Ю.А.Лисовский. Радикальный национализм и глобализация против национального государства. Ч.I. Конституционные основы государственной

Этнонационализм в постсоветских государствахНаиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые национальные движения в мирных политических и куль- турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про- должают играть важную роль в утверждении децентрализо- ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи- тельности больших и малых народов, в росте общественно- политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото- рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на- силие. Национализм малых народов, будучи реакцией на пере- несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус- ских культур, в условиях социального кризиса, политичес- кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред- ставителей одной этнической группы, изменить демографи- ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков» , изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес- сию (выход из состава государства. - Ред.) , в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально- культурных условий жизни крайний национализм предлага- ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт- ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты.. . Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона- ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди- руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре- жения к меньшинствам. Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально- культурной синтропологии. - М. , 2003.-С. 319-320. НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона- лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри- руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти- па?

6 января 2016

В последние два десятка лет проблема разрастания "нездорового" национализма стала особенно острой. Корнем этой проблемы является незнание людей о том, что такое национализм. Определение этого понятия, между тем, нетрудно найти на множестве информационных ресурсов. Тем не менее часто его толкуют неверно, поэтому следует должным образом рассмотреть этот термин.

Идея национализма

Национализм - идеология, которая опирается на понятие нации и национального единства. Основополагающими тезисами этого направления являются идеи о нации как о важнейшем элементе образования государства и высшей форме единства общества. Национализм, по своей сути, близок к патриотизму и не предполагает неагрессию к другим народам, но любовь и верность к своей нации. Таким образом, идеи национализма никоим образом не пропагандируют ксенофобию, а уж тем более насилие по отношению к кому бы то ни было, и лишь призывают людей любить свой народ и не забывать о единстве, жить и работать во благо развития и процветания нации. Примеры национализма можно встретить как в России, так и в других странах. Хотя националистические партии редко становятся правящими.

Этнический национализм или этнонационализм

Как в средствах массовой информации, так и в быту под словом «национализм» часто подразумеваются этнонационализм, нацизм и ксенофобия. Человек, не знающий разницу между этими понятиями и не уверенный в том, что такое этнонационализм, скорее всего, смешает все понятия в одно. Однако между этническим и умеренным национализмом имеется существенная разница - этнонационализм ставит во главу угла превосходство одной нации над остальными. Сторонники этого течения отчасти противопоставляют себя умеренным националистам, утверждая, что у каждой нации есть так называемое этническое ядро, общая «кровь». Ассимиляция с другими народностями, а также смешение кровей с представителями других рас и наций считается неприемлемым и крайне осуждается.

Видео по теме

Примеры этнического и умеренного национализма

Чтобы легче понять разницу между этническим и гражданским, то есть умеренным национализмом, можно рассмотреть примеры национализма в масштабе отдельных личностей и отвлечённой ситуации. Так, человек, выбравший профессию врача и аргументирующий это желанием помогать представителям своей нации быть здоровыми, будет считаться националистом. При этом он будет рад помочь и представителям других народностей, так как в будущем, возможно, излеченные им представители другой нации будут тепло отзываться о нём как о враче и представителе определённого народа. Такая ситуация - явный пример умеренного национализма.

Если же врач принципиально помогает только "своим", небрежно относясь к "чужакам", аргументируя это нежеланием контактировать с людьми другой этнической принадлежности, его можно считать этнонационалистом и ксенофобом. Безусловно, во врачебном деле не должны всплывать такие понятия, как нации и национализм, но в реальной жизни случаи этнонационализма среди представителей как этой, так и других профессий - совсем не редкость.

Этнонационализм в масштабах государства

К сожалению, этнонационализм процветает не только среди отдельных индивидуумов или их групп. Случаются ситуации, когда целые государства берут курс на радикальный этнонационализм. В пример можно поставить нынешнее правительство Украины, поощряющее радикальные настроения граждан. Что такое этнонационализм как основная национальная идея? Это разрушительная для страны и народа идеология, не имеющая практически ничего общего с умеренным националистическим настроем. Ксенофобия правящей структуры мешает народу во всех сферах жизни - от бизнеса и торговли до личностных вопросов. Люди, волею судеб оказавшиеся гражданами страны, которой правят этнонационалисты, по сути, вынуждены существовать только внутри своей нации, сведя контакты с другими народами к минимуму. Смешение кровей и межнациональные браки могут сломать жизнь таким людям, лишив их возможности нормально жить и работать внутри своей страны. Самый яркий пример краха этнонационалистического государства в истории - упадок Германии после поражения во Второй мировой войне. Правительство, ушедшее от идей умеренного национализма в сторону этнического, потеряло страну навсегда.

Малые народы и их национальные чувства

Внутри практически любой страны существуют национальные меньшинства, которые по тем или иным причинам не могут обособиться. Тем не менее у таких народов тоже существуют свои националистические общины. Основой существования таких народностей как раз и является национализм. В качестве примера можно привести малый народ заза, проживающий на востоке Турции. Заза никогда не назовут себя турками, хотя могут при этом и не знать родного языка, иметь турецкие имена и фамилии. Тем не менее заза гордятся своей национальной принадлежностью и подчёркивают её при каждом удобном случае. Национализм малых народов, тем не менее, редко переходит в этнонационализм по отношению к национальному большинству, так как подобные настроения, безусловно, губительны для них самих.

Борьба с этнонационализмом

Для процветания любого государства и сохранения хороших отношений с другими странами преодоление этнонационализма - важная и ответственная задача. Пропаганда таких течений запрещена законом в большинстве стран. Несмотря на это, этнический национализм полностью искоренить невозможно - врождённая человеческая ксенофобия в той или иной концентрации имеется в каждом человеке. Только голос разума может усмирить подобные мысли, поэтому просвещение в данном вопросе играет немаловажную роль. Именно поэтому правительство, заботящееся о ментальном здоровье и моральном аспекте жизни граждан, сделает всё возможное, чтобы каждый житель страны получил достойное образование, включающее в себя основы культуры и международных отношений.

Этнонационализм в России

Вопрос этнонационализма в России стоит достаточно остро. Что такое этнонационализм для жителя России? Это разделение граждан страны на русских по национальности и "нерусских". Это нетерпимость к приезжим из соседних республик, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Азербайджан. Более того, проявления «русского» этнонационализма можно встретить не только на территории Российской Федерации, но и за её пределами, например на курортах Турции, Туниса и Египта. К сожалению, полностью искоренить эту проблему до сих пор не удаётся, однако как мирные граждане РФ, так и представители других стран часто относятся к подобным проявлениям с юмором, что, безусловно, снижает градус напряжённости и гасит национальные конфликты.

Этнонационализм и дети

Что такое этнонационализм для детей? В сущности, воспитание в радикально настроенной семье разрушительно для психики ребёнка. Дети, которые в силу возраста ещё не могут установить причинно-следственные связи, «наследуют» от родителей неаргументированный страх и отвращение к представителям других рас и народов, то есть этнический национализм. Определение национализма как здорового и умеренного течения в будущем вряд ли будет понятно ребёнку, которого растили, вкладывая идею превосходства одной нации над остальными. Таким детям будет трудно адаптироваться в школе, завязать новые знакомства и правильно вести себя в обществе.

Этнонационалистическое воспитание, к сожалению, - нередкий случай во многих странах и народах. Стоит помнить, что ксенофобия и этнонационализм не имеют ничего общего со здоровым национализмом и ведут к гибели общества и каждой отдельной личности, а не к росту, развитию и процветанию.

Ребят, пожалуйста, ответьте очень развернуто,очень нужна 5. Под терроризмом в науке понимается оппозиционная

дeятельность экстремистских организаций или отдельных личностей, средством которой является применение насилия (или eгo угрозы) для запугивания правительства и населения. Характерной чертой терроризма является проведение таких насильственных акций, которые способны вызвать в обществе шок, получить широкий резонанс, повлиять на ход политических событий. Проиллюстрируйте черты терроризма примерами из истории и современности. Как вы думаете, какими личностными качествами обусловлено участие в террористических организациях? Свой ответ поясните. Дайте оценку деятельности террористов с позиций гуманистических ценностей и норм.

Люди Help me

1 Устройство на работу, порядок увольнения, начисления заработной
платы регулируются
Конституцией
Гражданским кодексом
Трудовым кодексом
Уголовным кодексом
2 Раскройте на трех примерах теоретическое положение о том, что
Конституция РФ содержит нормы, создающие правовую базу для
решения социальных проблем
3 Обязательное соответствие и непротиворечие всех остальных
нормативных актов Конституции отражает такой ее признак, как
Нормативность
Справедливость
Высшая юридическая сила
Соответствие нормам международного права
4 К системе сдержек и противовесов между властями государственной
власти относится
Отлагательное вето Президента
Институт Уполномоченного по правам человека
Проведение гражданского форума
Деятельность Конфедерации обществ защиты прав
потребителей
5 Укажите вид нормативных документов, которые может издавать
Правительство РФ
Кодексы
Законы
Распоряжения и постановления
Указы
6 Понятие презумпция невиновности, вердикт относятся к
деятельности органов
Законодательной власти
Исполнительной власти
Института президентства
Судебной власти
7 Что относится к полномочиям Президента
Определение основных направлений внутренней политики
Осуществление мер по обеспечению обороны страны
Решение вопросов гражданства
Разработка федерального бюджета
Разработка программы экономического развития страны
8 Что является правонарушением
Невыполнение строительной фирмой условий договора о
строительстве дома
Отключение подачи электроэнергии в некоторые населенные
пункты из-за урагана
Выезд начинающего автомобилиста на трассу в час пик
Выступление работника на собрании коллектива с критикой
директора
9 Продолжи фразу
Основанием для наступления юридической ответственности
является ….
10 Старшеклассник забрал из открытого портфеля одноклассника
компакт-диск. Являются ли его действия правонарушением?
Укажите три признака, по которым вы это определили
11 Правонарушением является
Заключение договора найма жилья
Забастовка шахтеров
Продажа квартиры в кредит
12 ООН является организацией
Европейской
Мировой
Стран Восточной Европы
Азиатской
13 Права человека с точки зрения принципов демократии и
международного законодательства
Присущи всем людям
Присущи гражданам демократического государства
Закрепляются за лицами только в силу их принадлежности к
государству
Принадлежат только лицам без гражданства и политическим
беженцам
14 Конвенция о правах ребенка – документ
Обязывающий подписавшую страну соблюдать указанные
права
Рекомендующий подписавшей стране соблюдать права ребенка
Информирующий общественность подписавшей страны о
правах ребенка
Провозглашающий ценность прав ребенка и призывающий
подписавшую страну задуматься об их соблюдении
15 Верны ли суждения
А) Всеобщая декларация прав человека стала в XX веке эталоном права
Б) Идеи Всеобщей декларации прав человека способствовали
становлению правового государства во многих странах мира
Верно только А
Верно только Б
Оба верны
Оба неверны
16 Верны ли суждения
А) Президент РФ является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами
Б) Президент РФ является Председателем Правительства
Верно только А
Верно только Б
Оба верны
Оба неверны
17 Всенародным референдумом в РФ принимается (-ются)
Конституция
Федеральные законы
Местные законы
Конституционные законы
18 Конституция РФ
Строится на основе обычного права
Базируется на конституциях СССР
Включает статьи Всеобщей декларации прав человека
Не учитывает мировой опыт
19 Какой из признаков характеризует демократическую систему
законодательства
Все, что не дозволено, то запрещено
Все, что не запрещено, то дозволено
Все дозволено и ничего не запрещено
Все запрещено и ничего не дозволено
20 Гражданским правонарушением является
Продажа недоброкачественного товара в магазине
Продажа легких наркотиков на школьной дискотеке
Забастовка шахтеров
Продажа квартиры в кредит
21 Издание постановлений и распоряжений во исполнение принятых
законов является функцией
Прокуратуры
Правительства
Парламента
Судебной власти
22 В систему правоохранительных органов входит
Совет Федерации
Государственная Дума
Правительство
Прокуратура
23 Раскройте на трех примерах конституционное положение о светском
характере современного Российского государства
24 Перечислите дисциплинарные взыскания, которые в соответствии с
Трудовым кодексом РФ налагает администрация предприятия на
работника
25 В РФ участие в суде присяжных заседателей связано с
рассмотрением дел
Гражданских
Административных
Трудовых
Уголовных
26 Правоспособность у физического лица возникает с
Момента рождения
Возраста 16 лет
Возраста 18 лет
Возраста 21 года

Я-концепция Представления человека о самом себе и то, каким знают его другие люди, никогда полностью не совпадают. Каждый извлекает из собственных

переживаний некое существенное со своей точки зрения содержание и создает из него специфическую персонификацию - образ человека, модель его (или своей) личности, как он ее себе представляет. Все знают, что человек идеализирует («выдумывает») объект своей любви и создает контрастный образ врага. По тому же принципу создается персонификация самого себя... Организованная когнитивная (познавательная. - Ред.) структура, извлеченная из собственных переживаний своего собственного «Я», называется Я-концепцией. Однажды возникнув, она очень избирательно принимает в данную концептуальную категорию новые переживания или новую информацию. Поэтому ей приписывают тенденцию к самоподкреплению. Серьезный вклад в разработку этого понятия внес Манфред Кун. Он рассматривает Я-концепцию как основу для организации личности, ее интеграции в процессах социального взаимодействия. Кун выделяет пять функций данного образования в регуляции поведения: а) определение собственной идентичности; б) собственных интересов, симпатий и антипатий; в) своих целей и продвижений к успеху; г) системы соотнесения, в центре которой находится сам индивид в окружении значимых объектов; д) самооценивания. «Центральным в Я-концепции индивида, - пишет М. Кун, - является его идентичность, т. е. его генерализованная (обобщенная. - Ред.) позиция в обществе, происходящая из его статусов в группах, членом которых он является, которая предопределена этими статусами, и социальных категорий, которые группа членства заставляет его приписывать самому себе (пол, возраст, класс, раса и т. п.)». Вопросы и задания: 1) Как вы понимаете положение о том, что представление о себе и представление других людей о вас не совпадают? Приведите примеры такого несовпадения, известные вам из литературы. 2) Какие элементы входят в Я-концепцию? Как вы понимаете их сущность? 3) Какой важный для самопознания вывод можно сделать из того, что людям свойственно идеализировать предмет любви? 4) Может ли сформироваться Я-концепция у человека, лишенного общественных контактов? Ответ аргументируйте.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Национальная политика - составная часть политической деятельности государства, регулирующая межэтнические от­ношения в различных сферах жизни общества. Ее сущность зависит от общей направленности политики государства. В основе демократической национальной политики - уважи­тельное отношение к людям, представляющим любую этни­ческую общность, установка на сотрудничество и сближение народов.

Фундаментом этнополитики РФ является Конституция. В ее преамбуле можно выделить две установки политики в сфере межэтнических отношений:

Пронизанное патриотическими чувствами уважение к
памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству; забо­
та о сохранении исторически сложившегося государственно­
го единства народов, объединенных общей судьбой на своей
земле;

Политико-правовая направленность на утверждение
прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, рав­
ноправия народов, на обеспечение суверенной государствен­
ности России, незыблемости ее демократической основы.


Конституция гарантирует права и свободы человека неза­висимо от национальности, их равенство, понимание, соблю­дение и защиту (ст. 2, 19). Каждый вправе пользоваться родным языком, свободно выбирать язык общения, воспита­ния, обучения, творчества (ст. 26). На всей территории РФ государственный язык - русский; республики вправе уста­навливать свои государственные языки, употребляемые на­ряду с русским (ст. 68). Запрещаются действия, направлен­ные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, пропаганда расового, национального или языкового превосходства (ст. 13, 29).

В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) принципы этой политики формулируются так:

Равенство прав и свобод человека и гражданина незави­
симо от его расы, национальности, языка;

Запрещение любых форм ограничения прав граждан по
признакам социальной, расовой, национальной, языковой
или религиозной принадлежности;

Сохранение исторически сложившейся целостности Рос­
сийской Федерации;

Равноправие всех субъектов Российской Федерации во
взаимоотношениях с федеральными органами государствен­
ной власти;

Гарантия прав коренных малочисленных народов;

Право каждого гражданина определять и указывать
свою национальную принадлежность без всякого принужде­
ния;

Содействие развитию национальных культур и языков
народов Российской Федерации;

Своевременное и мирное разрешение противоречий и
конфликтов;

Запрещение деятельности, направленной на подрыв
безопасности государства, возбуждение социальной, расовой,
национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

Защита прав и интересов граждан Российской Федера­
ции за ее пределами, поддержка соотечественников, прожи­
вающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии
родного языка, культуры и национальных традиций, в ук­
реплении их связей с Родиной в соответствии с нормами
международного права.

Последовательная реализация этих принципов отвечает всему многообразию интересов народов России.

НИШ Основные понятия: межэтнические отношения, межэтни­ческие конфликты, национальная политика.

ШШ Термины: этнология, сепаратизм, ксенофобия, толерант­ность.


Проверьте себя

1) Назовите уровни межэтнических отношений, покажи­те общее и различное в этих уровнях. 2) Какова сущность двух тенденций в развитии межэтнических отношений? Приведите примеры проявлений этих тенденций. 3) В чем заключается сущность межнационального сотрудничества? 4) Что такое межэтнические конфликты? Назовите их ос­новные причины. 5) Каковы пути предупреждения и преодо­ления межэтнических конфликтов? 6) Охарактеризуйте принципы национальной политики РФ.

Подумайте, обсудите, сделайте

1. В документах ООН указывается, что толерантность яв­
ляется моральным долгом, правовой и политической потреб­
ностью, ведет от культуры войны к культуре мира; направ­
лена на уважение и понимание многообразия культур;
означает активное отношение к действительности, формиру­
емое на основе признания универсальных прав и свобод че­
ловека. Опираясь на личный опыт, факты истории и совре­
менности, покажите, как принципы толерантности могут
быть реализованы в межэтнических отношениях.

2. Объясните, почему ныне особенно важно следовать
принципам терпимости и уважения народов друг к другу,
совместно преодолевать общие трудности.

3. Ученые полагают, что человечество, становясь все бо­
лее взаимосвязанным и единым, не утрачивает своего этно­
культурного разнообразия. Если вы согласны с этой точкой
зрения, то подтвердите ее правильность фактами из общест­
венного развития XX в.; если не согласны - аргументируй­
те свои взгляды.

4. Продумайте ответ на вопрос: как профессиональная де­
ятельность историка, правоведа, экономиста может способ­
ствовать межэтническому сотрудничеству, предупреждению
конфликтов?

5. Анализируя основную тенденцию современной полити­
ки РФ в области межэтнических отношений, ученые пола­
гают, что она состоит в переключении с национально-терри­
ториального направления на культурно-образовательное и
культурно-просветительное. Как вы понимаете этот вывод
ученых, разделяете ли вы эту точку зрения?

Поработайте с источником

Прочтите фрагмент труда ученого-этнолога В. А. Тишкова.

Этнонационализм в постсоветских государствах

Наиболее серьезным вызовом для России и ряда других постсоветских государств является этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях. Так называемые


Национальные движения в мирных политических и куль­турных формах среди народов бывшего СССР сыграли и про­должают играть важную роль в утверждении децентрализо­ванных форм государственного устройства и управления, в сохранении и развитии культурной целостности и отличи­тельности больших и малых народов, в росте общественно-политической активности граждан. Но этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, кото­рые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и на­силие.

Национализм малых народов, будучи реакцией на пере­несенные в прошлом травмы и приниженный статус нерус­ских культур, в условиях социального кризиса, политичес­кой дестабилизации и слабой модернизации населения часто обретает агрессивные формы. Это проявляется в попытках узурпировать власть и престижные позиции в пользу пред­ставителей одной этнической группы, изменить демографи­ческий состав населения путем насильственного изгнания этнических «чужаков», изменить административные или межгосударственные границы, осуществить явочную сецес-сию (выход из состава государства. - Ред.), в том числе силой оружия. Вместо улучшения правления и социально-культурных условий жизни крайний национализм предлага­ет внешне простые, но по сути нереальные решения, попыт­ки осуществить которые вызывают межгражданскую напряженность и конфликты...



Не меньшую угрозу демократическим преобразованиям и социальному миру представляет и растущий национализм гегемонистического типа, формируемый от имени численно доминирующих народов. В России русский национализм пытается обрести статус общегосударственной идеологии, присвоить идею общероссийского патриотизма и подменить формирование общегражданской идентичности все тем же нереализуемым лозунгом самоопределения русской этнона-ции. Экстремистские группы и лица все чаще пропаганди­руют идеи фашистского толка, антисемитизма и пренебре­жения к меньшинствам.

Тишков В. А, Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной синтропологии. - М., 2003.-С. 319-320.

НИ Вопросы и задания к источнику. 1) Что такое этнонациона-лизм? 2) В чем различие между радикальным этнонационализмом и мирными формами национальных движений? 3) Проиллюстри­руйте примерами из истории и современности положение о том, что радикальный этнонационализм является большой опасностью для народов и государств постсоветского пространства. 4) Чем вызван и в чем проявляется национализм малых народов? 5) В чем состо-


Ит сущность и опасность этнонационализма гегемонистического ти­па? 6) Нередко высказывается мнение о том, что развитие демокра­тии, гражданской культуры, стабилизация социально-экономиче­ского положения положительно скажутся на преодолении этнонаци­онализма. Согласны ли вы с этим мнением? Аргументируйте ответ.

Об этом спорят

Нерусское население составляет 20% всего населения РФ. Это дает некоторым авторам повод считать Россию мононациональным государством. Эта точка зрения встреча­ет возражения, ибо она не учитывает исторических условий развития России и приверженности многих народов к сво­им языкам, культуре и образу жизни. Каково ваше мнение?

Часть I . Определения: нация, политический и этнический национализм

«Из переполненной господним гневом чаши

Кровь льется через край, и Запад тонет в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши! —

Славянский мир, сомкнись тесней...

Единство, - возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью...

Но мы попробуем спаять его любовью, -

А там увидим, что прочней...» ( Ф .И. Тютчев)

1. Этнос, нация, политическая нация

Сейчас нет понятий более запутанных, намеренно извращаемых, чем нация и национализм. Путаница зачастую вносится намеренно, в интересах политиков. Поэтому чёткость в понятийном аппарате сегодня актуальна как никогда.

Смешение понятий можно объяснить не только безграмотностью политиков и публицистов или их недобросовестностью, продиктованной личными интересами, но и неоднозначностью при переводе исходных греческих и латинских терминов на английский и русский язык. Например, термин «нация» эквивалентен латинскому nat i o - племя, народ или английским nation, nationality, people, которые переводятся как народ, нация, племя, народность, национальность, люди, государство, страна и т.д.

Наиболее часто проявляется смешение двух понятий нации - политической нации (исторически сложившаяся политическая общность граждан определенного государства) и нации, как этнической общности.

В ряде случаев под словом «нация» понимается этническое единство (немецкая формула: «где германцы - там и Германия»), в других - единство политического (гражданского) характера (французская формула: «где Франция - там французы»).

Философ Н. Бердяев утверждал, что «все попытки рационального определения национальности <в этническом смысле> ведут к неудачам.… Ни раса, ни территория, ни язык, ни религия не являются признаками, определяющими национальность, хотя все они играют ту или иную роль в её определении. Национальность - сложное историческое образование, она формируется в результате кровного смешения рас и племён, многих перераспределений земель, с которыми она связывает свою судьбу, и духовно-культурного процесса, созидающего её неповторимый духовный лик» .

Изменение смысла термина «нация» с течением времени отражает социальные, политические и экономические перемены в обществе.

В современной политологии и этнографии сложилось два основных подхода к определению нации - этническая общность или политическая общность всех граждан, проживающих на территории государства. В России, в отличие от Запада, в значительной степени сохранился советский взгляд на нацию, как на этническую общность, высшую форму существования этноса, которая достигается в ходе его исторического развития: «Нация - общность людей, исторически сложившаяся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера» .

На Западе понятие термина «нация» претерпело большие изменения от первоначального значения «род», «племя», «происхождение» до политической общности граждан государства индустриальной эпохи. В настоящее время в западной науке термин «нация», как правило, связывается не с этнической, а с политической общностью .

В международном праве термин «нация» является синонимом «политической нации» и «национального государства» . Один из примеров тому Организация Объединенных Наций, членами которой являются 193 национальных государства.

В современной России термин «нация» применяется для описания как этнической, так и политической общности людей, причём термины часто используются неправомерно или взаимозаменяются .

Из-за неоднозначности терминов спор о том, что такое Россия - мононациональное государство русских или многонациональный народ», в состав которого входят более 200 различных наций (этносов) , носит схоластический характер. В первом и во втором варианте под национальным государством понимается не этническая, а политическая общность всех граждан, проживающих на территории России. И при определении исторически сложившейся общности людей, имеющих гражданство России как политической нации, нет покушения на права, самобытность и устойчивость иной общность людей (этническая нация).

Наиболее часто неправомерно ставят знак равенства между понятиями «этнос», «нация» и «политическая нация». Ни одно из этих понятий не имеет однозначного и общепринятого научного определения.

«… этнос - коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда - нет. Вынести за скобки мы можем только одно - признание каждой особью: «Мы такие-то, а все прочие другие».

Л. Гумилёв

Обычно в определение понятия «этноса» и «нации» входят признаки общности. Так, этнос определяется как исторически сложившаяся устойчивая общность людей, на основе следующих признаков: расовая (кровная) общность, единый язык, быт, культура, религия и т.д.

Нация в марксизме определяется как «исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности специфических особенностей национальной культуры» . Однако данные определения не являются строгими, ибо перечисленные признаки не являются «необходимыми и достаточными».

Под данное определение не подпадают, например, происходящие от древних германцев немцы. Немецкая (германская) нация не имеет территориальной общности - она разбросана по нескольким странам (немцы составляют 92 % населения Германии, 88,6 % - Австрии и 15% - США). Возникают проблемы и с религиозной общностью немцев: в ФРГ число католиков составляет 32,4 %, лютеран — 32,0 %, атеистов - 31%, мусульман - более 5 %. Тем не менее, немцы существуют и как устойчивая этническая общность и как политическая нация государства ФРГ - немецкий народ. Немецкий термин «Deutschtum» означает не только германскую общность, национальную самобытность, принадлежность к немецким этническим группам (в т.ч. в зарубежных странах), но и принадлежность к немецкому народу как к политической общности, сформировавшейся на базе многочисленных племён (баварцы, франки, саксы, готы, швабы и другие), исторически заселившие территорию нынешней Германии .

У политической нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают политическую общность: общность территории и исторической судьбы, надэтничность, синтез этнических и иноэтнических компонентов. Элементы этнической идентификации (язык, быт и пр.) отходят на второй план. П олитическая нация - это не теоретическое построение, она существует как общность даже в таких многоэтничских странах как Пакистан (пять основных этно-лингвистических групп) или Индонезия (более 300 этносов), Филиппины (около 1000 этносов).

Такова ситуация с американцами - народом, который не имеет общего расового происхождения, менталитета и культуры. Только языковая общность роднит американцев, но она также является общей с британцами и другими англоязычными народами. Кроме того, один язык не является достаточным признаком для национальной идентификации. Остаётся только общность государственной принадлежности и территории. Поэтому нельзя говорить об американской нации как об этнической общности, но никто не сомневается, что существует политическая общность: политическая нация - американцы.

Особая ситуация с евреями и цыганами - они не имеют общности территории, языка, исторической судьбы, экономики . Тем не менее, и евреи, и цыгане осознают себя отдельными этническими общностями (нациями) и эффективно поддерживают свою национальную идентичность, столетиями не ассимилируясь с другими народами.

В мире существуют идеологии, которые отказываются признавать этническую сложность политических наций или даже сам факт существования политической нации. Так, например, традиционный ислам заменяет общегосударственную общность - политическую нацию - исламским сообществом, объединённым общей религии (т.н. умма).

Подобных взглядов придерживаются и ряд русских националистов, считающих, что «понятие нации и национализма в западной традиции <политической нации> являются действенным инструментом исследования общественной жизни Западного мира. Однако в других регионах оно неприменимо» , т. е. отрицается сам факт существования политической нации в России.

Д. Дидро, в своей «Энциклопедии» определял «нацию» как значительное число людей, живущих на определенной территории и управляемых одним правительством. Термин «политическая нация» в его современном смысле возникло в Европе в связи с уничтожением Реформацией в XVI веке существовавшего механизма самоидентификации общности на основе подданства коронованному церковью монарху. Католическая церковь, которая традиционно формировала политические и идеологические догмы, перестала играть определяющую роль в формировании власти. Возникла потребность в новом механизме идентификации проживающих в государстве людей вместо традиционной средневековой общности подданных монарха.

Новый принцип идентификации - лояльность государству означал формирование «политической нации» вместо общности «подданных». «В мировой политике начинается процесс формирования нового государственного и общественного устройства - национальных государств, связанный как с распадом старых империй, так и с появлением и становлением основного субъекта национальных государств - национальной буржуазии» . Появление «политических наций» и «национальных государств» ознаменовало конец политического господства католической церкви и выход на арену новых социально-политических сил .

Успех в строительстве национального государства, как правило, связан со своевременным переходом от этнонационализма к формированию политической нации . Например, зарождающийся XVII веке французский политический национализм внешне выглядел как этнонационализм французов. Отец французской государственности кардинал Ришелье говорил именно о французской нации, о единении и благополучии французов, игнорируя тот факт, что во Франции существуют бретонцы, оккитанцы, гасконцы, цыгане, не говоря уже о еврейских ростовщиках, итальянских купцах и немцах в Эльзасе-Лотарингии. Этнические французы на вверенной ему территории были безусловным большинством, поэтому объединять страну имело смысл именно под их знаменем. Древний, как само человечество, инстинкт - кто сильнее, тот и главный.

Разница между политическим национализмом и этнонационализмом заключается в уровне толерантности. Политический национализм не делает различия в правах и обязанностях между этносами. Кардинал Ришелье говорил о «французах», фактически не делая различий между бретонцами, гасконцами и немцами. Знаменательно, что умирая Ришелье совершенно сознательно передал дело создания французской политической нации австрийской испанке Анне Австрийской и этническому итальянцу кардиналу Мазарини. Он не ошибся - они действительно продолжили строить Францию как национальное в политическом смысле государство. Широко известные негативные оценки Ришелье и Мазарини в романах Дюма не соответствуют их действительной роли в истории.

К окончательному формированию политической нации в её современном понимании привела Французская революция, которая ввела новый принцип единства жителей государства - гражданство. Именно на основе гражданства были сформированы политические субъекты общности - «политические нации» .

Создание общности «политическая нация» создавало предпосылки для решения ряда важнейших политических, экономических и социальных задач. Она обеспечила новый механизм лояльности населения государству и провозглашала легитимизацию власти снизу за счёт создания демократических институтов как основы отношений государства и граждан. Была создана форма государственной самоидентификации населения, устойчивая в условиях внутренних и международных конфликтов. Провозглашённый принцип равенства всех граждан перед законом ликвидировал в обществе сословные, этнические, социальные перегородки, формально создал всем гражданам государства потенциальные возможности для вертикальной социальной мобильности, обеспечивая базу для построения социально - ориентированного общества и для развития национальной экономики.

Этническая принадлежность граждан при определении политической нации не имеет решающего значения. Она, в идеале, должна остаться сферой частной дополнительной самоидентификации гражданина. При этом принадлежность к нации в этническом смысле может отличаться от принадлежности к политической нации. Так, например, родившийся в Германии бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер имеет этническое еврейское происхождение, но принадлежит к американской политической нации. Этнический венгр Н. Саркози - бывший Президент Французской республики, лидер французской политической нации. Этническая полька Мария Склодовская-Кюриродилась в российской часть Польши и имела российское гражданство, выйдя замуж за Пьера Кюри, она потеряла российское гражданство и получила гражданство Франции, т.е. стала принадлежать к французской политической нации.

В современном мире существуют два основных юридических пути предоставления гражданства, т.е. оформления принадлежности к политической нации. В соответствии с первым, лицо, родившееся на территории государства, автоматически становится гражданином этого государства согласно месту рождения («право почвы»). Согласно второму, гражданином становится лицо, родившееся от гражданина или гражданки государства - лиц, уже имеющих гражданство («право крови»). Иногда приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы - по рождению. Существуют ещё два пути получения права на гражданство: проживании в стране в течение определенного времени и право, основанное на брачных узах.

Исторически первым был принцип «права крови», закреплённый ещё в римском праве - только лицо, рождённое гражданами, обладало всем набором гражданских и политических прав. В феодальную эпоху рождение на территории, подвластной конкретному суверену, приводило к установлению подданства. Отсюда и возникло «право почвы», которое доминировало в Европе до конца XVIII в. Принцип получил распространение в государствах со значительными процессами смешения различных групп населения, заселявшего ту или иную территорию (например, Франция с её романо-кельтско-германским населением). «Право крови» было снова введено во Франции в Кодексе Наполеона 1804 г.

Гипертрофированное развитие принцип «права крови» получил в XX веке в националистической идеологии ряда государств. При этом принцип «права почвы» отрицается как не имеющий значения. Так, законы третьего рейха «Закон о гражданстве Рейха» и «Закон об охране германской крови и германской чести» утверждают ненужность и пагубность принципа почвы для национальных приоритетов общества .

2. Разные подходы к интеграции в политическую нацию - «мултикультурализм» и «плавильный котёл»

На Западе существует два стратегических подхода к интеграции населения в политическую нацию: принцип мультикультурности - и принцип «плавильного котла» («салатницы») .

Первый, на который сделала ставку современная Европа, отрицает интеграцию через ассимиляцию и предполагает, что нации должны сохранять своеобразие, жить рядом, но не смешиваться. Он абсолютизирует право меньшинства на этнические отличия и этническую идентичность и при этом не уравновешивает это право обязанностями по отношению к коренному населению и обществу в целом. Второй, принятый в США, требует унификации всех в национальном «плавильном котле» на базе общего языка, общего образования, общей культуры и общей деятельности .

Однако обе концепции оказалась неработоспособными в современных условиях глобализации, породившей мощные миграционные потоки людей с разной этнической, конфессиональной и культурной идентификацией, которые часто отказываются не только ассимилироваться и адаптироваться, но и оказывают агрессивное давление на традиции и привычный жизненный уклад населения страны пребывания. В результате граждане ряда европейских стран уже всерьёз опасаются утраты национально - государственной идентичности.

Ответная реакция коренного населения на такую модель поведения мигрантов - радикальный национализм, рост ксенофобии, недовольство властью и попытки самостоятельно защитить свои интересы от агрессивных «приезжих». Следствием процессов мультикультурности в Европе стало усиление политического влияния радикальных националистов, требующих ввести принуждение к ассимиляции и резко сократить миграцию.

Реально, вопреки лозунгам, в Европе практика мультикультурности способствует именно расколу общества , создавая отделённые друг от друга сообщества, сконцентрированные на базе различных «культур». Даже мигранты, которые считали традиции и культуру собственной страны удушающими и бежали, чтобы уйти из-под их влияния, в новой стране вынуждены находиться в поле «родных традиций».

Очевидно, что управляющие элиты запустили процесс интенсивной иммиграции не только из экономических соображений (возможности привлечения дешёвой рабочей силы), но и с целью раскола общества (принцип «разделяй и властвуй») для лучшего управления им и подавления . Однако процесс вышел из-под контроля и социальный, экономический и политический раскол угрожающе нарастает .

Аналогичная проблема возникла и с политикой «плавильного котла» в США - он не справляется с возложенной на него задачей. Слишком разнородно общество и слишком велик поток иммигрантов - в 2007 г. США каждый восьмой житель являлся иммигрантом. Приток испаноязычных соседей в США сегодня достиг такого масштаба, что страна перестаёт быть англоязычной - в 2005 г. по-английски дома разговаривали 81% населения, по-испански - 12%, по-китайски - 0,9% . Задача переплавить все нации в новую расу американцев, которые «оставив все свои древние предрассудки и привычки, получает новые от нового образа жизни» оказалась гораздо сложнее, чем предполагалась.

Основная проблема при попытках реализации обоих проектов - обострение отношений не желающих или не могущих ассимилироваться мигрантов с коренными гражданами. В результате «толерант-ность» и «мульти-куль-ту-ра-лизм» в европейском исполнении работают не на интеграцию иностранцев или тем более на их ассимиляцию (как в прошлые века), а на сегрегацию…» .

Необходимо отметить, что интеграционные процессы идут очень сложно и внутри коренного населения стран Объединённой Европы. Так по данным социологических опросов в Великобритания только от 4 до 11% молодежи в возрасте от 18 до 24 лет признают свою общеевропейскую идентичность, в Чехии - 9%, в Германии - 45- 49%, в Испании 32-37%, в Словакии - 11% .

Это не удивительно. В конце 80-х в Восточной Европе прошла волна реформирования государств Восточного блока, в ходе которой многие лидеры использовали националистическую риторику, в том числе и радикальную, но закончилось это разрушением довольно благополучных государств, к потере рядом государств суверенитета. Об этом говорит признание В. Клауса, Президента Чехии - карликовой страны, получившейся в результате раскола Чехословакии под давлением чешских этнических националистов: «Чешская Республика перестала быть суверенным государством, и это изменение делает легитимной... борьбу той части населения, для которой наше национальное и государственное существование небезразлично и которая не хочет принять этот результат» . Но признание запоздало - ч ехи потеряли не только свою национальную идентичность, но и большую часть суверенитета и, по словам В. Клауса, быстро растворяются в ЕС «как сахар в кофе» . Для сохранения суверенитета надо было думать о создании общей политической нации страны, о сохранении союза существовавших вместе много лет народов, а не о разделении чехов и словаков из-за конфликта национальных элит .

Распаду политической общности «советский народ» способствовал радикальный этнический национализм, раскрученный не без помощи внешних сил в начале 90-х годов .

И сегодня в Прибалтике власть ведёт откровенную шовинистическую политику, ориентируясь на создание моноэтнических государств, вытесняя из страны или насильственно ассимилируя русских, поляков, евреев и др. Внедрение принципа, что «прибалт» - это национальный герой, даже если он фашист, повинный в убийстве мирных жителей, а все «чужаки» - это враги, не может являться базой для создания политической нации, тем более, что доля «некоренного» населения составляет в Литве составляет 18%, в Эстонии - 32,7% и в Латвии - 41,8% .

То, что происходит в Эстонии, и происходит уже достаточно давно, надо называть своим именем: это расизм и ксенофобия, граничащие с фашистской идеологией.

Дмитрий Рогозин .

Во имя решения своих геополитических задач Запад потворствует радикальному национализму властей вновь образованных прибалтийских государств , который по предельно ослабляет страну, отдавая её под полный контроль Запада.

3. Этнический национализм

Что же такое национализм? Понятие «национализм» часто опирается на чувства и эмоции - одно из определений : «национализм - любовь к своему народу». Определение некорректно, ибо термин «народ» неоднозначен и националисты под своим народом подразумевают, как правило, «свой этнос», а не народ как надэтническую, политическую общность (граждан определённой страны). Многие националисты вкладывают в понятии нации «общее кровно-родственное происхождение» и считают «одной из важнейших задач восстановление биологического качества и охрану генетической чистоты Русской Нации» . Этническая принадлежность здесь - изначально данное и неизменное объединение людей «по крови», постоянная характеристика, получаемая человеком при рождении .

Но проследить кровно - родственные связи можно только в небольших сообществах и за небольшой период времени. Попробуйте определить кровно - родственные связи в России, где более 200 национальностей живут вместе в течение многих сотен лет.

Другие определения нации через «национальный дух», «национальное сознание», «национальный характер», «общность судьбы», «союз одинаково мыслящих людей», «проявление инстинкта самосохранения нации», «высшая ценность и формы общности» и т.д. также создают неопределённость понятия и массу возможностей для политических спекуляций.

Одни понимают термин «национализм» в позитивном смысле какмассовое бытовое чувство принадлежности к своему народу, как идеологическую основу национального государства. Другие считают национализм экстремистским движением, отождествляя его с шовинизмом (превосходство своего народа над другими и враждебность к чужим). Таким образом, термин используется в двух разных смыслах - этническом и политическом. В результате, оценка национализма в обществе крайне запутана от «это возвеличивание одной нации за счёт ущемления прав других, позорнейшее явление в истории человечества» до «выше национализма только Бог ».

«Национализм - превращение живого народного самосознания в отвлеченный принцип, утверждающий "национальное" как безусловную противоположность «универсального», и «свое родное» - как безусловную противоположность «чужеземного»... Как отвлеченный принцип, национализм основан на ложном разделении того, что в действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3) универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и дарованиях, обусловливается национальной средой и приводит к результатам всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм, греческая философия, римское право, арабское мусульманство… - создавали всеобщее из личного через национальное… Поэтому национализм, как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным, по существу (как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при современном прогрессе внешней культуры, физической невозможностью».

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. 1897 г.

В результате национализм отличается многообразием течений, многие из которых противоречат друг другу, а сам термин «национализм» многозначен, означает разные подходы :

1. Любовь к общей земле, расе, языку и исторической культуре.

2. Стремление к политической независимости, безопасности нации, её престижу.

3. Мистическую преданность туманному, иногда сверхъестественному социальному организму, который известен как нация и народ.

4. Догму о том, что индивидуумы живут исключительно для нации, которая есть цель в самой себе.

5. Доктрину, что данная нация является или должна быть господствующей среди других наций.

Этнический национализм при принятии решений делает акцент на чувствах и интуиции, а не на разуме; на исторической традиции, а не на рациональном историческом анализе; на расовой разнице между этносами, а не на их общих стремлениях .

Этнический национализм не является злом сам по себе. Все мы принадлежим к определённой этнической общности, отличной от других общностей. Чувство национального единства объединяет людей для решения внутренних и внешних задач. Но существует различие между этническим национализмом и радикальным этнонационализмом.

Основополагающим принципом этнического национализма является тезис о ценности собственной нации, как высшей формы общественного единства, в том числе в её первичности в государствообразующем процессе.

4. Радикальный этнический национализм

Радикальный этнонационализм как политическое движение стремится к отстаиванию любыми способами интересов исключительно определённой национальной общности в отношениях с другими этносами и с государственной властью, в том числе в ущерб другим этносам и государству в целом. Радикальный этнонационализм не делает разницы между нациями в этническом или политическом смысле, что приводит к неоднозначности терминологии и к возможности политических спекуляций.

Радикальный этнонационализм проповедует исключительность «своего» этноса, нетерпимость к людям, отличающимся в этническом плане, превосходство «своего этноса» или «государствообразующего народа» над другими. На жизнь государства он всегда влияет негативно, ибо такие идеи ведут к расколу общества, к этнической нетерпимости. Как правило, проповедниками данной идеологии являются амбициозные политические лидеры, склонные к вождизму.

Идея «навести порядок», поставив у власти «свой» народ и назначив внутреннего или внешнего врага, достаточно легко овладевает массами. Л егче переложить вину за ситуацию на легко идентифицируемого по этносу или религии врага, чем разбираться в истинных причинах происходящего. Этот приём широко используется политиками для достижения личных целей, неизменно приводя к негативному результату.

Так, популярный лозунг «Россия для русских!» у радикальных этнонационалистов звучит как претензия этнических русских на исключительные права, противопоставление русских всем остальным этносам. Но к чему ведёт сегодня этот лозунг и призывы русских националистов записать в конституцию положение о русских как о государствоообразующем народе? Да, великороссы создали основу российской государственности. Но к настоящему времени великорусский этнос, существование которого никто не отрицает, стал органической частью русской многоэтнической политической нации . Декларирование русского этнического национализма однозначно приведёт к взвинчиванию радикального этнонационализма прочих этносов - татарского, башкирского, кавказких народов и т.д., что создаст угрозу появления в России своего Майдана, разрушающего государство. И трудно себе представить, что в критический момент солдаты России будут подниматься из окопов в атаку с кличем «Россия для русских!», а не с призывом, способным мобилизовать весь народ на защиту государства: «За Родину!»

Лозунги этнонационалистов часто подхватывают авантюристы, фанатики, амбициозные карьеристы. Эта болезнь характерна и для русского радикального национального движения - оно разбито на мелкие группы, возглавляемые самозванными вождями. Так правило, вожди не способны к интеграции, конфликтуют между собой, затевают скандалы по поводу второстепенных идеологических различий, разрушая гражданскую общность. Стратегические цели и технология их достижения ими не рассматриваются. Это даёт основание предполагать, что многие лидеры этих групп или политически наивные люди или агенты неких организаций, заинтересованных в маргинализации протестного движения в России.

Для создания напряжённости в разрушаемой стране (например, в СССР) была искусственно стимулирована деятельность этнонационалистов, в том числе и русских . Возникли новые версии национальных историй, возрождены забытые национальные праздники, реконструируются и изобретаются национальные гербы и флаги. Вызывается повышенный интерес к этническим и генетическим изысканиями, разные этносы соревнуются в доказательствах того, что их народ самый древний и состоит в прямом родстве с шумерами, этрусками, древними греками, ацтеками и т.д. . В результате таких «научных» исследований выясняется, например, что Ной, Иисус Христос и Будда имеют украинское происхождение , украинский язык, самый древний в мире и является основой всех индоевропейских, кавказско-яфетических, прахамитских и прасемитских языков, а Овидий писал стихи на древнем украинском языке и геометрия на Украине применялась за 40 тыс. лет до рождества Христова. Звучат и утверждения, что к ультура Дагестана - самая древняя на территории Российской Федерации . За первенство в изобретении колеса борются туркмены и украинцы .

Легко представить, что сделает такой процесс, например, «в стране гор и языков» Дагестане, в Конституции которого записано положение, что «государственными языками Республики Дагестан являются русский язык и языки народов Дагестана» (более 30 языков, из которых письменными являются только 14 языков).

Признание права того или иного этнического меньшинства (или большинства) на политические или экономические привилегии ущемляет права других этносов, что нарушает принципы равенства и справедливости в обществе. Попытка реализовать подобную этническую привилегию запускает процесс деления государства на более мелкие этнические общности, претендующих на статус полноценных политических наций.

Этнический сепаратизм присущ небольшим этническим сообществам и, как правило, является деструктивным. Не имея политических и экономических условий, чтобы добиться реального национального суверенитета, эти сообщества, исторически не сумевшие создать государство, используют сепаратизм как политический инструмент для «торговли» с центральной властью ради получения всевозможных привилегий «титульного» этноса. Вопрос о стратегии развития этноса после отделения даже не возникает. Её заменяет демагогия, лозунги об освобождении от «оккупации» и необходимости абстрактного «национального возрождения». Двигателем этого процесса обычно являются эгоистические интересы лидеров.

Сама по себе этничность не порождает конфликт, но различные социальные группы используют этничность как инструмент для реализации собственных целей. Этот мощнейший инструмент технологии «разделяй и властвуй!» активно используется мировой финансовой мафией для уничтожения национальных государств. И потому лидеры «националистов» зачастую являются агентами влиянии иностранных спецслужб.

Часто, в результате политических манипуляций лиц, стоящих за спиной национальных движений, происходит «подмена цели». Так протестные настроения против этнических преступных группировок или мировых еврейских финансовых группировок превращаются в радикальный этнонационализм и антисемитизм. Но смешивать национальную преступную группу с этносом в целом является принципиальной ошибкой . Более того, преступной группе всегда выгодно обозначить «ложные цели», «размазать ответственность», перевести противодействие общества из правового поля в бессмысленный бунт толпы. Неудовлетворенность в любой сфере приводит к поиску «козла отпущения» в виде представителей других народов, а не к выявлению истинных причин происходящего.

Этнический национализм часто используется в политических конфликтах как прикрытие притязаний агрессора на территорию и на экономические ресурсы другой страны.

Принципиально, что этнических конфликтов в чистом виде не бывает. Конфликт между этническими группами происходит обычно не из-за этнокультурных различий, не потому, что арабы и евреи, армяне и азербайджанцы несовместимы, а потому что в конфликтах обнажаются противоречия между общностями людей, консолидированными на этнической основе. Поэтому широкая популярность идей радикального этнического национализма в современном мире говорит о серьёзных проблемах политических и экономических систем, об отсутствии диалога власти и общества.

Хотя неправомерно называть фашистами все движения, которые делают акцент на этнонационализме, множество из них ассоциируется с этнической, культурной и религиозной нетерпимостью, с экстремизмом, что ведёт к острым внутренним или межгосударственным конфликтам.

Радикальный этнонационализм противопоставляет себя политической нации, т.е. фактически уничтожат базу для государственной общности, что ведёт к разрушению национального государства.

Сегодняшний всплеск национализма в нашем обществе - во многом реакция на упрощённое отношение к этой проблеме в советское время: «Национализм - идеология, политика и практика, ставящие свою нацию в привилегированное положение и направленные на угнетение других национальностей, на создание вражды между ними» .

Идеалом национальной политики считается политическое и социальное равенство всех граждан без различия национальности и право каждой национальности на культурное самоопределение, то есть на устройство своего быта сообразно с требованиями своего национального сознания.

4. Политический национализм

Учёные различают этнонационализм («культурно - этнический национализм») и «политический национализм» (гражданский, государственный) . Различия между двумя типами существенны: этнический национализм основан на отрицании многообразия в процессе строительства государства, а политический национализм основан на признании единства многообразия в пределах государства и идеологии солидарности. Фактически это деление на национализм больших, созидающих наций, выстраивающих империи и цивилизации, и деструктивный, сепаратистский этнонационализм малых сообществ, не имеющих, как правило, политических и экономических условий, чтобы добиться реального национального суверенитета. Лидеры последних видят самостоятельность и независимость не как ответственность за свои действия и средство для развития страны, а как политический инструмент для достижения личного успеха, получения привилегий «титульного» этноса перед всеми остальными гражданами.

Политический национализм в качестве цели ставит гармонию нации и государства Он делает упор на политическую общность граждан определенного государства, на согласование интересов различных этносов. При этом принадлежность человека к нации отождествляется с гражданством. Людей объединяет их равный политический статус как граждан, приверженность общим политическим ценностям и общей гражданской культуре страны. Выразителями подобных идей былиГанди,Неру, Мандела, которые опирались на политический национализм при интеграции многоэтнического общества, противопоставляя егопринципу «разделяй и властвуй».

В современной России основная борьба идёт вокруг тезисов «является ли Россия многонационаьной страной», «имеют ли право национальные сообщества, входящие в Россию, на полный государственный суверенитет» и «необходимо ли закрепить конституционно роль русских как государствообразующей нации».

Безусловно, нация создаётся на базе того этноса, который являлся ведущим в процессе интеграции, у которого хватило политической мудрости создать государство - перейти от этнической общности к надэтнической политической общности - политической нации. Однако, часто используемое публицистам и политиками определение мононационального государства, якобы исходящее из ООН (наличие не более 20% граждан национальных меньшинств) является вымыслом. Такого определения нет и быть не может, ибо ООН понимает под нацией именно политическую нацию, граждан национального государства.

Например, Индия является одной из наиболее сложных в этническом отношении стран мира. В неё входит более 461 этносов, говорящих на 1141 языках, из которых 22 языка официально признаются конституцией . Индусский этнический национализм хиндиязычного большинства (на нём говорит 42% населения) являлся одной из причин гражданских войн. Поэтому элита страны была вынуждена отстаивать индийский политический национализм в противовес национализму хинди и меньшинств. Благодаря этой идеологии Индия сохраняет свою целостность.

В Китае доминирующим народом является хань численностью более 1,2 млрд человек (92% населения), а национальные меньшинства составляют более 55 неханьских народов численностью около 150 млн человек. Тем не менее, Китай пошел по пути создания китайской общегражданской общности - китайской политической нации, осуждая «великоханьский шовинизм» как представляющий угрозу китайскому государству, ибо он провоцирует сепаратизм и ведёт к распаду Китая. Образ китайской нации как общности всех граждан страны был создан несколько десятилетий назад и успешно справляется с задачей обеспечения национальной идентичности китайцев.

Показателен пример как этнонационалисты пытаются мешать созданию политической нации в Казахстане, где вожди, бывшие убеждённые ленинцы - интернационалисты, пришли к власти в 1991 году на волне национализма. Их национальная политика привела к массовому оттоку из страны не титульных наций. Доля «коренного» казахского этноса возросла до 65,2%, что позволило претендовать этнонационалистам на статус официальной государствообразующей нации, поскольку эта цифра близка к высосанному из пальца « международному опыту» (если государствообразующая нация превышает две трети населения, то государство считается мононациональным) . Стоит ещё раз заметить, что международное право распространяется на политические нации, а не на этносы. В реальности активная националистическая политика вытеснения «чужих» наций, « пришельцев… появившихся <на территории нынешнего Казахстана> в результате исторических катаклизмов» за 25 лет привела к уменьшения доли русских в 1,7 раза, украинцев в 2,9 раза, немцев в 5,2 раза.

Но власть смогла оценить угрозу, которую несёт государству радикальный этнонационализм и предприняла шаги по формированию общегражданской общности - политической нации. « Совет Ассамблеи народа Казахстана» в 2010 г. одобрил "Доктрину национального единства", формулирующую стратегическую задачу - достижение Национального Единства, основанного на признании общей для всех граждан системы ценностей и принципов» .

Доктрина призвана определить приоритеты и механизмы «обеспечения национального единства в Казахстане на основе гражданской идентичности, патриотизма, духовно-культурной общности, сохранения стабильности, межэтнического и межконфессионального согласия в обществе». Она определяет базовые принципы политического единства: осознание общностисудьбы каждого гражданина и государства независимо от этнической принадлежности, вероисповедания и социального положения.

Альтернативный национал-патриотический проект, выдвинутый «Организационным советом Народного движения “Защита независимости”», полностью отвергал необходимость создания государственной общности - политической нации. Основные положения проекта - «Казахскую страну (Қазақ елi) следует считать мононациональным государством …Для будущего казахской нации и других этнических групп являются опасными инициативы высшей власти - “евразийская идея” и политика “казахстанской нации”... Ошибочно считать, что в Казахстане свыше 140 национальностей и народностей …на Казахской земле (Қазақ елiнде) существуют только одна, т.е. государствообразующая казахская нация и другие этнические группы…, признать казахов государствообразующей нацией, а Казахстан переименовать в Казахскую Республику» . Этот проект был отклонен обществом и властью.

Тем не менее, и политический национализм имеет ряд системных проблем, связанных с господствующей идеологией. Например, политический национализм может основываться на коммунистических или социалистических доктринах. За основу может быть взят капитализм и либеральная идея (либеральный национализм), проповедующая приоритет прав личности, отводящая государству минимальную роль в общественной жизни. В другой трактовке политического национализма, напротив, утверждается, что нацию образуют люди, подчиняющие собственные интересы задачам укрепления и поддержания могущества государства (государственный национализм).

Радикальный государственный национализм так же как и радикальный этнонационализм, в предельном случае превращающийся в фашизм. Пример: Германия превыше всего! Сегодня это американская исключительность - навязываемое миру превосходство американской политической нации, которая ставит себя выше норм международного права, преследуя свои интересы, разрушает одно за другим государства - СССР, Югославию, Афганистан, Ирак, Египет, Ливию…