Основы управления в охранной организации. Основы управления в охранном предприятии (56285)

Кризис заставляет организации оптимизировать расходы, сокращать издержки. С другой стороны - он влечет за собой обострение криминогенной обстановки, а значит, экономия на охране может обернуться большими потерями. Поэтому резко увеличилось количество ЧОП, тем более, что открыть такое предприятие и получить лицензию достаточно просто.

 

Частный охранный бизнес в России появился в начале 90-х годов, с возрождением рынка. Со времен раннего капитализма предприятия поделились надвое: одни производят материальные блага, другие их охраняют. С началом кризиса число последних резко увеличилось — бизнесмены опасаются роста преступности. Поэтому рассмотрим, насколько актуально, и как открыть ЧОП, с соблюдением всех требований закона.

Охрана — это особый вид предпринимательства, цель которого: извлечение прибыли от оказания услуг физическим лицам и компаниям, нуждающимся в защите личных, имущественных и бизнес интересов. Основная сфера обслуживания: здания, офисы, склады, производственные помещения, сооружения, территории и коммуникации. По договорам с гражданами такие организации обеспечивают защиту домов, подъездов, автостоянок, садовых и дачных кооперативов.

По данным на 2012 год в России насчитывалось 23 913 частных охранных предприятий. В них работало 644 740 лицензированных охранников, из которых: 15% — бывшие служащие ОВД, 6% — военные в отставке, 2% — участники боевых действий из внутренних войск, 1% — бывшие сотрудники органов ФСБ. Итого, вопреки распространенному мнению, доля лиц, имеющих специальную подготовку, составляет в них не более четверти.

Краткий обзор рынка охранных услуг

По сведениям МВД в 2014 году в этой сфере всего было занято 23 594 предприятия, и 719 000 человек. На декабрь 2016 только в реестре МСП числится 23 079 ЧОП, или правильно — ЧОО (частная охранная организация). Подавляющее их число относится к микропредприятим , с численностью персонала до 15 человек. По мнению экспертов, крупные игроки (1 - 5 тыс.) занимают до 5% рынка, и его особенность в том, что он не монополизирован. Отчасти это связано с тем, что по закону, ЧОО могут вести деятельность только в пределах региона, где они зарегистрированы. В целом по России отмечается рост их численности, особенно в 2014 - 2015 годах (рис. 1).

Из реестра субъектов МСП (сайт ФНС) легко извлечь сведения по конкретному населенному пункту, и выбранные нами наугад данные говорят о том, что численность охранных предприятий сильно различается в зависимости от специфики города (табл. 1). Так, если сравнить миллионники Омск и Новосибирск, то в последнем случае их вдвое больше — значит, есть, что охранять.

В больших пределах варьируются и цены на услуги, разница достигает 30 - 50%. Выбрав список организаций по своему городу, можно определить диапазон — большинство фирм представлено в Интернете. В целом с резким увеличением числа компаний за последние три года, на рынке отмечается сильный демпинг.

Давно работающие фирмы считают это большой проблемой, и в конце 2016 года даже вышли на ФАС с предложениями о введении государственного регулирования цен в этой сфере. Пока их формирует рынок, и вновь образованные фирмы находят клиентов среди тех, кто перешел на политику суровой экономии, в том числе на тендерах по размещению госзаказа . Ниже более подробно рассмотрим, как открыть ЧОП и что для этого нужно.

Какие услуги оказывает охрана

По закону № 2487-1 от 11.03.1992 года «О частной детективной и охранной деятельности» такие предприятия имеют право предоставлять 7 услуг.

  1. Защита жизни и здоровья граждан. Подразумевает выполнение обязанности телохранителя физического лица по договору, предметом которого выступает сам заказчик, либо указанный им человек.
  2. Охрана объектов, имущества, находящихся в собственности, или владении (в том числе во время их транспортировки) за исключением объектов с пропускным режимом (дополняется пунктом 7).
  3. Проектирование, монтаж, обслуживание технических систем охраны с принятием соответствующих мер реагирования на поступившие от них сигналы. Перечень разрешенного оборудования перечислен в Пост. Прав. № 498 от 23.06.2011. Он включает средства аудио и видеонаблюдения, контроля доступа, мониторинга и навигации стационарных и движущихся предметов.
  4. Предоставление консультаций и рекомендаций по имущественной и личной безопасности. Имеются в виду эффективные схемы расположения оборудования, способы защиты и приемы самообороны. Правовые вопросы решаются с привлечением квалифицированных юристов по договору, или при наличии таковых в штате.
  5. Обеспечение порядка и безопасности при проведении массовых мероприятий: корпоративных праздников, презентаций, выставок. Такие услуги предоставляются на договорной основе с физическими и юридическими лицами, и включают разработку порядка проведения мероприятия, правил для участников, инструктаж.
  6. Обеспечение внутреннего режима на предприятиях, и в организациях. Это означает поддержание порядка, установленного заказчиком: входа, выхода, выноса предметов из здания и с территории, подъезда транспорта, контроля над поведением сотрудников и клиентов. Перечень исключений утвержден Пост. Прав. № 587 от 14.08.1992 (военные, оборонные, судебные).

В местах и на территории обслуживания работники частных предприятий обязаны оказывать содействие штатным сотрудникам полиции. Деятельность ЧОП контролируется органами МВД, они проводят плановые и внезапные проверки.

Ограничения деятельности

  1. Учредить ЧОП могут только российские граждане и организации. Иностранцы, и лица с двойным гражданством допускаются к этой деятельности только на основании международного договора.
  2. Каждый работник предприятия, включая руководителя, должен иметь удостоверение частного охранника. Получить его можно после профессионального обучения в специальных организациях, и нужно продлевать каждые 5 лет.
  3. Для руководителя обязательно высшее образование, и дополнительное — по программе повышения квалификации для ЧОО. У него не должно быть судимостей по уголовным делам, административных привлечений за хулиганство, наркотики.
  4. ЧОО разрешено использовать физическую силу, а также спецсредства и огнестрельное оружие — не больше 1 единицы на двух человек. Его виды, порядок приобретения и нормы обеспечения регламентированы Пост. Прав. №587 от 14.08.1992. Разрешение на использование тех или иных средств определяются разрядом охранника, которых насчитывается до шести.

Как открыть охранное предприятие

  1. Зарегистрировать ООО — другие организационные формы не разрешаются. Фирма не может заниматься другими видами деятельности, если осуществляет услуги по безопасности.
  2. Внести уставный капитал — не меньше 100 тыс. рублей, а если планируется вооруженная охрана или с применением техсредств — 250 тыс. рублей. Денежными средствами вносится не меньше 50%.
  3. Выбрать виды деятельности по «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)»: 80.10 — по предоставлению частной охраны, 80.20 — по обеспечению систем безопасности; 80.30 — детективная (сыскная) деятельность, в том числе с привлечением специалистов по договору.
  4. Получить лицензию — этот вопрос рассмотрим отдельно.

Для малых предприятий оптимально использование упрощенной схемы налогообложения . Объем вложений в бизнес зависит от характера услуг, которые планируется предоставлять. Если он минимальный — охрана без вооружения, монтажа сигнальных систем, то они складываются из аренды небольшого офиса (до 10 кв.м.), простейших средств связи и дешевой экипировки. В ином случае, потребуется закуп оружия, оборудование специальной сейфовой комнаты для хранения, автомобили, обустройство (аренда) стрельбища.

Порядок лицензирования ЧОП

Правила получения лицензий регулируются двумя документами:

  • «Положение о лицензировании частной... деятельности», утв. Пост. Прав. №498, 23.06.2011;
  • «Административный регламент МВД», утв. Приказом №1039, 29.09.2011.

Они выдаются «УРЛ МВД России» (Управление по организации лицензионно-разрешительной работы). На официальном сайте МВД (www.mvd.ru) можно скачать таблицу, где указаны адреса и телефоны всех областных подразделений, которые этим занимаются (рис. 2).

С заявлением на лицензию обращается руководитель организации, она выдается отдельно на каждый вид предоставляемых услуг, и все они перечисляются в документе. При этом нужно представить оригиналы и копии:

  1. диплома, удостоверения охранника, свидетельство об окончании курсов повышения квалификации — для руководителя;
  2. нотариально заверенные учредительные документы; свидетельства о госрегистрации и постановке на налоговый учет (или выписку из ЕГРЮЛ) ;
  3. заявление о выдаче личных карточек работников с приложением их фотографий 3*4 см, и выпиской из приказа о принятии на работу;
  4. квитанция об уплате госпошлины — 7500 рублей.

Дополнительно к ним:

  1. Для охраны с установкой и монтажом технических средств, обеспечения пропускного и внутриобъектового режима — штатное расписание, где предусмотрено круглосуточное дежурное отделение, соответствующие специалисты; подтверждение о наличии средств связи автотранспорта (собственных или арендованных); разрешение на использование радиочастот.
  2. Для консультирования — договор с юристом, либо должностную инструкцию штатного специалиста.
  3. Для получения права на обеспечение порядка во время массовых мероприятий — о наличии транспорта, связи, схемы действий и инструктажа во время их проведения.

В течение 45 дней проводится проверка с выездом на место, после чего выдается лицензия на 5 лет. Чтобы сразу начать бизнес, предприниматели чаще всего не вписывают в заявку пультовую и вооруженную охрану, поскольку в этом случае будет проверяться наличие оружейной комнаты, средств индивидуальной защиты и так далее. При накоплении средств и расширении можно дополнять лицензию, переоформление стоит 3 500 рублей.

Разрешение действительно на всей территории Российской федерации, но ЧОП может осуществлять работу только в регионе своей регистрации. О начале и прекращении деятельности необходимо докладывать в ОВД. Работа без разрешения влечет административную ответственность, причем в КоАП имеется разночтение. Так, ст. 20.6 установлен штраф за это нарушение: 20 000 - 30 000 рублей. В то же время, ст. 14.1 предусматривается наказание за предпринимательскую деятельность без лицензии в размере 40 000 - 50 000 рублей с конфискацией орудий производства. Так что, у судьи имеется выбор.

Какие услуги востребованы больше

Открыть ЧОП несложно, однако нужно учитывать в каком направлении изменяется спрос. В настоящее время на рынке распространены три вида услуг:

  1. физическая (постовая) охрана;
  2. пультовая система реагирования;
  3. «облачное» видеонаблюдение.

Самых крупных вложений требует монтаж и обслуживание пультовых комплексов. Кроме спецтехники, нужно обеспечить наличие автотранспорта и мобильных экипажей. Крупные заказчики (сетевые ритейлеры, банки) предпочитают иметь дело с фирмой, которая может предоставить полный комплекс физических и технических средств. Интеллектуальные видеотехнологии составляют серьезную конкуренцию пультам, так как позволяют клиенту сэкономить на дорогостоящем оборудовании.

В то же время, многие организации не могут обойтись без физической охраны. Более того, с целью экономии они предпочитают поставить людей на складах, строительных объектах, производственных территориях. Поэтому в ближайшем будущем, уход с рынка крепких ребят с дубинками не предвидится. Равно, как и пенсионеров, дело которым находится в школах, больницах, дачных поселках. Поэтому открытие ЧОП в современных условиях можно считать делом перспективным. Из-за особой специфики бизнеса франчайзинговых предложений в этой сфере нет.

Управление в охранной организации осуществляется по тем же принципам, что и в любой другой. Точно так же под системой управления предприятия мы понимаем способ организации работы на предприятии, направленный на то, чтобы комплексно и целенаправленно воздействовать на коллектив и отдельных работников для выполнения стоящих задач, обеспечить оптимальные условия для созидательного, творческого, инициативного труда.

Не вдаваясь в теорию управления, хочется остановиться на организаторской работе, практике создания иерархии управления в частной охранной организации.

Основатель нашего государства В.И.Ленин подчеркивал, что после того как определены основные цели и задачи, направления работы, на первое место выходит организаторская работа по практическому решению вопросов. «Надо продумать, что для успешного управления необходимо, кроме умения победить, умения убедить... умение практически организовать. Это самая трудная задача... И это самая благодарная задача», – писал он в работе «Очередные задачи Советской власти» (Ленин В.И. ПСС – т.36. – стр. 173). Итак, любое предприятие (организация) начинается с формирования организационной структуры, в том числе и управления, исходя из выполняемых задач.

Во главе организации стоит директор, которого назначает учредитель (учредители). При назначении директора с ним заключают контракт, в котором определяют его права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения и порядок освобождения от должности. К компетенции директора относятся все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции учредителей. Также оговариваются вопросы делегирования полномочий директора на время его болезни или отпуска.

Директор определяет систему полномочий, т.е. круг обязанностей каждого должностного лица, утверждает штатное расписание, создает рабочий аппарат управления ЧОО. Кроме того, в его компетенцию входит подбор ответственных сотрудников для выполнения поставленных задач, разработка системы контроля выполняемой работы и т.п. При этом директору следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, штат ЧОО и управленческого аппарата не может быть постоянным. Он будет меняться в зависимости от стоящих задач, финансовых возможностей и т.п.

Во-вторых, штат ЧОО не следует «раздувать». Большое количество вакансий приведет к неполной загрузке персонала, путанице, организационной неразберихе.

В-третьих, должно быть предусмотрено достаточное количество персонала в управленческом звене. Практика показывает, что для управления предприятием необходимо иметь одного управленца на 5-7 работников (от старшего смены до директора).

Например, на 2-4 охранника полагается один старший охранник. Старший смены назначается в группе из 5-8 человек. Старший объекта – один на 15-20 человек.

Часто в большом ЧОПе создаются различные отделы, во главе которых находятся начальник и его заместитель (заместители), например отдел стационарной охраны, отдел охраны при перевозке грузов, отдел по «личке» и т.п.

Количество и функциональные обязанности заместителя(ей) директора будут зависеть опять же от решаемых задач, финансовых возможностей.

Таким образом, выстраиваются организационная структура ЧОО и его управленческая иерархия.

Такое построение управленческой структуры позволит эффективно осуществлять конкретное и систематическое руководство деятельностью персонала ЧОПа, оказывать ему практическую помощь и постоянно контролировать работу, а самое важное - дает возможность эффективно распределить управленческие функции среди подчиненных, а также в случае необходимости делегировать полномочия руководителя другим должностным лицам.

Очень важный фактор – установление субординации на предприятии как основы отношений в коллективе. По приведенной выше схеме можно проследить порядок подчиненности, взаимодействия и взаимоотношений в коллективе охранной организации. По усмотрению директора в схеме можно дополнительно наметить так называемые маршруты управления персоналом. Каждый руководитель делает это самостоятельно в зависимости от поставленных задач и имеющихся возможностей.

Частная охранная организация – это специфическая организация как по решению стоящих задач, так и по составу. В ней возможны различные взаимоотношения. Кого-то устраивает вариант: «Петя... Вася... прошу вас выйти завтра», а кого-то: «Так точно! Никак нет!» Формирование взаимоотношений в ЧОО – это очень сложный, непрерывный процесс, овладев которым вы сумеете эффективнее управлять организацией.

Частная охранная организация, как и любой другой трудовой коллектив, представляет собой коллектив работников (в нашем случае частных охранников), объединенный корпоративной деятельностью, единством определенной морали, этики и служебного долга, а также отношениями товарищества. Сама организационная структура не создает коллектива, она не может полностью сформировать правильные взаимоотношения в нем. Нужно, чтобы между работниками, включенными в эту структуру, образовались прочные деловые, личные и, если хотите, эмоциональные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности, с благоприятными условиями труда для работника, когда говорят: «Хочется идти на работу».

Отправной точкой для работы руководителя по формированию коллектива и взаимоотношений в нем будут:

специалисты, обладающие необходимыми данными для совместной деятельности;

общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность.

Остановимся на первом положении и поговорим об особенностях формирования коллектива и взаимоотношений в охранном предприятии. Основной задачей руководства будет формирование такого коллектива и таких взаимоотношений, которые позволят успешно решить стоящие перед коллективом задачи, помогая ему стать материально благополучным. Только когда в ЧОО будут обозначены общие интересы и цели, можно наладить взаимодействие членов коллектива, создать здоровый социально-психологический климат и укрепить дисциплину.

Надо учитывать, что ЧОО по своей сути не может постоянно быть единым целостным коллективом. Сменность работы (в большинстве случаев на посту работает 1 человек), относительно большая текучесть кадров, периодическая перестановка личного состава на другие объекты или посты охраны - все это, конечно, затрудняет управление коллективом, уменьшает возможности формирования крепких взаимоотношений в нем. Тем не менее следует стремиться к созданию в коллективе открытой, дружеской, демократической обстановки.

Давайте рассмотрим, как происходит формирование коллектива в различных условиях работы

1. Общие направления формирования коллектива, воспитание и развитие сотрудников. Какой будет сформирован коллектив старших менеджеров и руководителей, такое влияние он будет оказывать на все дела в ЧОПе, на решение стоящих задач.

Если коллектив будет дружным, сплоченным, будет иметь общие интересы, то будет взаимовыручка и взаимопомощь, будут успехи, не будет склок, разбирательств, но будет здоровая обстановка среди подчиненных. И, естественно, все будет наоборот, если руководство не может распределить свои обязанности, организовать свой внутренний регламент, распланировать работу и определить стратегию действий.

Очень важным условием в этом направлении является тщательно разработанные служебные инструкции и обязанности должностных лиц с учетом профессионально-деловых характеристик руководителей и контроль за их исполнением со стороны директора.

Мы иногда забываем, что Трудовой кодекс разрешает работодателю в пределах его компетенции разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения внутри предприятия, которые распространяются на всех сотрудников. Но следует помнить, что локальные акты не могут снижать объем гарантий, предоставленных работникам государством.

В коллективе следует разработать правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы и время отдыха; применяемые меры поощрения и взыскания. Но следите, чтобы порядок приема и увольнения работников, закрепляемый в Правилах, соответствовал нормам Трудового кодекса, и помните, что любые нововведения возможны только в рамках этих норм и не могут ограничивать права работника, предоставленные ему ТК.

Формирование коллектива на постах, объектах охраны и в сменах, создание нормальных межличностных отношений между сотрудниками охраны. Этого можно достигнуть:

подбором персонала по деловым и психологическим характеристикам личности, их совместимостью в работе;

постоянным тщательным анализом работы сотрудников и своевременным изменением расстановки личного состава;

корректировкой характера контактов между сотрудниками (снятие конфликтности между ними, пресечение любых проявлений сговора, нейтрализация негативных явлений и т.п.);

пресечением исключительного положения отдельных сотрудников над другими – так называемого дедовства;

поддержанием разумной инициативы и энтузиазма частных охранников, состязательности в работе;

созданием положительного эмоционального настроения подчиненных (уверенность в завтрашнем дне, благоприятные условия для работы, здоровая обстановка в коллективе, доброжелательность руководства);

поддержанием достойного материального и морального вознаграждения за проделанную работу.

В основе авторитета руководителя лежат реальные личные достоинства и практические дела. Личность руководителя также играет немаловажную роль. Необходимо разъяснять подчиненным значимость действий руководителя, его опыта, знаний, создавать в коллективе здоровый эмоциональный отклик на начинания и распоряжения руководителя, предупреждать негативные реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение действий руководителя, своевременно корректировать деятельность руководителя в зависимости от положения дел и решаемых задач.

Не будем здесь говорить о различных стилях руководства (авторитарный, коллективный и пр.), они описаны во многих учебниках и руководствах. Главное – выбранный стиль руководства доложен позволять директору успешно выполнять стоящие перед коллективом задачи, повышать эффективность его работы.

И еще несколько слов о такой составляющей части основ управления предприятия, как исполнительская дисциплина. Без нее любая организаторская работа пройдет впустую, любое предприятие (организация) не сумеет выполнить стоящие перед ним задачи.

Исполнительская дисциплина обеспечивает единство и четкость распорядительства, согласовывает действия всех исполнителей, четко определяет их ответственность за результат, позволяет оперативно принимать решения и управлять в целом предприятием.

Строгая исполнительская дисциплина достигается, во-первых, детальной разработкой функциональных обязанностей исполнителей всей структуры, служебных инструкций и других нормативных документов.

Во-вторых, обеспечением глубокого знания исполнителями возложенных на них обязанностей, команд, распоряжений, выработкой у них навыков и умения исполнять их.

В-третьих, осуществлением повседневного систематического контроля работы, что дает возможность комплексной и объективной оценки.

В-четвертых, созданием условий в организации для проявления инициативы, атмосферы состязательности и соревнования, карьерного роста работников.

В-пятых, умелым использованием мер поощрений и взысканий.

В-шестых, решением социальных вопросов и гарантий (зарплата, социальные отчисления, оплата больничных листов, отпуска, нормализованное рабочее время и т.п.) для работников предприятия.

Владимир Черняев

Частное охранное предприятие «План А»

Лозунг: «С нами «План Б» не нужен»

Структура ЧОПа:

Организация работы любого ЧОП подразумевает установление режима охраны. Данный режим предусматривает сочетание организационных, материально-технических и контрольных мер, направленных на обеспечение гарантированной охраны физических лиц, материальных ценностей, а также информации о деятельности охраняемого объекта. Основной целью создания режима охраны является обеспечение сохранности зданий и помещений, имущества охраняемого объекта, любых сведений о деятельности этого предприятия.

Организация охраны включает:

    подбор личного состава на службу;

    общую специальную подготовку сотрудников;

    расстановку личного состава по охраняемым объектам;

    инструктаж личного состава перед заступлением на службу;

    постановку конкретных задач личному составу непосредственно перед заступлением на службу;

    контроль за несением службы (суточным) нарядом, подведение итогов несения службы.

Распределение личного состава по охраняемым объектам проводится с учетом:

    важности и особенностей охраняемого объекта;

    индивидуальных особенностей сотрудников охраны с учетом их образовательного, интеллектуального и возрастного цензов;

    физической подготовленности и огневой выучки, умения владеть специальными средствами самообороны;

    умения пользоваться инженерно-техническими средствами и средствами связи, имеющимися на охраняемых объектах.

При распределении на объекты желательно направлять молодых сотрудников совместно с опытными специалистами, чтобы в полной мере использовать их знания и практический опыт.

Эффективность:

I. Организация деятельности ЧОП

1. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации.

Устанавливаются:

    наличие необходимых учредительных и регистрационных документов;

    организационно-правовая форма;

    учредители частного охранного предприятия;

    наличие лицензий на осуществляемые виды деятельности;

    отсутствие противоречий в данных, указанных в учредительных документах и регистрационной анкете.

    изучаются цели и задачи частного охранного предприятия, а также соответствие их заключенным договорам.

а) Срок деятельности частного охранного предприятия на рынке оказания охранных услуг.

Данный критерий показывает, что предприятие создано, в том числе, с целью надежной долгосрочной работы, действует в рамках законодательства, направлено на развитие частной охранной деятельности и накапливает практический опыт.

Свыше 10 лет - 4 балла

От 5 до 10 лет - 3 балла

От 2 до 5 лет - 2 балла

Менее 2 лет - 1 балл

б) Уровень подготовки офисных помещений частного охранного предприятия.

Данный критерий показывает степень стабильности частного охранного предприятия, уровень организации работы.

    Офис и КХО располагаются в собственном или арендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 4 балла.

    Офис и КХО располагаются в субарендуемом помещении с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 3 балла.

    Офис и КХО располагаются на одном из охраняемых объектов с достаточным числом кабинетов для размещения подразделений, предусмотренных структурой частного охранного предприятия, и городскими телефонами - 2 балл.

    Офис или собственная КХО отсутствует – минус 2 балла.

    Достаточным числом кабинетов считается по одному на каждое подразделение частного охранного предприятия и руководящий состав. При недостаточном числе кабинетов рейтинговый показатель снижается на 1 балл.

II. Организационно-штатная структура и кадровый состав ЧОП

2. Организация деятельности частного охранного предприятия согласно Трудовому кодексу Российской Федерации.

Работодатель как субъект трудовых и непосредственно связанных с ними правоотношений - носитель определенных прав и обязанностей. Осуществляя свою деятельность, работодатель имеет право принимать локальные нормативные правовые акты, в числе которых есть обязательные, а также обязан знакомить с ними работников под роспись и требовать их исполнения.

Устанавливается наличие утвержденных обязательных локальных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения на частном охранном предприятии. Анализируется их содержание на соответствие требованиям Трудового кодекса Российской Федерации.

Выявление нарушений руководителем частного охранного предприятия требований трудового законодательства является причиной отсрочки вынесения решения о паспортизации до их устранения.

    В наличии трудовые книжки, журналы учета и регистрации трудовых книжек, карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях, заключены трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия – 4 балла.

    В наличии трудовые книжки, трудовые договоры со всеми сотрудниками предприятия, журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2, приказы о приеме, увольнении, дисциплинарных взысканиях – 2 балла.

    В наличии трудовые договоры не со всеми сотрудниками предприятия, не ведутся журналы учета и регистрации трудовых книжек, не в полном объеме карточки формы Т-2 – 0 баллов.

    Проводятся предрейсовые медицинские осмотры водителей (по журналам и путевым листам) – плюс 2 балла, отсутствуют предрейсовые медицинские осмотры – минус 3 балла.

3. Определение кадрового потенциала частного охранного предприятия.

При оценке кадрового потенциала выясняются:

3.1. Количественные и качественные показатели работников.

Определяются штатная и фактическая численность, доля работников, осуществляющих охранные функции. Устанавливается численность работников, имеющих:

удостоверение частного охранника;

разрешения на хранение и ношение служебного оружия.

3.2. Профессиональная подготовка работников.

Устанавливается число работников, прошедших периодические проверки. Определяется процент прохождения периодических проверок с первого, второго раза. Анализируются показатели за последние 12 месяцев.

а) Прохождение периодических проверок, проводимых органами внутренних дел:

Выставляются следующие баллы, если процент прохождения периодических проверок, проводимых органами внутренних дел, равен:

От 100% до 90% - 4 балла

От 90% до 50% - 3 балла

От 50% до 25% - 2 балла

б) Профессиональная подготовка (переподготовка) работников на частном охранном предприятии:

Направление работников в специализированные учебные центры либо приглашение специалистов для обучения из специализированных учебных центров - 4 балла;

Собственными силами с использованием собственных программ, методических пособий и брошюр - 3 балла;

Подготовка работников проводится на объекте в процессе основной деятельности - 1 балл.

4. Оценка качества работы управленческого аппарата.

4.1. Оценка соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности: охранная деятельность.

При оценке соблюдения лицензионных требований и условий по виду деятельности за основу принимается исполнение требований и их соответствие требованиям ОЛРР (около 25 пунктов).

    Все пункты выполняются - 4 балла;

    Есть незначительные, легкоустранимые замечания - 3 балла.

4.2. Оценка качества работы внутренних документов предприятия, их соответствия специфике охранных услуг.

а) Разработка собственных договоров по охране объектов:

Наличие внутренних служебных документов по охране объектов говорит о степени творческого участия управленческого аппарата в организации охраны.

    Разработка и использование индивидуальных договоров на каждый объект с учетом его специфики - 4 балла;

    Использование типовых договоров на каждый объект - 2 балла.

б) Разработка и ведение внутренних служебных документов по охране объектов:

    Разработка и использование индивидуальных инструкций на каждый объект охраны с учетом специфики объекта - 4 балла;

    Использование типовых инструкций на каждый объект охраны без учета специфики объекта - 2 балла.

в) Порядок проведения проверок несения службы на объектах охраны:

    Наличие в управленческом аппарате специально выделенных сотрудников, постоянно проводящих проверки несения службы на объектах охраны - 4 балла;

    Проведение регулярных (не менее одного раза в сутки) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 3 балла;

    Проведение регулярных (не менее 4 раз в неделю) проверок силами управленческого аппарата и кураторов объектов - 2 балла;

    Проведение периодических (менее 4 раз в неделю) проверок кураторами объектов - 1 балл.

III. Материально-техническая база и финансовые показатели ЧОП

5. Определение материально-технической базы частного охранного предприятия.

При изучении материально-технической базы выясняется число единиц имеющегося на частном охранном предприятии оружия, количество спецсредств, средств связи, автомобилей и иного оборудования, необходимого для осуществления охранных функций.

а) Обеспечение охранников форменной одеждой:

    Наличие форменной одежды (название/эмблема ЧОП на одежде обязательно) в зависимости от сезона, места несения службы и задач охранников - 4 балла;

    Неполное обеспечение охранников форменной одеждой или отсутствие названия/эмблемы на одежде - 2 балла.

б) Наличие круглосуточной дежурной службы управления нарядами:

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с одним из руководителей частного охранного предприятия и наличие подразделения (группы) реагирования в составе четырех и более авто-экипажей - 4 балла;

    Наличие круглосуточной дежурной смены во главе с начальником смены и наличие подразделения (группы) реагирования в составе двух и более авто-экипажей - 3 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного и наличие одного авто-экипажа - 2 балла;

    Наличие одного круглосуточного дежурного без авто-экипажа - 1 балл;

    Отсутствие круглосуточного дежурного - 0 баллов.

в) Наличие оперативной радио- (телефонной) связи у дежурной смены:

    Наличие оперативной радио - (телефонной) связи на 100% объектах охраны - 4 балла;

    Не менее чем с 80% объектов охраны - 3 балла;

    Менее чем с 80% объектов охраны - 1 балл;

    Использование постовых отметчиков - плюс 2 балла.

г) Обеспеченность автотранспортом:

    Достаточное количество автомобилей, принадлежащих охранному предприятию или арендуемых у учредителей или руководителей ЧОП - 4 балла;

    Достаточное количество автомобилей, арендуемых у производственных работников охранного предприятия - 2 балла;

    Недостаточное количество автомобилей для осуществления охранных услуг – минус 2 балла;

    Наличие эмблем/опознавательных знаков ЧОП на бортах обязательно. Отсутствие эмблем – минус 1 балл.

6. Определение специализации частного охранного предприятия.

При определении специализации частного охранного предприятия устанавливаются:

число заключенных договоров в целом и доля договоров, заключенных на охрану объектов (с оружием, без оружия) и другие виды деятельности;

типы охраняемых объектов, их процентное соотношение к общему числу.

6.1. Оценка соответствия законодательству документов, необходимых для осуществления охранных услуг с использованием радиоканала и групп быстрого реагирования.

Устанавливается соответствие документов ЧОП, который использует радиоканал, требуемым законодательством.

Устанавливается наличие:

Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации.

Свидетельства о регистрации радиоэлектронных средств (далее – РЭС) Федеральной службы по надзору в сфере связи или Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Разрешения на право эксплуатации подвижных или сухопутных радиостанций, выданные Управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (РОССВЯЗЬОХРАНКУЛЬТУРОЙ).

Документ (отметка в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей.

    В наличии все вышеперечисленные документы – 4 балла.

    Отсутствуют Разрешения на право эксплуатации подвижных радиостанций или документы (отметки в документах) на право использования символики предприятия на бортах автомобилей – 3 балла.

    Отсутствует Разрешение на использование радиочастот или радиочастотных каналов Министерства информационных технологий и связи РФ или Свидетельства о регистрации РЭС – минус 2 балла.

7. Оценка участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка.

При определении участия частного охранного предприятия в обеспечении общественного порядка устанавливается число осуществленных выходов (и количество принявших участие сотрудников) на охрану общественного порядка.

    За участие частного охранного предприятия в охране общественного порядка, осуществлении патрулирования рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За наличие документов и иных материальных знаков оценки служебной деятельности частного охранного предприятия со стороны контролирующих органов (ОВД), органов муниципальной власти и заказчиков рейтинговый показатель увеличивается на два балла.

    За выявление фактов неисполнения взятых на себя обязательств по договорам об участии в охране общественного порядка и патрулировании рейтинговый показатель снижается на два балла.

8. Оценка соблюдения требований федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих оборот оружия и частную охранную деятельность.

Устанавливаются факты нарушений лицензионных требований и условий, определенных Положением о лицензировании частной охранной деятельности. Особое внимание уделяется фактам неправомерного применения служебного оружия, его утраты, участия в гражданско-правовых спорах юридических лиц, числу возбужденных уголовных дел в отношении сотрудников предприятия безопасности.

Анализируются данные за последние 12 месяцев.

    За участие частного охранного предприятия в конфликтах, связанных с гражданско-правовыми спорами, рейтинговый показатель снижается на 50% баллов, при наличии повторного участия за проверяемый период предприятие получает отказ в паспортизации.

    За утрату служебного оружия или неправомерное его применение общий рейтинговый показатель снижается на 50% баллов.

    За вынесение частному охранному предприятию предупреждения(й) о нарушении законодательства, регулирующего оборот оружия и частную охранную деятельность (в течение года со дня вынесения), общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За привлечение к уголовной ответственности работников частного охранного предприятия общий рейтинговый показатель снижается на 25% баллов.

    За каждый судебный иск о возмещении ущерба по фактам нанесения вреда охраняемому имуществу собственника общий рейтинговый показатель снижается на 5% баллов.

9. Финансовые показатели ЧОП

Основной целью проведения экспертизы финансовых показателей ЧОП является получение объективной оценки их платежеспособности, финансовой устойчивости, деловой активности и эффективности деятельности.

9.1. Анализ финансовой устойчивости.

Рассматривается отсутствие (наличие) просроченной задолженности по налогам и обязательным платежам.

    Предприятию, у которого просроченная задолженность по налогам и обязательным платежам отсутствует, выставляется 4 балла.

    Предприятие, имеющее просроченную задолженность, не может считаться финансово устойчивым, и общий рейтинговый показатель снижается на 10% баллов.

9.2. Анализ фонда оплаты труда охранников.

9.2.1. В ходе анализа соотносится средняя заработная плата одного охранника со средней зарплатой по отрасли в регионе.

Данный показатель вычисляется относительно средней заработной платы по отрасли в анализируемом регионе. Значение данного показателя должно быть не менее 1.

    В том случае, если средняя заработная плата соотносится со средней зарплатой по отрасли в регионе с коэффициентом 0,8-1,2, то охранному предприятию выставляется 1 балл. Если она превышает его, то 2 балла.

9.2.2. Определяется темп роста заработной платы охранников.

    Если темп роста заработной платы охранников превышает темп инфляции, установленный Правительством России за анализируемый период, то в этом случае анализируемому предприятию выставляется 2 балла рейтинговой оценки.

    В случае если темп роста заработной платы не превышает темпа инфляции, то 1 балл.

    Если в организации за анализируемый период отсутствовал рост заработной платы или она сокращалась, то охранному предприятию не выставляется ни одного балла.

9.3. Анализ затрат на страхование охранников.

Отслеживаются расходы на обязательное страхование сотрудников - на какую сумму в среднем страхуется один охранник относительно прожиточного минимума в данном регионе для трудоспособного населения.

    Если сумма страховки превышает прожиточный минимум, то охранному предприятию выставляется 2 балла, если сумма страховки и прожиточного минимума соотносится с коэффициентом от 0,5 до 1,0, то предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

9.4. Анализ материальных запасов и специфических основных средств.

При проведении анализа материальных запасов и специфических основных средств устанавливаются:

    Средние расходы на форму (обмундирование), в том числе на одного сотрудника;

    Средняя стоимость оружия и специальных средств, приходящаяся на одного сотрудника;

    Стоимость средств связи (мобильные, радиосвязь и прочее) на каждого охранника.

По итогам анализа данных показателей делается вывод об обеспеченности или необеспеченности охранников конкретного предприятия специфическими основными средствами и материалами. В первом случае охранному предприятию выставляется 1 балл рейтинговой оценки.

(Прим. Максимально возможное количество - 77 баллов)

При сумме баллов более 65 предприятие обладает высоким рейтингом.

При сумме баллов от 50 до 64 предприятие обладает хорошим рейтингом.

При сумме баллов от 35 до 49 предприятие обладает достаточным рейтингом.

При сумме баллов менее 35 предприятие не обладает достаточным рейтингом.

Введение

Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменение системы субъектов борьбы с преступностью в России. В период реформ утратили прежнее значение отдельные общественные формирования, такие как добровольные народные дружины, в то же время возникли новые субъекты борьбы с преступностью. В частности, интенсивно развивался институт частной детективной и охранной деятельности.

Известно, что большая часть денег налогоплательщиков идет на содержание государственного аппарата, в том числе на содержание правоохранительных органов. Государство в той или иной степени создает гарантии безопасности своих граждан и их собственности. Безусловно, эти гарантии могут быть, более высокими в наиболее развитых в экономическом плане государствах. Вот только способно ли государство обеспечить полную гарантию безопасности своих граждан и их собственности? Все цивилизованные страны прошли по пути не только разрешения деятельности частных охранных и детективных структур, но и различными способами стимулируют их развитие.

Своей деятельностью негосударственные охранные предприятия вносят существенный вклад в борьбу с преступностью в РФ. Обеспечение охраны коммерческих и отдельных государственных структур, проверка торговых и финансовых партнеров, проверка благонадежности граждан при устройстве на работу, все это способствует сокращению темпов роста правонарушений, сохраняет от расхищения значительные материальные и финансовые средства, а в целом - способствует стабилизации экономики и улучшению криминогенной ситуации в стране.

В нынешней ситуации частные охранно-сыскные предприятия стали неотъемлемой частью системы внутренней безопасности государства. Они вносят существенный вклад в дело сдерживания роста преступности и борьбы с нею.

В настоящее время основную часть руководства частных охранных служб и служб безопасности составляют бывшие сотрудники МВД, ФСБ и прокуратуры. Они сохранили свои связи с прежним местом работы, что может, при правильной постановке вопроса, содействовать координации деятельности государственных и частных правоохранительных структур.

Деятельность частных охранных структур

К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам (ДОА), службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.

Частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации. В законе также указано, что граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется.

Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.

В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Услуги охраны могут оказывать лишь физические или юридические лица, имеющие статус частного детектива, частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения.

Физические и юридические лица, не имеющие такого статуса, не вправе оказывать сыскные и охранные услуги.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные в законе сыскные услуги. Совмещение этой деятельности с государственной службой не допускается.

Лицензия на работу в качестве частного детектива выдается органов внутренних дел в течение месяца со дня подачи заявления гражданином, претендующим на ее получение, сроком на 3 года.

Частные охранные предприятия вправе создавать объединения, имеющие статус юридического лица. Такие объединения должны получить соответствующую лицензию в органах внутренних дел. Руководители объединений обязаны иметь высшее юридическое образование и лицензию на частную сыскную деятельность.

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

В процессе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных законом, и в пределах предоставленных лицензией.

Надо признать, что сегодня без негосударственной системы обеспечения безопасности, в том числе защиты государственных интересов обойтись нельзя. Если бы одни государственные правоохранительные органы могли решать эту задачу, можно было бы ограничивать деятельность негосударственной системы. Но государственные органы сегодня не в состоянии противостоять даже преступности - наиболее опасным нарушениям закона. Поэтому надо быть реалистами и ставить перед негосударственной службой безопасности четкие, содержательные задачи, давать ей соответствующие полномочия, но и разумеется, контролировать ее деятельность. Должное функционирование негосударственных правоохранительных структур, служб безопасности зависит и от научного обеспечения этой деятельности, от подготовки кадров, от многих других факторов. Причем немаловажную роль призвана играть и пресса. В средствах массовой информации редко обсуждаются вопросы деятельности негосударственных служб безопасности. Все эти службы как бы уравниваются, а их деятельность нередко воспринимается, как только внешне охранная, деятельность телохранителей. В прессе можно эти вопросы обсуждать более широко и более ясно. И лучше, когда это будут делать люди, которые видят проблему и со стороны, и как бы изнутри.

Существует также проблема кадров. Если человек заканчивает службу в правоохранительных органах (в МВД, в службе безопасности, в прокуратуре, в налоговой полиции и т. п.) и приходит в негосударственную структуру, он понимает, что работа в ней носит специфический характер. Нужна дополнительная подготовка. Необходимо развивать системы такой подготовки, в том числе при участии государственных органов. Здесь придется решать комплекс крайне важных проблем. И если это всё не делать срочно, обеспечение безопасности негосударственных структур и даже структур, где государственная доля является преобладающей, будет строиться на полулегальной или даже неправовой основе. В этом бывают заинтересованы отдельные сотрудники государственных структур, наживающиеся на оказании помощи в виде предоставления необходимой информации и т.п.

Управление в охранном предприятии осуществляется по тем же принципам, что и в любом другом. Точно так же под системой управления предприятия мы понимаем способ организации работы на предприятии, направленный на то, чтобы комплексно и целенаправленно воздействовать на коллектив и отдельных работников для выполнения стоящих задач, обеспечить оптимальные условия для созидательного, творческого, инициативного труда.

Не вдаваясь в теорию управления, хочется остановиться на организаторской работе, практике создания иерархии управления в частном охранном предприятии.

Любое предприятие (организация) начинается с формирования организационной структуры, в том числе и управления, исходя из выполняемых задач.

Во главе организации стоит директор, которого назначает учредитель (учредители). При назначении директора с ним заключают контракт, в котором определяют его права, обязанности и ответственность, условия материального обеспечения и порядок освобождения от должности. К компетенции директора относятся все вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции учредителей. Также оговариваются вопросы делегирования полномочий директора на время его болезни или отпуска.

Директор определяет систему полномочий, т.е. круг обязанностей каждого должностного лица, утверждает штатное расписание, создает рабочий аппарат управления ЧОПом. Кроме того, в его компетенцию входит подбор ответственных сотрудников для выполнения поставленных задач, разработка системы контроля выполняемой работы и т.п. При этом директору следует учитывать несколько моментов.

Во-первых, штат ЧОПа и управленческого аппарата не может быть постоянным. Он будет меняться в зависимости от стоящих задач, финансовых возможностей и т.п.

Во-вторых, штат ЧОПа не следует «раздувать». Большое количество вакансий приведет к неполной загрузке персонала, путанице, организационной неразберихе.

В-третьих, должно быть предусмотрено достаточное количество персонала в управленческом звене. Практика показывает, что для управления предприятием необходимо иметь одного управленца на 5-7 работников (от старшего смены до директора).

Например, на 2-4 охранника полагается один старший охранник. Старший смены назначается в группе из 5-8 человек. Старший объекта - один на 15-20 человек.

Часто в большом ЧОПе создаются различные отделы, во главе которых находятся начальник и его заместитель (заместители), например отдел стационарной охраны, отдел охраны при перевозке грузов, отдел по «личке» и т.п.

Количество и функциональные обязанности заместителя(ей) директора будут зависеть опять же от решаемых задач, финансовых возможностей.

Таким образом, выстраиваются организационная структура ЧОП и его управленческая иерархия.

На схеме организационная структура и управленческая иерархия будут выглядеть примерно так.

Такое построение управленческой структуры позволит эффективно осуществлять конкретное и систематическое руководство деятельностью персонала ЧОПа, оказывать ему практическую помощь и постоянно контролировать работу, а самое важное - дает возможность эффективно распределить управленческие функции среди подчиненных, а также в случае необходимости делегировать полномочия руководителя другим должностным лицам.

Очень важный фактор - установление субординации на предприятии как основы отношений в коллективе. По приведенной выше схеме можно проследить порядок подчиненности, взаимодействия и взаимоотношений в коллективе охранного предприятия. По усмотрению директора в схеме можно дополнительно наметить так называемые маршруты управления персоналом. Каждый руководитель делает это самостоятельно в зависимости от поставленных задач и имеющихся возможностей.

Частное охранное предприятие - это специфическая организация как по решению стоящих задач, так и по составу. В ней возможны различные взаимоотношения. Кого-то устраивает вариант: «Петя... Вася... прошу вас выйти завтра», а кого-то: «Так точно! Никак нет!» Формирование взаимоотношений в ЧОПе - это очень сложный, непрерывный процесс, овладев которым вы сумеете эффективнее управлять организацией.

Частное охранное предприятие, как и любой другой трудовой коллектив, представляет собой коллектив работников (в нашем случае частных охранников), объединенный корпоративной деятельностью, единством определенной морали, этики и служебного долга, а также отношениями товарищества. Сама организационная структура не создает коллектива, она не может полностью сформировать правильные взаимоотношения в нем. Нужно, чтобы между работниками, включенными в эту структуру, образовались прочные деловые, личные и, если хотите, эмоциональные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности, с благоприятными условиями труда для работника, когда говорят: «Хочется идти на работу».

Отправной точкой для работы руководителя по формированию коллектива и взаимоотношений в нем будут:

Специалисты, обладающие необходимыми данными для совместной деятельности;

Общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность.

Остановимся на первом положении и поговорим об особенностях формирования коллектива и взаимоотношений в охранном предприятии. Основной задачей руководства будет формирование такого коллектива и таких взаимоотношений, которые позволят успешно решить стоящие перед коллективом задачи, помогая ему стать материально благополучным. Только когда в ЧОПе будут обозначены общие интересы и цели, можно наладить взаимодействие членов коллектива, создать здоровый социально-психологический климат и укрепить дисциплину.

Надо учитывать, что ЧОП по своей сути не может постоянно быть единым целостным коллективом. Сменность работы (в большинстве случаев на посту работает 1 человек), относительно большая текучесть кадров, периодическая перестановка личного состава на другие объекты или посты охраны - все это, конечно, затрудняет управление коллективом, уменьшает возможности формирования крепких взаимоотношений в нем. Тем не менее следует стремиться к созданию в коллективе открытой, дружеской, демократической обстановки.

Давайте рассмотрим, как происходит формирование коллектива в различных условиях работы.

1. Общие направления формирования коллектива, воспитание и развитие сотрудников. Какой будет сформирован коллектив старших менеджеров и руководителей, такое влияние он будет оказывать на все дела в ЧОПе, на решение стоящих задач.

Если коллектив будет дружным, сплоченным, будет иметь общие интересы, то будет взаимовыручка и взаимопомощь, будут успехи, не будет склок, разбирательств, но будет здоровая обстановка среди подчиненных. И, естественно, все будет наоборот, если руководство не может распределить свои обязанности, организовать свой внутренний регламент, распланировать работу и определить стратегию действий.

Очень важным условием в этом направлении является тщательно разработанные служебные инструкции и обязанности должностных лиц с учетом профессионально-деловых характеристик руководителей и контроль за их исполнением со стороны директора.

Мы иногда забываем, что Трудовой кодекс разрешает работодателю в пределах его компетенции разрабатывать локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения внутри предприятия, которые распространяются на всех сотрудников. Но следует помнить, что локальные акты не могут снижать объем гарантий, предоставленных работникам государством.

В коллективе следует разработать правила внутреннего трудового распорядка, которые устанавливают порядок приема и увольнения работников; основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора; режим работы и время отдыха; применяемые меры поощрения и взыскания. Но следите, чтобы порядок приема и увольнения работников, закрепляемый в Правилах, соответствовал нормам Трудового кодекса, и помните, что любые нововведения возможны только в рамках этих норм и не могут ограничивать права работника, предоставленные ему ТК.

Формирование коллектива на постах, объектах охраны и в сменах, создание нормальных межличностных отношений между сотрудниками охраны. Этого можно достигнуть:

Подбором персонала по деловым и психологическим характеристикам личности, их совместимостью в работе;

Постоянным тщательным анализом работы сотрудников и своевременным изменением расстановки личного состава;

Корректировкой характера контактов между сотрудниками (снятие конфликтности между ними, пресечение любых проявлений сговора, нейтрализация негативных явлений и т.п.);

Пресечением исключительного положения отдельных сотрудников над другими - так называемого дедовства;

Поддержанием разумной инициативы и энтузиазма частных охранников, состязательности в работе;

Созданием положительного эмоционального настроения подчиненных (уверенность в завтрашнем дне, благоприятные условия для работы, здоровая обстановка в коллективе, доброжелательность руководства);

Поддержанием достойного материального и морального вознаграждения за проделанную работу.

Повышение авторитета руководителя. Авторитет руководителя - это характеристика его служебного и личного положения в коллективе. Он вырабатывается во взаимоотношениях с подчиненными и усиливает влияние руководителя на решение стоящих задач.

В основе авторитета руководителя лежат реальные личные достоинства и практические дела. Личность руководителя также играет немаловажную роль. Необходимо разъяснять подчиненным значимость действий руководителя, его опыта, знаний, создавать в коллективе здоровый эмоциональный отклик на начинания и распоряжения руководителя, предупреждать негативные реакции отдельных лиц или их коллективное осуждение действий руководителя, своевременно корректировать деятельность руководителя в зависимости от положения дел и решаемых задач.

С авторитетом руководителя связана и другая социально-психологическая реальность, которая пронизывает жизнь любого коллектива. Речь идет о стиле руководства, то есть о сложившемся и утвердившемся порядке действия руководителя, его умении соответствовать целям деятельности и реальным возможностям людей.

Не будем здесь говорить о различных стилях руководства (авторитарный, коллективный и пр.), они описаны во многих учебниках и руководствах. Главное - выбранный стиль руководства доложен позволять директору успешно выполнять стоящие перед коллективом задачи, повышать эффективность его работы. Этому уже были посвящены различные работы автора, напечатанные в журнале «Охранная деятельность» за прошлые годы, а также в книге «Азбука частной охранной деятельности».

И еще несколько слов о такой составляющей части основ управления предприятия, как исполнительская дисциплина. Без нее любая организаторская работа пройдет впустую, любое предприятие (организация) не сумеет выполнить стоящие перед ним задачи.

Исполнительская дисциплина обеспечивает единство и четкость распорядительства, согласовывает действия всех исполнителей, четко определяет их ответственность за результат, позволяет оперативно принимать решения и управлять в целом предприятием.

Строгая исполнительская дисциплина достигается, во-первых, детальной разработкой функциональных обязанностей исполнителей всей структуры, служебных инструкций и других нормативных документов.

Во-вторых, обеспечением глубокого знания исполнителями возложенных на них обязанностей, команд, распоряжений, выработкой у них навыков и умения исполнять их.

В-третьих, осуществлением повседневного систематического контроля работы, что дает возможность комплексной и объективной оценки.

В-четвертых, созданием условий в организации для проявления инициативы, атмосферы состязательности и соревнования, карьерного роста работников.

В-пятых, умелым использованием мер поощрений и взысканий.

В-шестых, решением социальных вопросов и гарантий (зарплата, социальные отчисления, оплата больничных листов, отпуска, нормализованное рабочее время и т.п.) для работников предприятия.

В данной статье автор не ставил перед собой задачу в полном объеме и детально рассмотреть основы управления охранным предприятием. Рассмотрены основные положения заданной темы. Надеюсь, что эта публикация поможет руководителям ЧОПов организовать свою повседневную работу.