«Он был умнейшим и сердечным русским человеком. Бог в русской истории

Виктор Николаевич Тростников (род. 14.09.1928, Москва) - современный православный русский философ и богослов.

По образованию физик, математик (физ.-техн. ф-т МГУ, 1953), кандидат философских наук (1970).

Наиболее важные работы: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории, «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины», «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти.

В 1980 за участие в альманахе «Метрополь» был уволен с работы. Работал сторожем, чернорабочим, каменщиком, прорабом (1986). Все эти годы продолжал печататься в самиздате и за рубежом. В 1988 по приглашению Русской Православной Церкви за границей ездил в США, где сделал доклад на тему «Тысячелетие крещения Руси». С 1996 читал курс лекций по философии на юридическом факультете Российского Православного университета.

Характеризуя эволюцию своего мировоззрения от материализма к богопознанию, сам Тростников отмечает, что его внутреннее развитие определялось потребностью понять, «вчувствоваться», усвоить всем своим существом весь миропорядок, мироустройство, «взятое во всех деталях сразу, как нечто единое и целостное». Это стремление и есть ключ к его творчеству и судьбе. Вначале универсальным средством познания для него была физика, затем - математика. Убедившись, что наиболее глубокие ее проблемы связаны с теорией вывода, стал специализироваться в области математичекой логики. Поняв, что специфика математического знания отражает и особенности человеческого сознания, самой интересной сферой знания для него стала философия, важнейшей частью которой он считал гносеологию.

Тяга ко все более общему знанию и более глубокому пониманию вывела Виктора Николаевича на богословствование, так как понятие Бога является той последней «скрепой», которая удерживает в единстве общего порядка единство Вселенной и единство человека, и «создает то самое единство всего, к которому истинный философ идет всю жизнь». Об огромной объяснительной силе этого понятия автор пишет в книге «Мысли перед рассветом». Обращение к богословию, давшему »всеобщую скрепу» для ума, чувства и жизни, привело его к «воцерквлению». Кроме того, Тростников считает, что отдание приоритета этой «скрепе» перед всеми другими ведет к отождествлению познания с Богопознанием, а Бог как личное и творческое начало открывается человеку в той мере, в какой Сам этого хочет, и этот процесс бессильны ускорить образование, научные знания и другие интеллектуальные накопления человеческой цивилизации. Так Тростников пришел к убеждению, что задача философа состоит лишь в том, чтобы формулировать вечные истины на языке своего поколения и иллюстрировать их наиболее убедительными для этого поколения фактами. Выполнению этой задачи и посвящены труды Тростникова 80-х гг.

90-е гг., кроме лекционной деятельности, книг и статей по «научной апологетике», знаменуются постепенным переходом философа от апологетики к экзегетике и от космологии к сотериологии. Центральной темой в них становится тема спасения. В этой связи Тростников ставит вопрос о природе и происхождении нашей цивилизации, считая, что она целенаправленно препятствует делу спасения, и вводит в свои произведения размышления эсхатологического порядка. Кроме того, важной темой считает он проблему спасения в браке.

Аудио записи автора

Книги :

  • Элементарная теория ускорителей заряженных частиц. М.: «Просвещение», 1962.
  • Конструктивные процессы в математике. М.: «Наука», 1975.
  • Математики о математике
  • Загадка Эйнштейна
  • Мысли о России // Русское возрождение. Нью-Йорк, 1987;
  • Мысли перед рассветом. Париж, 1980; М., 1997;
  • Научна ли научная картина мира? // Новый мир. 1989. № 12;
  • Мысли о любви //Кубань, 1994;
  • «Им же вся быша»//Москва. 1995, № 1;
  • Понимаем ли мы Евангелие? М., 1997;
  • Бог в русской истории. Одесса, 1998;
  • Философия супружества. М., 1999.
  • История одного предательства. М.: 2000.
  • Православная цивилизация 2004.
  • Россия земная и небесная 2007.
  • Быть русским - наша судьба 2009
  • Вера и разум. Европейская философия и ее вклад в познание истины // 2010 М. из-во Грифон
  • Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 2009 г.
  • Кто мы? Русские, украинцы, белорусы. 2011
  • Всмотрись и увидишь. // М. 2012.

Лекции («беседы») :

  • Русские православные мыслители XIX века
  • Религия и наука
  • В начале было крещение…
  • Бог в русской истории
  • Россия в XXI веке

0.)

Родился в Москве 14 сентября 1928 года. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где с 14 лет почти до окончания войны работал на сахарном заводе. По возвращении в Москву был мобилизован на трудовой фронт и работал слесарем на 45 авиамоторном заводе. Учился на физико-техническом факультете МГУ. Затем, будучи в звании доцента по кафедре высшей математики, преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ им. Д. И. Менделеева, МИИТ и ряде других ВУЗов. Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году. В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского Православного Университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Николаевич был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до развала Советского Союза В. Н. Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Его работы по православному богословию, философии, истории и политике печатались в журналах «Москва», «Молодая гвардия», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», «Энергополис», еженедельнике «Аргументы и факты», газетах «Завтра», «Правда», «Литературная газета», а также в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен.

В последние годы своей жизни Виктор Николаевич писал книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2012-2014 годах в издательстве «Димитрий и Евдокия» вышли книги «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти» и «Разговоры о нашей жизни», составляющие по замыслу автора трилогию. Также в 2014 году в том же издательстве вышла стихотворная книга Виктора Николааевича «Мы - Третий Рим». В 2015 году была издана книга «Мысли перед закатом», получившая премию Литературной газеты «Золотой Дельвиг». Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал еще одну «После написанного», которая вышла в январе 2017 года.

Помимо литературной деятельности Виктор Николаевич вел большую лекционную работу на радио и телевидении.

Список работ

Книги:

Элементарная теория ускорителей заряженных частиц. - М.: Учпедгиз, 1962. - 84 с., 10 000 экз.;

Физика: близкое и далёкое. // 1963 М. из-во «Знание»;

Человек и информация. - М.: «Наука», 1970

Конструктивные процессы в математике. М.: «Наука», 1975

Математики о математике

Загадка Эйнштейна. - М.: Знание, 1971

Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 1977 г. из-во «Знание» (в соавторстве с Бирюковым Б. В.)

Мысли о России // «Русское возрождение» Нью-Йорк, 1987;

Мысли перед рассветом. - Париж, 1980, 360 с.; М., 1997 из-во «Штрихтон»;

Научна ли научная картина мира? // Новый мир, 1989, № 12;

Мысли о любви //Кубань, 1994;

«Им же вся быша» // Москва. 1995, № 1;

Понимаем ли мы Евангелие? // М., 1997;

Бог в русской истории. // Одесса, 1998;

Философия супружества. // М., 1999.

История одного предательства. //М.: 2000.

Православная цивилизация // 2004.

Трактат о любви. Духовные таинства // 2007 М. из-во «Грифон»

Россия земная и небесная // 2007 М. из-во «Грифон»

Бог в русской истории. // М. 2008 из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

Быть русскими - наша судьба // 2009 М. из-во «Грифон»

Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины // 2010 М. из-во «Грифон»

Жар холодных чисел и пафос бесстрастной логики. Формализация мышления от античных времен до эпохи кибернетики // 2009 г. из-во «Либроком»

Кто мы? Русские, украинцы, белорусы. // 2011 М. из-во Московской Патриархии

Всмотрись - и увидишь. // М. 2012. из-во «Димитрий и Евдокия»

Имея жизнь, вернулись к смерти. // М. 2013 из-во «Димитрий и Евдокия»

Разговоры о нашей жизни // М. 2014 из-во «Димитрий и Евдокия»

Мы - Третий Рим (поэма) // М. 2014 из-во «Димитрий и Евдокия»

История как божий промысел. // М. 2014 из-во Институт русской цивилизации (в соавторстве с Катасоновым В. Ю., Шимановым Г. М.)

Конструктивные процессы в математике. Философский аспект. // 2014 из-во «Ленанд»

Мысли перед закатом. // М. 2015 из-во «Димитрий и Евдокия»

После написанного. // М. 2016 из-во "Димитрий и Евдокия"

Лекции («беседы»):

Русские православные мыслители XIX века

Религия и наука

В начале было крещение // М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

Бог в русской истории// М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Россия в XXI веке // М. 2011, 2012 из-во «Единство и Согласие»; М. из-во «Димитрий и Евдокия»; М. 2012 из-во «Бодрствование»

Христианское миропонимание и наука. Русские православные мыслители 19 в.// М. из-во Издательский Совет Русской Православной Церкви

1020-летие Крещения Руси. В начале было крещение.

Наш современник, философ Тростников пришел в философию из математики. Он не просто философ, но продолжает династию православных русских философов, среди которых - П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, В. В. Розанов, а в более позднее время П. Флоренский, А. Ф. Лосев, С. С. Аверинцев и другие.

Православная философия как яркое направление появилось в 19 веке и не теряет актуальности сегодня. Православные философы пытаются ответить на вопросы, которые мы чаще всего задаем себе на протяжении нашей жизни. Особенно, когда проблемы заводят нас в тупик.

Философ из столицы

Виталий Николаевич Тростников родился в 1928 году. Он всю жизнь прожил в Москве, где родился, за исключением военного периода. В 2017 году писатель ушел из жизни. Это случилось 29 сентября. Тростницкому было 90 лет.

После Тростникова остались многочисленные труды. Из наиболее часто цитируемых Тростникова Виктора Николаевича книг - «Кто мы?», «Православная цивилизация», «Вера и разум», «Мысли перед рассветом», «Мысли перед закатом», напечатанная в 2015 году. "Мысли перед закатом" получили приз в области литературы «Золотой Дельвиг».

Из математика - в философы

Что привело математика в философию? Виктор Николаевич окончил физико-техническое отделение Московского государственного университета, получил звание доцента, преподавал.

В возрасте 42 лет с блеском защитил кандидатскую диссертацию. Не на математические темы, а в области философских наук.

Как стать диссидентом

В 1980 г. вышла его первая книга. Первая из тех, что автор посвятил проблемам религии в современной жизни «Мысли перед рассветом». В ней он рассуждает о теории дарвинизма, о высшем промысле, о том, чего достигла наука, когда пошла в своих объяснениях о сотворении мира путем древнегреческого метода: чтобы понять истину, надо привести исходные данные до абсурда.

Виктор Николаевич аргументировано разбирает дарвинизм и его проблемы, также пишет о зарождении атеизма в 19 веке. Книга была издана в Париже, и этого оказалось достаточным, чтобы стать диссидентом.

Математики, они всю жизнь ищут решение формул. Какая же формула подтолкнула Тростникова к божественному? Какая тема увела его от истории математики и логики к Богу? Ведь отказавшись от привычного уклада жизни, математик оказался записанным в диссиденты, потерял работу на кафедре.

Ради любимого дела Тростников был готов принять лишения. Потеряв должность в университете, он работал сторожем. Вплоть до перестройки.

Но, уйдя в чернорабочие, он продолжал писать о вере и смысле жизни. К этому периоду жизни относится «Увольнение». В этом произведении автор размышляет о перспективах духовного развития страны.

Тростников дружит и общается со многими известными представителями научной и культурной интеллигенции того времени. В одном публицистическом сюжете он рассказывает о своих встречах и дружбе с Владимиром Высоцким.

Виктор Николаевич познакомился с ним на встречах писателей из альманаха «Метрополь». Этот труд представляет собой тексты таких известных писателей, как Е. Рейн, Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Ю. Карабчиевский и др. Этих авторов редко печатали или не печатали вовсе. Сборник издали самиздатом в количестве 12 журналов.

Новая творческая жизнь

С 90-х гг. Виктор Николаевич уже часто публикуется в различных периодических изданиях, выходят его книги.

В течение долгих лет он занимал должность профессора в Университете православия.

Если первая книга, посвященная философским проблемам, называлась «Мысли перед рассветом», то последняя книга Виктора Николаевича Тростникова носит название «Мысли перед закатом». Автор перебрасывает мостик между началом философской карьеры и завершением жизненного пути. Однако после «Мысли перед закатом» Тростников успел закончить действительно последнюю книгу - «После написанного». Она создавалась в течение 2016 года, а издали книгу зимой следующего года.

Труд Виктора Николаевича Тростникова «Мысли перед закатом» начинается с цитаты из Блаженного Августина: "Если я пойму время, я пойму всё".

История как промысел Божий

Виктор Николаевич Тростников публиковался и в сборнике, посвященном одной теме, - историософии и размышлению об истории. Сборник называется «История как промысл Божий». Под одной обложкой здесь находятся историософические размышления православных мыслителей Г. М. Шиманова, В. Ю. Катасонова (экономист-международник) и В. Н. Тростникова (православный мыслитель, писатель, один из идеологов русского национального возрождения). Все произведения объединены попыткой понять смысл всеобщей истории и подробней - российской. «История как промысел божий» Тростникова Виктора Николаевича появилась на свет в 2014 г.

В текстах размышляет о мироздании, современных проблемах цивилизации с позиций православия. Тростников мечтал, чтобы те, кто живет в России, знали историю страны и встали бы на путь, ведущий к Богу. Путь, по мнению философа, потерянный западной цивилизацией и посему обреченный на разрушение.

Одна из любимых тем Виктора Николаевича Тростникова - философия истории, размышления о ней с точки зрения православия. Этой идее посвящены такие книги, как «Путь России в XX столетии», «Имея жизнь, вернулись к смерти», «Бог в русской истории», «Православная цивилизация», «Россия земная и небесная», «Быть русскими — наша судьба».

Философские разговоры

Знакомые Виктора Николаевича отмечают его энциклопедический ум, превосходное знание предмета и рассказывают, что Тростников умел увлечь рассказами на тему истории людей разного возраста и легко захватывал внимание детей.

Популярностью пользовалась и передача «Философская беседа», где вел Виктор Николаевич Тростников философские беседы, рассказывая об известных мыслителях человечества.

Центральной идеей Тростникова стало то, что история пишется нам свыше. А многополярность цивилизаций - это элемент божественного замысла. И что божий промысел, несмотря на катаклизмы, сберегает от разрушения православную страну.

Москва) - современный православный русский философ и богослов. По образованию математик. Наиболее важные работы: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы?», «Вера и разум. Европейская философия и её вклад в познание истины», «Всмотрись - и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    Тростников В. Н. Агония экономики материализма 1-я часть

    В.Н.Тростников: ошибка К.Н.Леонтьева

    "Россия на рубеже тысячелетий"

    Субтитры

Биография

Виктор Николаевич Тростников родился в Москве в 1928 году. Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Узбекистан, где с 14 лет почти до окончания войны работал на сахарном заводе.По возвращении в Москву был мобилизован на трудовой фронт и работал слесарем на 45 авиамоторном заводе. Учился на физико-техническом факультете МГУ . Затем, будучи в звании доцента по кафедре высшей математики, преподавал в МИФИ, МИСИ, МХТИ им. Д.И. Менделеева, МИИТ и ряде других ВУЗов. Защитил кандидатскую диссертацию по философии в 1970 году. В начале своей литературной деятельности подготовил ряд статей и книг по истории математики и математической логике. Постепенно центр тяжести его интересов сместился к религиозной философии. Много лет был профессором Российского Православного Университета, преподавал философию, философию права и всеобщую историю. Одна из первых его книг о православной философии («Мысли перед рассветом») была опубликована в Париже в 1980 году. Этот факт, а также его участие в альманахе Василия Аксёнова «Метрополь» было расценено как диссидентство, и Виктор Николаевич был уволен с работы. С того момента его карьера математика окончилась. Вплоть до развала Советского Союза В.Н. Тростников работал сторожем, каменщиком, чернорабочим, прорабом.

Его работы по православному богословию, философии, истории, и по политике печатались в журналах «Москва» , «Молодая гвардия», «Православная беседа», «Литературная учёба», «Русский Дом», «Энергополис», еженедельнике «Аргументы и факты», газетах «Завтра», «Правда», «Литературная газета», а также в других печатных СМИ. Общее число таких публикаций достигает нескольких сотен.

До сегодняшнего дня, несмотря на свой почтенный возраст, Виктор Николаевич пишет и публикует книги о православной философии и проблемах современного богословия. В 2012-2014 годах в издательстве "Димитрий и Евдокия" вышли книги "Всмотрись - и увидишь", "Имея жизнь, вернулись к смерти" и "Разговоры о нашей жизни", составляющие по замыслу автора трилогию. Также в 2014 году в том же издательстве вышла стихотворная книга Виктора Николааевича "Мы - Третий Рим". В 2015 году была издана книга "Мысли перед закатом", получившая премию Литературной газеты "Золотой Дельвиг". Предполагалось, что эта книга будет последней, но летом 2016 года Виктор Николаевич написал еще одну "После написанного", которая готовится к изданию.

Помимо литературной деятельности Виктор Николаевич ведет большую лекционную работу на радио и телевидении.

+

Цель «Трактата о любви» В.Н. Тростникова – разобраться в значении одного-единственного, но часто употребляемого нами слова «любовь». Неужели этому надо посвящать целое исследование? Да, получается так, потому что слово-то одно, а значений у него много. Путь истинной любви обрисован увлекательно, понятно и близко молодому и просвещенному современному читателю, который убедится, что любовь в ее высшем проявлении есть любовь к Богу. Это книга – для всех любящих...

  • 31 октября 2015, 21:00

Жанр: ,

+

Это не совсем обычная книга о России, составленная из трудов разных лет, знаменитого русского ученого и мыслителя Виктора Николаевича Тростникова. Автор, обладая колоссальным опытом, накопленным за много лет жизни в самых разнообразных условиях, остается на удивление молодым. Действительно, Россия в каком-то смысле пережила свое «самое длинное десятилетие». А суждения автора о всяческих сторонах общественной жизни, науки, религии, здравого смысла оказываются необычно острыми, схватывающими самую суть нашей сегодняшней (да и вчерашней и завтрашней) реальности. Это делает во многом профетическую книгу В.Н. Тростникова «Россия земная и небесная» бесценным даром для нескольких поколений относительно молодых людей, не обладающих личным опытом значительного прошлого – как в науке, так и в духовном прозрении, которое приходит к человеку, увы, не всегда в молодости, а с течением лет. Вопросы духовной, религиозной зрелости – тоже стали важным элементом книги.

Книга «Россия земная и небесная», выходящая впервые, возможно, станет источником многих открытий для читателя.

  • 31 октября 2015, 16:00

Жанр: ,

+

Автор книги – известный религиозный философ – стремится показать, насколько простая, глубокая и ясная вещь «настоящая философия» – не заказанное напористой и самоуверенной протестантской цивилизацией её теоретическое оправдание, а честное искание Истины – и как нужна такая философия тем русским людям, которые по своей натуре нуждаются в укреплении веры доводами разума.

В форме увлекательных бесед показаны не только высоты и бездны европейской философии, но и значительные достижения русской философской школы, уходящей своими корнями в православное мировосприятие. Прослеживаются истоки современного западного антропоцентризма и разрыва с Божественной Истиной.

Данная книга – пример серьёзного и в то же время увлекательного исследования, она может использоваться в качестве компактного пособия по освоению философии для преподавателей, учащихся средних и высших учебных заведений, а также для самообразования.

Для всех, кто хочет научиться серьёзно мыслить, познакомиться с философским наследием Европы и России, а также думает о будущем своей...