Способы активизации познавательной деятельности обучающихся. Методы и приемы активизации познавательной деятельности на занятиях

Существуют основные способы активизации познавательной деятельности:

    опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения, среди которых на первом месте выступают познавательные интересы, профессиональные склонности;

    включать учеников в решение проблемных ситуаций, а проблемное обучение, в процессе поиска и решения научного и практических проблем;

    использовать дидактические игры и дискуссии;

    использовать такие методы обучения, как беседа, пример, наглядный показ;

    стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.

В активизации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т.е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет ребят глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.

Данные способы активизации познавательной деятельности осуществляются с помощью методов обучения. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности учащихся, побуждают их к старательному учению.

Методы активизации познавательной деятельности учащихся

Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

Все методы активного обучения делятся на:

- неимитационные , реализуемые на традиционных видах занятий,

- имитационные , игровые, применение которых, как правило, связано с использованием в учебном процесс новых видов занятий.

Неимитационные методы активного обучения

Основное отличие этих методов от других методов активного обучения - отсутствие представленной в той или иной форме имитационной модели изучаемого объекта, процесса или деятельности.

При этом активизация обучения, признаки которой были отмечены, достигается лишь в результате использования постоянно действующих прямых или обратных связей между обучающей системой.

На лекции активное обучение достигается в том случае, если на всем ее протяжении каким-либо способом обеспечивается самостоятельная интенсивная работа каждого студента. Один из эффективных способов - контрольная проверка знаний всех студентов в конце лекции.

На лабораторных или практических занятиях активность достигается возможно большей индивидуализацией обучения, самостоятельным выполнением заданий под постоянным контролем со стороны преподавателя, который сразу же на основе информации обратной связи направляет студента на решение новых задач либо пополнение недостающих знаний.

Семинар относится к активному обучению, если гарантируется привлечение всех студентов в качестве докладчиков или выступающих.

Достаточно длительная активная деятельность студента достигается в период его производственной практики , если он назначается на конкретную должность. Практикант вынужден регулярно и самостоятельно принимать управленческие и производственные решения, т.е. активно обучаться.

Важные формы активного обучения - олимпиады и научно-технические конференции , в процессе подготовки к которым студенты осуществляют активный самостоятельный поиск фактов, имеющих отношение к тематике.

К активному обучению относится и широко практикуемая научно-исследовательская работа студентов (НИРС).

Таким образом, практически на всех традиционно используемых в вузах видах занятий можно применить методы активного обучения.

В разных случаях они могут принимать различную форму, но все они неизменно побуждают учащихся к длительной активной деятельности и обеспечивают надежную обратную связь между обучаемой системой и обучаемыми.

Имитационные методы активного обучения.

Опыт внедрения методов активного обучения в такие традиционные формы занятий, как лекции, лабораторные и практические работы, курсовые и дипломные проекты, свидетельствуют о высокой эффективности этих методов, их влиянии на повышение качества подготовки специалистов.

Но традиционными формами обучения, кроме, пожалуй, производственной практики, почти не затрагивается третий уровень подготовки специалиста - приобретение им еще в стенах института навыков предстоящей профессиональной деятельности.

Трудность получения этих навыков связана с тем, что такая деятельность, как правило, носит коллективный характер, т.е. большинство реальных решений принимается в процессе взаимодействия с коллегами по работе.

В жизни на каждом шагу проявляется вероятностный характер производства, происходят срывы из-за непредвиденных обстоятельств, таких как задержки поставок материально-технических ресурсов.

Необходимо умение не только быстро ориентироваться в меняющейся обстановке, но и эффективно достигать поставленных целей. Без такого умения затягивается адаптация молодого специалиста на производстве, а принимаемые им решения зачастую далеки от оптимальных.

Вот эти навыки предстоящей деятельности должны частично приобретаться студентами в учебном заведении на имитационных игровых занятиях.

Основная отличительная черта таких занятий - это имитация предстоящей трудовой деятельности: производственно-хозяйственной, проектно-конструкторской, преподавательской.

Такая имитация может носить индивидуальный характер, когда условно не учитывается взаимодействие с коллегами, и коллективный характер, требующий назначения участников на определенные роли, сходные с реальными.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.

2. Метод самостоятельной работы учащихся . С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.

Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

Способы активизации познавательной

деятельности учащихся на лекции


Матрашило Анастасия Геннадьевна,

Безручко Анастасия Владимировна


В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с поиском способов активизации познавательной деятельности студентов на лекции. Указываются некоторые варианты привлечения и поддержания внимания учащихся на протяжении всей лекции. Раскрываются вопросы о повышении эффективности проведения лекций.

познавательная лекция студент внимание

В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть составить план изучаемого материала, то это задание заставляет студентов глубже вникать в сущность новой темы, мысленно разделять материал на важнейшие логические части .

Хороший эффект в активизации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от студентов умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление .

Для понимания возможностей активизации познавательной деятельности студентов на лекции необходимо рассмотреть, что такое лекция и психологические особенности данной формы занятий.

Лекция - это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения .

Осуществление психологического анализа лекции предполагает учет следующих аспектов, выражающих субъектную сторону данного вида деятельности:

) анализ лекции как вида деятельности преподавателя (здесь рассматриваются содержание и структура преподавательской деятельности, ее цели, мотивы, применяемые способы и приемы управления познавательной активностью обучаемых);

) анализ лекции как вида учебной деятельности студентов (особенности функционирования психических процессов, преобладающие психические состояния, их динамика в процессе занятий);

) анализ лекции, как совместной деятельности преподавателя и студентов (согласованность, мотивированность и целенаправленность, взаимопонимание) .

Современные требования к лекции предполагают, что она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе .

Цели лекции - это предполагаемые результаты, то есть того, чего хочет достигнуть преподаватель: чему научить, какие качества воспитать, какие проблемы поставить перед студентами для их самостоятельного осмысления .

Мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности. Педагоги стремятся возбуждать ее и управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса .

Способы подготовки и чтения лекции определяются в зависимости от слушателей, предполагаемого содержания и прогнозируемых результатов. Поэтому в одном случае преподаватель может выбрать способ глубокого теоретического анализа проблемы, в другом ведущую роль отвести демонстрации ярких, запоминающихся фактов.

Особое значение для активизации познавательной деятельности студентов имеет проблемное изложение, когда лектор не делает готовых, однозначных выводов, а рассуждает, высказывает научные предположения и тем самым подводит их к самостоятельной формулировке выводов. .

Подготовка и особенно чтение лекции - достаточно сложная деятельность, требующая от преподавателя всесторонней подготовки, большого напряжения его сил и мастерства. Кроме того, требуется учитывать динамику учебной работоспособности и закономерности познавательной деятельности студентов .

Например, если в начале лекции преподавателю необходимо привлечь внимание учащихся, то затем по мере изложения материала нужно его усиливать.

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Деятельность преподавателя во время чтения лекции будет наиболее оптимальной тогда, когда он будет учитывать психологические особенности аудитории, закономерности функционирования познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), эмоциональных и волевых процессов обучаемых .

Для того чтобы активизировать внимание аудитории, достаточно усилить речь или изменить тон. Но после восстановления внимания - возвратиться к нормальному тону. Также используется и обратный прием - понижение голоса до шепота. Восстановить внимание можно изменением темпа речи, особенно его замедлением, а также увеличением значительности слов и фраз путем расстановки акцентов .

Выдержанная пауза в середине лекции способна оказать значительное воздействие, сосредоточивая внимание аудитории на наиболее важной для усвоения информации .

Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной значимостью, являются эффективным способом переключения внимания .

Активизации учебно-познавательной деятельности студентов в диалоговых формах лекционных занятий можно добиться, используя метод "мозгового штурма".

Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время. Этот метод эффективен, когда необходимо объединить творческие усилия группы учащихся в целях поиска выхода из нравственного или интеллектуального затруднения .

Такого рода усвоение повышает интерес к содержанию предмета и решению проблемных вопросов.

Американские исследователи утверждают, что для того, чтобы студенты стали более уверенными при самостоятельном обучении, преподаватели должны сделать следующее:

) обеспечить возможность для достижения студентом успеха, назначая задачи, которые являются не слишком сложными, не слишком легкими;

) помочь студентам сформировать свой взгляд на материал;

) создать открытую и положительную атмосферу;

)помочь студентам почувствовать, что они являются важными членами учебного сообщества .

Исследования также показали, что хорошие повседневные практики преподавания могут сделать больше для борьбы с апатией студентов, чем специальные меры, направленные на усиление мотивации напрямую .

) педагог должен экспериментировать и стараться сделать каждую следующую лекцию не похожей на предыдущую;

) при проведении лекций использовать такие методы обучения как беседа, «мозговой штурм», организовывать интерактивные игры.

Завоевав внимание студентов на лекции и заинтересовав их предлагаемым материалом педагог сможет активизировать их познавательную деятельность.

Литература


1.Харламов, И.Ф. Педагогика/ И.Ф. Харламов - М.: Высшая школа, 1990 - 206с.

2.Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. - М.: 1998 - 320 с.

Хуторской, А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения/ А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2004 - 463 с.

Аксенова, Л.Н. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования/ Л.Н. Аксенова - Мн.: БНТУ, 2007 - 111 с.

Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Активизация познавательной деятельности студентов - Минск, 2011. - Режим доступа: http://www.radioforall.ru/2010-01-26-11-41-23/816-2010-01-27-07-54-18 - Дата доступа: 11.12.2011.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Кафедра социальной работы

Доклад на тему: «Активизация обучения. Методы и формы.»

Выполнила:

студентка 3 курса, гр. 3052

Васильева К.М.

Руководитель:

Прислонов Н.Н.

Дубна, 2011

Введение

«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы

выбрать самый для себя удобный способ преподавания. Чем

способ преподавания удобнее для учителя, тем он не

удобнее для учеников. Только тот образ преподавания

верен, которым довольны ученики»

Л. Н. Толстой

Активизация познавательной деятельности учащегося без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически не возможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

Педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Их классифицируют на различные группы в зависимости от источников восприятия информации и дидактических задач. Методы сочетаются и комбинируются в модели обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся. Для этого используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности - словесные, наглядные и практические методы, репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, а также методы самостоятельной работы.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующее-мотивационной функции любого метода обучения. Опытом работы учителей и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно содействуя обогащению школьников учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов. Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы активизации познавательной деятельности такие как: стимулирования, контроля, самоконтроля и самооценки.

Я считаю, что снижение уровня знаний учащихся в большей степени объясняется качеством уроков: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации познавательной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках учащиеся увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Учащиеся привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно, определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.

Данная проблема остается актуальной на протяжении многих лет. Накоплен опыт, написано множество статей и книг как Российских, так и зарубежных педагогов. Это очень помогает учителю и мастеру обучения в осознании цели и задачи, в более рациональном и четком планировании поурочных планов и внеклассной работе, поиске новых методов и приемов для организации учебного процесса. Как и многие педагоги, нужно искать разные способы привлечения учащихся к активной деятельности, используем разнообразные формы объяснения нового материала и закрепления пройденного.

Активизация обучения. Методы и формы.

Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, студентов – одна из острейших проблем, над решением которой работает психолого-педагогическая, методическая науки и национальная школа. В ней, как в фокусе, пересекаются социальные, психолого-педагогические и методологические проблемы современной школы. Вышеуказанное подтверждает актуальность научно-педагогического и методического обоснования вопросов активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьёзных положительных результатов считается активное участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации. Большой вклад в развитие данной проблемы внесли Г.И. Щукина, Т.И. Шамова, И.Ф. Харламов, А. Маслоу, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, Т.С. Панина, А.М. Смолкин и др. Вместе с тем в существующих работах практически отсутствует обобщающие материалы относительно вопроса активизации обучения как педагогической проблемы.

В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является «активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения». 1 Проблема активизации познавательной деятельности, развития самостоятельности и творчества обучающихся была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Обучающийся включается в процесс учебной деятельности с разной степенью активности. Г.И. Щукина выделяет:

    репродуктивно-подражательный уровень активности;

    поисково-исполнительский уровень активности;

    творческий уровень активности.

Это соответствует одной из классификаций методов обучения. Т. И. Шамова также различает три уровня познавательной активности:

    воспроизводящий (характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить, воспроизвести полученные знания, овладеть способами выполнения действий по образцу);

    интерпретирующий (предполагает желание постичь смысл изучаемого, применить знания и освоенные способы деятельности в новых учебных условиях);

    творческий (предусматривает готовность учащихся к теоретическому осмыслению знаний, пониманию связей между предметами и явлениями, самостоятельному поиску решения проблем).

В зависимости от уровня познавательной активности обучающихся в учебном процессе различают пассивное и активное обучение.

При пассивном обучении учащийся выступает в роли объекта учебной деятельности: он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем или другим источником знаний. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога, чтении литературы, демонстрации. Обучающиеся при этом, как правило, не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных, поисковых заданий.

При активном обучении учащийся в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий в паре, группе.

В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин предложили свою классификацию методов обучения, причем в каждом из последующих методов степень активности и самостоятельности обучающихся нарастает:

    объяснительно-иллюстративный метод,

    репродуктивный метод,

    проблемное изложение,

    частично-поисковый (эвристический) метод,

    исследовательский метод. 2

Источник активности большинство практиков и теоретиков ищут в самом человеке, его мотивах и потребностях; познавательная активность определяется как «личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в особым образом организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся» 3 .

Вторая группа исследователей ищет источники активности в естественной среде, окружающей человека, и рассматривает факторы, стимулирующие активность обучающихся. К таким факторам, в частности, относят:

    познавательный и профессиональный интерес;

    творческий характер учебно-познавательной деятельности;

    состязательность;

    игровой характер проведения занятий;

    эмоциональное воздействие вышеназванных факторов.

Третий подход связывает источники активности с личностью преподавателя и способами его работы. В качестве способов активизации обучения исследователи выделяют:

    проблемность,

    взаимообучение,

    исследование,

    индивидуализацию и самообучение,

    механизм самоконтроля и саморегулирования;

    создание условий «для новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста по А. Маслоу…);

    вооружение учащихся новыми и более эффективными средствами «для реализации своих установок на активное овладение новыми видами деятельности, знаниями и умениями»; интенсификацию умственной работы учащегося «за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и учеников между собой».

Ряд исследователей (Б.Ц. Бадмаев, М. Новик, С.Д. Смирнов, А.М. Смолкин, Л. Г. Семушина, Н.Г.Ярошенко и др.) выделяют активные методы обучения, подразумевая под ними «…те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе». 4 «К таким методам В.Я. Ляудис, Б.Ц. Бадмаев относят:

    методы программированного обучения;

    методы проблемного обучения;

    методы интерактивного (коммуникативного) обучения». 5

Четвертая группа авторов видит источник активности в формах взаимоотношения и взаимодействия преподавателя и обучающихся и полагает, что проблема развития активности обучающихся и их потребности в самообразовании успешно решается в рамках интерактивного обучения (В.Б. Гаргай, Е.В. Коротаева, М. В. Кларин и др.). Многие исследователи отмечают, что для преподавателей любой ступени образования очень важны установки на выстраивание открытых, доверительных, доброжелательных отношений с учащимися, умение использовать для этого специальные социально-психологические, дидактические и личностные средства. Интерактивное обучение является одним из современных направлений «активного социально-психологического обучения» и пока еще недостаточно описано в отечественной педагогической литературе.активизации внимания и мышления слушателей; - корректировка и...

  • Методы и формы работы социального педагога в органах социальной защиты

    Реферат >> Социология

    ... методы и формы социальной работы. Существует множество классификаций методов и форм социальной работы. Рассмотрим методы ... , психопрофилактика, информирование, ме­тоды обучения и воспитания, со­циальная терапия... от инфляции; - активизация социальных гарантий в...

  • Методы и формы работы семейного социального педагога с семьей "группы риска"

    Курсовая работа >> Социология

    В семье; рассмотреть методы и формы работы семейного социального педагога... консультировании, организации психологических тренингов, обучении обращения с ребенком, организации... субъектов культурнообразовательного пространства. Активизация семьи. Выбор...

  • Методы и формы работы социального педагога с трудными детьми

    Курсовая работа >> Педагогика

    С «трудными» детьми. 2.1 Методы и формы работы социального педагога с «трудными» ... и норм в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Трудновоспитуемость ребенка, ... понимается как восстановление, активизация . В процессе реабилитации компенсаторный...

  • В учебном пособии охарактеризованы современные методы активизации обучения взрослых, даны рекомендации по их использованию в системе дополнительного профессионального образования педагогов. Авторы акцентируют внимание на интерактивных методах обучения (работа в малых группах, модерация, дискуссии, «мозговой штурм» и др.), которые могут успешно использоваться при проведении методических семинаров, совещаний, педсоветов, для разработки планов и решения трудных проблем. В адаптированном варианте многие из предложенных методов и приемов могут применяться в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
    Для студентов высших педагогических учебных заведений. Пособие будет интересно преподавателям системы повышения квалификации, методистам образовательных учреждений, руководителям методических объединений, творческих групп, преподавателям ВУЗов, техникумов, колледжей, профессиональных училищ.

    Сущность интерактивного обучения.
    Понятие «интеракция» (от англ. interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник - американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидания человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми . Идеи интеракционизма оказывают существенное влияние на общую, возрастную и педагогическую психологию, что, в свою очередь, находит отражение в современной практике образования и воспитания.

    В психологии интеракция - это «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» , а социальная интеракция - процесс, при котором индивиды в ходе коммуникации
    в группе своим поведением влияют на других индивидов, вызывая ответные реакции.

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение 3
    Глава 1. Интерактивное обучение как современное направление активизации познавательной деятельности обучающихся 5
    1.1. Активизация обучения как педагогическая проблема 5
    1.2. Сущность интерактивного обучения 7
    1.3. Педагогическая эффективность интерактивного обучения 12
    1.4. Интерактивное обучение в образовании взрослых 14
    Глава 2. Психолого-педагогические условия эффективности интерактивного обучения 18
    2.1. Создание благоприятного психологического климата 18
    2.2. Организация межличностного диалога 22
    2.3. Организация групповой учебной деятельности 26
    2.4. Рефлексивное подведение итогов 34
    Глава 3. Дискуссия как метод интерактивного обучения 39
    3.1. Дискуссия как метод группового взаимодействия и ее использование в процессе обучения 39
    3.2. Советы преподавателю по подготовке и проведению дискуссий 41
    3.3. Современные виды групповых дискуссий и техники их организации 45
    3.4. Возможные трудности при проведении дискуссий Советы и рекомендации ведущему 62
    Глава 4. Игровые методы обучения 67
    4.1. Роль игры в профессиональном образовании 67
    4.2. Деловые игры 69
    4.3. Ролевые игры 75
    4.4. Организационно-деятельностные игры в обучении взрослых 78
    4.5. Общие рекомендации по использованию игр в обучении взрослых 85
    Глава 5. Кейс-метод - метод коллективного анализа ситуаций 92
    5.1. Понятие о кейс-методе, его возможности в профессиональном обучении 92
    5.2. Источники и этапы создания кейса 94
    5.3. Работа над ситуацией в аудитории 98
    Глава 6. Тренинг как форма комплексного использования интерактивных методов и приемов обучения 103
    6.1. Тренинг как форма социально-психологической работы и групповая форма организации обучения 103
    6.2. Виды тренингов в обучении взрослых 107
    6.3. Подготовка и проведение тренинга 115
    Глава 7. Модерация - инновационная форма повышения квалификации специалистов 125
    7.1. Понятие о модерации 125
    7.2. Основные этапы (фазы) модерации 128
    7.3. Содержание деятельности модератора 141
    7.4. Возможности, ограничения и трудности в использовании модерации 144
    7.5. Практические указания модератору по использованию визуализации 146
    Глава 8. Как подвести итоги. Техники получения обратной связи в аудитории 150
    Заключение 169
    Литература 171.

    Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
    Скачать книгу Современные способы активизации обучения, Панина Т.С., Вавилова Л.Н., 2008 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

    Скачать файл № 1 - pdf
    Скачать файл № 2 - djvu
    Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

    Степень активности учащихся является реакцией, методы, и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.

    Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

    В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

    Словесные методы.

    • 1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учщиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
    • 2. Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.

    Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.

    Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.

    В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся в последствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.

    3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.

    Организую самостоятельную работу следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Пытаясь довести его до сознания каждого учащегося.

    Здесь есть свои требования:

    • - текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
    • - нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.

    Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.

    Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.

    Их условно делят на три типа:

    Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем.

    Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.

    Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы.

    Карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий.

    • 2. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
    • 1) Карточка с вопросами для размышлений.
    • 2) Карточка с расчетной задачей.
    • 3) Карточка с заданием выполнить рисунок.
    • 3. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений.
    • 1) Карточка с немым рисунком.

    Использую в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта. И как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.

    2) Тестовые задания.

    Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.

    В последнее время более эффективными являются текстовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.

    4) Метод проблемного изложения.

    На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.

    Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.

    Данный метод включает в себя:

    • - выдвижение проблемного вопроса,
    • - создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
    • - создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
    • - демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.

    Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.

    Но в каждой параллели задачи дифференцирую - более сложные, творческого характера - сильным учащимся.

    А аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентирую внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.

    Наглядные методы.

    Частично-поисковый.

    При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

    Практические методы.

    Частично-поисковый лабораторный метод.

    Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.

    Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.

    При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.

    Также используются приемы управления познавательной деятельностью учащихся:

    • 1) Активизирующие деятельность учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
      • а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
      • б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
      • в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
      • г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его биологической, народнохозяйственной и эстетической ценностью;
    • 2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.
    • а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу.
    • б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения.
    • в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод.
    • 3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.

    прием натурализации - выполнение заданий с использованием натуральных объектов, коллекций;

    Использовать можно различные варианты оценки работы учащихся на уроке. Для того, чтобы высокая познавательная активность сохранилась на уроке, нужно:

    • 1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
    • 2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
    • 3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
    • 5) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

    Активизацию познавательной деятельности можно проводить также на внеклассных мероприятиях.