Предисловие

"Росток". Условия и методика развития ребенка. Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С.

2-е изд., испр. и доп. - М.: 2016 - 272 с.

В книге представлены результаты исследований психического развития детей от рождения до 9 лет. Раскрыты вопросы особенностей и повреждающих факторов психического развития детей и их последствий. Даются конкретные методики, помогающие направить развитие ребенка в естественное русло. Адаптивная коррекционно-развивающая парциальная программа "Росток", предложенная авторами книги, направлена на развитие высших психических функций ребенка, развитие и стабилизацию межполушарного взаимодействия, обеспечение саморегуляции его психической деятельности. Использование материалов книги позволит решить многие задачи ФГОС ДО. Книга рекомендована психологам, педагогам и воспитателям ДОО, учителям начальных классов, студентам психологических и педагогических факультетов, преподавателям вузов, слушателям курсов повышения квалификации в системе образования, родителям и всем, кого интересует проблематика психического развития детей. Данное пособие представляет собой переработанное издание книги авторов "Современная методика развития детей от рождения до 9 лет" (М., 2009).

Формат: pdf

Размер: 6,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Особенности психического развития детей в период интенсивного роста 8
Анатомо-физиологическая основа высших психических функций 8
Некоторые закономерности психического развития детей 17
Глава 2. Повреждающие факторы психического развития детей 33
Пренатальный период развития 33
Повреждающие факторы пренатального периода развития 33
Психоневрологические осложнения пренатального периода развития 38
Натальный период развития 38
Повреждающие факторы натального периода развития 38
Психоневрологические осложнения и отсроченные последствия натальной патологии 42
Постнатальный период развития 55
Повреждающие факторы постнатального периода развития 55
Нейропсихологические синдромы и симптомы 56
Глава 3. Методы психического развития детей (дидактические материалы) 62
Нормализация общего тонуса мышц тела 66
Растяжки 66
Массажи 70
Упражнения для развития вестибулярно-моторной координации 74
Прыжки на фитнес-мячах 76
Упражнения для развития сенсорной системы (обоняние, осязание, вкус) 77
Упражнения для развития тонального звукоразличения (шумовое восприятие) 79
Упражнения для развития слухомоторной координации (чувства ритма) 80
Упражнения для развития зрительной памяти, зрительного и зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации 82
Упражнения для развития зрительной памяти и зрительного восприятия 85
Упражнения для развития зрительно-моторной координации 86
Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия 89
Визуализация 90
Упражнения для развития артикуляции 91
Упражнения для развития мелкой (тонкой) моторики пальцев рук 94
Упражнения для развития крупной моторики тела и межполушарного взаимодействия 96
Дыхательные упражнения 100
Упражнения на релаксацию (по Т.Д. Марцинковской) 103
Упражнения для развития рефлексии (по М.В. Киселевой) 104
Упражнения для развития пространственных представлений 105
Упражнения для развития воображения 107
Удержание двигательных программ 108
Упражнения для развития произвольности, концентрации внимания, самоконтроля, элиминации агрессивности и импульсивности 108
Упражнения для развития произвольности и самоконтроля 108
Упражнения для элиминации агрессивности и импульсивности 109
Упражнения для развития концентрации внимания 109
Упражнения для развития коммуникативных навыков 115
Использование музыки в коррекционно-развивающей работе 122
Рефлексотерапия: точечный массаж при заикании 127
Поощрение и наложение санкций 129
Глава 4. Коррекционно-развивающая работа с детьми периода интенсивного роста 132
Программа коррекционно-развивающей работы «Росток» с детьми периода интенсивного роста 134
Занятие 1 136
Занятие 2 141
Занятие 3 143
Занятие 4 145
Занятие 5 148
Занятие 6 150
Занятие 7 152
Занятие 8 154
Занятие 9 156
Занятие 10 159
Занятие 11 161
Занятие 13 164
Занятие 14 166
Занятие 15 167
Занятие 16 169
Занятие 17 172
Занятие 18 174
Занятие 19 176
Занятие 20 178
Занятие 21 181
Занятие 22 184
Занятие 23 186
Занятие 24 188
Занятие 25 191
Занятие 26 193
Занятие 27 194
Занятие 28 196
Занятие 29 198
Занятие 30 199
Психофизиологическая физкультминутка на уроке 201
Приложения 203
Приложение 1. Возрастная периодизация психического развития детей 203
1.1. Поведенческие ориентиры психического развития ребенка (по И.В. Дубровиной ) 203
1.2. Схема нервно-психического развития детей первого года жизни (по Э.Л. Фрухт) 204
1.3. Формализованная карта формирования психоневрологических функций у здоровых детей первых 7 лет жизни (по И.А. Скворцову, НА. Ермоленко) 210
1.4. Возрастная периодизация психического развития детей (по Т.Г. Визель) 222
Приложение 2. Рефлекторные критерии неврологических нарушений 226
Характеристика физиологических безусловных рефлексов новорожденных (по А.Ю. Ратнер) 226
Характеристика безусловного рефлекса Бабинского (по А.Ю. Ратнер) 229
Приложение 3
Домашнее задание 1 229
Домашнее задание 2 232
Домашнее задание 3 235
Домашнее задание 4 238
Краткий словарь терминов 243
Список использованной и рекомендуемой литературы 254

Одна из актуальнейших проблем современного общества - отклонения в соматическом, психоневрологическом и психическом здоровье детей, которые имеют устойчивую тенденцию к ухудшению, о чем красноречиво свидетельствуют результаты многочисленных исследований в данной области.
Так, в настоящее время практически здоровыми считаются только 46% детей в возрасте до 7 лет. За время обучения в начальной школе число абсолютно здоровых школьников к 4 классу снижается в 4-5 раз. К 8 классу в 5 раз возрастает частота заболеваний органов зрения, в 3-4 раза - пищеварительной и мочевыводящей систем, в 2-3 раза - нарушение осанки, в 1,5-2 раза - нейропсихических расстройств . Возникает закономерный вопрос: что же тогда происходит с детьми, имеющими различные нарушения здоровья еще до прихода в школу?

Дислексия - частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформи-рованностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Доминантное полушарие - полушарие, преобладающее в активности.

Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий,

Минимальная мозговая дисфункция - небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую ин-тегративно целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Мозолистое тело (комиссуры, межполушарные связи) - толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.

Моторика - развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.

Персеверация - навязчивое повторение одних и тех же движений.

Сензитивный период - период онтогенетического развития, в который организм бывает особо чувствительным к формированию определенных умений, навыков и способностей.

Синкинезии - дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые исполняются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе) .

Сукцессивные функции - последовательные функции.

Функциональная асимметрия полушарий - распределение психических функций между правым и левым полушарием.

Материал с сайта pedlib.ru

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слеп ленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег.

Пришла весна, пригрело солнце и снеговик на чал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнения мягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на вы дохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправлен но) , сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожимания ими.

10. Возьмите в руки мяч или игрушку. По команде ведущего поднимите его вверх, вправо, влево, вниз.

КОМПЛЕКС № 5

1. Задержка дыхания. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание так долго, насколько это возможно. Можно ввести элемент соревнования в группе.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

2. Яйцо. Сядьте на пол, подтяните колени к животу, обхватите их руками, голову спрячьте в колени. Раскачивайтесь из стороны в сторону, стараясь расслабиться.

3. Лодочка. Лягте на спину, вытяните руки. По команде одновременно поднимите прямые ноги, руки и голову. Держите позу максимально долго.

Затем выполните это упражнение, лежа на животе.

4. Совместные движения глаз и языка. Выдвинутым изо рта языком и глазами делайте совместные движения из стороны в сторону, вращая их по кругу, по траектории лежа щей восьмерки. Сначала отрабатываются однонаправленные движения, затем - разнонаправленные.

5. Гимнастика для языка: движения в разные стороны, выгибания языка, сжимания и разжимание языка, свертывание в трубочку.

6. Хлопните несколько раз в ладони, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем выполните хлопки кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, а потом вниз.

7. Закройте глаза. Попробуйте опознать небольшой пред мет, который дадут вам в руку (ключ, пуговица, скрепка и т.д.) . Другой рукой нарисуйте его на бумаге (промашите в воздухе) .

8. Лежа на полу, коснитесь локтем (кистью руки) коле на, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу. Выполняйте сначала односторонние, затем перекрестные движения.

9. Лежа на спине, поднимите вместе ноги и пишите ими в воздухе узоры, цифры, буквы.

10. Упражнения в парах: встаньте лицом друг к другу. Один из партнеров выполняет движение руками или ногами, другой должен их зеркально отобразить.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.

КОМПЛЕКС № 2

1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад) . Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.) .

6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки.

Придумайте сюжет.

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула.

Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.) . На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки».

Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

Подробней на сайте pedlib.ru

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников - Studmed.ru

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников (Психогимнастика. Пальчиковые упражнения. Программа развития интеллекта)

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, ... 18.03.2010 в 20:064 Мб302 раза

Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников с ЗПР

Методическое пособие для дефектологов, логопедов, психологов. В работе дана сравнительная характеристика состояния фонетической стороны речи у детей с ЗПР и нормой интеллекта, описаны основные направления коррекционной работы по преодолению нарушений речи. СПб 19.12.2009 в 21:02208.5 Кб98 разразное

Протасова Е. Ю., Родина Н. М. Методика развития речи двуязычных дошкольников: учебное пособие., Владос, 2010. Учебное пособие освещает вопросы организации современного процесса обучения и восприятия дошкольников с использованием альтернативных образовательных программ. В пособии раскрывается методика развития речи и речевого... 31.01.2011 в 01:111.35 Мб128 раз

Берлова А. Л. Домашние уроки для дошколёнка

М.: ООО "Издательство "Росмэн-Пресс", 2004. - 116 с. В книге вы найдёте множество интересных историй, а также иллюстрированные задания и игры, рассчитанные на расширение кругозора ребёнка и развитие интеллекта. Дети будут учится отвечать на вопросы, рассуждать и анализировать, сравнивать и классифицировать. Книга предназначена д... 07.05.2010 в 23:514.85 Мб42 разаразное

Практическое пособие. - 2008г. - 60c. В пособие включены группы упражнений для развития мелкой моторики (с иллюстрациями) , кинезиологические упражнения, упражнения массажа и самомассажа рук, ног, лица.каждую группу упражнений предваряет краткое психологическое обоснование. Практическое пособие для логопедов, психоло... 27.01.2010 в 02:5419.77 Мб146 раз

Материал с сайта www.studmed.ru

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

Продолжительность занятий - 10-15 мин. Периодичность - ежедневно. Время занятий - утро, день.

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

2. Кулак-ребро-ладонь. Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола.

Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь») , произносимыми вслух или про себя.

Подробней pedlib.ru

перейти к книгам (2)

Сиротюк Алла Леонидовна - доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии, профессор Тверского государственного университета.

1999 году защитила кандидатскую диссертацию «Психологические условия деятельности учителя по развитию мышления младших школьников с учетом возрастной динамики функциональной асимметрии полушарий головного мозга» в диссертационном совете Тверского государственного университета.

В 2004 году защитила докторскую диссертацию «Дифференцированное обучение младших школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей» в диссертационном совете Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Специалист в области детской психологии, психологии индивидуальных различий, психологии обучения. Разработала и апробировала концепцию дифференцированного обучения школьников с учетом индивидуально-психологических особенностей; типологию школьников с различным индивидуальным латеральным профилем, включающим межполушарную, моторную и сенсорную асимметрии.

Разработала несколько коррекционно-развивающих программ для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Ввела понятие «веерный эффект», описывающий зависимость уровней успешности обучения и развития высших психических функций от типа индивидуального латерального профиля и уровня развития межполушарного взаимодействия школьников (совместно с Думиникэ Ю. С.) .

Коррекция развития интеллекта дошкольников

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления) .

Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения

В книге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги.

Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения.

Подробней www.koob.ru

5. Фалангами сжатых в кулак пальцев производите движения по принципу «буравчика» на ладони массажируемой руки. Поменяйте руки.

6. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье левой руки расположите на столе. Согнутыми указательным и средним пальцами правой руки делайте хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение) . Проделайте то же для правой руки.

7. Движения, как при растирании замерзших рук.

8. Подушечку большого пальца правой руки положите натыльную сторону массируемой фаланги пальца левой руки. Остальные четыре пальца правой руки охватывают и поддерживают палец снизу. Массируйте «спиралевидными» движениями.

Проделайте то же для правой руки.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологйи.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи) . Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиоло-гических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное; левое - математическое, знаковое) , а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение" кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Н. С. Лейтеса, П. Н. Анохина, И. М. Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Материал с сайта pedlib.ru

Целью занятий по развитию мышц рук является развитие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления) .

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возраста, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Книга предназначена психологам, логопедам, воспитателям детских садов и родителям.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

на кончиках его пальцев.

В. А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого) . Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики.

Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три.

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети. Если движения напряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой.

После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо-нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо.

Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка . Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий.

Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Горизонтальная восьмерка.

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке.

Повторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большего размера.

Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, частое моргание) , должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок.

Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

Материал pedlib.ru

Образовательная деятельность

Руководитель ООП по направлению «Психолого-педагогическое об-разование»: магистерская программа «Педагогика и психология инклю-зивного образования».
Руководитель ООП по направлению «Психолого-педагогическое об-разование»: магистерская программа «Психология и педагогика развития дошкольников».

Монографии

Шерстнева Н.С., Телятников Г.В., Сиротюк А.Л. Актуальные про-блемы психологии: Монография. Тверь: ТГУ, 2001. 116 с.

Клейберг Ю.А., Львов В.М., Новиков В.В, Сиротюк А.Л. Современ-ное Российское общество: вопросы психологии, экономики и права: Монография. Тверь-Ярославль, 2002. 140 с.

Шикун А.Ф., Телятников Г.В., Махновец С.Н., Сиротюк А.Л. Психо-логия и менеджмент: вчера, сегодня, завтра: Монография. М.: Воен-техиниздат, 2002. 256 с.

Сиротюк А.Л. Психолого-педагогическое обеспечение дифференци-рованного обучения младших школьников: Монография. Тверь: ТОИУУ, 2003. 89 с.

Клейберг Ю.А., Пискарев Д.П., Сиротюк А.Л. Социально-психологические проблемы девиантных подростков: Монография. Страсбург-Москва, 2003. 148 с.

Учебники и учебные пособия

Сиротюк А.Л., Кравец Г.В. Мозг, эмоции, индивидуальность. Йош-кар-Ола: Искра, 1997. 87 с.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: Сфе-ра, 2000. 132 с.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.: Сфера, 2001. 79 с.

Сиротюк А.Л. Развитие интеллекта дошкольников. М.: Сфера, 2001. 46 с.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое со-провождение обучения. М.: Сфера, 2003. 284 с.

Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. М.: Сфера, 2003. 123 с.

Сиротюк А.Л., Махновец Л.А., Потапова И.Ю. Психологическая по-мощь и поддержка детям с проблемами поведения. Тверь: ТОИУУ, 2003. 18 с.

Сиротюк А.Л. Психолого-педагогическое сопровождение нейропси-хического развития младших школьников. Тверь: ТОИУУ, 2004. 86 с.

Сиротюк А.Л. Природосообразное обучение младших школьников. Тверь: ТОИУУ, 2005. 82 с.

Сиротюк А.Л., Пикалова Л.П., Думиникэ Ю.С., Руднев И.Е., Самсо-нова Т.Е., Сиротюк А.С. Психологические рекомендации по успеш-ной сдаче единого государственного экзамена. Тверь: ТОИУУ, 2006. 72 с. С.5-23.

Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьни-ков. М.: Сфера, 2007. 221 с. (Учебное пособие рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии).

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психологические причины школьной неуспеваемости. Тверь: Научная книга, 2007. 59 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно-развивающая програм-ма для детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). Тверь: Научная книга, 2007. 111 с.

Сиротюк А.Л. Закономерности психического развития детей. Тверь: ТГУ, 2007. 83 с.

Сиротюк А.Л. Основы дидактики. Тверь: ТГУ, 2007. 182 с.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Формирование навыков профессио-нально-педагогического общения. Тверь: ВА ВКО, 2008. 202 с.

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошколь-ников. М.: Аркти, 2008. 56 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Современная методика развития детей от рождения до 9 лет. М.: Сфера, 2009. 254 с. (Учебное посо-бие является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2009 года. Фонд раз-вития отечественного образования.)

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Научно-методическое сопровождение интеллектуальной одаренности. Тверь: ТОИУУ, 2011. 124 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психологическая основа формирова-ния учебных навыков школьников. Тверь: ТОИУУ, 2012. 64 с.

Сиротюк А.Л. Методика нейропсихологической диагностики детей дошкольного и школьного возраста. Тверь: ТГУ, 2012. 59 с.

Сиротюк А.Л. Сенсомоторное развитие дошкольников. Тверь: ТОИУУ, 2012. 56 с.

Сиротюк А.Л., Грабельникова Е.А. Научно-методические рекомен-дации для учителей физического воспитания по проектированию здоровьесберегающей и здоровьеформирующей спортивно-оздоровительной деятельности со всеми участниками образователь-ного процесса. Тверь: ТОИУУ, 2012. 34 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно-развивающая техноло-гия для детей периода интенсивного роста (базальный и когнитивный уровни). Тверь: ТГУ, 2012. 110 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Закономерности психического разви-тия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Брянск: БИПКРО, 2013. 153 с.

Сиротюк А.Л. Элиминация синдрома дефицита внимания с гиперак-тивностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Тверь: ТОИУУ, 2013. 95 с.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Методика проведения мозгового штурма «Культура здорового питания». Тверь: ТОИУУ, 2013. 14 с.

Сиротюк А.С. Индивидуальный латеральный профиль как основа индивидуальности человека в творчестве, стрессе, обучении и про-фессиональной ориентации (Методика автоматизированного иссле-дования индивидуального латерального профиля у детей и взрос-лых). СПб.: Амалтея, 2014. 80 с.

Сиротюк А.С., Думиникэ Ю.С. Технологии активного обучения в образовательном процессе вуза. Тверь: ВА ВКО, 2015. 167 с.

Сиротюк А.С. Психология человека. Электронный учебник. Тверь: ВА ВКО, 2016. 8,45 МБ Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. «Росток». Условия и методика развития ребенка. М.: Сфера, 2016. 272 с. ISBN 978-5-9949-1320-8

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Разработка компетентност-но˗ориентированных заданий в вузе. Тверь: ВА ВКО, 2017. 134 с.

Публикации в рецензируемых журналах ВАК МОН РФ (2013-2017 гг.)

Сиротюк А.Л. Проблема разработки мониторинга формирования профессиональных компетенций выпускников вуза //Вестник ТвГУ. 2015. №2. С.116-122.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Стратегии предупреждения суици-дального поведения человека //Вестник ТвГУ. 2015. №3. С.59-68.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Психофизиологическая основа инди-видуальности человека в обучении и стрессе //Вестник ТвГУ. 2015. №4. С.59-69.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Таксономия целей образования как концептуальная основа разработки компетентностно-ориентированных заданий //Вестник ТвГУ. 2016. №3. 0,8/0,4 п.л. С.85-90.

Сиротюк А.Л. Применение дискуссионно-игровой формы организа-ции обучения в вузе //Вестник ВА ВКО. 2017. №1 (4). С.33-48.

Сиротюк А.Л., Думиникэ Ю.С. Применение компетентностно-ориентированных заданий в образовательном процессе вуза //Вестник ТвГУ. 2017. №4. 0,8/0,4 п.л. С.115-119.

Сиротюк А.Л., Шиманский А.Е. Психологическая сущность и струк-тура компетентности к командной деятельности у педагогических ра-ботников образовательной организации //Вестник ТвГУ. 2017. №2. С.106-111.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Структурно-визуальный способ пред-ставления информации в магистерских диссертациях //Вестник ТвГУ. 2017. №3. С. 167-173.

Публикации в сборниках конференций (2013-2017)

Sirotyuk A.L. Problemy wsparcia psychologiczno-pedagogicznej uz-dolnionych dzieci i młodzieży //MATERIAŁY IX MIĘDZYNARODOWEJ NAUKOWI-PRAKTYCZNEJ ONFERENCJI «WYKSZTAŁCENIE I NAUKA BEZ GRANIC-2013». 2013. №33. С.5-8.

Sirotyuk A.L., Sirotyuk A.S. Damaging factors of mental development of children senior preschool age //International Conference on European and Technology. 2013. Manich, Germany. P.234-239.

Сиротюк А.Л. Командообразование как образовательная технология и как средство оптимизации инновационной деятельности вуза в условиях реализации ФГОС ВО /Сборник научных трудов ВА ВКО «Проблемные вопросы состояния и перспектив развития воздушно-космической обороны». Тверь: ВА ВКО, 2014. С.298-308.

Сиротюк А.Л. Роль психологического сопровождения педагогов в системе повышения квалификации и профессиональной переподго-товки /Сборник материалов конференции «Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога». Тверь: ТвГУ, 2015. С.130-136. 0,7 п.л.

Сиротюк А.Л. Интерактивные технологии обучения как фактор по-вышения профессионализма выпускников военных вузов /Сборник научных трудов ВА ВКО Международная военно-научная конфе-ренция «Проблемы создания и перспективы развития Единой (Объ-единенной) системы противовоздушной и противоракетной обороны Организации Договора о коллективной безопасности». Тверь: ВА ВКО, 2015. С.48-54.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Психофизиологическая основа одарен-ности /Профессиональное образование: отечественный опыт и меж-дународные практики //Сборник статей VII международных чтений, посвященных 100-летию Героя Советского Союза, академика РАО С.Я. Батышева /Под ред. Т.Ю. Ломакиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития РАО», 2015. 394 с. С. 130-135. 0,7 п.л.

Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно-развивающая работа в профессиональной деятельности специалиста инклюзивного образо-вания /Материалы конференции «Актуальные проблемы инклюзив-ного образования: опыт и перспективы». Тверь: ТвГУ, 2016. С.43-54.

Сиротюк А.Л. Научно-методическая основа обучения одаренных школьников /Материалы международной научно-практической кон-ференции «Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм». М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2016. 290 с. С.37-42.

Сиротюк А.С. Психоневрологические проблемы одаренных детей и талантливой молодежи /Материалы международной научно-практической конференции «Сопровождение развития одаренности детей и молодежи: идеи, опыт, профессионализм». М.: Издатель Мархотин П.Ю., 2016. 290 с. С.26-33.

Сиротюк А.Л. Компетентностно-ориентированные задания в образо-вательном процессе военного вуза /Материалы Международной во-енно-научной конференции «Перспективы развития форм и способов применения войск ПВО и ПРО в современных условиях». Тверь: ВА ВКО, 2017. С.32-45.

Сиротюк А.Л. Аутентичное оценивание учебных достижений обуча-ющихся в образовательном процессе вуза /Материалы Международ-ной военно-научной конференции «Перспективы развития форм и способов применения войск ПВО и ПРО в современных условиях». Тверь: ВА ВКО, 2017. С.106-112.

Подготовка научно-педагогических кадров

  • Член диссертационного совета Д 212.063.01 при ФГБОУ ВО «Твер-ской государственный университет».
  • Научное руководство аспирантами/соискателями - защищено 5 диссертаций кандидатов наук.

Участие в ведущих и рецензируемых научных изданиях

  • Член редакционной коллегии научно-методического электронного журнала «Вестник экспериментального образования» (рецензируе-мый РИНЦ).
  • Член редакционной коллегии психолого-педагогического журнала «Кафедра» (ТОИУУ).

Перечень патентов на изобретения

Сиротюк А.Л. Коррекционно-развивающая программа для младших школьников. Свидетельство Верхневолжского авторского общества № 006-02 от 04 ноября 2002 года.

Гранты, проекты (название, год, форма участия)

Грант РФФИ №05-06-80087 «Теоретическое и экспериментальное исследование психологических особенностей людей с различным типом индивидуального латерального профиля» (2005-2008 г.г.) (руководитель).

Социально-значимая практика

  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Учитель года России - 2012»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Воспитатель года России - 2012»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Учитель года России - 2013»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Воспитатель года России - 2013»;
  • Председатель жюри регионального Всероссийского профессиональ-ного конкурса «Воспитатель года России - 2014»;
  • Член жюри Всероссийского конкурса «Учитель нового поколения - 2015». г.Тверь.

Награды

Государственные награды:

  • 2004 год - почетная грамота Администрации Тверской области;
  • 2008 год - почетная грамота Губернатора Тверской области;
  • 2011 год - благодарность Главы города Твери;
  • 2013 год - благодарственное письмо Законодательного собрания Тверской области;
  • 2016 год - благодарность Губернатора Тверской области.
  • 2017 год - почетная грамота Губернатора Тверской области.

Ведомственные награды (региональное образование):

  • 2002 год - почетная грамота Департамента образования Тверской области;
  • 2003 год - грамота Администрации Тверского областного институ-та усовершенствования учителей;
  • 2003 год - грамота Министерства образования РФ и Администра-ции Тверской области;
  • 2006 год - грамота Министерства образования и науки РФ Феде-рального агентства по образованию «Национальный центр развития обра-зования»;
  • 2008 год - благодарственное письмо Ректората Академии ПК и ППРО Рособразования;
  • 2008 год - благодарственное письмо Департамента образования Тверской области;
  • 2008 год - почетная грамота Министерства образования и науки РФ;
  • 2013 год - почетная грамота Министерства образования Тверской области;
  • 2013 год - благодарственное письмо оргкомитета регионального этапа Всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2013»;
  • 2013 год - памятная медаль «Тверской областной институт усовер-шенствования учителей: 75 лет»;
  • 2016 год - почетная грамота ректора Тверского государственного университета.
  • 2017 год - благодарность ректора Тверского государственного университета.

Общественные награды:

Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!

И.Соньер

Введение

Активное изучение явления функциональной асимметрии полушарий головного мозга (распределение психических функций между полушариями) началось сравнительно недавно и связано в первую очередь с именем американского психоневролога Р. Сперри. В конце 60-х годов Р. Сперри провел операцию по рассечению связей между полушариями с целью лечения тяжелой формы эпилепсии и в ходе наблюдений за своими пациентами обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два различных мозга. Человек, у которого было отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие условные знаки, но часто оказывался беспомощным, когда требовалось совершать действия с предметами материального мира или их изображениями. Когда отключали левое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить.

О причинах, которые в процессе эволюции привели к специализации полушарий, известно пока мало. Интересно объяснение Дорин Кимуры и ее коллег. Они предполагают, что специализация левого полушария для речи является не столько следствием асимметричного развития символических функций мозга, сколько следствием развития двигательных навыков, которые помогают в общении. Язык появился потому, что левое полушарие оказалось приспособленным для некоторых видов двигательной активности. Д. Кимура считает, что в эволюционном плане именно развитие руки как органа языка жестов, ее манипулятивных способностей и привело к развитию левого полушария. Позже данная функция руки была передана голосовой мускулатуре.

Вероятно, возникшая в эволюции функциональная асимметрия мозга позволила более экономно использовать пространство для обработки информации, избегая дубликата функций. Так, доминантность одного полушария в речевой функции предотвращает возможную конкуренцию между полушариями за язык, верхнюю и нижнюю губу и рот. В процессе эволюции произошло не только количественное накопление элементов асимметрии, но и качественный скачок - развитие глубокой специализации функций левого и правого полушарий. При этом сохранены определенные потенциальные возможности для компенсации одного полушария другим.

Творческий х Центр

Москва 2003

Вкниге представлены научные и экспериментальные разработки отечественных и зарубежных нейропсихологов и психофизиологов, в том числе автора книги. Читатель сможет познакомиться с особенностями детей с разным индивидуальным латеральным профилем и его влиянием на процесс обучения. Публикуемые теоретические и практические материалы позволят углубить и расширить представления о психофизиологических и нейропсихологических механизмах нормального и отклоняющегося психического развития детей, по-новому взглянуть на особенности их воспитания и обучения. Для педагогов, психологов, родителей, студентов и преподавателей педагогических учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ *

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Нейропсихологическое сопровождение обучения ... б

Глава 1. Индивидуальные особенности нейропсихологического развития 6

    Закономерности развития психики и мозга 6

    Нейропсихологические причины школьной неуспеваемости 26

    Особенности обучения детей с проблемами

в развитии 37

Глава 2. Нейропсихология гиперактивного поведения

с дефицитом внимания 49

    Основные проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности 50

    Нейропсихологические причины и механизмы синдрома дефицита внимания и гиперактивности 55

и учителям гиперактивных детей 62

2.4. Диагностика детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности 68

Глава 3. Диагностика учащихся 76

    Схема нейропсихологического заключения 77

    Исследование соматических заболеваний 78

    Исследование двигательной сферы 82

    Исследование познавательных процессов

и восприятия 87

    Исследование памяти 92

    Исследование внимания 95

    Исследование речи 96

    Исследование интеллекта 98

    Исследование произвольности 98

Глава 4. Коррекция, развитие и формирование высших психических функций 101

    Методы нейропсихологической коррекции 101

    Исследование эффективности работы по «Программе формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка» 109

4.3. «Программа формирования

нейропсихологического пространства

проблемного ребенка» 115

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Психофизиологическое сопровож дение 153

Глава 1. Индивидуальный латеральный профиль 153

  1. Структура 153

    Типы латеральной организации 164

    Роль индивидуального латерального профиля

в обучении и стрессе 186

    Методы диагностики ведущей модальности 194

    Методы диагностики функциональной асимметрии полушарий головного мозга 201

    Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии 217

Глава 2. Дифференцированное обучение детей с различной организацией мозга 221

2.1. Функциональная асимметрия полушарий

и стиль учебной деятельности 223

    Влияние функциональной асимметрии полушарий на стиль преподавания 251

    Половая дифференциация 256

    Дифференцированное обучение на практике.. 264

    Холистические приемы обучения 270

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 275

ЛИТЕРАТУРА 282

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. К факторам, которые отрицательно влияют на развитие ребенка, можно отнести ухудшение социальной и экологической обстановки, инфекции, алкоголь, наркотики, курение, недифференцированный подход к обучению, завышенные требования школьного образования, опережающие темпы развития головного мозга ребенка.

Общее ухудшение социальной и экологической обстановки привело к тому, что в 2000 году здоровыми были признаны лишь 10% выпускников школ и 15% дошкольников. Своевременное выявление причин, приводящих к неуспеваемости детей в начальных классах, и соответствующая коррекционная работа могут уменьшить вероятность перерастания неуспехов в обучении в хроническую неуспеваемость.

В Москве среди неуспевающих школьников около 50% отстает в своем психическом развитии от нормы. По данным обследования школ и детских садов Санкт-Петербурга, более чем у 40% детей отмечаются различные отклонения в созревании и функционировании нервной системы, в Нижнем Новгороде - у 60%, в Твери - у 48% обследованных. Такие дети испытывают трудности в овладении письмом, чтением, счетом, в усвоении и понимании текстов, логическом мышлении. Неуспехи в школе часто формируют у них негативное отношение к учебе, затрудняют общение с окружающими. Все это способствует асоциальному поведению, особенно в подростковом возрасте.

Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.

Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30- 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения и ней-ропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Вопрос об использовании нейропсихологических и психофизиологических знаний в деятельности общеобразовательных школ впервые был поставлен отечественными нейропсихологами А.Р. Лурия и Л.С. Цветковой в 60-х годах прошлого столетия. В 90-х годах Т.П. Хризман выделила научное направление - нейропедагогику, учитывающую возрастную динамику психофизиологических особенностей детей в учебном процессе. В настоящее время отечественная нейропедагогика и нейропсихология располагают экспериментальными и теоретическими исследованиями функционального развития мозга ребенка, позволяющими дифференцировать учебный процесс, реструктуризировать систему образования.

Публикуемая монография представляет собой обобщение опыта по разработке, модификации и обоснованию нейропсихологического и психофизиологического подходов к обучению детей в школе. В ней использованы научные труды Б.А. Архипова, Т.В. Ахутиной, Е.Ю. Балашовой, И.П. Брязгунова, П. Деннисон, В.Д. Еремеевой, H.H. Заваденко, Е.В. Касатикова, ЮА Клейберга, Н.К Корсаковой, А.Р. Лурия, Ю.В. Микадзе, Н.М. Пылаевой, A.B. Семенович, Э.Г. Симерницкой, О.Н. Усановой, К Ханна-форд, ЕД Хомской, Т.П. Хризман, Л.С Цветковой, Ю.С. Шевченко и других.

Часть первая