Правовое обеспечение социальной защиты инвалидов в рф. Нормативно - правовые основы социальной защиты инвалидов в российской федерации. Перспективы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов

Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что за последние годы на государственном уровне были приняты определенные меры по ратификации и реали­зации ряда международных правовых документов, касающихся за­щиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями.

В иерархии законодательных актов высшую ступень занимает Конституция страны, в которой определены те органы, которым

предоставлены права законотворческой деятельности, - статья 104. Приоритетная роль в правовом поле РФ принадлежит зако­нам, принимаемым Федеральным собранием или его палатами (Государственной думой, Советом Федерации). Это - федераль­ные законы. Они имеют силу прямого действия на всей террито­рии России. Именно федеральные законы призваны обеспечить устранение негативных последствий правового неравенства, со­храняя или предоставляя каждому человеку возможность занять достойное место в обществе.

Субъекты Федерации также обладают правом принятия нор­мативно правовых актов, однако таковые носят локальный харак­тер, ограниченный определенной территорией, имеют более кон­кретное содержание, обозначающее гарантии для людей с огра­ниченными возможностями с учетом особенностей и специфи­ческих условий той или иной территории РФ.

Система федеральных законов наделена абсолютным приори­тетом перед нормативно правовыми актами, принимаемыми орга­нами исполнительной власти (постановления Правительства РФ, акты и положения министерств и ведомств). Последние обладают силой подзаконных нормативно-правовых документов, т.е. доку­ментов более низкого порядка, и не могут противоречить феде­ральным законам. Выполняя роль правового регулирования меха­низма реализации конституционных гарантий, федеральные за­коны определяют приоритеты целевых групп населения и содер­жат нормы их социальной защиты. Нормативно-правовые акты субъектов Федерации не могут изменять приоритеты и нормати­вы федеральных законов. Они имеют право устанавливать норма­тивные льготы, дополнительные к государственным, уточнять ме­ханизм реализации системы социальной защиты в границах своей территории.

Изменение социально-экономических условий в обществе на­ходит отражение в реформировании содержания государственной политики и неизбежно влечет за собой изменения и дополнения в законодательной базе. Соответственно изменяются целевые груп­пы населения, нуждающиеся в помощи, меняются нормативы и механизмы их социальной защиты.

Конституция как основной закон страны, имеющий продол­жительный срок действия и не подлежащий локальным измене­ниям, не может и не должна определять конкретную реализацию тех или иных содержащихся в ней постулатов. Для развития кон­ституционных гарантий существует система федеральных законов. Эти законы рассчитываются на менее продолжительное время по сравнению с Конституцией.

По мере накопления изменений в социально-экономической базе государства в законы могут вноситься изменения и дополне­ния, а в ряде случаев возникает необходимость принятия новых


■йсонов, регламентирующих ту или иную конституционную га­рантию.

Предпосылкой принятия или корректировки законодательных Яров следует считать их финансовое обеспечение, т.е. расчет средств и финансовых возможностей для реализации устанавли­ваемых в законе норм. Финансовое обеспечение, закрепленное в ■ОДжете, служит гарантией выделения необходимых средств, а i |едовательно, и материальной гарантией выполнения федераль­ных законов.

Важнейшее требование в области законотворчества - четкость формулировок законодательного акта, исключающая необходи­мость дополнительных разъяснений, инструкций и доступная для понимания каждым гражданином.

Особенностью формирования современной законодательной t)iiзы Российской Федерации является перенос приоритетов в сфере социальной поддержки незащищенных слоев населения, куда вхо­дят дети-инвалиды, с денежных выплат на оказание прямых (адресных) социальных услуг. Причем именно благопо­лучие отдельного человека становится критерием оценки всех обще­ственных явлений и преобразований.

С момента организации Комитета по делам семьи и демогра­фической политике при Совете Министров РФ (1990) возникла необходимость создания системы социальной защиты наиболее извимых слоев населения. В 1991 г. вышел ряд правительственных документов, которые предусматривали оформление правовой и нормативной базы системы социальной защиты населения Рос­сийской Федерации. Действовавшая до того времени советская модель социального обеспечения была реорганизована в совре­менную модель социальной защиты населения, которая предпо-магает новый для нашей страны вид социальной помощи - соци­альное обслуживание. В этот период произошли глобальные изме­нения в законодательной политике государства. Созданы новые законы, ориентированные на социальную защиту уязвимых слоев населения, к которым относятся люди с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности.

В связи с этим важно разграничить понятия «социальная защи­та» и «социальное обслуживание».

Социальная защита - это система чрезвычайных мер, призван­ных обеспечить выживание человека, семьи на уровне принятых в обществе минимальных стандартов потребления.

Социальное обслуживание носит нематериальный характер и пред­полагает индивидуальную поддержку в решении социально-педа-югических, психологических, правовых, медико-социальных и других проблем и осуществляется через систему социальных служб.

Законодательная политика РФ в области социальной защиты населения теперь ориентирована на создание долгосрочных мер

социального обслуживания тех слоев населения, которые в силу обстоятельств не могут самостоятельно преодолевать объективные ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 г., является основным правовым актом нашей страны. Она регла­ментирует основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их созда­ния и деятельности, основные права и обязанности граждан.

В главе «Права человека» обозначены отвечающие духу между­народных договоров и соглашений, заключенных Россией, демо­кратичные и подлинно гуманистические положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения.

Социальное равенство, равноправие, закрепленные в Конститу­ции, еще не являются фактически полным равенством в силу есте­ственного различия между индивидами. Так, инвалид или больной человек имеют ограниченные возможности в реализации своих спо­собностей по сравнению со здоровым человеком. Вот почему созда­ваемые на основе Конституции другие законы предусматривают опре­деленные правовые льготы отдельным категориям граждан. В осно­ве данного положения лежит идея социальной справедливости.

Среди принципиально важных законодательных реше­ний в области защиты прав инвалидов и людей с ограниченными возможностями можно выделить следующие:

«О социальной защите инвалидов»,

«Об образовании»,

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

«О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,

«Об основных гарантиях прав ребенка»,

«Семейный кодекс Российской Федерации».

Названные законы имеют основополагающее значение для на­полнения конкретным содержанием социально-педагогической деятельности в сфере социальных институтов коррекционно-компенсаторной направленности. Знание нормативно-правовых ак­тов по вопросам социальной защиты детей с отклонениями в раз­витии является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы в сфере образования.

Остановимся более подробно на рассмотрении федеральных законов, имеющих важное значение для специалистов, занимаю­щихся проблемами защиты и реализации личностных прав на об­разование детей и взрослых с особыми потребностями.

Закон Российской Федерации «О социальной защите инвали­дов» - его основные статьи вступили в силу с 1 января 1996 г.


Чтобы понять суть закона, необходимо указать, что ранее дей-ii ковавшее законодательство об инвалидах не содержало ни од­ною кодифицированного, единого правового акта. Многочислен­ные правовые нормы были разбросаны по разным правовым ис-iочникам, принимались в разное время, касались различных ка-кторий инвалидов, характеризовались непоследовательностью и противоречивостью, что очень затрудняло их применение. Инва­лидность трактовалась как степень утраты трудоспособности. При i;iкой трактовке дети в возрасте до 16 лет не могли быть признаны инвалидами (возрастные изменения - до 18 лет - введены в за­кон с января 2000 г.). Лишь с выходом приказа Министерства здра-иоохранения СССР №1265 от 14.12.1979 г. в нашей стране офици­ально появился термин «дети-инвалиды».

Новый закон ввел правовое понятие «инвалид» - лицо, кото­рое имеет нарушение здоровья, обусловленное

1) заболеванием;

2) последствиями травм;

3) анатомическими дефектами.

В развитие данного определения этот же закон вводит еще один признак инвалидности - нуждаемость такого лица в социальной 1ащите. Особый правовой статус был установлен в отношении инвалидов, не достигших 18-летнего возраста. Эта категория ин-иалидов называется «дети-инвалиды». Порядок признания граж­дан, в том числе и не достигших 18 лет, инвалидами определен постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 965, в соот­ветствии с которым человек (ребенок) признается инвалидом при наличии следующих условий:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма;

2) ограничение жизнедеятельности;

3) необходимость мер социальной защиты.

Признание гражданина инвалидом осуществляется Государ­ственной службой медико-социальной экспертизы на основании его заявления, либо заявления его законного представителя, либо по направлению медицинского учреждения.

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:

по возрасту - дети-инвалиды и инвалиды-взрослые;

по причинам происхождения инвалидности - инвалиды с дет­ства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего забо­левания;

по степени трудоспособности - инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные: инвалиды 1-й группы - нетрудоспособные, инвалиды 2-й группы - временно нетрудоспособные или трудо­способные в ограниченных сферах, инвалиды 3-й группы - тру­доспособные в щадящих условиях труда.

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 4.07.1991 г. № 117 содержит исчерпывающий перечень заболеваний, при которых ребенок признается инвалидом. Для экспертизы в случае решения вопроса о детской инвалидности используются также Инструк­тивные и методические материалы по установлению инвалидно­сти у детей, утвержденные приказом Министерства здравоохра­нения РФ от 27.08.1996 г. Из статьи 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» следует, что понятия «инва­лид» и «ребенок-инвалид» тождественны и граждане, обладаю­щие этим юридическим статусом, имеют права на все льготы, обозначенные в законах.

Назначение ребенку инвалидности является юридическим ак­том и осуществляется Государственной службой медико-социаль­ной экспертизы в соответствии с приказом Министерства здраво­охранения № 117 от 4.07.1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет (в связи с введенными возрастными изменениями - до 18 лет)». Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма.

К категории инвалидов относятся дети, имеющие «значитель­ные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов, которая определяется статьей 2 как система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обес­печивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими возможностей участия в жизни общества.

Важнейшим правовым аспектом данного закона является об­основание функций Государственной службы медико-социальной экспертизы. В ее задачи входят не только признание человека (ре­бенка) инвалидом и определение группы инвалидности, но и разработка индивидуальных программ реабилитации на основе базовой федеральной программы.

Закон вводит понятие «реабилитация» - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Целями реабилитации являются восстановление социального статуса ин­валида, достижение им материальной независимости и его соци­альная адаптация - статья 9. Это положение законодательно закрепляет необходимость интеграции инвалида в общество и ока-


нише в этом максимальной помощи. Реабилитация инвалидов осу­ществляется на основе федеральной базовой программы - гаран-■эованного перечня реабилитационных мероприятий, техниче­ских средств и услуг, предоставляемых бесплатно за счет средств федерального бюджета, - статья К).

Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья IS. Согласно ее установлению образовательные учреждения со-иместно с органами социальной защиты и здравоохранения обес­печивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование летей-инвалидов, получение общего среднего, среднего профес-i иоиального и высшего профессионального образования в соот-нетствии с индивидуальной программой реабилитации. При реа­лизации этого права государство гарантирует необходимые усло-ипя. Общее образование осуществляется бесплатно как в обще-п(>разовательных, так и в специальных образовательных учреж­дениях.

Закон предусматривает специальные условия пребывания де-11-й-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют им посещать та­кие учреждения, создаются специальные дошкольные учрежде­ния. Если и это невозможно, обучение организуется на дому.

Статья 19 гарантирует права инвалидов на образование. По­ложения закона, касающиеся защиты прав на образование детей-инвалидов, предполагают создание таких условий, при которых ребенок должен быть максимально приспособлен к учебной дея-нмп.ности посредством предоставления дополнительных услуг, в юм числе образовательных. Особые условия в сфере образования летей-инвалидов оговорены в законе следующим образом:

1) органы управления образованием обязаны обеспечить не­прерывность процесса воспитания и образования детей-инвали-лов - статья 18;

2) в общеобразовательных учреждениях должны быть созда­ны особые условия для получения образования инвалидами - (i атьи 8, 9;

3) в соответствии с типовыми положениями о специальных об­разовательных (коррекционных) учреждениях для воспитанников I ограниченными возможностями создана сеть специализирован­ных школ по профилю нарушений развития - статьи 18, 19;

4) при невозможности обучения ребенка-инвалида в услови­ях образовательного учреждения его обучение осуществляется на дому - статья 18.

Закон закрепляет особые права инвалидов на труд, медицин­ское обслуживание и лечение, транспортные, жилищные и иму­щественные льготы.

Гарантированные права инвалидов и особые условия их реали-ищии законодательно подкреплены положениями нормативных

документов более низкого порядка - постановлений, приказов, положений. Такие документы, как указ Президента РФ № 543 от 01.06.1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемир­ной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; постановление Правительства РФ № 848 от 23.08.1993 г. «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы»; «Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации до 2000 года», принятый постановлением Правительства № 69 от 31.01.1994 г., являются единой законодательной базой для реализации прав детей Рос­сии, и в, том числе детей с ограниченными возможностями, на достойную жизнь, охрану здоровья, получение образования, а также на все виды реабилитации.

Право на реабилитацию включает обеспечение комплексом мероприятий, основанных на индивидуально-дифференцирован­ном подходе к проблемам и возможностям отдельного ребенка и его семьи.

Закон Российской Федерации «Об образовании», который после внесения изменений и дополнений вступил в силу 5.01.1996 г., напрямую связан с процессами реабилитации детей, имеющих инвалидность.

В нем нашло отражение законодательное закрепление по­ложений, направленных на обеспечение надлежащих условий для воспитания и обучения подрастающего поколения. Этот закон утверждает государственные гарантии на получение образования всеми детьми, и в том числе детьми с отклонениями в разви­тии. В частности, статья 50 (п. 10) предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специаль­ных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их воспитание, обучение, лечение, со­циальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирова­ние указанных учреждений осуществляется по повышенным нор­мативам.

Направление детей и подростков в такие учебные заведения производится только с согласия родителей (и лиц, их заменяю­щих) по заключению специальных психолого-медико-педагоги­ческих консультаций.

На основании Федерального закона «Об образовании» Прави­тельством Российской Федерации разработаны типовые положе­ния об образовательных специальных (коррекционных) учрежде­ниях для обучающихся воспитанников с отклонениями в разви­тии, оздоровительных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также порядок воспитания и обучения детей-инвали-


дов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, и другие нормативно-правовые акты ведомственного и межведом­ственного характера.

В соответствии с «Типовым положением о специальном (кор-рекционном) образовательном учреждении для обучения воспи­танников с отклонениями в развитии», утвержденным постанов­лением № 288 Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. деятельность по обучению и реабилитации воспитанников организуется в рамках образовательных программ, реализуемых в учреждениях различных видов:

I уч­реждение для обучения и воспитания неслышащих (глухих) де­тей;

II вид -- специальное (коррекционное) образовательное уч­реждение для обучения и воспитания слабослышащих детей;

III вид - специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания незрячих (слепых) де­
тей;

IV в и д - специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания слабовидящих детей;

V вид - специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой
патологией;

VI вид -- специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с нарушениями опор­
но-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями раз­
личной этиологии и степени выраженности);

VII вид - специальное (коррекционное) образовательное уч­
реждение для обучения и воспитания детей с задержкой психо­
физического развития;

VIII вид - специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучения и воспитания детей с умственной от­
сталостью.

Указ Президента Российской Федерации № 543 от 1 июня 1992 г. «О первоначальных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы» послужил основой для создания сети учреждений нового типа. По­ложение о таких учреждениях было утверждено постановлением № 867 Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. «Об утверждении Типового положения об образовательном уч­реждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи». Этот правовой акт положил нача­ло формированию инновационной стратегии в организации со­циально-педагогической помощи людям с ограниченными воз­можностями, в преодолении межведомственных барьеров в дея-

Тельности государственных и общественных структур, занимаю­щихся проблемами инвалидности, явился законодательным обо­снованием для образования принципиально новых форм учреж­дений, работающих на междисциплинарной основе. Это комплекс­ные психолого-медико-педагогические консультации, реабилита­ционные и медико-психолого-социальные центры.

Закон РФ «Об образовании» признан одним из самых демокра­тичных в мире. Однако необходимо констатировать, что он затра­гивает лишь некоторые аспекты специального образования детей с отклонениями в развитии. Группой российских правоведов и ученых-дефектологов при участии европейских консультантов был подготовлен проект Федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образо­вании)», в котором предусмотрена широкая вариативность обра­зовательных возможностей для детей и взрослых, включая инте­грированное обучение.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Фе­ дерации» принят Государственной думой 3 июля 1998 г. и одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 г.

Появление этого документа стало существенным шагом вперед в развитии законодательной базы РФ в сфере социальной поддерж­ки детей. Фактически это первый российский закон, направлен­ный на защиту прав ребенка и призванный регулировать «отно­шения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в Российской Федерации» - статья 2.

Отметим, что этот закон касается гарантий только социальных прав детей. В то время как международная Конвенция о правах ребенка (вступившая в силу 2 сентября 1990 г.) предусматривает более широкий спектр прав, который включает в себя как соци­альные, так и личные права (на жизнь, на гражданство, имя, семейное окружение, свободу мысли, совести, религии, слова, свободу ассоциаций, мирных собраний и др.). Тем не менее значе­ние закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» для нашей страны очень велико, так как он впервые декларирует законодательную защиту прав ребенка и в нем указа­ны основные механизмы реализации этой защиты. Закон не толь­ко и не столько закрепляет права детей, сколько устанавливает гарантии их защищенности. В частности оговаривается необходи­мость обеспечения следующих прав:

Охрана здоровья - статья 10;

Профессиональная ориентация, профессиональная подготов­ка и занятость -статья 11;

Отдых и оздоровление - статья 12;

Создание социальной инфраструктуры - статья 13;


Защита от информации, пропаганды и агитации, наносящих пред здоровью, нравственному и физическому развитию, - ста­тья 14;

Защита детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации - статья 15.

Гарантии обеспечения перечисленных прав, в свою очередь, опираются на государственные минимальные стандарты основ­ных показателей качества жизни детей - статья 18. Конечно, практическая реализация положений этой статьи вызывает сомне­ния, так как в настоящее время она не может иметь соответству­ющего материального обеспечения. Например, государственные минимальные стандарты включают в себя минимальный объем социальных услуг, в которые среди прочего входят:

бесплатное медицинское обслуживание;

гарантированное обеспечение детей по достижении 15 лет пра­вом на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельно­сти, трудоустройство, охрану и оплату труда;

оказание квалифицированной юридической помощи.

Подобная практика законотворчества, к сожалению, характерна для современного периода социальной политики РФ. Как и во многих других социальных законах, в которых закреплены права отдельных уязвимых категорий населения, положения этого зако­на, касающиеся гарантий защиты прав и интересов ребенка, но­сят, скорее, декларативный характер.

Коренные изменения в политической и социально-экономи­ческой жизни страны не могли не отразиться на функционирова­нии таких важных социальных институтов общества, какими яв­ляются брак и семья. Новый кодекс охватывает все основные ас­пекты семейных отношений.

Одной из важнейших отраженных в нем тенденций является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права. Нормативно-правовые положения кодекса исходят из ос­новополагающего принципа - правовое положение ребенка в семье определяется с позиций интересов самого ребенка и вклю­чает следующие основные права:

Жить и воспитываться в семье;

Знать своих родителей (насколько это возможно);

Получать заботу и воспитание от своих родителей (а при их отсутствии - от других ответственных за это лиц);

Обеспечивать реализацию интересов ребенка, его всесторон­нее развитие и уважение его человеческого достоинства;

Право общаться с обоими родителями и другими родствен-

Защищенность прав и законных интересов ребенка, в том числе права самостоятельно обращаться в органы опеки и попе­чительства, а по достижении 14 лет - в суд;

Выражать свое мнение по вопросам, касающимся своей жизни;

Иметь имя и фамилию;

Получать содержание и иметь право собственности на при­надлежащее ему имущество.

Впервые сказано о правовой защите детей от насилия в семье. В этой связи подчеркивается, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, уничижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуата­цию - статья 65. В кодексе усилены нормы, касающиеся ли­шения родительских прав, - статьи 69 - 72; подробно регла­ментированы права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов -ста­тьи 61-69.

Итак, анализ государственно-правовых основ современной со­циальной политики Российской Федерации позволяет считать, что права людей с ограниченными возможностями в нашей стра­не приведены в соответствие с нормами международного права. Однако на практике реализация отдельных положений норматив­но-правовых документов сопряжена с определенными трудностя­ми, обусловленными прежде всего финансовой необеспеченно­стью мероприятий, декларируемых законами.

К недостаткам отечественной законодательной базы относит­ся отсутствие самостоятельного правового акта на уровне феде­рального закона, касающегося исключительно детей-инвалидов. Связанные с ними отдельные положения и правовые нормы, содержащиеся в различных юридических текстах, характеризу­ются непоследовательностью и противоречивостью, что затруд­няет их практическое применение. Имеющиеся проекты феде­ральных законов «О специальном образовании», «О дополни­тельных социальных гарантиях по защите детей-инвалидов и инвалидов с детства», регламентирующие механизмы взаимоот­ношений семьи особого ребенка, общественных организаций и государства в сфере защиты прав детей, уже в течение ряда лет находятся на стадии принятия в высших государственных струк­турах.

Наряду с законодательством важное место в формировании современной государственной социальной политики РФ отводит­ся целевым программам, федеральным и региональным, ориентированным на помощь наименее защищенным слоям на­селения, к числу которых относятся люди с ограниченными воз­можностями. Наиболее эффективно реализуются федеральные про-


фаммы: «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005 годы» и «Дети России» (подпрограмма «Дети-инвалиды»).

Целями первой из них («Социальная поддержка инвалидов на,"000 - 2005 годы») являются формирование основ комплексного решения проблем инвалидности и инвалидов; создание необхо­димых условий для их полноценной жизни в обществе, для до­ступности пользованием элементами сложившейся социальной инфраструктуры.

Подпрограмма «Дети-инвалиды» направлена на разработку эффективной системы профилактики детской инвалидности, а гакже действенной системы реабилитации детей с ограниченны­ми возможностями; на оказание различных видов консультатив­ной и иной помощи семьям, в которых воспитываются такие дети; создание равных возможностей для получения медицинской по­мощи, образования, для беспрепятственного доступа ко всем сфе­рам жизнеобеспечения; на интенсификацию научных исследова­ний в области профилактики, ранней диагностики, своевремен­ной реабилитации детей с ограниченными возможностями и ус­пешной их интеграции в общество.

Реализация мероприятий, предусмотренных в этих федераль­ных программах, должна привести к решению комплекса самых различных проблем, что скажется на качественном изменении положения людей с ограниченными возможностями в структуре современного российского общества.

Конституция как основной закон государства, важнейшие фе­деральные законы, нормативно-правовые акты образуют то право­вое пространство, в котором функционирует механизм социаль­ной защиты инвалидов и людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности и трудоспособности. Действие и действенность этого механизма непосредственно связаны с профессиональной деятельностью многих специалистов - социальных педагогов, учите-лей-дефектологов, воспитателей, социальных и медицинских ра­ботников, практических психологов и представителей управлен­ческого звена. Юридическая компетентность всех профессионалов в области специального образования является надежной гарантией в защите прав самой уязвимой категории детского населения Рос­сии - детей с особыми образовательными потребностями.

Контрольные вопросы и задание

1. Назовите важнейшие правовые документы, отечественные и меж­дународные, в которых закреплены права лиц с ограниченными воз­можностями жизнедеятельности (инвалидов).

2. Какие основные права и свободы закреплены в международных правовых документах, касающихся инвалидов и умственно отсталых людей?

3. Какие права и гарантии даст закон «О социальной защите инвали­дов»?

4. Какие права и гарантии дает закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?

5. Подготовьте реферат или обзор по проблеме защиты прав инвали­дов (по материалам периодической печати).

Литературадля самостоятельной работы

Аксенова Л. И. Правовые основы специального образования и соци альной защиты детей с отклонениями в развитии // Дефектология. -1997.-№ 1.

Всемирная программа действий ООН в отношении инвалидов. - Нью Йорк, 1983.

Закон Российской Федерации «Об образовании».

Закон «О социальной защите инвалидов в РФ».

«Защити меня!»: Материалы, иллюстрирующие положение Конвен­ции ООН о правах ребенка. - М., 1995.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 927 «Об обеспечении формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Саломатина И. В. Международный форум слепоглухих правозащитни­ков // Дефектология. - 2005. - № 4.

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инва­лидов, принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г.

Уорд А.Д. Новый взгляд. Задержка в психическом развитии: правовое регулирование. - Тарту, 1995.


Похожая информация.


Цель лекции: Изучение нормативно- правовой базы в области социальной защиты, социального обслуживания инвалидов в РФ.

ПЛАН:

1. Законодательные акты в области социальной защиты инвалидов в РФ.

2. Реализация инвалидами права на здоровье в РФ.

3. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

4. Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и другие нормативные документы, касающиеся предоставления социальных услуг инвалидам.

1. Законодательные акты в области социальной защиты инвалидов в РФ .

Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всём мире.

В России к законодательным документам, имеющим особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов и касающихся правовой защиты интересов, относятся Конституция РФ, и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в РФ», и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

К наиболее важным постановлениям, защищающим инвалидов с социально-экономической точки зрения, относятся: о порядке признания граждан инвалидами; о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; об утверждении перечня заболеваний, дающих право на получение дополнительной жилой площади; об обеспечении жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг; о предоставлении инвалидам автотранспортных средств.

Ряд документов касается развития медико-социальной помощи инвалидам: О государственной службе медико-социальной экспертизы; о классификации критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы; об образовании межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов; примерное положение о реабилитационном учреждении; об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации.

Разработаны нормативно-правовые документы, закрепляющие права инвалидов на обучение, досуг и получение информации; о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и вне государственных образовательных учреждений; о мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и др.

В Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993г.) говорится, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 38).

Наиболее подробно рассматривается социальная поддержка, помощь инвалидам в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15.11.1995 г. Документ состоит из 5 глав, в которых регулируются различные аспекты проблем инвалидности. В главе 1 этого закона перечислены общие положения, даётся определение понятия «инвалид», рассматриваются основания, по которым определяются группы инвалидности. Согласно закону, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лица в возрасте до 18 лет относятся к категории «ребёнка-инвалида».

Признание человека инвалидом осуществляется Государственной службой медико- социальной экспертизы. Порядок и условия этого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Социальную защиту инвалидов этот закон трактует как систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих данным людям условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Кроме того, в части I закона регулируются и вопросы соответствия федеральных и международных документов, устанавливается компетенция органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.

Глава 2 закона посвящена понятию и механизмам медико-социальной экспертизы. Последняя осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Перечисляется перечень функций, возлагаемых на Государственную службу медико-социальной экспертизы.

В главе 3 рассматриваемого закона речь идёт о реабилитации инвалидов, которая определяется как система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. В этой главе закона расшифровывается также и содержание процесса реабилитации.

Согласно закону, последняя подразумевает:

Ÿ медицинскую реабилитацию : восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование;

Ÿ профессиональную реабилитацию : профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство;

Ÿ социальную реабилитацию : социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

Статья 10 закона регулирует гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счёт средств федерального бюджета.

Данным законом предусматривается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалида, которые представляют собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер. Последние направлены на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с этим законом, обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Деятельность по реабилитации инвалидов координирует Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Реабилитационными признаются учреждения, которые осуществляют соответствующий процесс в соответствии с программами реабилитации инвалидов. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны с учётом региональных и территориальных потребностей создавать сеть реабилитационных учреждений, в том числе и негосударственных, и содействовать развитию системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организовывать производство её технических средств.

Глава 4 закона посвящена вопросам обеспечения жизнедеятельности инвалидов. В ней описываются государственные и общественные ресурсы такой помощи. Прежде всего – медицинской: оказание квалифицированного медицинского обслуживания инвалидов, включая обеспечение лекарствами.

Этого рода реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счёт средств соответствующих федерального и территориальных фондов. На практике же эта прописанная в законе статья изменяется: например, списки выдаваемых бесплатно лекарств повсеместно сокращаются.

В некоторых регионах России вопрос обеспечения лекарствами решается нетрадиционно: создаются «социальные аптеки», которые имеют льготы по налогообложению. Цены на лекарства в таких аптеках намного ниже, однако, чтобы получить требуемое средство, необходимо годами ждать своей очереди.

Законом регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации (статья 14). В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, которые выпускают специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, производящих грамзаписи, аудиозаписи и иную звуковую продукцию, кино- и видеофильмы и другую видеопродукцию для инвалидов. Язык жестов признаётся как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Следует отметить, что доля таких передач и кинофильмов невелика, даже информационные программы редко сопровождаются сурдопереводом.

Статья 15 рассматривает проблему обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно закону, федеральное правительство, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, организации вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности должны создавать условия инвалидам (включая тех, кто использует кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их теми не допускаются. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, должны обеспечивать оборудование вокзалов, аэропортов, транспортных средств специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно передвигаться. Приведен перечень объектов инфраструктуры и порядок регуляции доступа к ним.

Статья 17 закона описывает порядок обеспечения инвалидов жилой площадью. Инвалиды и семьи, в которых проживают дети-инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, ставятся на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями согласно льготам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым правительством Российской Федерации. В данном разделе закона уделено внимание вопросам оборудования жилых помещений для инвалидов. Однако сервисная сеть, которая занялась бы вопросами адаптации жилья в соответствии с потребностями инвалидов, до сих пор отсутствует. Создание удобного жилого фонда остаётся личным делом самого инвалида или членов его семьи.

Вопросы доступности образования, воспитания и обучения детей-инвалидов представлены в статьях 18 и 19 рассматриваемого закона. Там декларируется гарантированность образования, создание государством необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов. Для тех из них, кто нуждается в специальных условиях при получении профессионального образования, согласно закону, должны создаваться специальные, профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

Однако по-прежнему актуальной остаётся проблема интегрированного образования. Доля инвалидов, обучающихся в обычных, неспециализированных учебных заведениях, слишком мала. Образовательная структура специализированных школ для детей-инвалидов порой не выдерживает критики, – столь стереотипно и предвзято отношение к возможностям инвалидов. У работников специализированных школ и интернатов существуют установки на сегрегацию детей-инвалидов, чрезмерный контроль и опеку.

Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов чаще всего предоставляют им возможность получить рабочую профессию. Проблема доступности для них высшего образования широко обсуждается, однако доля инвалидов, поступающих в вуз, не возрастает, дополнительные технологические меры, облегчающие процедуру вступительных экзаменов и обучения инвалидов с определёнными нарушениями здоровья, не отработаны.

Статья 20 настоящего закона регулирует обеспечение занятости инвалидов. Им федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются гарантии трудовой занятости благодаря проведению специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, и мерам, стимулирующим работодателей предоставлять рабочие места инвалидам.

Законодательно регулируется также и создание специальных рабочих мест для данной категории людей (статья 22). Это предполагает осуществление дополнительных мер по организации труда, в том числе по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

В соответствии со статьёй 23 инвалиду, занятому в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны создаваться необходимые условия труда согласно индивидуальной программе его реабилитации. Работодатели несут ответственность (статья 24) в обеспечении занятости инвалидов.

Определены и утверждены законодательно условия признания инвалида безработным. Предписан ряд мер, призванных стимулировать работодателей в предоставлении рабочих мест людям с ограниченными возможностями. Законом регулируется материальное обеспечение инвалидов (статья 27). Рассмотрены также вопросы их социально-бытового обслуживания, условия пребывания в стационарном учреждении социального обслуживания.

В статье 30 учтены аспекты транспортного обслуживания инвалидов, льготы по проезду в общественном транспорте. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 32)

Глава 5 настоящего закона посвящена общественным объединениям инвалидов. Она регулирует право на создание таких объединений (статья 33), налоговые и иные льготы на отчисления в бюджеты всех уровней (статья 34). Согласно статье 36, Президенту и Правительству Российской Федерации необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.

Таким образом, фундаментом социальной политики, касающейся инвалидов, становится реабилитация, восстановление и активизация их способностей к независимой жизни.


Похожая информация.


Инвалидом признается лицо, у которого имеются нарушения в работе функций организма, возникающие при некоторых заболеваниях или получении травмы и имеющее ограничения к осуществлению жизнедеятельности. Такие люди нуждаются в особой поддержке со стороны государства.

А, как известно, всякую деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, должны регулировать нормы законодательства. Это и есть правовая основа их работы.

Давайте рассмотрим, какие существуют правовые основы социальной защиты инвалидов.

Я – гражданин своей страны

Прежде, чем приступить к изучению специализированных актов, откроем Конституцию РФ и заодно обратимся к Федеральному закону О гражданстве в РФ.

Изучив эти законодательные акты мы знаем что, каждый гражданин России имеет права и свободы, является участником правовых отношений с государством.

Исходя, из этого каждый инвалид - гражданин нашей страны, имеет право на получение гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Разумеется, воспользоваться всеми мерами поддержки, предусмотренной для инвалидов, может лишь лицо, юридически признанное инвалидом.

Ими могут являться дети (инвалиды детства), люди, получившие инвалидность при получении травмы, участники боевых действий. К этой категории относят и некоторых престарелых граждан.

Социальная защита – комплексный подход

Каждое лицо, относящиеся к категории инвалид, стремиться к тому, чтобы его жизнь стала максимально приближенной к такой же жизни, как и у остального населения. При этом, многие инвалиды могут достигнуть желаемого лишь частично и то при особой поддержке государства.

Для выполнения этой миссии и существует социальная защита. Вообще это очень широкое понятие, оно охватывает практически все категории граждан практически во всех сферах жизни.

Говоря о социальной защите именно инвалидов – здесь ведется более тщательная работа, включающая множество механизмов воздействия, помогающих решить вопросы здравоохранения, образования, трудоустройства, реабилитации, социальной адаптации интеграции инвалидов.

Люди с инвалидностью имеют разнообразные потребности, зависящие от степени инвалидности, от вида заболевания, от имеющегося положения в обществе. Именно поэтому социальная защита выполняется индивидуально.

Основной Федеральный закон

Оказание социальной защиты инвалидам в нашей стране регулирует ФЗ № 181. Он так и называется о Социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

В этом акте прописаны основные понятия, связанные с инвалидностью. Пункты закона содержат в себе порядок установления группы инвалидности, механизм прохождения медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, а также здесь рассматриваются меры поддержки людей, имеющих инвалидность во всех областях жизнедеятельности – образование, трудоустройство, психологическая помощь, социальное обслуживание.

При этом один законодательный акт не может содержать в себе все необходимые положения для регулирования многих процессов, происходящих в жизни человека с инвалидностью. Можно сказать, что в настоящем документе кратко перечислены все те меры поддержки, на которые может рассчитывать инвалид.

Отраслевые нормативные акты

Вообще социальная защита – это функция социальной политики. В свою очередь социальная политика состоит из различных отраслей:

  • Здравоохранение – ФЗ № 323
  • Образование – ФЗ № 273
  • Пенсионное обеспечение – ФЗ № 166

Отдельные пункты, отражающие права инвалидов, содержат и кодексы РФ: Налоговый, Трудовой, Жилищный.

Для того, чтобы инвалид смог решить определенный вопрос (самостоятельно или при посторонней помощи) знания основ ФЗ № 181 недостаточно.

Наше законодательство устроено таким образом, что на действие статей каждого закона накладывается действие других законодательных актов.

Допустим, статья 19 Федерального закона 181 говорит о том, что инвалидам в обязательном порядке и на бесплатной основе должно предоставляться дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее образование.

При этом порядок предоставления услуги, особенности приема и содержание образовательной программы и нормативы определены Федеральным законом об образовании, и другими актами, касающимися данного вопроса на федеральном и региональном уровне.

Наряду с Федеральными законодательными актами, регламентирующими социальную защиту инвалидов, исполнению подлежат и региональные законы и постановления.

Эти документы должны разрабатываться местными властями, учитывая особенности социально – экономического развития региона. Их статьи не должны противоречить нормам федеральных законов, а лишь конкретизировать их.


К примеру, в законе говориться, что на предприятии численностью от 50 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов от 2 до 4 % от общего числа сотрудников.

Региональные же акты устанавливают более точные цифры. Например в Иркутском регионе – 2 %, в Самарском - 3 %.

Часто случается, что наличие того или иного пункта в законе вовсе не помогает решить инвалиду возникшую проблему. Часто бывает такое, что люди просто не знают своих прав. Случается и то, что статья в акте написана «для галочки» и совершенно невозможно её воплощение в обыденной жизни человека с особенными возможностями и потребностями.

Сравнивая социальную защиту в современной России и в Советском союзе наблюдается положительная динамика. В СССР политика государства по отношению к инвалидам в большинстве случаев была направлена лишь на оказание медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий. Социальной адаптацией и созданием комфортных условий для существования этой категории граждан практически не занимались.

Читайте и другие статьи, рассказывающие о правах инвалидов на сайте!

КУРСОВАЯ работа

Социально-правовой механизм

Защиты инвалидов в Российской федерации

Зиганшина Дарья Маратовна,

специальность 40.02.01

Право и организация социального обеспечения,

Руководитель ______________________________________ Абашина А.Д., к.п.н.

Введение….………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы изучения социально-правового механизма защиты инвалидов в РФ.

1.1.Инвалид как объект социального обеспечения в РФ……………………….5

1.2.Нормативно-правовые основы регулирования вопросов, связанных с инвалидностью……………………………………………………………………. 9

Глава 2. Социально-правовой механизм защиты инвалидов в РФ

2.1. Система государственной социальной поддержки гражданам, имеющим инвалидность……………………………………………………………………….17

2.2.Социальная реабилитация инвалидов в системе социального обслуживания в РФ………………………………………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………….33Список использованных источников…..……………………………………….…35

ВВЕДЕНИЕ

Объектами социальной политики в отношении инвалидов выступают все граждане,имеющие соответствующий статус, и люди,потенциально находящиеся под риском получить инвалидность. При этом в узком смысле акцент сделан на социальную защиту граждан, не способных в силу определенных причин обеспечить себе достойный уровень жизни. Для всех граждан государство создаёт общую систему взаимодействия в обществе, единые принципы. Одновременно проводит дифференцированную адресную (приоритетную) социальную политику в отношении инвалидов с учётом возможностей государства и общества, конкретного человека.

Решение проблемы инвалидности является приоритетным, актуальным направлением в реализации социальных обязательств государства. Политика в отношении инвалидов затрагивает все стороны жизни общества и связана прежде всего со сферами здравоохранения (профилактика, медико-социальное обслуживание, лечение), занятости (организация труда, профессиональная ориентация), образования (обучение и воспитание, получение профессии), социальной защиты (страхование, помощь, обслуживание и др.) культуры, спорта и др.Эффективным условием её функционирования будет служить выработка единой концепции государственной политики инвалидности как целостной системы мер, направленных на решение конкретных социальных проблем инвалидов в соответствии с уровнем социально-экономического развития страны в текущей перспективе.



Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведе­нием, а также заниматься трудовой деятельностью.

Цель курсового исследования: изучить социально- правовой механизм защиты инвалидов в РФ.

Объект исследования: социальная помощь инвалидам в РФ

Предмет исследования: социально-правовой механизм социальной защиты инвалидов в РФ.

Задачи:

1. Выяснить основы изучения социально-правового механизма защиты инвалидов в РФ

2.Проанализировать правовой статус инвалидов в РФ

3.Изучить оказание социальной поддержке инвалидам в РФ

4. Представить результаты исследования в виде выпускной курсовой работы

Глава 1 Теоретические основы изучения социально-правового механизма защиты инвалидов в РФ.

Инвалиды как объект социального обеспечения в РФ

Согласно российскому законодательству,инвалид- это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты»

Целью государственной политики является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, политических, экономических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ от 1993 года , а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами РФ».

Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите­там и возможностям формирует социальную и экономическую поли­тику в отношении инвалидов.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).

4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

Признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Иными словами, инвалидность - это проблема не одного чело­века, и даже не части общества, а всего общества в целом.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы Постановление Правительства РФ № 805 от 16.12.2004 года «О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико – социальная экспертиза (МСЭ) – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности,вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина (в том числе степени ограничения способности к трудовой деятельности) и его реабилитационного потенциала.

Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Инвалид в России сталкивается также с такими проблемами как одиночество, так как их общение ограничивается рамками родительской семьи или ближайших родственников, невозможность продолжить обучение и другое.

Российская Федерация является государством, в котором социальная политика занимает не последнее место. Выделение причин социального неравенства и способов его преодоления - важное условие социальной политики, превратившееся на современном этапе в насущный вопрос, который связан с перспективами развития всего российского общества. Такие проблемы, как бедность, инвалидность, сиротство, становятся объектом исследований и практики социальной работы. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Символические барьеры, выстраиваемые обществом, сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия; здесь требуется развитие таких культурных ценностей гражданского общества, как толерантность, уважение человеческого достоинства, гуманизм, равенство прав.

В целом ряде зарубежных стран и в России дети и взрослые, имеющие инвалидность, изображаются объектами заботы - как своеобразное бремя, которое вынуждены нести заботящиеся о них близкие, общество и государство. Вместе с тем существует и другой подход, который привлекает внимание к жизненной активности самих инвалидов. Речь идет о формировании новой концепции независимой жизни при одновременном акценте на взаимную помощь и поддержку в совместном совладании с испытаниями, вызванными инвалидностью.

Объектом данного исследования является полный и всесторонний анализ положений действующего законодательства о социальной защите инвалидов.

Проблемы инвалидности сложны и многогранны. Оказание всесторонней помощи инвалидам предполагает реализацию комплексных программ и технологий их реабилитации, включающих медицинские, профессиональные и социальные разделы, а также своевременное и адекватное оказание адресной социальной помощи. Комплекс этих мер должен преследовать одну цель – расширение рамок независимости людей с ограниченными возможностями, реинтеграцию(интеграцию) их в привычный интеллектуальный, профессиональный, социальный круг.

Социальная политика по отношению к лицам с ограниченными возможностями осуществляется по двум направлениям:

С точки зрения общественных, глобальных проблем - изменения общественного мнения к проблеме инвалидности , формирования среды жизнедеятельности, создания системы социального и рационального трудоустройства и т. п.;

С точки зрения отдельного индивида - создание необходимых условий для адаптации к новым жизненным условиям с учетом индивидуальных особенностей.

Время чтения: ~8 минут Марина Семенова 2526

Люди с ограниченными возможностями – это уязвимая часть общества, которая нуждается в понимании со стороны окружающих, одновременном элементарном сочувствии и отношении к ним, как к равным.

Каждая цивилизованная страна в построении своей соцполитики стремится уделять большое внимание проблемам, связанным с вопросами инвалидов. В России, которая является развитой страной, социальная защита инвалидов занимает приоритетное место.

Законодательные разъяснения, что такое соцзащита

Правовое регулирование социальной защиты инвалидов определяется рядом законодательных актов, которые прежде всего построены на общих принципах Конвенции по правам человека. В связи с чем, законодательная база стран постсоветского пространства в таких вопросах, как социально-правовая защита имеет общее направление.

В РФ действуют следующие нормативы, регулирующие положение людей с инвалидностью:

  • Обеспечение социальной направленности гарантировано статьёй 39 Конституции РФ.
  • ФЗ №181 регулирует меры предоставления соцзащиты недееспособному населению.
  • Нововведения в современную политику в отношении к неполноценным людям закреплены в ФЗ 419.
  • Раздел посвящённый правам и гарантиям для ограниченного по здоровью человека существует в ТК.
  • Пенсионное обеспечение прописано в ФЗ №166 и №173.

Человек, который по своему состоянию здоровья оформил статус инвалида на основании перечисленных нормативов, наряду с равными правами в отношении других граждан, имеет ряд привилегий от государства, которые направлены на преодоление барьера в жизни особенных людей и адаптации их к социуму.


Закон предполагает, что соцзащита инвалидов - это сбалансированный комплекс мер, предпринимаемых государством, во исполнение обязательств перед гражданами

Все принятые акты являются обязательными для реализации всеми субъектами РФ.

Виды социальной защиты инвалидов

В области медицины

На основании закона РФ об охране здоровья, люди с ограниченными возможностями независимо от возраста, имеют право на получение медицинской помощи различного характера. К такой помощи относится:

  • Получение лекарственных препаратов, выписанных лечащим врачом, бесплатно. Выдача лекарств происходит в аптеках, которые предварительно выиграли тендер на право обеспечения граждан льготными медикаментами. Для получения необходимо нужно иметь спецбланк заказа, подписанный главврачом больницы, где наблюдается нездоровый человек. Если организация не имеет выписанного препарата, то оформляется запрос на его доставку, и в течение двух суток лекарство должно быть предоставлено. Перечень бесплатных препаратов установлен Правительством. В 2019 году в него входит порядка 646 препаратов.
  • Возможность на реализацию мер по абилитации, согласно разработанной ИПРА.
  • Обеспечение техсредствами, согласно существующему реестру на их получение в местных органах соцзащиты. В зависимости от регионального положения такие средства могут выдаваться бесплатно или на льготных условиях.
  • Больных, имеющих проблемы с конечностями, наделяют протезно-ортопедическими изделиями, выдача которых происходит согласно периодичности и установленной очерёдности.
  • Нетрудоспособные лица могут рассчитывать на получение бесплатной медпомощи в поликлиниках государственной формы. Также на оказание услуг неполноценным людям без взимания платы ориентированы лечебные учреждения муниципального здравоохранения.
  • Государство предлагает ограниченным в передвижениях людям на уход за ними на дому. Обычно это касается пожилых граждан, которые одиноки и имеют оформленную недееспособность.
  • В случае неспособности самостоятельно обслуживать свои жизненные потребности возможно содержание таких людей спецучреждениях медицинского характера.
  • Оздоровление в профильном санатории. Реализовать эту привилегию можно путём подачи всех необходимых бумаг в местное отделение соцзащиты и записавшись в очередь на путёвки. Особенный человек имеет право на одноразовую бесплатную путёвку. Выбор санатория остаётся за госструктурой, но должен соответствовать направлению заболевания неполноценного лица;
  • С 2005 года от получения бесплатных лекарств и санаторных путёвок нездоровому человеку можно отказаться и заменить их ЕДВ. Это одна из формы монетизации государственной льготы. ЕДВ получают вместе с пенсионным снабжением, и эта выплата подлежит ежегодной индексации.

Социальное обслуживание

Этой мерой соцзащиты могут воспользоваться те граждане, которые не имеют возможности обеспечивать свои потребности самостоятельно. Согласно Закону «О социальном обслуживании граждан РФ» к мероприятиям соцобслуживания следует отнести:

  • Помощь соцработника, которая оказывается на дому. Перечень предоставляемых услуг закреплён в Положении об обслуживании .
  • Юридическая и психологическая помощь, которая предлагает консультации по возникшим вопросам.
  • Уход за нездоровым человеком во время нахождения его в спецпансионате или профильном интернате.
  • В России действует госпрограмма «Доступная среда», разработанная на период с 2011 по 2025 год. В рамках этой программы выполняется адаптация инфраструктуры и усовершенствуется сфера услуг.

Пенсия и налоги

Нетрудоспособным людям всех групп и детям с нарушением развития здоровья положена социальная пенсия, которая зависит от категории официально определённой категории недееспособности и характера причинения ущерба здоровью.

Средний размер пенсионного обеспечения недееспособного лица I группы после ежегодной индексации 2019 года составляет 13 500 рублей. Повышение этой суммы может осуществиться в следующем году после подсчёта индекса роста цен в стране.


Ещё лица с I группой инвалидности и дети-инвалиды могут рассчитывать на пособие по уходу за ними

Предоставлено такое пособие может быть трудоспособному лицу, которое не имеет никакого дохода посредством обращения в местное управление по защите населения, с соответствующими документами. Размер такого пособия составляет – 1500 рублей, а для неработающих попечителей малолетних инвалидов – 5500 рублей.

Опекуны детей-инвалидов имеют право на следующие льготы:

  • налоговый вычет в сумме 3000 рублей по НДФЛ;
  • четыре дня дополнительных выходных ежемесячно;
  • сокращение на пять лет пенсионного возраста.

Недееспособные люди 1 и 2 группы инвалидности имеют налоговые преференции. Согласно НК они освобождены от уплаты имущественного налога и имеют скидки по начислению земельного налога и транспортного сбора. В Республике Казахстан нездоровые лица этих категорий полностью освобождены от уплаты подоходного налога. Нотариальные услуги также оформляются со снижением оплаты на 50%. Все существующие вычеты за неполноценными особами этих категорий сохраняются.

В случае возникновения тяжб, в которых инициатором разбирательства является инвалид, то пошлина с него не взимается, при условии цены иска менее миллиона рублей.

Жильё и коммунальные услуги

Государство может предоставить жилище людям с ограничениями по здоровью всех групп. Для обеспечения жильём важно своевременно встать на квартирный учет.

Выделение жилплощади осуществляется неполноценному лицу и членам их семей, существует два реальных способа обеспечения их жильём:

  • Предоставляется жилище по соглашению о соцнайме.
  • Оформляется субсидия на приобретения жилплощади из бюджетных федеральных средств. Субсидия выдаётся, как сертификат и может использоваться только по целевому назначению.

Для нетрудоспособного населения существуют и другие льготы жилищного характера. К ним относятся:

  • выделение земучастка для строительства ИЖС вне существующей очерёдности и без проведения торгов;
  • скидка на оплату услуг ЖКХ всем категориям, в том числе и инвалидам 3 группы. Льгота начисляется индивидуально человеку с ущербом здоровья, члены семьи оплачивают коммуналку в полном объёме.


Обеспечение всех нуждающихся дополнительной жилплощадью в разных регионах страны является проблематичной и медленно решаемой из-за недостаточного госфинансирования

Транспортные льготы

Один раз в год нетрудоспособный человек имеет право на оформление бесплатных железнодорожных билетов. А также льготный проезд на дальнее следование по авиабилетам и жд билетам к месту курортного оздоровления и обратно. Для их получения, следует оформить талон в отделении ФСС по принадлежности. Проезд оплачивается не только нездоровому человеку, а и сопровождающему его лицу, при условии не перехода недееспособного лица на ЕДВ.

В отношении городского транспорта и автобусов пригородного назначения, каждый регион разрабатывает и внедряет понятие «соцбилет». Выглядит он, как именной документ, который покупается по фиксированной стоимости. При наличии такого соцбилета у человека возникает право проезда на всех видах городского транспорта без оплаты.

В случае наличия у ограниченного по здоровью лица автомобиля, он может рассчитывать на льготные места на парковке без оплаты. Для этого необходимо обозначить свою машину, как льготную, посредством вывешивания на стекло соответствующего спецзнака и иметь при себе подтверждающие документы.

Учёба и работа

На государственном уровне поддерживается воспитание детей-инвалидов, их обучение и трудоустройство взрослых людей с инвалидностью.

Малолетние инвалиды могут посещать обычные детсады и школы, если это поддерживается врачом, который наблюдает ребёнка. По этому вопросу в 2016 году в закон «Об образовании» включены новые главы об инклюзии. В случае невозможности посещения обычных заведений, существуют коррекционные воспитательные и учебные учреждения и формы семейного образования.

Для поступления в колледж или ВУЗ, достаточно пройти вступительный тест и набрать проходной балл. При соблюдении этих условий зачисление подростка-инвалида идёт вне конкурса.

Трудоустроенные инвалиды нормативно правовое регулирование своей рабочей деятельности осуществляют с соблюдением дополнительных гарантий. Статья 21 фз предусматривает квотирование рабочих мест для людей с ограниченными возможностями. На предприятиях со списочным составом более 100 человек государство закрепило от 2 до 4% мест за инвалидами. При этом работодатель обязан обустроить рабочее место особенного человека согласно с предписанием его ИПРА.

Максимальная длительность рабочей недели для инвалидов I и II категории не более 37 часов. Ежегодный гарантированный отпуск не менее 30 дней. Отпуск без содержания зарплаты может быть продлён до 60 дней и предоставлен по первому требованию нездорового человека. Привлечение к сверхурочной работе, ночным сменам и в праздничные дни законно только с письменного согласия инвалида. Под сокращение штата человек с ограниченными возможностями не попадает.

Инвалидность – это не проблема только индивидуального человека, но и показатель какие правовые основы существуют в стране в плане социального обеспечения населения. Ведь от многого зависит адаптация и мягкое преодоление барьеров между самодостаточными людьми и незащищёнными гражданами. Страна, имеющая широкий спектр соцуслуг и привилегий для особенных людей, считается высокоразвитой и цивилизованной.

Видео по теме