Торговля и торговые отношения в древней руси

Торговля в Древней Руси со времен образования государственности, безусловно, имела огромное значение не только в ее развитии, но и в становлении денежно-финансовых отношений в целом. Как известно, торговля делится на две главные ветви – внешнюю (с другими государствами) и внутреннюю (в пределах одного государства). Так, внешняя торговля в Древней Руси, конечно, более важна и интересна. Ведь в свое время она являлась двигателем, опорой всей экономики древнерусского государства.

Торговля и торговые отношения в Древней Руси способствовали объединению и сотрудничеству разных слове населения, причем этот факт справедлив и для внешних, и для внутренних отношений. В ней были задействованы многие структуры: и сельское хозяйство, и ремесло, и охота, промысел. Все, что создается рукой человека, могло быть продано и куплено. Именно осознавание этого факта и дало толчок развитию торгово-денежных отношений в Древней Руси.

Хозяйство и торговля Древней Руси: карта

Чтобы лучше представлять себе масштабы торговли Руси с другими государствами, стоит представить себе карту. Итак, одним из важнейших торговых путей был таковой «из варяг в греки». Он брал свое начало с Варяжского моря, шел по рекам Днепр и Волхов, а выходил к Черному морю, Болгарии и Византии. Также значительную роль играл Великий Волжский путь (его еще называли путь «из варяг в арабы»). Он начинался от Ладоги, продолжался до Каспийского моря и следовал в Среднюю Азию, Персию и Закавказье. Был торговый путь и по суше: от Праги следовавший до Киева, а затем в Азию.

Внутренняя торговля Древней Руси

Она складывалась из ремесленников и мелких торговцев. Практически в каждом городе, а позже и в небольших населенных пунктах образовывались рынки (или другое название – торги). На продажу крестьяне выставляли плоды своего труда в виде всевозможных изделий из металла, дерева, камня. Речь идет о домашней утвари, орудий труда для обработки земель и всего того, что могло интересовать простых людей. Разумеется, что сначала имел место обмен одних товаров на другие. Например, продовольствие обменивалось на изделия ремесленников, охотников. Нужно сказать, что за многими торговцами были закреплены свои лавки, в которых использовались весы.

Конечно, развитие внутренней торговли в Древней Руси контролировалось государством. Торговые площади были местом большого собрания людей, поэтому на них часто делали объявления о насущных и волнующих делах (например, если был пойман вор, то об этом сообщалось на рыночной площади).

Какие же товары имели наибольшую популярность в те времена?

  • Львиную долю составляли продукты сельского хозяйства.
  • Оружие.
  • Кузнечные изделия.
  • Металлы.
  • Соль.
  • Одежда, в том числе из меха.
  • Изделия гончарного производства (посуда).
  • Древесина.
  • Животные и домашняя птица (лошади, коровы, овцы, гуси, утки), а также мясо.
  • Продукты бортничества – мед, воск.

Если городок был небольшим, то всю торговлю держали под контролем местные купцы. В крупных же городах повсюду можно было встретить и приезжих, особенно из Новгорода. Чем больше был населенный пункт, тем шире на рынке был представлен ассортимент товаров. Основными торговыми городами являлись уже упоминавшийся Новгород, а также Смоленск, Киев, Чернигов, Галич, Полоцк. Уже в то время имелось понятие о торговых пошлинах. Они, кстати, составляли немалую долю в общем доходе князей.

Если говорить о рынках, то историки подразделяют их на сельские и городские. Из первых товары направлялись во вторые, то есть из села в ближайший город. А уже из города они могли оказаться в любой части государства.

Раньше мы говорили о бартере, то есть обмене товаров, а не купле-продаже как таковой. Но уже в начале девятого века происходит постепенное развитие денежных отношений. Первыми монетами были таковых из африканских центров Халифата. Затем появились азиатские дирхемы, европейские денарии.

Внешняя торговля Древней Руси

Она состояла в тесной связи с так называемой системой данничества (девятый-десятый века). Дань брали деньгами (монетами и слитками из серебра), пушниной, а также в небольшом количестве скотом, продовольствием. Вся собранная дань, точнее сказать львиная ее доля, продавалась на Византийский рынок. Внешняя торговля Руси была защищена военной структурой. Это было необходимо для сохранности товаров от возможных нападений кочевников. В десятом веке в силу военных конфликтов была создана благоприятная почва для торговли на Черном море, в Византии, Хазарском каганате, Волжской Булгарии.

Второй важной частью внешней торговли была транзитная. Она имела место благодаря тем торговым путям, которые шли из Европы в Азию, от Прибалтики в Византию. В то же время все большее значение приобретал знаменитый путь «из варяг в греки», что позволило Днепру стать главной артерией древнерусской торговли.

А какие же товары являлись самыми востребованными в рамках внешней торговли Руси?

  • Рабы, особенно женщины. Вообще славянская работорговля зародилась еще в шестом веке, но продолжалась и во времена Древней Руси. После монгольского нашествия она практически исчезла.
  • Пушнина, меха. Да, несмотря на слаборазвитую еще тогда охоту, людям приходилось усиленно заниматься ей. Это было обусловлено тем, что в качестве дани князья требовали меха. Даже в тех регионах Руси, где не водилось ценных пушных зверьков, организовывали выезды в другие районы именно для добычи мехов. Наиболее прославленными в торговле пушниной были купцы из Новгорода.
  • Плоды бортничества в виде меда и воска. Последний, кстати, был востребован для существовавшего тогда примитивного освещения. Поражает масштаб, в котором осуществлялась торговля воском: его взвешивали целыми пудами!
  • Текстиль. В основном потребность была в льняных тканях. Из них впоследствии шили одежду и предметы обихода (полотенца, постельное белье).
  • Ювелирные изделия, которые изготавливали в Древней Руси, очень высоко ценились в Европе.

До сих пор мы говорили о тех товарах, которые шли на экспорт. А что же импортировали? Очень интересное место тут занимает ввоз шелковых тканей (на Руси их называли паволоками). Существовало определенное правило, которое не позволяло русским купцам вывозить больше установленного количества шелка. Еще на Руси ценились европейские мечи, несмотря на высокое качество своих. Нельзя не упомянуть, говоря об импортируемых товарах, цветные металлы. Завозили серебро, олово, свинец, медь и из Европы, и из арабских стран. Также заслуживают внимания приправы и пряности, которых не было на Руси.

Торговля Древней Руси с Византией

Все мы знаем, что отношения Руси с Византией были довольно тесными. И это касалось не только внешнеполитических связей, но и экономических, в частности торговых. Можно сказать, что это и стало основой для выбора христианской религии на Руси. Византия по праву считалась крупнейшим партнером Древнерусского государства в сфере внешней торговли. В Константинополе у русских купцов существовали некоторые льготы (например, возможность невыплаты торговых пошлин). Завозили из Византии все, что можно охарактеризовать эпитетами «роскошный, изысканный, утонченный». Это были предметы искусства, одежды, украшений. Но и византийская экономика получала многое от торговли с русскими купцами.

Немного о купцах...

По данным источников (как письменных, так и вещественных), купец предстает перед нами воином-дружинником. Он вооружен, добротно одет. Отличить его от воина можно было по наличию у него весов, которые являлись неотъемлемым атрибутом всех, кто был так или иначе связан с торговлей. В качестве транспортного средства и средства для перевозки товаров выступал конь, а для водных переправ – ладья. В десятом-одиннадцатом веках купцы объединялись в дружинные отряды. Совершая поход, они могли не только заниматься своим основным делом – торговлей, но и совершать военные набеги. А вот с середины одиннадцатого века намечается тенденция к разделению: купцы купцами, а дружинники дружинниками. То есть купцы стали «узкими специалистами» в своей деятельности, сосредоточившись только на своем деле.

Как мы видим, хозяйство и торговля Древней Руси были неразлучно связаны. Плоды первого давали толчок к развитию второй. В свою очередь прибыль от торговли позволяла модернизировать, облегчить труд в хозяйственной деятельности. Процветало одно, а вместе с ним и другое. Торговля также имела военную защиту, на нее оказывал значительное влияние аппарат власти и управления. По сравнению с современной торговлей, конечно, произошли масштабные изменения. Но все-таки стоит знать о том, что и как было раньше, что покупали и продавали наши предки, чем интересовались.

Торговля в древней Руси была только за рубли!


Вернуться назад на

Купечество – социальный слой, занимавшийся торговлей, посредник между производством и рынком. В исторических источниках для обозначения купечества в Древней Руси употреблялись два термина «купец» (горожанин, занимавшийся торговлей) и «гость» (купец, связанный торговыми операциями с другими городами и странами). С XIII в. появляется третий термин «торговец».

Первые упоминания о купцах в Киевской Руси относятся к X в. В XI-XII вв. они составляли особую социальную группу городского населения, занимаясь наряду с торговлей ростовщичеством, пользовались поддержкой княжеской власти. В XII в. в наиболее крупных экономических центрах возникли первые купеческие корпорации. Процесс роста купечества был прерван монголо-татарским нашествием и возобновился в Северо-Восточной Руси на рубеже XIII-XIV вв. Развитие городов и численный рост купечества привели к выделению наиболее богатых и влиятельных групп купцов-гостей в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Нижнем Новгороде, Вологде и др. городах.

Однако объединение русских земель вокруг Москвы сопровождалось ликвидацией податной и иной автономии местных купеческих корпораций, а позднее их разрушением. В период правления Ивана IV Грозного (1533-1584 гг.) многие представители купечества были физически истреблены. Купцы вместе с ремесленниками и мелкими торговцами городов были объединены в одно сословие посадских людей. С XVII в. крупное купечество стало соединять торговлю с предпринимательством в соледобывающей, винокуренной (до 50-х гг. XVIII в.), кожевенной и др. отраслях промышленности, а с XVIII в. в металлургии, текстильной, бумажной, стекольной и др., т.е. начался процесс формирования русской национальной буржуазии. Развитие торговли вне города привело к появлению слоя купцов-крестьян.

С целью расширения социальной опоры самодержавия (в городах, а также в фискальных (сбор налогов) интересах, правительство в 1775 г. пошло на создание привилегированного гильдейского (гильдии - объединения) купечества.

В новую сословную организацию купечества вошла буржуазия русских, украинских и белорусских городов, крупные и средние купцы, представители нарождавшегося банковского и сохранявшегося ростовщического капитала. Остальная масса купеческого сословия, состоявшая из ремесленников, товаропроизводителей, мелких торговцев, образовала сословие мещан, т.е. податное сословие из бывших посадских людей: ремесленников, домовладельцев, торговцев, объединенных по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления. Организация гильдейского купечества, окончательно оформленная Жалованной грамотой дворянству и Жалованной грамотой городам (1785 г.), просуществовала без изменений до 1861 г.

С отменой крепостного права в 1861 г. купечество стало составной частью буржуазии. В 60-е гг. XIX в. были подорваны и условия для существования в городах замкнутого купеческого сословия, хотя в России вплоть до 1917 г. сохранялись многочисленные сословные привилегии (в том числе и у купечества). С 1863 г. был открыт доступ в купечество для выходцев из всех других сословий. Для этого необходимо было уплатить все повинности по-прежнему сословию (касалось низших сословий), ежегодно платить гильдейский сбор (с 1-й гильдии - 500 рублей, со 2-й - 150 рублей, 3-я гильдия была ликвидирована) и другие виды промыслового налога. В купеческое сословие перешли многие крестьяне, а сословная прослойка крестьян-купцов исчезла, слившись с гильдейским купечеством. В купеческом сословии крестьян привлекали такие его права, как освобождение от телесных наказаний, возможность быть причисленным к категории почетных граждан и др. В XX в. по численности купечество стало незначительной частью буржуазии России. Окончательная ликвидация купечества как сословия была осуществлена в советской России.

торговое сословие. Существует в России с древнейших времен. В записках византийского имп. Константина Багрянородного рассказывается о деятельности русских купцов еще в 1-й пол. X в. По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары, а также собирали с жителей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой купцы возвращались в Киев и на подготовленных к тому времени судах отправлялись в Царьград. Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала караван смоленских, любечских, черниговских, новгородских, вышегородских купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент утлые суденышки могли погибнуть от крутой волны.

В Царьграде русские купцы торговали шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму не могли. Размещали их не в самом городе, а у "святого Мамы" (монастырь св. Маманта). Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользовались различными льготами, предоставленными им греческим императором. В частности, продавали свои товары и покупали греческие, не платя пошлины; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончании торга греческие власти обеспечивали нашим купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались домой не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавая то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объединении русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах. Впрочем, русские купцы вели торговлю не только с Царь-градом, откуда вывозили шелковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами - откуда в страну поступали бисер, драгоценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует характер кладов того времени, которые до сих пор в изобилии находят близ старинных городов, на берегах больших рек, на волоках, возле бывших погостов. В этих кладах не редкость арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIII в.

Вокруг русских городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходились для торговли, или, как тогда называли, "гостьбы", купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние "промышленники". Места эти получали название погостов (от слова "гостьба"). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и размещались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывались товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев особую пошлину.

Первый русский свод законов Русская Правда был пронизан духом купечества. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций.

"Правда", - пишет историк В.О. Ключевский, - строго отличает отдачу имущества на хранение - "поклажу" от "займа", простой заем, одолжение по дружбе от отдачи денег в рост из определенного условленного процента, процентный заем краткосрочный - от долгосрочного и, наконец, заем - от торговой комиссии и вклада в торговое компанейское предприятие из неопределенного барыша или дивиденда. "Правда" дает далее определенный порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчастной. Что такое торговый кредит и операции в кредит - хорошо известно Русской Правде. Гости, иногородние или иноземные купцы, "запускали товар" за купцов туземных, т.е. продавали им в долг. Купец давал гостю, купцу-земляку, торговавшему с другими городами или землями, "куны в куплю", на комиссию для закупки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу "куны в гостьбу", для оборота из барыша".

Городские предприниматели, справедливо отмечает Ключевский, являлись то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Русское законодательство дорожило жизнью купца, за его голову полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого человека (12 гривен и 5-6 гривен).

Успешный рост купеческой деятельности в Древней Руси подтверждался развитием кредитных отношений. Новгородский купец Климята (Климент), живший в к. XII - н. XIII в., сочетал свою широкую торговую деятельность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом "купеческого ста" (союз новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным промыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Перед смертью он составил духовную, в которой перечислял свыше десятка различного рода людей, связанных с ним предпринимательской деятельностью. Из перечня должников Климяты видно, что он выдавал также и "поральское серебро", за что взимались проценты в виде наклада. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьеву монастырю - типичный для того времени случай.

Одним из самых характерных купеческих городов был Новгород Великий. Торговлей здесь жила большая часть населения, а купец считался главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. Типичный пример - новгородская былина о купце Садко.

Новгородские купцы вели свою торговлю и промысловую деятельность артелями, или компаниями, представлявшими из себя хорошо вооруженные отряды. Купеческих артелей в Новгороде насчитывалось десятки, в зависимости от товаров, которыми они промышляли, или местности, куда ходили торговать. Были, например, поморские купцы, торговавшие на Балтийском или Белом морях, низовские купцы, имевшие дела в Суздальской области, и т.п.

Самые основательные новгородские купцы объединялись в торгово-промышленную "ассоциацию", именуемую тогда "Иваново сто", имевшую свой центр около храма св. Иоанна Предтечи в Опоках. Здесь располагался общественный гостиный двор, где купцы складывали свои товары, а также находилась "гридница" (большая палата), своего рода зал для проведения деловых совещаний. На общем собрании "Иваново сто" купцы выбирали старосту, который руководил делами этой "ассоциации", наблюдал за общественной кассой и оформлением деловых документов.

Около церкви проходил торг, стояли специальные весы, при которых находились выборные присяжные чины, наблюдавшие за правильностью веса и торговли. За взвешивание, как и при продаже товара, взималась особая пошлина. Кроме больших весов, возле церкви стояли и малые, служившие для взвешивания драгоценных металлов, слитки которых заменяли монеты.

Возникавшие между купцами и покупателями противоречия решались в специальном торговом суде, председателем которого был тысяцкий.

Купцы, входившие в "Иваново сто", обладали большими привилегиями. В случае финансовых затруднений им предоставляли кредит или даже безвозмездную помощь. При опасных торговых операциях от "Иваново сто" можно было получить вооруженный отряд для охраны.

Однако вступить в "Иваново сто" мог только очень состоятельный купец. Для этого в кассу "ассоциации" нужно было внести большой взнос - в 50 гривен - и, кроме того, безвозмездно пожертвовать в пользу церкви св. Иоанна в Опоках еще почти 30 гривен (за эти деньги можно было купить стадо в 80 волов). Зато, вступив в "Иваново сто", купец и его дети (участие было наследственным) сразу занимали почетное положение в городе и получали все связанные с этим привилегии.

Большую взаимовыгодную торговлю новгородские купцы вели с Ганзейским союзом. Новгородские купцы скупали по всей России и продавали ганзейцам льняные ткани, выделанные кожи, смолу и воск высокого качества, хмель, строевой лес, мед, меха, хлеб. От ганзейцев новгородские купцы получали вино, металлы, соль, сафьян, перчатки, крашеную пряжу и разные предметы роскоши.

Сильно развитая система купеческого предпринимательства вкупе с народным самоуправлением были главными условиями экономического процветания Древнего Новгорода, которое неоднократно отмечалось иностранными купцами и путешественниками.

Кроме "Иваново сто" в русских городах существовали и другие профессиональные объединения купцов. В XIV-XVI вв. торговые предприниматели, имевшие лавки на городском торгу ("ряды"), объединялись в самоуправляемые организации, члены которых назывались "рядовичами".

Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своих товаров. Чаще всего их центром была патрональная церковь (в подвалах ее хранились товары), нередко им также предоставлялись даже судебные функции. Имущественное положение купцов было неравное. Самыми богатыми были "гости-сурожане" - купцы, торговавшие с Сурожем и другими городами Причерноморья. Состоятельными были и купцы суконного ряда - "суконники", торговавшие привозным с Запада сукном. В Москве патрональным храмом "гостей-сурожан" была церковь Иоанна Златоуста. Принадлежность к корпорации московских гостей обставлялась примерно теми же правилами, что и в новгородской "Иваново сто". Положение в этой корпорации было тоже наследственным. Гости возглавляли купеческие караваны, отправлявшиеся в Крым.

Уже в XV в. русские купцы ведут торговлю с Персией и Индией. Тверской купец Афанасий Никитин в 1469 посещает Индию и, по сути дела, открывает ее для России.

В эпоху Ивана Грозного символом русского купечества становится энергичная деятельность купцов Строгановых, стараниями которых начинается активное освоение русскими Урала и Сибири. Кильбургер, побывавший в Москве в царствование Алексея Михайловича в составе шведского посольства, отмечал, что все москвичи "от самого знатного до самого простого любят купечество, чему есть причиной то, что в Москве помещается больше торговых лавок, чем в Амстердаме или хотя бы ином целом княжестве".

Некоторые города по внешнему виду напоминали пестрые торговые ярмарки. Широкое развитие торговли отмечалось и в более ранние времена. Иностранцы, побывавшие в Москве XV в., обращают особое внимание на изобилие съестных товарных продуктов, что свидетельствовало о широком развитии товарных отношений среди крестьян, а отнюдь не о господстве натурального хозяйства.

По описанию венецианца Иосафата Барбаро, "зимою привозят в Москву такое множество быков, свиней и других животных, совсем уже ободранных и замороженных, что за один раз можно купить до двухсот штук... Изобилие в хлебе и мясе так здесь велико, что говядину продают не на вес, а по глазомеру". Другой венецианец, Амвросий Контарини, также свидетельствует о том, что Москва "изобилует всякого рода хлебом" и "жизненные припасы в ней дешевы". Контарини рассказывает, что каждый год в конце октября, когда река Москва покрывается крепким льдом, купцы ставят на этот лед "лавки свои с разными товарами и, устроив таким образом целый рынок, прекращают почти совсем торговлю свою в городе". На рынок, расположенный на Москве-реке, купцы и крестьяне "ежедневно, в продолжение всей зимы привозят хлеб, мясо, свиней, дрова, сено и прочие нужные припасы". В конце ноября обычно "все окрестные жители убивают своих коров и свиней и вывозят их в город на продажу... Любо смотреть на это огромное количество мерзлой скотины, совершенно уже ободранной и стоящей на льду на задних ногах".

Ремесленными изделиями торговали в лавках, на рынках и в мастерских. Уже в глубокой древности ряд дешевых массовых товаров, изготавливаемых городскими ремесленниками (бусы, стеклянные браслеты, крестики, пряслица), распространялись купцами-коробейниками по всей стране.

Русские купцы вели большую торговлю с другими странами. Известны их поездки в Литву, Персию, Хиву, Бухару, Крым, Кафу, Азов и др. Предметом торговли были не только сырье и продукция добывающих промыслов, вывозившаяся из Руси (пушнина, лес, воск), но также изделия русских ремесленников (юфти, однорядки, шубы, холсты, седла, стрелы, саадаки, ножи, посуда и др.). В 1493 Менгли-Гирей просит Ивана III прислать ему 20 тыс. стрел. Крымские царевичи и князья обращались в Москву с просьбой о присылке панцирей и других доспехов. Позднее, в XVII в., огромная торговля русскими товарами шла через Архангельск - в 1653 сумма вывоза через порт города за рубеж составляла свыше 17 млн. руб. золотом (в ценах н. XX в.).

Масштабы русской торговли поражали иностранцев, посещавших нашу страну. "Россия, - писал в самом начале XVII в. француз Маржерет, - весьма богатая страна, так как из нее совсем не вывозят денег, но они ввозятся туда ежегодно в большом количестве, так как все расчеты они производят товарами, которые имеют во множестве, именно: разнообразными мехами, воском, салом, коровьей и лошадиной кожей. Другие кожи, крашенные в красный цвет, лен, пеньку, всякого рода веревки, кавиар, т.е. икру соленой рыбы, они в большом количестве вывозят в Италию, далее соленую семгу, много рыбьего жира и других товаров. Что касается хлеба, то, хотя его очень много, они не рискуют вывозить его из страны в сторону Ливонии. Сверх того, у них много поташа, льняного семени, пряжи и прочих товаров, которые они обменивают или продают, не покупая чужеземного на наличные деньги, и даже император... приказывает платить хлебом или воском".

В XVII в. в Москве торговое, купеческое сословие из разряда тяглых людей выделяется в особую группу городских, или посадских, людей, которая, в свою очередь, разделилась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям (их в XV в. было не более 30 человек).

Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. в год - огромная по тем временам сумма. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.

Члены гостиной и суконной сотен (в XVII в. их было около 400) пользовались также большими привилегиями, занимали видное место в финансовой иерархии, но уступали гостям в "чести". Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины.

Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, так как "черные сотни", торгуя собственной продукцией, могли продавать ее дешевле.

В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. была широка, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало шесть основных торговых путей - Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский.

Беломорский (Вологодский) путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск (ранее к Холмогорам) и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов.

В сер. XVI в. русские предприниматели получили право беспошлинной торговли с Англией (она шла Беломорским путем), имели в Лондоне несколько зданий для своих нужд. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши.

Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем.

Новгородский (Балтийский) торговый путь шел из Москвы на Тверь, Торжок, Вышний Волочек, Валдай, Псков, затем к Балтийскому морю. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Поволжский путь проходил по Москва-реке, Оке и Волге, а затем через Каспийское море в Персию, Хиву и Бухару.

Главным предпринимательским центром на этом пути был Нижний Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Нижнего Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах - Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове.

Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась около месяца. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами.

Сибирский путь шел водой из Москвы до Нижнего Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор.

От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур.

Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор.

Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани.

Смоленский (Литовский) путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши.

Степной Малороссийский (Крымский) путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Главными предпринимательскими центрами, тяготевшими к этому пути, были Лебедянь, Путивль, Елец, Козлов, Коротояк, Острогожск, Белгород, Валуйки.

Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них.

Русский купец из посадских людей Ярославля Григорий Леонтьевич Никитников вел крупную торговлю в Европейской России, Сибири, Средней Азии и Иране. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. В к. 1630-х в Соликамском уезде Никитникову принадлежали 30 варниц, на которых, кроме зависимых людей, работало свыше 600 наемных работников. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Нижнем Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани.

Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной город Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к реке Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках (она сохранилась до сих пор). На Красной площади Никитников обзаводится собственными лавками в Суконном, Сурожском, Шапочном и Серебряном рядах. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. В синодик церкви Троицы вписаны имена крупных московских гостей XVII в., которые находились в личных и родственных взаимоотношениях с хозяином.

Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. В н. XVII в. он - молодой земский староста, подпись его стоит в списках участников первого и второго земских ополчений, созданных в Ярославле для борьбы с польскими и шведскими захватчиками. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как "о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом. Через все его наставления неизменно проходит требование сохранения семейного и хозяйственного порядка таким, каким он был при нем. Такой же деловой тон звучит в наказах о поддержании благолепия в выстроенных им церквах и в распоряжении об аккуратных взносах пошлин в казну за соляные варницы".

Весь свой капитал Никитников завещал не дробить, а передал в совместное и нераздельное владение двум внукам: "...и внуку моему Борису, и внуку моему Григорию жить в совете и промышлять вместе, а буде который из них станет жить неистова и деньги и иные пожитки станет сородичам своим раздавать и сторонним людям, один без совету брата своего, и он благословения моего и приказу лишен, до дому моево и до пожитков ему дела нет". Умирая (в 1651), купец Никитников завещает: "...и церковь Божию украсить всякими лепотами, и ладан, и свечи, и вино церковное, и ругу священнику и иным церковникам давать вместе, чтоб церковь Божия без пения не была и не за чем не стала, как было при мне, Георгии". Кроме своей московской церкви, он просил заботиться и о храмах, построенных им в Соли Камской и Ярославле.

Одним из характерных предпринимателей XVII в. был купец Гаврила Романович Никитин, по происхождению из черносошных крестьян русского Поморья. Свою торговую деятельность Никитин начинал в качестве приказчика гостя О.И. Филатьева. В 1679 он стал членом гостиной сотни Москвы, а в 1681 получил звание гостя. После смерти братьев Никитин сосредоточивает в своих руках большую торговлю, ведет дела с Сибирью и Китаем, его капитал в 1697 составлял огромную по тем временам сумму - 20 тыс. руб. Как и другие купцы, Никитин строит свою церковь.

В XVII в. в Москве строится церковь, ставшая святыней купечества всей России. Это - Никола Большой Крест, воздвигнутая в 1680 архангельскими гостями Филатьевыми. Церковь была одна из красивейших в Москве, да и во всей России. Ее взорвали в 1930-х.

Русские купцы, торговавшие с зарубежными странами, предлагали им не только сырье, но и продукцию высокой, по тем временам, технологии, в частности металлические устройства. Так, в инвентаре одного из чешских монастырей под 1394 документально зарегистрированы "три железных замка, в просторечии называемые русскими". В Богемии было, конечно, немало и своих прославленных мастеров по металлу из богатейших Рудных гор и Судетов. Но, очевидно, изделия русской промышленности были не хуже, если они пользовались известностью и успехом так далеко за рубежом. Это известие XIV в. подтверждается и позднейшими источниками. Так, из "Памяти, как продать товар русской в Немцах", известной по тексту "Торговой книги" 1570-1610, видно, что продажа русского "уклада" и других металлических изделий "в Немцах" была обычным делом и в XVI-XVII вв. Торговали и оружием. Например, в 1646 было вывезено в Голландию 600 пушек.

Рассказывая о знаменитых русских купцах XVII в., нельзя не упомянуть братьев Босовых, а также гостей Надея Светешникова и Гурьевых. Босовы вели торговлю с Архангельском и Ярославлем, скупали товары и на местных рынках Приморья, покупали также деревни в расчете на получение большого количества хлеба для продажи, занимались ростовщичеством, но основой их предприятия являлась сибирская торговля. Босовы отправляли в Сибирь обозы в 50-70 лошадей, груженных как иноземными товарами, так и русским сермяжным сукном, холстом, железными изделиями. Вывозили они из Сибири пушнину. Так, в 1649-50 было вывезено 169 сороков и 7 штук соболей (6 767 шкурок); приобретали в большом количестве и другие меха. На службе у Босовых было 25 приказчиков. Они организовывали в Сибири собственные ватаги, т.е. промышленные экспедиции в места, богатые соболем, а также приобретали их у местных жителей и у служилых людей, взимавших в Сибири ясак. Высокую прибыль давала также продажа в Сибири иноземных и русских изделий.

Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Характер "первоначального накопления" имели также методы создания предприятий Надея Светешникова и Гурьева. Светешников вышел из ярославских посадских людей. Заслуги перед новой династией Романовых принесли ему пожалование в гости. Он вел крупные операции по торговле пушниной, владел деревнями с крестьянами, но также вкладывал свои средства в солепромышленность. Его богатство оценивалось в сер. XVII в. в 35,5 тыс. руб. (т.е. около 500 тыс. руб. на золотые деньги н. XX в.). Это пример крупного торгового капитала и перерастания его в промышленный. Важнейшее значение для обогащения Светешникова и развития его предприятий имели земельные пожалования. В 1631 ему были отданы громадные земельные владения по обоим берегам Волги и по реке Усу до позднейшего Ставрополя. Здесь Светешников поставил 10 варниц. К 1660 в Надеином Усолье было 112 крестьянских дворов. Наряду с наемными людьми он применял труд крепостных. Светешников построил крепость для защиты от кочевников, завел кирпичный завод.

Из богатой верхушки ярославского посада вышли также Гурьевы. В 1640 они завели рыбные промыслы в устье реки Яика, поставили здесь деревянный острог, затем заменили его каменной крепостью (г. Гурьев).

Развитие предпринимательства в России носило в значительной степени преемственный характер. Проведенное исследователем А. Демкиным изучение купеческих родов Верхневолжья показало, что 43% всех купеческих фамилий занимались купеческой деятельностью от 100 до 200 лет, а почти четверть - 200 и более лет. Три четверти купеческих родов, насчитывавших менее 100 лет, возникли в середине - 2-й пол. XVIII в. и действовали вплоть до конца столетия. Все эти фамилии перешли в XIX в.

В 1785 российские купцы получают от Екатерины II жалованную грамоту, которая сильно возвысила их положение. Согласно этой грамоте все купцы были разделены на три гильдии.

К первой гильдии относились купцы, владевшие капиталом не менее 10 тыс. руб. Они получали право оптовой торговли в России и за границей, а также право заводить фабрики и заводы. Ко второй гильдии принадлежали купцы с капиталом от 5 до 10 тыс. руб. Они получали право оптовой и розничной торговли в России. Третью гильдию составляли купцы с капиталом от 1 до 5 тыс. руб. Эта категория купцов имела право только на розничную торговлю. Купцы всех гильдий были освобождены от подушной подати (вместо нее они платили 1% с объявленного капитала), а также от личной рекрутской повинности.

Кроме купцов разных гильдий, вводилось понятие "именитый гражданин". По статусу он был выше купца первой гильдии, ибо должен был обладать капиталом не менее чем 100 тыс. руб. "Именитые граждане" получали право иметь загородные дачи, сады, заводы и фабрики.

Значительная часть российской интеллигенции XVIII-XIX вв. не любила русского купечества, презирала его, гнушалась им. Она представляла купцов закоренелыми плутами и мошенниками, нечистыми на руку, по-волчьи алчными. С ее легкой руки в обществе создается миф о грязных и подлых "Тит Титычах", ничего общего не имевший с действительностью. "Если бы торговое сословие и в прежней Московии, и в недавней России, - отмечал П.А. Бурышкин, - было бы на самом деле сборищем плутов и мошенников, не имеющих ни чести, ни совести, то как объяснить те огромные успехи, которые сопровождали развитие русского народного хозяйства и поднятие производительных сил страны. Русская промышленность создавалась не казенными усилиями и, за редкими исключениями, не руками лиц дворянского сословия. Русские фабрики были построены и оборудованы русским купечеством. Промышленность в России вышла из торговли. Нельзя строить здоровое дело на нездоровом основании. И если результаты говорят сами за себя, торговое сословие было в своей массе здоровым, а не таким порочным".

"В московской неписаной купеческой иерархии, - писал В.И. Рябушинский, - на вершине уважения стоял промышленник-фабрикант, потом шел купец-торговец, а внизу стоял человек, который давал деньги в рост, учитывал векселя, заставлял работать капитал. Его не очень уважали, как бы дешевы его деньги ни были и как бы приличен он сам ни был. Процентщик".

Отношение к этой категории двух первых было крайне отрицательно, как правило, их на порог не пускали и по возможности пытались всячески наказать. Большая часть дельцов третьей группы происходила из западных и южных губерний России.

Перед революцией звание купца приобреталось уплатой за гильдейское свидетельство. До 1898 гильдейское свидетельство было обязательно для права торговли. Позднее - необязательно и существовало лишь для лиц, желающих пользоваться некоторыми преимуществами, присвоенными купеческому званию, или участвовать в сословном управлении. Преимущества: освобождение от телесного наказания (для торговцев крестьянского сословия очень важное), право при известных условиях получать звание почетного и потомственного почетного гражданина (дарующее преимущества купеческого звания без выбора и гильдейского свидетельства), возможность получить звание коммерции советника (чин с титулом превосходительства), некоторые права по образованию детей, право участия в городском самоуправлении (независимо от обладания недвижимой собственностью), участие в сословном самоуправлении. Сословное купеческое самоуправление заключалось в заведовании купеческими благотворительными учреждениями, в раскладке некоторых сборов, в заведовании купеческими капиталами, банками, кассами, в выборе должностных лиц (купеческие старосты, купеческие старшины, купеческие управы, члены сиротского суда от купечества).

Отличное определение

Неполное определение ↓

Торговые отношения между людьми возникли в глубокой древности. На Руси они существовали ещё во времена возникновения первых славянских государственных объединений в начале IX века. Ещё во времена князя Олега славяне имели торговые отношения с Византией, подкрепленные соответствующими договорами. Путь “из варяг в греки” проходил по Днепру до Черного моря, далее славяне плыли вдоль берегов до устья Дуная, а оттуда продолжали свой путь до Византии. С собой везли кожи, мёд, рыбу, икру, собольи и горностаевые меха. А в Византии покупали вина, шелковые материи, сафьян, пряности, благовония, золото, жемчужные ожерелья.

С годами русские купцы постепенно расширяли свои торговые отношения и в восточном направлении вплоть до Каспийского моря. В Хазарскую землю русские привозили в основном меха, воск, мёд. В обмен получали драгоценные камни, цепочки, кольца, ткани, вино, овощи, пряности. Особенно большим спросом пользовались арабские монеты, которые служили на Руси меновыми знаками и украшениями.

Ездили славяне и в область рек Волги и Камы, где располагалось Булгарское царство. Его столица город Булгар славился своей торговлей. Оттуда русские купцы вывозили меха, козьи шкуры, рыбу, янтарь, воск, мёд, орехи, рогатый скот, мечи и кольчуги. Приобретенные товары соседних народов в значительной мере сбывались в Западную Европу. Торговые пути на запад шли по Волге, Оке, Днепру, Западной Двине, Неве к Ладожскому озеру.

В 9-10 веках торговые отношения сближали восточных славян с народами Западной Европы, и здесь важную роль в международной торговле имел Новгород. Новгородские купцы регулярно отправлялись на кораблях в Данию и на остров Готланд, где процветала балтийская торговля. В Висби на острове Готланд имелась даже православная церковь, поскольку там постоянно жили русские купцы.

Одновременно развивалась и внутренняя торговля. В 12 веке на Руси было уже почти 300 городов, в которых жили представители разных сословий. Все они нуждались в продуктах питания и хозяйственных товарах. В неплодородные Смоленскую, Псковскую, Полоцкую области хлеб привозили не только пешими, но и водными путями. Зато здесь успешно развивались домашние и кустарные промыслы. Вообще к началу 13 века согласно летописям в Русской земле ремесла находились на довольно значительном уровне. Производили деревянную посуду, сундуки, телеги, колёса, сани, топоры, секиры, ножи, косы, серпы, мечи, щиты, луки, стрелы и многое другое. Все эти изделия сбывали преимущественно на городских и сельских ярмарках. Обычно торги в городах проходили по пятницам, а в селах – несколько раз в году в определенное время. Широко была распространена торговля скотом, лошадьми, гусями, утками, мясом, рыбой, пшеницей, хлебом, солью, овощами орехами, сеном, дровами, бочками, рогожами, горшками, шапками, сукнами, мехами, платьями, оружием, конской сбруей.

Купцы в те времена делились на общины, где были свои староста и свои общинные капиталы. Купцы были в почете у государства, часто они находились в почетных посольствах, принимали участие в торговых переговорах. Вообще в то время торговлей занимались и простой народ, и князья, и духовенство. За продажу своих товаров купец обязан был заплатить пошлину, которая называлась мыто. За переправу через реки взимался перевоз, а за проезд по мостам – мостовщина. За хранение товара в гостиной брали гостиное. С товаров, продаваемых мерою, брали померное, с товаров взвешиваемых – пудовое. Все пошлины не были велики, но всё их суммарное значение было довольно обременительным.

Главным средством сообщения служило судоходство: по рекам совершались и торговое движение, и военные походы. Но значительную часть года, особенно в Северной Руси, реки были покрыты льдом; кроме того, между речными системами залегали так называемые “волоки”, по которым сообщение происходило сухопутьем, то есть перевозили товары и всякие тяжести на колах, или на санях. Самое удобное время для сухопутных обозов, конечно, была зима, когда речки, болота и топи затягивались крепкой корой; во всякое же другое время, особенно весной и осенью, грязи и топи представляли великие препятствия для сообщения. Непроходимые дебри и непроглядные лесные трущобы, обильные хищными зверями, также служили немалым затруднением; в последних легко было заблудиться и погибнуть без вести. Поэтому устройство гатей, мостов, лесных просек и речных переправ на важнейших путях издавна было одной из главных забот правителей и населения. Но и зимой русскому человеку нередко приходилось бороться с жестокими морозами, сильными вьюгами и глубокими снегами. В постоянной борьбе со всеми этими трудностями закалялись энергия и терпение русского народа. Он сумел преодолеть многочисленные естественные препятствия и воспользоваться некоторыми благоприятными условиями, особенно богатой речной сетью, чтобы проникнуть в самые далекие, глухие края Восточной Европы, проторить к ним дороги, завести в них поселения и починки и оживить их своей промышленной и торговой предприимчивостью.
Иловайский Д. И. – «Становление Руси»

В Новгороде процветала международная торговля. По договору новгородцы обязывались охранять и сопровождать иноземных купцов с их товарами до города. Немецкие торговцы имели право свободно ездить по новгородской земле и торговать, где им хочется. Они платили торговые пошлины, которые считали очень низкими и удивлялись великодушию русских людей. Число иноземных купцов в Новгороде доходило до несколько сотен человек, что говорит о значительном размахе торговли. Иностранцы привозили английские, немецкие и польские сукна, красное и белое вино, колокола для церквей, свинцовые и жестяные листы для кровель, медь, олово, а также сафьян, перчатки, пряжу, полотно. Покупали они медь, воск, меха, лен, хмель, кожи, строевой лес.

В Москву в 15 веке приезжало множество европейских купцов из Польши и Германии для покупки мехов. Эта торговля происходила в Гостином дворе - обширном каменном здании, лавки которого поражали иностранцев разнообразием товаров. Каждый торговец, привозивший в Москву товары, обязан был представить их таможенникам, которые регистрировали товары и представляли их на усмотрение государя. Если великий князь хотел купить что-нибудь для себя, то купец не имел права торговать, пока не продаст товары князю.

Продолжалась и торговля с Востоком. На Кавказе торговля проникла даже за Терек. Царь Михаил Федорович принял меры к восстановлению астраханского торга, Алексей Михайлович заключил в 1667 году договор с персидским шахом Аббасом II, в силу которого испанские купцы получили право торговать свободно по всей России с условием уплачивать пошлину со всех товаров, привозимых в Астрахань, Москву и пограничные города.

Со времени освоения Сибири русскими выходцами, она входила в близкие торговые сношения со средней и восточной Азией. Многие сибирские города сделались значительными торговыми центрами. Скоро наши сибирские владения достигли пределов Китая, что привело к возникновению русско-китайской торговли. Первые шаги в этом направлении сделали русские. В 1655 году царскому посланнику Феодору Байкову, отправившемуся из Тобольска в Китай, удалось достичь Пекина. В результате переговоров в 1689 году был заключен торговый трактат о свободной торговле русских в Китае.

Центром торговли в Москве был Китай-Город, в стенах которого в XVII веке располагалось три гостиных двора: Старый, Новый и Персидский. Также были дворы литовский, армянский, греческий, английский. На посольском дворе с русскими вели торговля иностранные купцы, приезжавшие к нам с посольствами. В гостиных дворах торговали только оптом; розничная продажа происходила в рядах, и каждому товару предназначался свой ряд и своё место. На Красной площади находился главный рынок, где можно было закупать всякие предметы домашнего обихода. Было выделено особое место, где женщины продавали изделия своей домашней работы. Рядом с главным рынком находилось до 200 винных погребов. Торги в Москве происходили обыкновенно по средам и пятницам: летом - на большом рынке у церкви Василия Блаженного, а зимою - «на льду». Кроме главного рынка было множество других, главным образом, у пристаней. Были хлебные и сенные торжки, а также лесной рынок, где продавались и готовые срубы - ходовой товар при частых и опустошительных пожарах. На Ивановской площади продавались пленники. Близ города была конная площадь, на которую пригоняли из Астрахани в год до 50000 лошадей.

В 16 веке центром торговли становится Нижний Новгород. Рядом с городом раскинулась знаменитая Макарьевская ярмарка, куда съезжались купцы со многих городов России. Между Нижним Новгородом и Астраханью существовал речной путь, по которому иногда соединялось до 500 торговых судов. Торговое сообщение со Средней Азией происходило по Каспийскому морю. Но плавание здесь было опасным по причине нападения морских разбойников, и поэтому торговля в этих местах развивалась слабо.

Лошади составляли важную отрасль внутренней торговли. Правительство не хотело, чтобы частные лица владели лошадьми, достойными быть в царской конюшне, а потому в городах отбирали для царя лучших лошадей, вознаграждая хозяев. В Сибири торг лошадьми производился свободнее. Хорошую лошадь можно было купить в Новгородской земле за 5 руб.

Скот, мясо и масло продавали только внутри страны. Внешний сбыт его был незначителен, почему скот и мясо были дешевы. В конце XVI века соленое говяжье мясо продавалось в России по 23/4 гривны за пуд. Пуд масла обходился купцу в 26 алтын 4 деньги. Спрос на русские кожи из-за границы был так велик, что Московское государство не в силах было удовлетворить его: торговцы закупали значительные запасы сырых кож в Малороссии и Ливонии.

Озера, моря и реки были обильны рыбой, что можно судить по тогдашним ценам. Бочка переяславских сельдей, в которую входило их 200 штук, стоила 11 алтын 4 деньги; в Астрахани 200 стерлядей можно было купить за 10 алтын; в Москве 20 осетров стоили 8 руб. Товар этот отправлялся в основном в Голландию и Францию. Икра осетровая и белужья отправлялась в Архангельск. Шла она преимущественно в Англию и Нидерланды. Цены на хлеб колебались в зависимости от урожая. В годы царствования Алексея Михайловича пшеница продавалась по 16 алтын 4 деньги за четверть, рожь - по 16 алтын 2 деньги.

Табак в России в то время был запрещен, но всё равно нелегально привозился из-за границы и продавался всем желающим. Лес продавали в основном только в России, за границу шли только мачты. Дубовый стол стоил 10 алтын, сотня ложек – 20 алтын. Смолу покупали иностранцы для корабельных нужд. Стекла производилось в России мало, его закупали в Ливонии и Малороссии. Из Европы привозили зеркала, и по обычаю каждый русский жених считал своей обязанностью подарить невесте зеркальце.

Сукно простого сорта покупали в основном люди сельского класса. Оно продавалось на сельских ярмарках. Тонкие сукна высокого качества привозили из Англии и Голландии и покупали их состоятельные люди.

При Петре I торговые сношения значительно расширились. Для иностранных купцов предусматривались значительные льготы, что способствовало расширению торговых связей между Россией и Западной Европой. Царь пытался ограничить влияние западных купцов и увеличить долю товаров, производимых в России. Покровительство его фабрикантам дошло даже до прикрепления крестьян к фабрикам. Петр задумал послать в Испанию русские корабли для продвижения отечественных товаров. Это было сделано уже при Екатерине I. Корабли, нагруженные салом, пенькою, полотнами, льном, икрою прибыли в испанский порт Кадикс, и здесь весь товар был благополучно распродан. Но в дальнейшем идея не была поддержана властями и сошла на нет. Также не получилось завести устойчивую торговлю с Италией и Францией.

Русская внешняя торговля оставалась в руках голландцев и англичан. В 1734 году между Россией и Англией был заключен договор, согласно которому оба государства имели право свободного плавания и торговли. Аналогичные соглашения были подписаны с Швецией и Пруссией. Развивались торговые отношения и со странами Средней Азии. Екатерина I заключила с Китаем соглашение о свободной торговли между двумя странами. В торговом законодательстве произошли значительные перемены. Были отменены многочисленные пошлины, такие, как мостовая, перевозная и многие другие. Царицы Екатерина II своим указом облегчила торговлю хлебом, мясом, льном, отменив таможенные пошлины.

При Александре I больших успехов достигла наша торговля на Черном море, благодаря выгодному географическому положению Новороссии. Но иностранцы по-прежнему доминировали во внешней торговле. Из всех судов на море только 14 % принадлежало русским, остальные были иностранного происхождения.

Во внутренней торговле годовое производство предметов потребления составляло 9 миллиардов рублей. Около половины всей массы продуктов не поступала на рынки, а потреблялась на местах. Натуральное хозяйство в России тормозило развитие внутреннего рынка и препятствовало развитию торговли.

Русская Правда памятник древнерусского права
- так называется памятник древнего русского права, открытый В. Н. Татищевым в 1738 г. в списке Новгородской летописи, писанном в конце XV в. Татищев списал этот памятник и представил его в Академию Наук, снабдив переводом и примечаниями. Затем был открыт еще целый ряд списков Р. Правды, в новгородских летописях, кормчих книгах, юридических сборниках и др. Теперь их известно более 50. Издана была Р. Правда впервые только в 1767 г., Августом Шлецером, по рукописи Татищева, под заглавием “Правда Русская, данная в XI в. от великих князей Ярослава Владимировича и сына его Изяслава Ярославича”.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

«За недостатком собственной монеты торговля Древней Руси была по преимуществу меновая, в особенности с иноземцами, Значительная часть торговых оборотов совершалась на веру, то есть в кредит; о чем ясно свидетельствует Русская Правда, которая посвящает несколько статей порядку взыскания долгов с несостоятельного торговца. На существование кредита указывает и так называемое “резоимание”, то есть ссуда денег или вещей ради “лихвы”, или роста. Духовенство в своих поучениях сильно восставало против высоких процентов, которыми заимодавцы угнетали своих должников, и грозило первым вечной мукой, особенно тем, которые обращали бедных должников в свои холопы. Но в обществе еще мало развитом, при недостатке безопасности и большом риске проценты неизбежно бывают высоки. Судя по Русской Правде, законными, то есть умеренными, резами считалось до 20% в год; но из нее же мы видим, что иногда резы простирались до 40 и даже до 60%.»

Иловайский Д. И. – «Становление Руси»

Организация гильдейского купечества окончательно оформилась в конце XVIII века. К этому времени торговое сословие уже отличалось от членов гостиной и суконной сотен XVII века своей численностью и мощью. Только в Москве проживало не менее 12 тыс. купцов и членов их семей. В стране работало несколько сотен мануфактур, торговые обороты составляли миллионы рублей. Царский Манифест 1775 года освобождал купцов от ненавистной подушной подати. Теперь они платили ежегодный налог в размере 1% с капитала. Купечество было разделено на три гильдии, куда в зависимости от величины капитала приписывались все купцы, имевшие более 500 рублей. Окончательное оформление купеческого сословия завершилось с изданием в 1785 году Городового положения. По этому закону каждый при условии объявления капитала от 1 до 50 тыс. руб., мог записываться в гильдию (1-я гильдия - от 10 до 50 тыс. рублей; II - от 5 до 10 тыс. руб.; 2-я - от 1 до 5 тыс. руб.). Купцы всех трех гильдий освобождались от натуральной рекрутской повинности, а 1-й и 2-й гильдии- от телесного наказания.

Принадлежность к первым двум гильдиям повышала статус купца - они имели право на внутренний оптовый и розничный торг, на устройство заводов и фабрик, освобождались от казенных служб. Причем купцам первой гильдии разрешалось торговать не только в стране, но и за ее пределами, для чего можно было иметь морские суда; членам же 2-й гильдии - только речные. Купцы третьей гильдии могли заниматься только мелким торгом, содержать трактиры, бани, постоялые дворы.

В середине 19 века В России всё большее число крестьян занималось внутренней торговлей, пополняя ряды купечества. Сначала крестьяне продавали только продукты своего производства. Но постепенно наиболее удачливые стали разъезжать по городам и селам и скупать сукна, овчину, пеньку, лён, скот и даже шёлк. Затем на ярмарках они всё это перепродавали с прибылью не только оптом, но и в розницу. Отправляясь в другие селения, эти смелые и ловкие люди скупали у своих собратьев сельскохозяйственные продукты, а потом с лихвой сбывали купцам. В Нижегородской губернии в те годы были уже известны сёла, которые славились своими промыслами. Павловские, лысковские и мурашкинские крестьяне на ярмарках и торгах продавали конскую сбрую, деревянную посуду, слесарные и кузнечные изделия, шапки, обувь. Кроме того, успешно шла торговля разного рода съестными припасами. Некоторые крестьяне, заработав известный капитал, вступали и в крупные торги.

С годами скупая и реализуя товары, крестьяне скапливали крупные суммы денег, нередко догоняя доходы профессиональных купцов. Обладая такими капиталами, они спокойно ездили на крупные ярмарки, возили товары в далёкие сибирские города, передвигаясь как пешим, так и водным путём. Многие крестьяне нередко посылали своих приказчиков закупать товар даже иностранного производства такого, как голландские сукна, шёлковые ткани и краски.

Крестьяне-купцы смело осваивали глухие сибирские местности. Они без страха уверенно продвигались вглубь страны всё дальше от дома по таёжным дорогам, доходя даже до Иркутска и Якутска. В тех местах они закупали меха соболей, лисиц, бобров, песцов, белок и горностаев. Затем возвращались в свои родные пенаты и продавали всё это богатство в огромных количествах, богатея на каждой сделке год от года. Помимо увеличения капиталов важное значение приобретала репутация такого купца. Крупным крестьянам-коммерсантам на ярмарках в гостиных дворах всегда предоставляли лучшие торговые места.

Известны своим торговым размахом заволжские крестьяне, которые не имея пахотной земли, занимались купеческим промыслом. Они строили лодки и даже большие суда, на которых вместе с товарами совершали торговые поездки по Волге от Астрахани до Санкт-Петербурга. Некоторые наиболее ловкие и удачливые даже вывозили хлеб, мёд, воск, масло, само, мясо, кожи за пределы России. Бывало, что от имени купцов крестьяне сбывали отечественные и продавали иноземные товары по всей России.

Так что крестьяне не ограничивались только торговлей российских сельхозпродуктов и изделий кустарных промыслов, но также совершали такие торговые операции, как доставка русских товаров к портам и экспорт их за границу, хотя по законам им это было делать запрещено.

После отмены крепостного права крестьяне всё больше и больше стали заниматься торговым промыслом и участвовать в различного рода финансовых сделках.

С началом развития капитализма в России в среде купечества появились фабриканты-предприниматели. Почти половину этого числа представляли купеческие династии, связанные с царским двором. Они пользовались привилегиями и поддержкой государства, имели в своих руках оборотные средства и доходы от государственных подрядов и могли основывать производства на труде крепостных и приписных крестьян.

Роль русского купечества в развитие торговых связей России огромна. Русская промышленность создавалась не государством, а частными лицами и не дворянского происхождения. Фабрики и заводы построены и оборудованы русским купечеством. Сама промышленность России выросла из торговли. Купеческое слово часто заменяло всякие договора и соглашения, ему верили на 100%. Мелкая и крупная торговля обеспечивала бесперебойное снабжение населения городов и селений продуктами и товарами повседневного спроса. По городам расхаживали мелкие торговцы, предлагая населению всевозможные товары как продуктовые, так и промышленные. А знаменитые торговые ярмарки Нижнего Новгорода, Казани, Москвы собирали несметное количество мелких, средних и крупных предпринимателей, которые выставляли на продажу многочисленные товары. на любой вкус.

В исторической литературе долгое время господствовало мнение, что древний Новгород был городом купцов. Эта точка зрения основывалась на письменных источниках - Новгородской летописи и особенно на договорных грамотах, в которых упоминания купцов весьма часты. Не имея археологических материалов, которые были открыты в последние три-четыре десятилетия и стали первостепенным источником по истории Новгорода, исследователи приходили к выводу, что основным населением города были купцы. Действительно, в летописи о них говорилось гораздо чаще, чем о ремесленниках. Объяснить это, очевидно, можно тем, что купцы, в отличие от ремесленников, по своему общественному положению были рангом выше их и потому больше интересовали летописцев (хотя, конечно, в меньшей степени, чем феодалы). Тем не менее внимание, которое уделяют письменные источники купцам, может служить свидетельством того, что купечество составляло значительную и весьма почитаемую в Новгороде группу населения. Как правило, они упоминаются вслед за боярами и дружинниками («огнищане», «гридьба и купци»), а позднее - за житьими людьми.

Помимо летописи и договорных грамот, купцов знает и Пространная Русская Правда (в более древней Краткой Правде лишь один раз упоминается «купчина»).

Купцы и гости

Сопоставив сообщения летописи, относящиеся к XII-XIII вв., со статьями Пространной Правды, можно заметить четкое разделение торговли на «куплю» и «гостьбу». В статье 44 Пространной Правды говорится о том, что купец может ссудить другому купцу деньги в «куплю» или «гостьбу» . Если сравнить летописные сообщения, в которых упоминаются «купцы» и «гости», разница между этими двумя категориями торговцев станет очевидной.

Термин «гость» употреблялся в самом широком смысле: подразумевался и зарубежный, и иногородний, и новгородский купец, связанный торговыми делами с заграницей или с другими городами Руси. В Новгороде гостем именовался любой приезжий купец, чаще русский. Иностранные гости назывались «чужеземцами» (51 статья Пространной Правды), «немцами», а русские купцы, торговавшие с иноземными странами, - «заморскими» (Новгородская первая летопись) .

К «купцам» относились лица, занимавшиеся внутригородской торговлей. Часто в летописи речь идет не о торговой специализации различных категорий купцов, а о купечестве как об особой социальной группе. В нее, разумеется, входили и гости. Поэтому, говоря о купцах как о социальной группе, летописец не уточняет, где они торгуют: в Новгороде или за пределами Новгородской земли. Для него важно, что это представители купечества в целом.

Социальное положение купечества

Важным обстоятельством для понимания процесса дифференциации, происходившего внутри купечества, является то, что в некоторых внутренних новгородских делах, как явствует из Новгородской летописи, принимало участие не все купечество, а лишь купеческая верхушка. В 1166 г., например, «позва новгородьце на поряд: огнищане, гридь, купьце вячьшее» . Даже на основании одной только летописи можно утверждать, что уже в XII в. купечество не было однородной социальной группой. К этому времени произошло выделение купеческой верхушки. К ней принадлежали представители и «купцов» и «гостей» (если иметь в виду новгородских купцов, занимавшихся «гостьбой»). О различии в социальном положении между верхушечными слоями той и другой категории источники ничего не сообщают. По-видимому оно было несущественным.

В основе социальной дифференциации лежали прежде всего имущественные различия. Принадлежность к верхушке определялась, очевидно, в первую очередь богатством того или иного купца. Немалое значение приобрели, вероятно, связи с городскими светскими и церковными феодальными слоями, степень привлечения к участию в управлении общественными делами, принадлежность к влиятельной торговой корпорации и привилегированное положение внутри нее, так как в самих корпорациях давали себя знать элементы иерархического устройства и делались различия между их членами по имущественному признаку.

Купечество в целом играло немаловажную роль в жизни Новгородской республики. Занимаясь торговлей и много путешествуя, новгородские купцы, как, впрочем, и купцы всех стран в эпоху феодализма, были вынуждены передвигаться вооруженными караванами, а следовательно, должны были быть и воинами. Как и другие горожане, купцы участвовали в военных походах Новгорода в составе городского ополчения. В 1196 г., например, «позва Всеволод новгородьце на Чернигов... и новгородьци не отпьрешася ему, идоша с князем Ярославъм огнищане и гридьба и купци» . Купцам иногда поручалось снаряжение военных экспедиций. В 1137 г., по свидетельству летописи, деньги, отобранные у сторонников изгнанного Всеволода Мстиславича, были отданы «купцем крутитися на войну» . Участвуя в классовой борьбе, купцы выступали как более зрелая в политическом отношении и организованная социальная группа, чем ремесленники.

Купеческие объединения

В силу ряда причин купечество стало объединяться в товарищества типа западноевропейских гильдий. О существовании в Новгороде купеческих корпораций можно говорить с уверенностью, так как в нашем распоряжении имеются ценные документы - устав Иванского ста, купеческого объединения при церкви Иоанна Предтечи на Опоках, и Церковный устав князя Всеволода. Кроме того, некоторые сведения по этому вопросу можно извлечь из Новгородской летописи, Пространной Правды и из Устава князя Ярослава о мостех.

Ранние купеческие объединения, очевидно, были мало похожи на классические гильдии с их статутами, четко регламентировавшими торговлю. Трудности, которые приходилось испытывать средневековым купцам во время путешествий как на русской территории, так и за ее пределами, заставляли их объединяться в большие караваны. Но даже караваны могли стать объектом вооруженного нападения или потерпеть кораблекрушение, что приводило к разорению купцов. О том, что такие несчастья происходили часто, свидетельствует летопись. Не раз в ней сообщается о нападении на купцов, возвращавшихся из-за границы, о гибели торговых судов с товарами. Риск, связанный с участием в караванной торговле, побуждал купечество искать более прочные гарантии и объединяться в товарищества. В случае несчастья купцу, состоявшему в каком-то объединении, было легче поправить свои дела. Русская Правда предусматривает подобные случаи в статье 50, из текста которой следует, что купец мог торговать чужим товаром или на чужие средства, т. е. в кредит. Кредит в ту пору был сопряжен с большим риском для тех, кто ссужал деньги на торговлю. Упомянутая статья защищала интересы как кредиторов, так и купцов, торговавших в кредит, ибо интересы эти в* данном случае оказывались общими. Пострадавшему (в случае кораблекрушения, военного нападения или пожара) купцу предоставлялась рассрочка в возвращении ссуды. Когда же купцом допускались какие-либо злоупотребления, закон целиком становился на сторону кредитора. Так, если купец пропивал или проигрывал чужой товар или чужие деньги, поставив их в заклад в споре, то он попадал во власть кредитора, который мог поступить с ним по своему усмотрению .

О распространении в домонгольской Руси торговли, основанной на кредитных операциях, свидетельствует и статья 44 Пространной Правды, в которой говорится о том, что при передаче одним купцом другому денег в «куплю» или «в «гостьбу» свидетели не требуются. По мнению М.Н. Тихомирова, здесь идет речь о зародыше купеческих товариществ на вере . В основе договора между купцами лежит доверие; если они связаны общим участием в купеческом товариществе, то в таком случае свидетели излишни.

Следует отметить, что практически эта статья давала простор злоупотреблениям, ибо в ней предусматривалось, что купец, получивший деньги на торговлю и не желавший их возвращать, мог заявить, что денег не брал. Этого было достаточно, чтобы не отдавать долга. Но очевидно, кредитор не ссужал деньги кому топало, а имел дело с людьми, с которыми он был связан общими торговыми интересами и которым доверял. В противном случае эта система быстро прекратила бы свое существование, так как привела бы к разорению кредиторов.

Подобные купеческие товарищества на вере, очевидно, представляли собой первичную форму купеческих объединений, которую знал не только Новгород, но и другие древнерусские города. В отличие от большинства городов Руси, в Новгороде существовали развитые купеческие корпорации типа хорошо известных в средневековой Западной Европе гильдий. Самым мощным было объединение новгородских купцов-вощников с патрональной церковью Иоанна на Опоках, так называемое «Иванское сто».

Что представляла собой купеческая гильдия? Четкое ее определение еще в конце прошлого столетия дал немецкий историк Альфред Дорен, занимавшийся историей западногерманской гильдии (по материалам северофранцузских и германских городов) : «Купеческие гильдии - это все те купеческие товарищеские организации, в которых купцы объединяются прежде всего для охраны своих особых купеческих целей; в них цель объединения заключается в товарищеском регулировании и поощрении торговли». К этому следует добавить, что гильдии контролировали торговлю в своем городе и, наряду с ремесленными цехами, участвовали в борьбе городов с сеньорами. Участников гильдии связывала совместная вооруженная самозащита и взаимопомощь. Гильдия имела своего христианского покровителя и патрональную церковь, где устраивались совместные празднества, хранились товары, общая казна, эталоны весовых единиц, архивы.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что Иванское сто было типичной средневековой гильдией со всеми присущими ей чертами. Оно возникло, очевидно, еще в XII в. Первоначально Иванское объединение, может быть, даже и не нуждалось в составлении своего особого устава. Спорные вопросы внутри корпорации могли решаться на основе обычного древнерусского городского права. Поэтому писаный устав мог возникнуть позже фактического образования корпорации. К концу XIII в., когда Иванское сто представляло собой уже развитую корпорацию, появилась необходимость в создании специального устава, что и было сделано. В XII-XIII вв. Иванское купеческое объединение было несколько менее развитым, чем в период расцвета Новгородской республики, но основными чертами, свойственными средневековой гильдии, оно, вероятно, уже обладало.

Иванское сто представляло собой замкнутую корпорацию во главе со старостами. Специальная статья устава определяет условия вступления купцов в объединение вощников. Каждый член товарищества, вступая в него, должен был делать взнос - 50 гривен серебра, половина из которых шла в храмовую казну, а другая половина, очевидно, составляла особый фонд, предназначенный для содержания патрональной церкви и для покрытия других расходов .

Звание «пошлый купец», которое приобретал всякий, внесший 50 гривен, было наследственным. Но членами Иванского ста были не только пошлые купцы. Очевидно, допускался еще какой-то иной порядок вступления в объединение (может быть, для этого требовался меньший взнос?). Во всяком случае в тексте устава подчеркивается разница между пошлыми и не пошлыми купцами: «А весити старостам Иваньским, двема купцем пошьлым, добрым людем, а не пошлым купцем старощения не дръжати, ни весу им не весити Иваньского» . Из приведенного отрывка следует, что должность иванского старосты была привилегией пошлого купечества.

Возглавляли Иванское объединение, по-видимому, двое старост. Два старосты упоминаются в составе торгового суда («а от купцев два старосты»). Столько же старост обладало правом взвешивать воск.

Иванскому сту принадлежал «вес вощаной», т. е. монопольное право взвешивания воска и сбора пошлин с местных купцов и гостей, торговавших этим товаром. Часть получаемого таким образом денежного дохода шла на содержание причта церкви Иоанна Предтечи: «А оброка попом, и дьякону, и дьяку, и сторожам из весу вощаного имати: попом по осми гривен серебра, а дьякону четыре гривны серебра, а дьяку три гривны серебра, а сторожам три гривны серебра» .

В помещении патрональной церкви объединения вощников Иоанна Предтечи запрещалось держать что-либо, кроме свеч и фимиама. Товары складывались в подцерковье. Храм Иоанна на Опоках был местом хранения эталонов мер веса («пуд вощаной», «пуд медовый» и др.) и длины («локоть еваньский»). Следовательно, компетенция Иванского ста была шире, чем сбор пошлин за взвешивание воска. Практически Иванское объединение вместе с епископом заведовало торговыми мерилами. Верховное наблюдение за эталонами возлагалось на владыку. Искажение мер строго наказывалось. У провинившегося конфисковывалось имущество, которое затем делилось на три части и поступало частично в пользу самой корпорации, частично в пользу владыки и городской казны.

Взвешивание воска производилось в притворе храма Иоанна на Опоках. Размер пошлин не был одинаковым для всех торговавших воском купцов. Наименьшую сумму платили новгородцы. С купцов из городов Новгородской республики взимали меньшую сумму, чем с гостей из других областей Древней Руси.

Иванское сто имело право собирать с приезжих купцов пошлины не только за взвешивание воска, но и за остановку в Новгороде, и за право причаливать к пристани. Местом остановки гостей было «буевище Петрятина дворища», расположенное на правом берегу Волхова. Там же, вероятно, находилась и пристань. Сбором пошлин ведали разные лица: «...а того буевища имати куны старостам Иваньским и старостам Побереским, а класти куны в дом святого великого Ивана» . Вероятно, под «поберескими» старостами следует понимать лиц, в ведении которых находилась пристань. Это была особая должность, отличная от должности иванского старосты. В тексте устава «побереские» старосты упомянуты дважды, и оба раза наряду с иванскими. Вместе с иванскими старостами они должны были «призирати» попов, дьякона, дьяка и сторожей храма святого Ивана. Но какими еще функциями они обладали, неизвестно.

Торговый суд решал спорные вопросы, касающиеся Иванской корпорации. Вмешиваться в эти дела не имели права ни посадник, ни бояре. В начале XIII в. в составе торгового суда находились новгородский владыка, иванский староста и представители «всего Новгорода». Ко времени создания Рукописания роль владыки в торговом суде упала. Документ уже не называет епископа членом торгового суда. Торговыми делами стали заведовать тысяцкий (представитель житьих и «черных людей») и два купеческих старосты.