Предприятие государство промышленно финансовые группы. Финансово-промышленные группы. Их сущность и развитие

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
      • Наблюдение. Понятие наблюдения. «Нейтральность» процедуры
      • Финансовое оздоровление
      • Внешнее управление. Цели и основания введения внешнего управления
      • Конкурсное производство
      • Мировое соглашение. Мировая сделка в банкротом и исковом процессах
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Финансово-промышленные группы

Анализ современных тенденций в сфере экономики показывает, что интеграция финансового (банковского) капитала и промышленного потенциала - объективная закономерность возникновения и развития мощных финансово-промышленных объединений. В промышленно развитых странах указанная интеграция практически завершена, созданы и успешно действуют на внутреннем и внешнем рынках немногочисленные (по сравнению с другими предпринимательскими структурами) транснациональные компании (ТНК), финансово-промышленные группы (ФПГ), а также иные финансово-промышленные объединения.

Так, в результате союза банковского и промышленного капиталов США были созданы крупные финансовые объединения в виде семейных групп (Морганов, Рокфеллеров, Меллонов и др.). Интересна практика срастания крупнейших концернов и банков в ФРГ (например, финансовые группы «Дойче Банк», «Дрезднер Банк», «Коммерц Банк»), Крупные финансовые объединения действуют во Франции и других европейских государствах.

По оценкам Президента ассоциации финансово-промышленных групп России О. Н. Сосковца, в настоящее время официальный статус ФПГ получили более 80 групп. В их состав вошли на добровольной основе 1000 промышленных предприятий и организаций, более 80 финансово-кредитных институтов. Общая численность занятых приближается к 4 млн. человек. Группы обеспечили прирост выпуска продукции на 3,5%, объем реализованной продукции - на 5%, экспорта - на 10%, инвестиций - на 6%. Такова статистика, за которой скрывается положительная динамика развития финансово-промышленных групп в России.

В связи с этим одно замечание: ФПГ - это, образно говоря, штучный товар, а потому здесь не следует увлекаться количественными показателями. Наша страна уже пережила биржевой и банковский бум.

Законодательство о ФПГ . Проблема становления и развития финансово-промышленных объединений в Российской Федерации связана не только с политическими, социально-экономическими, но и с юридическими вопросами. Сравнительно недавно (30 ноября 1995 г.) в России был принят Федеральный закон «О финансово-промышленных группах» (далее - закон о ФПГ), который устанавливал правовые основы создания, деятельности и ликвидации ФПГ. С его принятием утратил юридическую силу Указ Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096 «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации». В связи принятием Федерального закона от 22 июня 2007 г. № 115-ФЗ прекратил действие Закон о ФПГ. Что означает на практике данный поворот событий?

Во-первых, законодатель отказался от идеи существования специального закона о ФПГ (равно и Закона о холдингах) по разным причинам. Закон о ФПГ, несмотря на свою молодость, был предметом критики со стороны не только юристов, но и экономистов. Так, В. Д. Рудашевский справедливо отмечал, что названный Закон должен быть актом прямого действия, однако из его 22 статьей половина содержит отсылку к административным актам, решениям субъектов Федерации и международным соглашениям практически по всем вопросам, имеющим принципиальное значение. Имелись и конкретные пробелы и недостатки Закона.

Во-вторых, Закон о ФПГ сыграл свою роль в условиях перехода России к рыночной экономике. Затем он оказался невостребованным. В него не было внесено ни одного изменения и дополнения. Как говорится, закон сделал свое дело, закон может уходить на покой!

В-третьих, ст. 15 Закона предусматривала меры государственной поддержки деятельности ФПГ. Среди них - предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов ФПГ, а также государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций. Банком России смогли предоставляться банкам - участникам ФПГ льготы, предусматривающие снижение норм обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения их инвестиционной активности.

Правительством РФ, исполнительными органами субъектов Федерации могли предоставляться иные льготы для участников ФПГ. Государственная поддержка деятельности ФПГ - следующее направление совершенствования законодательства.

В реальной деятельности государство не выполняет взятые обязанности по государственной поддержке ФПГ. Ситуация с финансово-промышленными группами напоминает положение с малым бизнесом. В действующем законодательстве о малом предпринимательстве провозглашен ряд мер по государственной поддержке и стимулированию малого бизнеса. Однако здесь больше законодательной риторики и пафоса.

В-четвертых, в реальной экономике России холдинговые структуры заметно «прибавили в весе» и вытеснили ФПГ из рядов предпринимательских объединений. В какой-то степени этому способствовала имеющаяся путаница в статусе холдинга и ФПГ. Простой пример: холдинги не регистрируются, а ФПГ подлежали регистрации в установленном Законом о ФПГ порядке. Сейчас они (холдинги и ФПГ) поставлены в равное положение. Имело место смешение холдингов и ФПГ по другим точкам пересечения. Например, при создании ФПГ нередко использовалась холдинговая модель построения и управления группой лиц.

В-пятых, судя по быстроте приятия закона об утрате юридической силы Закона о ФПГ, бизнес-сообщество России согласно с таким решением, если не больше. Можно с уверенностью сказать, что подконтрольные крупному бизнесу общественные образования пролобировали в Государственной Думе заключительный акт ликвидации Закона о ФПГ.

Тем не менее, считаем, что с утратой Закона о ФПГ зарегистрированные финансово-промышленные группы России продолжают существовать. Следовательно, их статус и особенности нуждаются в раскрытии.

Далее, нельзя исключать варианта, при котором законодатель найдет замену ФПГ другим предпринимательским объединением. Даже при отсутствии Закона о ФПГ не исключена возможность появления (создания) новых групп в условиях рыночной экономики. По нашему мнению, российская экономика еще не готова к использованию только рыночных регуляторов. Так, в промышленно развитых странах законодатель не стремится «зарегулировать» статус предпринимательских объединений и в целях поддержания свободы рыночных отношений старается придать правовым конструкциям гибкость и эластичность. Наш вариант совершенствования законодательства о ФПГ - это принятие закона о предпринимательских объединениях, в нем целесообразно поместить как правила общего порядка, так и нормы об отдельных видах объединений (холдингах, ФПГ, пупах, концернах и др.).

Теперь коротко рассмотрим основные признаки ФПГ.

1. ФПГ - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании такой группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации соответствующих целей. ФПГ не является юридическим лицом и не может рассматриваться в качестве объединения юридических лиц в контексте ст. 121 ГК РФ. С точки зрения ст. 121 коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединиться в ассоциации (союзы) этих организаций. Юридическими лицами являются участники финансово-промышленной группы, а также центральная компания ФПГ, образованная всеми ее участниками.

2. Финансово-промышленная группа - это организация в форме предпринимательского объединения, в состав которого входят юридические лица (обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций), созданная участниками группы, как правило, на договорной основе либо по холдинговой модели путем объединения промышленного потенциала и финансового (банковского) капитала в целях защиты общих интересов, координации действий его участников, реализации инвестиционных и иных проектов и программ и проведения единой экономической политики, а также направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Спор о субъектном составе ФПГ будет схоластичен до тех пор, пока государство в лице компетентных органов четко не определит свою позицию в отношении этих особых субъектов предпринимательской деятельности: ФПГ - это либо «штучный товар», либо «товары массового производства». В первом случае субъектный состав ФПГ должен быть заметно ограничен. Участниками группы могут быть, на наш взгляд, только коммерческие организации. При таком подходе в составе ФПГ нет места некоммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам (гражданам). Напротив, во втором случае ФПГ превращается в продукт широкого применения, в создании и деятельности которого могут принимать участие все, кто захотел.

3. До отмены Закона о ФПГ существовала обязательная регистрация финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа. ФПГ приобретали статус группы с момента государственной регистрации. В настоящее время такая регистрация отменена.

4. В составе ФПГ ведущую роль играет центральная компания группы, учрежденная всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы или являющаяся по отношению к ним основным обществом и уполномоченным в силу закона или договора на ведение дел группы. Иначе говоря, центральная компания - это, как правило, материнская компания (основное хозяйственное общество).

Классификация финансово-промышленных групп . ФПГ можно подразделить на виды с учетом разных критериев.

В зависимости от способа их формирования можно выделить группы, созданные:

  1. по классической холдинговой модели;
  2. «системе участия» на договорной основе;
  3. смешанному принципу с использованием элементов холдинговой модели и «системы участия» на договорной основе.

ФПГ первого вида представляют собой предпринимательское образование, основанное на «системе участия», экономической субординации и корпоративном контроле. ФПГ второго вида есть добровольное договорное предпринимательское образование. Именно эта классификация имеет принципиальное значение для понимания правовой природы финансово-промышленных групп.

По характеру специализации и кооперации ФПГ можно классифицировать на вертикальные, горизонтальные и диверсифицированные группы. ФПГ вертикального типа представляют собой совокупность предприятий-участников, участвующих в выпуске одной и той же продукции, но на разных стадиях производства. Примером такой группы может служить ФПГ «Магнитогорская сталь». Для групп вертикального типа характерно наличие широких хозяйственных связей между участниками.

В горизонтальных ФПГ предприятия-участники осуществляют производство на одних и тех же стадиях или производят одну и ту же продукцию. Здесь уже нет тесных кооперационных связей в целях обеспечения производства конечной (готовой) продукции. Консолидирующим началом в этих ФПГ выступает выработка и реализация участниками группы согласованной маркетинговой политики, организация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по фундаментальным направлениям обновления выпускаемой продукции и т. д.

Диверсифицированные ФПГ- это группы, в состав которых входят, с одной стороны, однопрофильные либо связанные между собой предприятия, с другой - предприятия, которые не взаимодействуют с другими участниками группы, а также между собой. Примером данного вида группы является ФПГ «Интеррос», включающая предприятия металлургии, химической промышленности, машиностроения, транспорта и др.

По процедуре создания выделяют: группы, созданные в добровольном порядке; группы, образованные по инициативе федеральных органов исполнительной власти либо соответствующих органов субъектов Федерации.

С учетом так называемого центра формирования ФПГ различают: группы, сформированные одной компанией, во главе которой могут быть промышленное предприятие, кредитно-инвестиционная организация, научно-исследовательский институт, торговая компания.

По признаку размещения и регистрации участников финансово-промышленные группы подразделяются на транснациональные, национальные (федеральные) и региональные.

Наряду с основными видами ФПГ в литературе выделяют: а) крупные, средние и малые ФПГ (в зависимости от размера и производственного потенциала) ФПГ де-юре и ФПГ де-факто. Первые группы зарегистрированы в установленном законом порядке, вторые - не зарегистрированы (неформальные ФПГ). Встречаются и другие виды ФПГ.

Итак, с точки зрения гражданского законодательства ФПГ не являются юридическими лицами, т. е. субъектами гражданского права. Однако это не исключает возможности рассматривать их в качестве субъектов предпринимательской деятельности, равно как субъектов других отраслей права (преимущественно публичного права). Участники ФПГ сохраняют свою юридическую самостоятельность при вхождении в группу.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, структурные элементы и участники финансово-промышленных групп. Классификация финансово-промышленных групп. Мировой опыт деятельности финансово-промышленных групп. Финансово-промышленные объединения континентальной Европы и Юго-восточной Азии.

    курсовая работа , добавлен 09.02.2008

    Исследование и изучение закономерностей становления, функционирования и развития финансово-промышленных групп. Анализ основных показателей финансовой деятельности финансово-промышленных групп и характеристика особенностей финансов агропромышленных групп.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2011

    Виды финансово-промышленных групп. Ограничения на участие в составе финансово-промышленной группы. Полномочия органов управления финансово-промышленной группы. Понятия "холдинг" и "холдинговая компания". Профильные и непрофильные активы крупных холдингов.

    реферат , добавлен 10.11.2009

    Теоретические основы функционирования финансового капитала. Финансово-промышленные группы: понятие, виды, преимущества. Зарубежный опыт функционирования финансового капитала. Положительное влияние ФПГ на экономику, специфика функционирования в Украине.

    реферат , добавлен 19.09.2011

    Финансово-промышленная группа как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности. Современные тенденции создания ФПГ за рубежом. Опыт функционирования отечественных ФПГ, принцип их классификации и экономико-правовое регулирование.

    реферат , добавлен 21.04.2009

    Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере Брянского городского пассажирского автотранспортного предприятия. Финансовая устойчивость компании. Мероприятия для повышения уровня финансово–хозяйственной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2011

    Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2003

Процессы интеграции решают весьма важные вопросы: от выживания отдельных организаций в отраслевых структурах до формирования межотраслевых хозяйственных комплексов.

Финансово-промышленная группа - одна из форм организации производственно-хозяйственных комплексов.

Финансово-промышленная группа (ФПГ) представляет собой форму сосуществования субъектов предпринимательской деятельности. Такой юридико-экономический "симбиоз" обусловлен рядом причин, прежде всего необходимостью расширения и поддержания кооперации между предприятиями, развития хозяйственных связей. При этом финансово-промышленная группа (ФПГ) - не просто производственно-технологический комплекс, а прежде всего инвестиционно-финансовый институт или объединение технологических и экономически связанных производственных, торговых и финансовых предприятий.

Финансово-промышленная группа - совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

В 1997 г. действовало уже 47 ФПГ, в них вошли 500 предприятий и организаций с более чем 3 млн работников. Эти ФПГ давали более 10% ВНП России. Статистика показывает устойчивое развитие ФПГ: на 1 ноября 2001 г. было зарегистрировано 86 ФПГ, в том числе 15 транснациональных (среди них - 10 межгосударственных), при этом их общая численность на 2003 г. увеличилась в среднем на 104 объединения.

В истории современные ФПГ представлены своими прообразами - объединениями крупных торгово-финансовых компаний. Поэтому на начальном этапе развития ФПГ определялись как синтез материальных ресурсов с производственно-потребительскими инструментами. Отголоски истории есть и в современном представлении о подобных формах объединений юридических лиц.

На постсоветском экономическом пространстве термин "финансово-промышленная группа" употребляется в нескольких взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. Чаще всего им обозначаются любые формы относительно устойчивого взаимопроникновения промышленного и финансового капитала.

На фоне существующего понятия ФПГ отмечается некоторая "размытость" их определения в сравнении с иными корпоративными объединениями. Общие признаки, заложенные в понятие корпоративных структур, легко обнаруживаются в существующих формах объединений, что порой не позволяет четко установить сущность того или иного юридического формирования.



По мнению ряда авторов, такое неоднозначное понимание статуса ФПГ является результатом отраслевого деления российского права, возникшего еще в советский период развития нашего государства. В настоящее время, например, ФПГ характеризуются при помощи терминологии антимонопольного законодательства как "группа лиц" и "хозяйствующий субъект".

Среди участников ФПГ обязательно наличие организаций, действующих в сфере производства товаров и услуг, а также банков или иных кредитных организаций.

ФПГ могут различаться: по формам производственно-хозяйственной интеграции (вертикальная, горизонтальная, конгломерат); по отраслевой принадлежности (отраслевые, межотраслевые); по степени диверсификации (монопрофильные, многопрофильные); по масштабам деятельности (региональные, межрегиональные, межгосударственные или транснациональные).

Спектр деятельности ФПГ достаточно широк.

ФПГ преследуют социально-экономические цели: развитие экономики отдельных отраслей, расширение рынка сбыта продукции, восстановление партнерских связей между хозяйствующими субъектами, связанными единым производственным циклом.

Сущность такого объединения состоит в консолидации финансовых, научных и производственных ресурсов участников ФПГ. Поэтому потенциальными участниками договорного объедения могут стать компании соответствующего профиля и сферы деятельности: банки, промышленные предприятия, исследовательские институты.

В основном ФПГ создаются для какого-либо крупного проекта, реализация которого требует значительного межотраслевого экономического сотрудничества. ФПГ выступает "базой" для соединения бизнеса и науки в сферах, где преобладание структур подобного рода должно быть значительным.

На начальном этапе возникновения корпоративных объединений правовое положение ФПГ не получало должной регламентации. Первоначально вакуум в правовом регулировании статуса и деятельности финансово-промышленных групп был заполнен Положением о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденным Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. N 2096 "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации".

Более взвешенное правовое регулирование ФПГ получили в связи с принятием Федерального закона от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Согласно ст. 2 Федерального закона под финансово-промышленной группой понимается совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Исходя из легального определения, ФПГ может быть образована двумя способами. Первый заключается в создании ФПГ с образованием центральной единицы - основной компании (акционерного общества) и дочерних компаний. В этом случае основное общество является преобладающим в дочерних компаниях посредством реализации корпоративных связей, опосредуемых наличием пакета ценных бумаг таких юридических лиц. "Система участия" - самый распространенный в настоящее способ объединения юридических лиц - предполагает преобладание в уставном капитале юридического лица.

Второй вариант - договорная форма образования ФПГ. В этом случае ФПГ создается как юридическое лицо на основании договора (соглашения) между юридически равными участниками. Эта разновидность представляет собой добровольное договорное предпринимательское объединение. В обоих случаях объединение не является юридическим лицом, а входящие в него участники не теряют самостоятельности.

В литературе отмечается, что договорная форма создания ФПГ представляет собой синтез элементов нескольких договоров, по крайней мере двух - договора простого товарищества (о совместной деятельности) и учредительного договора. Правовой статус, а значит, и компетенция центральной компании определяются по согласованию между всеми участниками ФПГ. По статистике большинство зарегистрированных (официальных) ФПГ создаются по типу объединений на основе договора. Их иногда именуют "мягкими нехолдинговыми корпорациями" или "договорными холдингами". Смешанные договорные конструкции в данном случае типизируют фактическую природу взаимоотношений внутри участников объединения.

ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Центральная компания ФПГ есть юридическое лицо с "усеченной" правоспособностью. В ФПГ участники также могут передавать часть функций управления центральной компании.

На особый правовой статус юридического лица в отношениях объединения должно быть указано в ее наименовании. Центральная компания ФПГ, как правило, является инвестиционным институтом. Допускается создание центральной компании ФПГ в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.

Для ФПГ, не относящихся к юридическим лицам, устанавливается возможность формирования совета управляющих и исполнительно-распорядительного органа - центральной компании ФПГ. Эти органы не идентичны органам юридического лица, но также закрепляют единую организационную структуру ФПГ.

Подчинение в ФПГ весьма условно, так как полномочия центральной компании ФПГ по ведению дел образуются всеми ее участниками.

За фактической капитализацией различного рода форм интеграции порой сложно уловить действующую ФПГ. Высказываются мнения о существовании "неформальных, фактических" ФПГ, легализация которых не представляет по определенным соображениям какой-либо необходимости.

ФПГ может получить официальный статус путем ее государственной регистрации. Некоторые авторы связывают правосубъектность ФПГ с фактом ее государственной регистрации, которая служит подтверждением законности созданного объединения.

Государственная регистрация ФПГ определяет гарантии, экономическое стимулирование существования объединения.

Неслучайно И.С. Шиткина определяет возможность предоставления мер государственной поддержки ФПГ как одну из причин разрешительно-регистрационного порядка возникновения ФПГ.

Представляется, что легальное положение ФПГ приобретает только после государственной регистрации соответствующего объединения юридических лиц, которое в свою очередь получает статус ФПГ.

При этом, с одной стороны, имеет место регистрация договора о создании ФПГ, однако с другой в случае, создания ФПГ, образуемых основным и дочерними обществами, происходит лишь регистрация "юридического состояния" зависимости юридических лиц.

Однако, например, в дальнейшем возможное изменение участников ФПГ связывается с необходимостью государственной регистрации изменений условий договора о создании ФПГ. При этом юридическая связь участников сохраняется, даже если происходит замена центральной компании. Однако в этом случае изменение состава участников в подобном объединении определяется регистрацией новой компании, получающей статус материнской.

Законодательство определяет ликвидацию (прекращение) ФПГ по правилам прекращения юридического лица, фактически предлагая такую конструкцию объединения.

В целом статус современных ФПГ подлежит наиболее детальному правовому регулированию, что требует существенных корректировок существующих нормативно-правовых актов в данной сфере объединений юридических лиц.

Финансово-промышленные группы - это ряд предприятий, объединенных общей структурой управления и источником кредитования, в роли которого обычно выступает банк. Компании, входящие в состав ФПГ, не обязательно представляют интересы определенной отрасли. Они могут выполнять различные функции на рынке, выпуская несхожую продукцию. Однако все капиталовложения производятся из единого источника. Кроме того, ФПГ - концерны, иногда группа концернов, большинство акций которых принадлежат одному частному лицу, определяющему стратегию развития всех

Видимая автономия и структура

Формально, с юридической точки зрения, такие предприятия действуют автономно друг от друга. Вместе с тем, располагая внешним менеджментом и финансированием, они образуют то, что мы привыкли называть «финансово-промышленные группы». Что характерно, при всей кажущейся автономии компании сориентированы на выполнение определенной задачи, которая может быть и не связанной напрямую с требованиями роста экономических доходов. Финансовая капитализация часто происходит за счет концентрации совершенно других ресурсов.

Финансово-промышленные группы интегрируют усилия юридических, страховых, финансовых компаний, несколько альтернативных медиа-ресурсов и, разумеется, технологических производств. Что их может объединять, кроме банального желания владельца немножко заработать? Очевидно, политика. Просто на определенном развитии бизнеса требуются уже не столько судебно-правовые, сколько политико-инструментальные гарантии сохранения неприкосновенности накопленных капиталов. А это возможно только в случае трансформации промышленного, финансового, банковского и иного видов капитала в капитал политический, то есть во власть. Собственно говоря, на решение подобной задачи и направлена деятельность любой ФПГ.


  • Промышленные ФПГ - это индустриальные объединения, действующие по принципу концерна. Редкий случай, когда в состав таких групп входят преимущества предприятия одной
  • Классические финансово-промышленные группы - объединения, созданные на договорной основе и в качестве базового звена создавшие управленческую компанию. Все структурные единицы ФПГ сохраняют свой прежний

Финансово-промышленные группы в России

В принципе, ФПГ - это сугубо российское явление, которое появилось благодаря соответствующему РФ еще во второй половине 1993 года. Первоначально предполагалось, что путем создания подобных групп государство сможет поскорее освободиться от череды неуправляемых и по большому счету убыточных постсоветских предприятий, да и как-то упорядочить нездоровую, дикую по своей природе конкуренцию. Однако механизм создания ФПГ не предполагал формирование механизмов «дружественной интеграции», что спровоцировало появление суперигроков, занявших доминирующее положение в различных рыночных нишах. Таким образом, вместо контролируемой конкурентной среды были созданы тотальные монополии, контролирующие целые отрасли и сектора экономики. А это, в свою очередь, привело к не менее сильной зависимости компаний от деятельности государственных структур. Именно благодаря созданию собственных политических проектов они стали создавать «нужные» лоббистские политические и

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

"УО БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра экономики промышленных предприятий

По дисциплине: Экономика организации (предприятия)

На тему: "Финансово-промышленные группы"

Минск 2015г

1. Финансово-промышленная группа (ФПГ) как форма объединения предприятий

2. Объединение промышленного и финансового капитала

3. Преимущества участников ФПГ

4. Особенности ФПГ

5. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси

6. ФПГ в Беларуси

Список используемых источников

Финансово-промышленная группа (ФПГ) как форма объединения предприятий

Согласно Закону РБ от 04.06.1999 № 265-З "О финансово-промышленных группах" ФПГ - это объединение юридических лиц (участников группы), осуществляющих хозяйственную деятельность на основе договора о создании финансово-промышленной группы.

Финансово-промышленная группа создается в целях обеспечения экономической интеграции ее участников для реализации инвестиционных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности товаров (работ, услуг) и расширение рынков их сбыта, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Финансово-промышленная группа не является юридическим лицом.

Также существует такое понятие как транснациональная финансово-промышленная группа - финансово-промышленная группа, среди участников которой имеются юридические лица - резиденты и нерезиденты Республики Беларусь.

Основоположниками анализа и исследования сущности капитала, базовых концепций современной теории интеграции финансового и промышленного капитала являются Гильфердинг Р., Ленин В. И., Маршалл А., Хайек Ф., Чемберлин Э.

Процесс создания ФПГ требует значительного содействия со стороны государства. Это ставит следующие задачи перед органами государственной власти: снять все искусственные препятствия на пути к объединению капиталов, разработать меры по оперативной поддержке данного процесса, обеспечить его равномерное распространение в различных сферах деятельности.

Объединение промышленного и финансового капитала

Рассмотрим промышленный и финансовый капиталы в отдельности. Промышленный капитал обслуживает сферу производства, банковский капитал, обеспечивает кредитную сферу. Инвестиции в реальный сектор экономики сопровождаются приобретением материальных ресурсов и рабочей силы, их производственным потреблением, накоплением амортизационных отчислений и на конечной стадии получением в результате реализации готовой продукции приращенного капитала, который вновь используется для целей возобновления и расширения производства. Кругообороту банковского капитала присуще приобретение увеличенного капитала в результате проведения финансовых операций или предоставления кредита. Скорость оборота банковского капитала значительно выше, чем у промышленного.

В финансово-промышленных группах происходит объединение этих двух форм капитала в финансово-промышленный капитал, для которого присущ специфический характер движения и особая форма кругооборота. Его применение позволяет значительно повысить отдачу и получить приращенный доход в результате их объединенного функционирования. Временно высвободившиеся денежные средства на одном предприятии - участнике финансово-промышленной группы - могут направляться на покрытие потребности в денежных средствах других предприятий - членов группы, так как движение их капиталов и скорость оборотов различны. Это дает экономию денежных средств, поскольку не привлекается извне заемный капитал. Кроме того, временно свободные денежные средства предприятий уже в качестве банковского капитала могут использоваться для эмиссии ценных бумаг, спекулятивных сделок, валютных операций, сложных и нетрадиционных коммерческих схем и комбинаций, размещения ссуд и других активов в любом месте и т.д. Эффект от объединенного использования капиталов (банковского и промышленного) значительно выше суммы результатов их отдельного функционирования.

Отличительными признаками финансово-промышленной группы являются:

·обязательное наличие банков, прочих финансово-кредитных учреждений и промышленных организаций;

·наличие главной, центральной кампании;

·государственная экспертиза организационного проекта;

·государственная регистрация в качестве финансово-промышленной группы.

Преимущества участников ФПГ

Участники финансово-промышленной группы - юридические лица, осуществляющие любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь, и производящие товары (работы, услуги), а также банки и (или) небанковские кредитно-финансовые организации.

Участники финансово-промышленной группы для координации своей хозяйственной деятельности и ведения дел учреждают центральную компанию либо с согласия всех одного из участников этой финансово-промышленной группы (головное предприятие). Участие юридического лица более чем в одной финансово-промышленной группе не допускается.

Участие в ФПГ дает предприятиям определенные преимущества:

·объединение капиталов для разработки и реализации перспективных программ;

·аккумулирование ресурсов для содержания научно-исследовательских подразделений, для проведения научно-изыскательских работ, разработки новых технологий и т.п.

·возможность перелива капиталов из менее рентабельных отраслей в более рентабельные;

·возможность проведения взаимозачетов;

·обеспечение кредитными ресурсами для осуществления инвестиций;

·организацию единой маркетинговой службы для исследований рынка улучшения реализации продукции и услуг;

Привлекательность участия ФПГ для банков заключается в возможности непосредственно участвовать в производственной деятельности, а, следовательно, получить новые источники прибыли, расширить банковскую деятельность. Вхождение в ФПГ представляет интерес и для пенсионных фондов, и для инвестиционных и для страховых компаний. Например, в случае участия в ФПГ страховая компания получает:

·право на обслуживание предприятий - участников группы и их персонала;

·возможность заключения крупных страховых контрактов;

·возможность заключения групповых контрактов (например, на медицинское страхование);

·значительное снижение риска ввиду наличия информации о клиентах - участниках ФПГ;

·возможность заключения договора "банк-клиент-страховая компания" как дополнительное средство построения взаимовыгодных отношений с банком.

Совместное функционирование предприятий, банков, пенсионных фондов, страховых и инвестиционных компаний дает им дополнительные преимущества, так как главная стратегия финансово-промышленной группы - максимизация прибыли всех ее участников. Пенсионные и страховые фонды аккумулируют долгосрочные ресурсы. Они имеют возможность вкладывать их в долгосрочные проекты. Банки и инвестиционные компании пока еще преимущественно отдают предпочтение кратко- и среднесрочным проектам. Таким образом, участники группы дополняют друг друга. Максимизация прибыли отдельного участника в конечном счете выступает совокупным доходом финансово-промышленной группы в целом.

Особенности ФПГ

В отличие от других распространенных в современной рыночной экономике форм интеграции и организации производства (таких, как концерны, картели, промышленные холдинги) финансово-промышленные группы объединяют под контролем головной компании юридически и хозяйственно самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики - банки и другие кредитные учреждения, промышленные, торговые, транспортные и другие корпорации. Участники ФПГ самостоятельно действуют на внутреннем рынке и выступают в международных торговых сделках; головной компании передаются функции финансового контроля и стратегического управления инвестициями.

По своему правовому положению финансово-промышленные группы являются корпорацией, то есть акционерным обществом. По характеру собственности это, как правило, частные фирмы, хотя в состав ФПГ могут входить и государственные или полугосударственные (смешанные) корпорации; по принадлежности капитала - национальные (капитал принадлежит предпринимателям своей страны) и смешанные транснациональные (имеют широкую сеть дочерних предприятий за рубежом и капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран).

ФПГ - это сложнейшие многоступенчатые образования, которые возникли как результат наивысшей ступени развития рынка и, в частности, акционерной формы образования и движения банковского промышленного и торгового капитала. По отношению к другим типам объединений (картелям, концернам, холдингам) они стоят последними в ряду как наиболее высокая ступень интеграции капитала, концентрации экономической власти, контроля и влияния. Современные финансовые группы контролируют крупнейшие концерны (финансово-промышленная группа компаний разных отраслей промышленности, что и отличает её от других форм объединений) и тресты (одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность), используют для своего образования холдинги и, конечно, пользуются картельными соглашениями. Например, американская финансовая группа Морганов (официальное название - "Коудрей (Лазир) Морган Гренфелл - Морган США", активы - 18-20 млрд. долл.) контролирует такие крупнейшие концерны, как "Дженерал электрик" и "Виккерс". В состав ядра самой могущественной в Германии финансовой группы "Дойче банк" входят концерны "Симменс", "Бош", "Маннесман" и другие.

Основой создания ФПГ, также как и других предпринимательских структур, является система участия, которая позволяет объединять под эгидой головной компании значительное число фирм путем приобретения части их акционерного капитала и получение таким образом прав на управление ими. Суть ее заключается в том, что для контроля над акционерным обществом достаточно владеть определенной долей его акций.

5. Предпосылки формирования ФПГ в Беларуси

В условиях перехода к рыночной экономике стало очевидным, что промышленный комплекс Республики Беларусь не может в достаточной степени удовлетворять потребности общества и конкурировать на мировом рынке. Состояние промышленного комплекса усугубилось отсутствием соответствующих элементов рыночной инфраструктуры, неготовностью к открытию экономических границ, резким сокращением платежеспособного спроса, инфляцией, недостаточно быстрым формированием эффективных финансово-кредитных институтов, обострением проблемы взаимной задолженности предприятии, внешними долгами.

К предпосылкам формирования ФПГ в РБ относят следующие:

·острая потребность в создании новой системы инвестирования развития промышленности, в формировании интегрированных структур, способных к саморазвитию в условиях рынка;

·возрастание финансовых активов коммерческих банков и торговых фирм, являющихся потенциальными инвесторами промышленности;

·наличие серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса промышленности, особенно в сфере НИОКР и высоких технологий;

·сложность и недостаток опыта самостоятельного выхода отечественных предприятий на внешние рынки;

·потеря значительной доли внутреннего товарного рынка Беларуси из-за появления на нем продукции крупных зарубежных, в том числе транснациональных компаний (владеющие производственными подразделениями в нескольких странах).

Приоритетным направлением формирования ФПГ в Беларуси сегодня является организация производства изделий микроэлектроники, дизельного машиностроения, продукции химической промышленности, комплексного сельскохозяйственного оборудования. Уже в 1997 г. было завершено формирование трех ФПГ - "Формат", "Гранит" и "БелРусАвто". Следующим этапом намечается создание еще четырех ФПГ - "Белорусский автобус", "Радионавигация", "Развитие электронных отраслей", "Межгосметиз". Опыт создания ФПГ предопределил необходимость гармонизации нормативно-правовой базы в этой сфере.

Первой в Беларуси аграрно-финансово-промышленной группой стала АО "Аграрная финансово-промышленная компания "Жлобинский мясокомбинат" Гомельской области. В нее, помимо непосредственно мясокомбината, вошли также комбикормовый завод и сельхозпредприятие по откорму скота "Степское".

Список используемых источников

финансовый промышленный капитал банк

1.Экономика предприятия: учеб. Пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич (и др.); по ред. Д-ра экон. Наук, проф. Л.Н. Нехорошевой. - Минск: БГЭУ, 2008.-719 с.

Http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num55/d55889.html

Http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=2032