Массаж от кашля. Лекция по ПМ04. МДК04.01. Потребность пациента в нормальном дыхании Точечный массаж при кашле

ПОТРЕБНОСТЬ В НОРМАЛЬНОМ ДЫХАНИИ

1. Первичная оценка

Факторами риска нарушения функции дыхания являются хроническая обструктивная болезнь лёгких, трахеостомия, назогастральный зонд, рвота, травмы или операции на шее, лице, в полости рта и т.п.

Для оценки удовлетворения потребности в нормальном дыхании (обеспечение достаточным количеством кислорода) медицинская сестра должна уметь провести как субъективное (расспрос), так и объективное (осмотр) обследование пациента.

Наиболее часто встречающимися признаками, свидетельствующими о недостаточном обеспечении организма человека кислородом, являются одышка, кашель, кровохарканье, боль в груди, тахикардия.

Одышка - субъективное ощущение затруднения дыхания. Пациент, как правило, говорит, что ему не хватает воздуха, нечем дышать. Признаками одышки являются учащение дыхания, изменение его глубины (поверхностное или, наоборот, более глубокое) и ритма. Следует обязательно уточнить, при каких обстоятельствах появляется одышка. Одышка может быть физиологической, если она появляется после физической нагрузки или в стрессовой ситуации, и патологической (при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, головного мозга, крови и др.).

В некоторых случаях медицинская сестра может выявить патологическое нарушение ритма и глубины дыхания, которое наблюдается при заболеваниях головного мозга и его оболочек (кровоизлияние в мозг, опухоль и травма мозга, менингит и др.), а также при тяжёлых интоксикациях (уремическая, диабетическая кома и др.).

В зависимости от изменения глубины дыхания может увеличиваться или уменьшаться дыхательный объём лёгких, дыхание может поверхностным или глубоким. Поверхностное дыхание часто сочетается с патологическим учащением дыхания, при котором вдох и выдох становятся короче. Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев связано с патологическим урежением дыхания.

Иногда глубокое дыхание с большими дыхательными движениями сопровождается громким шумом - большое дыхание Куссмауля , характерное для глубокой комы (длительной потери сознания).

При отдельных видах одышки может нарушаться ритм дыхательных движений. Нарушение функции дыхательного центра вызывает такой вид одышки, при которой через определенное число дыхательных движений наступает заметное на глаз (от нескольких секунд до минуты) удлинение дыхательной паузы или кратковременная задержка дыхания (апноэ). Такое дыхание называется периодическим. Известно два вида одышки с периодическим дыханием.

Дыхание Биота характеризуется ритмичными движениями, которые чередуются через равные отрезки времени с продолжительными (до 30 с) дыхательными паузами.

Дыхание Чейна-Стокса отличается тем, что после продолжительной дыхательной паузы (апноэ) сначала появляется бесшумное поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, становится шумным и достигает максимума на 5-7-м вдохе, а затем в той же последовательности убывает до очередной кратковременной паузы. Пациенты во время паузы иногда плохо ориентируются в окружающей обстановке или полностью теряют сознание, которое восстанавливается при возобновлении дыхательных движений.

Кашель - защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты и инородных тел. Кашлевой толчок - фиксированный звучный выдох.

Кашель может быть сухим (без выделения мокроты) и влажным (с выделением мокроты). Мокрота может различаться по консистенции (густая, жидкая, пенистая), цвету (прозрачная, жёлтозелёная, с кровью) и запаху (без запаха, зловонная, гнилостная).

Следует знать, что эффективность кашля зависит от нескольких факторов: вязкости мокроты, смыкания голосовой щели, способности пациента сделать глубокий вдох и напрячь вспомогательные дыхательные мышцы для получения в дыхательных путях высокого давления.

При повреждении нервных центров, мышечной слабости, парезе кишечника, болевом синдроме, наличии интубационной трубки или трахеостомы, а также несмыкании голосовых связок очистка лёгких с помощью кашля невозможна.

Кровохарканье - выделение крови или мокроты с кровью во время кашля.

Боли в грудной клетке возникают обычно при вовлечении в патологический процесс листков плевры.

Следует уточнить у пациента:

  • локализацию боли;
  • интенсивность и характер боли;
  • причину усиления или уменьшения (например, он лежит на больном боку или прижимает больной бок рукой) боли.

Признаками любой (по локализации) боли могут быть:

Выражение лица (гримаса боли, стиснутые зубы, наморщенный лоб, крепко зажмуренные или широко раскрытые глаза, стиснутые зубы или широко раскрытый рот, прикусывание губ и т.д.);

Телодвижения (беспокойство, неподвижность, напряжение мышц, непрерывное покачивание вперед-назад, почесывание, движения с целью защитить болезненную часть тела и т.д.);

Снижение социальных взаимодействий (избегание разговоров и социальных контактов, осуществление только тех форм активности, которые облегчают боль, сужение круга интересов).

Курение, особенно в течение продолжительного времени и большого количества сигарет, вызывает хроническую обструктивную болезнь лёгких и рак лёгких. Эти заболевания приводят к нарушению обеспечения организма кислородом, т.е. нарушают удовлетворение потребности в нормальном дыхании. Подобное действие может оказывать неблагоприятная окружающая среда (загазованность, эапылённостъ, табачный дым и т.д.).

Оценивая состояние пациента, необходимо обратить внимание на его положение (например, вынужденное положение сидя ортопноэ, вынужденное положение на больном боку, высокое положение Фаулера), цвет кожных покровов и слизистых оболочек (цианоз, бледность).

Оценивая потребность в нормальном дыхании, необходимо определить частоту, глубину и ритм дыхательных движений, а также исследовать пульс. В норме дыхательные движения ритмичны.

Частота дыхательных движений у взрослого человека в покое составляет 16-20 в 1 минуту, причём у женщин на 2-4 больше, чем у мужчин. В положении лёжа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в 1 минуту), а в вертикальном положении увеличивается (18-20 в 1 минуту). Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном настроении оно более глубокое. Следует помнить, что в тех случаях, когда потребность в дыхании не удовлетворена вследствие какого-либо острого заболевания и острой дыхательной недостаточности (ОДН), при оценке состояния пациента можно выявить ряд характерных признаков. ОДJ:II1 из них является тахипноэ (учащение дыхания) до 24 в 1 минуту и более. Изменяется поведение человека: появляется беспокойство иногда эйфория, многословие, возбуждение. Многословие вызванное страхом смерти.

Говорить на фоне учащения дыхания всегда очень трудно. При высокой степени один человек постепенно утрачивает сознание и впадает в кому.

Изменяется и цвет кожных покровов. Чаще всего развивается цианоз, но ещё более опасной является серая бледность, так называемый землистый цвет холодной, покрытой липким потом кожи. ОДН сопровождается учащением пульса (тахикардия ), иногда пульс становится частым и неаритмичным (тахиар u тмия ) или редким (брадикардия ). Артериальное давление вначале повышается (гипертензия ), затем понижается (гипотензия ).

Пациент с ОДН нуждается в экстренной помощи всех членов медицинской бригады

2. Проблемы пациента

На основании данных, полученных при оценке состояния пациента, формулируются те или иные проблемы пациента, связанные с неудовлетворением потребности в нормальном дыхании.

Проблемы пациента могут быть связаны с такими причинами, как:

· незнание, неумение, нежелание или невозможность занять положение, уменьшающее одышку и боль;

· нежелание регулярно выполнять дыхательные упражнения;

· неумение использовать плевательницу;

· неумение использовать ингалятор;

· риск инфекции дыхательных путей из-за неадекватных мер ухода за полостью рта, дыхательной аппаратурой и т.п.;

· снижение физической активности (из-за одышки или боли);

· страх смерти от удушья;

· необходимость отказа от курения;

· снижение аппетита из-за мокроты с неприятным запахом.

· непонимание важности регулярного приёма назначенных врачом лекарственных средств и др.

· пациент сумеет принять меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;

· пациент будет выполнять всю программу лечения;

· пациент будет осуществлять профилактику инфекции дыхательных путей и др.

3. Цели сестринского ухода

Обсуждая совместно с пациентом план предстоящего ухода (при выявлении неудовлетворения потребности в нормальном дыхании) следует предусмотреть достижение пациентом одной или нескольких целей:

· пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

· у пациента восстановится (сохранится) физическая активность, необходимая для самообслуживания;

· пациент сможет самостоятельно пользоваться ингалятором (плевательницей);

· пациент будет принимать лекарственные средства в соответствии с назначениями врача;

· пациент бросит курить (уменьшит количество выкуриваемых в день сигарет);

Пациент будет знать приемы самопомощи при приступе удушья.

4. Сестринской уход

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трех подушек позволит значительно улучшить дыхание.

Различные виды дренирующего положения улучшают выделение мокроты, а значит, способствуют выздоровлению. Постуральный дренаж будет эффективным (стимулирующим естественное отхождение мокроты) только в случае долгого пребывания пациента в заданном положении. Такой дренаж назначается врачом, а выполняется под наблюдением и при помощи медицинской сестры.

Обучение пациента технике кашля даст ему возможность наиболее эффективно выводить мокроту. Один из способов:

Сделать медленный глубокий вдох;

Задержать дыхание на 2 с;

Открыть рот и откашляться во время выдоха.

Обучение определённым дыхательным приёмам также направ-

лено на улучшение удовлетворения потребности пациента в норма-

льном дыхании.

Один из этих приёмов заключается в том, что пациент выдыхает

через сложенные трубочкой губы, при этом выдох удлиняется. При

такой технике дыхания пациенты легче откашливают мокроту т.е.

кашель становится более продуктивным.

5. Оценка результатов сестринского ухода

Во время реализации плана ухода медсестра осуществляет теку-

щую и итоговую оценку эффективности сестринского вмешательства·

Если вмешательства, направленные на расширение возмошностей

пациента удовлетворить потребность в нормальном дыxании, "

оказались недостаточны и неэффективны, следует изменить характер

вмешательств, согласовав их с лечащим врачом.

Сестринский процесс при ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких) призван повысить качество жизни. Он имеет несколько этапов.

Этапы процесса:

  1. Обследование.
  2. Диагностирование.
  3. Планирование.
  4. Сестринский уход.
  5. Оценка эффективности работы медсестры.

Обследование

Цель - выявление нарушенных потребностей человека.

Объективные методы: термометрия, измерение давления, перкуссия, осмотр и наблюдение. Особое внимание уделяется состоянию кожных покровов и слизистой ротовой полости; наличию цианоза, отеков; форме грудной клетки; прослушиванию хрипов, свистов, длительности времени выдоха; особенностям мокроты (количество, консистенция, цвет, наличие крови).

Субъективные методы: опрос с целью получения информации о самочувствии, наличии хронических заболеваний легких у родственников, вредных привычках, профессиональных воздействиях, перенесенных болезнях, условиях возникновения кашля и одышки.

Лабораторные и инструментальные методы:

  1. Общеклинический анализ крови.
  2. Цитология мокроты.
  3. Проверка функций внешнего дыхания.
  4. Рентгенология.
  5. Бронхоскопия.
  6. Исследование газов крови.

Цель: определение особенностей ухода за конкретным пациентом.

Опираясь на данные обследования, выделяют неотложные состояния, наиболее тягостные, ведущие к ухудшению здоровья, препятствующие самообслуживанию. Нарушения могут быть как физиологические, связанные с болезнью, так и психологические, социальные, духовные.

Методы вмешательств:

  • доврачебная помощь;
  • выполнение врачебных назначений;
  • обеспечение комфортными условиями;
  • психологическая поддержка;
  • технические манипуляции;
  • профилактика осложнений;
  • укрепление здоровья;
  • консультирование и обучение.

Реализация плана

Типы сестринских вмешательств (СВ):

  1. Зависимое СВ. Выполнение назначений врача по проведению лекарственной терапии, физиотерапевтических процедур. Сестринский процесс подразумевает:
  • соблюдение схемы лечения, назначенной врачом;
  • контроль изменений в состоянии больного в результате приема препаратов, предупреждение возникновения побочных эффектов.

Особенности средств, применяемых при хронической обструктивной болезни легких:

  1. Препараты, расширяющие бронхи (антихолинэнергики) - уменьшают влияние блуждающего нерва, вызывающего спазм гладкой мускулатуры. Нужно контролировать возможные побочные эффекты: появление запоров и сухости во рту, нарушение мочеиспускания и зрения.
  2. Бета-агонисты (стимуляторы бета-адренорецепторов), расслабляющие мускулатуру бронхов. Может наблюдаться повышение артериального давления, сердцебиение, тревожность.
  3. Кортикостероиды - гормоны, уменьшающие воспалительный процесс и блокирующие иммунные реакции. Требуют мониторинга изменений основных функций организма (сердечной деятельности, давления, состава крови).
  4. Муколитики разжижают экссудат бронхов и ускоряют его выведение (карбоцистеин, амброксан, ацетилцистеин, амбробене).
  5. Растительные препараты, облегчающие отхаркивание (солодка, термопсис, девясил, чабрец).
  6. Курс антибиотиков назначается врачом при повышении температуры, признаках интоксикации, слабости, выраженной утомляемости.
  7. Оксигенотерапия при нарушении дыхательной деятельности. В условиях лечебного учреждения проводится газовой смесью с увеличенным содержанием кислорода, пропущенной через аппарат Боброва для увлажнения. Способы оксигенотерапии:
  • через носовые катетеры (канюли);
  • с помощью масок;
  • через трахеостомические и интубационные трубки;
  • в кислородных палатках.
  1. Ингаляции. Используются:
  • баллонные спреи (ДАИ - дозирующие аэрозольные ингаляторы);
  • спейсеры - вспомогательные устройства для облегчения применения ДАИ;
  • маски - предназначены для тяжелобольных;
  • небулайзеры - приспособления для создания аэрозоля с нужной величиной частиц.
  1. Независимое СВ. Доврачебная помощь, наблюдение за реакцией на лечение, обеспечение гигиенических мероприятий, консультирование, профилактика, обучение новым приемам, организация досуга. Медицинская сестра разъясняет характер и причины заболевания, способы его лечения и профилактики, необходимость избавления от вредных привычек, профессиональных и бытовых влияний, подбирает оптимальный режим двигательной активности, обучает специальным дыхательным упражнениям, рекомендует диету, инструктирует по применению ингаляторов, спейсеров и небулайзеров. Необходимая информация предоставляется родственникам больного.

Сестринский уход за больным ХОБЛ

Демонстрируется техника продуктивного кашля:

  1. Первый прием - два форсированных выдоха подряд после обычного вдоха, второй - медленный глубокий забор воздуха, задержка дыхания, три кашлевых толчка.
  2. Найти дренажное положение, при котором бронхи освобождаются эффективно, и выдерживать его до получаса в день.
  3. При одышке человеку придают полусидячее положение, активизируют проветривание.
  4. При дыхательной недостаточности проводят оксигенотерапию.
  5. Ингаляции с лекарственными средствами, физраствором, минеральной водой, раствором Рингера до 3 раз в сутки на протяжении недели.
  6. Ознакомление с комплексами дыхательной гимнастики. Надувание воздушных шаров.
  7. Разъяснение необходимости функционального положения в постели.
  8. Массаж грудной клетки.
  9. Регулярное проветривание помещения.
  10. Отсутствие в палате резких запахов, чтобы не провоцировать приступы кашля.

Меры инфекционной безопасности:

  1. Индивидуальные плевательницы с раствором 5% хлорамина, их ежедневное опорожнение и дезинфекция.
  2. При повышении температуры, изменении характера кашля информировать врача и предотвратить распространение инфекции (изоляция, маски, обработка).
  3. Обращать внимание на появление ночной потливости, плохой аппетит, слабость, снижение веса, подъем температуры в первой половине дня.

От приема до выписки медицинская сестра ведет карту наблюдений (температурный лист), где фиксируются основные показатели состояния организма.

Есть еще и взаимозависимое СВ. Сотрудничество с членами медицинской бригады: подготовка к обследованиям, совместная работа с диетологом, физиотерапевтом, врачом лечебной физкультуры.

Обязанность медсестры - проконсультировать об особенностях подготовки к каждому из обследований, проконтролировать соблюдение всех правил пациентом и персоналом.

Например: сбор мокроты проводится утром, после чистки зубов и полоскания рта.

Емкость должна быть стерильной, к ее краям нельзя прикасаться губами.

Необходимое количество - 4-5 мл. Разъяснения больному, что для анализа сдается не слюна, не слизь из носоглотки, а результат откашливания.

В плане сестринского ухода для каждой нарушенной потребности определяются цели, то есть результаты, которых необходимо добиться. Краткосрочные должны быть достигнуты к концу первой недели лечения, долгосрочные - к моменту выписки из стационара. Каждая цель состоит из действия (пациент научится пользоваться ингалятором со спейсером), даты достижения (через неделю), условия (демонстрация и тренировка). Цели должны быть достижимыми, сроки - реальными. Целесообразно участие больного в обсуждении действий, направленных на решение поставленных задач.

Видео об опасности ХОБЛ:

Перед выпиской результаты анализируются, определяется количество восстановленных потребностей. Положительный баланс подтверждает повышение качества жизни.

Кашель — отнюдь не самостоятельная болезнь, а лишь безусловный рефлекторный ответ на раздражение дыхательных путей, имеющий огромное значение для самоочистки бронхов от всего, что может мешать дыханию. Образно говоря, "сторожевой пес легких", охраняющий их нежную ткань от внедрения инородных тел, а заодно и удаляющий образовавшиеся внутри бронхов скопления слизи и бронхиального секрета.
Поэтому давайте подробно обсудим, что же мы лечим препаратами "от кашля", чтобы наши усилия приносили только желанные плоды!

Природой кашель задуман как врожденный рефлекс, хотя некоторым образом его можно контролировать (существует даже понятие "дисциплина кашля", когда человека учат сознательно подавлять слабые кашлевые позывы). В подавляющем большинстве случаев наша способность кашлять — благо. В противном случае, просто поперхнувшись, мы были бы обречены на попадание в бронхи и легкие того, чего там ни при каких обстоятельствах не должно быть! Кроме того, кашель регулярно очищает наши дыхательные пути, не позволяя развиваться застойным явлениям.
Такой "хороший" кашель врачи называют продуктивным и помогают ему назначением муколитиков — средств, уменьшающих вязкость бронхиального секрета. К данной группе относятся всем известные микстуры на основе алтея, термопсиса, таблетки "Муколтин", "Бромгексин", "Амброксол". В списке препаратов "от кашля" муколитики занимают почетное место, хотя правильнее было бы их назвать лекарствами "для правильного кашля".

Увы, иногда мудрый механизм "уборки дыхательных путей" дает сбой. Это происходит тогда, когда помеху для дыхания нельзя убрать воздушным толчком — при аллергиях, отеке слизистых оболочек дыхательных путей, сужении просвета бронхов, трахеи или гортани и т. п. Тогда кашель становится сухим, болезненным, надсадным, "вредным". От него возникают боли за грудиной, начинает першить горло, возникают даже рвотные позывы. Длительный сухой кашель вызывает повышение внутригрудного давления, затрудняет приток крови к сердцу по венам, ведет к перерастяжению легких и даже разрыву мелких капилляров.

Различают еще судорожный кашель (как у больных коклюшем) и рефлекторный (возникающий "за компанию", например с отитом). С таким кашлем нужно бороться особым образом! В зависимости от его причины, назначают либо средства, расширяющие просвет бронхов (сальбутамол , но-шпа ), чтобы оттуда в кашлевой центр перестали поступать сигналы "SOS", либо лекарства, на время подавляющие деятельность "центра кашля" (кодтерпин, синекод ). Эти препараты, как и муколитики, тоже относятся к списку "средств от кашля".

Как вы, наверное, уже догадались, победа в битве с кашлем напрямую зависит от назначения правильных препаратов.

Если вы думаете, что 2 недели кашля — это очень много, то ошибаетесь. Кашель, продолжающийся не более 3 недель, считается острым . При правильном лечении он, как правило, не влечет за собой серьезных последствий. Но, если вы продолжаете кашлять дольше, то обязательно обратитесь к специалисту-пульмонологу. Возможно, вам потребуется рентген или флюорография , чтобы предупредить серьезное заболевание или обнаружить его на ранней стадии. Ведь если, к примеру, подавить кашель при бронхите, в бронхах останется гной и мокрота — пища для патогенных организмов, что может спровоцировать грозное осложнение. А неверное назначение средств, разжижающих секрет бронхов (в том числе лекарственных трав) при, скажем, бронхоспазме может привести к усилению и без того мучительного, непродуктивного кашля. Поэтому медики не устают повторять: как и все лекарства, средства от кашля должен назначать врач. Он точно установит, о чем свидетельствует именно ваш "сторожевой пес легких", и в какой именно помощи нуждается ваш организм.

Значит ли сказанное, что "домашняя медицина" до прихода врача ничего не может предложить для облегчения состояния, скажем, при простуде? Нет!
Вы можете эффективно противостоять недугу, применяя, например, тепловые процедуры . Полезно попарить ноги (при этом рекомендуется добавить в воду сухую горчицу, а после надеть толстые шерстяные носки).
Можно поставить горчич ники или растереть грудную и межлопаточную область согревающими мазями, только не задевая зону сердца и позвоночника.
Кроме того, пейте побольше теплых напитков — чай с малиной, смородиной, шиповником, брусникой, различные морсы. Обильное питье уменьшает интоксикацию.
А вот прием лекарств (и уж тем более антибиотиков, способных нанести непоправимый вред здоровью) отложите до получения указаний врача.

Транскрипт

1 Сызранский медицинский колледж «Сестринский процесс в уходе за пациентами при нарушении функций органов дыхания» Учебное пособие для самоподготовки студентов Составитель: Аминова А. И учебный год

2 «Сестринский процесс в уходе за пациентами при нарушении функций органов дыхания» Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов по дисциплине «Основы сестринского дела» Составитель: Аминова А. И. В данном учебном пособии рассматриваются анатомо-физиологические особенности органов дыхания, симптомы при нарушении функций органов дыхания и столь важный для сестринского дела вопрос, как сестринский процесс и его значение для ухода за пациентами. Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры специальных дисциплин

3 Оглавление. 1. Краткие сведения о сестринском процессе. 2. АФО органов дыхания. 3. Сестринский процесс при нарушениях функции органов дыхания. 4. Перечень сестринских диагнозов. 5. Материал для самопроверки подготовленности к занятию 6. Используемая литература. 3

4 Сестринский процесс в работе медсестры. Сестринский процесс - это образ мышления и действия по отношению к объектам сестринского дела - людям, окружающей среде и здоровью. Этот метод организации и оказания медицинской помощи включает в себя пациента и медсестру. Главная задача медсестры помочь отдельным лицам, семьям и социальным группам населения, определить и реализовать их психологический, физический, социальный потенциал с учетом состояния здоровья. Сестринский процесс и призван помочь сестре решить главную задачу. Одним из преимуществ которого является универсальность. Цели сестринского процесса в работе медсестры: определение потребностей пациента; определение приоритетов по уходу; применение сестринской программы действий для осуществления плана; оценка эффективности сестринского ухода. Организационная структура сестринского процесса включает 5 этапов: сестринское обследование (сбор информации о состоянии здоровья); сестринский диагноз (анализ полученной информации); планирование сестринского ухода; осуществление плана сестринского ухода; оценка действий медсестры. 4

5 В совершенствовании сестринского дела в работе медсестры выделяют 3 типа сестринских вмешательств: I тип - зависимый, когда сестринское вмешательство выполняется на основании предписаний врача и под его наблюдением; Здесь медсестра выступает в роли сестры - исполнителя (например: выполнение инъекций, физиотерапевтические процедуры и т.д.) II тип - взаимозависимый, предусматривает совместную деятельность медсестры с врачом и другими специалистами - физиотерапевтом, диетологом, сотрудниками социальной помощи; III тип - независимый, предусматривает действия, осуществляемые медсестрой по собственной инициативе, руководствуясь собственными соображениями; Например: обучение пациента навыкам самоухода, советы пациенту по организации досуга, советы по питанию и т.д. Анатомо- физиологические особенности органов дыхания. Дыхание - основной жизненный процесс, обеспечивающий непрерывное поступление в организм кислорода и выделение углекислоты и водяных паров. Система органов дыхания включает носовые ходы, гортань, трахею, бронхи, легкие, плевру, которая окружает легкие тонкой, соединительно-тканной оболочкой. В легких, имеющих богатое кровоснабжение постоянно происходит газообмен, в результате чего кровь насыщается кислородом и освобождается от углекислого газа. Легочная вентиляция обеспечивается благодаря ритмичным движениям грудной клетки - вдоху и выдоху. Вдох - сложный нервно - мышечный акт: возбуждения дыхательного центра ведет к сокращению дыхательных 5

6 мышц, грудная клетка увеличивается, легкие растягиваются, альвеолярные полости расширяются. Анатомия органов дыхания Гортань Трахея Бронх Альвеолы легкого Диафрагма Выдох - когда сокращение дыхательных мышц сменяется расслаблением, легкие спадаются, давление в альвеолах становится выше атмосферного происходит выдох. Частота дыхательных движений в 1 минуту у здорового взрослого человека от в минуту. У женщин на 2-4 движения чаще. У спортсменов ЧДД от 6-10 в минуту - брадипноэ. В положении стоя ЧДД чаще, чем в положение лежа. Тахипноэ - учащенное дыхание; апноэ - отсутствие дыхания. 6

7 Полость альвеолы Легкое Внутренний листок плевры 7

8 Типы физиологического дыхания: Грудной Брюшной Смешанный (у женщин) (у мужчин) (у детей) Типы физиологического дыхания зависят от преимущественного участия в дыхании грудной клетки и живота (диафрагмы). Вдох Диафрагма Выдох 8

9 Типы патологического дыхания. Дыхание Биотта - характеризуется ритмичными глубокими дыхательными движениями, чередующиеся примерно через равные отрезки времени с продолжительными паузами (апноэ). Дыхание Чейна - Стокса - после апноэ появляется бесшумное, поверхностное дыхание, которое быстро нарастает по глубине, а затем в той же последовательности убывает и заканчивается следующей очередной кратковременной паузой. Дыхание Куссмауля - шумное, глубокое с продолжительными вдохами и выдохами дыхание, без апноэ. 9

10 Алгоритм действий медсестры при подсчете ЧДД. I. Подготовиться к процедуре: приготовить часы с секундомером, лист бумаги, ручку; вымыть руки. II. Выполнение: попросите пациента лечь, так, чтобы вы видели верхнюю часть передней поверхности грудной клетки; возьмите руки пациента, как для исследования пульса; смотрите на грудную клетку, вы видите как она поднимается; положите свою руку на грудь пациента; проведите подсчет ЧДД в 1 минуту; ЗАПОМНИТЕ! При подсчете наблюдайте за глубиной, ритмом дыхания. III. Окончание процедуры: помогите пациенту сесть удобнее; вымойте руки; запишите все данные в лист наблюдений пациента. Подсчет пульса и ЧДД. 10

11 Проблемы пациента при нарушении функции органов дыхания. 1. Одышка - субъективное ощущение затрудненного дыхания. Объективными признаками одышки является изменение глубины, ритма дыхания. Одышка Физиологическая Патологическая Эспираторная Инспираторная Смешанная ПРИЧИНЫ: стрессовые ситуации, физические нагрузки, заболевания органов сердца, дыхания и т.д. Для патологической одышки характерно: Вид одышки Вдох Выдох Инспираторная затрудненный N Экспираторная N затрудненный Смешанная затрудненный затрудненный 2. Удушье -резкая одышка с глубокими вдохами, выдохами, учащение дыхательных движений. Мучительное ощущение стеснения в груди, нехватке воздуха Астма - внезапно развивающийся приступ удушья. сердечная Астма по происхождению бронхиальная Независимо от происхождения приступа удушья пациентам требуется экстренная помощь. 11

12 Сестринский уход при внезапно развившемся приступе удушья. Цель ухода: купировать приступ одышки; облегчить состояние пациента. План ухода: оценить функциональное состояние; доложить врачу; оказать доврачебную помощь; выполнить назначения врача. Сестринские вмешательства: Независимые: 1. оценить функциональное состояние: подсчет ЧДД, исследовать пульс и АД; 2. доложить врачу; 3. придать возвышенное положение (положение Фаулера); 4. освободить от стесняющей одежды; 5. обеспечить доступ свежего воздуха; 6. приготовить лекарственные средства. Зависимые: 1. Выполнить назначения врача: введение парентерально лекарственных средств; провести оксигенотерапию; использовать карманный ингалятор. Взаимозависимые: 1. подготовить пациента к консультации: аллерголога, пульмонолога и т.д.; 2. подготовить пациента к сбору мокроты на различные виды анализов; 3. подготовить пациента к R - исследованиям органов дыхания и т.д. 12

13 3. Кашель - защитно- рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородных тел. Кашель влажный (с выделением мокроты) сухой (без выделения мокроты) Сестринский уход при сухом кашле. Цель ухода: облегчить состояние пациента; через 3-4 дня кашель будет влажным. План ухода: 1. оценить самочувствие пациента; 2. выполнять назначения врача; 3. обучить «технике кашля»; 4. обеспечить плевательницей. Независимые: Сестринские вмешательства. Доложить врачу. 1. Обеспечить плевательницей и ознакомить с правилами ее применения. 2. Обучить «технике кашля» а/ разъяснить цель: для откашливания мокроты; б/ продемонстрировать «технику кашля»: сделать глубокий вдох; задержать дыхание на 2-3 минуты; открыть рот и откашляться во время выдоха; в/ оценить процесс обучения; 4. Проконтролировать пациента о выполнении назначенного дренирующего положения. 13

14 Дренирующее положение тела 14

15 Зависимые: Выполнить: 1. Назначение врача: а/ проконтролировать прием щелочных растворов, отхаркивающих средств; б/ провести щелочные ингаляции; в/ поставить банки, горчичники и т.д.; г/ придать пациенту дренирующее положение (для естественного отхождения мокроты). Взаимозависимые: 1. Подготовить пациента к R-методам исследования органов дыхания. Мокрота - патологический секрет легких и дыхательных путей. Сам факт появления мокроты свидетельствует о заболеваниях. По характеру различают слизистую, серозную, гнойную, смешанную, кровянистую мокроту. Исследование мокроты проводят на атипичные клетки, на наличие туберкулезных палочек, на чувствительность к антибиотикам, на бактериологический анализ, на определение суточного количества. С целью профилактики заражения окружающих медсестра должна научить больного правильно обращаться с мокротой: не сплевывать мокроту в платок, т.к. она может попасть на одежду больного и во время стирки служить источником заражения других; не сплевывать мокроту на пол, т.к. высыхая она заражает воздух; стараться не кашлять, находясь в непосредственной близости от здоровых людей, если не удается задержать ка 15

16 шель, то прикрывать рот платком, чтобы частицы мокроты не попали на другого человека; собирать мокроту в плевательницу с плотно закрывающейся крышкой. Дезинфекция мокроты: плевательницу подают заполненную 1/4 объема 3% раствором хлорамина; мокроту спускают в канализационную сеть; мокроту туберкулезных пациентов дезинфицируют 5% раствором хлорамина минут или сжигают в печах, предварительно посыпав опилками. Дезинфекция плевательниц: ежедневно опорожняют; промывают в растворе 3% хлорамина (если наличие ВК, то применяют 5% раствор хлорамина); дезинфицируют в растворе 3% хлорамина - 1 час (при ВК - инфекция 5% раствор хлорамина минут). промывают под проточной водой; высушивают. Сестринский уход при влажном кашле. Цель ухода: улучшить отхождение мокроты; научить пациента правилам пользования плевательницей. План ухода: обеспечить плевательницей; обучить правилам пользования плевательницей; обучить технике кашля; выполнить назначения врача. 16

17 Сестринские вмешательства. Независимые: 1. Доложить врачу. 2. Обеспечить наличие плевательницей и ознакомить с правилами ее применения. 3. Обучить технике кашля. 4. Обеспечить обильным щелочным питьем (минеральная вода в любом виде. молоко с содой). 5. Рекомендовать фитотерапию (мать и мачеха, подорожник). Зависимые: 1. Выполнить назначения врача: а/ проведение отвлекающей терапии; б/ проведение щелочной ингаляции; в/ выполнение вибрационного массажа на грудную клетку; г/ обеспечение постурального дренажа; д/ подготовка пациента к сбору мокроту на различные виды анализов. Взаимозависимые: 1. Подготовить пациента к различным видам исследования. 4. Кровохарканье - наличие небольшого количества крови в мокроте. Кровохарканье любого происхождения может предшествовать легочному кровотечению. Для легочного кровотечения характерно - выделение алой пенистой мокроты. Цель ухода: Сестринский уход при кровохарканье. 17

18 оказать помощь при легочном кровотечении. План ухода: 1. Вызвать врача. 2. Оценить функциональное состояние пациента. 3. Приготовить аптечку для оказания экстренной помощи. 4. Оказать доврачебную помощь. Сестринские вмешательства: Независимые: 1. Оценить функциональное состояние: измерить АД и РS, ЧДД. 2. Создать физический и психологический покой. 3. Доложить врачу. 4. Придать полусидячее положение. 5. Обеспечить потоком, салфеткой. 6. Дать холодное питье. 7. Приготовить кровоостанавливающие средства: шприцы, тампоны и т.д. Зависимые: 1. Выполнить назначение врача.! Категорически запрещается ставить банки, горчичники, грелки на грудную клетку. После оказания медицинской помощи пациента можно кормить легкоусвояемой пищей в полужидком виде, малыми порциями. 5.Боль в грудной клетке - возникает при патологических процессах листков плевры. Следует учитывать: локализацию боли; интенсивность и характер боли; причину усиления или уменьшения боли. 18

19 Сестринский уход при болях в грудной клетке. Цель ухода: купировать боль. Реализация: Независимые: 1. Доложить врачу. 2. Придать пациенту положение для снижения чувства боли (уложить на больной бок, что несколько ограничивает трение листков плевры и боль уменьшается). 3. Объяснить и обучить пациента дышать поверхностно. Зависимые: 1. Выполнить назначение врача: введение обезболивающих средств; проведение отвлекающих процедур (постановка горчичников и т.д.). 6.Гипертермия -(повышение температуры), возникающая как активная защитно- приспособительная реакция организма в ответ на патогенные раздражители. К ним относятся микробы, токсины, вакцины, сыворотки и т.д. В развитии лихорадки различают 3 периода: I период - подъема температуры тела; II период - относительного постоянства; III период - снижения температуры тела постепенное снижение t 0 тела - лизис резкое снижение t 0 телакризис 19

20 Проблемы пациента в I периоде лихорадки: озноб; головная боль; слабость, недомогание. Цель ухода: облегчить состояние пациента. Сестринское вмешательство: Независимые: доложить врачу; уложить пациента в постель, тепло укрыть; к ногам грелку; убрать световые раздражители (свет, радио, телевизор и т.д.); дать выпить сладкий, горячий чай (или кофе, если нет противопоказаний); обеспечить предметами ухода (судно, мочеприемник и т.д.); регулярно оценивать функциональное состояние пациента; приготовить жаропонижающие средства; отметить данные функционального состояния в истории болезни больного. Проблемы пациента во II периоде лихорадки: чувство жара, головная боль; снижение аппетита; двигательное возбуждение (бред, галлюцинации); сухость во рту, образование трещин на губах; ломота во всем теле. Цель ухода: облегчить состояние пациента; предотвратить осложнения. 20

21 Сестринские вмешательства: Независимые: контролировать соблюдение режима двигательной активности; укрыть пациента легкой простыней; менять постельное и нательное белье; обтирать кожу сухой салфеткой; обрабатывать полость рта, смазать губы вазелином; давать обильное витаминизированное питье до 2,5-3 литров в сутки (морсы, компоты, соки и т.д.); кормить легкоусвояемой пищей малыми порциями (диета 13); поставить холодный компресс на лоб; периодически оценивать функциональное состояние организма: измерять АД, PS, t 0 тела; заносить данные в карту сестринского ухода; обеспечить предметами ухода; приготовить жаропонижающие средства; дезинфицировать предметы ухода. Зависимые: выполнять назначения врача; Проблемы пациента III периода лихорадки: обильное потоотделение; слабость; резкое снижение АД (коллапс). Цель ухода: предотвратить осложнения (коллапс); облегчить состояние. 21

22 Типы вмешательств Независимые измерять АД, PS, t 0 тела; доложить врачу; приподнять ножной конец кровати; убрать подушку и- под головы; обложить грелками; дать выпить крепкий чай, кофе и т.д.; приготовить лекарственные средства (камфора, сульфокамфокаин) выполнять назначения врача Зависимые Лизис менять нательное постельное белье; проводить туалет кожи; расширять режим двигательной активности; переводить на диету 15; контролировать АД, PS, t 0 тела; заносить данные в историю болезни. выполнять назначения врача Кризис 22

23 Перечень возможных проблем пациентов при нарушении функции органов дыхания. нежелание выполнять дыхательные упражнения; неумение использовать карманную плевательницу; страх смерти от удушья; нерегулярный прием назначенных медикаментов; сухой кашель; снижение аппетита; снижение физической активности; одышка, чувство стеснения в груди; нарушение сна; отсутствие в семье навыков оказания доврачебной помощи при одышке; при легочном кровотечении и т.д.; гипертермия; категорический отказ от приема лекарственных препаратов; незнание, неумение занять положение, уменьшающее одышку, боль и т.д.; страх перед возможными осложнениями; невозможность выполнения манипуляции в связи с изменениями состояния здоровья пациента. 23

24 СИТУАЦИЯ: Пациенту с хроническими заболеваниями органов дыхания назначена постановка банок. I этап процесса - сбор информации: Медсестра должна знать о пациенте: самочувствие пациента; t 0 тела пациента; психологический паспорт пациента; состояние кожи; аллергический анамнез; медицинский диагноз. Медсестра должна знать о манипуляции: показания, противопоказания к постановке банок; правила постановки банок; места постановки банок; механизм действия горчичников; осложнения при выполнении манипуляции и действия медсестры. II этап процесса - сестринская диагностика: Примеры сестринских проблем при выполнении данной процедуры: страх перед возможными осложнениями; нарушение целостности кожных покровов; невозможность выполнения данной манипуляции в связи с изменениями состояния пациента; преждевременное беспокойство; необоснованный отказ от процедуры; необходимость постановки банок пациенту с хроническими заболеваниями органов дыхания. В конце второго этапа необходимо выбрать приоритетную проблему. 24

25 III этап- планирование сестринского ухода. План сестринского вмешательства вырабатывается совместно и с ведома пациента, врача и родственников. Поставить банки и решить проблемы пациента. Цель: медсестра проводит беседу с пациентом о манипуляции; медсестра подготавливает все необходимое для манипуляции; медсестра выполняет манипуляцию; медсестра осуществляет наблюдение за пациентами во время и после проведения манипуляции. IV этап - реализация результатов. Медсестра выполняет зависимое вмешательство по составленному плану. V этап - оценка результатов. Проблема пациента решена, назначенная процедура выполнена. Поставленная цель достигнута. 25

26 Задание для самоконтроля. 1. Сестринский процесс это Типы патологического дыхания 1. Виды одышек 4. Сложный защитно-рефлекторный акт, направленный на выведение из бронхов и верхних дыхательных путей мокроты или инородного тела называется Для какого типа патологического дыхания характерно равномерный, резкий, шумный вдох и усиленный выдох. а) Биотта б) Чейна-Стокса в) Куссмауля 6. Положение пациента при приступе бронхиальной астмы: а) вынужденное б) активное в) пассивное г) строго постельное 26

27 7. Способы введения кислорода - Ингаляционный 8. К какому виду вмешательства относится оказание первой доврачебной помощи при приступе удушья: а) зависимому б) независимому в) взаимозависимому 9. Укажите сестринские вмешательства, если пациента беспокоит сухой кашель: а) дать отхаркивающие средства б) поставить банки, горчичники в) применить ингалятор г) провести оксигентгерапию д) рекомендовать щелочное питье е) обучить методике «дренаж-положение» ж) дать холодное питье, небольшими порциями з) измерить АД, ввести кровоостанавливающие средства 10. Перечислите зависимые действия м\с при легочном кровотечении: а) б) в) г) д) 27

28 11. Укажите проблемы пациента при нарушении функции органов дыхания: а) д) б) е) в) ж) г) Определите при каком состоянии пациента проводятся следующие мероприятия: а) усадить, обеспечить лотком б) на грудь полотенце в) доложить врачу г) измерить АД, ЧДД, пульс д) дать холодное питье малыми порциями II Ответив на выше поставленный вопрос, Вы должны дописать еще один пункт пропущенного мероприятия и обоснуйте его. 13. При каких состояниях пациента рекомендуется «дренажположение»: а) при воспалении листов плевры б) при сухом кашле в) при влажном кашле г) при приступе бронхиальной астмы д) при легочном кровотечении 14. Организационная структура сестринского процесса включает 5 этапов. Перечислите их? а) б) в) г) д) 28

29 15. Дезинфекцию мокроты проводят: а) 1 % р-ом хлорамина б) 2 % р-ом хлорамина в) 1 % р-ом Дезоксона г) 5 % р-ом хлорамина д) 3 "/о р-ом хлорамина е) тройным раствором 16. Плевательницы дезинфицируются: а) 1 % р-ом хлорамина б) 2 % р-ом хлорамина в) 1 % р-ом Дезоксона г) 5 % р-ом хлорамина д) 3 % р-ом хлорамина е) тройным раствором 17. В норме плевральная полость содержит жидкость: а) V = 50,0 б)у= 100,0 в) V = 5,0 г) V = 10,0 д)у= 500,0 18. Перечислите симптомы второго периода лихорадки: а) г) б) Д) в) е) 19. ЧДД при приступе бронхиальной астмы: а) увеличивается б) остается в норме в) уменьшается 29

30 20. ЧДД в норме: а) в мин. б) в мин. в) в мин. г) в мин. 21. При экспираторной одышке затруднен: а) вдох б) выдох в) вдох и выдох 22. У пациента приступ одышки. Перечислите независимые сестринские вмешательства. а) б) в) г) д) 30

31 Список литературы. 1. С. А. Мухина, И. И. Тарновская «Теоретические основы сестринского дела», Том II, г. Москва, 1998 г. 2. «Все по уходу за больными в больнице и дома», Медицина, г. Москва, 1998 г. 3. С. И. Двойников, Л. А. Карасева «Теоретические основы сестринского дела», г. Самара, 1998 г. 4. М. Я. Яровинский «Медицинский работник и пациент», журнал «Медицинская помощь», гг. 5. Г. М. Перфильева «Сестринское дело: эволюция понятий и развития теорий», журнал «Медицинская помощь» 4 выпуск, 1996 г. 31


СПИСОК ВОЗМОЖНЫХ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА Приложение 1 Настоящие проблемы: одышка, усиливающаяся при умеренной физической нагрузке; кашель с отхождением небольшого количества вязкой, стекловидной мокроты; ночные

Сызранский медицинский колледж «Сестринский процесс при выполнении зондовых манипуляций» Учебное пособие Составитель: Аминова А. И. 1999 2000 г. «Сестринский процесс при выполнении зондовых манипуляций»

Что такое грипп? Грипп это острое инфекционное заболевание, характеризующееся поражением слизистой дыхательных путей и явлениями высокой интоксикации. Ежегодно вирусы гриппа вызывают эпидемии, продолжающиеся

1 Цели занятия Студенты должны уметь: измерять температуру пациента в подмышечной впадине медицинским термометром и отмечать данные в температурном листе; построить график температурной кривой по заданному

Учебная документация к осуществлению сестринского процесса I. Титульный лист Наименование лечебного учреждения Дата поступления Отделение палата Непереносимость лекарственных препаратов Перенесенные заболевания:

Системная программа коррекции кашля и восстановления бронхов Бронхит это воспаление слизистой оболочки бронхов. Различают острый и хронический бронхит Острый бронхит чаще всего вызывается стрептококками,

1. Сбор мочи для лабораторных исследований. Оформление направления. 2. Клиническая смерть. Диагностика. Признаки. Приемы сердечно-легочной реанимации (проведение непрямого массажа сердца и искусственной

ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ О ГРИППЕ Грипп чрезвычайно контагиозное острое инфекционное заболевание, легко передающееся от человека к человеку и распространенное повсеместно. Каждый человек абсолютно восприимчив

Вопросы к квалификационному экзамену ПМ.04 Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело». Группы 261, 262, 263, 264,

Министерство здравоохранения и социального развития РФ Департамент здравоохранения Кировской области КОГБОУ СПО «Кировский медицинский колледж» Карта динамического наблюдения за пациентом реанимационного

ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА Памятка для взрослых Грипп это острая вирусная инфекция, вызываемая вирусом гриппа. Ни при одном инфекционном заболевании не встречается такого большого процента осложнений, как при

Введение В повседневной жизни под уходом за больными обычно понимают оказание больному помощи в удовлетворении им различных потребностей. К ним относится еда, питье, умывание, движение, освобождение кишечника

Бронхит 1. Определение бронхита (род. инфекционно-воспалительное заболевание бронхов, бронхиол; вид. характеризуется поражением слизистой оболочки). что? (понятие) называется чем? (термин) чем? (термин)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом

Задание 1 Тест контроль Выберите правильный ответ 1. Продолжительность измерения температуры тела в подмышечной области не менее (в мин.) а) 10 б) 5 в) 3 г) 2 2. Субфебрильная температура тела (в град):

Бюджетное учреждение Ханты - Мансийского автономного округа «Комплексный центр социального обслуживания населения «Сфера» Оказание первой доврачебной помощи Лиана Оруджевна Елистратова, медицинская сестра

НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ГРИППА. Памятка для населения Что нужно предпринять, чтобы не заболеть самому и не заразить окружающих: избегать контакта с больными людьми, либо при контакте надевать медицинскую

1 КУРС ЛПФ, ПФ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА: ПОМОЩНИК МЛАДШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ФОРМА ОТЧЕТА ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ Перечень Выполненных манипуляций Минимальное необходимое количество 1. Санитарская обработка

МИНЗДРАВ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Министерство здравоохранения Российской Федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 02 МДК 02.01 «Сестринский уход

По итогам прошедшей недели (19.12.2016 по 25.12.2016) заболеваемость ОРВИ и гриппом в Республике Алтай на неэпидемическом уровне, продолжается сезонный рост заболеваемости. Темп прироста по отношению к

Что такое грипп и какова его опасность? Грипп это инфекционное заболевание, заболеть которым может любой человек. Возбудителем гриппа является вирус, который от инфицированных людей попадает в носоглотку

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ.03 МДК.03.01 ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ

Учебник для медицинских училищ и колледжей КЛАССИЧЕСКИЙ МАССАЖ Под редакцией проф. М.А. Ерёмушкина Министерство образования и науки РФ Рекомендовано ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве

АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СО СРЕДНИМ МЕДИЦИНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ ПРИ СДАЧЕ КЛИНИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ Оказание неотложной помощи при остановке сердца Оценка состояния пациента 1 Определение

Дыхательная система человека Этапы процесса дыхания Дыхание это совокупность процессов, в результате которых происходит потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа. Этапы процесса дыхания

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Томский базовый медицинский колледж» Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК «Лечебное дело» Н.И. Гречишникова 2014г. СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ

Грипп профилактика и лечение. Что необходимо помнить 25.01.2016 23 января 2016 агентство INTERFAX.RU сообщило о начавшейся в Р оссии эпидемии гриппа. Информация подтверждена Роспотребнадзором. Вирус гриппа

БИОФОН Коррекция ОРВИ и гриппа Острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ) группа острых воспалительных заболеваний органов дыхания, возбудителями которых являются вирусы. Вирусное заболевание может

Внебольничная пневмония (воспаление легких) - это острое инфекционное заболевание, при котором в воспалительный процесс вовлекаются легкие. Внебольничная пневмония является достаточно распространенным

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ. 03 МДК. 03.01 «ОСНОВЫ РЕАНИМАТОЛОГИИ»

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования: Студент должен знать: Структуру и принципы работы ЛПУ (ПК-29). Основные

СЕСТРИНСКАЯ КАРТА стационарного больного (схема) Отделение Палата Виды транспортировки: на каталке, на кресле, может идти (подчеркнуть) Группа крови Резус-принадлежность Индивидуальная непереносимость

1 семестр Перечень вопросов по МДК.07.01 Теория и практика сестринского дела (комплексный экзамен) 1. Определение сестринское дело, его цели, задачи 2. Типы ЛПУ 3. Лечебно-охранительный режим ЛПУ 4. Роль

СЕСТРИНСКАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ (индивидуальное задание) СОДЕРЖАНИЕ: 1. Титульный лист сестринской истории болезни. 2. Субъективное обследование. 3. Объективное обследование. 4. Данные лабораторных и инструментальных

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский медицинский колледж» Министерства здравоохранения России Методическая разработка практического

Задание 1 Тест контроль Выберите правильный ответ: 1. Как долго (сколько раз) необходимо повторять процедуру промывания желудка сифонным методом: А) 3 раза; Б) до окончания приготовленной для процедуры

Бояринцева Светлана Валерьевна Учитель биологии МОУ СОШ 36 г.магнитогорска углубить и обобщить знания по дыхательной системе, изучить механизмы вдоха и выдоха, научиться охранять воздушную среду. Что такое

Подготовка пациентов к эндоскопическим методам исследования Подготовила мед.сестра Эндоскопического отделения Прокушева Н.С эндоскопия Метод исследования внутренних органов с помощью специальных приборов

Осторожно! Грипп! ОРВИ! Уважаемые родители и обучающиеся! Управление образования администрации муниципального образования Брюховецкий район с целью предупреждения и ограничения эпидемиологического распространения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ 2» КАРТА СЕСТРИНСКОГО УХОДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПМ 02. «Участие

СЕРЕТИД МУЛЬТИДИСК SERETIDE MULTIDISK Порошок для ингаляций Информация для пациентов Регистрационный номер: П 011630/01-2000 от 17.01.2000 Международное название: Сальметерол/Флютиказона пропионат (Salmetrol/Fluticasone

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.