Сестринский уход. Уход за больными с поражением уха, горла, носа Острый гнойный средний отит Лечение в репаративной стадии

  • Характеристики различных видов вестибулярного нистагма, методы его регистрации. Вестибулярные реакции при остром лабиринтите.
  • Які судинозвужуючі краплі призначають при гострому риніті?
  • СП при заболеваниях органов дыхания

    Формирование органов дыхания заканчивается к семи годам, а в дальнейшем увеличиваются только их размеры. Особенности дыхательных путей у детей раннего возраста:

    1. Относительно малые размеры и узкие просветы.

    2. Слизистая тонкая, сухая, легко ранимая.

    3. Слабое развитие желез, вырабатывающих секрет.

    4. Снижение секреции иммуноглобулина А и сурфактанта.

    Верхние дыхательные пути – от отверстия носа до голосовых связок.

    Нижние дыхательные пути: гортань, трахея, бронхи, легкие.

    При нормальном дыхании вдох всегда активный, а выдох пассивный. Усиленное дыхание требует активного вдоха и активного выдоха. При форсированном дыхании в акт дыхания вовлекается дополнительная мускулатура.

    Продолговатый мозг контролирует частоту и глубину дыхания. Деятельность дыхательного центра зависит от концентрации газов, растворенных в крови (в частности углекислого газа).

    Функциональные исследования дыхательной системы проводят по трем основным показателям:

    1. Глубина дыхания и ритм.

    2. Тип дыхания (зависит от возраста и пола, у детей раннего возраста брюшной тип дыхания, у мальчиков он сохраняется и дальше, а у девочек с 5 лет переходит в грудной тип дыхания).

    3. Частота дыхания – зависит от возраста:

    · новорожденные: ЧДД 40-60 в минуту

    · 1-2 года: ЧДД 30-35 в минуту

    · 3-4 года: ЧДД 25-30 в минуту

    · 5-6 лет: ЧДД 20-25 в минуту

    · 10-12 лет: ЧДД 18-20 в минуту

    Острый ринит

    Это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Возбудители: риновирусы. Пути передачи: воздушно-капельный, контактно-бытовой. Инкубационный период: 1-2 дня.

    Клиника

    У детей раннего возраста насморк протекает тяжело:

    1. Ребенок вялый, температура субфебрильная, беспокойный непродолжительный сон.

    2. Носовое дыхание затруднено, выделения из носа водянисто-слизистые, позже густые и слизисто-гнойные.

    3. Акт дыхания и состояния нарушены.

    4. В зеве гиперемия небных душек.

    5. Возможна рвота.

    У недоношенных и новорожденных детей ринит протекает с выраженными признаками нарушения дыхания, вплоть до апноэ. У детей старшего возраста ринит сопровождается более обильной секрецией, длительно выраженный субфебрилитет (длительность заболевания 7-10 дней).

    Осложнения: воспаление других отделов дыхательных путей (фарингит, трахеит, бронхит, ларингит, отит).

    Отит

    Отит – воспаление среднего уха. Заболевание чаще возникает в зимне-весенний период. Отит может осложнить ОРВИ, корь, скарлатину, ангину.

    Возбудителем является бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, пневмококк, различные вирусы.

    Предрасполагающие факторы:

    · тонкая барабанная перепонка;

    · короткая Евстахиева труба (поэтому инфекция легко попадает в ухо);

    · снижение иммунитета;

    · переохлаждение.

    Клиника:

    1. Отказ от груди.

    2. Общее беспокойство.

    3. Вскрикивание при сосании.

    4. Субфебрилитет.

    5. Резкая боль при надавливании на козелок уха.

    При осложненном течении: перфорация барабанной перепонки, когда выделяется серозно-гнойное отделяемое.

    При тяжелом течении появляются менингиальные симптомы (судороги, рвота).

    Прогноз в большинстве случаев благоприятный, иногда может возникать рецидив.

    Основные принципы лечения острого ринита:

    1. Симптоматическая терапия.

    2. Антибиотикотерапия.

    3. Местное лечение.

    Профилактика острого ринита и отита:

    1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

    2. Санация полости носа.

    3. Избегать переохлаждений.

    4. Систематически проводить закаливающие процедуры.

    СП при остром рините и отите.

    Возможные проблемы пациента:

    ¾ нарушение дыхания

    ¾ боль в ухе

    ¾ нарушение сна, сосания, глотания

    ¾ дискомфорт, связанный с заболеванием

    ¾ риск развития осложнений

    ¾ страх перед манипуляциями

    Проблемы родителей:

    ¾ дефицит знаний о заболевании и уходе

    ¾ дефекты в организации режима, вскармливания и ухода в связи с отсутствием навыков

    ¾ неадекватная оценка состояния ребенка

    Сестринские вмешательства:

    1. Восполнить дефицит знаний родителей о причинах, особенностях течения, профилактики и методах лечения возможных осложнений.

    2. Создать обстановку взаимного доверия, вовлекать родителей в процесс лечения и ухода за ребенком.

    3. Обучить родителей технике закапывания капель в нос, ухо; постановке согревающего компресса согласно алгоритмам.

    5. Во время кормления держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями в жидком или полужидком виде.

    6. Витаминизированное питье (чай с молоком и тд).

    7. Выполнять назначения врача.

    8. После курса антибиотикотерапии в диету включить биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

    Ангина

    Ангина – острое инфекционное заболевание с преимущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

    Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и тд).

    Возбудители заболевания : бета-гемолитический стрептококк группы А, золотистый стафилококк, вирусы, грибы.

    Источники заболевания : больные ангиной, бактерионосители.

    Пути передачи : воздушно-капельный, контактно-бытовой, алиментарный.

    Факторы риска развития ангины : переохлаждение, хронические очаги инфекции, снижение иммунитета.

    Дети до года ангиной болеют редко, так как в этом возрасте миндалины еще недостаточно развиты.

    Различают следующие виды ангин:

    1. Катаральная – воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

    2. Фолликулярная – воспалительный процесс локализуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин.

    3. Лакунарная – миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализуется в лакунах.

    4. Флегмонозная – воспалительный процесс локализуется в углублениях ткани миндалин с последующим формированием абсцесса, чаще локализующегося в области передней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

    Такое разделение ангины является условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

    Основные клинические проявления ангины:

    · общие симптомы интоксикации: высокая температура, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, рвота (особенно у маленьких детей);

    · боль при глотании, усиление саливации, неприятный запах изо рта;

    · местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса в глубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса;

    · регионарный лимфаденит – подчелюстные узлы увеличены, болезненные при пальпации.

    Длительность заболевания 5-10 дней.

    Осложнения : отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

    Основные принципы лечения ангины:

    1. Постельный режим на 5-7 дней.

    2. Обильное теплое питье.

    3. Антибиотики, курс 7-10 дней.

    4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми растворами антисептиков.

    5. Жаропонижающие.

    6. Антигистаминные препараты.

    7. Витаминотерапия.

    Профилактика:

    · своевременная санация хронических очагов инфекции

    · рациональное питание с достаточным введением фруктов, овощей, соков

    · закаливание организма

    · избегать тесного контакта с больным ангиной

    СП при ангинах

    Своевременно выявлять настоящие, потенциальные, приоритетные проблемы, нарушенные жизненно-важные потребности пациента и его родителей.

    Возможные проблемы пациента:

    · нарушение аппетита

    · нарушение глотания из-за болей в горле

    · дефицит жидкости в связи с лихорадкой

    · нарушение сна

    · риск развития осложнений

    · страх перед манипуляциями

    Возможные проблемы родителей:

    · дефицит знаний о заболевании и уходе

    · недостаточное внимание ребенку

    · дефекты в организации режима, рационального вскармливания, ухода в связи с отсутствием навыков

    · неадекватная оценка состояния ребенка

    Сестринские вмешательства

    1. Информировать родителей о причинах развития, особенностях течения, принципах лечения, возможных осложнениях.

    2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить в постели комфортное положение, разнообразить его досуг.

    3. Вовлечь ребенка и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать необходимость проведения тех или иных процедур. Объяснить родителям, что курс антибиотиков должен быть 7-10 дней во избежание развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных осложнений.

    4. Научить родителей готовить настои из трав для полоскания зева:

    ¾ настой из шалфея – 1 столовую ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 20 минут, процедить, полоскать зев до 4-х раз в сутки;

    ¾ настой из тысячелистника – 2 столовые ложки заварить 1 стаканом кипятка, настоять 1 час, процедить, полоскать 4 раза в сутки;

    ¾ настой из календулы – 1 чайную ложку заварить 1 стаканом кипятка, настоять 30 минут, процедить, полоскать до 6 раз в сутки.

    5. Обучить родителей постановке согревающего компресса на шейно-подчелюстную область (45% теплый р-р этилового спирта), через 1,5-2 часа проверить степень влажности компресса и оставить еще на 4-6 часов.

    6. Легкоусвояемая, полужидкая пища, увеличить объем вводимой жидкости до 1-1,5 л в виде витаминизированных напитков: чай с лимоном, отвар шиповника (3 столовые ложки ягод залить 2 стаканами кипятка, выдержать 10-15 минут, в закрытой посуде на медленном огне, настоять, процедить, употреблять по 1/3 стакана 3-4 раза в день).

    7. После курса антибиотиков включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

    8. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделять отдельную посуду, после ее использования кипятить, убрать на время болезни мягкие игрушки, оставить легко моющиеся, влажная уборка, проветривание).

    9. Вне обострения заболевания проводить профилактические мероприятия: сон на свежем воздухе, закаливание, дозированные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапия, санация полости рта.

    10. При повторяющихся ангинах – динамическое наблюдение у педиатра, кардиоревматолога, ЛОР, стоматолога.


    1 | | | |

    Острый отит - это острое воспаление среднего уха.

    Болеют отитом, в основном, дети первых 2 лет жизни, чаще в зимне-весенний пе­риод. Отит может осложнять другие заболевания (ОРВИ, корь, скарлатину, ангину и др.).

    Возбудители заболевания:

    Гемолитический стрептококк группы А;

    Золотистый стафилококк;

    Пневмококки;

    Предрасполагающие факторы развития отита:

    Особенности анатомического строения барабанной по­лости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста: ба­рабанная перепонка тонкая, слуховая труба короткая, широкая, отверстие находится ниже и ближе к хоанам, поэтому инфицированный секрет из носоглотки легко попадает в слуховую трубу;

    Снижение иммунитета;

    Переохлаждение;

    Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, воспале­ние придаточных пазух носа и др.).

    Выделяют 2 стадии острого отита:

    1. Острый неперфоративный отит.

    2. Острый гнойный средний отит (протекающий с перфора­цией барабанной перепонки и гноетечением из барабан­ной полости).

    Основные клинические проявления отита:

    Общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди;

    Субфебрильная лихорадка;

    Типичный характер боли - покапывающий, стреляющий, пульсирующий, иногда иррадиирует в шею, зубы;

    Резкая боль при надавливании на козелок уха;

    Понижение слуха;

    При осложненном течении происходит перфорация бара­банной перепонки и выделение патологического содер­жимого (серозного или слизисто-гнойного, иногда с примесыо крови);

    При тяжелом течении отита могут присоединяться менингиальные симптомы (рвота, судороги, напряжение боль­шого родничка и пр.).

    Прогноз.

    В большинстве случаев прогноз благоприятный.

    Основные принципы лечения отитов:

    1. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, седативные средства.

    2. Противомикробная терапия (при тяжелом и осложнен­ном течении отита).

    3. Местное применение обезболивающих и противовоспа­лительных средств: - с помощью ватной турунды в наружный слуховой ход ввести одно из рекомендуемых средств (софрадекс, отинум, отипакс, этакридина лактат, отолган, отофа);

    Сосудосуживающие капли в нос: детский галазолин, наф­тизин, отривин;

    Тепло на ухо: согревающий компресс, согревание лампой Соллюкс.

    4. Физиотерапия: УФО, УВЧ.

    Профилактика.

    1. Оберегать ребенка от контакта с больными ОРВИ.

    2. Своевременно санировать полость носа.

    3. При появлении первых признаков ринита проводить точечный массаж рефлексогенных зон.

    4. Избегать переохлаждений.

    5. Систематически проводить закаливающие мероприятия.

    Сестринский уход при остром рините и остром отите.

    Своевременно выявлять и удовлетворять жизненные потребности пациента и его родителей.

    Возможные проблемы пациента: - нарушение дыхания;

    Резкая, нестерпимая боль в ухе;

    Нарушение формулы сна;

    Нарушение сосания, глотания;

    Дискомфорт, связанный с заболеванием;

    Риск развития осложнений;

    Сестринское вмешательство:

    1. Создать обстановку психологического комфорта, взаим­ного доверия, вовлечь родителей в процесс лечения и ухода за ребенком с отитом. Обучить родителей технике закапыва­ния капель в нос, ухо, постановки согревающего компресса, согласно существующим алгоритмам действия:

    2. Рекомендовать перед каждым кормлением проводить санацию носа (отсосать слизь, промыть носовые ходы физио­логическим раствором, закапать капли). Во время кормления, держать ребенка в возвышенном положении, пищу давать небольшими порциями, в жидком или полужидком виде. Обеспечить ребенка достаточным витаминизированным теп­лым питьем (чай с лимоном, отвар шиповника, разбавленные соки). Строго выполнять назначения врача. После курса ан­тибактериальной терапии включить в диету биойогурт, био­кефир, ацидофильное молоко.

    3. Поддерживать положительный эмоциональный контакт с ребенком, корректировать его поведение, отвлекать чтени­ем книг, спокойными играми.

    4. Проводить профилактические мероприятия вне обострения заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, массаж реф­лексогенных зон, ЛФК, физиотерапию, санацию полости рта).

    СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ АНГИНЕ.

    Ангина - это острое инфекционное заболевание с пре­имущественным поражением лимфоидной ткани небных миндалин и регионарных лимфоузлов.

    Ангина может быть самостоятельным заболеванием и синдромом других инфекционных заболеваний (скарлатины, дифтерии и пр.).

    Возбудители заболевания:

    - (3-гемолитический стрептококк группы А;

    Золотистый стафилококк;

    Источники инфекции:

    1. больные ангиной;

    2. бактерионосители.

    Пути передачи инфекции:

    Воздушно-капельный;

    Контактно-бытовой;

    Алиментарный.

    Факторы риска развития ангины:

    Переохлаждение;

    Хронические очаги инфекции (кариозные зубы, аденоидит);

    Снижение иммунитета;

    Хроническая тонзиллярная инфекция в семье.

    Дети до года ангинами болеют редко, так как в этом воз­расте миндалины еще недостаточно развиты.

    Различают следующие виды ангин:

    Катаральная: воспалительный процесс локализуется на поверхности миндалин, выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба.

    Фолликулярная ангина: воспалительный процесс локали­зуется в паренхиме миндалин, определяются нагноившиеся фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гипере­мия миндалин.

    Лакунарная ангина; миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс локализу­ется в лакунах.

    Флегмонозная ангина : воспалительный процесс локали­зуется в углублениях ткани миндалин с последующим фор­мированием абсцесса, чаще локализующегося в области пе­редней дужки неба с одной стороны (перитонзиллярный абсцесс).

    Такое разделение ангин является, условным, так как чаще всего встречаются комбинированные формы.

    Основные клинические проявления ангины:

    1. общие симптомы интоксикации: высокая лихорадка, го­ловная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппе­тита, нередко бывает рвота (особенно у маленьких де­тей);

    2. боль при глотании, усиление саливации, неприятный за­пах изо рта;

    3. местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин с последующим воспалением фолликул и переходом патологического процесса вглубь ткани миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета, возможно образование перитонзиллярного абсцесса (при тяжелом течении);

    4. регионарный лимфаденит (подчелюстные узлы увеличе­ны, болезненные при пальпации).
    Продолжительность ангины 5-10 дней.

    Осложнения.

    Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

    Основные принципы лечения ангины.

    1. Постельный режим на 5-7 дней.

    2. Обильное теплое питье.

    3. Противомикробная терапия:

    4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки, слабыми раство­рами антисептиков.

    5. Жаропонижающие средства: ацетилсалициловая кисло­та, парацетамол, панадол и пр.

    6. Антигистаминные средства.

    7. Витаминотерапия.

    Профилактика.

    1. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

    1. Рациональное питание с достаточным введением фрук­тов, овощей, соков.

    2. Закаливание организма, регулярные дозированные физи­ческие нагрузки.

    3. Избегать тесного контакта с больными ангиной.

    Сестринский уход при ангинах.

    Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы, нарушенные жизненно важные потребности паци­ента и его родителей.

    Возможные проблемы пациента:

    Нарушение аппетита:

    Нарушение глотания из-за болей в горле;

    Дефицит жидкости в связи с лихорадкой;

    Нарушение формулы сна;

    Высокий риск развития осложнений;

    Неспособность ребенка самостоятельно справиться с трудностями, возникшими вследствие заболевания;

    Страх перед манипуляциями и др.

    Сестринское вмешательство.

    1. Информировать родителей о причинах развития, осо­бенностях течения ангины, принципах лечения, возможных осложнениях.

    2. Организовать постельный режим на время лихорадки, обеспечить ребенку комфортное положение в постели, спо­койные игры, разнообразить его досуг.

    3. Вовлечь ребенка (если позволяет возраст) и родителей в процесс ухода и лечения, помочь осознать, необходимость проведения тех или иных процедур.

    4. Контролировать прове­дение медикаментозной терапии, объяснить ребенку и роди­телям, что курс антибактериальной терапии должен быть не менее 7 дней (для предотвращения развития резистентных форм микроорганизмов и присоединения возможных ослож­нений).

    5. Научить родителей готовить настои из трав для по­лоскания зева:

    6. Обучить родителей технике постановки согревающего компресса на шейно-подчелюстную область.

    7. Рекомендовать легко усвояемую полужидкую пищу, ис­ключить из рациона питания острые и соленые, жирные и жареные блюда. Увеличить объем вводимой жидкости до 1 -1,5 литров в виде витаминизированных напитков: чай с ли­моном, разбавленные некислые соки, отвар шиповника.

    8. После курса антибактериальной терапии включить в диету биойогурт, биокефир, ацидофильное молоко.

    9. Подготовить заблаговременно ребенка к дополнитель­ным методам обследования с помощью терапевтической иг­ры (клиническому анализу крови, взятию мазков из зева и носа, ЭКГ и др.), убедить в необходимости их проведения, объяснить на понятном ребенку языке, что и зачем нужно делать, можно показать последовательность манипуляций, используя, например, куклу. Поддерживать ребенка во время болезни и лечения, используя только позитивные утвержде­ния, поощрять положительные эмоции.

    10. Обучить родителей санитарно-гигиеническим правилам ухода за больным ангиной (выделить отдельную посуду, по­сле использования кипятить ее, убрать на время болезни мяг­кие игрушки, оставить только те, которые легко моются, ежедневно проводить влажную уборку и проветривать по­мещение 3-4 раза в день). 12. Рекомендовать всем членам семьи своевременно санировать хронические очаги инфекции.

    Про­водить ребенку профилактические мероприятия вне обостре­ния заболевания (сон на свежем воздухе, закаливание, дози­рованные физические нагрузки, ЛФК, физиотерапию, сана­цию полости рта).

    Лечебно-диагностические вмешательства и сестринский уход при заболеваниях уха и сосцевидного отростка Выполнила интерн кафедры оториноларингологии СГМУ Тюлюбаева М. А. г. Архангельск, 2017 год

    Анатомия Анатомически ухо делиться на: Наружное ухо Среднее ухо Внутреннее ухо ушная раковина; наружный слуховой проход барабанная полость со всем содержимым слуховая труба сосцевидный отросток Лабиринт, 3 части: преддверие, улитка, полукружные каналы

    1 - барабанная струна (Chorda tympani); 2 - слуховые косточки; 3 - клетки сосцевидного отростка (Cellula mastoidalis); 4 - барабанная полость (Cavum tympani); 5 - наружный слуховой проход (Meatus acusticus externus); 6 - барабанная перепонка (Membrana tympani); 7 - внутренняя яремная вена (V Jugularis interna); 8 - полукружные каналы (Canalis semicircularis); 9 - лицевой нерв (N. facialis); 10 - вестибулокохлеарный нерв (N. Vestibulocochlearis); 11 - улитка (Cochlea); 12 - внутренняя сонная артерия (A. carotis interna); 13 - мышца напрягающая нёбную занавеску (M. tenzor veli palatini); 14 - евстахиева труба (Tuba auditiva); 15 - мышца поднимающая нёбную занавеску

    Физиология звукового анализатора Естественным, адекватным раздражителем звукового анализатора является звук При помощи звукового анализатора человек различает звуки по их высоте, громкости и окраске (тембру). Высота того или другого звука (тона) определяется частотой колебаний. Человеческое ухо воспринимает звуки с частотой колебаний примерно от 16 до 20 000 Гц.

    Методика исследования уха наружный осмотр и пальпация отоскопия исследование функции слуховых труб лучевая диагностика исследование функции слухового анализатора (исследование слуха с помощью речи, камертональные пробы, аудиометрия) исследование функции вестибулярного анализатора (спонтанный нистагм, тонические реакции отклонения рук, исследование устойчивости в позе Ромберга, походка по прямой линии и фланговая, вестибулярные пробы: вращательная и калорическая)

    Методы обследования уха I этап. Наружный осмотр и пальпация. Осмотр начинают со здорового уха или с правого. Производят осмотр и пальпацию ушной раковины, наружного отверстия слухового прохода, заушной области, впереди слухового прохода. 1. Для осмотра наружного отверстия правого слухового прохода у взрослых необходимо оттянуть ушную раковину кзади и кверху, взявшись большим и указательным пальцами левой руки за завиток ушной раковины. Для осмотра слева ушную раковину надо оттянуть аналогично правой рукой. У детей оттягивание ушной раковины производится не кверху, а книзу и кзади. При оттягивании ушной раковины указанным образом происходит смещение костного и перепончатого хрящевого отделов слухового прохода, что дает возможность ввести ушную воронку до костного отдела. Воронка удерживает слуховой проход в выпрямленном положении, и это позволяет произвести отоскопию. 2. Для осмотра заушной области правой рукой отворачивают правую ушную раковину исследуемого кпереди. Обращают внимание на заушную складку (место прикрепления ушной раковины к сосцевидному отростку), в норме она хорошо контурируется. 3. Большим пальцем правой руки мягко надавливают на козелок. В норме пальпация козелка безболезненна, у взрослого человека болезненность при остром наружном отите, у ребенка младшего возраста такая болезненность появляется и при среднем. 4. Затем большим пальцем левой руки пальпируют правый сосцевидный отросток в трех точках: проекции антрума, сигмовидного синуса, верхушки сосцевидного отростка. При пальпации левого сосцевидного отростка ушную раковину оттяните левой рукой, а пальпацию осуществляйте пальцем правой руки.

    Отоскопия: 1. Подбирают воронку с диаметром, соответствующим поперечному диаметру наружного слухового прохода. 2. Оттяните левой рукой правую ушную раковину пациента кзади и кверху. Большим и указательным пальцами правой руки вводят ушную воронку в перепончато-хрящевую часть наружного слухового прохода. При осмотре левого уха ушную раковину оттяните правой рукой, а воронцу введите пальцами левой руки. 3. Ушную воронку вводят в перепончато-хрящевой отдел слухового прохода для удержания его в выпрямленном положении (после оттягивания ушной раковины кверху и кзади у взрослых), воронку нельзя вводить в костный отдел слухового прохода, так как это вызывает боль. При введении воронки длинная ось ее должна совпадать с осью слухового прохода, иначе воронка упрется в его стенку. 4. Производят легкие перемещения наружного конца воронки, для того чтобы последовательно осмотреть все отделы барабанной перепонки. 5. При введении воронки может быть кашель, зависящий от раздражения окончаний веточек блуждающего нерва в коже слухового прохода.

    Описание нормальной отоскопической картины: Наружный слуховой проход широкий, кожа розовая, чистая, небольшое количество ушной серы. Барабанная перепонка серая, блестящая, имеет чёткие контуры и опознавательные пункты.

    Аномалии развития уха 1. Ушная раковина макротия микротия анотия дополнительные придатки 2. Атрезия слухового прохода 3. Врожденный анкилоз стремени 4. Аномалии развития внутреннего уха (Аплазия или мальформации улитки)

    Травмы уха 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Травмы ушной раковины и наружного слухового прохода Отогематома Ожоги I-IV степени Отморожения I-IV степени Перихондрит, хондрит ушной раковины Травмы среднего уха (разрыв барабанной перепонки, повреждение слуховых косточек, слуховой трубы) Баротравма Акустическая травма

    Инородные тела уха Живые Неживые умерщвление удаление пинцетом, путём закапывания в НСП ушными щипцами, спиртосодержащих растворов, крючком. Так же растительных масел или воды, затем промывание НСП, промывание НСП (шприц Жане) аспирационный метод.

    Гнойно-воспалительная патология наружного уха Выделяют острую и хроническую (более 6 -12 ти недель) формы) Ограниченный наружный отит (фурункул, абсцесс) Диффузный наружный отит (экзема, дерматит, рожистое воспаление, перихондрит, герпес, хондроперихондрит итд)

    Жалобы: резкая боль в ухе, нередко иррадиирующая в зубы, шею, диффузно распространяющаяся по всей голове, боль усиливается при разговоре и жевании вследствие того, что суставная головка нижней челюсти, смещаясь, оказывает давление на стенки наружного слухового прохода, резкая болезненность возникает при надавливании на козелок, при оттягивании ушной раковины

    Диагностика сбор жалоб и анамнеза, осмотр ЛОР-органов, в том числе отомикроскопию и эндоскопию наружного слухового прохода, лабораторные и микробиологические исследования, по показаниям функциональные исследования органа слуха, лучевые и магнитно- резонансные методы. Анализ полученных результатов позволяет объективно определить характер процесса в ухе.

    Лечение: исключение предрасполагающих факторов, адекватное обезболивание, регулярный туалет наружного слухового прохода, местная терапия (Препараты, применяемые для местного лечения наружного отита существуют в форме мазей, кремов, ушных капель) хирургическое лечение наружных отитов- по показаниям!!! (дренирование абсцессов наружного слухового прохода, удаление грануляций наружного слухового прохода, удаление костных и хрящевых секвестров наружного слухового прохода, удаление холестеатомы наружного слухового прохода. Объем вмешательства - в пределах зоны патологического процесса)

    Острый средний отит Определение: это острое воспаление полостей среднего уха Этиология: Основными возбудителями ОСО являются пневмококк (Streptococcus pneumoniae) и гемофильная палочка (Haemophilus influenzae)

    Классификация: 3 стадии (фазы): катаральную, гнойную и репаративную Классификация В. Т. Пальчуна: I. Стадия острого евстахеита (тубоотита) II. Стадия острого катарального воспаления. III. Стадия острого гнойного воспаления. IV. Постперфоративная стадия V. Репаративная стадия. По степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая

    Диагностика: 1) Жалобы: боль в ухе, повышение температуры, снижение слуха, выделения из уха, у детей – возбуждение, раздражительность, рвота, понос 2) наружный осмотр: в стадию острого гнойного воспаления-эвакуация гноя в слуховой проход.

    Стадия острого евстахеита Стадия острого катарального воспаления. Стадия острого Постперфо гнойного воспаления ративная стадия. Репаратив ная стадия Втяжение барабанной перепонки, укорочение светового конуса. барабанная перепонка гиперемирована и утолщена, опознавательны е знаки определяются с трудом или не определяются Выраженная гиперемия барабанной перепонки, не контурирует, выбухание барабанной перепонки. В барабанной перепонке может появиться перфорация. перфораци я закрывает ся рубцом. перфорация барабанной перепонки, из которой поступает гнойное отделяемое

    Лечение: Патогенетическая терапия – восстановление функции слуховой трубы (разгрузочная - интраназальная терапия). Симптоматическая терапия – купирование болевого синдрома (Местная терапия, Парацентез барабанной перепонки) Системная антибактериальная терапия – устранение этиологического фактора при бактериальном ОСО.

    Парацентез (от греч. parakentesis - прокалывание, прокол; синоним тимпанотомия) - разрез барабанной перепонки; введен в практику для опорожнения барабанной полости от экссудата при остром гнойном среднем отите.

    Осложнение острых средних отитов Мастоидит-деструктивный остео-периостит ячеистой структуры сосцевидного отростка Антрит (син. отоантрит) - воспаление слизистой оболочки и костной ткани пещеры сосцевидного отростка, которое развивается как осложнение острого среднего отита у новорожденных и у детей грудного возраста Различают: острый и хронический мастоидит Первичный и вторичный

    Этиология: травматическая (удары, ушибы, переломы и трещины костей черепа, огнестрельные ранения) гематогенная метастатическая (при септикопиемии, переход гнойного процесса из лимфоузлов области сосцевидного отростка). отогенным путем при остром или хроническом гнойном среднем отите

    Клиника: Субъективные признаки: спонтанные боли позади ушной раковины, иррадиируют в область виска, темени, затылка, зубов, глазницы, значительно реже боль распространяется на всю половину головы; ощущение пульсации в сосцевидном отростке, синхронной с пульсом Объективные признаки: острое начало с повышением температуры, ухудшением общего состояния, интоксикация, головная боль. Выражена оттопыренность ушной раковины, припухлость и покраснение кожи заушной области, сглаженность заушной кожной складки по линии прикрепления ушной раковины.

    Диагностика: Отоскопия: в НСП обнаруживают большое количество гноя, нависание задневерхней стенки НСП Исследовании слуховой функции (тональной аудиограммы, камертональных тестах и данных исследований шепотной и разговорной речью) Исследование вестибулярной функции(по данным анамнеза, жалоб, регистрации спонтанных вестибулярных реакций и проб на координацию движений) Рентгенологическое исследование (КТ височных костей)

    Лечение: Консервативное лечение (антибактериальная терапия) Хирургическое лечение мастоидита (антротомия, мастоидоэктомия, вскрытие клеток сосцевидного отростка)

    Экссудативный средний отит (ЭСО) Негнойное воспалительное заболевание среднего уха, патогенетически связанное с дисфункцией слуховой трубы и характеризующееся наличием густого вязкого или серозного секрета в барабанной полости, медленно прогрессирующей кондуктивной тугоухостью.

    Факторы развития: длительного нарушения дренажной и вен- тиляционной функций слуховой трубы при острых и хронических заболеваниях носа, придаточных пазух носа и глотки, гриппе, ОРВИ, аллергии, нерациональном применении антибиотиков при лечении острого среднего отита

    Классификация: По длительности ЭСО: 1. Острый– продолжительность заболевания до 3 недель. 2. Подострыйпродолжительность заболевания от 3 до 8 недель. 3. Хроническийпродолжительность заболевания более 8 недель. По стадиям ЭСО: 1 стадия – катаральная (длительность течения заболевания до 1 месяца). 2 стадия – секреторная (характеризуется продолжительностью заболевания от 1 до 12 месяцев). 3 стадия – мукозная (развивается при продолжительности заболевания от 12 до 24 месяцев). 4 стадия – фиброзная (развивается при продолжительности ЭСО более 24 месяцев).

    Диагностика: 1. Анализ жалоб. 2. Наружный осмотр и отоскопия. 3. Отомикроскопия. 4. Речевое и камертональное исследования слуха. 5. Пороговая тональная аудиометрия. 6. Акустическая импедансометрия (тимпанометрия и акустическая рефлексометрия). 7. Оптическая эндоскопия носоглотки и тубарной области. 8. КТ височных костей.

    Утолщение барабанной перепонки, (беловатый, красный или цианотичный) цвет, за перепонкой пузырьки воздуха или уровень жидкости. втянутость и ограничение подвижности барабанной перепонки, деформация светового конуса, выпирание в наружный слуховой проход рукоятки молоточка. При развитии в полости среднего уха фиброзносклеротических изменений барабанная перепонка выглядит истонченной и атрофичной. Длительно протекающий хронический экссудативный средний отит приводит к образованию на барабанной перепонке соединительнотканных рубцов и очагов мирингосклероза.

    Лечение: Цель: восстановление функции слуховой трубы и удаление экссудата из барабанной полости. Лечение следует начинать дети –аденотомия, взрослыес катетеризации слуховой трубы, назначения курса антибиотиков, проведения продуваний по Политцеру. Если эти методы не принесли результата, рекомендуется провести шунтирование барабанной полости.

    Ранняя диагностика ЭСО позволяет своевременно и в полном объёме оказывать весь спектор лечебных мероприятий направленных на санацию носоглотки и восстановление функции слуховых труб.

    Хронический гнойный средний отит (ХГСО) -это хроническая инфекция среднего уха и перфорированной барабанной перепонки, сопровождающаяся отореей более 2 недель. Среди всех хронических заболеваний ЛОР органов ХГСО является наиболее частой патологией (до 48, 8%)

    Классификация: хронический туботимпальный гнойный средний отит (хроническая туботимпанальная болезнь, мезотимпанит) хронический эпитимпано-антральный гнойный средний отит (хроническая эпитимпано-антральная болезнь, эпитимпанит).

    Мезотимпанит форма хронического среднего отита с локализацией перфорации в натянутом отделе барабанной перепонки Эпитимпанит форма ХГСО, характеризующаяся локализацией пер- форации в ненатянутом отделе барабанной перепонки и сопровождающаяся кариозным процессом разной степени выраженности в среднем ухе. При эпимезотимпаните встречаются признаки обеих выше обозначенных форм

    Клиника: Жалобы: снижение слуха на больное ухо различной степени выраженности, оторея(от скудных слизистых до гнойных с ихорозным запахом), шум в больном ухе разной частотности, ощущение за- ложенности и дискомфорт в больном ухе.

    Диагностика: отомикроскопия (или отоэндоскопия), камертональное исследование, тональная пороговая аудиометрия, компьютерная томография височных костей высокого разрешения (КТ), реже магнитно-резонансная томография (МРТ).

    Роль медсестры и уход за больными При уходе за больными гнойным средним отитом медсестра может под наблюдением врача промыть ухо дезинфицирующим раствором, после чего влить в него 3– 5 капель лекарственного вещества, подогретого до температуры тела, чтобы не раздражать вестибулярный анализатор. Медсестра участвует в подготовке и проведении парацентеза (стерилизация инструмента, подготовка перевязочного материала, фиксация головы больного во время вмешательства, наложение повязки). Медсестра готовит больного к «большой» операции (снятие волос вокруг ушной раковины). Большого внимания требуют больные, перенесшие слухулучшающую операцию (стапедопластика, тимпанопластика). Необходим строгий постельный режим: в течение 5 дней больной не должен поворачивать голову, в палате должна соблюдаться тишина. чтобы не раздражать посторонними звуками оперированное ухо. В послеоперационном периоде медсестра является активным помощником лечащего врача (контроль температуры и за общим самочувствием больного, выполнение врачебных назначений, активное участие в перевязках и т. д.).

    Уход за больными этой категории имеет свои особенности и требует специальных навыков. Медицинская сестра, работающая в ЛОР - отделении, должна владеть методами отоскопии, т. е. уметь пользоваться лобным рефлектором и манипулировать в наружном слуховом проходе.

    Основными местными лечебными мероприятиями при воспалительных заболеваниях органа слуха являются: туалет наружного слухового прохода, введение в него капель, турунд, мазей.

    Туалет наружного слухового прохода - это тщательная, но щадящая чистка его от патологического содержимого: гноя, слизи, крови и т. д. Для очистки слухового прохода используют специальный ушной зонд с нарезкой на рабочем конце.

    Рабочая часть ушного зонда должна быть стерильной. Для туалета наружного слухового прохода на рабочую часть зонда накручивают небольшой кусочек стерильной гигроскопической ваты таким образом, чтобы конец зонда был прикрыт мягкой ватной подушечкой.

    Под контролем зрения такой подушечкой из слухового прохода удаляют все патологическое содержимое. Необходимо помнить, что введение лекарственных веществ эффективно только после тщательного туалета уха.

    У грудных детей туалет наружного слухового прохода производится с помощью ватных фитильков, для чего комочек стерильной ваты свертывается в довольно плотный столбик с мягкой кисточкой на конце. Фитилек, слегка смоченный вазелиновым маслом, легкими вращательными движениями вводят в слуховой проход до барабанной перепонки и собирают содержимое слухового прохода.

    Способы очистки уха. Во многих случаях перед осмотром барабанной перепонки необходимо очистить наружный слуховой проход от серы, гноя или корок. Очистка наружного слухового прохода является одним из элементов лечения уха; она может быть произведена влажным и сухим способом.

    Влажный способ очистки (промывание уха) производится в тех случаях хронического гнойного воспаления среднего уха, когда гноетечение настолько обильно, что удаление гноя путем высушивания ватой не может быть полным (в руках больного) или отнимает много времени у лечащего персонала.

    Промывание уха можно произвести при помощи 100 граммового ушного шприца или с помощью обыкновенного резинового баллона.

    Резиновые баллоны бывают двух видов: сплошь резиновые с толстым наконечником, который трудно ввести в отверстие слухового прохода, и с костным наконечником, более пригодные для этой цели.

    Во избежание случайного ранения стенок наружного слухового прохода на костяной наконечник следует надеть тоненькую, на конце косо срезанную резиновую трубочку длиной 3 -- 4 см.

    Ухо промывают теплыми дезинфицирующими растворами, чаще 3% раствором борной кислоты.

    Больной сам придерживает почкообразный лоток, плотно прижимая его к боковой поверхности шеи.

    Для лучшего выпрямления слухового прохода ушную раковину у взрослых оттягивают левой рукой кзади и кверху, правой же рукой резиновый конец баллона вводят в ухо больного, но не глубже 1 см.

    Струя теплой воды отдельными порциями с умеренной силой направляется вдоль задней стенки слухового прохода.

    Наполняя резиновый баллон жидкостью, следует путем выжимания убедиться в том, что в нем нет воздуха; в противном случае пузырьки воздуха, смешиваясь с водой, вызывают при промывании шум, неприятный для больного.

    После промывания голову больного наклоняют набок, чтобы дать вытечь воде из уха.

    Остатки воды из глубины слухового прохода удаляют вагой, навернутой на зонд.

    Сухой способ лечения гнойных воспалений среднего уха с помощью введения ушных тампонов имеет целью дренировать среднее ухо и является в некоторых случаях одним из лучших способов лечения гнойных отитов. Он может применяться также и после промываний или закапывания капель в ухо, но в этих случаях перед введением тампона необходимо высушивать слуховой проход.

    Введение ушных тампонов производят следующим образом.

    Для выпрямления и расширения слухового прохода левой рукой оттягивают ушную раковину кзади и кверху. Захватив коленчатым пинцетом конец ушного тампона, который представляет собой узкую марлевую специально сложенную полоску длиной не более 5 см, осторожно продвигают его вдоль слухового прохода на глубину не более 2,5 см.

    Вынув пинцет, опять захватывают марлевый тампон, на 1 -- 1,5 см отступя от его конца, и осторожно продвигают до соприкосновения с барабанной перепонкой.

    Слуховой проход следует выполнять ушным тампоном рыхло, чтобы он не вызвал задержки гноя в глубине. Ушные тампоны меняют 5 -- 6 раз в день при обильном гноетечении или 1 -- 2 раза в день при более скудном. Все приемы ухода за ухом должны выполняться нежно, с соблюдением самой строгой асептики, иначе возможно развитие осложнений (например, среднего отита).

    В результате изучения предмета происхождения заболевании среднего уха, были сделаны выводы, что большое внимание должно уделяться выбору правильных методов диагностики заболевания, четкому подходу среднего медицинского персонала к наблюдению и уходу за пациентом с наличием какого-либо заболевания среднего уха из вышеперечисленных. Что существенно сократит возникновение у пациентов осложнений и патологических необратимых процессов, например, развитие тугоухости.

    Особого внимания медицинского персонала требуют больные с обострением хронического гнойного среднего отита.

    Сестра должна внимательно следить за состоянием больного в течение дня и ночи, так как клинические проявления внутричерепных осложнений могут развиться внезапно в течение нескольких часов.

    Своевременное применение комплекса терапевтических мероприятий с включением физиотерапии, как правило, ведет к купированию воспалительного процесса и предупреждает переход катарального отита в гнойный перфоративный, т. е. исключает развитие в полостях среднего уха гнойного воспаления с разрушением части барабанной перепонки.

    При развитии гнойного перфоративного отита, кроме приведенных лечебных мероприятий, большое значение приобретает тщательная очистка слухового прохода от патологических выделений.

    Простейшие приемы ухода и лечения при заболеваниях уха обычно не требуют специальных приспособлений и сложных инструментов. Они легко выполнимы как в больничной, так и в амбулаторной обстановке, равно как и на пунктах первой помощи предприятий, совхозов или колхозов.

    Уход за больными с заболеваниями уха состоит в очистке уха и введении в него различных лекарственных веществ.

    Способы очистки уха. Во многих случаях перед осмотром барабанной перепонки необходимо очистить наружный слуховой проход от серы, гноя или корок. Очистка наружного слухового прохода является одним из элементов лечения уха; она может быть произведена влажным и сухим способом.

    Влажный способ очистки (промывание уха) производится в тех случаях острого или хронического гнойного воспаления среднего уха, когда гноетечение настолько обильно, что удаление гноя путем высушивания ватой не может быть полным (в руках больного) или отнимает много времени у лечащего персонала.

    Промывание уха можно произвести при помощи 100граммового ушного шприца или лучше для безопасности, особенно в руках не медицинского персонала, с помощью обыкновенного резинового баллона. Резиновые баллоны бывают двух видов: сплошь резиновые с толстым наконечником, который трудно ввести в отверстие слухового прохода, и с костным наконечником, более пригодные для этой цели.

    Во избежание случайного ранения стенок наружного слухового прохода на костяной наконечник следует надеть тоненькую, на конце косо срезанную резиновую трубочку длиной 3 - 4 см.

    Ухо промывают теплыми дезинфицирующими растворами, чаще 3% раствором борной кислоты. Больной сам придерживает почкообразный тазик, плотно прижимая его к боковой поверхности шеи. Для лучшего выпрямления слухового прохода ушную раковину у взрослых оттягивают левой рукой кзади и кверху, правой же рукой резиновый конец баллона вводят в ухо больного, но не глубже 1 см. Струя теплой воды отдельными порциями с умеренной силой направляется вдоль задней стенки слухового прохода.

    Наполняя резиновый баллон жидкостью, следует путем выжимания убедиться в том, что в нем нет воздуха; в противном случае пузырьки воздуха, смешиваясь с водой, вызывают при промывании шум, неприятный для больного. После промывания голову больного наклоняют набок, чтобы дать вытечь воде из уха. Остатки воды из глубины слухового прохода удаляют вагой, навернутой на зонд.

    Перед промыванием серной пробки последняя должна быть размягчена впусканием в ухо в течение 2 - 3 дней щелочных капель.

    Сухой способ очистки уха более целесообразен, чем промывание, так как при промывании легко можно внести вторичную инфекцию в ухо. Высушивание или протирание слухового прохода ватой применяют для удаления гноя из слухового прохода в тех случаях, когда гноетечение невелико или когда промывание противопоказано вследствие состояния раздражения кожи стенок слухового прохода (например, при дерматитах, экземе, фурункуле).

    Для протирания и высушивания уха пользуются тонкими зондами с винтовой нарезкой на конце. Гладкие и пуговчатые зонды для этой цели не годятся. Наматывать вату на зонд следует туго; острый конец зонда надо хорошо прикрыть ватой, чтобы не поранить стенок слухового прохода или барабанной перепонки.

    Перед тем как приступить к очистке уха, необходимо тщательно вымыть руки с мылом; вату следует употреблять гигроскопическую стерильную. Приготовленный зонд с ватой с целью стерилизации проводят над пламенем спиртовки.

    Вытирание уха производят следующим образом. Левой рукой удерживают ушную воронку и оттягивают ушную раковину кзади и кверху, а правой осторожно вводят зонд с навернутой на конце ватой на глубину до 2,5 см или до самой барабанной перепонки. Легкие вращательные движения зонда способствуют лучшему впитыванию ватой выделений. Вытирание уха повторяют до тех пор, пока вата, вынутая из уха, не будет совершенно сухой; только тогда, если нужно, впускают капли.

    Сухой способ лечения гнойных воспалений среднего уха с помощью введения ушных тампонов имеет целью дренировать среднее ухо и является в некоторых случаях одним из лучших способов лечения . Он может применяться также и после промываний или впускания капель в ухо, но в этих случаях перед введением тампона необходимо высушивать слуховой проход. Введение ушных тампонов производят следующим образом.

    Для выпрямления и расширения слухового прохода левой рукой оттягивают ушную раковину кзади и кверху. Захватив коленчатым пинцетом конец ушного тампона, который представляет собой узкую марлевую специально сложенную полоску длиной не более 5 см, осторожно продвигают его вдоль слухового прохода на глубину не более 2,5 см. Вынув пинцет, опять захватывают марлевый тампон, на 1 - 1,5 см отступя от его конца, и осторожно продвигают до соприкосновения с барабанной перепонкой.

    Слуховой проход следует выполнять ушным тампоном рыхло, чтобы он не вызвал задержки гноя в глубине. Ушные тампоны меняют 5 - 6 раз в день при обильном гноетечении или 1 - 2 раза в день при более скудном. Все приемы ухода за ухом должны выполняться нежно, с соблюдением самой строгой асептики, иначе возможно развитие осложнений (например, наружного отита).

    «Справочник по оториноларингологии», А.Г. Лихачев