Мораль и право как основа становления гражданского общества. Мораль и ее роль в жизни общества


Человек, откуда бы он ни появился, с самого момента осознания себя неизменно задавался вопросом о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Где был человек – там появилось общество, а где появилось общество – там возникла мораль.

Возникновение морали

Почвой для появления морали стали условия среды, в которых вынуждены были находиться люди, и животная часть психики человека.

Складывались негласные правила как бы сами собой, отвечая потребностям выживания – кто похож на тебя – тот «свой», кто не похож – «чужой». От «чужих» (коими в начале времен являлись дикие животные) обычно не ждали ничего хорошего, а отвечать их нападениям могла только многочисленная сплоченная община. На таких нехитрых прагматичных принципах и строилось первобытное общество.

Мораль в обществе


К сегодняшнему дню ситуация кардинально изменилась. Больше не нужно выживать, убивать, делить людей на племена, осталась необходимость только существовать внутри общества. Но так уж сложилось, что общественному сознанию куда сложнее перестроиться под новые условия, чем сознанию каждого человека в отдельности.

То, что долгие годы считалось полезным или вредным, теперь по умолчанию приобрело, соответственно, положительный или отрицательный оттенок безо всякого на то оправдания. Полезно, например, было быть сильным, чтобы убивать врагов. В современном обществе мышечная сила утратила функциональную нагрузку и стала скорее обузой, так как для ее поддержания требуется немало сил и средств, но мускулистые мужчины подсознательно вызывают одобрение и уважение.

Подобным образом до нашего времени дошло огромное количество негласных правил поощрения и порицания. Но дело, конечно же, не только в биологическом факторе – выгодные правила поведения передавались и передаются при воспитании детей от родителей, через средства массовой информации, и главный оплот искусственной морали – религию.

Роль морали и её минусы


Нельзя сказать, что мораль сама по себе хороша или плоха, потому как навешивать подобные ярлыки присуще только приверженцам самой морали. Нельзя сказать также, что мораль бессмысленна или невыгодна. Она просто ненатуральна и зачастую мешает видеть действительное положение вещей в погоне за светлыми идеалами.

Многие, к примеру, любят сетовать на то, что общество (обычно принято винить более молодое поколение) утратило мораль/истоки/совесть (нужное подчеркнуть). Однако гораздо большее опасение вызывают люди, эту мораль беззаветно лелеющие, так как их уверенность в собственной правоте и непогрешимости может заставить их творить те самые ужасы и несправедливость, которые они видят в остальных (достаточно вспомнить истребление мусульман в Крестовых походах). Менее самоотверженных людей постоянное давление морали приводит к неврозам, постоянным угрызениям совести, неспособности оценивать свои действия с фактической позиции.

Отрицательные стороны морали

Человеку со слабой способностью к рефлексии порой трудно разобраться в собственных чувствах и поступках, продираясь через дебри установленных правил.

Он может испытывать стыд или страх, виня себя в несоответствии воздвигнутому обществом и культурой идеалу «праведности» или «успешности». Осознавать его недостижимость и вновь вгонять себя в этот круг отчаяния.

Он может винить себя за вполне естественные вещи, такие как беспричинную нелюбовь к отдельным людям или желание изолироваться. При этом он просто не отдает себе отчет в том, что можно и нужно ориентироваться на собственные потребности, не причиняя вреда другим.

Нужная ли мораль?

Не стоит говорить о том, что идеалы не нужны. Они успешно справлялись с задачей сплочения общества, стремление к совершенствованию также не может быть осуждено. Каждый из идеалов, будучи подкрепленным оправдательным пояснением, является разумным средством для работы над собой.

Однако стоит обратить внимание на то, что мораль, идеалы, духовность, будучи самими по себе вдохновляющими прекрасными символами, часто не осмысливаются преемниками, а заглатываются целиком и воплощаются в деятельности лишь поверхностно. Это может привести к плачевным последствиям. Человек, особенно со склонностью к максимализму, принимая эти символы поверхностно, начинает делить весь окружающий мир на «праведное» и «неправедное», относясь к нему соответствующим образом.

Давление морали на человека

Для мужчин, которые хотят перестать следовать некоторым негласным правилам морали, мешающим нормальной жизни, избавиться от внутренних страхов, быть уверенными в себе и морально закаленными существует специальный психотренинг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Донецкий Государственный Университет Управления

Мораль и её роль в жизни современного общества

Выполнил:

Проценко О.А.

Донецк 2011

Введение

Актуальность. Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось, прежде всего, нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.

Цель - выяснить, что такое мораль с разных точек зрения, а также определить роль морали в жизни современного человека и общества.

1. Понятие морали и нравственности

Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами. Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

2. Функции морали

Основной функцией морали является регулирование взаимоотношений всех членов общества и социальных групп. Каждый человек имеет определенные потребности (материальные и духовные) и интересы, удовлетворение которых может вступить в противоречие с потребностями и интересами других людей или общества в целом. По «закону джунглей» эти противоречия могли разрешиться через утверждение сильнейшего. Но подобное разрешение конфликтов могло привести к истреблению человечества. Поэтому встал вопрос о необходимости утверждения способа регулирования конфликтных ситуаций. Человек вынужден был сочетать свои интересы с интересами общества, вынужден был подчиниться коллективу. Если он не подчинялся нормам и правилам поведения в племени, то ему следовало покинуть его, а это означало гибель.

Поэтому выполнение норм морали означало значительный этап в развитии человечества, и он связан с необходимостью самосохранения. С делением общества на классы мораль приобретает классовый характер, каждый класс имеет свои представления о нормах и правилах поведения, которые обусловлены социальными и экономическими интересами.

Вторая важная функция морали - воспитательная. Мораль всегда принимает участие в подготовке нового поколения к будущей социальной деятельности является существенным моментом в формировании сознания. Моральное воспитание человека продолжается всю жизнь, но в период взросления оно переходит в самовоспитание, в свободный выбор целостных ориентиров, типа поведения и этическо-психологических установок. В детстве и в юности человек получает первичные моральные представления: взрослые учат его, каким следует быть, показывают и объясняют, какого рода поступки и мысли находятся под моральным запретом, практически демонстрируют наказание за нарушение моральных обязательств. Свою воспитательную функцию мораль всегда исполняет через конкретных людей и конкретные обстоятельства. Человека воспитывают не только учителя, но и окружающая обстановка, то есть реальные отношения, которые складываются между соседями и одноклассниками, близкими, а иногда и далекими людьми. Телевидение, радио, компьютерные игры, литература и искусство тоже исполняют роль этических воспитателей, хотя и в опосредованной форме.

Третья функция морали тесно связана с предыдущими - коммуникативная. Мораль не сводится к этикету, но часто она сливается с ним в неразрывное единство. Будучи способом коммуникации, мораль учит, как встречать людей и как провожать, как поздравлять их и как уважать, как вести себя в дни праздников и похорон, по отношению к старшим и младшим, к тем, кто находиться выше или ниже на социальной лестнице. Ещё одной из важных функций морали является - познавательная. Познаёт ли мораль мир, могут вестись споры, если считать познанием только выяснение того, каким является мир снаружи и внутри человека. Мораль может посягать и посягает человеческий мир. Понятие религиозная мораль встречается в нашей жизни довольно часто. К этому понятию давно привыкли, его широко используют ученые, публицисты, писатели и пропагандисты. Чаще всего под «религиозной моралью» понимают систему нравственных понятий, норм, ценностей, которые обоснованы религиозными идеями и представлениями.

Мораль и религия - это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной морали», необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека. Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего.

3. Мораль в современном обществе

Общественные моральные принципы формируют личностные принципы, интенсивнее всего в процессе социализации человека, но продолжают оказывать влияние и на протяжении всей его жизни. При этом изменение общественных моральных принципов в свою очередь происходит под влиянием личностных принципов. Так с развитием капитализма в нашей стране довольно сильно изменилось представление о моральном облике руководителя. На смену образа честного, отзывчивого, героя-передовика производства пришел бизнесмен с хорошими связями и капиталом, способный вести двойную бухгалтерию, умело использовать, возможно, незаконные, но эффективные методы в процессе управления компанией и борьбы с конкурентами. При таком расположении вещей образ современного бизнесмена не вызывает отвращение у общественности, а принимается как один из аспектов нашей повседневности, ведет к переоценке ценностей, и как следствие к изменению общего представления о морали.

Сильным фактором влияния на трансформацию моральных принципов является и изменение мировоззрения, которое может происходить как под влиянием личных переживаний, так и событий национального или мирового уровня. Ведь во время Великой Отечественной войны такие понятия как убийство и воровство имели совершенно другое восприятие с точки зрения морали, если речь шла о самозащите и необходимости хоть как-то прокормиться. Другой пример - это хаос 90-х годов прошлого века, когда в стране процветал бандитизм, основанный на потере идеологии и боязни неизвестности.

Изменение моральных принципов с течением времени является фактическим атрибутом нашей современности. Но при этом наше общество не обречено на деморализацию, несмотря на сильное влияние западной идеологии, общество по-прежнему сохраняет свой моральный облик. Непосредственным залогом сохранения морали в современном обществе является совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Становление морали и ее развитие - процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

Нравственные ценности Современного общества заметно отличаются от традиционных. Например, из 10 библейских заповедей не работают пять: три, посвященные Богу (т.к. вступают в противоречие со свободой совести), о субботе (противоречие со свободой распоряжаться своим временем), и «не прелюбодействуй» (противоречие со свободой личной жизни). И наоборот, некоторые необходимые заповеди в религии отсутствуют. Аналогичная картина не только с Библией, но и с установками других религий.

У Современного общества есть свои важнейшие ценности, которые в традиционных обществах были далеко не на первом месте (и даже рассматривались как отрицательные):

- «не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему»;

- «саморазвивайся, учись, становись умнее -- тем самым ты содействуешь прогрессу человечества»;

- «добивайся личного успеха, достигай богатства, живи в достатке -- тем самым ты содействуешь процветанию и развитию общества»;

- «не доставляй другим неудобств, не лезь в чужую жизнь, уважай личность другого и частную собственность».

Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, -- к «непотребительскому» отношению к другим людям. Разумеется, сохраняются все классические нравственные императивы: «не убивай», «не воруй», «не лги», «сочувствуй и помогай другим людям». И эти базовые установки уже не будут нарушаться во имя Бога, чем грешат большинство религий (особенно по отношению к «иноверцам»). Причем в наибольшей степени усилится самая проблемная заповедь -- «не лги» -- что радикально повысит уровень доверия в обществе, а значит и эффективность общественных механизмов, включая уничтожение коррупции. Ведь человек, который постоянно развивает себя, всегда уверен в собственных силах и ему незачем лгать. Ложь ему не выгодна -- она может подорвать его репутацию профессионала. Более того, ложь не нужна, потому что многие вещи перестают быть «стыдными» и их не нужно скрывать. Кроме того, установка на саморазвитие означает, что свой главный ресурс человек видит внутри себя и ему незачем эксплуатировать других.

Если говорить о приоритетности ценностей, то главное для Современного общества -- это свобода человека и осуждение насилия и нетерпимости. В отличие от религии, где возможно оправдание насилия во имя Бога, современная мораль отвергает любое насилие и нетерпимость (хотя и может применять государственное насилие в ответ на насилие).

С точки зрения Современной нравственности, традиционное общество просто переполнено безнравственностью и бездуховностью, включая жесткое насилие по отношению к женщинам и детям (когда они отказываются подчиняться), ко всем инакомыслящим и «нарушителям традиций» (зачастую нелепых), высокий градус нетерпимости по отношению к иноверцам и т.п. Важным нравственным императивом Современного общества является уважение к закону и праву, т.к. только закон может защитить свободу человека, обеспечить равенство и безопасность людей. И, напротив, желание подчинить другого, унизить чье-либо достоинство являются самыми постыдными вещами. Общество, где все эти ценности работают в полном объеме, было бы, пожалуй, самым эффективным, сложным, быстроразвивающимся и богатым в истории. Оно было бы и самым счастливым, т.к. предоставляло бы человеку максимум возможностей для самореализации. Необходимо отметить, что все вышеперечисленное -- не есть придуманная, искусственная конструкция. Это лишь описание того, чему уже следуют миллионы людей -- Современных людей, которых становится все больше и больше. Это и есть мораль человека, который упорно учился, который с помощью собственных усилий стал профессионалом, который ценит свою свободу и терпимо относится к другим людям.

Современная нравственность -- это не потакание эгоизму и «низменным инстинктам». Современная нравственность предъявляет к человеку больше требований, чем когда-либо ранее в человеческой истории. Традиционная мораль давала человеку четкие правила жизни, но не требовала от него ничего сверх того. Жизнь человека в традиционном обществе была регламентирована, достаточно было просто жить по заведенному веками порядку. Это не требовало душевых усилий, это было просто и примитивно.

Современная мораль требует от человека развиваться и собственными усилиями добиваться успеха. Но она не говорит, как это сделать, лишь стимулируя человека к постоянному поиску, преодолению себя и напряжению своих сил. Взамен современная нравственность дает человеку ощущение того, что он не винтик бессмысленной машины, придуманной неизвестно зачем, а творец будущего и один из строителей самого себя и всего этого мира. Кроме того, саморазвитие, повышение профессионализма приводит и к обретению материального богатства, дает достаток и процветание уже «в этой жизни».

Вне всякого сомнения, современная нравственность уничтожает многие бессмысленные правила и запреты (например, в сфере секса) и в этом смысле делает жизнь легче и приятнее. Но одновременно современная нравственность жестко предъявляет к человеку требование быть именно человеком, а не идти на поводу собственных животных инстинктов либо стадного чувства. Эта нравственность требует проявлений разума, а не примитивных эмоций вроде агрессии, мести, желания подчинять других людей или подчиняться авторитету, который «все за нас устроит и решит». И далеко не просто стать толерантным, перебороть в себе личные и общественные комплексы.

Но главное -- Современная нравственность делает упор не на «ублажении себя любимого» и не на самоотверженном (точнее самоуничижительном) достижении «великих целей», но на самосовершенствовании и совершенствовании всего, что окружает Современного человека.

В настоящее время проблема моральных ценностей приобретает огромное значение. Это объясняется тем, что процесс обновления всех сфер общественной жизни вызвал к жизни немало новых как положительных, так и отрицательных явлений. Развивающийся научно-технический процесс, индустриализация и информатизация всех сфер современного общества - все это порождает рост негативного отношения к истории, культуре, традициям и ведёт к девальвации ценностей в современном мире. Многие наши идеалы кардинально изменились в ходе перемен.

Трансформация морали в современном обществе неизбежна, но ее полное исчезновение сегодня невозможно, потому что моральные ценности, хранимые сотни лет продолжают оставаться актуальными и по сей день, формируя положительный моральный облик нашего народа и страны в целом.

Список использованной литературы

мораль нравственный социальный общество

1. Моральное развитие человечества / http://www.abccba.ru - http://www.abccba.ru abc35.php.

2. Пучков О. О. Роль моралі в житті сучасного суспільства / http://www.nbuv.gov.ua - http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Gileya/2010_34/Gileya34/F2_doc.pdf.

3. Головко Н.А. Мораль: сознание и поведение. - М.: Наука, 1986. - 208с.

4. Нравственность современного общества /http://truemoral.ru - http://truemoral.ru /morals.php.

5. А.А. Гусейнов Этика и мораль в современном мире / http://iph.ras.ru - http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/em/em1/2.pdf.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Мораль как правила поведения человека. История понятия и примеры. Различие морали на словах и на деле. Ее роль в жизни человека и общества. Задачи, которые перед ней стоят: оценивать, регулировать и воспитывать. Прогресс морали и понятие приличия.

    реферат , добавлен 23.02.2009

    Гуманизация общественной и государственной жизни. Способы регулирования поведения людей в обществе. Сущность понятий мораль и право. Деятельность юриста в сфере разрешения социальных и межличностных конфликтов. Правовая основа профессиональной морали.

    реферат , добавлен 21.11.2010

    Для чего нужна мораль? Религиозная мораль. Нравственные аспекты общественного поведения и активность личности. Становление морали и ее развитие. Сознание общественного долга, чувство ответственности, вера в справедливость.

    реферат , добавлен 03.10.2006

    Мораль как форма общественного сознания и социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей. Взаимосвязь морали с общественным мнением и совестью. Соотношение морали и религии в социальном управлении. Культура и религия в обществе.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Мораль как одна из форм общественного сознания. Императивность как специфическая черта морали, ее регулятивная функция. Оценочность морали. Описание основных функций морали. Компоненты системы моральной регуляции. Соотношение ценностей и моральных норм.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Этика, мораль и нравственность. Моральное измерение личности и общества. Особенности функционирования морали. Ненасилие как категорический моральный запрет. Единство морали и многообразие нравов. Парадокс моральной оценки и морального поведения.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2008

    Происхождение терминов "этика", "мораль", "нравственность". Особенности этических учений античной эпохи. Мораль как сфера общественной жизни. Развитие норм человеческого поведения в процессе развития общества. Духовная и практическая стороны морали.

    реферат , добавлен 07.12.2009

    Сущность понятия "мораль". Регулятивная, ценностно-ориентирующая, познавательная и воспитательная функция морали. Структуры нравственного сознания. Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности. Смысл жизни, счастье.

    лекция , добавлен 08.05.2012

    Этика как философская наука, объектом изучения которой является мораль. Три категории наук по Аристотелю. Углубление и изменение представлений о нравственном идеале человека. Нравственность как субъективное состояние.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2007

    Моральная регуляция человеческих отношений. Религиозная концепция происхождения морали. Возникновение ее исключительно с развитием общества (социологизаторская концепция). Натуралистический взгляд философов. Тенденции существования и развития морали.

Моралью (или нравственностью) называют принятую в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.

Мораль изучает специальная философская наука - этика.

Мораль в целом проявляет себя в осмыслении противоположности добра и зла. Добро понимается как важнейшая личная и общественная ценность и соотносится с влечением человека к поддержанию единства межличностных связей и достижению нравственного совершенства. Добро есть стремление к гармоничной целостности как в отношениях между людьми, так и во внутреннем мире личности. Если добро - созидательно, то зло - это все, что разрушает межличностные связи и разлагает внутренний мир человека.

Все нормы, идеалы, предписания морали ставят своей целью поддержание добра и отвлечение человека от зла. Когда человек осознает требования поддержания добра как свою личную задачу, можно говорить, что он осознает свой долг - обязательства перед обществом. Исполнение долга контролируется внешним образом - общественным мнением и внутренним образом - совестью. Таким образом, совесть есть личное осознание своего долгаДробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Изд-во "Наука", 2007. - C.34..

Человек свободен в моральной деятельности - он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга. Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором. На практике моральный выбор - нелегкая задача: часто очень трудно сделать выбор между долгом и личными склонностями (например, пожертвовать деньги в детский дом). Еще сложнее становится выбор, если разные виды долга противоречат друг другу (так, врач должен спасти жизнь больного и избавить его от боли; иногда то и другое несовместимо). За последствия морального выбора человек отвечает перед обществом и перед самим собой (своей совестью).

Суммируя эти особенности морали, можно выделить следующие ее функции:

  • - оценочную - рассмотрение поступков в координатах добра и зла
  • - (как хороших, плохих, нравственных или безнравственных);
  • - регулятивную - установление норм, принципов, правил поведения;
  • - контролирующую - контроль над выполнением норм на основе общественного осуждения и/или совести самого человека;
  • - интегрирующую - поддержание единства человечества и целостности духовного мира человека;
  • - воспитательную - формирование добродетелей и способностей правильного и обоснованного морального выбора.

Из определения морали и ее функций вытекает важное отличие этики от других наук. Если любая наука интересуется тем, что есть в реальности, то этика - тем, что должно быть. Большинство научных рассуждений описывает факты (например, "Вода кипит при 100 градусах Цельсия"), а этика предписывает нормы или оценивает поступки (например, "Ты должен исполнить обещание" или "Предательство - это зло").

Моральные нормы отличны от обычаев и правовых норм.

Обычаи - это исторически сложившийся стереотип массового поведения в конкретной ситуации. Обычаи отличаются от моральных норм:

  • - следование обычаю предполагает беспрекословное и буквальное подчинение его требованиям, в то время как моральные нормы предполагают осмысленный и свободный выбор человека;
  • - обычаи различны для разных народов, эпох, социальных групп, тогда как мораль универсальна - она задает общие нормы для всего человечества;
  • - исполнение обычаев нередко основано на привычке и страхе перед неодобрением окружающих, а мораль основывается на чувстве долга и поддерживается чувством стыда и угрызениями совести.

Право - это система юридических норм, имеющих общеобязательный характер. Нормы права отличаются от моральных норм рядом характеристик:

  • - право санкционируется государством, а мораль основана на личном убеждении и общественном мнении;
  • - правовые нормы имеют обязательный характер, тогда как моральные нормы необязательны (хотя и желательны) для исполнения;
  • - правовые нормы документально зафиксированы в законах, конституции и т.д., а моральные нормы могут быть неписаными и устно передаваться из поколения в поколение;
  • - за невыполнение правовых норм следует административная или уголовная ответственность (например, штраф или ограничение свободы), а моральные санкции выражаются в общественном неодобрении и муках совести.

Некоторые моральные нормы могут по форме совпадать с правовыми. Например, норма "не укради". Можно задать вопрос: "Почему человек отказывается от кражи?" Если из-за страха перед судом, то мотив не морален, если из убеждения, что кража - это плохо, то поступок основан на моральных основаниях. В некоторых ситуациях право и мораль конфликтуют и то, что человек считает своим моральным долгом, является нарушением закона (например, некто крадет лекарство, чтобы спасти жизнь близкого человека).

На ранних своих этапах моральное нормотворчество было тесно связано с религией, которая выводит мораль из божественного откровения, а неисполнение норм трактует как грех. Все религии предлагают набор моральных заповедей, обязательных для исполнения всеми верующими Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк. М.: Изд-во "Наука", 2007. - C.40..

По поводу моральных норм в разных религиях нет разногласий: убийство, воровство, ложь, прелюбодеяние считаются предосудительными во всех трех мировых религиях.

Благодаря способности человека и общества подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни - экономическую, политическую, духовную и т. д., а также давать моральное обоснование экономическим, политическим, религиозным, научным, эстетическим и иным целям мораль оказывается включенной во все сферы общественной жизни.

В жизни действуют нормы и правила поведения, требующие от человека служения обществу. Их возникновение и существование диктуется объективной необходимостью совместной, коллективной жизни людей. Таким образом, можно сказать, что сам способ человеческого существования необходимо порождает потребность людей друг в друге.

Мораль действует в обществе как совокупность трех структурных элементов: моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания.

Прежде чем раскрыть основные функции морали, подчеркнем ряд особенностей действий морали в обществе. Следует отметить, что в моральном сознании выражен некий стереотип, шаблон, алгоритм поведения человека, признаваемый обществом как оптимальный на данный исторический момент. Существование морали можно интерпретировать как признание обществом того простого факта, что жизнь и интересы отдельного человека гарантированы только в том случае, если обеспечено прочное единство общества в целом. Таким образом, мораль можно считать проявлением коллективной воли людей, которая через систему требований, оценок, правил пытается согласовать интересы отдельных индивидов друге другом и с интересами общества в целом.

В отличие от других проявлений духовной жизни общества (наука, искусство, религия) мораль не является сферой организованной деятельности. Проще говоря, в обществе не существует таких учреждений, которые бы обеспечивали функционирование и развитие морали. И оттого, наверное, управлять развитием морали в обычном смысле этого слова (как управлять наукой, религией и т. д.) невозможно. Если мы вкладываем определенные средства в развитие науки, искусства, то по прошествии некоторого времени вправе ожидать и ощутимых результатов; в случае же с моралью это невозможно. Мораль всеобъемлюща и в то же время неуловима.

Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой жизни и деятельности.

Большинство моральных требований апеллирует не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьешься успеха или счастья), а к моральному долгу (поступай так-то, потому что этого требует твой долг), т. е. имеет форму императива - прямого и безусловного повеления. Люди давно уже убедились, что строгое выполнение моральных правил вовсе не всегда приводит к жизненному успеху, тем не менее, мораль продолжает настаивать на строгом соблюдении ее требований. Объяснить этот феномен можно только одним образом: лишь в масштабе всего общества, в суммарном итоге выполнение того или иного морального предписания обретает свой полный смысл и отвечает некой общественной потребности.

Рассмотрим социальную роль морали, т. е. основные ее функцииХропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2008. - С.45.:

  • - регулятивную;
  • - оценочную;
  • - воспитательную.

Одной из главных функций морали является регулятивная. Мораль выступает, прежде всего, как способ регулирования поведения людей в обществе и саморегулирования поведения индивида. По мере своего развития общество изобрело много других способов регуляции общественных отношений: правовой, административный, технический и проч. Однако моральный способ регуляции продолжает оставаться уникальным. Во-первых, потому, что не нуждается в организационном подкреплении в виде различных учреждений, карательных органов и т. д. Во-вторых, потому, что моральное регулирование осуществляется в основном через усвоение индивидами соответствующих норм и принципов поведения в обществе. Иначе говоря, действенность моральных требований определяется тем, насколько они стали внутренним убеждением отдельного человека, неотъемлемой частью его духовного мира, механизмом мотивации его повеления.

Другая функция морали - оценочная. Мораль рассматривает мир, явления и процессы с точки зрения их гуманистического потенциала - того, в какой мере они способствуют объединению людей, их развитию. Соответственно этому она классифицирует все как положительное или отрицательное, добро или зло. Нравственно оценочное отношение к действительности есть ее осмысление в понятиях добра и зла, а также других сопредельных с ними или производных от них понятиях ("справедливость" и "несправедливость", "честь" и "бесчестье", "благородство" и "низость" и т. д.). При этом конкретная форма выражения нравственной оценки может быть различной: похвала, согласие, порицание, критика, выраженные в оценочных суждениях; проявление одобрения или неодобрения. Нравственная оценка действительности ставит человека в активное, деятельное отношение к ней. Оценивая мир, мы уже что-то меняем в нем, а именно меняем свое отношение к миру, свою позицию.

В жизни общества мораль выполняет важнейшую задачу формирования личности, является действенным средством воспитания. Концентрируя нравственный опыт человечества, мораль делает его достоянием каждого нового поколения людей. В этом состоит ее воспитательная функция. Нравственность пронизывает все виды воспитания постольку, поскольку она придает им правильную социальную ориентацию через нравственные идеалы и цели, что обеспечивает гармоничное сочетание личных и общественных интересов. Мораль рассматривает общественные связи как связи людей, каждый их которых имеет самоценное значение. Она ориентирует на такие действия, которые, выражая волю данной личности, не попирают в то же время воли других людей. Мораль учит делать каждое дело таким образом, чтобы от этого не было плохо другим людям.

1.2 Соотношение права и морали

Взаимодействие морали и права является одной из актуальных тем практической философии, этики и теории права. Данная тема находится в центре внимания исследователей самого разного плана и раскрывается в каждую эпоху по-своему, так как занимает важное место в системе общественного мировоззрения. Современное российское общество - это динамически развивающаяся система. Переходное состояние морали и становление права в российском обществе предполагает необходимость этического анализа, осмысления взаимодействия морали и права как социальных регуляторов, лежащих в основании совершенствования общества. Теоретическое осмысление данной проблемы может способствовать как развитию теории морали и теории права, так и повышению их роли в морально-правовом воспитании человека, становлении гражданского общества, базирующегося на моральных и правовых ценностяхАдорно Теодор В. Проблемы философии морали / Перев.с нем. М.Л. Харькова. М.: Республика, 2007. - С.39..

Проблема взаимодействия морали и права всегда представляла собой важнейшую научную и практическую проблему в прошлые эпохи, и актуализируется каждый раз в ответственные периоды изменения общества. Современное российское общество может быть очерчено историческими и правовыми границами. На данном этапе обществу присущ переходный характер: осуществляется процесс переоценки ценностей, приводя к замене одних норм другими. Весьма динамичен процесс социальных преобразований всех сфер жизни общества. В условиях модернизации, либерализации российского общества этический анализ взаимоотношения морали и права ставит задачей утвердить определенные нравственные ценности и наметить пути достижения общественно полезного порядка. Этика на современном этапе социально ориентирована и стремится в сфере научной рефлексии отражать реальные процессы общества, что способствует прогнозированию нравственной жизни общества в целом.

Несомненно, что роль морали и права в жизни людей всегда была велика, а морально-правовые проблемы вызывали интерес, но изменения в общественных отношениях повлекли за собой необходимость переосмысления прежних представлений о соотношении морали и права, которое бы отражало объективность происходящих процессов внутри общества. Роль морали и роль права как ведущих социальных регуляторов, как средств упорядочения общественных отношений в новой российской действительности принципиально изменились. В современном российском обществе прежде принятые моральные нормы и принципы трансформируются в изменяющихся условиях жизни. Многие требования морали закреплены нормами права, но механизмы их реализации не работают в реальных условиях российской действительности.

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью, охватывающей нравственные ценности общества.

Право и мораль характеризуются как единством, так и различием. Их единство заключается в следующемАдорно Теодор В. Проблемы философии морали. -С.45..

Право и мораль, в конечном счете, определяются экономическим базисом общества. Разумеется, такая обусловленность не прямолинейна, ибо на право и мораль оказывают мощное влияние различные факторы: географический, политический, этический и т.п. И тем не менее способ производства - это та внутренняя основа, на которой покоятся мораль и право. Поэтому выяснение их природы, социальной значимости и роли в жизни общества предполагает, прежде всего, понимание тех экономических отношений, в которых коренится источник их возникновения и существования. Если речь, например, идет о феодальном праве и нравственных ценностях, господствующих в феодальном обществе, то их понимание основывается на постижении экономической основы этого общества.

Единство права и морали в цивилизованном обществе сводится к утверждению общечеловеческих ценностей. Они должны способствовать их становлению и упрочению. И хотя реализуется ими это по-разному (мораль убеждает, право же принуждает), тем не менее, они преследуют общую цель.

Их различие сводится к следующему. Они, прежде всего, различаются по способу существования. Нормы права содержатся в законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях, кодексах, уставах, приказах и других правовых предписаниях органов государства. Нравственные нормы передаются из поколения в поколение в виде общепринятых представлений о добре, зле, о благородстве, безнравственности и т.д. и существуют в сознании людей либо находят воплощение в произведениях искусства.

Моральные нормы отличаются от правовых и по сфере действия. Они охватывают гораздо более широкую область отношений, нежели правовые нормы. Так, всякое нарушение норм права является одновременно аморальным поступком, но не всякое посягательство на моральные нормы является непременно противоправным. Более того, многие нормы права наполнены нравственным содержанием, что также свидетельствует о более широкой сфере действия моральных норм. Так, например, подобным совмещением характеризуется статья 7 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство призвано создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. С принципом гуманизма связаны и многие нормы уголовного права. Таковой будет, например, норма права, предусматривающая уголовную ответственность за неоказание помощи людям, гибнущим на море или на ином водном путиАлексеев С.С. Теория права - [электронный ресурс]. - Код доступа: http://pravo.biz.ua /content/057/0075 .htm..

Можно привести много и других примеров из различных отраслей действующего законодательства, в которых содержатся нормы права, основанные на моральных ценностях общества.

По способу привлечения к ответственности нормы права также обнаруживают свою особенность. Их нарушение предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Например, уголовно - процессуальное законодательство содержит нормы права, регламентирующие процедуру привлечения лица, совершившего преступление, к ответственности. Они закрепляют порядок возбуждения уголовного дела, указывают поводы и основания такого возбуждения, инстанции, куда направляется уголовное дело и т.д.

Нарушение же моральных норм подобного порядка привлечения к ответственности не предполагает.

По способам обеспечения различие между моральными и правовыми нормами сводится к следующему. Если осуществление нравственных норм обеспечивается силой общественного мнения, то правовых норм - государственным принуждением, применяемым правоохранительными органами. мораль право религия преступление

По формам ответственности их различия заключаются в том, что нарушение норм морали влечет за собой применение общественного порицания, а норм права - штраф, лишение свободы, конфискацию имущества и т.п.Агешин Ю.А. Политика, право, мораль / Ю.А. Агешин. М.: Юридическая литература, 2012. -С. 45..

Термин «мораль» по содержанию и по истории возникновения является латинским аналогом термина «этика». Руководствуясь опытом Аристотеля, Цицерон для обогащения латинского языка образовал прилагательное «моральный» (moralis ) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Позже, предположительно в IV в., появилось слово «мораль» как собирательная характеристика моральных проявлений.

Мораль (от лат. moralis - нравственный; mores - нравы) - это метод нормативной регуляции человеческого поведения, а также особая форма коллективного сознания и вид социальных отношений.

Мораль - понятие историческое. Она возникла вместе с человеком и обществом и в зависимости от уровня развития последнего подразделяется на следующие типы:

  • первобытная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • буржуазная и т.д.

Казалось бы, с процессом эволюционного развития общества должна эволюционировать и человеческая мораль. Однако стал ли человек XXI в. более морален в сравнении с представителем первобытного общества. Нам кажется, что однозначного ответа мы получить не сможем.

Мораль характеризует человека в его стремлении к идеальносовершенному состоянию, а также является характеристикой поведения человека. Вопросами, входящими в предметное поле морали, являются вопросы об организации человеком собственной жизни, совершении каких-либо поступков, достижении идеально-совершенного состояния и т.д.

Существует множество определений морали, в которых подчеркиваются ее различные значительные свойства.

Мораль - это один из методов регуляции поведения людей в социуме. Она выступает как система взглядов и норм, устанавливающих характер связей между людьми в соответствии со сложившимися в конкретном обществе представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Сле-

дование требованиям морали осуществляется посредством духовного влияния, мнения общества, внутреннего убеждения, совести человека.

Действительно, мораль осуществляет регуляцию человеческих взаимоотношений через призму своих основных категорий: добро - зло; долг - совесть; стыд - вина; свобода - ответственность; счастье - смысл жизни и т.д., т.е. она дает каждому подсказку как, говоря современным языком, более эффективно выстроить отношения между «Я» и «не-Я».

Но с регуляторами нашей жизни мы сталкиваемся повсюду. Начиная от правил дорожного движения и заканчивая элементарным мытьем рук перед обедом. Примеры можно продолжать. Тогда возникает вопрос: в чем состоит уникальность морали как регулятора нашей жизни? Ответ не прост, как может показаться, поэтому, отвечая на него, мы затронем многие аспекты морали, которые позволят «приоткрыть» и тайну этики.

Личностно-мировоззренческий характер «прочтения» морали , т.е. требование «делай добро» каждый интерпретирует в силу своего воспитания, представлений о добре и зле, религиозных предпочтений и т.д. Хотя на протяжении всего периода существования человечества люди искали ту единственную «формулу», которая бы удовлетворяла всех вне зависимости от пола, возраста и вероисповедания. Как нам кажется, «формулу всеобщего счастья» вывел Конфуций, а уже в европейской культуре она получила название «Золотое правило морали». Если коротко, то она звучит так: «Не делай другим того, чего не желаешь себе». Более емкой и в то же время лаконичной фразы человечество пока не придумало.

Требования морали пронизывают все сферы человеческого существования. Ни один поступок, ни одна мысль человека не остается без моральной оценки. Когда мы остаемся один на один, даже тогда она звучит в нас голосом совести и предъявляет нравственные требования и на необитаемом острове к Робинзону Крузо. Мораль занимается регулированием поведения и сознания человека во всех областях жизни (профессиональная деятельность, бытовые, семейные, межличностные и прочие отношения). Мораль имеет влияние также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы обладают всеобщей значимостью, затрагивают всех людей, укрепляют исходные положения культуры их отношений, формируемые в продолжительном процессе исторического развития общества.

Любой действие, поведение человека имеет различное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственная сторона, моральное содержание подлежит оценке по единой шкале. Моральные нормы постоянно воссоздаются в обществе с помощью традиции, общепризнанной властью и поддерживаемого всеми порядка, общественным мнением.

Ответственность в морали носит духовный, идеальный характер (порицание или одобрение поступков), проявляется в форме моральных оценок, которые человек обязан понять, внутренне принять и в соответствии с этим направлять и исправлять свои деяния и поведение. Данная оценка обязана отвечать коллективным позициям и нормам, одобренным всеми суждениям о должном и недолжном, достойном и недостойном и т.д.

Контролеры морали относительны. Это юридические нормы подкрепляются силой и авторитетом правоохранительных структур. Что же касается морали, то тут все намного проще, так как ее контролирующий орган всего лишь общественное мнение. Но многие живут совершенно с ним не считаясь и прекрасно себя чувствуют. Поэтому возникает следующий парадокс: несмотря на то, что мораль пронизывает всё и вся, общество не становится от этого нравственнее.

Мораль находится в тесной связи с условиями человеческого бытия, сущностных нужд человека, но обусловливается степенью общественного и индивидуального сознания. Вместе с другими методами регуляции поведения людей в обществе мораль необходима для согласования деятельности массы индивидов, превращению ее в совместную массовую деятельность, подчиняющуюся установленным социальным законам.

Свобода индивидуального выбора. Каждый раз, когда мы попадаем в пограничную ситуацию выбора между добром и злом, никто за нас не решит, как мы должны поступить. Выбор нравственного пути - прерогатива самой личности. Именно наличием индивидуальной свободы выбора мораль отличается от таких форм регуляции человеческого поведения как табу, обычай, нормы права. Однако свобода предполагает и ответственность, которая возлагается на плечи того, кто сделал этот свободный выбор.

Казалось бы, данные особенности сделали ситуацию с моралью значительно «прозрачнее». Но возникает следующая проблема: оценивая свои поступки (мысли) с точки зрения «морально - аморально», мы сталкиваемся со следующими противоречиями в морали.

Противоречия (антиномии ) в морали:

  • отсутствует конкретный автор моральных норм, т.е., несмотря на то что мораль существует в жестких императивах
  • («Делай добро», «Говори правду» и т.д.) конкретного человека, которому можно приписать авторство, на самом деле вроде бы и нет;
  • с одной стороны, мораль общезначима для всех, с другой - каждый раз необходимо исходить из конкретной ситуации и «отталкиваться» от личностных особенностей именно «этого» человека. Такие фразы, как «Ложь во имя спасения» или «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», очень ярко иллюстрируют данное противоречие;
  • альтруизм морали. Хотя вопрос о доброй или злой природе человека так и остался открытым, смеем утверждать, что биологически человек предрасположен ко злу (в качестве иллюстрации к данному утверждению можно понаблюдать за маленькими детьми, для которых нормы морали еще пустой звук и длинный путь социализации в общественную нравственность для них только начинается), однако часто вопреки своей природе, а возможно, и эгоистическим интересам мы делаем шаг в сторону добра. Это и есть парадокс.

Роль морали в культуре неоднозначна. И в специальных (философских, социологических, культурологических) исследованиях, и в соображениях обыденного сознания встречаются перекликающиеся и частично взаимоисключающие взгляды на то, что есть мораль. Она определяется как ценностная, нормативная и правовая система, регулирующая поведение человека, тем самым оказываясь приближенной, с одной стороны, к нормам этикета, а с другой - к традициям и праву. Мораль, бесспорно, наличествует и в этикете, и в традиции, и в праве, но мораль не является ни этикетом, ни правом.

Таким образом, говоря о морали в общем виде, следует указать на следующие ее особенности:

  • 1) мораль - это область самоотверженности и бескорыстия в человеке, которая не зависит от обстоятельств (природных или социальных) и не сводится к ним. Она не служит выражением удовольствия, корыстолюбия, выгоды, заинтересованности, необходимости;
  • 2) мораль в своих категорических требованиях имеет характер запретов, которые, в принципе, для морали не типичны, а ограничены культурой, в которой запреты представлены во всех ее формах. Мораль связана с запретами только тогда, когда сам запрет является единственным мотивом (не убий, не укради, не лги и т.д.). Эту мысль очень точно сформулировал Ж.-П. Сартр: «Желая быть абсолютной позитивностью, мораль препятствует применению средств, которые личность избирает для того, чтобы изменить свою судьбу. Вот почему она никогда не говорит о том, что следует делать, но всегда говорит только о том, чего ни при каких обстоятельствах делать нельзя» 1 ;
  • 3) если отталкиваться от таких составляющих элементов индивида, как тело, душа и дух, то мораль служит характеристикой души, которая является человеческим в человеке и состояние которой выражается в морали;
  • 4) мораль - это то, что связывает человеческое общежитие, делает его возможным. Моральная добродетель очевидна для каждого разумного индивида, она составляет основу единства и сотрудничества людей. Такая способность сплачивать и объединять людей независимо от многообразных разделяющих их факторов становится главным признаком и назначением морали. Мораль - это нацеленность людей друг на друга, без морали опыт сотрудничества людей не мог бы состояться;
  • 5) в человеческом практически ориентированном сознании мораль является абсолютной точкой отсчета. Это последняя оценочная инстанция. Мораль порождается на основании свободной воли индивида, свободными являются ее требования, они не могут быть ограничены внешним образом, имеют безусловный и общезначимый характер;
  • 6) человек придерживается только тех моральных норм, которые внутренне им одобрены, а в качестве наилучших принимает моральные нормы, которые он хотел бы видеть в качестве норм для своей собственной жизни. Таким образом, человек не просто познает мораль, он проживает ее.

Введение

Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И.Кант

Совесть, честность, доброта… Понятия, которые всегда так много значили для человека. Без них немыслимо представление о нравственности и нравственном идеале. Во все времена народ превыше всего ценил верность долгу, любовь к Родине, душевную чистоту и бескорыстную помощь. Человек в своем духовном развитии проделал долгий и чрезвычайно сложный путь. Однако наивысшим выражением развития человеческого духа всегда становилось прежде всего нравственное сознание в самых его гуманистических, исторически прогрессивных проявлениях. Иначе говоря, историческое становление личности можно рассматривать и как становление ее нравственного сознания - специфического и свойственного только человеку способа понимания им своего места в мире, в обществе, его отношений с другими людьми.

Какова природа нравственности и в чем сущность нравственных исканий человека? В чем суть истинного человеколюбия? Эти вопросы особенно остро встали в XX веке, но стремление дать на них ответы известно человечеству с очень давних времен.

Сегодня проблема нравственной природы человека вышла на уровень широкого гуманистического осмысления и оказалась теснейшим образом связанной с проблемой исторического будущего человечества.

Значение морали

Слово «мораль» (от латинского mos, mores - нрав, нравы, обычаи) означает в современном языке то же самое, что и слово «нравственность». Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считают эти слова синонимами.

Для того чтобы раскрыть природу морали, нужно попытаться выяснить, как, какими способами она согласует личный и общественный интересы, на что она опирается, что вообще побуждает человека быть моральным.

Если право, например, опирается прежде всего на принуждение, на силу государственной власти, то мораль - на убеждение, на силу сознания, общественного и индивидуального. «Можно сказать, что мораль держится как бы на трех «китах».

Во-первых, это - традиции, обычаи, нравы, которые сложились в данном обществе, в среде данного класса, социальной группы. Формирующаяся личность усваивает эти нравы, традиционные формы поведения, которые входят в привычку, становятся достоянием духовного мира личности.

Во-вторых, мораль опирается на силу общественного мнения, которое с помощью одобрения одних поступков и осуждения других регулирует поведение личности, приучает ее соблюдать моральные нормы. Орудиями общественного мнения являются, с одной стороны, честь, доброе имя, общественное признание, которые становятся следствием добросовестного выполнения человеком своих обязанностей, неуклонного соблюдения им моральных норм данного общества; с другой стороны, стыд, пристыжение человека, нарушившего нормы морали.

Наконец, в-третьих, мораль основывается на сознательности каждой отдельной личности, на понимании ею необходимости согласования личных и общественных интересов. Этим определяется добровольный выбор, добровольность поведения, что имеет место тогда, когда прочной основой морального поведения личности становится совесть.

Таким образом, я могу сделать вывод, что для личностного отношения к морали существенно не только то, что от ее усвоения зависят сам склад личности и поведение человека, а, следовательно, отношение к нему других людей в обществе, его положение среди них, но и то, что усвоение человеком морали, тип его моральности в громадной степени зависят от него самого, от его активности, от его жизненной позиции.

Человек моральный отличается от аморального, от того, у которого «ни стыда, ни совести», не только и даже не столько тем, что его поведение гораздо легче регулировать, подчинять существующим правилам и нормам. Сама личность невозможна без морали, без этого самоопределения своего поведения. Мораль из средства превращается в цель, в самоцель духовного развития, в одно из необходимейших условий становления и самоутверждения человеческой личности. Но нужно сказать и о тех, которые пренебрежительно отзываются о морали. Да и пренебрежительность эта не так безгранична, как может показаться. Во-первых, отвергая одни нравственные ценности, тот или иной человек, даже не всегда то сознавая, принимает другие, ориентируется на них. Ведь «нередок феномен «неосознанного сознания» - сознания, которое человек имеет и которым руководствуется на практике, не отражая этого в своем сознании». Во-вторых, нарушения кем-либо нравственных норм происходят не всякий раз, когда ситуация ставит его перед выбором, а лишь время от времени и в целом в рамках «терпимого» для окружающих. Выход за пределы «терпимого» ведет к разрыву социальной средой связей с данным лицом, к его остракизму, изгнанию из среды. В-третьих, нарушая нравственность, человек обычно не приемлет ее нарушений другими, особенно по отношению к нему самому, и таким образом остается под ее воздействием, признает ее, чувствует ее необходимость.