Поэзия "Серебряного века". Основные течения и взгляды на них. Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

1. Символизм, его теория и практика. Теоретическое самосознание символистов в статьях-манифестах Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого, Вяч. Иванова (список см. ниже). Символисты о задачах искусства и предназначении современного поэта; смысл споров с реализмом. Различные этапы и тенденции внутри символизма («старшие» и «младшие» символисты; эстетико-психологическая и эстетико-религиозные тенденции) и их отражение в статьях символистов.

а) Валерий Брюсов как поэт и теоретик символизма;

б) Александр Блок и символизм;

в) поэзия и теория символизма Андрея Белого.

Поэтика русского символизма (основные мотивы, символ, поэтика соответствий, намека; открытия в области стиха – обогащение метрики, звукописи, рифмы, строфика). Обобщить теоретический анализ по работам М.Л. Гаспарова, В.М. Жирмунского, Д.М. Магомедовой, В.Е. Холшевникова.

2. Акмеизм и его поэты. Теоретические декларации и художественная практика. Мироздание по акмеизму. Философия слова и концепция творчества. Художественные принципы акмеизма.

а) мир поэзии Николая Гумилева;

б) слово и культура Осипа Мандельштама;

в) художественное своеобразие лирики Анны Ахматовой.

3. Футуризм. Манифесты футуристов. Поэт и его роль в понимании футуристов. Искусство книги у футуристов. Словотворчество футуристов.

а) творения Велимира Хлебникова;

б) поэтика Владимира Маяковского.

4. Марина Цветаева: слова и смыслы.

Литература

1. Аверинцев С.С. Поэты.- М.: Языки русской культуры, 1996.

2. Акбашева А.С. Серебряный век: художественное и читательское творчество.- Стерлитамак: СГПА, ГАНУ ИПИ АН РБ, 2011.

3. Бальмонт К.Д. Элементарные слова о символической поэзии / К.Д. Бальмонт // Соколов А.Г. Русская литературная критика конца XIX – начала ХХ в. / А.Г. Соколов, М.В. Михайлова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 326-327.

4. Белый А. Символизм как миропонимание / В. Белый // Критика русского символизма: в 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 103-119.

5. Брюсов В.Я. Ключи тайн. О искусстве. Священная жертва / Брюсов В.Я. Сочинения: в 2 т. Т. 2 / В.Я. Брюсов. – М.: Худ. лит., 1987. – С. 37-48; 72-93.

6. Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика / М.Л. Гаспаров. – М.: Фортуна Лимитед, 2000. – 352 с. (Глава 5 «Время Блока и Маяковского»)

7. Гаспаров М.Л. Поэтика «серебряного века» / М.Л. Гаспаров // Русская поэзия «серебряного века». Антология. – М.: Наука, 1993. – С. 5-44.

8. Жирмунский В.М. Метафора в поэтике русских символистов. Валерий Брюсов и наследие

9. Иванов В. Две стихии в современном символизме / В. Иванов // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 31-72.

10. Кихней Л.Г. Акмеизм: Миропонимание и поэтика. – М., 2001.

11. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала ХХ века / Н.А. Кожевникова. – М.: Наука, 1986. – 254 с.

12. Колобаева Л.А. Русский символизм / Л.А. Колобаева. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. – 296 с.

13. Крылов В.Н. Русская символистская критика: генезис, традиции, жанры / В.Н. Крылов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2005. – 268 с.

14. Кузьмина С.Ф. История русской литературы ХХ века. Поэзия Серебряного века: учебное пособие. – М.: Флинта, 2012.

15. Лекманов О. Книга об акмеизме и другие работы. – Томск: Водолей, 2001.

16. Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М.: ХХI век. – Согласие, 2000.

17. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения / Д.М. Магомедова. – М.: Академия, 2004. – 192 с. (Глава 6 «Направленческий анализ лирического стихотворения»)

18. Мережковский Д.С. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы / Д.С. Мережковский // Критика русского символизма: В 2 т. Т. 2. – М.: Олимп, АСТ, 2002. – С. 41-61.

19. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А.Соколов.– М., 1988.

20. Пушкина / В.М. Жирмунский // Поэтика русской поэзии. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 162-281.

21. Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. С.И. Тиминой. – СПб.; М., 2002.

22. Сарычев В.А. Кубофутуризм и кубофутуристы. Эстетика. Творчество. Эволюция. – Липецк, 2000.

23. Слово и судьба. Осип Мандельштам. – М., 1990.

24. Тарановский К. О поэзии и поэтике (сост. М.Л. Гаспаров. – М.: Языки русской культуры, 2000.

25. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / А.Ханзен-Леве. – СПб.: Акад. проект, 1999. – 512 с. (Серия «Современная западная русистика»)

26. Холшевников В.Е. Стих начала ХХ века / В.Е. Холшевников // Мысль, вооруженная рифмами. Поэтическая антология по истории русского стиха. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1994. – С. 216-220.

27. Эткинд Е.Т. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – М.: Максимо, 1997.

Занятие № 7

Художественная система стихотворения А. Блока «Шаги Командора»

1. «Шаги Командора» в контексте цикла «Возмездия». Смысл заглавия.

2. Блоковская картина мира и образ ночи в «Шагах Командора»

3. Пространство и время в стихотворении

1. Система оппозиций (ночь/свет). Двоемирие.

2. Основные фонологические и лексико-семантические сферы, их образно-персонажный уровень:

а) сфера дон Жуана и донны Анны;

б) функция повторов;

в) семантика символов.

3. Явление Командора. Неотвратимость возмездия.

4. Интертекстуальность произведения.

Литература

1. Иванов Вяч. Вс. Структура стихотворения Блока «Шаги Командора» // Творчество А. Блока и русская культура ХХ века». – Тарту, 1975.

2. Магомедова Д.М. Комментируя Блока. – М.: РГГУ, 2002.

3. Минц З.Г. Поэтика А. Блока. – СПб.: «Искусство-СПБ», 1999.

4. Пьяных М.Ф. Трагический ХХ век в зеркале русской литературы. - СПб.: Изд. «Блиц», 2003.

5. Федоров Ф.П. Художественная система стихотворения «Шаги Командора»// Сюжетосложение в русской литературе. – Даугавпилс, 1980.

6. Эткинд Е.Г. «Шаги Командора». Опыт композиционной интерпретации// Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. – СПб.: Максима, 1997.

Занятие № 8

Христианский миф и русская история в поэме А. Блока «Двенадцать»

1. Мотивы и образы статьи А. Блока «Интеллигенция и революция», вошедшие в поэму «Двенадцать». Эволюция отношения поэта к Октябрьской революции от романтического ее восприятия (как несущей «возмездие» старому миру и дарующей ему очищение и преображение) до скептического восприятия современности (по дневникам 1917 – 1920 гг.).

2. Природные стихии как символы социальных явлений в поэме.

3. Принцип контраста как основной в художественном мире произведения (противоборство света и тьмы, космических бурь и земной участи маленького человека).

4. Образы противостоящих друг другу социальных сил:

а) сатирическое изображение представителей «старого мира»;

б) противоречивый образ красноармейцев и его развитие в поэме.

5. Роль «любовного треугольника» (Петрухи, Ваньки и Катьки) в сюжете поэмы.

6. Значение образа Иисуса Христа как «непризнанного духовного водителя «двенадцати», стремящегося направить стихию бунта по праведному пути».

7. Полифонизм произведения.

8. Стиль и стих поэмы.

9. Критические суждения о «Двенадцати».

Литература

1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Блок А. Собрание сочинений: В 8 т. – М.; Л., 1962. – Т. 6, 8.

2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока «Двенадцать» // Знамя. – 1991.– № 11.

3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. – Л., 1980.

4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока «Двенадцать». – Л., 1979. – Гл. 2, 3.

5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать» // Лит. в школе. – 1993. – № 3.

6. Клинг О.А. Александр Блок: структура «романа в стихах». Поэма «Двенадцать». – М., 2000.

Задачей данного урока является понять, чем разные ветви модернизма отличались друг от друга.
Основное содержание течения символизма - это попытка найти новые выражения языка, создание новой философии в литературе. Символисты считали напомнить, что мир не прост и понятен, а наполнен смыслом, глубину которого найти невозможно.
Акмеизм возник как способ стащить поэзию с небес символизма на землю. Преподаватель предлагает учащимся сравнить творчество символистов и акмеистов.
Основной темой следующего направления модернизма - футуризма - является желание разглядеть в современности будущее, обозначить разрыв между ними.
Все эти направления модернизма внесли в язык радикальные обновления, обозначали слом эпох, подчёркивали, что старая литература не может выразить дух современности.

Тема: Русская литература конца XIX – начала XX вв.

Урок: Основные течения русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Модернизм – это единый художественный поток. Ветви же модернизма: символизм, акмеизм и футуризм - имели свои особенности.

Символизм как литературное течение зародился во Франции в 80-х гг. 19 в. Основой художественного метода французского символизма является резко субъективированный сенсуализм (чувственность). Символисты воспроизводили действительность как поток ощущений. Поэзия избегает обобщений, ищет не типическое, а индивидуальное, единственное в своем роде.

Поэзия приобретает характер импровизации, фиксируя "чистые впечатления". Предмет теряет ясные очертания, растворяется в потоке разрозненных ощущений, качеств; доминирующую роль играет эпитет, красочное пятно. Эмоция становится беспредметной и "невыразимой". Поэзия стремится к усилению чувственной насыщенности и эмоционального воздействия. Культивируется самодовлеющая форма. Представителями французского символизма являются П. Верлен, А. Рембо, Ж. Лафорг.

Господствующим жанром символизма была "чистая" лирика, лиричными становятся роман, новелла, драма.

В России символизм возник в 90-х гг. 19 в. и на своем первоначальном этапе (К. Д. Бальмонт, ранний В. Я. Брюсов и А. Добролюбов, а в дальнейшем – Б. Зайцев, И. Ф. Анненский, Ремизов) вырабатывает стиль упадочного импрессионизма, аналогичного французскому символизму.

Русские символисты 1900-х гг. (В. Иванов, А. Белый, А. А. Блок, а также Д. С. Мережковский, С. Соловьев и другие), стремясь преодолеть пессимизм, пассивность, провозгласили лозунг действенного искусства, преобладание творчества над познанием.

Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает потустороннее. Дуализм находит выражение в двупланной композиции романов, драм и "симфоний". Мир реальных явлений, быта или условной фантастики изображается гротескно, дискредитируется в свете "трансцендентальной иронии". Ситуации, образы, их движение получают двойное значение: в плане изображаемого и в плане ознаменовываемого.

Символ – это пучок смыслов, которые расходятся в разные стороны. Задача символа_ предъявить соответствия.

Стихотворение (Бодлер, «Соответствия» в переводе к. Бальмонта) показывает пример традиционных смысловых связей, которые рождают символы.

Природа - строгий храм, где строй живых колонн

Порой чуть внятный звук украдкою уронит;

Лесами символов бредет, в их чащах тонет

Смущенный человек, их взглядом умилен.

Как эхо отзвуков в один аккорд неясный,

Где все едино, свет и ночи темнота,

Благоухания и звуки и цвета

В ней сочетаются в гармонии согласной.

Есть запах девственный; как луг, он чист и свят,

Как тело детское, высокий звук гобоя;

И есть торжественный, развратный аромат -

Слиянье ладана и амбры и бензоя:

В нем бесконечное доступно вдруг для нас,

В нем высших дум восторг и лучших чувств экстаз!

Символизм также создает свои слова – символы. Сначала для таких символов используются высокие поэтические слова, затем – простые. Символисты считали, что исчерпать смысл символа невозможно.

Символизм избегает логического раскрытия темы, обращаясь к символике чувственных форм, элементы которых получают особую смысловую насыщенность. Сквозь вещественный мир искусства "просвечивают" логически невыражаемые "тайные" смыслы. Выдвигая чувственные элементы, символизм отходит в то же время от импрессионистического созерцания разрозненных и самодовлеющих чувственных впечатлений, в пестрый поток которых символизация вносит известную цельность, единство и непрерывность.

Задача символистов - показать, что мир полон тайн, которые открыть невозможно.

Лирика символизма нередко драматизируется или приобретает эпические черты, раскрывая строй "общезначимых" символов, переосмысливая образы античной и христианской мифологии. Создается жанр религиозной поэмы, символически трактованной легенды (С. Соловьев, Д. С. Мережковский). Стихотворение теряет интимность, становится похожим на проповедь, пророчество (В. Иванов, А. Белый).

Немецкий символизм конца 19 – начала 20 вв. (С. Георге и его Группа, Р. Демель и другие поэты) являлся идеологическим рупором реакционного блока юнкерства и крупной промышленной буржуазии. В немецком символизме рельефно выступают агрессивные и тонизирующие стремления, попытки борьбы с собственным упадочничеством, желание отмежеваться от декадентства, импрессионизма. Сознание декаданса, конца культуры немецкий символизм пытается разрешить в трагическом жизнеутверждении, в своеобразной "героике" упадка. В борьбе с материализмом, прибегая к символике, мифу, немецкий символизм не приходит к резко выраженному метафизическому дуализму, сохраняет ницшеанскую "верность земле" (Ницше, Георге, Демель).

Новое модернистское течение, акмеизм , появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов - форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность. Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

Отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

Принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

Возвращение слову первоначального значения;

Изображение человека с его истинными чувствами;

Поэтизация мира;

Включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом ()

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

Футуризм (в переводе означает будущее)– одно из течений модернизма, зародившееся в 1910-х гг. Наиболее ярко представлен в литературе Италии и России. 20 февраля 1909 г. в парижской газете «Фигаро» появилась статья Т. Ф. Маринетти «Манифест футуризма». Маринетти в своем манифесте призывал отказаться от духовно-культурных ценностей прошлого и строить новое искусство. Главная задача футуристов обозначить разрыв между настоящим и будущим, разрушить все старое и построить новое. Провокации входило в их жизнь. Выступали против буржуазного общества.

В России статья Маринетти была опубликована уже 8 марта 1909 г. и положила начало развитию собственного футуризма. Основоположниками нового течения в русской литературе были братья Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Экстер, Н. Кульбин. В 1910 г. в сборнике «Студия импрессионистов» появилось одно из первых футуристических стихотворений В. Хлебникова «Заклятие смехом». В том же году вышел сборник поэтов-футуристов «Садок судей». В нем были напечатаны стихи Д. Бурлюка, Н. Бурлюка, Е. Гуро, В. Хлебникова, В. Каменского.

Футуристы также придумывали новые слова.

Вечер. Тени.

Сени. Лени.

Мы сидели, вечер пья.

В каждом глазе - бег оленя.

У футуристов происходит деформация языка и грамматики. Слова нагромождаются друг на друга, спеша передать сиюминутные чувства автора, поэтому произведение похоже на телеграфный текст. Футуристы отказались от синтаксиса и строфики, придумывали новые слова, которые, по их мнению, лучше и полнее отражали действительность.

Бессмысленному на первый взгляд названию сборника футуристы придавали особое значение. Садок для них символизировал клетку, в которую загнаны поэты, а судьями они называли самих себя.

В 1910 г. кубофутуристы объединились в группу. В ней состояли братья Бурлюки, В. Хлебников, В. Маяковский, Е. Гуро, А. Е. Крученых. Кубофутуристы выступали на защиту слова как такового, «слова выше смысла», «заумного слова». Кубофутуристы разрушили русскую грамматику, словосочетания заменили сочетанием звуков. Они считали, что чем больше беспорядка в предложении, тем лучше.

В 1911 г. И. Северянин одним из первых в России провозгласил себя эгофутуристом. К термину «футуризм» он приставил слово «эго». Эгофутуризм можно буквально перевести как «я – будущее». Вокруг И. Северянина сплотился кружок последователей эгофутуризма, в январе 1912 г. они провозгласили себя «Академией Эго поэзии». Эгофутуристы обогатили словарный запас большим количеством иностранных слов и новообразований.

В 1912 г. футуристы объединились вокруг издательства «Петербургский Глашатай». В группу входили: Д. Крючков, И. Северянин, К. Олимпов, П. Широков, Р. Ивнев, В. Гнедов, В. Шершеневич.

В России футуристы называли себя «будетлянами», поэтами будущего. Футуристов, захваченных динамизмом, уже не удовлетворял синтаксис и лексикон предшествующей эпохи, когда не было ни автомобилей, ни телефонов, ни фонографов, ни кинематографов, ни аэропланов, ни электрических железных дорог, ни небоскребов, ни метрополитенов. У поэта, исполненного нового чувства мира - беспроволочное воображение. В нагромождение слов поэт вкладывает мимолетные ощущения.

Футуристы были увлечены политикой.

Все эти направление радикально обновляют язык, ощущение того, что старая литература не может выразить дух современности.

Список литературы

1. Чалмаев В.А., Зинин С.А. Русская литература ХХ века.: Учебник для 11 класса: В 2 ч. – 5 –е изд. – М.: ООО 2ТИД « Русское слово – РС», 2008.

2. Агеносов В.В. Русская литература 20 века. Методическое пособие М. «Дрофа», 2002

3. Русская литература 20 века. Учебное пособие для поступающих в вузы М. уч.-науч. Центр «Московский лицей»,1995.

Таблицы и презентации

Литература в таблицах и схемах ().

В конце 19 — начале 20 века радикально преображаются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, технология, культура, искусство. Возникают различные, иногда прямо противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны. Общим же становится ощущение наступления новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических идеалов. Литература не могла не откликнуться на коренные изменения в жизни страны. Происходит пересмотр художественных ориентиров, кардинальное обновление литературных приёмов. В это время особенно динамично развивается русская поэзия. Чуть позже этот период получит название «поэтического ренессанса» или Серебряного века русской литературы.

Реализм в начале 20 века

Реализм не исчезает, он продолжает развиваться. Ещё активно работают Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и В.Г. Короленко, уже мощно заявили о себе М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн... В рамках эстетики реализма нашли яркое проявление творческие индивидуальности писателей 19 столетия, их гражданская позиция и нравственные идеалы — в реализме в равной мере отразились взгляды авторов, разделяющих христианское, прежде всего православное, миропонимание, — от Ф.М. Достоевского до И.А. Бунина, и тех, для кого это миропонимание было чуждо, — от В.Г. Белинского до М. Горького.

Однако в начале 20 столетия многих литераторов эстетика реализма уже не удовлетворяла — начинают возникать новые эстетические школы. Писатели объединяются в различные группы, выдвигают творческие принципы, участвуют в полемиках — утверждаются литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм и др.

Символизм в начале 20 века

Русский символизм, крупнейшее из модернистских течений, зарождался не только как литературное явление, но и как особое мировоззрение, соединяющее в себе художественное, философское и религиозное начала. Датой возникновение новой эстетической системы принято считать 1892 гож, когда Д.С. Мережковский сделал доклад "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы". В нём были провозглашены главные принципы будущих символистов: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Центральное место в эстетике символизма было отведено символу, образу, обладающему потенциальной неисчерпаемостью смысла.

Рациональному познанию мира символисты противопоставили конструирование мира в творчестве, познание окружающего через искусство, которое В. Брюсов определил как "постижение мира иными, не рассудочными путями". В мифологии разных народов символисты находили универсальные философские модели, с помощью которых возможно постижение глубинных основ человеческой души и решение духовных проблем современности. С особым вниманием представители этого направления относились и к наследию русской классической литературы — в работах и статьях символистов нашли отражение новые интерпретации творчества Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Тютчева. Символизм дал культуре имена выдающихся писателей — Д. Мережковского, А. Блока, Андрея Белого, В. Брюсова; эстетика символизма имела огромное влияние на многих представителей других литературных течений.

Акмеизм в начале 20 века

Акмеизм родился в лоне символизма: группа молодых поэтов сначала основали литературное объединение «Цех поэтов», а затем провозгласили себя представителями нового литературного течения — акмеизма (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, вершина). Его главные представители — Н. Гумилёв, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам. В отличие от символистов, стремящихся познать непознаваемое, постичь высшие сущности, акмеисты вновь обратились к ценности человеческой жизни, многообразию яркого земного мира. Главным же требованием к художественной форме произведений стала живописная чёткость образов, выверенная и точная композиция, стилистическое равновесие, отточенность деталей. Важнейшее место в эстетической системе ценностей акмеисты отводили памяти — категории, связанной с сохранением лучших отечественных традиций и мирового культурного наследия.

Футуризм в начале 20 века

Уничижительные отзывы о предшествующей и современной литературе давали представители другого модернистского течения — футуризма (от лат. futurum — будущее). Необходимым условием существования этого литературного явления его представители считали атмосферу эпатажа, вызова общественному вкусу, литературного скандала. Тяга футуристов к массовым театрализованным действиям с переодеваниями, раскрашиванием лиц и рук была вызвана представлением о том, что поэзия должна выйти из книг на площадь, зазвучать перед зрителями-слушателями. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, А. Кручёных, Е. Гуро и др.) выдвинули программу преображения мира с помощью нового искусства, отказавшегося от наследия предшественников. При этом, в отличие от представителей других литературных течений, в обосновании творчества они опирались на фундаментальные науки — математику, физику, филологию. Формально-стилевыми особенностями поэзии футуризма стало обновление значения многих слов, словотворчество, отказ от знаков препинания, особое графическое оформление стихов, депоэтизация языка (введение вульгаризмов, технических терминов, уничтожение привычных границ между «высоким» и «низким»).

Вывод

Таким образом, в истории русской культуры начало 20 века отмечено появлением многообразных литературных течений, различных эстетических взглядов и школ. Однако самобытные писатели, подлинные художники слова преодолевали узкие рамки деклараций, создавали высокохудожественные произведения, пережившие свою эпоху и вошедшие в сокровищницу русской литературы.

Важнейшей особенностью начинающегося 20 века была всеобщая тяга к культуре. Не быть на премьере спектакля в театре, не присутствовать на вечере самобытного и уже нашумевшего поэта, в литературных гостиных и салонах, не читать только что вышедшей поэтической книги считалось признаком дурного вкуса, несовременным, не модным. Когда культура становится модным явлением — это хороший признак. «Мода на культуру» — не новое для России явление. Так было во времена В.А. Жуковского и А.С. Пушкина: вспомним «Зелёную лампу» и «Арзамас», «Общество любителей российской словесности» и др. В начале нового века, ровно через сто лет, ситуация практически повторилась. Серебряный век пришёл на смену веку золотому, поддерживая и сохраняя связь времён.

Конец XIX-начало XX века - это бурный период в истории России, когда радикально обновлялись все стороны жизни общества: экономика, политика, наука, техника и технология, культура, искусство. В сфере литературы и искусства на смену классической эпохе - получившему всемирную славу русскому реализму - приходила эпоха эстетического многообразия. Русская реалистическая литература достигла вершины и, казалось, предела в своем развитии. Последнему титану русской литературы XIX века А.П. Чехову М. Горький писал: "Знаете, что вы делаете? Убиваете реализм... Дальше вас никто не может идти по сей стезе, никто не может писать так просто о таких простых вещах, как Вы это умеете". Превзойти Достоевского, Толстого, Чехова было невозможно, надо было искать, создавать что-то новое. Была осознана потребность в обновлении языка искусства, языка литературы.

Особенно динамично в это время развивалась поэзия, получившая название поэзии серебряного века . Расцвет поэтических жанров (в сравнении с прозой) объясним: в обществе сформировалось ощущение завершенности, исчерпанности традиционного уклада жизни, существующего миропорядка; общество жило ожиданиями предстоящих грандиозных перемен, и эти еще неясные предчувствия, предощущения и отразились в поэзии на уровне лирических переживаний, пророчеств, мечтаний, заклинаний...

Выдающийся русский философ Николай Бердяев об этом времени писал: "В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни".

Устойчивая историко-культурная метафора "серебряный век" возникла в кругах русских писателей-эмигрантов, считавших себя наследниками богатейшей культуры рубежа XIX-XX веков и называвших эту эпоху также "русским культурным ренессансом".

Поэзия серебряного века многообразна: она включает в себя и произведения пролетарских поэтов (Демьян Бедный, Алексей Гастев, Александр Безыменский, Яков Шведов, Михаил Светлов, Владимир Кириллов), и крестьянских (Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин), и произведения поэтов, представляющих модернистские течения: символизм, акмеизм, футуризм, с которыми связаны главные достижения поэзии серебряного века, и поэтов, не принадлежавших ни к какому литературному направлению (Иван Бунин, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Марина Цветаева).

Практические занятия №10-11

Практическое занятие №9

Драматургия А. Блока

Практическое занятие №8

Театр в жизни и творчестве Блока.

Споры вокруг пьесы "Балаганчик".

Идейная концепция "Балаганчика".

Полемика Блока с эстетикой символизма и попытка воскресить в "Балаганчике" театр маски, марионетки, куклы.

Развитие образа Незнакомки в поэзии (в стихотворениях "Твое лицо бледней, чем было", "Там дамы щеголяют модами", "Там, в ночной завывающей стуже", "Шлейф, забрызганный звездами", "Незнакомка") и в пьесе "Незнакомка".

Идейно-художественное единство лирической трилогии Блока, ее жанровое и стилевое своеобразие.

Роль драматургии Блока в развитии символистской драмы и театра.

Литература

Блок А. Стихи: Твое лицо бледней, чем было, Там дамы щеголяют модами, Там, в ночной завывающей стуже, Шлейф, забрызганный звездами, Незнакомка; пьесы Балаганчик, Незнакомка.

1. Соловьев Б. Поэт и его подвиг. М., 1971. С. 179-190, 365-375.

2. Федоров А.В. Театр Блока и драматургия его времени. Л., 1972. С. 41-86.

3. История русской литературы XX век. Серебряный век. М., 1995. С. 369-374.

4. Фролов В. Судьбы жанров драматургии. М., 1979. С. 135-153.

Роман А. Белого "Петербург"

Замысел, история создания и публикации романа.

Проблематика романа.

Образная система романа.

"Петербургский текст" русской литературы и образ Петербурга в романе.

Изображение революции и революционеров.

Стилевое своеобразие романа.

Литература

1. Белый А. Петербург. М., 1994. Здесь же см. Пискунова С.И., Пискунов В.М. Комментарии. С. 436-463 или издание Белый А. Петербург. Стихи. М., 1998. См. Здесь же Орлицкий Ю.Б. Комментарии. С. 427-455.

2. Русская литература конца XIX-начала XX вв. 1908-1917. М., 1972. С. 279-286.

3. Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993. С. 310-317.

4. Долгополов Л. Андрей Белый и его роман "Петербург". Л., 1988. Гл. III "Петербург". С. 198-340.

5. Топоров В.Н. "Петербург и "петербургский текст" в русской литературе // Белый А. Петербург. Стихи. М., 1988. С. 598-613.

Задание: познакомиться с литературными манифестами сим­волистов, акмеистов, футуристов (Хрестоматия), прочитать сти­хотворения В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, А. Белого, С. Городецкого, О. Мандельштама, М. Кузьмина, А. Ахматовой, В. Хлебникова, В. Каменского, И. Северянина (по любому изд. хрестоматии сост. Н.А. Трифоновым).

1. Символизм, его теория и практика. Старшие и младшие символисты.

2. Идейно-эстетическая программа акмеизма, его предста­вители.



3. Русский футуризм, его программа и группировки, отли­чия от итальянского футуризма.

4. Творчество А. Ахматовой до Октября. (Сообщение сту­дента).

5. Творчеству А. Белого до Октября. (Сообщение студента).

6. Творчество В. Хлебникова. (Сообщение студента).

7. Творчество И. Северянина. (Сообщение студента).

Литература

Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Соста­витель Н. А. Трифонов.-М.: 1962 или последующие издания.

Тагер К. К. Возникновение модернизма. - В кн.: Русская литература кон­ца XIX - начала XX в. Девяностые годы. -М.; 1968.

Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX ве­ка. М., 2000, с. 219-364.

Михайловский Б. В. Символизм. В кн.: Русская литература конца XIX начала XX в. 1901-1907. - М.: 1971.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995.(Гл. П, 1Х, Х).

Литература для сообщений

Павловский А. Анна Ахматова. Очерк творчества. М.: 1966.

Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Л.: 1968.

Хмельницкая Т. Поэзия Андрея Белого. В кн.: А. Белый. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Большая серия. -М.-Л.: 1966.

Степанов Н. Вступит. статья в кн.: Хлебников В. В. Стихотворения и поэмы. «Библиотека поэта». Малая серия.-Л.: 1960.

Михайловский Б. В. И. Северянин. В кн.: Михайловский Б. В. Литература XX века. М.: 1939. с. 346- 348.

Орлов В. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. - М., 1966. с. 71-87.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. М.: 1995

Коллоквиум 2 (Заключительный)

2. Традиции А. Блока в советской поэзии.

3. Судьба критического реализма начала XX века после Октября.

4. Роман М. Горького «Мать» и современность.

5. Важнейшие отличия дооктябрьской социалистической литературы от послеоктябрьской.

6. Судьба творчества И. Бунина в советском литературо­ведении.

7. Назовите и раскройте важнейшие причины кризиса рус­ского символизма.

8. Судьба творчества Л. Андреева в советском литературо­ведении.

9 Завоевания и просчеты русского символизма.

10. Почему все модернистские течения начала XX века за­рождались и оформлялись прежде всего в поэзии?

11. Какими сторонами своего творчества В. Брюсов и А. Блок выходили за рамки символизма? (Раскройте на примере кон­кретных произведений).

12. Что отделяло поэзию А. Ахматовой от поэзии акмеизма?

13. Традиции поэзии Н.Гумилева в поэзии 1920-50-х годов.

14. Назовите три основных отличия стиля символистских и акмеистских манифестов от манифестов кубофутуристов.

15.Роль поэзии И.Анненского в развитии поэзии ХХ века.

16.Экспериментальное начало в нереалистической поэзии (дать характеристику по трем течениям).

1У.ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
ТВОРЧЕСТВО А. С. СЕРАФИМОВИЧА (1863-1949)

Первые «северные» рассказы Серафимовича 80-х гг. Исполь­зование писателем «экзотического» северного материала для вы­явления общественного неравенства, построение сюжета на со­циальных противопоставлениях («На льдине»). Образ Сороки в этом рассказе как начало галереи людей труда. Глубокое сочувствие угнетенному народу, реалистически точное воспроиз­ведение народного быта, поиски положительного героя в на­родной среде как начала, сближающие раннее творчество Серафимовича с традициями Г. Успенского, А. Левитова, Ф. Решетникова. Воздействие Короленко на раннее творчество Серафимо­вича: создание предельно драматических ситуаций, ставящих героя в экстремальные условия, пейзаж, подчеркивающий на­пряженность борьбы героя со стихией.

Появление темы рабочего класса в рассказах 90-х годов («Маленький шахтер», «Стрелочник», «Сцепщик»). Профес­сиональная принадлежность героя, изображение его производ­ственного труда как попытка наследовать традиции жанра «фи­зиологического очерка». Обыденность сюжетов и конфликтов этих рассказов как отражение реальных жизненных противо­речий. Лаконизм, внутренний драматизм, скупость внешних выразительных средств, скрытая публицистичность рассказов Гуманизм Серафимовича, трактовка темы рабочего класса с общедемократических позиций.

Сближение Серафимовича с Горьким в конце 90-х гг., дея­тельность в книгоиздательстве «Знание», советы Горького Сера­фимовичу рисовать пролетариат не только страдающим, но и как силу, выходящую на борьбу.

Восставший народ и сознательный пролетарий как главные герои прозы Серафимовича периода революции 1905 1907 гг. («У обрыва», «На Пресне», «Бомбы»). Духовное прозрение жен­щины из народа («Бомбы»), несгибаемая стойкость восставшего народа («На Пресне»), единство народа («У обрыва»). Пере­несение внимания автора с быта и труда рабочих на процессы зарождения и развития революционного сознания, смена произ­водственно-бытовых конфликтов конфликтами мировоззренче­скими, идеологическими. Исторический оптимизм рассказов о перввой русской революции. Изменение стиля писателя в расска­зах этот периода: широкое вхождение революционной романтики, экспрессивность повествования, символика ситуаций, пейза­жа, деталей, лейтмотивное построение рассказов, их кольцевая композиция, углубление психологизма, нацеленного на раскры­тие социальной психологии, повышении роли полилога как главного средства создания «многоголосия массы». Произведе­ния Серафимовича о революции в сравнении с горьковскими произведениями 1903-1907 гг. («Бомбы» -«Мать», «На Прес­не», «У оврага» -«Враги»).

Художественное исследование Серафимовичем психологии обывателя-собственника в повести «Пески» (1908). Исследова­ние социально-психологических корней мещанского ренегатства и губительного влияния собственности на душу и судьбу че­ловека. Социальная обусловленность духовной гибели человека, попавшего в сеть буржуазных отношений. Символический образ песков и его роль в повести. Симметричность конфликта и сюже­та повести, скрытая полемика с модернистским прославлением аморализма и эгоизма личности. Философский смысл повести.

Роман «Город в степи» как крупнейшее дооктябрьское про­изведение писателя. Художественное выявление в романе не­примиримых классовых конфликтов между буржуазией и проле­тариатом. Отражение истории России 1880-1890 гг. в романе (капитализация промышленности, возникновение новых соци­альных отношений, рост рабочего движения, смыкание хищни­ческих устремлений буржуазии с интересами либеральной интел­лигенции, неотвратимость крушения буржуазного миропорядка). Система образов романа как отражение классовых противо­речий русской действительности. Духовное и физическое вырож­дение русской буржуазии в характере Захара Короедова. Идейно-художественное значение массовых сцен в романе. Бли­зость Серафимовича и Горького в трактовке темы капитализма, судеб буржуазной интеллигенции и пролетариата. Широта и многоплановость сюжета. Осложнение романа натуралистиче­скими чертами (образы Захара Короедова и Кары). Новые стилевые качества романа (широта социально-исторического фона, социальная проницательность и глубина психологическо­го анализа, мастерство в создании коллективного образа массы, динамичность сюжета) как предвестие стиля романа «Железный поток».

Пролетарская поэзия 1890-1917 гг.

Русская рабочая революционная поэзия 1890 - 1917 гг. как выражение революционной практики пролетариата, как вопло­щение его формирующихся социально-политических и эстетиче­ских идеалов. Истоки этой поэзии - борьба рабочего класса и изображение его тяжелой доли. Появление в пролетарской поэзии второй половины 90-х гг. отчетливо выраженной социа­листической направленности благодаря творчеству професси­ональных революционеров Г. Кржижановского, Л. Радина, А. Богданова и др. Выдвижение в их поэзии образа сознатель­ного пролетария как главного героя.

Формирование стилевой системы пролетарской поэзии: тради­ции гражданской лирики, высокая романтическая патетика как ведущая черта стиля, соединение реализма с революционной романтикой, широкое использование аллегорических и обобщен­ных образов. (Стихотворения «Варшавянка», «Беснуйтесь, ти­раны» Г. Кржижановского, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Язычница» Е. Нечаева и др.).

Пролетарская поэзия периода первой русской революции. Рост конкретно-политического содержания, пафос протеста, про­славление свободы и дерзости революционной борьбы в стихо­творениях «Гутарям» Е. Нечаева. «Песня пролетариев» А. Бог­данова, «Дерзости слава», «Смолкли залпы запоздалые», «Ты говоришь, что мы устали» Е. Тарасова и др.

Противостояние в эпоху реакции 1908-1914 гг. пролетарской поэзии «литературе распада», формирование в 10-е годы про­летарской поэзии в самостоятельное течение социалистической литературы.

Роль Горького в развитии пролетарской поэзии, пролетар­ская поэзия на страницах большевистских газет «Правда» и «Звезда».

Рождение в пролетарской поэзии 1890-1917 гг. русской массовой революционной песни. («Варшавянка», «Беснуйтесь, тираны» Г. Кржижановского, перевод «Интернационала» на русский язык А. Коца, «Смело, товарищи, в ногу» Л. Радина, «Мы кузнецы» Ф. Шкулева, «Мои песни» А. Гмырева и др.).

Творчество Д. Бедного (1883-1945)

Демьян Бедный как крупнейший представитель пролетарской поэзии. Глубокое знание жизни народа, защита его интересов, тесная связь с народным творчеством как истоки его популяр­ности. Приход Бедного в большевистскую газету «Звезда» как начало нового этапа творчества, пафосом которого стала борь­ба за осуществление социалистического идеала. Басня как основ­ной жанр поэзии Бедного 10-х годов. («Лапоть и сапог», «Клар­нет и рожок», «Пушка и соха» и др.), ее основные особенности (точность и простота, аллегоричность образов, ясность и до­ходчивость сюжета, опора на фольклорные традиции и тради­ции басни Салтыкова-Щедрина, превращение традиционной для басни дидактической концовки в политический лозунг, концов­ку-призыв). Достижение политической злободневности басни с помощью эпиграфов, взятых из газет и политической хроники.

Обогащение жанрового репертуара поэта в годы первой ми­ровой войны: появление сказки, частушки, песни, политического памфлета, эпиграммы.

«Мой стих» как поэтический манифест предоктябрьского творчества.

Итоговое произведение дооктябрьского творчества Бедного - стихотворная повесть «Про землю, про волю, про рабочую долю». Сюжет, проблематика, жанровое своеобразие поэмы.

Творчество В. В. Вересаева (1867-1945)

Дооктябрьское творчество Вересаева-летопись идейной жизни русской демократической интеллигенции 90-900-х гг. Мировоззренческие, идейные, духовные искания русской интел­лигенции как главная тема творчества писателя. Повесть «Без дороги» как художественная история драмы народнической ин­теллигенции. Повесть «Поветрие» - отражение процессов ста­новления марксистской идеологии как наиболее значительной тенденции общественной и идейной жизни страны.

Повесть «На повороте» как вершинное достижение прозы Вересаева. Идейная борьба революционного марксизма и реви­зионизма в повести. Отражение этой борьбы в образной системе и

сюжете повести. Противопоставление как принцип раскрытия характеров. (Таня, Сергей, Балуев- Токарев).

Идеологический конфликт как основной в повестях Вереса­ева, исследование писателем в первую очередь идеологических, нравственно-психологических сторон характеров. Сближение по­вестей Вересаева с идеологическим романом И. Тургенева. Философско-эстетичсские проблемы книги «Живая жизнь», спор с Д. Мережковским в истолковании творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского. Переводческая деятельность В. Вересаева

РОМАН А.БЕЛОГО «ПЕТЕРБУРГ» КАК ОБРАЗЕЦ

СИМВОЛИСТСКОГО РОМАНА

История создания и публикации романа (отказ редактора ж. «Русская мысль» П.Б.Струве напечатать роман несмотря на предварительную договоренность с А. Белым и просьбы В. Брюсова).Поэтика первоначальных заглавий романа - «Тени», «Злые тени», «Адмиралтейская игла», «Путники», «Лакированная карета». Окончательное определение заглавия романа В.Ивановым. Место романа «Петербург» в задуманной А.Белым трилогии «Восток или Запад» и связь с предшествующей повестью «Серебряный голубь». Образ Петербурга и его связь с литературным мифом о Петербурге Пушкина, Гоголя Достоевского и других писателей. Место и роль Петербурга в истории России. Судьба Петербурга и петербургского начала, философия русской и мировой истории в романе. Изображение революции 1905 г. и революционеров в романе. «Петербург» как «астральный роман» (Н.Бердяев). Аполлон Аполлонович и Николай Аполлонович как два поколения и два взаимосвязанных и противопоставленных начала. Поэтика романа, его ассоциативный фон.

В связи с большой сложностью восприятия и понимания романа при его изучении рекомендуется прочитать статью Н.Бердяева «Астральный роман (Размышления по поводу романа А. Белого «Петербург») в кн.: Н.Бердяев О русских классиках. М: 1993 и главу Ш «Петербург» в кн.: Л.Долгополов «Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.

У. СПИСОК СТИХОТВОРЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ

(Стихотворения в течение семестра сдаются преподавателю и лаборанту, на экзамен студент приходит со списком сданных стихотворений. Эта работа учитывается при определении экзаменационной оценки).

Горький М. Песня о Соколе, отрывок «Блестело море, все в ярком свете.» до...Безумству храбрых поем мы песню!...», Песня о Буревестнике. (Одно из двух стихотворений по выбору студента).

Бедный Д . Мой стих.

Радин Л. Смело, товарищи, в ногу. Одно стихотворение пролетарских поэтов

Кржижановский Г. Варшавянка. по выбору

Шкулев Ф . Мы кузнецы.

Брюсов В. Сонет к форме, Юному поэту.

Блок А . Предчувствую Тебя..., Фабрика, Россия (Опять, как в годы золотые), О доблести, о подвигах, о славе, Незнакомка, О весна, без конца и без краю, О, я хочу безумно жить.

Маяковский В . Скрипка и немножко нервно.

БУНИН И . Родине, Одиночество.

Соловьев Вл. Бескрылый дух, землею полоненный.

Бальмонт К. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.

Сологуб Ф . В поле не видно ни зги.

Белый А. Отчаянье, Из окна вагона.

Анненский И. Третий мучительный сонет.

Гумилев Н . У камина, Дон-Жуан.

Ахматова А . Ты письмо мое, милый, не комкай, Столько просьб у любимой всегда.

Хлебников В . Свобода приходит нагая.

Северянин И. Весенний день

У1.ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ

1.Тексты художественных произведений

Горький М. Макар Чудра, Старуха Изергиль, Челкаш, Коновалов, Супру­ги Орловы, Песня о Соколе, Песня о Буревестнике, Фома Гордеев, Мещане, На дне, Дачники или Дети солнца, Мать, Страсти-мордасти, Детство, В людях, О карамазовщине.

Серафимович А. На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы.

Бедный Д. Лапоть и сапог. Кларнет и рожок, Свеча, Дом, О Демьяне Бедном, мужике вредном, Мой стих.

Куприн А. Олеся, Молох, Поединок, Гамбринус, Гранатовый браслет Суламифь, Штабс-капитан Рыбников, Колесо времени, Юнкера.

Бунин И. Стихотворения: Деревенский нищий. Родине, Оттепель, Одино­чество, Листопад, У птицы есть гнездо; Вести с Родины, Танька, Антоновские яблоки. Деревня, Сухо­дол, Господин из Сан-Франциско. Чаша жизни, Братья, Захар Воробьев, Косцы, Окаянные дни, Жизнь Арсеньева.

Андреев Л. Петька на даче, Баргамот и Гараська, Жили-были, Жизнь Василия Фивейского, Рассказ о семи повешенных, Красный смех, Губернатор, Тьма, Жизнь человека, Савва.

Вересаев В. Без дороги. Поветрие, На повороте, Живая жизнь.

Брюсов В. Творчество, Юному поэту. Сонет к форме, Работа, Каменщик, Ассаргадон, Антоний и Клеопатра, Кинжал, Грядущие гунны. Конь блед, Довольным, Городу, Хвала человеку, статьи: Предисловие к сборнику «Русские символисты», Предисловие к первому изданию книги «Chefs d ’ oeuvre», Поэзия Владимира Соловьева, Ключи тайн см в кн.: В.Брюсов «Среди стихов. 1894-1924». М.:1990.

Блок А. Гамаюн, птица вещая. В те дни, когда душа трепещет, Душа молчит. В холодном небе, Предчувствую Тебя. Года проходят мимо, Я, отрок, зажигаю свечи, Вхожу я в темные храмы. Фабрика, Барка жизни встала, Незнакомка, Митинг, О, весна, без конца и без краю, Сытые, О доблестях, о подвигах, о славе. На железной дороге. Перед судом. Ямбы (цикл). Россия, Русь, Девушка пела в церковном хоре, На поле Куликовом, Русь моя, жизнь моя, Ночь, улица, фонарь, аптека, О, я хочу безумно жить, Коршун, Соловьиный сад, Возмездие, Балаганчик, Незнакомка (пьеса), статьи: Краски и слова, Ирония, Народ и интеллигенция, Душа писателя, О современном состоянии русского символизма.

Мережковский Д. Христос и антихрист (роман «Юлиан Отступник»), статья «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Гумилев Н. Стихотворения: Я конквистадор в панцире железном, Песнь Заратустры, Жираф, Носорог, Озеро Чад, Капитаны, Дон-Жуан, У камина, Невольничья, Памяти Анненского, Пятистопные ямбы, Наступление, Я вежлив с жизнью современною, Слово, Заблудившийся трамвай; статьи «Наследие символизма и акмеизм», «Читатель».

Ахматова А. Стихотворения из сборников «Вечере», «Четки». В ее кн.: Бег времени.- М.-Л.; 1965.

Мандельштам О. Стихотворения: Дано мне тело - что мне делать с ним, Silentium, Я вздрагиваю от холода, Царское село, Старик, Петербургские строфы, Домби и сын, Ахматова, О временах простых и грубых, Посох, Бессонница. Гомер. Тугие паруса, Соломинка. Статьи «Утро акмеизма», «Письмо о русской поэзии».

Анненский И. Стихотворения: Поэзия, Третий мучительный сонет, Листы, В дороге, Смычок и струны, Среди миров, Старые эстонки, Прерывистые строки.

Бальмонт К. (Стихотворения из сб.: Будем как солнце. В кн.: Бальмонт К. Стихотворения. М.-Л.: 1969, статья «Элементарные слова о символической поэзии».

Белый А. Стихотворения из сб.: Пепел. В кн.: Белый А. Стихотворения и поэмы. М.-Л.: 1966, р-н «Петербург», статьи из кн.: А.Белый Символизм как миропонимание. М.: 1994.

Иванов Вяч. Стихотворения: Русский ум, Тризна Диониса, Красота, Зарница, Поэты духа, Прозрачность, Ты - море, Кочевники красоты, Палачам, Вызывание Вакха, цикл «Золотые завесы», Подстерегателю, Александру Блоку, статьи из кн.: Вяч. Иванов Родное и вселенское.М.: 1994.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки (любое издание).

Розанов В. Несовместимые контрасты жития. М.: 1990. (статья «О символистах»).

Сборник «Вехи». «Интеллигенция в России». М.: 1991 или другие издания.

Сологуб Ф. О Смерть! Я твой, Из мира чахлой нищеты, В поле не видно ни зги. Люблю блуждать я над трясиною. Плененные звери. Искали дочь (все эти стихотворения см. по Хрестоматии), роман «Мелкий бес».

Соловьев Вл. Стихотворения: Вся в лазури сегодня явилась, У царицы моей есть высокий дворец, Близко, далеко, не здесь и не там, В тумане утреннем неверными шагами, Бескрылый дух, землею полоненный, Бедный друг, истомил тебя путь, Ex oriente lux, Милый друг, иль ты не видишь, Панмонголизм, Пародии на русских символистов; Das Ewig-Weibliche, поэма «Три свидания», статьи: Общий смысл искусства, Смысл любви, Идея сверхчеловека, Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.

Хлебников В. Стихотворения и поэмы.-М.: 1960.

Северянин И. Из «Пролога», Интродукция, Весенний день, Эгополонез.

Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.

Кржижановский Г. Варшавянка, Беснуйтесь, тираны.

Радин Л. Смело, товарищи, в ногу.

Шкулев Ф. Мы кузнецы...

УП.Учебники и учебные пособия

Бердяев Н. О русских классиках. М., 1993.

Смирнова Л. А. Русская литература конца Х1Х – начала XX века. М.; 2001.

Соколов А. Г. История русской литературы конца XIX - начала XX ве­ка.. Изд. 4-е- М.: 2000.

История русской литературы. В 10 т.- М.; 1954, т. 10.

Михайловский Б. В. Русская литература XX века.- М.: 1939.

Русская литература ХХ века. Школы. Направления. Методы творческой работы. (Под ред С.И. Тиминой) СПб. 2002. (Главы 1-3).

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов. В 2-х книгах. М., 2000, М., 2001.

Русская литература конца XIX - начала XX века. Девяностые годы.- М., 1968.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век. Под ред. Ж.Нива и др. М., 1995.

Марков Вл. О свободе в поэзии. Статьи. Эссе. Разное. Пб. 1994.

Русская литература конца XIX-начала XX века. 1901-1907.-М., 1971.

Русская литература конца XIX - начала XX века. 1908-1917.-М.; 1972.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX ве­ка.-М.: 1975.

Петров С. М. Возникновение и формирование социалистического реализ­ма.- М., 1970.

Келдыш В. А. Русский реализм начала XX века.-М.; 1975.

Развитие реализма в русской литературе.-М., 1974, т. 3.

Орлов В. Л. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: 1976.

Русская литература XX века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Соста­витель Н. А. Трифонов (любое издание).

УШ. Монографии и статьи

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М.: 1994. (Статьи о поэтах и прозаиках изучаемого периода).

Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа Х1Х-ХХ веков. М., 1990.

Долгополов Л. На рубеже веков. О русской литературе конца Х1Х - начала ХХ века. Л.: 1977.

Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М.: 1993.

Михайловский Б.В. Избранные статьи о литературе и искусстве. М.: 1969.

Бугров Б.С. Русская драматургия конца Х1Х - начала ХХ века. М.: 1979.

Михайловский Б. Драматургия Горького эпохи первой русской революции.- М.; 1955.

Бурсов Б. Роман Горького «Мать» и вопросы социалистического реализма. М.; 1955.

Волков А. Творческий путь Серафимовича.-М., 1963.

Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.:1977. (Статьи: Преодолевшие символизм, На путях к классицизму, Валерий Брюсов и наследие Пушкина.., Поэтика Александра Блока, Анна Ахматова и Александр Блок).

Эвентов И. Жизнь и творчество Д. Бедного.- М., 1967.

Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн.-М.: 1972.

Михайлов О. Иван Алексеевич Бунин.- М., 1967.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. М.: 1991.

Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция- М., 1969.

Метченко А. В. В. Маяковский. Очерк творчества.- М., 1964.

Орлов В. Александр Блок. Очерк творчества.- М., 1956.

Павловский А.И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество. М.,1991.

Смирнова Л.А. Иван Алексеевич Бунин. М.,1991.

Соловьев Б. Поэт и его подвиг. Творческий путь А. Блока (любое издание).

Громов П. А.Блок. Его предшественники и современники. Л.: 1986.

Максимов Д. Поэзия и проза А.Блока. Л.: 1981.

Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л.: 1988.

Осьмаков Н.В. Русская пролетарская поэзия 1890-1917 гг.-М., 1968.

Юшин П. Ф. Сергей Есенин. Идейно-творческая эволюция.- М., 1969.

Щербина В. Р. А. Н. Толстой. Творческий путь.- М.: 1965.

Афонин Л. Леонид Андреев.- Орел, 1959.

Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева (1892-1906). Л.: 1976.

Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. Таллин, 1984.

Бровман Г. В. В. Вересаев. Жизнь и творчество.- М.: 1959.

1Х.ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Белый А. Серебряный голубь.

Гумилев Н. Письма о русской поэзии.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Темы, Студенты..

Найденов С. А. Дети Ванюшина.

Подъячев С.П. Карьера Захара Дрыкалина.

Пришвин М.В краю непуганных птиц.

Сергеев-Ценский С.Н. Печаль полей.

Шмелев И. Человек из ресторана.

Брюсов В. Огненный ангел, Юпитер поверженный.

Городецкий С. Стихотворения и поэмы. Л.: 1974 (Большая серия библиотеки поэта).

Кузмин М. Избранные произведения. Л.: 1990.

Нарбут Вл. Стихотворения М.: 1990.

Зенкевич М. Избранное. 1973.

Волошин М. «Средоточье всех путей...» Избранные стихотворения и поэмы. Проза. Критика. Дневники. М.: 1989.

Гиппиус З., Мережковский Д. Избранное. СПб., 1997 (серия «Библиотека поэзии»).

Северянин И. Стихотворения. М.: 1988 (серия «Поэтическая Россия»).

Цветаева М. Соч. В 2-х т. М.: 1988.

Хлебников В. Творения.М.: 1986.

Х. Справочно-библиографическая литература

История русской литературы конца XIX - начала XX века. Библиографи­ческий указатель. Под ред. К.Д. Муратовой.- М.-Л.: 1963.

Кандель Б. Л., Федюшина Л. М., Бенина М. А. Русская художественная литература и литературоведение. Указатель справочно-библиографических посо­бий с конца XVIII века по 1974 год.- М.; 1976.

Х1. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ СТУДЕНТА ПО КУРСУ

1. Знание общих закономерностей литературного процесса конца XIX - начала XX века, его периодизации и особенностей каждого периода.

2. Знание важнейших идейно-эстетических особенностей кри­тического реализма начала XX века, социалистической литературы, течений нереалистической литературы.

3. Знание взаимосвязей литературного и исторического про­цессов на рубеже XIX - начала XX века.

4. Умение видеть динамику взаимодействия литературы и освободительной борьбы на рубеже веков.

5. Детальное знание творчества художников, изучаемых монографически.

6. Умение устанавливать межпредметные связи (литература и история, литература и философия, литература и живопись, литература и театр, литература и скульптура, литература и архитектура).

7. Знание (наизусть) программных стихотворений поэтов этого периода. (См. Список)

8. Знание 1-2-х монографий по творчеству изучаемых пи­сателей.

9. Умение соотнести конкретное произведение с творческим путем художника, исторической обстановкой, кругом его идей и центральной идеей его творчества.

10. Знание личности художника и того, как она отражается в его произведениях.

11. Умение самостоятельно анализировать художественный или научный текст (по специальности!) любого типа.

Умение «сворачивать» информацию с помощью ключевых слов, мнемонических знаков и других приемов и «разворачивать» ее.

ХП. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ

1. Основные периоды развития литературы конца XIX-на­чала XX вв. Литературный процесс 90-х годов.

2. Важнейшие особенности литературного процесса 900-х годов.

3. Литературный процесс 1908- 1917 годов.

4. Пять «ключей» эпохи (соловьевство, достоевство, толстовство, ницшеанство, марксизм). Общая характеристика.

5. Три оболочки литературы Серебряного века.

6. Две концепции развития литературы конца XIX - нача­ла XX века. (Концепция «кризиса реализма» и всей литературы и концепция «преобразования реализма»).

7. .Формирование трех «потоков» в литературе конца XIX - начала XX века: русская литература этого периода как прообраз мировой литературы ХХ века и как «экспериментальная лаборатория».

8. Критический реализм конца XIX - начала XX века и его судьба.

9. Возникновение и развитие социалистической литературы в начале XX века.

10. Исторические судьбы нереалистических течений. Общая характеристика.

11. Ранние революционно-романтические произведения Горь­кого. Проблематика, эволюция романтического идеала и типа романтизма, поэтика.

12. Ранние реалистические рассказы Горького. Проблематика и художественное своеобразие, связь с революционно-романти­ческими произведениями (Дед Архип и Ленька, Коновалов, Супруги Орловы и др.).

13. Роман М. Горького «Фома Гордеев». Основные образы, проблематика, конфликт, связь с ранними реалистическими рас­сказами.

14. Идейно-художественное новаторство пьесы Горького «Ме­щане».

15. Пьеса Горького «На дне» как социально-философская драма.

16. Роман «Мать» как произведение социалистической литературы. Идейно-художественная концепция романа. Политическое и эстетическое в романе.

17. Творчество М. Горького в годы реакции и в период но­вого революционного подъема (1908-1917).

18. Драматургическая трилогия М. Горького об интеллиген­ции (Дачники, Дети солнца. Варвары). Проблематика, герои и кон­фликт.

19. Путь А. Серафимовича к социалистической литературе. (На льдине, Маленький шахтер. Пески, Бомбы, У обрыва, Го­род в степи).

20. Проблематика дооктябрьского творчества В. Вересаева.

22. Изображение дворянства и крестьянстваа в произведениях И. Бунина «Танька», «Вести с родины», «Антоновские ябло­ки», «Суходол».

23. Повесть Бунина «Деревня». Проблематика, основные образы, изображение революции 1905 года и революционеров.

24. Социально-философские идеи и антибуржуазные мотивы в рассказах Бунина «Чаша жизни», «Господин из Сан-Францис­ко», «Братья». Художественное мастерство Бунина.

25. Проблема русского национального характера в творчестве Бунина.

26. Эмигрантский период творчества Бунина (герои и проблематика рассказов и романа «Жизнь Арсеньева»).

27. Проблематика и герои дооктябрьскоготворчества А. Куприна. (Молох, Поеди­нок).

28. Лики любви в произведениях А.Куприна «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь».

29. Пролетарская поэзия конца XIX - начала XX века.

31. Творческий путь Л. Андреева. Основные проблемы и герои рассказов «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были», «Жизнь Василия Фивейского», «Губернатор», «Рассказ о семи повешен­ных», «Тьма», «Красный смех».

32. Драматургия Л. Андреева и его теория современного театра.

33. Творческий путь В.Брюсова. Революция 1905 года и ее влияние лирику и творческий путь поэта. (Стих-я: Творчество, Юному поэту, Сонет к форме. Каменщик, Кинжал, Довольным, Близким, Грядущие гунны. Конь блед, Хвала че­ловеку).

34. Два пути поисков положительного идеала в поэзии Брюсова (стих-я: Работа, Каменщик, Ассаргадон, Александр Великий, Клеопатра, Городу).

35. Дооктябрьская лирика А. Блока как «трилогия вочеловечения». Основные мотивы и образы в их эволюции. (Стихи о Прекрасной Даме, Фабрика, Незнакомка, Митинг, О, весна без конца и без краю. Сытые, Россия и др.).

36. Тема Родины в дооктябрьской лирике А. Блока.

37. Проблематика и поэтика поэмы Блока «Соловьиный сад».

39. Философско-эстетические взгляды «старших» символистов.

40. Философско-эстетические взгляды «младших» символистов.

41. Идейно-эстетическая программа и поэзия русскою ак­меизма.

42. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского эгофу­туризма.

43. Идейно-эстетическая программа и поэзия русского кубофу­туризма.

44. Дооктябрьская поэзия А. Ахматовой. Основные мотивы, образ лирического героя, своеобразие лирического выражения.

45. Лирика И. Анненского и ее место в истории русской поэзии ХХ века. Ее основные мотивы и жанры, важнейшие принципы поэтики.

46. Основные мотивы и мифы поэзии Ф. Сологуба. Образ лирического героя.

47. «Мелкий бес» Ф.Сологуба. Проблематика и образ Передонова.

48. Роман А. Белого «Петербург». Проблематика и основные образы. Изображение революции и революционеров.

49. Основные тематические направления и эволюция лирического героя поэзии Н. Гумилева. Важнейшие особенности поэтики.