Основные направления современной психологии. Основные направления в психологи

Классика психологии, сохраняющая актуальность и сейчас. Работает с нашим бессознательным - загнанными в подсознание желаниями и страстями, с механизмами защиты, которые создает наша психика, охраняя нас от монстров, сидящих в нашей собственной голове. Как правило, психоаналитик анализирует события,травмировавшие нас в детстве и вытесненные из сознания, и помогает освободиться от их влияния и отрицательных последствий психического сопротивления себе внутри себя.

Позитивная психотерапия

Название метода происходит от лат. positum - имеющий место, данный, фактический. Он ориентирован на способности человека, изначальный набор которых дается всем от рождения, но развивается у каждого в разной степени под влиянием жизненных обстоятельств. Анализ конфликтной ситуации при помощи специалиста позволяет нам увидеть все ее стороны, как отрицательные, так и положительные, а также определить, какие из способностей необходимо задействовать, чтобы найти оптимальный выход. Три кита позитивной психотерапии: надежда, баланс, самопомощь.

Этот метод разработал в 1968 году немецкий профессор иранского происхождения Н. Пезешкиан (в 2009 году номинирован на Нобелевскую премию).

«Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться» (Д. Леббок)

Телесно-ориентированная терапия

Психотерапевтическая методика, в которой используется телесный контакт для выявления и избавления от подавленных эмоций. Авторы данной теории полагают, что подавленные эмоции вызывают в теле человека мышечные зажимы. Каждый такой «панцирь» соответствует определенной черте характера. Комплексы упражнений и массаж не только избавляют от мышечного напряжения, но и открывают дорогу здоровому выражению эмоций, а это восстанавливает гармоничное душевное состояние человека.

Системно-семейные расстановки

Изобретатель метода семейных расстановок Берт Хеллингер родился в 1925 году в Германии, получил католическое воспитание. Воевал, попал в плен. В 1952 году принял сан священника, 16 лет был миссионером и учителем в Южной Африке, где проникся культурой зулусов. Увлекшись феноменологией, сложил с себя сан. С 1970-х живет в США. Путешествует по миру с лекциями и семинарами

Феноменологический метод системной семейной терапии. В его основе лежит постулат о том, что человек - часть семейной системы, куда включены не только кровные родственники, живые или уже умершие, но и все люди, которые сумели значительно повлиять на жизнь и смерть членов семьи. Методика групповая, работа идет под руководством терапевта. С помощью системных расстановок мы можем выявить негативную динамику внутри семьи, неправильное распределение ролей, влияние давних семейных событий на жизнь человека в настоящем. Восстановив правильный порядок в семейной системе, мы изменяем и исправляем негативную ситуацию здесь и сейчас.

Гештальттерапия

Основоположник гештальттерапии Фредерик Перлз (1893–1970) родился в Берлине. Получил степень доктора медицины, занимался психоанализом. В 1930-х узнал о гештальт- психологии. Из нацистской Германии переехал в Южную Африку. С 1946 года - в США. В начале 1960-х изучал дзен в японском монастыре. В 1969 года основал гештальт-общину

Данное направление психотерапии ставит во главу угла полноту осознания и осознание целостности. Чем лучше мы понимаем, что с нами происходит, чем полнее воспринимаем свою личность, тем легче переживаем эмоции, сопоставляем факты, принимаем решение, осознаём и берем на себя ответственность за содеянное. Гештальттерапия помогает человеку развить осознанность процессов, которые с ним происходят, ощутить ответственность за свою жизнь, принять всю полноту собственной личности.

Генетическая психология (школа Пиаже)

Люди часто влюбляются в тех, кто похож на их родителей. И не только потому, что на определенном этапе развития образ отца для девочки, а матери для мальчика становится подсознательным идеалом. Зачастую таким образом мы пытаемся решить проблемы, имеющие корни в нашем детстве

Швейцарский биолог и философ Жан Пиаже изучал мышление ребенка от рождения до взросления. Как полагал ученый, наш интеллект проходит несколько стадий развития, и от того, как мы проходим эти стадии, зависит склад нашего мышления во взрослой части жизни. Это направление помогло сформулировать множество понятий в области психологии развития. В отличие от нативистских теорий (врожденного и постепенно раскрывающегося знания) или эмпирических (о приобретении знаний путем опыта), генетическая психология полагает, что наши познавательные способности формируются нами же, нашим взаимодействием с внешней средой.

«Каждый человек, подобно Луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает» (М. Твен)

Когнитивная психология

Как современное направление, когнитивная психология включает в себя много разделов: восприятие, память, воображение, речь, мышление, принятие решений и т.д. Познавательная активность человека связана с приобретением, систематизацией и использованием знаний. Наработанная база экспериментальных исследований включает в себя и сознательные, и бессознательные процессы психики, которые оцениваются как разные способы переработки информации. Зачастую в настоящее время когнитивисты проводят аналогии между познавательным процессом у человека и преобразованием информации в компьютере.

Привычка мечтать - не самая бесполезная. Все люди мечтают - кто больше, кто меньше. Согласно исследованиям, в среднем мы отдаем этому увлекательному занятию примерно 30% времени. С одной стороны, это кажется непродуктивным, ведь мечты редко воплощаются в реальность. Но с другой - мечтатели, как правило, более изобретательны и легче находят нетривиальные решения

Психолингвистика

Родилась на стыке психологии и лингвистики, предмет изучения - взаимоотношение языка, мышления и сознания. Языковеды всегда считали, что язык отражает культуру народа, это не только физический, но и психический процесс. С одной стороны, речь универсальна, она объединяет мир и позволяет общаться. С другой - у нас нет языка, который включал бы в себя наименования всех предметов, существующих во Вселенной, и названия всех существующих процессов, а значит, язык ограничивает познание и делает невозможным полное понимание другого человека. В настоящее время психолингвистика занимается изучением речи, ее возникновения, развития как явления и средства коммуникации в обществе, а также языковым развитием как отражением развития личности.

«Для человека, который любит толь- ко себя, самое нетерпимое - оставаться наедине с собой» (Б. Паскаль)

Психологическое консультирование

Практическое направление в психологии, наряду с психотерапией, психокоррекцией и тренингами. Здесь работа ведется с людьми психически здоровыми, но нуждающимися в психологической помощи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, будь она связана с личной жизнью, бытом или профессиональной сферой. Целью является помощь человеку в решении определенной проблемы: осознание самой проблемы, изменение неэффективных моделей поведения, достижение гармонии с самим собой и миром вокруг.

5 этических принципов психологического консультирования

  • Относиться к клиенту доброжелательно, не оценивать его
  • Принимать во внимание ценности и взгляды клиента
  • Не советовать
  • Соблюдать анонимность
  • Не смешивать профессиональные отношения с личными

Бихевиоризм

Наука о поведении (от англ. behaviour - поведение). Основными понятиями бихевиоризма являются стимул, реакция и подкрепление.

Стимул - это любое внешнее воздействие, любая ситуация в нашей жизни. Отследить и осознать реакцию на стимул, найти ту, что будет правильной, самой разумной и эффективной, и закрепить ее положительным подкреплением - в этом, и заключена суть данной методики. В настоящее время основные принципы бихевиоризма перекочевали в более современную поведенческую терапию.

Не ждите слишком многого. Чем выше ожидания, тем выше вероятность сильного разочарования. И напротив, при заниженных ожиданиях человек получает куда больше, чем думал. Это не закон подлости, это закон психологии

Претерпела множество метаморфоз и изменений. Каждая эпоха, каждый новый век, каждое десятилетие привносили в психологию что-то своё, благодаря чему в наши дни существует не просто психология как самостоятельная и самодостаточная дисциплина, но психология, которая имеет всевозможные ответвления и направления. В этой статье мы поговорим о десяти наиболее популярных в нашу современность психологических направлениях. К ним можно отнести:

Ниже вкратце о каждом из этих направлений.

НЛП

Является одним из направлений в практической психологии и психотерапии, основанным на специальных техниках моделирования вербального и невербального поведения человека, успешного в какой-либо области, а также наборе особых связей между памятью, движением глаз и формами речи.

НЛП появилось в 60-х – 70-х годах прошлого столетия благодаря деятельности группы учёных: Ричарда Бендлера, Джона Гриндера и Фрэнка Пьюселика, работавших под патронажем известного антрополога Грегори Бейтсона. НЛП не признаётся академическим научным сообществом, а многие методики, согласно заключениям противников этого метода, не могут быть научно обоснованы. Однако в наше время НЛП является очень популярным, имеет огромное количество сторонников и практикуется множеством организаций во время психологических тренингов, а также различными тренинговыми и консалтинговыми компаниями.

Психоанализ

Представляет собой психологическую теорию, которую разработал австрийский невролог Зигмунд Фрейд на рубеже XIX-XX веков. Психоанализ также считается эффективнейшим методом лечения психических отклонений, основанным на этой теории. Благодаря деятельности таких учёных как К.Г. Юнг, А. Адлер, Г.С. Салливан, К. Хорни, Ж. Лакан и Э. Фромм это направление получило сильнейшее развитие. Среди основных положений психоанализа можно выделить то, что поведение, опыт и познание человека определяются, главным образом, внутренними нерациональными бессознательными влечениями; структура личности и её развитие определены событиями, произошедшими в раннем детстве; противостояние между сознательным и бессознательным может приводить к психическим расстройствам и т.д.

В современной интерпретации психоанализ состоит более чем из двадцати различных концепций человеческого развития, а подходы к лечению психических недугов посредством психоанализа столь же различны, сколько и сами теории.

Гештальтпсихология

Школа была основана в начале XX века чешским психологом и философом Максом Вертгеймером. Предвестниками её появления стали исследования восприятия, а в центре внимания находится стремление психики к организации получаемого человеком опыта в доступную для понимания единицу. Согласно идеям гештальтпсихологии, базисными психологическими данными являются гештальты – целостные структуры, которые не выделяются из общего числа компонентов, их образующих. Им присущи свои законы и характеристики.

В последнее время гештальтпсихология сменила свои позиции по отношению к сознанию человека и утверждает, что анализ этого сознания должен в первую очередь быть направлен не на отдельные элементы, а на целостные психические образы. Вместе с психоанализом и феноменологией гештальтпсихология стала основой гештальттерапии, где основные идеи перенесены с процессов восприятия на общее миропонимание.

Расстановки по Хеллингеру

Системно-семейные расстановки являются феноменологическим методом системной семейной терапии, основные важные открытия в котором были сделаны немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером. Сам метод предназначен для коррекции системных семейных травм, называемых системными динамиками, и устранения их последствий.

Терапевты, работающие по этой методике, определили, что многие проблемы людей связаны с семейными травмами, имевшими место в прошлом, такими как убийства, суициды, ранние смерти, изнасилования, переезды, разрывы семейных отношений и т.п. Расстановки по Хеллингеру отличаются от других подобных методов тем, что они являются кратковременными и используются лишь один раз. В своих книгах Хеллингер относит эту методику не столько к психотерапевтическим направлениям, сколько к духовным практикам.

Гипноз

Гипнозом называют измененное состояние сознания, которое характеризуется одновременно как признаками бодрствования, так и сна, во время которого могут происходить и сновидения. Благодаря гипнозу в одно и то же время могут параллельно сосуществовать два состояния сознания, которые в обычной жизни являются взаимоисключающими. Первые сведения о гипнозе датируются ещё третьим тысячелетием до нашей эры – гипноз практиковался в Древней Индии, Египте, Тибете, Риме, Греции и других странах.

Идея гипноза базируется на двойственности природы психики, в которой есть сознательное и бессознательное. И случается так, что бессознательное оказывает больше влияния на психику, нежели разум. Поэтому в настоящее время при помощи гипноза опытные специалисты разрешают всевозможные проблемы людей, которые не удаётся устранить более традиционными методами.

Позитивная психотерапия

Метод позитивной психотерапии является одним из основных в своей сфере. Он был основан немецким неврологом и психиатром Носсратом Пезешкианом в 1968 году, но Европейской ассоциацией психотерапии был признан в 1996 году, а Всемирным советом психотерапии — лишь в 2008 году.

Эта психотерапевтическая методика относится к разряду транскультурных, психодинамических психотерапевтических методик с гуманистической позицией. Согласно ей, важнейшей данностью человеческой природы являются способности (как врождённые, так и приобретённые). А сама методика построена таким образом, что включает в себя рациональный и сугубо научный западный подход, а также восточную мудрость и философию. В 2009 году основатель позитивной психотерапии номинировался на Нобелевскую премию за заслуги в физиологии и медицине.

Клиент-центрированная терапия

Клиент-центрированная терапия в качестве психотерапевтического метода была предложена американским психологом Карлом Роджерсом как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Изначально автором была представлена гипотеза, согласно которой человек в силах самостоятельно изменить себя, а психотерапевт выполняет лишь роль наблюдателя, контролирующего процесс. Однако позже был сделан уклон на улучшении методов, которые помогут специалисту лучше понять состояние клиента и изменения в нём в ходе терапии. Именно благодаря основной идее метода (прийти к пониманию самовосприятия человека) метод и получил своё название. Есть и ещё один важный момент: в клиент-центрированной терапии главнейшая роль отводится построению взаимоотношений между пациентом и терапевтом как залога достижения успеха в лечении.

Арт-терапия

Арт-терапия представляет собой особый вид психологической коррекции и психотерапии, который основывается на творчестве и искусстве. В более узком понимании арт-терапию можно назвать лечением посредством изобразительного творчества, целью которого является воздействие на психоэмоциональное состояние человека.

Сам термин, обозначающий «лечение искусством», был введён в 1938 году британским художником и терапевтом Адрианом Хиллом в то время, когда он описывал свою работу в медицинских учреждениях с больными туберкулёзом. Затем метода была применена в США в работе с детьми, которые были вывезены из концлагерей фашистов во время Второй мировой войны. С течением времени арт-терапия набирала всё больше приверженцев, а в 1960 году в США была основана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Телесно-ориентированная терапия

Телесно-ориентированная психотерапия является терапевтической практикой, которая позволяет работать с неврозами и проблемами людей посредством телесного контакта. Основателем этого направления считается ученик Зигмунда Фрейда американский и австрийский психолог Вильгельм Райх, отошедший в своё время от психоанализа и акцентировавший внимание на теле.

В основе этой терапии лежит понятие «мускульного (характерологического) панциря», согласно которому мышечные зажимы формируются как защита от беспокойств, возникающих у детей на основе сексуальных желаний и сопровождающихся страхом быть наказанными. Со временем подавление этого страха становится хроническим, в результате чего образуются специфические черты характера, которые и образуют этот панцирь.

Позже идеи Райха были продолжены Идой Ролф, Гердой Бойесен, Мэрион Розен и Александром Лоуэном. В России к данному направлению психотерапии часто относят метод Фельденкрайза.

Коучинг

Коучинг — это сравнительно недавно появившийся метод тренинга и консалтинга, отличающийся от традиционных тем, что в нём отсутствуют жёсткие рекомендации и советы, но присутствует совместный с клиентом поиск решения проблем. Также коучинг отличается ярко выраженной мотивацией на достижение определённых целей и результатов в деятельности и повседневной жизни.

Основоположниками коучинга считают американского коуча и создателя концепции внутренней игры Тимоти Голви, британского автогонщика и бизнес-тренера Джона Уитмора и основателя Университета коучей и других коуч-организаций Томаса Дж. Леонарда.

Основная идея коучинга состоит в том, чтобы переместить человека из области проблемы в область её эффективного решения, позволить ему увидеть новые способы и пути максимального раскрытия своего потенциала, а также помочь наладить дела в различных сферах своей жизнедеятельности.

Конечно, представленные описания не могут вместить в себя всю полноту этих психологических направлений, так же, как и не могут раскрыть все их особенности. Но нашей задачей было лишь познакомить вас с ними, представив очень краткую характеристику. А в каком направлении развиваться вам – это уже дело вашего личного выбора.

Мы будем рады, если вы поучаствуете в нашем небольшом голосовании. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: какое из описанных направлений показалось вам наиболее интересным?

В настоящее время происходит расширение знаний о предмете психологии, в качестве которого в разное время принимались душа, явление, сознание, поведение, бессознательное, процессы переработки информации и результаты этих процессов, личный опыт человека.

Все эти предметные области нашли отражение в достижениях различных традиционных и новых школ, научных направлений, теорий и концепций.

Важнейшие из них следующие.

Бихевиоризм (англ. behaviour – поведение) – одно из ведущих направлений психологии. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк, Д. Уотсон.

В этом направлении психологии изучение предмета сводится к анализу поведения, при этом часто из предмета исследования исключается сама психика сознания. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая опыт человека, можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения. При этом сознание не играет никакой роли в научении, а новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы.

Психоанализ и фрейдизм – общее обозначение различных школ и учений, возникших на базе психологического учения З. Фрейда. Психоанализ (разложение) – учение, исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Основой психоаналитического метода является анализ свободных ассоциаций, сновидений, описок, оговорок и т. д. Корни поведения человека – в его детстве. Основная роль в процессе формирования и развития человека ототводится к сексуальным инстинктам и влечениям.

В рамках этого направления имеют место и другие точки зрения. Так, ученик Фрейда Адлер полагал, что в основе поведения личности лежат не сексуальные влечения, а чувство неполноценности, возникшее в детстве. К. Юнг считал, что личность формируется не только под влиянием конфликтов раннего детства, но наследует образ предков, пришедший из глубин веков. К. Хорни утверждал, что поведение определяется внутренне присущим каждому человеку основным беспокойством, лежащим в основе внутриличностных конфликтов.

Гештальтпсихология (нем. Gestalt – форма, целостная форма, образ, структура) – одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине ХХ в., свидетельствующее о необходимости целостного подхода к анализу сложных психологических ситуаций.

Основное внимание гештальтпсихология уделяла исследованию высших психических функций человека (восприятию, мышлению, памяти и др.) как целостных структур.


Гуманистическая психология – направление, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную структуру, которая представляет собой «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках этой теории заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу. Фундаментальными потребностями человека, согласно данной теории, являются физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, самоутверждении, чувстве принадлежности к общности, потребность в самоактуализации.

Генетическая психология – учение Пиаже и его последователей. Её психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма к объективной позиции путём экстерио-, интериоризации.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером, исходящее из концепции о наличии у индивида комплекса неполноценности и стремления к избавлению от этого комплекса как главного источника мотивации поведения личности.

Концепция трансактного анализа – совокупность научных взглядов американского психолога Э. Берна о том, что судьба человека предопределена особенностями его бессознательного, которое как бы влечёт его к определённым событиям – успеху, трагедии и т. п.

Дифференциальная психология – отрасль психологии, изучающая психические различия между индивидами и группами людей, причины и последствия этих различий.

Критическая психология – направление в психологии, исходящее из теории деятельности (А.Н. Леонтьев, П. Кайлер и др.).

Парапсихология – область гипотез, представлений, пытающихся объяснить формы чувствительности и воздействия живого существа на физические явления, проходящие без посредства мышечных усилий (гипноз, предчувствия, телекинез, телепатия).

Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности через восприятие ею ситуации.

Акмеология – наука, возникшая на стыке особенностей развития и функционирования психики человека. Важно помнить, что психика в своём развитии проходит онтогенез (рождение, происхождение) – процесс развития индивидуального организма – и филогенез (род, вид, племя). Психика в онтогенезе повторяет достижения её развития в филогенезе.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему появилась потребность общества в овладении психолого-педагогическими знаниями?

2. Дайте определение общих задач психологии.

3. Назовите основополагающие принципы психологии.

4. Выделите предмет психологии и дайте его характеристику.

Фактом современной психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Именно поэтому психология подразделяется на множество научных направлений:
Направление психологии Предмет исследования Научная парадигма Метод Практика
Психология сознания Сознание Естественнонаучная Интроспекция -
Бихевиоризм Поведение Естественнонаучная Наблюдение
Эксперимент Тренинг умений
Фрейдизм Бессознательное Естественнонаучная Психоанализ Психоанализ
Гештальтпсихология Целостные структуры психики Естественнонаучная Феноменальный эксперимент Гештальт-терапия
Гуманистическая психология Личность
индивидуальность Гуманитарная Методы практической психологии Клиент-центрированная терапия
Когнитивная психология Познавательные структуры Естественнонаучная Эксперимент Рациональная терапия
Советская психология Психика Естественнонаучная Наблюдение
Эксперимент
(формирующий) -
Психология сознания (У.Джемс) - одна из самых значительных. С точки зрения Джемса, сознание личности заключается в осознании потока мысли, в котором каждая часть в качестве субъекта помнит предшествующие, знает известные этим частям объекты, сосредоточивает на некоторых из них свои заботы как на своей личностной, и присваивает последней все остальные элементы познания. Выполняя функцию приспособления, сознание преодолевает трудности адаптации, когда запаса реакций (рефлексов, навыков и привычек) недостаточно: фильтрует стимулы, отбирает из них значимые, сопоставляет их между собой и регулирует поведение индивида. Будучи лично обособленным, индивидуальное, сознание составляет основу личности как эмпирически данного агрегата объективно познаваемых вещей. Анализируя сознание и соотнося его с личностью, Джеме выделяет три структурные части личности: 1) ее составные элементы; 2) чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка); 3) поступки, вызываемые ими (заботы о самом себе и самосохранение).

Бихевиоризм - направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека. Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм - бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных. Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции - с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей. Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S - R). Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон.

Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Названа по имени 3. Фрейда (1856 - 1939), австр. врача - невропатолога и психиатра. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам (Психофизический параллелизм) и управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное). Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. Извечные конфликты в глубинах психики индивидов становятся у Фрейда причиной и содержанием (скрытым от непосредственного осознания) морали, искусства, науки, религии, государства, права, войн и т. п. (Сублимация). Современные сторонники Ф. - неофрейдйсты (Неофрейдизм), представители школ «культурного психоанализа» (К. Хорни, Г. Кардинер; Ф. Александер, Г. Салливэн сохраняют нетронутой основную логику рассуждений Фрейда, отказываясь от тенденции видеть во всех явлениях человеческой жизни сексуальную подоплеку и от некоторых др. методологических особенностей классического Ф. Фрейдистская концепция оказала и продолжает оказывать большое влияние на различные области буржуазной культуры, и особенно заметное - на теорию и произведения искусства. Меньшее влияние Ф. имеет сейчас в неврологии и психиатрии.

Гештальтпсихология возникла в начале нашего века в Германии. Ее основателями являлись Макс Вертгеймер (1880-1943), Курт Коффка (1886-1967), Вольфганг Келер (1887-1967). Название этого направления происходит от слова «гештальт» (нем. Gestalt - форма, образ, структура). Психика, считали представители этого направления, должна изучаться с точки зрения целостных структур (гештальтов).
Центральным для них явилось представление о том, что основные свойства гештальта нельзя понять путем суммирования свойств отдельных его частей. Целое принципиально не сводимо к сумме отдельных его частей, более того, целое - это совсем другое, чем сумма его частей. Именно свойства целого определяют свойства отдельных его частей. Так, музыкальная мелодия не может быть сведена к последовательности различных музыкальных звуков. Курт Левин (1890-1947) немецкий, а затем американский психолог разрабатывал идеи гештальтпсихологии применительно к психологии личности.

Гуманистическая психология возникла в 60-е годы нашего столетия в американской психологии. Это направление провозгласило в качестве основной идеи новый взгляд на развитие человека. Оно основано на оптимистическом подходе к пониманию природы человека: вере в творческие возможности, творческие силы каждого человека, в то, что он способен сознательно выбирать свою судьбу и строить свою жизнь. Именно с этим связано название этого направления, происходящее от латинского слова humanus - человечный. В то же время, гуманистические психологи считают, что исследование научных понятий и применение объективных методов ведёт к дегуманизации личности и ее дезинтеграции, препятствует ее стремлению к саморазвитию, таким образом, это направление приходит к откровенному иррационализму. Наиболее известными представителями этого направления являются Карл Рэнсом Роджерс (1902-1987) и Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970).

Когнитивная психология (Дж. Келли, Д. Миллер, У. Найссер) возникает в 60-е годы 20-го века в противостояние бихевиоризму. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект. Когнитивная психология – психология познания, где познание – основа сознания. Название этого направления восходит к латинскому слову cognitio - знание, познание. Его возникновение и развитие связаны с бурным становлением компьютерной техники и развитием кибернетики как науки об общих закономерностях процесса управления и передачи информации. Когнитивная психология рассматривает зависимость поведения человека от имеющихся у него познавательных схем (когнитивных карт), которые позволяют ему воспринимать окружающий мир и выбирать способы правильного поведения в нем. Это направление в настоящее время бурно развивается, и у него нет какого-либо признанного лидера. Критика когнитивной психологии связана, прежде всего, с тем, что проводимые в ней исследования отождествляют мозг человека с машиной, существенно упрощая тем самым сложный, многообразный внутренний мир человека, рассматривая его как относительно упрощенные схемы и модели.

Советская психология - период 1920-30х гг.- становление советской психологии на основе философии марксизма. В этот период закладываются две основные взаимосвязанные темы в истории советской психологии, которые будут определять её развитие на протяжении последующих десятилетий. Это, во-первых, поиск конкретно-эмпирического наполнения марксистской психологии. Во-вторых, это тема поиска самостоятельного, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования самостоятельного объекта и оснований психологического исследования, отличного от физиологического, социологического, литературоведческого, антропологического, медицинского и проч. исследования. И в то же время, психология в этот период развивается в тесном взаимодействии и диалоге с разнообразными смежными областями «человековедения» и представлена разнообразными пограничными школами и исследовательскими традициями. Годом признания советской психологии следует считать 1929, когда первая представительная группа советских ученых была заявлена для участия в IX международном психологическом конгрессе. И в то же время, параллельно с процессами интеграции советской науки в международную науку и становления оригинальных научных школ, проходят и противоположные процессы ограничения академической свободы и введения ценуры и государственного контроля над научными исследованиями. Так, 1930-е гг. ознаменованы рядом инспирированных органами государственного контроля дискуссий в психоневрологических науках, таких как «реактологическая» и «рефлексологическая» дискуссии, в ходе которых обсуждаемые научные направления были неизменно осуждены и преданы анафеме, а их представители и последователи должны были опубликовать публичные покаяния в признании ошибочности своих взглядов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Управления организацией

Контрольная работа

по дисциплине «Психология»

Основные направления современной психологии

Работу выполнил

Работу проверил

Санкт - Петербург

В ведение

На протяжении длительного периода человеческой цивилизации природные особенности человека постоянно видоизменялись и развивались. Начиная выделять себя из окружающего его природного мира, человек становился все более социализирован, связан с выполнением большого количества выработанных стилей поведения, социальных норм, обычаев, традиций, принятием определенной символики и смысловых понятий.

Также появилась необходимость различать и учитывать особенности психического склада окружающих людей, потребности общественной жизни общества, социальной культуры, образующей так называемую вторую природу человека - его сущность как индивида.

Человек непрерывно взаимодействует с миром, он стремится познать его и преобразовать, но взаимодействуя с действительностью, человек испытывает различные эмоции при созерцании окружающего его мира, волнение, восторг, печаль.

Необходимость понять механизм отражения внешнего мира на внутреннем состоянии человека, установить закономерности взаимосвязи идеального и реального мира, соотношения субъективного и объективного начала, гармонии души, духа и тела привели к возникновению науки психологии.

Часть 1. Общая и практическая психология

1.1 Предмет психологии, основные направления современной психологии

Предметом психологии является психика человека, ее механизмы и закономерности возникновения, развития и функционирования психических процессов, состояний, свойств личности, занимающейся той или иной деятельностью, форма отражения действительности на личность человека, формирование психологических особенностей человека как сознательного субъекта деятельности.

История развития психологии как самостоятельной науки представляет собой поиск своего предмета исследования, то есть, того главного и основного, что определяет внутренний мир человека и его «душевную жизнь». Будучи тесно связанной с другими областями знаний: философией, естественными науками и др., психология оказалась под их влиянием в решении этой важнейшей задачи. В результате предметом психологии в разное время являлись разные стороны психологии личности.

После выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошло ее разделение на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

* бихевиоризм;

* психоанализ, или фрейдизм;

* гештальтпсихология;

* гуманистическая психология;

* генетическая психология;

* индивидуальная психология.

Бихевиоризм - одно из ведущих направлений психологии, где изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения индивидуума при реакциях при взаимодействии со внешней средой, при этом индивидуальность человека, его психика не принимались во внимание.

Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится. Родоначальники бихевиоризма - Э. Торндайк (1874-1949) и Дж. Уотсен (1878-1958).

Когнитивная психология - одно из направлений преимущественно американской психологии, возникшее в начале 60-х гг., как альтернативная бихевиоризму. В своих постулатах она учитывает психику человека, как один из предметов научного исследования, рассматривая все психические проявления как опосредованные познавательными (когнитивными) факторами.

Основным положением когнитивной психологии является утверждение, что человек - это не машина, реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире по определенному алгоритму, а высокомыслящее существо, способное анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.

Психоанали тическая теория , или фрейдизм, - общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856-1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, не осознаваемыми индивидуумом. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т. д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гешталътпсихология - одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов - «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области. Проведение исследования и восприятия позволили открыть законы восприятия. Так, основным принципом формирования психики стал принцип целостности, согласно которому формируются понятия и образы. Они позволяли раскрыть содержание психических процессов при взаимодействии раздражителей во всем организме. Главные представители этого направления - М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология - направление в зарубежной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая является активным и творческим существом, обладающим определенной степенью свободы благодаря своим внутренним смыслам и ценностям. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908-1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине - высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй, В. Франкл

Современная психология представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся на границах многих наук, что обусловило создание множества междисциплинарных областей. Примерами такого рода служат: математическая психология и психофизика, психолингвистика, конфликтология, этнология, сфера паблик рилейшнз. Все эти направления позволяют достичь высокой эффективности исследования человека в различных видах его деятельности и развития в зависимости от социальных и физических условий существования, включая экстремальные условия.

Структура психологической науки включает в себя фундаментальные отрасли психологии, которые разрабатывают общие проблемы и изучают общие закономерности психики, проявляющиеся у людей, вне зависимости оттого, какой деятельностью они занимаются, и которые объединяют термином «общая психология».

Общая психология исследует индивида, выделяя в нем психические познавательные процессы и личность.

Помимо общей психологии, психологическая наука включает в себя целый ряд специальных психологических дисциплин, связанных с различными областями человеческой жизни и деятельности.

Психология индивидуальных различий (дифференциальная психология) выявляет индивидуальные различия между людьми и объясняет процесс их формирования.

В возрастной психологии исследуются этапы психического развития индивидуума.

Педагогическая психология объединяет всю информацию, связанную с обучением и воспитанием.

Социальная психология исследует психологические аспекты отношений личности и общества.

Психология труда изучает психические процессы, состояния, свойства личности при взаимодействии человека с предметам и орудиями труда.

Медицинская психология изучает основные закономерности психологии больного человека и общения медицинского работника и больного.

Инженерная психология изучает системы «человек -- техника» для разработки психологических основ подбора людей для работы с определенной техникой.

Экономическая психология исследует закономерности и особенности проявления качеств людей в условиях экономических отношений.

Психология спорта помогает спортсмену выстроить систему жизненных ценностей и поддерживать психологический настрой на победу.

Средовая психология изучает влияние на человека экологических проблем

Психология аномального развития имеет дело с отклонениями от нормы в поведении и психике человека.

Военная психология изучает закономерности и механизмы функционирования психики человека во время военных действий.

Юридическая психология изучает процессы и механизмы, возникающие, при правовых взаимоотношениях людей.

1.2 Ч то такое практическая психология?

В отличие от научной психологии, которая имеет дело только с фактами и знаниями как таковыми, которые не предназначены для их практического использования практическая психология ориентирована на работу с населением, занимается просветительской работой, предоставляет населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Практической психологией называются методы, средства и приемы практического воздействия на психологию человека и через нее -- на его поведение с целью помочь конкретному человеку разобраться в своих проблемах и найти рациональный выход из сложившихся обстоятельств, выявления его скрытых возможностей.

Практическая психология включает в себя следующие направления:

1) психология индивидуальности;

2) психология взаимоотношений и взаимодействия в группе;

3) психология профессиональной деятельности;

4) психология личной и обыденной жизни.

Существенная часть практической психологии неразрывно связана с психотерапевтической работой. Психодиагностика, психокоррекция, психологическое образование, психологическое обучение, психология развития -- все эти огромные области практической психологии.

Практический психолог, работая с клиентом, определяет цели психологический помощи, воздействует на клиента с целью изменения его активности (с учетом возраста и индивидуальных особенностей), советует, как улучшить свое личностное развитие, использует при этом понятия образа, действия, мотивации, отношений и др. Существует пять направлений деятельности практического психолога:

Психопрофилактика, подразумевающая работу по созданию благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки

Психодиагностика, важнейшей целью, которой является добывание психологической информации о человеке или группе,

Психологическая коррекция - целенаправленное воздействие на те или иные сферы психики клиента, ориентированное на приведение её показателей в соответствие с возрастной или иной формой;

Психологическое консультирование, целью которого является обеспечение человека необходимой психологической информацией и создание условий - в результате общения с психологом - для преодоления жизненных трудностей и продуктивного существования в конкретных обстоятельствах;

Психотерапия, направленная на оказание помощи клиенту в случаях серьёзных психологических проблем, не являющихся проявлениями психологических заболеваний.

1.3 Зачем человеку нужны психологические знания?

Вся деятельность человека сводится к взаимодействию с другими людьми, и от того, насколько успешно будет это взаимодействие, будет зависеть его положение в обществе, уровень жизни и внутреннее состояние человека. Если научиться находить подход к людям и добиваться от них нужных результатов можно успешно взаимодействовать в трудовом коллективе. Психологические знания нужны для оптимальной организации труда человека и его взаимодействия с машинами.

Психологические знания нужны для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений, умения управлять собой, чтобы грамотно определить для себя нужную роль в жизни, исходя из собственной оценки и выводов о ней, чтобы не позволять внешним факторам определять наше внутреннее состояние и наше миропонимание, чтобы не позволять манипулировать собой. Человек, владеющий психологией, более внимателен, наблюдателен, проницателен; понимает мотивы поведения человека; он может «прочитать» человека как открытую книгу, знает, что можно ожидать от человека, и самое главное, человек учится управлять своим телом: своими эмоциями, желаниями, чувствами, которые не всегда подвластны нашему сознанию, потому что когда у человека разработаны готовые модели реагирования на различные ситуации, все можно держать под контролем. Осознание необходимости владения психологическими знаниями напрямую связано уровнем образования, культуры и интеллектуального развития человека, То же самое касается стран и народов.

Больше всего профессиональных психологов готовят и используют именно в тех странах, которые находятся на более высоком уровне социального и экономического развития.

1.4 Зачем нужны психологические знания специалисту вашего профиля (экономисту, строителю, инженеру-экологу и т.д.)?

В последнее время требования к личности специалиста с высшим образованием резко изменились, если в прежние времена существовала практика обучения «молодого специалиста», то есть подразумевалось что после окончания ВУЗа специалист в течение некоторого времени еще мог проходить дополнительное обучение под руководством специально назначенного сотрудника, сейчас после окончания высшего учебного заведения специалист в полной мере уже должен рассчитывать на свои возможности и способности, уметь адаптироваться в новой обстановке, быстро и творчески решать поставленные жизнью проблемы. Умение ясно и доходчиво объяснить свою идею, построить взаимоотношения с людьми, быть понятым и приятным в общении, умение слушать, избегать конфликтов - являются одними из основных факторов успешной карьеры.

В полной мере это можно отнести к требованиям, предъявляемым инженеру. От того, как он сможет построить отношения с другими членами коллектива, зависит, насколько комфортно будет ему трудиться. Здесь знание психологии в первую очередь поможет сформировать нормальное профессиональное поведение.

Также инженеру, по роду своей деятельности, зачастую приходится общаться с совершенно разными по образованию, профессиональной и должностной принадлежности людьми: как рабочими, так и руководителями. Именно знания психологии смогут помочь ему оценить степень надежности коллеги, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к совместной работе. При этом, общение в профессиональной среде является не только процессом обмена информацией между сотрудниками, а является показателем эффективности экономической стабильности предприятия. Процессы принятия решения, планирование и контроль производства, обучение персонала и создание имиджа организации во многом зависят от эффективности процесса общения.

Психолого-педагогические функции являются одной из важнейших профессиональных обязанностей руководителя любого уровня, так как к руководителям часто обращаются с просьбой вмешаться в качестве третьей стороны в конфликты между коллегами и подчиненными. Руководитель также зачастую является наставником для молодых специалистов на производстве, и от того, сколько терпения и такта он проявит при разъяснении и подборе оптимального варианта обучения и адаптации сотрудника, может зависеть не только нормальная организация производственного процесса, но и будущая судьба человека.

Как показывает личная практика наилучших результатов в разрешении конфликтных ситуаций можно достигнуть, если внимательно выслушивать стороны конфликта, доброжелательно, вежливо и спокойно разговаривать с людьми, мимикой и жестами показывая свое искреннее внимание и сочувствие.

Знание своих психологических особенностей: рассудительность, аккуратность, внимание к мелочам, уравновешенный характер, профессионализм позволяют мне вырабатывать чувство уверенности в своих силах при разрешении сложных ситуаций, как в профессиональной деятельности, так и в межличностном общении, помогают рационально распределять время для выполнения определенных задач, прогнозировать сроки выполнения и рассчитывать временные затраты на их выполнение.

Хорошим специалистом я считаю человека, который хорошо осведомлен в собственных должностных полномочиях, ориентирован на имидж организации и ценности корпоративной культуры, имеет адекватную мотивацию и уровень индивидуальной готовности к самоорганизации и самореализации в производственном процессе.

Часть 2. Психология индивидуальности

Психика человека - это особая форма жизнедеятельности, субъективное отражение объективной действительности, на основе которой происходит взаимодействие человека с внешней средой.

Структура психики состоит из:

1) психических процессов,

2) психических состояний,

3) психических свойств.

Психический процесс - наиболее подвижная форма отражения действительности.

Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.

Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Все психические процессы подразделяются на:

1.познавательные - ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение;

2.эмоциональные - активные и пассивные переживания;

3.волевые - решение, исполнение, волевое усилие.

2.1 Какие познавательные процессы рассматриваются в психологии ?

Основными познавательными процессами являются:

- Ощущения , которые позволяют нам чувствовать конкретные явления и предметы вокруг нас. Ощущения могут быть зрительными, вкусовыми, осязательными, слуховыми, обонятельными, вибрационными. На основе ощущений возникает восприятие.

- Восприятие является процессом познания, сложной системой, при помощи которой личность имеет возможность ориентироваться в мире и обществе.

Очень важной частью является способность двигать, например, глазами, веками, руками, языком.

- Представление является психическим процессом, который имеет свойство отражать в сознании качество различных объектов. Существуют зрительные, музыкальные, интонационные, слуховые, речевые, фонетические представления.

- Воображение является процессом, при котором человек способен создавать образы, идеи и представления, манипулировать ими. Фантазия является разновидностью воображения.

- Мышление является познавательным процессом, который осуществляет возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи других познавательных процессов.

- Речь является процессом общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка, а также, воспринимать и понимать языковые конструкции. - Внимание является избирательным направлением восприятия на что-либо, позволяет ориентироваться вокруг себя, также оно входит во состав других познавательных процессов

- Память является системой запоминания, забывания и воспроизведения Память обеспечивает целостность личности. Большинство процессов просто не могут существовать без памяти. Память подразделяется на основные процессы - узнать, запомнить, сохранить, воспроизвести, забыть.

2.2 Чем ощущение отличается от восприятия?

Ощущение - это первичное звено познания - вкус, обоняние, осязание, слух и зрение - позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. психология поведение фрейд индивидум

Восприятие - процесс составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу несколько различных ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Результатом возникновения ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует определенный образ, состоящий из комплекса различных ощущений, тесно переплетенных между собой.

2 .3 Что такое воображение и представление?

Воображение - это психический процесс мысленного создания нового в форме образа, представления, идеи, действия, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, в том числе, представление отсутствующего объекта.

Воображение - (фантазия), психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций. Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Представление - образ ранее реально воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

2.4 Практическое занятие №1

2.4.1 Тест «Измерение концентрации внимания»

Инструкция: Перед вами десять трехзначных чисел, которые нужно найти среди чисел, расположенных внизу, распределенных по десяти столбикам.

Обязательно засеките время и посмотрите, сколько минут и секунд у вас заняло выполнение этого теста. Найденные числа рекомендуем отметить карандашом.

Время, затраченное мной на проведение теста на концентрацию и избирательность внимания, составило 2 минуты 14 секунд, что показывает хороший показатель избирательности внимания. Это помогает мне в выполнении чертежей с большим количеством графических изображений и текстового материала, позволяя замечать неточности и ошибки.

2.4.2 Как Вы считаете, какие профессии предъявляют повышенные требования к избирательности внимания

Избирательностью внимания называют возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии внешних помех. Это качество необходимо рабочим на конвейерах, сотрудникам охраны, авиационным диспетчерам и летчикам, хирургам, строительным рабочим.

2.5 Практическое занятие №2

2.5.1 Тест «Логические задачи»

Инструкция: Вам предлагается решить 10 логических задач, каждая из которых включает две логические посылки. Опираясь на эти логические посылки, надо решить, в каком соотношении находятся между собой буквы, стоящие под чертой (какая из этих букв больше, какая меньше), и отметить это при помощи знакови.

В результате выполнения теста мой результат 7 из 10 правильных ответов, что говорит о достаточно развитом логическом мышлении.

2.5 . 2 Основными особенностями процесса мышления являются обобщенность и абстрактность. Что это означает?

В основе образования понятий лежит процесс обобщения - мысленного объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или другие общие свойства.

Обобщение тесно связано с действием. В одну группу объединяются предметы, которые могут исполнять одинаковую функцию в практической деятельности. В качестве существенных признаков предмета выделяются те признаки, от которых зависит, «что с этим предметом можно делать».

Чтобы овладеть каким-нибудь понятием, необходимо отвлечься от всех случайных признаков и свойств отдельных объектов и сохранить только свойства, существенные для данной группы в целом. Этот процесс отвлечения от несущественных признаков и мысленного выделения одних лишь существенных особенностей данной группы объектов называется абстракцией. В процессе абстрагирования человек как бы "очищает"" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном отношении.

2. 5.3 Что такое понятие? Чем оно отличается от слова (словесного знака, имени)?

Когда мы называем отдельный предмет или группу предметов, например, мы одновременно думаем о каких-то чертах, свойствах этих объектов, об их облике, происхождении, отношении к другим объектам, все это включается в понятие о предмете. Слово - материальная действительность понятия.

Понятие не может существовать иначе, как воплотившись в слове. Слово выражает и закрепляет определенное понятие. Понятие может быть выражено одним словом (например, государство) или сочетанием слов (государственное право) Одно и то же понятие может выражаться разными словами, например, смелый - бесстрашный и одно и то же слово может выражать разные понятия «плита» на кухне или «плита» на стройке.

2. 5.4 Что такое конвергентное и дивергентное мышление?

В случае конвергентного мышления, человек полагает, что существует единственно верное решение, и пытается найти его, анализируя и выстраивая последовательную цепочку событий или фактов с помощью уже имеющихся знаний и логических рассуждений для того чтобы прийти к одному единственному верному решению.

Когда человек применяет стиль дивергентного мышления, его познавательная способность идет в разных направлениях, чтобы охватить как можно больше вариантов возможных путей к решению. Часто это приводит к нахождению абсолютно другого, оригинального решения. Таким образом, дивергентное мышление использует компоненты сознания, чтобы с помощью их создать новый вариант решения задачи.

2. 5.5 Приведите пример следующих операций мышления: анализ и синтез.

Анализ - это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. Он составляет первоначальный этап процесса познания.

Например: форма предмета цилиндр, материал - стекло, цвет - желтый, содержимое - вода. Для познания объекта в целом этого не достаточно, необходимо рассмотреть составные части в совокупности, т.е. осуществить второй этап процесса познания - синтез. Произведя в процессе синтеза соединение составных частей изучаемого объекта, можно определить объект как ваза для цветов.

2.5 .6 Какой тип мышления нужен в Вашей профессии? Почему Вы так считаете?

Для производственного цикла в нашей организации необходимо иметь наглядно-образное мышление, так как требуется оперировать в основном, образами, представлениями о каких-то объектах, например, определении мест установки оборудования, создание схем организации связи, определении трасс прокладки коммуникаций.

2.6 Практическое задание № 3

2.6.1 Тест- Опросник для самооценки терпеливости

Инструкция: Ответьте, согласны ли Вы с предложенными утверждениями. Если Вы согласны, то рядом с соответствующим номером поставьте знак «+», если не согласны, то знак «-».

Согласно подсчету баллов за ответы на вопросы мой показатель терпеливости равен 10 баллам, что является средней оценкой терпеливости.

2.6.2 Тест Самооценка силы воли

Инструкция: На приведенные 15 вопросов можно ответить: «да» (за это начисляется 2 балла), «не знаю» или «бывает» (начисляется 1 балл), «нет» (0 баллов). При ответе необходимо сразу ставить баллы.

Сумма набранных мной баллов равна 19, что говорит о средней оценке силы воли.

Большой процент студентов дневного отделения нашего института после первой сессии отчисляется из-за неуспеваемости. Как вы думаете, какие из механизмов волевого процесса у них «не срабатывают»:

а) внутренний план действий не формируется,

б) получение знаний (цель) не является ведущим мотивом,

в) слабость тормозных процессов (сиюминутные желания побеждают),

г) объективные причины невозможности достижения цели (плохое здоровье, недостаток знаний и т.п.)?

Расставьте эти причины в порядке убывания значимости (№1 - самая важная причина, №2 - менее важная и т.д.). Объясните, почему вы так думаете.

В моем понимании расстановка причин выглядит как:

1 слабость тормозных процессов (сиюминутные желания побеждают)

2 внутренний план действий не формируется

3 получение знаний (цель) не является ведущим мотивом

4 объективные причины невозможности достижения цели (плохое здоровье, недостаток знаний и т.п.)

Объяснением может служить, то что в этом возрасте еще продолжается процесс формирования и развития человека как личности. Развитие основных волевых качеств и самооценка у первокурсников еще недостаточно организованны, они легко пасуют?еред трудностями, легко поддаются чужому влиянию, часто поступают под влиянием сиюминутного порыва. В это время у них появляется много новых интересов, кроме обучения.

Проявляется тяга к развлечениям, к общению в компании сверстников, возникает интерес к другому полу.

При этом уровень их деятельности становится более сложным, требующим значительно больших усилий, большей самостоятельности и ответственности, взрослые ожидают от них более зрелого поведения. Все это создает трудности в управления своим поведением и развития у себя волевых качеств.

2.7 Практическое задание № 4

2.7.1 Вопросник Ч.Спилбергера, Ю.Л.Ханина . Ш кала ситуативной тревожности (СТ) и личностной тревожности (ЛТ)

Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами не задумывайтесь долго, поскольку здесь нет правильных и неправильных ответов.

По подсчитанным результатам таблицы №1 количество баллов составило Е1 - 13 баллов, Е2 - 30 баллов, СТ = 13 - 30 + 50 = 33 балла, что находится на нижней границе средней ситуативной тревожности.

По таблице №2 количество баллов составило Е1 - 29 баллов; Е2 - 22 балла, ЛТ = 29 - 22 + 35 = 41 балл, что находится в пределах средней личностной тревожности.

2.7.2 Какие первичные и вторичные эмоции вы можете назвать?

Эмоции бывают первичными и вторичными. Вторичные эмоции - это комбинации первичных эмоций. Кроме того, существуют разные степени эмоции. У одной и той же эмоции есть высоко продвинутые уровни и уровни, частично отклоненные или подавленные. Например, гнев, первичная эмоция, обладает очень сильной формой - яростью, и частично подавленной формой - негодованием.

Первичная эмоция: страх, гнев, тревога, радость

Вторичная эмоция печаль, отчаяние, униженность, жалость, волнение, нетерпение, тоска, ревность, мстительность, зависть, страдание.

2 .7.3 Какие этапы формирования вторичных эмоций, например, чувства обиды, выделяют психологи?

Обида формируется в результате последовательного осознания:

1. сформированного в результате общения ожидаемого поведения другого человека по отношению к себе

2. несоответствие поведения человека ожидаемой модели поведения

3. эмоциональной реакции на это несоответствие.

2.7.4 Что такое настроение, чувство? Чем они отличаются от собственно эмоций?

Чувства - это эмоциональный процесс выраженный в форме переживания, который отражает устойчивое отношение человека к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны и обусловлены системой ценностей ориентаций конкретного человека.

Чувства складываются на основе эмоций позитивных (любовь, юмор) и негативных (вина, ненависть).

Настроение - это процесс, отражающий обобщенную оценку того, как складываются обстоятельства и каковы чувства человека в данный момент. Настроения могут различаться по продолжительности; их устойчивость зависит от возраста человека, индивидуальных особенностей характера и темперамента, силы воли и других факторов.

2.7.5 Какая экспрессия (движения лицевых мышц, мимика) соответствует чувству тревоги и чувству обиды?

Тревога или волнение обычно выражаются "нервными" движениями: человек расхаживает взад-вперед, почесывает голову, щелкает пальцами и стискивает руки, морщит лоб, хмурит брови, стискивает зубы, оглядывается по сторонам.

Эти движения можно связать с сильным желанием решить насущную проблему: они помогают поддерживать необходимый уровень активности мозга, а также обеспечивают постоянную смену ракурса наблюдения за возможной причиной тревоги.

Для обиды характерны такие проявления как выпяченная нижняя губа, недоверчивый взгляд изподлобья, слегка прищуренные глаза, часто наполненные слезами, человек может вертеть в руках какую-нибудь вещь, чтобы справиться с эмоциями.

Язык тела зародился и развивался вместе с эволюционированием человека.

Согласно теории Дарвина, мимические движения образовались из действий, характерных для вида животных от которых произошел человек, а мимические выражения эмоций ранее были определенными реакциями на внешние раздражители, такие движения как оскаливание зубов при страхе - проявление оборонительной реакции, или ослабление лицевых мимических мышц при улыбке - проявление доверия.

2.8 Практическое задание № 5

2.8.1 Опросник Г. Айзенка

Инструкция: Ниже Вам предлагается ряд вопросов, а каждый из который Вы должны ответить только «да» или «нет».

Отвечайте сразу же, не раздумывая над вопросами, т.к. важна Ваша первая реакция.

Правильных и неправильных вариантов ответов здесь нет, т.к. исследуются некоторые личностные, а не умственные особенности.

По результату теста

Шкала лжи - 4 балла, что говорит об искренности ответов

Шкала экстраверсии-интроверсии - 9 баллов, показатель инторверта,

Шкала эмоциональной устойчивости (шкала нейротизма): - 11 баллов, среднее значение нейротизма (эмоциональной нестабильности)

Сопоставляя данные по шкалам 2 и 3, определяю, что мой темперамент можно отнести к чертам характерным флегматику: активность внешней деятельности небольшая, но выносливость, работоспособность достаточно высоки, сильный тип нервной системы; вследствие низкой подвижности нервной системы, трудное побуждение к действию, нужно найти мотив, заинтересовать его.

Низкая возбудимость ведет к неэкспрессивному, невыразительному поведению флегматика, уравновешенность - к ровному поведению.

2.8.2 Методика изучения структуры темперамента Я.Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)

Тест-опросник направлен на изучение трех основных характеристик типа нервной деятельности: уровня силы процессов возбуждения, уровня силы процессов торможения, уровня подвижности нервных процессов, так же рассчитывается показатель уравновешенности процессов возбуждения и торможения по силе.

Согласно полученным результатам:

1. Сила нервной системы по возбуждению 56 баллов

(норма от 25 до 49, 62 - выше среднего)

1. Сила нервной системы по торможению - 63 балла

(норма от 21 до 43, 61 - выше среднего)

1. Подвижность нервных процессов - 35 баллов

(норма от 24 до 48, 58 - выше среднего)

Согласно полученным результатам, сила моей нервной системы по возбуждению в пределах нормы ближе к верхнему, что показывает на хорошую способность быстро включаться в работу, достигать высокой производительности, иметь низкую утомляемость, высокую работоспособность и выносливость.

По уровню процессов торможения уровень выше среднего, что говорит о сильных нервных процессах со стороны торможения; быстрое реагирование ответным действиям, хорошая реакция, высокий самоконтроль, собранность, бдительность, хладнокровие в поведенческих реакциях.

По уровню подвижности нервных реакций моя нервная система находится в пределах нормы, не склонна к быстрым и легким переходам от одних видов деятельности к другим; решительность и смелость в поведенческих реакциях проявляется не регулярно, не склонна к работе в быстро меняющихся условиях.

Уравновешенность по силе А равна отношению силы по возбуждению Fд к силе по торможению

Fт: А = Fд / Fт

По проведенным вычислениям значение А= 0,88

По опыту известно, что уравновешенным человеком является тот, для которого значение A не выходит за пределы интервала 0,85 - 1,15, отсюда можно сделать вывод о моей уравновешенности.

Студент, пропустивший много занятий, узнав о дате экзамена, пытается расспросить о требованиях однокурсников, преподавателей или старшекурсников, это:

а) интроверт;

б) экстраверт;

в) холерик.

Данное поведение характерно для экстарвертов, это люди которые заряжаются энергией от других людей. Им нравится проводить время, общаясь с людьми, они больше доверяют информации, полученной от прямого контакта с человеком.

Студент, в аналогичной ситуации попытавшийся самостоятельно разобраться в материале по специальной литературе, это: а) интроверт; б) экстраверт; в) меланхолик.

Данное поведение характерно для интровертов, которые известны тем, что они любят во всем разбираться самостоятельно, предпочитая сначала оценить достоверность информации самостоятельно, не всегда доверяя информации, полученной от других людей.

Итоговое задание

Название методики

Измеряемые показания

Индивидуальный результат

Степень выраженности

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Измерение концентрации внимания

внимание

2 минуты 14 секунд

Логические задачи

Логическое мышление

Самооценка силы воли

Сила воли

Опросник самооценки терпеливости

терпеливость

Шкала тревожности

Ситуативная тревожность

Личностная тревожность

Тест Айзенка

Экстраверсия

Невротизм

Структура темперамента Я.Стреляу

Сила нервной системы по возбуждению

56 баллов

Сила нервной системы по торможению

63 балла

Подвижность нервных процессов

Тест Томаса - Киллмена

Соперничество

Сотрудничество

4 балла

Компромисс

7 баллов

Избегание

3 балла

Приспособление

4 балла

Согласно проведенных тестов, можно описать черты моей личности как серьезность и сдержанность. Я стараюсь избегать споров, ссор и скандалов (терпеливость 10 баллов, среднее значение, ложь - 4 балла среднее значение,). В большинстве конфликтных ситуаций склонна к соглашению с другой стороны, чтобы выйти из затруднительного положения _сила нервной системы по торможению - 63 балла, высокий уровень).

При этом я стараюсь держаться спокойно и уравновешенно, не проявляя каких-либо ярких эмоций, признаков согласия или не согласия.

Я стараюсь не принимать опрометчивых и поспешных решений, тщательно обдумываю то или иное действие, так мне свойственна выдержка, вдумчивость и рассудительность (экстраверсия - 9 баллов, среднее значение).

Для меня не характерны приступы ярости или агрессии (невротизм - 11 баллов, средне значение), стараюсь оставаться невозмутимой. В конфликтных ситуациях я склонна пойти на примирение (компромисс - 7 баллов, выше среднего), чтобы быстрее наладить отношения с другой стороной, я не люблю резких перемен в жизни перемен и расставаний из-за ссор.

В незнакомой ситуации или в новом коллективе мне нужно определенное время, чтобы адаптироваться, подружиться и присмотреться к окружающим его людям (личностная тревожность - 41 балл, среднее значение.)

Свой темперамент на основе теста Айзенка я определяю как типичный флегматик. Мне свойственны - медлительность, неторопливость, сдержанная жестикуляция и мимика, готовность выслушать чужое мнение и дать обдуманный совет.

В профессиональной деятельности я люблю последовательность и систематичность в работе (сила воли 19 баллов, среднее значение), не сразу включаюсь в новую работу.

Стараюсь не бросать незаконченную работу так как не люблю незавершенных дел. Я способна адекватно оценить свои способности, но иногда занижаю свои реальные возможности и способности. Не всегда бываю уверенной в своих действиях в силу скромности и нежелания хвастаться.

Также не всегда могу легко заводить новые знакомства, налаживать связи и приспосабливаться к новым людям. Но благодаря эмоциональной устойчивости и не конфликтности легко уживаюсь в коллективе со всеми типами темперамента.

Из полученных данных можно сделать вывод, что мне необходимо больше внимания уделять межличностным отношениям, умению работать в коллективе, чаще высказывать свое мнение (сотрудничество - 4 балла, низкий уровень) и стараться отстаивать его (соперничество - 4 балла, низкий уровень), если у меня есть твердая уверенность в его правильности и логичности.

Часть 3 . Мотивация как проявление потребностей личности

3.1 Направленность, ценности и смысл жизни

Источником активности человека являются его различные потребности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности. Мотив -- это то, что побуждает человека к деятельности, направляя его на удовлетворение определенной потребности. В качестве мотивов человеческой деятельности могут выступать как физиологические потребности, так и мысли, чувства и другие психические образования Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Мотивация -- это один из важнейших факторов (наряду со способностями, знаниями, навыками), который обеспечивает успех в деятельности. Хорошие перспективные планы и высокая организация работы малоэффективны, если не обеспечена заинтересованность исполнителей в их реализации, т.е. мотивация. Мотивация может компенсировать многие недостатки других функций, например, недостатки в планировании, но отсутствие мотивации практически невозможно чем-то компенсировать.

В мотивационной сфере выделяются:

- мотивационная система личности -- общая (целостная) организация всех побудительных сил деятельности, лежащих в основе поведения человека, которая включает в себя такие компоненты, как потребности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.;

- мотивация достижения -- потребность в достижении высоких результатов поведения и удовлетворении всех других потребностей;

- мотивация самоактуализации -- высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к наиболее полной реализации своего потенциала, в потребности самореализации себя.

Вопрос о мотивации раскрывается в терминологии известного американского психолога А. Маслоу. Согласно теории Маслоу, люди мотивированы для поиска личных целей, что делает их жизнь значительной и осмысленной. Мотивационные процессы являются сердцевиной гуманистической теории личности. Наиболее сильные мотивы образуют мотивационное ядро личности. Особенности этого ядра отображаются в направленности личности, которая является совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность человека как личности, она определяет устойчивые модели поведения человека.

Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. И в зависимости от того, каково содержание мотивов, различают различные формы направленности: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все они являются мотивами деятельности. Первичным побуждением человека является влечение , которое характеризуется неосознанностью цели действия. Желание представляет собой уже сформировавшуюся и осознанную потребность в чем-то определенном.

Стремление возникает при включении в структуру желания волевого компонента, а интерес есть познавательная форма направленности на предметы.

Интерес -- это эмоциональное проявление познавательных потребностей человека он выражается в положительном эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания, в желании глубже ознакомиться с объектом, приобретшим значимость, узнать о нем еще больше, понять его. Таким образом, интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Разностороннее развитие личности предполагает большую широту и разносторонность интересов при наличии основного центрального интереса. Устойчивыми будут интересы, наиболее полно выявляющие основные потребности личности и поэтому становящиеся существенными чертами ее психологического склада.

Интерес порождает склонность , т.е. направленность индивида на определённую деятельность. Основой склонности является потребность и желание человека заниматься той или иной деятельностью.

Идеал - то, к чему человек стремится, то, что является ориентиром достижения деятельности человека в будущем. По собственным идеалам человек оценивает о других людях.

Убеждения - это система осмысленных, пережитых и глубоко прочувствованных осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Когда эти знания образуют упорядоченную систему воззрений, то они называются мировоззрением человека.

Ценностные ориентации являются одним из элементов личности, в целом определяющих активность человека и избирательность его отношений. Человек направляет свою психическую активность лишь на те явления, предметы, вещи и тех людей, которые непосредственно его интересуют, отвечают его запросам, стремлениям, идеалам и убеждениям, удовлетворяют его потребности. Эти вещи, предметы, явления, люди приобретают для него ценностное значение, а отношение к ним выступает как ценностная ориентация.

В структуре ценностных ориентации принято выделять три основных компонента:

Когнитивный (познавательный) компонент содержит информационную составляющую: знания и убеждения человека, касающиеся данной ценности, оценку возможности изменения ценности в будущем;

Эмоциональный (аффективный) компонент отражает чувства, испытываемые субъектом к данной ценности.

Динамический , поведенческий компонент (конативный) отражает отношение человека к данному объекту как к ценности исходя из своих убеждений и стремится вести себя соответствующим образом.

Величайшей ценностью для индивида является сама его жизнь и имеет прочный биологический фундамент - инстинкт жизни, свойственный не только человеку, но и любому живому существу, обладающему более или менее развитой психикой. Потребность сохранить жизнь сталкивается с таким же желанием других людей, что приводит к столкновениям, конфликтам, войнам за ресурсы, т.е. за те блага, которые обеспечивают сохранение жизни и продолжение рода. Объединение групп людей, имеющих похожую мотивацию, приводит к обеспечению более надежных и благоприятных условий для сохранения жизни входящих в эти группы индивидов. Понимание индивидуумом ценности человеческой жизни создает предпосылки для осознания человеком смысла своей жизни, пониманию что смысл жизни человека не может быть сведен только к его физическому существованию как биологического организма, что жизнь человека будет невыносимой, если он не сможет себя реализовать себя как личность, потому что, совершенствуя мир, превнося в него высшие ценности: добро, справедливость, красоту, истину, свободу, человек совершенствуется сам. Отсутствие этой возможности зачастую приводит к самоубийству. В то же время смерть в защиту жизни других людей, самопожертвование наполняют смыслом бытие отдельного человека.

3. 2 Самоактуализация (А. Маслоу). Характеристики самоактуализирующейся личности

Для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self - actualization (англ.)

Развитие человека в этой теории представляется, как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в которых “высвечивается”, с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой - его познавательная природа, связанная с желанием человека стать тем, чем он может с использованием своих талантов, способностей и возможностей.

Человек от природы способен к самосовершенствованию, люди - сознательные и разумные создания, и сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества развития и самодостаточности.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованны в иерархическую систему доминирования.

Потребности в порядке их очередности:

Ё физиологические потребности;

Ё потребности безопасности и защиты;

Ё потребности принадлежности и любви;

Ё потребности самоуважения;

Ё потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.

В основе этой схемы лежит допущение, что потребности, расположенные с начальной строки этого списка, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать необходимость быть мотивированным к потребностям, расположенным выше. Следовательно, существует приоритет в удовлетворении потребностей.

...

Подобные документы

    Исторические этапы развития психологии как науки. Главные отрасли и процесс дифференциации современной психологии. Задачи и место психологии в системе наук. Основные направления психологии ХІХ в.: фрейдизм и бихевиоризм. Поведенческая концепция Скиннера.

    лекция , добавлен 12.02.2011

    Психологическая мысль в России в XVIII-XIX веках. Основные направления отечественной психологии XIX - начала XX вв. Возникновение и развитие советской психологии. Современное состояние психологии в России. Обусловленность развития социальными факторами.

    реферат , добавлен 23.07.2009

    История психологии как смена категорий: душа, сознание, поведение, психика. Радикальный поворот в учении о природе психики и поведения. Основные направления развития современной психологии: труда, медицинская, педагогическая, юридическая, возрастная.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2008

    Появление психологического знания, периоды его развития. Особенности развития психологии как самостоятельной науки. Размышления о душе в трудах древних мыслителей. Преобразование психологических знаний с середины XIX века до начала второй половины XX в.

    реферат , добавлен 20.10.2012

    Основные направления современной психологии Запада и проблемы психологии межличностного общения. Структура психики по Зигмунду Фрейду. Модель психической структуры личности в аналитической психологии Карла Юнга. Динамика человеческого поведения.

    курс лекций , добавлен 04.01.2011

    Объект современной психологии. Развитие и поддержка психологической науки. Интерес физиков к психологии. Отрасли современной психологии. Основы психологических знаний. Направления практической психологии. Общая психология и социальная психология.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Этапы развития психологии с древности до наших дней. Описание направлений и психологических школ. Выдающиеся ученые и их труды. Прикладные исследования в период первой мировой войны. Основные направления развития современной зарубежной психологии.

    презентация , добавлен 10.12.2013

    Психологические теории и направления, психоанализ и бихевиоризм, психоаналитическая теория. Становление современной психологии, классификация психических явлений. Особенности личности младших школьников, формирование мировоззрения в ранней юности.

    шпаргалка , добавлен 14.10.2009

    Закономерности развития истории психологии. Эволюция психологического знания. Системы психологических методов. Взаимосвязь психологии с другими науками. Структура современной психологии. Основные факторы и принципы, определяющие развитие психологии.

    контрольная работа , добавлен 11.11.2010

    Предпосылки выделения психологии как самостоятельной науки. Понятие о рефлексе. Эволюционная теория Дарвина. Психофизиология органов чувств. Метод свободных словесных ассоциаций Гальтона. Виды и функции эксперимента и его взаимодействии с теорией.