Дидактические упражнения и игры на занятиях по изобразительной деятельности. Дидактические игры по изобразительной деятельности

Необходимость использовать игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются "играючи", заметили и доказали великий педагог К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.Н. Водовозова. Большая заслуга в разработке проблемы принадлежит Е.А. Флёриной, Н.А. Сакулиной, Р.И. Жуковской, Е.И. Радиной, З.М. Богуславской и др.

В ряде психологических исследований, проведённых под руководством А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, обнаружено, что такие психические процессы, как ощущение (Г. В. Ендовицкая) , восприятие (З. М. Богуславская) , память (Л. И. Зинченко) , внимание (З. М. Истомина) , воображение (Г. Д. Лу-ков) , процессы мышления (А. В. Запорожец, З.В. Мануйленко, Я.З. Неверович) , протекают наиболее успешно в игре. А.Н. Леонтьев подчёркивает, что учебная деятельность дошкольников должна опираться на "неучебный контекст" деятельности, т.е. на цели и мотивы тех видов деятельности, которые развиваются раньше.

Исследование З.М. Богуславской, специально посвящённое изучению особенностей учения дошкольников, показало, что интерес, активное от-ношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей до 5 лет в том случае, если этот познавательный материал включён в игровую, практическую или изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают мотивы "конкретных действий". Причём игровые мотивы, как отмечает З.М. Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой другой практической продуктивной деятельности.

Всеми исследователями обучающий эффект игры объясняется ярко выраженным интересом детей к игре. Именно поэтому игру возможно использовать "…как механизм перевода требований взрослого в потребности самого ребёнка" (Л. И. Божович) .

Игра в дошкольном возрасте - один из любимых видов деятельности детей. В игре ребёнок смел, раскрепощён, может заново пережить события, особенно взволновавшие его. Такое переживание событий возможно потому, что в игре всегда присутствует воображаемая, мнимая ситуация (ситуация "как будто") . В игре ребёнок творит.

Возможность развивать у дошкольников творческие способности в игре и привлекает внимание педагога к этому виду деятельности детей, позволяет ему использовать игровые приёмы на занятиях по изобрази-тельной деятельности. Воспитатели, как правило, охотно применяют игровые приёмы в своей работе, но испытывают большие трудности в их самостоятельной разработке. На первый взгляд кажется, что создать такие приёмы несложно, но в действительности осуществление таких замыслов отличается однообразием; к ним ошибочно относят любой приём, вызы-вающий у детей эмоциональный отклик: песенки, потешки, применение наглядности и т.п.

Причин этому явлению может быть несколько, но самая существен-ная из них - незнание воспитателем особенностей игровых приёмов обучения. Вероятно, поэтому при их разработке и применении за основу интуитивно берутся не особенности игровых приёмов, а эмоциональный отклик на них детей как наиболее яркий и относительно легко прояв-ляющийся результат такого воздействия.

Чем же нужно руководствоваться воспитателю, придумывая и приме-няя игровые приёмы? Прежде всего необходимо знать их существенные особенности, уметь отличать от других методов и приёмов обучения. Это позволяет воспитателю создавать подлинно игровые ситуации в процессе организации художественной деятельности детей. Кроме того, при прове-дении игр учитываются знания детей об окружающем, их интерес к раз-личным явлениям жизни. Педагог может придумать игру, действительно интересную детям. Важно также знать и учитывать игровой опыт детей, их умение играть. Наконец, воспитателю надо чётко представлять себе, какие конкретные задачи решаются на занятиях при использовании того или иного игрового приёма. Рассмотрим эти условия более подробно.

Итак, какова же специфика игровых приёмов обучения? Игровые приёмы обучения, как и другие педагогические приёмы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает педагог, и этим она отличается от свободной игры. Игра на занятии должна быть похожа на настоящую игру. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача.

Игровая задача - это определение цели предстоящих игровых дей-ствий педагогом или детьми. Например, воспитатель предлагает детям: "Построим мишке домик", "Позовём Петрушку в гости", " Подумайте, как можно помочь зайчику перебраться через речку". Включаясь в предлага-емую игровую ситуацию, дети сами ставят игровые задачи. В процессе использования игрового приёма может увеличиваться количество игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового замысла.

Иногда педагог в начале занятия ограничивается лишь постановкой игровой задачи ("Испечём куклам оладушки") , а затем продолжает обыч-ную учебную работу. Получается, что детям "пообещали" игру, но игра не состоялась. Произошло это потому, что в таком игровом приёме не оказалось самого главного - игровых действий, через которые осуществ-ляется любая игра. Поэтому игровые действия являются непременным, одним из важнейших признаков игровых приёмов обучения. С их помо-щью и решается интересная для детей игровая задача. Так, чтобы помочь зайке перебраться через речку, дети делают лодочки (аппликация) , "сажают" в них зайчиков, "плывут" по реке, "выбираются" на берег. Лодки с "кривыми парусами" могут перевернуться, в них "зайцы не хотят садиться". Дети "ремонтируют" такие лодки и т.п.

Важно, чтобы дети были активны при выполнении игровых действий. Это развивает у них творческие способности.

Необходимым условием активности детей является определённый за-пас знаний, наличие ярких впечатлений о данном явлении. В этих случа-ях дети увлечены происходящими на занятии событиями, придумывают игровые действия и способы их выполнения.

В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситу-ация "как будто" (А. Н. Леонтьев) . Смысл действия соответствует реаль-ному ("Зажечь огни на ёлке"…) , а операция, реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся материалом (мазки кистью и красками на бумаге) . В этих условиях несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и рождается воображаемая ситуация.

Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим внеш-ний рисунок продуктивного (имитируемого) действия (машет руками, как птица крыльями и т.п.) ; изобразительным действием (ритмичные движе-ния кистью - мазки, изображающие снегопад) ; звукоподражанием (я -шофёр, я везу кирпич на стройку… би-би-би) .

Таким образом, игровые приёмы - это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Необходимо сказать о содержании игровых задач и игровых при-ёмов. Придумывая игровые приёмы, педагоги часто ориентируются только на интерес детей к игре. Действительно, ребята обычно откликаются на любое игровое воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть на занятии. Но нередко интерес детей неустойчив, носит сиюминутный характер, так как определяется новизной атрибутики или необычностью самой игровой ситуации.

Наиболее часто это проявляется при использовании игровых приёмов с целью мотивировки задания. Например, детям предлагается выполнить рисунок, аппликацию для каких-то игровых персонажей. Но потому, как скоро они забывают об этих персонажах, отвлекаются в процессе работы, мало интересуются полученными результатами, видно, что возникший у них интерес неглубок и неустойчив. Это объясняется тем, что в опыте детей интересной для них информации, помогающей понять и принять связь содержания изображения с тем, для кого они предназначены.

Интерес детей, как правило, проявляется в детских играх. Соответ-ственно у детей есть любимые игрушки, игры, персонажи. Поэтому со-держание игры и применение игровых приёмов часто зависят от состава детей в группе и их любимых игрушек.

В этой связи интересен такой факт: воспитатели нередко приносят на занятия новые игрушки, считая, что детям они будут более интересны. И действительно, ребят привлекает новизна. Однако оказалось, что наиболее эффективные игровые ситуации возможны со знакомыми, любимыми иг-рушками, так как с ними связано много переживаний, возникающих в естественных играх. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание выполнить работу.

Регулярное применение игровых приёмов без учёта знаний детей приводит к потере у них интереса к таким занятиям, а у воспитателей вызывает чувство неудовлетворённости и ненужности игровых приёмов в обучении. Поэтому, продумывая содержание игровых приёмов, нужно использовать опыт детей своей группы, полученный на разных занятиях, в играх, бытовой и трудовой деятельности, ситуациях, имевших место в данном коллективе, а в индивидуальной работе - и опыт конкретного ребёнка.

При разработке и применении игровых приёмов учитываются также и уровень игры детей данной возрастной группы, и мотивы игры, т.е. характер тех явлений, событий, которые интересны детям этого возраста и которые они стремятся "пережить" в игре. У самых маленьких детей это мир разнообразных предметов и действия с ними, у более старших - люди и их действия с предметами, а затем взаимодействие, взаимопони-мание людей. Ориентируясь на основные побудители игры на данном этапе развития детей, воспитатель придумывает соответствующие игровые приёмы, игровые задачи и действия. В работе с малышами более эффективен приём, включающий игровые действия с игрушкой (катает вылепленную машинку) , с более старшими детьми - выполнение той или иной роли и соответствующих действий (в роли шофёра перевозит пассажиров на машине, делает остановки и объявляет их названия, общается с пассажирами и т.п.) .

Придуманные интересные игровые действия должны быть доступны детям по способу выполнения. Игровые задачи можно представить в ви-де развёрнутых действий (имитационные движения) или более обобщён-ных движений (жест, слово) . Если их выполнение по какой-то причине недоступно ребёнку, то воображение его не будет разбужено, т.е. творче-ские элементы будут отсутствовать, хотя внешне ребёнок может выгля-деть и внимательным, и заинтересованным.

Если детей больше интересуют взаимоотношения людей, то способы игровых действий могут быть более обобщёнными, условными, выражен-ными жестом и даже обозначенными только словом. Поэтому в играх часто применяется такой игровой приём, как диалог игровых персонажей между собой, с детьми, педагогом.

Использование игровых приёмов зависит и от материала, который использует педагог. В зависимости от игровых умений детей воспитатель предлагает им объёмные и плоскостные предметы, игрушки, предметы-заместители или воображаемые предметы.

При разработке игровых приёмов важно думать не только о со-держании, соответствии их логике и смыслу реальных жизненных ситуа-ций, но и логике игровых действий. Иначе эти приёмы надуманны, не-естественны. Игровой приём будет тем интереснее и эффективнее, чем разнообразнее по содержанию игровые действия. Хорошее знание воспи-тателем содержания отражаемых явлений, возможной логики развития со-бытий важно для быстрого придумывания разнообразных игровых задач, соответствующих им игровых действий и является основой для крайне необходимой педагогу игровой импровизации в условиях занятий. Этого требует порой непредвиденное развитие рисунка, неожиданное качество детской работы.

Необходимо, чтобы сам воспитатель эмоционально и заинтересованно (как дети) реагировал на происходящее, проявляя самые разнообразные чувства: удивление, восхищение, радость или сочувствие, огорчение, печаль (соответственно содержанию изображаемой ситуации) . При этом следует помнить о чувстве меры в их проявлении, разумном сочетании игровых и деловых отношений, плавном, незаметном переходе от игры к прямому обучению и наоборот, то есть необходима культура выражения чувств.

Воспитателю следует помнить, что игру на занятии он использует не ради развлечения, а с целью руководства художественной деятельностью, с тем, чтобы процесс обучения был радостным, способствовал развитию чувств, воображения, творчества. Поэтому игровые приёмы обучения должны быть нацелены на решение конкретных задач занятия и соот-ветствовать этим задачам. Игровые приёмы не следует усложнять из-лишней атрибутикой и игровыми действиями. Педагог должен чётко представлять дидактические задачи, возможности и способы их решения в условиях применяемой игровой ситуации, только в этом случае по-следняя выступает как эффективный приём обучения.

Какие же игровые приёмы можно использовать при руководстве изобразительной деятельностью?

Игровые приёмы выбираются педагогом с учётом особенностей игры детей, логики её развития, с одной стороны, и особенностей изобрази-тельной деятельности - с другой. Только в этом случае руководство бу-дет безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при ру-ководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно быть по возможности незаметным для ребёнка, бережным в смысле со-хранения детских чувств, настроения.

Все игровые приёмы условно можно разделить на две большие группы:

  • сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр;
  • сюжетно-игровые ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.

Рассмотрим сначала, как игровые приёмы дифференцируются по ха-рактеру игрового материала.

Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссёрских игр развёрты-ваются по поводу игрушки, каких-либо предметов, бросового материала и других объёмных или плоскостных предметов. Ребёнок и воспитатель действует с ними, как в режиссёрских играх. Другие игровые ситуации этого типа развёртываются по поводу рисунка (рисованное изображение более условно, и возможности активного действия с ним более ограни-ченны) . Дети и воспитатель действуют одновременно в том и другом случае и как сценаристы, и как режиссёры, и как актёры.

Приём обыгрывания предметов или игрушек (объёмных и плоскост-ных) , картин-панорам, природного и бросового материала очень распро-странён. Обыграть можно даже изобразительный материал (кисточки, краски, карандаши и т.п.) . Ведь с кисточкой, карандашами можно совето-ваться, разговаривать, учить их рисовать ("бегать" по ровненькой дорож-ке, "кататься" с горки, "прыгать" как зайчик, "ходить как медведь и т.п.) .

В процессе использования этого приёма воспитатель ставит перед детьми игровые задачи, побуждает к их принятию и к самостоятельной постановке. Игровые действия могут быть самыми разнообразными по содержанию и способу исполнения: узнать, что случилось (беседа, диалог) ; пожалеть, погладить, "посыпать зёрнышек" (жест) ; имитация движения с игрушкой.

Приём обыгрывания игрушек, предметов принимается детьми, так как учитывает присущий ребёнку интерес к предметам и действиям с ними.

Используя этот приём, можно учесть постепенно изменяющиеся, усложняющиеся с возрастом и развитием интересы детей. Это те интере-сы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его действиям (мама, бабушка, врач и т.п.) ; сказочным персонажам, популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми образами, геро-ями.

Поэтому такой приём (обыгрывание игрушек) вполне может быть ис-пользован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у старших дошкольников превалирует интерес к общению людей, взаимо-действию их между собой. Это обязательно надо учитывать при обыг-рывании игрушки (предмета) .

Какие задачи руководства изобразительной деятельностью можно решить с помощью этого приёма (обыгрывание игрушек) ?

Как правило, такой приём используется непосредственно перед нача-лом занятия или в первой его части в процессе беседы, направленной на формирование замысла будущего рисунка (аппликации) . Обыгрывание игрушек (предметов) помогает привлечь внимание к изображаемым пред-метам; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей ра-ботой; объяснить приёмы изображения; рассмотреть, обследовать изобра-жаемый предмет.

Другой приём - обыгрывание изображения. В зависимости от того, обыгрывается законченное или ещё незавершённое изображение, следует различать обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сю-жетно-изобразительную игру с незаконченным (создаваемым) изображе-нием.

Что представляет собой приём обыгрывания готового (завершённого) изображения?

Как правило, этот приём применяется по окончании рисования. Полу-ченное изображение используется при этом как своеобразный игровой предмет.

Таким образом, содержание игровых действий определяется содержа-нием действий, осуществляемых с этим предметом в реальной жизни. А способы выполнения этих действий могут быть различными, в большей степени они зависят от того, является изображение объёмным или плос-костным. Например, если воспроизводится рисунок движения, воспитатель берёт в руки поделку, выполненную детьми, и воспроизводит ритм, тра-екторию движения (зайчик скачет, самолёт летит) . Рисунок можно обыг-рывать с помощью игрушек. Например, на нарисованную поляну с травой и цветами прискакал зайчик, пробует вкусную сочную траву; пчела са-дится на красивые цветы, которые нарисовали дети, и т.п. С помощью речи, диалогов передаются взаимоотношения между изображёнными пер-сонажами. Иногда игровые действия внешне выражаются только в слове. Например, дети нарисовали осенний парк. Педагог предлагает им как будто бы пойти погулять по дорожкам, посидеть на поляне, послушать птиц, спрятаться за кустик и т.п.

Взрослому при использовании этого приёма очень важно думать, ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения дей-ствия более интересны и доступны детям. Малышам будет полезно наблюдать, как на травке, нарисованной ими, появляется зайчик-побегайчик, как он бегает по травке, пробует самую сочную, зелёную, гу-стую; огорчается, если трава негустая (дождик не полил, плохо выросла) ; прячется в травке и т.п. маленькие дети с удовольствием обыгрывают свои рисунки после занятия, используя мелкие игрушки. Самые старшие дети могут "путешествовать" на волшебном корабле, перемещаясь в раз-ные времена года и даже на другие планеты.

Специально организованное обыгрывание детских работ позволяет пе-дагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку. Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и сла-бые стороны, помогали вскрывать причины неудач и успехов. Даже са-мые маленькие дети понимают, почему колобок "скатился" с нарисован-ной дорожки и заблудился в лесу, - дорожка получилась кривая. При таком анализе никто из детей не обижен, более того, они не только по-нимают, что у них не получилось, но охотно повторяют изображение, исправляя ошибку.

Педагог может использовать и такой приём, как обыгрывание неза-конченного (ещё только создаваемого) изображения. Его можно назвать сюжетно-изобразительной игрой. Этот приём направлен на руководство процессом изображения, и потому он как бы сопровождает его. Воспита-тель ставит следующие задачи: игровой анализ создаваемого образа, дальнейшее развития замысла детей, стимулирование изобразительного способа его воплощения.

Способы выполнения игрового действия в этом случае разнообразны. Они могу быть выражены словом. Процесс использования этого приёма представляет собой, по существу, постановку детям разнообразных игро-вых задач, побуждение к их принятию и самостоятельной постановке новых. Вследствие этого происходит частично совместное, частично са-мостоятельное развитие сюжетно-игрового замысла. Игровой приём сти-мулирует не только совершенствование замысла, но и выполнение его специфическими, изобразительными средствами. Таким образом, стимули-руется изобразительное творчество.

Поэтому существенной особенностью этого приёма является совпаде-ние ряда игровых действий с собственно изобразительными, последним придаётся игровой характер.

В зависимости от сложности создаваемого изображения различаются игровые упражнения, сюжетная игра с предметным изображением, изоб-разительно-игровое инсценирование сюжета. Принятие детьми игрового упражнения обусловлено интересом к содержанию отражаемого действия, а также к ритмическим повторам движений. Данный приём можно использовать для упражнения детей в отдельных изобразительных действиях с целью формирования изобразительных навыков. Например, дети "нашивают" на платье бусинки, круглые и овальные; "кладут" на тарелку огурцы, большие и маленькие; "застёгивают" пуговицы на платье и блузке.

В игровых упражнениях внешний рисунок изобразительно-игрового действия по ритму, направленности нередко совпадает с рисунком про-дуктивного (изображаемого) действия: падает снег, скачет зайчик, текут ручьи и т.п.

В тех случаях, когда выполняется более сложное изображение пред-мета (не сюжета) , сюжетно-изобразительная игра приобретает развёрнутый характер, а создаваемый рисунок (аппликация) как бы включается в во-ображаемый игровой сюжет, развёртывающийся по поводу выполняемого рисунка.

Воспитатель предлагает игровые задачи, решение которых позволяет ребёнку обогатить замысел, сделать изображение более выразительным. Увлечённый игрой, ребёнок уже сам ставит новые игровые задачи, решая их изобразительным способом. Процесс такого совместного обыгрывания образа, связанный с его анализом, направлен на выявление возможностей детей.

При выполнении сюжетного рисунка (аппликации) игровой приём стимулирует воплощение сюжета в основном изобразительно-игровыми действиями. Например, дети, рисуя на тему "Парк", "сажают" деревья, цветы, "прокладывают" дорожки; в парке "растёт" трава, туда "прилетают" птицы.

В руководстве изобразительной деятельностью возможно применение другой группы игровых приёмов с ролевым поведением детей и взрослых. Детям предлагают роль художников, фотографов, строителей, продавцов, покупателей; младшим детям - роль зайчиков, медведей и т.д. любой приём, в котором дети, взрослые выступают в той или иной роли (зайчики, птицы, волшебники и т.п.) , относится к этой группе.

Выделение игрового приёма с элементами ролевого поведения обу-словлено особенностями развития игры. Однако в той или иной роли ребёнка привлекают или разнообразные действия человека (игрового пер-сонажа) , или взаимоотношения. В зависимости от этого строится и со-держание игрового приёма. Учитывая знания детей, их интересы, предпо-чтения, уровень игры в группе, воспитатель разрабатывает эти игровые приёмы.

Сначала педагог вызывает у ребят интерес к роли, желание принять её. Старшим детям накануне занятия можно показать сервиз для кукол, из которого малыши растеряли часть посуды. Теперь они ссорятся, когда играют: им хочется поиграть с посудой, а на всех не хватает. Воспитатель предлагает дошкольникам подумать, как можно помочь малышам. После самостоятельного или подсказанного решения вылепить посуду детям можно предложить поиграть в мастеров. В процессе работы мастера могут советоваться друг с другом и смотреть на работу других, если в этом есть необходимость. Воспитатель, руководя процессом, может иногда брать на себя роль главного мастера и от его лица советовать, оценивать, помогать детям. На выставке поделок в конце занятия мастера рассказывают о своей посуде, оценивают поделки других детей, решают, у кого они хотели бы поучиться, и т.п.

Выполнение детьми учебных и творческих заданий, предъявляемых педагогом требований является непременным условием достижения при-нятых ими игровых целей.

Все вышеизложенные приёмы сочетают в себе основные признаки игры и своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого они близки и понятны детям, не нарушают естественности изобра-зительного процесса. В реальном процессе обучения используются в раз-личных сочетаниях все виды игровых приёмов.

Картотека дидактических игр по изодеятельности

для средней группы

Дидактическая игра «Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.
Материал: карточки с разными цветами.
Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.
Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

Дидактическая игра «Веселые краски»

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,«-», «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».

Дидактическая игра «Гусенички»

Цель. Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры. Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеничку холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеничку со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок.

Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.

Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Дидактическое упражнение «Нарисуем, как расположены тарелки на столе»

Цель: упражнять детей в рисовании округлых и овальных форм, развивать умение различать предметы по величине от большой к маленькой.

Для выполнения упражнения детям дают трафареты с прорезями трех кругов разной величины и прорезями трех овалов, расположенных между кругами. Овалы также разного размера, к ним пририсованы ручки.

Ход игры: Педагог говорит: «Дети, к нам в гости пришли три медведя. Давайте мы их угостим. Для этого нам нужна посуда: тарелки и ложки». Педагог показывает детям трафареты и предлагает обвести круги и овалы, а затем дорисовать к овалам ручки, чтобы получилась ложка.

После выполнения задания медведи вместе с детьми смотрят, как выполнена вся работа, сравнивают с реальной сервировкой на столе, где расположены тарелки и ложки. Здесь же можно уточнить, с какой стороны тарелки расположена ложка.

Дидактическая игра «Собери и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Ход игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Дидактическая игра «Нарисуй теплую картинку»

Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.

Ход игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?

Дидактическая игра «Расписные лошадки»

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

Дидактическая игра «Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Ход игры: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

Дидактическая игра «Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Ход игры: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

Дидактическая игра «Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

Дидактическая игра «Собери пейзаж»

«На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию

Подбор видов игр и самих игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью:


- творческие
- сюжетно-ролевые




- игры-задания
- игры – соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью.

На занятиях изобразительной деятельности возможно использование следующих видов игр:

Дидактические игры и упражнения
- творческие
- сюжетно-ролевые
- игры на развитие мелкой моторики рук
- игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы
- игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий,
- игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства
- игры-задания
- игры – соревнования.

Дидактические игры и упражнения

1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры, листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет, раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
3. «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
4. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет
5. «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый, коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
6. Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
1)Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
2) На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
3) «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
4)После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
7. «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и становятся в круг;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков: малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
8. Хоровод цветов (плясовые движения под музыку).
Оборудование: цветовой круг, разноцветные ленточки, аудиозапись «Мельница», муз. Т.Ломовой; «Дружат дети всей Земли», муз. Д. Львова-Компанейца и др.), вместо ленточек могут быть шапочки с разноцветными полосками (ободочками).
Дидактические игры на занятиях по изо- деятельности в детском саду.
Иногда объяснить ребенку какой-то материал бывает очень сложно. И конечно еще сложнее объяснить его так чтобы он его запомнил. И здесь на помощь воспитателю приходят дидактические игры. Они применяются в образовательном процессе с самого начала обучения ребенка рисованию.
9. Игра «Цветные картинки
Цели:
-формировать умение анализировать цвет предмета;
- учить узнавать и называть цвет;
- учить группировать предметы по общему признаку
Материалы: цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Для прочности корзинки и фигуры собак обклеены с двух сторон скотчем.
Ход игры:
- Спросить, какого цвета корзинки?
- Какого цвета бантики у собак на шее?
- Рассадите собак в корзинки так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом бантиков у собак; в красную корзинку-только собаки с красными бантами, в желтую-только с желтыми и т. д.
10. Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.
Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение
11. Игра «Кони расписные»
При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
12. Игра «Волшебный пейзаж»
Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью.
13. Игра «Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру

Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
14.Игра «Разложи и сосчитай матрешек»
Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их
15. Игра «Матрёшкин сарафан»
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Творческая игра «Свет и тени»


Цель:
- воспитание у обучающихся интерес к различным явлениям природы;
- умение видеть красоту окружающих предметов при конкретном освещении (искусственном, направленном, дневном, солнечном).
Задачи:
- научить обучающихся передавать в изображении освещенные и теневые стороны предметов изображения (мяч, коробка и др. предметы).
Художественные способности: развитие пространственного мышления, внимания, наблюдательности, умение видеть и передавать контраст.
Знания, умения и навыки: движение Солнца и Луны по небосводу вокруг Земли, навыки работы с контрастным светом (свет и тени); смешивание красок на палитре.
Художественные и наглядные материалы: бумага, гуашь, кисти, таблица движения планет, репродукции с изображением ночи, солнечного дня и пасмурного дня (Н.Крымов, И.Левитан, А.Куинджи, К.Моне «Восход солнца»).
Этапы работы: Детям в течение нескольких дней предлагается понаблюдать, когда они идут в детский сад или домой за Солнцем и Луной, как меняется освещение, как ведут себя птицы, цветы, деревья и т.д. На прогулке дети наблюдают, как меняется цвет падания тени от предмета и какой цвет предмета в зоне его освещения. В качестве упражнения дети могут нарисовать несколько предметов при разном освещении. Детям обязательно необходимо проговаривать свое отношение к тому или иному цвету, оценивать свои ощущения при восприятии этого цвета, и педагог непременно должен спрашивать ребенка, почему он так чувствует.

Сюжетно-ролевые игры


1. Игра "Следствие ведут знатоки"
По описанию примет «пропавшей из музея картины (скульптуры)» знатоки искусства ищут среди репродукций на доске нужную картину. Описание делает «хранитель музея». Дополнительные сведения могут сообщать «свидетели» – обучающиеся класса.
2. Игра «Поможем подобрать краски художнику»
Материал: небольшие прямоугольники разных цветов и оттенков (5-6 цветов) несколько штук.
Ход игры: на середине стола «краски» (разноцветные прямоугольники). Рассказ о художнике-пейзажисте, который решил нарисовать картину о лете. «Задумал художник нарисовать лето. Он решил изобразить луг с пёстрыми цветами, за ним густой лес и быструю речку. А над ними высокое ясное небо».
Предложить детям подумать, какие краски понадобятся художнику для картины, и подобрать их для него. Дети подбирают «краски» и рассказывают, что какой краской изобразит художник.
Рассказ о другом художнике, который задумал изобразить осеннюю рощу с клёнами, берёзами, рябинами, тонкими осинками. А рядом с лесом - опустевшее поле, с которого уже убрали урожай.Дети подбирают «краски» для осеннего пейзажа и говорят, что художник поле нарисует коричневой краской, а листву на деревьях – жёлтой, оранжевой, красной.
В одном из описаний картины следует упомянуть о небе при закате или восходе солнца.
Аналогично можно описать зимнее утро, картину цветущей весенней природы.
3. Игра «Художественный салон»
Дети рассматривают, выставленные в «художественном салоне» репродукции, желающие - «покупают» понравившиеся. Тот, кто приобрёл наибольшее количество картин, имеет право оформить выставку.
Основное правило: картина «продаётся» в том случае, если ребёнок назвал художника или жанр, для чего он хочет приобрести картину (в подарок, для украшения дома) и т. д.
Вопросы для продавца: сюжет картины, какое настроение, почему понравилась и другие.
«Купивший» большее количество картин, оформляет выставку и получает роль продавца картин.
4. Игра «Выставка картин»
Двое обучающихся оформляют выставку картин, отличных по содержанию и жанру. Остальные дети придумывают рассказ от имени экскурсовода по следующему плану:
Почему эти произведения размещены так? (общая тема или один жанр)
Какое произведение понравилось и почему?
Что особенно живописно показал художник? Каким образом? (цветом, построением, передачей настроения)
«Лучшим оформителем» становится тот, кто удачнее расположил картины, подобрал их по теме, жанру, цветовому сочетанию. «Лучшим экскурсоводом» - составивший наиболее интересный и последовательный рассказ по картине и верно ответивший на вопросы детей, а задавший самый интересный вопрос получает звание «Лучший зритель».

Игры на развитие мелкой моторики рук


1. Самомассаж пальцев и ладоней с помощью шестигранного карандаша.
Карандаш в руках катаю (прокатываем карандаш между ладонями)
Между пальчиков верчу (Прокатываем карандаш между указательным и большим пальцами)
Непременно каждый пальчик (Прокатываем карандаш между большим и средним пальцами)
Быть послушным научу (Прокатываем между большим и безымянным пальцами, а затем между большим пальцем и мизинцем)
Упражнение проделывается левой и правой рукой.
2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять (Удары по столу пальчиками
обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая - с большого пальца)
Вышел дождик погулять. (Беспорядочные удары по
столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке, («Шагают» средним и указательным пальцами обеих рук по столу)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке: (Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
«По газону не ходить!»
Дождь вздохнул тихонько: (Часто и ритмично бьют
в ладоши)
- Ох! (Один хлопок)
И ушел. (Ритмичные хлопки по столу).
3. Пальчиковая гимнастика «Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
(Грозят пальчиком)
(Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.)
(Делают хватательное движение обеими руками.)
(Снова «плывут».)
4. Пальчиковая гимнастика «Подарки»
Дед Мороз принес подарки: Буквари, альбомы, марки, Кукол, мишек и машины, Попугая и пингвина,
Шоколадок полмешка
И пушистого щенка!
Гав! Гав!
(Дети «шагают» пальчиками по столу.)
(На каждое произнесенное название подарка загибают по одному пальчику сначала на правой, потом на левой руке)
(Делают из пальчиков правой руки мордочку щенка, согнуты средний и указательный пальчики - «ушки».)
5. Пальчиковая игра «Я художник»
Я взял бумагу, карандаш, Нарисовал дорогу.
(Поворот ладони левой руки к себе, пальцы вместе - «лист бумаги». Указательный палец правой руки - «карандаш», провести пальцем по левой ладони линию - «дорогу».)
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом, Налево сад...
В лесу двенадцать кочек.
На ветках яблочки висят,
И дождичек их мочит. Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Уф! Свой рисунок приколол -Совсем неплохо вышел!
(Руки сжаты в кулаки, большой палец и мизинец
каждой из них слегка оттопыриваются в стороны,
показывая рога быка и коровы. Дети произносят:
«My-у!..»)
(Пальцы складываются домиком.)
(Кисти рук скрещиваются в запястьях - «деревьях»,
шевелить раздвинутыми пальцами-«ветер раскачивает ветки»).
(Указательным пальцем правой руки рисуют кисточки на левой ладони)
(Встряхивание кистей - имитация капель дождя.)
(Левая рука сжимается в кулак и кладется на
приподнятую вверх ладонь правой.)
(Левый кулак медленно разжимается, пальцы
с напряжением тянутся вверх.)
(Правая рука разглаживает воображаемый рисунок - поднятую в вертикальном
положении левую ладонь. Улыбка удовлетворения на лице).
6. Массаж пальцев «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять -Вышли пальцы погулять.
(Поочередно соединять пальцы подушечками) (Хлопки в ладоши).
Этот пальчик самый сильный
Самый толстый и большой
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Избалованный он самый.
А мизинчик, хоть и мал,
Очень ловок и удал.
Раз, два, три, четыре, пять -
Вышли пальцы погулять. Погуляли, погуляли
И домой пришли опять
(Поочередный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне левой руки (При повторении-правой руки) начиная с большого.)
(Интенсивно растереть кисти
(Энергично встряхивать кистями рук.)
7. Пальчиковая игра «Осенний букет»
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листья тополя
Листья осины,
Листья дуба
Мы соберем
Маме осенний
Букет отнесем
Песню осеннюю
Маме споем
(Сжимаем и разжимаем
кулачки.)
(Загибать поочередно
пальцы: большой,
указательный, средний,
безымянный, мизинец.)
(Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладошки)

Игры и упражнения на выполнение изображений из готовых фигур геометрической и произвольной формы .


Данные игры и упражнения способствуют пониманию конструктивных особенностей формы предметов, формируют умение сопоставлять, находить оптимальные решения, развивают мышление, внимание, воображение.
1. Составьте изображения отдельных предметов из геометрических фигур.
Используя изображенные на доске геометрические фигуры, обучающиеся в альбомах рисуют предметы (как вариант этого упражнения - индивидуальные задания каждому обучающемуся).
2. Составьте композиции из готовых силуэтов «Чья композиция лучше?».
Из готовых силуэтов составьте натюрморт. Игра может проводиться в виде соревнования двух (трех) команд. Работа ведется на магнитной доске. Игра развивает композиционное мышление, умение находить оптимальные решения.
3. Игра-головоломка.
Составьте из геометрических фигур изображения животных «Фантастическое животное, птица, рыба». Задание носит творческий характер.
4. Дополните изображение нитепечатанием.
Обучающиеся получают два одинаковых изображения. Варианты задания: дополнить изображения самому или поменяться с соседом по парте одним экземпляром изображения и дополнить его. Упражнение помогает развитию творческого воображения.
5. Назовите предметы, похожие на геометрические тела.
Упражнение на логическое мышление.
6. Составьте из готовых геометрических фигур орнамент.
Упражнение на закрепление знаний об особенностях орнамента.7. Выполните аппликацию, состоящую из деталей разного цвета, но одинаковой формы. Дайте название работе.
Развивает умение компоновать. Способствует развитию чувства формообразования в плоском изображении. В дальнейшем это упражнение может быть использовано для выполнения заданий в технике разрезной мозаики.

Игры и упражнения по цветоведению


1. Составьте пары (контрастные цвета, сближенные цвета).
Обучающиеся работают с готовыми геометрическими фигурами различных цветов. По просьбе педагога обучающиеся поднимают составленные пары. Это упражнение помогает усвоению основных понятий.
2. Назовите основные, дополнительные, производные цвета.
Ответами служат поднятые геометрические фигуры нужного цвета. Работу можно проводить фронтально, командами.
3. Холодные и теплые цвета.
Обучающиеся делятся на две группы. Одной группе нужно выбрать цвета для оформления цветка теплыми тонами, а второй - холодными. Упражнение на определение цвета и его выразительного аспекта.

4. Игра-соревнование «Кто больше?».
На полосках бумаги учащиеся делают первый мазок краской любого цвета, затем в этот цвет добавляют чуть-чуть белил и выполняют следующий мазок и т. д. Побеждает тот, кто сделает больше красок различной светлоты. Игра на закрепление понятий о разбеливании цвета.
Данные игры и упражнения способствуют развитию осмысленного восприятия цвета, различительных, аналитико-синтетических способностей и культуры восприятия ребенка; имеют обучающий, тренировочный, контролирующий характер.

Игры и упражнения, способствующие усвоению новых терминов, понятий.


1. Продолжите цепочку слов.
Такое упражнение можно проводить в начале занятия. Обучающиеся должны продолжить перечень, классификацию. Например: архитектура, архитектор...
2. Объясните значение слова.
3.Сгруппируйте слова по жанрам (видам).
На доске написаны различные понятия, термины, названия, которые необходимо объединить в смысловые группы.
4. Вычеркните лишнее слово.
Упражнение носит характер упражнение № 3, т. е. обобщающий, контролирующий. Оценка устных ответов.
5. Блиц-контроль (вопрос - ответ).
Для проведения блиц- контроля можно использовать «волшебный мяч». На столе педагога мяч, стороны которого окрашены в разные цвета. На доске таблица, в которой каждому цвету стороне мяча соответствуют названия видов изобразительного искусства: архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, дизайн. Педагог поворачивает мяч одной из граней к обучающимся, а обучающиеся должны поднять карточку с изображением нужного объекта. Можно использовать разные варианты задания.
6. Диагностическое упражнение «Вспомни слово».
Задание постепенно усложняется. Такое упражнение можно использовать в начале занятия.
Например: г_ашь (гуашь), гр_ф_ка (графика), к_р_м_ка (керамика) и
т. д.

Игры и упражнения для развития восприятия произведений искусства


1. Сравните впечатления.
Обучающиеся сравнивают два произведения искусства. При выполнении этого упражнения развивается культура восприятия произведений искусства, речь обучающихся.
Цвет. Рисование с натуры натюрморта (овощи, фрукты).
2. «Войдите» в картину (представьте себя на месте героя произведения искусства).
Игра развивает фантазию ребенка, речь, носит творческий характер.
3. Подберите музыкальный фрагмент или стихи к произведению искусства.
Такие эстетические ситуации способствуют развитию образного мышления учащихся на основе единства изобразительных и выразительных средств искусства. Например, на доске расположены репродукции зимних пейзажей: К. Юон. «Конец зимы. Полдень»; И. Грабарь. «Февральская лазурь»; И. Шишкин. «На севере диком…», «Зима»; Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»; Л. Щемелев «Зима (Раков)».
Обучающиеся должны подобрать к отрывку стихотворения соответствующую репродукцию с изображением зимнего пейзажа, объяснить свой выбор.

Игры-задания

«Грустный и веселый дождик».
Цель: воспитывать эстетическое отношение к явлениям природы.
Задачи: проводить сравнительный анализ состояния природы в солнечный и пасмурный день.
Способности: передавать с помощью цвета, линий, пластики движений настроение дождя. Чувство ритма цвета и линии в композиции рисунка, передача движения.
Знания, умения и навыки: научить комбинировать различные приемы изображения дождя в живописи и рисунке, узнавать в музыке настроения дождя.
Художественные и наглядные материалы: пастели, цветные карандаши, тушь, фломастеры, кисточки от второго номера по четвертый, бумага простая, картон, цветная бумага.
Этапы работы: дошкольники наблюдают, как идет снег, как бегут ручьи, капают капли и образуются лужи, как меняется небо, какие на нем облака, какие происходят изменения в природе с деревьями, цветами, листьями, травой и землей под музыкальное сопровождение. Предлагается прослушать живую музыку, музыкальный руководитель проигрывает песни о дождике. Педагог показывает различные приемы работы с художественными материалами. Обучающиеся с помощий вопросов открывают возможные способы работы с материалами, изображают дождь на цветной бумаге, и какой для этого можно использовать цвет. Как линия, цвет, фактура может передать настроение дождя. Предлагается для просмотра слайды, репродукции картин И.Левитана «Осени» «В парке». Как вариант можно нарисовать музыку дождя. Прослушав произведения А. Вивальди, Бетховена, П.И.Чайковского. Детям предлагается подобрать цвета к определенной музыке.
«Музыка цвета» (живописи, цветная графика).
Цель: воспитание эстетического отношения к природе с помощью живописных работ и музыки.
Задачи: научить детей перекладывать музыку на цвет.
Способности: находить сложные цвета, выражать свои чувства через цвет и цветовые сочетания.
Знания, умения и навыки: знакомство с музыкальными произведениями, песнями, подбор заготовленных репродукций к конкретным музыкальным произведениям. Подбор каждому цвету определенной ноты.
Художественные и наглядные материалы: репродукции, музыкальный ряд.
Этапы работы: В ходе задания прослушивается музыка связанная с различным настроением (веселая, грустная и т.п.). Детям показывают различные репродукции и они подбирают подходящий к изображению музыку. Детям предлагается рассказ, какое настроение у музыки, какими красками лучше изобразить хорошее (плохое) настроение, смех (слезы) и объяснить почему так считается. Затем дети выполняют рисунок своей любимой мелодии.

внимание дидактический игра дошкольный

Познавательная активность относится к достаточно широко изученным проблемам в философии, педагогике, психологии.

Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов и практической деятельности по проблеме можно сделать вывод, что дидактическая игра имела огромное значение в обучении дошкольников во все времена, начиная с древности .

Первые дидактические игры были созданы народной педагогикой. До сих пор к числу любимых детьми относятся народные игры «Фанты», «Краски», «Что летает?» и др. В них много веселых шуток, юмора, и в то же время они требуют от детей напряженной умственной работы, соревнования в сообразительности, внимании.

У истоков разработки современных дидактических игр и материалов стоят М. Монтессори и Ф. Фребель. М. Монтессори создал дидактический материал, построенный по принципу автодидактизма, который служил основой самовоспитания и самообучения детей непосредственной образовательной деятельностью в детском саду с использованием специального дидактического материала («даров Фребеля»), систему дидактических игр по сенсорному воспитанию и развитию в продуктивной деятельности (лепка, рисование, складывание и вырезание из бумаги, плетение, вышивание) .

Разработкой видов дидактических игр занимались следующие педагоги и психологи: А.Н. Леонтьев, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, А. Валлон, Н.П. Аникеева, Д.Б. Эльконин, В.М. Букатов и многие другие.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка .

Дидактические игры способствуют:

Развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющихся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; -развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

Развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль .

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками) .

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое? », «Что сначала, что потом» и др.

Настольно-печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки" С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях .

Таким образом, сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, проявляются особенности этой деятельности. В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие, признаки предметов.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносят им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию .

Игра-занятие “В гостях у волшебной кисточки”

Задачи:
Познакомить детей с волшебной кисточкой и красками.
Учить детей правильно пользоваться кисточкой.
Учить узнавать и называть цвет.

Материалы:
большая кисть для воспитателя – “волшебная кисточка” (кисточка похожа на девочку)
кисти по количеству детей
наборы гуашевых красок (по количеству детей)

клеенка

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель готовит на столе материалы для рисования, сопровождая свои действия речью.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости!
Какая интересная девочка-кисточка.
Девочка-кисточка здоровается с детьми, показывает и рассказывает какая она необычная, и что она больше всего любит рисовать. Девочка-кисточка приглашает всех ребят посмотреть, как она будет это делать. Педагог показывает детям, как с помощью волшебной кисточки можно рисовать и что получается.
Воспитатель: Сейчас девочка – кисточка наберет вот так желтую краску и опустит ее в стаканчик с водой. Интересно, что получится? Смотрите, как красиво!
Педагог называет цвет, просит детей повторить - какого цвета получилась водичка. Таким образом, на глазах у детей разводят краски нескольких цветов. Девочка-кисточка побуждает ребят сделать также самим. Дети садятся на стульчики, и берут в руки кисточки (показ – как правильно надо держать кисточки).
Воспитатель: Сейчас вы будете разводить сами краску в воде.
Педагог уточняет у детей, какого цвета они хотят взять краску.
Воспитатель: Катя, ты какую краску выбрала? Красную? (ответы детей, предположения)
Ваня, а ты какую выбрал краску? Вот эту? А как называется цвет этой краски?
Не помнишь? (Педагог вместе с детьми уточняет цвет красок, закрепляет их названия в речи).
Воспитатель: Все выбрали краски? Намочите кисточки – опустите их в стаканчик с водой.
(Показ и объяснения, как правильно держать кисточку). А теперь возьмите на кисточку краску – вот так. Педагог отмечает, что краску нужно набирать на кисточку аккуратно, а последнюю каплю оставлять на краю баночки с краской.
Опустите кисточку с краской в воду и осторожно помешайте. Вот какая красивая цветная вода получается! (уточнить какого цвета вода)
В ходе проведения игры-занятия, если ребенок пролил воду на стол, необходимо попросить вытереть воду тряпочкой. После того как все дети развели краску в воде, обыгрывается ситуация “Кукольный обед”: ребенок ставит стаканчик, усаживает куклу (мишку, зайчика) и угощает различными напитками (как будто это газированная вода, сок, морс…) После игры-занятия в свободной деятельности детям рассказывается сказка
В. Сутеева “Петушок и краски”.

Игра-занятие “Колобок”

Цель: развивать речевую активность детей, желание рисовать красками.

Задачи:
Развивать эмоциональную отзывчивость на литературное произведение.
Вырабатывать умение слушать вместе с группой сверстников, рассказывание педагогом сказки.
Стимулировать детей повторять отдельные слова и выражения из сказки.
Учить простейшему способу изображения в рисунке “от пятна”; техническим навыкам рисования красками (аккуратно брать краску, правильно держать и промывать кисть).
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
настольный театр по сказке “Колобок”
мольберт
большая девочка-кисточка для воспитателя
3 листа ватмана, тонированного зеленым цветом с фигурками героев сказки
кисточки по количеству детей
краска желтого цвета
стаканы с водой
салфетки

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью.
Педагог ставит на стол домик из сказки “Колобок”.
Воспитатель: Дети, а вот домик, в котором живут дедушка и бабушка. Хотите, я вам расскажу сказку? (предполагаемые ответы детей)
Воспитатель, рассказывая эмоционально сказку “Колобок”, показывает настольный театр по одноименной сказке. Побуждает детей помогать Колобку петь его песенку, проговаривать слова героев, узнавать их.
Воспитатель: Дети, лисичка съела Колобка. Дедушка с бабушкой очень огорчились. Как же нам им помочь? (предполагаемые ответы детей)
После того, как дети решили нарисовать Колобка, воспитатель создает все условия для продуктивной деятельности.
Воспитатель: Детки, посмотрите, какую я вам волшебную дорожку приготовила!
Дети рассматривают вместе с воспитателем заранее приготовленную дорожку с аппликативными картинками по сказке (три листа ватмана с фигурками героев сказки). Дети высказываются по поводу увиденного, воспитатель не навязчиво помогает рассмотреть дорожку.Используя игровой прием с девочкой-кисточкой, воспитатель, показывает детям прием рисования “от пятна”.

Воспитатель: Дети, с девочкой-кисточкой пришли ее подружки кисточки. Кисточка для Лены, кисточка для Геры... Девочка кисточка дает каждому ребенку кисточку. На столы ставится краска желтого света, дети рисуют колобков.
В процессе рисования проводится индивидуальная работа с детьми по овладению техники рисования красками “от пятна”.
Воспитатель игровыми приемами побуждает детей обыгрывать своих “колобков”. В конце занятия воспитатель напоминает детям, что после рисования нужно промыть свою кисточку, и обязательно аккуратно положить ее в коробочку.

Игра-занятие “Зайка любит рисовать”

Цель: продолжать воспитывать устойчивый интерес к рисованию красками

Задачи:
Продолжать знакомить детей с волшебной кисточкой
Познакомить с техникой рисование “по мокрой бумаге”
Учить детей правильно пользоваться кисточкой. Учить техническим навыкам в рисовании краской.
Учить узнавать и называть основные цвета, дать понятие оттенков.
Воспитывать аккуратность в работе с красками.
Развивать сюжетно-игровой замысел.

Материалы:
наборы красок
большой лист ватмана (или обои)
кисти по количеству детей
кисть для воспитателя – “волшебная кисточка”
стаканчики с водой, тряпочки, салфетки (по количеству детей)
клеенка
игрушка “Зайка”

Ход игры-занятия

Дети заняты самостоятельной деятельностью. Воспитатель кладет на стол большой лист ватмана, проговаривая свои действия.
Воспитатель: Какую я полянку большую зимнюю для Зайчика нашла. А вот и сам Зайка.
Воспитатель рассказывает потешку про зайчика побуждает подговаривать слова потешку:
Заинька, заинька,
Длинные ушки,
Быстрые ножки.
Заинька, заинька,
Заинька, трусишка.
Зайка прыгает и нечаянно проливает воду на лист ватмана, плачет.
Воспитатель: Зайка, ты что плачешь, не плачь. Зайка говорит, что он нечаянно пролил воду и ему стыдно очень.

Воспитатель вместе с детьми утешает зайчика. Педагог выясняет у детей, как можно еще утешить зайчика. На помощь приходит волшебная кисточка и предлагает поиграть с красками – это его утешит. Воспитатель помогает волшебной кисточке: распределяет воду губкой по всему листу ватмана, просит помочь детей (губки по количеству детей).
Дети вместе с воспитателем буками смачивают весь лист ватмана. Волшебная кисточка набирает на ворс оранжевую краску и проводит линию по листу.
Воспитатель: Зайка, смотри, что получилось? На, что похоже?
Зайка смотрит и говорит, что похоже на мокрую морковку и успокаивается, прыгает вокруг морковки и радуется. Затем прощается с детьми и убегает.
Воспитатель: Спасибо тебе, волшебная кисточка, что помогла утешить Зайку. Ребята, волшебная кисточка говорит, что она любит, когда всем весело и хорошо. Она предлагает всем детям нарисовать на мокром листе бумаги краской все, что вы захотите.
Воспитатель помогает детям взять кисточки и напоминает, что краску нужно набирать всем ворсом, а последнюю капельку нужно оставить на краю баночки. Дети рисуют.
Педагог обращает внимание детей, что изображения на листе бумаги получаются, словно размытые под дождем или как в тумане. А если наклонить лист, то краски станут стекать и получиться новый узор. В процессе рисования воспитатель уточняет, какой краской будет рисовать каждый ребенок. Когда краски высохнут, можно вместе с детьми попытаться представить, что бы это могло быть. Дети с воспитателем останавливаются на том, что это похоже на лесную полянку после дождя.
Воспитатель побуждает детей рассказать потешку про дождик:
Дождик, дождик веселей.
Капай, капай не жалей.
Брызни в поле пуще –
Будет травка гуще.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи.
Во время чтения потешки дети показывают пальчиками имитацию дождя.
Воспитатель: Вот, детки, какие молодцы! Дождик закончился, и выглянуло солнышко и на нашу полянку прибежали зайки играть. Давайте вместе с зайками поиграем.
Проводиться игра “На лесной лужайке”
После игры дети берут игрушку зайки и прыгают им по нарисованной полянке.

Игра-занятие “Перышки для Петушка”

Задачи:
Побуждать детей включаться в диалог со взрослыми: инициативно высказываться, отвечать на вопросы, включаться в чтение стихотворения, чувствовать рифму.
Закрепить умение различать цвета: красный, желтый, зеленый, фиолетовый...
Учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска; учить приему “скатывания” между ладонями округлых форм.
Учить развивать сюжетно-игровой замысел.

Материал:
картинка “Петушок”
игрушки: петушок, курочка, цыплятки
пластилин желтого цвета
необходимый материал для лепки (доски, тряпочки и др.) на каждого ребенка.

Ход игры-занятия

В групповой комнате оформлена театральная ширма.
Воспитатель: Кто из вас видел живого петушка? А курочек? (появляется петушок)
Воспитатель с детьми рассматривают петушка (гребешок, бородка, клюв, хвост).
Воспитатель: Как поет петушок? Пожалуйста, изобразите его голосистое пение. А как ему отвечают куры? Тоже громко? Конечно, тише. А цыплятки, как пищат? Громко?
Правильно, еще тише. Изобразите голосистое пение петушка, кудахтанье кур и писк цыплят.
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем. Настя у нас будет курочка, а мы цыплятки.
Проводится игра “Вышла курочка гулять...” (2 р.)
Воспитатель: Вот, как весело мы играли, а слышите, кто-то плачет? Да, это же петушок.
Воспитатель ставит мольберт с рисунком петушка без хвоста. Поясняет, что петушок тоже хочет иметь такой же красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые.
Воспитатель: Вначале перышко петушку подарю я. Петушок, какое перышко тебе подарить (красное) Воспитатель находит красное перышко, показывает его детям, затем вставляет в прорезь и говорит: “Вот тебе петушок красное перышко!”
Петушок: “Пусть Саша мне подарит перышко…” - просит петушок. Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: “Хочу, другое перышко! Хочу перо зеленое!” В заключении дети любуются красивым петушиным хвостом.
“Красивый у меня хвост! - радуется петушок”.
“Очень красивый, - радуются дети.”
Воспитатель: Петушок доволен! Он хочет, чтобы вы прочитали про него стихотворение:
Петушок, петушок Золотой гребешок,
Маслена головушка, шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь, голосисто поешь,
Насте спать не даешь?
Дети вместе с воспитателем читают стихотворение. Петушок дарит им шоколадные яйца.