Инфантильный ребенок в школе. Что значит инфантильный человек – понятие, признаки, виды инфантилизма, как избавиться от инфантильности Психическая незрелость взрослого

Основные симптомы:

  • Бледность
  • Вялость
  • Игнорирование чувства ответственности
  • Легкомысленность
  • Нарушение концентрации внимания
  • Нарушение процесса дефекации
  • Неподчинение дисциплине
  • Непродуманные решения
  • Неспособность к принятию решений
  • Неспособность к самостоятельному выбору
  • Отсутствие беспокойства о завтрашнем дне
  • Отсутствие волевых качеств
  • Постоянный поиск поддержки у взрослых
  • Слабая мотивация к обучению
  • Снижение мышечного тонуса
  • Стресс при необходимости выйти из зоны комфорта
  • Увеличение объемов живота

Инфантильными считаются люди, которые в любом возрасте проявляют поведение ребенка. Инфантилизм называют «детскостью» («инфантилис» - детский), термин выступает как синоним наивного, детского подхода к решению взрослых проблем, бытовых отношений, способности принимать ответственные решения.

Характерные представители инфантилизма - клабберы, движение которых началось в США около 50 лет назад, затем перешло в Западную Европу и в конце прошлого века - в Россию. Весь смысл жизни клабберов заключается в трате огромного количества денег на гардероб и посещение модных клубов. Причем клабберы живут «на широкую ногу» за чужой счет: чьи это деньги и что будет завтра, таких людей не волнует.

Если говорить об инфантилизме у мужчин, это, скорее всего, будут мужья, которые каждый вечер идут в гараж (полуразваленный, с древним автомобилем - неважно), куда не должна ступать чужая нога. Но это может быть и супердорогой ночной клуб, главное, что инфантил действует и живет по собственным придуманным правилам, далеким от реальности.

Если говорить об инфантилизме у женщин, это обиженные на жизнь и на бывших мужей жены, собирающиеся на ежевечернее обсуждение мужчин, с которыми были. Это могут быть и женщины, главная цель которых - «богемная» жизнь, плавный переход из одного дорогого клуба в другой, постоянное обновление гардероба дорогими вещами.

Причины

По мнению психологов, причина психологического инфантилизма в неправильном воспитании детей. На самом деле все зависит от типа расстройства, можно быть инфантилом без родительского воспитания и с хорошим воспитанием, нарушая правила отношений в семье, установленные матерью и отцом.

Воспитание в семье влияет на развитие детей и может дать «старт» заболеванию. Например, если родители не воспринимают подростка серьезно, принимая за него решения, не позволяя действовать самостоятельно. Бывают обратные ситуации, когда предъявляются высокие требования не по возрасту.

В зоне риска находятся дети, воспитывающиеся одним из родителей: матерью или отцом. Считается, что в этом случае наблюдается перекос развития в мужское или женское начало, который приводит к отсутствию здоровой самостоятельности. Особенно это проявляется, если девочку воспитывает отец, а мальчика - мать или бабушка. Правильное развитие происходит при одновременном равном взаимодействии в семье отца и матери в воспитательном вопросе.

Физиологический и психический инфантилизм может возникнуть по таким причинам:

  • наследственная предрасположенность;
  • интоксикации во внутриутробном периоде, ;
  • поражения головного мозга в результате тяжелых заболеваний;
  • черепно-мозговые травмы;
  • гиперопека - тотальный контроль над поступками ребенка, завышенное внимание, чрезмерная забота.

При патологии поражаются лобные доли головного мозга, которые отвечают за контроль над высшей психической деятельностью, формированием мотивации, целенаправленным социальным поведением.

Причины инфантилизма половых органов - постоянная интоксикация и нарушение гормонального фона. Среди других провоцирующих факторов у женщин:

  • регулярные строгие диеты;
  • недоразвитие яичников;
  • болезни сердца и щитовидной железы.

У мужчин - врожденные аномалии строения репродуктивных органов (маленький размер пениса или его отсутствие, раздвоенный пенис, отсутствие головки или яичек и так далее). Зачастую эта форма болезни сочетается с физическим и психическим недоразвитием.

Классификация

Виды инфантилизма условно различают по следующим критериям.

По возрасту:

  • детский инфантилизм;
  • подростковый инфантилизм;
  • взрослый.

По этиологии:

  1. Психофизический инфантилизм - развивается на фоне тяжелых соматических расстройств, истощающих нервную систему.
  2. Психический - незрелость психического развития, при котором поведение не соответствует возрасту.
  3. Физиологический инфантилизм - замедление физического развития, соматических органов и систем организма.
  4. Органический инфантилизм - развивается на фоне поражения нервной системы, обусловленного ЧМТ, внутриутробной асфиксией, или воздействием инфекции.
  5. Психологический инфантилизм - результат изнеженного отношения к ребенку или, наоборот, деспотического влияния. Отличается от психического причинами возникновения.
  6. Половой инфантилизм - задержка сексуального формирования, часто сочетающаяся с отставанием в психическом и физическом развитии.
  7. Правовой - низкий уровень ответственности при желании получить высокий результат без осознания последствий, но с осознанием своего поведения.
  8. Социальный инфантилизм - нарушение социализации (интеграция в социальную систему).

По половой принадлежности:

  1. Женский инфантилизм.
  2. Мужской инфантилизм.

По степени тяжести:

  1. Частичный - физическое развитие ребенка опережает развитие психики, ребенок полностью зависит от родителей.
  2. Тотальный - отстает развитие психики и физических данных, внешний вид и поведение соответствуют раннему возрасту.

По локализации:

  1. Кишечный инфантилизм - , недостаточность всасывания полезных веществ (жиров и углеводов) кишечником, относится к пищеварительным расстройствам.
  2. Генитальный инфантилизм.
  3. Инфантилизм матки - гипоплазия, задержка или остановка развития матки на уровне подростка или маленькой девочки.

Заболевание может быть врожденным и приобретенным.

Симптомы

Главный признак инфантилизма - жизнь в собственной ограниченной «песочнице», возможно с такими же единомышленниками, но по своим правилам, чаще похожими на правила какой-либо игры. Какая именно это будет «песочница» - не важно, главное - выполнение правил игры.

Инфантилы не развиваются с возрастом и сохраняют поведение, присущее раннему возрасту. Инфантилизм у взрослых может проявляться не только в психологических явлениях, но и в чертах лица и фигуре.

Обобщенные признаки психического инфантилизма у детей:

  • неспособность принимать решения;
  • неумение и нежелание брать ответственность как за себя, так и за любого другого человека или животное;
  • непродуманные решения, когда человек не задумывается о последствиях;
  • постоянные поиски поддержки у взрослых;
  • следование сценариям, заложенным в семье с раннего детства;
  • боязнь выйти из зоны комфорта;
  • отсутствие беспокойства о завтрашнем дне;
  • неспособность к самостоятельному выбору;
  • слабая мотивация к обучению;
  • непонимание общепринятых правил поведения и нежелание им следовать, неподчинение дисциплине;
  • отсутствие или снижение волевых качеств;
  • неустойчивое внимание, поспешные суждения, неспособность к анализу, эксцентричность, легкомысленность, беззаботность;
  • склонность к фантазиям;
  • эмоциональная безудержность, быстрая смена настроения от жизнерадостности к агрессии, но обычно у такого ребенка не возникает желания кому-то целенаправленно причинить вред;
  • неспособность к оценке ситуации и поиска выхода из нее;
  • неспособность держать дистанцию с чужими людьми;
  • патологическая привязанность к одному родителю (чаще к матери).

Синдром психического инфантилизма становится заметным и проявляется более отчетливо в школьные годы, чаще в подростковом периоде. Такие дети остаются в классе на второй год, заводят друзей младше себя, не живут коллективными интересами, предпочитают игры, а не учебу. Во взрослой жизни не способны на глубокие искренние чувства. Общественная дезадаптация усугубляет отставание в психическом развитии.

Инфантильные дети сильно отличаются в интеллектуальном плане от аутистов и детей с умственной отсталостью. Они продуктивны, способны мыслить логически и абстрактно, переносить знания на поставленные задачи.

Это гармонический инфантилизм, который, в отличие от дисгармонического, не приводит к изменению личности. Дисгармоническая форма заболевания наблюдается у больных шизофренией, у лиц с истерическими расстройствами.

Психически инфантильные дети отличаются от психологических тем, что последние теоретически в состоянии принимать решения соответственно своему возрасту, но практически этого не происходит. Они привыкли, что за них всегда принимает решения кто-то другой.

Врожденная или приобретенная целиакия может быть самостоятельным заболеванием или осложнением другой патологии. Проявления заметны с двухлетнего возраста. Основные симптомы:

  • нарушение дефекации (пенистый, кашицеобразный, обильный стул);
  • вялость;
  • плохой аппетит;
  • бледность;
  • снижение мышечного тонуса;
  • увеличенный живот;
  • нарастающая дистрофия.

Признаки генитального инфантилизма:

  • миниатюрное телосложение женщины;
  • зауженные плечи и таз;
  • небольшой рост;
  • характерна поздняя менструация, сопровождающаяся болезненностью, скудными выделениями, нерегулярностью, диспепсией, головной болью, обмороками;
  • либидо слабое, молочные железы слабо развиты, волосы в подмышечной впадине и на лобке отсутствуют.

Болезнь у женщин разделяется по степеням тяжести, в зависимости от развития матки:

  1. Генитальный инфантилизм 1 степени - редкая форма врожденных половых аномалий, характеризующаяся недоразвитой (рудиментарной) маткой длиной до 3 см, длинной шейкой, непропорциональными половыми губами, большим клитором, отсутствием месячных и фертильности, восстановить которую невозможно.
  2. 2 степени - инфантильная матка, размер более 3 см, как у 10-летней девочки, высоко расположенные половые железы, длинные и извилистые фаллопиевы трубы. Менструация скудная, болезненная. Лечение возможно, но очень длительное.
  3. 3 степени - гипопластическая матка, размер не больше 6 см. Чаще всего это следствие воспаления репродуктивных органов в детском или подростковом возрасте. В некоторых случаях патология регрессирует во время гестации.

Основное проявление у мужчин - маленький половой член, длиной в 1,5–2 раза меньше средней длины, присущей возрасту. У таких мужчин снижено или отсутствует сексуальное влечение, характерна самопроизвольная эякуляция, спонтанная эрекция.

Мужчина не в состоянии наладить контакт с женщиной, не способен на интимную близость. Часто внешний вид больных не соответствует возрасту. Такая клиническая картина может развиться на фоне тяжелых психических отклонений.

Признаки инфантилизма зависят от форм заболевания, причин возникновения, степени тяжести.

Диагностика

Диагностика психофизических форм болезни включает такие методы:

  1. Беседа со специалистом - психиатр задает уточняющие вопросы, по которым оценивает адекватность человека, адаптационные способности, готовность к обучению, эмоционально-поведенческие реакции, способность поддерживать беседу.
  2. Рисуночные тесты - используются при обследовании детей дошкольного и школьного возраста. Ребенка просят нарисовать дерево, дом, человека, животное. Больной ребенок не способен придерживаться инструкции, упрощает элементы рисунка.
  3. Интерпретация ситуаций - используются различные тесты для школьников, больной ребенок не может объяснить чувства людей на изображениях.
  4. Анкеты - опросники для школьников старше 10 лет, позволяющие выявить психоэмоциональную неустойчивость.

Для выявления половых инфантильных расстройств применяют сонографию, антропометрию, анализ на гормоны, гинекологический осмотр.

Целиакия неспецифична в проявлениях, поэтому сложна в диагностике. При обследовании выясняют жалобы, собирают анамнез, проводят лабораторный анализ (иммуноферментный) с определением биомаркеров. Выполняется гастроэнтероскопия, биопсия.

Лечение

Схемы лечения инфантилизма подбираются с учетом вида заболевания и тяжести течения. При органических поражениях терапия направлена на борьбу с основной патологией, при психогенной форме осуществляется психологическая коррекция.

При выраженных поведенческих расстройствах назначают психотропные средства, антидепрессанты, нейролептики, транквилизаторы. Психотерапия заключается в работе психолога с эмоциональными и поведенческими установками больного, обучении адаптации и функционированию в обществе, в беседе с родителями.

Лечение целиакии заключается в диетическом питании, приеме больших доз витаминов, ферментных препаратов. При тяжелом течении требуется переливание крови.

Лечение генитального инфантилизма заключается в применении гормоносодержащих препаратов, витаминов, соблюдении режима сна, отдыха, питания. Помогает курортное лечение, физиотерапия, гинекологический массаж. Для лечения мужчин-инфантилов с половой дисфункцией используются методики реконструктивной хирургии, гормонотерапия, диетотерапия.

Инфантилизм психический (лат. infantilis младенческий; детский; синоним психическая незрелость) - это психопатологическое состояние, характеризующееся детскостью, незрелостью психики. В основе инфантилизма психического лежит задержка темпа психического развития.

Виды:

Различают следующие виды инфантилизма психического.
врожденный (конституциональный) и приобретенный (постнатальный);
общий (тотальный) и частичный (парциальный, или дисгармонический);
органический инфантилизм психический;
соматогенно обусловленный инфантилизм психический;
психогенно обусловленный инфантилизм психический.

Симптомы:

В клинической картине инфантилизм психический условно можно выделить симптомы, связанные с нозологической принадлежностью, и общие симптомы. При общем инфантилизме черты детскости проявляются в физическом и психическом складе субъекта (психофизический инфантилизм), т.е.
психические и физические признаки незрелости гармонически сочетаются.

У таких детей отмечается отставание в росте и весе (при этом сохраняются пропорции тела), а также особенности мимики и жестикуляции, свойственные более раннему возрасту. В психическом складе личности на первый план выступает незрелость эмоционально-волевой деятельности; при относительно сохранном интеллекте мышление отличается конкретностью, незрелостью суждений, преобладанием поверхностных ассоциаций над логикой.

Слабо выражена способность к интеллектуальному напряжению и концентрации внимания. Возникает быстрая утомляемость от деятельности, требующей волевого усилия, в то же время отмечается неутомимость в играх. Наблюдаются нестойкость интересов, постоянное стремление к переменам впечатлений, особый интерес к новым острым ощущениям («сенсорная жажда»).

Характерны непосредственность и непоследовательность в высказываниях и поступках, недостаточная самостоятельность и повышенная внушаемость. Настроение отличается неустойчивостью, легко возникают аффективные вспышки, которые также быстро проходят.

Дисгармонический инфантилизм психический можно определить как психопатический, т.к. инфантильные черты органически входят в структуру психопатической личности, чаще истерической и неустойчивой. При этом наряду с выраженной (заостренной) инфантильностью отчетливо выступают дисгармоничность психических свойств, раздраженность и неуравновешенность, нарушение поведения, которое подчиняется прежде всего желаниям настоящего момента. Признаки незрелости психики нередко сочетаются с нормальным или даже опережающим физическим развитием.

Органический инфантилизм психический возникает вследствие органического поражения ц.н.с. (черепно-мозговой травмы, инфекционных болезней, интоксикаций и др.), при этом психическая незрелость отмечается на фоне легко протекающего психоорганического синдрома.

Соматогенно обусловленный инфантилизм психический возможен при эндокринных нарушениях, хронических истощающих заболеваниях, а также при поражениях некоторых внутренних органов (печени, почек, сердца и др.). При этом наряду с проявлениями основного заболевания, например врожденным гипогонадизмом, гипофизарным субнанизмом, легкими формами гипотиреоза при эндокринных нарушениях, наблюдается психическая незрелость, которая отмечается на фоне постоянной астении с преобладанием психической истощаемости.

Психогенно обусловленный инфантилизм психический чаще возникает вследствие изнеживающего воспитания и гиперопеки. Поведение таких детей характеризуется эгоцентризмом, капризностью, постоянным стремлением к признанию и сочувствию, вытекающее из самовлюбленности. Направленные притязания сочетаются с беспомощностью, что приводит подчас к социальной несостоятельности, несмотря на сохранный, а иногда и высокий интеллект.

Психический инфантилизм может развиться при шизофрении особенно если она началась в раннем детском возрасте, когда под влиянием заболевания наступила вторичная задержка психического развития. В этих случаях признаки инфантилизма сочетаются с такими характерными для шизофрении изменениями личности, как аутизм, манерность, негативизм, эмоциональное оскудение и др.

Лечение и профилактика:

Лечение и профилактика должны быть направлены на основное заболевание, вызвавшее задержку развития. Показаны симптоматическая терапия и лечебно-оздоровительные мероприятия, а также меры лечебно-педагогического воздействия.

При выраженности психических отклонений применяют психотропные средства (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты, ноотропы). Социальная реабилитация больных требует индивидуального подхода, соответствующей организации обучения, трудового приспособления и трудоустройства.

Большинство взрослых, состоявшихся людей с особой теплотой и радостью вспоминают минувшие дни своего детства. Вернуться, хоть и мысленно, в этот сложный и красочный период, пережить ключевые моменты взросления и вновь почувствовать себя первооткрывателем – бесценный дар нашей памяти. Но что делать, если человек так и не преодолел необходимые границы, остался в плену детских представлений о мире и продолжает жить, словно взрослый ребёнок? Инфантилизм – это проблема современности или отсутствие стереотипов и мощный потенциал к развитию?

– это детскость, незрелость или неразвитость психики.

Инфантильный человек – это человек, в поведении которого доминирует незрелое поведение, неготовность брать ответственность на себя и самостоятельно принимать решения, отсутствие жизненных целей и стремление что-то поменять в себе и в своей жизни в целом.

Инфантильное расстройство личности подразумевает под собой наличие у взрослого человека черт и поведения, характерных для ребёнка. Психологи утверждают, что такое расстройство встречается наиболее часто в их практике и является базой для других проблем в жизни субъекта.

Особенно остро эта проблема встала после 1990 года, когда система ценностей в нашей стране претерпела изменение. Школы перестали брать на себя функцию воспитания, а у родителей не было на это времени, т. к. им приходилось адаптироваться под новые условия существования зарождавшегося государства.

Виды инфантилизма

  1. Психический инфантилизм (психологический инфантилизм ). Замедленное взросление ребёнка. Его психические качества формируются с опозданием и не соответствуют возрасту. Это нарушение не имеет ничего общего с задержкой умственного развития.
  2. Физиологический инфантилизм . Замедленное или нарушенное телесное развитие вследствие кислородного голодания или инфицирования плода во время беременности.

Признаки инфантильности

Инфантильная жизнь субъекта проявляется на разных уровнях существования: от отношения к собственному здоровью, до представлений о браке и процесса создания семьи. Характер и мышление инфантильного человека мало чем отличается от характера и мышления ребёнка. Незрелость субъекта проявляется как с психологического, так и с социального ракурса. Перечислим следующие основные признаки инфантилизма, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

  • Несамостоятельность.
  • Неумение принимать самостоятельные решения.
  • Отсутствие желания решать проблемы по-взрослому.
  • Отсутствие желания развиваться.
  • Отсутствие целей в жизни.
  • Эгоистичность и эгоцентричность.
  • Непредсказуемость.
  • Неадекватность.
  • Безответственность.
  • Склонность к зависимостям.
  • Иждивенческие наклонности.
  • Пребывание в своём мире (нарушения восприятия).
  • Сложность в общении.
  • Неспособность к адаптации.
  • Гиподинамия.
  • Малый заработок.
  • Отсутствие социального продвижения.

Приспособленец и иждивенец

Инфанты не спешат брать на себя ответственность. Они прячутся за спиной родителей, жен, друзей.

Играючи

Ребенок с младенчества, через игру открывает мир. Инфант живет игрой: бесконечные тусовки, игры онлайн, чрезмерный шопоголизм, часта смена любимых гаджетов (даже если он не может себе их позволить) и т.д.

Инфантильный человек замкнут на своей личности, но при этом не привык к сложным размышлениям и не углубляется в интроспекцию и самоанализ. Из-за этого ему тяжело понять, что ощущает другой человек, трудно поверить, что люди воспринимают мир по-разному. Отсюда вытекает неумение учитывать интересы других. Поэтому зачастую такие люди испытывают определённые трудности в общении с окружающими. Им тяжело входить в контакт. У них в ходу фраза «меня никто не понимает ». Однако они и сами не прикладывают усилия, чтобы понять других.

Отсутствие жизненных целей

«Когда я рожу внуков? К чему я стремлюсь? Что вы меня грузите!? Мне и так хорошо! Я еще не нагулялась/-лся» - такова позиция инфантильного человека.

Инфантильная личность не способна анализировать те или иные ситуации и прогнозировать их развитие, не задумывается о будущем, не строит планы. Инфантильность особенно хорошо иллюстрирует себя, когда личность не в состоянии выстроить определённые стратегии в своем поведении для разрешения задач, достижения целей. При этом такой человек, достигая цели, старается избежать сложных схем поведения (требующих сил и времени), принятых в обществе, и довольствуется исключительно теми результатами, которые смогут удовлетворить его сиюминутную потребность. Таким образом, инфантильность – это еще и неспособность выстраивать многоходовые комбинации в поведении.

«Откуда ноги растут»

Чтобы понять, что перед нами инфантильная личность, необходимо прежде всего обратить внимание на её взаимоотношение с родителями. Если общение с ними строится в равноправном ключе и субъект проявляет заботу о них, то это хороший знак. Если же наблюдается активное вторжение родителей в пространство субъекта, окружение его чрезмерной опекой, проявление навязчивого поведения, и при этом человек не способен прервать этот поток родительской заботы, перенести их общение на другой день и лояльно относится к такому нездоровому вниманию, то это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что перед нами этакий Питер Пэн – диснеевский герой, который не хотел взрослеть.

«Главная забота в жизни - достичь беззаботной жизни»

Признаки инфантильности можно видеть и в тех ситуациях, когда человек постоянно стремится к перекладыванию ответственности на других. Ответственность – это качество, противолежащее инфантильности. Инфантильный тип личности часто демонстрирует беззаботное поведение, примеряет на себя маску шута, стремится больше веселиться и развлекать окружающих. Однако внутри его могут жить и другие настроения, но, несмотря на это, он будет продолжать отыгрывать клоуна, из-за того, что такая роль «души компании» облагается минимальной ответственностью.

С социальной точки зрения , инфантильный субъект почти всегда будет малообеспечен, у него будут сложности в поисках работы, в продвижении по карьерной лестнице.

Даже на физиологическом уровне инфантильность накладывает свой отпечаток. Такие люди имеют специфическое выражение лица с оттенком презрения или иронии. Уголки губ приспущены, складки носогубного треугольника застыли как бы в отвращении к чему-либо.

Когда зарождается инфантилизм

Психологи считают, что инфантильность зарождается при неблагоприятных условиях воспитания в период с 8 до 15 лет. На начальных этапах проблема инфантильности проявляет себя в виде истерик, манипуляций, неподчинения родителям, безответственного подхода к процессу обучения.

Психологи считают, что причины инфантильности нужно искать в детстве, семье и воспитании. Иногда родители, сами будучи инфантильными, подают плохой пример своим детям. Они становятся причиной незрелости ребёнка. Инфантильность у взрослых откладывает отпечаток на их потомстве. Но также и чрезмерное влияние родителей, и другие ошибки в воспитании, когда родитель стремится навязать сильные эмоциональные связи ребёнку, деспотично лишает его самостоятельности, а иногда даже препятствует ему высказывать своё мнение, приводят к печальным последствиям. Такое поведение связано прежде всего с гипертрофированным желанием контролировать своих детей, их судьбу и развитие.

Страх за своё потомство в нашем обществе иногда принимает гротескные формы, приводя к такого роду нарушений – полному подчинению и фиксации мышления ребёнка на родителе. С другой стороны, существует, неоправданная с точки зрения этики, позиция родителя по отношению к ребёнку,которая приводит к появлению у него т. н. синдрома Золушки. В таком случае человек обзаводится детьми исключительно из эгоистических соображений, намеренно укладывая развитие ребёнка в «прокрустово ложе» служения самому себе или своим представлениям.

Постоянное давление такого рода, возведённое в Абсолют, плавно перетекает и во взрослую жизнь человека. Родителям очень сложно перестроиться и перестать видеть в уже взрослом человеке своего ребёнка и поменять связанные с ним вышеперечисленные модели поведения. Мать или отец продолжает неотступно следовать за ним, бомбардируя его звонками, нагружая сотней советов, влезая в личную жизнь. Полноценная личность встречает такую агрессивную опеку жёстким сопротивлением. Однако инфантильный человек принимает и легко смиряется с ней, оправдывая такое вторжение в личное пространство родительской любовью. На самом же деле происходит подмена понятий, а «любовь к родителям» скрывает за собой страх перед ответственностью и самостоятельностью.

Рано или поздно ошибочный подход в воспитании приведёт к ассоциации родителя и ребёнка. Психологическое пространство первого постепенно сольётся с психологическим пространством второго, объединяя две раздельные социальные и психологические единицы «я» и «она» («он») в одно единственное «мы». Инфантильный человек не сможет действовать отдельно, вне этой связки.

Однако современная проблема инфантильности – это также и проблема нехватки времени. Воспитание ребёнка требует постоянного сосредоточения на его развитии. Не все родители могут позволить себе это из-за постоянной занятости. В таком случае родительское влияние замещается другими вещами:

  • просмотром фильмов,
  • компьютером,
  • прослушиванием музыки.
  • и т.д.

Такой суррогат воспитания не приносит особой пользы, но, напротив, вырабатывает в ребёнке иллюзию вседозволенности, манипулятивный подход к окружающим.

Психологи также забрасывают камень и в огород современной школьной системы образования. Как утверждают специалисты, сегодняшние школы «калечат детей». Каждый человек имеет т. н. сензитивные периоды в развитии, когда он наиболее открыт для восприятия нужной ему информации и обучения необходимым навыкам (прямохождение, речь и т. д.). Школьный период, который совпадает с сензитивным периодом усвоения социальных норм (с 7 до 14 лет), к сожалению, считается неблагополучным для взросления.

Сегодняшние школы, концентрируются исключительно на знаниях об общеобразовательных предметах, отбрасывая процесс воспитания. Подросток не получает необходимого представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо ». Такой пробел в нравственном становлении личности закрепляет инфантильные паттерны, приводя, в конечном итоге, к незрелости. С 14 лет наступает сензитивный период, в котором личность стремится к самостоятельности. Школьная скамья вновь не позволяет ему реализоваться в этом желании, ограничивая его рамками обучения. Таким образом, пропущенные периоды становления личности приводят к десоциализации и несамостоятельности – основным признакам инфантилизма.

Как проявляется инфантильность у мужчин, у женщин, у детей

Инфантилизм имеет гендерную дифференциацию. Им могут страдать как мужчины, так и женщины. Специалисты утверждают, что мужская инфантильность, ничем не отличается от женской. Основная масса различий в проявлении инфантильности у полов и различных возрастных групп кроется в социальных взглядах на эти группы.

Половой признак инфантилизма имеет место: и мужчина, и женщина могут быть инфантильными. В данном случае симптоматика проблемы имеет мало различий, однако, она приобретает свои особенности, если смотреть на неё сквозь призму общественных установок. Социум предъявляет к мужчине больше требований. Инфантильный мужчина чаще осуждается в обществе, нежели инфантильная женщина (сравните фразеологизмы «маменькин сынок» и «папина дочка» и обратите внимание на наличие большей отрицательной окраски у первого по отношению ко второму ).

Инфантильность у мужчин свидетельствует о неблагонадёжном экономическом состоянии, неспособности найти вторую половинку, создать семью и обеспечивать её.

На инфантильность у женщин окружающие часто смотрят сквозь пальцы, а иногда и поощряют девушку быть немного ребёнком. Это связано с тем, что мужчине зачастую приятно находиться в обществе несамостоятельной женщины, о которой надо заботиться, укрепляя и подчёркивая тем самым свой статус добытчика и репутацию лидера. А женщине, в свою очередь, зачастую импонирует роль зависимой и ведомой, у которой есть свой «хозяин», что значительно облегчает её существование в плане принятия решений и соответствует устоявшейся в обществе гендерной роли.

Инфантильность у детей

Однако зачатки незрелости можно разглядеть и у ребенка. Инфантилизм - это то, что и должно быть присуще детям и это вполне соответствует норме. Тем не менее можно предугадать тенденцию к переносу этого состояния во взрослую жизнь, если обратить внимание на отношение родителей к своему ребенку. Если он постоянно уклоняется от обязательств и ответственности, а родители потакают ему в этом, то имеются все шансы, что он вырастит незрелым. Также преобладание игровой сферы над учебной, в жизни ребенка, может плохо сказаться на его развитии.

Инфантильность у детей, которая проявляется во время учёбы может насторожить педагогов. В таком случае они говорят о наличии предпосылок, сигнализирующих о проблеме с взрослением. К таким факторам относятся преобладание игровых мотивов на занятиях, неусидчивость, сложность в сосредоточении, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость, истеричность. Часто такие дети не могут включиться в общую работу на уроке: задают отвлеченные вопросы, не выполняют задания. Их круг общения состоит из детей младше себя. Это может свидетельствовать о замедленном развитии ребенка (психологический инфантилизм) и привести к проблемам становления личности. Такие дети часто становятся замкнутыми, страдают неврозами.

Инфантильность - это проблема или нет?!

Психологи не дают вводить себя в искушение, чтобы хоть как-то оправдать инфантильность. Для них это не отдельный образ жизни, не другой взгляд на мир и тем более не принадлежность к какой-либо субкультуре. По мнению специалистов, это именно проблема, характеризующаяся прежде всего невозможностью добиваться успеха в самореализации личности в тех или иных социальных рамках.

Стоит отметить, что несмотря на непригодность к взрослой жизни, такие люди часто демонстрируют высокий творческий потенциал. Инфантильный образ жизни, который часто проходит на фоне отсутствия каких-то рамок и самоограничений, стимулирует работу правого полушария мозга у человека. Повышенная активность творческого центра приводит к мечтательности, погружению в фантазии. Такие люди могут быть хорошими художниками или музыкантами.

«У детей не может быть детей». Сергей Шнуров об инфантильности и о том, кто такой зрелый мужчина.

Как проявляется инфантильность в отношениях

Любые контакты инфантильного человека со зрелыми с психологической точки людьми будут вызывать с их стороны раздражение и приводить к конфликтам. Состоявшаяся личность ожидает от своего окружения тех же адекватных действий, которыми руководствуется она сама. Незрелый субъект, который не отличается способностью чётко воспринимать окружающий мир и адаптироваться под обстоятельства, будет вызывать у полноценной личности некоторые сложности в общении с собой и даже раздражение по отношению к себе.

Неправильная стратегия воспитания оставляет в психике человека неизгладимый след. Поэтому, общаясь с людьми, такой человек будет неосознанно тянуться к тем, кто займёт по отношению к нему позицию родителя. Ведь в остальных случаях его инфантильность в отношениях будет наталкиваться лишь на конфликты.

Так, например, подыскивая себе пару, инфантильные юноши или девушки прежде всего будут стремиться найти себе вторую маму или второго папу, соответственно (зачастую за них это делают их родители, выступая в роли свахи). Если им это удаётся, и партнёр, который будет полностью отыгрывать необходимую им роль, найден, то можно говорить об удачном стечении обстоятельств.

Обычно избранниками таких людей становятся старшие по возрасту, социально активные личности. Однако в таком случае конфликт не исчезнет. Он автоматически перетекает в плоскость отношений новой «мамы» или нового «папы» с биологическими родителями инфантильного субъекта. Между ними может развернуться конкурентная борьба за опеку над «ребёнком». Победителями этой борьбы обычно становятся настоящие мамы или папы, которым удаётся оттеснить жен или мужей, и занять привычное им господствующее положение над своим ребенком. Естественно, что в таком случае конфликт отразится и на молодой семье, зачастую приводя к её распаду.

Инфантильный человек прекрасно осознаёт свою ситуацию и те проблемы, которые из неё вытекают. Отчасти он даже признаёт, что живёт неполноценной жизнью и не отрицает связанные с этим испытываемые страдания. Однако психологи считают, что ни один незрелый субъект ни за что не станет меняться самостоятельно. Ему тяжело делать самостоятельные шаги по направлению к позитивным изменениям, выходить из своей зоны комфорта.

Как бороться с инфантильностью ? Психологи утверждают, что бесполезно пытаться менять таких людей неспециалистам. Если мамы и папы не приучили ребёнка к самостоятельности на этапах, когда закладываются эти основы, и их чадо выросло неуверенным и беспомощным человеком, то здесь может помочь только психолог.

Поэтому если проблему удалось обнаружить на ранних этапах (в подростковом периоде), то не стоит тянуть с визитом к специалисту. Положительных изменений можно добиться только за счёт групповых консультации у психолога. При этом чем старше человек, тем тяжелее ему будет измениться.

Чтобы не доводить эту проблему до кабинета психолога, родители должны правильно организовать процесс воспитания. Существуют методики, которыми делятся психологи, рассказывая, как избавиться от инфантильности:

  1. Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение, обговаривайте те или иные проблемы. Вместе обсуждайте семейный бюджет. Это повысит в нем уверенность, даст понять, что он находится на равных со своими родителями, как в плане прав, так и в плане ответственности.
  2. Не позволяйте ребёнку закрываться в зоне комфорта. Узнайте, какие трудности он испытывает. Время от времени создавайте ситуацию, при которой он будет испытывать сложности, чтобы тот самостоятельно их преодолевал.
  3. Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Дети, занимающиеся спортом, по статистике становятся более ответственными и целеустремлёнными.
  4. Побуждайте ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста.
  5. Проводите работу над ошибками. Разъясняйте в каких ситуациях ребенок был прав, а в каких – нет.
  6. Избегайте мыслить категорией «мы» в отношении детей. Разделите это понятие на «я» и «ты». Это позволит им быть более самостоятельными.
  7. Детский инфантилизм поддаётся коррекции медикаментозным способом. Психоневролог может прописать препараты (ноотропы), улучшающие мозговую деятельность, память, концентрацию.

Приведём несколько советов психолога, которые покажут, как повзрослеть мужчине или как повзрослеть девушке :

  1. Осознайте, примите тот факт, что вы инфантильная личность.
  2. Намеренно поставить себя в ситуацию, которая требует самостоятельного принятия решения: устроиться на работу, где будет некоторая ответственность.
  3. Завести питомца, о котором придется заботится и ухаживать. Это приведет к постепенному привыканию к ответственности.
  4. Попросить близких не потакать их инфантилизму.
  5. Выйти из зоны комфорта – переехать в другой город, начать новую жизнь.

Сегодня, в нашей стране наблюдается явный перекос в сторону женского воспитания. В школе нас обучает женщина, дома — мама и бабушка, в университете преобладают женщины педагоги… Образ мужчины, отца, защитника, кормильца и война сходит на нет, что приносит свои плоды - мальчики не способны принимать решения, поздно женятся, разводятся, не могут построить карьеру.

Решение : нужно восстановить гармонию мужского и женского начала. Ругайте отца в кулуарах, но ни как не на глазах ребенка. Давайте ребенку возможность самому решать жизненные проблемы: малышу предложите самому решить какие ботиночки одеть для прогулки, подростку разрешите помочь вам прибить гвоздь или возможность решить где повесить для него полку.

Уже давно было сделано открытие, что в нас живут три ипостаси:

  • ребёнок,
  • взрослый,
  • родитель.

Каждый этот аспект личности время от времени требует проявления, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Однако если замкнуться на одном из них, – это не принесет счастья. Прожить жизнь, оставаясь молодым в душе, – это отчасти достижение. Тем не менее для полноценной жизни нельзя отыгрывать роль только ребёнка, превращаясь в инфанта, или вечно занимать позицию родителя, становясь строгим контролёром. Этот мир живёт по своим правилам, адаптироваться к которым – наша обязанность. Однако такая адаптация возможна лишь при соблюдении баланса между нашими ипостасями.

Почему инфантильных мужчин и женщин становится все больше и больше.

Мышлении и эмоциональных реакциях, что не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку).

Психический инфантилизм

Психический и психологический инфантилизм отличаются не внешними проявлениями, а причинами возникновения. Внешне они похожи - и там, и там это настолько детские черты в поведении, мышлении и эмоциональных реакциях, что это не соответствует возрастным требованиям к ребенку (подростку, молодому человеку, якобы взрослому человеку). Смотри Психический и психологический инфантилизм

Человек-ребенок

В отличие от психического инфантилизма, где эти черты следствие отставания, задержки в развитии психики ребенка, при психологическом инфантилизме ребенок имеет вполне здоровую и без отставаний психику. Такой ребенок может быть для своего возраста достаточно взрослым - может теоретически, а практически этого нет. Психологически инфантильные дети несамостоятельны и привыкли к тому, что другие всё решают за них. Взрослый человек с психологическим инфантилизмом - .

Социальные причины инфантилизма

Дети растут правильно, когда их поддерживают и материнское-женское, и отцовское-мужское начало в воспитании (см. →). Сегодня в российском обществе явный перекос в женское начало и, как следствие, инфантилизм. См.→

Профилактика инфантилизма и воспитание взрослости

Психологический инфантил - это ребенок, который настоял на своем праве оставаться ребенком всегда. Чтобы этого не происходило, родители должны быть сильнее ребенка и последовательны в своих требованиях.

Психологический инфантил - это ребенок, которого родители приучили к тому, что он только и исключительно ребенок. Чтобы этого не произошло, у родителей должна быть программа развития ребенка, приучения его к самостоятельной и взрослой жизни.

Психологический инфантил - это ребенок, которого родители или общество соблазнили к игре "я маленький ребенок". Чтобы это не случалось, общество и родители должны быть заинтересованы в воспитании по-настоящему взрослых людей.

Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.


Навигация по статье:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) – проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.


Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.


В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций , ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.

  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им гордиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).


Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. (Данные вопрос рассматривается в статье Что делать, если у вас инфантильный муж . прим.ред.)

И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.