Всероссийская работа по географии. Подготовка к проведению всероссийских проверочных работ по географии

Среднее общее образование

Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

Линия УМК Атласы и контурные карты. «Роза ветров» (5-9)

Подготовка к ВПР по географии: опыт педагога

Разбираем тренировочные задания, готовясь к ВПР по географии.

Елена Давыдова, учитель географии МОУ «СОШ № 5 УИМ» г. Магнитогорска Челябинской области, Почетный работник общего образования РФ, действительный член РГО, делегат двух съездов учителей географии, двукратный победитель конкурса лучших учителей РФ (грант Президента РФ в 2006 и 2012 гг.), финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России-2001».

«В 2017 году выпускникам школы впервые предстоит написать Всероссийскую проверочную работу по географии (ВПР). Некоторые школы, где изучение географии завершилось в 10 классе, могут делегировать эту работу 10-классникам. Так ли страшна ВПР? Давайте проанализируем задания и попробуем найти наиболее оптимальные алгоритмы решения некоторых из них.

Не стоит бояться ВПР. Практически все вопросы связаны с жизнью и, используя свой личный опыт, можно решить многие задачи. Кроме того, в распоряжении обучающихся будут школьные атласы, которые станут отличными помощниками (при условии, что выпускники не забыли как ими пользоваться, и какие именно карты использовать для ответа на каждое задание). Проанализировав несколько вариантов ВПР в тренажерах и методических рекомендациях, можно сделать некоторые выводы».

Задание 1
Предлагается расставить города в определенной последовательности: в порядке увеличения (уменьшения) продолжительности светового дня (ночи); увеличения (уменьшения) угла падения солнечных лучей (высоты солнца над горизонтом). Для выполнения этих заданий необходимо вспомнить, что продолжительность светового дня и угол падения солнечных лучей зависит от времени года (месяца), и градусной меры географической широты городов. Для выполнения этого задания надо вспомнить про 4 особых дня в году - 21 марта и 23 сентября (дни равноденствия); 22 июня и 22 декабря (дни солнцестояния). В дни равноденствия солнце в зените над экватором. Продолжительность дня и ночи на всей Земле одинакова и равна 12 часам. Угол падения лучей больше в тех городах, что расположены ближе к экватору, а меньше - дальше от экватора. Если это дни солнцестояния, то здесь важно понимать какой именно это день: если 22 июня, то солнце в зените над северным тропиком - 23,5 0 с.ш., а на северном полярном круге - 66,5 0 с.ш. и к северу от него до полюса - полярный день; на южном полярном круге - 66,5 0 ю.ш. и южнее от него до южного полюса - полярная ночь. На что это влияет? Угол падения солнечных лучей больше всего в тех городах, которые ближе к северному тропику (там солнце в зените), а меньше - дальше от него. Продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных ближе к северному полярному кругу, т.е. в более северных городах. 22 декабря север и юг меняются местами (солнце в зените над южным тропиком), поэтому продолжительность светового дня больше (а ночи меньше) в городах, расположенных южнее. Тот же принцип работает и для других дней года. Важно только понимать, в каком полушарии находится зенитальное положение солнца. С 22 марта до 22 сентября солнце в зените в северном полушарии, а это значит, что (в предлагаемые в этом временном промежутке дни) в более северных городах продолжительность дня больше (а ночи, соответственно, меньше), чем в городах, имеющих более южную географическую широту. А с 24 сентября до 20 марта солнце в зените в южном полушарии; значит, что в эти дни продолжительность дня больше будет в более южных городах.

Возможны задания по времени наступления нового дня (или нового года). Здесь надо вспомнить про линию перемены дат, которая находится на 180 меридиане в.д. (чем восточнее, тем раньше наступает новый день).

Задания к контурным картам переработаны с учетом обновленного содержания атласа. Систематическое использование контурных карт на уроке и при выполнении домашних заданий способствует более прочному усвоению учебного материала, формирует как целостное восприятие конкретной территории, так и умение выделять её специфические особенности. Издание прошло рецензирование Комиссии Русского географического общества по географическому и экологическому образованию. Содержание контурных карт разработано в соответствии с требованиями ФГОС. Контурные карты являются универсальным продуктом и могут использоваться как часть любого учебно-методического комплекта.

Купить

Задание 2
Здесь предлагаются развернутые текстовые задания, в которых речь идет о каком-либо городе России. Школьникам надо определить, в каком районе этот город расположен. Первое, на что надо обратить внимание - это какой именно район надо определить: географический район (природный регион) или экономический район. Так, например регион (природный или географический район) Европейский Север, а экономический - Северный район; Европейский Юг (Северный Кавказ) - Северо-Кавказский экономический район; Урал - Уральский экономический район и т.д. После того, как определились с типом района, надо найти город на карте, понять в каком субъекте РФ он находится (если об этом не говорится в задании), а потом сопоставить политико-административную карту России и карту районов, которые есть в атласах (природные - в 8 классе, а экономические - в 9 классе).

Задание 3
Предлагается выбрать три субъекта РФ из предложенных, в которых работают: либо металлургические предприятия, либо ГЭС, либо АЭС (или могут быть любые другие отрасли). Как выполнять подобные задания? Для этого необходимо сопоставить две карты: карту нужной отрасли (той, что указана в задании: если это ГЭС или АЭС, то нужна карта электроэнергетики; если металлургические предприятия, то нужна карта черной и цветной металлургии и т.п.) и политико-административную карту России (где указаны субъекты РФ).


Задание 4
Для решения этого задания нужно воспользоваться картой погоды. Вопрос усложнен тем, что количество правильных вариантов не известно: может быть 2, 3, 4 или 5 вариантов. Чтобы справиться с этими вопросами необходимо вспомнить основные закономерности по данной теме. Виды осадков, дневная и ночная температура, облачность показана рядом с городами. Область высокого давления и область низкого давления выделены на карте буквами В и Н соответственно. Вспомнить надо, что Н - это циклон, для которого характерен сильный ветер и осадки, а В - это антициклон с безветренной, ясной и солнечной погодой (жаркой летом и морозной зимой). Для теплого фронта характерны: обложные долговременные осадки (моросящий дождь, мелкий снег), потепление и отсутствие ветра. Для холодного фронта - похолодание, ветер, кратковременные и сильные осадки (метель зимой, грозы с градом и ливнями летом). Россия находится в умеренном климатическом поясе, для которого характерны ветры западного переноса (ветер дует с запада на восток), а значит все фронты, циклоны, антициклоны и пр. будут смещаться в последующие дни в том же направлении. Важно найти параллели, которые на карте России выглядят дугами (они указывают направление запад-восток, в отличие от прямых линий-меридианов, сходящихся в точке полюса и указывающих направление север-юг).

Задание 5
В этом задании предлагается разместить три города в порядке повышения (понижения) температуры воздуха в них, увеличения (уменьшения) годовой амплитуды температур; увеличения (уменьшения) увлажнения или количества осадков. Выполнять это задание поможет карта климата (где указаны пояса и области; изотермы со средними значениями температур января и июля, годовое количество осадков). Необходимо помнить, что самые теплые зимы - на западе, а самые холодные - на востоке страны (в области резко-континентального климата; главное не ошибиться с зимними температурами: -5 более высокая, чем -10; а -40 более низкая температура, чем -20); самое теплое лето на юге страны, а холодное на севере; с ростом континентальности климата (с продвижением на восток) возрастает годовая амплитуда температур (разница между максимальной и минимальной температурами); увлажнение территории больше на севере, чем на юге, а количество осадков на западе больше, чем на востоке. С учетом этих особенностей и следует давать ответы.

Задание 6
По предложенному тексту нужно определить и назвать субъект РФ. Важно читать внимательно и каждый указанный факт находить на нужной для этого карте атласа (8 или 9 класса). Для выполнения может потребоваться несколько карт. Задание станет проще, если сразу найти вид субъекта (область, край или республика) и другие особенности, которые сразу можно проверить на картах.

Задание 7
Это задание связано с часовыми зонами и выполняется с использованием данной карты и политико-административной карты РФ, по которой можно найти указанные в задании субъекты РФ, а затем по контурам найти эти субъекты на карте часовых зон. Вопросы могут быть самыми разными, но принцип выполнения остается тем же: на карте часовых зон указаны цифры и знаки, например -1; +2; +4 и т.д. Эти цифры показывают на сколько время в данной часовой зоне отличается от московского времени (если в Москве 10 часов утра, а в Республики Якутия в этот момент 16 часов, т.к. в часовой зоне Якутиистоит +6, т.е. время республики больше, чем в Москве на 6 часов и т.д.). А дальше необходимо проверить время всех субъектов, указанных в задании, по тому условию, которое предлагается выполнить. Еще одна сложность заключается в том, что количество верных вариантов не указано (их может быть 1, 2, 3, 4 или больше, поэтому необходимо определить время в каждом из них и записать его).


Задание 8
Здесь предлагается вставить в текст термины, подходящие по смыслу. Сложность в том, что падежные окончания не совпадают с текстом. Для качественного выполнения этого задания необходимо знать значения основных географических терминов и понятий (экстенсивность, интенсивность, эрозия, мелиорация, континентальность, умеренный (тропический, экваториальный), миграция, эмиграция, иммиграция, естественный прирост, миграционный прирост, депопуляция, рождаемость, смертность, урбанизация, агломерация, ресурсы, экономическая интеграция и др.), знать некоторые цифры (численность населения мира, России и др.). Чтобы хорошо выполнить данное задание, внимательно прочитайте заголовок текста (он поможет выбрать предложенные ниже термины и особенности, т.к. по названию будет понятно, какую территорию надо будет найти на карте и вспомнить некоторые ее отличительные черты, процессы, происходящие здесь.

Задание 9
Работа с таблицей, где даны выводы по ее сведениям. Необходимо эти выводы проанализировать и либо согласиться, либо нет, но кроме этого, нужно привести аргументы «за» или «против». Все предложенные таблицы связаны с динамикой каких либо показателей (темпов их роста) по трем разным годам, причем каждый год рассматривается в сравнении с предыдущим. Например, даны показатели за 2013, 2014 и 2015 годы. 2013 в сравнении с 2012, 2014 - с 2013 и т.д. В каждом из них указана цифра. Важно понимать, что эта цифра и есть показатель по отношению к предыдущему году, и если она равна 100, значит, что в этом году данный показатель остался неизменным, т.е. он такой же, как и годом ранее. Если цифра меньше 100, то показатель снизился, а если больше 100 - возрос. Допустим, в 2013 - 99,7; в 2014 - 101,3; а в 2015 - 101,5. Вывод написан, что с 2013 по 2015 наблюдался рост. В ответе следует указать, что вывод не верен, т.к. в 2013 был спад, а рост наблюдался только в 2014 и 2015 гг. В таблице приведены две строки и выбраны либо разные отрасли производства, либо разные страны и пр. Важно внимательно читать условие задания и проверять необходимую строку таблицы, а затем аргументировать свой ответ.

Контурные карты предназначены для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. В контурных картах отражены темы курса "География. Экономическая и социальная география мира": политическое устройство, население, природа и человек, мировое хозяйство, регионы. Карты снабжены заданиями. Работая с контурными картами, учащиеся научатся давать характеристики крупным регионам мира, находить примеры рационального природопользования, прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека, объяснять особенности хозяйства регионов мира и их экономические связи.

Купить

Задание 10
Дан текстовый фрагмент, в котором описано какое-то явление - наводнения, землетрясения, спортивного или другого события и т.д.. Указываются названия некоторых географических объектов (рек, озер, городов, островов, полуостровов, морей и пр., которые можно найти в картах атласов, чтобы проверить свою версию). Задание заключается в том, чтобы определить название страны, в которой это событие (явление) произошло.

Задание 11
Нужно соотнести названия стран с предложенными в задании особенностями. Как правило, предлагаются страны с разным уровнем социально-экономического развития, с разным уровнем рождаемости, с разной долей детей (пожилых), с разной продолжительностью жизни, миграционной привлекательностью (эмиграцией-выездом граждан, иммиграцией-въездом) и др. Для выполнения задания необходимы знания о типах стран мира и их отличиях.


Задание 12
Вписать названия любых трех стран по заданному условию. Например, лидеров по запасам угля, нефти, газа, железной руды (или по их добыче), по производству автомобилей и пр. Эти данные есть в картах атласа за 10 класс (карта минеральных ресурсов, мировой торговли и пр.). Другое направление - назовите любые три страны, расположенные в каком-либо регионе или субрегионе мира, например, в Северной Европе, Южной Азии, Восточной Африке и пр. Это задание выполняется с политической картой мира и не вызовет затруднений у подавляющего большинства школьников. Еще один вариант заданий - назвать любые три страны из любой международной экономической интеграции, например, СНГ, ОПЕК, ЕС, БРИКС, ЛАИ, АСЕАН, НАФТА и др. Для этого необходимо вспомнить основные интеграционные объединения и запомнить по три-пять любых входящих в них стран. Но при этом, не указывать те из них, которые недавно вышли из состава или собираются его покинуть (как Грузия и Украина из СНГ, Индонезия из ОПЕК, Великобритания из ЕС и др.).

Задание 13
Это задание связано с понятием ресурсообеспеченности, которое изучалось в 10 классе. Вспомните, что означает этот термин (это отношение количества ресурсов к размерам их использования). И главные его показатели (количество лет, на которые хватит ресурса и величина ресурса на душу населения, проживающего в стране). Как подсчитать на какое количество лет хватит данного ресурса? Для этого нужно запасы ресурса разделить на добычу (она как правило за год), получается величина ресурсообеспеченности страны (или отдельной территории). Для определения душевого показателя ресурсообеспеченности запасы делят на количество жителей (население), указанных в таблице. Очень важно использовать одни и те единицы измерения (например, запасы даны в триллионах или миллиардах, а добыча в миллионах или в тысячах (так же и по населению) и прежде чем вычислять, надо привести к одинаковому значению, вспомнив, как они соотносятся друг с другом. Внимательно прочитайте задание, чтобы понять, какую из величин надо найти. В объяснении нужно указать данные, которые получились у вас при расчетах.

Задание 14, 15 и 16 выполняются с использованием фрагмента одного и того же текста (внимательно его читайте и смотрите на заголовок, он может нести в себе информацию и подсказки)



Задание 14
Выполняется с картой атласа. Важно понять, какая нужна карта (поможет сам текст или его заголовок). Например, текст об открытии тоннеля в Швейцарии, а вопрос: назовите любую страну, которая граничит с Швейцарией. Текст о Байкальском ЦБК, а вопрос: назовите любой субъект РФ, который выходит к озеру Байкал и пр.

Задание 15 и задание 16
В этих заданиях предлагается дать развернутый ответ по тексту (причем, если его внимательно изучить, то ответы можно найти в нем же). Это как определение проблемы в предложенном тексте на экзамене по русскому языку (только проблемы географические и связанные с предложенным материалом, также надо найти местность, указанную в тексте, на карте и добавить еще некоторые мысли). Так, в 15 задании текста про тоннель предлагают найти экономические преимущества строительства железнодорожного тоннеля (ж/д транспорт дешевле, сквозь горы ехать быстрее). В 16 задании этого же текста надо найти преимущества для экологии (железные дороги экологически чище, чем автомобили).

Задание 17
Это заключительное задание ВПР. Здесь снова предлагается текст, но уже больший по объему и содержащий некую проблемную ситуацию или мнение, на которое нет единого ответа (есть разные позиции). Обучающимся предлагается сформулировать и обосновать свою точку зрения, записать свои рассуждения по этому поводу и привести доказательства своей позиции (опираясь на географические и другие знания, полученные в школе на разных предметах). Учитываться будет аргументация и отсутствие географических и грамматических ошибок. Здесь важно высказать свое мнение и подтвердить его конкретными примерами. Думается, что умение писать эссе и мини-сочинение на заданную тему наши выпускники умеют.

Удачи вам при выполнении ВПР и отличных результатов!

ВПР - аббревиатура, которая так настораживает сегодняшних школьников. В то же время В сероссийская П роверочная Р абота - прекрасная возможность оценить подготовку учащихся. Проект был запущен сравнительно недавно, например ВПР по географии в 2017 году проводится впервые и носит экспериментально-пробный характер. Стоит ли бояться такой проверки и как успешно её пройти?

Материалов и различных демоверсий ВПР для подготовки учеников 10 и 11 классов не так много, в связи с чем возникает множество вопросов. Сколько заданий в каждом варианте? Какие разделы курса географии охватывает работа? Как грамотно построить учебную деятельность, чтобы получить наилучший результат?

Отсутствие необходимой информации и новизна данного проекта не позволяют чувствовать уверенность в успешном прохождении испытания. Предлагаем вам решение, которое поможет не только познакомиться с требованиями в рамках ВПР по географии, но и освоить материалы, необходимые для успешного выполнения работы.

О тренажёре

Ресурс включает интерактивные задания в тестовой форме на отработку упражнений всех разделов:

  1. Источники географической информации.
  2. Население мира.
  3. Мировое хозяйство.
  4. Природопользование и геоэкология.
  5. Регионы и страны мира.
  6. География России.

Проверка осуществляется автоматически. Ученик получает возможность попробовать свои силы в режиме онлайн, родители видят уровень подготовки ребёнка, учитель экономит время на просмотре работ.

Кроме того, мы предлагаем материалы, полностью соответствующие по структуре, форме и последовательности заданий ВПР. Для ученика это возможность объективно оценить уровень своих знаний и психологически подготовиться к испытанию. Для лучшего закрепления навыков работы материалы представлены в трёх вариантах, решение которых придаст уверенности и поможет показать, насколько ученик готов к ВПР и ЕГЭ.

Тренажёр для ученика

Для ученика мы подготовили 3 бесплатных онлайн-тренажёра. Проверка выполнения тестовых заданий осуществляется автоматически. Предлагаем попробовать свои силы!

Кроме того, дополнительно разработаны 3 варианта проверочной работы , которые вы сможете распечатать и провести пробный ВПР в 10 или 11 классе: изучить формат, последовательность, время, отводимое на их выполнение; объективно оценить свой уровень знаний и уверенно себя чувствовать на аттестации.

Методические комментарии оснащены всей необходимой информацией для успешного выполнения заданий - что надо знать и уметь, какие дополнительные материалы разрешается использовать.

ВСЕРОССИЙСКИЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ (ВПР) ПО ГЕОГРАФИИ

Учитель географии первой категории МБОУ Карповской СОШ

Багаевского района Ростовской области Куденко Марина Сергеевна

Знание только тогда становится знанием,

когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

К сожалению, география сегодня - далеко не самый популярный предмет у школьников и выбирают ЕГЭ по этому предмету лишь 2-3 процента. А это всего 18 тысяч человек.

Правда, с прошлого учебного года, как только выпускникам 9-х классов предложили выбирать кроме русского и математики еще два любых школьных предмета, 27 процентов решили, что будут сдавать экзамен по географии. А в этом учебном году, процент желающих сдать экзамен по географии увеличился.

Ученикам одиннадцатых классов предстоит написать проверочную работу по географии 3 марта 2018 года . Регламент предполагает, что выпускники будут писать работу на протяжении 90 минут. На данном мероприятии строго запрещается использовать учебную литературу, однако можно будет использовать атласы по географии для 8, 9, 10 и 11 классов средних школ.

Целью проведения ВПР является оценка качества подготовки обучающихся по данному предмету на базовом уровне.

ВПР – это итоговые контрольные работы, результаты которых не должны учитываться при выставлении годовых отметок по предмету или при получении аттестата о среднем общем образовании.

Участие образовательных организаций в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение принимает сама образовательная организация. ВПР не влекут за собой дополнительной нагрузки, так как они будут заменять традиционные итоговые контрольные работы в школе.

Никакой специальной подготовки написание ВПР не требует. Ее задача заключается в том, чтобы оценить так называемые «остаточные знания», с которыми ученики выходят в жизнь.

Как же подготовить ученика к работе? Важно понимать, что ни о каком натаскивание речи быть не может. Типы заданий одинаковые, но при этом сами вопросы принципиально разные. Чтобы вопросы не стали удивлением, нужно обязательно ознакомить учеников с демонстрационным вариантом работы. Он доступен на сайте ФИПИ. Это не тренажеры, а именно пример того, как сформирована работа.

При написании контрольной работы ученикам предстоит продемонстрировать знания, полученные ими в ходе обучения с 8 по 11 классы включительно. Разделы, которые выносятся на проверку, посвящены источникам получения географической информации, особенностям современного мирового хозяйства, природопользованию и геоэкологии, трендам в развитии отдельных стран, характеристике регионов нашей планеты, а также географическим, экономическим и демографическим особенностям Российской Федерации.

Одиннадцатиклассникам предстоит убедить комиссию в том, что они:

    понимают, какими особенностями характеризуется природа Российской Федерации, знают специфику ее районирования, основные отрасли экономики, предпосылки к формированию добывающей отрасли и состояние сельского хозяйства;

    помнят специфические географические особенности разных стран и регионов мира, могут описать их отличительные черты в области социального развития и экономики;

    понимают, что такое специализация, и могут рассказать о современной системе разделения труда и кооперации между разными странами;

    могут оценить степень ресурсной обеспеченности конкретной страны или региона;

    имеют навыки в определении тенденций природного, социально-экономического и геоэкологического характера;

    умеют применять полученный комплекс знаний и умений в реальной жизни, определяя разницу во времени, читая карты, интерпретируя и проводя анализ различных источников географической информации;

    овладели навыками поиска информации и оценки событий социально-экономического, геополитического и гэоэкономического характера, как в РФ, так и других странах.

Структура ВПР и распределение баллов

В каждом из вариантов ВПР по географии содержится 17 заданий, в числе которых:

    простые задания, предполагающие запись одного слова;

    задания, в которых нужно будет установить соответствие между географическими объектами или объектом и характеристикой;

    задания, в которых нужно будет заполнить пропущенную часть текста, пользуясь предложенным списком слов;

    задания, предполагающие выбор нескольких верных ответов из предложенного списка;

    задания, ответом на которые является верная последовательность элементов;

    усложненные задания, в которых ученикам предстоит самостоятельно сформулировать развернутый ответ.

Для успешного выполнения работы ученик должен знать: смысл основных теоретических понятий; географические особенности природы, населения, хозяйства и регионов РФ; географическую специфику отдельных стран и регионов мира, их различия по уровню социально-экономического развития; специализацию стран в системе международного географического разделения труда. Ученик должен уметь: сопоставлять географические карты различной тематики; оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; выделять существенные признаки географических объектов и явлений; использовать географические знания и умения для определения различий во времени; анализировать и оценивать разные территории с точки зрения взаимосвязи природных, социально-экономических и техногенных процессов и явлений; оценивать события международной жизни; определять и сравнивать географические тенденции развития процессов и явлений. Все вопросы имеют разную формулировку. Поэтому и типы ответов будут разные: краткий ответ в виде слова; установление соответствия; вписывание в текст терминов из предложенного списка; выбор нескольких верных ответов из предложенного списка; установление верной последовательности элементов; развёрнутый свободный ответ. За каждый базовый вопрос ученик получает 1 балл, за вопрос повышенной сложности - 2 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно получить за работу - 22. При этом за 12 базовых заданий можно набрать 15 баллов (68% от всех баллов за ВПР), а за решение 5-ти заданий повышенной сложности – 7 баллов (еще 32%).

Как перевести баллы в привычную систему пятибалльных оценок на пробном этапе решает преподаватель, который проверяет работу, но можно воспользоваться рекомендацией, в которой предлагается следующая разбивка: 18-22 балла равны оценке «5», 13-17 - оценке «4», 7-12 - оценке «3», 0-6 - оценке «2».

Ознакомившись с описанием ВПР и демоверсией, где 17 заданий – это вопросы, изучаемые с 8 по 11 класс, понимаешь (а мы, как правило, итоговые контрольные работы составляем по вопросам 10-11 класса), что всё-таки без подготовки не обойтись.

Те учащиеся, кто в прошлом учебном году впервые в 9 классе уже сдавал ОГЭ по географии, в следующем учебном году им будет легче. Но нас волнует работа этого учебного года, а времени для подготовки обучающихся к ВПР немного, т.к., Письмо Рособрнадзора «О проведении Всероссийских проверочных работ» в 11 классе датировано 16.11. 2016г. с дополнением от 13.12.2016г.

Как же нам быть, как подготовить детей в такие короткие сроки, если консультационных часов нет, да и учащиеся уже расписали всю вторую половину дня на дополнительные занятия по тем предметам, которые им необходимы для сдачи ЕГЭ?

Основная работа по повторению в 11 классе будет проводиться на уроках. Урок, а он 1 раз в неделю, у него своя цель, изучаемая в соответствии с тематическим планированием.

Мы, учителя географии, понимаем, что невозможно достичь высоких результатов без системной, долгой, продуманной работы по подготовке учащихся. Поэтому система повторения должна быть четко спланирована.

Конечно, задания ВПР составлены в пределах школьной программы, но:

    материал дан за 8-11 классы, а 8 - 9 классы требуют повторения;

    12 вопросов базового уровня, и 5 вопросов повышенного уровня, а они в свою очередь рассчитаны на максимальную стимуляцию нестандартного мышления при его выполнении;

Невольно встал вопрос: «Как подготовить всех детей к успешному написанию ВПР по географии? Думаю, что это осознал каждый школьный учитель, и каждый встал перед вопросом: «С чего начать?»

Первое, с чего, мне кажется, следует начинать – это подготовительная работа по подготовке к ВПР:

1. Тщательно изучить описание и демоверсию ВПР (цель – понять особенности заданий, которые будут предложены учащимся в этом году);

2. Оценить готовность учащихся к ВПР, выявить проблемы, как для данного класса, так и индивидуально для каждого ученика;

3. Спланировать работу по отработке умений и развития навыков выполнения заданий;

4. Предупредить детей, что 5-10 минут на каждом уроке географии будем уделять внимание повторению изученного материала за предыдущие годы.

5. Провести психологическую подготовку обучающихся к ВПР, не пугая школьников предстоящей работой, а убедить их в том, что если очень постараться, то можно получить очень приличный балл.

Второе – повторение пройденного материала.

На этом этапе четко следовать плану подготовки к ВПР, который включает в себя список ключевых тем для повторения.

Это позволит параллельно с изучением нового материала системно повторить пройденное ранее.

    Продумать небольшие задания, которые можно давать обучающимся для выполнения на дом, с последующей проверкой и объяснением на уроке.

Третье мини-практические работы.

Выполнение серий небольших практических заданий с использованием различных источников информации, например, с атласами

Четвертое организация и проведение мониторингов.

Мониторинг по географии включает в себя диагностические работы в формате ЕГЭ и ОГЭ, и регулярные тренировочные работы по отдельным темам. Основная цель подобных работ – оперативное получение информации о качестве усвоения определенных тем, анализ типичных ошибок и организация индивидуальной работы с учащимися по устранению пробелов в знаниях. Ребята выполняют работы над ошибками каждой проверочной работы: результаты оперативно доводятся до сведения родителей, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на дальнейшем процессе обучения.

Пятое - устные упражнения.

В целях эффективного использования времени на уроке, использовать:

    каскад быстрых вопросов в хаотичном порядке или по цепочке;

    вопросы по карте;

    небольшие географические задачи;

    слайды с устными и тестовыми заданиями

Устные упражнения активизируют мыслительную деятельность учащихся, требуют осознанного усвоения учебного материала; при их выполнении развивается память, речь, внимание, быстрота реакции.

Шестое – использование ИКТ при подготовке к ВПР.

Помимо работы с учителем на уроке учащиеся должны и самостоятельно получать знания, поэтому необходимо рекомендовать учащимся сайты Интернета, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме онлайн.

1. Сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Есть Открытый банк заданий ЕГЭ по предметам, предварительно объяснив нумерацию необходимых для решения заданий.

2. Официальный информационный портал ЕГЭ.

3. Официальный сайт Рособрнадзора;

4. "ЕГЭ-портал. Мы знаем о ЕГЭ все" http://4ege.ru/novosti-ege/1532-shkala-perevoda-ballov-ege.html;

5. Базы заданий для портала «РЕШУ ЕГЭ» составлены на основе следующих источников: задания открытых банков и официальных сборников для подготовки к ЕГЭ; демонстрационные версии ЕГЭ и экзаменационные задания, разработанные ФИПИ; диагностические работы, подготовленные МИОО; тренировочные работы, проводимые органами управления образованием в различных регионах Российской Федерации.

Все используемые в системе задания снабжены ответами и подробными решениями;

6. Незнайка.про https://neznaika.pro/oge/geo_oge/662-variant-9.html

7. ЕГЭ и ГИА. Информационный образовательный портал. Документы, материалы, пособия, пробники к ЕГЭ и ГИА. http://egeigia.ru/;

8. Учебные (справочные) пособия для подготовки к ЕГЭ (книги, сборники тестов в форматах djvu/zip и pdf/zip) http://www.alleng.ru/edu/math3.htm.

9. Большой востребованностью пользуется дистанционный контакт с учениками через СКАЙП, вайбер, ватсаб, в контакте. Где можно раздавать рассылку с заданиями и отвечать на вопросы учеников.

Седьмое – дифференцированная работа с классом.

Для качественной подготовки школьников к ВПРвозможны такие группы учащихся, как:

    учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности, выполнив задания базового уровня;

    учащиеся, которые хотят получить высокие баллы, выполнив не только задания базового уровня, но и повышенного.

При таком подходе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

Восьмое – временной.

Все тренировочные тесты стараться проводить с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя – за какое время сколько заданий они успевают решить.

Девятое – контролирующий.

Максимализация нагрузки по содержанию и по времени для всех учащихся одинакова. Это необходимо, поскольку тест по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

Следуя этим принципам, пытаемся формировать у учеников навыки самообразования, критического мышления, самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля.

В работе с учениками каждый учитель использует свои собственные подходы, приемы и методики ия уверена, что каждый учитель уже имеет банк контрольно-измерительных материалов.

И еще, каждый учитель найдет плюсы в создавшейся ситуации.

Например:

    учащиеся, наконец-то более серьёзно обратят внимание на предмет географию, а, следовательно, проявят интерес к урокам географии;

    появится возможность у учителя увеличить количество отметок у каждого ученика. Можно ввести накопительную систему отметок, за выполнение нескольких заданий, ответов на вопросы. Каким образом: созданием индивидуальной карты ученика, жетонов, карточек с личной подписью, тетрадью личных достижений - это решает учитель.

    опыт написания ВПР уже есть в начальной школе, а значит можно обратиться к анализу проведенных работ, выявленным проблемам работы и рассмотреть пути решения.

Выявленные проблемы

Организационно-технологические проблемы

Несоблюдение требований к процедуре

организации и проведения Всероссийских

проверочных работ, недостаточное

информирование участников образовательных отношений, о требованиях к содержанию, объему работы, времени, отведенному на выполнение работы, требованиях к оформлению работ учащихся на бланках.

Целенаправленная информационно-разъяснительная работа с участниками образовательных отношений по содержанию, целям и задачам, формам проведения внешней оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Организационно-методические проблемы

- недостаточный уровень профессиональной
компетенции педагогических работников в области формирования и достижения предметных и метапредметных результатов;

использования практико-ориентированных заданий для формирования практических навыков учащихся и для диагностики их результатов; разработки/составления стандартизированных работ;

Несоответствие содержания, форм, структуры промежуточной аттестации планируемым результатам.

Совершенствование содержания и форм внутриучрежденческого повышения квалификации, обмена опытом учителей начальных классов по актуальным вопросам достижениями учащимися планируемых результатов, диагностики и оценки планируемых результатов;

Организация проектной деятельности учителей по разработке/осознанию контрольно-измерительных материалов в соответствии с планируемыми результатами на уровне начального общего образования;

Изменение содержания и форм, подходов к организации и проведению текущего контроля, промежуточной аттестации;

Проведение тренировочных работ в формате ВПР

Программно-методические проблемы

Несоответствие содержания основных

образовательных программ начального общего образования, рабочих программ учебных предметов в части характеристики планируемых результатов нормативным требованиям.

Приведение программно-методических документов (основных образовательных программ начального общего образования,

рабочих программ учебных предметов) в соответствие с изменениями, внесенными в ФГОС НОО.

Проблемы подготовки учащихся в части формирования

метапредметных результатов

- недостаточный уровень сформированности регулятивных и познавательных умений учащихся.

Планомерная работа по формированию у учащихся регулятивных, познавательных умений, в том числе умений планировать выполнение задания, контролировать полноту выполнения задания, контролировать соответствие выполненного задания предложенным формулировкам, оформлять работу в соответствии с предложенными требованиями;

Ведение карт индивидуального контроля, отражающих положительную или отрицательную динамику в обучении каждого учащегося в соответствии с планируемыми результатами;

Персональный анализ результатов выполнения ВПР на основе таблиц предметных результатов;

Разработка индивидуальных маршрутов для учащихся с низкими результатами выполнения ВПР.

Недостаточный уровень умений и навыков учащихся при работе с текстом, практико-ориентированными заданиями, с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, иллюстрациях.

- включение во все уроки учебных предметов согласно учебному плану заданий по работе с текстами разных стилей, типов, жанров; заданий, развивающих навыки самоконтроля, повышения внимательности учащихся посредством организации взаимопроверки, самопроверки, работы по алгоритму, плану.

Таким образом, всероссийские проверочные работы, которые планируется провести по географии, являются исключительно диагностическими и нужны, в том числе для того, чтобы установить, каков уровень знания школьников по данным дисциплинам.

Конечно, ВПР, несмотря на то, что оценки за них никак не повлияют на аттестат, все же будут стрессом для каждого школьника. А, следовательно, нам, учителям, необходимо поддержать учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Как помочь учащимся подготовиться к ВПР?

1. Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.

Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного ма­териала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.

2. Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.

Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике под­готовки к ВПР.

3. Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.

Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на них внимание.

4. Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.

Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интел­лект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие зада­чи. Использование различных методов позволяет усваивать матери­ал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте или в группе в одной из социальных сетей.

5. «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).

Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали актив­ное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные про­екты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.

6. Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.

Покажите простой пример демонстрационного задания и разберитеподробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, уча­щимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.

7. Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.

ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех егоучастников: учащихся, родителей, учителей, администрации обра­зовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.

8. Хвалите своих учеников.

Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похва­ла должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.

9. Общайтесь с коллегами!

Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.

10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.

Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значитель­ный вклад в успех на проверочной работе.

11. Поддерживайте внеучебные интересы учащихся.

Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.

12. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!

Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя большеответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Как поддержать учащихся во время подготовки к ВПР?

Главное, в чем нуждаются учащиеся в этот период – это эмоциональная поддержка педагогов, родных и близких . Психологическая поддержка – один из важнейших факторов, определяющих успешность ребенка в ситуации проверки знаний.

Поддерживать ребенка – значит верить в него. Поддержка тех, кого ребенок считает значимыми для себя, очень важна для него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий.

Задача педагогов и родителей – научить ребенка справляться с различными задачами, создав у него установку: "Ты можешь это сделать".

Существуют слова, которые поддерживают детей, например: "Зная тебя, я уверен(а), что ты все сделаешь хорошо", "Ты делаешь это хорошо".

Поддерживать можно посредством отдельных слов, прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражения лица, интонации.

Педагоги также могут помочь ребенку в столь сложный для него период. Вот некоторые рекомендации психологов для педагогов:

Сосредоточьтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки;

Создайте ситуацию эмоционального комфорта;

Ни в коем случае не нагнетайте обстановку, постоянно напоминая о серьезности предстоящих работ;

Создайте ситуацию успеха, применяйте поощрение. В этом огромную роль играет поддерживающее высказывание "Я уверен(а), что ты справишься";

Обеспечьте детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться. Если ребенок обращается за помощью: "Посмотрите, я правильно делаю?" - лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: "Я уверен(а), что ты все правильно сделаешь, и у тебя все получится";

Очень важно, чтобы неуверенный в себе ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. Если ребенок не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: "Ты не знаешь, как начать? Как выполнить следующее задание?" - и предложить альтернативу: "Ты можешь начать с простых заданий или просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?";

Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям фраз типа "Подумай еще", "Поразмысли хорошенько", Это усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания;

Помогайте учащемуся поверить в себя и свои способности;

Помогайте ребенку избежать ошибок;

Поддерживайте учащихся при неудачах;

Подробно расскажите учащимся, как будет происходить ВПР, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру проверочных работ;

Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами проведения ВПР, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к проверочной работе, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку;

Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

Опираться на сильные стороны ребенка;

Помнить о его прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к ошибкам;

Избегать подчеркивания промахов ребенка, не напоминать о прошлых неудачах;

Помочь ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;

Создать в школе и классе обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать уважение к ребенку.

Поддерживайте своего ученика, будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Психологическая подготовка обучающихся к проверочной работе

Советы по подготовке к проверочной работе

    Готовься планомерно

    Соблюдай режим дня

    Питайся правильно

    Во время подготовки чередуй занятия и отдых

Накануне проверочной работы

    С вечера перестань готовиться.

    Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, «боевого» настроя.

Советы во время проверочной работы

    Соблюдай правила поведения на проверочной работе!

    Слушай, как правильно заполнять бланк!

    Работай самостоятельно!

    Используй время полностью!

При работе с заданиями:

    Сосредоточься!

    Читай задание до конца!

    Думай только о текущем задании!

    Начни с легкого!

    Пропускай!

    Исключай!

    Запланируй два круга!

  • Не оставляй задание без ответа!

    Не огорчайся!

Советы после проверочной работы

Способы снятия напряжения, негативного влияния стресса:

    Занятия спортом;

  • Рисование;

    И многие другие занятия интересные для человека

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Как помочь своему ребёнку подготовиться к Всероссийской проверочной работе?

Приближается конец учебного года, и детям предстоят Всероссийские проверочные работы. Как помочь своему ребёнку подготовиться к проверочной работе?

Конечно, надо повторять изученный материал, решать задачи и писать диктанты. Родители детей начальной школы могут в этом помочь своим детям, так как знают изучаемые темы, могут проконсультироваться у учителя. Родители учеников средней и старшей школы уже не владеют всеми необходимыми знаниями, чтобы помочь своему ребёнку. Они могут только проконтролировать, как ребёнок выполняет домашнее задание, обеспечить его необходимыми учебниками и пособиями или нанять репетитора.

Но независимо от возраста и уровня знаний все дети нуждаются в психологической подготовке к контрольным работам и экзаменам. И родители могут в этом помочь своим детям, даже если не умеют решать задачи. Часто дети плохо пишут проверочные работы потому, что не уверены в себе. Они волнуются, смогут ли оправдать ожидания своих родителей. Тогда родителям следует говорить ребёнку, что их любовь к нему не зависит от оценок или других успехов. Слова «Твоя главная задача – хорошо учиться» создают стресс, который в конце учебного года уже не сделает из троечника хорошиста. А вот достаточный сон, хорошее питание, своевременный отдых на свежем воздухе и понимание близких людей добавят сил и помогут сосредоточиться в нужный момент.

Родители могут также научить ребёнка распределять время на проверочной работе. Для этого ребёнок даже при выполнении обычной домашней работы должен иметь перед собой часы, чтобы научиться контролировать время. Также родители могут научить ребёнка отложить задание, которое не получается, и потом вернуться к нему, когда всё остальное уже сделано. И, конечно, надо воспитать в ребёнке привычку проверять написанное.

Особенного внимания требуют старшеклассники, так как они страдают от перегрузок и стресса. Родители должны наблюдать за самочувствием ребёнка и при первых признаках переутомления убедить его в том, что чрезмерные занятия за месяц до проверочной работы дадут посредственный результат, а чередование занятий и отдыха помогут ясно мыслить на ВПР. И родителям, и детям надо помнить, что ущерб, нанесённый здоровью, невосполним.

Но есть и ученики, которые за месяц-полтора до ВПР расслабляются и перестают заниматься. Тогда главная задача родителей – помочь понять ребёнку, что не Вам, а ему нужно хорошо написать проверочную работу. Слова взрослого влияют на ребёнка тогда, когда высказываются в разных вариантах, с разными интонациями, учитывают точку зрения самого ребёнка. Авторитарный стиль общения часто даёт негативный результат, поэтому родители должны суметь принять точку зрения ребёнка и обогатить её своим жизненным опытом.

Удачи и самообладания Вам и вашим детям!

ВПР по географии состоит из семнадцати заданий, включающих в себя все аспекты школьного курса географии, а именно:

  1. География как наука - ее источники и методы
  2. Население мира
  3. Регионы и страны мира
  4. Мировое хозяйство
  5. Природопользование
  6. География России

Система оценок

Максимально возможный балл за работу – 22. На ее выполнение дается два урока (90 минут).

12 заданий относятся к базовому уровню, а 5 – к повышенному.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

Первое задание ВПР по географии в 11 классе проверяет знание природы нашей страны. В нем нужно располагать три приведенных города в порядке, определяемом данным критерием – например:

  • В порядке увеличения длительности светового дня в первый день лета;
  • В порядке расположения выше по течению реки Дон.

Если города распределены правильно – ставится 1 балл, если нет – 0.

Задание 2

Во втором задании необходимо дать ответ на один вопрос – о том, карты какого экономического района России нужно использовать для нахождения определенной информации. Приводится ситуация – например:

  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для оценки экономико-географических условий развития предприятий по переработке нефти в Татарстане?
  • Карты какого района понадобятся для поиска информации, нужной для определения географических условий добычи угля на территории Чукотского АО?

В ответе нужно указать только район – например, Поволжье или Дальний Восток. Для успешного выполнения данного задания надо хорошо знать экономические районы страны и входящие в них субъекты. За правильный ответ ученик получает 1 балл.

Задание 3

Для того чтобы справиться с третьим заданием ВПР по географии, нужно разбираться в хозяйстве России – знать, где находятся основные морские порты, металлургические комбинаты, крупные АЭС и ГЭС.

Задается вопрос – например, в каких городах находятся крупнейшие сахарные заводы. Приводится перечень из 6 субъектов России, из которых для ответа нужно выбрать 3.

Верный ответ оценивается 1 баллом.

Задание 4

В четвертом номере необходимо работать с картой погоды – например, вот такой:

Далее приводится пять утверждений о погоде; необходимо выбрать только те, которые соответствуют карте, и записать их в ответ. Количество верных ответов не указано. Правильный ответ приносит одиннадцатикласснику 1 балл.

Задание 5

Данное задание также связано с темой «Природа России», однако оно связано с климатическими показателями – температурой, увлажненностью. В нем тоже нужно расставить три города в определенном порядке согласно условию. Приводим пример:

Для того чтобы рассчитать систему отопления, в России используется показатель «отопительный период» - та часть года, когда средняя температура воздуха за сутки не превышает +8 градусов Цельсия. Расставьте нижеследующие города в порядке увеличения средней продолжительности отопительного периода (начните с того города, где его продолжительность минимальна): Ростов-на-Дону, Архангельск, Смоленск.

За верный ответ ставится 1 балл.

Задание 6

Шестой номер работы проверяет, как хорошо одиннадцатиклассники знают регионы России – ее субъекты, их достопримечательности, географические характеристики. В задании дается краткое описание какого-либо субъекта – например:

Эта область имеет большой потенциал для развития туризма, особенно таких его направлений, как промышленный (экскурсии на предприятия) и научно-познавательный. С точки зрения научно-познавательного туризма особенно интересны города Касли (центр художественного литья из чугуна) и Златоуст (исторический центр оружейного производства). Один из крупнейших промышленных комплексов страны – Магнитогорский металлургический комбинат – подходит для развития промышленного туризма.

В ответе нужно указать тот субъект, о котором идет речь. Если это сделано правильно – ученик получает один балл.

Задание 7

В этом задании проверяется, как хорошо ученики знакомы с системой часовых поясов России. Приводится карта часовых поясов и дается текст условия – например:

Во время выборов депутатов Государственной Думы избирательные участки начинают работу в 8 часов, а заканчивают – в 20 часов по местному времени. При помощи карты определите, в каких из указанных субъектов в 5 часов 30 минут утра по московскому времени голосование уже началось.

Задание 8

В восьмом задании ВПР по географии приводится текст, где пропущены некоторые слова (обычно пропущено 3 слова). Далее идет перечень из 6 слов, откуда надо выбрать те, которые можно вставить на месте пропусков. Каждое слово из этого перечня может быть использовано только один раз. Пример:

По данным на 1 января 2017 г., в Эстонии на постоянной основе проживало 1 317 800 человек, что на 1850 человек больше, чем в январе 2016 г. Основной прирост населения был обеспечен за счёт превышения числа _____________(А) над числом _____________(Б). При этом значение показателя_____________(В) населения по-прежнему остаётся отрицательным – показатель смертности (15 300 человек) превышает показатель рождаемости (13 900 человек). Ещё более заметной стала тенденция старения населения Эстонии.

Список слов:

  1. Урбанизация
  2. Миграционный прирост
  3. Естественный прирост
  4. Эмигранты
  5. Средняя продолжительность жизни
  6. Иммигранты

Если все три слова вставлены верно, ученик получает 1 балл, если же есть хотя бы одна ошибка – 0 баллов.

Задание 9

Данное задание предполагает анализ небольшой таблицы – например, вот такой:

В условии приводится вывод, сделанный на основе таблицы – для данной таблицы он такой:

В отличие от США, в Бразилии ежегодно происходило уменьшение объемов ВВП.

В ответе необходимо написать, является ли приведенное утверждение верным, и дать обоснование своему мнению. Если в ответе подробно и четко расписано, почему вывод является верным или неверным – ставится 1 балл.

Задание 10

Для того чтобы хорошо справиться с десятым заданием ВПР по географии и не потерять баллы, нужно иметь общее представление о различных странах мира. В условии приводится ситуация, когда кто-то включил радио, по которому передавалась новостная сводка о какой-либо стране, но, поскольку он слушал не сначала, то не понял, о какой стране идет речь. Пример новостной сводки:

Одним из последствий землетрясения стал прорыв дамбы на реке Кларенс. Власти обратились к жителям с призывом перебраться на возвышенности. Посольство России в Веллингтоне сообщает, что среди пострадавших при землетрясении граждан нашей страны нет.

Если страна определена правильно – ученик получает 1 балл.

Задание 11

Одиннадцатое задание также проверяет общие знания о странах мира и их географических и экономических характеристик. В нем нужно проводить соответствие между странами и ее особенностями, занося ответы в небольшую таблицу. Пример:

Установите соответствие между страной и особенностью ее хозяйства.

Как видно, цифры могут быть использованы более одного раза. Если соответствия проведены верно – ставится 1 балл, при наличии хотя бы одной ошибки баллы за это задание не начисляются.

Задание 12

Двенадцатое задание тоже связано со знанием мирового хозяйства – в основном международных организаций и отраслей специализации различных стран. Приводится описание какой-либо организации – например, БРИКС или форума стран-экспортеров газа; в ответе необходимо указать три страны (кроме России), которые входят в описываемую организацию.

Если три страны указаны правильно – ответ оценивается в 2 балла, если же одна из указанных стран не относится к организации – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Задание 13

Тематика тринадцатого задания аналогична предыдущим – мировое хозяйство. Необходимо проанализировать таблицу, связанную с добычей ресурсов в какой-либо стране, и ответить на вопрос, связанный с динамикой какого-либо показателя – например, для нижеприведенной таблицы вопрос звучит так:

За 11 лет показатель ресурсообеспеченности Австралии медными рудами возрос с 25,8 до 91,7 года. Опираясь на представленные в таблице данные, объясните, чем это обусловлено.

В ответе нужно провести краткий анализ таблицы – например, в данном случае можно написать, что разведанные запасы возросли в 3,6 раз, а добыча выросла всего на 30 тысяч тонн в год. За указанный период темпы прироста разведанных запасов выше, чем темпы роста добычи.

В последнем предложении обязательно нужно сделать вывод! Если в ответе говорится и об изменении запасов, и об изменении добычи с наличием вывода – ставится 2 балла, а если ученик просто констатирует изменения показателей и не пишет вывод – 1 балл. В других случаях баллы за задание не ставятся.

После этого в работе приводится небольшой текст, на основе которого составлены последующие три задания – например, вот такой:

В 2016 г. на одном из крупнейших предприятий Череповецкого района – ООО «Автоспецмаш» – ввели в эксплуатацию новый цех. Имеющееся оборудование позволило по индивидуальным заказам изготавливать уникальные крупногабаритные детали для техники, которая пользуется спросом у многих предприятий (в том числе местных). Завод известен производством различных видов продукции: роликов машин непрерывного литья заготовок (МНЛЗ), электропечей и т.д. Одним из преимуществ ЭГП региона, в котором расположен г. Череповец, является его положение на границе трёх географических районов России.

Задание 14

В четырнадцатом задании ВПР по географии нужно определить географическое положение того, о чем говорится в тексте. В данном случае вопрос будет звучать так: «В каком субъекте РФ находится город Череповец?» . Однако вопрос не всегда о субъектах – например, если речь об островах, могут спросить, в каком океане они находятся, а если об Охотском море – какие субъекты РФ имеют к нему выход. Верный ответ оценивается одним баллом.

Задание 15

В данном задании тоже требуется дать ответ на вопрос по теме текста. Для приведенного выше текста он звучит так: «На границе каких географических районов России располагается та область, где находится город Череповец?» . Вопрос 15 задания может быть любым – как о географическом положении, так и о каких-либо процессах или явлений, изучающихся в школьном курсе географии. Например, для другого варианта он звучит так: «Назовите антропогенную причину маловодья на Байкале» . За правильный ответ ставится 1 балл.

Задание 16

В последнем задании, связанном с текстом, задается более сложный вопрос, требующий развернутого ответа размером в пару предложений. Для нашего текста он звучит так: «Объясните, какая особенность промышленности города Череповца поспособствовала созданию нового производства в этом городе» . Дать правильный ответ на вопрос можно только при наличии определенного багажа географических знаний; он приносит ученику 1 балл.

Задание 17

Заключительное задание ВПР по географии – самое «высокоценное»: максимальный балл за его выполнение – 4. В условии описывается некоторая ситуация, связанная с темой природопользования. Главное в ситуации – наличие нескольких точек зрения на проблему; учащемуся нужно сформулировать собственную позицию (чаще всего нужно выбрать одну из предложенных позиций) и записать ее, приводя обоснования. Ответ должен быть логичным и выглядеть как небольшой текст. Главное – указать собственную позицию и подкрепить ее аргументами, основанными на знании географии. Пример задания:

Существует несколько точек зрения относительно оценки последствий роста масштабов производства и использования биотоплива для окружающей среды. Согласно одной из них, увеличение масштабов производства и применения такого топлива полностью соответствует задачам сохранения окружающей среды. Согласно другой – увеличение производства биотоплива не отвечает этим задачам. Выберите одну из данных точек зрения и приведите два любых аргумента, подтверждающих ее.

Ответ оценивается по критериям:

К1 – Наличие сформулированной точки зрения. Если точка зрения сформулирована – ставится 1 балл, если нет – 0.

Баллы по данному критерию ставятся только в том случае, если по критерию К2 выставлен 1 или 2 балла!

К2 – Раскрытие причинно-следственных связей. 2 балла по этому критерию ставят в том случае, если в ответе приводится два грамотных аргумента, подтверждающих выбранную позицию, и четко прослеживается логическая цепочка, отображающая причинно-следственные связи – в нашем случае, между использованием биотоплива и состоянием окружающей среды. Если же логическая цепочка прослеживается не полностью, то есть причинно-следственные связи раскрыты только для одного аргумента – ставится 1 балл. Если же причинно-следственные связи не раскрыты вообще, ученик получает 0 баллов по данному критерию (и, соответственно, по предыдущему тоже).

К3 – Географическая грамотность. 1 балл ставится, если в работе отсутствуют ошибки в употреблении географических терминов, в демонстрации знаний связей и закономерностей и фактические ошибки, либо допущена 1 такая ошибка. В остальных случаях баллы по данному критерию не выставляются.

Получить положительный балл по этому критерию возможно только при наличии 1 или 2 баллов по критерию К2!

Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.