Мир Сталинского плана автономизации (таймлайн). Ленинская концепция строительства федеративного государства

Образование СССР

3.3 Сталинский и Ленинский проекты СССР

Политическая линия В.И. Ленина и И.В. Сталина на протяжении жизни менялась. Вожди в первую очередь были политиками, которые осознавали, что «говорить надо правильно, а поступать - как необходимо». Т.е., массам можно говорить любые лозунги и давать обещания, но в реальной политике следует принимать только тщательно выверенные решения. Это наглядно проявилось в позиции В.И. Ленина относительно выбора государственного устройства будущего СССР. Накануне II съезда РСДРП Ленин специально останавливается на национальном вопросе в нескольких своих статьях в газете «Искра». В статье «О Манифесте «Союза армянских социал-демократов» он, поддерживая лозунг самоопределения наций, категорически выступает против федерализма и акцентирует внимание на сближение народов. В то время Ленин был противником федерации, считал ее буржуазным институтом и признавал территориально-национальную автономию лишь в порядке исключения. Уже после съезда большевикам и, прежде всего Ленину, пришлось вести борьбу против федерализма в социал-демократической партии и одновременно против принципа культурно-национальной автономии.

И через 10 лет после II съезда Ленин оставался принципиальным противником федеративного устройства. В этом отношении заслуживает внимание письмо к С.Г. Шаумяну от 6 декабря 1913 г. от Ленина, который посчитал нужным написать следующие слова: «Мы за демократический централизм, безусловно. Мы за якобинцев против жирондистов… Мы в принципе против федерации - она ослабляет экономическую связь, она негодный тип одного государства. Хочешь отделиться? Проваливай к дьяволу, если ты можешь порвать экономическую связь. Автономия есть наш план устройства демократического государства». Вместе с тем, о чем уже давно отмечено и в исследовательской литературе, в статьях посвященных Балканским войнам 1912-1913 гг. Ленин подчеркивал, что конкретно-исторические условия могут диктовать необходимость федерации с целью демократического решения национального вопроса.

Уже в годы Гражданской войны произошло окончательное изменение взглядов В.И. Ленина на суть федерации, как способа государственного устройства. Было ясно - удержать республики в составе унитарной России будет очень непросто и гораздо лучше предоставить им статус республик, пусть даже этот статус будет во многом фиктивным. Но всегда будет возможность в будущем увеличить самостоятельность республик в экономических и внешнеполитических вопросах. Проект В.И. Ленина по устройству СССР отражает его взгляды.

Ленинский проект был не один, одновременно существовал разработанный проект группой И.В. Сталина, отражавший представления о государственном устройстве.

Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и Закавказья, обсуждая пути тесного объединения с РСФСР, обратились в ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского государства. Была организована комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин, который с момента создания 1-ого советского правительства возглавлял еще и наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И.В. Сталин выдвинул план «автономизации», который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономных республик. При этом высшими органами государственной власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план «автономизации» был закономерным итогом борьбы между теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального московского правительства. По мере усиления сепаратистских настроений среди национал-коммунистов значительно окрепли и позиции централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах автономий в составе РСФСР, которую помимо И.В. Сталина отстаивали и В.М. Молотов, Г.К. Орджоникидзе, Г.Я. Сокольников, Г.В. Чичерин и др., созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил «против», заявив, что объединение в форме автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это означало оформление конфедерации советских республик, основанной на единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной деятельности.

Центральное бюро КП Белоруссии в целом, не возражая против резолюции, высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, исходя из принципа независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу «О взаимоотношениях РСФСР и независимых республик». Уже в 1-й день за проект И.В. Сталина проголосовали представители всех республик, за исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены все спорные вопросы - центр пошел на некоторые уступки. Республикам разрешили:

Иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК;

Согласовывать назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов;

Назначать в заграничные представительства наркоматов иностранных дел и своих представителей внешней торговли.

Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала его пленуму ЦК.

В.И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в работе комиссии, но идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект «автономизации» и сформулировал идею создания союза равноправных советских республик. Формулу «вступления» республик в РСФСР предложил заменить принципом их «объединения вместе с РСФСР» в союзном Советском социалистическом государстве на основе полного равноправия.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В.И. Ленина и принял на ее основе новую резолюцию.

Они охватывают территорию одного-нескольких административных районов, области или республики. Утверждаются правительствами субъектов РФ. В них согласуются(на основе научных данных) и уточняются основы перспективного развития района(области...

Градостроительная реформа в Российской Федерации. Правила землепользования и застройки поселений

разрабатываются на основе генеральных планов для части города (посёлка),жилые и промышленные районы, общегородские центры, рекреационные зоны и зоны экологической защиты...

Градостроительная реформа в Российской Федерации. Правила землепользования и застройки поселений

2.2.2.1 Проекты планировки разрабатываются для частей территорий городских (сельских) поселений. Он является основой для разработки проектов межевания территорий, проектов застройки архитектурно-планировочной структуры поселений (кварталов...

Изменения в государственном управлении в 1905-1906 гг.

На стыке ХIХ-ХХ веков Россия, почти одновременно со странами Западной Европы вступила в высшую стадию капитализма - империализм. Она начала наращивать свой экономический и военный потенциал. Но одновременно Россия восприняла все болезни...

Исторические типы правопонимания

Марксистская теория права появилась во второй половине XIX века. Она "исходит из положения, что право - это явление, производное от экономических условий жизни общества на определенном историческом этапе его развития...

История адвокатуры в России

К концу 50-х годов 19 столетия, необходимость проведения судебной реформы уже не является просто мыслью прогрессивных общественных деятелей, она приобретает характер неумолимой действительности...

Кодификация законодательства первой половины XIX века

Первая половина XIX века характеризуется как начало больших перемен. Перемены затронули важнейшие механизмы страны. Развитие государственной системы России в XIX веке шло в соответствие с тенденцией намеченной в XVIII веке...

Конституции СССР 1936 года и 1977 года

По Конституции 1936 года высшим исполнительным и распорядительным органом СССР (правительством) являлся Совет Народных Комиссаров, по Конституции 1977 года - Совет Министров СССР...

Конституционные проекты преобразования России ХІХ в.

XIX в. в истории России начался новым и последним дворцовым переворотом. На престол вступил Александр I. Первые же манифесты нового императора свидетельствовали о разрыве его с политикой прежнего царствования...

Механизм государственно-частного партнерства на примере Санкт-Петербурга

Прежде чем перейти к анализу инфраструктурных проектов ГЧП в транспортно-логистической сфере, представляется возможным классифицировать инфраструктурные проекты ГЧП, реализованные и реализуемые в Санкт-Петербурге на федеральные...

Национальные проекты России

Незаконное строительство на земельных участках на примерах субъектов РФ

Сельскохозяйственный производственный кооператив-колхоз (СПКК) «Ленинский луч» занимает территорию площадью 1078 га в Красногорском и Одинцовском районах Подмосковья. В 2002-2003 годах этой землей заинтересовался ряд коммерческих структур. И...

Развитие российской судебной системы. Реформа 1864 года

В России первой половины XIX века проекты реформы судебной системы разрабатывались тремя силами: представителями общества, для которых либеральные принципы судебной системы были частью их конституционных планов; чиновниками...

Судопроизводство в Российской Федерации

1. Суд как орган судебной власти. Судебная система Российской Федерации суд власть исполнение юрисдикция Судебная власть в России принадлежит только судам. Ею наделен и ее осуществляет только суд. Понятие “суд”, как уже отмечалось...

Характеристика закона "Об иностранных инвестициях в РФ" от 09.07.1999г.

Одним из наиболее интересных определений, введенных новым Законом, является "приоритетный инвестиционный проект". В соответствии со ст. 2 Закона под ним понимается "инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций...

Октябрьская революция довершила процесс распада Российской империи на автономные и самостоятельные квазигосударственные образования. Республики, где твердо установилась Советская власть создали тесные связи в военной и политической сферах. Такая форма объединения называлась «договорной федерацией», в которой достигалось единство, через ограничение суверенитета по существу независимых республик.

По окончании Гражданской войны остро встал вопрос дальнейшего развития союзных отношений между республиками и поиск эффективных путей объединения на новых основах. На стадии создания СССР столкнулись планы устройства союзного государства, которые связывают с именами Ленина, и Сталина.

Важнейшими предпосылками образования СССР были:

  • идеологическая — диктатура пролетариата;
  • экономическая — общественная собственность на средства производства;
  • общая культурная среда.

Многовековое совместное проживание в одном государстве предлагало единство, как важнейшее условие для выживания во враждебной среде.

Совместное решение общих проблем

Центростремительные процессы в Советских республиках стимулировали:

  • необходимость объединения ресурсов для совместной хозяйственной работы по восстановлению разрушенной Гражданской войной экономики;
  • проведение эффективной внешнеполитической деятельности по всем направлениям сотрудничества;
  • Создание мощной оборонной системы, способной противостоять внешней агрессии.

Решать эти вопросы сподручнее было общими усилиями, в одном государстве. Но для объединения необходимо было найти приемлемый для всех способ и определить принципы сосуществования в едином государстве.

План автономизации Сталина

К лету 1922 года партийные органы Советских республик обратились в ЦК РКП(б)с настоятельной просьбой разработать принципы и формы для единого Советского государства. Поручение создать такой проект получила комиссия Оргбюро ЦК партии, во главе с наркомом по делам национальностей Сталиным.

Комиссия разработала план устройства Союза на принципах «автономизации» советских республик:

  • государственные образования входили в состав РСФСР на правах автономии;
  • ВЦИК, совнарком и Совет труда и обороны РСФСР оставались высшими органами власти в новом государстве.

Проект назывался «сталинским», его поддерживали не только видные деятели партии и советского правительства, но и низовые структуры партийно-государственного аппарата, и рядовые коммунисты национальных окраин.

Однако руководящие органы республик заняли по отношению к проекту автономизации неоднозначную позицию: от одобрения Арменией, Азербайджаном, Закавказским крайкомом, с оговорками Белоруссией, до полного неприятия Грузией и частично Украиной. После вызова на заседание комиссии представителей республик ситуация поменялась на одобрение проекта всеми, кроме воздержавшейся делегации от Грузии.

При согласовании проблем, центр уступил республикам в частности:

  • за представителями республик резервировались места в Президиуме ВЦИК;
  • назначение уполномоченных в наркоматы Союза согласовывалось с республиками;
  • в зарубежные представительства делегировались сотрудники от субъектов Союза;
  • Наркомфин переведен из общесоюзного разряда в союзно-республиканский.

В итоге 24 сентября 1922 года, комиссия план приняла и вынесла его на рассмотрение Пленума ЦК ВКП(б). Но в дело вмешался тяжелобольной В. И. Ленин.

Ленинская формула создания СССР

26 сентября Ленин направил письмо в Политбюро ЦК ВКП(б) со своими соображениями по созданию союзного государства. В письме он отверг проект «автономизации» и предложил свою формулу решения вопроса. Альтернативный вариант Ленина предусматривал не «вхождение», а «объединение» республик в Союз Советских Социалистических Республик, наравне с РСФСР.

План предусматривал необходимость создания высших органов Союза, стоящих над республиканскими, в том числе и над органами власти РСФСР. Основополагающим принципом объединения по ленинскому проекту было полное равноправие субъектов Союза. Под мощным давлением «вождя» Сталин был вынужден признать ошибочным свой проект «автономизации». В последующем взятый за основу ленинский проект был принят во всех инстанциях, с некоторыми дополнениями.

Принципиальная разница проектов

Главное противоречие проектов создания СССР заключалось во взглядах на форму государственного устройства. Ленинский план тяготел к конфедерации Советских государств Европы и Азии. Взор Ленина был устремлен на создание «всемирного Советского Союза». Но конфедерация, при всей ее привлекательности неустойчивое образование и со временем либо распадается, либо становится федерацией.

Сталин отстаивал идею централизованного государства под сильным руководством, скрепляющего Союз на длительное существование. Важно было сохранить единое государство, для построения привлекательной модели государства. Планы мировой революции он относил на дальнюю перспективу.

Ленин победил, но с оговорками

В итоге и по факту, принципы создания СССР предложенные В. И. Лениным были приняты за основу при написании союзного договора. Однако в ходе обсуждений прошли предложения группы Сталина по созданию мощного союзного центра, что по сути было той же «автономизацией», но в иной формулировке. Это стало спасительным чудом для огромной страны, но проиграв на том этапе советской истории, ленинская формула сыграла зловещую роль в судьбе СССР много позже.

План образования СССР на основе федерации, предложенный В.И. Лениным, предполагал

План объединения Советских республик в единое государство, предложенный И.В. Сталиным, предполагал

соединение всех республик на равноправной основе с сохранением атрибутов государственности и суверенитета, за исключением вопросов, передаваемых в ведение Центра

вхождение в состав РСФСР всех остальных республик на правах автономий с потерей атрибутов государственности и политического суверенитета

Ленинский план создания СССР — равноправие республик.

«Сталинский» план создания СССР назывался проектом: «автономизации» (республики подчинялись РСФСР).

Ленин о федерации. Ленин определил необходимость рассматривать этот вопрос диалектически и в динамике.

Накануне февраля 1907 года Ленин высказался резко против федеративного устройства государства. В этих условиях особенно важно было сплотить пролетариат (письмо Шаумяну т.48 с.234). Но уже в это время он предполагал исключения. Он допускал Балканскую федерацию для Сербии и Черногории. Ленин одобрительно высказывался за раздельное существование Норвегии и Швеции, за отделение Ирландии от Англии.

Можно выделить 3 этапа в складывании Ленинской концепции федерации. Первый период борьбы за победу в демократической революции (до февраля 1917г.). В это время он выступает за унитарное государство. Второй период -февраль-октябрь1917г.- признает допустимость федерации. Третий период после октября 1917г, когда коренным образом изменились условия. Ленин подчеркивает необходимость федерации.

После Октябрьской революции Ленин не только высказался за федерацию, но и сформулировал определенные принципы федерализма:

1) социалистическая федерация на основе Советов,

2) федерация по национальному признаку,

3) принципы добровольности объединения,

4) принципы равноправия всех республик,

5) демократический централизм.

31) Сталинский план «автономизации».

Автономизация – термин, возникший в связи с работой комиссии, созданной по решению ЦК РКП (б) в августе 1922 г. для выработки предложения по объединению в единое государство независимых советских республик (РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР). План автономизации предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят УССР, ЗСФСР, БССР, как автономные образования без права выхода

В работе комиссии принимали участие: И. В. Сталин (председатель, нарком национальностей), Г.И. Петровский, А. Ф. Мясников, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, А. Г. Червяков и др.

План автономизации был предложен Сталиным и принят комиссией. Соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР. Сталин утверждал, что этот путь позволит создать единый хозяйственный организм с руководящим центром в Москве.

План автономизации обсуждался пленумами ЦК компартий республик и на большинстве из них не был поддержан. Резко против этой идеи выступили руководители грузинской компартии, которые были не согласны с таким пониманием союза, которое должно было привести к полной утрате самостоятельности. Тем не менее, комиссия на заседаниях 23 и 24 сентября 1922 г. одобрила тезисы Сталина об автономизации.

В. И. Ленин, ознакомившись с материалами комиссии, направил 26 сентября 1922 г. письмо членам Политбюро ЦК РКП(б), в котором выступил с принципиальной критикой плана. Он утверждал, что «автономизация» неизбежно обострит отношения Москвы с населением окраинных республик. Он предложил иную форму для образования единого государства - добровольный союз равноправных республик по типу федерации. «...Мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию..." – писал Ленин.


32) Индустриализация в СССР: сущность, источники и основные этапы.

Индустриализация – создание базовых отраслей промышленности.

1.Необходимость индустриализации

Россия отставала от мировых держав по качественным показателям экономики, по производительности труда, по технической оснащенности предприятий. Элементы индустриального производства были ослаблены сначала Первой мировой, а затем гражданской войнами.

2.Цели индустриализации:

а) ликвидация технико-экономической отсталости страны;

б) достижение экономической независимости;

в) создание мощной оборонной промышленности;

г) развитие базовых отраслей промышленности.

3.Источники индустриализации

а) перекачка средств из сельского хозяйства в тяжелую промышленность;

б) принудительные займы у населения;

в) экспорт товаров (потребление населением ограничено), продажа произведений искусства;

г) неоплачиваемый труд под лозунгом соревнования;

д) включение труда заключенных в плановую экономику;

е) продажа винно-водочных изделий.

4.Особенности индустриализации:

а) развитие тяжелой промышленности в ущерб легкой (интересы обороны);

б) источники индустриализации – внутренние резервы;

в) централизованное распределение ресурсов;

г) быстрые темпы (10-15 лет);

д) значительная роль государства.

5.Кадры индустриализации

Для выполнения установленного плана производства требовалось большое количество рабочей силы, поэтому в короткий срок была ликвидирована безработица, но ощущалась нехватка инженерно-технических кадров. Было увеличено количество высших и средних технических учебных заведений, и за несколько лет было подготовлено 128, 5 тыс. специалистов. Также в плановую экономику был включен труд заключенных.

Решение об индустриализации было принято в 1925 г. на XIV съезде партии. Ее задача - сделать СССР независимой в промышленном отношении страной и позволить ему на равных противостоять западным капиталистическим державам. Средства для развития промышленности (прежде всего тяжелой) дала коллективизация, упростившая изъятие хлеба у крестьян. Многие из них бежали в города и готовы были работать за нищенскую плату. Активно использовался даровой труд заключенных. За гроши распродавались за границу (в основном в США) шедевры искусства. Западных инвестиций почти не было из-за отказа СССР платить царские долги.

В 1929-1932 гг. состоялась первая пятилетка, в 1933-1937 гг.- вторая. Были реконструированы старые предприятия и построены сотни новых. Важнейшие стройки - Магнитогорский металлургический комбинат (Магнитка), Днепровская ГЭС (Днепрогэс), Беломоро-Балтийский канал (Беломорканал), Челябинский, Сталинградский, Харьковский тракторные заводы, Туркестано-Сибирская железная дорога (ТуркСиб) и др. Планы были завышены, сроки чрезмерно сжаты,предприятия вводились в строй недоработанными, что приводило позже к длительным застоям. Качество продукции было низким.

Большую роль играл энтузиазм масс, воодушевленных идеями социалистического строительства. В 1935 г. началось стахановское движение (его зачинатель - шахтёр А. Г. Стаханов) за перевыполнение планов. Правительство, требуя, чтобы все равнялись на стахановцев, вдвое подняло нормы выработки. Качество продукции снизилось.

Тем не менее в ходе первых пятилеток была создана мощная индустрия, позволившая выдержать будущую войну. Однако делалось это часто вопреки рекомендациям экономистов, спешка привела к перенапряжению сил. Уровень жизни по сравнению с эпохой нэпа упал.

25 сентября 1922 г. материалы Комиссии, а среди них были проект Сталина, резолюция и протоколы заседаний Комиссии, резолюции Центральных Комитетов Азербайджана, Армении и Грузии, а также, наверное, и материалы по Белоруссии и Украине, направляются в Горки, где тогда находился Ленин. Изучив эти материалы, Ленин пригласил Сталина на беседу, которая продолжалась 2 часа 40 минут. В тот же самый день Ленин направляет Каменеву письмо для членов Политбюро ЦК РКП (б), специально посвященное работе Комиссии и позиции Сталина. Из этого письма Ленина следовало, что он 25 сентября, то есть накануне встречи со Сталиным, уже имел встречу с одним из членов Комиссии – Сокольниковым, а на следующий день, то есть 27 числа намерен встретиться с Мдивани. Далее Ленин писал: «По-моему, вопрос архиважный. Сталин немного имеет устремление торопиться. Надо Вам (Вы когда-то имели намерение заняться этим и даже немного занимались) подумать хорошенько; Зиновьеву тоже». И далее Ленин сообщает об одной уступке, которую Сталин согласился сделать. Вместо «вступления» в РСФСР предлагалось написать: «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». Дух этой уступки, надеюсь, понятен: мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

Поправка, действительно, носила принципиальный характер. В литературе прямо писалось о том, что в своем письме 26 сентября Ленин «выдвинул и обосновал гениальную идею образования Союза ССР на началах полного равноправия всех независимых советских республик, максимально бережного соблюдения их суверенных прав». Коренным образом менялась будущая конструкция новой страны и, таким образом, создавалась федерация нового типа. Собственно, для Ленина это не было чем-то абсолютно новым. О союзе советских республик Ленин говорил еще на Апрельской конференции, а реально им занимался во время Гражданской войны, например, в 1919 г. Не посчитал он отказаться от этой идеи и осенью 1922 г. Пытаясь найти оптимальный вариант взаимоотношения центра и окраин, Москвы и республик он предлагает новый этаж руководства и демонстрирует его в последующих замечаниях на проект Комиссии. По 2-му параграфу резолюции он выдвигает идею создания «Общефедерального ВЦИКа Союза Советских Республик Европы и Азии». И после этого следует его еще одно важное соображение: «Важно, чтобы мы не давали пищи „независимцам“, не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик».

Ленин также предложил и некоторые другие поправки в Резолюцию 24 сентября в том же духе, что и предыдущие и подчеркнул, что этот его проект является предварительным и после бесед с Мдивани и другими товарищами будет его добавлять и изменять. Пока, как следовало из того же письма, Сталин согласился отложить внесение резолюции в Политбюро ЦК до приезда Ленина, который собирался вернуться в Москву 2 октября. Тем временем, естественно не ранее 26 сентября 1922 г. проект об отношениях РСФСР с независимыми Советскими Социалистическими Республиками за подписью членов комиссии ЦК-Сталина, Орджоникидзе, Мясникова и Молотова был разослан всем членам и кандидатам ЦК РКП (б). В нем прямо писалось о внесении в ЦК «несколько измененной, более точной формулировки решения Комиссии ЦК». Там же говорилось о необходимости заключения договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об их объединении в Союз Социалистических Советских Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза, и далее сообщалось об органах Союза и республик. Получилась, однако, не «несколько измененная», а принципиально переработанная под прямым влиянием Ленина резолюция. При этом Ленин, конечно, хорошо учитывал и решения VIII съезда партии, где специально подчеркивалось: «Все решения РКП и ее руководящих учреждений, безусловно, обязательны для всех частей партии, независимо от национального их состава», и резолюцию ее X съезда «О единстве партии», которые были серьезнейшей опорой и, вместе с тем, подстраховкой единства всех советских республик.

Сталин, следовательно, согласился с важнейшим замечанием Ленина, хотя в ответном письме от 27 сентября, также адресованном членам Политбюро, отказываясь от принципа автономизации и признавая необходимость объединения республик в Союз советских республик Европы и Азии, возразил против предложения о создании общефедерального ЦИКа, поскольку это приведет к созданию в Москве двух палат – русской и федеральной, а также против создания союзных наркоматов. Сделав еще несколько замечаний по предложениям Ленина, Сталин при этом подчеркнул: «Едва ли можно сомневаться в том, что эта „торопливость“ дает пищу „независимцам“ в ущерб национальному либерализму т. Ленина». Однако по главному вопросу о невхождении независимых республик в состав РСФСР Сталин все-таки признал справедливым предложение Ленина, а это было коренным вопросом разгоревшейся дискуссии.

Конечно, у Сталина было другое мнение, и он пытался его отстаивать и в дальнейшем. Уже 28 сентября 1922 г. на заседании Политбюро ЦК РКП (б) произошел обмен записками между Сталиным и Каменевым. Каменев, видимо комментируя полученное от Ленина письмо, писал, что Ильич собрался на войну в защиту независимости и просит его, то есть Каменева встретиться с грузинами. Сталин, в ответной записке призывал к твердости против Ильича, подчеркивая при этом, «если пара грузинских меньшевиков воздействует на грузинских коммунистов, а последние на Ильича, то спрашивается – причем тут „независимость“? В ответ Каменев написал следующие слова: «Думаю, раз Владимир Ильич настаивает, хуже будет сопротивляться». Слово сопротивляться Каменев посчитал нужным подчеркнуть. На что последовали следующие слова Сталина: «Не знаю. Пусть делает по своему усмотрению».

Тем временем работа над проектом союза продолжалась. Ленин уже 27 сентября встретился с Орджоникидзе, который был сторонником автономизации, а также с Мдивани – категорически против нее выступавшим. На следующий день, 28 сентября Ленин встречается с противниками автономизации членами ЦК Компартии Грузии М. С. Окуджавой, Л. Е. Думбадзе, К. М. Цинцадзе. Встретился он в тот же день и с председателем армянского Совнаркома А. Ф. Мясниковым, разделявшим идею автономизации. Ленин, таким образом, постарался выслушать доводы и тех и других представителей республик и попытаться выработать оптимальную конструкцию. По-видимому, аргументы Ленина, во всяком случае, во время этих бесед, устраивала и ту, и другую сторону. Подробности этих переговоров в источниках не отражены и приходится руководствоваться предположениями.

Ленин, с одной стороны, сохранил свою установку на создание союза советских республик, с другой предложил создание нового руководящего этажа. Это позволяло сохранить принцип равноправности со столь необходимой для такой большой страны как Страна Советов централизацией. И для старой России необходимость большей централизации, нежели для многих других стран была очевидной. Видный историк и лидер кадетов П. Н. Милюков не без основания писал о слабых силах сцепления в России, относя их к основным русским особенностям. Россия, действительно, была слишком разногеографичной, разноконфессиональной и разнонациональной, не говоря уже о ряде других ее особенностей, в том числе социального характера и умело управлять ею без учета этих особенностей не было никаких возможностей. Ленин, действительно, для того времени предложил оптимальный вариант учета централизма и федерализма, тем более что партия была единой и правящей, и использование ее как инструмента управления постоянно учитывалось Лениным. В тех условиях необходимо было успокоить национальные интеллигенции, в большинстве своем настроенные антисоветски и не допустить раскола в самой партии, поскольку уже пример Украины, где председатель украинского правительства Раковский был на одних позициях, а первый секретарь ЦК украинской компартии, на других, очень настораживал.

Буквально через два дня после письма Ленина Каменеву 28 сентября 1922 г. Раковский, находившийся тогда на отдыхе в Крыму, пишет большое письмо Сталину, где излагает свои замечания по проекту резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками, отмечая в нем неясности и противоречия. Прежде всего, он коснулся подчинения российским правительственным органам правительственных органов других республик. Он прямо писал о необходимости поставить на прочные начала отношения РСФСР с независимыми республиками. Эту необходимость он видел в проявлениях новой экономической политики, освободившей мелкобуржуазную капиталистическую стихию, стремящуюся к захватам, вообще характерным для капитализма. Это привело к борьбе за захват предприятий между центральными и местными органами. В этой связи усилилась необходимость урегулирования отношений между центром и местами с целью более правильного распределения всех благ страны между трудовыми массами всей федерации.

Второй довод Раковского в пользу необходимого урегулирования – это международное положение. В момент, вступления в политические и хозяйственные отношения с капиталистическим миром, необходимо большее, чем когда-либо единство руководства. И третий, заключался, по его мнению, в необходимости доведения до конца строительства советской государственной формы и прекращения составления коротких схематических договоров, часто пересматриваемых и даже отменяемых. Далее Раковский переходит к критике Резолюции, принятой комиссией, которая, по его мнению, тоже будет нуждаться, причем в ближайшее время, в новом пересмотре.

По мнению Раковского проект не выработал правильных принципов построения действительной федерации.

«Его проведение, – писал далее Раковский, – т. е. формальное упразднение независимых республик, явится источником затруднений как за границей, так и внутри федерации. Он умаляет революционно-освободительную роль пролетарской России». По Раковскому эта новая политика по отношению к республикам будет рассматриваться как нэп, перенесенный в область национальных отношений и это при заметном обострении национальных чувств, в условиях, когда сам пролетариат поддался общей мелкобуржуазной стихии. Эта новая политика, как считал Раковский, ударит и по планам хозяйственного возрождения, поскольку и так хозяйственная инициатива независимых республик чрезвычайно сужена.

В международном плане, если резолюция будет проведена в жизнь, по мнению Раковского, она сможет только укрепить противников Советской власти из буржуазного и соглашательского лагерей. Наличие восточных независимых советских республик предоставляет возможность революционного проникновения на Восток. «Посредством независимой Советской Украины – Советская федерация имела возможность совершать такое же революционное проникновение в Галицию, Буковину, Бессарабию. Без всякой серьезной надобности мы сами себя лишаем этого оружия и наоборот даем польской и румынской буржуазии новое оружие для борьбы с нами и усиления своей национальной политики. Причем, продолжал дальше Раковский, «по отношению к Украине Польша выступит в роли защитницы ее независимости, признанной Рижским договором».

По мнению Раковского все эти возникающие затруднения во взаимоотношениях между советскими республиками можно было бы устранить соответствующими изменениями в их конституции. И заключая свое обширное письмо, Раковский подчеркивал: «Самый главный вопрос остается – вопрос о выработке строго централизованной, но федеральной системы управления, в которой правильно были бы защищены интересы республики и последние пользовались бы определенной автономией». Раковский считал заключение комиссии неокончательным и предлагал вопрос поставить снова и разрешить во всем его объеме в соответствии с постановлениями партийных съездов. На следующий день, 29 сентября Раковский посылает из Гурзуфа и письмо Мануильскому, подчеркивая свое несогласие с решением комиссии по взаимоотношениям РСФСР с независимыми республиками. Он усматривает в ее решении вред для укрепления партии и Советской власти на всех окраинах и, в случае, если Политбюро ЦК КП (б) У разделяет его точку зрения, считал целесообразным, чтобы Петровский и Фрунзе выехав в Москву, отстаивали эту точку зрения.

Раковский, таким образом, не был противником централизма, он его явно осознавал, но никак не мог поддержать ликвидацию формальной независимости советских республик, выдвигая основания как внутреннего, так и внешнего порядка. Он, видимо, еще не знал предложений Ленина, но их мнения сошлись, прежде всего, в вопросе непризнания плана автономизации.

В разработке проекта будущего устройства страны принял участие и ряд других руководящих партийных и советских работников. Представляет в этом отношение интерес и записка председателя ВЦИК М. И. Калинина посланная И. В. Сталину в самом начале октября 1922 г. Эта записка также содержала ряд поправок, но уже к другому, более позднему проекту. Примечательно, что в этой записке Калинин, обращаясь к Сталину, прямо писал: «В Вашем проекте совершенно нарушен демократический принцип, своими поправками я стремлюсь его восстановить. Надеюсь, что Вы как наркомнац меня поддержите». И далее «всероссийский староста» вносит несколько поправок, которые, по его мнению, помогут уменьшить расходы на новые аппараты власти и, вообще, как он там писал, они ближе соответствуют духу Советской власти. Но Калинин дал поправки уже к другому проекту, где были учтены замечания Ленина.

Этот новый проект резолюции тоже датируется периодом начала октября, точнее до 6 октября и уже в первом его пункте было записано: «Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских Республик и РСФСР об объединении их в „Союз Социалистических Советских Республик“ с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава „Союза“. Это был первый и важнейших пункт проекта постановления комиссии, предложившей, таким образом, и новое название будущего государства – Союз Социалистических Советских Республик. Далее следовали предложения по организации государственных органов, в соответствии с которыми часть комиссариатов подлежала союзному подчинению, а часть республиканскому. Высшим органом Союза предложено было считать Союзный ЦИК, куда предлагалось включить представителей ЦИКов РСФСР, Закавказской федерации, Украины и Белоруссии пропорционально представляемого ими населения. Исполнительным органом Союзного ЦИКа предлагалось считать Союзный Совнарком, назначаемый Союзным ЦИКом. Проект этой резолюции подписали члены комиссии ЦК Сталин, Орджоникизде, Мясников, Молотов.

Милюков П., Почему русская революция была неизбежна? // Русская идея. В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья. М., 1994. Т. П, с. 120.

Несостоявшийся юбилей, с. 115–120. Письмо впервые было опубликовано в Известиях ЦК КПСС. 1989, № 9, с. 209–213.

республик (РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР). В работе комиссии принимали участие: И. В. Сталин (председатель, нарком национальностей), Г. И. Петровский, Автономизация Ф. Мясников, С. М. Киров, Г. К. Орджоникидзе, В. М. Молотов, Автономизация Г. Червяков и др. План Автономизация , предложенный Сталиным и принятый комиссией, предполагал провозглашение РСФСР государством, в которое входят на правах автономных республик УССР, ЗСФСР, БССР; соответственно высшими органами власти и управления в стране должны были стать ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Взаимоотношения, сложившиеся к этому времени между независимыми республиками, строились на основе равноправных договоров о военно-политических и экономических союзах. Задачи укрепления обороны, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства по пути социализма, политического, экономического и культурного подъёма всех национальностей требовали более тесного сплочения советских республик в единое многонациональное государство. Вопрос о политической форме многонационального советского социалистического государства и был главным в работе комиссии ЦК партии. План Автономизация обсуждался пленумами ЦК компартий республик и на большинстве из них не был поддержан. Тем не менее комиссия на заседаниях 23 и 24 сентября 1922 одобрила тезисы Сталина об Автономизация Это решение было ошибочным. Тезисы об Автономизация учитывали требования строгого единства и централизации усилий советских республик, но при этом нарушали суверенные права этих республик; являлись, по-существу, шагом назад по сравнению с уже сложившимися формами национально-государственного строительства.

В. И. Ленин (он был болен), ознакомившись с материалами комиссии и побеседовав с рядом товарищей, направил 26 сентября 1922 письмо членам Политбюро ЦК РКП(б), в котором выступил с принципиальной критикой плана Автономизация , выдвинул и обосновал идею образования союзного государства на основе полного равенства всех независимых советских республик: «... мы признаем себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входим в новый союз, новую федерацию...» - писал Ленин (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 211). Ленин подчёркивал, что надо не уничтожать независимость республик, а создать «... еще новый этаж, федерацию равноправных республик» (там же, с. 212). 6 октября 1922 Ленин направил в Политбюро ЦК партии записку, в которой категорически настаивал на равноправном представительстве всех союзных республик в руководстве общефедеральным ЦИКом (см. там же, с. 214). Ленинский план создания Союза Советских Социалистических Республик лег в основу нового проекта комиссии, который был доложен Сталиным и утвержден Пленумом ЦК РКП(б) 6 октября 1922.

К критике плана Автономизация Ленин вернулся в одном из своих последних писем - «К вопросу о национальностях или об «автономизации»». Ленин писал, что «...вся эта затея, "автономизация", в корне была неверна и несвоевременна» (там же, с. 356), что она может принести только вред, извращая в духе великодержавного шовинизма идеи объединения советских республик. Проект нарушал принцип самоопределения наций, предоставляя независимым республикам лишь право автономного существования в пределах РСФСР. Ленин выступал против чрезмерного централизма в вопросах объединения, требовал максимального внимания и осторожности в решении вопросов национальной политики. Объединение республик должно осуществляться в такой форме, которая действительно обеспечит равноправие наций, укрепит суверенитет каждой союзной республики, «...следует оставить и укрепить союз социалистических республик; - писал Ленин, - об этой мере не может быть сомнения. Она нам нужна, как нужна всемирному коммунистическому пролетариату для борьбы с всемирной буржуазией и для защиты от ее интриг» (там же, с. 360). Письмо Ленина было оглашено на заседании руководителей делегаций 12-го съезда РКП(б) (апрель 1923), его указания легли в основу резолюции съезда «По национальному вопросу».

Торжеством ленинских идей пролетарского интернационализма, братской дружбы и единства равноправных и суверенных народов явилось образование Союза ССР, завершенное 1-м Всесоюзным съездом Советов 30 декабря 1922.

Лит.: Ленин В. И., Об образовании СССР, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45; его же, К вопросу о национальностях или об «автономизации», там же; История национально-государственного строительства в СССР, М., 1968, с. 355-69.

Л. Автономизация Завелев, Л. В. Метелица.

Статья про слово "Автономизация " в Большой Советской Энциклопедии была прочитана 21518 раз