Губернатор Камчатки: политика губернатора, направление деятельности. Послание губернатора камчатского края

Кузьмицкий Алексей Алексеевич
Губернатор в 2007-н.в.

Губернатор Камчатского края с июля 2007 г. (новый субъект Российской Федерации - Камчатский край, образован 1 июля 2007 г. слиянием Камчатской области и Корякского автономного округа); Родился 5 августа 1967 г. в г. Белово Кемеровской области;
в 1962 г. окончил Ленинградский электротехнический институт им. В.И.Ульянова (квалификация - инженер-электрик),
в 1999 г. с отличием окончил Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию (по заочной форме обучения), получив квалификацию экономиста по специальности "Финансы и кредит"; после окончания института работал в г. Пскове в должности коммерческого директора малого предприятия "АВТО-НОВА", затем, до 1995 г. - инженером по снабжению в товариществе с ограниченной ответственностью "ПДП";
С 1995 по 2001 год работал в должностях заместителя директора по коммерческим вопросам в частном предприятии "Ева", заместителя директора по экономике и финансам ОАО "Псковский электромашиностроительный завод";
С 2002 по 2004 год возглавлял финансовое управление ФГУП "Нацрыбресурс" в г. Москве и коммерческий отдел Северо-Западной межрегиональной общественной организации "Федерация космонавтики России" в г. Санкт-Петербурге;
с 2004 г. по май 2005 г. - заместитель генерального директора по экономике и финансам Союза "Региональная Служба Спасения"; также был советником генерального директора ОАО "Российский институт радионавигации и времени", г. Санкт-Петербург;
в 2003 г. прошел профессиональную переподготовку в Северо-Западной академии государственной службы, а в 2005 г. получил дополнительное высшее образование по специальности "Государственное и муниципальное управление";
С мая 2005 г. - заместитель губернатора - начальник управления по вопросам местного самоуправления аппарата администрации Камчатской области; женат, имеет дочь.
Во время его губернаторства были внесены изменения в Закон о рыболовстве Камчатской области. На основании этой поправки была сформирована рабочая группа по реализации изменений в Законе, разработаны проекты соглашений между сдатчиками и приемщиками сырца. "Никакой самостийности в северных районах быть не может!" К такому выводу за время условных ста дней своего правления пришёл губернатор Камчатского края Алексей Кузьмицкий. После прихода была пересмотрена сиситема завоза топлива, схема по закупке и доставке топлива в районы губернатора не удовлетворила. Он призвал "ещё раз её посмотреть и упростить".

Михаил Борисович Машковцев
Губернатор в 2000-2007 гг.

Родился 1 января 1947 года в Минске. В 1965 году окончил школу и пошел работать на Ленинградский завод химволокна (был токарем Специального конструкторско-технологического бюро машин химических волокон). В 1966-1969 годах проходил обучение в Качинском высшем военном авиационном училище, в 1969 году поступил на факультет радиоэлектроники Ленинградского института авиационного приборостроения.
В 1974 году Машковцев окончил ЛИА, получив специальность радиоинженера, и стал инженером Всесоюзного научно-исследовательского института имени Коминтерна в Ленинграде. В 1978 году перешел на работу в научно-производственное объединение "Севморгео" на должность геофизика сейсмической партии. В 1980 году приехал на Камчатку, продолжая работать в системе "Севморгео", но уже в Северо-Тихоокеанской геологоразведочной экспедиции (был начальником отряда на научно-исследовательских судах). С 1986 года работал электромехаником, затем инженером Камчатского регионального центра обслуживания вычислительной техники и информатики.
В 1990 году Машковцев был избран секретарем петропавловск-камчатского горкома КПСС. С декабря 1991 года по октябрь 1993 года являлся членом Малого совета петропавловск-камчатского городского Совета народных депутатов. Затем был помощником депутата Государственной Думы Геннадия Селезнева. В 1995 году был избран председателем законодательного собрания Камчатской области, а с декабря 1997 года работал заместителем председателя постоянного комитета Совета народных депутатов по защите прав граждан и социальным вопросам
В 1993 году Машковцев вступил в КПРФ (КПСС к тому времени перестала существовать). С апреля 1995 года возглавлял камчатский областной совет народных депутатов. 17 декабря 2000 года был избран губернатором Камчатской области. Решение баллотироваться в губернаторы Машковцев принял в конце 2000 года и на выборах в декабре одержал победу, сменив на этом посту Владимира Бирюкова
К тому времени на полуострове в течение нескольких лет шла безуспешная борьба с энергетическим кризисом. Машковцев, приведший к власти новую команду чиновников, сумел добиться того, чтобы перебоев в снабжении Камчатки тепло- и электроэнергией ни в 2001 году, ни в дальнейшем уже не было.
Под руководством Машковцева администрация области реализовала ряд программ, позволивших создать на Камчатке устойчивую экономическую базу. В 2002-2006 годах в области стали эффективнее работать предприятия металлообрабатывающей, пищевой, деревоперерабатывающей, полиграфической промышленности, электроэнергетики. С 2002 года начали расти и показатели валового регионального продукта в расчете на душу населения.
В 2003 году за значительные заслуги и достижения, "способствующие процветанию и славе России", Камчатская область была удостоена диплома ордена Петра Великого, а Национальный конгресс матерей России вручил Машковцеву золотой диплом в номинации "Лучший руководитель года".
27 октября того же года в отношении Машковцева и его заместителя Владислава Скворцова было возбуждено уголовное дело по статьям 285 и 286 Уголовного Кодекса РФ (превышение и злоупотребление должностными полномочиями). Первоначально дело было заведено просто по фактам нецелевого использования 120 миллионов рублей (как пояснил журналистам Машковцев, деньги были потрачены весной 2002 года, когда по программе северного завоза закупалось топливо для Петропавловска-Камчатского и Елизово - населенных пунктов, формально в эту программу не включенных).
Машковцев стал главным инициатором и основным исполнителем проекта объединения Камчатской области с Корякским автономным округом. Под руководством камчатского губернатора 23 октября 2005 года был проведен референдум по вопросам объединения регионов. Большинство участников референдума высказалось за объединение, и с начала 2006 года в регионе началась реализация мероприятий переходного периода. Тогда же - сразу после референдума - Машковцев заявил, что не будет претендовать на пост губернатора объединенного Камчатского края.
23 мая 2007 года Машковцев покинул пост губернатора по собственному желанию. По данным СМИ, Машковцев подал президенту РФ Путину соответствующее прошение, и тот удовлетворил его. Одновременно глава государства назначил временно исполняющим обязанности руководителя областной администрации вице-губернатора Камчатской области Алексея Кузьмицкого.

Бирюков Владимир Афанасьевич
Губернатор в 1991-2000 гг.

Родился 19 октября 1933 г. в г. Астрахани;
окончил факультет промышленного рыболовства Астраханского технического института рыбной промышленности и хозяйства по специальности "инженер-механик" в 1956 г.;
работал на предприятиях рыбной промышленности Камчатки, был генеральным директором ПО "Камчатрыбпром";
1977-1979 - второй секретарь Камчатского обкома КПСС;
1979-1980 - председатель Камчатского облисполкома; 1980-1987 - главный специалист Камчатского отделения Гипрорыбпрома;
1987-1989 - заместитель председателя АПК Камчатской области;
1989-1990 - генеральный директор ПО "Камчатпищепром";
с 1990 г. - председатель Камчатского облисполкома,
с 1991 г. - глава администрации Камчатской области;
В декабре 1996 г. был избран губернатором Камчатской области; по должности входил в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, являлся членом Комитета по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности;
в октябре 2000 г. заявил об отказе от участия в очередных губернаторских выборах, назначенных на декабрь;
Избирался депутатом Камчатского областного Совета народных депутатов (1970-1982 и 1990), депутатом Верховного Совета РСФСР (1980-1981);
Награжден орденом Почета (1998), медалями; женат, имеет дочь и сына.
При подготовке статьи использовалась информация с

Вслед за громкими делами в отношении сахалинского губернатора Александра Хорошавина, владивостокского мэра Игоря Пушкарева и членов их команд, тучи начали сгущаться и над головой губернатора Камчатского края Владимиром Илюхиным. Коррупционные скандалы и плачевное состояние экономики могут стоить ему губернаторского кресла. Весьма вероятно, что восточную окраину России ожидает очередное кадровое потрясение.

Соколиная охота

На днях СМИ сообщили о визите на Камчатку специального представителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергея Иванова . Пресса подробно описала, как Сергей Иванов участвовал в церемонии выпуска на волю девяти кречетов – соколов, занесенных в Красную книгу.

Однако понятно, что вряд ли только ради этого замечательного мероприятия чиновник такого высокого ранга отправился на край России. Тем более что вместе со спецпредставителем президента на полуостров прибыл и начальник контрольного управления делами президента Константин Чуйченко . Вероятно, будь дела на Камчатке в полном порядке, ехать туда лично начальнику контрольного управления главы государства не было бы необходимости.

Эти визиты дают основания предполагать, что в действительности в Петропавловске-Камчатском состоялся очень серьезный разговор высоких столичных гостей с губернатором Владимиром Илюхиным . Во всяком случае оснований для такого разговора и, возможно, для оргвыводов по его итогам – достаточно.

Комсомольцы-добровольцы

В последние годы Камчатке не везет на губернаторов. Предшественник Владимира Илюхина, технократ Алексей Кузьмицкий , не удержался в своем кресле и четырех лет, и был отправлен в отставку.

Сам же Владимир Илюхин, зачитавший губернаторскую присягу в марте 2011 года, четыре года спустя тоже пережил отставку. Но это был популярный в губернаторской среде кульбит, своего рода последний шанс сохраниться в должности. Владимир Илюхин подал прошение об отставке с тем, чтобы укрепить свое политической реноме в регионе, пройдя через горнило досрочных выборов.

А укреплять реноме было необходимо. Потому что прошло чуть больше года, как он занял кресло главы региона, и на Камчатке громыхнул крупный скандал. Ему предшествовала череда скандалов поменьше. Они начались буквально вскоре после того, как Владимир Илюхин сел в губернаторское кресло. И все они были так или иначе связаны с его командой – людьми, с которыми он был близок еще в молодости – на комсомольской работе.

Как писал местный информационный портал «Камчатское время», сначала вице-губернатор края и министр имущественных отношений Виктор Писаренко ушел в отставку, став фигурантом уголовного дела о коррупции. Затем в ноябре был взят под стражу за взятку в 1 миллион рублей и злоупотребление служебным положением министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края Владимир Силюков . Затем была вскрыта афера в банке «Камчатка» - правоохранители обнаружили, что со счетов вкладчиков этого банка исчезло 145 миллионов рублей. После чего президент банка Юрий Петров исчез.

Но главный скандал разразился летом 2012 года. Тогда, в августе, в аэропорту Петропавловска-Камчатского был задержан один из ближайших соратников губернатора, знакомый с ним еще по комсомолу, министр спорта и туризма (на Камчатке это одна из ключевых должностей) Виктор Кравченко . У него была обнаружена крупная сумма денег в рублях и иностранной валюте. Выяснилось, что год назад (буквально сразу после назначения) Кравченко присвоил около 7 миллионов рублей из бюджета.

По теме

Губернатор Владимир Илюхин отреагировал на арест соратника оригинально. Чтобы погасить набиравший силу скандал, он отправил в отставку все краевое правительство. Впрочем, большинство министров, побыв некоторое время в ранге «исполняющих обязанности», благополучно вернулись в свои кресла. Ну а Виктор Кравченко получил 4 года колонии общего режима.

А вскоре в СМИ подозрения в причастности к коррупции и самого губернатора.

Застой и падение

Похоже, у камчатского губернатора имеются все основания для того, чтобы в экстренном порядке укрепить свои позиции. Трюк с уходом в отставку и последующим переизбранием у Владимира Илюхина получился: в 2015 году его переизбрали, но в выигрыше Илюхин оставался недолго. В последнем медиарейтинге глав российских регионов, который проводит регулярно компания «Медиалогия», глава Камчатского края лишился 17 позиций и занимает малопочетное 72 место. Причем среди дальневосточных коллег Владимира Илюхина хуже дела обстоят только у главы Еврейской автономии Александра Левинталя – 78 место.

Поводы и разочарования

Поводов для разочарования Владимир Илюхин дает немало. В его «активе» - скандал с назначением сити-менеджера Вилючинска, вошедший в рейтинге Фонда петербургской политики в топ-30 событий июля 2016 года в региональной политике России.

Кроме того, для многих жителей Камчатки загадка, где живет семья губернатора. По одним данным, в Сочи, по другим - в Москве. Хотя и на Камчатке жилищные условия, что называется, позволяют. У Владимира Илюхина имеется вполне роскошный личный особняк в центре краевого центра, построенный на месте бывшего детского садика. При этом сам губернатор, предпочитает отдыхать и лечиться за границей.

Не так давно, если верить сообщению портала «Преступная Россия», обнаружились факты расхищения противопожарного бюджета края.

Равно как и скандал с выборами ректора крупнейшего высшего учебного заведения Камчатки – Камчат-ГТУ, особые отношения местного начальства с рыболовной отраслью.

Однако главной причиной разочарования, как можно полагать, являются не эти скандалы. А общее состояние такого удивительного и богатого края, как Камчатка.

По словам доктора политических наук, профессора НИУ ВШЭ Ростислава Туровского , камчатская экономика крайне неустойчива. В сельском хозяйстве спад на 5,4%. Сокращение объемов строительных работ - на 7,6%.

«В результате в регионе сохраняется заметный уровень социальной напряженности, который время от времени дает о себе знать во всплесках социального недовольства и акциях протеста», - подчеркивает эксперт.

В числе причин для недовольства – рост цен и тарифов. В начале 2016 года жители Камчатки даже обращались в связи с тарифами ЖКХ к президенту. Реальные денежные доходы падают. Все это не может не сказываться на настроениях граждан, считает Туровский.

По данным эксперта, Камчатка - один из крупнейших получателей федеральной финансовой помощи и самый дотационный регион Дальнего Востока. В прошлом году он получил почти 40 миллиардов рублей федеральных трансфертов, уступая по этому показателю лишь Якутии. Более половины бюджетных доходов в Камчатском крае – дотации. «Но при слабой собственной налоговой базе других вариантов здесь не просматривается»,- заключает профессор Высшей школы экономики.

Словом, есть что спросить у губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. И жителям Камчатки, и федеральным чиновникам.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня я обращаюсь к вам в таком формате уже шестой раз. И тогда, и сейчас я повторяю: «инвестиции – это будущее, и если вы не инвестируете, то у вас нет будущего». Сегодня для экономики Камчатки — это не просто слова. Это установка, на которую мы ориентируемся, и реалии нашей с вами ежедневной работы.

Действительно, мы прошли значительный путь в понимании того, что такое инвестиции. И какие бы новые масштабные задачи перед нами не ставились, они неуклонно связанны с инвестиционным процессом как в коммерческие, так и в социальные проекты. Это единственно верное направление развития края, по которому мы должны продолжать двигаться.

Подготовка к сегодняшнему выступлению заставила меня ещё раз проанализировать, какие этапы пройдены нами за это время.

В 2011 — 2012 годах началась разработка региональной инвестиционной политики и системы мер её обеспечивающих. Были приняты важнейшие законодательные решения, сформирована система поддержки инвесторов, разработана инвестиционная стратегия, которая по мнению АСИ стала лучшей в России.

Очень большое внимание мы направили на развитие малого бизнеса: это прямые меры поддержки (гранты и субсидии), капитализация Фонда поддержки предпринимательства и создание Гарантийного фонда.

Проделанная работа позволила уже в 2013 году перейти от создания условий для отдельных инвесторов к созданию комфортной среды для всех инвестиционных проектов и делового климата для всех предпринимателей. Внедрение Инвестиционного стандарта, создание переговорных площадок с бизнесом, определение приоритетов работы Корпорации развития Камчатки, разработка инструментов поддержки инвесторов, улучшение позиций в Национальном рейтинге, внедрение режимов ТОР и СПВ – это только часть наших достижений. Но многие из них стали примером для других субъектов.

Подводя итоги нашей работы по формированию инвестиционного и делового климата, хочу отметить следующие показатели.

Сегодня мы видим существенный прирост налоговых поступлений в бюджет края. Так, на первое место по налоговым сборам по итогам 2017 года на Камчатке впервые вышла рыбная отрасль – 19,7 процентов. На 15,8 процентов увеличен объем отчислений при осуществлении добычи полезных ископаемых на территории края, на 14,3 процентов – в обрабатывающих производствах.

В 2018 году экономика Камчатского края, так же, как и российская экономика в целом, сохранила траекторию роста и продемонстрировала устойчивую положительную динамику основных экономических показателей.

По итогам 2018 года объем валового регионального продукта оценивается на уровне 216 миллиардов рублей с приростом на 1,9 процента.

Рост экономики региона обеспечен увеличением промышленного производства (106,2 % — основное влияние — рекордная лососевая путина), производства продукции сельского хозяйства (105,4 %), оборота общественного питания (102,0 %), грузооборота автомобильного и морского транспорта (123 % и 113,9% соответственно), оборота розничной торговли (102,8 %), объема платных услуг населению (100,7 %).

Крайне важно, что этот рост основан на расширении внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного.

Последовательная политика и улучшение экономической ситуации нашли отражение в повышении общероссийского рейтинга региона.

Камчатка третий год подряд входит в число субъектов, демонстрирующих высокие темпы наращивания экономического и налогового потенциала. Сначала мы вошли в двадцатку, потом Камчатка поднялась на 8 место. По итогам 2017 года по оценкам Минэкономразвития РФ наш край уже на второй строчке. Федеральный гран по итогам оценки эффективности деятельности ИОГВ за 2017 год составляет 990,8 млн рублей (незначительно уступаем лишь Белгородской области). Хотя Камчатка и остается дотационным регионом, очевидная тенденция к повышению собственных доходов свидетельствует о динамичном социально-экономическом развитии региона.

Еще одно серьезное достижение – улучшение позиций Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Напомню, Камчатский край стал одним из регионов-лидеров по динамике улучшения показателей и поднялся на 36 пунктов, заняв 32 место из 85.

Объем инвестиций в Камчатском крае за 9 месяцев 2018 года вырос на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 20,00 млрд. рублей (за 9 мес. 2017 года – 17,57 млрд. рублей). По итогам 12 месяцев прогнозный объем по оценке Минэкономразвития Камчатского края составит в два раза больше – 40 млрд. рублей.

В ближайшие годы мы ожидаем существенный прирост объема внебюджетных инвестиций от реализации проектов резидентов ТОР и СПВ за счет того, что от стадии проектирования они переходят к строительству.

Кроме того, в 2019 году должны быть поданы заявки на получение статуса резидентов ТОР компаниями «НОВАТЭК» и «Тата Пауэр». Напомню, с приходом этих крупнейших международных корпораций на Камчатку связана реализация проектов создания морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа с арктических газовозов на обычные и освоения Крутогоровского месторождения каменного угля.

Эти проекты наряду со строительством нового аэровокзального комплекса компанией «Аэропорты регионов» имеют высокий мультипликативный эффект и послужат драйверами для развития экономики края. При этом есть новые амбициозные проекты в сфере туризма, добычи минерально-сырьевых и водных биологических ресурсов.

Уже сейчас на территории полуострова бизнес намерен реализовать более 240 инвестиционных проектов (196 из них – проекты резидентов ТОР и СПВ). Общий объём всех частных инвестиций превышает 300 млрд. рублей.

В ходе реализации внебюджетных инвестиционных проектов, которые стартовали в последние годы, в Камчатском крае накопительным итогом создано около 4 000 новых рабочих мест (3 981).

И наша задача – сделать все, что от нас зависит, чтобы инвесторы могли реализовать свои планы, а наши жители получили новые рабочие места, возможности для сопутствующего бизнеса и улучшения условий жизни на Камчатке.

Я говорю «мы», потому что сегодня особенно важно, чтобы каждый, кто задействован в этом процессе, был не сторонним наблюдателем, а частью большой эффективной команды, работающей на достижение главного результата – повышения качества жизни населения Камчатского края.

Повторюсь, сделано действительно многое. Но по факту – та, система, которую нам удалось выстроить, это только стартовая площадка для реализации более серьезных задач.

Ускоренное развитие регионов Дальнего Востока – один из наиболее важных приоритетов государства. Президент России Владимир Владимирович Путин акцентирует внимание на том, что для достижения этой цели важна последовательная и долгосрочная политика. Наша задача достичь 6-процентного экономического роста в год и уровня жизни дальневосточников, превосходящего среднероссийский.

  1. Для стабильного развития субъекта совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока разработан один из новых инструментов – План социального развития центров экономического роста Камчатского края, который в этом году предусматривает строительство краевой больницы, стадиона «Спартак», а также переоборудование профессиональных училищ для повышения качества подготовки кадров. В этой связи обращаю внимание руководителей ведомств, ответственных за реализацию мероприятий Плана, на необходимость строго придерживаться утвержденных графиков выполнения работ.
  2. Также Правительству края предстоит принять активное участие в формировании Национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025 года и на перспективу до 2035 года. Причем важно совместно с бизнесом определить 5-6 важнейших для края приоритетов и обеспечить продвижение этих инициатив по всем каналам – общественным и государственным. Заместителей Председателя Правительства Камчатского края прошу держать на контроле разработку региональной составляющей Программы и определить ответственных за эту работу должностных лиц.
  3. Отдельно хочу остановиться на вопросе реализации национальных проектов, в которых сведены основные задачи на ближайшие 6 лет – в экономике, развитии инфраструктуры и технологий, науки и социальной сферы. Часть этих задач направлена на улучшение делового климата и повышение конкурентоспособности предприятий напрямую – это малый бизнес, экспорт, цифровая экономика и повышение производительности труда; другой блок задач оказывает значительное влияние на развитие бизнеса через повышение уровня жизни населения – это здравоохранение, образование, городская среда, экология, автодороги, культура, магистральная инфраструктура.

Сегодня утверждены региональные составляющие федеральных проектов, подписаны необходимые соглашения и важно, чтобы в их реализации участвовали все заинтересованные стороны. В связи с этим руководителям региональных проектов необходимо создать экспертные группы, в том числе с участием бизнеса, или использовать действующие общественные советы для обсуждения хода реализации проектов и их своевременной корректировки.

  1. Еще один важный аспект нашей работы – Национальный рейтинг. Да, в 2018 году мы поднялись на 32 место. Но это не повод останавливаться на достигнутом, а, наоборот, стимул двигаться вперед, тем более, что резерв возможностей у нас для этого есть.

Конкуренция среди субъектов в рейтинге очень высока, зачастую «разрыв» между позициями составляет сотые процента, именно поэтому мы сконцентрировали свои усилия не столько на количестве тех или иных процедур, сколько на качестве предоставления государственных услуг, обратной связи и инвестиционного климата в целом.

Так, в 2018 году сокращены сроки получения разрешения на строительство с 102 до 90 дней, сроки подключения к электросетям с 78 до 63 дней. Многие государственные услуги переведены в электронный вид и оказываются через МФЦ и портал госуслуг, проведена работа по улучшению инвестиционного законодательства, в том числе по созданию промышленных парков, заключению специальных инвестиционных контрактов и концессионных соглашений, упрощению получения мер поддержки, некоторые провайдеры снизили стоимость тарифов для малого и среднего бизнеса (стоимость интернета для камчатских предпринимателей, пользующихся услугами ПАО «Ростелеком» и осуществляющих свою деятельность в объектах коммерческой недвижимости, с 1 января 2019 года составила от 1300 руб до 6500 руб при скорости от 2 до 10 мегабит в сек. В 2018 году юридические лица платили почти в 5-6 раз больше: от 9600 руб до 30000 руб в месяц).

Совместно с бизнесом мы определили и основные «точки роста», к которым относятся:

  • качество и доступность услуг интернета для бизнеса;
  • эффективность услуг по технологическому присоединению к электросетям;
  • имущественная поддержка и создание бизнес-инкубаторов;
  • постановка земельных участков на кадастровый учет.

Сегодня по данным направлениям ведется активная работа, и важно, что и у власти, и у бизнеса есть понимание, как решать эти проблемы.

  1. Стоит отметить, что в прошлом году на Камчатке прошел целый ряд деловых событий и в целом, Правительством края создано достаточное количество совещательных органов и мероприятий, на которых бизнес может задавать свои вопросы открыто. Главным образом я имею в виду форумы предпринимателей и стратегические сессии по отраслям и по направлениям Нацрейтинга, по которым я получил положительные отзывы как со стороны бизнеса, так и со стороны федеральных ведомств. Что важно: эти встречи позволили перейти от констатации проблем к практической проработке вариантов их решения.

Теперь нужно, во-первых, тщательно проанализировать результаты и до 15 марта утвердить дорожные карты по итогам стратсессий (напомню, что до конца года необходимо предоставить отчеты об исполнении, в том числе перед бизнесом). А во-вторых, подготовить предложения по изменению федерального законодательства – такая возможность появилась у субъектов в рамках федерального проекта «Трансформация делового климата».

Ограничений, которые необоснованно затрудняют ведение бизнеса на Камчатке, достаточно много: и в строительстве, и в туризме, и в горнорудной промышленности. За примерами далеко ходить не нужно. Начиная с 44-го Федерального закона, заканчивая проблемами с лесным фондом. Наверняка наработки по этому направлению работы у вас есть. Поэтому поручаю всем органам исполнительной власти и органам местного самоуправления подготовить конкретные предложения по изменениям в федеральное законодательство в срок до 15 марта.

Еще пару слов о землях лесного фонда. Вопрос уточнения границ таких земель, действительно, достаточно важный, и он по-прежнему не решен в масштабах страны, поскольку для этого необходимо федеральное финансирование. Однако, несмотря на это, я прошу Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира совместно с Министерством имущественных и земельных отношений держать ситуацию на контроле и обеспечить максимально возможный объем таких работ в Камчатском крае.

Коллеги, хочу ещё раз акцентировать ваше внимание: цель предстоящих изменений – дать возможность бизнесу реализовывать проекты и внедрять новые технологии, что в итоге приведет к повышению качества жизни наших жителей.

Начиная с этого года именно качественные показатели будут дополнительно погружены в Национальный Рейтинг инвестиционной привлекательности территорий: это кадровый стандарт, количество номеров высшей категории в гостиницах; срок получения разрешения на ввод здания в эксплуатацию; работа Уполномоченного при Губернаторе по защите прав предпринимателей; состояние конкурентной среды; апелляция по оценке кадастровой стоимости; лицензирование алкогольной продукции.

Соответственно, органам исполнительной власти и местного самоуправления необходимо совместно с бизнесом провести анализ ситуации и подготовить предложения по данным направлениям в формате дорожных карт в срок до 1 мая. А Уполномоченному по правам предпринимателей, которому довольно успешно удалось включиться в решение проблем предпринимательского сообщества, в этом году нужно сформировать перечень конкретных предложений по изменению положений федерального законодательства, препятствующих созданию благоприятного делового и инвестиционного климата.

Административные барьеры и давление всегда лучше предупредить. На это сейчас делается ставка как на краевом, так и на федеральном уровне. Совместно с территориальными управлениями федеральных органов власти последние два года мы проводим работу по реформированию контрольно-надзорной деятельности. И в свете тезисов, озвученных Президентом в рамках послания Федеральному собранию, решению этой задачи должно быть уделено особое внимание.

Приоритетом для нас по-прежнему остается развитие малого предпринимательства. Результатом системной работы в этом направлении стала одна из лидирующих позиций Камчатки среди субъектов по количеству МСП на 1 тысячу жителей. Сейчас, начиная с 2019 года, нам необходимо создавать сервисно-ориентированную модель инфраструктуры. Эти задачи стоят не только в рамках Национального проекта «Малое предпринимательство», они в целом определены запросами предпринимателей.

Что мы вкладываем в эти изменения: это работа с самозанятым населением, формирование у молодежи предпринимательского мышления и развития бизнес-способностей, специальные меры поддержки для бизнеса, ориентированного на спорт и вовлечение людей с ограниченными возможностями, выпускников детских домов, отдельная программа по включению бизнеса в благоустройство территорий, изменение федерального законодательства, в том числе по северным коэффициентам (наши предложения вошли в Нацпроект, теперь до 25 марта нужно направить расчеты издержек бизнеса), новые инструменты поддержки приоритетных отраслей.

То есть система должна быть настроена на сопровождение бизнеса на всех этапах: от популяризации предпринимательской деятельности и зарождения идеи до выхода на экспорт.

Для доступа по принципу «одного окна» в марте начнет работать Центр «Мой бизнес», который должен объединить в себе все объекты инфраструктуры поддержи. Это фонды и центры: поддержки предпринимательства, инноваций социальной сферы, кластерного развития, поддержки экспорта, центр оказания услуг и т.д. Предприниматель должен получать все услуги на одной площадке с использованием электронных сервисов и CRM-системы. Через некоторое время работы Центра «Мой бизнес» мы проанализируем его эффективность, поэтому прошу бизнес активнее давать обратную связь. Могу уже сейчас привести положительный пример: региональный центр поддержки экспорта, созданный на базе КВЦ-инвест, разработал региональную торговую марку для предпринимателя из Соболевского района, который на дальневосточном гектаре выращивает иван-чай. Кроме торговой марки, разработан сайт на иностранных языках и определены рынки сбыта продукции. В итоге на Камчатке появился экспортный вариант экологичной продукции, в которой заинтересованы отечественные и иностранные покупатели. Такая концепция в полной мере соответствует поручению Президента в части производства и продвижения новых бизнесов под брендом «Чистой зеленой продукции», что для Камчатки является особенно актуальным.

Поэтому в рамках реализации национального проекта по экспорту поручаю органам исполнительной власти и местного самоуправления определить потенциальные экспортно-ориентированные продукты и услуги, разработать инструменты поддержки новых экспортеров и максимально использовать предпринимательскую инициативу в данном направлении.

Что касается инфраструктуры для бизнеса, отмечу, что многие проекты в крае сегодня реализуются при непосредственном участии Корпорации развития края, которая достигает установленных показателей и высоко оценивается зарубежными партнерами. За прошлый год количество проектов с зарубежным участием и инвестированием увеличилось в несколько раз. В основном это проекты в сфере минерально-сырьевого комплекса.

Считаю, что сейчас необходимо акцентировать внимание на качестве сопровождения инвесторов. В 2019 году на базе Корпорации должен быть создан проектный офис по сопровождению проектов с персональной ответственностью закрепленных менеджеров, с детальными дорожными картами и показателями эффективности. Прошу региональные и муниципальные органы власти также поддержать эту работу и включиться в единую систему сопровождения проектов.

Еще один важнейший для бизнеса вопрос – привлечение финансирования. В текущем году получили развитие программы льготного кредитования и лизинговой поддержки Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства, в том числе под 6,5%. Не могу сказать, что программы легко реализуются на Камчатке. Конечно, требования высокие, но, думаю, мы пока не все сделали, чтобы бизнес узнал про возможность использования этих инструментов. Поручаю ИОГВ продолжить работу по обеспечению доступности кредитных ресурсов для нашего бизнеса.

В 2018 году мы столкнулись с проблемой прекращения Минсельхозом России льготного кредитования проектов по строительству тепличных комплексов. Однако, в рамках создания новых инструментов развития Дальнего Востока, сейчас мы совместно с Минвостокразвития прорабатываем возможность кредитования приоритетных проектов под 1%.

Отдельно хочу обратить внимание на необходимость цифровизации на региональном уровне. Это перевод в цифровую среду бизнес-процессов, административных процессов, внедрение единой геоинформационной системы Камчатского края, системы сопровождения инвестиционных проектов и системы взаимодействия с бизнесом (CRM), расширение функционала онлайн-систем для предпринимателей и инвесторов. Всем органам региональной и муниципальной власти необходимо в 2019 году активно включиться в эту работу и достичь ощутимых результатов.

В соответствии с моим поручением в конце 2017 года Правительством утвержден Стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти Камчатского края, который устанавливает минимальные требования к работе отраслевых органов с потенциальными или действующими инвесторами. На основании оценки качества реализации мероприятий Стандарта сформирован рейтинг органов исполнительной власти по работе с инвесторами и малым бизнесом в курируемых сферах, который будет представлен на очередном заседании Инвестиционного Совета. В 2019 году считаю необходимым включить в методику рейтинга результаты анкетирования инвесторов, реализующих свои проекты на нашей территории.

Необходимо отметить, что в последние годы вектор диалога с бизнесом уверенно смещается на муниципальный уровень. Большинство проектов, особенно малого и среднего бизнеса, реализуется именно на этом уровне и необходимо сделать все, чтобы предприниматели не встречали на своем пути непреодолимые барьеры и затянутые сроки.

В прошлом году был сформирован инвестиционный рейтинг муниципальных образований. Лидерами стали Петропавловск-Камчатский городской округ и Елизовский муниципальный район, где создана нормативная база и реализованы необходимые организационные требования: осуществляется сопровождение инвестпроектов, проводятся заседания инвестиционных советов, реализуются концессионные проекты в сфере ЖКХ, организована работа с предпринимателями, обеспечено обучение специалистов. Хочу поблагодарить глав и сотрудников администраций за хорошую работу.

Главам МО необходимо в 2019 году своевременно исполнять не только поручения по созданию благоприятного инвестиционного и делового климата на своих территориях, но и вырабатывать свои подходы к сотрудничеству с бизнесом, вовлекая в эту работу всех сотрудников органов власти. Именно от вас зависит благополучие жителей, на которое ориентирована реализация проектов в муниципалитетах. Активнее внедряйте лучшие практики и будьте готовы к тому, что в 2019 году рейтинг будет дифференцирован на составляющие: инвестиционное гостеприимство, «тайный инвестор» и активность власти.

Стоит отметить вовлеченность бизнеса в работу по формированию благоприятного будущего инвестиционного климата Камчатского края, во многом этому способствовала активность общественных объединений предпринимателей – Деловой России, РСПП, ТПП. Необходимо продолжить эту работу, масштабировать ее на муниципальный уровень и вовлекать большее количество участников.

Необходимость создания эффективной коммуникации с бизнесом определена уже достаточно давно. Это показывают и результаты Национального рейтинга, и наши внутренние опросы предпринимателей. Зачастую бизнес просто не знает о работе органов власти, о возможностях и преимуществах, мерах поддержки, созданных для предпринимателей. Органы власти в свою очередь не всегда могут определить актуальные проблемы и риски бизнеса, и, соответственно, не могут корректно расставить акценты, встроить свою работу по направлению «к бизнесу», а не «от него». В конце прошлого года, например, аналогичную ситуацию мы выявили в строительной отрасли.

Работу по направлению «Коммуникации с бизнесом» ИОГВ и ОМС поручаю выстроить системно и адресно, адекватно ситуации в той или иной отрасли: по отдельным направлениям, где количество предпринимателей является небольшим – проводить личные консультации на уровне руководителей органов власти. Необходимо использовать все возможные способы и средства, чтобы донести до бизнеса информацию о позитивных изменениях.

По вопросу подготовки наших управленческих кадров. Хочу отметить, что от качества подготовки региональной команды зависит, сможем ли мы освоить новые направления. Вместе с тем, от бизнеса в течение всего 2018 года продолжали поступать жалобы о некомпетентном и даже неуважительном обращении со стороны органов региональной и особенно муниципальной власти. Этот вопрос, несмотря на мои предыдущие поручения, пока в полной мере так и не удалось решить. Количество подготовленных специалистов, взаимодействующих с бизнесом, в большинстве случаев не достигает заданных 10%.

Прошу руководителей ИОГВ и глав МО поставить этот вопрос на личный контроль, обеспечить обучение сотрудников, в первую очередь, правильному диалогу и в ближайшее время направить в адрес Агентства инвестиций и предпринимательства планы на 2019 год по подготовке не менее 10% соответствующих специалистов.

В 2019 году я планирую в рамках своих визитов в МО посещать реализуемые инвестиционные проекты и проводить выездные заседания инвестиционных советов или советов по предпринимательству. Прошу ИОГВ и МО подготовить и направить в ближайшее время в адрес Агентства инвестиций и предпринимательства свои предложения по возможным объектам и мероприятиям в рамках таких визитов.

Уважаемые коллеги из региональных, муниципальных и федеральных органов власти, выстраивая нашу работу с бизнесом мы должны ориентироваться на существующие тренды, опыт регионов-лидеров Национального рейтинга, рекомендации администрации Президента РФ и Агентства стратегических инициатив, быть максимально открытыми к предпринимателям. У Камчатки есть все возможности, чтобы занимать лидирующие позиции и быть успешным субъектом в непростой конкурентной ситуации. Мы с вами должны грамотно использовать наши преимущества и обеспечить высокий экономический рост и благополучие граждан.

Благодарю за внимание!

    Правительство Камчатского края - Правительство Камчатского края … Википедия

    Герб Петропавловска-Камчатского - Герб города Петропавловск Камчатский и Петропавловск Камчатского городского округа … Википедия

    Список глав субъектов Российской Федерации - … Википедия

    Президиум Государственного совета Российской Федерации - формируется для решения оперативных вопросов. Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода. Президиум Государственного совета рассматривает план работы Государственного совета … Википедия

    Владимир Илюхин - Биография Владимира Илюхина Владимир Иванович Илюхин родился 25 июня 1961 года в селе Новониколаевка Бейского района Красноярского края. В 1989 году окончил Хабаровский институт народного хозяйства (ныне Хабаровская государственная академия… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Кузьмицкий, Алексей Алексеевич - Алексей Алексеевич Кузьмицкий … Википедия

    Илюхин, Владимир Иванович - Владимир Иванович Илюхин … Википедия

    Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации VI созыва - Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва палата Федерального собрания парламента Российской Федерации представительного и законодательного органа Российской Федерации. Срок полномочий: Дата начала … Википедия

    Президиум Государственного совета - Российской Федерации формируется для решения оперативных вопросов. Персональный состав президиума определяется Президентом Российской Федерации и подлежит ротации один раз в полгода. Президиум Государственного совета рассматривает план работы… … Википедия

    Кузьмицкий - Кузьмицкий, Алексей Алексеевич Алексей Алексеевич Кузьмицкий 1 й губернатор Камчатс … Википедия

Книги

  • , . Путеводитель включает в себя актуальную информацию о достопримечательностях Камчатского края. На сегодняшний день книга`Камчатка. Современный путеводитель`является единственным печатным… Купить за 909 грн (только Украина)
  • Камчатка. Современный путеводитель , Агафонов Л.. Путеводитель включает в себя актуальную информацию о достопримечательностях Камчатского края. На сегодняшний день книга "Камчатка. Современный путеводитель" является единственным печатным…

Председатель Правительства Камчатского края.

Владимир Илюхин родился 25 июня 1961 года в селе Новониколаевка Красноярского края. После школы получил средне-специальное образование по специальности «Гидротехник». Впоследствии получил два высших образования: окончил Хабаровский институт народного хозяйства и Дальневосточную академию государственной службы по специальностям «Экономист» и «Юрист». Имеет ученую степень - Кандидат экономических наук.

Трудовую деятельность начал в 1979 году, регулировщиком гидросистемы в совхозе «Ново-Енисейский». После службы в армии, в период с 1983 по 1988 годы находился на освобожденной комсомольской работе в должностях инструктора, начальника штаба комсомольской стройки, заведующего отделом рабочей и сельской молодежи Камчатского обкома ВЛКСМ.

В период с 1988 по 1991 год работал в Региональном центре научно-технического творчества молодежи, сначала заведующим производственным отделом, а впоследствии заместителем директора по вопросам проектирования. В 1991 году возглавил ЗАО «Мечта», осуществлял управление проектами в области золотодобычи.

С 1994 года по 1999 год был исполнительным директором Камчатского союза предпринимателей. С 1999 года занимал должность директора государственного унитарного предприятия «Камчатский выставочный центр». В 2000 году возглавил управление промышленной политики, развития предпринимательства и инвестиций Администрации Камчатской области. Руководил управлением промышленности, предпринимательства, энергетики и минерально-сырьевых ресурсов администрации Камчатской области.

С 2002 года по 2007 год Илюхин Владимир занимал должность главного федерального инспектора по Корякскому автономному округу аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. В январе 2008 года был назначен на должность главного федерального инспектора в Республике Саха (Якутия) аппарата полномочного представителя президента РФ в Дальневосточном федеральном округе. В июле 2009 года был назначен на должность главного федерального инспектора по Камчатскому краю.

В феврале 2011 года Илюхин Владимир Иваович был назначен врио Губернатора Камчатского края, а 3 марта 2011 года официально вступил в должность Губернатора Камчатского края. В декабре 2011 года получил мандат депутата Государственной думы VI созыва, но отказался от мандата в пользу непрошедшей в Думу И. А. Яровой. В мае 2015 года по согласованию с Президентом РФ досрочно ушел в отставку с поста Губернатора Камчатского края, был назначен врио Губернатора Камчатского края до следующих выборов, а 13 сентября 2015 года был переизбран на новый срок.

Владимир Илюхин - Действительный государственный советник РФ третьего класса. Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, Благодарностью Президента РФ, Почетной грамотой Совета Федерации ФС РФ, Почетной грамотой Губернатора Корякского округа, Орденом русской православной церкви Преподобного Серафима Саровского II степени, почетным оружием МЧС и ФСИН, ведомственными и федеральными наградами и медалями.