Крещения и выявляет отношение к ним оглашаемого. Выясняет, нет ли в жизни человека препятствий к участию в Таинстве Крещения (жизнь и деятельность, не соответствующая нормам христианской нравственности). В случае выявления препятствий совершение Таинства должно быть отложено до времени решительного исправления жизни оглашаемого. Чин таинства Крещения состоит из: 1) покаяния, 2) обряда оглашения, 3) самого Крещения, 4) Миропомазания, 5) Причащения Св. Тайн.

Необходимо помнить, что церковные таинства исключают всякий «автоматизм». Причастность христианина Духу Божию, явление плодов Крещения в христианской жизни зависит от ревности и усердия верующего: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного… отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф. 7: 21-23); Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11: 12). Поэтому после совершения Таинства новокрещеный готовится к последующей церковной жизни и участию в жизни прихода.

«Крещеная вера» в России в современном варианте

«Креститься или нет?» — задают часто вопрос ближайшие родственники не определившихся в вере людей, сочувствующие православной вере и Церкви и сами по жизни крещеные, хотя и чаще всего невоцерковленные. И получают очень часто ответ: «да, и поскорее», «жизнь или смерть», «Божия благодать сходит» и многое другое в этом же духе. Или же сами бывают непременно убеждены в этом, подталкивая своих родных ко крещению.

Однако причем здесь «жизнь или смерть», если сам неопределившийся человек может быть теплохладен и безразличен ко Христу и Евангелию? После крещения такие люди часто не воцерковляются и не веруют по-прежнему в большинстве случаев; их жизнь и ее ценности не меняются. Их преображение не происходит, поскольку Господь смотрит не на внешнее произведенное священнодействие, а на суть, на сердце человека… И если сердце его далеко от Господа, то никакое крещение не помогает. Не маги же священники, в конце концов. Тем не менее, у нас в народе давно уже зачастую самому крещению придается какой-то особый самодостаточный смысл, независимо от личной веры и образа жизни человека, тогда как в древности люди проходили просто начальные обряды инициации, становясь оглашенными, и в таком состоянии могли находиться по нескольку лет, прежде чем стать полноценными христианами, членами Церкви. И за оглашенных Церковь молилась. А у нас сейчас большинство прихожан храмов как раз находятся в состоянии оглашенных, а уж о номинально крещеных и говорить нечего. И все это настолько глубоко укоренилось в народном сознании, что большинство священнослужителей сознают всю нелепость нынешней практики, но никто не решается кардинально ничего менять, дабы не травмировать, не оттолкнуть и не огорчить настаивающих на крещении при полной к нему неготовности. Получается прямо по словам одного из героев Лескова: «крещеная вера»… Дай Бог, если хоть на одну подготовительную беседу пришли бы до крещения! Хотя опыт показывает, что одной-двух часовых бесед перед крещением бывает совершенно недостаточно.

Квинтессенцией такого очень распространенного подхода, как в народе в целом, так и в нашей Церкви среди вполне уверовавших и практикующих прихожан и даже священников явился следующий ответ православной христианки на вопрос одной невоцерковленной молодой женщины, следует ли креститься ее сестре, если ей все равно, она не верует во Христа, но ее мама желает, чтобы та стала крещеной:

«За всех крещенных церковь молится. Каждый раз, когда в церкви провозглашают «и всех православных христиан» на Ваш «небесный счет» тоже грошик переводится, а на счет Вашей сестры ничего. И если Ваша мама раз в год в церковь записочку подает о поминовении, то Вас обязательно запишет, а сестру Вашу не сможет» . Не понятно, правда, чем такой взгляд отличается от средневеково-католического в отношении индульгенций… Да, многим родным ТАК ЛЕГЧЕ, легче думать, что можно записку подать за родного и близкого, он крещеный, — неважно, что вне Церкви и не верует… Перефразируя известную строку поэта Н.А. Некрасова, согласно этому представлению получается: «христианином можешь ты не быть, но крещеным быть обязан». Но это не соответствует той серьезности и высоте таинства, которому Церковь в древности ему придавала и в принципе должна ему всегда придавать.

Впрочем, бывает и гораздо более серьезный ответ, как, например, такой, вытекающий из определенных впечатлений, полученных в жизненном опыте:

В жизни окружающих меня людей многократно было так, что после «случайного» и совершенно неосмысленного крещения Бог приводил их в церковь, а один стал священником, правда это совсем особенный случай. Это я о взрослых.

И здесь трудно что-либо возражать, тем более что призывающая Божия благодать действует везде и в то же время совершенно особым образом для каждого человека. Правда, если она вдохновила человека и подвигла к вере много времени спустя после формально состоявшегося крещения, это вовсе не означает, что само ее действие было следствием когда-то проведенного священнодействия. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (). Не может быть в данном случае однозначного ответа и, тем более, истолкования в виде причинно-следственной связи, поэтому лучше всего придерживаться Писания и предания о крещении, которому следовала древняя Церковь. И здесь также уместно задуматься о словах апостола Павла об иудейском обрезании, которое явилось прообразом святого Крещения:

«Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием. Итак, если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание? И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании? Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (). Если заменить слово «обрезание» на «крещение», а «закон» на «веру во Христа и Евангелие», не получится ли то же самое? «Те, кто во Христа крестился, во Христа ОБЛЕКЛИСЬ». А думать, что само по себе крещение, независимо от веры, спасительно — это заблуждение. Спасает вера, приносящая плоды, первый из которых — ПОКАЯНИЕ. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». «Мы, служители Христовы, каждого приемлем, и состоя в звании как бы привратников, оставляем дверь незатворенною; итак, можно тебе взойти и с душою оскверненною грехами, и с намерением нечистым. Взошел ты, удостоен, имя твое записано. Видишь ли cиe важное церковное чиноположение? Созерцаешь ли порядок и благочиние? Чтение писаний? Присутствие Священнослужителей и непрерывность поучений? Возблагоговей пред местом сим и научись из созерцаемого. Выйди сегодня благовременно, и взойди завтра благовременнейше. Если душа твоя облечена в одежду сребролюбия, то взойди одевшись иначе: скинь одежду прежнюю, не закрывай; скинь одежду любострастия и нечистоты, и облекися в светлую одежду целомудрия. Я возвещаю тебе прежде, нежели приидет Жених душ Иисус, и увидит одежды. Много тебе на это времени… Много способного времени — и раздеться и измыться, и одеться и взойти. Если же ты останешься в злом произволении своем; то и проповедующий тебе не виноват будет, а ты не надейся получить благодать. Вода тебя примет, но дух не примет. Кто видит на себе рану, тот да приложить пластырь; кто пал, да восстанет, Никто из вас да не будет Симоном, да не будет в вас ни лицемерия, ни любопытства о сем деле» (свят. Кирилл Иерусалимский, «Поучение предогласительное»). С свят. Кириллом единомыслен и преп. Иоанн Дамаскин: «Не должно откладывать крещения, когда вера приступающих к нему засвидетельствована делами. Ибо тот, кто с лукавством приступает ко крещению, скорее будет осужден, нежели получит пользу» . Авраам был некрещеный, однако спасся, будучи «отцом всех верующих». Не все некрещеные погибнут, как и не все крещеные спасутся. А кому дано больше, с того больше спрос. Но аргументы от Писания и Священного Предания, как правило, не действуют на многих наших соотечественников, рассматривающих крещение как неотъемлемую часть их быта при рождении детей (неважно, будут ли они воспитываться в вере и есть ли, кому воспитывать) или всерьез думающих, что некрещеным переступать порог храма возбраняется.

И вот здесь-то высшему и среднему духовенству нашей Русской Православной Церкви следовало бы подумать, как переломить этот многовековой сложившийся в народе взгляд на крещение, поскольку опыт катехизации в дореволюционные времена среди наших предков в России практически отсутствовал, ибо распространялся преимущественно на иноверцев. Создается неустранимый в нашей жизни парадокс: за крещеных у нас принимают записки вплоть до поминовения на проскомидии, пусть даже если это были бы неверующие; их отпевают, по ним служат панихиды, а за некрещеных или верующих инославных, которые могут быть по состоянию души гораздо ближе и ко Христу, и к нашей же Церкви, чем многие номинальные православные, молитва отсутствует (кроме весьма общей фразы на Великой ектенье «о соединении всех»). И это одна из черт нашей современной церковноприходской жизни, лишь способствующей консервации укоренившегося неправильного взгляда на крещение. Люди хотят, и, кстати, интуитивно вполне справедливо, церковного поминовения своих неверующих родственников, им нужна «зацепка», которой вроде бы нет, и тогда они подталкивают своих неверующих родных ко крещению!

Но есть и еще более серьезная богословская проблема. В сознании многих вполне церковных людей укоренилось представление о том, что некрещеный вообще и младенец в частности однозначно не спасется. Этот взгляд происходит от концепции наследования вины первородного греха, распространившейся на Западе со времен полемики блаж. Августина с Пелагием и проникшей в позднейшие времена в православное догматическое богословие. По свидетельству современного исследователя истории катехизации в древней Церкви, диакона Павла Гаврилюка, «К середине V в. христиане разных толков стали составлять большинство среди населения крупных городов Римской империи… Постепенно обычай крестить младенцев и маленьких детей стал все более и более распространенным. Церковь всячески поощряла его… В Западной церкви учение о первородном грехе было дополнительным стимулом к скорейшему крещению детей. Согласно этому учению, младенцы, умершие некрещеными, принадлежат к части отверженного Богом человечества (massa damnata) и осуждены на вечные муки, так как на них лежит несмытая вина Адамова греха» .

Однако греческим отцам не было свойственно представление о наследовании вины Адама, хотя единство всего человеческого рода никогда не отрицалось. Как пишет прот. Иоанн Мейендорф, «Доктрина Павла о двух Адамах («Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (), а также платоническая концепция идеального человека, навели Григория Нисского на мысль, что стих – «И сотворил Бог человека по образу Своему» — говорит о сотворении человеческого рода в целом. Поэтому понятно, что грех Адама также должен иметь отношение ко всем людям, точно так же, как спасение, принесенное Христом всему человечеству, есть спасение для всего человечества; но и первородный грех, как и спасение, не могут быть осуществлены в отдельной жизни какого-то одного человека без участия его личной и свободной ответственности.

Библейский текст, сыгравший решающую роль в споре Августина с пелагианами, содержится в Послании к Римлянам 5:12. Павел, говоря об Адаме, пишет: «…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что все согрешили (eph ho pantes hemarton)». В этом месте и содержится главное затруднение для перевода. Последние четыре греческих слова были переведены на латынь выражением in quo omnes peccaverunt – «в ком (то есть в Адаме) все люди согрешили», и этот перевод служил на Западе оправданию доктрины о вине, унаследованной от Адама и распространившейся на всех его потомков. Но такой смысл нельзя было извлечь из оригинального греческого текста – византийцы же, разумеется, читали греческий оригинал. Оборот eph ho – сокращение от epi в соединении с относительным местоимением ho – можно перевести как «потому что», и именно такое значение принимается большинством современных ученых, независимо от их конфессиональной принадлежности. Такой перевод позволяет понять мысль Павла так: смерть, которая была «возмездием за грех» () для Адама, еще и наказание, применяемое к тем, кто, как и Адам, грешит. Следовательно, прегрешению Адама придается космическое значение, но не утверждается, что потомство Адама «виновно», как был виновен Адам, разве что и потомки тоже грешат, как он грешил… Eph ho, ели этот оборот означает «потому что», является местоимением среднего рода; но он может пониматься и в мужском роде, если его отнести к непосредственно предшествующему существительному thanatos («смерть»). Тогда предложение приобретает смысл, почти невероятный для читателя, начитанного творениями Августина, но именно так понимало рассматриваемую фразу – в этом не приходится сомневаться – большинство греческих отцов, а именно: «как грех пришел в мир через одного человека и смерть через грех, так смерть перешла на всех человеков; и по причине смерти, все человеки грешили…» . Отсюда следует, кстати, что мнение о том, что в крещении смывается первородный грех, не имеет под собой серьезных оснований ни в Писании, ни в восточном святоотеческом предании. Если бы это было так, то по крещении человек становился бы бессмертным физически, каким Адам мог быть, если бы не согрешил. Преп. Иоанн Дамаскин, живший гораздо позже Августина, введшего само понятие первородного греха, ничего не пишет, говоря о крещении, в этом ключе, но делает вслед за свят. Григорием Богословом (слово 40, на святое Крещение) акцент на соучастии в погребении с Господом во оставление грехов с тем, чтобы с Ним и возродиться от тленной жизни для Царства Божия: «Ибо, так как Бог создал нас в неистление, — а когда мы преступили спасительную заповедь, осудил на тление смерти, чтобы зло не было бессмертным, то, снизойдя к рабам своим, как благоутробный, и сделавшись подобным нам, Он своим страданием избавил нас от тления; из святого и непорочного ребра Своего извел нам источник отпущения: воду для нашего возрождения и омытия от греха и тления, кровь же, как питье, дающее вечную жизнь. И Он дал нам заповеди — возрождаться водою и Духом при наитии на воду Святаго Духа через молитву и призывание. Ибо, так как человек — двусоставен — из души и тела, то Он дал и двоякое очищение, — водою и Духом; — Духом, возобновляющим в нас образ и подобие, водою, очищающею через благодать Духа тело от греха и избавляющего от тления; водою, представляющею образ смерти. Духом же, подающим залог жизни» . Таков же акцент и те же образы присутствуют в огласительных поучениях свят. Кирилла Иерусалимского: «Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью. Да и мученичество Спаситель назвал крещением, говоря: можете ли пити чашу, юже Аз пию, и крещением, имже Аз крещаюся, креститися ()? И мученики сознают это, становясь зрелищем для мира, и Ангелов, и человеков; и ты со временем познаешь, но сейчас еще не время тебе слышать это… С грехами сходишь ты на воду, но благодатное призывание, запечатлевшее душу твою, уже не попустит быть тебе быть поглощенным страшным драконом. Сойдя мертвым из-за грехов, восходишь оживотворенным через правду. Ибо, если ты сделался сообразным подобию смерти () Спасителя, то удостоишься и воскресения. Поскольку Иисус, восприняв на Себя грехи вселенной, умер, чтобы, умертвив грех, воскресить тебя правдою, то ты, сойдя на воду и некоторым образом погребшись в ней, как Он во гробе каменном, восстаешь снова, чтобы ходить во обновлении жизни () .

«Судя по древнему Евхологию, в средневековом Константинополе детей крестили лишь по прошествии нескольких лет после рождения, с тем чтобы (по совету св. Григория Назианзина ) они могли в какой-то мере понимать совершаемое над ними действо и принимать активное участие в чинах оглашения и крещения. Так было и на Руси в XI веке.
Детей воцерковляли на 40-й день после рождения - через молитвы, которые сохранились до наших дней и которые в Московском Требнике (л. 9) правильно печатаются перед крещением, а не после него. Константинопольские рукописи не содержат теперешних молитв, читаемых над родившею: чин 40-го дня был посвящен исключительно младенцам. Также не существовало главы «како младенца крестити страха ради смертного», ибо этого «страха» не было, так как непосредственно после воцерковления дети считались христианами (выделено мной – свящ. Ф. ): по определению как Евхология, так и Потребника Патриарха Филарета, они суть «некрещенные христиане»; здесь взрослые оглашенные сравниваются с младенцами, находящимися в ожидании крещения» .

Срок оглашения перед крещением обычно занимал около двух месяцев. Над взрослым, переступившим порог храма с целью принятия крещения, читалась молитва, соответствовавшая молитве, произносившейся над младенцем в 40-й день после рождения - при совершении чина воцерковления, до его крещения. «Через эту молитву язычник вступал в категорию первого оглашения: он воцерковлялся» . В течение этого периода, продолжавшегося 40 дней, предполагалась беседа со священником или епископом, раз в неделю. По истечении этого срока происходило второе оглашение, состоявшее из чтений запретительных молитв против дьявольских сил (каждое из запрещений прочитывалось 10 раз, а не однократно, как впоследствии, то есть занимало не один день, а 10), отрицания от сатаны и сочетания Христу. Само таинство Крещения обычно назначалось на Богоявление, Великую Субботу или Пасхальную ночь, то есть период подготовки к нему приходился на Великий или Рождественский посты (последний только начинал входить тогда в церковный календарь).

Можно ли подумать о том, как частично в современных приходских условиях могла бы быть возрождена эта некогда полезная и уместная предкрещальная дисциплина? Ведь по-прежнему на Литургии каждый раз слышится ектенья «Помолитеся, оглашении, Господеви… Вернии, об оглашенных помолимся, да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды», опущенная, впрочем, в настоящее время у греков. Пусть не будет этого исхода оглашенных, как в древности, пусть не будет слушаний с продолжениями Священного Писания (великопостные чтения паримий из книг Бытия и Притчей, тем не менее, суть отражения той самой огласительной дисциплины древней Церкви). Но составление списков желающих принять крещение взрослых на каждом приходе, присутствие их на богослужениях по крайней мере по субботам вечерами и на воскресных Литургиях в течение 40 дней перед крещением и предварительная исповедь оглашаемых с еженедельными беседами со священником или подготовленным катехизатором из мирян никак не помешали бы и в наше время, что для большинства желающих присоединиться к святой Церкви не было бы «бременами неудобоносимыми». Для неопределившихся же людей в вере, чьи родные непременно желают, чтобы Церковь о них возносила молитвы в том числе и на Литургии, можно читать начальную молитву из чина Крещения с возложением руки священника на голову пришедшего, только пытающегося сделать первый пробный шаг и прибегнуть ко святому имени Истинного Бога: «О имени Твоем, Господи Боже истины и единороднаго Твоего Сына и Святаго Твоего Духа возлагаю руку мою на раба Твоего Н., сподобльшагося прибегнути ко святому имени Твоему и под кровом крил Твоих сохранитися… исполни его еже в Тя веры, надежди и любве, да разумеет, яко Ты еси един Бог истинный, и единородный Твой Сын. Господь наш Иисус Христос, и Святый Твой Дух. Даждь ему во всех заповедех Твоих ходити и угодная Тебе сохранити… Напиши его в книзе жизни Твоея, соедини его сталу наследия Твоего». Так можно было бы избежать накопившейся у нас формализации и условной символизации в приходской богослужебной практике. И о таких некрещеных, но инициированных сомневающихся можно было бы также молиться в современных приходских условиях как об оглашенных, оставляя их в таком состоянии на неопределенный срок. В то время как их более верующие близкие могли бы за них молиться в Церкви так, как это делается сейчас за многих номинальных «анонимных христиан» или «метахристиан» , крещеных в Русской Православной Церкви.

Примечания

Преп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной Веры», книга 4, гл. 9

Павел Гаврилюк. «История катехизации в древней Церкви»; М., 2001, с. 259-260

Прот. Иоанн Мейендорф. «Византийское богословие»; Минск, 2001, с. 207-208

Преп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение», книга 4, гл. 9

«Слово огласительное», 3: 7, 9

Автор дает ссылку на «Патрологию» Миня. Очевидно, имеются в виду следующие слова святителя: «Возразят: «Пусть все это справедливо будет в рассуждении ищущих Крещения. Но что скажешь о тех, которые еще младенцы, не чувствуют ни вреда, ни благодати? Крестить ли нам и их?» — Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Доказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей» (Слово 40, на святое Крещение).

, «Символ», № 19, 1988.

Там же.

Выражение «анонимные христиане» принадлежит о. Сергию Желудкову (Сборник «Христианство и атеизм», переписка с Кронидом Любарским). Термин «метахристиане» предложен в так наз. «Карианской типологии христиан» для обозначения большинства де-факто крещеных, но невоцерковленных и несведущих в вопросах христианской догматики хотя бы на уровне Символа Веры, либо имеющих свои собственные убеждения, отличные от церковного вероучения: «Люди, связывающие себя с некой христианской традицией (как правило, с той конфессией, которая наиболее известна на данной территории). Их доля в средней европейской стране составляет около 30%. У каждого из них, как правило, свое представление о христианстве (как учении и мировоззрении). Это представление основано на разрозненных исторических и культурологических (в т.ч. фольклорных) источниках (так, многие знают народные приметы, связанные с датами церковных праздников). Обычно они имеют слабое представление о церковном учении и догматах, а также о содержании Библии: знают несколько из десяти заповедей и три-четыре афоризма из Нового завета: «Бог есть любовь», «Не судите, да не судимы будете» и т.п.. Некоторые наоборот хорошо знакомы с библейскими источниками, а также с нехристианской исторической, философской и эзотерической литературой (и понимают под христианством свои философско-этические воззрения, сформированные осмыслением такой литературы). Соответственно, они, как правило, довольно равнодушны к инициативам церкви в социально-политической сфере».