Красивые юридические термины. Юридическая терминология

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ

Абсолютная монархия – форма государственного правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках монарха, она ничем не ограничена, конституция и парламент отсутствуют, разделения власти на ветви не существует.

Автономия – форма самоуправления части территории унитарного, а иногда и федеративного государства.

Административная юрисдикция – установленная законодательными актами деятельность органов государственного управления и должностных лиц по разрешению индивидуальных административных дел и применению соответствующих юридических санкций в административном порядке (без обращения в суд).

Административно-территориальное устройство – разделение территории государства на определенные части (области, районы, провинции и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов власти.

Акт юридический (правовой акт) – официальный письменный документ, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений.

Акт применении норм права – индивидуальное, государственно-властное веление (предписание), вынесенное в результате решения юридического дела.

Акты официального толкования нормы права – правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснения норм права.

Активное избирательное право – право участвовать с решающим голосом в избрании и отзыве членов выборных государственных органов, а также в референдумах.

Аналогия закона – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы конкретного закона, регулирующей сходные с рассматриваемой ситуацией отношения.

Аналогия права – способ преодоления пробела, при котором правоприменительное решение принимается на основе принципов права, духа законодательства.

Апатриды - липа, не имеющие прав гражданства в каком-либо государстве.

Апелляция – одна из форм обжалования судебного приговора.

Арбитраж – орган для разрешения имущественных и связанных с ними неимущественных споров, образованный по соглашению сторон или компетентными органами.

Бланкетные диспозиции – не излагают правило поведения, а отсылают для ознакомления с ним к правилам, положениям, инструкциям и пр.

Вето – запрет, налагаемый главой государства на решение органа исполнительной или законодательной власти.

Власть (социальная) – способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью воли, авторитета, насилия.

Власть государственная – политическое руководство обществом при помощи государственного аппарата.

Вменяемость нормальное состояние психики здорового человека; выражается в способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Глава государства – высшее должностное лицо, считающееся носителем исполнительной власти и верховным представителем государства в сфере внешних отношений.

Гипотеза – часть нормы права, указывающая на конкретные условия (обстоятельства), при наличии или отсутствии которых начинает действовать норма.

Государственный аппарат - система органов государства, т е. органов, через которые осуществляется государственная власть.

Государственное принуждение – это осуществляемое на основе закона государственными органами, должностными лицами и уполномоченными общественными организациями физическое, психическое, имущественное или организационное воздействие в целях защиты личных, общественных или государственных интересов.

Государственный суверенитет – политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти как внутри, так и вне границ государства, состоящее в праве государства самостоятельно и свободно решать все свои дела.

Государственное устройство – внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Государство – суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарата принуждения, создающая право и взимающая налоги, необходимые для осуществления своих функций.

Гражданство – политическая и правовая связь лица с государством.

Гражданское общество – такое состояние сообщества людей в данном государстве, которое развивается на основе притязаний индивида на свободную самореализацию в обществе и государстве и саморегулирования без произвольного вмешательства государства либо при его минимальном участии

Грамматический (филологический, языковой, текстовой) способ толкования – состоит в уяснении смысла правовой нормы на основе анализа текста какого-либо нормативного акта (выясняется значение отдельных слов, устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений, обращается внимание на знаки препинания, союзы, вводные слова).

Дееспособность – способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.

Действие нормативно-правового акта – обязательность исполнения закона или иного нормативно-правового акта в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц.

Действия – такие юридические факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношений

Делегированное (легальное) правотворчество – издание правительством (или другими органами исполнительной власти) в соответствии с Конституцией и иными законами или по уполномочию парламента нормативных актов.

Деликт – деяние, причиняющее вред личности или обществу.

Деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

Демократия – народовластие; форма общественной власти государства, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Деформация правосознания – это его искажение, «разрушение» позитивных идей, убеждений, чувств, установок и т.п.

Диспозитивный (автономный) метод правого регулирования – способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность урегулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

Диспозиция – часть нормы, содержащая правило поведения, которому должны следовать субъекты права.

Договор нормативного содержании – по двустороннее или многостороннее соглашение между субъектами правотворчества, содержащее нормы права.

Должностное лицо – лицо, осуществляющее постоянно или временно функции представителя власти, а также занимающее постоянно или временно в государственных иди общественных учреждениях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административных обязанностей.

Доктринальное (научное) толкование – разъяснение норм права научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, научных комментариях, устных и письменных обсуждениях проектов нормативных актов.

Закон – правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом процедурном порядке высшими законодательными (представительными) органами государственной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законность – точное, строгое и неукоснительное соблюдение исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативных правовых актов.

Законодательная (представительная) власть – одна из трех уравновешивающих друг друга властей в государстве, осуществляемая избранными народом законодательными (представительными) органами, обладающая исключительным правом издавать законы.

Законодательная инициатива – право внесения законопроекта в законодательное учреждение в соответствии с установленной процедурой.

Злоупотребление правом – использование субъективного права в противоречии с его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых интересов другого лица.

Импичмент – специальная юридическая процедура, которая предусматривает лишение полномочий главы государства.

Индивидуальный статус – фиксирует правовое положение отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемую работу и пр.), он подвижен, динамичен, изменяется вместе с происходящими в жизни человека переменами.

Индивиды (физические липа) – граждане государства, иностранцы, лица без гражданства (апатриды), лица с двойным гражданством (бипатриды).

Инкорпорация – форма систематизации законодательства, при которой нормативные акты без изменения их содержания объединяются в различного рода сборники и собрания.

Иск – обращение в суд с целью защиты нарушенного или оспариваемого субъективного права.

Исполнительные органы государственной власти – органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнения законов, принятых представительными органами.

Историко-юридический способ толкования - состоит в уяснении смысла правовых норм на основе исследования историко-политических условий их принятия.

Источник (форма) права (в формально-юридическом смысле) - способы внешнего выражения и закрепления содержания правовых предписаний, придания им общего и обязательного для исполнения (соблюдения) характера.

Казуальное толкование - характеризуется обязательностью, индивидуальным характером, однократным использованием применительно к конкретному случаю.

Казус - событие, случайное действие, которое наступает без волевого участия субъектов правоотношений.

Кассация - обжалование, опротестование в вышестоящий суд судебных решений, не вступивших в законную силу.

Кворум - количество участников собрания, необходимое для признания его решения правомочным.

Кодекс - значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений.

Кодификация - форма систематизации законодательства, при которой происходит существенная внутренняя переработка правового материала, в результате чего создается принципиально новый акт.

Коллизионные нормы - предписания, принимаемые с целью устранения коллизий, либо устанавливающие порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

Компетентное (профессиональное) толкование - разъяснение смысла правовой нормы, исходящее от сведущих в области права лиц - юристов-практиков, должностных лиц и т.п.

Компетенция - совокупность прав и обязанностей любого коллективного субъекта права.

Конкретные правоотношения - правовые связи, субъекты которых, во всяком случае один из них (носитель субъективного права), определены путем поименной индивидуализации.

Консолидация – форма законодательства, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким вопросам в один укрупненный акт, при этом не происходит изменения их содержания, но каждый из объединяемых актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.

Конфедерации - представляют собой объединение государств, которые сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления и при этом создают специальные объединенные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических, экономических и пр.).

Легальное (разрешенное, делегированное) толкование – разъяснение смысла правовых предписаний, которое осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено.

Логический способ толкования - состоит в исследовании не отдельных слов, а внутренних связей между частями нормативного акта, логической структуры правовых предписаний путем непосредственного использования законов и правил логики (логические преобразование, выводы от противного и пр.).

Мажоритарная система - система определения результатов голосования, по которой избранным считается тот кандидат, который набрал установленное законом большинство голосов.

Местное самоуправление - особый вид публичной власти, осуществляющей самостоятельное решение населением какой-либо территориальной общности (сельская община, район, город и т.п.) вопросов местного значения с финансированием за счет местных ресурсов и под ответственность населения указанной общности.

Метод правового регулирования - совокупность юридических приемов, способов воздействия права на общественные отношения.

Методы теории государства и права - это совокупность приемов и способов, с помощью которых изучается право и государство.

Механизм государства (государственный аппарат) – система государственных органов, учреждений и организаций, при помощи которых обеспечивается выполнение внутренних и внешних функций государства.

Механизм правового регулирования - взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть формально (полностью или частично) сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (фараона, короля, царя, императора, шаха) и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Мононормы - единые, нерасчлененные специфические социальные нормы (образцы, правила поведения) первобытного общества.

Мораторий - отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая на определенный срок.

Налоги - устанавливаемые государством обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц.

Неофициальная инкорпорация - создание издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов.

Неофициальное толкование - разъяснение смысла правовых норм, которое дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими полномочиями официально разъяснять правовые предписания.

Норма пряна - это общеобязательное, формально-определенное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

Нормативное толкование - характеризуется государственной обязательностью, общим характером, возможностью неоднократного использования, при этом не ведет к созданию новых правовых норм.

Нормативно-правовой акт – официальный письменный документ, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.

Нормы морали – правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе представлений о добре и зле, о справедливости и несправедливости и т.д.

Нормы-дефиниции - предписания, содержащие определения правовых понятий и категорий.

Нормы-принципы – предписания, выражающие и закрепляющие принципы права.

Обратная сила закона (ретроактивность) - распространение действия норм данного закона на общественные отношения, имевшие место до его вступления в законную силу.

Общественный порядок - состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на соблюдении и исполнении всеми субъектами всех действующих в обществе социальных норм.

Общий правовой статус - статус лица как гражданина государства, члена общества (определяется Конституцией страны, является единым, одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью).

Объект права - общественные отношения, которые подлежат правовому регулированию.

Объект правоотношения – те материальные и духовные блага, по поводу которых у субъектов правоотношений возникают взаимные права и обязанности.

Объект правонарушения - общественные отношения, находящиеся под охраной права, которым причинен вред (или создана угроза такого причинения) совершенным правонарушением.

Объективная сторона правонарушения - характеризует его проявление вовне; основными элементами являются деяние (действие или бездействие), его противоправность, общественно-вредные последствия и причинная связь между деянием и наступившими последствиями; факультативными элементами являются место, время, способ, обстановка совершения правонарушения.

Обыденное толкование - разъяснение, осуществляемое любым гражданином.

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, которые в результате многократного повторения вошли в привычку.

Ограниченная монархия - организация высшей государственной власти, при которой власть монарха ограничена конституцией или каким-либо представительным органом.

Омбудсмен – уполномоченный по правам человека, в задачу которого входит сбор информации о нарушениях прав человека и содействие тем, чьи права были нарушены.

Опубликование закона (промульгация) - помещение принятого закона в определенном печатном издании с целью широкого ознакомления с его содержанием общественности и отдельных граждан, а также должностных лиц.

Органы судебной власти - государственные учреждения, осуществляющие правосудие.

Относительные правоотношения - правовые связи, в которых поименно определены все участники (носители субъективного права и юридической обязанности).

Относительные события - жизненные обстоятельства, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц.

Отрасль права - совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования.

Официальное толкование - разъяснение смысла правовых норм, которое дается уполномоченными на то субъектами (государственными органами и должностными лицами), закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов.

Парламент - общенациональное представительное учреждение государства, осуществляющее законодательные функции.

Парламентская (парламентарная) республика - форма республики, которая характеризуется тем, что правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте и несет перед парламентом политическую ответственность

Переживание закона (ультраактивность) – продолжение действия норм закона после его отмены.

Подзаконные нормативные акты – принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

Подотрасль - совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений.

Политика - сфера деятельности, связанная с отношениями между различными субъектами по поводу управления обществом и осуществления государственной власти.

Политическая партия - добровольное объединение людей, которое выражает волю данной социальной группы и стремится «завоевать» или удержать государственную власть, осуществлять влияние на политику в соответствии со своей программой.

Политическая система общества - система всех политических явлений, которые существуют в социально неоднородном обществе.

Политический (государственно-правовой) режим - совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Поощрение (правовое) - способ правового регулирования, выражающийся в награждении субъектов за определенное поведение.

Правительство - высший исполнительный орган государства.

Право - это система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.

Право собственности – совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенным лицам (право владения, пользования, распоряжения).

Правовая культура - совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере.

Правовая презумпция - предположение, согласно которому факт или состояние считаются имеющими место, пока не будет доказано обратное.

Правовая система - совокупность взаимосвязанных, взаимно согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая фикция - несуществующее положение, признаваемое в соответствии с законодательством существующим и влекущее соответствующие юридические последствия.

Правовое воздействие - пути, способы, формы влияния права на общественные отношения.

Правовое воспитание - целенаправленный и преднамеренный процесс воздействия на сознание людей с целью формирование высокого уровня правосознания и правовой культуры.

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность граждан перед государством и государства перед гражданами.

Правовое регулирование - осуществляемое при помощи системы правовых средств целенаправленное воздействие на общественные отношения; форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями, содержащимися в нормах права.

Правовой институт - совокупность норм, регулирующих определённый участок (сторону) однородных общественных отношений.

Правовой нигилизм - отрицание социальной ценности права, осознанное игнорирование требований закона, резкое критичное отношение к требованиям уважения и соблюдения права

Правовой обычай – санкционированное государством исторически сложившееся правило поведения, которому государство придает общеобязательное значение.

Правовой прецедент (судебный или административный) - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое становится нормой для всех аналогичных дел, возникающих в будущем.

Правовой статус личности - юридически закрепленное положение личности в обществе.

Правовые отношения - возникающие на основе норм права, волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правомерное поведение - общественно необходимое, желательное или допустимое с точки зрения интересов личности, общества и государства поведение субъектов права, соответствующее нормам права, гарантируемое и охраняемое государством.

Правомочие – предусмотренное законом требование уполномоченного лица выполнения обязанностей от обязанной стороны.

Правонарушение – общественно-опасное, виновное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность

Правопорядок – состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на исполнении и соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства норм права.

Правосознание – совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений и т.п., в которых выражается отношение людей к праву действующему и желаемому.

Правоспособность - способность лица иметь в силу норм права субъективные права и нести юридические обязанности (возникает в момент рождения и прекращается смертью).

Правосубъектность (праводееспообность) - способность лица быть субъектом права.

Правотворчество – разработка, принятие и издание государством специальных документов, содержащих нормы права.

Преамбула - вводная или вступительная часть законодательного акта.

Предмет правового регулирования - обособленная часть качественно однородных общественных отношений, регулируемых нормами права.

Предмет теории государства и права - наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Предметная инкорпорация - размещение нормативно-правовых актов в единых сборниках по предмету правового регулирования.

Президентская республика - форма республики, при которой президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти, избирается населением или выборщиками, он свободен в назначении министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом.

Преступление - наиболее общественно опасное правонарушение, предусмотренное уголовным законом.

Применение права - государственно-властная, организующая деятельность конкретных государственных органов и должностных лиц по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных правовых предписаний.

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе нрава, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Пробел в праве - полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношении и потребностями практического решения дел.

В юридической науке определение термина "юридическое понятие" расплывчато и неоднозначно.

Вообще слово "понятие" определяется в философии - как форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия - выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В логике - мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам. Лингвисты используют более пространное определение: понятие - логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь, представление, сведения о чем-нибудь.

Понятие есть "такое единичное или общее представление, при помощи которого мы мысленно рассматриваем одни лишь существенные признаки объекта". Посредством отдельных понятий и понятийных систем отображаются фрагменты действительности, изучаемые различными научными теориями.

Общепринятые представления о понятиях можно соотнести с юридическими явлениями. Поэтому юридическое понятие можно определить как явление юридического порядка о предмете или множестве предметов, о качестве или их совокупности, взятых в наиболее существенных и отличительных признаках. Юридическое понятие - это аккумулированное значение того или иного явления, служащее для передачи правовой информации.

Чаще всего юридическая наука правовые понятия подразделяет по сфере действия, а следовательно, и значимости, на: общеправовые, имеющие значение для всей системы юридических наук, всех отраслей права и законодательства ("государство", "право", "правовая норма" и др.); межотраслевые, имеющие значение для ряда отраслей права и юридической науки ("проступок", "материальная ответственность", "необходимая оборона" и др.); отраслевые понятия - действие последних определяется границами той или иной отрасли права и соответствующим законодательством ("преступление", "трудовое соглашение", "сервитут" и др.).

Необходимо отметить, что нельзя отождествлять юридические понятия с юридическими терминами, что иногда встречается в литературе. Так Е.С. Шугарина считает, что синонимом слова "понятие" выступает слово "термин".

Термин - это "слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства". Соответственно назначение юридического термина состоит в том, чтобы дать наименование соответствующему правовому понятию. Таким образом, понятие является категорией логики, а термин - категорией лингвистики.

М.И. Ковалев предполагает, что "понятия не отражают непосредственно реальной действительности, они ближе к сущности явления, содержание понятий в сжатой форме фиксируется в словесных определениях, благодаря чему мы получаем возможность отличать одни объекты от других и формулировать значение вводимого в употребление термина".

Проблему соотношения юридических понятий и юридических терминов необходимо обсуждать в контексте решения проблемы содержания и формы права. Что касается юридического понятия, то оно представляет собой категорию, отражающую содержательную (внутреннюю, невидимую) сторону права. Юридический же термин, обозначая то или иное понятие, относится уже к форме права (он информирует интерпретатора текста нормативного правового акта о закреплении в нем определенного понятия).

Таким образом, юридический термин - это слово или словосочетание, имеющее юридическое значение, выражающее правовое понятие, применяемое в процессе познания и освоения явлений действительности с точки зрения права.

В научной литературе традиционно выделяют три разновидности юридических терминов:

1) общеупотребительные - слова обыкновенного литературного языка ("человек", "закон", "жилище" и т.п.);

2) специальные неюридические термины - термины, составляющие принадлежность специальных (неюридических) наук и используемые в юридической науке ("невменяемость", "экспертиза", "эпидемия" и т.п.);

3) специальные юридические термины - термины, обладающие особым правовым содержанием, отражающие особенности государства и права как специфических правовых явлений. Возникают в процессе юрисдикционной деятельности ("подсудимый", "ответчик", "кассационная инстанция" и т.п.).

Классифицировать юридические термины можно и иначе, например:

1) по источнику возникновения: русскоязычные и иностранные;

2) по степени конкретности: однозначные и требующие толкования;

3) по степени сложности: односоставные и многосоставные.

Использование юридических терминов в законодательных актах должно отвечать целому ряду строго определенных требований, в частности, таких как:

а) терминологическая ясность (правовые нормы и содержащаяся в них терминология должны быть понятны всем, кому они адресованы; каждый применяемый в праве термин в идеале должен иметь свое, и только свое, оригинальное и притом единственное значение);

б) терминологическая однозначность (один и тот же термин должен употребляться в том или ином нормативном правовом акте в одном значении);

в) терминологическая устойчивость (каждый термин должен сохранять свой особый смысл в каждом вновь принимаемом нормативном правовом акте);

г) терминологическое единство (используемые в том или ином нормативном акте термины должны обладать тождественностью и не противоречить терминам, содержащимся в других нормативных правовых актах);

д) терминологическая общепризнанность (термины должны употребляться в соответствии с общепризнанной терминологией).

Юридическая наука обладает понятийным аппаратом второго порядка, то есть производным, сформированным на основе понятий других наук. Она воспринимает понятия других наук только после их преобразования и адаптации для собственных нужд. Поэтому необходимо выявлять суть этих преобразований, а также пути и средства адаптации.

С этой целью широко применяется логическая операция, раскрывающая содержание понятий, называемая дефиницией или определением понятий.

Определение выполняет несколько функций. Во-первых, оно может сузить объем некоторой информации, необходимой для оформления нового юридического понятия, расширяя тем самым понятийный аппарат права. В этом случае встает вопрос о том, каким критериям должны удовлетворять подобные определения, каковы правила их закрепления. Во-вторых, определение может выявлять значение некоторого понятия, описывая его через другие юридические понятия. Здесь основная проблема состоит в поиске методов разрешения вопроса о том, можно ли некоторое данное исходное понятие определить через другие понятия. С этой точки зрения определение является результатом анализа взаимосвязи исходных (первичных) понятий.

Дефиниция существует в рамках некоторого языка и обладает формальной логической структурой. Определение юридического понятия всегда имеет познавательную сторону, поскольку с ее помощью субъект получает юридически значимую информацию.

Юридическая наука выработала ряд основополагающих общих правовых понятий - категорий, имеющих методологическое значение для отраслевых правовых наук, для юридической практики. В них отражаются наиболее общие сущностные черты, свойственные системе юридических явлений вообще, отдельным историческим ступеням развития права в мировой истории и наиболее развитым правовым системам современности. Поэтому под правовыми категориями следует понимать наиболее общие, предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определенного явления. К таковым, например, можно отнести: "федерализм", "государственность", "правовая система", "демократия" и т.д. Обобщив понятие гражданской, административной, уголовной и иной ответственности, - отмечает В. К. Бабаев, иллюстрируя процесс образования категорий, можно получить предельно широкое понятие юридической ответственности. Оно и будет правовой категорией, так как это понятие, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслевой ответственности, и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, фиксирует ее наиболее существенные признаки".

Итак, делая общий вывод о юридических понятиях, как логико-языковой основе юридической науки, следует отметить следующее. Юридические понятия служат тем исходным строительным материалом, с помощью которого формулируется юридическая мысль. Предельно широкие правовые понятия, выработанные юридической наукой, называются правовыми категориями. Они отражают главные, наиболее общие свойства и черты, присущие конкретному явлению государственно-правовой действительности.

Языковым отображением понятий являются термины. О соотношении юридических понятий и юридических терминов необходимо говорить в контексте проблемы содержания и формы права. Юридическое понятие представляет собой внутреннюю содержательную сторону права, а юридический термин относится уже к внешней стороне права, его форме.

Юридическая терминология

Юридические термины (лат. terminus предел, граница) – это слова или словосочетания, точно обозначающие определенное правовое понятие.

Терминология, которой пользуются юридическая наука и законодательство, весьма неоднородна. Все юридические термины делятся на три группы.

1. Общеупотребительные термины – слова обычного литературного языка (“жилое помещение”, “доля”, “захват” и др.). Без них не могут существовать ни юридическая наука, ни законодательство, поскольку без общеупотребительных слов нельзя выразить мысли, сделать законодательство и юриспруденцию доступными для понимания.

2. Специальные юридические термины – это термины, отражающие особенности государства и права как специфических социальных явлений и возникающие в процессе юрисдикционной деятельности. Таковыми, например, являются: “правоотношения”, “подсудимый”, “истец”, “прокурор”, “преюдиция” и другие. Надо при этом заметить, что очень многие специальные юридические термины в современное право пришли из далеких прошлых правовых систем (“алименты”, “иск”, “договор”, “правоспособность” и другие).

3. Специальные неюридические термины – это термины, составляющие принадлежность других (неюридических) наук и отраслей и используемые в законодательстве и юридической науке (“перевозка”, “кибернетика”, “эпизоотия”, “венерическая болезнь” и другие).

Для уясненияих смысла надо обращаться к тем отраслям знаний, принадлежностью которых они являются.

Юридическая терминология должна отвечать требованиям:

– точности в обозначении тогоили иного понятия;

– единства (однозначности, когда термин имеет одно, а не несколько значений);

– краткости, ясности и простоты. Язык закона должен быть достаточно выразительным и в то же время лишенным эмоциональной окраски.

Для законодательства, к примеру, привычен термин “государство”, но не употребляются близкие ему по смыслу слова “отечество”, “отчизна”, “родина”, “держава”. Законодатель оперирует термином “смерть”, но не использует слова “гибель”, “кончина” и т.д.

Юридическая конструкция – специфическое построение нормативного правового материала по тому или иному типу связи между его элементами.

Юридические конструкции представляют собой плод многолетней, а нередко и многовековой мыслительной деятельности и вызваны к жизни объективными потребностями урегулирования человеческих отношений.

Сфера и особенности регулируемых правом общественных отношений определяют и тип связи нормативного правового материала, иными словами своеобразие той или иной юридической конструкции. Для гражданского права, имеющего дело, главным образом с имущественными отношениями, типичны такие юридические конструкции, как “договор”, “право собственности”, “добросовестный владелец” и другие.

Правовые символы – это закрепленные законодательством условные образы, используемые для выражения определенного юридического содержания.

Символика – своеобразное средство формализации правового содержания в целях придания ему четкости, определенности, лапидарности и образности. Символам как разновидности “искусственных” замещающих знаков присущ ряд особенностей. Они нередко представляют собой материальные, осязаемые предметы, хотя выражают абстрактное содержание; символы должны быть понятны тем, кто ими пользуется; символы, как правило, рассчитаны на чувственное, эмоциональное восприятие.

В отечественном праве, например, законодательно закрепляется и тем самым приобретает правовой характер ряд символов. Таковыми, например, являются герб, флаг, гимн как символы государства, вставание присутствующих в суде при появлении состава суда как символ уважения к нему и уважения к правосудию. Тоже самое назначение у введенной новым законодательством судейской мантии, принимаемой Президентом Российской Федерации присяги как символа служения народу и т.д.

Правовая презумпция предположение (в сфере права либо только в связи с правом) о наличии или отсутствии определенных фактов, основанных на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными, подтвержденное предшествующим опытом.

Существенным признаком презумпции является ее предположительный характер. Презумпция – это обобщения не достоверные, а вероятные. Однако степеньих вероятности очень велика, и основывается она на связи между предметом и явлениями объективного мира и повторяемости повседневных жизненных процессов.

Роль презумпции в праве велика, и было бы неправильно видеть в ней только средство юридической техники. Некоторые общеправовые презумпции приобрели значимость правовых принципов: презумпция знания закона; презумпция добропорядочности гражданина, презумпция невиновности обвиняемого.

Весьма оригинальным приемом законодательной техники являются фикции.

Правовая фикция несуществующее положение, признанное законодательством существующим и ставшее в силу этого общеобязательным.

Фикции – это положения заведомо неистинные. Однако они широко используются в различных отраслях знаний. Будучи закрепленной в законодательстве, фикция становится правовой (юридической).

Объединение рассмотренных и иных научных оценок тенденций развития законодательной практики позволяет сделать четыре важных вывода.

Первый – правотворческая техника при внешней непредвзятости может использоваться для целенаправленного регулирования правового поведения с учетом тех или иных социальных интересов. Тогда и правовые нормы могут быть понятными или нарочито сложными, точными или неопределенными.

Второй – необходимо учитывать специфику юридико-техноло-гических приемов в разных отраслях законодательства. Ведь вполне очевидны неодинаковые объекты и методы отраслевого правового регулирования. Так, в конституционном законодательстве больше применяется норм-дефиниций, норм-целей и норм-принципов, а сами нормы нередко состоят лишь из диспозиций. В гражданском и уголовном законодательстве традиционной является строгая и детальная структуризация институтов и норм.

Третий – правотворческая техника проявляет себя на всех стадиях действия нормативно-правового акта. Без нее не обойтись в процессе разработки первоначального варианта нормативно-правового акта, обсуждения проекта, его оформления и принятия.

Четвертый – толкование законов и иных нормативных актов и их реализация также требуют применения приемов юридической техники.

Правореализующая техника включает в себя совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых осуществляется правореализующая деятельность.

По смыслу форм реализации права можно выделить следующие виды правореализующей техники:

– техника соблюдения;

– исполнения;

– использования;

– применения права.

Эти формы более подробно рассмотрены в соответствующем разделе теории права. Что же касается средств правореализующей техники, то к ним можно отнести следующие:

1. Нормативно-правовые акты.

2. Органы и учреждения, способствующие успешной реализации права.

3. Правоприменительные акты.

Таким образом, с помощью правотворческой и правореализующей техники во взаимодействии с другими элементами правовой системы осуществляется эффективное правовое регулирование общественных отношений.

Темы рефератов

1. Основные подходы к понятию “юридическая техника”.

2. Законодательная техника.

3. Правоприменительная техника.

4. Интерпретационная техника.

1. Аксиология государства и права (греч. axia - ценность) - учение о месте государства и права в системе иных мировых и человеческих ценностей

2. Акт применения права - властное, индивидуальное решение правоприменительного органа по конкретному юридическому делу

3. Аналогия закона - решение дела на основе нормы, регулирующей сходные, аналогичные отношения.

4. Аналогия права - решение юридического дела на основе принципов права

5. Антропология государства и права (греч. anthropos - человек) - учение о значении государства и права в жизни человека, о влиянии природы человека на государство и право и, - наоборот.

6. Аппарат государства - система государстве.

8. Гарантии законности - система средств, обеспечивающих процесс фактического осуществления законности на практике

9. Гипотеза - указание на условия действия нормы.

10. Гносеология государства и права (греч.gnosis - познание и logos - учение) - учение об источниках, принципах, формах, средствах и методах познания государственно-правовых явлений

11. Государственная власть - особый порядок организации (устройства) и применения силы, способной решать дела всего общества.

12. Государство — это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических (правовых) норм.

13. Гражданское общество - часть общественной жизни, которая не контролируется государством; определенная ступень развития общества, которая основана на определенных критериях взаимного сотрудничества и взаимодействия государства и общества в целом

14. Гражданство - политико-правовая связь человека с государством, которая воплощается во взаимосвязанных правах и обязанностях индивида и государства.

15. Дееспособность - это реальная возможность индивида своими действиями, самостоятельно осуществлять права и обязанности; возникает после достижения определенного возраста и зависит от психического, физического состояния.

16. Деликтоспособность - установленная законом возможность (способность) нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

17. Диспозиция - часть правовой нормы, содержащая указание на права или обязанности, предоставляемые субъектом права

18. Закон - нормативный акт, принятый высшими органами законодательной власти государства, который направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и обладает наивысшей юридической силой.


19. Законность - требование строгого и неукоснительного исполнения законов государственными органами, должностными лицами, а также органами местного самоуправления в процессе осуществления ими своих государственно-властных полномочий.

20. Законодательная инициатива - предложение, исходящее от компетентного лица о принятии нового закона

21. Законодательство - совокупность действующих законов, подзаконных нормативных актов, а также иных источников права.

22. Индивидуальное регулирование - властное воздействие на поведение человека с помощью разовых, персонифицированных, конкретных указаний.

23. Инкорпорация - форма систематизации, при которой происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения внутреннего содержания нормативных актов.

24. Исполнение права - реализация юридических обязанностей, установленных правовой нормой

25. Использование права - реализация субъективных прав, предусмотренных правовыми нормами

26. Кодификация - правотворческаяформа (способ) систематизации, в процессе которой во внутреннее содержание нормативного акта добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы.

27. Коллизия правовых норм - противоречие норм между собой

28. Консолидация - форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт

29. Конфедерация - форма государственного устройства, обладающая в отличие от федерации, менее сильным государственным единством и образующаяся государствами для достижения каких-либо конкретных целей.

30. Корпоративные нормы - правила, принятые негосударственными, общественными организациями, направленные на регулирование внутриорганизационных отношений между членами этих организаций;

31. Меры защиты - закрепленные в законе способы восстановления нарушенного права;

32. Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

33. Методология теории государства и права — это учение о приемах и способах познания государственно-правовой действительности, а также об их применении в процессе познавательной деятельности.

34. Методы правового регулирования - приемы, способы правового воздействия на общественные отношения

35. Механизм государства - совокупность всех государственных организаций, которые, так или иначе, участвуют в осуществлении государственных функций

36. Механизм правового регулирования - система специальных юридических средств, с помощью которых осуществляется непосредственное целенаправленное воздействие (регулирование) права на общественные отношения

37. Монархия - форма правления, при которой носителем верховной, суверенной власти пожизненно является чаще всего одно лицо (император, царь, шах, султан и т.п.).

38. Моральные нормы - правила, регулирующие поведение людей в соответствии с устоявшимися в обществе представлениями о «добре и зле», «справедливом и несправедливом», «хорошем и плохом»;

39. Наука - система знаний об окружающем мире, которая выражается в виде идей, понятий, теоретических представлений, отражающих закономерности окружающей человека действительности.

40. Норма права - общеобязательное, формально - определенное, властное суждение (предписание) общего характера, которое выражает государственную волю, устанавливается и обеспечивается в своем исполнении государством для регулирования общественных отношений.

41. Нормативная охрана общественных отношений - это воздействие на человеческое поведение с помощью правил общего характера в целях защиты общественных отношений от возможных и совершаемых нарушений.

42. Нормативное регулирование общественных отношений - воздействие с помощью общих правил на поведение людей в целях упорядочения общественных отношений, поддержание их в «заданных пределах».

43. Нормативно-правовой акт - официальный документ компетентных органов, который содержит новые правовые нормы, изменяет или прекращает действие существующих правовых норм.

44. Объект правоотношения - то, ради чего люди вступают в правовые отношения; то, на что направлены интересы его участников.

45. Обычаи - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения и выполняющиеся в силу привычки.

46. Онтология государства и прав а (греч.ontos - сущее) - учение о сущности государства и права, их началах, основных принципах их существования (бытия).

47. Орган государства - коллектив (единоличное лицо), обладающий определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства.

48. Органы местного самоуправления (муниципальные органы) - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

49. Ответственность юридическая - обязанность правонарушителя претерпеть государственное осуждение в виде применения в особом процессуальном порядке принудительных неблагоприятных мер за совершенное правонарушение.

50. Отрасль права - элемент системы права, совокупность норм, которая сходным методом регулирует блок обособленных (сходных) общественных отношений.

51. Политика - решение социально значимых задач, управление делами общества в целом.

52. Политическая система (в узком значении) - совокупность государственных и негосударственных формирований (организаций, объединений), участвующих в управлении обществом; (в широком смысле) — вся политическая общественная жизнь

53. Потестарная власть - власть, основанная на силе.

54. Право - система общеобязательных предписаний общего характера, которые выражают государственную волю, устанавливаются (санкционируются) государством, обеспечивающим их исполнение и регулирующие общественные отношения в целях обеспечения порядка и организованности социальной жизни.

55. Правовая идеология - научный уровень правосознания, система теоретических знаний, принципов, научных представлений о правовом бытие.

56. Правовая культура - правовая атмосфера, которая существует в обществе; складывается из множества явлений: правосознания, правового поведения, материализуется в культивируемых в обществе правовых ценностях, деятельности правовых учреждений, законодательстве и т. д.

57. Правовая психология - совокупность практических знаний, навыков, чувств, эмоций и представлений о праве и иных правовых явлениях.

58. Правовая система - взятая в единстве совокупность всех правовых явлений, образующих собственно правовую жизнь любого общества

59. Правовое воспитание - целенаправленная деятельность государства, его должностных лиц и государственных органов, а также негосударственных организаций, трудовых коллективов и отдельных индивидов по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры.

60. Правовое государство - государство, где «царствует» правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства.

61. Правовое сознание - совокупность представлений, взглядов, теорий, принципов, а также чувств, эмоций людей о правовой действительности, «правовом бытие».

62. Правовой институт - устойчивая группа норм, выделившаяся, как правило, внутри отдельной отрасли права, которые регулируют однородные общественные отношения.

63. Правовой обычай - форма права, при которой отдельным обычаям с разрешения (санкционированием) государства придается юридическое значение.

64. Правовой статус личности - правовое положение человека в государственно организованном обществе, юридическое выражение меры свободы, которой обладает индивид.

65. Правомерное поведение - социально значимая, юридически допустимая деятельность, которая соответствует требованиям правовых норм.

66. Правонарушение - противоправное, социально вредное, виновное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособного лица.

67. Правоотношение - юридическая связь сторон (участников правоотношения), которая заключается в их взаимных субъективных правах и юридических обязанностях

68. Правопорядок - совокупность общественных отношений, соответствующих праву; состояние их упорядоченности, сформировавшееся в результате сложившейся в обществе практики реализации правовых норм

69. Правоспособность - установленная законом возможность человека быть обладателем прав и обязанностей; она присуща индивиду с момента рождения и существует до конца его жизни

70. Правосубъектность - совпадение право - и дееспособности в одном лице.

71. Предмет правового регулирования - те общественные отношения, которые регулируются правом.

72. Предмет теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

73. Применение права - управленческая, процессуальная, властная деятельность уполномоченных (компетентных) субъектов по реализации правовых норм путем рассмотрения конкретных юридических дел и вынесения индивидуальных решений - актов применения права.

74. Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основные начала, главные требования, которые учитываются при создании государственных органов и предъявляются к их практической деятельности.

75. Принципы права - основные начала, в которых выражается сущность права

76. Пробел в праве - отсутствие нормы, регулирующей существующие отношения, объективно нуждающиеся в правовом воздействии

77. Простое (унитарное) государство - единое государство, внутри которого нет составных частей, имеющих признаки государственности

78. Реализация права - выполнение внедрение требований правовых норм в реальной жизни, достижение целей правового регулирования.

79. Религиозные нормы - правила, которые регулируют поведение людей на основе представлений о божественном и священном.

80. Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит лицам, избираемым населением страны

81. Санкция - часть правовой нормы, в которой указываются меры, обеспечивающие ее выполнение.

82. Система законодательства (в широком смысле) - совокупность действующих в данном обществе законов, подзаконных актов и иных источников права; в узком смысле - совокупность действующих законов

83. Система нормативного социального регулирования - совокупность всех действующих в обществе социальных норм

84. Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования.

85. Системность права - объективное свойство права, которое заключается в единстве и согласованности всех правовых норм и одновременном делении их на отдельные отрасли и институты.

86. Соблюдение права - реализация запрещающих норм.

87. Состав правонарушения - установленные законом признаки правонарушения, наличие которых является по императивному суждению законодателя единственным и достаточным основанием для привлечения лица к юридической ответственности.

88. Социальное назначение государства - конечная, главная цель, историческая миссия государства.

89. Социальные нормы - правила поведения, которые регулируют отношения между людьми,

90. Социология государства и права (лат. societas - общество) - учение, исследующее место и роль государства и права среди иных социальных институтов и явлений

91. Специально-юридические гарантии законности - собственно юридические средства, обеспечивающие реализацию требований законности.

92. Субъект права - лицо, которое может обладать субъективными правами и юридическими обязанностями

93. Субъект правоотношения - лицо, обладающее субъективными правами и юридическими обязанностями

94. Субъективное право - вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

95. Теория государства и права - политико-правовая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

96. Технические нормы - правила поведения, которые регулируют отношение человека к техническим средствам, орудиям труда, природе в целом.

97. Типология государства - разновидность классификации, основанной на наиболее существенных, самых устойчивых и глубинных свойствах государства.

98. Толкование права - уяснение и разъяснение смысла правовых норм.

99. Учет нормативных актов - самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, осуществляемая в журнальной, картотечной, либо автоматизированной формах

100. Федерация - государственно-правовой союз (объединение) нескольких государственных образований, в результате которого образуется новое государство

101. Форма (источник) права - официально установленные способы выражения и закрепления правовых норм, в которых выражается государственная воля.

102. Форма государства - способ организации и осуществления государственной власти.

103. Форма государственного устройства - принципыорганизации государственной власти в территориальном отношении; деление государственной территории внутри страны на составные части, правовое положение этих частей, взаимные права и обязанности центральных и местных органов власти, мера их взаимной ответственности.

104. Форма государственно-правового режима - совокупность методов осуществления государственной власти

105. Форма правления - принципы устройства и взаимоотношений верховных (высших) органов государственной власти.

106. Формы осуществления функций государства - сходная по своим признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.

107. Функция государства - объективно необходимое, властное, целенаправленное управленческое воздействие государства в определенных сферах общественных отношений, направленное, в конечном счете, на сохранение данного общества, обеспечение его целостности и жизнедеятельности.

108. Функция права - направление правового воздействия на общественные отношения, в котором выражается сущность и социальное назначение права в обществе

109. Юридическая обязанность - вид и мера должного, необходимого поведения

110. Юридическая техника - совокупность средств, приемов и правил, применяемых в процессе разработки, издания и оформления юридических документов

111. Юридический (фактический) состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения правовых последствий

112. Юридический акт - правомерное деяние, которое субъект правоотношения совершает, зная о правовых последствиях и ради их достижения

113. Юридический поступок - правомерное деяние, которое человек совершает, не зная о правовых последствиях либо зная, но, не желая, чтобы они наступили.

114. Юридический прецедент - форма права, при которой решение суда или иных компетентных органов по конкретному юридическому делу и в отношении конкретного лица становится общеобязательным правилом, «образцом» при решении всех похожих, аналогичных дел в будущем.

115. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

116. Юридическое лицо - организация, которая обладает внутренним организационным единством (структурой), своим обособленным имуществом, может выступать от своего имени в суде и способна нести имущественную ответственность по своим обязательствам.

117. Эвтаназия (от греч. еи — хорошо и thanatos — смерть) — намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным.

    Аксиология государства и права (греч. axia - ценность) - учение о месте государства и права в системе иных мировых и человеческих ценностей

    Акт применения права - властное, индивидуальное решение правоприменительного органа по конкретному юридическому делу

    Аналогия закона - решение дела на основе нормы, регулирующей сходные, аналогичные отношения.

    Аналогия права - решение юридического дела на основе принципов права

    Антропология государства и права (греч. anthropos – человек) – учение о значении государства и права в жизни человека, о влиянии природы человека на государство и право и, – наоборот

    Аппарат государства - система государственных органов, осуществляющих государственную власть.

    Гарантии законности - система средств, обеспечивающих процесс фактического осуществления законности на практике

    Гипотеза - указание на условия действия нормы.

    Гносеология государства и права (греч.gnosis – познание и logos – учение) – учение об источниках, принципах, формах, средствах и методах познания государственно-правовых явлений

    Государственная власть - особый порядок организации (устройства) и применения силы, способной решать дела всего общества.

    Государство - это политико-правовой институт единой, универсальной, суверенной власти, обладающей монополией на применение легального публичного принуждения и создание юридических (правовых) норм.

    Гражданское общество - часть общественной жизни, которая не контролируется государством; определенная ступень развития общества, которая основана на определенных критериях взаимного сотрудничества и взаимодействия государства и общества в целом

    Гражданство - политико-правовая связь человека с государством, которая воплощается во взаимосвязанных правах и обязанностях индивида и государства.

    Дееспособность - это реальная возможность индивида своими действиями, самостоятельно осуществлять права и обязанности; возникает после достижения определенного возраста и зависит от психического, физического состояния.

    Деликтоспособность – установленная законом возможность (способность) нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

    Диспозиция -часть правовой нормы, содержащая указание на права или обязанности, предоставляемые субъектом права

    Закон - нормативный акт, принятый высшими органами законодательной власти государства, который направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений и обладает наивысшей юридической силой.

    Законность - требование строгого и неукоснительного исполнения законов государственными органами, должностными лицами, а также органами местного самоуправления в процессе осуществления ими своих государственно-властных полномочий.

    Законодательная инициатива - предложение, исходящее от компетентного лица о принятии нового закона

    Законодательство - совокупность действующих законов, подзаконных нормативных актов, а также иных источников права.

    Индивидуальное регулирование - властное воздействие на поведение человека с помощью разовых, персонифицированных, конкретных указаний.

    Инкорпорация - форма систематизации, при которой происходит внешняя обработка нормативного материала без изменения внутреннего содержания нормативных актов.

    Исполнение права - реализация юридических обязанностей, установленных правовой нормой

    Использование права - реализация субъективных прав, предусмотренных правовыми нормами

    Кодификация – правотворческаяформа (способ) систематизации, в процессе которой во внутреннее содержание нормативного акта добавляются новые правовые нормы, меняется содержание действующих правовых предписаний, изымаются старые нормы.

    Коллизия правовых норм - противоречие норм между собой

    Консолидация - форма систематизации, при которой несколько нормативных актов, регулирующих сходные общественные отношения, объединяются в один единый нормативный акт

    Конфедерация – форма государственного устройства, обладающая в отличие от федерации, менее сильным государственным единством и образующаяся государствами для достижения каких-либо конкретных целей.

    Корпоративные нормы - правила, принятые негосударственными, общественными организациями, направленные на регулирование внутриорганизационных отношений между членами этих организаций;

    Меры защиты - закрепленные в законе способы восстановления нарушенного права;

    Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций

    Методология теории государства и права - это учение о приемах и способах познания государственно-правовой действительности, а также об их применении в процессе познавательной деятельности.

    Методы правового регулирования - приемы, способы правового воздействия на общественные отношения

    Механизм государства - совокупность всех государственных организаций, которые, так или иначе, участвуют в осуществлении государственных функций

    Механизм правового регулирования - система специальных юридических средств, с помощью которых осуществляется непосредственное целенаправленное воздействие (регулирование) права на общественные отношения

    Монархия - форма правления, при которой носителем верховной, суверенной власти пожизненно является чаще всего одно лицо (император, царь, шах, султан и т.п.).

    Моральные нормы - правила, регулирующие поведение людей в соответствии с устоявшимися в обществе представлениями о «добре и зле», «справедливом и несправедливом», «хорошем и плохом»;

    Наука - система знаний об окружающем мире, которая выражается в виде идей, понятий, теоретических представлений, отражающих закономерности окружающей человека действительности.

    Норма права - общеобязательное, формально - определенное, властное суждение (предписание) общего характера, которое выражает государственную волю, устанавливается и обеспечивается в своем исполнении государством для регулирования общественных отношений.

    Нормативная охрана общественных отношений - это воздействие на человеческое поведение с помощью правил общего характера в целях защиты общественных отношений от возможных и совершаемых нарушений.

    Нормативное регулирование общественных отношений - воздействие с помощью общих правил на поведение людей в целях упорядочения общественных отношений, поддержание их в «заданных пределах».

    Нормативно-правовой акт - официальный документ компетентных органов, который содержит новые правовые нормы, изменяет или прекращает действие существующих правовых норм.

    Объект правоотношения - то, ради чего люди вступают в правовые отношения; то, на что направлены интересы его участников.

    Обычаи - правила поведения, сложившиеся в обществе в результате многократного повторения и выполняющиеся в силу привычки

    Онтология государства и прав а (греч.ontos – сущее) – учение о сущности государства и права, их началах, основных принципах их существования (бытия)

    Орган государства - коллектив (единоличное лицо), обладающий определенной компетенцией, государственно-властными полномочиями, действующий на правовой основе, который управляет обществом от имени учредившего его государства.

    Органы местного самоуправления (муниципальные органы) - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

    Ответственность юридическая - обязанность правонарушителя претерпеть государственное осуждение в виде применения в особом процессуальном порядке принудительных неблагоприятных мер за совершенное правонарушение.

    Отрасль права - элемент системы права, совокупность норм, которая сходным методом регулирует блок обособленных (сходных) общественных отношений.

    Политика - решение социально значимых задач, управление делами общества в целом.

    Политическая система (в узком значении) - совокупность государственных и негосударственных формирований (организаций, объединений), участвующих в управлении обществом; (в широком смысле) - вся политическая общественная жизнь

    Потестарная власть – власть, основанная на силе.

    Право - система общеобязательных предписаний общего характера, которые выражают государственную волю, устанавливаются (санкционируются) государством, обеспечивающим их исполнение и регулирующие общественные отношения в целях обеспечения порядка и организованности социальной жизни.

    Правовая идеология - научный уровень правосознания, система теоретических знаний, принципов, научных представлений о правовом бытие.

    Правовая культура - правовая атмосфера, которая существует в обществе; складывается из множества явлений: правосознания, правового поведения, материализуется в культивируемых в обществе правовых ценностях, деятельности правовых учреждений, законодательстве и т. д.

    Правовая психология - совокупность практических знаний, навыков, чувств, эмоций и представлений о праве и иных правовых явлениях.

    Правовая система - взятая в единстве совокупность всех правовых явлений, образующих собственно правовую жизнь любого общества

    Правовое воспитание – целенаправленная деятельность государства, его должностных лиц и государственных органов, а также негосударственных организаций, трудовых коллективов и отдельных индивидов по формированию высокого уровня правосознания и правовой культуры.

    Правовое государство - государство, где «царствует» правовой закон, а государственная власть ограничена требованиями демократического законодательства.

    Правовое сознание - совокупность представлений, взглядов, теорий, принципов, а также чувств, эмоций людей о правовой действительности, «правовом бытие».

    Правовой институт – устойчивая группа норм, выделившаяся, как правило, внутри отдельной отрасли права, которые регулируют однородные общественные отношения.

    Правовой обычай - форма права, при которой отдельным обычаям с разрешения (санкционированием) государства придается юридическое значение.

    Правовой статус личности - правовое положение человека в государственно организованном обществе, юридическое выражение меры свободы, которой обладает индивид

    Правомерное поведение - социально значимая, юридически допустимая деятельность, которая соответствует требованиям правовых норм.

    Правонарушение - противоправное, социально вредное, виновное деяние (действие либо бездействие) деликтоспособного лица.

    Правоотношение - юридическая связь сторон (участников правоотношения), которая заключается в их взаимных субъективных правах и юридических обязанностях

    Правопорядок - совокупность общественных отношений, соответствующих праву; состояние их упорядоченности, сформировавшееся в результате сложившейся в обществе практики реализации правовых норм

    Правоспособность - установленная законом возможность человека быть обладателем прав и обязанностей; она присуща индивиду с момента рождения и существует до конца его жизни

    Правосубъектность - совпадение право - и дееспособности в одном лице.

    Предмет правового регулирования - те общественные отношения, которые регулируются правом.

    Предмет теории государства и права - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

    Применение права - управленческая, процессуальная, властная деятельность уполномоченных (компетентных) субъектов по реализации правовых норм путем рассмотрения конкретных юридических дел и вынесения индивидуальных решений - актов применения права.

    Принципы организации и деятельности государственного аппарата - основные начала, главные требования, которые учитываются при создании государственных органов и предъявляются к их практической деятельности.

    Принципы права - основные начала, в которых выражается сущность права

    Пробел в праве - отсутствие нормы, регулирующей существующие отношения, объективно нуждающиеся в правовом воздействии

    Простое (унитарное) государство - единое государство, внутри которого нет составных частей, имеющих признаки государственности

    Реализация права - выполнение внедрение требований правовых норм в реальной жизни, достижение целей правового регулирования.

    Религиозные нормы - правила, которые регулируют поведение людей на основе представлений о божественном и священном.

    Республика - форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит лицам, избираемым населением страны

    Санкция - часть правовой нормы, в которой указываются меры, обеспечивающие ее выполнение.

    Система законодательства (в широком смысле)-совокупность действующих в данном обществе законов, подзаконных актов и иных источников права; в узком смысле - совокупность действующих законов

    Система нормативного социального регулирования – совокупность всех действующих в обществе социальных норм

    Систематизация нормативно-правовых актов - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в единую систему в целях эффективного и удобного их использования.

    Системность права - объективное свойство права, которое заключается в единстве и согласованности всех правовых норм и одновременном делении их на отдельные отрасли и институты.

    Соблюдение права - реализация запрещающих норм

    Состав правонарушения - установленные законом признаки правонарушения, наличие которых является по императивному суждению законодателя единственным и достаточным основанием для привлечения лица к юридической ответственности.

    Социальное назначение государства - конечная, главная цель, историческая миссия государства.

    Социальные нормы - правила поведения, которые регулируют отношения между людьми,

    Социология государства и права (лат. societas – общество) – учение, исследующее место и роль государства и права среди иных социальных институтов и явлений

    Специально-юридические гарантии законности - собственно юридические средства, обеспечивающие реализацию требований законности.

    Субъект права – лицо, которое может обладать субъективными правами и юридическими обязанностями

    Субъект правоотношения - лицо, обладающее субъективными правами и юридическими обязанностями

    Субъективное право - вид и мера возможного поведения управомоченного лица.

    Теория государства и права - политико-правовая наука, изучающая общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовой действительности.

    Технические нормы - правила поведения, которые регулируют отношение человека к техническим средствам, орудиям труда, природе в целом

    Типология государства – разновидность классификации, основанной на наиболее существенных, самых устойчивых и глубинных свойствах государства

    Толкование права - уяснение и разъяснение смысла правовых норм

    Учет нормативных актов – самая простая, «первичная» систематизация нормативного материала, осуществляемая в журнальной, картотечной, либо автоматизированной формах

    Федерация - государственно-правовой союз (объединение) нескольких государственных образований, в результате которого образуется новое государство

    Форма (источник) права - официально установленные способы выражения и закрепления правовых норм, в которых выражается государственная воля.

    Форма государства - способ организации и осуществления государственной власти.

    Форма государственного устройства - принципыорганизации государственной власти в территориальном отношении; деление государственной территории внутри страны на составные части, правовое положение этих частей, взаимные права и обязанности центральных и местных органов власти, мера их взаимной ответственности.

    Форма государственно-правового режима - совокупность методов осуществления государственной власти

    Форма правления - принципы устройства и взаимоотношений верховных (высших) органов государственной власти.

    Формы осуществления функций государства - сходная по своим признакам деятельность государственных органов, посредством которой реализуются функции государства.

    Функция государства - объективно необходимое, властное, целенаправленное управленческое воздействие государства в определенных сферах общественных отношений, направленное, в конечном счете, на сохранение данного общества, обеспечение его целостности и жизнедеятельности.

    Функция права - направление правового воздействия на общественные отношения, в котором выражается сущность и социальное назначение права в обществе

    Юридическая обязанность - вид и мера должного, необходимого поведения

    Юридическая техника - совокупность средств, приемов и правил, применяемых в процессе разработки, издания и оформления юридических документов

    Юридический (фактический) состав - совокупность нескольких юридических фактов, необходимых для возникновения правовых последствий

    Юридический акт - правомерное деяние, которое субъект правоотношения совершает, зная о правовых последствиях и ради их достижения

    Юридический поступок - правомерное деяние, которое человек совершает, не зная о правовых последствиях либо зная, но, не желая, чтобы они наступили.

    Юридический прецедент - форма права, при которой решение суда или иных компетентных органов по конкретному юридическому делу и в отношении конкретного лица становится общеобязательным правилом, «образцом» при решении всех похожих, аналогичных дел в будущем.

    Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с которым закон связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

    Юридическое лицо - организация, которая обладает внутренним организационным единством (структурой), своим обособленным имуществом, может выступать от своего имени в суде и способна нести имущественную ответственность по своим обязательствам.

Тема 1. Предмет и метод теории государства и права...

Тема 2. Происхождение государства и права……………

Тема 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства…………………………

Тема 4. Формы государства…………………………

Тема 5. Функции государства…………………………….

Тема 6. Государство в политической системе общества…

Тема 7. Государственный механизм………….………………...

Тема 8. Понятие права…………………………………………….

Тема 9. Правовая норма……………………………………….

Тема 10. Право в системе социального регулирования….

Тема 11. Правотворчество и формы (источники) права…

Тема 12. Система права……….

Тема 13. Правосознание и правовая культура

Тема 14. Правовые отношения.………………

Тема 15. Реализация права….………………..

Тема 16. Правовое поведение……………………...

Тема 17. Юридическая ответственность……………

Тема 18. Законность и правопорядок……………..

Тема 19 Государство, право и личность……………………

Тема 20 Правовое государство и гражданское общество…

Словарь юридических терминов……………………

1Эвтаназия (от греч.еи - хорошо иthanatos - смерть) - намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий. Вопрос о допустимости эвтаназии остается дискуссионным.

1 Органы прокуратуры, судебной власти, их должностные лица также могут издавать нормативно-правовые акты. Однако эти органы обычно не рассматриваются в числе правотворческих, поскольку нормативные акты, принимаемые ими, носят узковедомственный характер, издаются в целях внутреннего оперативного руководства этими органами и распространяются, как правило, только на служащих этих ведомств.

1 Более подробная характеристика правонарушений и объективно неправомерных деяний дана в теме «Правовое поведение».

1«позволять и не вмешиваться» – фр.)