Примеры различных видов деятельности. Виды деятельности человека и их формы

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения , Психологии деятельности , психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении , которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном , В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым , был М. Я. Басов ].

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) - категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)

Примечания

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

См. также

  • структура деятельности

Литература

  1. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 - 28.
  2. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. - 1982. - 255 с.
  3. Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ - 1988. - 179 с.
  4. Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. - М.: РАН. −1993. - С. 116-118.
  5. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. - 1993 .
  6. Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. - Саратов: ООО издательство «Научная книга». - 2004. - С. 171-175.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

  • Радзинский, Эдвард Станиславович
  • Священное Писание

Смотреть что такое "Деятельность" в других словарях:

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия

    деятельность - направить действие деятельность начать действие, начало деятельность осуществляется действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана касательство заниматься коммерческой деятельностью действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Деятельность - посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь

    деятельность - См … Словарь синонимов

    деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    деятельность - Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь

    Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадияхПсихологический словарь

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь

Книги

  • Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России , Соколов. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России: Воспитанницам старших классов Одесской гор. 2 женской гимназии. 6 окт. 1896 г. / Вс. Соколов R 8/1142:Одесса:…

Человек современного общества занимается разнообразными видами деятельности. Однако можно обобщить и выделить свойственные всем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям, которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее - тем видам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития. Такими видами деятельности являются игра, учение и труд.

Игра – такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игра – особый процесс, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей.

Игра особо значима в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. Прежде всего, игра – своеобразное отражение жизни. В игре впервые формируется потребность воздействия на мир. В активной игровой форме ребенок глубже познает явления жизни, общественные отношения людей, трудовые процессы. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка.

В жизни взрослых людей игра носит характер развлечения, преследует цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряженностей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить другим путем.

Существует несколько типов игр:

1. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек.

2. Групповые – включают несколько индивидов.

3. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов.

4. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях.

5. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя.



6. Игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников.

Нередко в жизни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сюжетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Отношения, складывающиеся между людьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что окружающими они не принимаются всерьез и не являются основанием для выводов о человеке. Игровое поведение и игровые отношения мало влияют на реальные взаимоотношения людей, по крайней мере, среди взрослых.

Учебная деятельность – процесс усвоения предметных и познавательных действий, в основе которого лежат механизмы преобразования усваиваемого материала, выделения базовых отношений между предметными условиями ситуации в целях решения типичных задач в измененных условиях, обобщения принципа решения, моделирование процесса решения задачи и контроля за ним [Макарова].

Учение – это деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.

Учение в жизни человека идет вслед за игрой, сопровождает его всю жизнь и предваряет труд. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть и неорганизованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования.

Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей.

Благодаря труду человек стал тем, кто он есть, построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фак­тором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Труд является основным путем формирования личности. В этой деятельности развиваются способности человека, складывается характер. Труд направлен на создание общественно полезного продукта. В этом – его цель.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза.

В психологии существует понятие о ведущем виде деятельности . Ведущий вид деятельности – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития. То есть, эта деятельность в наибольшей степени влияет на психическое развитие индивида на определенном этапе развития.

Ведущий вид деятельности:

· для маленьких детей это игра, хотя в их деятельности присутствуют элементы обучения и труда;

· в школе ведущая роль принадлежит обучению;

· с возрастом ведущее значение получает трудовая деятельность.

Деятельность человека, ее основные формы

Способность человека преобразовывать мир при помощи своих действий – качество, отличающее нас – людей, от других живущих на земле существ. Под деятельностью понимается целенаправленная активность человека, направленная на изменение окружающего мира и себя, как части мира. Из природных материалов человек создает новые продукты, обладающие свойствами, качествами, полезными для себя. Предметом деятельности человека может быть любой объект – вещи, явления, другие люди. В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

а) материально-производственную;

б) социально-преобразовательную;

В духовную деятельность включают:

а) познавательную деятельность;

б) ценностно-прогностическую деятельность;

в) прогностическую деятельность.

О сновными видами (способами) деятельности являются учение (учеба), игра и труд. Также можно отнести к данной группе и общение. Однако жестко разделить их между собой не представляется возможным. Человек изучает, познает мир и самого себя в процессе общения, а также в труде и в игре.

В детские годы чрезвычайно важной деятельностью для становления человека является игра. Именно в игре ребенок имитирует ситуации из жизни, как бы вживается в роль взрослого человека. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «школу» и даже в «войну». Человек играет в игры на протяжении всей своей жизни, не только в детстве. Меняется только место и роль игры, сам характер игр. Например, во время учебы в экономическом вузе студенты обязательно играют в деловые игры, моделируют ситуации, складывающиеся на фирме, ищут решения возникающих по ходу игры проблем. Игры занимают значительное место и в процессе учебы в школе. Например, во многих школах проводится День самоуправления (обычно это приходится на День учителя). Ученики-старшеклассники становятся в тот день учителями-предметниками, ведут уроки в младших классах, выполняют функции директора, завуча, замдиректора по хозяйственной части. Это тоже игра. Играют и взрослые. К примеру, родители, также как и дети, могут играть в компьютерные игры, повышая свою квалификацию на работе, проходить стажировки, где им также части приходится играть, моделировать управленческие решения, производственные ситуации.

Существует и особый вид игр – азартные (на деньги). Это карточные игры, рулетка. Наверное, вы все слышали о так называемых «одноруких бандитах» - игровых автоматах. Многие люди, именно взрослые, так пристращаются к ним, что проигрывают целые состояния. Игромания становится сегодня для некоторых людей своего рода болезнью. Этим пользуются владельцы казино, салонов игровых автоматов, получая огромную прибыль. Поэтому столь остро стоит вопрос в российском парламенте о выделении особых территорий для азартных игр, о том, чтобы запретить размещение казино вблизи школ, иных детских учреждений.

Особую роль в школьном возрасте играют такие виды деятельности как учеба и труд. В процессе учения (учебы) люди приобретают новые знания о материальном мире в целом, о природе, как естественной среде обитания человека, об обществе, о человеке. Также, обучаясь, мы овладеваем необходимыми нам приемами и навыками познавательной и практической деятельности, способами и опытом поведения в жизненных ситуациях, формируем собственный набор ценностных ориентиров, идеалов.

Специфическим отличием трудовой деятельности является создание полезных для человека продуктов, как материальных, так и духовных. Многие школьники во время летних каникул устраиваются на временную работу, уезжают в молодежные трудовые лагеря, работают на прополке и уборке урожая. В последние годы во многих школах нашей страны реализуется общественно значимая детская акция «Я - гражданин России». В процессе ее реализации школьники благоустраивают городские парки, собирают средства на реставрацию памятников героям Великой Отечественной войны, организуют зоны отдыха в своем микрорайоне, помогают одиноким престарелым людям. Это трудовая деятельность имеет и огромное нравственное, воспитательное значение.

Однако, жестко разделить данные виды деятельности друг с другом не представляется возможным. Человек познает мир и самого себя в процессе общения с себе подобными, а также, в труде. В детские годы чрезвычайно важной для становления человека является игра. Играя, ребенок имитирует ситуации из взрослой жизни, как бы вживается в роль взрослых людей. Вспомните, например, как вы играли в «дочки-матери», «семью», и даже, в «войну».

Также по сферам общественной жизни можно говорить о деятельности политической, хозяйственной, социальной, культурной. Особым видом деятельности, результат которой - создание нового, еще не известного, не имеющего аналогов в природе, является творчеством . Существуют и иные классификации видов деятельности людей.

Любая деятельность обязательно подчиняется сознательно определяемым целям, отражающим наши собственные интересы и потребности. Мы хотим жить более комфортно, удобно, меньше зависеть от природных стихий. Ученые подразделяют цели человеческой деятельности на объективные - определяемые общественно-значимыми, важными для подавляющего большинства людей мотивами, и субъективные - связанные только с личными устремлениями, интересами, намерениями конкретных людей. Кроме целей, в деятельности человека можно выделить средства и методы ее осуществления, процесс деятельности, результаты, рефлексию (осмысление и оценивание результатов).

Каждый из нас знает, что далеко не все люди действуют во благо окружающим, многие стремятся удовлетворить только свои собственные «шкурные» интересы. Например, шайка разбойников, жуликов будет набивать себе карманы, воруя у государства или других людей. И такая деятельность, безусловно, будет очень даже целенаправленна. Но отрицательна, так как противоречит ценностям, идеалам большинства людей, а то и угрожать их жизни, покою, счастью, собственности. Иногда мы, стремясь избежать трудностей и проблем, или же просто из баловства идем на постановку такого рода целей, например, списать контрольную, незаслуженно получить высокую оценку, подделать отметку в журнале, подложить учителю кнопку на стул или же облить стул товарища клеем. А если подумать, что то же самое может быть предпринято в отношении нас?

Говоря об отрицательных целях, необходимо подчеркнуть, что они гораздо менее распространены в обществе, чем положительные. Положительные цели выдвигает в своей деятельности подавляющее большинство людей.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.
Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей.

Общение как вид деятельности. Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого результата приходится прибегать к взаимодействию с другими субъектами, общаться с ними.
Общение - это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом. Выделяют несколько видов общения:

1) общение между реальными субъектами (например, между двумя людьми);

2) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером (например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами);

3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом);

4) общение воображаемых партнеров (например, литературных персонажей).

Основными формами общения являются диалог, обмен мнениями в виде монолога или реплик.

Вопрос о соотношении деятельности и общения является дискуссионным. Одни ученые полагают, что эти два понятия тождественны друг другу, ибо любое общение обладает признаками деятельности. Другие считают, что деятельность и общение - противоположные понятия, поскольку общение есть только условие деятельности, но никак не сама деятельность. Третьи рассматривают общение в его взаимосвязи с деятельностью, однако считают его самостоятельным явлением.
От общения необходимо отличать коммуникацию. Коммуникацией называется процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Деятельность - специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя . Деятельность является формой реализации отношения субъекта к миру объектов, можно выделить разные типы таких отношений, реализуемые в разных формах деятельности: практической, познавательной, эстетической и т.д. Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями. Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач. Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида. Все это - типы человеческой деятельности.

Внутри каждого типа деятельности можно выделить отдельные виды деятельности по различию их предметов - мотивов: общение, игра, учение и труд.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят развивающий характер, т.е. при включении и активном участии в них ребёнка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Общение рассматривается как вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми. Оно также преследует цели установления взаимопонимания, добрых личных и деловых отношений, оказания взаимопомощи и учебно-воспитательного влияния людей друг на друга. Общение может быть непосредственным и опосредствованным, вербальным и невербальным. При непосредственном общении люди находятся в прямых контактах друг с другом.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых и детей). Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха. Иногда игры служат средством символической разрядки напряжённостей, возникших под влиянием актуальных потребностей человека, которые он не в состоянии ослабить иным путём.

Игры бывают: индивидуальные (игрой занят один человек), групповые (с несколькими людьми), предметные (связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов), сюжетные (разворачиваются по сценарию, в основных деталях), ролевые (в игре человек ведёт себя согласно роли, которую берёт на себя) и игры с правилами (регулируются системой правил). Игры имеют большое значение в жизни людей. Для детей игры имеют развивающее значение, для взрослых же - разряжающее.

Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным (в специальных образовательных учреждениях) и неорганизованным (в других видах деятельности как побочный, дополнительный результат). Учебная деятельность служит средством психологического развития индивида.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом прежде всего связано создание и совершенствование орудий труда. Они в свою очередь явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного производства, технического и художественного творчества. Это основные характеристики видов деятельности.

В школе А.Н. Леонтьева выделяют две формы деятельности субъекта (по характеру ее открытости для наблюдения): внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью обычно имеются в виду различные формы предметно-практической деятельности (например, забивание молотком гвоздя, работа на станке, манипуляции игрушками у маленьких детей и т. п.), где происходит взаимодействие субъекта с четко представленным для внешнего наблюдения объектом. Внутренняя деятельность -- это скрытая от прямого наблюдения деятельность субъекта с образами объектов (например, теоретическая деятельность ученого по решению какой-либо математической задачи, работа актера над ролью, протекающая в форме внутренних обдумываний и переживаний, и т.п.). Соотношение внешних и внутренних компонентов не является постоянным. По мере развития и преобразования деятельности осуществляется систематический переход от внешних компонентов во внутренние. Он сопровождается их интериоризацией и автоматизацией. При возникновении каких-либо затруднений в деятельности, при её восстановлении, связанном с нарушениями внутренних компонентов, происходит обратный переход - экстериоризация: сокращённый, автоматизированные компоненты деятельности разворачиваются, проявляются вовне, внутренние вновь становятся внешними, сознательно контролируемыми .

Деятельность отличается от поведения (поведение не всегда целенаправленно, не предполагает создания определённого продукта, зачастую носит пассивный характер) и имеет следующие основные характеристики: мотив, цель, предмет, структуру, средства. О мотивах и целях мы говорили в параграфе 1.1., поэтому сразу перейдём к третьей характеристике - предмет деятельности. Предметом деятельности называется всё то, с чем она непосредственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является информация, учебной - знания, умения и навыки, трудовой - создаваемый материальный продукт.

Деятельность имеет сложную иерархическую структуру. Она срстоит из нескольких "слоев", или уровней. Это особенные деятельности (или особые виды деятельности); затем уровень действий; следующий - уровень операций; наконец, самый низкий - уровень психофизиологических функций. Особенные виды деятельности: игровая, учебная, трудовая деятельности.

Действие - это основная единица анализа деятельности. Действие - одна из основных "образующих" деятельности. В этом понятии, как в капле воды, отражены основные исходные положения или принципы теории деятельности, новые по сравнению с предшествующими концепциями.

1.Сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта ("размыкание" круга сознания).

2.Поведение нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека. При рассмотрении поведения сознание должно быть не только сохранено, но и определено в своей фундаментальной функции (принцип единства сознания и поведения).

3.Деятельность - это активный, целенаправленный, процесс (принцип активности).

4.Действия человека предметны; они реализуют социальные - производственные и культурные - цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности).

Цель задает действие, действие обеспечивает реализацию цели. Через характеристику цели можно характеризовать и действие. Есть крупные цели, которые членятся на более мелкие, частные цели, те, в свою очередь, могут дробиться на еще более частные цели и т. д. Соответственно всякое достаточно крупное действие представляет собой последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные "этажи" иерархической системы действий. Это можно продемонстрировать на любом примере.

Предположим, человек хочет позвонить в другой город. Чтобы осуществить это действие (I порядка), ему нужно совершить ряд частных действий (II порядка): отправиться на переговорный пункт, найти подходящий автомат, занять очередь, приобрести телефонные жетоны и т. п. Попадая в кабину, он должен осуществить следующее действие в этом ряду: соединиться с абонентом. Но для этого ему придется выполнить ряд еще более мелких действий (III порядка): опустить монету, нажать кнопку, дождаться гудка, набрать определенную цифру и т. д.

Теперь мы обращаемся к операциям, которые образуют по отношению к действиям следующий, нижележащий уровень.

Операцией называется способ выполнения действия. Перемножить два двузначных числа вы можете в уме и письменно, решая пример "в столбик". Это будут два разных способа выполнения одного и того же арифметического действия, или две разные операции. Как видно, операции характеризуют техническую сторону выполнения действий, и то, что называется "техникой", ловкостью, сноровкой, относится почти исключительно к уровню операций. Характер операций зависит от условий совершаемого действия. Если действие отвечает собственно цели, то операция отвечает условиям, в которых эта цель дана. При этом под "условиями" подразумеваются как внешние обстоятельства, так и возможности, или внутренние средства, самого действующего субъекта.

Наиболее точный психологический признак, различающий действия и операции - осознаваемость/неосознаваемость, в принципе может быть использован, однако, далеко не всегда. Он перестает работать как раз в пограничной зоне, вблизи границы, которая разделяет слой действий и операций. Чем дальше от этой границы, тем достовернее данные самонаблюдения: относительно представленности (или непредставленности) в сознании очень крупных или очень мелких актов субъект обычно не сомневается. Но в пограничной зоне становится существенной ситуативная динамика деятельностного процесса. И здесь уже сама попытка определить осознаваемость какого-либо акта может привести к его осознаванию, т. е. нарушить естественную структуру деятельности.

Единственный путь, который сейчас видится,- это использование объективных индикаторов, т. е. поведенческих и физиологических признаков, деятельного уровня текущего процесса.

Перейдем к последнему, самому низкому уровню в структуре деятельности - психофизиологическим функциям. Под психофизиологическими функциями в теории деятельности понимаются физиологические обеспечения психических процессов. К ним относятся ряд способностей нашего организма, такие, как способности к ощущению, к образованию и фиксации следов прошлых воздействий, моторная способность и др. Соответственно говорят о сенсорной, мнемической, моторной функциях. К этому уровню относятся также врожденные механизмы, закрепленные в морфологии нервной системы, и те, которые созревают в течение первых месяцев жизни. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности. Без опоры на них невозможны были бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач.

Вернёмся к характеристикам деятельности, и последняя характеристика - средства осуществления деятельности. Это те инструменты, которыми пользуется человек, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведёт к её совершенствованию, в результате чего она становится более продуктивной и качественной.

И в заключение параграфа подчеркнём главные отличия деятельности человека от деятельности животных:

1.Деятельность человека носит продуктивный, творческий, созидательный характер. Активность животных имеет потребительскую основу, она в результате ничего нового по сравнению с тем, что дано природой, не производит и не создаёт.

2. Деятельность человека связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются им или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качестве средств собственного развития. Для животных человеческие орудия и средства удовлетворения потребностей как таковые не существуют.

3. Деятельность человека преобразует его самого, его способности, потребности, условия жизни. Активность животных практически ничего не меняет ни в них самих, ни во внешних условиях жизни.

4. Человеческая деятельность в её разнообразных формах и средствах реализации есть продукт истории. Активность животных выступает как результат их биологической эволюции.

5. Предметная деятельность людей с рождения им не дана. Она «задана» в культурном предназначении и способе использования окружающих предметов. Такую деятельность необходимо формировать и развивать в обучении и воспитании. То же относится к внутренним, нейрофизиологическим и психологическим структурам, управляющим внешней стороной практической деятельности. Активность животных изначально задана, генотипически обусловлена и разворачивается по мере естественного анатомо-физиологического созревания организма .

    Сущность мотивации. Мотив и стимул. Основные теории мотивации.

Мотивация - это некий процесс побуждения себя или других к деятельности и достижения определённых целей. Стимул, стимулирование включает в себя ещё и материальную сторону, это своего рода обещание вознаграждения, вознаграждение, которое так же служит побуждением к деятельности, достижению целей. Мотивация - это внутренний процесс. Стимулирование - внешний. Мотив подразумевает внутреннее побуждение или устремление индивида вести себя определенным образом для удовлетворения потребностей. А стимул захватывает ещё и материальный аспект. Теории мотивации: Содержательные: модель мотивации А. Маслоу на основе иерархии потребностей: первичных, социальных, уважения и самовыражения, самореализации через последовательную их реализацию; модель мотивации Д. Мак-Клелланда с использованием потребностей власти, успеха и признания в группе, причастности к ней; модель мотивации Ф. Херцберга с использованием гигиенических факторов (условия труда, межличностные отношения и др.) в сочетании с «обогащением» самого процесса труда: ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей; Процессуальные: модель мотивации на основе теории ожидания В.Врама: человек направляет свои усилия на достижение цели тогда, когда будет уверен в удовлетворении своих потребностей. Мотивация является функцией фактора ожидания по схеме: «затраты труда -> результаты -» вознаграждение»; модель мотивации на основе теории справедливости: личные затраченные усилия люди сравнивают с вознаграждением, сопоставляя его с вознаграждением других за аналогичную работу. Если труд недооценивается, усилия уменьшаются.

    Понятия «руководства» и «лидерства», особенности этих форм воздействия.

Руководство – это целенаправленно воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности, соответственно намерениям руководителя. Лидерство есть процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения. Лидера характеризует: способность воспринимать общие нужды и проблемы коллектива и принимать на себя определенную долю в решении этих проблем; способность быть организатором совместной деятельности: он формулирует задачу, волнующую большинство членов коллектива, планирует совместную работу с учетом интересов и возможностей каждого члена коллектива; чуткость и проницательность, доверие к людям, он – выразитель общих для коллектива позиций его членов. Основные различия между руководством и лидерством: руководство предусматривает организацию всей деятельности группы, а лидерство характеризует психологические отношения, возникающие в группе «по вертикали», т.е с точки зрения отношений доминирования и подчинения; руководство есть закономерный и необходимый элемент процесса возникновения официальной организации, в то время как лидерство возникает спонтанно как следствие взаимодействия людей; руководство выступает как процесс правовой организации и управления совместной деятельностью членов организаций, а лидерство – процесс внутренней социально-психологической организации и управления общением и деятельностью; руководитель есть посредник социального контроля и власти, а лидер – субъект групповых норм и ожиданий, которые спонтанно формируются в личностных отношениях. Руководитель-лидер не командует, не призывает и «не давит» на работников, а ведут людей за собой на решение общих для данного коллектива проблем.

    Общие и специальные функции управленческой деятельности.

Функции управления – это направление или виды управленческой деятельности, основанный на разделении и кооперации в управлении, и характеризующийся обособленным комплексом задач и выполняемый специальными приемами и способами. Любая функция управления включает в себя сбор информации, ее преобразование, выработку решений, придание формы и доведения до исполнителей. Общие функции управления :- осуществляются в каждой организации и на каждом уровне управления;- присущи управлению любой организации;- разделяют содержание управленческой деятельности на виды работ по признаку последовательности их выполнения во времени;- относительно самостоятельны и в тоже время тесно взаимодействуют.К таким функциям, в частности, в менеджменте относят: планирование, организацию, мотивацию и контроль.Конкретные (специфические) функции - представляют собой результат разделения управленческого труда. Такие функции включают в себя различные виды деятельности, отличающиеся назначением и способом реализации. Конкретные функции воздействуют не на всю организацию, а на ее определенные стороны или части.Каждая конкретная функция управления в организации является комплексной по содержанию и включает в себя общие функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль. Специальные функции - являются подфункциями конкретной функции (например, специальной функцией управление основным производством является оперативно-календарное планирование основного производства).

Основные категории ПУ - деятельность и труд. Деятельность - активность, реализующая потребности человека, её характеристика - внешняя сторона (используемые орудия труда, технологии, соц.роли, языки, нормы и ценности), внутренняя сторона(выражается в обусловленности психики прошлым опытом, потребностями, мотивами и целями).Деятельность человека имеет сложный генетический, функциональный и структурный характер. Она имеет свои истоки, «причины» и более или менее определенную структурную и функциональную организацию. Ее состав многокомпонентен. В ее осуществление вовлекаются психические процессы, состояния и свойства личности разного уровня сложности. В зависимости от целей эта деятельность может длиться годами или даже всю жизнь. Однако какой бы сложной она ни была, как бы долго она ни длилась, ее можно описать, используя универсальные единицы, в которых отражается не содержательный, а именно структурно-уровневый подход к ее описанию. Единицами деятельности, представляющими собой ее более мелкие фрагменты, но в то же время сохраняющими специфику ее психологического содержания, являются те ее элементы, которые закреплены в понятиях действие и операция. Целенаправленную активность, связанную с достижением частных целей при осуществлении более широкой деятельности, принято в психологии называть действиями. Операция – та конкретная совокупность и последовательность движений, которая определяется конкретными условиями взаимодействия с объектами в процессе осуществления действий (например, физическими свойствами объекта, местоположением, ориентацией в пространстве, доступностью и т. д.). Проще выражаясь – операция является способом выполнения действия. Операции формируются через подражание (копирование) и путем автоматизации действий. В отличие от действий, операции малоосознаваемы.

    Принцип единства психики и деятельности; двухэтапность исследования психологии деятельности.

Принцип единства сознания и деятельности - основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Деятельность не является совокупностью рефлекторных и импульсивных реакций на внешние стимулы, поскольку регулируется сознанием и раскрывает его. При этом сознание рассматривается как реальность, не данная субъекту непосредственно, в его самонаблюдении: оно может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в т.ч. через деятельность субъекта, в процессе которой сознание формируется и развивается. Психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию», образ является «накопленным движением», т.е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т.е. сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность - она «встроена» в деятельность и неразрывна с ней.Принцип двухэтапности психологического изучения деятельности. Согласно ему анализ деятельности должен включать два сменяющих друг друга этапа - анализ ее содержания и анализ ее психологических механизмов. Первый этап связан с характеристикой объективного содержания деятельности, второй - с анализом субъективного, собственно психологического содержания.

    Основные функции управления: планирование, мотивирование и др.

В настоящее время широко распространен процессный подход к управлению, который рассматривает управление как процесс, состоящий из ряда определенных последовательный шагов. Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс^ Основные виды управления Планирование - процесс подготовки на перспективу решения о том, что должно быть сделано, как, когда, какие и сколько ресурсов должно быть использовано. Функция планирования отвечает на три вопроса: · где организация находится в настоящее время; · куда она хочет двигаться; · как организация собирается сделать это. ^ Организация. Этапы: 1. структурная организация (включает структуру полномочий и структуру коммуникаций; 2. организация процесса производства (включает организацию работы персонала, работы во времени, работы в пространстве). Мотивация - максимальное удовлетворение потребности работников организации в обмен на их эффективную работу. Этапы: 1. определение потребности работников; 2. предоставление возможности работнику удовлетворить эти потребности через хорошую работу. Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели. Этапы: 1. установление стандартов; 2. измерение того, что было фактически достигнуто и сравнение достигнутого с намеченными стандартами; 3. определение источников расхождения и действий, необходимых для коррекции планов.

    Основные психологические требования к эффектному менеджеру.

Множество существующих подходов к определению нормативной модели эффективного руководителя можно объединить в 3 основные группы:

1. Ситуационный;

2. Личностный;

3. Ситуационный.

1. Функциональный подход. Основным моментом для выработки требований к

эффективному менеджеру является определение его функций. При этом основной для выделения функций выступает саруктура деятельности менеджера.

В большинстве случаев функциональные характеристики деятельности менеджеров связаны с осознанием и формулированием миссии организации, постановки цели, управлением ресурсами, контролем процессов во внешней и внутренней среде организации.

Можно назвать 12 отражающих структуру и специфику профессиональной деятельности менеджера функций:

1. Познания - познание человека, группы, организации, ее среды, актуальной ситуации управления;

2. Прогноза - определение основных направлений и динамики развития управляемых переменных;

3. Проектирования - определение миссии, целей и задач организации, программирования и планирование деятельности;

4. Коммуникативно-информационную - формирование, структурирование, сохранение коммуникационных сетей, сбор, преобразование и направление в коммуникационные сети необходимые для управления информации;

5. Мотивация - рациональное воздействие на совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность и определяющих направленность деятельности субъекта и объекта управления;

6. Руководства - принятие ответственности за предлагаемые решения и их последствия на основе нормативных актов или соглашений внутри организаций;

7. Организации - реализация целей и задач управления;

8. Обучения - передача необходимых знаний, навыков, умений персоналу;

9. Развития - целесообразное изменение психологических переменных личности и группы;

10. Оценки - формирование и применение норм и стандартов деятельности;

11. Контроля - отражение соответствия актуального состояния организаций целям управления;

12. Коррекции - внесение необходимых изменений в цели и программы управления.

При проведении процедур профессионального отбора руководителей с позиций функционального подхода оценивается готовность претендентов эффективно выполнить именно те функции, которые являются характерными для предполагаемой должности.

2. Личностный подход. Основывается на допущении, что эффективная управленческая деятельность связано с обладанием менеджером некоторых множеством личностных черт.

Профиль эффективного менеджера, согласно которому успешного руководителя характеризуют следующие особенности:

Поиск возможностей и инициативность; упорство и настойчивость;

Ориентация на эффективность и качество; вовлеченность в рабочие контакты;

Целеустремленность;

Информированность;

Способность убеждать и устанавливать связи; независимость и уверенность в себе.

3. Ситуационный (поведенческий) подход. Успешное руководство зависит от:

1. ожиданий и потребностей руководимых лиц;

2. структуры группы и специфики ситуации;

3. Культурной среды, в которую включена группа;

4. истории организации, в которой осуществляется руководящая деятельность;

5. возраста и опыта руководителя, его стажа;

6. Психологического климата в группе;

7. личностных особенностей подчиненных.

Ситуационный подход позволяет выделить ряд особенностей личности менеджера, которые свидетельствуют о готовности менеджера к продуктивной активности в широком диапазоне ситуаций. К ним можно отнести, в частности, способность к гибкому изменению стиля руководства, устойчивость к неопределенности, отсутствие жестких стереотипов.

Таким образом, можно заключить, что сверх задачей профессионального отбора менеджеров является установления соответствия личностных особенностей претендента особенностям организации, структуре и функциям деятельности, актуальным и прогнозируемым состоянием профессиональной среды.

    Сущность управленческой деятельности, два основных плана ее характеристики.

Деятельность определяется как форма активного отношения субъекта к действительности, направленного на достижение сознательно поставленных целей и связанного с созданием общественно значимых ценностей и освоением общественного опыта. Предметом психологического изучения деятельности выступают психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют трудовую активность субъекта и реализуют ее в исполнительских действиях, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется. Основными психологическими свойствами деятельности являются активность, осознаваемость, целенаправленность, предметность и системность ее строения. В основе деятельности всегда лежит какой-либо мотив (или несколько мотивов).Деятельность предполагает два основных плана характеристики - внешний (предметно-действенный) и внутренний (психологический). Внешняя характеристика деятельности осуществляется через понятия субъекта и объекта труда, предмета, средств и условий деятельности. Предмет труда - совокупность вещей, процессов, явлений, с которыми субъект в процессе работы должен мысленно или практически оперировать. Средства труда - совокупность орудий, способных усилить возможности человека распознавать особенности предмета труда и воздействовать на нею. Условия труда - система социальных, психологических и санитарно-гигиенических характеристик деятельности. Внутренняя характеристика деятельности предполагает описание процессов и механизмов ее психической регуляции, ее структуры и содержания, операционных средств ее реализации.

    Механизм исполнения решений и его роль в управленческой деятельности. Модель принятия решений как круговой процесс, его этапы.

Этапы процесса принятия решений:1) Выявление проблемы – первичное различение в той или иной противоречивой ситуации проблемы, требующей разрешения. Обнаружившееся расхождение между реальным и желаемым состоянием организации.2) Анализ, диагностика проблемы на основе сбора фактического материала, относящегося к возникшей проблеме. Обнаружив проблему нужно ее правильно квалифицировать, что является второй задачей процесса разработки управленческого решения. Диагностика призвана установить характер проблемы, ее связь с другими проблемами, степень ее опасности, сбор и анализ фактов.3) Определение сущности проблемы, ее главного содержания. На этом этапе результаты проведенного анализа используются для выработки вариантов решений. Таких вариантов должно быть много, чтобы путем их сопоставления можно было выбрать наилучший, наиболее обоснованный.4) Выбор оптимального варианта решения и доведение его содержания до исполнителей. Такой выбор предполагает рассмотрение всех вариантов предполагаемого решения и исключение субъективных моментов в его содержании. Оптимальным будет тот вариант, который наилучшим образом учитывает сущность возникших проблем, приемлем по объему необходимых для его осуществления расходов и наиболее надежен с точки зрения возможности его осуществления.5) Практическое осуществление под контролем руководителя путем использования механизма обратной связи. Выполнение принятого решения включает в себя все основные фазы управленческого цикла – планирование, организацию, мотивацию и контроль.

    Единоличные и согласованные решения, условия для их принятия . Необходимость принятия решения возникает в том случае, когда невозможна привычная, стереотипная реакция на полученную информацию. Руководитель может принимать решения как единолично, так и согласовано с трудовым коллективом.Единоличные решения принимаются руководителем в основном при минимальном коммуникативном пространстве – например, решения, принимаемые в чрезвычайных условиях, или решения значение которых не велико.Но есть и такие решения, которые лучше принимать согласованно, с учетом мнения коллектива, либо с учетом мнения фирм, с которыми сотрудничает данное предприятие например, об изменении сроков поставки продукции.

    Роль обратной связи в системе управленческой коммуникации.

Обратная связь - оперативная реакция на то, что услышано, прочитано или увидено; это информация (в вербальном и невербальном оформлении), которая отсылается назад к отправителю, свидетельствуя о мере понимания, доверия к сообщению, усвоении и согласии с ним. Обратная связь позволяет отправителю не только узнать результат акта коммуникации, но и скорректировать следующее сообщение для достижения большего эффекта. Если результат передачи сообщения достигнут, говорят, что действует положительная обратная связь; в противном случае действует отрицательная обратная связь. Налаживание обратной связи в организации - достаточно сложная задача. Особенно это касается вертикальных, властных коммуникаций при контроле через принуждение, когда получатель информации испытывает страх перед возможными санкциями и специально искажает сообщение, поступающее через каналы обратной связи.

    Методы психологических исследований: общенаучные и специальные; неэкспериментальные и экспериментальные.

Не экспериментальные методы: наблюдение; анкетирование; беседа; архивный метод" или изучение продуктов деят-ти (В качестве объекта исследования при использовании метода изучения продуктов деят-ти могут выступать самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деят-ти). Экспериментальные методы: естественный (условия организует не экпериментатор, а сама жизнь, оценивается естественное поведение человека); моделирующий (испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого); лабораторный (проведение исследований в психологической лаборатории, оснащенной специальными приборами и приспособлениями. Этот тип эксперимента, отличающийся также наибольшей искусственностью экспериментальных усл, применяется обычно при изучении элементарных психических функций (сенсорной и моторной реакций, реакции выбор). Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа. Специфические - это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.

Введение 2

1. Понятие деятельности человека 4

2. Виды деятельности человека 8

Заключение 15

Литература 17

Введение

В психологии есть такое понятие, как деятельность. Для того чтобы рассмотреть это понятие необходимо узнать, что конкретно рассматривает такая наука как психология. Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления.

Нормальное состояние человека, если только он не спит,- активное, деятельное состояние. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят - трудится, учится, занимается спортом, играет, общается с людьми, читает и т. д. Словом, он проявляет активность - внешнюю (движения, операции, мышечные усилия) или внутреннюю (психическая активность, которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, припоминает и т. д.). Однако различать внешнюю и внутреннюю активность можно лишь условно. Как показали исследования, работа мысли даже тогда, когда человек внешне не проявляет активности, связана с речедвигательными микродвижениями (которые можно зарегистрировать). То, что мы называем «мышлением про себя», есть проговаривание «про себя», так как мышление взрослого нормального человека существует в речевой форме. Поэтому любая деятельность человека.

Деятельность - это активность человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с удовлетворением его потребностей и интересов, на выполнение требований к нему со стороны общества и государства.

Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир. Деятельность создает материальные условия жизни человека, без которых он не может существовать, - пищу, одежду, жилище. В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, музыка, живопись. В процессе деятельности человек изменяет окружающую действительность, своим трудом преобразует окружающий мир: пустыни становятся цветущими садами, реки изменяют русло и направление, в тундре и тайге возникают города. Деятельность человека формирует и изменяет его самого, его волю, характер, способности.

1. Понятие деятельности человека

Деятельность человека принципиально отличается от поведения животных, даже если это поведение достаточно сложно. Во-первых, деятельность человека носит сознательный характер - человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. В-третьих, деятельность человека носит общественный характер, она осуществляется, как правило, в коллективе и для коллектива.

Деятельность определяется (детерминируется) общественно-историческими условиями. В зависимости от требований общества деятельность человека приобретает различный характер, Рассмотрим, например, трудовую деятельность человека. Во все времена и эпохи человек занимался трудовой деятельностью. Но в условиях капиталистического общества трудящийся человек становится придатком машины, и его деятельность направляется капиталистом только на то, чтобы получить большую прибыль.

В нашей стране в связи с изменением общественных условий сама трудовая деятельность все больше и больше становится потребностью человека, в ней раскрываются лучшие стороны личности советских людей. Они познают счастье труда.

Изменился и характер такого вида деятельности, как учение. Дореволюционная школа учила молодое поколение тому, что необходимо было для закрепления господства" класса угнетателей. А само учение носило характер зубрежки и муштры. Учение в советской школе носит совсем иной характер. Оно дает знания, необходимые человеку для выполнения своего общественного долга - труда на общую пользу. А само обучение носит развивающий характер, оно ориентировано на формирование у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления.

Необходимые условия человеческой деятельности - психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека: играет ли ребенок, учится ли школьник, трудится ли человек - всегда все виды деятельности неразрывно связаны с вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением, без которых не может осуществляться никакая деятельность человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры (состава). Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой тy или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то. ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек. Рассмотрите под этим углом зрения ваше учение в педагогическом училище. Какова ваша цель? Успешно окончить его и получить профессию учителя. А почему вы стали учиться? Почему поставили перед собой цель окончить педагогическое училище? И сразу у вас в памяти возникнут мотивы, побудившие вас к данному решению. Они могут быть различными, но у всех будут какие-то мотивы, определившие постановку цели вашей учебной деятельности.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными.

Например, вы изучаете этот учебник. Ближайшая цель - усвоить содержание данной главы. За ней стоит более отдаленная цель- хорошо знать психологию. За ней - еще более общая и отдаленная-стать хорошо образованным специалистом-учителем, и, наконец, самая общая цель - принести пользу Родине, людям. Важно, чтобы человек видел не только ближайшие перспективы, цели, но и отдаленные - это придает силы бороться с трудностями и преодолевать препятствия, а достижение промежуточного результата не демобилизует человека.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный или ярко выраженный узколичностный характер. У хорошо воспитанного человека общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознана цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными. Из окна классной комнаты виден старый парк, деревья которого спускаются к пруду. Выпал снег. В классе тишина, ученики самостоятельно решают задачи. Кто-то крикнул: «Заяц, собаки!» Сразу головы ребят повернулись к окну, затем все вскочили и бросились к окнам. Зайца преследовали Собаки, он белым комком катился с горки к пруду, а собаки за ним. При виде этой картины ребята и учитель невольно подались к окну, смотрели и не могли оторваться до тех пор, пока заяц не исчез в кустах. Под влиянием сильного и внезапного раздражителя действия учеников и учителя (их движение к окну) совершились без ясно осознанной цели, без обдумывания, что указывает на их недостаточную осознанность. Это действия импульсивные. Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия (манипулирование предметами, конструктивные действия, действия на пришкольном участке и т. д.) имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). С ранних лет ребенок начинает овладевать практическими действиями с предметами и способами обращения с ними и тем самым познает эти предметы. Практические действия с предметами не утрачивают своего значения и в учебной работе школьника, они помогают лучше понять и усвоить учебный материал. Так, при решении математических задач ученик обращается к практическим действиям с предметами. На основе практических действий возникают умственные действия-действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности. Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово (в том числе и внутренняя речь, мысленное проговаривание) регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки. Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознавание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка, результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка. Все эти компоненты легко проследить, анализируя конкретную учебную деятельность ученика (разумеется, если она правильно организована учителем).