Инженерные войска РФ: интересные факты

Инженерные войска призваны выполнять инженерное обеспечение при общевойсковых (боевых) действиях, проводить инженерную разведку и наносить урон противоборствующей стороне с использованием инженерных боеприпасов.

Инженерные войска РФ! Наш девиз — «Без нас — никто»

Для осуществления таких задач необходима специальная подготовка личного состава и специальное инженерное вооружение. Структурно инженерные войска входят в состав

День инженерных войск РФ

Профессиональным праздником считается 21 января. Дата профессионального праздника назначена Президентским указом в 1996 году.

Эту памятную дату установили благодаря вкладу инженерных войск в укрепление оборонного военного российского потенциала и с учётом исторических традиций.

Появление военно-инженерного дела и военного зодчества произошло ещё в Древней Руси. Однако планомерно данные войска стали развиваться после создания регулярной армии в петровские времена. Впоследствии Петром 1 было назначено проведение первых инженерных учебных манёвров.

Тогда прорабатывалось создание разных сооружений оборонительного характера. Впервые военно-инженерное дело было упомянуто в указе Петра 1 от 21 января 1701 года.

Музей инженерных войск

Создание музея было ознаменовано 300-летием российских инженерных войск. По официальным данным учреждение открылось 14 декабря 2001 года.

В музейной коллекции представлена краткая история отечественных инженерных войск, указаны решённые ими за время существования задачи военного и мирного периода. Учащиеся школы создали панораму, показывающую героизм сапёров во время Великой Отечественной войны в районе деревни Строково.

Существует ещё и военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, созданный 29 августа 1703 года. Тогда Петром 1 было дано указание на создание специального Цейхгауза, где можно было бы хранить старинное артиллерийское вооружение.

В 1963 году он объединился с Центральным историческим военно-инженерным музеем, а в 1965 с музеем связи, и получил наименование Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи.

Сейчас он относится к крупнейшим мировым военно-историческим музеям, и имеет впечатляющую экспозицию артиллерийского, стрелкового, холодного вооружения, военно-инженерных и войсковых средств связи, боевых знамён, армейского обмундирования, батальных произведений искусства, наград, знаков отличия, исторических документов о развитии армии и подвигах отечественных солдат.

В июле 2010 года начальником российских инженерных войск был назначен генерал-лейтенант Ставицкий Юрий Михайлович, на этом посту он находится и сейчас.

Он прежде занимал много командных постов разного уровня в . В 2016 году он осуществлял руководство по разминированию сирийского города Пальмира. С участием генерал-лейтенанта Ставицкого было организовано создание инженерно-штурмовых батальонов и Международного противоминного центра российской армии для гуманитарного разминирования за территорией России.

Начальник инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-лейтенант Ставицкий Юрий Михайлович

Генерал-лейтенант Ставицкий имеет ордена и медали за заслуги перед Отечеством.

Техника Российских инженерных войск

Техника инженерных войск представляет собой группу средств в виде машин инженерного вооружения , подвижных техсредств по обслуживанию и ремонту, и электротехнических средств общевойскового предназначения:

Военно-инженерная спецтехника для проведения инженерной разведки.

Одной из наиболее сложных разведывательных задач считается выявление инженерных заграждений. Подобные техсредства определяют возможность прохождения определённых участков, значимость препятствий водного характера, разрушений, завалов, возможности их преодоления, наличие защитных и маскирующих свойств территории.

Чтобы преодолеть водные преграды, выполнить разведку территории, определить пути продвижения войсковых частей используют инженерную разведывательную машину ИРМ-2 . Это основное техсредство разведывательного характера инженерных войск.

При разведке используются стационарные разведывательные приборы (широкозахватный миноискатель РШМ-2 и инженерно-разведывательный эхолот ЭИР), и переносные инженерные разведывательные приборы (к ним относят перископическую буссоль, ручные миноискатели, инженерно-разведывательный перископ, и прочие).

Быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра»

При использовании комплекта средств для инженерной разведки с вертолётов проводится аэрофотографическая и аэровизуальная разведка территории.

Военно-инженерные техсредства, способные преодолеть минно-взрывные заграждения.

Колейно-ножевой трал осуществляет выкапывающие действия, механизм представляет собой отвал с ножами. При нащупывании мины, ножи вытесняют её наверх, а отвал убирает в сторону.

Колейный катково-ножевой трал, кроме ножевых, оснащён двумя катковыми секциями, которые благодаря своему весу приводят в действие противотанковые мины.

Электромагнитные тралы могут быть установлены на танк с любым тралом.

Установку разминирования УР-77 применяют, чтобы проделать проход на противотанковом минном поле.

Военно-инженерная техника по установке минно-взрывных заграждений.

Механизация установки МВЗ способствует ускорению этого процесса, повышению его эффективности и сокращению количества задействованных военнослужащих.

Механизация противотанкового минирования выполняется главным образом с помощью Гусеничного минного заградителя ГМЗ-3.

С помощью Универсального минного заградителя УМЗ осуществляется дистанционное противотанковое и противопехотное минирование.

Военно-инженерные техсредства для механизирования дорожно-земляной работы.

К такой технике относятся механические средства для земляной работы, для создания и поддержания путей продвижения и маневрирования войсковых частей, для прохождения преград.
Предназначение траншейных машин заключается в рытье траншей и проходов на занимаемых позициях.

С помощью котлованных машин осуществляется рытьё котлованов на оборудуемых позициях.
Траншеи и котлованы отрываются также с помощью полковой землеройной машины ПЗМ-2.

Универсальные землеройные машины используются для механизирования рытья и погрузки.

С помощью путепрокладчиков, универсальных дорожных машин, войсковых бульдозеров создаются и поддерживаются в надлежащем состоянии войсковые пути, съезды, переходы по неровной местности.

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для работ по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог.

При помощи инженерных машин разграждения обеспечивается продвижение войсковых частей через разрушенные районы в случае ядерных ударов.

Универсальную дорожную машину используют вместе с бульдозерным оснащением, она имеет ещё и погрузочное оборудование.

С помощью лесозаготовительных и лесопильных средств заготавливается лесопильный материал. При использовании грузоподъёмных и подъёмно-транспортных машин осуществляется погрузочно-разгрузочная и монтажно-демонтажная механизация.

При помощи средств техобслуживания и ремонта инженерных механизмов эта техника поддерживается в надлежащем виде.

Училище, военные институты, части инженерных войск

Основной учебно-методический центр инженерных войск России — это военный институт инженерных войск Общевойсковой академии Вооружённых сил Российской Федерации — высшее военное училище инженерных войск

Инженерные войска Муром (в/ч 11105 и 45445)

Первая гвардейская Брестско-Берлинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова инженерно-сапёрная бригада центрального подчинения (в/ч 11105) местом дислокации имеет город Муром Владимирской области. Один из батальонов находится в Подмосковном селе Николо-Урюпино.

Соединение было создано в 1942 году в Ворошиловградской области (ныне Луганской области Украины), в качестве 16-й отдельной инженерной бригады спецназначения. В 1943 году она стала гвардейской бригадой за проявление стойкости и героизма бойцов.

В 1944 в итоге реорганизации она стала первой отдельной гвардейской моторизованной бригадой РГК. Данное соединение удостоено множества государственных наград. За военные подвиги в сражениях вблизи города Орла в 1943 году часть удостоена ордена Красного Знамени, во время освобождения Белоруссии — ордена Суворова второй степени, а Брестской она стала именоваться за освобождённые города на Белорусском фронте. Висло-Одерское освобождение принесло награждение орденом Кутузова второй степени, а наименование Берлинская она получила за штурм последнего фашистского пристанища.

С конца войны и по 1994 год соединение располагалось в ГДР, где необходимо было поднимать затонувшие корабли. С 1994 года располагалось уже в Ростове-Великом (Ярославском). Некоторые подразделения участвовали в противотеррористических действиях во время чеченского конфликта. Военной частью 11105 она стала именоваться в 1994 году. С 2015 года имеет постоянную дислокацию в Муроме.

В соединении проводится общевойсковая подготовка, полевые учения, осваиваются военные специальности. Военнослужащие участвуют в соревнованиях международного статуса.
Присяга принимается в субботу, после неё предоставляется увольнение, а впоследствии увольнительные дают в выходные и праздники, но в присутствии родных.

Воинская часть в/ч 45445

28-я отдельная понтонно-мостовая бригада ВС России условно именуется , располагается в Западном военном округе, её постоянная дислокация в городе Муром, Владимирской области.

Данное соединение сформировали 1 декабря 2015 года. Целью создание понтонно-мостовой бригады является увеличение эффективности инженерных войск и их быстрого реагирования, резервное обеспечение при внезапной необходимости решения новых задач и укрепление войсковой группировки в определённом стратегическом направлении.

Личный состав инженерных войск с флагом Российской Федерации и Инженерных войск

Соединение состоит из понтонных батальонов, десантных подразделений, паромно-мостовых машин, формирований мостостроительных средств для установки переправ через водные препятствия.

Предназначением соединения является оборудование переправ с увеличенной грузоподъёмностью при возникновении значительной водной преграды и внезапной необходимости решать задачи в мирной действительности по переправе материально-технических средств, а также в случае чрезвычайной ситуации.

Инженерные войска Кстово

Воинская часть 64120 — это Гвардейский Ковельский Краснознамённый межвидовой учебный центр инженерных войск. Местом дислокации военной части является город Кстово Нижегородской области. Военнослужащие проходят подготовку в соответствии со специализацией инженерно-сапёрного подразделения.

Образование воинской части произошло в итоге объединения военного института инженерных войск Нижегородской области и 6-го Гвардейского Ковельского краснознамённого учебного центра инженерных войск имени генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

Военная часть была открыта 30 августа 1971 года, но начало её функционирования с приёмом военнослужащих приходится на июнь 2012 года.

В учебном заведении готовят следующих военных специалистов: крановщиков, механиков-водителей, сапёров, водителей автокрана, путепрокладчиков, экскаваторщиков, электриков, водителей универсальной дорожно-строительной техники. После завершения учебного процесса происходит формирование трёх батальонов.

После прохождения быстрой специальной подготовки (обычно в течение четырёх месяцев), военнослужащие отправляются для дальнейшего прохождения службы в других формированиях и военно-учебных заведениях, уже пройдя профессиональную подготовку.

Это военное учреждение универсально тем, что после получения здесь профессиональных навыков, такие знания пригодятся не только в армии, но и в гражданских ситуациях. Тем самым солдат, кроме прохождения службы получит профессию для гражданского применения.

Инженерные войска Нахабино

Местом дислокации 45-й отдельной Гвардейской Берлинской орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды инженерно-сапёрной бригады (она же военная часть 11361) являются несколько населённых пунктов. Местом нахождения основных структурных единиц является посёлок Нахабино в Подмосковье.

К задачам соединения относятся: проведение инженерной разведки, разминирование, организация проходов в случае помех, оборудование переправ, маскировочные действия.

Создание во время афганской войны в 1980 году 45-го отдельного инженерного полка предшествовало образованию данной военной части. В составе полка находились дорожно-сапёрный и инженерно-дорожный батальоны, а также рота полевого водоснабжения. В конце того же года полк стал именоваться войсковой частью 88870, а в 1984 году он ещё усилился инженерно-дорожным батальоном.

В итоге первой реорганизации соединение стало именоваться 45-м отдельным инженерно-маскировочным полком с местом расположения в подмосковном посёлке Николо-Урюпино. С 2010 года часть была в подчинении командования Западного военного округа.

В результате переформирования 2012 года в состав нынешнего соединения вошли две части. Часть 11361 создавалась на базе 66-го Гвардейского понтонно-мостового полка из Мурома, и 45-го инженерно-маскировочного полка из Николо-Урюпино. Здесь отсутствуют проявления дедовщины, а военнослужащих ежедневно осматривают на предмет телесных повреждений.

Питание в столовой организовывается с помощью гражданского персонала, а в чайной принимают к оплате карты. Присягу принимают в субботу, а каждое воскресенье военнослужащим разрешают пользоваться телефоном.

Инженерные войска эмблема

Эмблема инженерных войск представлена в виде изображения с двуглавым орлом с распростёртыми крыльями, держащим в лапах перекрещённые топоры, с красным треугольником на груди, и со щитом конусом вниз, а сверху доходящим до короны. На щите изображение всадника, поражающего копьём дракона.

Флаг инженерных войск

На полотнище флага инженерных войск изображён белый крест с чёрно-красными полосами, направленными в стороны, в центре изображён серебряный отвал путепрокладчика, якорь, пылающая гренада с молниями и перекрещённые топоры, по окружности идёт зубчатое колесо.
Стиль флага напоминает образцы знамён 1763 года. Это первый флаг, созданный по обычаям Русских Вооружённых Сил.

Пока это все что мы хотели рассказать об инженерных войсках Российской Федерации. Есть что добавить — пишите в комментариях!

Создание инженерных войск было необходимо по той причине, что нужно было выполнять задачи, которые касались инженерного обеспечения во время боевых действий. Это войска специального назначения, которые прошли подготовку личного состава и наносили противнику удар при помощи инженерных боеприпасов.

История создания инженерных войск

Свое существование инженерные войска начали еще с Древней Греции, в те времена они назывались землекопными отрядами. Их задачей было возведение оборонительных сооружений по границе и обустройство лагерей.

В летописи 1016 года указывалось, что это были строители, которые находились на военной службе и хорошо владели боевым искусством. Свое законное существование инженерные войска получили с 1701 года. Чуть позже они уже стали самостоятельным войском, а к тому времени, когда началась русско-турецкая война, их количество составляло уже 2,8 % всей полевой армии. Они оправдали ожидание во время Отечественной войны и Бородинского сражения.

Когда настала Первая мировая война, русская армия под четким руководством инженерных войск возводила различные оборонительные сооружения, которые были длиною в тысячи километров. Одной из такой обороны был героический Осовец и Брусиловский прорыв.

К началу ХХ века инженерные войска имели в своем распоряжении очень много образованных военных строителей, численность их составляла до 6 % от численности всей армии.

Основные задачи военных инженеров

Инженерные войска РФ должны выполнять следующие важные задачи:

  • проведение инженерной разведки местности и объектов противника;
  • контроль за фортификационными сооружениями при возведении оборонительных позиций;
  • устройство заграждений;
  • создание различных объектов для переправы по воде;
  • подготовка путей, по которым будет происходить движение и маневр войск;
  • проведение всех мероприятий по маскировке армии;
  • проведение очистки воды и пунктов по водоснабжению армии;
  • непосредственное участие в зачистке территории, где проводилось применение оружия массового поражения ;
  • разрушение предприятий химической промышленности и много чего другого.

Празднование 21 января

День инженерных войск в России отмечается 21 января. Начался этот праздник отмечаться с того момента, как Президент Российской Федерации вынес указ в 1996 году. Глава страны выделил этот день за внесенный неоценимый вклад Российской армии в оборонный потенциал страны. В том же году Министр обороны страны вынес указ отмечать 21 января каждый год как день инженерных войск России.

Эта дата запомнится всем жителям благодаря тому, что по Указу Петра Великого в Москве была создана специальная школа 21 января 1701 года. Поначалу в школе готовили к службе военных инженеров, но уже через год все выпускники вошли в состав российской армии.

Инженерные войска: наши дни

Сегодня инженерные войска РФ состоят из частей, подразделений и соединений, каждая из которых имеет свое назначение. Войска делятся по своему назначению на:

  • инженеры штурмовых заграждений;
  • инженерно-саперные войска;
  • позиционные;
  • инженеры маскировочного назначения;
  • мостовые;
  • понтонные;
  • инженеры по очистке и добыче воды;
  • инженерно-строительные;
  • амфибийные.

Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, существуют в различных структурах: в Федеральной пограничной службе, в Министерстве обороны, во Внутренних войсках МВД. На эти войска возлагается 100 % надежда по решению самых сложных задач, что касается инженерного обеспечения. Эти решения подразумевают наличие современной техники и вооружения, а также хорошо подготовленного личного состава.

Одной из главных задач войска является полное противодействие минному террору. Это было обусловлено тем, что в последнее время резко возросла угроза мирового терроризма. Этот вопрос сегодня включен в задачу многих силовых структур и до сих пор ими решается.

Саперная армия вошла в одну из организаций инженерных войск в то время, когда началась Отечественная война. Их задача заключалась в том, чтобы своевременно проводить строительство тыловых рубежей для обороны, строить и ремонтировать автомобильные дороги, мосты, а также проводить подготовку инженерных частей для фронта.

Инженерно-саперные войска приглашались для проведения разминирования местности в районе действующего фронта. Эти войска принесли огромный вклад в инженерную подготовку обороны не только Москвы, но и других, не менее важных городов.

Первая и третья саперные армии вместе с жителями под Москвой соорудили следующее:

  • было возведено больше 3700 огневых сооружений;
  • были прорыты противотанковые рвы, которые простирались на 325 километров;
  • обустроено больше 1300 километров лесных завалов.

Саперная армия - это основная база, где происходит накапливание военных для прохождения подготовки в инженерную часть армейского и фронтового подчинения. Из этой базы более 150 000 человек пополнили фронтовые соединения, а также стрелковые.

Известные деятели инженерных войск

В инженерные войска России были включены многие известные деятели, композиторы, полководцы, ученые и изобретатели. В их число вошли фельдмаршал Кутузов, маршал Огарков, маршалы инженерных войск Шестипалов, Прошляков, Аганов, Воробьев, Харченко и много других. Героями России были названы очень многие инженерные военные, и этот показатель является очень высоким.

В 2002 году Даниил Московский был объявлен покровителем Небесных инженерных войск. Это событие говорило о том, что преданная работа инженерных войск нашла понимание и в православной церкви.

21 января, День инженерных войск, помимо Российской Федерации отмечается также и в Белоруссии.

Роль инженерных войск в мирное время

  • Поддерживать боевой потенциал военной армии к совершению боевой готовности по отражению удара.
  • Подготовка органов управления к ведению военных действий с их прямым назначением.
  • Накопление военной техники, вооружения и запасов, в том количестве, в котором оно необходимо для проведения военных действий.
  • Прием непосредственно участия в восстановлении мира и его поддержании.
  • Прием прямого участия в уничтожении последствий катастроф.
  • Проведение оперативного оборудования территории страны.

Роль инженерных войск в военное время

Инженерные войска, фото которых предоставлено ниже, в военное время выполняют следующую роль:

  • проводят выполнение всех задач, которые четко указаны в плане по стратегическому развертыванию;
  • максимально пресекают все военные конфликты;
  • проводят отражающие действия против агрессии противника готовыми к атаке военными войсками;
  • совместно с другими войсками проводят оборонительные и наступательные операции для уничтожения противника.

Бесценный вклад войск

Войска всегда принимали активную роль во всех сражениях по защите Отечества. Они провели успешное выполнение боевых действий во время Отечественной войны, при обороне Севастополя, в дни Первой мировой и русско-японской войны.

Особенное отличие они получили во время Отечественной войны. За свои подвиги и защиту Родины многие были награждены орденами, некоторые получили звание Героя, а некоторые стали кавалерами ордена Славы.

21 января, День инженерных войск России, знаменателен осадой Измаила, а также обеспечением военных действий в Афганистане, удачным разрешением дел в Абхазии, Герцеговине, Таджикистане и многих других странах.

На протяжении трехсот лет войска занимают одно из самых высоких мест в Российских Вооруженных Силах. Они оказывают неоценимый вклад в уничтожение последствий возникших аварий, катастроф, при разминировании местности от взрывоопасных объектов.

Одним из очень важных подвигов инженерных войск была ликвидация аварии на Чернобыльской АЭС.

Сегодня самым признанным батальоном является инженерно-саперный, который занимается разведкой и разминированием местности. Их работа каждый день полна опасности, за это их уважает весь русский народ. Сегодня они осваивают совершенно новую технику - войсковые экскаваторы, различные средства для обнаружения взрывчатки и станции по комплексной очистке воды.

В Российских Вооруженных Силах инженерные войска имеют прекрасный показатель, что показывает их приверженность Родине, традициям и героизму военной инженерии.

В наши дни инженерные войска мужественно продолжают работу своих отцов и дедов. Помогают спасать тысячи человеческих жизней во время стихийных бедствий, несут опасную службу в самых горячих точках планеты и ликвидируют техногенные катастрофы и последствия аварий.

1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область) приступили к формированию инженерно-сапёрной бригады центрального подчинения. Бригада была сформирована в целях повышения возможностей инженерных войск и оперативности их применения, создания резерва для решения внезапно возникающих задач и усиления группировок войск на стратегических направлениях. Бригада находится в резерве Верховного Главнокомандующего.

В составе бригады, впервые со времён Великой Отечественной войны, возрождён батальон штурма и разграждения, предназначенный для обеспечения беспрепятственного продвижения сил общего назначения на урбанизированной местности, что позволяет значительно повысить эффективность действий при штурме зданий, максимально избежав при этом потерь.

На этот раз удалось с «лейкой» и блокнотом понаблюдать за работой «штурмовиков». Из личных впечатлений: один из самых интересных моих армейских заездов.

На наши и ваши вопросы отвечает гвардии старший лейтенант Дмитрий Анатольевич Ф., командир роты штурма и разграждения 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригады.

1. Совсем кратко о себе

В армии служить мне хотелось всегда, на военной службе я с 2005 года. Закончил военное училище в Санкт-Петербурге и волею судеб и своей собственной оказался в рядах 1-й гвардейской инженерно-сапёрной Брестко-Берлинской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова бригаде. Наша бригада центрального подчинения была сформирована 1 декабря 2014 года в городе Муроме (Владимирская область). Службой в бригаде доволен, это именно то, чем мне нравится заниматься.

2. С незапамятных времён ходят слухи, что инженерные войска нужны только для постройки мостов и установки/снятия мин. Ещё, говорят, можно их привлечь к копанию всего. Что ещё входит в круг реальных задач современных инженеров?

Инженерные войска, конечно же, не только строят мосты, ставят и снимают мины. Мы занимаемся фортификацией, инженерной разведкой местности, можем оборудовать подходы и рубежи для удобства своих войск или сделать их непригодными для продвижения войск противника, проделать проход в минных заграждениях или обезопасить целое направление для манёвра своих войск. Наведение мостов и переправ через водные преграды тоже наша зона ответственности.

Кроме того, военные инженеры обеспечивают войска в полевых условиях электричеством и водой, в том числе и питьевой. Мы можем сильно затруднить действия разведки противника: где необходимо - военными инженерами применяются маскировка и скрытие важных объектов или, наоборот, имитация и обустройство ложных объектов, например, при помощи надувных макетов боевой техники.

Действуем мы на суше и на море, кроме армейских инженерно-сапёрных подразделений в составе инженерных войск есть и флотские или морские инженерные подразделения.

3. Что входит в задачи именно штурмового подразделения военных инженеров?

Непосредственные задачи именно моего подразделения - разграждение и штурм. Разграждение, проще говоря, это ликвидация заграждений противника (в том числе и минированных) разными методами, а штурм - это уничтожение противника в укреплённых точках и целых районах. Плюс обеспечение беспрепятственного продвижения по территории противника пехоты, артиллерии, танкистов и других сил, следующих за нами.

Подразделения, подобные нашему, широко применялись в Красной Армии в годы Великой Отечественной войны, информации по ним достаточно. Современные военные конфликты, конечно, заметно отличаются от обстановки на фронтах Великой Отечественной, но есть и немало общих черт. Создание штурмовых подразделений - веление времени и адекватная реакция на современные военные реалии.

4. В чём специфика «штурмовиков»? Есть ли в ВС РФ подразделения со сходной спецификой?

Получается так, что специфика штурмовых инженеров включает в себя и часть работы, которую выполняют подразделения СпН, часть задач созвучны с теми, что ставят перед десантно-штурмовыми подразделениями, а в части работы в городских условиях, завалах и зданиях мы в некотором смысле пересекаемся со спецификой полицейского спецназа (СОБР) и спецназа ФСБ. В современных ВС РФ ничего похожего на нас (и с похожими задачами) нет.

5. Какой тяжёлой техникой вооружены «штурмовики»?

В батальоне есть роты разграждения и штурма (из тяжёлой техники - бронетранспортёры БТР-82А и бронеавтомобили «Тайфун-К») и роты специальной тяжёлой инженерной техники (инженерные машины разграждения - ИМР-3, установки разминирования - УР-77 «Метеорит»).

На вооружении у нас есть робототехнические средства (роботы разминирования и пожаротушения), с робототехникой работают специально обученные военнослужащие роты робототехнических средств.

6. Какое стрелковое оружие есть у штурмовых подразделений?

Из стрелкового оружия нам в данный момент доступны АК-74 с подствольными гранатомётами и АКС-74, ПК, ПКТ (ну и плюс 30-мм пушка на БТР). Из желаемого - очень нужно снайперское оружие. Но тут вопрос не столько в оружии, необходимо ввести в наше штатное расписание снайперов. Группе, которая подходит к зданию или развалинам, а особенно во время действий в городских условиях, снайперская поддержка необходима. Это и потери в группе может предотвратить и само продвижение к точке «работы» облегчить.

Из стрелкового оружия хотелось бы пополнить наш арсенал автоматами АК «сотой» серии. И, конечно, нужна замена легендарному ПМ. Мне по штату положен именно он. А заменить бы его хотелось на АПС (автоматический пистолет Стечкина).

7. Если бы имелся выбор не только из отечественных пистолетов, а вообще из любых - что бы хотелось иметь с собой в бою в качестве короткоствольного личного оружия?

Пистолет АПС.

8. А из более тяжёлого оружия?

Возможно, огнемёты. По ним есть определённые планы, мы ведь опытное подразделение, возможно, они и будут реализованы.

9. Как дела со связью?

Все новинки, появляющиеся в ВС, у нас есть. Со связью проблем не вижу, в том числе со связью между бойцами штурмовой группы.

10. Чем экипированы «штурмовики»?

Начну с ОВР-3Ш . Костюм разминирования (штурмовой вариант) удобный и продуманный. Нуждается, конечно, в индивидуальной подгонке, но это нормально. Про вес и удобство скажу так: весь световой день сегодня активно двигался по зданию в ОВР-3Ш. Усталось, конечно, есть, но, без преувеличения - нормативы по физподготовке готов сдать прямо сейчас. Ощущения удобства приходят со временем, костюм должен «притереться» к человеку, потом в нём нормально работается.

Всего у костюма три типоразмера, но это не самая востребованная опция. Есть естественное ограничение - «штурмовик» должен быть средней комплекции. Большой солдат - большая цель и не везде сможет пролезть, у маленького солдата может не хватить физических сил в бою на выполнение тяжёлой физической работы.

Уровень защиты костюма определятся бронепанелями, размещаемыми в специальных «карманах» на груди, по бокам, в паху и т.д. Какой у них класс защиты есть - такой и у костюма. У нас панели 6-го класса защиты, стреляли в костюм с такой панелью из СВД бронебойно-зажигательной пулей с десятка метров. Пробитий не зафиксировали. Забрало на шлеме держит пистолетную пулю. Ну и, конечно, осколки.

Стропы molle на костюме удобные. Позволяют разместить необходимое оборудование именно там, где лично тебе удобнее.

«Ратник». Одобряю. Кроме, пожалуй, расположения «разгрузки» на груди. Её надо перемещать на бёдра, иначе в огневом контакте не получается минимизировать собственный силуэт в положении «лёжа», ведь лежать приходится на «броне» и отделениях с магазинами, размещёнными поверх «брони».

Кроме того, если подразделение стоит на днёвке или ночёвке, обеспечено наблюдение и безопасность, солдат может снять с себя «броню» на время отдыха, не расставаясь с боекомплектом. В «Ратнике» так не получится. Сначала надо снять разгрузку с боекомплектом и потом «броню». И ещё деталь: хорошо загруженная снаряжением и боекомплектом «разгрузка» в теперешнем виде при длительном ношении приводит к чрезмерной усталости спины.

Мультитулы. Есть штатные и личные. Иметь лично приобретённый не возбраняется. У меня лично как раз такой, купил ещё до поступления штатных. В целом я бы сказал, что штатный мультитул нормальный, позволяет решать весь спектр задач, но есть и инструменты получше. От такого элемента экипировки как мультитул, в нашей работе может зависеть жизнь, так что экономить на компактном инструменте для себя лично считаю неправильным.

Наверное, не все знают, что когда-то сапёр из подобного инструментария имел только нож. В годы войны в Красной Армии это был универсальный нож финского типа, им всё и делали. В послевоенной Советской Армии это был уже складной нож «Подрывник» с несколькими лезвиями. «Подрывник» позволял что-то открутить, отрезать (например, огнепроводный шнур), что-то проколоть, оголить и зачистить провод. С современным мультитулом пространства для манёвра стало больше. Вообще говоря - сегодня без мультитула никуда, это как третья рука.

Мачете . Или нож штурмовой «Сапёр». Отечественный. Рубит, режет, точится легко. Ничего плохого про него не скажу.

По снабжению в целом . Отмечу, что нехватки в чём-то у нас нет. Среди штатного довольствия встречается немало новинок. Как-то «проапгрейдить» лично своё имущество не возбраняется. Это, кстати, позволяет опять же суммировать персональный практический опыт и транслировать его на всё подразделение. Один что-то купил, принёс, показал, проверил в деле - о, можно брать! Надёжная и функциональная вещь никогда не помешает. Опять же, изоленту, простор для улучшений и персональных доработок никто не отменял.

Из очевидных уже сейчас вещей - нужны зацепы на автоматные магазины. Для «Ратника» это особенно важно: насуёшь в каждую ячейку по три магазина - без зацепа доставать уже не очень удобно, да и выпасть впопыхах может.

На ОВР есть специальные фиксирующие резинки для магазинов, позволяющие не потерять магазин в движении. Мелочь, а важная. На других подсумках такой мелочи нет, дорабатываем их под себя, потому что проверено и удобно. Есть перенятый сторонний опыт. В СОБРе подсмотрели: у «щитовика» на левой руке бинтом или изолентой примотаны запасные магазины к пистолету. Приспичило перезарядиться - делаешь это не отнимая руки от щита. У нас тоже есть на вооружении два типа щитов - лёгкий и тяжёлый. Можно составлять три щита в один. Тяжёлый щит снабжён колёсиками, в здании это может быть очень удобно.

11. Кем комплектуются штурмовые подразделения инженерных войск?

И «контрактниками» и «срочниками». При комплектовании нашего батальона принято обращать пристальное внимание на военнослужащих контрактной службы, отслуживших срочную или ранее служивших «контрактниками» в разведывательных подразделениях и войсках специального назначения, в ВВ. У нас очень ценят ранее приобретённые ими навыки.

Для меня, как для командира роты, желанный кандидат в подразделение выглядит примерно так: «контрактник», возраст - 20-25 лет, спортсмен, физически развитый, крепкого телосложения. Обращу внимание на рост и вес. Плюсом для кандидата станут ранее приобретённые навыки сапёрного профиля и водительские права. Отлично, если ранее кандидат уже получил воинскую специальность, например, пулемётчика, радиста. И очень важный аспект лично для меня, как для командира - желание кандидата служить именно в нашем батальоне. Таких вот, «отборных контрактников», к нам пришло более 30 человек за полгода. Могло быть и заметно больше, но отбор и отсев у нас никто не отменял.

Того, кто сам хочет служить в штурмовом подразделении, учить новому проще. У нас каждый «контрактник», как минимум, умеет стрелять, водить БТР, обращаться со взрывчатыми веществами и оказывать первую помощь. И, конечно, соблюдать правила техники безопасности.

12. Как обстоят дела со стрелковой подготовкой?

Особое внимание уделяем стрелковой подготовке, практика у нас постоянная и систематическая. Штурмовое подразделение, не способное отлично стрелять, «штурмовым», считаю, называться не может. Владеть штатным оружием «штурмовик» обязан в совершенстве. То же самое касается минно-взрывной специфики. Кроме того нужно, как минимум, уметь обращаться с иностранными образцами стрелкового оружия. Пока мы формируемся, не по всем образцам есть возможность знакомства «вживую», обходимся электронными документами и план-конспектами, но работа в направлении расширения и пополнения материальной базы конкретно для нас командованием ведётся.

13. Есть ли нехватка в личном составе или определённых специалистах?

В настоящий момент сказать, что у нас есть нехватка в кадрах - не могу. Наши собственные «кадры» работают, желающих попасть к нам на службу немало. Это же относится и к солдатам-«срочникам», сразу после КМБ (курс молодого бойца) большинство стремится на службу в наш батальон. Мотивация у «срочников» разная: кто-то «по слухам», кто-то видит как и чем мы заняты в ходе ежедневной боевой подготовки. Её много.

Некоторых удивляет, что у нас и строевая подготовка есть. А как без неё? Это же фундамент группового ведения боя. Кто хорош в строю - хорош и в бою, с суворовских времён известный факт. Для повышения уровня слаженности подразделения строевая незаменима. Огневая, сапёрная, специальная, физподготовка - у нас есть чем заняться на службе. Лично наблюдаю, как комплекс мер делает из вчерашних мальчишек сегодняшних мужчин. В том числе при помощи утренней физической зарядки.

14. Физподготовка - это просто борьба за «хорошую спортивную форму» или есть ещё какие-то сверхполезные аспекты?

У наших военнослужащих в принципе физические нагрузки повышенные. Однако со временем этот «повышенный» уровень нивелируется за счёт личного роста, люди постоянно развиваются и в какой-то момент времени начинаешь расценивать высокие нагрузки как нормальные. Просто становишься сильнее и выносливее. Это, в том числе, и из личного опыта наблюдение.

15. Сколько получает «средний контрактник» в штурмовом подразделении?

В среднем «контрактник» получает около 30 тысяч рублей, а если он успешен и упорен в части индивидуальной физической подготовки, имеет (и может подтвердить) спортивную «классность», то получает право на денежную надбавку в 10-15 тысяч рублей. Поддержание отличной личной спортивной формы, как видите, неплохо оплачивается. В таком деле как работа над собой лично финансовый стимул считаю очень полезным.

16. Есть ли что-то из техники, чего пока в распоряжении нет, но хотелось бы иметь именно для командира штурмовой роты?

БПЛА. У нас пока что нет таких, но лично мою работу по принятию решений на основании оперативных разведданных они сильно облегчают. Опыт взаимодействия с БПЛА у меня был.

Если именно техники не касаться, считаю, что очень полезной для нас, как для молодого подразделения с уникальной спецификой, была бы возможность привлечения сторонних экспертов и инструкторов. Для обучения. Мы сейчас активно формируем базу боевого опыта, вот здесь инструкторский опыт «узких» специалистов из других подразделений для нас бесценен. Например, хотелось бы освоить нюансы действий в горах, на практике изучить опыт тех же полицейских СОБРов по работе в здании, инструкторы из числа разведки СпН познакомили бы со своим опытом действий в лесу. Это всё необходимо суммировать, накапливать и адаптировать.

Сейчас проводим видеосъёмку наших занятий с последующим «разбором полётов» и анализом. Учимся непрерывно. Опять же, напомню, наши «контрактники», пришедшие из специальных подразделений тоже становятся источниками новых знаний и, в какой-то мере, выполняют роль инструкторов. Это, как раз, часть моей работы, как командира: выделять главное, суммировать, адаптировать, накапливать и передавать подчинённым.

В этом ключе в ближайших планах у нас намечено сотрудничество с ССО (Силы специальных операций). Из того, что об этом могу сообщить - это будет практический курс разносторонней подготовки, проводимый силами инструкторов ССО на базе ССО для всех наших офицеров и «контрактников». Такой курс подготовки ожидает, в том числе, и меня. Отлично, что такая возможность у нас есть и очень правильно, что сотрудничество с ССО намечено как постоянное. Мы ведь тоже создавались как подразделение для выполнения специальных задач в рамках инженерно-сапёрной тематики.

17. Если вашему подразделению поставили бы задачу «Взять Кенигсберг!» - как действовали бы?

Вот так сразу, «на коленке», за пару минут штурм Кенигсберга планировать - не есть правильно. Но если похожую задачу нам поставят - выполним. Рассуждая в общем: персональная бронезащита бойца сильно продвинулась с тех пор вперёд, современное стрелковое оружие, бронетехника, установки разминирования - в общем, Кенинсберг образца последних лет войны из сегодняшнего дня не выглядит абсолютно неприступным. Тем более - наши деды его взяли и без всего перечисленного.

Мы, кстати, изучали опыт обеих чеченских компаний, когда приходилось воевать в малоэтажной городской застройке. Там успешно применялись УР-77. Зачем нужны человеческие жертвы, когда укреплённое здание с боевиками внутри можно дистанционно закидать из УР-77 и только после этого произвести зачистку силами личного состава. Хотя там часто и зачищать было уже нечего после УР.

Иногда бывает, что надо вломиться в здание через брешь в стене. Которую ещё предстоит проделать. Тут важно иметь максимум информации о здании и противнике: что за здание, какие подходы, кто внутри, сколько их, чем вооружены. Отталкиваясь от этих данных, определяем тактику для конкретного случая: какая из групп в каком составе работает по первому этажу, какая по второму, кто прикрывает центральный и запасной входы-выходы.

Скажем, когда-то удобнее войти просто в дверь, а когда-то сверху, пробив потолок или крышу. Если обстановка и дверь позволяют - можно обойтись и без взрыва, гидравлическими ножницами или дисковой пилой. В двух словах и без конкретики тут толком не расскажешь. В общем случае один человек под прикрытием группы подходит к зданию, устанавливает заряд (их немало самых разных) и производит подрыв ВВ одним из способов. Дальше штурм через пролом или одновременно через пролом и другие точки входа.

18. Предположим, речь идёт о большом одноэтажном кирпичном доме, внутри до 30 человек, предположительно это боевики запрещённой в РФ ИГИЛ и, вероятно, все они вооружены. Как быть?

Подогнать УР-77. Если такой техники нет, то у нас найдутся специалисты, способные аккуратно «сложить» здание. Это не вершина квалификации подрывника, есть задачи и посложнее.

19. Правда ли, что разминирование - это дело прошлого, а сейчас всё, что было заминировано, просто уничтожается?

Да, всё верно, если речь про «обезвреживание» на месте или эвакуацию взрывного устройства для последующего уничтожения. Сапёр - высококлассный специалист, напрасный риск специалисту противопоказан, он ещё может чьи-то жизни спасти. Зачем лишний раз заниматься обезвреживанием, когда без опасности для окружающих можно уничтожить взрывное устройство водомётом, накладным зарядом, разрушить его на месте направленным взрывом без последующей детонации, да хоть примитивно и надёжно сдёрнуть его «кошкой» или просто расстрелять? Это только в кино проводки режут, когда гениальный «хороший парень» должен переиграть гениального «плохого парня».

Но случаи, когда необходимо именно обезвреживание на месте или вывоз взрывного устройства для последующего уничтожения тоже в практике есть. Это как раз работа для высококлассного специалиста-сапёра, связанная с риском для жизни. В этой части опыта накоплено огромное количество, в том числе и со времён Великой Отечественной. И в современных инженерных войсках настоящих гениев минно-взрывного дела хватает.

20. Что можете делать полезного в мирное время? Привлекаются ли инженерные войска, скажем, к задачам ГО?

Привлекаются по необходимости. Можем вести разведку в зоне стихийного бедствия, аварии или катастрофы. Можем работать спасателями. Можем работать пожарными. Можем оказать первую помощь и эвакуировать. Можем возвести мост и навести переправу. Можем работать под водой, у нас свои водолазы есть. В общем - можем спасти жизни людям, терпящим бедствие или оказавшимся в зоне ЧС.

21. Что у вас считается признаком профессионального мастерства? Лётчики, например, сложный пилотаж крутят на малых высотах, снайперы в наручные часы с 300-х метров попадают, а что у «штурмовиков»?

Хороший инженер-«штурмовик» возвращается живым после успешного выполнения боевого задания.

Часть вторая, фотографическая

В часть прибыл ещё затемно, до подъёма.

Позавтракал в солдатской столовой.

На завтрак выдали пшённую кашу с подливой, курицу, свиное сало, коровье масло, хлеб, куриное яйцо, сладкий чай, карамель, пряники, печенье, молоко.
Сало и курица в моей тарелке в двойном размере, наконец-то нашёл в армии первого вегетарианца! Целый подполковник оказался.

Капуста, морковка, фасоль, горох к завтраку на выбор. Всё съесть не смог, хоть и был голоден. Завтрака, кстати, хватило на целый день беготни по муромским окраинам, еда добротная, сытная, хоть и не самая вкусная.

После завтрака отправились знакомиться с военными инженерами из роты разграждения и штурма. По предварительной договорённости они должны были продемонстрировать процесс облачения в новое защитное снаряжение.

У ОВР-3Ш предусмотрено три типоразмера.

Костюмы транспортируются и хранятся вот в таких сумках. Круглый отсек предназначен для шлема.

На столе разложены основные составные части ОВР-3Ш: слева видны фрагменты системы охлаждения, облегчённая куртка, брюки, «безрукавка» и защитный шлем.

Система охлаждения состоит из двух частей - фуфайки и «кальсон».

Лёгкие гибкие пластиковые шланги пришиты по всей внутренней поверхности фуфайки и кальсон.

Шланги гоняют воду из такого бачка при помощи электромотора. Аккумулятора хватает примерно на сутки работы. Хладагентом призвана выступать обыкновенная вода со льдом (со льдом!?).

Про лёд, вообще говоря, не очень понял: зимой его навалом, но система охлаждения не нужна, а летом где его взять? Насколько эффективно будет охлаждать пользователя обыкновенная вода (без льда) - выяснить не удалось.

В любом случае, система, заправленная питьевой водой может выполнять роль носимого запаса воды.

Система охлаждения надевается трубками к телу прямо на термобельё. Видны коннекторы для подключения к бачку с водой.

В зимний период система охлаждения не требуется, была надета только для демонстрации. Поверх термобелья и системы охлаждения (или без последней) надевается вот такая облегчённая куртка, по сути это только рукава, куртка же служит вынужденным несущим элементом.

Облегчённую куртку удобнее надевать и подгонять вдвоём, но и в одиночку задача вполне посильна каждому. Шнуровка на спине не позволяет костюму елозить по телу, регулирует «ход» рук и плеч и общий комфорт.

Вслед за курткой надеваются брюки.

Брюки соединяются с курткой специальными стропами на защёлках, они видны слева на снимке.

Осталось водрузить на себя «безрукавку» с наплечниками.

По бокам, на груди и в паху костюма предусмотрены специальные «карманы» для размещения бронепанелей.
Панели могут быть разными, в данном случае у них 6 класс защиты, держат выстрел в упор из СВД бронебойно-зажигательной пулей.

По тому же принципу работает и плечевая защита, только она гибкая и не столь высокого класса защиты. Но от осколков, порезов и ожогов защищает надёжно.
Бронешлем «Воин Кивер РСП» с забралом. Забрало держит пистолетную 9-мм пулю.

Забрало на шлеме съёмное. На снимке оно только что с мороза, так что в помещении запотело. На улице запотевало значительно слабее, специально обращал внимание.

Щиток из трёхслойного пластика тяжёл, отменно прозрачен, но здорово меняет центр тяжести шлема. Узлы крепления на шлеме позволяют размещать разнообразные предметы на шлеме, например, фонарик.

Связь, защита слуха и узел подключения для миноискателя.

Инженер-«штурмовик» в ОВР-3Ш. Забрало со шлема снято.

Для демонстрации прогресса в деле индивидуальной бронезащиты «штурмовиков» принесли пару современных реплик стальных кирас-нагрудников СН-42. Кирасы специально сделали для демонстрационных целей на одном из предприятий по чертежам и фотографиям, а элементы крепления и «демпфер» сшил своими руками один из офицеров.
Стальной шлем, как видно, не самый аутентичный, но это дело наживное. Зато пехотная лопатка с клеймом «1917».

Макет ППС. Странно видеть такие вот «новодельные» надписи на оружии, сделанном в СССР. Наших, отечественных, «макетчиков» это тоже касается.
Или есть какая-то особая доблесть в холощении (иногда просто варварском) хоть и старого, но боевого оружия? Или это какие-то законодательные требования?

По многочисленным просьбам заинтересованных лиц некоторые фотоподробности из жизни мультитула НС-2 и штурмового ножа «Сапёр».
Чехол со штатным мультитулом виден у левого бойца на левом бедре.

Применение мультитула по прямому назначению.

Мультитул в чехле. Столовый нож из солдатской столовой для масштаба.

Чехол можно крепить на поясной ремень или снаряжение несколькими способами.



Нож штурмовой «Сапёр» . Ножны со штурмовым ножом видны на правом бедре «штурмовика».

Нож штурмовой «Сапёр» сразу же привлёк к себе моё внимание довольно распространёнными грамматическими ошибками. На всякий случай сообщаю, что в словосочетании «Вооружённые Силы России» все слова надо бы писать с большой буквицы. А вот в словосочетании «Инженерные войска» слово «войска» грамотно было бы написать с малой буквицы.

Пообщался с пользователями «Сапёра», они выразились в том духе, что подобный нож полезен и необходим, конкретно к данному изделию претензий пока нет.
А вот у меня тайное сомнение закралось: имел удивительный опыт владения и пользования чудо-ножом выживания, гордо нёсшим на себе похожее «лосиное» клеймо.

Инженерные войска

Что это такое?

Часть 1

Все хорошо знают такие рода войск как пехота (мотострелки), танковые войска, артиллерия, авиация, разведка. Все хорошо знают что они делают на поле боя, для чего предназначены. Не вызывает затруднений вопрос о предназначении войск связи, легко догадаться чем занимаются химические войска, железнодорожные войска.

Среди всего этого многообразия как-то совсем затерялся такой род войск, как инженерные войска. Если военные (я имею в виду тех, кто служит в боевых частях) еще более или менее знакомы с задачами инженерных войск, то люди гражданские на вопрос - Что такое инженерные войска? - часто недоуменно пожимают плечами. В лучшем случае после некоторого раздумья неуверенно скажут - саперы. Бесполезно спрашивать о роли и предназначении инженерных войск. Очень часто инженерные войска путают со строительными частями, тем более, что солдаты и офицеры доблестных строительных частей, почему то, стыдясь своей принадлежности к племени строителей, частенько носят вместо своих родных эмблем эмблемы инженерных войск.

Между тем инженерные войска весьма примечательный род войск. Прежде всего, следует знать, что инженерные войска - это войска переднего края. Они идут в бой одновременно с мотострелками и танкистами, а часто и раньше них. Не случайно в петровской Табели о рангах офицеры инженерных войск стояли на один чин выше пехоты и кавалерии.

Мало кто знает, что именно инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряли их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска, танковые войска (!). И уж совсем фантастикой покажется утверждение, что и авиация родилась в недрах инженерных войск. И между тем это так. Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.

Как-то незамеченным в истории Великой Отечественной войны проходит тот факт, что в начале 1942 года было сформировано десять саперных армий (!). По одной саперной армии на каждый фронт. А кто вспомнит, что в 1943 году были введены звания маршалов и главных маршалов не только для авиации, танкистов, артиллерии, но и для инженерных войск?

Первым в России военным училищем по подготовке офицеров была школа Пушкарского Приказа открытая в 1701 году. Эта школа готовила офицеров артиллерии и инженерных войск. В пехоте и кавалерии первыми военно-учебными заведениями станут кадетские корпуса, которые откроются только 30 лет спустя (!).

Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что сами инженерные войска родились, исходя из потребностей артиллерии, в недрах артиллерии и вплоть до начала 19 века являлись их составной частью.

Инженерные войска единственный род войск, для которого война не кончается никогда. Когда автор работал над этой статьей, из Калининграда пришло известие - снова обнаружен в земле склад немецких снарядов времен войны. И снова саперы Балтийского флота идут в бой с фашистской смертью. А ведь последние залпы этой войны отгремели пятьдесят пять лет назад. Да что эта война. Саперы сегодня встречаются еще с гражданской и даже с Первой Мировой войной.

Итак, что же такое инженерные войска, в чем их предназначение, какие задачи они решают?

Коротко - Инженерные войска предназначены для решения задач инженерного обеспечения боя.

Что входит в понятие "инженерное обеспечение боя"?

Боевой Устав Сухопутных Войск ВС СССР трактует это понятие так:

"Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения. Инженерное обеспечение боевых действий войск организуется и осуществляется с целью создать войскам необходимые условия для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.

Инженерное обеспечение включает в себя:

Инженерную разведку противника, местности и объектов;

Фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;

Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;

Установка и содержание ядерных мин и фугасов;

Уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;

Проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;

Устройство проходов через препятствия;

Разминирование местности и объектов;

Подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;

Оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;

Инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;

Инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;

Добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Задачи инженерного обеспечения выполняются частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск. Они самостоятельно возводят сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрывают минно-взрывными заграждениями и маскируют свои позиции и районы расположения; прокладывают и обозначают пути движения; преодолевают заграждения и препятствия; форсируют водные преграды.

Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами".

Эта выдержка из Боевого Устава дает возможность понять, что инженерные войска отнюдь не имеют никакого отношения к "стройбатам", к строительству.

Рассмотрим несколько подробнее задачи инженерных войск.

Инженерная разведка противника и местности.

Общеизвестно выражение "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Это не общий афоризм, а печальное напоминание многим полководцам времен прошлых и настоящих. Исторический факт - одной из причин поражения Наполеона в битве при Ватерлоо явилась гибель кирасирской дивизии в овраге на пути блестящей их атаки на фланг англичан. Велингтон прикрыл оврагом фланг армии. Наполеону не был виден этот овраг, и он решил воспользоваться тем, что английский полководец "глупо" оставил открытым свой фланг для удара. На полном скаку французские кирасиры влетели в этот овраг, и большая часть их была искалечена и убита. Атака была сорвана.

Можно приводить сотни примеров, когда пренебрежение инженерной разведкой срывало самые прекрасные замыслы полководцев, превращало наступающие войска в мишень для противника.

Инженерная разведка местности проводится различными способами и методами (изучение местности по карте, аэроснимкам, военно-географическим описаниям; наблюдение, инженерно-разведывательные дозоры и т.п.).

Результатом инженерной разведки местности является ответ на вопрос о проходимости местности для личного состава и техники, о возможности маскировки личного состава и техники (как своих, так и чужих). Для этого надо получить сведения о рельефе местности (например, крутизна холмов); наличии и пропускной способности дорог; о возможности движения вне дорог (не заболочена ли местность, глубок ли снег, есть ли овраги); о наличии водных преград (реки, ручьи, озера, зоны затопления); о густоте лесов и их пожарной опасности.

В общем, местность, на которой предстоят боевые действия, следует тщательно изучить и понять - как она может повлиять на решение боевых задач. Без этого любые самые хитрые боевые планы окажутся просто прожектами и войска окажутся разбитыми.

Естественно, что противник тоже изучает местность и старается затруднить действия наших войск. Для этого противник проводит ряд мероприятий для ухудшения возможностей движения наших войск. Он разрушает или готовит к разрушению дороги, мосты, плотины, устраивает лесные завалы, отрывает противотанковые рвы, устраивает баррикады, устанавливает минные поля, сооружает ДОТы, ДЗОТы, бронеколпаки, отрывает траншеи. Инженерная разведка обязана обнаружить эти мероприятия противника, спрогнозировать действия противника.

Способы ведения инженерной разведки зависят от того вида боя или маневра, который предстоит провести (наступление, оборона, отход, марш). Для ведения инженерной разведки в частях и подразделениях могут организовываться инженерные наблюдательные посты (ИНП), инженерные разведывательные дозоры (ИРД), посты фотографирования (ПФ), инженерные разведывательные группы (ИРГ), группы глубинной разведки (ГГР), вертолетные дозоры (ВД), посты радиолокационного наблюдения (ПРН).

Обычно эти посты и группы создают инженерные подразделения мотострелковой (танковой) дивизии, корпуса, армии, фронта. В мотострелковых (танковых) полках, батальонах задачи инженерной разведки обычно возлагаются на обычные разведпосты и группы. Для этого в состав постов и групп включаются солдаты или сержанты инженерно-саперной роты полка.

Невозможно описать в краткой статье всю сложность и многообразие задач инженерной разведки, сложность их решения. Очень простенький (детский) пример - на пути наступления нашего танкового полка лежит ровное зеленое поле. Командира полка интересует - пройдут ли там танки. Инженерная разведка обязана дать точный и однозначный ответ - да или нет. Ведь под зеленым ковром травы могут таиться противотанковые мины или непроходимое болото. Что произойдет, если разведка ошибется, предугадать несложно. А вот как разведать, если это поле под прицелом многочисленных снайперов и пулеметчиков врага, минометным и артиллерийским огнем? Саперы проявляют изобретательность, рискуют своими жизнями, несут потери и, наконец, дают точный ответ. Саперы же под огнем противника проделывают проходы среди вражеских мин, настилают гать через болото. Полк добивается успеха. Вся слава танкистам. Ведь они выиграли бой. А что же саперы? Про них снова забыли, хотя своим успехом полк в значительной мере обязан им. Впрочем, и неуспех тоже можно списать на саперов.

Фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления.

Фортификационное оборудование является одним из важнейших элементов инженерного обеспечения боя. Сюда входят отрывка окопов для стрелков, боевой техники, оборудование укрытий для техники, укрытий для личного состава, ходов сообщения (траншей), оборудование наблюдательных и командно-наблюдательных пунктов.

Значительную часть работ по фортификационному оборудованию выполняет личный состав мотострелковых (танковых) подразделений, подразделений других войск. Роль даже простейших фортсооружений в достижении победы в бою очень велика. Достаточно сказать, что потери от огня противника укрытой пехоты по сравнению с неукрытой в 4-6 раз ниже, а от ядерного оружия в 10-15 раз.

Работы по фортоборудованию начинаются сразу после занятия подразделением данного района и организации системы огня. Они продолжаются все время, пока подразделение занимает этот район. Эти работы очень трудоемки и занимают много времени. Достаточно сказать, что даже отрывка окопа автоматчика для стрельбы лежа занимает от 25 до 40 минут. Для отрывки окопа для танка требуется переместить до 28 куб.м. земли. Если учесть, что танковый экипаж состоит из трех человек, то каждый из танкистов должен переместить 9 куб.м. грунта. Один человек за час, работая в среднем грунте, может переместить до 1 кубометра. Значит, на отрывку окопа для танка вручную потребуется от 10 до 30 часов. Но это того стоит. Танк в окопе успешно расправляется с тремя- четырьмя наступающими танками противника.

В ряде случаев (поспешное занятие обороны, близость подходящего противника и т.п.) времени для этого не имеется. Для сокращения времени фортоборудования позиций привлекаются инженерные войска. Так, инженерно-саперная рота танкового полка для этих целей располагает девятью БТУ (бульдозерное оборудование, навешиваемое на танк), т.е. по одному БТУ на танковую роту. Это оборудование позволяет отрыть один танковый окоп за 30 минут (плюс еще 5 человеко-часов работы лопатами). Кроме того, в инженерно-саперной роте для отрывки траншей, котлованов под блиндажи, убежища, укрытия для техники имеется машина ПЗМ (полковая землеройная машина). Она отрывает траншею со скоростью до 300 метров за час, при отрывке котлованов ее производительность 150 куб.м. в час (для сравнения - экскаватор только 40). Возможности инженерно-саперного батальона дивизии намного выше. Кроме того, фронт обычно располагает одним-тремя специализированными батальонами фортоборудования. Там в частности имеются машины типа БТМ, которые отрывают траншею со скоростью до 900 метров в час; МДК, которые окоп для танка отрывают за 8-10 минут.

Следует дать некоторые пояснения по военно-инженерной терминологии. Дело в том, что очень во многих публикациях, фильмах широко распространены ошибочные названия.

То, что все называют "саперной лопаткой" правильно называется "малая пехотная лопата", сокращенно МПЛ. Саперной лопатой называют большую, нормального размера лопату.

Окопом называется открытое земляное сооружение для ведения огня. Окоп бывает для стрелка, пулемета, гранатомета, миномета, орудия, танка, боевой машины пехоты (БМП), бронетранспортера(БТР), зенитной установки и т.п. Словом для всего, что может стрелять. Очень часто окоп для танка ошибочно называют капониром. Это совершенно неправильно. Это слово пришло в литературу из времен фортов и крепостей. Капонир - это бетонированное или кирпичное сооружение, примыкающее к крепостной стене и предназначенное для ведения огня вдоль стен крепости для уничтожения прорвавшихся непосредственно к стенам солдат противника. Если капонир позволяет вести огонь не в две стороны, а в одну, то он называется полукапонир.

Для не стреляющей техники (автомобили, машины связи, полевые кухни, санитарный транспорт и т.п.), личного состава сооружаются укрытия. Их отличие от окопов в том, что из них невозможно вести огонь. В ряде случаев и для стреляющей техники могут отрываться укрытия. Так, укрытие для танка отличается от окопа для танка только своей глубиной (танк скрывается в укрытии полностью на всю свою высоту).

Для укрытия личного состава также сооружаются различные укрытия. Но, если все укрытия для техники так и именуются "укрытие", то для личного состава их названия различаются.

Щель используется для укрытия мотострелкового отделения (и для других мелких подразделений). Внешне она похожа на короткий отрезок траншеи. Щель может быть открытой и перекрытой (накрыта сверху тонкими бревнами (накатником) и присыпана слоем земли в 30-60см). Щель должна вмещать не менее 1/3 личного состава отделения.

Блиндаж представляет собой полностью заглубленное, засыпанное землей сооружение из бревен, щитов, или элементов волнистого железа. Блиндаж накрывается сверху одним или несколькими рядами накатника и засыпается слоем земли не менее 1м.20см. Внутри оборудуются нары для отдыха личного состава, устанавливается обогревательная печь, может быть проведено электричество. Очень часто блиндаж ошибочно называют землянкой. Это в корне неверно. Землянки, в отличие от блиндажей, являются поверхностным сооружением, устраиваются в тыловых районах; они не предназначены для укрытия личного состава от огня противника. Землянки предназначаются для длительного проживания личного состава и представляют собой нечто вроде больших шалашей из бревен, покрытых толстым слоем дерна. Землянки могут иметь емкость до 100 и даже 200 человек, в то время как блиндаж вмещает до 13 человек. По нормам оборудуется один блиндаж на взвод и должен вмещать 1/3 численности взвода. Блиндаж не предназначен для ведения огня. Сооружения похожие на блиндаж, но оборудованные одной или несколькими амбразурами называются ДЗОТ (дерево-земляная огневая точка) или ДЗОС (дерево-земляное огневое сооружение). Такое же сооружение, но из бетона называется ДОТ (долговременная огневая точка) или ДОС (долговременное огневое сооружение).

Убежище похоже на блиндаж, но больше по размеру, опускается в землю глубже, чем блиндаж, имеет более толстый защитный слой земли и полностью герметизировано. Т.е. внутрь убежища не могут проникнуть отравляющие вещества, зажигательные средства. Убежище оборудуется фильтро-вентилляционной установкой; в убежище можно находиться в отравленной зоне, зоне радиоактивного заражения, не надевая противогазов. Убежище оборудуется одно на роту и должно вмещать не менее 1/3 личного состава роты.

Инженерные войска для обеспечения возможности быстрого устройства укрытий для личного состава располагают не только землеройной техникой, но и готовыми наборами элементов блиндажей и убежищ, а также лесопильными и лесообрабатывающими инструментами для работы на переднем крае или вблизи него. Также они располагают средствами и возможностями для устройства этих укрытий и окопов непосредственно под огнем противника. Например, окопный заряд (ОЗ) позволяет в помощью направленного взрыва за 2-3 минуты отрыть взрывным способом окоп для стрелка для стрельбы стоя (глубиной 1м.10см.).

Кроме окопов и укрытий в районе обороны мотострелков и танкистов, артиллерии сооружается большое количество других сооружений. Это, прежде всего наблюдательные и командно-наблюдательные пункты, которые отличаются от укрытий и окопов незначительно (так укрытый наблюдательный пункт представляет собой блиндаж с установленным внутри перископом; открытый КНП командира полка - это участок траншеи с ячейками для офицеров штаба, несколькими укрытиями для радиостанций, одним убежищем).

Ходы сообщений - это траншеи, соединяющие между собой окопы подразделений или траншеи, ведущие в тыл (для выноса раненых, доставки боеприпасов, пищи, пополнения). Также в районе обороны сооружаются укрытия для раненых, для медицинских пунктов, средств связи, пунктов водоснабжения, полевых складов, пунктов питания и т.п.

Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений. Установка и содержание ядерных мин и фугасов.

Устройство и содержание инженерных заграждений является одной из основных задач инженерных войск. С этой частью боевой деятельности инженерных войск все в некоторой степени знакомы. Прежде всего, это установка минных полей. Минные поля играют очень существенную роль в прикрытии позиций войск от атак противника. Многолетний опыт ведения войн показывает, что минная опасность может очень значительно влиять на действия противника. Мины не столь много наносят реального вреда противнику, сколько влияют на психику личного состава. Опыт показывает, что достаточно подрыва на минах двух-трех танков, чтобы полностью сорвать атаку танковой роты. Опыт войны в Афганистане свидетельствует о том, что было достаточно подрыва на мине одной машины на дороге для того, чтобы скорость движения колонны наших войск снизилась до 1-2 километров в час. Тогда скорость движения определялась способностью саперов проверять дорогу на наличие мин. В боевых уставах ряда стран существует термин "минная война". Массовое применение мин способно едва ли не полностью парализовать любую боевую деятельность войск противника на той или иной территории.

В настоящее время минная опасность усиливается тем, что развитие техники и электроники позволяет создавать едва ли не разумные мины. Это реальность, что мина не реагирует на солдата своей армии, мирного жителя, но моментально срабатывает при приближении солдата противника и взрывается в самый выгодный момент. Кроме того, на сегодняшний день нет ни единого достаточно надежного способа обнаружения мин, и даже при обнаружении мины нет способов их надежного обезвреживания. Мины могут иметь датчики распознающие - цель это или минный трал, могут распознавать значимость цели, могут иметь прибор кратности (пропустить определенное количество целей и под следующей взорваться). Мины могут по радиосигналу переводиться в боевое или безопасное положение, или самоликвидироваться. Для установки минных полей или отдельных мин совсем не обязательно присутствие сапера на месте установки. Мины можно ставить дистанционно (забрасывать даже не территорию противника с помощью артиллерии или авиации). Минами можно в очень короткие сроки прикрыть очень большие участки фронта. Если в начале шестидесятых годов саперная рота за ночь могла установить один километр минного поля, то сейчас за час до 10-15 километров.

В недавнем прошлом саперам для установки мин перед своим передним краем приходилось по ночам выползать на нейтральную полосу и под обстрелом противника устанавливать мины. Сейчас частично можно этого избежать за счет систем дистанционного минирования. Однако эти системы устанавливают мины на грунт, что позволяет противнику часто обнаруживать и уничтожать мины.

Минные поля необходимо не только устанавливать, но и содержать. В содержание минного поля входит контроль за его состоянием, установка новых мин взамен взорвавшихся, защита поля от его разминирования противником, ограждение поля знаками с тем, чтобы на минах не подорвались свои машины или личный состав, своевременное снятие этих знаков, перевод минного поля в боевое или безопасное состояние (если данное минное поле установлено как управляемое), открытие и закрытие проходов в минном поле, пропуск своих войск через проходы.

Некоторые минные поля мотострелки или танкисты могут устанавливать сами, но этот вид боевых действий слишком специфичен, требует особых знаний и поэтому минными полями, как правило, занимаются только инженерные войска. Для выполнения этой задачи инженерно-саперная рота мотострелкового (танкового полка) имеет саперный взвод, на вооружении которого имеется три прицепных минных заградителя (ПМЗ) и три автомобиля Урал или КАМАЗ. Взвод в состоянии за 15-20 минут установить противотанковое минное поле длиной в один километр. На вооружении инженерных войск имеются мины противотанковые, противопехотные, объектные (для минирования зданий и других сооружений), автомобильные (для минирования автодорог), железнодорожные, противодесантные (для минирования водных преград), противосамолетные (минирование взлетных полос аэродромов), мины-ловушки, мины-сюрпризы.

Особым видом инженерных мин являются ядерные фугасы. На вооружении инженерных войск имеются носимые ядерные фугасы весом около 60кг. и мощностью от 500т. до 2 тыс.т. тротилового эквивалента. С помощью ядерных фугасов решаются уже не тактические, а крупные оперативно-стратегические задачи. С их помощью создаются сплошные полосы ядерно-минных заграждений, уничтожаются очень крупные мосты, плотины, гидроузлы, железнодорожные узлы.

Однако минами не ограничивается боевое применение инженерных войск. Инженерные войска сооружают и невзрывные заграждения (колючая или режущая проволока, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, баррикады, завалы на дорогах, районы заболачивания и затопления), производят различные разрушения для затруднения продвижения противника (разрушение дорог, мостов, завалы на дорогах); разрушают инфраструктуру (уничтожение зданий, железнодорожных и автодорожных сооружений, систем водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, емкости с горючим, нефтепромыслы). Для выполнения этих задач инженерные войска располагают различными взрывчатыми веществами, специальными инженерными боеприпасами (заряды различной мощности и способов приведения в действие).

Задачи разрушений и минирования инженерные войска решают не только на своей территории при подготовке местности к обороне, но и на территории противника с целью затруднить противнику боевые действия, нанести ему потери, затруднить или сделать невозможным его маневр (отход, переброска частей на угрожаемые участки, подвоз боеприпасов, подход резервов).

Очень часто основной задачей подразделений и частей воздушно-десантных войск или подразделений спецназа является именно создание условий для успешного выполнения инженерными войсками задач причинения противнику вреда. Например, спецназ захватывает и удерживает несколько часов важный мост для того, чтобы саперы могли взорвать его. Кстати, чтобы взорвать двухпролетный железнодорожный мост требуется работа саперного взвода в течение 8-10 часов и 500-700 кг. взрывчатки. Маленькой мины в дамской сумочке явно недостаточно, как это любят показывать в фильмах.

Попутно хочу пояснить, что "пластиковая взрывчатка", "пластичная взрывчатка", "пластиковая мина", "пластик" совсем не то, что рассказывают досужие журналисты. Они наделяют эту взрывчатку прямо какими-то невероятными свойствами и качествами. Правильно она называется "пластичное взрывчатое вещество". Сокращенно саперы ее именуют "пластит". Что у нас, что у нашего противника отличие пластита от обычной взрывчатки состоит лишь в удобстве применения. Собственно, пластит это обычный гексоген, смешанный с пластичными веществами (воск, парафин, каучук и т.п.). Благодаря пластификаторам взрывчатка приобретает консистенцию пластилина или зубной пасты. Из нее очень легко и удобно делать заряды любого размера, массы, формы; легко наполнить взрывчаткой любую емкость (банку, бутылку, бидон, канистру и т.п.), пространство (замочная скважина, щель и т.п.). Во всем остальном это взрывчатка нормальной мощности (как у тротила). Выпускается она под маркировкой "Пластит-4", "ПВВ", "С-3", "С-4", "С-5" и другими.

Хочу предупредить, что изготовление взрывчатки в домашних условиях чревато гибелью самих "пиротехников", т.к. изготовление ВВ требует специальных технологий, знаний, оборудования, особого соблюдения мер безопасности. Как правило, домашняя взрывчатка ненадежна в применении, опасна в обращении, обещает массу неприятностей от правоохранительных органов. Любителям взрывать советую поступить в саперы. Там вы досыта навзрываетесь. Навзрываетесь до тошноты. И стране польза и вам удовольствие.

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

МАЛИНОВСКИЙ Глеб Владимирович - полковник в отставке, кандидат философских наук, доцент (Москва. Т.: 8-499-193-34-53)

Сапёрные армии

Осенью 1941 года в Вооружённых силах СССР появились необычные формирования инженерных войск - сапёрные армии. Хотя они решали важные задачи в наиболее тяжёлый - первый период Великой Отечественной войны, в исторической литературе упоминаются лишь некоторые из этих объединений и только строительство ими оборонительных рубежей. А между тем сапёрные армии выполняли и некоторые другие задачи инженерного обеспечения боевых действий, а также были основной базой подготовки частей и соединений инженерных войск для фронта и источником пополнения рядовым и младшим командным составом формировавшихся стрелковых дивизий. К сожалению, информация о сапёрных армиях в некоторых источниках неточна. Например, упоминается об участии 1-й и 3-й сапёрных армий в строительстве рубежей в период подготовки к обороне Москвы, формировании в октябре 1941 года сапёрной армии для сооружения Можайской оборонительной линии1. Но в указанное время сапёрных армий там не было. Встречаются и другие неточности, касающиеся сроков формирования, состава, численности личного состава и реорганизации сапёрных армий2.

В ходе летне-осенней кампании 1941 года выполнение задач инженерного обеспечения боевых действий осложнялось нехваткой инженерных войск. Привлечённые к сооружению укрепрайонов (УРов) на западной границе корпусные и дивизионные инженерные и сапёрные батальоны (всего 201 подразделение) попали под первые удары агрессора и понесли большие потери3. Поэтому большинство стрелковых соединений на фронтах и многие прибывшие в действующую армию из внутренних округов воевали без штатных сапёрных батальонов4, и в распоряжении фронтов было очень мало инженерных частей.

Строительством оборонительных рубежей руководило Главное военно-инженерное управление (ГВИУ) РККА. Их возведение в оперативном тылу возложили на сформированные в июле 1941 года армейские и фронтовые управления военно-полевого строительства. А в стратегическом тылу - на Главное управление гидротехнических работ НКВД, реорганизованное в сентябре 1941 года в Главное управление оборонительных работ (ГУОБР) НКВД, в составе которого были 10 управлений оборонительных работ, а также на Главвоенстрой при Совнаркоме (СНК) СССР, занимавшийся до этого строительством казарм и оборонных предприятий. Решением Государственного Комитета Обороны (ГКО) к сооружению оборонительных рубежей привлекли также строительные организации Наркомстроя СССР, Главного управления шоссейных дорог, Наркомата угольной промышленности и мобилизованное местное население.

Продвижение противника потребовало срочного строительства оборонительных рубежей в стратегическом тылу для прикрытия важнейших экономических районов и административных центров. Первый опыт войны показал, что их сооружение формированиями наркоматов обороны (НКО), внутренних дел (НКВД) и гражданскими организациями вело к распылению сил, средств и затрудняло руководство ими. Для успешного решения этих задач требовались крупные военно-строительные формирования, поэтому 13 октября 1941 года ГКО принял два постановления - «Об оборонительном строительстве» и «О формировании сапёрных армий общей численностью 300 тысяч человек». В соответствии с ними в составе ГВИУ РККА было создано Главное управление оборонительного строительства (ГУОС), ему передано ГУОБР НКВД, подчинены все армейские и фронтовые управления военно-полевого строительства, а также ряд гражданских строительных организаций. ГУОС была поставлена задача форсированного строительства следующих оборонительных линий: первая - от Медвежьегорска по восточному берегу Онежского озера, восточному берегу Екатерининского канала, Череповецкий, Рыбинско-Ярославско-Иваново-Вознесенский и Горьковский УРы, реки Ока, Цна, Дон; вторая - по северному и восточному берегу Волги от Горьковского УР до Астрахани с Казанским, Ульяновским, Куйбышевским, Саратовским и Сталинградским УРами; а также линий в районе предгорий Северного Кавказа от Темрюка по южным берегам рек Кубань и Терек до Каспийского моря с Краснодарским, Тихорецким, Ставропольским и Грозненским УРами.

Для строительства этих рубежей и одновременной подготовки инженерных частей для фронта было решено сформировать к 1 ноября шесть сапёрных армий, каждая - в составе пяти сапёрных бригад (сапбр). Численность личного состава бригады - 9979 человек. В неё входили 19 сапёрных (сапб), автотракторный (атрб) батальоны и отряд механизации. Обеспечение новых формирований техникой, стройматериалами, инструментами и другим имуществом поручалось Госплану, соответствующим наркоматам и исполкомам Советов депутатов трудящихся Москвы, ряда областей и краев, которые также по заявкам военных советов сапёрных армий обеспечивали мобилизацию рабочей силы5.

По согласованию со Ставкой Верховного Главнокомандования (ВГК) было решено сформировать 10 сапёрных армий в пределах лимита личного состава и количества бригад, определённых постановлением ГКО. К 1 ноября 1941 года были созданы 9 сапёрных армий: в Архангельском военном округе - 2-я; Московском - 3-я; Приволжском - 4, 5, 6 и 7-я; Северо-Кавказском - 8, 9 и 10-я. Каждая состояла из 2-4 сапёрных бригад. Всего были сформированы 30 сапбр, в них входили 570 сапб. Штатная численность всех сапёрных армий составила 299 730 человек. Они подчинялись ГУОС НКО, начальником которого был по совместительству назначен начальник ГВИУ РККА генерал-майор Л.З. Котляр.

На формирование сапёрных армий были обращены ряд управлений военно-полевого строительства, все управления оборонительных работ ГУОБР НКВД, некоторые гражданские строительные организации, привлечённые к возведению оборонительных рубежей. Многие начальники этих управлений возглавили сапёрные армии и бригады. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http : www . elibrary . ru

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Инженерные войска в боях за Советскую родину. М.: Воениздат, 1970. С. 94; Можайско-Малоярославецкая операция 1941 / Советская военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М.: Воениздат, 1978. С. 354; Сапёрная армия / Советская военная энциклопедия. Т. 7. М.: Воениздат, 1979. С. 248; Живая память. М., 1955. Кн. 1. С. 62.

2 Колесник А.Н. Советские военные строители. М.: Воениздат, 1988. С. 108, 109, 115; Инженерные войска Вооружённых сил Российской Федерации к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. М., 1995. С. 10; Сидоров В.П. Советские инженерные войска в Великой Отечественной войне. М., 1985. С. 2, 3; Огненные годы. М., 1999. С. 76.

3 История Второй мировой войны 1939-1945: В 12 т. Т. 3. М.: Воениздат, 1974. С. 439.

4 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 69. Оп. 12112. Д. 72. Л. 98.

5 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 644. Оп.1. Д. 12. Л. 113, 118-121.