Школьная программа по истории. Что читали советские школьники

Методика преподавания истории

Лекция №1. Предмет МПИ

  1. Задачи курса. Его структура.
  2. Связь МПИ с психолого-педагогическими и историческими дисциплинами.

МПИ возникает гораздо позже того, как возникает сам процесс преподавания. Предмет сначала собирает материал, на основании которого делаются выводы, на базе которого и строится уже сама методика.

XVI в. – Впервые вводится курс истории в западноевропейских учебных заведениях. Но тогда история не существовала как самостоятельный предмет, а как материал для литературных чтений.

70-е годы XVII в. – В Росси начинается формирование истории («История» дьяка Грибоедова, «Синопсис»).

Начало XVIII в. – Петр I создаёт ряд учебных заведений (низших и среднеспециальных).

1703 год – Начало преподавания истории (Славяно-греко-латинская академия) – Пастер Глюк. Но это не самостоятельный курс, а изучение грамматики иностранного языка.

1796 год – Устав народных училищ. История введена как самостоятельный предмет (Отечественная история).

70-е годы XIX в. – МПИ начинает формироваться как отрасль научных знаний.

Начало XX в. – МПИ окончательно сформировалась.

П.Д. Черевин (декабрист, молодой). О преподавании истории детям // Вестник Европы. Декабрь 1825. – цели изучения истории: стать гражданином.

Язвинский. Методика преподавания хронологии, изъяснения самим преподавателям. СПб. 1837. Это практические рекомендации.

70-е годы – обобщающие работы (Покотило, Кареев).

Методика – отыскание, описание и оценка способов, которые ведут к преподаванию науки.

Конец XIX в. – много педагогических журналов. Предмет методики – как учить?

XIX в. – Рост числа средних учебных заведений, рост числа гимназий.

Гимназическое обучение

1726 год – Первая университетская гимназия

1755 год – Гимназия при Московском университете. всесословные

1758 год – 3 гимназии при Казанском университете + заведения

Губернские гимназии

1821 год – Устав гимназий – узкосословные (классно-урочная система, гимназии только мужские).

1864 год – Школьная реформа.

С 1877 года – 3 типа гимназий: 1. Классические с 2 языками.

2. Классические с латынью.

3. Реальные с изучением современных языков.

П.В. Гора: Предмет МПИ – процесс обучения истории

Процесс обучения истории

Задачи

Задачи МПИ: 1. Определить цели обучения истории.

2. Определить содержание школьных курсов истории и расположение их

по годам обучения.

З адачи определяющиеся уровнем развития истории и педагогики, школьного образования, обучения и воспитания

3. Определить уровень умений и навыков учащихся на каждой ступени развития,

благодаря которому можно усваивать материал.

4. Определение и изучение методов обучения.

5. Изучение результатов обучения.

Лекция №2. Содержание школьного курса истории

Учебный план. Сетка часов.

Школьная программа по истории. Принципы их построения. Структура.

Алена Бальцева | 18.01.2016 | 19997

Алена Бальцева 18.01.2016 19997


Если в вашей семье есть школьник , это прекрасный повод заново перечитать с ним самые лучшие книги, включенные в программу по литературе. Можем поспорить, что многие произведения откроются вам с неожиданной стороны и станут поводом для откровенных разговоров на важные темы.

Все знают, что в романе «Отцы и дети» Тургенев затрагивает тему конфликта поколений, но это произведение гораздо глубже. Здесь не только история отношений эксцентричного сына и пожилых родителей, которые не чают в нем души и одновременно побаиваются его. Эта небольшая книга – о конфликте мировоззрений, человеческих ценностях, смысле жизни.

Возможно, перечитывая «Отцов и детей» вместе с ребенком, вы узнаете там друг друга. Чем не отличная возможность вызвать чадо на открытое обсуждение и поучиться на чужих ошибках, пусть и литературных?

Запрещенный цензурой роман, написанный за тюремной решеткой, который вызвал настоящую бурю в Российской империи и за ее пределами, – кажется, этого достаточно, чтобы заинтриговать подростка, не так ли?

Во многом это философское произведение Николая Чернышевского является ответом на «Отцов и детей» Тургенева. В «Записках из подполья» его идеи оспаривал Федор Достоевский. А Ленин и Маяковский, к примеру, восхищались им.

Так какая же загадка кроется в этой книге? Возможно ли то новое общество, о котором писал Чернышевский? Попробуйте разобраться в этом вместе.

«Тварь я дрожащая или право имею?» – этот вопрос мучил не только Раскольникова, но в определенные моменты жизни встает и перед каждым из нас. Допустимо ли зло во благо? Имеет ли преступник шанс на искупление и прощение? Ответы на все это подросток должен найти в первую очередь вместе с родителями. Прочтите вместе «Преступление и наказание».

Признайтесь честно: а вы в школе осилили все четыре тома «Войны и мира», не пропуская ни строчки про войну? Если вы ответили утвердительно, вашей выдержке можно только позавидовать!

На самом деле, у эпического романа Толстого лишь два недостатка, которые отпугивают школьников, – это обилие цитат на французском и внушительный объем. Все остальное – сплошь достоинства: увлекательный сюжет (любовь – для девочек, война – для мальчиков), динамичное повествование, яркие персонажи.

Помогите ребенку рассмотреть всю прелесть этого произведения. А чтобы чтение шло веселее, добавьте элемент соревнования: кто быстрее закончит первый том? А второй? А как насчет прочесть всю книгу до конца? Вы не пожалеете, что решились перечитать великое произведение.

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей», «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя», «Но я другому отдана и буду век ему верна» – список крылатых фраз из этой поэмы можно продолжать до бесконечности. Недаром Пушкин считал это произведение одной из самых значимых работ собственного сочинения.

В этой книге – история первой безответной любви романтичной девочки, история праздной жизни молодого денди, история верности и самоотречения. Все это в красках предстанет перед вашими глазами, если вы устроите семейные чтения по ролям этого шедевра русской литературы.

Истерически смешная пьеса Фонвизина о семействе Простаковых завовевала моментальный успех в день своей премьеры в конце XVIII века и продолжает смешить читателей в начале XXI. Говорят, сам Григорий Потемкин похвалил Фонвизина следующими словами: «Умри, Денис, лучше не напишешь» .

Почему же это пьеса попала в разряд бессмертных? Как минимум благодаря двум цитатам:

  • «Не хочу учиться – хочу жениться!
  • «Вот злонравия достойные плоды».

Как максимум – благодаря колкой сатире, обличающей невежество. Еще одна блестящая история о взаимоотношениях родителей и детей.

Цитируя Грибоедова, «счастливые часов не наблюдают». Особенно, когда держат в руках «Горе от ума», ведь читать его – сплошное удовольствие. Как и прочил произведению Пушкин, едва ли не половина стихов перешла в разряд пословиц.

Эта блестящая трагикомедия лишь поверхностно затрагивает любовную тему, обличая подхалимство и чинопочитание. Важные вопросы для каждого человека, будь ему 15 лет или 40.

Самый известный роман Гоголя – эталонный образец русской ироничной прозы, своеобразная «Одиссея», описывающая путешествие предприимчивого помещика Чичикова по российской провинции, энциклопедия архетипов.

Чтобы научиться распознавать в жизни плюшкиных, маниловых, коробочек, стоит прочесть «Мертвые души» еще в юности. А чтобы не «потерять сноровку» – перечитать в зрелом возрасте.

Сюжет этого ироничного, остроумного романа до неприличия прост: по большей части главный герой лежит на диване в старом халате, изредка отвлекаясь на попытки устроить личную жизнь. Несмотря на это, «Обломов» читается легко и с интересом.

К сожалению, «обломовщина» поражает не только ленивых холостяков чуть за 30, но и солидных отцов семейства уже за 40, а зарождается – в умах избалованных чад младше 18. В целях профилактики этого острого заболевания – читать Гончарова всей семьей!

В отличие от Ильи Ильича Обломова, герои чеховских пьес ведут довольно активную деятельность, а результат все тот же – нерешительность и душевные терзания, которые в итоге ни к чему хорошему не приводят. Вырубать сад или не вырубать? Сдавать землю в аренду или нет?

Действительно, а как поступили бы вы на месте главной героини пьесы Раневской? Хорошая тема для семейного обсуждения.

Орест Кипренский, «Бедная Лиза»

Этот драматичный роман – хороший повод обсудить с подростком этику отношений с противоположным полом, поговорить о мужской порядочности и девичьей чести. История бедной Лизы, покончившей с собой из-за предательства соблазнившего ее молодого человека, к сожалению, слишком часто повторяется в реальной жизни в различных вариациях, чтобы считать ее лишь литературной выдумкой.

Эпическое произведение, главный герой которого – классический «плохой парень», скептик и фаталист Печорин. «Герой нашего времени» вдохновлен романтическими произведениями Вальтера Скотта и лорда Байрона, а также «Евгением Онегиным» Пушкина.

Угрюмый главный герой покажется во многом близким подростку, да и повидавшему виды взрослому – тоже.

Пополнить словарный запас лаконичными фразочками Эллы Щукиной, научиться просить милостыню на нескольких европейских языках, получить мастер-класс по превращению шкурки сомнительного качества в мех шанхайского барса, узнать 400 относительно честных способа отъема денег? Запросто!

В то время как школьник, скорее всего, увидит в романе талантливого писательского дуэта лишь искрометную юмористическую историю, его родители оценят тонкую иронию авторов.

Еще одно произведение, буквально разошедшееся на цитаты. Перечитайте гениальную сатиру Михаила Булгакова, чтобы напомнить себе и объяснить ребенку, что «разруха не в клозетах, а в головах».

История — одна из наиболее увлекательных дисциплин в школьном общеобразовательном курсе. Она интересна по своему содержанию и всегда актуальна, так как позволяет проследить причинно-следственную связь между самыми различными на первый взгляд событиями, причем разделенными между собой веками.

История наглядно показывает, как создавались и распадались великие державы, примером чего могут служить Древнеримская или Российская империя. Как предмет — это многоплановая дисциплина и по событийным процессам, и по их трактовкам. Она очень объёмна, если брать во внимание источники информации, и при этом системна по своему изложению. Понять этот предмет, усвоить всю огромную базу информации, сопутствующую его изучению, помогает обширный видеоматериал, представленный на общеобразовательном портале сайт и сформированный как группа видеоуроков по отдельным темам и курсам.

Восстание декабристов и Крымская война

Достаточно сложной для понимания школьниками считается период начала 19 века, когда Российская империя стала ареной для нового политического движения, во главе которого оказалось прогрессивное молодое дворянство. Этот исторический этап более известен как восстание декабристов.

Разобраться в причинах,побудивших элиту общества выступить с протестом против политики Александра I за радикальные перемены в стране, без внимательного и глубокого изучения довольно сложно.Восстание декабристов, имевшее своей целью подготовку и осуществление вооруженного выступления, захват монархии и Сената для того, чтобы ввести в стране конституционный строй, стало первым серьезным сигналом для властных структур Российской империи. Видеоуроки, представленные на сайте, содержат в себе тщательно проработанную и систематизированную информацию, связанную с темой восстание декабристов , и значительно облегчают задачу усвоения программы по истории.

Серьезный интерес вызывает и такой этап жизни страны как Крымская война. Причинами ее стало неразрешимое мирным путем столкновение политических интересов России, Турции, Австрии, Франции и Англии, а также расширение сферы влияния и рынков сбыта.

Окончательным поводом, в результате которого в 1853 году началась Крымская война, стал, как не удивительно, религиозный спор о принадлежности «палестинских святынь», которые находились на тот момент на земле Османской империи. Противостоять в этом конфликте между Турцией и Россией на стороне османов сочли для себя необходимым Англия и Франция, начав дипломатическую блокаду по отношению к российской империи.

В итоге Крымская война стала серьезным поражением для России, в результате которого империя утратила свои военно-морские базы на Черном море и частично флот, потеряла влияние на Балканы. Но в то же время Крымская война стала причиной проведения целого ряда серьезных реформ в период последующего правления Александра II.

сайт — лучший помощник для глубокого понимания истории

Огромный объем сложного материала становится серьезным препятствием для глубокого понимания уроков по этим темам. Возможность еще раз в спокойной домашней обстановке выслушать изложение информации из уст высококвалифицированного преподавателя — отличная возможность понять и разобраться, в чем была сложность исторического пути, которым шла Российская империя в этот исторический период.

Оптимальным решением проблемы станут , представленные на портале и для детей, которые вынуждены по ряду причин проходить домашнее обучение. Не менее интересны они будут и для учителей, как возможность заочного присутствия на открытых уроках и обмена опытом их проведения.

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский. О своем участии в написании учебника, о нововведениях в школьной программе по литературе и том, стоит ли идти в гуманитарии в 2016-м году, он рассказал Миле Дубровиной на сайте mel.fm.

О преимуществе современных учебников над советскими

С той предметной областью, которая меня, увы, очень рано перестала интересовать, всё было не так уж и плохо: математика, физика, география и астрономия, которой сейчас практически нет, в СССР преподавались на высоком уровне. Но с литературой, историей, тем более обществоведением, не говоря уже про ИЗО и музо — никаких плюсов я в советской школьной системе не вижу. И дело не только в том, что тогда в школе к ним подвёрстывалась идеология. Само преподавание этих предметов, за пределами опыта учителей-новаторов, методически никуда не годилось. А тем, кто говорит, что в советской школе были замечательные учебники, советую попробовать их перечитать. Лучше перед сном — действует как снотворное. Скучища.

Какие бы ни были гуманитарные учебники сейчас — они могут нравиться или не нравиться — по сравнению с советскими это как небо и земля. Но почему же, будучи дуболомной по методам, советская школа была подчас продвинутой по результатам? Потому что начётничество искупалось альтернативностью: параллельно существовала система внешкольного образования и воспитания. Это была именно система, в отличие от современных разрозненных кружков, часто платных, в крупных городах. Вопреки всем мифам, тотально управляемая школьная модель и относительно свободная внешкольная прекрасно друг друга дополняли, и на этом балансе обеспечивалась возможность выбора. То есть всё штучное, нестандартное, по интересам ты добирал после уроков во дворцах пионеров, домах юных техников. Кстати, именно это помогло мне увлечься литературой.

Моя покойная мама из лучших побуждений чуть было не отбила у меня всякую охоту к литературе. Мечтая вырастить меня человеком культурным, она заставляла писать рецензии на прочитанные книги. Это кончилось тем, что я перестал читать, чтобы не писать эти самые рецензии. И на какое-то время увлёкся математикой. Зато потом, как все нормальные люди, я начал сочинять стихи.

Есть даже такой феномен в школьной психологии: сам пишу, других не читаю.

Это был мой случай: сам писал, а читать не хотел. И пошел я во Дворец пионеров записываться в кружок рисования, а заодно, по необъяснимой прихоти, записался в кружок литературного творчества к Зинаиде Николаевне Новлянской. Она и развернула меня к литературе, а в 1980-м я сам уже начал вести кружок в том же Дворце.

Почему история и география умирают

Судя по собеседованиям, которые мы не первый год проводим в Вышке, могу твёрдо сказать, что география как массовый предмет умерла. А история как набор фактов близка к состоянию комы. И вообще всё, что нужно запоминать, нынешние выпускники школ знают плохо. А соображают в разы лучше: многие умеют быстро соотнести разнородные элементы и дать разумную интерпретацию нового материала. То есть аналитические способности выросли, а в том, что касается конкретных знаний, всё печально.

Если продолжать тему сравнения с СССР, то тогда всё было ровно наоборот. Иногда говорят: ну и пусть, главное, чтобы понимали, а информацию найдут в интернете. Но какая-то база, ориентиры и в прошлом, и в настоящем должны быть. История, строго говоря, — это карта времени: надо представлять, что с чем соотносится, что чему предшествовало, что за чем следовало, как одно связано с другим. А географическая карта — карта пространственных соотнесений. Значит, мы угодили в мир, где ничто ни с чем не соотносится, но при этом всё словно бы просвечено рентгеном.

О работе над учебником по литературе

У нас с соавтором, директором подмосковной гимназии «Образ» Татьяной Смирновой, сейчас полубезумное состояние: вычитываем гранки, вёрстки, сверки всей учебной линии по литературе общей школы. Обязаны успеть к осени, потому что близится грифование, и в какую секунду оно будет назначено, мы не знаем.

Работа для меня необычайно важная. Но при этом необходимо понимать: учебник всё-таки надстроен над школьным процессом. Он, говоря словами Митрофанушки, «прилагательно», а не «существительно». Каким бы продвинутым он ни был, он всё равно компромиссен.

Составитель учебника не должен тешить себя иллюзией, будто бы он в одиночку поменяет школьный процесс в лучшую сторону

Хотя сделать это в худшую сторону при большом старании, наверное, можно. Учебник даёт некоторый фундамент, на котором строится главное — здание предмета. И строит это здание учитель, а не автор учебника. Поэтому последний ни в коем случае не должен мешать учителю проявлять его право на свободный выбор.

В свою очередь, система позволяет обеспечивать относительную вариативность любому составителю учебника, и этим правом мы тоже пользуемся. Но прыгнуть выше головы не можем, радикальные решения не пройдут.

Если взять среднего (типического) учителя, то окажется, что у него есть любимые темы и те, которые ему даются хуже, и что количество часов у него запредельное. Что он в нашем учебнике найдет? Стандартный «золотой список», который очевидным образом должен присутствовать в любой учебной линии, плюс не вполне стандартные ходы. Например, начиная с пятого класса, осторожно, медленно — потому что заповедь «не навреди» очень важна — учебник начинает вводить современную подростковую литературу. В пятом классе это может быть просто совет: «Почитай летом стихи Марины Бородицкой, зайди на сайт „Библиогид“, загляни в рекомендации…»

О современной литературе в школьной программе

Начиная с шестого класса, современная — в узком смысле слова — литература вводится в виде отрывков. Главы из книг, которые вышли совсем недавно, например, из «Сахарного ребенка» Ольги Громовой. Дальше начинается подростковая тема в литературе, и, разумеется, надо включать конец XX и начало XXI веков. Например, «Над пропастью во ржи» позволяет обсудить проблему идеала в восьмом классе. А в седьмом классе актуальна сквозная тема путешествий: её мы связываем с общим ходом мировой литературы и берём произведения от «Одиссеи» до «Властелина колец».

В учебнике много творческих заданий: чтобы стать большим читателем, человек должен сначала стать маленьким писателем

В пятом классе полезно сочинять свои скороговорки, пословицы и загадки, чтобы понимать, как они устроены изнутри. С другой стороны, если детям сейчас видеокультура ближе, почему мы должны прятаться от этого? Через знакомое и понятное мы идём к незнакомому и непонятному. В пятом классе, например, берём текст Распутина «Уроки французского»: «Напиши рецензию, пойми, почему режиссер может взять этот сюжет, а тот не может». К восьмому классу предлагаем попробовать сделать свой сценарный план, а в школьном кружке — снять свой фильм на мобильный телефон. Так мы не от литературы идем к видео, а через видео идем к литературе.

Современная литература делится не на хорошую и плохую, а на живую и мёртвую. Поэтому, если мы включаем в учебник современную литературу, мы должны понимать, что, может быть, этот текст через десять лет умрёт, не выдержав проверки даже коротким временем. В этом нет ничего страшного: он обладает другими важными свойствами, свойствами «подсветки». А именно: он написан на теперешнем языке и жизнь, описанная в нём, понятна, похожа на ту, что окружает нас.

Чтобы понять, что «Евгений Онегин» — молодёжный роман, где герои почти сверстники школьников, надо взломать автоматизм восприятия, порвать шаблон

С одной стороны, можно нудно объяснять, что Татьяна, Ольга, Ленский очень молоды, что им нет ещё и 20 лет. А можно, кроме «Онегина», дать почитать более современный молодежный роман и сказать: «Посмотрите, а в „Евгении Онегине“ тоже первая любовь».

Есть также другие возможности, которые редко используются в школе, по непонятным мне причинам. Например, текст «Капитанской дочки» — книжки, без которой нельзя представить русский литературный код, — считывается с большим трудом. Язык уходит, к сожалению, всё дальше, количество незнакомых исторических реалий очень велико. Но кто сказал, что не может быть цифрового издания со всплывающими мультимедийными комментариями? Почему комментарий обязательно должен состоять из сносок, бесконечных примечаний, которые тормозят процесс чтения, не может превратиться в анимированное сопровождение текста? Мы сами этого не делаем, а потом жалуемся, что они не читают.

Об инновациях в образовании

Я бы боролся не за сохранение старого и не за радикальные перемены, а за нереволюционное вхождение нового. Хватит революций, нужна эволюция, а она предполагает траты, причём не разовые — это вам не нацпроект «Образование», на который кинут огромное количество денег, а они потом «уплывут». Нам нужны системные вложения в будущее: переквалификация преподавателей должна быть неформальной и постоянной. Не просто «привели на семинар и рассказали про новые методики» — необходимо включение в педагогические практики, которые соответствуют новому миру.

Через 10 лет на дорогах будут автоматизированные дроны, а мы всё мыслим так, будто по ним мчится тройка Чичикова

Если ничего не сделать здесь и сейчас, то мы начнём отставать навсегда. Произойдёт системный крах, после которого модернизация будет стоить нам гораздо дороже, а осуществить её будет гораздо тяжелее. При этом надо понимать, что модернизация начинается только тогда, когда спина уже почувствовала стену, когда некуда отступать. Потому что любое обновление — это очень больно. В общем, либо мы принимаем волевое политическое решение и делаем ставку на творческое, неформальное, неформатное и развиваем новые образовательные технологии, либо мы стагнируем. Это как с СССР: только идиот может радоваться тому, что Союз почти мгновенно развалился (потому что это кровь и поломанные судьбы), но только идиот не может понимать, что распад — это расплата за отказ от своевременных перемен.

О перспективах гуманитарных профессий в России

Можно плакаться, что делать ничего не дают, а можно выбрать бег с препятствиями. Вспомните, как действовали педагоги-новаторы в 1970-е: через не могу, через нельзя. Более того, мощные педагогические идеи возникли именно в позднесоветский период: вариативное образование, педагогика сотрудничества. И система оказывалась слабее, чем творческие учителя. Кроме педагогов, в позднесоветские годы на будущее работали экономисты, которые успели что-то проработать, в отличие от гуманитарной интеллигенции, которая как в 1968-м году после танков в Праге уснула на кухне, так и проснулась в 1986-м, когда опять разрешили. И всё оставшееся время потратила на то, чтобы обсуждать, кто хуже — Сталин или Ленин.

Что до журналистики, то если сейчас какой-нибудь ребёнок скажет родителям, что он хочет стать журналистом, то правильнее всего объяснить ему, что такой отдельной профессии больше нет.

Есть широкая компетенция креативных индустрий и мультимедиа, одной из малых частей которой является журналистика в старом её понимании

Когда-то, очень давно, на журфаке были специализации: телевидение, радио, газеты. То есть можно было одним промыслом заниматься всю жизнь. Сегодня если ты не умеешь писать, снимать, монтировать, не понимаешь законов сторителлинга, не умеешь управлять культурными проектами, не знаешь, что такое фандрайзинг и, например, мультимедийное продвижение того же фандрайзинга, ты не будешь успешным. При этом если ты гениальный медиевист и собираешься, условно говоря, изучать вопрос появления жанра жонглеров в средневековой французской народной поэзии, ты должен плюнуть на все прагматические вопросы и идти туда, где будешь счастлив. Потому что если делать то, что не нравится, компромисс с жизнью не удастся. По верхам или в глубины, вершки или корешки — это другой вопрос, тут каждый выбирает для себя.

Вообще, я жил и работал при четырёх режимах: коммунистическом, перестроечном, ельцинском и сегодняшнем. Опыт показывает, что действовать, хоть и с неизбежными издержками, можно почти всегда. Другое дело, что впереди не провал, а промер, как писал Мандельштам. Но ведь и через трагедию, как выяснилось, тоже можно пройти.

Введение

Документом, который определяет изучение курса истории, является учебная программа. Она и определяет содержание школьного курса изучения истории. Программа должна быть объективным документом, лишенным субъективности, программа должна быть научной.

Свою работу в школе учитель начинает с изучения программы и объяснительной записки к ней. Программа предусматривает:

Время для изучения определенных разделов;

Распределение материала поурочно;

Указание уточнений.

Целью данной работы является анализ действующей программы курсов истории. Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:

1) охарактеризовать сущность и структуру программы, ее структуру, основные образовательные и психологические требования;

2) на основе сделанных выводов по первому пункту исследовать действующую программу курса истории в пятом классе и выяснить, соответствуют ли они поставленным требованиям.

В данной работе использованы такие методы исследования, как анализа, синтеза, сравнения, описания полученных данных.

Глава 1. Общая характеристика школьных программ по истории

1.1. Понимание учебной программы.

1. Структурой школьного курса истории называется совокупность содержательных элементов общего исторического образования. Элементы структуры – это отдельные факты, избранные, как темы познания, которые каким-то образом объединены между собой.

Структурированность – необходимое условие системности знаний, умений и мировоззренческих, морально-эстетических идей, которые усваивают учащиеся в процессе изучения истории.

Структуру общего исторического образования отображает учебная программа курса. Понятие "Учебная программа" в мировой педагогике не имеет на сегодня четкого определения. Вот некоторые из них:

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

В Украине программа – это документ, в котором называются цели предмета, раскрываются содержание его в каждом классе, а также выяснены основные идеи, понятия, умения и навыки, которыми должны владеть ученики. Именно программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет через структуру курса методы обучения и критерии оценивания его результатов.

Несомненно, программа – важное подспорье учителя. Но проведенная реформа школьного образования, необходимость которой вызвано временем, существенно повлияла на нее. В связи с этим, сравним два определения, которых разделят чуть больше десятилетия:

1) "Учебные программы по предметам, как и учебные планы, являются обязательными для всех школ и учителей государственным документом, определяющим содержание обучения истории" (1986). То есть речь идет об одной единственной программе, обязательной на всей территории бывшего Советского Союза.

2) Примерные программы являются ориентиром для составления авторских программ, разработки календарно-тематических планов и создают условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса" (1999) – здесь вопрос ставится о нескольких программах, из которых будет выбрана оптимальная для определенной местности, школы, класса и т.д.

Таким образом, учебные программы являются реальными ориентирами педагогической и учебной деятельности в школе. Современный статус программ стимулирует критический подход педагогов к выбору программ, их творчеств в планировании обучения истории.

Типовые (государственные) учебные программы по истории разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта. В них отражается историко-педагогический опыт, основанный на достижениях в педагогике и психологии. Поэтому возникает необходимость периодически обновлять учебные программы в соответствии с развитием педагогической науки и практики. Такие программы утверждаются Министерством образования и Науки Украины и имеют рекомендательный характер.

Рабочие учебные программы разрабатываются на основе государственных, но более применимы на практике. Они описывают национально-региональный компонент и делают ссылку на информационную базу, техническое обеспечение, возможности учащихся.

Авторские учебные программы лишь учитывают требования государственного образовательного стандарта. Они оставляют за собой право содержать иной принцип построения учебного материала, иметь свои подходы к рассмотрению тех или иных теорий, излагать свою точку зрения. Такие программы должны иметь рецензию от ученых, занимающихся изучением истории, а также необходимо утверждение их педагогическим советом школы.

Таким образом, сложилось три основных типа учебных программ. Каждый из них имеет свои преимущества, и в задачу педагога входит творчески подходить к предлагаемому материалу и объективно оценивать целесообразность применения той или иной программы.

1.3. Структура учебной программы

Общая структура программы содержит в основном 3 элемента:

1. Объяснительная записка (прил.1). В ней определены основные задачи учебного предмета, ведущие научные идеи. Здесь авторы определяют образовательные воспитательные и развивающие цели в изучении истории, ее роли и месте в системе современного школьного образования. Как правило, в этой части говорится о том, что программа составлена на основе обязательного минимума Содержания. Учебное содержание организуется на 2-ух уровнях: основном и вариативном материале (на основе базисного учебного плана в 5-12 классах насчитывается не менее 23 часа инвариативной части)

2. Основная часть . Содержит тематический план, содержание тем, задачи и изучения, основные понятия, умения и навыки, виды занятий. Эти часть рассредоточена по классам и историческим курсам. Здесь авторы могут использовать разные способы формулирования учебного материала (прил. 2)

3. Приложение. Содержит методические указания, касающиеся оценки знаний, умений, навыков.

Таким образом, программы избавлены от жесткого поурочного планирования. Темы по усмотрению учителя могут переставляться местами, не нарушая хронологического порядка; так же, педагог имеет право определять количество часов, на изучение какой-либо темы, но не исключать другие.

1.4. Структура содержания учебной программы

Учебная программа конкретизирует цель общего исторического образования и определяет по структуре курса методы обучения и критерии оценивания. Программа курса истории может быть построена с применением конкретизированного, линейного, спирального и смешанного способов структурирования его содержания.

Концентрированный способ – неоднократное возвращение к одной и той же теме, которая будет обрастать новыми фактами, событиями, связанными зависимостью от других тем.

Линейная структура – это непрерывная последовательность логически связанных тем (часто в хронологическом порядке), каждая из которых в процессе изучения отрабатывается лишь один раз.

Спиральный способ имеет исходную тему изучения, с которой связаны другие темы; количество их постоянно увеличивается. Этот способ непрерывный и не исключает многократное обращение, к одной и той же схеме.

Смешанная структура – это комбинация трех способов структурирования, названных выше. К некоторым темам имеет многократное обращение, некоторые рассматриваются лишь поверхностно, но, не теряя связи.

Выбор той или иной структуры содержания курса истории полностью зависит от взглядов на процессы обучения авторов учебной программы.

1.5. Задачи, цели, функции учебных программ по истории

По мнению Сластенина В.А., учебная программа выполняет ряд основных функций:

1. Описательная – программа является средством описания содержания образования;

2. Идейно-мировоззренческая – знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников;

3. Регулирующая или организационно-методическая – организуя деятельность учителя о подготовке к занятиям, (отбор материалов, методов и форм обучения) и учебный труд учащихся (определяет характер их деятельности по изучению предметов в школе, дома).

Целью авторов учебных программ кроме общеобязательных: общеобразовательной, воспитательной и развивающей – должен быть выбор оптимального содержания исторического образования, в ходе изучения которого будет необходимо привлечение таких видов учебной деятельности школьника, как познавательная, практическая, творческо-поисковая, ценностно-смысловая (эмоционально-оценочная). То есть, по мнению Турянской О. содержание исторического образования должно быть представлено в виде комплекса следующих компонентов:

2. Операционный – состоит из совокупности обязательных, предметных и общих умений обеспечивающихся изучением данного курса (по этому компоненту необходимо в программу ввести уроки формирования умений и навыков);

3. Творческо-поисковый – содержит конкретные исторические или мировоззренческие проблемы (список их предоставляется в программе), которые несут с собой учебную историческую информацию;

4. Ценностно-смысловой – является базой для формирования аксеологического (ценностного), сознания личности, ее эмоционального интеллекта, направлен на осмысление учеником своих чувств, себя и т.д.

Турянская О. говорит о том, что школьная программа по истории должна определять те понятия и события о прошлом общественной жизни, которые имели и имеет сегодня большое познавательное или негативное значение для жизни человечества (рабство; раб; хозяин человеческой судьбы). Учащиеся должны осознавать эти явления не только в их социально-историческом смысле, но и в моральном и даже психологическом.

Особое внимание необходимо уделять развитию практических умений учащихся определенных в программе: выработка навыков творческой обработки информации, критическое мышление, анализ информации. При этом учитель не должен навязывать свое мнение.

Итак, история является уникальной учебной дисциплиной, которая имеет особенные способы влияния на личность. И именно эти способы должны быть учтены при составлении школьных программ по изучению истории. Содержание их должно соответствовать информационным возможностям, техническому обеспечению и современному общественному состоянию. Поэтому, большое внимание необходимо уделять наиболее тщательной разработке учебных программ, позволяющей ученику не только успешно усваивать материал, но и уметь с помощью полученных навыков применять свои знания на практике в решении важных жизненных проблем.

Список литературы

1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С.381

2. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240

3. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003.-С.158.

4. Сборник постановлений правительства Украины. – 1999. - №4. – С.76-77.

5. История Украины. – 2004. - №35. – С.2-3.

6. Педагогика. Под ред. Сластенина В.А. – М.: Академия, 2003.-С.240

7. История Украины. – 2004. - №37. – С.12.