История политических и правовых учений. Краткий курс. Введение

История политических и правовых учений. (Краткий курс) Под ред. Нерсесянца В.С.

М.: 2000 . - 3 52 с. (Краткие учебные курсы юридических наук)

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.


Формат: doc / zip

Размер: 2 ,0 Мб

/ Download файл

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений 2
1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2
2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 4
Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 6
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии 6
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая 8
Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 10
1. Общая характеристика 10
2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.) 11
3. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 12
(V – первая половина IV в. до н. э.) 12
4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – Ц в. до в. э.) 19
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 20
1. Учение Цицерона о государстве и праве 20
2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 23
3. Учение римских юристов о праве 24
4. Политико-правовые идеи раннего христианства 27
5. Политико-правовые взгляды Августина 28
Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века 30
1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 30
2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 32
3. Средневековая юридическая мысль 33
4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли 34
Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 36
1. Введение 36
2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 36
3. Политические и правовые идеи Реформации 39
4. Боден и его учение о государстве 41
5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 43
Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в. 45
1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" 45
2. Политическая программа Владимира Мономаха 46
3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) 46
4. Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим" 48
5. Политическая программа И. С. Пересветова 49
6. Политическое учение Ивана Тимофеева 52
Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 54
1. Учение Греция о государстве и праве 54
2. Политическое и правовое учение Спинозы 57
Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 59
1. Политико-правовое учение Гоббса 59
2. Учение Локка о государстве и праве 61
Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения 63
1. Введение 63
2. Политико-правовое учение Монтескье 63
3. Политико-правовое учение Руссо 67
4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа 71
5. Политико-правовое учение Ч. Беккариа 72
Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв. 72
1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича 73
2. Политические идеи Феофана Прокоповича 76
3. Политические взгляды М. М. Щербатова 78
4. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого 81
5. Политико-правовое учение А. Н. Радищева 83
Глава 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–XX вв. 85
1. Политико-правовые идеи Т. Пейна 85
2. Политические взгляд Т. Джефферсона 87
3. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона 88
4. Политические идеи Дж. Адамса 88
5. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона 89
6. Учение Холмса о праве 91
Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. 92
1. Учение И. Канта о государстве и праве 92
2. Историческая школа права 95
3. Учение Гегеля о государстве и праве 96
Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 101
1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 101
2. Политические программы декабристов 103
3. Политические идеи П. Я. Чаадаева 107
4. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников 108
Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. 112
1. Английский либерализм 112
2. Французский либерализм 113
Глава 16. Политико-правовое учение марксизма 116
1. Государство и право как надстроечные явления 117
2. Классовый характер государства и права 117
3. Судьбы государства и права в коммунистической формации 118
Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в. 119
1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 119
2. Учение Дж. Остина о праве 122
3. Политико-правовое учение Ф. Ницше 123
4. Политико-правовая идеология национал-социализма 127
Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в. 129
1. Русский утопический социализм 129
2. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина 131
3. Либералы. Б. Н. Чичерин 133
4. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 135
5. Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева 137
6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 138
7. Политико-правовые идеи Н. А. Бердяева 140
8. Политико-правовые взгляды И. А. Ильина 142
Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма 144
1. Введение 144
2. Политическое учение В. И. Ленина 145
Заключение 147

КРАТКИЕ УЧЕБНЫЕ КУРСЫ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Институт государства и права РАН Академический правовой университет

ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И

ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

Краткий учебный курс

Под общей редакцией академика РАН, доктора юридических наук, профессора В. С. Нерсесянца

Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М) Москва 2000

В. Г. Графский , доктор юридических наук, профессор – гл. 12, 14 (3, 4), 17 (2), 18;

Н. М. Золотухина , доктор юридических наук, профессор – гл. 7, 11, 14 (1, 2);

Л. С. Мамут , доктор юридических наук – гл. 5 (1–3), 6, 9, 10 (1, 4, 5), 13 (1, 2), 15, 16, 17 (1, 4), 19;

В. С. Нерсесянц , академик РАН, доктор юридических наук, профессор– введение, гл. 1–4, 5 (4), 8, 10 (2, 3), 13 (3), 17 (3), заключение.

История политических и правовых учений / Под общ. ред. академика РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца . – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА М), 2000. –352 с. – (Краткие учебные курсы юридических наук).

ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М)

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных вузов и факультетов.

Издательство НОРМА

ISBN 5-89123-442-4 (НОРМА)

ISBN 5-16-000322-3 (ИНФРА М) 2000

Введение

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.

В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.

В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.

История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

По мере того как остается позади все более значительный пласт культурного прошлого и увеличивается совокупный объем приобретенного человечеством опыта и знаний, возрастают также роль и значимость истории для современности. Это познавательное, просветительское, ценностное, воспитательное, духовно дисциплинирующее и общекультурное значение истории в полной мере относится и к истории политических и правовых учений, которая сегодня актуальна как никогда ранее.

Задача данного учебного курса и состоит в освещении основных положений всемирной истории политических и правовых учении.

Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений

1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта ее особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Под соответствующими "учениями" в данной дисциплине имеются в виду по существу различные формы теоретического выражения и фиксации исторически возникающего и развивающегося знания, те теоретические концепции, идеи, положения и конструкции, в которых находит свое концентрированное логико-понятийное выражение исторический процесс углубления познания политических и правовых явлений.

В общей совокупности политико-правового знания прошлого и современности политические и правовые учения занимают особое место. Как теоретически оформленные комплексы знаний они по своему гносеологическому уровню и характеру отличаются от иных форм отражения политической и правовой действительности – таких как разного рода представления, чувства, верования, настроения, мнения и т. д.

Эти формы обыденного (дотеоретического и нетеоретического) сознания и познания, хотя и не входят непосредственно в предмет истории политических и правовых учений, однако весьма важны для понимания реальной и конкретной ситуации формирования и функционирования соответствующих теорий.

Соединение в рамках единой юридической дисциплины политических и правовых учений обусловлено в конечном счете той тесной внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и соответствующих понятий, которая особенно отчетливо видна со специфических предметно-методологических позиций юридической науки как единой науки о праве и государстве.

Сказанное о предмете нашей дисциплины, разумеется, не означает, что в прошлых политических теориях ее интересуют лишь узкоспециальные вопросы учения о государстве. Напротив, можно сказать, что политические учения прошлого представлены в предмете данной дисциплины не как история государствоведения, а в виде соответствующих теоретических исследований проблем государства как особого политического явления и учреждения в широком контексте других политических явлений, отношений и институтов, во взаимосвязи и взаимодействии с ними, т. е. так, как проблематика теории государственности исследовалась представителями различных школ и направлений в реальной истории политических учений.

Также и правовая мысль прошлого освещается в данной дисциплине не в виде истории юриспруденции (со всеми ее отраслями, специальными приемами юридико-догматического анализа и т. д.), а по преимуществу в виде тех теоретических концепций права и законодательства, в которых освещается природа, понятие, сущность, ценность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни. Такая проблематика относится в основном к сфере общей теории права или философии права, однако подобные проблемы в истории правовой мысли нередко ставились и анализировались и на правовом материале отраслевого характера. Именно в своем общеправовом значении проблемы частного или отраслевого профиля (например, о преступлении и наказании, вине и формах ответственности, субъектах права, формах организации, роли и полномочиях суда, источниках судебных доказательств, формах и направлениях административной деятельности и т. д.) приобретают существенное значение для характеристики правового и политического состояния общества в целом и тем самым входят в предметную область истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы. Целый ряд известных представителей философской мысли (например, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Конфуций, Августин, Фома Аквинский, Гоббс, Локк, Кант, Фихте, Гегель,. Н. А. Бердяев и др.) являются одновременно выдающимися фигурами также и в истории политических и правовых учений.

В должной мере учитывая роль философии в развитии политической и правовой мысли, следует, однако, иметь в виду теоретическое своеобразие политической и правовой мысли, обусловленное в конечном счете спецификой политических и правовых явлений как особых форм реальной действительности и объектов научного исследования. Предметное своеобразие различных наук проявляется, в частности, в том, что соответствующие философские концепции государства и права (например, Платона, Канта, Гегеля и других философов) в рамках истории политических и правовых учений (в сравнении с историей философии) освещаются под своеобразным углом зрения, в контексте специфического понятийного аппарата этой науки, в плоскости особых ее познавательных средств, задач и целей, с преимущественным акцентом на собственно политический и правовой смысл рассматриваемых концепций, на уяснение специфической логики специфического объекта – политических и правовых явлений и отношений.

Особо следует отметить своеобразие предмета истории политических и правовых учений по сравнению с предметами других юридических дисциплин теоретического (теория государства и права) и исторического (всеобщая история государства и права, история государства и права России и т. д.) профилей.

В отличие от предметов юридических наук, изучающих историю государства и права, предметом истории политических и правовых учений являются не сами исторически возникающие и развивающиеся политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания. Вместе с тем очевидны взаимосвязь и взаимовлияние истории политико-правовых идей и учений, с одной стороны, и истории государственно-правовых форм, учреждений, институтов – с другой. Без знания истории государства и права так же невозможно уяснить конкретное содержание соответствующих политико-правовых теорий, как и без соответствующих теоретических положений и концепций невозможно научно осветить исторически развивающуюся политико-правовую реальность.

В соотношении с общетеоретическими юридическими науками история политических и правовых учений выступает по преимуществу как историческая дисциплина, по своему предмету ориентированная на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.

В сложном процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история политических и правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания, совершенствования теоретических разработок проблем государства и права.

Название: История политических и правовых учений - Краткий курс.

Настоящий курс посвящен всемирной истории политической и правовой мысли. В нем освещаются основные политико-правовые теории древнего мира, средних веков, нового и новейшего времени. Значительное место уделено истории политических и правовых учений России.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических, политологических, философских и других гуманитарных ВУЗов и факультетов.

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важных составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства. Этот познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней.
В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к прошлому, к исторически апробированным положениям, принципам, ценностям. И это не дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, свое место и назначение между прошлым и будущим.
В этом отношении непреходящее значение имеет отраженный в учениях прошлого извилистый путь прогресса политической и правовой мысли и культуры человечества, процесс формирования и утверждения общечеловеческих политико-правовых ценностей.
История политической и правовой мысли позволяет понять, как в борьбе и столкновении различных воззрений и позиций одновременно шел процесс развития познания природы государства и права, углубления представлений о свободе, справедливости и праве, законе и законности, о надлежащем общественном и государственном устройстве, о правах и свободах человека, формах и принципах взаимоотношений личности и власти и т.д.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Предмет и метод истории политических и правовых учений 2
1. Предмет истории политических и правовых учений как самостоятельной юридической дисциплины 2
2. Методологические проблемы истории политических и правовых учений 4
Глава 2. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока 6
1. Политическая и правовая мысль Древней Индии 6
2. Политико-правовая мысль Древнего Китая 8
Глава 3. Политические и правовые учения в Древней Греции 10
1. Общая характеристика 10
2. Политико-правовая мысль раннего периода (IX–VI вв. до н. э.) 11
3. Период расцвета древнегреческой политико-правовой мысли 12
(V – первая половина IV в. до н. э.) 12
4. Политико-правовая мысль периода эллинизма (вторая половина IV – Ц в. до в. э.) 19
Глава 4. Политические и правовые учения в Древнем Риме 20
1. Учение Цицерона о государстве и праве 20
2. Политико-правовые воззрения римских стоиков 23
3. Учение римских юристов о праве 24
4. Политико-правовые идеи раннего христианства 27
5. Политико-правовые взгляды Августина 28
Глава 5. Политические и правовые учения в Средние века 30
1. Учение Фомы Аквинского о государстве и праве 30
2. Политико-правовое учение Марсилия Падуанского 32
3. Средневековая юридическая мысль 33
4. Формирование и развитие мусульманской правовой мысли 34
Глава 6. Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации 36
1. Введение 36
2. Новая наука о политике. Н. Макиавелли 36
3. Политические и правовые идеи Реформации 39
4. Боден и его учение о государстве 41
5. Политико-правовые идеи европейского социализма XVI–XVII вв. 43
Глава 7. Политико-правовые учения в России в XI – первой половине XVII в. 45
1. Политико-правовые идеи в "Слове о Законе и Благодати" 45
2. Политическая программа Владимира Мономаха 46
3. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей) 46
4. Политическая концепция Филофея "Москва – третий Рим" 48
5. Политическая программа И. С. Пересветова 49
6. Политическое учение Ивана Тимофеева 52
Глава 8. Политические и правовые учения в Голландии в XVII в. 54
1. Учение Греция о государстве и праве 54
2. Политическое и правовое учение Спинозы 57
Глава 9. Политические и правовые учения в Англии в XVII в. 59
1. Политико-правовое учение Гоббса 59
2. Учение Локка о государстве и праве 61
Глава 10. Политические и правовые учения европейского Просвещения 63
1. Введение 63
2. Политико-правовое учение Монтескье 63
3. Политико-правовое учение Руссо 67
4. Естественно-правовое учение С. Пуфендорфа 71
5. Политико-правовое учение Ч. Беккариа 72
Глава 11. Политические и правовые учения в России во второй половине XVII–XVIII вв. 72
1. Политико-правовые воззрения Юрия Крижанича 73
2. Политические идеи Феофана Прокоповича 76
3. Политические взгляды М. М. Щербатова 78
4. Учение о государстве и праве С. Е. Десницкого 81
5. Политико-правовое учение А. Н. Радищева 83
Глава 12. Политические и правовые учения в Соединенных Штатах Америки в XVIII–XX вв. 85
1. Политико-правовые идеи Т. Пейна 85
2. Политические взгляд Т. Джефферсона 87
3. Политико-правовые взгляды А. Гамильтона 88
4. Политические идеи Дж. Адамса 88
5. Политико-правовое учение Дж. Мэдисона 89
6. Учение Холмса о праве 91
Глава 13. Политические и правовые учения в Германии в конце XVIII – начале XIX в. 92
1. Учение И. Канта о государстве и праве 92
2. Историческая школа права 95
3. Учение Гегеля о государстве и праве 96
Глава 14. Политическая и правовая мысль в России в первой половине XIX в. 101
1. Политико-правовые взгляды М. М. Сперанского 101
2. Политические программы декабристов 103
3. Политические идеи П. Я. Чаадаева 107
4. Политико-правовые воззрения славянофилов и западников 108
Глава 15. Политические и правовые учения в Западной Европе в первой половине XIX в. 112
1. Английский либерализм 112
2. Французский либерализм 113
Глава 16. Политико-правовое учение марксизма 116
1. Государство и право как надстроечные явления 117
2. Классовый характер государства и права 117
3. Судьбы государства и права в коммунистической формации 118
Глава 17. Европейская политико-правовая мысль второй половины XIX – первой половины XX в. 119
1. Учение Р. Иеринга о праве и государстве 119
2. Учение Дж. Остина о праве 122
3. Политико-правовое учение Ф. Ницше 123
4. Политико-правовая идеология национал-социализма 127
Глава 18. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX – первой половине XX в. 129
1. Русский утопический социализм 129
2. Политико-правовые воззрения Н. А. Бакунина 131
3. Либералы. Б. Н. Чичерин 133
4. Политико-правовые взгляды В. С. Соловьева 135
5. Политико-правовые взгляды П. И. Новгородцева 137
6. Психологическая теория права Л. И. Петражицкого 138
7. Политико-правовые идеи Н. А. Бердяева 140
8. Политико-правовые взгляды И. А. Ильина 142
Глава 19. Политико-правовая идеология большевизма 144
1. Введение 144
2. Политическое учение В. И. Ленина 145
Заключение 147

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу История политических и правовых учений - Краткий курс - Нерсесянц В.С. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Краткий конспект лекций

Составитель: ст. преп. Гарбузова Е.В.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ

И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

1. Предмет и метод истории политических и правовых учений;

2. Периодизация истории политических и правовых учений.
1. Предмет и метод истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений - наука, которую можно отнести к теоретическим и историческим юридическим наукам.

История политических и правовых учений тесно связана с Общей теорией права, Конституционным правом зарубежных стран, историей государства и права, философией права, историей философии.

Как самостоятельная наука История политических и правовых учений сформировалась в эпоху Просвещения как попытка объяснить закономерности происхождения, развития, функционирования и социального назначения государства и права, а также как попытка найти оптимальную модель их соотношения.

Предметом истории политических и правовых учений является совокупность идей, теорий, доктрин, дающих целостное представление о сущности и формах политики, власти, государства и права, закономерностях их происхождения, развития и функционирования, их месте и роли в жизни общества и человека на различных этапах исторической эволюции и в различных странах.

Специфика истории политических и правовых учений:

1) наука изучает только целостные, завершенные системы взглядов, а не разрозненные идеи;

2) предмет истории политических и правовых учений имеет форму учений, доктрин, теорий;

3) политико-правовая доктрина (учение, теория) – специфическая форма осмысления, усвоения и преобразования политико-правовой действительности.

В структуру политико-правового учения входит 3 элемента:

1. теоретическое содержание учения – система выводов и положений, рассматривающих природу, сущность и назначение политико-правовой идеи;

2. политическая идеология – система идеалов и ценностей, в которых осознаются и оцениваются отношения классов и социальных групп к государству и праву;

3. доктринальная основа – совокупность приемов и способов познания и интерпретации государства и права.

Например, понимание государства как результата общественного договора вытекает из доктрины естественного права , которое явилось методологией объяснения политико-правовой действительности в XVII в. и объективно выражает интересы зарождающейся буржуазии.

История политической и правовой мысли формируется начиная с предыстории науки, проходя следующие этапы :

1) предыстория науки – 4 тысячелетие до н.э. – XVIII в. н.э. Науки ещё не существовало, но были сформулированы многие теории, оказавшие влияние не только на развитие науки, но и на политику конкретных государств.

Изначально представление о государстве и праве выражалось в религиозно-мифологической форме; с развитием рационалистического объяснения действительности учение принимает форму философско-этических теорий.

2) институционализация истории политических и правовых учений – XVIII – XIX вв. Рационально-этическая форма знаний.

3) современный этап – XX – XXI вв. Плюрализм взглядов и теорий.

Методология включает в себя 3 группы методов:

1) общенаучные методы:

Исторический – позволяет определить место и значение теории в современной системе знаний; выявить совокупность социальных факторов, которые повлияли на развитие отдельной теории; определяет идеологию классов, господствующих в определенный период времени; устанавливает логику развития учений о государстве и праве;

Социологический – определяет социальные факторы, условия жизни общества, которые вызвали к жизни конкретное учение, а также каким образом это учение повлияло на жизнь общества;

Нормативно-ценностный – определяет идеалы и ценности, лежащие в основе учения.

2) общелогические методы (анализ, синтез, дедукция, индукция и т.д.).

3) специальные юридические методы (правовое моделирование, толкование, сравнительный правовой и т.д.).

Использование методов зависит от господствующей парадигмы, т.е. модели теоретического истолкования, которая представляет собой совокупность познавательных принципов и приемов отражения политико-правовых явлений.

Парадигмы:

1) теологическая (Израиль, Западная Европа в Средние века, Исламские государства);

2) натуралистическая (Древняя Греция, Древняя Индия, учение Спинозы) Здесь все политико-правовые явления объясняются с той же точки зрения, что и явления природы;

3) юридическая (Древний Китай, Персия). Все политико-правовые явления объясняются с формальной точки зрения права;

4) социологическая (социальная) - настоящее время.
2. Периодизация истории политических и правовых учений.

Периодизация истории политических и правовых учений необходима для понимания логики развития воззрений на государство и право.

Подходы к периодизации:

1) формационный. Делит историю на формации (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая, коммунизм).

Недостаток данного подхода заключается в том , что смена формаций не всегда влечет к смене государственного строя. Большинство теорий сложно отнести к конкретной формации;

2) исторический.

Периоды: Древний мир, Средние века (Возрождение и Реформация), Новое время и Новейшее время;

3) социетальный. При данном подходе политико-правовые доктрины рассматриваются с точки зрения их культурной, религиозной и социально-экономической обусловленности, принимается во внимание соотношения государства и общества, при котором обеспечивается определенная степень индивидуальной свободы личности и её гарантии и роль в процессе.

1) традиционное общество (4 тыс. до н.э. – начало XVI века).

Для данного периода характерна зависимость индивида от общества и государства, его социальный принадлежности. Государство в этот период при помощи права определяет социальную структуру и устанавливает права и обязанности различных социальных групп.

Для политико-правовых доктрин характерна классификация людей по их социальному статусу.

2) становление гражданского общества (XVI-XVIII века). Этому способствовали периоды Возрождения, Реформации и Просвещения. Здесь возникают, обосновываются и притворяются в жизнь принципы ограниченного правления, равенства всех социальных групп перед законом и судом, возрастает роль права в регулировании общественных отношений, формируются международные стандарты общения государств;

3) современный этап гражданского общества (XIX-XX века). Для данного периода характерно усложнение отношений государства и индивида и многообразие подходов к объяснению политико-правовых явлений.

ТЕМА 2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА


  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока;

  2. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля;

  3. Политико-правовая мысль Древней Индии;

  4. Политико-правовая мысль Древнего Китая.

  1. Общая характеристика политико-правовых воззрений Древнего Востока.
Возникновение и содержание политико-правовых воззрений Древнего Востока обуславливается следующими моментами:

  1. характером социально-экономических отличий государства Древнего Востока – Египет, Индия, Китай, Персия, Вавилон, Израиль. В этих государствах господствовало патриархальное натуральное хозяйство, государственная и общественная собственность на землю. Верховным владельцем земель является правитель.

  2. особой культурной традицией – для мировоззрения Древнего Востока характерно постоянное постижение истины, объяснение общекосмического единства мира и человека, гармонии небесного и земного; один из главных аспектов делается на отрешённость от мировой суеты.
Политико-правовые учения на Древнем Востоке выполняет следующие функции:

  • целеполагания и мобилизации;

  • духовного освоения мира и объяснения его порядка;

  • легитимизация власти существующего социального и политического порядка.
Черты политико-правовых учений Древнего Востока:

  1. Традиционализм;

  2. Религиозно-мифологическая форма представлений о государстве ;

  3. Связь с природой;

  4. Условия жизни общества обосновываются как божественное установление;

  5. Политико-правовые теории не представляют обособленной формы знаний, являются частью мифологического мировоззрения, что объясняется неструктурированностью в то время человеческого мышления;

  6. Её прикладной характер (политика рассматривается как искусство управления, государственная власть персонализирована);

  7. Защита в разных теориях господствующего класса.
Таким образом, в государствах Древнего Востока политико-правовая мысль представляет собой своеобразную смесь религиозных верований, мифологических представлений, моральных запретов и поучений прикладного характера.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Египта, Древнего Израиля.
Политико-правовые идеи Древнего Египта содержатся в мифах, поучениях, трактатах жрецов, гимнах в честь фараонов. Главным содержанием всех этих источников является обоснование тезисов о божественном происхождении государства и права.

Учения о государстве и праве носили прикладной характер и были направлены на легитимизацию власти фараонов.

Период Древнего Царства (2778 – 2260 гг. до н. э.) трудами верховного бога Птаха был написан «Менфисский Богословский трактат». В соответствии с его положениями всё на земле, в том числе человек, было создано богом Птахом. Все боги поддерживали порядок и истину в человеческом сообществе. Порядок и истина основывались на всеобщей гармонии и справедливости.

Справедливость олицетворяет богиня Маат. Фараон считается двойником бога и должен стремиться, подобно богам, утверждать на земле справедливость.

В период Среднего Царства (2040 - 1786 гг. до н. э.) возникает культ бога Амона (в некоторых религиях его называли Ра). Фараон считается сыном бога Солнца, а затем – богом Солнца (Амон-Ра). Несмотря на то, что фараон и его власть имеет божественное происхождение, он должен следовать принципам добропорядочного поведения.

Для этого периода характерно создание различных поучений, в которых заключалась политическая мысль. В XXIV веке до н. э. «Поучение гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну» - фараон не должен делать ничего противозаконного и неправильного, иначе он не сможет добиться милости богов в загробной жизни. В «Поучении» подчёркивается тезис о божественном происхождении власти правителя, кроме того фараону рекомендуется опираться на мудрых советников, которые создают справедливые законы.

В этот период создаётся достаточно сильный бюрократический аппарат, в котором большую роль играют жрецы.

«Поучение Птахотепа» (XXVIII в. до н. э.) – советует своему сыну воздержаться от жестокости в отношении с подчинёнными, подчёркивает естественное равенство всех свободных людей, каждый человек в своём поведении должен руководствоваться принципом добропорядочности («ка»). Приближённые фараона должны давать обоснованные рекомендации правителям и руководствоваться при этом интересами общего дела.

Египетское общество Птахотеп рисует в виде пирамиды. В вершине пирамиды – фараоны, его должны поддерживать жрецы и вельможи, а народ это основание пирамиды. Равновесие пирамиды опасно нарушать. Это может привести к восстаниям, упадку, смутам.

Древнеегипетское учение о праве. Право в Древнем Египте понималось как мера должного поведения, т. е. долга совершать действия и поступки, которые обусловлены социальным статусом и принципом добродетельности.

Специфика политической и правовой культуры Древнего Египта обусловлена неразрывной её связью с ритуалом и культом загробной жизни.

Следование божественным установкам , которые олицетворяли справедливость, подкреплялись ответственностью перед богами.

«Книга мёртвых» (XXV в. до н. э.) описывала судебный процесс в загробном царстве, устанавливала правила добропорядочного и правомерного поведения, которое распространяется на всех людей.

Для правовой мысли Древнего Египта характерно также и регулирование деятельности государственного аппарата. В частности, визиря фараона – строго соблюдать свои действия; при выполнении судебных функций – соблюдать правила соразмерности наказания содеянному и т. д.

Таким образом, политико-правовая мысль Древнего Египта была неотделима от религиозно-мифологических представлений, устанавливала правила поведения, как для простых людей, так и для чиновников.

Древний Израиль. Особенностью израильской политико-правовой мысли является непосредственная обусловленность религией. Характерно единобожие. Верховным правителем всех народов считается бог Яхве. Непосредственное управление иудейским народом долгое время осуществляли священники и судьи. Единого правителя не было.

Статус царя у древних иудеев не являлся привилегией. Его функции – это большое бремя и долг.

Правовые нормы, которые регулировали жизнь древних иудеев, также вытекают из религиозных норм. Содержатся они в Пятикнижии Моисея «Тора», а также в 10 заповедях.

В учении о власти у древних иудеев говорится о трех функциях правителя:


  1. законодательство;

  2. исполнение законов.
Уподобление власти царя божественной власти влечёт за собой обоснование в иудейской теории единовластия или царства. Власть земного правителя не произвольна, он должен судить справедливо, соблюдать законы и реализовывать божью волю.

Главный критерий легитимности царской власти является законопослушность правителя. Закон у израильтян соотносится с разумом творца, наказание – с мудростью правителя, судьи; а исполнение законов – с силой царя.

Правитель не ограничен лишь при исполнении законов. Он имеет право привлекать народ к работам, перераспределять собственность подчинённых, взимать подати, вести войну и заключать союзы.

Для реализации своих полномочий правитель создаёт бюрократический аппарат. Существовали совещательные инстанции старейшин, которые не участвовали в суде. Особое место иудеи отводят правосудию. Судьи приводят в жизнь божью волю, божий закон, поэтому земной суд должен воплощать высшую справедливость. Суд приводит в жизнь принцип законности. Законы должны быть известны всем, поэтому их нужно обнародовать.


  1. Политико-правовая мысль Древней Индии.
На политико-правовую мысль Древней Индии оказала влияние религия – варновый строй: брахманы (жрецы); кшатрии (воины); вайшьи (земледельцы); шудры.

Переход из одной варны в другую невозможен, запрещались браки между людьми разных варн. Первые три варны дважды рождённые.

Социальное устройство мира, в том числе деление на варны, государственный строй и право, считались воплощением вселенского мирового закона (Рта), в соответствии с которым формируется учение о переселении душ.

Самсара – странствие души по телам. Выход из самсары – основная цель человеческой жизни путём исполнения своей драхмы (долга) и достижения нирваны (состояния полной безмятежности и отрешенности). Мокша – состояние, когда душа свободна, если человек не исполняет свою драхму, то действует закон возмездия (нора).

Все эти положения характерны для древней индейской религии – брахманизма . Господствующей данная религия была в ведийский период (вторая половина II тыс. до н. э. – сер. I тыс. до н. э.).

Основным источником религиозных норм, а также политических и правовых идей данного периода были:

Ригведы (сборник гимнов);

Упанишады (поучения, которые содержали религиозные нормы). Самая древняя «Брихадараньяка» (XIII – VII вв. до н. э.);

Дхармашастры (религиозные нравственные предписания);

- «Законы Ману». В «Законах Ману» две главы из двенадцати посвящены государству , политике и праву. Три основных положения:


  • обоснование божественного происхождения государственной власти;

  • сопротивление власти правителя считается смертным грехом;

  • основным источником порядка в государстве является наказание.
Устанавливается верховенство религиозного закона над государственным. Сама политика определялась как искусство владения наказанием (данданити).

Индусы впервые выделили следующие структурные элементы государства:


  • царь;

  • советник;

  • страна;

  • крепость;

  • казна;

  • войско;

  • союзники.
Правитель в концепции брахманизма уподобляется богам в утверждении на земле порядка. Считалось, что руководить на земле должны кшатрии под руководством брахманов. В брахманизме выделяются следующие правовые теории по их юридической силе:

  1. Религиозный закон;

  2. Закон, который устанавливает правитель;

  3. Предписания драхм;

  4. Закон для конкретного человека в конкретной ситуации.
С критикой ряда основных положений брахманистической идеологии складывается новое религиозное направление буддизм . Основатель Сиддхартха Гаутама (565 - 479 гг. до н. э.) – из варны кшатриев. Концепция буддизма основывается на следующих началах. Любая жизнь есть страдание, которое возможно преодолеть следуя четырем благородным истинам:

  • любая жизнь есть страдание;

  • у всех страданий есть своя причина;

  • если причины страданий искоренить, страдания закончатся;

  • прекращению страданий ведёт благородный восьмеричный путь:
- правильный путь (определяется самим человеком);

Решимость;

Речь (без ругательств);

Действия;

Образ жизни;

Направление усилий;

Направление мысли.

Правильное соблюдение восьмеричного пути ведёт к состоянию полной невозмутимости (нирваны), нужно выйти из общества и стать монахом.

Каждый человек независимо от варны может достичь спасения. Буддисты варновый строй не отвергают, но при этом ставят кшатриев выше брахманов.

Основной источник предписаний буддизма – «Джаммапады» («Стезя законов»), в соответствии с которыми каждому человеку предназначается индивидуальный путь спасения и духовного совершенства. Буддисты отрицают идею божественного промысла в создании государства. Миром управляет природная закономерность, в соответствии с которой существует абсолютное добро и абсолютное зло. Зло может породить только зло. Насилие нельзя победить насилием. Поэтому каждый, в том числе и правитель должен стремиться вести добродетельный образ жизни.

В период раннего буддизма, который постепенно становится государственной религией, правители избирались народом и правили в полном согласии с ним.

Более поздний буддизм проповедует покорность и подчинение властителю. Государство должно быть централизованным для того, чтобы обеспечить порядок и возможность каждому прейти к спасению. Буддизм не отрицает значение права в управлении государственными отношениями, установление наказания считает лишь вспомогательным способом гармонии общества.

Для буддизма более характерно опора на моральные и религиозные принципы.

В более поздний период начинает складываться светская концепция государства и права. Основные её положения содержатся в трактате Каутильи «Артхашастра» (IV в. до н. э.); содержит три части, которые посвящены праву, хозяйству и государственному управлению.

Каутилья придаёт приоритет царскому законодательству перед религиозным. В политике должна преобладать светская доктрина, основное государственное управление должно исходить из практической пользы. Каутилья выделяет четыре формы законодательства по их юридической силе:


  1. царский указ;

  2. священный закон;

  3. судебные решения;

  4. обычай.

  1. Политико-правовая мысль Древнего Китая.
Первые политические и правовые идеи в Древнем Китае были обусловлены языческим пониманием миропорядка.

Изначально существует только хаос. Постепенно его упорядочивание приводит к появлению двух начал (инь и янь). Инь – земное; янь – небесное начало. Небо является высшей силой, которая следит за справедливостью, она создаёт пять начал мира:дождь, солнце,жара, холод,ветер.

От их своевременности и умеренности зависит благосостояние народа. Исполнителем воли бога на земле является правитель (император), который стоит над народом. Китайцы абсолютизируют связь природного , социального и нравственного начала.

Всё на земле, в том числе и небо, подчинено действию единого космического закона, который китайцы называют «Дао». Специфика мировоззрения в Древнем Китае обусловила и особые черты политической и правовой идеологии:


  1. Доктринальной основой идеологии является ритуал, который обосновывается постоянством природных и социальных устоев. Особую значимость имеет культ предков и почитания старших. Отсюда – обоснование покорности всех граждан власти правителя как почитания старшего младшими.

  2. Прагматизм (направленность на достижение практического результата) приводит к созданию на протяжении долгого времени различных по направленности политических устоев.
Своё развитие политико-правовые школы нашли в период царства Чжаньго (V - III вв. до н. э.). Наиболее влиятельными были четыре школы:

1. Конфуцианство , основателем которой был Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). В книге Конфуция описано идеальное государство, цель которого состоит в достижении гармонии во взаимоотношениях между правителями и подданными.

Государство рассматривается, как механизм поддержание порядка и общения между людьми. Конфуций говорит, что в былые времена люди вели себя достойно, отличались прямотой и честностью, стремились к совершенствованию себя.

В учении обосновывается патриархально-патерналистская теория государства (власть императора подобна власти главы семьи, он должен заботиться о своём народе как отец, а подданные должны подчиняться ему, почитать и уважать его как дети), обосновывается и социальное неравенство.

Идеальное правление императора должно опираться на взаимность, золотую середину (умеренность во всём) и человеколюбие (почтительность и уважение). Эти три основы составляют правильный путь («дао»). Конфуций выступает за аристократическую форму правления, где вместе с правителем государственные вопросы решают «благородные мужи» - следуют долгу, подчиняются закону и требовательны к себе.

Таким образом, в государственном управлении действует принцип меритократии («власти лучших»). При этом социальное происхождение чиновников не имеет значение, важны лишь их личные качества. Были введены экзамены на чины.

Конфуций выделяет следующие качества чиновников: они не должны быть расточительными, алчными, гордыми, жестокими, гневными; они должны подавать народу нравственные примеры.

Правовое учение конфуцианства не было развито, так как в данной теории большое значение придавалось нравственным заповедям, каждый человек должен следовать правилам ритуала («ли»); человеколюбия («жэнь»); заботы о людях («шу»); почтительного отношения к родителям («сяо») и преданности правителю («чжун»); каждый обязан выполнять свой долг («и»). Если все подданные будут следовать данным требованиям, то позитивный закон («фа») не будет нужен.

2. Легизм («законничество»). Основатель Шан Ян – написал «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные понятия теории законника исходят из злой природы человека. В древности люди были просты и честны. Сейчас они стали хитры и лживы. Поэтому ими нужно управлять, используя закон о строгих наказаниях.

Легизм в своих теориях поддерживает интересы знати и чиновников. Они говорят о том, что люди должны быть добрыми и человеколюбивыми, но истинный добродетель исходит из наказания. Идеальным государством для легистов была восточная деспотия, которая характеризовалась неограниченной властью правителя.

Он опирается на бюрократический аппарат и армию, а также на репрессивные органы; цель управления – установление порядка, который заключается в послушании народа законам и послушании власти, а также покорение других народов. Правитель должен быть умным и хитрым, он является верховным законодателем. При этом сам в своих действиях не связан никаким законом. Карать за малейшие проступки необходимо жестоко.

Легисты развивали теорию позитивного закона («фа») и отказались от ритуалов.

3. Даосизм . Основателем является Лао Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Даосизм исходит из описания Дао как первоисточника и первоначала всеобъемлющего закона мироздания. Дао – естественный закон. Человек в своей жизни следует Дао. Земля следует законам неба. Небо следует законам Дао , а Дао следует самому себе. Дао стоит даже выше богов.

Причины конфликтов в обществе – отклонение от Дао. Лао Цзы проповедует возвращение к неизменной естественной простоте. Государство, как и всё, что создано самим человеком, является отклонением от Дао, поэтому оно должно быть низведено до уровня деревни. Лучшим правительством является то, которое меньше всего правит.

4. Моизм – основатель Мао Цзы (479 - 400 гг. до н.э.). Моизм отбрасывает концепцию предопределённости в жизни каждого человека, так как это лишает смысла человеческие поступки. Небо является образцом для взаимоотношений между людьми. Оно желает, чтобы люди жили друг с другом в согласии, любили друг друга. В соответствии с этим моисты выдвигают концепцию своего равенства и связи людей. Для выполнения воли неба необходимо соблюдать следующие принципы:

Понимание мудрости;

Почитания единства;

Всеобщая любовь;

Взаимная выгода;

Оборона против нападений;

Действия против судьбы;

Исполнение воли неба;

Духовидение;

Бережливость при захоронении;

Выступление против музыки.

Возникновение государства происходит естественным путём и является результатом общественного договора. В идеальном государстве народ является высшей ценностью. Он избирает мудрого и добродетельного правителя, который должен любить свой народ. При осуществлении своих функций правитель должен умело сочетать наставления и наказания. Чиновники и советники подбираются по деловым качествам. Власть правителя опирается на хорошие традиции, законы и моральные принципы.