Анализ рынка лкм. Обзор российского рынка лакокрасочных материалов

Ученые предполагают, изготовление первых красок началось около 25 тыс. лет тому назад. Эти краски были достаточно примитивны и обладали плохой долговечностью. В период, приблизительно между 3000 и 600 гг. до н. э. развитие искусства приготовления красок было значительно развито египтянами. Им же принадлежит разработка первых красочных лаков. В качестве пленкообразователей египтяне почти исключительно использовали природные смолы, расплавы восков. Греки начали использовать лаки на основе высыхающих масел. К концу ХVIII в. спрос на краски всех типов возрос до такой степени, что стало экономически выгодно организовывать производство лаков и красок для продажи.
Промышленная революция оказала большое влияние на развитие лакокрасочной промышленности. Возрастающее применение железа и стали в строительстве и технике обусловило дальнейшее развитие рынка лакокрасочных материалов. Сегодня в России, согласно ГОСТ 28246-2006, под лакокрасочным материалом (ЛКМ) понимается жидкий, пастообразный или порошковый материал, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность лакокрасочное покрытие, обладающее защитными, декоративными или специальными техническими свойствами.
Основной принцип классификации ЛКМ - по типу связующего материала. В соответствии с данным принципом, лакокрасочные материалы подразделяются на:
 ЛКМ на основе поликонденсационных смол;
 ЛКМ на основе полимеризационных смол;
 ЛКМ на основе природных смол;
 ЛКМ на основе эфиров целлюлозы.
Все лакокрасочные материалы, выпускаемые в промышленности, подразделяются на три группы: основные, промежуточные, прочие.
 К основным относятся лак, краска, эмаль, грунтовка, шпатлевка.
 В группе промежуточных (используются преимущественно в качестве полуфабрикатов и полупродуктов) присутствуют: олифа, смола, растворитель, разбавитель, сиккатив.
 К прочим (вспомогательные и подсобные материалы) относят следующие ЛКМ: смывка, мастика, отвердитель, ускоритель (по материалам «Оптовик Бизнес Маркет», http://www.atlant.ru/opt/articles/analitika/20080505151759/index.php , и Research.Techart, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm).
До начала мирового финансового кризиса, спрос на лакокрасочные материалы характеризовался стабильной тенденцией к увеличению, при этом не только со стороны строителей, но и среди представителей других отраслей - производителей мебели, машиностроителей и других. Зарубежные компании активно наращивали свое присутствие в России путем экспорта продукции, создания совместных предприятий по реализации и производству ЛКМ и приобретения местных производителей ЛКМ. С середины 2008 года на российском рынке ЛКМ начались серьезные негативные изменения: исчезли дешевые, долгосрочные кредитные деньги в строительстве. К осени 2008 г. в кризис строительной отрасли затянуло смежные с ним отрасли, в том числе рынок ЛКМ. К концу 2008 года наблюдалось падение спроса в строительстве, перепроизводство и перенасыщение в отрасли, реструктуризация рынка и девальвация рубля, сообразное изменения цен на основное сырье и другие проблемы (по материалам по материалам «Оптовик Бизнес Маркет», http://www.atlant.ru/opt/articles/analitika/20080505151759/index.php , и www.utsrus.com/documents/.../izmenenie_uslovij_postavok_syrya.doс).
По оценкам экспертов ОАО "Русские краски", в самом крупном сегменте декоративных ЛКМ падение составило 12%, в индустриальных - до 25%, специальных - 12%. Потребление авторемонтных сократилось на 10%, конвейерных - на 60%. Из тенденций рынка декоративных материалов отмечается относительно умеренное сокращение производства, рост объемов водных материалов (до 50-60% рынка ЛКМ) и продукции сегмента "эконом", а также увеличение потребления отечественных ЛКМ. В сегменте индустриальных материалов отмечалось снижение цен и изменение предпочтений потребителей в пользу ЛКМ отечественного производства.
В этой ситуации производители пересматривают ценовую и ассортиментную политику. Например, крупнейший российский производитель лакокрасочной продукции и цинковых белил - ростовский завод «Эмпилс» (входит в холдинг «Новое содружество») по итогам 2009 года в денежном выражении увеличил объемы продаж на 3%, в натуральном выражении объе¬мы продаж сократились. Это произошло благодаря новой линейке недорогих красок, которую завод успел запустить и раскрутить. Они не самого высокого качества, но в нынешней ситуации благодаря стоимости востребованы рынком (по материалам http://www.rbcdaily.ru/2009/02/02/market/399907 и http://ruskras.ru/content/view/644/47/).
Несмотря на сокращение темпов строительства под влиянием кризиса, розничный рынок строительно-отделочных материалов может стать для производителей ЛКМ одним из важнейших, т.к. многие домохозяйства, запланировавшие сделать ремонт, едва ли откажутся от этой идеи даже в условиях ограниченных средств, не позволяющих привлечь наемную рабочую силу.
Эксперты считают, что в условиях кризиса, производители должны максимально облегчить потребителям выбор материалов, рассказать об условиях и ограничениях применения того или иного вида ЛКМ, предоставить им исчерпывающую и доступную информацию о технологии использования краски (по материалам http://marketing.rbc.ru/news_research/03/03/2009/562949955396426.shtml).
По итогам 2009 года, объем рынка ЛКМ в России составил 1154 тыс. тонн. Вследствие финансового кризиса, произошло сокращение рынка на 2.4% по сравнению с 2008 годом (рисунок 1). До начала кризиса, в течение последних пяти лет, объемы рынка увеличивались. Это происходило в основном за счет импорта, доля которого составляла более 20%.

Рисунок 1. Динамика объема рынка ЛКМ в России в 2005-2009 годах, тыс. тонн.

http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
Эксперты рынка утверждают, что спрос на водно–дисперсионные ЛКМ неуклонно растет, что ведет к активному развитию производства этого вида ЛКМ. За 5 лет доля водно–дисперсионных ЛКМ в структуре общероссийского производства увеличилась на 12 процентных пунктов. Однако наибольшим сегментом на рынке ЛКМ в России являются органоразбавляемые ЛКМ (краски, лаки, грунтовки, шпатлевки на конденсационных, полимеризационных смолах и на основе эфиров целлюлозы) – по итогам 2009 года им принадлежало 42% рынка (рисунок 2). Водно-дисперсионные ЛКМ занимают 25% рынка, промежуточные ЛКМ (олифы, растворители, смывки) -18%, масляные краски – 15% (по материалам http://dvinainform.ru/research/getresearch.php?id=379&h=dvinainform.ru и Research.Techart, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm).

Рисунок 2. Структура рынка ЛКМ в России в 2009 году

Источник данных: Research.Techart на основе данных Росстата и ФТС России, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
В России лакокрасочная продукция производится на более чем 200 предприятиях, располагающихся по всей территории нашей страны. Однако основное производство в России сконцентрировано преимущественно в трех федеральных округах: Центральном ФО, Северо-Западном ФО и Южном ФО.
В докризисные годы рост объёмов производства лакокрасочных материалов сопровождался изменением долей между основными производителями, а также появлением новых предприятий. Кроме этого, характерными особенностями российского рынка ЛКМ последних лет является рост доли импорта наряду с активной экспансией иностранных игроков и, как следствие, ослабление позиций российских производителей. Российские производители ориентированы в основном на производство алкидных и масляных красок и эмалей и не способны полностью удовлетворить спрос на этот вид ЛКМ. Почти треть от объема потреблений водно-дисперсионных ЛКМ – продукция импортного производства. В результате, отечественные производители уходят на второй план, т. к. конкуренция с иностранными производителями очень высока. Иностранная продукция дороже отечественной, но ее ассортимент существенно выше, также как и экологическая безопасность (по материалам http://dvinainform.ru/research/getresearch.php?id=379&h=dvinainform.ru , http://www.ecorti.ru/documentation/lkm1 и http://www.mir-lkm.ru/art/news/view/rinok_lkm.html). До 2008 года производство лакокрасочных материалов увеличивалось значительными темпами. В результате финансового кризиса произошел спад на 3.2%, в 2009 году объем производства снизился на 38.2% (рисунок 3).

Рисунок 3. Объем и динамика производства лакокрасочных материалов в России в 2005-2009 годах, тыс. тонн.

http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
По данным компании Research.Techart , около 70% от общего российского объема производства лакокрасочных материалов приходится всего на 10 заводов, доли остальных не превышает 2% (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Структура производства ЛКМ по производителям в России, % от общего объема

Источник данных: Research.Techart на основе данных Росстата, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm
Эксперты отмечают лидерство на рынке европейских компаний. Они считают, что ситуация не изменится еще долгое время, т. к. доля импорта лакокрасочной продукции на российском рынке постоянно растет, а крупные иностранные игроки покупают российские предприятия. Так, концерн «Тиккурила» в 2006 году купил питерскую компанию ООО «Краски ТЕКС», а в 2007 году подписал договор о покупке 70%-ного пакета акций питерских ООО «Гамма» (сейчас ООО «Гамма Индустриальные Краски») и ООО «Охтинский завод порошковых красок» (сейчас ООО «Тиккурила Порошковые Краски»). Основными конкурентами отечественных производителей являются финские, польские и немецкие компании, а также Украина, Словения, Турция, Италии и Франция (по материалам http://dvinainform.ru/research/getresearch.php?id=379&h=dvinainform.ru и http://www.mir-lkm.ru/art/news/view/rinok_lkm.html).
Эксперты считают, что в дальнейшем, в условиях жесткой конкуренции преимущество получат те компании, которые будут более гибкими и смогут приспособиться к новым условиям рынка. На фоне роста цен сырья производители ЛКМ прогнозируют снижение маржинальной прибыли.
Согласно прогнозу компании Research.Techart, рост рынка ЛКМ будет происходить очень маленькими темпами – на 2-3% в год до 2012 года, и на 5-7% в год после 2013 года (рисунок 5). До 2015 года будет наблюдаться небольшой рост объемов потребления, что связано со значительной долей импорта (40-50%). К 2015 году эксперты компании Research.Techart прогнозируют рост объема рынка до 1511 тыс. тонн, что на 30.94% больше, чем в 2009 году (по материалам http://www.himtrade.ru/info/st8.htm и http://ruskras.ru/content/view/644/47/).

Рисунок 5. Прогноз развития рынка ЛКМ в России в 2010-2015 годах, тыс. тонн.

Источник данных: Research.Techart на основе данных Росстата, http://www.himtrade.ru/info/st8.htm

Основные выводы:
 В последние годы и вплоть до начала мирового финансового кризиса, спрос на лакокрасочные материалы ежегодно увеличивался.
 Основными потребителями ЛКМ являются строители, однако существует спрос со стороны представителей других отраслей, к которым относятся производителей мебели, машиностроители и другие.
 Кризис строительной индустрии в конце 2008 года затронул и смежные с ним отрасли. Не обошел он стороной и рынок лакокрасочных материалов. Падение спроса в строительстве, перенасыщение в отрасли, изменение цен на основное сырье и другие проблемы привели к спаду производства и продаж у игроков российского рынка.
 В связи с переключением потребительского спроса в пользу ЛКМ отечественного производства и переходом на более дешевые ЛКМ, производители пересматривают ценовую и ассортиментную политику.
 Крупнейшим сегментом на рынке ЛКМ в России являются органоразбавляемые ЛКМ (краски, лаки, грунтовки, шпатлевки на конденсационных, полимеризационных смолах и на основе эфиров целлюлозы). Значительную долю занимают водно-дисперсионные ЛКМ, поскольку в последние годы производство этого вида ЛКМ неуклонно росло.
 Для российского рынка ЛКМ характерен рост доли импорта наряду с активной экспансией иностранных игроков и, как следствие, ослабление позиций российских производителей. Таким образом, конкуренция с иностранными производителями очень высока. Иностранная продукция выигрывает у российской по широте ассортимента и экологической безопасности.
 В дальнейшем, в условиях жесткой конкуренции преимущество получат те компании, которые будут более гибкими и смогут приспособиться к новым условиям рынка. Рынок будет постепенно выходить из кризиса, обеспечивая ежегодно от 2% прироста.

* В расчетах используются средние данные по России

1. ВВЕДЕНИЕ

Лакокрасочные материалы (ЛКМ), согласно ГОСТ-34346-2006 «Материалы лакокрасочные. Термины и определения» и ГОСТ Р 52491-2005 «Материалы лакокрасочные, применяемые в строительстве», - это жидкие, пастообразные или порошковые материалы, образующие при нанесении на окрашиваемую поверхность лакокрасочное покрытие, обладающее защитными, декоративными или специальными техническими свойствами.

Все ЛКМ можно разделить на следующие основные группы:

    Краска - жидкий или пастообразный пигментированный лакокрасочный материал, имеющий в качестве пленкообразующего вещества олифу различных марок или водную дисперсию синтетических полимеров и образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность непрозрачное лакокрасочное покрытие

    Эмаль (эмалевая краска) – ЛКМ, состоящий из пленкообразующей основы, растворителя и дисперсии в них пигментов, наполнителей и прочих добавок

    Лак – ЛКМ, образующий при нанесении на окрашиваемую поверхность прозрачное покрытие

    Грунтовка - состав, наносимый первым слоем на подготовленную к окраске или отделке поверхность для создания надёжного сцепления верхних (кроющих) слоёв покрытия с обрабатываемой поверхностью и выравнивания её впитывающей способности. От окрашивающих составов грунтовки отличаются меньшим содержанием пигментов, а также наличием специального компонента - основы

    Шпатлевка - пастообразный или порошковый материал, применяемый для выравнивания поверхностей перед нанесением на них материалов для отделки помещений. Шпаклёвками называют составы, применяемые для выравнивания поверхностей, которые подлежат окраске

ЛКМ имеют важное значение для многих отраслей промышленности: строительства, автомобилестроения и машиностроения и прочих. Они могут выполнять как декоративную, так и защитную функцию. Могут использоваться для окраски дерева, металла, камня, пластика.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Одним из основных факторов, влияющих на рынок ЛКМ, как и на многие другие отрасли экономики России, является кризисная экономическая ситуация в стране, ослабление национальной валюты, а также тенденция импортозамещения.

Для оценки ситуации в экономике страны можно использовать индекс RSBI, составляемый ежеквартально Опорой России, совместно с «Промсвязьбанком». Индекс отражает настроения в сегментах малого и среднего бизнеса; составляется на основании опросов участников рынка по нескольким направлениям: доступность финансирования, готовность к инвестированию, продажи, кадры. Последний доступный рейтинг был составлен по итогам III квартала 2016 года. Согласно его данным, ситуация несколько улучшается в течение последних трех отчетных периодов, однако происходит только снижение темпов падения показателей, а не их рост. Граничным показателем индекса RSBI является предел в 50 пунктов – значения выше него означают рост, ниже – падение. Итак, по итогам III квартала композитное значение индекса выросло до 47 пунктов; наилучшее состояние можно отметить у среднего бизнеса (47 пунктов), наихудшее – у микробизнеса (44,0 пункта). По сфере деятельности наилучшую динамику демонстрируют производственные предприятия (46,5 пунктов), наихудшую – торговля (44,4 пункта). При этом, опрошенные игроки рынка отмечают положительную динамику по всем категориям, кроме доступности финансирования – улучшается ситуация в продажах и готовности к инвестированию.

В первой половине 2016 года рост объемов производства ЛКМ в России составил 8-10% по сравнению с предыдущим годом. Эксперты относятся оптимистично к данной цифре, считая, что это означает начало восстановления рынка после сокращения объемов в 2014-2015 гг. Сокращение потребления в этот период связано с падением реальных доходов населения. Происходит переход к сберегающей модели потребления. В сегменте b2b снизились инвестиции в основной капитал.

Рисунок 1. Динамика прироста производства ЛКМ в России в 2014-2015 гг., % к предыдущему месяцу

Рынок ЛКМ растет также и в стоимостном выражении за счет постоянного повышения цен на продукцию. В первом полугодии 2016 года прирост составил 8% в натуральном выражении и 2% в денежном по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. По итогам 2016 года совокупный объем производства ЛКМ в России составил 845 тыс. тонн, что на 3,5% больше, чем в 2015 году. Учитывая, что индекс промышленного производства по итогам 2016 года составил 101,1%, можно говорить о том, что производство ЛКМ растет опережающими темпами. Эксперты отмечают, что за новейшую историю, это максимальный объем производства после 1992 года, когда было произведено 1,2 млн тонн ЛКМ.

В структуре рынка ЛКМ основной объем занимают краски на основе полимеров (59% совокупного объема в натуральном выражении). За последние годы в структуре рынка не происходит значимых изменений по причине определенных характеристик производственных мощностей отечественных предприятий, ориентированных в первую очередь на производство полимерных ЛКМ.

Рисунок 2. Структура рынка по видам продукции в натуральном выражении

Наибольший объем производства приходится на Сибирский федеральный округ. На втором месте по объемам находится Центральный ФО, а на третьем – Южный ФО. По итогам 2016 года лидерами роста стали Ярославская область (9,13 тыс. тонн, прирост 9,3%) и Тамбовская область (18,2 тыс. тонн, +35%). Снижение темпов наблюдается в Новосибирской области (-11,5%) и республика Татарстан (-18,4%).

Рисунок 3. Структура производства ЛКМ в России по регионам

Готовые идеи для вашего бизнеса

Самый крупный сегмент рынка ЛКМ – архитектурные краски. Объем данного сегменте напрямую связан с объемом рынка строительно-отделочных работ. На сегодняшний день основной задачей производителей архитектурных красок является снижение количества вредных испарений за счет использования меньшего количества растворителей.

Второй по величине сегмент – индустриальные краски, использующиеся в первую очередь в качестве защитных покрытий: антикоррозионных, морозоустойчивых, специальных покрытий при деревообработке и прочих; сюда также относятся краски для нанесения дорожной разметки. Этот сегмент в последнее время растет наиболее стабильно.

Третий большой сегмент – порошковые краски, используемые для окраски поверхностей в промышленных условиях. По большей части используются для окраски бытовой техники, металлических труб.

В условиях снижения выручки и рентабельности российских производителей ЛКМ, логичным шагом представляется стремление к снижению себестоимости продукции, в том числе и за счет использования более дешевых добавок. По этой причине многие производители в последние два-три года переходят на добавки китайского производства. В меньшей степени используются также добавки из Кореи и Индии.

По словам экспертов, китайская химическая промышленность в последнее время находится в стадии бурного роста, что вызвано преимущественно ростом спроса на внутреннем рынке. В частности, большие объемы приходятся на ЛКМ для таких отраслей как авиастроение и судостроение, объемы которых значительно выше российских. При этом, китайские производители ведут достаточно агрессивную ценовую политику, что негативно сказывается на возможностях развития российских производителей аналогичных товаров – при появлении нового российского перспективного производства, китайские производители начинают демпинговать.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Несмотря на тяжелые экономические условия, игроки рынка отмечают только небольшое снижение темпов роста рынка, даже не его стагнацию. Однако, различные сегменты имеют и разные тренды развития. Например, сегмент краски для дорожной разметки напрямую зависит от бюджета на дорожное строительство. В 2015 году бюджет на строительства дорог был урезан на 20%, что привело к снижению объемов продаж в сегменте на ту же величину.

Снижаются также объемы строительства и машиностроения, что влияет на сегмент промышленных ЛКМ, используемых для окраски металлоконструкций и различных приборов, станков и так далее. Снижается инвестиционная активность в этих сферах.

Возможно снижение объемов также и в сегменте порошковых красок, поскольку в целях экономии многие производители переходят на жидкие ЛКМ. Единственной большой надеждой отечественных производителей порошковых красок – строительство газопровода «Турецкий поток», который потребует огромного количества труб, которые в теории должны окрашиваться ЛКМ российского производства.

Сегмент бытовых красок демонстрирует смещение спроса от среднего в сторону бюджетного ценового сегмента при сохранении стабильных объемов продаж в натуральном выражении; высокие ценовые сегменты более стабильны. Также стабильность демонстрирует и сегмент автомобильных ЛКМ. Автомобили продолжают ремонтировать, следовательно, и спрос сохраняется.

Игроки рынка прогнозируют значительное снижение объемов импорта и рост объемов производства отечественных предприятий. Это вызвано значительным удорожанием импортной продукции за счет ослабления курса рубля и курсом на импортозамещение.

Экспорт в данной отрасли, как и во многих других, становится все более рентабельным из-за снижения курса рубля к мировым валютам. В 2016 году основной объем экспорта российской продукции пришелся на страны СНГ, о чем заявляют топ-менеджеры предприятий-лидеров по производству ЛКМ. Кроме того, растет спрос со стороны стран Латинской Америки, Ближнего Востока. Российский экспортный центр (РЭЦ) берет на себя помощь отечественным производителям в сфере поиска новых партнеров, консультаций, защите интеллектуальной собственности, продвижения товара на новых рынках, помощь в арбитражах за рубежом.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В совокупности, объем экспорта по итогам 2016 года составил более 85 тыс. тонн, что на 3,6% больше, чем в 2015 году. В натуральном выражении это составило рост на 13,5 тыс. тонн. Объем импорта же сократился на 12 тыс. тонн в натуральном выражении. Характерно, что внутреннее потребление ЛКМ увеличилось незначительно – на 2,5 тыс. тонн или 0,28%. По данным Росстата, потери от снижения импорта и увеличения экспорта компенсировались ростом (+ 28 тысяч тонн, что составляет + 3,6 %) внутреннего производства.

Несмотря на использование отечественными производителями ЛКМ все более бюджетных компонентов, следует ожидать продолжающегося роста цен на ЛКМ. При существующем значительном разрыве в ценах на импортную и российскую продукцию, игроки не хотят упускать возможность повысить рентабельность при отсутствии более дешевых альтернатив. Единственным конкурентом могут стать только китайские ЛКМ, однако и с ними связан ряд трудностей.

К основным тенденциям рынка можно отнести востребованность отечественных красок премиального ценового сегмента, которые в условиях дефицита импортной продукции становятся все более популярными. Вторая тенденция – позиционирование в качестве натуральных и экологически чистых продуктов. Многие российские производители сегодня пытаются снизить долю вредных летучих веществ в составе красок, увеличивается объем производства акриловых красок на водной основе. Однако, акриловые краски менее прочны, чем алкидные, поэтому основное направление исследований – придание акриловым краскам прочности алкидных.

Важным направлением развития для российских производителей – расширение ассортиментной линейки, которое позволяет значительно повысить конкурентоспособность. По этой причине ведущие предприятия строительной химии стремятся выпускать весь комплекс красок: индустриальных, флюоресцентных, архитектурных, витражных и прочих.

Согласно прогнозам Министерства экономического развития, основной тенденцией развития рынка в ближайшее время будет являться сокращение выпуска устаревшей лакокрасочной продукции и модернизация производства, что позволит освоить новые, более современные типы продукции.

На мировом рынке ЛКМ отмечается рост производства инновационных материалов, например, смарт-покрытий. К 2024 ожидается рост их производства в 18 раз. Если в 2015 году выпуск составил 610 млн долларов, то в 2024 году эта цифра может достигнуть 11 млрд долларов. Ежегодный темп прироста многослойных покрытий составит 35%. Драйвером роста данного сегмента является спрос со стороны высокотехнологичных производств: военной, аэрокосмической, автомобильной и медицинской промышленностей. В зависимости от потребителя изменяются и характеристики смарт-покрытий. Например, в военной промышленности востребованы антикоррозионные покрытия, в аэрокосмической – материалы, способные снизить вес и указать на повреждения. Основным рынком сбыта смарт-покрытий будет, с наибольшей вероятностью, Европа.

Денис Мирошниченко
(c) - портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

38 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 21995 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

аренда + зарплаты + коммунальные услуги и т.п. руб.

Российский рынок яиц можно назвать самообеспеченным. Потребность населения в основном удовлетворяется за счет внутреннего производства, доля импорта не превышает 2,1%.

Значимыми для отрасли ИТ в России стали законодательные ограничения по закупкам зарубежного программного обеспечения. На этом фоне западные вендоры стали использовать политику демпинга, что также внес...

Текстильная промышленность в России находится в упадочном состоянии по причине низкого уровня конкурентоспособности продукции. В целом, даже при успешном процессе санации отрасли, едва ли стоит о...

По прогнозам, совокупный объем производства тарных картонов в России в 2017 году составит 3 976 тыс. тонн, что на 5,6% больше, чем в 2016 году.

Предваряя такую сложную и дискуссионную тему как ЛКМ, редакция проводит интервьюирование представителей ведущих компаний этого сегмента российского рынка.

Вниманию читателей предлагается ряд бесед со специалистами, готовых пролить свет на многие актуальные и спорные вопросы. Конечно, даже посвятив целый номер ремонту лакокрасочного покрытия, невозможно полностью раскрыть настолько всеобъемлющую тематику.

Редакция постаралась это сделать как можно более лаконично, четко, информативно и доступно. Предлагаем читателям взглянуть на ряд основных вопросов, которые обсуждались с экспертами до выхода этого номера из печати:

1.Опишите, какая ситуация сложилась на отечественном рынке ЛКМ. Отметьте тенденции развития отрасли.

3.Укажите, в чем неоспоримые преимущества ваших систем цветоподбора перед конкурентными? Расскажите про картотеку, спектрофотометры, базы оттенков и прочие нюансы колористики.

4.Насколько сегодня популярны бюджетные аналоги премиальных систем? Ест ли в портфеле вашей компании такие линейки? В чем их привлекательность, плюсы и минусы?

5.Для ремонта пластмасс и металлов требуются различные по своим свойствам материалы. Содержат ли ваши линейки в себе весь комплекс необходимых продуктов для всех поверхностей?

6.Многие наши читатели очень интересуются темой локального ремонта и локальной покраски в связи с экономией дорогостоящих материалов на ремонте каждого элемента. Расскажите, какие решения предлагает ваша компания в этом направлении. Позволяют ли ваши продукты производить эти работы.


Axalta

Роман Турков, руководитель по продуктам компании «Аксалта Коатинг Системс Рус»

Вопросы 1-3

Разговоры о преимуществах тех или иных лакокрасочных материалов и систем цветоподбора идут на нашем рынке постоянно и достаточно давно. Написано и сказано по этому поводу очень многое, существует большое количество различных точек зрения и мнений, но все это лишь осложняет задачу выбора оптимальной системы цветоподбора для каждого авторемонтного предприятия.

В первую очередь необходимо определиться с тем, что является главным критерием качества цветоподбора. При всей очевидности ответа, абсолютная цветовая точность не является основной характеристикой, во всяком случае, она не может быть единственным критерием выбора.

Гораздо более важной характеристикой любого технологического процесса является его себестоимость, зачастую этот параметр и определяет пригодность того или иного процесса для данной, конкретной производственной площадки. Так, например, для обеспечения максимально точной имитации заводского эффектного покрытия каждого конкретного автомобиля понадобится закупить большой и сложный аппаратно-программный комплекс, стоимость которого находится далеко за гранью возможного и разумного для типичного кузовного автосервиса.


Нужно сразу оговориться, что цветовая точность - очень важный вопрос, но его нельзя рассматривать в отрыве от себестоимости продукции. Именно себестоимость сегодня определяет, какое предприятие выживет, оказавшись наиболее экономически здоровым и состоятельным, а какое вынуждено будет уйти с рынка.

В настоящее время использование для цветоподбора всех видов визуальных цветовых коллекций, картотек и наборов цветовых образцов становится все менее эффективным из-за растущей вариабельности заводских цветов. Автомобильные заводы продолжают оптимизировать затраты на окраску и внедряют новые технологии, которые позволяют снизить себестоимость производства, но, с другой стороны, такая оптимизация приводит к тому, что цветоподбор при кузовном ремонте осложняется. Количество альтернатив по некоторым популярным цветам уже достигает нескольких десятков, формулы, созданные колористами в результате ручной коррекции, пусть и с необходимой регистра­цией шагов коррекции, зачастую имеют низкую воспроизводимость и не обеспечивают точность совпадения цвета. Приготовив краску по формуле, созданной некоторое время назад, колорист видит, что необходима дополнительная коррекция, сделав которую, он обнаруживает, что результат нисколько не приблизился к желаемой цветовой позиции.

Концепция цветоподбора компании Axalta – это максимальная точность при минимальной себестоимости. Это означает, что авторемонтное предприятие тратит минимум времени и жидкого материала на подбор цвета, без задействования дополнительных непроизводительных сотрудников. Сегодняшний рынок жестко диктует именно такой подход, поскольку отсутствие контроля за себестоимостью производства и, соответственно, неприемлемый уровень затрат – одна из основных причин закрытия авторемонтных предприятий и их ухода с рынка.

Цветоподбор производится с помощью спектрофотометра в три шага. Замер цвета конкретного автомобиля, обработка результатов и электронная автоматическая коррекция формулы, а затем приготовление краски и ее нанесение. Как показывает практика и подтверждают многочисленные испытания, такой подход позволяет успешно окрашивать большинство автомобилей, поступающих в ремонт на стандартный кузовной автосервис, а необходимость дополнительно корректировать формулу возникает не слишком часто и может быть выполнена маляром по предлагаемым системой алгоритмам и подсказкам. Это позволяет свести к минимуму себестоимость процесса цветоподбора, снизить непроизводительный расход лакокрасочных материалов и при этом не потерять разумный и достаточный уровень цветовой точности.

4 вопрос

В настоящее время бюджетные линейки занимают все более прочное положение на рынке. Основной причиной роста популярности бюджетных линеек служит необходимость более жесткого контроля себестоимости производства продукции на современных предприятиях кузовного ремонта. Качество бюджетных лакокрасочных материалов, а также функциональные возможности таких систем за последнее время значительно выросли и все плотнее приближаются к премиальному сегменту. Конечно, бюджетные лакокрасочные материалы не имеют такого большого потенциала повышения производительности труда, как премиальные, они не могут обеспечить самое короткое время выполнения технологической операции подготовки и окраски, что фактически определяет общее время производственного цикла. Привлекательность бюджетных линеек растет вместе с падением среднего уровня загрузки кузовных производств, теряя оборот, испытывая проблемы с прибыльностью и потоком наличности, предприятия ищут любые возможности сэкономить, к сожалению, даже за счет снижения производительности труда. Без сомнения, такая ситуация является временной, как только авторемонтный рынок стабилизируется, а загрузка станций начнет расти, как только повышение оборота вновь станет важным приоритетом руководителей, премиальные линейки вновь займут свое место на производственных площадках кузовных автосервисов.

5 вопрос

Ремонт пластиковых и композитных деталей автомобиля – насущная необходимость для любого современного авторемонтного предприятия. В линейке лакокрасочных материалов Axalta есть все необходимое для того, чтобы максимально быстро, экономично и качественно окрашивать любые пластики и композиты, применяемые в конструкции современного автомобиля.

6 вопрос

Локальный ремонт, или если называть эту концепцию более правильно – экспресс ремонт, безусловно, является важнейшим направлением деятельности и развития современного кузовного автосервиса. На российском рынке в настоящее время наблюдает­ся отчетливый дефицит предложения квалифицированной и профессиональной услуги по экспресс-ремонту небольших повреждений автомобильного кузова. В значительной степени такой дефицит вызван сложностью организации процесса экспресс-ремонта и его спецификой. Слишком часто запуск быстрого ремонта носит декларативный характер и, оставшись без надлежащего технологического, логистического, маркетингового и управленческого обеспечения, не приводит к запланированным результатам. Компания Axalta, являясь мировым лидером в области аварийного кузовного ремонта, предлагает все необходимое для запуска на любом авторемонтном предприятии процесса экспресс-ремонта, а также для успешного вывода данной услуги на рынок. Центральным элементом технологии быстрого ремонта являются специализированные лакокрасочные материалы, позволяющие производить ремонт максимально быстро, при этом без использования окрасочных камер и с минимальным расходом энергоносителей. Для выполнения экспресс-ремонта по технологии Axalta не требуется сложного обучения и специальных навыков, предлагаемые технологические карты просты и понятны любому работнику. Все это обеспечивает низкую себестоимость такой услуги и ее высокую ценность для потребителя.


7 вопрос

Локальный ремонт лакокрасочного покрытия может успешно выполняться любыми материалами, но для предприятия наиболее предпочтительно использовать такие, которые обеспечивают низкое энергопотребление и высочайшую операционную скорость. Ключевым параметром экономической целесообразности таких ремонтов для предприятия является их себестоимость, а также технологичность, простота и надежность технологического процесса. Однако если рекомендации завода-изготовителя определенного автомобиля предписывают использование только установленного типа прозрачного лака, то ремонтное предприя­тие должно такие рекомендации выполнять. В линейке продуктов Axalta есть все виды лаков, которые могут понадобиться для локального ремонта: от сверхбыстрых, высыхающих за считанные минуты, до стойких к царапинам и обладающих свойством восстанавливать свой блеск после неблагоприятных внешних воздействий.


NIPPON PAINT

Илья Колдин, директор компании Business Car Refinish

1 вопрос

В России в целом, как и вся автоиндустрия, рынок ЛКМ падает абсолютно во всех сегментах. Особенно тяжело премиальным брендам, идет повсеместное вытеснение средним и низшим сегментами.

2 вопрос

Кризисные явления мы стараемся нивелировать. И для этого есть как финансовые, так и маркетинговые инструменты. Они известны, думаю, всем кто занимается импортом. Но, к сожалению, ни один не дает гарантий от убытков, только снижает риски. И эти риски мы, как импортер, берем на себя, и это, я считаю, наше основное достижение и преимущество. Тем не менее, нужно понимать, что это только демпфирует проблему, и рано или поздно прайс подрастает до текущего курса.

Касаемо акций, они у нас есть и направлены на реальное снижение затрат наших партнеров, а не на «паллетно-вагонные» предложения, которые «морозят» деньги клиентов, увеличивая складской запас.

Мы активно продвигаем материалы, удобные в применении, например, для локального ремонта PP Primer в аэрозольной упаковке; шлифуемый (толстослойный) грунт MEGA V1 для отремонтированных деталей; отвердители Ultra Hardener для различных температурных и климатических условий. Все вышеперечисленные материалы действительно экономят деньги клиентам, и мы не ставим условий объемов или дополнительных обязательств.

3 вопрос

Преимущества нашей системы в следующем:

А) Фандеки (цветовые образцы) реального напыления, а не типография как обычно.

Б) 100% цветовых образцов японских брендов – это копия эталона цвета от разработчика.

В) Весы колориста используют QR код и могут автоматически пересчитывать необходимую массу компонента при ошибки колориста при смешивании.

Г) В случае корректировки того или иного цвета или создания нового программа VEB-VIF позволяет создавать свой QR код и сохранять его в системе.

Д) Если говорить об оттенках или цветах на редкие бренды (например, китайские и/или модели исключительно для местного рынка) существует региональная база, а так же лаборатория цветоподбора в Москве. Это позволяет оперативно реагировать на запросы клиентов.



4 вопрос

Мы раздумываем насчет внедрения недорогой линейки. Но у бюджетных систем много недостатков, и поэтому мы не спешим выводить подобные продукты. Просчитываем все плюсы и минусы, ищем оптимальный баланс. Да, и наша ценовая политика довольно лояльна: прайс на представленную в России систему ADMILA A значительно ниже, чем на европейских конкурентов. Так же цены установлены в рублях без привязки к курсу.


5 вопрос

Да, действительно ЛКМ для пластмасс и металла отличаются, а именно есть различия в грунтах, пластификаторах, отвердителях и т.д. И связано это с тем, что химические и физические свойства металла и пластика различны. Например, на «голый» пластик необходимо сначала наносить NP PP primer, а на «голый» металл – NP Vinylex 110 Active Primer или эпоксидный грунт NP Uni Epoch 30 NC Primer. Для следующего грунта-выравнивателя на пластике необходимо использовать специальную добавку NP Softener Five или отвердитель NP Bumper Hardener, которые предают необходимую эластичность материалу. Этот список можно продолжать…

6 вопрос

Мы располагаем технологией локального ремонта. В Учебном Центре NIPPON PAINT существуют курсы по этой теме, мы проводим мастер-классы. Соответственно имеются и материалы, а точнее материалы NIPPON PAINT позволяют производить, в том числе и локальные ремонты, применяя определенные технологические приемы.

Хочу обратить внимание, что в линейке NIPPON PAINT минимум специальных материалов, применяемых исключительно для локального ремонта. И для этого не требуется специального дорогостоящего оборудования или инструмента. Это позволяет минимизировать складской запас и не тратиться на «лишний» инструмент.


7 вопрос

Применение лаков целиком зависит от площади ремонта и предпочтений исполнителя. В нашем портфеле существуют несколько видов лаков:

Multi 80 Neo Alba Clear – быстросохнущий, предназначен для локального ремонта и окраски деталей малой площади.

Multi Eco 20LX Clear – так же быстросохнущий, но предназначен для деталей большой площади и полного окраса, позволяет производить локальный ремонт.


AkzoNobel

Михаил Евдокимов, менеджер по продажам покрытий Dynacoat Центрального региона компании «Акзо Нобель Автопокрытия»

1 вопрос

Специфика отечественного рынка ЛКМ в том, что Россия непосредственно граничит с крупнейшими импортерами таких материалов из Европы, Китая, Японии. В связи с этим, на территории нашей страны создана среда более жесткой конкуренции, чем в любой другой стране мира. В частности, в эконом сегменте ежегодно появляется более 10 новых брендов. На этом фоне существующие игроки должны постоянно предлагать новые, инновационные решения для своих клиентов, чтобы оставаться предпочтительным поставщиком.

2 вопрос

Большинство лкм-брендов, представленных на отечественном рынке, импортируются в Россию. Соответственно, в 2016 году, также как и в 2015, на поставщиков (производителей и импортеров) оказывается весьма большое давление, в которое, помимо нестабильного курса рубля, свой вклад вносит и общая экономическая ситуация. Безусловно, наша компания стремится помочь своим партнерам в это непростое время. Мы регулярно проводим акции для наших покупателей, так же как и разрабатываем специальные антикризисные предложения.

3 вопрос

В 2015 году мы вывели на рынок линейку базовых тонеров Dynacoat Basecoat PRO. В этом году мы завершили модернизацию смесительной системы вводом обновленных акриловых эмалей – Dynacoat 2k Topcoat PRO. Обе линейки отличаются повышенной экономичностью в использовании и стабильностью тонеров. С новым смесительным оборудованием, инновационной цветовой документацией и профессиональным ИТ-пакетом процесс подбора цвета был максимально упрощен. При этом качество конечного результата значительно улучшилось.

4 вопрос

Естественно, бюджетные системы на сегодняшний день высоко востребованы на российском рынке. Однако выбирая такую систему, клиенты, будь то сервисный центр или магазин, должны быть на 100% уверены в качестве получаемых материалов и в наборе сервисов, которые они будут получать с бюджетными линейками. Зачастую покупая такую систему, мы часто обращаем внимание на ключевой плюс – низкую цену. При этом многие скрытые минусы, такие как укрывистость, качество материалов, отсутствие инструментов цветоподбора и технической поддержки со стороны поставщика, становятся явными только уже в процессе эксплуатации. Также необходимо учитывать временные и материальные затраты в процессе подбора цвета. В несовершенных системах подбор цвета может превратиться в бесконечный процесс и быть весьма затратным. Именно поэтому так важно при выборе смесительной системы различать бюджетные и дешевые системы и учитывать баланс цена – качество.

5 вопрос

С 2014 года линейка Dynacoat пополнилась новыми материалами и стала абсолютно законченной системой ремонта. В частности, мы ввели в ассортимент грунт по пластику, который значительно облегчил задачу по ремонту пластиковых деталей для наших потребителей.

6 вопрос

В линейке Dynacoat есть материалы, специально разработанные для локального ремонта, например, грунт в аэрозольном баллоне – Dynacoat Primer Grey. Также для локального ремонта мы рекомендуем все наши «быстрые» продукты, которые максимально облегчают и ускоряют процесс. На наших тренингах по Dynacoat для маляров мы акцентируем внимание участников на материалах для локального ремонта и учим, как правильно и качественно его проводить.

7 вопрос

От правильно выбора лака для различных условий ремонта зависит и общий результат ремонта для конечного клиента. Мы всегда рекомендуем тщательно подходить к его выбору. В частности, для локального ремонта, помимо качества и специфики конкретного продукта, важна и техника нанесения. Поэтому при выборе лака необходимо учитывать все параметры: технические характеристики продукта, условия нанесения и квалификацию маляра. Технические специалисты по продуктам Dynacoat для проведения локального ремонта рекомендуют лак HS средней жесткости. В нашей линейке материалов это быстрый лак Dynacoat Clear 3000.


«РУССКИЕ КРАСКИ»

Максим Привалов, начальник управления продаж АЛКМ компании «Русские краски»

Вопросы 1-2

Среди основных игроков представлены иностранные компании и ряд отечественных производителей. Следствием такого конкурентного окружения является ежегодное появление на рынке ряда новых брендов, которые создаются крупными торговыми дистрибьюторами, также мы наблюдаем приход на рынок производителей из Китая.

Важно отметить, что компания «Русские краски» является одним из лидеров отечественного рынка по производству авторемонтных ЛКМ.

В 2016 году негативные тенденции в автомобилестроении и экономике РФ в целом не обошли стороной и рынок ЛКМ для ремонта автомобилей. За последнее время наблюдается снижение объема спроса на такого вида материалы. В первую очередь снижение спроса коснулось материалов иностранного производства. В этой ситуации отечественные производители имеют преимущество и способны предложить потребителю продукцию по лучшему соотношению цена-качество. Это в свою очередь является хорошим стимулом развивать производственные мощности и выпускать современные продукты.


Наша компания использует в производстве достаточно большое количество импортных материалов, но разработано и применяется отечественное сырье. Кроме того, затраты на производство в РФ несколько ниже чем в странах ЕС или США, что в совокупности позволяет сдерживать рост себестоимости и предлагать потребителям конкурентные цены на продукты. Дополнительные стимулирующие акции мы применяем постоянно, и это не «игры с курсами валют», а преимущественно акции по продвижению новых материалов, стимулированию продаж по всей цепочке дистрибуции, включая конечных потребителей. Важный для нас момент — это полная и постоянная техническая поддержка клиента, которую мы осуществляем как онлайн, так и на базе собственного Учебного Центра в Ярославле, в регионах России и за рубежом.

Наталья Кутракова, руководитель проек­та «Колеровочная система» компании «Русские краски»

Вопрос 3-4

Колеровочная система VIKA – это высококачественная универсальная система цветоподбора. На наш взгляд, VIKA – идеальное решение как для частных лабораторий по подбору автоэмалей, так и авторемонтных предприятий, специализирующихся на работах любой сложности: от окраски одной детали до полного перекраса автомобиля. Нашу систему отличает удобство в работе, простые пропорции смешивания наряду со стабильным высоким качеством ЛКМ и покрытия. У «Русских красок» налажен прямой контакт практически со всеми автопроизводителями, как в России, так и по всему миру. Система VIKA подкреплена огромной базой данных по расцветкам компании Axalta и «Русские краски». Мы также находимся в тесном сотрудничестве с лабораторией Axalta Coating Systems Rus LLC в Москве, отвечающей за сбор образцов цвета, обработку и разработку рецептур. Налажена техническая поддержка и обучение колористов специалистами компании «Русские краски». А недавно в распоряжении компании появился современный спектрофотометр, который позволяет сократить время на поиск формулы и повысить точность подбора цвета, а также доступен к использованию лабораториями.

Алексей Шулепин, менеджер отдела развития, руководитель проекта «Учебный центр ОАО «Русские краски»

Вопросы 5-7

Торговая марка VIKA вот уже 15 лет предлагает различные успешные решения для окраски металлических поверхностей. Что касается ремонта пластика – за последние годы мы также значительно продвинулись в этом вопросе. Новые пластиковые детали автомобиля из модифицированного полипропилена бывает затруднительным окрасить без предварительной подготовки. Причина кроется в разделителях пресс-форм, находящихся на поверхности изделия и препятствующие оптимальной адгезии (сцепления) лакокрасочного покрытия с поверхностью. Обработка открытым пламенем или же выпаривание пластика в окрасочно-сушильной камере удлиняет процесс подготовки и зачастую бывает не применимо на практике. В торговой марке VIKA есть решение данной проблемы. 1К адгезионная грунтовка для пластика позволяет окрасить даже не шлифованный пластик. При этом оптимальным является обработка пластика красным скотч-брайтом с матирующим гелем для создания микрошероховатости и удаления загрязнений. Грунтовка является готовым к использованию лакокрасочным материалом, не требует разбавления. Через 15 минут после окраски поверхность можно окрасить грунтовкой наполнителем и двухслойной системой покрытия база+лак.


При эксплуатации автомобиля сущест­вует вероят­ность повреждения лакокрасочного покрытия. Не все неприятности можно устранить полировкой. Для локального ремонта в ассортименте VIKA есть кисточки, маркеры и аэрозольные баллончики. Это и грунтовки и эмали и лаки. При небольшой сноровке и желании можно провести ремонтную окраску. Для профессионального локального ремонта есть VIKA растворитель плавного перехода. Этот материал в своем применении позволяет устранить границу старого и нового покрытий путем размывания опыла при использовании 2К акриловых лаков и эмалей. Это решение помогает сократить площадь окраски с соблюдением технологического процесса.


R-M

Антон Притычкин, представитель компании «Европроект Групп», руководитель подразделения по работе с брендом R-M BASF

1 вопрос

Рынок ЛКМ в премиальном сегменте по-прежнему пребывает не только в стагнации, также заметно существенное падение интереса покупателей к качеству продукции и ее расходу, чем славны премиальные бренды. Большинство людей, к сожалению, ориентируются на цену, а не на производительность, качество, расход или безопасность тех материалов, с которыми они работают. Наибольшая доля рынка смещается в сторону более дешевых, бюджетных ЛКМ.

Основная тенденция, которую мы сейчас наблюдаем, это переход станций с водоразбавляемых линеек, на органоразбавимые. В Европе, Восточной Азии и на Ближнем Востоке сегодня все большую популярность в сегменте авторемонтных покрытий набирают водорастворимые материалы. В России, обратная ситуа­ция – российский рынок заполнен дешевыми и некачественными лакокрасочными продуктами, которые производятся не только в России, но и в Восточной Европе и Юго-Восточной Азии. Это материалы с большой долей растворителей и летучих веществ, низким показателем сухого остатка и не всегда отвечают требованиям по безопасности не только людей, но и требованиям по безопасности окружающей среды.

Положительная тенденция в данной сложившейся ситуации на рынке заключается в том, что те клиенты, кто уже работает с премиальной продукцией R-M, знающие качество, расход и простору работы с этим продуктом, быстроту и точность подбора цвета благодаря великолепной картотеке и великолепную укрывистость, позволяющую не только экономить на расходе материала, но и увеличивать проходимость ремонтируемых машин, не меняют систему подбора.


2 вопрос

Для удержания и поддержки клиентов в нынешней экономической ситуации, нами было разработано и проецировано несколько предложений на рынок, которые поддержали существующих клиентов и привлекли новых, такие как: фиксация курса Евро, на весь прайс ремонтных материалов, специальные предложения на грунты, лаки, бесплатные замены лабораторий. Все это дало нам возможность не только увеличить лояльность существующих клиентов, но и привлечь новых.

3 вопрос

R-M является лидирующей мировой компанией по поставкам ремонтных красок в автомобильной индустрии. Разработка эффективных решений всегда была наиболее важной составляющей в философии компании, как и высочайшие стандарты качества, динамизм и нацеленность на повышение производительности наших клиентов. Главными преимуществами линейки R-M является неоспоримое качество и легкость работы с материалами. В линейке продукции R-M представлен широчайший ассортимент товаров, начиная с ассортимента шпатлевки, грунтов, лаков и заканчивая матирующими спец.добавками и ускорителями сушки, а наличие широкой линейки товаров в каждом сегменте является одним из отличий премиальных брендов от бюджетных.


Всем известно, что картотеке цветоподбора R-M отведена отдельная история. Быстрый и точный цветоподбор является важнейшим фактором, оказывающим влияние на эффективность и прибыльность каждого кузовного цеха с тех самых пор, когда R-M первыми в мире выпустили микс-систему в далеком 1948 году. Colormaster стал первой системой по цветоподбору, в которой оригинальные выкрасы с цветами помещены на карточки, повторяя таким образом все тончайшие оттенки. Colormaster M4, который на данный момент представлен на российском рынке, содержит в себе более 15 000 выкрасов. Так же в свободном доступе 24 часа в сутки для любого региона России работает глобальный архив R-M, содержащий в своей базе информацию более чем о 2 000 000 микс формул цветов, постоянно пополняемый автомастерскими со всего мира.

4 вопрос

В сложившейся рыночной ситуации бюджетные аналоги конечно интересны рынку, и у нас в компании представлена система Green Line. Система ремонта лакокрасочного покрытия специально адаптирована для российского рынка, чтобы полностью отвечать всем потребностям наших клиентов. Главные цели, которые ставились при разработке системы Green Line – это скорость и качество ремонта лакокрасочного покрытия автомобиля, долговечность, рациональное использование ресурсов и экологичность. Наша картотека натуральных выкрасов и программа рецептур Green Line Mix System обеспечивают быстрый и качественный подбор цвета для любых автомобилей. Краска, смешанная из компонентов Green Line Mix System, обладает высокой укрывистостью и существенно сокращает затраты на окрашивание ремонтных деталей. Лаки Green Line обеспечивают защиту от выгорания цвета, долговечный блеск и привлекательный вид окрашенным деталям. Современные ремонтные материалы Green Line Repair System позволяют выполнять ремонт с минимальными затратами ресурсов и высоким качеством финишного лакокрасочного покрытия. Также мы заботимся о здоровье наших клиентов и экологии. Поэтому в материалах Green Line максимально сокращено содержание вредных веществ. Материалы Green Line Mix System и Repair System наносят минимальный урон здоровью маляров и подготовщиков, максимально бережны по отношению к природе. Ремонт при использовании системы Green Line становится эффективным, малозатратным, экологичным и гарантированно качественным.


5 вопрос

Ремонт пластика и металла относится к кузовному и ремонту, но после ремонта спайки пластика или рихтовки металла. Линейка R-M обладает всеми материалами для дальнейшего восстановления повреждений.

6 вопрос

Локальный ремонт действительно не просто интересная тема, но еще и обширная, т.к. повреждения бывают разными и соответственно требуют разного подхода, материала и времени. Не у всех владельцев автомобилей есть возможность перекрашивать всю деталь полностью, но для того, чтобы удалить повреждение локально, требуются знания, умения и практика. С помощью линейки продукции R-M удалить те или иные повреждения легко и просто, т.к. в ассортименте есть все необходимые материалы, но как я говорил ранее, для этого необходимы определенные навыки. Чтобы наработать такие навыки и получить полную информацию, как и в каком случае использовать тот или иной продукт, в нашей компании работает Национальный учебный центр, в котором можно не только получить теоретические знания, но и пройти практическую подготовку.

7 вопрос

При локальном ремонте выбор лака не менее важен, чем выбор остальных материалов, которыми производятся работы. Необходимо понимать, каким лаком покрыт автомобиль, в противном случае ремонтируемая поверхность может в итоге отличаться от общего ЛКП. Так же выбор лака осуществляется из предпочтений и пожеланий самого клиента. Естественно, что лаки из премиальных линеек наносятся легче, расходуются меньше и имеют лучшей блеск, по сравнению с более дешевыми аналогами. В линейке R-M в этом году появились новые лаки, отвечающие всем озвученным выше требованиям, но и с дополнительными свойствами самозатягивания при получении мелких повреждений. Но непосредственно для локального ремонта нужны быстрые лаки, при которых для сушки не нужно использовать камеру. В линейке R-M одним из таких лаков является лак Rapid Clear. Этот быстросохнущий универсальный лак вырвался вперед по сравнению с ранее существовавшими прозрачными лаками. Он значительно сокращает время сушки при 200, 400 и 600С. Кроме того, он является простым в применении и имеет очень хорошие полировальные свойства.


GREEN LINE

Дмитрий Вечкилев, руководитель направления Green Line компании «Европроект Групп»

1 вопрос

Сейчас в связи с экономической ситуацией многие игроки рынка стараются удешевить процесс ремонта. Поэтому актуальность бюджетных ЛКС конечно же повысилась. Даже владельцы премиальных систем параллельно ставят более дешевые лаборатории.

Это позволяет им сохранять конкурентоспособность, привлекая новых клиентов и сохраняя прежних. GL – это полноценная система для ремонта лакокрасочного покрытия. Она специально адаптирована для российского рынка и полностью отвечает потребностям наших клиентов. Главные цели, которые мы ставили при разработке системы GL – это скорость и качество ремонта лакокрасочного покрытия автомобиля, а так же его долговечность. Современные материалы позволяют выполнять работу высокого качества с минимальными затратами ресурсов. У нас работает программа гарантии на ремонт материалами GL. Работая с GL, клиент получает эффективный, малозатратный процесс с гарантированно качественным результатом.


2 вопрос

Действительно, скачки курсов валют касаются всех участников рынка без исключения. В такие периоды радуются те, кто закупился впрок. Но авторемонт – это технологический процесс, который не желательно останавливать. Как говорится, себе дороже. И в такие моменты, как никогда укрепляются взаимоотношения между поставщиком и клиентом. Конечно, у нас всегда есть действующие акции для наших партнеров. Но гораздо важнее то, что в такие времена мы стараемся работать индивидуально с каждым клиентом. Мы и наши подразделения в регионах пытаемся найти для партнера выход из любого положения.

Для новых клиентов у нас действуют очень выгодные стартовые предложения. Это позволяет легко при минимальных инвестициях начать бизнес и получить полноценную лабораторию по подбору краски и весь ассортимент материалов для ремонта автомобиля.

Мы знаем пожелания и потребности наших партнеров, знаем специфику тех регионов, где работаем, знаем атмосферу рынка – все это позволяет делать так, что бы наши клиенты зарабатывали деньги вместе с нами.

3 вопрос

Основное наше преимущество в том, что мы предлагаем в одной системе два варианта смешивания красок: 1:1 и 2:1. Клиент имеет возможность делать одну и ту же краску в двух ценовых категориях и сам выбирает сколько зарабатывать. Повторюсь – это в одной системе: одна программа, одни и те же пигменты, одна картотека. При этом разница в смешивании значительно влияет на цену краски.

Так же GL выделяет из других систем соотношение цена-качество. За бюджетную цену клиент получает материалы высокого качества. Все продукты мы сами тестируем перед производством и выбираем самые лучшие. Нашими материалами могут работать специалисты разного уровня профессиональной подготовки. Продуктовая линейка GL очень дружелюбна к маляру. Чтобы работать материалами GL, не требуется какого-то специального обучения, они очень просты в применении. При этом это самая современная химия, сделанная из сырья высокого качества.

Так же к значительному преимуществу я отнесу высокую укрывистость краски GL. Этот факт так же отмечают все наши партнеры. Видя пигменты GL в работе, клиенты получают результат, значительно превышающий их ожидания. Иначе говоря, за небольшие деньги человек получает результат, который по факту должен стоить дороже.


Мы изначально стараемся вводить в ассортимент продукты, качество которых будет приятно удивлять пользователей бюджетных линеек.

Поскольку окраска автомобиля – это технология, наша компания имеет большой штат специалистов технической поддержки. Технологи GL в разных регионах России всегда на связи. Мы сопровождаем своих клиентов как на этапе запуска лаборатории, так и в процессе дальнейшего сотрудничества. Кроме этого, наши технологи помогают клиентам в продвижении материалов, организуя и проводя успешные презентации и тренинги на их территории.

Существуют различные программы обучения колористов. Возможно как обучение с нуля, так и повышение профессионального уровня действующих специалистов с опытом. Все обучение происходит на базе нашего Учебного центра в Калуге с самым современным оснащением.

Лаборатории GL мы оснащаем колорбоксами, в основе которых около 5 500 натуральных выкрасов. Хроматический тип картотеки позволяет быстро найти и подобрать нужный цвет. Данный вид колорбоксов более удобен в работе и при этом, в отличие от колорбоксов по моделям, имеет вполне приемлемую цену. Обновления картотеки происходит 1-2 раза в год.

Что касается программы GL, то она обновляет­ся 10-12 раз в год. ПО очень функционально и удобно в использовании. Оно обладает самыми современными свойствами, которые значительно облегчают работу колориста: это ведение склада, создание собственной рецептурной базы, рейтинг рецептов, пересчет формул при переливе и т.д.

Мы ведем постоянную работу по улучшению линейки пигментов, дополняя ее новыми цветами. Введены в ассортимент специальные эффектные цвета, которые присутствуют в основном в системах премиум-класса. С этими компонентами стало очень просто сделать сложные, современные цвета, которые автопроизводители используют все чаще и чаще при окраске кузова автомобиля.

Мы развиваемся, чтобы быть лучше для наших клиентов, и во многом благодаря им в нашем ассортименте появляются интересные и нужные позиции.

4 вопрос

Бюджетные аналоги лакокрасочных систем сейчас очень популярны. Как уже обсуждалось выше, сейчас практически все игроки рынка привлекают к работе именно линейки эконом-сегмента. GL относится как раз к категории бюджетных систем. Выбирая GL, клиент значительно удешевляет стоимость ремонта, сохранив при этом хорошее качество.

Мы имеем в ассортименте GL весь перечень материалов, необходимых для ремонта – от красок до расходных материалов. В GL клиента привлекает то, что он может произвести полный ремонт от «А» до «Я» одним брендом. Для большинства потребителей это очень важно. Мы в свою очередь стараемся сделать бренд еще интереснее для наших покупателей, вводя в ассортимент новые позиции, которые полностью отвечают требованиям рынка.


5 вопрос

Да, конечно. Наша линейка GL RS включает в себя полный спектр материалов для ремонта металла и пластика. Изначально формируя ассортимент, мы постарались ввести материа­лы для ремонта различных поверхностей. С нашей системой мастер сможет отремонтировать как металл, так и пластик от «А» до «Я». Ему не придется искать какой-то замены: в GL есть все – от шпатлевок до грунтов, которые можно применять при ремонте пластика, металла, алюминия и цинка.

6 вопрос

Действительно, локальный ремонт – сейчас это актуально. Раньше во многих лакокрасочных системах даже были отдельные линейки для этих целей. Мы постарались все наши продукты сделать максимально адаптированными для локального ремонта. Наши материалы позволяют производить данный вид работ действительно быстро и качественно. Речь идет о полном перечне материалов. Для локального ремонта маляр спокойно может использовать нашу линейку GL RS. В ней он найдет все необходимые шпатлевки, праймеры и грунты и, конечно же, лаки. Более подробно с использованием материалов GL в локальном ремонте можно будет ознакомиться в данном номере журнала «КУЗОВ». Здесь представлена статья «Напыление иллюзии», в которой подробно расписан ремонт материалами GL.

7 вопрос

Всегда использование того или иного вида лака зависит от пожеланий клиента к ремонтируемой детали, а так же от прежнего покрытия элемента. Надо понимать, что самозатягивающиеся и керамолаки подразумевают в себе высокую цену ремонта. А поскольку локальный ремонт делается в первую очередь с целью экономии, то для использования вполне подойдут лаки системы НS. Как правило, это лаки высокого качества, с хорошим сухим остатком и достаточной прочностью. Ремонтируя деталь, например, с помощью лака GL RS Clear HS, клиент получит высокое качество за приемлемую цену.

Защитные покрытия находят широкое применение в разных отраслях промышленности, и в каждом сегменте есть свои ключевые факторы, влияющие на развитие рынка. Однако есть общие макроэкономические показатели, воздействующие на рынок, к которым относятся: государственная политика в области инвестиций в развитие инфраструктуры, мировые цены на нефть, газ, металлы, гармонизация мировых нормативно-правовых требований и местных законов, ресурс эксплуатации и требования по охране окружающей среды, налагающие ограничения, например, на материалы для защиты от коррозии.

В мировом потреблении индустриальных ЛКМ по-прежнему доминируют органоразбавляемые материалы, занимающие 81% рынка из них: 36% со средним и 45% с высоким сухим остатком. Далее следуют водно-дисперсионные материалы (15%) и порошковые краски (4%).

Хотя рынок продолжает двигаться в сторону водно-дисперсионных и не содержащих тяжелые металлы ЛКМ, традиционные краски все еще находят место в продуктовом портфеле компаний.

По данным недавнего маркетингового исследования компании Frost & Sullivan «Стратегический анализ защитных и судовых покрытий и рынок смол», в 2013 г. доход от продажи защитных и судовых ЛКМ составил 2,03 млрд долларов в Северной Америке и 2,40 млрд долларов в Европе. По прогнозу, к 2017 г. эти показатели возрастут и достигнут 2,40 и 2,72 млрд долларов соответственно. Основное влияние на этот рост окажут оффшорные предприятия по добыче нефти и газа.

Поскольку защитные ЛКМ широко используются для окраски хранилищ и танкеров для нефти и газа, а добытые из более глубоких скважин эти продукты обладают повышенной коррозионной активностью, требования к техническим характеристикам покрытий многократно увеличиваются. А с другой стороны, государственные органы надзора принуждают собственников объектов использовать высококачественные и экологически безопасные ЛКМ. Поэтому перед разработчиками этих материалов стоит трудная задача – увеличения стойкости покрытий и уменьшения содержания растворителей и других вредных веществ, влияющих на окружающую среду. Наилучшую защиту обеспечивают эпоксидные и полиуретановые материалы, в некоторых случаях по-прежнему используют алкиды. В судовых материалах большое значение имеют противообрастающие ЛКМ, в производстве которых применяют акриловые и фторсиликоновые смолы. Лидирующие позиции на мировом рынке защитных покрытий удерживают компании AkzoNobel, PPG, Jotun и Hempel.

У российских производителей судовых и защитных покрытий есть надежда, что власти обратят внимание на отчет Счетной палаты и примут соответствующие меры. По итогам проверки использования средств на господдержку внутреннего водного транспорта в России степень износа речного транспорта достигает 83%. Согласно отчету, удельный вес пригодных к эксплуатации гидротехнических сооружений составляет 24%. Большинство действующих на внутренних водных путях России судоходных гидротехнических сооружений были введены в эксплуатацию 50–70 лет назад.

В последние годы на рынок индустриальных ЛКМ в сильной степени влияли неопределенность экономики и нестабильный спрос, но в некоторых сегментах, например в сельхозмашиностроении и строительной технике, есть признаки роста. Совершенно очевидно, что мировое потребление энергии будет расти, а это потребует расширения сопутствующих структур, например трубопроводов, что открывает радужные перспективы на ближайшие 5–10 лет.

Хотя стоимость покрытия обычно невысока и составляет 2–10% от стоимости всего изделия, это первое, что видит потенциальный покупатель, и если покрытие повреждено, все изделие требует ремонта или замены.


Источник: Frost & Sullivan

Рассмотрим некоторые сектора промышленности.

Автомобильная промышленность

Этот сектор характеризуется высокой конкуренцией и локализацией производств. Конкуренция будет усиливаться из-за дальнейшей консолидации и вхождения новых игроков на развивающиеся рынки.
Прогнозируется, что к 2020 г. 15 компаний обеспечат 80% мирового выпуска. Локальное производство автомобилей будет расти следующими темпами: 60 млн шт. в 2010 г., 80 млн к 2015 г. и 90 млн к 2020 г.

В России, по данным Discovery Research Group, на рынке автомобильных ЛКМ существует большое количество товарных групп. В связи с этим ни дистрибьюторы, ни потребители не могут выделить пустующие ниши. По их мнению, сейчас чаще появляются новые бренды, а не новые материалы. Отсюда можно сделать вывод, что рынок автомобильных ЛКМ еще не достиг своей зрелости и есть место для будущего роста и насыщения.

Мировой рынок авторемонтных ЛКМ продолжает расти. Традиционные нитроцеллюлозные и алкидные ЛКМ естественной сушки все еще применяются в Китае и Индии. Однако возрастающее внимание к охране окружающей среды вынуждает использовать ЛКМ с низким содержанием ЛОС и шире использовать водоразбавляемые материалы.

По мнению аналитиков российского автомобильного рынка, в частности рынка автоэмалей, о его развитии можно судить по емкости автосервисов различных сегментов. В настоящее время продолжается развитие рынка ЛКМ B-сегмента (бюджетные краски), начавшееся в кризисный период. Однако рост продаж новых автомобилей, ремонтом которых занимается преимущественно дилерский сегмент авторемонтного бизнеса, по-прежнему дает стимул для роста сегмента ЛКМ класса «премиум».

Рыночные доли автоэмалей А-, В- и С-сегментов составили в 2012 г. 25, 45 и 30% соответственно, по данным агентства Discovery Research Group. По мнению экспертов, рынок автомобильных ЛКМ до сих пор выходит из кризиса, в будущем есть потенциал роста его объема, который будет вызван увеличением потребления ЛКМ премиум и среднего сегмента.

В грунтовочных и базовых конвейерных ЛКМ используются сложные комбинации пигментов, поскольку цветовой гамме уделяется повышенное внимание.

Материалы, применяемые в окраске мотоциклов мало чем отличаются от конвейерных и авторемонтных ЛКМ. Для окраски небольших двухколесных моделей в основном служат однотоновые органоразбавляемые акрилмеламиновые ЛКМ и почти не используются водоразбавляемые материалы. На дорогие модели наносят два слоя базовой краски и верхнее прозрачное покрытие, особенно широко распространены металлики и перламутры.

Органоразбавляемые ЛКМ горячей сушки в основном акриловые, полиэфирные, или гибридные – акрилполиэфирные. Они отверждаются меламином или блокированным изоцианатом. Водоразбавляемые ЛКМ базируются на акриловых или полиуретановых дисперсиях, сшиваемых меламином или блокированным изоцианатом в случае горячей сушки, или на связующих воздушной сушки. В качестве финишных прозрачных покрытий в основном используют органоразбавляемые ЛКМ, поскольку водные материалы пока не соответствуют требуемому внешнему виду.

В окраске грузовиков и автобусов происходят изменения. Хотя большинство их комплектующих сделаны из металла, быстро развивается, особенно в США и Европе, тенденция использовать композиты и пластмассу.
Лакокрасочная индустрия может ожидать положительные сдвиги от перехода с металла на пластмассу в ближайшие 10 лет. Установлено, что детали из пластмассы потребляют около 40% от общего потребления ЛКМ для стандартных кабин, в зависимости от модели.

Железнодорожный транспорт

По прогнозу PRA на 2015 и 2020 гг. рынок подвижного состава будет расти, а вместе с ним и потребление ЛКМ. Основанием для такого утверждения служат претворение в жизнь проектов по улучшению инфраструктуры, замена устаревшего парка вагонов и локомотивов, модернизация железных дорог на локальных рынках. Например, в России и США требуется замена грузовых вагонов, которые служат более 30 лет. Эти две страны также планируют вводить в оборот высокоскоростные поезда. Наиболее широко используемой системой покрытий для вагонов является двухкомпонентная эпоксидная грунтовка, на которую наносят двухкомпонентное полиуретановое покрытие. Некоторые спецификации требуют нанесения промежуточного грунтовочного слоя, на который опять-таки наносится двухкомпонентное полиуретановое покрытие.
Финишное покрытие может быть однослойным, а если требуется защита от граффити, на пигментированное покрытие сверху наносится прозрачное.

В промышленно развитых странах для снижения веса вагонов используют более легкие, чем сталь, металлы. Доля алюминия, используемого в транспортных средствах, находится в районе 30%. В Северной Америке использование алюминия позволило повысить грузоподъемность грузовых вагонов и увеличить пропускную способность железных дорог на 25%. А в России опыт внедрения алюминиевых сплавов для производства кузовов грузовых вагонов пока оказался неудачным. Единичные попытки создания опытных полувагонов на ОАО «НПК «Уралвагонозавод» и ОАО «ВАСО» не увенчались успехом. Но специалисты над этим работают и надо быть готовыми к тому, что для окраски подвижного состава придется использовать ЛКМ для цветных металлов.
По материалам журнала «ЛКМ Лакокрасочные материалы и их применение»

Объемы рынка лакокрасочных материалов в течение последних пяти лет увеличивались. Это происходило в основном за счет импорта, доля которого составляла более 20%. Однако, в 2010 году, вследствие влияния экономического кризиса, произошло сокращение рынка на 2.4%, и его объем составил 1154 тыс. тонн (рисунок 1.1.).

Рисунок 1.1. Объем и динамика рынка ЛКМ в России в 2006-2010 гг.

На российском рынке лакокрасочных материалов в основном присутствуют органоразбавляемые ЛКМ (краски, лаки, грунтовки, шпатлевки на конденсационных, полимеризационных смолах и на основе эфиров целлюлозы), водно-дисперсионные ЛКМ, промежуточные ЛКМ (олифы, растворители, смывки) и масляные краски. На рисунке 1.2 представлена структура рынка ЛКМ в 2010 году. При этом необходимо отметить, что 1/4 всего рынка занимают водоэмульсионные ЛКМ.

Рисунок 1.2. Структура рынка ЛКМ в России в 2010 году

Около 70% от общего объема производства лакокрасочных материалов в России приходится всего на 10 заводов, доли остальных не превышает 2% (рисунок 1.3).

Рисунок 1.3. Структура производства ЛКМ по производителям в России, % от общего объема

Импортная продукция составляет 25-30% объема российского рынка лакокрасочных материалов. За год в мире производиться примерно 23 млн тонн ЛКМ, доля Росси в мировом производстве - 2,5%. Для рынка характерен высокий уровень конкуренции, борьбы за сбыт между отечественными и зарубежными производителями. Большинство импортируемых в Россию лакокрасочных материалов относится к верхнему ценовому сегменту. Основными странами-экспортерами, как видно на рисунке 1.4, лакокрасочных материалов в Россию выступают: Германия (14% от объема импорта), Финляндия (11%), Белоруссия (9,7%), Эстония (9%), Литва (7%), США (7%), Корея (7%). .

Также следует отметить, что в последние 3-4 года ведущие мировые лидеры индустрии стремятся разместить производственные мощности непосредственно в России. Еще долго Россия будет пользоваться импортной продукцией, так как разный уровень дохода у населения. Что видно на рисунке 1.4.

Рисунок 1.4. Доли основных стран-экспортеров лакокрасочных материалов в Россию, %

Согласно данным, приводимым агентством Symbol Marketing среди предприятий-производителей, лакокрасочные материалы которых поставляются в Россию, лидируют компании, представленные в Таблице 1.1.

Таблица 1.1 Крупнейшие компании- экспортеры ЛКМ на российский рынок

По прогнозу Research.Techart на российском рынке лакокрасочных материалов до 2015 года будет наблюдаться небольшой рост объемов потребления, что связано со значительной долей импорта (40-50%). При этом доля экспорта практически не изменится по сравнению с 2005-2009 годами и останется на уровне 9-10%. Предположительно к 2015 году объем рынка достигнет 1511 тыс. тонн, что на 30.94% больше, чем в 2009 году

Рисунок 1.5. Прогноз развития рынка ЛКМ в России в 2010-2015 гг.. (