Краткие лекции по истории политических и правовых учений (к зачету-тестированию). История политических и правовых учений. Краткий курс

КРАТКИЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Институт государства и права РАН Академический правовой университет

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Краткий учебный курс

Под общей редакцией академика РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца

Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М) Москва 2000

В. Г. Графский , доктор юридических наук, профессор – гл. 12, 14 (3, 4), 17 (2), 18;

Н. М. Золотухина , доктор юридических наук, профессор – гл. 7, 11, 14 (1, 2);

Л. С. Мамут , доктор юридических наук – гл. 5 (1–3), 6, 9, 10 (1, 4, 5), 13 (1, 2), 15, 16, 17 (1, 4), 19;

В. С. Нерсесянц , академик РАН, доктор юридических наук, профессор– введение, гл. 1–4, 5 (4), 8, 10 (2, 3), 13 (3), 17 (3), заключение.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца . – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М), 2000. –352 с. – (Краткие учебные курсы юридических наук).

ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М)

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.

Издательство НОРМА

ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М) 2000

Введение

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.

Задача данного учебного курса и состоит в освещении основных положений всемирной истории политических и правовых учении.

Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Под соответствующими "учениями" в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности – таких как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания, хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, формах и направлениях административной деятельности и т. д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель,. Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта – политических и правовых явлений и отношений.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

ВВЕДЕНИЕ
История политических учений представляет собой процесс развития соответствующей формы общественного сознания, подчиненный определенным закономерностям. Политические учения разных эпох обусловлены влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политической идеологии.
Целью данной работы является познать взгляды и теории великих мыслителей прошлого и, опираясь на эти знания, понять современные политические теории и проблемы. Определить место российской политической жизни в общей системе политических знаний. Раскрыть сущность идеологии и содержание основных политических идеологий.
Передо мной была поставлена задача изучить и охарактеризовать историю развития политических учений, основания для ее периодизации и основные политические идеи Платона, Аристотеля, Н. Макиавелли и др.;
- характерные черты политической мысли Нового времени и основные современные политические учения и политические школы;
- периодизацию развития российской политической мысли и ее характерные черты, а также основные отечественные идейно-политические течения;
Используя взгляды и теории великих мыслителей прошлого, мы должны понимать современные политические теории и проблемы;
- классифицировать современные политические теории и концепции по таким основаниям, как уровень исследуемых объектов политики, политико-идеологическая направленность, специфика объекта исследования;
- обосновать периодизацию развития общественно-политической мысли в России;
- различать основные политические идеологии, основываясь на знании их принципов и политических идей;
- видеть за деятельностью политических лидеров и политических общественных организаций их политические идеологии.
1. История политических учений
История политических учений насчитывает много веков. Политическое научное знание складывалось из элементов философских и социологических теорий.
Зачем нам надо знать историю политической мысли? Обращаясь к истории, мы познаем взгляды и теории великих мыслителей прошлого, опираясь на них, понимаем современные политические теории и проблемы.
Возникновение политической мысли в истории цивилизации неразрывно связано со становлением государства как особой организации власти. Человечеству потребовалось почти два тысячелетия опыта государственного управления обществом, прежде чем сложились возможности первых теоретических обобщений и выводов относительно политической жизни как особой сферы общественных отношений.
Попытки осмысления политики делались уже в глубокой древности. В истории становления и развития политической мысли можно выделить следующие этапы:
1 этап. Политические учения Древнего Востока.
2 этап. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
3 этап. Политические учения Средневековья.
4 этап. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения.
5 этап. Политические учения Нового времени.
6 этап. Современные политические учения.
Рассмотрим и охарактеризуем эти этапы подробнее.
2. Этапы развития политических учений и их характеристика.
2.1. Политические учения Древнего Востока
Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия) характерны тем, что политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, и господствовало понимание божественного происхождения власти. Для древних египтян, вавилонян, индийцев боги были лучшими среди людей, вершителями земных дел, первыми законодателями и правителями. У древних китайцев единственным проводником воли небесных сил был император. Боги наделяли его всей полнотой земной власти, давая ему для ее осуществления особые внутренние силы и способности.
Великий мыслитель Древнего Китая Конфуций (551 – 479 гг. до нашей эры) признает божественное происхождение власти императора, но отказывается от божественного происхождения государства. Конфуций считал, что государство возникло из объединения семей; это большая семья, где император – строгий, но справедливый отец, а подданные – его послушные дети. Основным регулятором поведения в государстве Конфуций считал мораль, а главной целью государственной политики объявлял воспитание хороших нравов.
В 4 веке до нашей эры Шан Ян дал начало направлению, получившему название "легизм". Легисты, в отличие от конфуцианцев, считали нравственное воспитание людей недостаточным, и упор делали на строгие законы и суровые наказания.
2.2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима.
Подлинной вершиной политической мысли Древнего Мира по праву считается философия Древней Греции. Она изначально развивалась как идеология свободных людей. Во многих городах-полисах граждане активно участвовали в отправлении власти, легитимность власти была светской, вся Эллада была ареной ожесточенной борьбы за власть.
Основу науки о политике заложили древнегреческие философы: Сократ (470 – 99 гг. до нашей эры); его ученик Платон Афинский (427 – 347 гг. до нашей эры.) – политические идеи его изложены в диалоге "Государство"; ученик и критик Платона Аристотель Стагирит (384 – 322 гг. до нашей эры).
Двухтысячелетняя история Древнего Рима – это огромный по своим масштабам опыт политической жизни, которая изобиловала борьбой различных политических сил, прошла через смену нескольких форм правления, перевороты, народные восстания.
Много сделали для развития политической мысли Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до наше эры), Луций Анней Сенека (ок.4 г. до нашей эры – 65 г. – философ и человек личного высокого мужества. Покончил жизнь самоубийством по требованию своего воспитанника Императора Нерона), Эпиктет (ок.50 – ок.140), Марк Аврелий (121 – 180 гг.). Гай Транквилл Светоний своей книгой "Жизнь двенадцати царей" положил начало традиции политических портретов.
Характерные черты политических учений этого этапа:
- постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы;
- обособление их как относительно самостоятельной части философии;
- анализ устройства государства, классификация его форм;
- поиск и определение наилучшей, идеальной формы правления.
Политические идеи Платона:
- государство возникло из-за многообразия материальных потребностей человека и невозможности их удовлетворения в одиночку;
- залог стабильности государства – разделение труда по склонности души;
- управлять государством должно сословие философов, специально подготовленных для этой миссии;
- сословие стражей должно защищать государство;
- землевладельцы и ремесленники – третье сословие – должны добросовестно трудиться на благо государства;
- переход из одного сословия в другой недопустим, ибо это наносит вред государству.
Аристотель, ученик и критик Платона:
- выдвинул предположение о естественном происхождении государства;
назвал человека политическим существом;
- классифицировал формы государственного устройства по числу властвующих;
- выделял:
правильные формы государственного правления: монархия, аристократия, полития, при которых целью политики является общее благо;
неправильные формы: тирания, олигархия, демократия, где преследуются лишь собственные интересы и цели власть имущих;
- залогом стабильности государства считал наличие в обществе большого слоя средне обеспеченных граждан;
- высказывал идею верховенства закона.
Римские философы интерпретировали идеи своих древнегреческих предшественников в духе условий своей страны. В пределах Римской империи в первые столетия новой эры распространяется христианство, которое к середине 4 века становится государственной религией Рима.
Видный авторитет церкви Августин Блаженный (354 – 430) пишет трактат "О граде Божием", который содержит рассуждения о государственных и правовых учреждениях, посланных человеку свыше за грехи его. Августин верит, что на смену "граду земному" придет "град Божий", где любовь к Богу доведена до презрения человека к себе. Учение Августина легло в основу новой идеологии католической церкви Средневековья, обосновывавшей приоритет духовной власти над властью светской.
2.3. Политические учения Средневековья.
Средневековье характерно следующими политическими процессами:
- создание достаточно крупных, но слабо интегрированных монархий;
- распад их на раздробленные политические образования;
- расцвет сословно-представительных монархий.
Особенности политических учений этого этапа:
- безраздельное господство католической церкви в духовной жизни;
- политическая наука стала отраслью богословия, догмы религии приобретают форму законов;
- социально-политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей;
- обоснование теологической теории политической власти.
Разносторонне одаренный и блестяще образованный монах-ученый Фома Аквинский (1226 – 1274) в своем трактате "О правлении государей" пытался соединить учение Аристотеля с христианскими догмами. Он признает естественное происхождение государства, которое должно служить общему благу. Считает, что сущность власти составляют отношения господства и подчинения, и такой порядок – от Бога. При использовании власти допускаются злоупотребления, но если действия власти противоречат интересам церкви, то подданные имеют право на сопротивление.
2.4. Политические учения эпохи Возрождения и Просвещения. Характерные черты политической мысли этой эпохи:
- освобождение политической науки от теологии;
- развитие гуманистических начал в политической теории;
- анализ проблем и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.
Великий флорентинец Н. Макиавелли (1469 – 1527) первым стал рассматривать политику как особую сферу научного исследования. Основной его труд – знаменитая книга "Государь", в которой Макиавелли:
- дал самодержцам исчерпывающие рекомендации по завоеванию и удержанию власти;
- впервые сформулировал идеологию централизованной монархической власти;
- считал, что народ не играет никакой роли в государстве;
- подчеркивал, что правитель сам определяет цели своей политики и добивается этих целей, используя любые средства;
- утверждал, что политика аморальна, мораль и политика не совместимы.
Родоначальниками социалистической идеологии стали Томас Мор (1478 – 1535), английский гуманист и писатель, Томмазо Кампанелла (1568 – 1639), итальянский философ и поэт. Они изображали государство без частной собственности, при распределении произведенных благ по потребности.
Английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679) развил гражданскую трактовку политики, считая, что монархия – самая лучшая форма власти. Он утверждал, что источник королевской власти – общественный договор с некоторыми ограничениями власти монарха.
Английский философ Джон Локк (1632 – 1704) правомерно считается основоположником либерализма. Он впервые четко разделил такие понятия, как личность, общество, государство, выделил законодательную и исполнительную власти.
На рубеже 17 – 18 веков в Европе возникло явление, которое принято называть Просвещением. Это общекультурное движение в качестве идеала выдвигало утверждение на земле "царства разума" путем распространения знаний, искоренения невежества, всестороннего воспитания личности и пр. В котором люди будут совершенными во всех отношениях, восторжествует гармония интересов свободного индивида и справедливого общества, гуманизм станет высшей нормой социальной жизни.
В политической мысли это отразилось в виде концепций "просвещенного абсолютизма".
Немецкое просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, Х. Томазия, Х. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается одним из родоначальников современной социологии. Идея просвещенного абсолютизма высказывалась в России в конце 17 в. в трактате Ю. Крижанича "Политика". Ее поддерживал сам Петр I, обосновывал идеолог петровских реформ Ф. Прокопович, развивал В. Н. Татищев (1686 – 1750).
2.5. Политические учения Нового времени.
Началом Нового времени традиционно считается английская революция середины 17 в. Характерные черты политической мысли Нового времени:
- формирование либеральной политической идеологии;
- обоснование необходимости разделения властей;
- анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии;
- формирование концепции прав человека и гражданина.
Теория разделения властей по праву принадлежит французскому просветителю Шарлю Луи Монтескье (1689 – 1755). Верховенство права, по мнению Монтескье, может быть обеспечено лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать друг друга.
В первой половине 19-го века завершается формирование политической идеологии социализма – граф Клод Анри де Ревруа Сен-Симон (1760 – 1825), Роберт Оуэн (1771 – 1858), Шарль Фурье (1772 – 1837).
В этот период возникают и радикально-революционные концепции. К ним, в первую очередь, надо отнести идеи Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778), который:
- утверждал, что главное зло – частная собственность;
- первым разграничил государство и гражданское общество;
- доказывал необходимость прямого народного правления.
Вторая половина 19-го века связана с именами английского социолога Герберта Спенсера (1820 – 1903), немецкого философа Фридриха Ницше (1844 – 1900), французского философа-антрополога Жозефа Артюра де Гобино (1816 – 1882) и др. В этот период наибольшую известность получают Карл Маркс (1818 – 1883), Фридрих Энгельс (1820 – 1895) – теоретики коммунистического общества.
2.6. Современные политические учения.
Современная политическая наука в своем развитии прошла следующие периоды. Первый период – становление современной политической науки (конец 19-го – конец 40-х гг. 20-го в.). Этот период характерен исследованием проблем политической власти и ее социальных основ:
- теория заинтересованных групп (А. Бентли);
- теория элиты (правящего класса) (Г. Моска, В. Парето);
- социологическая теория государства (М. Вебер);
- теория олигархизации власти (Р. Михельс);
- психологическая теория власти (Г. Лассуэл).
Второй период – активное расширение сфер политологических исследований (конец 40-х – вторая пол.70-х гг.) – характерен поворотом к проблемам либерализации политической жизни, демократии, социальной политики государства:
- новая теория демократии (И. Шумпетер);
- плюралистическая теория демократии (Р. Даль);
- теория партисипаторной демократии (К. Макферсон, Дж. Вольф, Б. Барбер);
концепция государства благосостояния, общества потребления (Дж. Катона, У. Ростоу, О. Тоффлер).
Третий период – поиск новых парадигм развития политической науки (сер.70-х гг. – наст. время). В этом периоде разрабатывались и развивались:
- футурологическая концепция единого мирового государства (Кларк, Сон);
- концепция постиндустриального общества (Д. Белл, Р. Арон, Дж. Гэлбрайт, З. Бжезинский);
- концепция информационного общества (О. Тоффлер, Дж. Нейсбит, Е. Масуда);
- концепция национального интереса (Г. Моргентау);
- теория элитарной демократии;
- силовая концепция власти.
Современные политические теории и концепции можно классифицировать по следующим основаниям:
- По уровню исследуемых объектов политики: концепции глобального или международного порядка; концепции общественного уровня; концепции политической сферы общества и политического развития; концепции важнейших подсистем политической системы общества; концепции отдельных или частных политических явлений.
-По политико-идеологической направленности: либеральные; консервативные; социал-реформистские; марксистские; анархистские.
- По специфике предмета и объекта исследования: политико-правовые; социологические; психологические; эмпирические.
В современной зарубежной политологии выделяются следующие основные школы. Англо-американская – разрабатывает проблемы политической модернизации, стабильности, политических конфликтов, внешней политики (С. Липсет, К. Райт, С. Ф. Хантингтон, Г. Моргентау, Дж. Сартари, Р. Дарендорф). Французская - занимается проблемами типологии политических режимов, легитимности, партийно-политической инфраструктуры (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон). Немецкая - занимается сравнительным анализом политических систем, проблемами функционирования гражданского общества и правового государства (Г. Майер, И. Флетчер). Польская – проводит исследования политической жизни общества, главных направлений демократизации политической системы (Е. Вятр, Т. Бодио, А. Боднар, К. Опалэк, Ф. Рышка).
Классиком политического бихевиоризма считается американский ученый Г. Д. Лассуэл (1902 – 1978). Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоаналитического подхода в политической жизни.
Классикой элитаризма стали концепции В. Паретто (1846 – 1923), Г. Моска (1838 – 1941), Р. Михельса (1878 – 1936).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Политические учения прошли многовековой путь развития. Поначалу они были органической частью религии, философии, общего взгляда на мир, как нечто, противостоящее человеку. Но уже в Древнем мире возникало стремление осмыслить государство и право как создание человеческого искусства, подчиненное общественным потребностям.
На всех этапах истории политических и правовых учений каждая из политико-правовых доктрин несла на себе четкий отпечаток конкретно-исторических условий страны и эпохи, политических симпатий и антипатий автора доктрины и его единомышленников.
История политических учений свидетельствует о том, что важным показателем степени свободы и демократизма того или иного общества и государства является состояние политико-правовой мысли.
Растущее многообразие учений о государстве предопределяется тем, что эти учения по-разному отражают сложнейший по устройству, функциям, общественной роли механизм государства.
История политических учений показывает также, что теоретиками государства и права различных эпох разработан ряд выводов и положений, не выходящих за пределы эмпирической, описательной науки, но имеющих непреходящее значение для государственно-организованного общества, в том числе для современного.
Таким образом, политическая мысль имеет многовековую историю. Политические проблемы продолжают существовать, жизнь порождает все новые и новые политические явления и процессы, а значит, и социальная значимость политической науки возрастает.
Таков общий, далеко не полный обзор истории политической мысли.
Список используемой литературы:

1.
Баскин Ю. Я. Кант. Из истории политической и правовой мысли. – М.,1975.

2.
Козлихин И. Ю. Политико-правовое учение Т. Гоббса. – Правоведение, 1998, № 4.

3.
История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. М.: 1995. – 736 с.

4.
История политики и права. Яковлев И.А. М., 2005.

5.
История политических и правовых учений. Хрестоматия. – М., 1996.

6.
История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997.


КОНСПЕКТ КУРСА «ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ»

лекции + учебники

1. Предмет и метод ИППУ

Для юриста знание ИППУ является обязательным. История политических учений – история философии права- история учения ОГиП- ИППУ.

Михайловский внес значительный вклад (проф ТГУ) «фсф права является венцом юридической подготовки».

Фсф права изучается в ретроспективе- как сложились отношения в области человечества и права, по каким законам идут политические перемены и т.д. История имеет свою внутреннюю логику, с ее законами надо считаться. ИППУ формирует теоретическое мышление и историческое сознание в политико-правовой действительности.

Две главных области в истории:

1)теоретическая

2)практическая

В ИППУ как в зеркале отражается фсф ход мыслей, практика развития государственных учреждений. Это дает возможность изучать идеи. ИППУ – это часть истории фсф которая трактует не общую часть бытия и сознания, а вопросы государства, права, политики.

Предметом ИППУ является теоретически оформленные в доктрину учения, взгляды на государство, право и политику.

По структуре методической, доктрина включает 3 компонента:

    Методологическая основа (напр. фсф религии, иное), т.е. мировоззрение.

Методологическая основа связана с влиянием мировоззрений эпохи, господствующих или оппозиционных взглядов на ПП идеи. Древний восток- религия, Древняя Греция- опора на фсф, Новое время- глубоко рационально.

Содержательную основу составляет обширная и завершенная система взглядов на государство, политику, право, имеющих ключевое значение. Не входят фрагментарные, неразвитые концепции и взгляды. Это связующее звено между программным положением и методологической основой. Но эта связь многовариантна. Со временем оформились традиционные определенные проблемы, в развитие которых внесли вклад многие ученые.

    что такое государство, как оно создается: по воле людей или высшими силами

    служит общему благу или отдельным социальным группам

    компетентность правителей или наследственное право монарха

    что есть право: величие разума, божественное писание или предписание правителей

    предмет государства, права и обязанности граждан- надо ли повиноваться законам и власти, стоящей за ними

    в чем состоит справедливость и что справедливо (равенство- неравенство)

    как соотноситься политика и нравственность: должен ли политический деятель руководствоваться абсолютными требованиями морали или во имя общего блага можно отступить

    соотношение нравственности и права (нравственность закона и юридического закона)

    какое место в обществе с социальными противоречиями занимает личность, где гарантии ее свободы, индивидуальности и материальной обеспеченности

В Др Греции главное внимание уделялось устройству государства и закономерности устройства государственности, повышенное внимание к формам правления, стремление найти наилучшую.

В средние века вопрос о соотношении государства и церкви- светская и духовная власть. В 17-18 века: проблема юридического неравенства, свободы и прав личности.

В 19-20 века: проблема материальных и социальных гарантий прав личности, вопрос о формах политического режима, разработка теории правового государства, связь государства с политическими партиями.

Историческая школа права не могла возникнуть в 18 веке- общественное сознание было настроено не исторически (история как препятствие переменам). Господствовала школа естественного права. В 19 веке условия изменились.

Программная часть политико-правовой доктрины включает интересы и идеалы различных классов и сословий, их отношение к государству и праву. Нет ни одной теории в ИППУ, которая была адекватно воплощена в реальную жизнь.

Лучше сложилась судьба доктрин, которые обобщали государственно-правовую практику. Например, теория разделения властей Локка и МонтескьЁ обобщала опыт государственно-правовой истории Английской революции и носила комментаторский характер, т.е. связь с практикой.

Древние теории были более далеки от жизни. Например, теория народного суверенитета Руссо как руководящая программа для якобинцев (они создали свою партию представительные учреждения).Платон «Путешествия в Серакузы», его трактат о государстве. Идеи Оуэна.

Факторы, влияющие на развитие политико-правовой доктрины и политической мысли:

    Распределение собственность

    Характер политических учреждений

  1. Быт и традиции народа

    Стремление теоретиков отстоять интересы своей социальной группы, своего класса и опровергнуть интересы других групп - иногда сознательно, иногда нет, но избежать нельзя

    Отпечаток личности мыслителя, разработавшего теорию (уровень образования, религиозные чувства, жизненные условия и т.д.)

    Относительная самостоятельность политических доктрин и часто слабая связь их с жизнью- Т. Мор и его «Утопия»

Методологические установки ИППУ:

1. Общенаучные методы исследования:

    формально-логический

    диалектический

    системный

    сравнительно-исторический

2. Философские методы (?):

    теоретический

    метафизический

В советское время также использовался марксистский метод материальной диалектики. Русской философии не был присущ материализм!

Требуется критическое отношение к источникам и научный объективизм.

2. Основные направления политической и правовой мысли Древней Индии (не лекция).

Формирование политической и правовой мысли Древней Индии осуществляется под влиянием мифологических и религиозных представлений. С этим связано то доминирующее положение, которое занимали жрецы (брахманы) в духовной и социально-политической жизни Древнеиндийского общества. Зачатки идеологии брахманизма встречаются уже в ряде древнеиндийских памятников 2 тыс. лет до н. э., именуемых ВЕДАМИ (знание). В них говорится о делении общества на 4 варны (сословия), которые созданы богом из Пуруши (мирового тела). Члены всех варн были свободны. Сами варны и их члены были неравноправны: две первые (жрецы [брахманы] и войны [кшатрии]) были господствующими, а две оставшиеся (торговцы и ремесленники [вайшьи] и шурды, стоящие в самом низу) –подчиненные.

Брахманизм получил свое дальнейшее развитие в древних памятниках в Упанишадах. Все сословия и их члены должны были следовать божественному предустановлению для них – дхарме.

Господством пользовались жрецы, предопределяющие толкование законов для различных сословий и их членов. Идеология брахманизма пронизывает дхармасутры и дхармашастры – правовые сборники. К 2 в до н э появляются Законы Ману. В Законах Ману воспроизводятся и закрепляются положения вед и упанишад о делении общества на варны и неравенстве. Согласно им, царь должен чтить жрецов, следов их наставлениям. Главное назначение царя- быть охранителем системы варн и всех кто следует присущей им дхарме.

Существенная роль в Законах Ману отводится вопросу наказаний (весь мир подчиняется посредством наказания). Неравенство прав и обязанностей различных варн включает их неравенство перед законом в вопросах преступления и наказания. Привилегии у жрецов. Исходя из представления о переселении душ, используются земные наказания и загробные кары.

С критикой данного положения выступал Сиддхартха, прозванный Буддой (просветленный). Он отверг мысль о боге как верховной личности и правителе мира, дела человеческие зависят от собственных усилий. Жрец для буддистов это не член привилегированной варны, а всякий человек, который путем совершенства своими усилиями достиг этого. Закон в понимании буддистов - управление миром природы, закономерность. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Измен подходят и к наказанию. Недопустимо применение наказания при отсутствии вины. Буддистские идеи стали оказывать влияние на государственную политику и законодательство. Во время правления Ашоки буддизм признан государственной религий.

3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая (не лекция)

Основателем даосизма (наиболее влиятельным учением общественно- политической мысли Древнего Китая) считается Лао-Цзы. Его взгляды отражены в книге «Книга о дао и дэ». Традиции дао - проявление небесной силы. В отличии от них, Лао-Цзы характеризует дао как независимость от небес владыки, естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет закон неба как закон природы общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и справедливость. Существенную роль в даосизме отводится принципу недеяния , воздержания от активных действий (недеяние в этом учении выступает как призыв богатых воздерживаться от притеснения народа). Все неестественное (культура,законодательство) согласно даосизму это откланяется от дао и есть ложный путь. Влияние естественных факторов на общественную и политическую жизнь по данной концепции осуществляется таким следованием дао, которое означает отказ от культуры и простое возвращение к естественному образу жизни, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, закона на основе и с учетом требований дао. Лао-цзы критикует войны, насилие. Однако восхваляя недеяние, лао призывал к пассивности т.е. к патриархальной простоте, к жизни в маленьких поселениях, отказу от письменности.

Фундаментальная роль в политической мысли Китая сыграло учение КОНФУЦИЯ в книге «Беседы и высказывания». На протяжении многих веков она влияла на мировоззрение китайцев. Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактовалось им как большая семья, власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных как младших, зависящих от старших. Конфуций выступал за аристократические концепции правления, простой народ полностью отстранялся от правления.(темные люди, простолюдины, низкие,младшие дети). Подчиненные благородным мужам, лучшим, высшим, старшим. Его политический идеал состоял в правлении аристократической добродетели и знания. Будучи сторон ненасильственных методов правления, он призывал правителей и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв обращался прежде всего к правящим, поскольку соблюдение ими требований добра играло важную роль в отношениях с подданными. К подданным призыв состоял в послушании и почтенности к старшим. Политическая этика Конфуция направлена на достижение мира между верхами и низами, стабильность правления. Отрицание относился он и к внешним войнам, завоевательным походам. В целом добродетель трактовалась как комплекс этико-правовых норм и принципов, в которые входят правила ритуала, заботы о людях, преданности и т.д.

Законодателю он уделял вспомогательную роль. Социально-политическую нагрузку несет принцип изменения имени т. е. приведение имени в соответствие с реальностью, обозначая место, ранг и т.д. Канфуцианство было признано влиятельным течением политической мысли и стало играть роль государственной религии.

Мо-цзы основал школу моистов. Он выражал интересы мелких собственников, ремесленников чье положение было неустойчиво. Моисты осуждали замещение государственных должностей по принципу происхождения и родства т.к. считали, что люди равны. На государственную службу следует выдвигать более мудрых, независимо от происхождения. Источником мудрости является не знания из книг, а жизненный опыт. Поэтому управление государством не требует обучения. В противовес Конфуцианским принципам человеколюбия, они выдвигают принцип всеобщей любви т.к. считают что истинное человеколюбие должно быть одинаково для всех независимо от сословия. Всеобщая любовь истолковывается как взаимовыгода. Из бескорыстной добродетели всеобщая любовь превращается в расчетливое услужение для получения выгод. Идеальным организацией власти считается государство с мудрым правителем и отлаженной исполнительной службой. Для установления полного единства государству предлагается насаждать единомыслие, искоренять вредные учения, поощрять доносы. Поддерживать данный порядок необходимо посредством наказаний и наград. Таким образом идеи равенства были отброшены. Ученый мо-цзы занимает промежуточное положение между Конфуцием и легистами. Интересы имущей и служивой знати отстаивают легисты.

Представители Шан Ян, инициировали реформу узаконения частной собственности. Легисты разработали учение о технике отправления власти, руководство стремлением служивой знати. Другие особенности составляли элементы, исторически подходящие к общественным явлениям. Идеология легизма намечала проведение общественных комплексных экономических и политических реформ. Всю власть предлагали сосредоточить в руках правительства, лишить наместников властных полномочий. Намечалось упразднение передачи должности по наследству. На административные посты выдвигали тех, кто зарекомендовал себя верным государству. Предусматривалась продажа должностей. Легисты считали необходимым подчинять семейные кланы местной администрации. Предлагали установить единые для всего государства законы. Отношения между властью и народом рассматривались как противоборство враждебных сторон. Высшая деятельность государя – создание могущественной власти. Легизм содержал более полную программу централизованного государства. Применение легистких учений привело к усилению деспотизма. Конфуцианство дополнилось новыми идеями и утвердилось в качестве государственной религии. Моисты постепенно отмирают. Конфуцианство оставалось официальным политическим учением до 1913г.

Название: История политических и правовых учений - Краткий курс.

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных ВУЗов и факультетов.

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.
В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.
История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений 2
1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2
2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 4
Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 6
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии 6
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая 8
Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 10
1. Общая характеристика 10
2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.) 11
3. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 12
(V – первая половина IV в. до н. э.) 12
4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – Ц в. до в. э.) 19
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 20
1. Учение Цицерона о государстве и праве 20
2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 23
3. Учение римских юристов о праве 24
4. Политико-правовые идеи раннего христианства 27
5. Политико-правовые взгляды Августина 28
Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века 30
1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 30
2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 32
3. Средневековая юридическая мысль 33
4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли 34
Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 36
1. Введение 36
2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 36
3. Политические и правовые идеи Реформации 39
4. Боден и его учение о государстве 41
5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 43
Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в. 45
1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" 45
2. Политическая программа Владимира Мономаха 46
3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) 46
4. Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим" 48
5. Политическая программа И. С. Пересветова 49
6. Политическое учение Ивана Тимофеева 52
Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 54
1. Учение Греция о государстве и праве 54
2. Политическое и правовое учение Спинозы 57
Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 59
1. Политико-правовое учение Гоббса 59
2. Учение Локка о государстве и праве 61
Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения 63
1. Введение 63
2. Политико-правовое учение Монтескье 63
3. Политико-правовое учение Руссо 67
4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа 71
5. Политико-правовое учение Ч. Беккариа 72
Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв. 72
1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича 73
2. Политические идеи Феофана Прокоповича 76
3. Политические взгляды М. М. Щербатова 78
4. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого 81
5. Политико-правовое учение А. Н. Радищева 83
Глава 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–XX вв. 85
1. Политико-правовые идеи Т. Пейна 85
2. Политические взгляд Т. Джефферсона 87
3. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона 88
4. Политические идеи Дж. Адамса 88
5. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона 89
6. Учение Холмса о праве 91
Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. 92
1. Учение И. Канта о государстве и праве 92
2. Историческая школа права 95
3. Учение Гегеля о государстве и праве 96
Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 101
1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 101
2. Политические программы декабристов 103
3. Политические идеи П. Я. Чаадаева 107
4. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников 108
Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. 112
1. Английский либерализм 112
2. Французский либерализм 113
Глава 16. Политико-правовое учение марксизма 116
1. Государство и право как надстроечные явления 117
2. Классовый характер государства и права 117
3. Судьбы государства и права в коммунистической формации 118
Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в. 119
1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 119
2. Учение Дж. Остина о праве 122
3. Политико-правовое учение Ф. Ницше 123
4. Политико-правовая идеология национал-социализма 127
Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в. 129
1. Русский утопический социализм 129
2. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина 131
3. Либералы. Б. Н. Чичерин 133
4. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 135
5. Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева 137
6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 138
7. Политико-правовые идеи Н. А. Бердяева 140
8. Политико-правовые взгляды И. А. Ильина 142
Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма 144
1. Введение 144
2. Политическое учение В. И. Ленина 145
Заключение 147

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История политических и правовых учений - Краткий курс - Нерсесянц В.С. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.