Подготовка к деловой беседе. Сведения о собеседнике. Рекомендации по составлению плана деловой беседы

План успешной деловой беседы можно представить в виде шести групп вопросов, на которые следует ответить себе перед началом любого делового разговора. Узнайте, как разработать успешную стратегию предстоящего вам делового разговора.

При сознательной подготовке к беседе до разработки стратегии и подробного плана беседы проводится предварительный анализ личности нашего собеседника, его служебного положения; прогнозируются последствия нашего сообщения. Мы не будем рассматривать формальные стороны анализа, а набросаем возможный план предварительного анализа беседы. Этот план можно представить в виде шести групп вопросов, на которые следует ответить себе перед началом любого делового разговора. Ответы на вопросы позволяют нам представить ожидаемую оперативную ситуацию, что может быть использовано при выработке стратегии, подробного плана и рабочего плана деловой беседы.

Путем предварительного анализа должно быть установлено, о каком виде беседы идет речь: будет ли это беседа, в которой мы хотим ускорить принятие каких то решений (форсированная беседа), или же основной целью беседы будет передача информации собеседнику для пробуждения у него интереса к новой проблеме (информативная беседа); может быть, речь идет об устранении чужих вариантов и проведении нашего решения (элиминирующая беседа); может быть, это беседа, где мы знакомим собеседника с новой темой (беседа-лекция).

Разработка стратегий беседы

Что такое стратегия беседы? Из чего она складывается? Как разработать стратегию нашего делового разговора? Условно и крайне упрощенно можно считать, что стратегия беседы это процесс, который в общих чертах ведет к решению намеченных нами задач данной беседы. В любом случае выбор стратегии определяется темой беседы. Она основывается на совокупности принципов, которые мы определяем с помощью теории коммуникации и психологии и которые должны нас привести к желанной цели. Конечно, стратегия меняется от беседы к беседе и от собеседника к собеседнику. Но как бы мистически ни звучало слово «стратегия», мы все же попытаемся установить хотя бы общие принципы и направления нашей работы по подготовке и проведению беседы:

  • Представьте себе и опишите, причем как можно убедительнее, своего будущего собеседника и его предполагаемую реакцию.
  • Попытайтесь вникнуть в его задачи и мотивы, чтобы понять его исходную позицию, логику и стратегию.
  • Подумайте, как создать для беседы благоприятную атмосферу, завоевать доверие, избежать напряженности, свести к минимуму формализм и обыденность в общении, проявить симпатию, быть внимательным ко всем присутствующим. Если в беседе участвуют и знакомые, и незнакомые собеседники, то, как правило, нужно быть более сдержанным по отношению к знакомым собеседникам, а по отношению к новым - более предупредительным. Человеку свойственно стремление в любой беседе обращаться к знакомым, а это может поставить новых собеседников в неравноправное, изолированное положение, что в значительной мере препятствует успеху деловой беседы.
  • Наблюдайте, слушайте и оценивайте реакции ваших собеседников, а выводы используйте для продолжения деловой беседы и возможного изменения ее плана.
  • Пользуйтесь позитивным и оптимистическим способом выражения мыслей и эмоций.
  • Задавайте как можно больше вопросов, чтобы ситуация выкристаллизовалась как можно раньше.
  • Избегайте резких поворотов в беседе. Конечно, каждому неприятно, если его неожиданно «обольют холодной водой»; то же относится и к нашему собеседнику.
  • Разработайте общий метод аргументации в данной беседе: подробный план аргументации, возможные контраргументы.
  • Подумайте о том, какие средства применить для ориентации беседы в желаемом направлении и для предотвращения возможных отклонений. Даже простая модель ориентации беседы, несмотря на то что придуманный пример и конкретный случай почти всегда отличаются друг от друга, означает большой шаг вперед - мы подготовили технику, и нам остается лишь приспособить ее к данному случаю.
  • Наметьте альтернативные (запасные) цели, менее подходящие варианты и подготовьте компромиссные решения на тот случай, если перестанете контролировать ход беседы.
  • По возможности разработайте поэтапные задачи и последовательно включайте их в конструкцию беседы. Их функция - быть лестницей, вместо рискованного прыжка мы осуществим относительно легкое восхождение. И конечно, следует предусмотреть процесс нейтрализации замечаний, если они приобретут крайне нежелательное для нас направление.
  • И наконец, обеспечьте дальнейшие контакты с собеседником и обратите внимание на возможность новых видов деятельности.

Эта общая стратегия подготовки и проведения беседы может полностью или частично использоваться почти для любой деловой беседы. Нам остается теперь разработать специфическую стратегию для каждой конкретной деловой беседы, которая обусловлена нами, личностью партнера, ситуацией, обстоятельствами и непосредственными целями.

Проверка подготовленности к беседе

До начала беседы полезно еще раз заглянуть в материалы, проанализировать проделанную работу и уточнить некоторые детали. Для этого мы приводим контрольный список вопросов, который читатель может дополнить и приспособить к своим повседневным нуждам. Перед началом беседы ответьте сами себе на следующие вопросы:

  1. Все ли я тщательно продумал(а)?
  2. Вполне ли я готов(а) правильно ответить на возможные вопросы собеседника?
  3. Пытался(ась) ли я представить себя на месте собеседника и понять его?
  4. Является ли мой план беседы точным, ясным и корректным?
  5. Не вызовет ли мой план беседы вопросов, на которые я не смогу ответить?
  6. Выглядят ли мои формулировки естественными и убедительными?
  7. Правильно ли составлен план беседы, логично ли его построение?
  8. Все ли мои мысли выражены точно и ясно?
  9. Правильно ли выбран тон изложения?
  10. Если бы эта беседа была проведена со мной, остался(ась) бы я ею доволен(а)?

Стиль изложения

Что касается выбора слов, то нужно всегда стараться употреблять простые, общеизвестные и общепринятые, всем понятые слова. Это иногда противоречит тому, что употребляемый термин должен быть одновременно и наиболее точным. Человек должен сознавать, что наслоение неясных, непонятных и невразумительных терминов может сделать бессмысленным все выступление независимо от того, насколько ясными и простыми были мысли выступающего. Ведь часто, выступая, человек старается показать свою «ученость» и красноречие. На деле непонятное выступление лишь создает путаницу в головах собеседников, вызывает у них усталость и непонимание, лишает интереса.

Поэтому нужно затратить определенные усилия на поиск нужного слова, правильного понятия, следует избегать слов-суррогатов, которые значительно снижают ясность выражения. Об этом говорил когда-то Марк Твен: «Разница между нужным словом и словом, которое близко ему по значению, точно такая же, как и разница между сверканием молнии и поблескиванием маленького светлячка». Важно следить за тем, чтобы любимые словечки и поговорки не превратили нашу речь в набор пустых фраз.

Будем помнить, что неуместные сокращения названий могут довести нормального человека, несведущего в определенной специальной области, до настоящего отчаяния.

Особое внимание следует уделить исключению из своей речи иностранных слов, выражений и модных конструкций предложений. Иностранные слова и выражения, перенесенные в наш язык, обычно существенно меняют свое первоначальное значение, отсюда возникает ряд недоразумений. Понимание этих слов людьми, знающими данный язык, и людьми, до сознания которых дошло их измененное и упрощенное значение, отличается настолько, что даже трудно представить.

С построением предложений дело обстоит в сущности так же. Главное - быть ясным, говорить точно то, что хотите сказать, и так, чтобы слушатель-собеседник как можно лучше мог понять то, что ему говорят. Будем помнить старую истину: кто ясно мыслит, тот ясно излагает. И правда, нетрудно заметить, как не только люди с низким уровнем образования часто жалуются на то, что не в состоянии понять многое из того, что встречается в печати, на лекциях, по радио и телевидению. Это происходит потому, что выступающий в основном старается подчеркнуть свою ученость и образованность, а на деле непонятным сообщением создает путаницу, вызывает неприязнь со стороны собеседников-слушателей.

Поэтому давайте будем употреблять в своих выступлениях и понятные всем выражения. Они не должны иметь форму телеграфного сообщения, но и не должны быть длинными. Каждую новую мысль можно со спокойной совестью облекать в новые предложения. Предложение должно заключать активную позицию; нужно приложить усилия и увязать все предложения в одно естественное, логическое целое. Исключительное значение при этом имеет грамматическая правильность построения предложений.

Общие правила запоминания

Обобщая опыт повседневной практики деловых бесед и сравнивая его с выводами и идеями признанных в этой области авторитетов (теоретиков и практиков), мы подошли к анализу нашей самой уязвимой способности - умению быстро и полно запоминать. Если мы постараемся вспомнить содержание нескольких дискуссий, то не нужно будет специально подчеркивать роль наших «запоминающих мощностей».

К счастью, можно значительно увеличить, и притом без особого труда, объем и точность запоминания. Нужно лишь применять несколько основных принципов, уже давно открытых исследователями. Мы не собираемся вникать в биологическую природу памяти или заниматься поиском различных определений этого все еще таинственного химико-биологического процесса. Оставим это специалистам, биологам, психологам и химикам. Мы ограничимся практическими наставлениями, которые могут частично облегчить наши повседневные муки.

Ни в коем случае нельзя стараться запомнить все, что проходит через наши уши. Эта попытка наверняка закончится неудачно. Поэтому следует всегда тщательно отбирать материал, который мы собираемся сохранить в памяти. При этом запоминание должно быть подчинено следующим перспективным целям: повысить эффективность нашей трудовой деятельности; создать предпосылки для интенсификации умственной деятельности.

Многие исследователи открыли и разработали десятки практических рекомендаций и принципов, применение которых поможет развить память. Но запомнить все эти рекомендации было бы слишком сложно и нерационально. Поэтому мы отберем четыре-пять общих принципов, которые должны быть достаточно емкими и включать основные моменты остальных принципов. Эти общие правила (принципы) следует применять сознательно до тех пор, пока они не станут нашей плотью и кровью, так как хорошая память является предпосылкой эффективного проведения любой деловой беседы.

Каковы же общие правила запоминания?

  1. Наши мысли должны быть направлены только на то, чтобы точно запомнить сообщаемую информацию, т. е. необходимы воля и усилия, а не позиция ожидания.
  2. Следует активно реагировать на то событие, которое мы должны запомнить; нужно слушать, обсуждать и обдумывать его в тот момент, когда оно происходит.
  3. Вспомните это событие позже в удобный момент с тем, чтобы оно закрепилось, не поблекло и не стерлось в памяти.
  4. Внушите себе значимость того, что вы сознательно хотите запомнить для того, чтобы увязать это событие во времени и пространстве с другими, создав таким образом опорные точки для вспоминания.
  5. Наиболее надежный и быстрый способ улучшить память разработать системы ведения записей и аккуратно записывать все, что мы считаем необходимым. По возможности объем этого необходимого следует максимально увеличить.

Все эти правила лучше применять последовательно, что является главной предпосылкой повышения эффективности проведения наших деловых бесед.

Напомним, что первые четыре правила нужно применять только после того, как будет усвоено пятое. Факты свидетельствуют о том, что большинство людей, добившихся успеха, пользовались пятым правилом.

Ведение записей

Может ли кто-нибудь запомнить все, что нужно, или все, что он хотел бы запомнить? Психологи утверждают, а эксперименты подтверждают, что даже самые одаренные личности больше забывают, чем запоминают, то, что касается рабочих материалов. А половина того, что остается в памяти, к тому же неточна. Таким образом, весь объем оставшегося в памяти в лучшем случае снижается до 15-20% того, что было сообщено. Эти строгие природные ограничения неизбежно заставляют нас приобретать особые навыки работы и удерживают от неразумных попыток держать все факты в памяти. А это подводит нас к последнему правилу предыдущего параграфа - систематическому ведению соответствующих записей, что особенно важно для людей, занимающих ответственные посты и имеющих широкий круг обязанностей, поскольку это единственный способ раздвинуть границы нашей памяти. Известно выражение: «Блокнот с записями для делового человека - то же, что сеть для рыбака». По этому поводу можно посоветовать:

  • систематически делать записи в блокноте;
  • вести их последовательно и в едином стиле;
  • никогда не жалеть бумаги.

Записи следует по возможности снабжать подробными комментариями, так как голые факты часто впоследствии оказываются почти бесполезными, поскольку их очень трудно расшифровывать.

Возникает вопрос: что же нужно записывать? Полезно самим определить принципы, с помощью которых мы будем отбирать материал по следующим направлениям: что следует записать, что запомнить, а что предать забвению.

Мы также постоянно должны осознавать, что существует риск переоценки собственных возможностей, так как всем свойственно стремление запоминать определенный материал, чтобы его не записывать.

И последний вопрос. Для каких целей можно использовать записи? Некоторые авторы рекомендуют разделить все материалы (или дела) на четыре группы записей для большей наглядности и облегчения их ведения.

К этим группам относятся:

  • информация о будущих обязательствах с указанием времени. Дела, которые нужно выполнить в следующем месяце, следует дополнить напоминаниями о том, что предстоит (деловые беседы и встречи);
  • особые задачи и дела, не относящиеся к нашей повседневной деятельности, но которые нам о себе напоминают до тех пор, пока мы их не выполним (письма, нужная нам информация, определение проблем для дискуссии);
  • данные, которые нам могут понадобиться в будущем, что может быть тогда, когда они уже померкнут в памяти, а их важность такова, что мы должны будем их кому-то сообщить или употребить без ошибок и пропусков;
  • записи, которые освежают память или способствуют более полному и точному запоминанию (формулы, имена с описанием личности, спецификации, структура, термины с определением значения).

Даже далекому от литературного поприща человеку не помешает знать, как составить диалог. Студентам, школьникам, изучающим курс русского языка, начинающим авторам данное умение просто необходимо. Другая ситуация: ваш ребенок просит помочь с домашним заданием. Предположим, ему поручено составить диалог "Книга в нашей жизни" или что-то подобное. Смысловая составляющая задания затруднений не вызывает. Но в репликах героев вызывают серьезные сомнения, да и сами реплики построились как-то не слишком последовательно.

На такой случай следует знать, как составить диалог по русскому языку на заданную тему. В предлагаемой небольшой статье попробуем разобрать понятие диалога, основные принципы его построения и особенности пунктуации.

Что же это за форма?

Понятие диалога относится к процессу взаимной коммуникации. Реплики во время его перемежаются ответными фразами с постоянной сменой ролей слушающего и говорящего. Коммуникативная особенность диалога - единство в выражении, восприятии мыслей и реакции на них, отражаемое в его структуре. То есть состав диалога - взаимосвязанные реплики собеседников.

Без знания того, как составить диалог, начинающий автор обречен на провал. Ведь данная литературная форма - одна из наиболее часто встречающихся в художественных произведениях.

Когда диалог уместен

Всякий раз он происходит в конкретной ситуации, когда каждый из участников - попеременно слушающий либо говорящий. Каждая из реплик диалога может считаться речевым актом - действием, подразумевающим определенный результат.

Его основные черты обусловлены целенаправленностью, умеренностью и соблюдением определенных правил. Под целенаправленностью речевого воздействия понимаются скрытые либо явные цели любого из участников диалога. Речь может идти о сообщении, вопросе, совете, приказе, повелении либо извинении.

Для достижения собственных целей собеседниками поочередно реализуются те или иные намерения, цель которых - побудить другую сторону к конкретным действиям речевого характера. Выражается побуждающая информация либо прямо в виде глагола повелительного наклонения, либо типа: "Не могли бы Вы?" и т. д.

Как составить диалог. Общие правила

  1. Подача сообщений идет частями. Вначале слушающего подготавливают к восприятию информации, затем ее обосновывают, после чего непосредственно подают (в виде, например, совета либо просьбы). При этом обязательно соблюдение необходимых норм этикета.
  2. Тематика сообщения должна соответствовать основной цели разговора.
  3. Речь собеседников обязана быть недвусмысленной, понятной и последовательной.

В случае несоблюдения указанных правил происходит нарушение взаимопонимания. Примером может служить непонятная для другого речь одного из собеседников (с преобладанием неизвестной терминологии либо нечеткой артикуляцией).

Как начинается разговор

В начале диалога подразумевается приветствие и достаточно часто задается вопрос о возможности самого разговора: "Можно ли с Вами поговорить?", "Разрешите Вас отвлечь?" и т. п. Далее чаще всего идут вопросы о делах, здоровье и жизни в целом (чаще всего это относится к неофициальным беседам). Использовать данные правила следует, если, например, вам нужно составить диалог друзей. После этого обычно поступают сообщения о непосредственной цели разговора.

Далее тема подлежит развитию. Как составить диалог, который будет выглядеть логично и естественно? Структура его подразумевает подаваемую порциями информацию говорящего, перемежаемую репликами собеседника с выражением его реакции. В какой-то момент последний может перехватить в разговоре инициативу.

Конец разговора состоит из заключительных фраз обобщающего характера и, как правило, сопровождается так называемыми этикетными фразами, за которыми следует прощание.

В идеале каждая тема диалога должна получить развитие до того, как будет совершен переход к следующей. Если же кем-либо из собеседников тема не поддерживается, это признак отсутствия интереса к ней либо к попытке закончить диалог в целом.

О культуре речи

При выстраивании речевого поведения от обоих собеседников требуется понимание, определенное умение проникнуть в мысли и настроение другого, уловить его мотивы. Без всего этого успешная коммуникация невозможна. Техника ведения диалогов подразумевает различные модели общения с вариативностью средств для выражения идей, чувств и мыслей, а также овладение тактическими навыками общения.

Согласно общим правилам, каждый поставленный вопрос требует своего ответа. На побудительную реплику ожидается ответ в виде слова либо действия. Повествование подразумевает ответную коммуникацию в виде встречной реплики либо сосредоточенного внимания.

Под последним термином понимается такое отсутствие речи, когда слушающий при помощи невербальных знаков (жестов, междометий, выражения лица) дает понять, что речь услышана и понята.

Переходим к написанию

Чтобы составить диалог на письме, требуется знать основные правила его грамотного построения. Итак, рассмотрим основные правила, по которым можно составить диалог из 4 реплик и более. Как самый простой, так и достаточно запутанный со сложным сюжетом.

Используют его очень многие авторы в своих художественных произведениях. Отличается диалог от прямой речи отсутствием кавычек и новым абзацем для каждой реплики. Если же реплика подается в кавычках, то чаще всего подразумевается, что это мысль героя. Пишется все это по достаточно строгим правилам, о которых ниже.

Как составить диалог по русскому языку с соблюдением законов пунктуации

Составляя диалог, очень важно правильно использовать знаки препинания. Но вначале немного на тему терминологии:

Под репликой понимается фраза, произносимая персонажами вслух либо про себя.

Порой без слов автора можно и обойтись - обычно, когда разговор состоит реплик всего двух человек (например, у вас задание - составить диалог с другом). В этом случае перед каждой репликой ставится тире, а после него пробел. В конце фразы точка, многоточие, восклицательный либо вопросительный знак.

Когда же каждая реплика сопровождается словами автора, ситуация чуть-чуть сложнее: точку следует заменить на запятую (остальные знаки остаются на своих местах), затем ставится пробел, тире и еще раз пробел. После чего приводятся слова автора (исключительно с маленькой буквы).

Варианты посложнее

Порой слова автора могут располагаться и перед репликой. Если в самом начале диалога они не выделяются отдельным абзацем, после них ставится двоеточие, а реплика начинается с новой строки. Точно так же с новой строки положено начинать следующую (ответную) реплику.

Составить диалог по русскому - не самая простая задача. Наиболее сложным можно назвать случай, когда слова автора помещаются внутри реплики. Данная грамматическая конструкция чаще всего сопровождается ошибками, особенно среди начинающих авторов. Связано это с большим числом вариантов, основных из них два: предложение разорвано словами автора либо эти самые слова помещается между соседними предложениями.

И в том и в другом случае начало реплики точно такое же, как в примере с со словами автора после нее (тире, пробел, сама реплика, снова пробел, тире, еще раз пробел и авторские слова, написанные с маленькой буквы). Дальнейшая часть уже различна. Если слова автора задумано поместить внутрь одного целого предложения, после этих слов требуется поставить запятую и дальнейшая реплика продолжается с маленькой буквы после тире. Если же решено расположить слова автора между двух отдельных предложений, первое из них должно закончиться точкой. И после непременного тире очередная реплика пишется с большой буквы.

Другие случаи

Порой встречается вариант (достаточно редко), когда атрибутивных глаголов в словах автора два. Точно так же они могут располагаться до либо после реплики, причем все вместе представляет собой единую структуру, записанную отдельной строкой. В данном случае вторая часть прямой речи начинается с двоеточия и тире.

В произведениях литературы порой можно встретить конструкции еще сложнее, но углубляться в них мы сейчас не будем.

Усвоив основные правила построения, вы сможете аналогичным образом, например, составить языке или т. п.

Немного о содержании

Давайте перейдем от пунктуации непосредственно к содержанию диалогов. Совет опытных писателей - минимизировать как реплики, так и слова автора. Следует убрать все лишние описания и фразы, не несущие никакой полезной информации, а также лишние украшательства (относится это не только к диалогу). Разумеется, конечный выбор остается за автором. Важно, чтобы при этом ему не изменяло чувство меры.

Слишком длинные непрерывные диалоги крайне не приветствуются. Это неоправданно затягивает повествование. Ведь подразумевается, что герои ведут разговор в реальном времени, а сюжет произведения в целом обязан развиваться намного быстрее. В случае необходимости продолжительного диалога он должен быть разбавлен описанием эмоций действующих лиц и каких-либо сопутствующих действий.

Фразы, не несущие полезной для развития сюжета информации, способны засорить любой диалог. По звучанию он должен быть максимально естественным. Крайне не рекомендуется использование сложных предложений либо тех выражений, которые в разговорной речи никогда не встречаются (разумеется, если замысел автора не предполагает обратного).

Как проверить самого себя

Проконтролировать естественность составленных реплик проще всего путем чтения диалога вслух. Все лишние длинные куски вместе с вычурными словами неизбежно будут резать слух. В то же время глазами проконтролировать наличие их гораздо сложнее. Данное правило точно так же относится к любому тексту, не только к диалогу.

Еще одной распространенной ошибкой является излишек атрибутивных слов или однообразие их употребления. Следует по возможности убрать максимум авторских комментариев типа: он сказал, она ответила и т. п. Однозначно следует делать это в случаях, когда и так понятно, кому из героев принадлежит реплика.

Атрибутивные глаголы не должны повторяться, их одинаковость режет слух. Порой можно заменить их на фразы, описывающие действия героев с последующей репликой. Русский язык располагает огромным количеством синонимов глагола сказал, окрашенных в самые разные эмоциональные оттенки.

Не следует смешивать атрибуцию с основным текстом. При отсутствии атрибутивного (либо заменяющего его) слова диалог превращается в обычный текст и оформляется отдельно от реплики.

Придерживаясь изложенных нами правил, вы легко сможете составить любой диалог.

В предлагаемой методике рассматриваются вопросы подготовки и проведения индивидуальной беседы, как одной из форм воспитательной работы с нахимовцами. По этапам расписана деятельность воспитателя и основные моменты, которые влияют на ход беседы и, как результат, на действенность проводимого мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище МО РФ»

Тема: «Методика проведения и ндивидуальной беседы».

Подготовил: воспитатель 5 курса Леонтович О.В.

2015

1. Ознакомительная.

2. Диагностическая.

3. Воспитующая.

«Чтобы быть услышанным, надо научиться слушать»

Беседа - самый распространенный метод индивидуально-воспитательной работы с нахимовцами. Представляется возможным классифицировать индивидуальную беседу по целям проведения на три вида:

  1. Ознакомительная.
  2. Диагностическая.
  3. Воспитующая.
  1. Ознакомительная беседа проводится с целью получения информации об усдовиях жизни нахимовца до поступления в училище, о его увлечениях, родственниках, друзьях при прибытии воспитанника в подразделение после зачисления в училище.
  1. Диагностическая беседа - получение информации о нахимовце с целью диагностики его личностных качеств, психологических особенностей, уровне воспитанности на этапе изучения подчиненного или тогда, когда необходимо получить дополнительную информацию о нахимовце.

Ознакомительная и диагностическая беседы ведутся по заранее составленному перечню вопросов и напоминают анкетирование.

  1. Воспитующая беседа проводится для решения конкретных воспитательных задач, она требует специальной методической подготовки и выполнения определенных правил ее ведения.

Этапы беседы:

1 этап – подготовительный.

Необходимо определить цель беседы, тщательно продумать, как ее вести, что и как говорить, какие и как ставить вопросы подчиненному, какими рассуждениями и фактами будет его убеждать. В зависимости от степени знания особенностей личности нахимовца, воспитатель может и должен предвидеть, как сложится беседа, как будет вести себя подчиненный, какого результата можно добиться этой беседой. Кроме этого, в ходе беседы необходимо постоянно анализировать психологическое состояние собеседника, обращая внимание на:

Точность формулируемых мыслей;

Оговорки, недомолвки;

Желание уйти от ответа;

Паузы;

Мимику и жесты;

Срабатывание механизма так называемой психологической защиты.

2-й этап – начальный.

В начале беседы необходимо установить эмоциональный контакт с нахимовцем, создать непринуждённую, уважительную и деловую обстановку, чтобы расположить воспитанника к доверию и откровенности. Лучше всего начать разговор с вопроса о его здоровье, самочувствии, поинтересоваться семьей нахимовца, его близкими и родными. Тем самым опереться в психике и сознании воспитанника на то, что ему близко и дорого. Таким образом возникает откровенность и доверие нахимовца к воспитателю.

Вести беседу рекомендуется спокойно, доброжелательно, но в то же время необходимо называть вещи своими именами и давать принципиальную оценку фактам и поступкам. В любой беседе, естественно учитывая индивидуальные особенности нахимовца, воспитатель должен стремиться убедить нахимовца, помочь ему уяснить личную ответственность за выполнение своих обязанностей, свое место в коллективе, заставить правильно оценить те или иные действия, выбрать правильную линию поведения. Искреннее желание командира помочь, внимательное отношение к просьбам, запросам, нуждам подчиненного оказывает положительное влияние на воспитуемого, даже на самого недисциплинированного.

3-й этап – анализ ситуации.

В ходе беседы устанавливается последовательность событий, в результате которых сложилась проблемная ситуация. Также выясняется, что повлияло на морально-психологическое состояние нахимовца и заставило его поступить тем или иным образом. Далее, необходимо дать возможность воспитаннику самому проанализировать сложившуюся ситуацию и свои поступки, акцентируя внимание на их законности.

В завершение этого этапа высказать свою личную оценку ситуации и причин, к ней приведших.

4-й этап – планирование.

Воспитатель должен побудить, подтолкнуть самого нахимовца продумать и словесно (вслух) высказать возможные личные планы деятельности нахимовца по устранению имеющихся недостатков.В ходе беседы необходимо делать паузы, чтобы собеседник мог сосредоточиться и самостоятельно обдумать возможные решения. Вполне вероятна ситуация, когда в ходе беседы не будет выработано какое-то определенное решение. Положительным результатом будет даже то, что нахимовец сможет поговорить со своим воспитателем и изложить собственное видение проблемы.

5-й этап – завершающий.

Воспитатель должен окончательно сформулировать способы решения проблемы нахимовца, активно поддержать его психологически, придать ему уверенности в том, что он в состоянии самостоятельно выполнить стоящие перед ним задачи.

Выводы.

  1. Личность воспитателя является решеющим фактором действенности беседы.
  1. Успешность беседы зависит:

От степени ее подготовленности (наличие цели, плана беседы, учета возрастных особенностей, учета условий, места проведения и т.д.)

От искренности даваемых ответов (наличие доверительности, такта исследования, соблюдения требований воспитательного процесса, правильности постановки поддерживающих беседу вопросов и вопросов, связанных с целью беседы и т.д.).


Правила составления беседы и характерные особенности.

Материалом для бесед могут служить тексты Священного Писания (особенно Евангельские и Апостольские зачала), различные чинопоследования церковного богослужения, церковные Таинства и обряды, богослужебные тексты (догматики, тропари, кондаки и икосы), составные части катехизиса (Символ веры, заповеди блаженств, молитва Господня, десять заповедей Закона Божия) и многое другое. Беседа может иметь одну или несколько тем. При этом наиболее характерным признаком беседы является ее многотемность. Изъясняемый текст делится на определœенные части: в случае толкования Священного Писания делœение следует по стихам, при рассмотрении других текстов или чинопоследований - по главным пунктам или предметам. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, построение беседы осуществляется аналитическим способом, который и обусловливает многотемность в беседе: каждый отдельный библейский стих, каждый элемент богослужения, каждый пункт вероучения, рассматриваемые в проповеди, имеют свою главную мысль, свою тему. Связь между темами беседы должна быть не столько логическая, сколько внутренняя, осуществляемая какой-либо общей идеей. При составлении беседы нет крайне важно сти руководствоваться какими-либо правилами конструктивного характера: план, построение беседы определяется последовательностью изъясняемого материала. Составными элементами беседы являются основная

часть (изъяснение) и нравственное приложение. Основная часть беседы обычно состоит из анализа, последовательного раскрытия смысла разбираемого материала. Нравственное приложение, вытекающее из рассмотренного материала, непосредственно следует за разъяснением каждого предмета беседы. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, многопредметная беседа представляет собой совокупность нескольких проповедей миниатюр.
Размещено на реф.рф
В случае если состав текста более или менее однороден и связан, то после изъяснения различных предметов может следовать одно общее нравственное

* Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы, сс.109-110.

приложение, обобщающее нравственные выводы анализируемых предметов.

Переходы от изъяснения к нравственным приложениям должны быть естественны и закономерны, а не искусственны и натянуты. Сами же нравственные выводы должны вытекать из сущности изъясняемых предметов. Состоят они обычно из практических советов и наставлений на ту или иную тему; из увещаний или обличений слушателœей и должны иметь непосредственное отношение к их духовной и нравственной жизни. Задачей проповедника при изъяснении Священного Писания в беседе является раскрытие смысла какого-либо библейского текста͵ ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возможно только при помощи экзегетики - науки о толковании Слова Божия. По этой причине беседы, посвященные последовательному разбору и истолкованию Священного Писания, именуются аналитико-экзегетическими. При этом научные методы в проповеди следует использовать очень умело и осторожно. Проповедник должен помнить, что аналитико-экзегетическая беседа - не богословский комментарий к священному тексту, в котором с большой тщательностью исследуются всœе подробности научного характера. Изъяснение Священного Писания в беседе должно служить прежде всœего назиданию Церкви, в ней всœе должно быть направлено к утверждению слушателœей в вере и богоугодной жизни. Кроме аналитико-экзсгетической беседы, к разновидностям этой формы проповеди относят обычную беседу и беседу катехизическую.

Обычная беседа имеет характер простого собеседования об одном или нескольких предметах, но имеющих в основании одну какую-либо религиозно-нравственную идею. Рассмотрение предметов в обычной беседе не связывает проповедника какими-либо правилами построения проповеди, соразмерности частей: он свободен в изложении материала, его речь обусловлена только движением души, последовательностью возникающих мыслей. Особенностью катехизических бесед является вопросно-ответная форма, наиболее удобная для лучшего усвоения слушателями богооткровенных истин. Эта форма является также одним из средств поддержания внимания у слушателœей. Предусматривая всœе недоумения и трудности, связанные с пониманием богооткровенных истин, проповедник сам ставит вопросы и отвечает на них. Нравственное приложение может чередоваться с постановкой вопросов или же являться обобщающей частью в конце проповеди. Достоинство вопросно-ответной формы состоит в раздельности и четкости преподаваемых понятий. Подведем итог сказанному о беседе как форме проповеди. Наиболее характерными признаками ее являются разнообразие предметов и тем, простота стиля, естественность, общедоступность и назидательность. Благодаря этим особенностям эта форма проповеди с древних времен была наиболее употребительной в проповеднической практике. С одинаковым успехом она применялась и в дни церковных торжеств и в будни, в храмах и в местах в небогослужебных собраний.

ПРИМЕР АНАЛИТИКО-ЭКЗЕГЕТИЧЕСКОЙ ПРОПОВЕДИ:

БЕСЕДА СВ. ИОАННА ЗЛАТОУСТА НА ПСАЛОМ 125

ʼʼВнегда возвратит Господу плен Сион, быхом яко утешениʼʼ (ст. 1). Другой переводчик говорит: ʼʼКогда возвратит Господь плен, мы будем утешеныʼʼ.

Изъяснение. Слова ʼʼпленʼʼ по названию своему просто, но имеет много значений. Есть плен добрый, о котором, к примеру, говорит Павел: ʼʼпленяюще всяк разум в Христаʼʼ (2 Кор.
Размещено на реф.рф
10,15); есть и худой, о кагором, к примеру, он говорит: ʼʼпленяющий женища, отягощенная грехамиʼʼ (2 Тим. 3,6), есть духовный, о котором говорится: ʼʼпроповедати пленникам отпущениеʼʼ (Ис. 61,1); есть и чувственный от неприятелœей. Но первый тяжелœее. Взявшие кого-нибудь в плен по закону войны часто и щадят пленных: хотя заставляют их носить воду, рубить дрова, и ходить за лошадьми, но нисколько не вредят их душе, а кто взят в плен грехом, тот приобрел себе властелина жестокого и беспощадного, принуждающего его к делам самым постыдным. Этот тиран не умеет ни щадить, ни миловать. Послушай пример, как он, взяв в плен жалкого и несчастного Иуду, не пощадил его, но сделал святотатцем и предателœем, а по совершении греха вывел его на зрелище пред иудеями, открыл его преступление и не допустил воспользоваться покаянием, но, предупредив раскаяние, довел его до петли. Грех есть властелин жестокий, дающий нечестивые приказания, подвергающий бесчестию повинующихся ему.

Нравственное приложение: По этой причине увещеваю вас: будем с великою ревностью убегать власти его, будем бороться с ним и, освободившись от него, будем пребывать в этой свободе. В случае если иудеи, освободившись от иноплеменников, были утешены, то тем более мы, освободившись от греха, должны радоваться и восхищаться и хранить вечно эту радость, а не нарушать и не осквернять ее, снова предаваясь тем же порокам.

Быхом яко утешени. Другой переводчик говорит: ʼʼкак мечтающие во снеʼʼ Что значит ʼʼутешениʼʼ? Мы, говорит, исполнены покоя, радости, удовольствия. ʼʼТогда исполнишася радости уста наша, и язык наш веселия. Тогда рекут во языцех: возвеличил, есть Господь сотворити с ними (ст. 2). Возвеличил есть Господь сотворити с нами: быхом веселящесяʼʼ (ст. 3). Радость по случаю освобождения из плена немало содействует перемене к лучшему. Но скажешь: кто не радуется при этом? Отцы их, когда были освобождены из Египта и изведены из тамошнего рабства на свободу, с крайнею неблагодарностью роптали среди самих благ, негодовали, были недовольны, постоянно сетовали. Но мы, говорит, не так: мы радуемся и восхищаемся. Мы радуемся, говорит, не только по причинœе освобождения от

бедствий, но и потому, что отсюда всœе узнают Божие промышления о нас: ʼʼтогда рекут во языцех: возвеличил есть Господь сотворити с ними. Возвеличил есть Господь сотворити с намиʼʼ. Не напрасно здесь допущено повторение, но для того, чтобы показать великую радость, какую имели они. Одни слова принадлежат язычникам, а другие - им. И смотри, они не сказали: ʼʼспас насʼʼ, или: ʼʼосвободил насʼʼ, - но ʼʼвозвеличилʼʼ, желая словом ʼʼвозвеличилʼʼ выразить необычайность дела, исполненного чудесности. Видишь ли, что - как я часто говорил - чрез данный народ научилась всœелœенная, когда он был отводим в плен и возвращаем оттуда. Самое возвращение было вместо проповедника, потому что слух о них распространился везде, открывая всœем человеколюбие Божие; и поистинœе велики и необычайны были чудеса, совершившиеся с ними. Сам обладавший ими Кир отпустил их, когда никто не просил, но Бог смягчил душу его; и отпустил не просто, а с дарами и пожертвованиями.

Возврати, Господи, пленение наше, яко потоки югом (ст. 4). Почему он в начале сказал: ʼʼвнегда возвратити Господу плен Сионʼʼ, а здесь: ʼʼвозвратиʼʼ? Он говорит о будущем. На это особенно наводит нас другой переводчик, который не сказал: ʼʼвнегда возвратитиʼʼ, но: ʼʼкогда возвратитʼʼ. Притом это дело, начавшись тогда, не вдруг совершилось всœе, но было много переселœений иудеев - было и первое, и второе, и третье. Итак, или это говорит пророк, или он молится, чтобы избавление было всœецелое. Многие из иудеев хотели остаться в стране иноплеменников; в связи с этим пламенно, желая избавления, он говорит: ʼʼвозврати пленение наше, яко потоки югомʼʼ, ᴛ.ᴇ. побуждая и поощряя с великою стремительностью, с великою силою. Другой переводчик, выражая это же самое, сказал: ʼʼкак ручьиʼʼ, третий: ʼʼкак потокиʼʼ. Четвертый: ʼʼкак спуски водыʼʼ.

Сеющий слезами в радости пожнут (ст.5 )

Это сказано об иудеях, но часто может иметь приложение и ко многим другим случаям. Такова добродетель: она получает блистательные награды за труды. По этой причине и пророк в речи своей указал на сеяние и жатву. Как сеющий должен работать, трудиться, проливать пот и переносить холод, так и упражняющийся в добродетели. Ничему так не несвойствен покой, как человеку. По этой причине Бог и сделал путь его узким и тесным; даже не только дела добродетели, но и дела житейские Он соединил с трудом, и последние гораз-

до более. И сеятель, и строитель, и путник, и дровосœек, и ремесленник, и всякий человек, в случае если хочет приобрести что-нибудь полезное, должен работать и трудиться. И как семена имеют нужду в дожде, так и мы в слезах. Как землю нужно пахать и копать, так и для души вместо заступа, нужны искушения и скорби, чтобы она не произрастила худых трав, - чтобы смягчилась ее жестокость, чтобы она не возгордилась. И земля без тщательного возделывания не приносит ничего здорового. Итак, смысл слов пророка следующий: нужно радоваться не только возвращению, но и плену, и за то и другое исповедовать благодарность Богу. Это сеяние, а то жатва. Как сеющие после трудов пользуются плодами, так и вы, говорит, когда отошли в плен, были подобны сеющим, испытали скорби, труды, изнурение, бедствия, переносили ненастье, войну, дожди, холод и проливали слезы. Что дождь для семян, то слезы для страждущих. Но вот, говорит, за эти труды получили воздаяние. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, когда он говорит: ʼʼходящий хождаху и плакахуся, метающе семена своя: грядуще же приидут радостию, вземлюще рукояти свояʼʼ (ст.6), то говорит не о хлебе, а о делах, научая слушателя не унывать в страданиях. Как сеятель не унывает, хотя ему предстоит много трудностей, представляя обильную жатву, так и страждущему не должно унывать, хотя бы много встретилось ему прискорбного, ожидая жатвы, представляя плоды, происходящие от страдания. Зная это, будем и мы благодарить Бога за страдания и за покой. Хотя обстоятельства бывают различны, но всœе вместе и каждое порознь направляется к одному концу, подобно тому как сеяние и жатва; будем же и бедствия переносить мужественно и с благодарностью, и покой -с славословием, чтобы нам сподобиться и будущих благ, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа͵ которому слава и держава во веки веков. Аминь

(Творения. Том 5, кн. 1, ст.. (90-393, СПб., 1899).

Правила составления беседы и характерные особенности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Правила составления беседы и характерные особенности." 2017, 2018.

3.1 План подготовки беседы


I. Планирование беседы (25% времени, предусмотренного в целом на подготовку) - 30 минут:

10 минут - в общих чертах ознакомиться с ситуацией и обду­мать ее, провести предварительный анализ возможной пози­ции в сложившейся ситуации;

5 минут - определить цели (записать) и задачи беседы;

5 минут - подумать, какую пользу могли бы извлечь из бесе­ды Ваши собеседники;

10 минут - разработать подробную структуру беседы и план

выступления.

II. Оперативная подготовка (50% времени) - 60 минут:

15 минут - собрать материалы, данные и информацию;

5 минут - отобрать и систематизировать материалы;

10 минут - изучить и увязать материалы, подготовить выво­ды, найти аргументы;

10 минут - написать рабочий план беседы, некоторые вопро­сы и критические моменты изложить на бумаге;

10 минут - стилизовать главную часть беседы (передача ин­формации, аргументации, ответы на замечания);

5 минут - подготовить ответы на возможные замечания и воз­ражения;

5 минут - разработать начальную и завершающую части бе­седы.

III. Техническая подготовка (5% времени) - 10 минут.

IV. Контроль и проверка (10% времени) - 12 минут:

5 минут - еще раз просмотреть свое выступление;

7 минут - внести поправки и придать беседе окончательную

V. Отработка (10% времени) - 10 минут:

5 минут - отрепетировать выступление (в уме);

5 минут - прорепетировать и согласовать ход беседы.


4. Структура делового общения


Состоит из пяти основных фраз:

I. Начало беседы.

II. Передача информации.

III. Аргументирование.

IV. Опровержение доводов собеседника.

V. Принятие решений.

Фаза /. Начало беседы

Установление контакта с собеседником;

Создание приятной атмосферы для беседы;

Привлечение внимания;

Побуждение интереса к беседе;

"перехват" инициативы.

Правильное начало беседы предполагает: точное описание целей беседы, взаимное представление собеседников, название темы, представление лица, ведущего беседу, объявление после­довательности рассмотрения вопросов.

При завершении беседы порядок действий должен быть об­ратный: слово берет ведущий беседы и завершает ее обращени­ем к собеседнику.

На что нужно обратить внимание при налаживании личного контакта с собеседником?

Во-первых, на ясные, сжатые и содержательные вступитель­ные фразы и объяснения.

Во-вторых, обязательно обращение к собеседникам по имени и отчеству.

В-третьих, важен соответствующий внешний вид (одежда, под­тянутость, выражение лица).

Проявление уважения к личности собеседника, внимание к его мнениям и интересам является неотъемлемой частью любого общения, а деловой беседы - тем более….

Беседа должна строиться в форме диалога, для построения которого как можно чаще апеллируйте к мнению и ответам собе­седника.


фаза //. Передача информации

Цель этой части беседы заключается в решение следующих задач:

Сбор специальной информации по проблемам, запросам и пожеланиям собеседника;

Выявление мотивов и целей собеседника;

Передача запланированной информации;

Анализ и проверка позиции собеседника.


Пять основных групп вопросов при передаче информации:

1. Закрытые вопросы - это вопросы, на которые ожидается ответ "да" или "нет".

2. Открытые вопросы - это вопросы, на которые нельзя ответить "да" или "нет", они требуют какого-то объяснения:

"Каково Ваше мнение по данному вопросу?"

"Почему Вы считаете принятые меры, недостаточными?"

3. Риторические вопросы - на эти вопросы не дается прямо­го ответа, так как их цель - вызвать новые вопросы, указать на нерешенные проблемы и обеспечить поддержку нашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения:

"Мы ведь придерживаемся единого мнения по данному вопросу?"

4. Переломные вопросы - удерживают беседу в строго уста­новленном направлении или поднимают целый комплекс новых проблем:

"Как Вы представляете себе структуру и распределение?.."

5. Вопросы для обдумывания - вынуждают собеседника раз­мышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что было сказано:

"Правильно ли я понял Ваше сообщение о том, что?.."

"Считаете ли Вы, что?.."


Фаза ///. Аргументация


Мелочи, имеющие иногда решающее значение:

1. Оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями.

2. Способ и темп аргументации должны соответствовать осо­бенностям темперамента собеседника.

3. Вести аргументацию корректно по отношению к собесед­нику, так как это, особенно при длительных контактах, окажется для нас же намного выгоднее:

Всегда открыто признавать правоту собеседника, когда он прав, даже если это может иметь для вас неблагоприятные по­следствия;

Продолжать оперировать можно только теми аргументами, которые приняты собеседниками;

Избегать пустых фраз.

4. Приспособить аргументы к личности собеседника:

Направлять аргументацию на цели и мотивы собеседника;

Избегать простого перечисления фактов;

Употреблять терминологию, понятную собеседнику.

5. Избегать непрофессиональных выражений и формулировок, затрудняющих аргументирование и понимание.

6. Попытаться, как можно нагляднее изложить собеседнику свои доказательства, идеи и соображения.

В нашем арсенале имеются 12 риторических методов аргу­ментирования:

1. Фундаментальный метод. Представляет собой прямое об­ращение к собеседнику.

2. Метод противоречия.«Основан на выявлении противоречий в аргументации против...

3. Метод "извлечение выводов". Основывается на точной ар­гументации, которая постепенно, посредством частых выводов приведет Вас к желаемому выводу.

4. Метод сравнения.

5. Метод "да... но".

6. Метод "кусков". Состоит в расчленении выступления таким образом, чтобы были ясно различимы отдельные части: "это точ­но", "на это существуют различные точки зрения".

7. Метод "бумеранга".

8. Метод игнорирования.

9. Метод потенцирования. Собеседник в соответствии со сво­ими интересами смещает акцент, выдвигает на первый план то, что его устраивает.

10. Метод "выведения". Основывается на постепенном субъек­тивном изменении существа дела.

11. Метод опроса. Основывается на том, что вопросы задают­ся заранее.

12. Метод видимой поддержки.

Двенадцать спекулятивных методов аргументации:

1. Техника преувеличения.

2. Техника анекдота.

4. Техника дискредитации собеседника. Основывается на пра­виле: если я не смогу опровергнуть существо вопроса, тогда, по меньшей мере, нужно поставить под сомнение личность собе­седника.

5. Техника изоляции. Основывается на "выдергивании" отдель­ных фраз из выступления, их изоляции и преподнесении в уре­занном виде с тем, чтобы они имели значение, совершенно про­тивоположное первоначальному.

6. Техника изменения направления. Заключается в том, что собеседник не атакует Ваши аргументы, а переходит к другому вопросу, который по существу не имеет отношения к предмету дискуссии.

7. Техника вытеснения. В данном случае собеседник в дей­ствительности не переходит к какой-то одной, точно определен­ной проблеме, преувеличивает второстепенные проблемы, взя­тые из нашего выступления,

8. Техника введения в заблуждение. Основывается на сооб­щении запутанной информации, слов, которыми вас забрасывает собеседник.

9. Техника отсрочки. Ее целью является создание препятствий для ведения дискуссии или ее затягивание.

10. Техника апелляции. Представляет собой особо опасную форму "вытеснения" процесса рассуждений (собеседник взыва­ет к сочувствию).

11. Техника искажения.

12. Техника вопросов-капканов. Включает четыре группы:

Повторение;

Вымогательство;

Альтернатива;

Контрвопросы.


Фаза IV. Опровержение доводов собеседника (нейтрализация замечаний собеседника)

Убедительность изложения;

Надежность изложения;

Развеивание сомнений;

Мотивы сопротивления и точка зрения. Почему возникают замечания?

Защитная реакция;

Разыгрывание роли;

Другой подход;

Несогласие;

Тактические раздумья.

Какова логическая структура опровержения замечаний?

Анализ замечаний;

Обнаружение настоящей причины;

Выбор тактики;

Выбор метода;

Оперативное опровержение замечаний. Какие приемы применяются для нейтрализации (опроверже­ния)?

"бумеранг";

Одобрение + уточнение;

Переформулировка;

Целевое согласие; "эластичная оборона";

Метод опроса;

"да... но...?"

Предупреждение;

Доказательство бессмысленности;

Отсрочка.

Как обращаться с замечаниями при нейтрализации?

Локализация;

Тон ответа;

Открытое противоречие;

Уважение;

Признание правоты;

Воздержанность в личных оценках;

Краткость ответа;

Недопущение превосходства.


Фаза V. Принятие решения Цели:

Подытоживание аргументов, призванных и одобренных со­беседником;

Нейтрализация негативных моментов в заключении;

Закрепление и подтверждение того, что достигнуто;

Наведение мостов для следующей беседы.

Несколько общих советов в связи с окончанием беседы:

Свободно обращайтесь к собеседнику с вопросом, согласен ли он с Вашей целью.

Не проявляйте неуверенности в фазе принятия решения. Если вы колеблетесь в момент принятия решения, то не удивляйтесь, если начнет колебаться и собеседник.

Всегда оставляйте в запасе один сильный аргумент, подтвер­ждающий Ваш тезис, на тот случай, если собеседник в момент принятия решения начнет колебаться.

Пользуйтесь достоверными аргументами, так как лучше, если собеседник примет решение сейчас, чем потом.

Не отступайте, пока собеседник несколько раз отчетливо не повторит "нет".

Не сдавайтесь на милость собеседника до тех пор, пока не попробуете все известные методы форсирования.

Следите за поведением собеседника, свидетельствующим о том, что беседа подходит к концу. Закончите беседу в нужный момент.

Достигнув цели, прощайтесь с собеседником. Как только бу­дет принято решение, поблагодарите собеседника, поздравьте его с разумным решением.


4.1 Основные функции деловой беседы

1. Начало перспективных мероприятий и процессов.

2. Контроль и координирование уже начатых мероприятий и про­цессов.

3. Обмен информацией.

4. Взаимное общение работников из одной сферы деятельности.

5. Поддержание деловых контактов.

6. Поиск, выдвижение и оперативная разработка рабочих идей и замыслов.

7. Стимулирование движения творческой мысли в новых направ­лениях.


5. Возможные структуры деловых бесед разных видов


I. Классический:

^ введение;

^ главная часть;

^ заключение.

II. Современный:

^ передача информации;

^ аргументирование;

^ опровержение ("нейтрализация") доводов;

^ определение желаний собеседника;

^ демонстрация совпадений ваших стремлений с желанием собеседника;

^ доказательство целесообразности вашей идеи;

^ принятие вашей идеи собеседником;

^ форсирование реализации этой идеи;

^ принятие решения.

Перед началом беседы дайте себе ответ на следующие воп­росы:

1. Все ли я тщательно продумал?

2. Вполне ли я готов правильно ответить на возможные вопро­сы собеседника?

3. Пытался ли я представить себя на месте собеседника и по­нять его?

4. Является ли мой план беседы точным, ясным и конкретным?

5. Выглядят ли мои формулировки естественными и убедитель­ными?

6. Правильно ли выбран тон изложения?

7. Если бы эта беседа была проведена со мной, остался бы, я доволен?

Манера изложения

Многое зависит от того, насколько четко вы будете произно­сить слова. Избегайте как грубого диалектного, так и утрирован­ного искусственного произношения.

Говорите не слишком быстро, в умеренном темпе. Меняйте темп речи в зависимости от ее содержания. Замедляйте темп речи при произнесении важных и сложных для восприятия мыслей.

Быстрее проговаривайте маловажные и не обладающие ин формационной значимостью фразы.

Подумайте, какие слова следует выделить ударением в зави­симости от намерения оратора.

По возможности периодически поддерживайте визуальный контакт со слушателями (но не с одним слушателем!).

Быстро пробегайте глазами фразу. Во время ее произнесе­ния на мгновение отрывайтесь от "шпаргалки" и снова возвра­щайтесь к тексту.

За счет замедления темпа речи можно добиться необходимо­го смещения этих фраз в пользу замедления их словесно-звуковой передачи.

Используйте различные сокращения.

Внешнее оформление текста речи может быть различным.

Текст можно печатать через два интервала, с разбивкой на разделы, с небольшими полями.

первое предложение - печатать слева направо до середины стра­ницы; второе - на три интервала ниже и в нулевой части листа.

Общие правила запоминания

Ваши мысли должны быть направлены на то, чтобы точно за­помнить сообщаемую информацию, т.е. необходимы воля и уси­лие, а не позиция ожидания.

Следует активно реагировать на то событие, которое мы дол­жны запомнить.

Вспомните это событие позже в удобный момент, с тем, чтобы оно закрепилось, не поблекло и не стерлось в памяти.

Внушите себе значимость того, что Вы сознательно хотите запомнить, чтобы увязать это событие во времени и простран­стве с другими, создав таким образом "опорные точки" для вос­произведения.

Наиболее надежный и быстрый способ улучшить память - раз­работать системы ведения записей и аккуратно записывать все, что вы считаете необходимым.

Японец всячески демонстрирует внимание, слушая собеседника. Часто такое поведение истолковывается европейцами как выражение согласия с излагаемой точкой зрения. На самом же деле он лишь побуждает собеседника продолжать беседу. На переговорах с японцами случаются замешательства вследствие того, что на японском языке слова «да» и «нет» несколько отличаются от употребления на других языках. На...

Других, и не прямо, а косвено. Критику всегда легче выслушивать, если критикующий начинает с признания, что и он далеко не безгрешен. 1.2 Психологические особенности национальных стилей ведения переговоров Американский стиль ведения переговоров отличается достаточно высоким профессионализмом. В американской делегации редко можно встретить человека, некомпетентного в тех вопросах, по которым...

К беседе была основательной и все возможные ситуации тщательно продуманы, то в основной части деловой беседы её инициатор будет чувствовать себя уверенно. Большей эффективности при проведении деловой беседы способствует так называемый «Вы - подход», который предполагает умение ставить себя на место партнера, что позволяет лучше понять его намерения и действия. Полезно задавать самому себе вопрос...

И ценят как специалиста. Подобными приемами в деловом общении часто пользуются зарубежные специалисты и, как правило, добиваются успеха. 3. Специфика телефонного разговора Телефонные переговоры можно рассматривать как специфический случай проведения деловой беседы. Исходя из этого, следует сделать два вывода. Во-первых, правила подготовки и проведения деловой беседы во многом сохраняют...